- Сочинения
- По литературе
- Шолохов
- Анализ произведения Нахаленок
Анализ рассказа Шолохова Нахаленок
Произведение «Нахалёнок» стало одним из первых у Михаила Шолохова, и было отчасти автобиографическим рассказом. Автор в детстве ощущал «незаконность» своего положения, проживал трудное детство со сложностями и жестокостями детских впечатлений.
Жанром произведения «Нахалёнок» является рассказ. Произведение было написано в 1925 году. М. Шолохов описывает собственные мысли о патриотизме, воспоминания своего тяжёлого детства, а также раскрывает тему событий гражданской войны.
Темой рассказа выступает тема жизни крестьян, а точнее их права и свобода.
Главный героем стал семилетний мальчик Миша, который среди окружающих имел множество различных прозвищ — Минька (для отца), Минюшка (для матери), Михайло Фомич (для деда), а люди местного населения называли его Нахалёнком. Автор описывает Мишку как щуплого, голубоглазого, непоседливого мальчишку с веснушками. Отец Мишки был пастухом, который воевал против врагов коммунистической власти во времена гражданской войны.
Сюжет. Мишка боролся за коммунизм, и хотел, как и его отец, пойти на войну. За это ему неоднократно доставалось от мальчишек, имеющих богатые, ни в чем не нуждающиеся семьи.
Своим идейным наставником он считал Ленина, фото которого постоянно было у него в кармане. Мишка часто разговаривал с фотографией, обращаясь в трудные минуты, рассказывая о своих успехах. Тем самым, он в этом фото находил поддержку.
Риск для Миши было вторым именем. Однажды ночью он, по поручению своего дедушки, отправился в соседнюю станицу для того, чтобы сообщить армии о приближающемся нападении. К такому подвигу его подтолкнуло горе — смерть отца. Мишка очень рисковал, показывая свою отвагу и навыки, так как мог попасть в плен к врагам. Нахалёнок справился с поставленной задачей, несмотря на непростой путь, который он прошел. Ведь целью для него было отомстить за смерть отца, а это дало ещё больше уверенности. После совершения подвига Мишка понял, что из него выйдет хороший большевик, готовый к бою и продолжению дела своего идейного наставника — Ленина.
Композиция. Над композицией рассказа «Нахалёнок» М.Шолохов хорошо поработал. Он улучшил содержание рассказа методом добавления художественной выразительности, а именно добавил различные сравнения. Используя особые фразы, автор передал читателю отвагу и силу донского народа. В то же время М.Шолохов показывает, что во всей стране и в частности в казачьем хуторе лютует классовая ненависть и разделение. Это коснулось даже детей, которые равняются на поведение своих родителей и относятся к ровесникам с классовых позиций. Для раскрытия душевного состояния Мишки, Шолохов подробно рассказывает сны мальчика. Для читателей наиболее эмоционально тяжёлым стал эпизод смерти отца Нахалёнка. Автор описал момент, когда Мишка увидел бездыханное тело отца, в реалистичном стиле, раскрывая все детали и подробности смерти. Изначально, по названию произведения можно предположить, что оно для детей. Только, прочитав рассказ, можно понять, что описанные события далеко не детские.
2 вариант
Произведение относится к раннему творчеству писателя и является одной из составных частей авторского сборника «Донские рассказы».
Главным героем рассказа представляется семилетний мальчишка по имени Мишка, имеющий среди окружающих разнообразные уменьшительно-ласкательные прозвища в виде Миньки (для отеческого обращения), Минюшки (для матери), пострелёныша или Михайло Фомича в общении с дедом, а для местного населения Нахаленка.
Мишка описывается в рассказе в качестве голубоглазого, непоседливого парнишки, отличающегося телесной щуплостью, веснушчатым лицом, являющегося сыном пастуха, поддерживающего коммунистическую власть и воюющего против ее врагов в период гражданской войны. Именно по этой причине Нахаленку достается от ребят, имеющих зажиточные семьи, которые не только обижают ребенка, но и причиняют ему физические страдания.
Характерными чертами мальчика писатель изображает его шустрость, трусоватость, любопытство и детскую непосредственность.
Нахаленок проживает в хуторской станице вместе с дедом и бабкой, ожидая возвращения отца с войны. Отец прибывает в краткосрочный отпуск и у него с мальчиком происходит серьезный разговор, на протяжении которого Мишка узнает о большевистских принципах, смысле происходящей войны, а также о Владимире Ленине.
После откровенной беседы в батянькой, как Нахаленок называет отца, в душе мальчика происходит переоценка ценностей, в результате которой он очаровывается идеей борьбы с богатеями для освобождения нищих слоев населения.
В качестве средств художественной выразительности, усиливающих повествовательное содержание и характеристику главного персонажа, писатель использует многочисленные сравнения, разнообразные выражения с применением уменьшительных суффиксов и повторов слов, имеющих в составе букву «ё», а также фразы, передающие красоту истинного народного донского говора. Кроме того, яркой иллюстрацией душевного состояния Нахаленка представляется описание мальчишеского сна, в котором ребенок видит вождя революции в виде доброго, всесильного волшебника.
Финал рассказа повествует о гибели отца Мишки, зверски изрубленного бандитами, и совершении мальчиком настоящего подвига взрослого мужчины, когда Нахаленок по приказу деда отправляется за помощью в соседнюю станицу, совершая глубокой ночью поездку без сопровождения взрослых.
Анализ 3
Борьба за улучшение условий жизни простых крестьян, расширение их прав и свободы выбора является одной из центральных тем произведений Михаила Шолохова. Эту же тему отражает рассказ писателя «Нахалёнок», в котором описаны реальные события гражданской войны. Судя по названию, можно сказать, что это детское произведение, однако, события, описанные в нём, являются далеко не детскими.
Главным героем выступает семилетний мальчик Мишка, он живёт с дедом и матерью на казачьем хуторе. По всей округе идёт гражданская война, на которой воюет отец Мишки. Семья мальчика относится к одним из бедных на хуторе, каждая копейка и каждый кусок хлеба у них на счету. Жизнь мальчика идёт обычным ходом, для всей соседей и жителей хутора он Мишка или Нахалёнок. Парнишка шалит с друзьями и не хочет поддаваться воспитанию деда.
Но вот возвращается со службы отец и в жизни мальчика происходят изменения. Ведь отец воевал за большевиков, об этом мальчику постоянно с упрёком напоминают соседские мальчишки. Он не может понять, в чём дело, отношения к отцу сын не изменил. Побеседовав с ним и узнав всю цель гражданской войны, парнишка полностью принял его сторону и позицию в жизни. Он, словно будущий большевик, уже в этом возрасте готов был идти воевать и продолжать идею отца. Ещё большее впечатление произвёл на мальчика товарищ Ленин, о котором ему рассказал отец. А фотография Ленина, которую Михаил выпросил у приехавшего на выборы человека, стала для него настоящим другом и талисманом. Ведь у мальчика, как мы видим из текста, не было настоящих, постоянных друзей. Он, как настоящий большевик в будущем, идеально соответствовал всем его качествам. Был озорной, шустрый мальчик, немного хулиган, однако преданный своим идеям, его никто не мог склонить на свою сторону. К фотографии Ленина Мишка постоянно обращался в трудные минуты, рассказывал о своих достижениях и неудачах, словно хотел услышать совета и получить поддержку.
Жизнь семьи Михаила-Нахалёнка меняется с приходом на хутор бандитов против большевиков и тех, кто организовывал продразвёрстку. Отец вынужден снова идти воевать против этой банды. В итоге это заканчивается трагично, его убивают. Смерть отца, его изрубленное тело приводят в шок и деда, и мать, и Мишку. Ведь семья осталась без защитника, надёжной опоры и кормильца. Вид мёртвого отцовского тела будет ещё долго сниться мальчику в кошмарных снах.
Эта трагическая смерть в семье ещё больше придала Мишке уверенности в правильности своих идей и действий, наполнила его силой, смелостью, бесстрашием. Семилетний парнишка не побоялся ехать один ночью в соседний хутор, при этом он плохо знал туда дорогу, чтобы сообщить «своим» о бандитах. Преодолевая все свои сомнения и всё ещё детский страх, он добрался до нужного места и передал информацию. Конечно, были у мальчика определённые трудности: лошадь убита, нога у Михаила сломана, но задание он выполнил. Ведь он должен был отомстить за отца. Это ещё больше придало ему уверенности, укрепило силу духа. Парнишка был горд и чувствовал себя достойным будущим большевиком, готовым идти в бой и продолжать начатое дело отца и товарища Ленина.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Нахаленок
Популярные сегодня темы
- Сочинение на тему Я выпускник
Огромной частью жизни каждого человека является школа. Здесь мы проводим 9-11 лет своей жизни. Здесь находим первых друзей, верных помощников в лице учителей, познаём первые влюбленности и испытываем первые трудности с учёбой
- Критика о повести Поединок Куприна и отзывы критиков-современников
Острое произведение писателя на знакомую ему армейскую тематику не прошло незамеченным и вызвало реакцию современной ему критики.
- Сочинение на тему Мир без войны
Я просыпаюсь в мягкой и теплой постели. Мама целует меня в щеку, улыбается и зовет завтракать. На столе мои любимые бутерброды и горячий ароматный чай. Я бегу в школу, меня ждет мой уютный класс, мои любимые друзья.
- Сочинение Анализ рассказа Дурочка Бунина
В этом мире существуют разные проявления любви. Иногда чувство проявляется как нечто возвышенное и бескорыстное, иногда как просто инстинкт, который может взять власть над человеком.
- Сочинение Татьяна Ларина — идеал русской женщины по роману Евгений Онегин
Татьяна Ларина – главный женский образ романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Тема сочинения «идеал русский женщины». Считал ли Пушкин героиню идеалом?
- Сочинения
- По литературе
- Шолохов
- Анализ рассказа Нахаленок
Анализ произведения Нахаленок Шолохова
Данный рассказ относится к первым произведениям Шолохова. Рассказ был написан в 1925 году и включает в себя все воспоминания детства автора. В содержание рассказа также входят события гражданской войны. Произведение включило в себя мысли автора о патриотизме.
Творение рассказывает о проделках и озорстве, дерзких поступках маленького мальчика по имени Миша. Миша был активным и веселым и поэтому приобрел прозвище нахаленок.
Миша постоянно улыбался и ходил с взъерошенными волосами, схожими лепестками подсолнуха. Его кожа была потресканной от непрерывного купания в реке. Его отцу нравились небесно-голубые и лукавые глаза мальчика. С виду Миша был простым дворовым мальчиком. На самом деле он боролся за коммунизм. И поэтому ему постоянно доставалось от мальчиков из состоятельных семей.
Мальчик с особым вниманием слушал повествования отца о войне. Его отец был станичным пастухом и отслужил на войне. Миша тоже хотел пойти на войну. Миша всегда говорил, что он на стороне коммунистов. Он стал уважать Ленина после рассказов отца. Его фотографию Миша всегда носил с собой. Однажды мальчик получил возможность показать свои навыки и отвагу. Герой совершил героический поступок, отправившись ночью к Красноармейцам. Он отправился в соседнюю станицу под покровом ночи по поручению своего дедушки. Миша сообщил армии, что на станцию готовится нападение. Миша сильно рисковал, поскольку мог попасть в плен к врагам.
Чтобы добавить художественную выразительность, которая улучшает содержание рассказа, автор использовал многочисленные сравнения. Также в произведении включены фразы, которые передают силу и отвагу донского народа. Кроме того душевное состояние Миши автор выразил с помощью снов мальчика. Во сне мальчик видел вождя революции в образе всесильного и добродушного человека.
В самом конце рассказа автор описал смерть отца Нахаленка. Данный эпизод является самым сильным потрясением для читателей. В семью героя пришло настоящее горе. Его отца зверски убили бандиты. Мальчик был в глубоком потрясении, увидев изрубленное и бездыханное тело отца. Данный момент автор описал в натуралистическом стиле.
В конце произведения мальчик совершает настоящий подвиг, который мог совершить взрослый мужчина. По мнению читателей, отличительными чертами характера Миши считаются шустрость, любопытство, непоседливость, трусоватость и непосредственность.
Вариант 2
Одной из главных тем в творчестве Шолохова является тема жизни простых крестьян, их прав и свободы. Эта же тема задета в известном рассказе автора «Нахалёнок», в котором Шолохов описал то, что происходило на Гражданской войне. Глядя на название, можно подумать, что это произведение какое-то детское. Однако, то, что на самом деле описывается в рассказе – далеко не для детей.
В центре событий стоит маленький мальчик Миша, которому 7 лет. Он проживает со своей маму и дедушкой на казачьем хуторе. Кругом идет гражданская война, именно там и находиться папа Миши. Семья мальчика на грани бедности, еле сводят концы с концами. Парой, не хватает денег даже на кусочек хлеба. Мальчик живет обычной размеренной жизнью, соседи его называют просто Мишка или Нахалёнок. Мальчик любит гулять с друзьями и не всегда поддается дедушкиному воспитанию.
Со службы вернулся папа Миши и жизнь малыша кардинально меняется. Миша от соседских мальчишек узнает о том, что его отец был на стороне большевиков. Однако, мальчик не может понять, в чем дело, ведь он по-прежнему любит отца. Однажды случился разговор, где отец и Миша беседовали откровенно. Отец рассказал свою позицию сыну и тот полностью ее принял. Он поддержал идею отца и уже в таком юном возрасте готов был воевать на стороне новой власти, на стороне большевиков. Огромное впечатление на мальчика произвел рассказ отца о Ленине. Как-то раз Мишка выпросил у кого-то фотку Ленина, после он с ней не расставался. Это фото стало его талисманом. У мальчика не осталась друзей, у него была только цель и фото идейного наставника. Мишка идеально подходил на роль будущего большевика. Он был смелый, шустрый, озорной, хулиганистый, но был верен своей цели и общей идеи. Как бы кто не пытался переменить мальчика на другую сторону, он был непреклонен. К фото Ленина, которое он постоянно носил собой, Миша обращался тогда, когда ему было тяжело. Он часто разговаривал с фотографией, рассказывал о своих успех и провалах, он находил в нем молчаливую поддержку.
Жизнь семьи Мишки в один момент кардинально изменилась. Это все случилось тогда, когда к ним на хутор пришла банда бандитов, которая была против большевиков. Отец снова ушел воевать против этих варваров. Там его и убили. Смерть отца повергла в шок всю семью. Теперь все они остались без защиты, ведь главный кормилец погиб.
Смерть отца еще больше подтолкнула Мишку к своей цели. Он стал более уверен в том, что все делает правильно, уверен в том, что он на нужном пути. Мальчик переборол себя и решил поехать в соседний хутор ночью, он плохо помнил дорогу и мог легко заблудиться. Он все это делала для того, чтобы сообщить «своим» о банде. Он полностью преодолел свой страх и добрался к нужному месту. Мальчик прошел этот путь непросто: лошадь была убита, он сломал ногу, однако, справился с порученным заданием и доставил информацию. Он до последнего хотел все это сделать, ведь должен был отомстить за отца, за его смерть. Все эти мысли дали мальчику еще больше уверенности. Мишка был горд собой, он понимал, что прекрасно справился с заданием, что с него выйдет хороший большевик. Он готов был к бою, он хотел продолжать дело его идейного наставника – Ленина.
Анализ рассказа Нахаленок
Несколько интересных сочинений
- Смысл жизни в рассказе Старуха Изергиль Горького сочинение
Рассказ о старухе Изергиль Максима Горькова проникновенен, романтичен и пронизан тонкой философией поиска смысла жизни. Талантливейший писатель в очередной раз заставил читателя остановиться на мгновение и задуматься.
- Описание внешности телеведущего сочинение (Максим Галкин, Иван Ургант)
Максим Галкин – российский артист эстрады, телеведущий, юморист. Ведет такие шоу, как: «Лучше всех», «Кто хочет стать миллионером», «Сегодня вечером» и так далее.
- Cочинение на тему Чудный собор 8 класс
Собор Святой Софии в Нижнем Новгороде — это один из немногих сохранившихся древних храмов в России. В камне он был отстроен Ярославом Мудрым в 1050 году
- Николай и Вера Алмазовы в рассказе Куст сирени Куприна
Куприн умел создавать великолепные рассказы. В коротких, но пронизывающих произведениях он умел достичь максимальной содержательности и смысла. Таким могут похвастаться не все писатели мира.
- Образ и характеристика Германна в рассказе Пиковая дама Пушкина сочинение
Описание героя. Главный герой произведения А.С.Пушкина «Пиковая дама» — Герман. Это молодой, интеллигентный, образованный человек. По специальности он военный инженер
Произведение относится к раннему творчеству писателя и является одной из составных частей авторского сборника «Донские рассказы».
Главным героем рассказа представляется семилетний мальчишка по имени Мишка, имеющий среди окружающих разнообразные уменьшительно-ласкательные прозвища в виде Миньки (для отеческого обращения), Минюшки (для матери), пострелёныша или Михайло Фомича в общении с дедом, а для местного населения Нахаленка.
Мишка описывается в рассказе в качестве голубоглазого, непоседливого парнишки, отличающегося телесной щуплостью, веснушчатым лицом, являющегося сыном пастуха, поддерживающего коммунистическую власть и воюющего против ее врагов в период гражданской войны. Именно по этой причине Нахаленку достается от ребят, имеющих зажиточные семьи, которые не только обижают ребенка, но и причиняют ему физические страдания.
Характерными чертами мальчика писатель изображает его шустрость, трусоватость, любопытство и детскую непосредственность.
Нахаленок проживает в хуторской станице вместе с дедом и бабкой, ожидая возвращения отца с войны. Отец прибывает в краткосрочный отпуск и у него с мальчиком происходит серьезный разговор, на протяжении которого Мишка узнает о большевистских принципах, смысле происходящей войны, а также о Владимире Ленине.
После откровенной беседы в батянькой, как Нахаленок называет отца, в душе мальчика происходит переоценка ценностей, в результате которой он очаровывается идеей борьбы с богатеями для освобождения нищих слоев населения.
В качестве средств художественной выразительности, усиливающих повествовательное содержание и характеристику главного персонажа, писатель использует многочисленные сравнения, разнообразные выражения с применением уменьшительных суффиксов и повторов слов, имеющих в составе букву «ё», а также фразы, передающие красоту истинного народного донского говора. Кроме того, яркой иллюстрацией душевного состояния Нахаленка представляется описание мальчишеского сна, в котором ребенок видит вождя революции в виде доброго, всесильного волшебника.
Финал рассказа повествует о гибели отца Мишки, зверски изрубленного бандитами, и совершении мальчиком настоящего подвига взрослого мужчины, когда Нахаленок по приказу деда отправляется за помощью в соседнюю станицу, совершая глубокой ночью поездку без сопровождения взрослых.
Анализ 2
Борьба за улучшение условий жизни простых крестьян, расширение их прав и свободы выбора является одной из центральных тем произведений Михаила Шолохова. Эту же тему отражает рассказ писателя «Нахалёнок», в котором описаны реальные события гражданской войны. Судя по названию, можно сказать, что это детское произведение, однако, события, описанные в нём, являются далеко не детскими.
Главным героем выступает семилетний мальчик Мишка, он живёт с дедом и матерью на казачьем хуторе. По всей округе идёт гражданская война, на которой воюет отец Мишки. Семья мальчика относится к одним из бедных на хуторе, каждая копейка и каждый кусок хлеба у них на счету. Жизнь мальчика идёт обычным ходом, для всей соседей и жителей хутора он Мишка или Нахалёнок. Парнишка шалит с друзьями и не хочет поддаваться воспитанию деда.
Но вот возвращается со службы отец и в жизни мальчика происходят изменения. Ведь отец воевал за большевиков, об этом мальчику постоянно с упрёком напоминают соседские мальчишки. Он не может понять, в чём дело, отношения к отцу сын не изменил. Побеседовав с ним и узнав всю цель гражданской войны, парнишка полностью принял его сторону и позицию в жизни. Он, словно будущий большевик, уже в этом возрасте готов был идти воевать и продолжать идею отца. Ещё большее впечатление произвёл на мальчика товарищ Ленин, о котором ему рассказал отец. А фотография Ленина, которую Михаил выпросил у приехавшего на выборы человека, стала для него настоящим другом и талисманом. Ведь у мальчика, как мы видим из текста, не было настоящих, постоянных друзей. Он, как настоящий большевик в будущем, идеально соответствовал всем его качествам. Был озорной, шустрый мальчик, немного хулиган, однако преданный своим идеям, его никто не мог склонить на свою сторону. К фотографии Ленина Мишка постоянно обращался в трудные минуты, рассказывал о своих достижениях и неудачах, словно хотел услышать совета и получить поддержку.
Жизнь семьи Михаила-Нахалёнка меняется с приходом на хутор бандитов против большевиков и тех, кто организовывал продразвёрстку. Отец вынужден снова идти воевать против этой банды. В итоге это заканчивается трагично, его убивают. Смерть отца, его изрубленное тело приводят в шок и деда, и мать, и Мишку. Ведь семья осталась без защитника, надёжной опоры и кормильца. Вид мёртвого отцовского тела будет ещё долго сниться мальчику в кошмарных снах.
Эта трагическая смерть в семье ещё больше придала Мишке уверенности в правильности своих идей и действий, наполнила его силой, смелостью, бесстрашием. Семилетний парнишка не побоялся ехать один ночью в соседний хутор, при этом он плохо знал туда дорогу, чтобы сообщить «своим» о бандитах. Преодолевая все свои сомнения и всё ещё детский страх, он добрался до нужного места и передал информацию. Конечно, были у мальчика определённые трудности: лошадь убита, нога у Михаила сломана, но задание он выполнил. Ведь он должен был отомстить за отца. Это ещё больше придало ему уверенности, укрепило силу духа. Парнишка был горд и чувствовал себя достойным будущим большевиком, готовым идти в бой и продолжать начатое дело отца и товарища Ленина.
Картинка к сочинению Анализ произведения Нахаленок
Добрый
день, уважаемые читатели. Книга — это самое лучшее, что когда-либо создавал
человек, потому что она нас и учит, и воспитывает, и ведет по жизни. А еще —
она расширяет наш кругозор, развивает память.
Сегодня поговорим о творчестве донского писателя Михаила Александровича Шолохова. Всему миру известны романы М.А. Шолохова «Тихий Дон», «Они сражались за Родину», рассказ «Судьба человека», «Донские рассказы» и, конечно же, «Нахаленок». Впервые рассказ «Нахалёнок» был опубликован в газете «Молодой ленинец» в 1925 году. Затем он вошел в сборник «Донские рассказы». Сегодня рассказу «Нахаленок» юбилей — 95 лет.
Нашим маленьким читателям предлагаем собрать пазл «Нахалёнок»
15«Нахалёнок»
Михаил Александрович Шолохов — русский писатель, прозаик, лауреат Нобелевской премии, депутат, лауреат Сталинской премии, академик, дважды Герой социалистического труда, сделавший жизнь донского казачества предметом читательского интереса.
Родился Михаил Шолохов 24 мая 1905 года на хуторе Кружилин в семье служащего.
В краю, где плещет Дон,
Стоит на стыке двух веков
Соломой крытый дом.
Первое образование в биографии Шолохова было получено в Москве в годы Первой Мировой войны. Затем он учился в гимназии в Воронежской губернии в городе Богучар.
В середине 1920 г. Шолохов работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. В конце 1922 г. приезжает учиться в Москву. Приехав в Москву для продолжения образования и не поступив, вынужден был сменить множество рабочих специальностей, чтобы прокормиться.
1925г Массовыми тиражами выходят первые книжки: «Алёшкино сердце», «Нахалёнок». 1926г Выходят в свет «Донские рассказы» и «Лазоревая степь».
1928г — первая публикация «Тихого Дона».
1933г — первая книга романа «Поднятая целина». 1941г — присуждение Государственной премии первой степени за роман «Тихий Дон».
1941г — М.А. Шолохов-корреспондент направлен в действующую армию. Полученную Сталинскую премию передаёт в фонд обороны. 1943-1944гг — печатаются главы романа «Они сражались за родину.
1956-1957гг опубликован рассказ «Судьба человека» в газете «Правда».
1960г — присуждена Ленинская премия за роман «Поднятая целина», передана на строительство новой школы в станице Каргинской. 1965г — присуждена Нобелевская премия.
С 1960-х годов М.А. Шолохов перестал заниматься литературой, любил уделять время охоте и рыбалке. Все свои награды передал на благотворительность (постройку новых школ). Умер писатель 21 февраля 1984 г. и был похоронен во дворе своего дома в станице Вешенской на берегу реки Дон. В станице Вешенской был открыт музей-заповедник Шолохова.
О произведении
Рассказ Шолохова «Нахаленок» входит в сборник Донских рассказов. Они описывают жизнь казачьих станиц в 20г 20 века. В нем рассказывается о жизни маленького мальчика, который живет с родителями в казачьей станице во времена гражданской войны.
Язык у М. А. Шолохова сильный, мощный, казацкий. Это жизнь без прикрас, такая какая и была в те, уже далёкие для нас, годы. Написан этот рассказ о народе и для народа.
Прототипом Миньки в рассказе «Нахалёнок» стал сам писатель. Воспоминания о веселом, беззаботном детстве, проведённом в окружении своих сверстников, помогло Михаилу Александровичу создать неповторимый образ Нахаленка. Так на Дону называли ребенка родившегося вне брака.
Мария Петровна Шолохова вспоминала, что отец писателя «звал своего единственного сына Минькой, сверстники Мишкой и «нахалёнком».
…Мишка собой щуплый, волосы у него с весны были как лепестки цветущего подсолнечника, в июне солнце обожгло их жаром, взлохматило пегими вихрами; щеки, точно воробьиное яйцо, исконопатило веснушками, а нос от солнышка и постоянного купанья в пруду облупился, потрескался шелухой. Одним хорош колченогенький Мишка — глазами. Из узеньких прорезей высматривают они, голубые и плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда…
Писатель создал образ обаятельного мальчугана, не умеющего усидеть на месте, интересующегося всем, что происходит вокруг, безгранично любящего свою семью и, конечно же, мечтающего помочь своей стране, своему родному донскому краю.
Эпизоды рассказа
Снится Мишке, будто дед срезал в саду здоровенную вишневую хворостину, идет к нему, хворостиной машет, а сам строго так говорит.
— А ну, иди сюда, Михайло Фомич, я те полохану по тем местам, откель ноги растут!..
— За что, дедуня? — спрашивает Мишка.
— А за то, что ты в курятнике из гнезда чубатой курицы все яйца покрал и на каруселю отнес, прокатал!..
— Дедуня, я нонешний год не катался на каруселях! — в страхе кричит Мишка.
Но дед степенно разгладил бороду да как топнет ногой:
— Ложись, постреленыш, и спущай портки!..
Уважаемые читатели! Предлагаем прослушать аудиозапись громкого чтения. Эпизод возвращения отца «нахалёнка».
А далее — фрагменты из телевизионного художественного фильма «Нахалёнок» (режиссёр Евгений Карелов), 1961г.
— А ты не дюже со своим батянькой!.. Он у моего отца товары забирал, как поднялась революция, и отец сказал: «Ну, нешто не перевернется власть, а то Фомку-пастуха первого убью!..»
Наташка, Прошкина сестра, топнула ногой:
— Бейте его, ребята, что смотреть?!
— Бей коммунячьего сына!..
— Нахаленок!..
— Звездани его, Прошка!
Прошка взмахнул прутом и ударил Мишку по плечу, Витька-попович подставил ногу, и Мишка навзничь, грузно шлепнулся на песок.
Ребята заорали, кинулись на него. Наташка тоненько визжала и ногтями царапала Мишкину шею. Кто-то ногою больно ударил его в живот.
Мишка, стряхнув с себя Прошку, вскочил и, виляя по песку, как заяц от гончих, пустился домой. Вслед ему засвистали, бросили камень, но догонять не побежали…
Уважаемые читатели! Предлагаем прослушать аудиозапись громкого чтения. Эпизод схватки с ребятами.
Фрагменты из телевизионного художественного фильма «Нахалёнок» (режиссёр Евгений Карелов), 1961г.
…У деда глаза глубоко провалились внутрь, голова трясется и прыгает, губы шепчут что-то беззвучно.
Долго молча гладил Мишку по голове, потом, поглядывая на мать, лежавшую плашмя на кровати, шепнул:
— Пойдем, внучек, во двор…
Взял Мишку за руку и повел на крыльцо. Мишка, шагая мимо дверей горницы, зажмурил глаза, вздрогнул: в горнице на столе лежит батянька, молчаливый и важный. Кровь с него обмыли, но у Мишки перед глазами встает батянькин остекленевший кровянистый глаз и большая зеленая муха на нем.
…Дед долго отвязывал у колодца веревку; пошел в конюшню, вывел Савраску, зачем-то вытер ему пенистые губы рукавом, потом надел на него узду, прислушался: по станице крики, хохот. Мимо двора едут верхами двое, в темноте посверкивают цыгарки, слышны голоса.
— Вот мы им и сделали разверстку!.. На том свете будут помнить, как у людей хлеб забирать!..
Переборы лошадиных копыт умолкли, дед нагнулся к Мишкиному уху, зашептал:
— Стар я… не влезу на коня… Посажу я тебя, внучек, верхом, и езжай ты с богом на хутор Пронин… Дорогу я тебе укажу… Там должен быть энтот отряд, какой с музыкой шел через нашу станицу… Скажи им, нехай идут в станицу: тут, мол, банда!.. Понял?..
Уважаемые читатели! Предлагаем прослушать аудиозапись громкого чтения. Эпизод возвращения отца. Эпизод героического поступка Мишки.
Популярны произведения М. А. Шолохова среди земляков – дончан. Памятник Нахаленку — персонажу рассказов Михаила Александровича Шолохова был установлен на набережной Дона ещё в 1982 г. Сидит хулиганистый мальчишка на плетне и строго так поглядывает на окружающих его прохожих.
Рассказ «Нахалёнок». ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ
По прочитанному отрывку-описанию вы должны назвать имя литературного
героя.
«Большущий солдат в черной шинели и в шапке с лентами, но без козырька, с рыжими усами»
«Собой щуплый, волосы у него с весны были как лепестки цветущего подсолнечника: Щеки точно воробьиное яйцо исконопатило веснушками, а нос от солнышка и постоянного купания в пруду облупился, потрескался шелухой…»
Пряник
«Погоди, погоди дедунюшка! Вот выпадут у тебя
зубы, а я жевать тебе не буду!.. Хоть не проси тогда!»
«На тебе штаны с одной помочью, так нельзя, ты нас осрамишь своим видом!… Беги, пусть тебе матка пришьет другую, а мы тебя подождем тут: Терещенко поди принеси новому красноармейцу ружье и шинель»
«Чудак ты, право! Нельзя нам обоим уходить сразу! Вот я вернусь, потом ты пойдешь, а то хлеб поспеет, кто же его будет убирать? Мать по хозяйству, а дед старый»
«Я тебе зараз всыплю чертей!… Поплюю в кой — какие места, да хворостиной высушу!… Ах ты лихоманец вредный, ты на чтож это свинью объезжаешь?…»
Внимание. Правильные ответы.
Вопрос
1 «КТО ЭТО?»
(Отец Нахаленка); (Нахаленок)
Вопрос 2 » КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ?»
Пряник — «Нахаленок», отец привез Мишатке с войны. Портрет Ленина — отцу Нахаленка. Бескозырка — отцу Нахаленка.
Вопрос
3 «КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ ЭТИ
ВЫСКАЗЫВАНИЯ?»
(Нахаленок — деду); (Комбат — Нахаленку); (Отец — Нахаленку); (Дед — Нахаленку).
«УСТНОЕ КАЗАЧЬЕ ТВОРЧЕСТВО»
Друзья! В рассказе «Нахалёнок» М. А. Шолохов использует казачье просторечие. Немало драгоценных россыпей в сокровищницу меткого русского слова внесли жители Тихого Дона. Веками складывались в устном казачьем творчестве пословицы и поговорки, которые живут и поныне. Предлагаем познакомиться с пословицами или поговорками донских казаков.
- У ленивой казачки: и печь не печет.
- Терпи казак, атаманом будешь.
- Без атамана казак кругом сирота.
- Казак без коня, что солдат без ружья.
- Казачонок — на лошади с пеленок.
- Казак с конем: и ночью и днем.
- Каков казак, таков и рысак
- Казак пешком, что нищий с мешком.
- Казаки в бою не робеют — любого врага одолеют.
- На каждую вражью замашку казак держит вострую шашку.
- И один в поле воин, если он по казачьи скроен.
- Кто пули боится, тот в казаки не годится.
- Плох конь, коль не скачет; плох казак, коли плачет.
- Казак сам не поест, а коня накормит.
- В Дону воду не выпить, казаков с Дону не выбить.
- Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает.
Уважаемые читатели, уверены, что вы не остались равнодушными к судьбе главного героя — голубоглазого, непоседливого парнишки Мишатки или Нахалёнка, и обязательно, найдутся желающие прочитать этот рассказ. Если кто-то из вас еще не знаком с произведением «Нахаленок» Михаила Александровича Шолохова , приходите к нам в библиотеку!
Материал подготовила Т.И. Евсеева. Для подготовки мероприятия использован источник: https://www.youtube.com/
метки: Шолохов, Нахаленка, Рассказ, Красноармеец, Надвигаться, Поймать, Фотография, Поручение
Пузикова Юлия
«Мы пишем по указке наших сердец, а наши сердца принадлежат партии», -так говорил наш земляк Михаил Александрович Шолохов. Он родился на Дону, рос здесь, учился, формировался как человек и писатель и воспитывался как член Коммунистической партии. Именно эти годы воспитали в нем патриотизм к своей Родине.
В произведении «Нахалёнок» он скрыл между строк неявные отчерки своего мнения о патриотизме народа и о гражданской войне во времена революции в России.
Это рассказ о шалостях, смешных выходках, смелых и героических поступках, из жизни семилетнего мальчика Миши. Это весёлый и непоседливый мальчонок, которого ребята обзывали Нахалёнком, а также Комунёнком из-за отца Коммуниста. Мишка — мальчуган с щуплым, постоянно улыбающимся лицом, с волосами, похожими на лепестки подсолнечника, взлохмаченными пегим вихрем. Со щеками, точно воробьиное яйцо, наконопаченными веснушками, как и нос, потресковшийся от постоянного купания и солнечного света. Самыми выразительными у него были глаза, голубые и плутовские, как нерастаевшие крупинки речного льда. Именно они так нравились его отцу.
На первый взгляд он был как обычный деревенский мальчишка, но в душе он был борцом за Коммунизм. Мишка с большим интересом слушал рассказы отца о войне и с нетерпением их ждал. Сильнее этого, он ждал только службы на войне. Хотя большинство в их деревне были против новой власти и не поддерживали её. Мишка с гордостью говорил, что он, так же как и его отец, был за Коммунистов. Он не очень много знал о Ленине, только из рассказов отца, но был верен ему. И получив его фотографию, он был так рад, что не выпускал её из рук, и положил к себе за пазуху, как самое драгоценное. Ведь эта была фотография его обожаемого героя, борящегося за Коммунистическую власть.
Миши выпала возможность проявить свою верность к Родине, позвав на подмогу красноармейцев. Он совершил героический поступок, проскакав на коне ночью, в неизвестном направлении, чтобы сказать Красноармейцам, что на станицу надвигается банда. И не растерявшись, даже после новости о смерти отца, он согласился выполнить это поручения деда. Он шёл на риск, так как его могли бы поймать враги или он мог бы заблудиться в ночной глуши. Он долго
17 стр., 8167 слов
Сочинение до войны я был маленьким
… маленькая все время плакала и плакала , хотела есть. Моя бабушка сейчас молится каждый день и желает , чтобы не было войны и голода .Это самое страшное<p> Сочинение на тему « Дети войны» … Низкий поклон Мой До самой земли !!! ( Г.Кучер) Сочинение на тему « Дети войны» Ахметзянова Алсу – … Ее сыны! Чистые пред Родиной и Богом! В этот … без кормилица. Они росли без отца. Поэтому все его детство прошло …
скакал по полю, но вдруг увидел огоньки. Подъехав ближе, он увидел Красноармейцев, они сказал ему остановиться, но лошадь не остановилась и они выстрелили в неё. Лошадь упала и придавила ногу Мише, он начал кричать от жуткой боли. Даже теряя сознание от сильного перелома, он выполнил поручение, переборов боль и сказав Красноармейцам всё, что попросил передать дедушка.
Я считаю этот поступок невероятно отважным, ведь не каждый бы смог так смело поступить в семь лет. В этом поступке проявилась его любовь к Родине и к верному служению стране. Его мечта сбылась, ведь он смог помочь народу, сообщив о нападении. Как и говорил М. А. Шолохов: «Побеждает только тот, кто твёрдо знает, за что он сражается, и верит в своё дело».