Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Заставка – небольшая орнаментальная или изобразительная (иногда сюжетная) композиция (в ширину наборной полосы или уже), выделяющая и украшающая начало какого-либо раздела как рукописной, так и печатной книги или журнала. Может включаться название раздела.
Концовка – слово концовка связано с профессиональной терминологией работников печати. В типографском деле оно и теперь обозначает рисунок, графическое украшение в конце рукописи, книги или в конце главы, раздела. Слово концовка образовано от прилагательного концевой с помощью суффикса- ка. Этот тип словообразования приобретает особую продуктивность в русском литературном языке с 60-х годов XIX в.
Буквица – первая буква абзаца, размер которой с декоративными целями увеличен.
Глава 1: ЗАСТАВКА
Заставка
Заставка – один из значимых элементов книжной графики. Представляет собой орнаментальную тематическую композицию, предназначенную для выделения или украшения начала главы, раздела издания. Этот элемент оформления выполняет роль своеобразной книжной увертюры, призванной подготовить читателя к активному восприятию литературного произведения либо какой-то его части. Помимо орнаментальной, может быть использована предметно-декоративная, символическая или эмблематическая заставка. Основным признаком, характеризующим ее, считается декоративность. Этим элементом украшены многие старинные книги. Простейшим примером заставки может служить обычная линейка, которую часто располагают вверху спусковой полосы.
Виды заставки
Заставка может быть использована в литературе абсолютно любого направления. Выполняется она всегда в едином графическом стиле со шрифтом книги. В настоящее время используются в основном следующие виды заставки:
• бордюрная линейка. Обычно этот тип сочетается с контрастным шрифтом. Тонкая или двойная тонкая при этом не применяется. Такое оформление используется чаще всего в научно-популярной познавательной литературе; (См. Рис. 1)
Рис. 1
• в художественной литературе обычно применяются более сложные орнаментальные рисованные или печатные заставки. При этом символическое значение этого элемента перекликается с содержанием произведения;
• сложная сюжетно-тематическая заставка. Этот вид представляет собой практически полноценную иллюстрацию. Такая заставка максимально хорошо помогает читателю сосредоточить внимание на тексте. Применяется как в художественной, так и в учебной литературе. (См. Рис. 2)
Рис. 2
Использование заставки в книге
Как уже упоминалось, заставка помещается в начале части или главы на спусковой полосе перед текстом. От последнего она отделяется белым полем. Очень часто этот элемент изображает сцену, описанную в начале главы. Часто заставка показывает место действия, пейзаж, призванный настроить читателя соответствующим сюжету образом. Выполняется данный элемент оформления всегда в едином стиле с так называемой «концовкой».
(См. Рис. 3)
Рис. 3
История русской заставки
Когда в нашей стране еще никто и не помышлял о печатании книг, в числе прочих «фряжских листов» (так называли гравюры) в Россию был завезен «Большой прописной алфавит» (в конце XV в). Поистине роскошный орнамент этой книги вызвал восхищение отечественных мастеров. Однако использовать подобное оформление в плане применения к славянским заглавным буквам было очень сложно. Для русского глаза подобный способ украшения страниц выглядел бы более чем необычно. Фантастическое смешение ягод, листьев, кедровых шишек и т.д. в «Прописном алфавите» выполнено прямо внутри букв, сами же литеры выглядят скромно. В русской традиции было принято поступать наоборот. Щедро украшались именно буквы. Пространству же вокруг и внутри них внимания практически не уделялось.
Тем не менее, заграничный стиль настолько понравился мастерам, что все же прижился в России и надолго остался одним из основных, используемых в оформлении. Его начали применять для декорирования заставки. Ранее ее выполняли в более строгом византийском стиле. После того, как чужеземные орнаменты были адаптированы к русским традициям, заставка принимает крайне необычный и оригинальный внешний вид. Новый завезенный латинский стиль и старый традиционный византийский переплетаются в ней самым причудливым образом.
Первые подобные заставки были выполнены в рукописной мастерской иконника Дионисия, впоследствии перешедшей к его наследнику Феодосию Изографу. Этот мастер первым научился изготавливать новый узор в металле и вклеивать полученные оттиски в книги. Таким образом, из рукописей данный орнамент перешел на страницы отечественных печатных книг. Большой вклад при этом в его совершенствование внес Иван Федоров. Именно благодаря его усилиям травяной орнамент становится максимально плавным и приобретает спокойный ритм. Фантастические цветы и травы имеют в трудах этого мастера необыкновенно органичный внешний вид. В результате более чем на сто лет они полностью вытесняют из книги все другие типы орнамента.
Сегодня данный стиль выполнения заставки называют старопечатным, несмотря на то, что он использовался и в рукописной книге XVI – XVII веков. В изданиях старообрядческих типографий такая заставка сохранилась вплоть до XX века. Использовали этот стиль Павел Кузанян, Александр Могилевский, Иван Билибин и другие художники. В 1940-х годах именно на основе данного орнамента Николаем Караванским был разработан наборный орнамент РСФСР. Вычурные витые листья и травы XVI столетия переплелись в нем с советской символикой – серпом, молотом и пятиконечной звездой.
Глава 2: КОНЦОВКА
Концовка – графическая композиция, орнаментальная или изобразительная, завершающая и украшающая книгу или какой-либо ее раздел. Иногда роль концовки выполняют последние строки текста, которым придана форма геометрической фигуры, чаши, и другое. (См. Рис. 4)
Рис. 4
Концевая полоса и основные правила вёрстки концевых полос
Концевой полосой называют последнюю полосу издания или его главы, раздела, отдельного рассказа, после которой следующий текст начинается с начальной полосы. Концевая полоса чаще всего бывает неполной.
Не разрешается на концевой полосе оставлять слишком мало текста. Как правило, он должен занимать не менее ¼ её высоты, то есть не менее размера спуска на начальных полосах. Если же текста на полосе меньше, то необходимо либо вогнать его в несколько предшествующих полос, либо, наоборот, выгнать несколько строк из предыдущих полос на концевую.
Не рекомендуется также оставлять на концевой полосе слишком малый пробел снизу; пробельный материал должен занимать не менее трех-четырёх строк основного кегля. Если места остается меньше, то выгонкой строк доводят концевую полосу до полной или же вгонкой строк увеличивают нижний пробел до минимально допустимых размеров.
Концовки и основные правила их вёрстки
Концовками называют линейки, специальные линейки с утолщениями, украшения, а иногда и небольшие иллюстрации, устанавливаемые в конце разделов, глав и других частей издания. На концевых полосах, занимающих всю полосу, концовку не ставят.
Глава 3: БУКВИЦА
Как таковое искусство оформления книг стало активно развиваться в раннехристианские времена, когда появились тексты, считавшиеся божественными, и, следовательно, требовавшие особого отношения. Постепенно книга перестала считаться простой фиксацией звучащей речи и превратилась в самостоятельное произведение искусства. Это отношение распространилось и на светские книги.
И тогда же появилась буквица как обязательная часть книжного декора. Буквицы щедро украшались цветными растительными орнаментами, часто доведёнными до поразительной ажурно-филигранной тонкости. Буквицы могли изображаться и в виде людей или животных, переплетённых с геометрическими узорами. В религиозных книгах буквицы украшались цветными иллюстрациями на библейские темы. Но далеко не всегда оформление буквиц напрямую соотносилось с содержанием и назначением текста. В некоторых случаях оно ему даже противоречило. Например, буквицы в христианских книгах содержат изображения, явно имеющие языческое происхождение. Символический язык старинных буквиц очень сложен и во многом до сих пор не расшифрован. (См. Рис. 5)
Рис. 5
Буквица – не просто декоративный элемент. Она играет особую роль. Буквица – первая буква записанной истории, пограничная точка, в которой повседневная жизнь прерывается и возникает другая жизнь, другой мир – тот, о котором рассказывает текст. Это точка, в которой пересекаются тайна природы (растительный орнамент), тайна человеческих чувств и страстей (их изображают животные и люди) – и тайна слова, тайна преображения человека и мира под действием слова. Поэтому текст, оформленный с буквицами, воспринимается по-другому – он более живой. А ещё буквица – пространство для индивидуального творчества. В допечатные времена оформлением буквиц занимались специальные художники, поэтому в старинных книгах все буквицы уникальны. И сейчас любую открытку или книгу можно сделать неповторимой с помощью буквиц. Даже для тех, кто не рисует сам – в сети очень много готовых вариантов буквиц, есть из чего выбрать.
На Руси буквицы появились предположительно в X веке (более старые книги не сохранились) под влиянием византийского искусства. В 988 году киевский князь Владимир Святославович женился на византийской царевне Анне. Вместе с ней в Киев прибыли священники, они привезли церковную утварь и богослужебные книги. Состоявшееся тогда же крещение русского народа определило не только то, какая литература получит распространение на Руси, но и то, по каким образцам рукописи будут украшаться. (См. Рис. 6)
Рис. 6
Уже древнейшие из сохранившихся русских книг — Остромирово Евангелие (1056-1057) и Изборник Святослава (1073) — во всём следуют византийской манере оформления книг. Из всех способов украшения заглавных букв русских художников-изографов больше всего привлекали растительные мотивы, доведённые византийскими мастерами до предельной условности. Смелые сочетания ярких красок ткали неповторимый, праздничный наряд книги. Для богатых заказчиков применялось «металлическое» письмо: особый писец — златописец — обводил контур буквицы чернилами из творёного золота, придавая ей вид драгоценного украшения.
В XII-XIII веках оформился своеобразный звериный стиль русских буквиц, предположительно связанный с похожими буквицами у кельтов. Этот стиль назван «тератологическим» (от греческого слова «чудище») Но русские «чудища» на буквицах, в отличие от кельтских, более спокойные и добродушные. (См. Рис. 7)
Рис. 7
В средневековой Европе одни из самых старых буквиц-шедевров содержатся в Келлской книге, созданной ирландскими монахами около 800 года. Эта книга и сейчас поражает невероятной сложностью и пышностью своего узорного оформления. В книге очень много разнообразных цветных буквиц (в Европе их называют инициалами).
Буквицы оттоновского стиля, получившие своё название от династии Оттонов, правившей в восточной части владений Каролингов, на территории современной Германии, с 919 по 1024 год. Оттоны оказывали щедрое покровительство различным видам искусства, благодаря чему развивалось и процветало искусство украшения рукописей. Буквицы, как правило, были большими, с обильной позолотой и характерными для этого периода узорами из переплетающихся ветвей, промежутки между которыми закрашивались яркими цветами.
В европейских религиозных книгах Средневековья буквицы были строго ранжированы по размеру и способу оформления. Буквица в начале книги могла быть просто гигантской и очень богато иллюстрированной. Буквица в начале главы была поменьше, но тоже украшалась цветными иллюстрациями.
Буквицы менее значимые оформлялись затейливым и иногда контрастным по цвету филигранным узором, часто доведённым до поразительной тонкости и мастерства.
Книгопечатание в Европе и в России появилось в XV и XVI веках. Поначалу для буквиц оставляли место и рисовали их от руки, но постепенно они во многих книгах тоже стали печатными. Иногда их потом раскрашивали вручную. Упрощать их никто и не думал. Буквица по-прежнему оставалась искусством. Но теперь она стала искусством не только художников, но и мастеров, делающих штампы: резчиков по дереву и гравёров на меди. На гравировку одной сложной буквицы на металле уходило до нескольких месяцев.
У Ивана Фёдорова был сподвижник Пётр Мстиславец, который создал свой собственный стиль буквиц – тонкий, лаконичный и в то же время изысканный. Каллиграфическая непринужденность этих буквиц позволяет совершенно забыть, что они вышли из-под печатного пресса. Буквицы этого стиля широко использовались в изданиях Московского печатного двора в XVII в.
В наше время самые разные буквицы можно создавать при помощи компьютерной графики. Но и эти буквицы сохраняют отчётливое сходство со старинными традициями оформления буквиц. (См. Рис.
Рис. 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, можно сказать, что заставка, концовка, буквица – все это элементы книжного оформления, которые необходимы с декоративной точки зрения.
Изучив разнообразие элементов, можно создать свои уникальные заставки, концовки и буквицы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
- «Шрифт, верстка, дизайн. Основы типографики; Технические приемы работы; Правила для установки и др.». Джеймс Феличи, 2004 г., 496 стр.
- «Облик книги. Избранные статьи о книжном оформлении и типографике». Ян Чихольд, 2013 г., 260 стр.
Руководство
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
- “Galamosaic” [ЭР, URL: http://galamosaic.ru/ru/mediateka/detail.php?id=442] (дата обращения: 25.05.2019)
- «Академик» [ЭР, URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/88220/%D0%97%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0] (дата обращения: 25.05.2019)
- «Академик» [ЭР, URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/wordhistory/428/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0] (дата обращения: 25.05.2019)
- «Библиофонд» [ЭР, URL: http://slovari.bibliofond.ru/enc_pictures_word/%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%A6%D0%9E%D0%92%D0%9A%D0%90/] (дата обращения: 25.05.2019)
- Издательство “Press-book” » [ЭР, URL: https://www.press-book.ru/2009-10-23-21-08-12/5-2009-10-25-10-45-32/29-2009-11-18-12-00-20] (дата обращения: 25.05.2019)
- Виды дисциплинарной ответственности работника.
- Функции и задачи Федеральной инспекции труда.
- Функции и задачи Федеральной инспекции труда. (Государственная инспекция труда выполняет следующие функции:)
- Опыт благотворительной деятельности религиозных организаций (Факультет: юриспруденция)
- Развитие персонала социальных служб, организаций и учреждений
- Образование как один из главных государственных приоритетов в современном мире
- Методы и методики оценки в образовании (Сведения из истории)
- Судейство спортивного соревнования по баскетболу.
- Основные этапы допечатной подготовки многополосных изданий.
- Физическое воспитание
- ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ И ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ (Легкоатлетические упражнения как средство физического воспитания молодежи)
- Дообрезные и послеобрезные форматы изданий
-
Соедини слово и его лексическое значение.
Ветхая землянка |
Плата. |
Откуп |
Большая рыболовная сеть. |
Невод |
Старый дом, вырытый в земле. |
Кликать |
Ругается. |
Пуще |
Звать. |
Бранится |
Больше. |
Корысть |
Сделанные и тонких досок. |
Тесовые вороты |
Выгода, польза. |
Столбовая дворянка |
Женская, теплая кофта обычно без рукавов. |
Душегрейка |
Чуб. |
Кичка |
Дворянка, старинного рода. |
Чупрун |
Старинны головной убор замужней женщины. |
Белены объелась |
Пряник, с отпечатанными рисунками или буквами. |
Пряник печатный |
Находиться в полном подчинении у кого-нибудь. |
Быть на посылках |
Обезумела. |
-
Восстанови последовательность
___На море чёрная буря.
___Перед стариком изба со светёлкой.
___За столом сидит старуха царицей.
___ У старухи новое корыто.
___Старик закинул в море невод.
___Старуха перед разбитым корытом.
___На крыльце высокого терема стоит старуха.
___Старик поймал золотую рыбку.
-
Проследи, как постепенно менялось море.
___помутилось
___не спокойно
___на море чёрная буря
___почернело
___слегка разыгралось
6. Объясни, подходят ли пословицы к сказке:
Много захочешь — последнее потеряешь.
Много желать — добра не видать.
Кто малым не доволен, тот большого не достоин.
-
Найди слова в тексте и вставь их в пропущенные места:
-
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей:_______________________________________
-
Приплыла к нему рыбка. Спросила:______________________________________________________________________
-
«Что ты, баба белены______________________________?»
-
«Чай, теперь твоя душенька__________________________?»
-
Характеристика героя
1. Где живет герой?________________________ ________________________________________
2. Чем занимается?________________________ ________________________________________
3. Какой характер у героя?_____________________________________________________________________________________________________________________ 4. Что вам понравилось или не понравилось в герое?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.Старик и старуха жили в тереме. |
|
2. Бабка бранила старика за то, что он вернулся без рыбы. |
|
3. Старик поймал рыбку неводом. |
|
4. Старик попросил у рыбки во второй раз царский титул. |
|
5.Рыбка отплатила старухе тем, что забрала старика. |
|
|
|
7.Старуха была наказана за жадность. |
|
8.Сказку о рыбаке и рыбке написал С. Есенин. |
|
Верно — желтым цветом, неверно — серым.
Инициалы-буквицы,Заставки,концовки и другие украшения книги
1,153
Pins
2w
Collection by
Вера Алексеева
Similar ideas popular now
Illuminated Letters
Book Of Kells
Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации
Expressionist Art
Children’s Book Illustration
Illustrations
Russian Art
Ex Libris
Wood Engraving
Vladimir
Woodcut
Book Design
Владимир Фаворский. Графика. Книга. Библиотека книжной графики, СПб, 27.03.2015
Literary Form
Types Of Resources
Teaching The Alphabet
Library Catalog
Frederick Douglass
Architecture Tattoo
The Orator
Luxor Egypt
Moon Knight
British Library digitised image from page 9 of «The Suicid… | Flickr
Medieval Drawings
British Library
Illustration
Flickr
Image
British Library digitised image from page 141 of «The Icel… | Flickr
Alexander Koch
Saved Pages
Web Address
German Language
Internet
Free
Darmstadt
Kunst
Archive
Deutsche Kunst und Dekoration : Koch, Alex. (Alexander), 1860-1939 : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive
Cool Lettering
Lettering Design
Drop Cap
Letter Example
University Of Toronto
Initial Letters
Internet Archive
The Borrowers
Deutsche kunst und dekoration : Koch, Alex. (Alexander), 1860-1939 : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive
Alphonse Mucha
Alfons Maria Mucha
Mucha Art
Art Nouveau
Art Deco
Medieval
Vintage Typography
Gravure
Initial «E» (modified) by Mucha — from ‘Le Pater’ (Our F… | Flickr
Julius
Dekorative Vorbilder Band 8 : Julius Hoffmann : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive
Geometric Tattoo
Free Download
Workshop
Atelier
Work Shop Garage
The Workshop : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive
Modern Art Decor
History
Historia
Modern decorative art : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive
Modern decorative art : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive
Brigham Young University
Modern decorative art : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive
Symbols
Glyphs
Icons
Modern decorative art : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive
Free Online Library
Matching Gifts
Modern decorative art : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive
Modern decorative art : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive
Auguste
Bnf
Woodcut Art
Etchings
À rebours / J.-K. Huysmans ; 220 gravures sur bois en coul. de Auguste Lepère | Gallica
Liberty
Cards
Political Freedom
Freedom
Maps
Playing Cards
À rebours / J.-K. Huysmans ; 220 gravures sur bois en coul. de Auguste Lepère | Gallica
Illusion
Pont Royal
Book Cover
Books
Art
Art Background
À rebours / J.-K. Huysmans ; 220 gravures sur bois en coul. de Auguste Lepère | Gallica
Left Arrow
Design Art
Graphic Design
Paris
Romanticism
Heart Art
Surface Pattern Design
Scribble
À rebours / J.-K. Huysmans ; 220 gravures sur bois en coul. de Auguste Lepère | Gallica
Penmanship
Kingfisher
Wikimedia Commons
Deathly Hallows Tattoo
Triangle Tattoo
Initials
Letters
Ink
Category
Aufseeser lettrine J — Category:Kingfishers in art — Wikimedia Commons
Free Illustration Images
Free Illustrations
Photo Illustration
Botanical Illustration
Getty Museum
Classical Art
Calligraphy Art
Public Domain
Flower Art
Каллиграфия и миниатюры при дворе императора Рудольфа II («Образцовая книга каллиграфии», The Model Book of Calligraphy, 1591–1596) 2. Обсуждение на LiveInternet — Российский Сервис Онлайн-Дневников
Medieval Books
Medieval Manuscript
Medieval Art
Calligraphy Fonts Alphabet
Handwriting Fonts
Typography
Alphabet Book
Font Alphabet
Graffiti Alphabet
Letter V
Kauffman
Woodcuts Prints
National Art
The V&a
Victoria And Albert Museum
Paul
Print | Kauffman, Paul | V&A Explore The Collections
Coins
Personalized Items
Rooms
Н.К.Рерих. Русский город. Виньетка. 1920
Playing Card Games
Game Cards
Playing Card
Н.К.Рерих. Виньетка. Знак издательства
Презентация на тему «Выполнение эскизов элементов оформления книги. Заставка. Буквицы. Концовка» 7 класс
-
Скачать презентацию (2.0 Мб)
-
4 загрузки -
0.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Посмотреть и скачать презентацию по теме «Выполнение эскизов элементов оформления книги. Заставка. Буквицы. Концовка» по ИЗО (изобразительное искусство), включающую в себя 8 слайдов. Скачать файл презентации 2.0 Мб. Для учеников 7 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по ИЗО (изобразительное искусство)
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
8
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
Оформление книг
Выполнила учитель ИЗО
Оболенская Марина Андреевна -
Слайд 2
Элементы оформления книги:
Заставка
Буквица
Концовка -
Слайд 3
Заставка – это картинка, которая открывает текст
-
Слайд 4
Буквица – это первая буква начального слова книги, главы, раздела, произведения, увеличенная по размеру и декоративно оформленная
-
Слайд 5
Концовка – это картинка, которая закрывает текст
-
Слайд 6
Рисование буквицы
-
Слайд 7
Декоративное оформление буквицы
-
Слайд 8
Цветовое решение буквицы
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте