Портрет дориана грея итоговое сочинение аргумент

«Портрет Дориана Грея» — аргументы для итогового сочинения ЕГЭ по роману О. Уайльда. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Мы подготовили для наших читателей несколько аргументов по произведению — Портрет Дориана Грея. Используйте эти примеры для написания своего сочинения и рассуждения на урок литературы в школе.

Книга про меня

Что необходимо художественному произведению, чтобы стать классикой? Классические произведения искусства — золотой фонд культуры, который отобран временем. Они выступают в качестве нравственного и культурного ориентира в любую эпоху. Поэтому, в первую очередь, они должны поднимать вечные вопросы. Повесть О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» рассказывает о судьбе молодого человека, обладавшего ангельской красотой. Возможно, судьба его могла бы сложиться иначе, если бы он не повстречал лорда Генри — светского циника. Дориан, очарованный манерами и философией Лорда Генри, перенял от него крайний эгоизм и привычку считать других людей игрушками в своих руках. При этом Дориан боится постареть и утратить свою красоту — ведь именно благодаря ей его жизнь так приятна и легка. Вот тут и появляется художник, нарисовавший портрет юного Грея. Мистика портрета в том, что он стареет вместо Дориана, герой же остается вечно молодым и прекрасным. Уайльд показывает, как постепенно герой превращается в настоящее чудовище, с легкостью губящее жизнь других людей. Однажды он убивает автора собственного портрета. Вернувшись домой, Грей подходит к холсту — и видит на нем отвратительного жестокого старика. В ярости он набрасывается на портрет. Утром его находят мертвым в комнате, но… всех удивляет странность: на полу лежит мертвый старик — а на портрете изображен Дориан в юности, с ангельской внешностью. Каждому вернулось его естество. Какие вечные вопросы поднимает Уайльд в этой книге? Имеет ли право человек распоряжаться чужими жизнями? Должен ли человек бездумно поддаваться влиянию других? Может ли произведение искусства отразить внутренний мир человека? Наверное, каждый читатель откроет для себя свое в повести Оскара Уайльда в любую эпоху.

Жизненный путь — это постоянный выбор?

Эта мысль также получила и в зарубежной литературе. Таким образом, в произведении Оскара Уальда «Портрет Дориана Грея» мы можем увидеть, что жизнь главного героя в основном состоит из одного и того же выбора: поддаться искушению или идти путем добродетели. Как нам известно, Дориан никогда не шел вторым путём. С каждым днем своей жизни он всё больше развращался сам и способствовал упадку нравственности окружающих его людей. Он жестоко отказал во взаимности Сибилле Вейн, из-за того что она не могла более играть любовь на сцене, так как смогла полюбить человека по настоящему. Дориан перестал видеть в ней своего «поэтичного ангела», и в тот же момент она перестала быть ему интересна. Он смог убить собственного товарища в порыве гнева, а после даже не пытался об этом раскаяться. Всё это он делал абсолютно осознанно и по своему желанию. Лишь однажды он задумался о покаянии, но и это было лишь игрой его тщеславного разума. Мы сами решаем свою судьбу выбираем именно тот путь, который кажется нам наиболее выгодным. Из наших поступков вытекают определенные последствия, с которыми приходится жить всю оставшуюся жизнь, и своё отношение ко всему произошедшему мы тоже определяем сами. Именно поэтому жизнь — это постоянный выбор.

Внешняя и внутренняя красота — аргумент

Тема красоты является основной в романе О. Уальда «Портрет Дориана Грея». Писатель демонстрирует, что внешняя красота – это всего лишь иллюзия. Главный герой Дориан Грей фактически продает свою душу дьяволу, желая всегда оставаться молодым и красивым. Его истинный облик находится на картине, которая с каждым эпизодом жизни становится некрасивой и жестокой. Окружающие люди не видят то, что образ жизни Дориана Грея аморален и порочен, так как его внешность не позволяет сказать об этом. Здесь звучит мысль о том, что внешность бывает обманчива. Наружная красота оказывается убийственной силой. Ради своей внешности Дориан Грей забывает о морали, о нравственности. Он идет на все ради сохранения своей привлекательности, даже на убийство художника Бэзила, который и написал портрет Грея, настолько изменивший его жизнь. Главный герой не обладает внутренней красотой, с каждой минутой он погрязает в мире лжи и преступлений. В момент отчаяния он решает убить ту копию себя на портрете, поэтому вонзает в нее нож. Однако этим поступком он убивает самого себя. Портрет фактически является символом борьбы нравственных начал человека и внешней красотой. То, что портрет обретает прежнее состояние, а реальный Дориан Грей стареет и умирает, говорит о том, что внутренняя красота побеждает внешнюю красоту.

Что несёт в себе искусство? — аргумент

Стремление людей тянуться к прекрасному породило еще в XIX веке эстетизм – направление в искусстве, возвышающее эстетические ценности. Это движение коснулось всех сфер творчества, в том числе и литературы. В рамках этой философии был написан роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Главным и очевидным творением искусства, как следует из названия, является портрет главного персонажа. Данная картина выступает олицетворением ценностей человека. Бесспорно, любое произведение искусства является отражением ценностей автора, создавшего его. Однако О. Уайльд закладывает в это намного больше смысла. По его мнению, любое творение живёт и привязывается к своему обладателю — сначала создателю, а позже владельцу произведения. Так произошло и в романе. Картина стала отражением всех пороков Дориана Грея, которые скрывались за красивой внешностью. Она отражала каждый проступок героя и гнила вместе с его душой. Дориан не смог принять такую версию себя, он буквально набросился на портрет, тем самым убив самого себя. Искусство не всегда призвано приносить лишь удовольствие, в нём кроется гораздо больше внутреннего смысла, чем мы привыкли видеть.

Эстетические ценности человека — аргумент

Эстетика в каждом действии, в каждом проявлении – с таким принципом живут многие люди. Но кто они на самом деле — ценители прекрасного или ненавистники реальности? Чтобы ответить на этот вопрос, поговорим об одном из таких представителей эстетизма – о лорде Генри Уоттоне из романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Лорд – истинный эстет, получающий наслаждение и вдохновение от красоты и всего, что с ней связано. Он настолько озабочен эстетикой, что даже своё окружение формирует по принципу красоты. Сам он говорит: «Я очень бережно различаю людей. Друзей себе я выбираю только красивых, приятелей – только кротких, врагов – только умных. Он буквально живёт искусством и старается «заразить» этим окружающих. Например, Дориана Грея, который, кстати говоря, очаровал его своей внешней красотой. Будучи тонким психологом, Генри внушил Дориану идею быстротечности красоты, с которой последний не смог примириться. В этом и кроется порок Генри – он падок только на внешние проявления красоты, не замечая внутренних. Как истинный гедонист он живёт по принципу наслаждения, однако ничего более из себя не представляет.

Труд художника и его оценка в обществе — аргумент

Творческие профессии не всегда всерьёз воспринимаются в обществе. Парадоксально, что люди не воспринимают творчество как работу, но при этом восхищаются созданными произведениями искусства. В романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» центральное место занимает именно деятельность представителя культуры. «Художник – это тот, кто создаёт прекрасное» — с этих слов начинается роман, закладывающий в наши души уважение к таким мастерам. Творцу нужно вдохновение, его Бэзил Холлуорд нашёл в прекрасном Дориане Грее. Художник проникся образом главного героя, его внешней красотой и статностью. Он вложил в его портрет свои чувства, своё видение красоты и свои ценности. Которые, кстати говоря, нашли отражение в душах других и восхитили самого Дориана и его друга лорда Генри. Картина, ставшая произведением искусства, впитала в себя часть души своего творца и, благодаря этому, стала в каком-то смысле «живой». Работа художника в этом произведении преподносится как магия, способная западать в их души и оказывать влияние на их судьбы. Можно ли после этого недооценивать творцов искусства?

Можно ли оправдать жестокость — аргумент

Грей к моменту убийства был уже в возрасте 38 лет — далеко не юношей. Он жил как бы в своём мире, где ему было всё дозволено (неуязвимость до поры, до времени). Не получал адекватной реакции извне, какое бы зло ни творил. Он жил чувственными удовольствиями, принимал наркотики, не осознавая, что творит. Он разучился думать. Восприятие жизни у него стало неадекватным. Не было понятия об ответственности его самого в том, как сложилась его жизнь. В самом начале он выбрал себе в наставники не художника Бэзила (доброго, честного человека), а циничного лорда Генри. Последний только потакал ему, оправдывал. А художник заговорил о его злых поступках, призывал исправиться, чем вызвал гнев. Тут и повод нашёлся отомстить за обличения — якобы во всём виновата картина и её автор, хотя Бэзил — вовсе не маг какой-нибудь, чтобы создать чудесную картину. Это уж сам Дориан хотел, чтобы картина старилась за него, и душу не жалко, как сказал, за это отдать. Продал душу дьяволу

Все сочинения

Аргументы на тему: Искусство и ремесло в романе «Портрет Дориана Грея» (О. Уайльд)

Сегодня Литрекон собрал для вас подборку аргументов из произведения «Портрет Дориана Грея» (1891) по направлению «Искусство и ремесло». Данные примеры раскрывают множество заковыристых тем, которые сложно раскрыть, используя лишь отечественную литературу.

  1. (Откуда берется вдохновение?) Опираясь на цитату из книги: «Дориан Грей для меня попросту мотив в искусстве… он словно подсказывает мне новую манеру письма», -можно утверждать, что человек может сам по себе являться источником вдохновения для художника, для творца, и тем самым представлять собой предмет искусства. В основе всего будет лежать симпатия или даже любовь живописца к тому, кого он стремится изобразить. Красота модели или натурщика способна пробудить к жизни тонко чувствующую душу художника, подарить ему замысел для нового творения и, соответственно, помочь создать прекрасное – то, чем впоследствии будут восхищаться миллионы зрителей.
  2. (Когда человек лишается таланта?) Сибила Вэйн смогла своей игрой и воодушевлением покорить сердца зрителей. Пока она жила театром и верила в него, она каждый раз создавала правдоподобных героинь. Публика восхищалась ею. Но как только она обрела такое прекрасное чувство, как любовь к Дориану Грею, она увидела другую сторону своей профессии. Театр перестал для нее быть храмом, где рождается искусство, но стал местом, где люди занимаются своим ремеслом. Одно и то же дело может вдохновлять и разочаровывать – все зависит лишь от отношения человека к своему занятию. Как только творец перестает верить в то, что делает, и обретает другой смысл жизни, его дар угасает.
  3. Роль искусства в жизни человека сложно переоценить, именно поэтому Оскар Уайльд дал портрету такую магическую власть над Дорианом. Венец творения в сфере культуры может напрямую воздействовать на того, кто в силах его оценить. Картина стала совестью героя, лишь она постоянно напоминала ему о том, как низко он пал. В какой-то момент Грей даже не смог смотреть на нее и набросился на портрет с оружием в руках. И вот, убив совесть, воплощенную в изображении, он расправился только с собой. Этот пример показывает, что искусство обладает способностью проникать в душу человека и даже управлять ею. В нем мы находим свое отражение, которое, как правило, открывает ответ на вопрос, кто наблюдает за нами в этом магическом зеркале.
  4. «Всякое искусство совершенно бесполезно», — уверяет читателя в предисловии к роману Оскар Уайльд. Лорд Генри даже называет искусство «болезнью». И автор совершенно прав. Категория пользы не соотносится с искусством, ведь оно имеет абсолютно другие функции. Оно духовно обогащает человека, помогает ему разобраться в своих мыслях и поступках, а также развивает его чувство прекрасного. Все это замечательно, но, с точки зрения материализма, бесполезно, ибо польза – это степень удовлетворения базовых потребностей. Хлеб насыщает организм, значит, он полезен, так как избавляет человека от голода и дает ему силы. Но может ли накормить портрет? Нет, ведь он создан для эстетического наслаждения, не более. Это роскошь, а не предмет необходимости, поэтому живопись мы видим только у богачей: лорда Генри, самого Дориана, Бэзила. Но вот Сибила Вэйн, ее мать и брат обходились без картинных галерей с достопочтенными предками, потому что на подобные развлечения у них не было денег. Без искусства обходились тысячи семей в то время, и их его отсутствие не тревожило. Значит, искусство и вправду можно назвать бесполезным, так как оно вообще не связано с понятием «польза» и не измеряется в подобных величинах.
  5. (Зло и гениальность совместимы) В конце книги Дориан Грей играет на фортепиано, и его манера исполнения поражает лорда Генри своей выразительностью. Это – искусство, суметь сыграть так, как сыграл Дориан. Но доказывает ли это благородство намерений самого героя и отражает ли его истинную сущность? Конечно, нет. Можно упражняться в каком-то деле ежедневно в течение многих лет и добиться в этом деле совершенства. Превратить ремесло в искусство. Стать гениальным в своей профессии. Однако, как нас в том убеждает роман, гений и зло – вещи совместимые, ведь в перерывах между игрой на фортепьяно и танцами в бальных залах герой блуждал по притонам и разрушал судьбы других людей. Он был жестоким и одаренным одновременно.
  6. (Как по-Вашему, какой вид искусства наиболее ценен?) «И, несомненно, для Дориана сама Жизнь была первым и величайшим из искусств, а все другие искусства — только преддверием к ней». Данная цитата доказывает нам, что самым важным талантом является умение правильно жить. Мы знаем множество примеров, когда люди, не обладающие особыми дарованиями, смогли сделать то, что по праву можно считать венцом творения в масштабе человеческой цивилизации. В самом романе мы видим такого человека – леди Агату. Женщина отличалась добротой и тратила огромные суммы на пожертвования в целях благотворительности. Именно ее деньги спасали бедняков от голодной смерти, когда расточительные аристократы пировали и наслаждались порочными развлечениями. Конечно, такие люди, как лорд Генри, высмеивали ее отзывчивость, произносили громкие и красиво оформленные речи, но талантом жить обладала лишь эта молчаливая и самоотверженная дама. Ее жизнь прошла не зря и действительно оставила за собой след благодарности спасенных людей.

Автор: Маргарита Гуськова

Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеИскусство и ремеслоитоговое сочинениеОскар УайльдподборкаПортрет Дориана Греяпример из литературы

Читайте также:

«Портрет Дориана Грея» — философский роман с элементами мистики, который на протяжении многих лет не перестает волновать умы всех тех, кому небезразлична тема разного рода мистификаций. Главный герой этого произведения был одержим сохранением собственной молодости и красоты. Однако задумка Оскара Уйальда оказалась гораздо более глубокой, чем желание просто продемонстрировать очередного любителя бессмертия. Своим произведением автор осудил общество, в  котором царят лишь алчность, жажды наживы и стремление к наслаждению.

О чем эта книга?

Главный герой романа – молодой человек по имени Дориан Грей, обладающий привлекательной наружностью и чистой, светлой душой. Он нередко позировал своему хорошему другу, художнику Бэзилу Холлуорду. Однажды, во время одной из таких встреч, в мастерской Бэзила появился Генри Уоттон. Мужчина сразу распознал в юноше скрытые нотки нарциссизма, и принялся ловко управлять его сознанием. Так, Уоттон поначалу высказал сожаление о том, что человеческая красота не вечна, хотя, если задуматься, именно в молодости кроется настоящее богатство, которое следует беречь как зеницу ока.

Эти слова запали в душу Дориану, и он вспомнил о них, когда разглядывал свой портрет, мастерски исполненный Бэзилом. Юноша задумался над тем, как время беспощадно крадет его природную красоту, и его испугала мысль о том, что когда-то и он превратится в уродливого сморщенного старика. Дориана настолько испугала представленная им картина, что он невольно воскликнул: «Если бы я всегда оставался молодым, а старился этот портрет! За это… за это я отдал бы все на свете! Ничего бы не пожалел! Я готов был бы душу отдать за это». Именно эти слова главного героя стали пророческими, предопределив всю его дальнейшую судьбу. Вместо Дориана стал стареть его портрет, вбирая в себя все последствия развратного образа жизни юноши.

Дориан кардинально изменился: из доброжелательного, милого юноши он превратился в эгоистичного сластолюбца, поставившего себе цель – испробовать все доступные виды наслаждений и увеселений.  Шли годы, но, несмотря на распутную жизнь, Дориан по-прежнему оставался свежим, цветущим юношей, без единого признака возрастных изменений. Герой каким-то чудом выглядел молодым и красивым, в то время как его потрет, принимая на себя все грехи и пороки владельца, становился откровенно уродливым.

Холодный и самовлюбленный эгоист Дориан становится причиной гибели прелестной девушки Сибиллой Вейн, которая была безнадежно влюблена в него. Герой убивает и своего лучшего друга Бэзила, пытавшегося вернуть приятеля на путь истинный. В итоге Дориан сходит с ума и, в припадке безумия, вонзает нож в собственный портрет, желая таким образом покончить со всей этой жуткой историей и обрести долгожданный покой. Однако мечтам Дориана начать новую жизнь не суждено сбыться, и он умирает.

История создания

Однажды Оскар Уайльд шутки ради поспорил со своим товарищем, что напишет роман, способный потрясти весь Лондон. Писатель с жаром принялся за работу, и написал «Портрет Дориана Грея» в кратчайшие сроки. Писателем двигал творческий азарт, который позволил ему с блеском выиграть пари. Однако заветная победа принесла Уайльду немало неприятностей: писатель оказался в суде, где его обвинили за развращение английских нравов. В качестве наказания писатель получил вполне реальный тюремный срок.

Примечательно, что в основу сюжета романа легли реальные события. Так, у Оскара Уайльда и в самом деле был товарищ по имени Бэзил, талантливый художник. Как-то раз писатель, навестив своего друга в мастерской, увидел там очень красивого юношу. Внешность натурщика была настолько яркой  и совершенной, что писатель оказался под сильным впечатлением от увиденного. Любуясь юношей, он с горечью подумал о том, что даже внешность херувима подвержена влиянию времени, и ей не миновать тлетворного воздействия старости. Он поделился своими мыслями с другом, но Бэзил, также впечатленный редкой красотой юноши, был готов рисовать  его каждый год, чтобы сохранить на полотне ее очарование.

После публикации романа «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд проснулся знаменитым. Произведение принесло ему безоговорочный успех и вместе с тем скандальную славу, однако не было ни единого человека, который бы остался равнодушным к произведению: уж слишком явно он затрагивал душевные струнки.

Впервые роман был напечатан в 1890 году в американском издании «Ежемесячный журнал Липпинкотт». Спустя год произведение было издано уже в виде отдельной книги, к которой автор добавил многозначительное предисловие.

Жанр

«Портрет Дориана Грея» написан в жанре интеллектуального романа. Об этом свидетельствует тот факт, что в произведении и рассказчик, и персонажи склонны самоанализу и философским размышлениям о себе и окружающем их обществе. Нередко их рассуждения в виде диалогов выходят за рамки сюжетной линии, принимая форму противостояния разных философских взглядов на тот или иной вопрос. В романе можно найти немало важных нравственных и этических проблем, которые волновали писателя.

Если говорить об особенностях стилистики и времени действия сюжета, то произведений Оскара Уайльда можно отнести и к так называемому викторианскому роману. Таким термином называли английскую прозу, написанную в период царствования королевы Виктории. Он вошел в историю как век лицемерия, пуританства и изящества. Именно эти качества писатель едко высмеивал в репликах лорда Генри.

Некоторые критики относят роман Уайльда к жанру аллегорической притчи. Они уверены, что описанные автором события не стоит принимать за чистую монету: все персонажи являются не реальными людьми, и лишь сосредоточением определенных философских взглядов, а смерть и любовь представляют собой жизненные испытания, при помощи которых гораздо более полно раскрывается природа человека.

Роман «Портрет Дориана Грея» сложен и многогранен, поскольку писатель мастерски соединил в нем фантастические, романтические и реалистические мотивы.

Главные герои

  1. Дориан Грей – наивный, удивительно красивый юноша, который под влиянием безнравственного лорда Генри полностью развратил свою некогда чистую душу. В силу своего знатного происхождения Дориану присущи изысканные, аристократические манеры, он прекрасно образован, разносторонне развит. Будучи совершенно неискушенным в светской жизни, юноша отчаянно ищет себе мудрого наставника, и находит его в лице лорда Генри, однако выбор этот в итоге оказывается неудачным. Будучи мягким и слабовольным, Дориан во всем следует циничным советам своего старшего товарища, и в короткий срок превращается из чистого, непорочного юноши в развращенного эгоистичного сластолюбца. Теперь все, что его волнует – лишь собственная молодость и красота, которую он отчаянно боится потерять. Зациклившись на своей внешности, Дориан утрачивает все моральные качества, данные ему от природы: он способен с легкостью предать дружбу и любовь, которые отныне для него ничего не значат. На примере этого героя писатель наглядно демонстрирует, насколько сильно внешность может не соответствовать духовному наполнению человека. Так, обладая самой прекрасной, располагающей к себе внешностью, Дориан на самом деле был убог и жалок в своей трусости, малодушии и эгоизме. Подобный образ ранее был описан Оскаром Уайльдом в сказке «Мальчик-звезда». В ней надменный и жестокий красивый мальчик в качестве наказания превращается в отвратительного уродца. И лишь когда он осознает свои ошибки, ему вновь возвращают его прежний облик. В романе же, в отличие от сказки, писатель правдиво показывает, что ожидает человека, помешанного на своей внешности и равнодушного к другим людям.
  2. Лорд Генри – богатый дворянин средних лет, искушенный всеми соблазнами светского общества. Смысл его существования – всегда и во всем искать чувственные удовольствия, и каждый раз он стремится отыскать как можно более изысканное наслаждение. Лорд Генри умен, начитан, обладает превосходным чувством юмора и остроумием. Однако он никогда не следует своим смелым идеям. Куда больший интерес для него представляет неискушенный Дориан, душу которого он коварно развращает. Образ этого героя часто сравнивают с самим дьяволом, призванным искусить невинную душу и утащить в самую бездну ада. Подобно Мефистофелю из «Фауста» Гете он ловко и умело манипулирует сознанием своей жертвы, направляя его в нужную сторону. Лорду Генри удается мастерски скрывать свой истинный замысел. Под видом заботливого наставника он в буквальном смысле уничтожает доверчивого Дориана, который в итоге теряет всех любящих его людей и умирает сам.
  3. Сибилла Вэйн – красивая юная девушка, начинающая актриса. Своей красотой и редким талантом она покоряет воображение Дориана. В свою очередь, Сибилла всем сердцем влюбляется в красивого юношу, ради которого готова в любой момент бросить любимое дело, пожертвовать успехом и своей карьерой. Дориан наслаждается любовью Сибиллы, но когда новизна отношений пропадает, он начинает тяготиться ее нескрываемым обожанием. Гораздо больше Дориана привлекает сценический образ возлюбленной, но не ее настоящее «я». Будучи от природы нежной, доверчивой и очень ранимой, Сибилла испытывает жестокое разочарование, узнав о том, как на самом деле к ней относится Дориан. Не в силах жить с этой мыслью, девушка отваживается на самоубийство.
  4. Бэзил Холлуорд – талантливый художник, близкий друг Дориана. Именно он пишет злополучный портрет Дориана и знакомит юношу с коварным лордом Генри. Будучи тонким ценителем прекрасного, он искренне восхищается самобытной красотой Дориана, и, как никто другой, быстро замечает перемены, которые в нем неизбежно начинают происходить. Увидев в друге несвойственные ему зарождающиеся пороки, Бэзил пытается наставить его на путь истинный, но тем самым лишь еще больше настраивает против себя Дориана. Бэзил является героем-антагонистом лорда Генри: его нравственные принципы, взгляды, жизненные ценности полностью контрастируют с безнравственностью наставника Дориана. Художник не слишком общителен, на досуге он любит поразмышлять о важном, и в произведении нередко служит проводником авторской мысли. В итоге Дориан, доведенный до отчаяния, во всех своих бедах обвиняет Бэзила и убивает его, мечтая таким образом снять заклятие. Он даже не догадывается, что верный Бэзил все это время пытался спасти его от нравственного падения.
  5. Джеймс Вэйн – родной брат Сибиллы, моряк. Это здравомыслящий юноша, который с большим сомнением относится к намерениям юного дворянина жениться на его сестре. Он предостерегает мать от излишнего доверия к богатому аристократу, который не внушает ему никакого доверия. Будучи типичным представителем викторианской эпохи, он обладает незыблемыми предрассудками, которые и составляют его сущность. Узнав о смерти Сибиллы, Джеймс мечтает лишь об одном – отыскать Дориана и жестоко наказать его за смерть сестры. Он бросает все свои дела ради осуществления этого замысла, но волей судьбы находит смерть раньше, чем Дориан Грей.

Смысл книги

Произведение Оскара Уайльда отличается удивительной разноплановостью и многогранностью. В нем поднято много важных тем и проблем, но смысл романа, прежде всего, заключается в том, чтобы продемонстрировать, насколько важным является внутреннее содержание человека, которое далеко не всегда может соответствовать внешности. Как бы ни был идеален человек внешне, красота его лица и тела не сможет скрыть уродство души, отсутствие нравственных качеств, порочность мыслей и поступков. Если человек изнутри не светится любовью, добротой, милосердием, никакая внешняя привлекательность не спасет его.

Также писатель хотел продемонстрировать, что истинное искусство существует вне времени, оно вечно. Художник Бэзил не побоялся до конца отстаивать свои жизненные принципы. Он отдал жизнь за свою преданность идеалам, однако его полотно осталось жить, прославляя красоту натурщика. Изображенный на холсте юноша завораживает своей молодостью, свежестью, красотой. Но на деле он, решив истратить все свои силы на призрачные удовольствия, давно мертв. О его существовании напоминает лишь изображение, запечатленное талантливым мастером.

В предисловии к своей книге Оскар Уайльд собрал 25 афоризмов, которые во многом отражают его жизненные принципы. Вот лишь некоторые из них: «Избранными являются те, для кого прекрасное означает лишь одно – Красоту», «Раскрыть себя и утаить создателя – этого жаждет искусство», «Художник – творец прекрасного», «Этические предпочтения творца приводят к манерности стиля», «Пороки и добродетели для творца – материал искусства».  Несмотря на то, что писатель был сторонником эстетизма, в своем произведении он демонстрирует, насколько опасно разделять этические и эстетические признаки. Наслаждаться красотой можно, соблюдая мораль и не забывая о добродетели. Только так, гармонично соединив все важные составляющие бытия, можно остаться настоящим человеком.

Мораль

Мораль произведения проста и понятна каждому – не стоит возводить на пьедестал внешние данные человека. Если он обладает красотой, это еще не говорит о том, что так же прекрасна и его душа. К сожалению, очень часто многие привлекательные люди, в полной мере осознающие свою красоту, зацикливаются на ней. Все, что их волнует – лишь собственная внешность. Они не считают нужным духовно развиваться, быть интересными, добрыми, милосердными. Это происходит потому, что общество на первое место ставит красоту, но не внутреннюю составляющую человека. Как следствие, на протяжении многих веков в социуме процветает культ красивых, но совершенно пустых и бессердечных людей, в то время как по-настоящему достойные люди незаслуженно пребывают в тени. Показная мишура, лицемерное следование общепринятым правилам являлись непременными атрибутами викторианской эпохи, в которой очень некомфортно чувствовал себя свободномыслящий писатель.

В романе Уайльда слепое поклонение перед красотой становится причиной гибели двух прекрасных героев: юной талантливой актрисы, влюбленной в Дориана, и художника Бэзила, который был очень привязан к своему натурщику. Однако в произведении есть и третья жертва бездушной красоты – это сам Дориан Грей, сломавшийся под грузом собственных пороков. Таким образом писатель хочет донести до читателя, что бездумное преклонение перед красотой несет в себе серьезную опасность.  Все герои были ослеплены красотой настолько, что перестали трезво смотреть на жизнь и оценивать свои поступки. Подобная беспечность привела к весьма печальным последствиям: Сибилла кончает жизнь самоубийством, Дориан убивает Бэзила, а после умирает сам. Каждый из этих героев становится жертвой собственных идеалов – такова страшная цена ослепления. В стороне стоит лишь лорд Генри, который благодаря своему природному цинизму остается сильным и неуязвимым.

Проблематика

В романе «Портрет Дориана Грея» писатель раскрывает проблему  «прекрасного» и «уродливого». Это два полюса, которые необходимы человечеству для осмысления полной картины миры. К лагерю «прекрасного» следует отнести чистую, возвышенную любовь актрисы Сибиллы, бескорыстную привязанность Бэзила к юноше, и, безусловно, самого героя в самом начале романа, когда он был не только красив, но чист и невинен. К «безобразному» же относится развращенная душа Дориана, которая с каждым новым приобретенным пороком черствеет, загнивает, теряя способность к милосердию и состраданию.

Проблема общества заключается в том, что оно не замечает тонкой грани между красотой и откровенным уродством, и преподносит внешнюю атрибутику на пьедестал, напрочь забывая о внутренней составляющей. О безобразных поступках Дориана становится известно в  высшем обществе, однако никто из его окружения не отворачивается от него, более того: юношу по-прежнему продолжают любить и уважать, ведь внешне он совершенно не изменился, остался таким же красивым и очаровательным.

Истинным отражением души Дориана Грея является его потрет, который вбирает в себя все порочные и безнравственные стороны своего хозяина. Благодаря вмешательству мистических сил Дориан, несмотря на свой развратный образ жизни, по-прежнему остается молодым и привлекательным, в то время как полотно с его изображением демонстрирует, какой является расплата за весь этот соблазн. Таким образом Уайльд раскрывает проблему безнаказанности высшего общества: человек может вести абсолютно аморальный образ жизни, но при этом никогда не понесет заслуженного наказания за свои проступки. Сам факт принадлежности к высшему сословию защищает такого человека от закона, а его безнравственное поведение никогда не будет предано на суд широкой общественности. Таким образом автор подвергает критике всю прогнившую систему викторианской Англии, долгое время закрывавшей глаза на преступления аристократии.

Тема

В романе «Портрет Дориана Грея» центральной является тема искусства, его силы и бессмертия. Этой теме писатель уделяет много внимания, вставляя ее в диалоги главных героев, посвящая ей финал произведения. Человек умирает, но его портрет остается жить в веках – не в этом ли удивительная сила и власть настоящего искусства, способного пережить своего создателя, увековечить его имя и талант?

Кроме того, Оскар Уайльд поднимает такую важную для него тему как противостояние идей гедонизма и эстетизма. Гедонизм представляет собой этическое учение, проповедующее наслаждение как цель жизни человека, то, к чему он постоянно должен стремиться. В свою очередь, эстетизм – это учение, которое возводит в культ эстетические ценности, и учит любить и понимать искусство, все изящное и прекрасное, сотворенное человеком. Ярким представителем эстетизма в произведении является Бэзил. Будучи талантливым художником, он всегда очень чутко реагировал на красоту. Для него искусство и красота были равнозначными понятиями, и он стремился увековечить красоту при помощи своего мастерства. Однако искреннее поклонение прекрасному погубило художника, который полностью доверился извращенному донельзя Дориану. В свою очередь, юноша представлял собой отменный образчик гедониста, который ради очередной порции наслаждения был готов совершить самый низкий поступок. Его окрыляло чувство собственной безнаказанности и некоей избранности, поскольку он обладал даром вечной молодости и красоты. Вот только подобный образ жизни не сделал Дориана счастливым. Осознав, что вся его жизнь была лишь иллюзией, юноша начал жалеть об утраченной невинности своей души, но было уже слишком поздно: его истерзанная, растоптанная пороками душа уже не могла нести в этот мир любовь и сострадание.

Критика

После публикации романа современники Уайльда выразили негодование по поводу того, как писатель описал викторианское общество, высмеяв его лицемерие и чопорность. Кроме того, он в красках описал безнравственное поведение юного аристократа, что по тем временам было верхом неприличия. Кто-то усмотрел в этом пропаганду аморального досуга. Даже самая образованная и требовательная публика не смогла заметить осуждение, продемонстрированное автором.

Британская общественность была настолько возмущена романом, в котором мораль была поругана самым нещадным образом, что писателя осудили на реальный тюремный срок. На суде Оскар Уайльд выступил с блистательной речью в свою защиту. Она произвела большое впечатление на здравомыслящих людей, однако моралисты и консерваторы были глухи к словам писателя. Лишь со временем роман «Портрет Дориана Грея» был оценен по достоинству, и на сегодняшний день это произведение является одним из лучших не только в английской, но и в мировой литературе.

Свобода — это понятие, которое предполагает практически бесконечное разнообразие трактовок. Для кого-то свобода — это полное отсутствие ограничения, кто-то считает, что неограниченная свобода порождает хаос. В сочинении и то, и другое мнение обязательно нужно подкрепить аргументами.

Аргументы из жизни

У современного человека гораздо больше свободы, чем раньше. У него меньше ответственности за пожилых родителей, поскольку о них может заботиться государство, за детей, ведь они много времени проводят в садике и в школе. И общественной ответственности у него тоже меньше, потому что существует много социальных институтов. В результате он зачастую свободен делать то, что ему нравится, и посвящать этому делу свою жизнь, принося пользу другим людям. С этой точки зрения свобода рассматривается как благо.

В то же время очень часто люди используют свободу либо для того, чтобы просто тратить свою жизнь попусту, либо для не слишком красивых дел. Например, они отдают пожилых родителей в дом престарелых или не платят налоги. Это кажется мелочью, но с духовно-нравственной точки зрения такое растрачивание свободы — это преступление.

Одним из самых простых примеров злоупотребления свободой в современной жизни можно считать интернет-общение. Большинство людей привыкли, что в интернете можно оскорблять человека, обижать его и говорить все, что вздумается. Никакого возмездия за это не будет. Если в школе, например, одноклассника, который всех оскорбляет, будут игнорировать, в интернете его скорее всего даже не забанят. Из-за этого люди часто нарушают личные границы, переходят на личности и та далее. Это ощущение «псевдосвободы» дает анонимность. И это тот случай, когда человек переступает через этические нормы во вред другим и самому себе.

Аргументы из литературы

Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Писатель рассматривает свободу как возможность выйти за пределы собственного «я». По его мнению, свобода не является чем-то само собой разумеющимся, для того, чтобы ее достичь, нужно совершенствоваться. В книге полет является как раз метафорой свободы, которую чайки используют примитивно — для того, чтобы добывать пищу. Но Джонатан Ливингстон считает иначе, для него полет — это большой путь. Благодаря такой трактовке свободы эта особенная чайка уходит в новый мир. а потом по своему выбору возвращается обратно на Землю, чтобы учить других, как правильно летать. Если расшифровать эту метафору, то Ричард Бах говорит, что человек свободен лететь куда угодно, но для этого ему нужно много трудиться.

Эта притча насыщена аллегориями и метафорами, которые легко прочитать и увидеть. Ричард Бах показывает свободу как поиск настоящего себя и своего настоящего места в этом мире. «Чтобы летать с быстротой мысли или, говоря иначе, летать куда хочешь, нужно прежде всего понять, что ты уже прилетел», — этими словами Ричарда Баха можно подытожить его размышления о свободе.

Уильям Голдинг «Повелитель мух»

Роман начинается с того, что британский гражданский самолет во время войны разбивается на необитаемом острове. Выживают только мальчики-подростки, которые сначала пытаются жить по правилам цивилизованного общества, даже устраивают выборы своего командира. Но чем больше времени они проводят на острове, тем более свободными от общественных условностей становятся. И это не та свобода, которая приносит им благо.

Мальчики в конце концов делятся на два племени. И ко второму, «дикарям», присоединяется все больше людей, которые привлечены «свободой». Но Уильям Голдинг наглядно показывает, к чему это в итоге приводит — к поклонению Зверю, воровству у своих же товарищей и в конце концов к убийству. С точки зрения писателя свобода от правил цивилизации — это зло. Именно она стала причиной того, что мальчики «тратили свою невинность» на необитаемом острове.

Джордж Оруэлл «1984»

В романе «1984» писатель рассматривает понятие свободы «от противного», то есть с точки зрения тотального контроля. Действие романа разворачивается в Англии, где за всеми смотрит Большой Брат. Главный герой по имени Уинстон Смит показан как человек, сомневающийся в идеологии партии. В конце концов эти сомнения приводят его в антикварную лавочку в районе пролов, где он также встречает свою коллегу Джулия. В итоге между ними начинается роман, что строго запрещено партией — свободные любовные отношения неприемлемы.

Заканчивается роман печально — Оруэлл показывает, что даже ростки свободы, которые все же способны пробиться в тоталитарном обществе, растаптываются. Смит в конце полностью «излечивается» от свободомыслия и начинает верить в партию всем сердцем. Джордж Оруэлл достаточно емко формулирует идеи, с которыми живет мир под властью диктатуры: «Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила».

Джек Лондон «Странник по звездам»

Практически все произведения Джека Лондона в той или иной степени посвящены теме свободы, но роман «Странник по звездам» выделяется даже среди них. Писатель рисует идеал полностью свободного человека, который, несмотря на то, что его физическое тело находится за решеткой, настолько свободен духом, что способен покидать его. Это можно считать невероятным даром, а можно — логичным продолжением мысли о том, что у настоящей свободы нет и не может быть границ. «Странника по звездам» многие критики считают одной из самых знаковых книг в творчестве Лондона.

Герой этого произведения точно знает, что смертно только его тело, а дух остается жить, ведь он уже несколько раз проходил через реинкарнацию и помнит свои прошлые жизни. Но эту идею писатель подает не через призму эзотерики, а через призму идеи о вечной свободе человеческого духа. Джек Лондон показывает, что все ограничения, которые встречаются на пути человека, создает себе он сам. И если этого не делать, ему будут открыты все пути. в том числе и к звездам.

Ольга Громова «Сахарный ребенок»

Это книга о судьбе девочки Эли, сквозь призму восприятия которой показываются годы репрессий в Советском союзе. Пятилетняя малышка живет в счастливой и любящей семье — и совершенно внезапно для нее оказывается сосланной в Киргизию, где они вместе с мамой помогают строить лагерь для политических узников. При этом отец Эли — именно такой политический узник, «враг народа».

Главную мысль романа Ольга Громова вкладывает в уста мамы девочки, сильной несгибаемой женщины. На разрывающий сердце вопрос ребенка о том, не продали ли их в рабство, мама смело отвечает: «Свободного человека сделать рабом нельзя!». Так Эля получает очень важный урок о внутренней свободе, свободе, которую дают твои моральные принципы. Ведь если придерживаться своей жизненной позиции, даже в лагере можно не быть рабом.

Стивен Кинг «Побег из Шоушенка»

Главный герой истории, рассказанной «мастером ужасов» — Энди Дюфрейн. Он оказался в тюрьме из-за обвинения в убийстве жены. Там он знакомится с Эллисом Бойдом — и этого человека, который провел в тюрьме практически всю свою жизнь, поражает то, насколько Энди свободен. Он не поддается обстоятельствам, не ломается и не старается. как многие другие, подстроиться под тюремную жизнь. Кинг говорит об этом метафорически: «Некоторые птицы не предназначены для того, чтобы держать их в клетке. Их оперение блистает сказочными красками, песни их дики и сладкозвучны».

По при этом Кинг не показывает пустопорожнего мечтателя: Энди знает, что просто так он свободу не получит. У него есть план и он терпеливо, шаг за шагом, этот план воплощает. На это уходят годы его жизни, но в итоге Энди заканчивает свой подкоп, переводит все деньги начальника тюрьмы на другой счет — и убегает. Кинг не рассматривает ситуацию с точки зрения морали, читатель даже не узнает, убил Энди на самом деле свою жену или нет. Весь сюжет подчинен идее о том, на что способен пойти человек и что он способен вытерпеть ради того, чтобы выйти из тюрьмы. Именно этот внутренний стержень отличает Дюфрейна от остальных заключенных, которые давно смирились.

Максим Горький «Макар Чудра»

В творчестве «певца революции» тема свободы занимает очень важное место. В рассказе «Макар Чудра» ее воплощением становятся свободолюбивые цыгане. Они не любят подолгу оставаться на одном месте и не привязывают себя ни к  полю, ни к дому. Но даже среди них были особенные люди — это Лойко Зобар и Радда.

Максим Горький рассказывает трагическую историю о том, как для двух влюбленных их свобода оказалась дороже жизни. Полюбил Лойко, которому не было равных среди цыган, красавицу Радду (рассказчик, старый цыган Макар Чудра, называет ее сатана-девка). Полюбил так сильно, что перед всеми попросил ее руки. Но гордая Радда хотела покорить молодца, сделать его своим рабом. Она согласилась выйти за него замуж, но поставила одно условие — Лойко должен встать перед ней на колени. Но тот не смог пересилить гордую свою натуру — и сначала убил Радду, а потом только упал на колени перед ее телом.

По Максиму Горькому, любая женщина стремится забрать у мужчины его свободу — и Лойко, который не мог вырвать из своего сердца любовь, разрешил эту ситуацию единственно возможным способом.

Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

Михаил Булгаков, который всю жизнь чувствовал себя несвободным в своем творческом самовыражении, сделал свободу творчества одной из центральных в «Мастере и Маргарите». Мастеру не нужно много мирских благ и даже не нужен особенный комфорт, все, что он хочет — это творить без того, чтобы его мысль была чем-то ограничена. Интересно, что в конечном итоге он получает такую возможность от Воланда, который по коммунистическим меркам точно не мог бы считаться положительным персонажем.

При этом в «Мастере и Маргарите», где Булгаков выражает свои представления о свободе через историю Мастера, тот рассказывает о том, ка в его представлении выглядит свобода, через историю Иешуа. Он настолько свободен духом, что даже будучи заключенным, не теряет этой свободы. В то же время ему противопоставляется Понтий Пилат, который свободен физически, но внутренне является рабом.

Окончание романа «Мастер и Маргарита» указывает на то, что Булгаков считал, что истинная свобода возможна только за пределами привычного всем мира — там ее обретают и Мастер с Маргаритой, и Иешуа с Понтием Пилатом.

Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»

Писатель со сложной личной судьбой, Оскар Уайльд много размышлял на тему свободы. И его «Портрет Дориана Грея» можно назвать апофеозом этих размышлений. Он показывает молодого человека, который не желает быть скованным каким-либо моральными рамками. Поддавшись временному соблазну, юноша выражает желание, чтобы его портрет старел, а сам он при этом оставался молодым.

Его желание сбывается, теперь Дориан Грей может делать все, что угодно — и молодой человек бросается в распутство со всем пылом юности. Уайльд, не ударяясь в воспитательные нотки, показывает все, что происходит с Дорианом, в крайне неприглядном свете.

История Дориана Грея заканчивается самоубийством: желая уничтожить портрет, он убивает сам себя. Таким образом, Оскар Уайльд, который нарисовал порочный портрет абсолютной свободы, показывает и то, что она не приносит человеку счастья.

Михаил Лермонтов «Мцыри»

Это произведение смело можно назвать поэмой о свободе. Лермонтов рассказывает историю о Мцыри, который попал в плен еще ребенком. Он вырос в монастыре, где главные ценности — это смирение и покорность божьей воле. И при этом сам Мцыри хочет только одного — свободы, причем он ощущает в ней буквально физическую потребность — и сбегает перед постригом.

Всего на три дня Мцыри погружается в свободную жизнь. В горах, в отличие от монастыря за крепкими стенами, опасно, но даже эти опасности пьянят молодого человека, ведь он обрел долгожданную свободу. Даже встреча с барсом и тяжелые ранения не заставляют его впасть в отчаяние, по-настоящему страшно для него снова увидеть стены монастыря.

В своей поэме Лермонтов рассматривает очень важный вопрос — а стоили ли три дня свободы той цены, которую заплатил за них Мцыри? И сам же на него и отвечает — да, для каждого человека свобода куда дороже, чем жизнь. Особенно для Мцыри, который вырос в удушающей атмосфере монастыря — и для монахов, и для послушников свобода была настоящим грехом.

Итоговое сочинение. Направления, реальные темы, аргументы, образцы готовых сочинений.

Сочинение на тему: Специфика решения темы любви в романе «Портрет Дориана Грея»

Главный герой романа Оскара Уайльда — молодой и красивый аристократ Дориан Грей, который еще совсем юным и неопытным влюбился в очень привлекательную молодую актрису Сибиллу Вейн, у которой были глаза — синие озера, губы — лепестки роз». Она играла в небольшом провинциальном театре и чаще всего ей доставались роли в трагедиях Шекспира. Она исполняла свои роли настолько вдохновенно и увлеченно, что почти перевоплощалась в своих героинь.

Создав удивительный выдуманный мир, девушка жила в нем, пока с заоблачных высот рядом с ней не появился волшебный и прекрасный принц Дориан Грей. Он стал ее первой и единственной любовью. Дориан был идеалистом по натуре, поэтому и видел в любимой девушке воплощение его идеалов. Увлеченный Сибиллой, юноша предложил ей жениться, что для девушки стало невероятным счастьем.

Но когда однажды Дориан Грей вместе со своими друзьями, художником Безилом Холлуордом и лордом Генри, пришел на спектакль, в котором играла Сибилла Вейн, она в тот раз показала себя не лучшим образом. Но проблема была не в том, что актриса изменилась или потеряла свой талант, а в том, что она просто решила быть сама собой, а кроме того, в то время она была переполнена своим личным счастьем. Спектакль не удался, потому что вместо талантливой актрисы зрители увидели обычную девушку.

В жизни каждого человека могут быть свои успехи и неудачи, свои взлеты и падения, никто не застрахован от неверных шагов и ошибок. И мы должны уметь не только радоваться за достижения близких людей, но и прощать их ошибки. Дориан Грей тоже не имел никакого морального права так жестоко упрекать девушке, которая его безответно любила, за неудачный спектакль. К тому же, Сибилла Уэйн была еще очень молодой и не имела достаточного жизненного опыта.

Что касается героя романа, то он был черствым эгоистом и любил только себя. Поэтому Дориан не смог почувствовать и понять ранимую и нежную девичью душу. Вместо того он очень обидел Сибиллу и разорвал с ней все отношения. Получается так, что любил он не девушку, а лишь выдуманную красоту, популярность и славу молодой актрисы. И хотя впоследствии к Грею придет раскаяние, он пожелает примириться с Сибиллою и даже жениться на ней, и это раскаяние будет вызвано не душевным порывом, а, скорее, чувством долга. Сибилла, которая всем сердцем любила юношу, не могла выдержать такого отношения, это для нее было жестоким ударом. Когда Дориан Грей расстался с девушкой, она потеряла смысл своей жизни и покончила жизнь самоубийством.

И не успели Сибиллу похоронить, а Дориан Грей уже развлекался: он посещал модные светские салоны и оперу, а Сибиллу вспоминал только из-за того, что она никому не назвала его имя и через ее самоубийство лично ему не будет никаких неприятностей.

Дориан Грей прожил много лет, общался с самыми лучшими и блестящими женщинами высшего света, но так и не смог никого полюбить. Да и его никто так самоотверженно и искренне не любил, как любила когда-то Сибилла Уэйн. Ведь, чтобы по-настоящему полюбить, прежде всего, нужно иметь светлую и чистую душу, которой у Дориана Грея никогда не было.


  • Чирикать


  • Лайкнуть


  • VK Рассказать


  • ОК Поделиться

Аргументы на тему: Искусство и ремесло в романе «Портрет Дориана Грея» (О. Уайльд)

Сегодня Спринт-Олимпик собрал для вас подборку аргументов из произведения «Портрет Дориана Грея» (1891) по направлению «Искусство и ремесло». Данные примеры раскрывают множество заковыристых тем, которые сложно раскрыть, используя лишь отечественную литературу.

  • (Откуда берется вдохновение?) Опираясь на цитату из книги: «Дориан Грей для меня попросту мотив в искусстве… он словно подсказывает мне новую манеру письма», -можно утверждать, что человек может сам по себе являться источником вдохновения для художника, для творца, и тем самым представлять собой предмет искусства. В основе всего будет лежать симпатия или даже любовь живописца к тому, кого он стремится изобразить. Красота модели или натурщика способна пробудить к жизни тонко чувствующую душу художника, подарить ему замысел для нового творения и, соответственно, помочь создать прекрасное – то, чем впоследствии будут восхищаться миллионы зрителей.
  • (Когда человек лишается таланта?) Сибила Вэйн смогла своей игрой и воодушевлением покорить сердца зрителей. Пока она жила театром и верила в него, она каждый раз создавала правдоподобных героинь. Публика восхищалась ею. Но как только она обрела такое прекрасное чувство, как любовь к Дориану Грею, она увидела другую сторону своей профессии. Театр перестал для нее быть храмом, где рождается искусство, но стал местом, где люди занимаются своим ремеслом. Одно и то же дело может вдохновлять и разочаровывать – все зависит лишь от отношения человека к своему занятию. Как только творец перестает верить в то, что делает, и обретает другой смысл жизни, его дар угасает.
  • Роль искусства в жизни человека сложно переоценить, именно поэтому Оскар Уайльд дал портрету такую магическую власть над Дорианом. Венец творения в сфере культуры может напрямую воздействовать на того, кто в силах его оценить. Картина стала совестью героя, лишь она постоянно напоминала ему о том, как низко он пал. В какой-то момент Грей даже не смог смотреть на нее и набросился на портрет с оружием в руках. И вот, убив совесть, воплощенную в изображении, он расправился только с собой. Этот пример показывает, что искусство обладает способностью проникать в душу человека и даже управлять ею. В нем мы находим свое отражение, которое, как правило, открывает ответ на вопрос, кто наблюдает за нами в этом магическом зеркале.
  • «Всякое искусство совершенно бесполезно», — уверяет читателя в предисловии к роману Оскар Уайльд. Лорд Генри даже называет искусство «болезнью». И автор совершенно прав. Категория пользы не соотносится с искусством, ведь оно имеет абсолютно другие функции. Оно духовно обогащает человека, помогает ему разобраться в своих мыслях и поступках, а также развивает его чувство прекрасного. Все это замечательно, но, с точки зрения материализма, бесполезно, ибо польза – это степень удовлетворения базовых потребностей. Хлеб насыщает организм, значит, он полезен, так как избавляет человека от голода и дает ему силы. Но может ли накормить портрет? Нет, ведь он создан для эстетического наслаждения, не более. Это роскошь, а не предмет необходимости, поэтому живопись мы видим только у богачей: лорда Генри, самого Дориана, Бэзила. Но вот Сибила Вэйн, ее мать и брат обходились без картинных галерей с достопочтенными предками, потому что на подобные развлечения у них не было денег. Без искусства обходились тысячи семей в то время, и их его отсутствие не тревожило. Значит, искусство и вправду можно назвать бесполезным, так как оно вообще не связано с понятием «польза» и не измеряется в подобных величинах.
  • (Зло и гениальность совместимы) В конце книги Дориан Грей играет на фортепиано, и его манера исполнения поражает лорда Генри своей выразительностью. Это – искусство, суметь сыграть так, как сыграл Дориан. Но доказывает ли это благородство намерений самого героя и отражает ли его истинную сущность? Конечно, нет. Можно упражняться в каком-то деле ежедневно в течение многих лет и добиться в этом деле совершенства. Превратить ремесло в искусство. Стать гениальным в своей профессии. Однако, как нас в том убеждает роман, гений и зло – вещи совместимые, ведь в перерывах между игрой на фортепьяно и танцами в бальных залах герой блуждал по притонам и разрушал судьбы других людей. Он был жестоким и одаренным одновременно.
  • (Как по-Вашему, какой вид искусства наиболее ценен?) «И, несомненно, для Дориана сама Жизнь была первым и величайшим из искусств, а все другие искусства — только преддверием к ней». Данная цитата доказывает нам, что самым важным талантом является умение правильно жить. Мы знаем множество примеров, когда люди, не обладающие особыми дарованиями, смогли сделать то, что по праву можно считать венцом творения в масштабе человеческой цивилизации. В самом романе мы видим такого человека – леди Агату. Женщина отличалась добротой и тратила огромные суммы на пожертвования в целях благотворительности. Именно ее деньги спасали бедняков от голодной смерти, когда расточительные аристократы пировали и наслаждались порочными развлечениями. Конечно, такие люди, как лорд Генри, высмеивали ее отзывчивость, произносили громкие и красиво оформленные речи, но талантом жить обладала лишь эта молчаливая и самоотверженная дама. Ее жизнь прошла не зря и действительно оставила за собой след благодарности спасенных людей.
  • Предыдущая

    Банк аргументовАргументы на тему: Доброта и жестокость в романе «Анна Каренина» (Л. Н. Толстой)

    Следующая

    Банк аргументовАргументы на тему: Месть и великодушие в романе «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

    метки: Дориан, Портрет, Человек, Аргумент, Сочинение, Внутренний, Красота, Маргарит

    1. Мигель де Сервантес «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» .

    Дон Кихот жил во время мира и благополучия, когда войны уже закончились, а люди, уставшие от смертей и разрушений, начинали строить новую жизнь. В рыцарстве более не было необходимости, это понятие отошло на второй план и постепенно забывалось. Всех это устраивает, кроме Дон Кихота, его мужество и благородство не может ужиться в спокойной обстановке, эти качества противоречат современной ему действительности. Внутренний мир главного героя автор раскрывает при помощи противопоставления его личности всему окружающему миру. Дон Кихот слишком много читал, с утра до ночи он сидел над книгами, отводя на сон всего лишь несколько часов в день. Его воображение целиком было поглощено событиями, происходящими на страницах рыцарских романов: сражения, турниры, ранения, дамы сердца, любовные признания, волшебство – всё смешалось в голове уже немолодого идальго. В голове Дон Кихота стёрлись грани между настоящим и вымышленным миром, он считал свои фантазии истинной правдой. Пресытившись скучной жизнью, главный герой отправился на поиски приключений и чудес, воспринимая желаемое за действительное: мельницы за великанов, мешки за громадные головы, баранов за вражеское войско. В итоге Дон Кихоту приходится столкнуться с жестокой реальностью и понять, что в ней нет ничего схожего с рыцарскими романами, но его внутренний мир способен изменить жизнь других к лучшему.

    1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» .

    А.С. Пушкин лично говорил о том, что Татьяна Ларина его любимая героиня, а привлекает его в ней, главным образом, богатый внутренний мир. Татьяна остаётся верна своим идеалам, будучи деревенской девушкой и став светской дамой, положение в обществе не меняет сильную натуру главной героини. Она очень любит природу и красоту окружающего мира. От других девушек Татьяна отличается естественностью и непринуждённостью, она никогда не стремилась быть в центре внимания, напротив, с детства сторонилась больших компаний, предпочитая одиночество. Любимым увлечением девушки было чтение, именно оно помогло ей развить воображение до небывалых высот. Она верила в гадания, сны, волшебство, в самых обыкновенных вещах была способна усмотреть что-нибудь особенное. Влюбилась в Онегина Татьяна сразу и навсегда, такая душа способна любить только один раз в жизни, но зато с какой силой. Даже поняв истинную сущность возлюбленного, девушка не отказалась от своих чувств. Она не стыдилась своей любви и не считала нужным её скрывать, пренебрегая общественными порядками и устоями. Особенностью внутреннего мира Татьяны была верность своим идеалам, она прислушивалась только к собственному сердцу и голосу разума, мнение окружающих не имело для девушки никакого значения. Оставшись со своей любовью наедине, после отъезда Онегина, главная героиня не отчаялась, а прислушалась к благоразумным доводам матери и вышла замуж за знатного человека. После признания Евгения, Татьяна осталась верной своему мужу не из-за страха публичного позора, а из-за собственных принципов, составляющих основу её внутреннего мира. Она осталась верной не мужу, а самой себе, ведь главное в жизни – это гармония во всём, в первую очередь – души и тела.

    15 стр., 7059 слов

    Образ Дона Кихота в мировой и отечественной литературе

    … №2.- С.143-169 Дон Кихот давно встал в ряд «вечных образов», зажил «самостоятельной» от своего создателя жизнью. Литературных «дон кихотов» много. Дон Кихот — герой комедии Генри Филдинга «Дон Кихот в Англии» … работах, посвященных творчеству как Булгакова, так и Шварца они непременно упоминаются, сопровождаются комментарием, но ни одно сочинение: ни булгаковский, ни шварцевский «Дон Кихот» — не …

    1. Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея» .

    Красота внешнего и внутреннего мира – это основная проблема, поднятая Оскаром Уайльдом в романе «Портрет Дориана Грея». Автор высмеял множество человеческих пороков и поднял сложные философские вопросы, на которые многим мыслителям так и не удалось найти ответ. Внутренний мир Дориана Грея напоминает самовлюблённого, самоуверенного, эгоистичного и злого ребенка. Он остановил своё духовное развитие в юности, его интересовали только утехи, веселье и развлечения. Его внимания достойны только идеальные люди, именно поэтому Дориан теряет интерес к Сибилле после её неудачного выступления. Такие люди не способны любить, потому как любовь подразумевает под собой заботу о другом, а у эгоистов не бывает таких желаний. Ради собственного блага, Дориан Грей способен идти по головам, любые нравственные законы для него лишь бессмысленные условности. Он обречён на одиночество, потому что для счастья человеку нужен другой человек, а Дориан был зациклен на себе самом. Признать собственные ошибки главный герой романа не смог даже в конце, поэтому выместил злость на своём портрете, обвинив его во всех бедах.

    1. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

    На примере Маргариты Михаил Афанасьевич Булгаков показал, на какие изменения способен внутренний мир человека под влиянием внешних обстоятельств. До встречи с Мастером жизнь Маргариты была бессмысленной и бесполезной. Красивая девушка вышла рано замуж за богатого и успешного мужчину, но не была счастлива ни одного дня. Роскошный обустроенный дом был для Маргариты клеткой, в которой ей было очень одиноко. Любящий муж не мог заполнить пустоту в сердце, её богатому внутреннему миру было не место в серой и скучной жизни деловых людей. После встречи с Мастером Маргарита удивительным образом изменилась, благодаря великой силе любви в её жизни появился смысл и цель – окончание работы возлюбленного над романом. Она всеми силами помогает Мастеру творить, создавая в его доме семейный уют. Маргарита проявляет себя совершенно с другой стороны, теперь она становится хозяйственной и заботливой, с радостью занимается уборкой и готовкой, с чем никогда не сталкивалась в прошлой жизни.

    Девушка готова на все ради любимого, для его спасения она способна продать душу дьяволу. Первое, что она сделала в обличьи ведьмы – это отомстила литературному критику, оскорбившего труд всей жизни Мастера. Она поступила справедливо – сделала с жильём обидчика то, что он сотворил с их жизнью. В образе ведьмы внутренний мир Маргариты раскрывается в полной мере, она сбросила все оковы, сдерживающие мысли и эмоции.

    8 стр., 3521 слов

    Глава 1. Человек и мир в богодарованной красоте и гармонии. Человеческая …

    … внутренний разум, стремления, желания. Душа бессмертна и дана человеку как показатель любви Божьей. Душа — это то, что отличает людей от живой и неживой природы. Душа находится в теле, но живет своей жизнью. Чем больше человек … и духовного начала. Если человек обладает телесной красотой — то возникает желание верить и в то, что он красив душой. Если же у него чистая душа — то не замечаешь и …

    Краткий анализ , Год написания, История создания

    Тема – В произведении развиваются темы красоты внешней и внутренней, истинного смысла жизни.

    Композиция

    Жанр – Философский роман.

    Направление

    Примеры из жизни

    1. Я бы хотела рассказать об одной знакомой нашей семьи. В первую очередь она всегда старалась развивать и обогащать свой внутренний мир, с самого детства её мама говорила о том, что в человеке все должно быть прекрасно – и душа, и тело. Она много читала, посещала концерты классической музыки, театры, занималась рисованием, игрой на фортепиано, пением, танцами. Знакомилась с искусством в разных его проявлениях, ведь именно оно как нельзя лучше влияет на наш внутренний мир. Со временем мы стали замечать, что у нашей знакомой становится всё меньше и меньше людей в окружении, с которыми бы она проводила время. Как выяснилось в итоге, они были просто не способны понять её и её интересы, а общение с людьми, у которых нечему научиться обедняет нашу душу. В этот момент я поняла, какая расплата следует за внутреннее самосовершенствование, если хочешь стать лучше, будь готов к непониманию со стороны окружающих.
    2. Почему так бывает, что человек внешне непривлекательный, притягивает к себе внимание противоположного пола намного больше, чем писаные красавцы? Всё дело в красоте внутренней, она всегда имела большее значение, чем внешняя.

      Красивое лицо и фигура с годами меняется в худшую сторону, а душевный мир с возрастом способен становиться всё лучше и лучше. У моей мамы есть подруга, которая, несмотря на свою нестандартную внешность, всегда пользовалась огромной популярностью среди мужчин. Но внимание и большое количество ухажёров не дали ей возможность создать собственную семью до 40 лет. Она не могла быть с тем человеком, который обладает бедным внутренним миром, ей просто с ним было неинтересно. Вот и пришлось потратить столько лет на поиски родной души, зато сейчас мамина подруга очень счастлива в браке, ей удалось отыскать человека с такими же нравственными ценностями и идеалами. Глядя на них, я стала понимать истинное значение выражения «жили душа в душу».

    Народная мудрость

    1. «Красота до венца, а ум до конца» . В данной народной мудрости говорится о том, что внешняя красота недолговечна, а ум человека останется с ним до конца жизни, поэтому нужно всячески развивать и совершенствовать его.
    2. «Борода сивая, а душа красивая» . Смысл этой пословицы заключается в том, что человек может быть внешне неприглядным, а в душе очень красивым.

      2 стр., 895 слов

      Красота человека внешняя и внутренняя

      … выйти на улицу без «маскировочного» макияжа. Также читают: Картинка к сочинению Красота человека внешняя и внутренняя Популярные сегодня темы В жизни каждого человека есть свой учитель. Эта профессия очень нелегка, но педагоги — это люди, …

      И эта внутренняя красота имеет гораздо большее значение, нежели внешняя.

    3. «В наряде пригож, а без него на пень похож» . Этой пословицей наши предки хотели сказать то, что есть люди, которые привлекают внимание только своей внешностью. Если их красоту убрать, то ничего не останется, потому что их внутренний мир беден.
    4. «Не красив собой, зато честен душой» . Наши предки ценили в человеке в первую очередь внутреннюю красоту. Поэтому честная душа была для них намного важнее внешности.
    5. «Неприглядно дерево, да вкусен плод» . В этой пословице сравнивается человек и его душа с деревом и плодом. Даже у некрасивого дерева могут быть очень сладкие плоды, так и у человека: некрасивое лицо не является признаком такой же души.
    6. «Сверху мило, а внутри гнило» . Наши предки уже давно заметили, что красивый внешне человек может быть очень подлым и злым внутри. Смысл этой пословицы заключается в том, что нельзя судить о людях по внешности.
    7. «Красота на время, доброта навек» . Всем известно, что человеку свойственно стареть, поэтому внешняя красота постепенно увядает. Зато его добродетели останутся до конца жизни.
    8. «Не всё то золото, что блестит» . В этой пословице наши предки сравнивают человека с драгоценным металлом. Блестящая монета – не обязательно золотая, так и человек, внешняя красота не означает наличие красивой души.
    9. «Душа тела дороже» . Наши предки ценили в первую очередь человеческую душу. Если человек обладает светлой душой и чистыми помыслами, не важно, каков он снаружи.
    10. «Мал телом, да велик делом». Смысл данной пословицы заключается в том, что физически слабый человек способен на великие дела. Слабое тело не означает слабость человеческого характера.

    Тема

    В «Портрете Дориана Грея» анализ следует начинать с характеристики мотивов произведения.

    тема красоты

    Главные герои

    Желание Дориана Грея исполнилось. Шли годы, а он оставался молодым красавцем. При этом герой умел ценить только внешнюю красоту. Это убило его любовь к Сибиле Вейн. Самолюбие мужчины стало причиной смерти Сибилы. Эта трагедия была только началом порочного пути Дориана Грея. После этого он погубил еще не одного человека. С каждым его поступком портрет менялся. Вскоре изображенный на нем юноша превратился в безобразного старика.

    Дориан Грей понимал, что портрет – отображение его души, поэтому скрывал его ото всех. Когда же Бэзил обнаружил новое изображение, бывший натурщик убил его.

    Основная мысль романа

    Афоризмы

    1. «Радостное выражение лица постепенно отображается и на внутреннем мире» . Немецкий философ Иммануил Кант был уверен в том, что хорошее расположение духа – залог душевного спокойствия. Когда человек улыбнётся – это улучшит его внутреннее состояние.
    2. «Чем безупречней человек снаружи, тем больше демонов у него внутри» . Зигмунд Фрейд, будучи психологом, всегда замечал особенности человеческой натуры. В итоге он пришёл к выводу, что красивые люди редко обладают чистой душой.
    3. «Человек похож на луну – у него тоже есть тёмная сторона, которую он никому не показывает» . Американский писатель Марк Твен говорил о том, что у каждого человека есть пороки, которые он пытается скрыть от окружающих. Луна всегда повёрнута к Земле одной стороной, а что находится на второй – никому не известно, так и у людей: мы никогда не можем знать наверняка, что у человека в помыслах.
    4. «Любить нужно не человека, а его внутренний мир» . Марина Цветаева хотела обратить внимание окружающих на значимость душевной красоты. Внутренний мир хорошего человека неповторим, в него можно влюбляться снова и снова.

      9 стр., 4491 слов

      Философское : Возможна ли нравственность, независимая от религии? …

      … человек чуть ли не поставил себя на место Бога). Так или иначе, на каждом историческом этапе развития цивилизации, при различном отношении к религии, продолжали существовать определенные нормы нравственности. … идолам, невидимому Богу, святому человеку или вождям; он может поклоняться предкам нации, классу или партии, деньгам или успеху; его религия может способствовать развитию разрушительного …

    5. «Каждый человек – отражение его внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть на самом деле» . Древнеримский философ Цицерон считал, что узнать настоящую сущность человека можно только после того, как узнаешь его помыслы. Образ мышления создаёт образ жизни.
    6. «Не внешность нужно украшать, а быть красивым в своих духовных начинаниях» . Фалес Милетский более двух тысяч лет назад сказал о том, что человеку нужно самосовершенствоваться, а не стремиться к физической красоте.
    7. «Кто созерцал величие природы, тот и сам стремится к совершенству и гармонии. Наш внутренний мир должен уподобляться этому образцу. В чистой атмосфере всё чисто» . Оноре де Бальзак провёл аналогию между природой и внутренним миром человека. Тот, кто способен оценить по достоинству красоту природы, обладает богатым внутренним миром, способным к совершенствованию.
    8. «Ничего нет внутри людей, выставляющих всё наружу» . Оноре де Бальзак разочаровался в людях, выставляющих всё напоказ, поэтому он говорит о том, что человек с богатым внутренним миром не будет стремиться привлечь чужое внимание любым способом.
    9. «В самом человеке есть тишина, есть святилище, куда он в любое время может удалиться, чтобы побыть самим собой» . Герман Гессе призывает людей к изучению собственного внутреннего мира. Ничего нет совершеннее и прекраснее в мире, чем человек.
    10. «Доброта – это солнце во внутреннем мире человека» . Виктор Гюго считал самым важным человеческим качеством доброту. Эта добродетель освещает путь помыслам человека подобно солнцу в небе.

    История создания

    Работа над романом «Портрет Дориана Грея» длилась всего три недели. Впервые он увидел мир в американском «Ежемесячном журнале Липпинкотта» в 1890 г. Однако через некоторое время О. Уайльд внес в свое произведение изменения: переделал некоторые главы, добавил 6 новых и предисловие, которое сегодня считается манифестом эстетизма. Вторую версию произведения издали весной 1891 в Лондоне отдельной книгой.

    Публикация романа стала причиной скандала в обществе. На него обрушилась критика со стороны политической элиты. Произведения посчитали аморальным. Появились требования запретить «Портрет Дориана Грея», а его автора судить. Тем не менее, обычные читатели восприняли его на ура.

  • Портрет дориана грея итоговое сочинение 2022
  • Портрет дориана грея аргументы к итоговому сочинению преступление и наказание
  • Портрет дориана грея аргументы к итоговому сочинению 2022
  • Портрет дениски из денискиных рассказов
  • Портрет данко в рассказе старуха изергиль