Попробуйте написать собственный текст на школьную тему в форме одного из жанров фольклора сказка

Обновлено: 10.01.2023

Рассказы по пословицам о труде на школьную тему наиболее близки ученикам 2 — 5 классов. Наши тексты помогут ребятам придумать свой маленький и назидательный рассказ о трудолюбии.

Образец сочинения на школьную тему по пословице

Как — то раз я никак не могла решить задачу по математике. Очень старалась сама осилить выполнение сложных действий в задаче.

Моя подружка Даша позвонила мне и пригласила погулять на улице. Я удивилась, что Даша так быстро справилась с домашней работой. Однако подружка, увидев, что решение задачи займёт много времени и не пыталась найти решение. Я гулять не пошла, хотя очень хотелось. Погода стояла прекрасная.

Весной в школе нас попросили сделать скворечники для птиц. Мы с папой решили выполнить задание, не откладывая на завтра. Папа начертил план, мы вместе купили доски и гвозди. стали мастерить. Я с радость помогал папе забивать гвозди, разукрашивал домик для скворцов.

Когда мы повесили скворечник на большую яблоню, птицы сразу облюбовали новую квартирку, наносили туда травинок, пёрышек и свили гнездо. А вечером скворец запел, словно благодарил нас за уютный дом. Так было радостно. Не даром говорят, где труд, там и радость.

Как — то раз я никак не могла решить задачу по математике. Очень старалась сама осилить выполнение сложных действий в задаче.

Моя подружка Даша позвонила мне и пригласила погулять на улице. Я удивилась, что Даша так быстро справилась с домашней работой. Однако подружка, увидев, что решение задачи займёт много времени и не пыталась найти решение. Я гулять не пошла, хотя очень хотелось. Погода стояла прекрасная.

Пример сочинения на школьную тему по пословице

Мама напомнила дочке народную мудрость, что сначала надо подумать, а потом говорить, и предложила ей испечь яблочный пирог вместе. Наташа с радостью согласилась. Когда угощение было готово, все подружки собрались за одним большим столом. Весело разговаривали и шутили.

Наташа запомнила мамины слова на всю жизнь. Она теперь всегда сначала подумает, а потом говорит.

4. Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.

а ) дактиль а) сравнение а) аллегория

б) рассказ б) ямб б) басня

в) роман в) анапест в) баллада

г) хорей г) метафора г) поэма

д) эпитет д) олицетворение д) антитеза

е) гипербола е) пословица е) инверсия

(За каждый верный ответ 1б. Всего 3 б.)

  1. Соотнесите имя и фамилию русских и зарубежных писателей.

1) Иван Алексеевич 1) Маршак

2) Роберт 2) Метерлинг

3) Михаил Юрьевич 3) Бунин

4) Василий Андреевич 4) Жуковский

5) Роберт Льюис 5) Крылов

6) Самуил Яковлевич 6) Бёрнс

7) Иван Андреевич 7) Стивенсон

8) Морис 8) Лермонтов

(За каждый верный ответ 1б. Всего 8 б.)

(За верный ответ 1 б.)

а) В надежде славы и добра

Гляжу вперед я без боязни:

Начало славных дней Петра

Мрачили мятежи и казни.

б) Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят.

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

(За каждый верный ответ 1б. Всего 2 б.)

  1. Попробуйте написать собственный текст на школьную тему в форме одного из жанров фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины, скороговорки, песни, частушки), используя особенности жанра (например, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы, зачины и т. д.).

(Максимальное количество баллов – 5)

  1. Особенностью художественного стиля народных песен являются постоянные эпитеты. Попробуйте вспомнить, какие эпитеты чаще всего определяют следующие слова: 1) …девица, 2)…молодец, 3) …кудри, 4)…очи, 5)…коса, 6)…брови, 7)…слеза, 8)…печаль, 9)…головушка, 10)…травушка, 11)…сокол, 12). береза, 13)…друг.

(За верный ответ 1б. Всего 13 б.)

При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста;

проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение;

определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа.

(Максимальное количество баллов – 10)

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Начался учебный год,
Часики затикали,
А меня вопрос гнетет:
Скоро ли каникулы?

Даже в Танин день рожденья
Юра по привычке
Таню вместо поздравленья
Дернул за косички!

Вова в школу опозданья
Объясняет просто:
— А учиться, Мариванна,
Никогда не поздно!

Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.

Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!

В нашем классе все ребята
Любят отличиться.
Кто рисует, кто поет,
Лишь бы не учиться.

Если ты — моя подруга,
Из несчастья вызволи.
Подними скорее руку,
Чтоб меня не вызвали!

Валя мучила расческу,
К школе делала прическу.
Мучила-то, мучила,
А получилось чучело!

Дятел пестрый клювом острым
Долбит звонкую сосну.
Две сороки на уроке
Нарушают тишину.

В школу я иду с цветами,
Маму за руку держу.
Из-за пышного букета
Я дверей не нахожу.

Леша наш на перемене
Занимается куреньем,
Был всегда румяный он,
Стал он желтый, как лимон.

На траве лежат дрова,
А на стуле — кнопка.
Проглядела голова,
А страдает попка!

Петя Катю колотил
— Даже притомился:
Хрестоматией лупил,
Может, он влюбился?

Как-то Оля получила
Сашину записку,
Одолжи мне на диктант
Ручку-самописку.

Николай пример решал,
А Сергей ему мешал.
Вот, ребята, вам пример,
Как нельзя решать пример!

Раз с приятелем в День смеха
Поменяли — вот потеха! —
В школе мы на этаже
Все таблички «М» и «Ж».

Прогулял Сережа в парке
И не выучил урок.
Взял и спрятался под парту,
Чтоб никто найти не смог.

Ехать клево по паркету!
Жаль коньков с собою нету.
Форма грязная в итоге —
Хорошо хоть целы ноги.

Что за шепот слышен в классе?
Кто нам так мешает?
Это просто кто-то с кем-то
Что-то обсуждает.

Утомился наш дружок,
От урока просто взмок.
Почему он так устал? —
Весь урок звонок он ждал.

В школу шел я по дороге,
Чуть передвигая ноги.
Вот ступеньки. Вот порог.
Тут и кончился урок!

К двойкам нам не привыкать,
Двойки так легко хватать,
Ничего учить не надо —
Вот за это и награда.

Сережку вызвали к доске,
Но молчит Сережка,
Потому, что весь урок
Он смотрел в окошко.

Горе горькое у Кати,
Всем Катюшу жалко —
Из дыры в кармане платья
Выпала шпаргалка.

Не ответила про сказки
На вопрос Аленка.
И в дневник ей поместили
Гадкого утенка!

Кто толкается в буфете?
Пробивается вперед? —
Пожалейте Иру, дети,
Дайте Ире бутерброд!

На уроке мы болтали,
Ничего не замечали.
А потом искали долго
В Гималаях нашу Волгу.

В школе слышан тут и там
Петушиный шум и гам.
Здесь случаются бои-
Петухи у нас свои.

Дима слух развил хороший.
Может без опаски
Слушать стоя у доски,
С дальних парт подсказки.

Хоть оценки и не очень,
Петя очень знаменит,
Потому что, между прочим,
Он ушами шевелит.

Мы писали сочинение
Целый день до посинения,
А когда работы сдали,
То с трудом всех откачали!

Оля мучила расческу,
В школе делала прическу.
Мучила-то, мучила,
Да получилось чучело

Если ты моя подруга,
Из несчастья вызволи.
Подними скорее руку
Чтоб меня не вызвали.

На уроке наш Сережа
Ничего сказать не может.
Как урок кончается –
Рот не закрывается.

На уроке физкультуры
Бегаем и прыгаем,
Лишь учитель отвернется-
Мы ногами дрыгаем

Я пропела Вам частушки
Про ребят и про дела.
Продолжайте, кто умеет,
Ну, а я домой пошла

Мы частушки долго пели,
А теперь хотим сказать:
«Поскорей берите ручку
и в дневник нам ставьте ПЯТЬ

Мы с моей подругой Лизой
Вместе ходим в восьмой класс
Пропоем мы вам частушки
И про школу и про нас!

Анатомия, наука, –
Просто развлечение:
Мы скелета угощали
Колбасой с печением!

Очень быстро разучили
Юля с Катей новый стих.
А четверку получили,
К сожаленью, на двоих

Я сидела на ЕГЭ и не знала ни фигЭ,
Мне никто списать не дал
На экзамене провал!

Папа у Васи силен в математике, учится папа за Васю весь год,
Где это видано, где это слыхано, папа решает, а Вася сдает.

у лукоморья дуб срубили
кота на мясо зарубили
златую цепь бомжи спалили
русалку в бочку засалили

там, на неведомых дорожках
уже давно растет кортошка
скелеты бродят в босоножках
следы разбитых Жигулей
и Мерседес на курьих кожках
стоит бео окон, без поршней

там 33 богатыря
в помойке ищут 3 рубля
а их дядька Черномор
пошел пассать под забор

Подготовьте собственный текст частушки на школьную тему или ис­полнение одной из частушек (напевное произнесение).

Ответ

1.

Я частушки сочиняю
Сочинять мне их не лень
Если б в школу не ходила
Сочиняла б целый день

2.

Наш учитель очень строг
Не пошли мы на урок
Уж , как радовался он
Что от нас освобожден.

3.

В школе задали урок
Выпечь к празднику пирог.
Я заляпала всю кухню —
Не пошёл урок мне впрок!

4.

Два плюс два. три плюс четыре —
Математику учу.
Стул на стул по всей квартире —
Скоро крепость получу.

5.

Дятел пестрый клювом острым
Долбит звонкую сосну.
Две сороки на уроке
Нарушают тишину.

6.

Петя Катю колотил
— Даже притомился:
Хрестоматией лупил,
Может, он влюбился?

7.

Как-то Оля получила
Сашину записку,
Одолжи мне на диктант
Ручку-самописку.

8.

9.

На уроке мы болтали,
Ничего не замечали.
А потом искали долго
В Гималаях нашу Волгу.

10.

Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.

Читайте также:

      

  • Стандарты среднего профессионального образования кратко
  •   

  • Дошкольное образование в канаде кратко
  •   

  • Совместная игра с воспитателем в старшей группе тема детский сад
  •   

  • Таксономия учебных задач кратко
  •   

  • Требования к тексту делового письма кратко

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

2017-2018  учебный год

8 класс

(Максимум –  50 баллов)

  1. Соотнесите определение и соответствующее ему понятие:

а) один из видов лиро-эпического жанра, основные                    1) былина

 черты – наличие развернутого сюжета и вместе с

тем – широкое развитие образа лирического героя;

б) жанр русского фольклора, героико-патриотическая                2) поэма

 песня-сказание о богатырях и исторических событиях;

в) вид устных повествований с фантастическим                          3) сказка

 вымыслом, формы которого исторически складывались

 в связи с мифологией.  (За каждый верный ответ 1 б. Всего 3 б.)

  1. Соотнесите имена русских богатырей и черты, наиболее для них характерные:

а) Илья Муромец                           1) удалой, буйный, азартный

б) Алеша Попович                         2) мудрый, степенный, уверенный в себе,                    

                                                             предусмотрительный

в) Василий Буслаев                        3) трудолюбивый, неторопливый, хозяйственный

г) Микула Селянинович                4) неопытный, наглый, ленивый, хитроватый

(За каждый верный ответ 1б. Всего 4 б.)

  1. Определите стихотворный размер стихотворения Афанасия Фета 

Ель рукавом мне тропинку завесила

а) анапест

б) амфибрахий

в) дактиль

(За верный ответ 1 б.)

4.         Перед вами  термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.  

   а)     дактиль                  а) сравнение                        а) аллегория  

   б)     рассказ                   б) ямб                                   б) басня

   в)     роман                      в) анапест                           в) баллада  

   г)     хорей                       г) метафора                        г) поэма      

   д)    эпитет                    д) олицетворение                д) антитеза

  е)      гипербола                е) пословица                        е) инверсия

(За каждый верный ответ 1б. Всего 3 б.)

  1. Соотнесите имя и фамилию русских и зарубежных писателей.

   1) Иван Алексеевич                          1) Маршак  

   2) Роберт                                            2) Метерлинг

   3) Михаил Юрьевич                          3) Бунин

  4) Василий Андреевич                      4) Жуковский  

   5)  Роберт Льюис                               5) Крылов

   6) Самуил Яковлевич                        6) Бёрнс

   7) Иван  Андреевич                           7) Стивенсон

    8)  Морис                                             8) Лермонтов  

(За каждый верный ответ 1б. Всего 8 б.)

  1. Напишите литературоведческую статью: «Гипербола  —  это…».

(За верный ответ 1 б.)

  1. Определите стихотворный размер:

а)                         В надежде славы и добра

                            Гляжу вперед я без боязни:

                            Начало славных дней Петра

                            Мрачили мятежи и казни.

                                                      ( А.С.Пушкин)

 б)                        Листья в поле пожелтели,

                             И кружатся, и летят.

                             Лишь в бору поникши ели

                            Зелень мрачную хранят.        

(За каждый верный ответ 1б. Всего 2 б.)

  1. Попробуйте написать собственный текст на школьную тему в форме одного из жанров фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины, скороговорки, песни, частушки), используя особенности жанра (например, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы, зачины и т. д.).

(Максимальное количество баллов – 5)

  1. Особенностью художественного стиля народных песен являются постоянные эпитеты. Попробуйте вспомнить, какие эпитеты чаще всего определяют следующие слова: 1)…девица, 2)…молодец, 3) …кудри, 4)…очи, 5)…коса, 6)…брови, 7)…слеза, 8)…печаль, 9)…головушка, 10)…травушка, 11)…сокол, 12)…береза, 13)…друг.

(За  верный ответ 1б. Всего 13 б.)

  1. Комплексный анализ прозаического произведения.                                                                                  Напишите отзыв на миниатюру И.С.Тургенева «Воробей».

При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста;

проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение;

определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа.

                      (Максимальное количество баллов – 10)

Воробей.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Апрель, 1878
                                                                                                                       Всего 50 баллов

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

2020-2021  учебный год

Составила учитель МБОУ «Навлинская ООШ»

Листратова Наталья Викторовна

8 класс

(Максимум –  50 баллов)

  1. Соотнесите определение и соответствующее ему понятие:

а) один из видов лиро-эпического жанра, основные                    1) былина

черты – наличие развернутого сюжета и вместе с

тем – широкое развитие образа лирического героя;

б) жанр русского фольклора, героико-патриотическая                2) поэма

песня-сказание о богатырях и исторических событиях;

в) вид устных повествований с фантастическим                          3) сказка

вымыслом, формы которого исторически складывались

в связи с мифологией.  (За каждый верный ответ 1 б. Всего 3 б.)

  1. Соотнесите имена русских богатырей и черты, наиболее для них характерные:

а) Илья Муромец                           1) удалой, буйный, азартный

б) Алеша Попович                         2) мудрый, степенный, уверенный в себе,

предусмотрительный

в) Василий Буслаев                        3) трудолюбивый, неторопливый, хозяйственный

г) Микула Селянинович                4) неопытный, наглый, ленивый, хитроватый

(За каждый верный ответ 1б. Всего 4 б.)

  1. Определите стихотворный размер стихотворения Афанасия Фета

Ель рукавом мне тропинку завесила

а) анапест

б) амфибрахий

в) дактиль

(За верный ответ 1 б.)

  1. Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.  

   а)     дактиль                  а) сравнение                        а) аллегория 

   б)     рассказ                   б) ямб                                   б) басня

   в)     роман                      в) анапест                           в) баллада  

   г)     хорей                       г) метафора                        г) поэма     

   д)    эпитет                    д) олицетворение                д) антитеза

  е)      гипербола                е) пословица                        е) инверсия

(За каждый верный ответ 1б. Всего 3 б.)

  1. Соотнесите имя и фамилию русских и зарубежных писателей.

   1) Иван Алексеевич                          1) Маршак

2) Роберт                                            2) Метерлинг

3) Михаил Юрьевич                          3) Бунин

4) Василий Андреевич                      4) Жуковский

5)  Роберт Льюис                               5) Крылов

6) Самуил Яковлевич                        6) Бёрнс

7) Иван  Андреевич                           7) Стивенсон

8)   Морис                                            8) Лермонтов

(За каждый верный ответ 1б. Всего 8 б.)

  1. Дайте развернутый ответ: «Гипербола —  это…». Приведите пример использования гиперболы в литературном произведении.

(За верный ответ 1 б.)

  1. Определите стихотворный размер:

а)                         В надежде славы и добра

Гляжу вперед я без боязни:

Начало славных дней Петра

Мрачили мятежи и казни.

( А.С.Пушкин)

б)                        Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят.

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

(За каждый верный ответ 1б. Всего 2 б.)

  1. Попробуйте написать собственный текст на школьную тему в форме одного из жанров фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины, скороговорки, песни, частушки), используя особенности жанра (например, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы, зачины и т. д.).

(Максимальное количество баллов – 5)

  1. Особенностью художественного стиля народных песен являются постоянные эпитеты. Попробуйте вспомнить, какие эпитеты чаще всего определяют следующие слова: 1)…девица, 2)…молодец, 3) …кудри, 4)…очи, 5)…коса, 6)…брови, 7)…слеза, 8)…печаль, 9)…головушка, 10)…травушка, 11)…сокол, 12)…береза, 13)…друг.

(За  верный ответ 1б. Всего 13 б.)

  1. Комплексный анализ прозаического произведения. Напишите отзыв на миниатюру И.С.Тургенева «Воробей».

При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста;

проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение;

определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа.

                      (Максимальное количество баллов – 10)

Воробей.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Апрель, 1878
                                                                                                                       Всего 50 баллов

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

2020-2021 учебный год

8 класс

Ответы

  1. а -2; б -1; в – 3

(За каждый верный ответ 1 б. Всего 3 б.)

  1. а – 2; б – 4; в – 1; г – 3

(За каждый верный ответ 1б. Всего 4 б.)

  1. в

(За верный ответ 1 б.)

  1. Жанры, тропы, стихотворные размеры.

(За каждый верный ответ 1б. Всего 3 б.)

  1. 1- 3;   2 — 6;   3 — 8;  4 — 4;   5 – 7 ;  6 – 1 ;  7 – 5 ;  8 – 2

(За каждый верный ответ 1б. Всего 8 б.)

  1. Гипербола —  это    (от др.-греч. ὑπερβολή — «переход», «преувеличение») — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли…

(За верный ответ 1 б.)

  1. а) ямб, б) хорей.

(За каждый верный ответ 1б. Всего 2 б.)

  1. (Максимальное количество баллов – 5)
  2. 1) красна девица; 2)добрый молодец; 3)золотые кудри; 4) черные очи, грозные очи, дивные очи; 5) русая коса; 6) соболиные брови; 7) горькая слеза; 8) безвыходная печаль; 9) буйная головушка, отчаянная головушка; 10) травушка-муравушка; 11) ясный сокол; 12) белая береза, белоствольная береза; 13) старый друг, добрый друг, верный друг.

(За  верный ответ 1б. Всего 13 б.)

  1. Комплексный анализ прозаического текста.

   (Максимальное количество баллов – 10)

Всего 50 баллов.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

2020-2021 учебный год

Составила учитель МБОУ «Навлинская ООШ»

Листратова Наталья Викторовна

8 класс

(Максимум – 50 баллов)

1. Соотнесите определение и соответствующее ему понятие:

а) один из видов лироэпического жанра, основные 1) былина

черты – наличие развернутого сюжета и вместе с

тем – широкое развитие образа лирического героя;

б) жанр русского фольклора, героикопатриотическая 2) поэма

песнясказание о богатырях и исторических событиях;

в) вид устных повествований с фантастическим 3) сказка

вымыслом, формы которого исторически складывались

в связи с мифологией. (За каждый верный ответ 1 б. Всего 3 б.)

2. Соотнесите имена русских богатырей и черты, наиболее для них характерные:

а) Илья Муромец 1) удалой, буйный, азартный

б) Алеша Попович 2) мудрый, степенный, уверенный в себе,

предусмотрительный

в) Василий Буслаев 3) трудолюбивый, неторопливый, хозяйственный

г) Микула Селянинович 4) неопытный, наглый, ленивый, хитроватый

(За каждый верный ответ 1б. Всего 4 б.)

3. Определите стихотворный размер стихотворения Афанасия Фета

Ель рукавом мне тропинку завесила

а) анапест

б) амфибрахий

в) дактиль

(За верный ответ 1 б.)

4. Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались.

Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.

а) дактиль а) сравнение а) аллегория

б) рассказ б) ямб б) басня

в) роман в) анапест в) баллада

г) хорей г) метафора г) поэма

д) эпитет д) олицетворение д) антитеза

е) гипербола е) пословица е) инверсия

(За каждый верный ответ 1б. Всего 3 б.)

5. Соотнесите имя и фамилию русских и зарубежных писателей.

1) Иван Алексеевич 1) Маршак

2) Роберт 2) Метерлинг

3) Михаил Юрьевич 3) Бунин

4) Василий Андреевич 4) Жуковский

5) Роберт Льюис 5) Крылов

6) Самуил Яковлевич 6) Бёрнс

7) Иван Андреевич 7) Стивенсон

8) Морис 8) Лермонтов

(За каждый верный ответ 1б. Всего 8 б.)

6. Дайте развернутый ответ: «Гипербола это…». Приведите пример использования

гиперболы в литературном произведении.

(За верный ответ 1 б.)

7. Определите стихотворный размер:

а) В надежде славы и добра

Гляжу вперед я без боязни:

Начало славных дней Петра

Мрачили мятежи и казни.

( А.С.Пушкин)

б) Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят.

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

(За каждый верный ответ 1б. Всего 2 б.)

8. Попробуйте написать собственный текст на школьную тему в форме одного из жанров

фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины, скороговорки, песни, частушки),

используя особенности жанра (например, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы, зачины и

т. д.).

(Максимальное количество баллов – 5)

9. Особенностью художественного стиля народных песен являются постоянные эпитеты.

Попробуйте вспомнить, какие эпитеты чаще всего определяют следующие слова:

1)…девица, 2)…молодец, 3) …кудри, 4)…очи, 5)…коса, 6)…брови, 7)…слеза, 8) …печаль,

9)…головушка, 10)…травушка, 11)…сокол, 12)…береза, 13)…друг.

(За верный ответ 1б. Всего 13 б.)

10. Комплексный анализ прозаического произведения.

Напишите отзыв на миниатюру И.С.Тургенева «Воробей».

При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста;

проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение;

определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа.

(Максимальное количество баллов – 10)

Воробей.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.

Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив

едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый

черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой и весь взъерошенный, искаженный, с

отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от

ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всетаки он не мог усидеть

на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее

порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и

движется жизнь.

Апрель, 1878

Всего 50 баллов

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

2020-2021 учебный год

8 класс

Ответы

1. а 2; б 1; в – 3

(За каждый верный ответ 1 б. Всего 3 б.)

2. а 2; б – 4; в – 1; г – 3

(За каждый верный ответ 1б. Всего 4 б.)

3. в

(За верный ответ 1 б.)

4. Жанры, тропы, стихотворные размеры.

(За каждый верный ответ 1б. Всего 3 б.)

5. 1- 3; 2 — 6; 3 — 8; 4 — 4; 5 7 ; 6 1 ; 7 5 ; 8 2

(За каждый верный ответ 1б. Всего 8 б.)

6. Гипербола это (от др.греч. ὑπερβολή «переход», «преувеличение») стилистическая

фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания

сказанной мысли…

(За верный ответ 1 б.)

7. а) ямб, б) хорей.

(За каждый верный ответ 1б. Всего 2 б.)

8. (Максимальное количество баллов – 5)

9. 1) красна девица; 2)добрый молодец; 3)золотые кудри; 4) черные очи, грозные очи, дивные

очи; 5) русая коса; 6) соболиные брови; 7) горькая слеза; 8) безвыходная печаль; 9) буйная

головушка, отчаянная головушка; 10) травушкамуравушка; 11) ясный сокол; 12) белая береза,

белоствольная береза; 13) старый друг, добрый друг, верный друг.

(За верный ответ 1б. Всего 13 б.)

10. Комплексный анализ прозаического текста.

(Максимальное количество баллов 10)

Всего 50 баллов.

Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2021–2022 уч. г.

Школьный этап. 7-8 класс

Задание 1.

Перед вами известное литературное произведение, представленное в виде облака тегов. Слова в облаке тегов распределяются в соответствии с частотой их использования в тексте: чем слово крупнее, тем чаще оно встречается. Вам необходимо:

Определить жанр, название произведения и его автора.

метель

ТУЛУП

крепость

вожатый

Оренбург

поединок

любовь

орест

императрица Савелич

лошадь

ответ

баллы

Жанр

Название произведения

Автор

всего

Задание 2. Определите жанр произведения по его фрагменту.

Удивительно, как иногда причины самые ничтожные к самым серьезным последствиям приводят. Маленькая птичка Чижик, а такому, можно сказать стервятнику репутацию навек изгадил! Покуда не съел его майор, никому и на мысль не приходило сказать, что Топтыгин дурак. Все говорили: «Ваше степенство! Вы – наши отцы, мы – ваши дети!» Все знали, что сам Осел за него перед Львом предстательствует, а уж если Осел кого ценит – стало быть, он того стоит.

А) сказка

Б) былина

В) басня

Г) поэма

Жанр произведения

баллы

Задание 3.

По характеристике главного героя укажите его имя, название произведения и автора.

  1. Бедный дворянин, обожающий рыцарские романы. Охваченный безумием, он с головой погружается в мир своих фантазий и, решив стать странствующим рыцарем, отправляется на поиски приключений вместе со свои верным оруженосцем.

ответ

баллы

Имя героя

Название произведения

Автор

всего

  1. Остро чувствует фальшь, обман. По природе своей он добрый, благородный юноша, не желающий жить в мире интриг и корыстного обмана. Цель в жизни – отомстить за отца.

ответ

баллы

Имя героя

Название произведения

Автор

всего

Задание 4.

Укажите стихотворный размер, рифмовку, средства художественной выразительности использованные в отрывке:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

ответ

баллы

Стихотворный размер

Рифмовка

Средства художественной выразительности

всего

Задание 5.

Назовите псевдонимы писателей

имя писателя

псевдоним

баллы

Б. Н.Бугаев

А.П.Голиков

А.А.Горенко

Е.А.Придворов

Д.Чейни

И.А.Файзильберг и Е.П.Катаев

И.В.Можейко

Ч.Доджсон

А.М.Пешков

С.Клеменс

всего

Задание 6.

Определите писателя по биографическим сведениям о его жизни.

а) Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя»

б) Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.

в) Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа»

Задание 7. Назовите авторов произведений.

Названия произведений

Автор

баллы

1

«Бригадир», «Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы»

2

«Белый клык», «Сердца трех», «Зов предков»

3

«Сказка о потерянном времени», «Два брата», «Обыкновенное чудо»

всего

Задание 8.

Попробуйте написать собственный текст на школьную тему в форме одного из жанров фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины, скороговорки, песни, частушки), используя особенности жанра (например, эпитеты, гиперболы, повторы, зачины и т. д.).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

итого

баллы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Попробуйте как пишется правильно
  • Попробуй сочинить свою докучную сказку 3 класс по литературе неожиданная концовка
  • Попробуй самостоятельно составить к сказке сивка бурка вопросы которые требуют подробного ответа
  • Попробуй самостоятельно составить к сказке вопросы которые требуют подробного вдумчивого ответа
  • Попробуй придумать сказку в которой оживут предметы твоей комнаты

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии