Представляем вашему вниманию короткие хадисы, полные жизненной мудрости для каждого из нас.
1. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Религия – это искренность, доброе наставление (насыха). Сподвижники спросили: «В отношении кого?». Пророк (мир ему) сказал: «В отношении Аллаха и Его Книги, Его посланника, руководителей мусульман и простого народа» (Муслим).
2. «Ислам — есть высочайшая мораль» (Канз аль-Уммаль).
3. «Тот, кто не милосерден по отношению к другим созданиям, не увидит милосердие Аллаха» (Муслим, Тирмизи).
4. «Облегчайте и не усложняйте; давайте радостную весть и не вызывайте отвращения (от веры)» (Бухари, Муслим).
5. «Если ты не чувствуешь стыда, делай, что хочешь» (Бухари, Абу Дауд).
6. «Тот, кто открывает дорогу к богоугодному делу, подобен тому, кто совершил это благое деяние» (Тирмизи).
7. «Верующего не ужалят дважды из (одной и той же) норы» (Верующий не совершает одной и той же ошибки два раза). (Бухари, Муслим).
8. «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и пусть за каждым твоим плохим поступком следует хороший, который загладит предыдущий, и относись хорошо к людям» (Тирмизи).
9. «Избегайте домысла, истинно, домысел – худшее из лжи. И не подслушивайте, и не любопытствуйте, и не соперничайте, и не завидуйте, и не враждуйте, и не оборачивайтесь спиной друг к другу. И будьте, рабы Аллаха, братьями» (Тирмизи).
10. «Вера включает в себя более семидесяти (или: шестидесяти) ответвлений, наилучшим из которых является произнесение слов «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/», а наименьшим — устранение с пути того, что наносит вред (людям), и стыдливость — (одно из) ответвлений веры» (Бухари, Муслим).
11. «Если кто-то из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой. А если не может сделать этого рукой, то тогда языком. А если не может и языком, то сердцем, и это будет самым слабым проявлением имана» (Муслим, Абу Дауд).
12. «Глаза двоих в Судный день не увидят Огня: глаза, плакавшие из страха перед Аллахом и глаза того, кто был стражником на пути Аллаха» (Тирмизи).
13. «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, хорошо принимает своего гостя» (Ибн Маджа).
14. «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в исламе) того же, чего желает самому себе» (Бухари, Муслим).
15. «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллах (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет в День воскресения» (Бухари, Муслим).
16. «Никто из вас не войдет в Рай, если у него нет веры, и ни у кого из вас нет истинной веры, пока вы не полюбите друг друга» (Муслим, Тирмизи).
17. «Настоящий мусульманин — тот, от чьего языка и рук не страдают другие люди» (Тирмизи, Насаи).
18. «Не ненавидьте друг друга, не завидуйте друг другу и не отворачивайтесь друг от друга, но будьте рабами Аллаха братьями! И не разрешается муслиму продолжать разрыв отношений со своим братом свыше трех (дней)!» (Бухари).
19. «Будьте честными, потому что честность приводит к праведности, а праведность приводит к Раю. Остерегайтесь неправды, потому что она приводит к безнравственности, а безнравственность приводит к Аду» (Бухари).
20. «Не спорь со своим братом, не насмехайся над ним и не давай ему обещаний, которые ты не выполнишь» (Тирмизи).
Islam-Today
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
ЮНОМУ ЧИТАТЕЛЮ!
Всевышний Аллах желает, чтобы рабы Его были счастливы. Он направляет к ним посланников, чтобы те научили людей тому, как быть счастливыми. Посланники являются проводниками и учителями людей. Они учат людей предписаниям Всевышнего Аллаха и тому, как им надо жить в этом мире. Так происходило во все времена, начиная от первого пророка Адама и до последнего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
Вы знаете, что высказывания нашего Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) называются хадисами. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), принесший нам Священный Коран, являющий собой веление Всевышнего Господа, своими хадисами дал разъяснение этим божественным повелениям. Своими хадисами наш любимый Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) научил нас тому, как нам нужно поступать, чтобы достичь счастья на этом свете и в жизни после смерти.
Нам следует много читать священных хадисов, чтобы хорошо понимать веление Всевышнего Господа, без изъянов научиться нашей прекрасной религии. За минувшие столетия наши великие единоверцы подготовили из высказываний Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) сборники сорока хадисов, облегчив тем самым изучение мусульманами священных хадисов.
Написав для вас свою сороковую книгу, я хотел бы, чтобы она стала своего рода букетом сорока хадисов составленным из высказываний нашего Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям). Зная, как вы любите рассказы, я захотел изложить хадисы, сопроводив их рассказами. Иншааллах вам понравится моя книга. Если она вам понравится дорогие дети, пожалуйста, произнесите молитву за меня.
М. Йашар Кандемир
***
ПТИЧКИ
Один птицелов раскинул сеть на берегу ручья. Стайка птиц, обманутая разбросанным кормом, попалась в эту сеть.
Только птицелов подошел, чтобы собрать птиц они с шумом взлетели вместе с сетью.
Удивившись тому, как птицы, объединив свои усилия, смогли лететь в одном направлении, неся на себе сеть, птицелов пустился вслед за ними.
Человек, встретившийся на пути птицелова, спросил, почему он так взволнован и куда бежит.
Птицелов, указывая на улетающих птиц, сказал, что спешит поймать их.
Человек рассмеялся:
— Да образумит тебя Аллах. Неужели ты и вправду думаешь, что сможешь поймать летящих в небе птиц?
Птицелов ответил:
— Конечно, если бы в сеть попала одна птица я бы не смог ее догнать. Но их я догоню, вот увидишь.
Как он сказал, так и вышло. Как только наступили сумерки каждая из птиц начала тянуть сеть в сторону своего гнезда. Одни тянут сеть к лесу, а другие к озеру. Некоторые хотят лететь в горы, другие в кустарники. Ни одна из них так и не достигла цели, и вместе с сетью все они попадали на землю. Птицелов же настиг и поймал их всех.
Бедные птички, знай, они следующий хадис Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) все полетели бы в одну сторону и не достались бы птицелову.
«Не отдаляйтесь друг от друга ибо отбившуюся от стада овцу утаскивает волк».
***
КОЛЮЧКА
Некогда в одной из стран существовала страшная форма наказания. Людей признанных виновными бросали на съедение голодным львам. Собравшийся народ наблюдал это страшное зрелище. В тот день виновным был признан некий раб, сбежавший от своего господина. Раба выставили посреди окруженной высокими стенами площади называемой ареной. На него спустили льва, которого не кормили уже десять дней. Яростно бросившийся на беднягу лев вдруг остановился и принялся лизать ему руки.
Все застыли в удивлении.
Когда раба спросили, в чем причина случившегося, он ответил так:
— В свое время я встретился с этим львом в лесу. В его лапу вонзилась острая колючка, и он страдал от этой раны. После того как я вытащил колючку из его лапы, мы стали друзьями.
Народ был тронут услышанным.
Раба и льва отпустили на волю. Все с восторгом и удивлением наблюдали за львом, который как послушная кошка следовал за этим рабом.
Как прекрасно сказал наш Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) :
«Аллах милостив к сострадающим. Имейте сострадание к живущим на земле и Обитающие на небесах будут милостивы к вам».
***
ПАЛЬТО
Пастух дядюшка Ахмед был полон скорби. В страшные годы войны он очень многого лишился. Жена умерла, а сын пропал без вести. Сам он, потеряв работу в городе, нанялся пастухом в одно из селений.
Однажды когда его овцы щипали траву по краю дороги, он увидел группу людей сопровождающих больного юношу в город. По-видимому, несчастный юноша был еще беднее, чем он сам. Он дрожал от холода в своей тоненькой курточке. Дядюшка Ахмед накинул на плечи дрожащего паренька свое пальто, с которым не расставался уже много лет.
Согнувшийся вдвое в больничном коридоре в ожидании осмотра больной юноша крайне изумился, почувствовав чьё-то прикосновение с возгласом «папа». Приподняв голову, он увидел перед собой незнакомого молодого человека. Было заметно, что незнакомец растерялся, не ожидая увидеть перед собой юношу.
— Извините. На вас такое же пальто как у моего отца, которого я не видел уже много лет.
Простите, я принял вас за отца – сказал он.
Больной юноша расспросил санитара об его отце. Вскоре выяснилось, что отец его и есть дядюшка Ахмед. Он сказал ему, что он не ошибается и что это пальто действительно принадлежит его отцу. После осмотра они вдвоем с сыном дядюшки Ахмеда вернулись в село.
«За одно благое дело воздастся десятикратно».
Как точно сказано в священном хадисе нашего Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), не правда ли?
Из книги М. Йашар Кандемир «40 хадисов в рассказах для детей»
Эту публикацию просмотрели: 863
Литературное
чтение 3 класс. Урок №36 Тема: Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве»,
«Куда девается вода из моря ». Сравнение текстов.
Тип урока:
открытие
нового знания
Цель: ознакомить с
новыми рассказами Л. Н. Толстого, учить высказывать и аргументировать
своё
отношение к прочитанному, способствовать развитию умений
прогнозировать содержание по названию, сравнивать тексты разных типов (текст-
описание и текст — рассуждение), находить их специфические особенности, видеть
изобразительные средства языка (сравнение, олицетворение); содействовать
творческой активности, воспитанию любви к чтению.
Планируемые результаты
Предметные: научатся называть
характерные особенности текста – описания и текста рассуждения, их
отличительные признаки; читать выразительно; находить в произведении средства
художественной выразительности (сравнение, олицетворение)
Метапредметные:
познавательные: сопоставляют и сравнивают
тексты разных типов; составляют модели текстов и сравнивают их между собой;
выделяют в тексте-описании и тексте –рассуждении необходимую информацию с целью
осмысления их специфических особенностей;
регулятивные: оценивают свою работу на
уроке и работу своих товарищей; читают в соответствии с целью чтения;
Коммуникативные: распределяют
роли в группе, договариваются между собой; вступают в дискуссии, соблюдая
правила; выслушивают мнения товарищей
Личностные: рассказывают о
своих чувствах связанных с чтением произведений, делятся своим эмоциональным
состоянием, объясняют свои чувства и эмоции
Оборудование: учебник
«Литературное чтение» 3 класс, карточки, слайды с изображением видов природы,
таблицы с вопросами к текстам различных типов, капельки росы, тучки, ИКТ.
ХОД
УРОКА
I. Организационный
момент.
Я предлагаю вам
урок, но необычный: читать и думать — пусть войдёт у вас в привычку!
Сегодня тексты почитаем, порассуждаем,
поиграем!
Скорей садитесь на места, ведь
начинать уже пора.
II. Проверка
домашнего задания
—
Ребята, скажите, творчество какого писателя мы изучали на протяжении
нескольких последних уроков?
— С каким
произведением познакомились на предыдущем уроке? (Лев и собачка.)
— Что было
написано под названием этого произведения? ( Быль.)
—Что такое
быль? (Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии.)
-Начнем с
проверки домашнего задания.
1. Работа с карточками
— Обменяйтесь в
парах своими листиками и проверьте работы друг друга (взаимопроверка)
— Оцените
работы. За каждый правильный ответ 1 балл
2. Работа в группах: вставьте пропущенные слова из произведения. (Проверка на
доске)
— К какому виду текстов и можно отнести эти
рассказы? ( Текст — повествование.)
—
Какой вопрос можно поставить к тексту — повествование? ( Что
делает?)
3. —
Какая концовка в этом рассказе?
—
А какое творческое задание некоторые из вас выбрали и выполнили к этому уроку?
(Нарисовать
иллюстрацию к рассказу и придумать свою концовку , чтобы она была радостной.)
— Мы
послушаем одну концовку, а остальные ваши работы я обязательно оценю позже. Вы
можете познакомиться с ними на выставке. Молодцы, ребята.
3. Речевая разминка.
— Чтобы
разговаривать, нам нужно выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем
понятно…
Прочитайте цитату урока: Вода-
источник жизни (на доске)
— по слогам ,- с ускорением ,- с
вопросительной интонацией,- с утвердительной интонацией
Объясните смысл, как вы её понимаете
4. Определение детьми цели урока и задач
урока
— Чем будем
заниматься на уроке литературного чтения? Какие цели поставим перед
собой?
-Чему должны научиться.
III. Мотивация
Утром капельки
воды на траве увидишь ты,
В каплях лепестки цветов, в каплях листики кустов.
Пьёт из капельки оса. Эти капельки — ….. (роса) -А что такое роса?
Словарь:
-Что себе представляли? Какое время года?
Суток?
-Какие явления природы можно наблюдать
утром? (ответы детей)
-С помощью чего изобразил композитор
картину природы? (с помощью звуков )
-А с помощью чего изображает картину
художник?(краски, карандаши)
-А как вы думаете, можно ли
«нарисовать» словом?
-Сегодня мы ознакомимся
с новыми рассказами Льва Николаевича Толстого. Чем они отличаются от
прочитанных ранее и между собой, вы скажите мне в конце урока
Как Л.Н.Толстой назвал свой рассказ на
стр.162 прочитайте? («Какая бывает роса на траве»)
-Предположите, о
чем будет текст?
IV. Изучение нового
материала
1)
Прослушивание и просмотр текста под музыку:
-Какие чувства возникли у вас после
прослушивания рассказа?
— Сможете теперь ответить на вопрос
автора, какая бывает роса на траве? (как алмаз, желтого, красного, синего
цвета, как шарик светлый)
-Слова, какой части речи помогли вам в
этом? (прилагательные)
— Прочитайте текст
еще раз «цепочкой». Попробуйте прочитать выразительно, как будто читает один
человек.
2) Беседа
— С чем
сравнивает Л. Н. Толстой капельки росы? (с алмазами, потому что роса
переливается на солнце и сверкает как драгоценные камни.)
— А с чем
ещё можно сравнить капли росы? (С искрами, каменьями, жемчугом, разноцветными
стекляшками, слезинками.)
Алмазы
(словарь в учебнике с.220) — прозрачные драгоценные камни.
— А с чем
сравнивается мохнатый пушистый листок? (С бархатом)
Бархат (словарь
Ожегова) — плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и
густым ворсом.
Выборочное чтение
— Почему же автор
сравнивает листочки с бархатом? (Ворсинки. У листочков тоже есть ворсинки.)
— Молодцы! Давайте
ещё раз выразительно прочитаем, как писатель «рисует» росу.
— Как вы думаете,
когда писатель увидел росу? (Утром.)
— Какое это было
утро: солнечное или пасмурное? Найдите доказательство в тексте.
— Где собираются
капли росы? Найдите описание в рассказе.
-Знаете ли вы народные приметы: обильная роса – к ясному дню,
тихая светлая ночь без росы – жди на следующий день дождя?
— Какое настроение
создает рассказ?
— Определите тип
текста? (текст-описание) Учитель на доске вывешивает таблицу:
« Текст — описание-изображение
предмета, явления, его признаков.
Вопросы: Какой? Какая? Какое?
Какие?»
К
какому стилю можно отнести этот текст? (художественному)
— Как вы думаете,
каким должен быть человек, который смог увидеть и так красиво описать летнее
утро? (Внимательным, наблюдательным, любящим природу, прекрасное.)
— Как мы должны
относиться к природе, к цветочкам, деревцам?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
— Росинка приглашает вас отдохнуть.
Звучит аудиозапись шума воды.
Учитель:
— Как прекрасны звуки шума воды.
Представь,
что ты идешь к роднику. (наклоняемся, приседаем, моем руки, набираем воду в
ладони, моем лицо [все показываем движениями] Вода прекрасна.
Зачерпнули водичку и утолили жажду.
Подошли к речке,
прыгнули в речку, поплыли, нырнули, вынырнули, вышли из воды, сели.
2. Продолжение
изучения темы
—
Послушайте, ребята, о чём однажды поспорили Море и Туча.
Говорило Море Туче, той, что ливень пролила:
-Эй, ты Туча! Что ж ты лучше места выбрать не могла?
Отвечала Морю Туча: — Я у всех морей в долгу!
И сегодня выпал случай – Расплатилась, чем могу!
—
А вот чем расплатилась Туча с Морем, почему она у всех Морей в долгу, вы
ответите мне, после чтения ещё одного рассказа Л. Н. Толстого. А потом скажем:
чем
отличаются эти 2 текста?
1) Чтение рассказа
«Куда девается вода из моря?
— Как называется
явление, о котором пишет Л.Н.Толстой (Круговорот воды в природе)
2) Словарная
работа.
— Ребята, все ли
слова вам понятны? Какое лексическое значение у слова «ключ»?
Ключ — бьющий
из земли источник. А какие ключи еще вы знаете?
3) Повторное
чтение и обсуждение -Прочитайте жужжащим чтением
-О чем хотел
рассказать нам автор (Он объясняет, доказывает, куда девается вода.)
— Какому типу
текста относится это произведение ? (Это текст-рассуждение)
—
Вспомните признаки этого текста На доску вывешивается таблица:
«Текст-рассуждение — размышление о том, почему
предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: Почему? Зачем?
Отчего?».
4)
Работа над содержанием текста
— В середине
текста Толстой задает вопросы. Зачитайте их. (Куда девается вода из моря? Отчего
она не течёт через край?)
— Как вода
попадает в моря? (из рек)
— Куда течет вода
из родников? (в ручьи)
— Когда
образовались моря? (С тех пор, как мир сотворен)
— Почему туча у
всех морей в долгу?(Туча в долгу потому – что вода из моря испаряется и образуются
тучи)
— Чем расплатилась
туча с морем? (Дождем)
А теперь
скажите, чем же отличаются эти 2 рассказа Л.Н.Толстого?
Оценивание: — Вы хорошо потрудились. Я довольна
вашей работой.
Ребята, скажите, кто на ваш взгляд
был самым активным, правильно отвечал?
-Самыми активными были … — Были
активны, но не всегда точны в ответах…
VI. Домашнее
задание.
1. Стр.162-163
выразительно читать и пересказывать
2. Придумайте
рассказ описание или рассуждение на тему «Путешествие снежинки».
VII. Итог
урока.
-Ребята, давайте
подведём итог урока.
— С какими
рассказами вы познакомились на этом уроке?
—Чем же
отличаются от прочитанных ранее и между собой?
— О каких явлениях
природы вы вспомнили, узнали? (о круговороте воды в природе. )
— Какие виды
текстов вы вспомнили?
-Знания,
полученные на каких уроках, вам пришлось применить для работы на уроке?
-Значит, все науки
тесно связаны между собой. И только что мы в этом убедились.
— Что нового
узнали на уроке?
VIII.
Рефлексия.
— У каждого на
парте лежит капелька.. а на доске 2 тучки. Прикрепите свою
капельку под ту тучку, которая соответствует вашему настроению, вашей работе
на уроке. (У меня все получилось, было интересно), (Было трудно и
неинтересно)
-Сегодня мы
вспомнили о круговороте воды в природе. Ведь это явление можно сравнить с
добрыми делами. Если
ты делаешь добро человеку, потом оно к тебе обязательно возвращается.
А всем
присутствующим на нашем уроке я хочу пожелать, чтобы слова великого русского
писателя и мудреца Л. Н. Толстого всегда были в вашем сердце о том, что: «Все люди на земле должны
жить в дружбе и взаимопомощи, а добро должно побеждать зло».
—
Всем спасибо за урок — Урок окончен.
Неделя
начальной школы в
МБОУ
СОШ №4 г.Армянска
Литературное
чтение 3-Б
кл. Урок №36
Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря
».
Сравнение
текстов.
Учитель
начальных классов
Гордевская
Т.Н.
Армянск
2021г.
Представляем вашему вниманию короткие хадисы, полные жизненной мудрости для каждого из нас.
1. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Религия – это искренность, доброе наставление (насыха). Сподвижники спросили: «В отношении кого?». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «В отношении Аллаха и Его Книги, Его посланника, руководителей мусульман и простого народа» (Муслим).
2. «Ислам — есть высочайшая мораль» (Канз аль-Уммаль).
3. «Тот, кто не милосерден по отношению к другим созданиям, не увидит милосердие Аллаха» (Муслим, Тирмизи).
4. «Облегчайте и не усложняйте; давайте радостную весть и не вызывайте отвращения (от веры)» (Бухари, Муслим).
5. «Если ты не чувствуешь стыда, делай, что хочешь» (Бухари, Абу Дауд).
6. «Тот, кто открывает дорогу к богоугодному делу, подобен тому, кто совершил это благое деяние» (Тирмизи).
7. «Верующего не ужалят дважды из (одной и той же) норы» (Верующий не совершает одной и той же ошибки два раза). (Бухари, Муслим).
8. «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и пусть за каждым твоим плохим поступком следует хороший, который загладит предыдущий, и относись хорошо к людям» (Тирмизи).
9. «Избегайте домысла, истинно, домысел – худшее из лжи. И не подслушивайте, и не любопытствуйте, и не соперничайте, и не завидуйте, и не враждуйте, и не оборачивайтесь спиной друг к другу. И будьте, рабы Аллаха, братьями» (Тирмизи).
10. «Вера включает в себя более семидесяти (или: шестидесяти) ответвлений, наилучшим из которых является произнесение слов «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/», а наименьшим — устранение с пути того, что наносит вред (людям), и стыдливость — (одно из) ответвлений веры» (Бухари, Муслим).
11. «Если кто-то из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой. А если не может сделать этого рукой, то тогда языком. А если не может и языком, то сердцем, и это будет самым слабым проявлением имана» (Муслим, Абу Дауд).
12. «Глаза двоих в Судный день не увидят Огня: глаза, плакавшие из страха перед Аллахом и глаза того, кто был стражником на пути Аллаха» (Тирмизи).
13. «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, хорошо принимает своего гостя» (Ибн Маджа).
14. «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в исламе) того же, чего желает самому себе» (Бухари, Муслим).
15. «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллах (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет в День воскресения» (Бухари, Муслим).
16. «Никто из вас не войдет в Рай, если у него нет веры, и ни у кого из вас нет истинной веры, пока вы не полюбите друг друга» (Муслим, Тирмизи).
17. «Настоящий мусульманин — тот, от чьего языка и рук не страдают другие люди» (Тирмизи, Насаи).
18. «Не ненавидьте друг друга, не завидуйте друг другу и не отворачивайтесь друг от друга, но будьте рабами Аллаха братьями! И не разрешается муслиму продолжать разрыв отношений со своим братом свыше трех (дней)!» (Бухари).
19. «Будьте честными, потому что честность приводит к праведности, а праведность приводит к Раю. Остерегайтесь неправды, потому что она приводит к безнравственности, а безнравственность приводит к Аду» (Бухари).
20. «Не спорь со своим братом, не насмехайся над ним и не давай ему обещаний, которые ты не выполнишь» (Тирмизи).
Источник
День 8.
Тайна
Была суббота. Анас вместе со своим отцом вышел из дома. Ахмет-бей собирался зайти ненадолго на свою работу. Из-за того, что местами дорога была скользкой, Анас шел, взяв отца за руку.
Анас спросил:
— Папа, а интересно, когда нападает побольше снега? Если бы снега было много, мы бы повеселились: слепили бы снеговика, в снежки бы поиграли.
— Наш Пророк Мухаммад (солляллоhу г`алейhи ва саллям) сказал: «Сокровенное (будущее) не знает никто, кроме Аллаhа». Когда на то будет воля Аллаhа, тогда и пойдет снег. А мы давай-ка подождем, вот и увидим.
Отец с сыном продолжили свою неторопливую прогулку.
___________
Человек не должен пытаться узнать будущее. Знание об этом – только лишь у Аллаhа, ибо Он — Всезнающий. Каждое событие наступает в предначертанный Аллаhом срок. Мы же должны во всем уповать лишь на Аллаха, так как все свершается лишь по Его Воле, и надеяться на Его милость, так как Он – Всемилостивый, Щедрейший.
День 9.
Благодать гостя
Было воскресенье. Зима мало-помалу входила в полную силу. Папа Анаса, видя, что сын заскучал, потому что из-за мороза нельзя выйти погулять, сказал с задором:
— Ну-ка, давай, включи компьютер! Устроим с тобой матч и определим, кто настоящий победитель!
Анас растерялся:
— На самом деле, папа?
— Да, ну-ка включи, я иду.
Анас радостно вышел из своей комнаты и включил игру. И отец с сыном очень весело проводили время за компьютером. Эмине-ханум же занималась тем, что разукрашивала одну дощечку.
Никто и не ожидал, когда раздался звонок в дверь. Эмине-ханум открыла дверь. Это пришли тетя Нурия и дядя Али. Анас и его папа прервали игру и пошли встречать гостей. Анас зашел на кухню к матери и сказал с сожалением:
— Ну почему они пришли сегодня, а? Как хорошо мы с папой играли!
Эимне-ханум ответила:
— Сынок, Пророк Мухаммад (солляллоһу г`алейһи ва саллям) сказал: «Гость приходит с рызком. А уходя, он очищает от грехов домочадцев». Не беспокойся, как только они уйдут, вы с отцом продолжите играть.
__________
Наша религия Ислам учит нас быть хорошими хозяевами и оказывать своим гостям достойный прием. Пусть даже гости отвлекают нас от наших дел – мы вернемся к ним, когда окажем гостеприимство, — но благодаря приходу гостя Аллаh одаривает нас своей благодатью.
День 10.
Вы слышали?
Как-то раз соседская девочка Бетюль принесла семье Анаса угощение – большой кусок кекса, который она испекла вместе со своей мамой.
Эмине-ханум предложила Бетюль стакан сока. Бетюль отпила сока и сказала:
— Вы слышали? Мама и папа Сибель, которая живет этажом ниже нас, ссорились! Их голоса даже до нас доходили.
Эмине-ханум не понравились эти слова, и она сказала:
— Бетюль, милая моя, у Пророка Мухаммада (солляллоһу г`алейһи ва саллям) есть слова: «Достаточно будет греха тому, кто рассказывает другим все, что он услышал». Давай-ка лучше прочитаем за них дуг`а?
И после этого Бетюль и Эмине-ханум сделали ду`га за своих соседей.
__________
Оберегайте свой язык от произнесения пустых слов, пересказывания того, что услышали от других. Это плохой путь, он ведет нас к греху. Лучше занимать свой язык поминанием Аллаhа, чтением Кур`ана и хадисов, произнесением дуг`а. Это принесет нам гораздо больше пользы, нежели пустые слова.
«СубханАллаh», «АльхамдулиЛляh», «Аллаhу акбар» — вот некоторые из слов поминания Аллаhа, которые нам повелел произносить сам Пророк Мухаммад (солляллоһу г`алейһи ва саллям). Выучите же их и произносите почаще.
День 11.
Гостья
Когда Анас пришел из школы домой, у них дома был гость. Эмине-ханум, открыв Анасу дверь, поспешно вернулась обратно в гостиную.
Анас пошел в свою комнату и переоделся. Из-за двери гостиной он посмотрел на маму и гостью. Рядом с его мамой сидела темнокожая женщина. Вместе с мамой Анаса они занимались изучением букв Кур`ана.
Проголодавшийся Анас после того, как помыл руки, направился прямиком на кухню. За ним в кухню вошла и мама.
Анас поинтересовался:
— Мама, а кто та женщина?
— Сынок, дама, которую ты видел, — моя приятельница с курсов. Она из Сенегала. Они поселились в нашей стране и всей семьей приняли Ислам. Она захотела, чтобы я научила ее читать Кур`ан. А я с радостью согласилась. У нашего Пророка Мухаммада (солляллоһу г`алейһи ва саллям) есть такое высказывание: «Ислам распространится, а не уменьшится». ИншаАллаh, день ото дня число людей, принявших нашу религию, будет увеличиваться.
— ИншаАллаh, мамочка!
___________
Действительно, ребята, Ислам сейчас распространился по всему земному шару. Не осталось практически ни одного места на Земле, где мы не встретили бы мусульман. И по-другому быть просто не может. Ведь Пророк Мухаммад (солляллоһу г`алейһи ва саллям) – последний Пророк, посланный Аллаhом ко всему человечеству. Каждый человек должен уверовать в Аллаhа и в то, что Мухаммад (солляллоһу г`алейһи ва саллям) – Его Пророк, то есть, должен стать мусульманином.
День 12.
Собака, которую мучила жажда
Анас очень любил животных, особенно кошек. И время от времени он упрашивал маму завести котенка. Эмине-ханум же не разрешала этого Анасу, говоря, что можно любить животных, при этом не заводя их у себя дома.
Раз вечером, усевшись рядом с отцом, Анас спросил:
— Папа, в такой холод животные, которые остались на улице, не замерзнут?
Ахмет-бей понял, что хотел сказать Анас.
— Аллаh ни одну живую душу не оставляет без пищи и воды. Он дает животным их пропитание посредством человека или посредством какой-нибудь другой причины. Аллаh их кормит, поит, оберегает от холода. Абу Хурайра (род`иаллоhу г`анh), про которого известно, что его называли «отец котенка», передал нам следующий хадис, рассказанный ему самим Посланником Аллаhа (солляллоһу г`алейһи ва саллям): «Один человек, идя по дороге, очень захотел пить. Он нашел колодец и, спустившись в него, напился воды. Когда он выбрался наверх, то увидел собаку, высунувшую язык и от жажды лизавшую землю. Человек сказал: «Бедное животное страдает от жажды так же, как и я». Он тот час же спустился снова в колодец, наполнил водой свою туфлю и, держа ее во рту, поднялся на поверхность и напоил собаку. Из-за этого Аллаh возвысил его и простил».
Таким образом, посредством этого хадиса и других, подобных ему, Пророк Мухаммад (солляллоһу г`алейһи ва саллям) разъяснил нам, что тот, кто сделал что-то хорошее для животного, также получает саваб от Аллаhа. Понял ли ты теперь, что для животных по воле Аллаhа находятся покровители?
— Да, я понял, отец.
___________
Каждое доброе дело мусульманина, совершенное ради довольства Аллаhа, вознаграждается Аллаhом. Поэтому мусульманин не должен жалеть своих сил на совершение добрых дел даже для животных.
День 13.
Скромного Аллаh возвышает
Анас и его папа были приглашены на выставку, организованную курсами прикладного искусства, которые посещала его мама Эмине-ханум. На выставке было очень многолюдно. Все с большим вниманием рассматривали выставленные там работы. Эмине-ханум показывала выставку своему мужу и сыну и рассказывала им о поделках. Анасу очень понравилась сделанная его мамой работа – красочная заставка для книги. Эмине-ханум разукрасила цветами написанный прекрасным почерком аят из Кур`ан-уль-Карим.
Анас сказал:
— Да будут здоровы твои руки, мамочка! Очень красиво получилось!
— Мы делаем такие красивые работы благодаря нашим учителям, сынок. Так как они очень хорошо нас учат, мы создаем наши работы с любовью.
Ахмет-бей улыбнулся:
— Женушка моя, ты очень скромничаешь, это твои творческие способности. Такие способности бывают не у каждого. Например, я так не сделаю.
Анас, гордившийся талантом своей мамы, решил спросить у отца, что тот имел в виду:
— Папа, что означает «скромный»?
— «Скромный» означает простой, кроткий, не высокомерный, не делающий напоказ, не расхваливающий сам себя. Наш Пророк Мухаммад (солляллоһу г`алейһи ва саллям) сказал: «Скромного Аллаh возвышает, а высокомерного Аллаh принижает». Твоя мама никогда не скажет из-за высокомерия и желания показать себя: «Эту картину сделала я, подобно мне никто больше не сделает!», настолько мало у нее чувство гордости. Так как твоя мама очень скромный человек.
Анас, обняв свою маму, сказал:
— Мамочка, я тобой очень горжусь, ты одна такая!
И они все вместе продолжили осмотр выставки.
___________
Ребята, задумайтесь, а вы всегда ли ведете себя скромно? Старайтесь украсить свой ахляк (нрав) скромностью. Ведь это принесет прекрасные плоды как в этой жизни, так и в Ахирате.
День 14.
Не забывай про свой долг!
Однажды Анас увидел, что его школьный приятель Эмре загрустил. Он подошел к нему и спросил:
— Отчего ты такой грустный?
Эмре ответил:
— Мой папа дал мне слово, что если я получу хорошую отметку за контрольную по математике, которая была позавчера, то он купит мне те ботинки, которые я сам выберу. Но, должно быть, он забыл о своем слове.
Относительно этого вопроса Анасу был известен один хадис, который ему рассказала мама, и он сказал своему товарищу:
— Наш Пророк Мухаммад (солляллоһу г`алейһи ва саллям) сказал: “Данное слово – это долг”. И если ты напомнишь своему папе об этом хадисе, он наверняка, вспомнив о своем слове, выполнит обещанное!
___________
Помнить о своем долге и вовремя возвращать его – является одним из важнейших принципов Ислама. И, как следует из приведенного в рассказе хадиса, слово, данное кем-то, также является долгом этого человека перед тем, кому он это слово дал. И если слово было дано, то выполнить обещанное является обязательным.
Чтение хадисов дает огромное количество преимуществ, таких как общее знание мусульманских основ: вера в Аллаха, Пророков, Последний День и т.д. А также знание общих моральных предписаний Ислама: совершение благодеяний, избегание пороков, совершение молитвы, пост в месяц Рамадан и многое другое.
Вот некоторые короткие хадисы, наполненные жизненной мудростью для успеха в обоих мирах.
1. Однажды Пророк (мир ему) сказал: «Религия есть проявление искренности». — Мы спросили: «По отношению к кому?» — Он сказал: «По отношению к Аллаху, и к его Книге, и к Его посланнику, и к правителям мусульман и ко всем мусульманам вообще». (Муслим, Абу Дауд, Насаи)
2. «Ислам есть высочайшая мораль». (Канз аль-Уммаль № 5225)
3. «Кто не милует, не будет помилован Аллахом». (Муслим, Тирмизи)
4. «Облегчайте, а не создавайте затруднения, возвещайте благое, а не внушайте отвращение (к Исламу)». (Бухари, Муслим)
5. «Если ты не чувствуешь стыда, делай что хочешь». (Бухари)
6. «Указавшему на благое (полагается) такая же награда, как и совершившему его». (Тирмизи)
7. «Верующего не ужалят дважды из одной и той же норы». Смысл этих слов в том, что верующий человек должен учиться на своих ошибках и не повторять их. (Бухари, Муслим)
8. «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрёт собой дурное, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми». (Тирмизи)
9. «Поистине, Аллах любит, когда вы выполняете свою работу добросовестно». (Аль-Байхаки)
10. «Вера состоит из семидесяти частей, где самой возвышенной считается, если человек произнес: «Ля иляха иллАллах», а самой малой – убрать с дороги то, что мешает движению по ней (камни, ветки и т.д.). Стыд также одна из частей веры». (Бухари, Муслим)
11. «Если кто-то из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой. А если не может сделать этого рукой, то тогда языком. А если не может и языком, то сердцем, и это будет самым слабым проявлением имана». (Муслим)
12. «Глаза двоих не коснется огонь ада: глаза того, кто плачет от страха перед Аллахом и глаза того, кто бодрствует на пути Аллаха». (Тирмизи)
13. «Нельзя причинять вред ни себе, ни другим!». (Ибн Маджа)
14. «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе». (Бухари, Муслим)
15. «Мусульманин мусульманину брат. Он не притесняет его, не оставит без помощи и не позволит, чтобы он оказался в трудном положении». (Бухари, Муслим)
16. «Вы не войдете в Рай, пока не уверуете и вы не уверуете, пока не полюбите друг друга». (Муслим, Тирмизи)
17. «Мусульманин – это тот, язык и руки которого безопасны для мусульман». (Тирмизи, Насаи)
18. «Не гневайтесь друг на друга, не завидуйте друг другу, не враждуйте и будьте же, о люди, братьями. [Если уж поссорились], то пусть не продолжается ссора (состояние вражды) больше трех дней». (Бухари)
19. «Будьте правдивы. Воистину, правдивость ведёт человека к благочестию, а благочестие ведёт к Раю. Человек будет постоянно говорить правду и искать пути для этого, что впоследствии будет записан у Аллаха как правдивейший. Воистину, ложь ведёт человека к распутству, а распутство ведёт к Аду. Человек будет постоянно лгать и искать пути для этого, что впоследствии будет записан у Аллаха отъявленным лжецом». (Бухари, Муслим)
20. «Мусульманин — брат мусульманина, пусть они не унижают и не притесняют друг друга. Унижение брата мусульманина — слишком большой грех». (Муслим)
21. «Улыбка в лицо твоего брата есть садака. Убрать с дороги то, что причиняет вред, колючки или кости, есть для тебя садака. Указание тобой правильного пути человеку в заброшенной местности есть для тебя садака». (Тирмизи)
22. «Поистине, Аллах не смотрит ни на ваше обличье, ни на имущество ваше, но смотрит Он на сердца ваши и ваши дела». (Муслим, Ибн Маджа, Ахмад)
23. «Довольство Аллаха — в довольстве родителей. Гнев Аллаха — в гневе родителей» (Тирмизи)
24. «Нет сомнений в том, что мольбы трех человек будут приняты Аллахом: мольба угнетенного, мольба путника и мольба родителя для ребенка» (Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад)
25. «Ни один отец не может подарить своему ребенку ничего более ценного, чем хорошее воспитание» (Тирмизи)
26. «Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам». (Ахмад, Абу Дауд)
27. «Не из нас тот, кто не проявляет милости к младшему из нас и не признаёт своих обязанностей перед старшим из нас». (Бухари)
28. «Я и опекающий сироту будем в Раю вот так же (близки)», и, сказав это, он сделал знак указательным и средним пальцами». (Бухари, Муслим)
29. «Избегайте (совершения) семи губительных (грехов)». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, а что это (за грехи)?» Он сказал: «Поклонение другим наряду с Аллахом, колдовство, убийство человека, которого Аллах запретил убивать иначе как по праву, ростовщичество, проедание имущества сироты, отступление в день наступления и обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин, даже не помышляющих о подобном». (Бухари)
30. «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, хорошо принимает своего гостя». (Бухари, Муслим)
31. «Ангел Джабраил постоянно вещал о почитании соседа, и я подумал: «и наследство я должен буду соседу оставить». (Ахмад)
32. «Тот, кто помогает вдовам и беднякам подобен тому, кто борется на пути Аллаха, или тому, кто днем постится, а по ночам совершает молитву» (Бухари, Муслим)
33. «Все сыны Адама ошибаются, а лучшими из ошибающихся, являются кающиеся» (Тирмизи)
34. «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом». (Муслим)
35. «Кто нас обманывает, тот не из нас». (Муслим)
36. «Сплетник не войдет в Рай!». (Бухари, Муслим)
37. «Расплатитесь с наёмным работником, пока не высохнет его пот». (Ибн Маджа)
38. «Если мусульманин посадит дерево или посеет семена (растений), и человек или животное будут питаться от него, это будет для него как садака». (Бухари)
39. «Знайте, что в теле человека есть кусок мяса, если он здоровый, то и все тело здоровое, если он болен, то и все тело больно». (Бухари, Муслим)
40. Поклоняйтесь вашему Господу, совершайте пять молитв, поститесь в месяц Рамадан, выплачивайте закят из вашего имущества и повинуйтесь вашим правителям, и вы войдете в рай вашего Господа. (Тирмизи)
Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) передал от Посланника Аллаха (мир ему): «Человеку, сохранившему 40 хадисов, скажут: «Войди в Рай через те врата, которые ты желаешь».
Islam-today
ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”»
Хадисы о детях
По словам Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Все дети рождаются в фитре (врожденное состояние веры в Единого Бога), а потом родители делают их христианами, иудеями или многобожниками» (Аль-Бухари)
***
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ни один отец не может подарить своему ребенку ничего более ценного, чем хорошее воспитание» (Ат-Тирмизи)
***
Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Чтите ваших детей и хорошо воспитывайте их» (Ибн Мад)
***
Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Правильное воспитание, данное ребенку, лучше одного са’а милостыни» (Ат-Тирмизи)
***
Однажды к Пророку ﷺ пришел старец, желавший Его увидеть. Сидящие вокруг не проявили усердия и расторопности, чтобы предложить почтенному старцу место. Тогда
Посланник Аллаха ﷺ сказал следующее: «Не из нас те, кто немилостив к младшим из нас и неуважителен к старшим из нас» (Ат-Тирмизи)
***
Благородная Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Один бедуин обратился к Пророку ﷺ с вопросом: «Целуете ли Вы детей? Мы не целуем». Пророк ﷺ сказал: «Что я могу сделать, если Аллах лишил твое сердце милосердия?» (Бухари, Муслим, Ибн Мааджа)
***
Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто будет добр к трем дочерям или трем сестрам своим, обязательно попадет в Рай» (Ат-Тирмизи)
***
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Обязанность отца перед своим ребенком – дать ему хорошее имя и воспитать в нем благочестие и иман» (Ат-Тирмизи)
***
«Будьте щедрыми к своим детям и воспитывайте их достойными, благочестивыми» (Муслим)
***
Сообщается, что Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды ко мне пришла какая-то бедная женщина с двумя дочерьми на руках и я дала ей три финика, она же дала по одному финику каждой из девочек, а (третий) финик поднесла ко рту(, чтобы съесть), но тут девочки снова стали просить у неё еды, и тогда она разделила этот финик между ними. Меня привёл в восхищение её поступок и я рассказала об этом Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “Поистине, за это Аллах сделал рай обязательным для неё (или: … освободил её от огня)!» (Муслим)
***
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «После того, как человек умирает, все его дела прекращаются, кроме трех дел: садака джария (милостыня, пожертвование и другие добрые дела, которые совершил человек, и которые продолжают приносить пользу людям, такие как посаженное им дерево, построенный мост, мечеть или другое здание общего пользования, проложенная им дорога и т. д.); полезные знания, которыми пользуются люди; праведный ребёнок, который обращается к Аллаху с мольбами за него» (Муслим, ан-Насаи, Абу Дауд)
***
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто является отцом троих дочерей, которым он предоставит приют, будет проявлять милость к ним, и которых будет содержать и выдаст замуж, то для него Рай станет обязательным». Затем его спросили: «А если две дочерей будет иметь?». На что он ответил: «Даже если двух дочерей будет иметь» (Имам Ахамад, Аль-Бухари)
***
Пророк ﷺ сказал: «Обучайте ребенка намазу с семилетнего возраста. В десять лет вы можете и наказать его (за нежелание совершать намаз)» (Ат-Тирмизи)
***
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Те, которые будут воспитывать дочерей, пусть проявят о них заботу, так как они станут преградой, защищающей их от огня Ада» (Аль-Бухари, Муслим, Ат-Тирмизи)
***
Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Человек, проявивший заботу о двух дочерях до достижения ими совершеннолетия, в Судный День будет рядом со мной». При этом Пророк ﷺ соединил указательные пальцы обеих рук (Муслим)
***
«Нет сомнений в том, что мольбы трех человек будут приняты Аллахом: мольба угнетенного, мольба путника и мольба родителя для ребенка» (Ат-Тирмизи, Ибн Мааджа, Ахмад бин Ханбаль)
Хадисы о родителях
«Довольство Аллаха – в довольстве родителей, гнев Аллаха – в гневе родителей» (Байхаки)
***
Один человек спросил у Пророка ﷺ: «К кому мне надлежит проявлять наибольшее почтение, о, Посланник Аллаха?». Пророк ﷺ ответил: «К твоей матери». Человек спросил: «А затем к кому?». Он снова ответил: «К твоей матери». Человек вновь спросил: «А затем к кому?». Пророк ﷺ снова ответил ему: «К твоей матери». После этого человек спросил ещё раз: «А затем к кому?». И Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Затем к твоему отцу, а затем к родственникам по мере близости» (Муслим)
***
Абу-д-Дарда’, да будет доволен им Аллах, передавал, что (как-то раз) к нему пришёл один человек и сказал: «У меня есть жена, а моя мать велит мне развестись с ней!» (На это Абу-д-Дарда’) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Родитель это срединные врата Рая, и если ты захочешь, то (можешь) лишиться этих врат или сохранить их» (Ат-Тирмизи)
***
Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала: «(В свое время) ко мне приехала моя мать, которая при жизни Посланника Аллаха ﷺ была многобожницей, и я обратилась за советом к Посланнику Аллаха ﷺ сказав: «Ко мне приехала моя мать, которая чего-то хочет, так следует ли мне поддерживать отношения с ней?» Он ответил: «Да, тебе следует делать это» (Аль-Бухари, Муслим). (Одни) говорят, что это была ее родная мать, а другие — что молочная, но правильно первое.
***
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах запретил вам непослушание, непочтение и черствость по отношению к вашим матерям» (Аль-Бухари, Муслим)
***
«Проклят тот, кто ругает своих родителей» (Муслим)
***
«Позор тому, кто оставит родителей в старости. Он не войдет в рай» (Аль-Бухари)
***
Однажды Му’авия ибн Джàхима ас-Сулями, да будет доволен им Аллах, пришел к Пророку ﷺ и сказал: «О Посланник Аллаха, я желаю совершить военный поход и пришел посоветоваться с тобой!» Пророк ﷺ спросил: «У тебя есть мать?» Он ответил: «Да». Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Заботься о ней, поистине Рай под ее ногами!» (Ан-Насаи). А в версии, которую приводит Ибн Маджа (2781) сказано, что Му’авия ибн Джàхима трижды приходил к Пророку ﷺ
и говорил: «О Посланник Аллаха, я хочу совершать джихад, стремясь к Лику Аллаха и желая жизни вечной!» На что Пророк ﷺ
отвечал: «Горе тебе! Жива твоя мать?! Иди и проявляй по отношению к ней благочестие!» Когда же Му’авия ибн Джàхима
вернулся в третий раз и сказал то, что говорил, Пророк ﷺ ответил: «Горе тебе! Держись ее ног, там Рай!»
Хадисы о семье и родственных связях
Абу Аюб аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, передает, что один человек пришел к Пророку ﷺ и попросил: «Расскажи о деяниях, которые приведут меня в Рай». Пророк ﷺ ответил: «Поклоняйся Аллаху, не придавай Ему сотоварища, совершай намаз, выплачивай закят и укрепляй родственные связи» (Бухари)
***
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Самый лучший из вас тот, кто лучше всех относится к своей семье» (Ат-Тирмизи)
***
«Кто верит в Аллаха и Судный День пусть поддерживает родственные отношения» (Аль-Бухари, Муслим)
***
Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Тот, кто желает, чтобы срок его жизни был продлен, пусть поддерживает связи с родственниками» (Аль-Бухари)
***
Пророк Мухаммад ﷺ сказал, обращаясь к верующим: «О мусульмане, сохраняйте родственные связи, поистине это удлиняет жизнь и увеличивает пропитание (ризк)» (Аль-Бухари, Муслим)
***
«Милостыня нуждающемуся – это милостыня с одной стороны, а (милостыня) родственнику – (это милостыня) с двух сторон: милостыня (как таковая) и поддержание родственных уз» (Ат-Тирмизи). Другая версия этого хадиса: «Подаяние (садака) нуждающемуся – это только подаяние, тогда как подаяние, отданное родственникам – это две вещи: подаяние и поддерживание родственных связей»
***
Сообщается со слов ибн Умара, да будет доволен ими обеими Аллах, что один человек пришел к Пророку ﷺ со словами: «Воистину, я совершил великий грех, есть ли у меня возможность покаяться?». Пророк ﷺ спросил: «Есть ли у тебя мать?». Человек сказал: «Нет». Пророк ﷺ спросил: «Есть ли у тебя тётя по матери (то есть сестра матери)?». Человек сказал: «Да», – тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оказывай ей благодеяния» (Ат-Тирмизи, Хаким)
***
Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что один человек сказал: «О Посланник Аллаха, у меня есть родственники, с которыми я поддерживаю родственные связи, тогда как они порывают их, я делаю им добро, а они причиняют мне зло, и я кроток с ними, а они поступают по отношению ко мне подобно невеждам!». На что он сказал: «Поистине, если это так, как ты говоришь, то ты словно наполняешь их рты горячей золой, и до тех пор, пока ты не перестанешь поступать так, будет с тобой от Аллаха помощник против них!» (Муслим)
***
От Айши, да будет доволен ею Аллах, передаётся, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кровное родство прикреплено на Арше. Тот, кто соединит его, того соединит Всевышний, а того, кто отрежет, того Всевышний Аллах отрежет» (Бухари, Муслим)
***
В хадисе Пророка ﷺ говорится: «Не получает милость Аллаха народ, в котором есть люди, разрывающие родственные связи» (Ахмад, Абу Нуайм)
***
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поддерживайте родственную связь хотя бы приветствием» (Табарани, Аль-Баззар)
***
Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто наносит своим родственникам всего лишь визиты вежливости — не выполняет до конца своих обязательств относительно соблюдения незыблемости родственных связей. А тот, кто сможет закрыть глаза на прегрешения своих родственников, простить их и посещать их ради укрепления родственных уз, выполнит свои родственные обязательства в полной мере» (Аль-Бухари)
***
«Тот, кто повинен в разрыве кровных уз родства, не войдет в Рай» (хадис от Жубайр бин Мутим)
***
Асвад, да будет доволен им Аллах, спросил Айшу, да будет доволен ею Аллах, о том, чем занимался Пророк ﷺ, находясь дома. Она ответила: «Он делал все, что было необходимо семье, а когда приходило время молитвы, то совершал омовение и отправлялся в мечеть» (Аль-Бухари)
***
«Поддерживающий родственные узы – это не тот, кто отвечает взаимностью, но тот, кто поддерживает родственные узы, когда с ним порывают» (Аль-Бухари, Муслим)
***
«Воистину, деяния сынов Адама предстают (перед Аллахом) каждый четверг, в ночь на пятницу, и не принимаются дела тех, кто разрывает родственные узы» (Ахмад)
***
«Если потратим один динар на пути Аллаха, один динар для освобождения раба, один динар как милостыню (садака) для бедняка и один динар для своей семьи, то наибольшее вознаграждение мы получим за динар, потраченный на свою семью» (Муслим)
Смотрите также:
Дуа за родителей
С позволения Всевышнего Аллаха, представляем читателям сайта Azan.ru исламские истории для детей!
Историй взяты из Священного Корана, хадисов, истории и книг по сире, а также из притч и историй из жизни мусульман, и варьируются от наглядных и заставляющих задуматься до забавных и смешных. Каждая история сопровождается моралью в конце.
О чем этот цикл?
-
Содержит поучительные истории, наводящие на размышление;
-
Истории нацелены на привитие любви к Всевышнему Аллаху и Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует);
-
Вдохновляет на воспитание характера и создание любви, уважения и почета к родителям.
Оригинальный сборник историй составлен Ахтаром Али и Мухаммадом Насиром Дурвешем на языке урду.
Примечение составителей
Дорогие друзья!
Всевышний Аллах в Священном Коране говорит о предыдущих народах, о происшествиях и опыте добрых и злых людей среди них. Безусловно, рассказы о предыдущих поколениях помогают нам размышлять и обдумывать свои поступки, в то время как происшествия и благословенные события из жизни благочестивых людей побуждают нас к совершению добрых дел, а злодеяния злых людей и наказания за них удерживают нас от совершения зла.
Поэтому нам следует больше читать о Пророках (мир им всем) и благочестивых людях. Тогда наши сердца станут решительными в совершении хороших поступков.
Джунейд аль-Багдади (да смилостивится над ним Аллах) говорил:
«Истории — это оружие из оружий Всевышнего Аллаха, с помощью которого Он делает нас твердыми и непоколебимыми».
Поэтому в Священном Коране сказано: «Мы рассказываем тебе (Мухаммад) вести о посланниках (которых их общины встретили неверием и которые подвергались большим мучениям) для того, чтобы укрепить твое сердце (и придать тебе еще больше терпения)» (Сура «Худ», 11:120).
Кроме того, Посланник Аллаха ﷺ подчеркнул важность правильного воспитания наших любимых детей. Так, он говорил: «Учите своих сыновей плавать». («Нузхатуль Басатин»: стр. 43).
В другом случае он ﷺ сказал: «Учите своих братьев и сестер суре «Юсуф»». (Канз).
И еще в одном случае он ﷺ сказал: «Когда им исполнится семь лет, тогда научите их совершать намаз». (Ибн Касир, 4; 494).
Есть много хадисов, которые учат нас воспитывать наших детей. И в сире Посланника Аллаха ﷺ записано много подобных случаев.
Хвала Всевышнему Аллаху! Эта книга, которая находится в ваших руках, — это первая часть из 365 историй. Она была подготовлена в соответствии с днями года. Наши любимые дети могут читать по одной истории за раз, на ночь, или же мама может прочитать им эту истории перед сном, а затем научить их морали, которая содержится в конце каждой истории. Таким образом, ин ша Аллах, наши дети вырастут и будут практиковать мораль, которую они узнают.
Эти истории привьют нашим детям величие Всевышнего Аллаха, любовь к Посланнику Аллаха ﷺ, благой нрав и важность уважения к родителям. Они также узнают о вознаграждении за добро и многие другие ценные уроки по мере чтения.
Расскажите, как разобраться в хадисах. Например, как понять, достоверные они или вымышленные? Шамиль К.
Действительно, некоторые люди придумывали хадисы, хотя Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) предупреждал о последствиях: «Если кто-то преднамеренно выдумал то, о чём я не говорил, пусть готовит себе место в аду».
Первый вымышленный хадис появился после убийства праведного халифа Усмана (радыяллаху анху), когда возникли разногласия в мусульманской умме. Придуманные хадисы называются маууду или маснуу, что в переводе с арабского означает «сделанный».
Причины появления вымышленных хадисов
- 1. Желание одних групп мусульман доказать свою правоту перед другими и отстоять собственные интересы.
- 2. Попытки врагов Ислама ослабить мусульманское сообщество. По сведениям, Хаммада бин Зейда, в общей сложности насчитывается более 14 тысяч выдуманных хадисов. Их сочинители стремились исказить истинные знания, переданные Аллахом.
- 3. Ошибочное мнение некоторых мусульман, которые надеялись таким образом принести пользу для Ислама. Например, некоторые сочинители хадисов говорили, что якобы Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) призывал: «Совершайте богослужения в течение всей ночи».
Желание некоторых людей извлечь личную выгоду от измышления хадисов. Гияс бин Ибрахим знал, что халиф Махди очень любил устраивать голубиные состязания. Поэтому он сообщил ему хадис, якобы переданный от Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Для вас разрешены (халяль) такие соревнования, как стрельба из лука, скачки на верблюдах и конях, голубиные состязания».
Халиф Махди был очень польщён и вознаградил Гияса бин Ибрахима десятью тысячами дирхемов. Позже, когда выяснилось, что слова «птица» в этом хадисе нет, халиф уничтожил голубей и заявил корыстолюбцу: «Твоя голова — голова лжеца; а причина обмана — эти птицы».
Как придумывали хадисы
1. Добавление слов к сахих-хадисам. Например, к известному высказыванию Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), обращённому к Али (радыяллаху анху), «Ты для меня такой же, как Харун для Мусы», Хафс бин Умар бин Динар аль-Или приписал от себя: «И если кого-то из нас не будет в Медине, то дела в ней будут плохи».
2. Соединение санад от сахих-хадиса и метн от слабого хадиса.
3. Замена имён равиев в санаде сахих-хадиса и последующее соединение его с мэтном слабого хадиса.
4. Объединение двух разных по смыслу сахих-хадисов и вымысел из этой «смеси» одного или двух «новых» хадисов.
5. Неосознанная ошибка равия при передаче хадиса и последующее её умышленное сокрытие, в том числе из-за боязни ответственности.
Как распознать вымышленные хадисы
1. Изучение личностных качеств человека, передавшего хадис. Порой сочинитель хадисов может сознаться в этом сам. Поэтому разрешается собирать сведения о равиях от знающих их людей.
2. Изучение мэтна (текста) хадиса, ибо для вымышленных хадисов характерны следующие признаки:
— неправильный смысл и грамматические ошибки в мэтне, что вообще не присуще переданному от Пророка (салляллаху алейхи ва саллям);
— хадис не приводится ни в одном из сборников;
— смысл мэтна противопоставлен Корану и Сунне;
— значение мэтна противоречит разуму, логике и истории развития человечества.
Вред от измышления хадисов
- 1. Вымышленные хадисы мешают правильному пониманию требований Ислама.
- 2. Ложные хадисы искажают представления людей об Истине.
- 3. Выдуманные хадисы разобщают мусульманское сообщество и вносят раскол между людьми.
- 4. Вымышленные хадисы отдаляют от веры тех, кто следует их предписаниям.
Поэтому в Исламе сочинение хадисов — один из тягчайших грехов.
Предотвращение измышления хадисов
— «Улумуль-хадис» уже закрыт, а мусульманские учёные дали оценку подлинности и ложности всех существующих хадисов.
— Равии прошлого написали книги, которые хорошо известны. Также существуют каталоги, где перечислены все известные передатчики хадисов. Если какой-либо равий не указан в этих источниках, то переданное им считается даиф-хадисами.
— Все вымышленные хадисы собраны в специальных книгах. Например, «Тазкиратуль-Маудуат» аль-Максуди и «Китабуль-Маудуат» Ибн уль-Джаузи.