Портрет ивана царевича из сказки иван царевич и серый волк

Картину великого русского художника Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» относят к одним из самых сказочных произведений изобразительного искусства. Этот признанный шедевр русской живописи является знаковой работой Васнецова, с которой хочется познакомиться поближе.

История создания картины

Полотно «Иван-царевич на Сером Волке» – итог работы мастера над народным сказочным сюжетом, который в 1846 году замечательно пересказал русский поэт Василий Жуковский, создав свое произведение по классическим канонам русских былин и сказаний.

Признаки волшебной сказки
Превращения Серый Волк превращается в Елену Прекрасную и обратно в Серого Волка
Сказочные помощники Волшебный зверь — волк
Чудесные предметы Мертвая вода, живая вода
Особенности сказки
Основной герой Младший, 3-й сын царя
Награда герою Невеста, чудесная птица, златогривый конь
Поединок Отсутствует
Троекратное повторение

Караулить 3 ночи

Поклониться 3 раза

3 испытания

3 раза трубят трубы

Решение о переносе сказочного действия на холст созрела у Васнецова в период работы в киевском Владимирском соборе, где мастер, наряду с другими известными живописцами, участвовал в создании его интерьера.

Известные картины Виктора Васнецова

читайте также

Виктор Васнецов

Известные картины Виктора Васнецова

Интерес к русским сказаниям и былинам сформировал у живописца сюжет будущего полотна — замечательную иллюстрацию к русской народной сказке.

Трудиться над картиной Васнецов начал в 1888 году, для чего оставил свою работу в киевском соборе. Первый раз полотно было представлено широкой публике на передвижной выставке в 1889 году.

АНАЛИЗ КАРТИНЫ: Девочка на шаре

Сюжет картины

Предыстория сюжета полотна начинается с того, что царь поручил сыновьям поймать вора, кравшего золотые яблоки из его сада. Задачу выполнил только младший — царевич Иван. Преступником оказалась Жар-птица, но поймать ее не удалось. Иван лишь добыл ее перо.

Захотев стать обладателем необычной птицы, царь отправил своих сыновей на ее поиски. Во время путешествия Иван лишился коня, которого погубил Серый Волк. Последний, решив искупить свою вину, стал верным другом царевича. Он же помог найти Жар-птицу, выкрасть Елену Прекрасную и раздобыть златогривого коня.

Именно тот момент сказки, когда герой крадет свою будущую невесту и на волке убегает от преследователей, изображен на холсте Васнецова.

Описание картины «Иван-царевич и Серый Волк»

Иван-царевич выглядит серьезным и встревоженным. Он пристально всматривается вдаль, пытаясь разглядеть погоню.

Елена Прекрасная склонила голову на грудь Царевича. Смиренно сложенные руки подчеркивают, что она полностью отдает себя во власть Ивана.

Елена Прекрасная изображена в светло-голубум шелковом платье, отделанном золотом по нижней части и рукавам.

Серый Волк изображен с человеческими глазами. Его образ наполнен силой, отвагой, могуществом и преданностью.

Темный, мрачный лес будто олицетворяет собой злые силы, которые пытаются задержать героев и навредить им.

Цветущая яблоня вносит оживление в мрачный пейзаж. Она вселяет надежду на то, что у истории будет счастливый конец.

Болото, покрытое кувшинками, находится под ногами героев. На его фоне яркими пятнами выделяются болотные лилии.

Старые мрачные деревья поросли мхом. Они подчеркивают драматизм картины.

В основе сюжета – напряженный момент, когда Иван с украденной Еленой Прекрасной на Сером Волке убегает от погони. Царевич крепко и надежно держит девушку, беспокойно всматриваясь в лесную чащу. Елена покорилась судьбе: испуганная похищением, темным лесом и огромным волком, она пытается не смотреть по сторонам, прильнув к Ивану.

Беглецов окружают старые деревья дремучего леса, без листьев и поросшие мхом. Под ногами у героев болото, покрытое кувшинками. Справа на переднем плане изображена цветущая яблоня, вносящая в драматизм картины светлые нотки.

Иван-царевич

Иван-царевич. Фрагмент картины «Иван Царевич на Сером Волке»

На Иване прекрасный кафтан из дорогой ткани. Подпоясан царевич зеленым кушаком. Бросаются в глаза черные рукавицы с узором. На голове героя красная шапка, а на ногах — красивые сапоги.

У молодого человека на лице серьезное и тревожное выражение. Повернув голову, он пристально всматривается вдаль, пытаясь разглядеть погоню. По его позе видно, что царевич опасается: у него могут отнять самое ценное — Елену Прекрасную. А висящий на перевязи меч как бы подтверждает, что Иван готов защищаться от врагов самым решительным образом.

Елена Прекрасная

Елена Прекрасная. Фрагмент картины «Иван Царевич на Сером Волке»

На спине волка, в объятиях царевича, Елена Прекрасная. Русые волосы ее распущены и развеваются на ветру. На девушке светло-голубое шелковое платье, отделанное золотом по нижней части и рукавам. Шею красавицы украшают бусы из жемчуга. Ноги обуты в причудливые сапожки. Покрывающая голову шапочка украшена драгоценными камнями.

Елена склонила голову на грудь Ивана. Взгляд ее поникший, задумчивый, безразличный. Она полностью во власти царевича, что подчеркивают смиренно сложенные руки.

У образа Елены Прекрасной есть реальные прототипы — Наталья и Татьяна Мамонтовы.

ИНТЕРЕСНО: Картина Валентин Серова “Девочка с персиками”

Серый Волк

Серый Волк. Фрагмент картины «Иван Царевич на Сером Волке»

Фигура Серого Волка притягивает взгляд зрителя больше всего. У этого персонажа человеческие глаза, следовательно, Васнецов изобразил на полотне оборотня. Волчий взгляд направлен на зрителя.

Однако в зверином облике отсутствует кровожадность и жестокость. Его образ наполнен отвагой и преданностью. Художник изобразил Серого Волка очень сильным и могучим. Усматривается, что зверь совершает большие прыжки, грациозные и мягкие. Такие, что у зрителя создается впечатление, будто троица парит над землею.

Картина Виктора Васнецова «Богатыри»

читайте также

Картина Виктора Васнецова «Богатыри»

Высунутый из раскрытой пасти язык дает понять, что Волк устал. Преодолевать препятствия ему становится все труднее, и держится он из последних сил. Но он настроен решительно: несмотря на то, что с двумя седоками ему нестись все сложнее, передышку делать не собирается.

Это вселяет надежду: волшебный зверь сможет преодолеть все трудности, и беглецы будут спасены.

Темный, дремучий лес

Темный, дремучий лес. Фрагмент картины «Иван Царевич на Сером Волке»

Дорога сказочных персонажей проходит через древний лес. Старые деревья поросли мхом. Лес мрачный и страшный. Он словно олицетворяет собой злые силы, пытающиеся задержать героев и навредить им. Кривые ветви и корни строят преграды беглецам.

Цветущая яблоня

Цветущая яблоня. Фрагмент картины «Иван Царевич на Сером Волке»

Яблоня и белые кувшинки вносят в мрачный пейзаж оживление. Сначала цветущее дерево на лесном болоте вызывает у зрителя чувство настороженности. Но ее присутствие на картине имеет большое значение. Она незримо связывает начало сказочного повествования с его счастливым концом.

Примечательно, что именно с яблони с золотыми плодами начинается сказка. И она же символизирует будущее начало новой жизни и любви, вселяет надежду на то, что все окончится хорошо.

Картина «Аленушка» Виктора Васнецова

читайте также

Картина «Аленушка» Виктора Васнецова

Роль цвета

Значение цвета на картине Васнецова можно увидеть, если более внимательно изучить детали полотна. Так, изначально кажется, что, контрастируя, яблоня не вписывается в цветовую гамму холста. Но именно ее цвета, красивые и насыщенные, дают веру в спасение и счастливый конец.

Серебристо-белые краски кувшинок и яблони гармонируют с одеждой Елены и включены в единую цветовую гамму полотна. Вследствие этого произведение наполнено таинственным сиянием, создавая чувство прикосновения к чуду, сказке.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Картина “Боярыня Морозова”

Судьба картины

В феврале 1889 года картина была представлена на XVII Передвижной выставке в Петербурге. И даже среди таких великих произведений, как «Утро в сосновом лесу» Шишкина, «Пасмурный день на Волге» Левитана, «Первая зелень» Остроухова, она не затерялась.

Современники Васнецова восприняли картину положительно. Особой похвалы были удостоены выставленные на обозрение публики народные образы прошлого и умение художника серьезно подойти к изучению старины. Отмечено, что до него никто так натурально не смог изобразить сказочный лес.

Очень естественно донесена до зрителей византийская красота Ивана-царевича и Елены Прекрасной, сглаженная чертами русской народной сказки. Их образы создают цельное и приятное впечатление.

Виктор Васнецов

читайте также

Виктор Васнецов

Виктор Васнецов

Наиболее выразительно высказался о картине крупный промышленник и меценат С. Мамонтов:

«Твой царевич на волке привел меня в восторг; я все кругом забыл, я ушел в этот лес, я надышался этого воздуха, нанюхался этих цветов. Все это мое, родное, хорошее! Я просто ожил! Таково неотразимое действие истинного и искреннего творчества. Исполать тебе, великое спасибо! Пусть говорят, что в картине много недостатков, неверностей, я не буду спорить, но пусть кто-нибудь другой так просто и непосредственно повлияет на мою душу, как твоя картина. Вот где поэзия! Молодец!»

В настоящее время картину Виктора Михайловича Васнецова можно увидеть в Москве, в Государственной Третьяковской галерее.

В свете всего вышесказанного напрашивается вопрос: какие еще тайны вложил в свое произведение великий русский художник, если они побуждают зрителя невольно сопереживать персонажам?

Какие эмоции у вас вызывает картина? Делитесь мнением в комментариях!

История персонажа

Герой русских народных сказок. Обыкновенно проходит через ряд испытаний, решает некую сложную и рискованную задачу, совершает героические деяния. Отцом героя называется царь Берендей, а супругами в разных сказках выступают то Василиса Премудрая, дочь Кощея (сказка о Царевне-Лягушке), то Марья Моревна — степная воительница и носительница колдовской силы, то Елена Прекрасная.

История создания

Русские народные сказки об Иване-царевиче обыкновенно строятся по некоему шаблону. У героя есть старшие родственники – изводящие Ивана в начале сказки сестры и братья, над которыми герой превозносится в финале. Царь-отец обещает сына некоему могущественному потустороннему коллеге (морскому или подземному царю) или волшебнику еще до рождения Ивана. Сказочный сюжет может описывать, как герой бежит из владений такого персонажа.

Иван-царевич и Серый волк

Иван-царевич и Серый волк

Повзрослевший царевич также отправляется в странствия, чтобы найти некую волшебную вещь или животное (например, Жар-птицу, которая прилетает в сад царя и клюет там молодильные яблоки). По дороге герою встречается животное-помощник (например, серый волк).

Иван-царевич и Жар-птица

Иван-царевич и Жар-птица

Царевич может спасти волшебного коня, и тот остается на службе у героя. Животное-помощник возвращает погибшего героя к жизни или убивает врагов Ивана-царевича (к примеру, злых братьев). Ряд сказочных сюжетов связан также с поисками пропавшей жены, которую у Ивана-царевича похитил злой бессмертный чародей Кощей. Типичная помощница в борьбе с Кощеем — лесная ведьма Баба-Яга.

Образ и сюжет

Образ Ивана-царевича в русских народных сказках имеет двойственную характеристику. Как положительный персонаж Иван-царевич предстает в тех сюжетах, где борется со злом и помогает слабым. Сам герой при этом может не знать о том, что он — царский сын, быть потерянным в детстве.

В начале сказки героя преследуют враги, Иван беден. Царское достоинство герой возвращает себе в конце сказки. Как награду за совершенные подвиги, он получает трон, находит потерявших его родителей.

Иван-царевич и Царевна-Лягушка

Иван-царевич и Царевна-Лягушка

Если герой начинает путь, уже будучи царевичем, то в конце сказки Ивана ждет жена-царевна, половина чужого царства, волшебный конь или волшебный предмет в качестве награды.

В тех сюжетах, где Ивану-царевичу противопоставлен герой «из народа», например, рыбацкий сын, сам царевич становится отрицательным персонажем. Тут Иван-царевич демонстрирует злобу и хитроумие, пытается отнять у положительных героев награду, которую те заслужили, или вовсе погубить их. В финале царевич остается жив, но наказан и посрамлен.

Экранизации

Иван-царевич один раз появился в кино и множество раз — в мультфильмах. Герой появлялся в советских мультфильмах «Царевна Лягушка» (1954 и 1971 годов), и «Василиса Прекрасная» (1977). В киносказке 1985 года выхода «После дождичка в четверг» роль Ивана-царевича играет актер Владислав Толдыков.

Владислав Толдыков в роли Ивана-царевича

Владислав Толдыков в роли Ивана-царевича

В 2011 году вышла первая картина из цикла мультфильмов «Иван-царевич и Серый волк» студии анимационного кино «Мельница». Иван здесь начинает как простой деревенский парень.

Герой мечтает стать пожарным, но случайно оказывается тем «первым встречным», за которого рассерженный Царь-батюшка под горячую руку решает выдать прогневавшую его дочь — царевну Василису. Герои, против воли объявленные женихом и невестой, влюбляются друг в друга, но впереди у них немало испытаний.

Во втором мультфильме цикла Иван-царевич исполняет функции военного министра и плотно занят государственными делами, в то время как жена героя, Василиса, изнывает от безделья.

Иван-царевич в мультфильме студии «Мельница»

Иван-царевич в мультфильме студии «Мельница»

Герои ссорятся, и, чтобы помирить их, царь и Кот ученый решают устроить шуточное похищение Василисы и привлечь к этому делу бывшего злодея, а ныне циркового артиста Черномора. Похищение, однако, быстро перестает быть шуточным…

В третьем мультфильме цикла Царь-батюшка уходит на пенсию, и в Тридевятом царстве за главного остается Иван вместе с Серым волком. Необязательный герой отправляется с Василисой в свадебное путешествие на ковре-самолете, бросив царство на произвол Пугала, которое оживает и устанавливает в царстве собственные порядки…

О том, когда выйдет четвертая часть мультфильма, точной информации пока нет. В мультфильмах анимационной студии «Мельница» рисованного Ивана-царевича озвучивает актер Никита Ефремов.

Иван-царевич в мультфильме «Как поймать перо Жар-птицы»

Иван-царевич в мультфильме «Как поймать перо Жар-птицы»

В 2013 году на экраны вышел украинский мультфильм «Как поймать перо Жар-птицы», где Иван-царевич отправляется искать Жар-птицу, повинуясь воле отца – царя Берендея. В мультфильме классические элементы русских народных сказок сочетаются с современным юмором и музыкальным сопровождением в жанре рок-музыки.

Интересные факты

  • Иван-царевич, как и прочие персонажи русского фольклора, не раз вдохновлял художников. Особенно полюбился персонаж Виктору Васнецову, мастеру фольклорной живописи (картины «Бой Ивана Царевича со Змеем», «Иван-царевич на Сером Волке»). Знаменита также картина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», принадлежащая кисти Ивана Билибина, художника конца XIX — первой половины ХХ века.
  • В 1975 году студия «Диафильм» выпустила цветной диафильм по сказке «Иван-царевич и серый волк», созданный художником П. Багиным.

Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»
  • Имя Ивана-царевича взяла себе как название российская фолк-метал-группа, основанная в 1999 году. Группа работает на стыке тяжелого металла и фольклорно-былинных мотивов. Выпустила три студийных альбома. Знаменитая песня группы — «Живой металл».
  • Среди персонажей писателя-фантаста Кира Булычева, создателя цикла книг об Алисе Селезневой, есть некий гражданин по имени Иван Иванович Царевич.

Иван-царевич в игре «Свадьба Василисы»

Иван-царевич в игре «Свадьба Василисы»
  • Иван-царевич стал персонажем «девочковой» компьютерной игры «Свадьба Василисы». Игра сделана по мотивам мультфильмов студии «Мельница». В игре Василиса выбирает платье и всячески готовится к собственной свадьбе, для которой нужно украсить палаты, испечь торт, разослать приглашения и так далее.
  • В 2012 году издательство «Эгмонт Россия Лтд» выпустило детскую книжку «Иван Царевич и серый волк. В Тридевятом царстве» авторства Сергея Георгиева.

Спектакль «Иван-Царевич, серый волк и другие»

Спектакль «Иван-Царевич, серый волк и другие»
  • Московский театр Содружество актеров Таганки под руководством Николая Губенко поставил сказочный спектакль для детей «Иван-Царевич, серый волк и другие» с оригинальными костюмами. К примеру, Кощей в постановке ходит в форме немецкого офицера времен Второй мировой войны.
  • Мастера уральской камнерезной мастерской «Святогор» выпустили в 2012-2015 годах серию ювелирных статуэток необычайно искусной работы из поделочного камня, окаменелого дерева и металла. Статуэтки изображают персонажей русских народных сказок. Среди них есть одна, изображающая Ивана-царевича верхом на сером волке, который несется прочь от погони вместе с похищенной Еленой Прекрасной.

Цитаты

«Я ее от всяких хлопот берегу. Живи, радуйся да детей рожай! Так ведь нет, ей реформы подавай! А от реформ нервы портятся и кожа лица. И какая ты мать после этого, если вся от работы уставшая и некрасивая?»

«Ты уже здесь? Молодец! А говорил: «Зачем тренировки, зачем тренировки?»

«Это неправильно! Понаедут, натопчут — не протолкнуться будет!»

«Иван: — Ты зачем притворяешься?
Змей Горыныч: — Чего это я притворяюсь?
Иван: — Ты притворяешься злым, а ты добрый.
Змей Горыныч: — Ты давай думай, чё говоришь. Я же сказал – ось зла».

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Как написать рассказ об Иване-царевиче? Как описать Ивана-царевича?

Задание по литературе для 3 класса Каким был Иван-царевич? Опиши его.

2 ответа:



1



0

Опишем характер Ивана царевича из сказки «Иван царевич и серый волк».

Это был очень добрый и положительный герой. Он не знал что такое злоба и зависть, он был доверчивым и благодушным. Он был ответственным и если брался за какое-то дело, то доводил его до конца. Вместе с тем, Иван царевич не был лишен и отрицательных черт характера. Он был слишком жаден, он не слушал более мудрых и опытных, а именно волка, он был своевольным.

Иван царевич должен благодарить судьбу, что она столкнула его с серым волком, потому что без его помощи Иван царевич никогда бы не добыл жар-птицу, не говоря уже про Елену Прекрасную.



0



0

Главный герой сказки «Иван царевич и серый волк» Иван Царевич персонаж конечно положительный, но очень легкомысленный.

Он настойчивый и может быть ответственным. Именно таким он проявил себя, когда в отличии от братьев не заснул карауля похитителя золотых яблок.

Но далее если бы не Серый волк, ничего бы у Ивана царевича не вышло. Сперва он проспал своего коня, видимо спал богатырским сном. Потом постоянно не слушал мудрых советов волка и попадал в беду. Здесь проявилась жадность Ивана Царевича — он прельстился золотыми клеткой и уздечкой.

Ивана царевича можно также назвать бесхитростным, простодушным и доверчивым. Это положительные качества, но они не могли помочь Ивану царевичу в его путешествии.

Читайте также

Иван царевич из сказки «Иван царевич и серый волк» никогда бы не сумел добыть жар-птицу без помощи серого волка. Он был лучше своих братьев, более ответственный и не такой ленивый, он сумел поймать перо жар-птицы, но вряд ли он бы нашел дворец, в котором жар-птица жила.

А потом он вообще остался без коня по собственной вине, и только получив в помощники серого волка у Ивана Царевича появился шанс благополучно привезти жар-птицу.

И все равно два раза Иван царевич не слушал советов волка и чуть не поплатился за это жизнью.

Если бы не чудесные превращения волка в коня и в саму царицу, не привез бы их домой Иван. Не мог он добыть жар-птицу без помощи волка.

Прежде всего мы сразу замечаем, что в названии устного народного творчества и названии народные промыслы присутствует одно и то же слово — Народный. Это говорит о том, что придуманы они народом, что отражают они мировоззрение народа, его представления о мире и красоте.

В устном народном творчестве, сказках, пословицах, песнях, народ выражает свое представление о том, каким должен быть наш мир, о том, что добро должно всегда побеждать и торжествовать справедливость, выражает свой накопленный веками опыт.

В народных промыслах народ выражает свое представление о красоте, и опять же о добре и это еще один общий момент между фольклором и прикладным искусством.

Сестрица Аленушка главная героиня сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Это очень хорошая и добрая девушка, на плечи которой очень рано легла забота о маленьком брате.

Аленушка очень красивая, ведь не просто так ее сразу полюбил купец, только увидев в поле и даже согласился, чтобы козленок жил с ними. Конечно Аленушка также и добрая и ласковая, ведь злых не любят.

Аленушка очень доверчивая, она почему-то поверила незнакомой женщине, которая ласково звала ее купаться, а оказалась ведьмой.

Аленушка очень страдала под водой, когда слышала, как жалуется козленок Иванушка на то, что его хотят убить, но ничем не могла ему помочь.

Иван Федоров вошел в историю как первопечатник, человек, который много сделал для появления печатной книги на Руси. Иван Федоров всю свою жизнь посвятил книгопечатанию и ему принадлежит первая русская печатная книга — знаменитый «Апостол» 1564 года.

Что же значило в понимании Ивана Федорова «рассеивать духовные семена»?

Первопечатник сравнивал книги с духовными семенами, а книгопечатание назвал рассеиванием этих духовных семян.

Как обычные семена дают всходы, а потом урожай, так духовные семена — книги, способствуют духовному развитию человека и также дают свой урожай — грамотность и образованность.

Поведение первопечатника Ивана Федорова на встрече с царем характеризуют три слова, которые мы встречаем в этом тексте: смело, с волнением, с достоинством.

Иван Федоров прежде всего гордился своей работой и был уверен, что сделана она очень хорошо, а потому должна понравится царю. Он знал себе цену и потому не испытывал страха перед грозным царем. Но в то же время помня о нраве Ивана Грозного, Иван Федоров испытывал вполне понятное волнение.

Царь описан с недоверчивым взглядом и сжатыми губами. Он с подозрением относится ко всему, а не только к первой русской книге. Но по мере того, как царь изучал книгу, его чело проясняется и под конец царь уже доволен — он даже сравнивает отечественный продукт с импортным и говорит, что наши не хуже.

«Иван-царевич на Сером волке» — известная картина, написанная Виктором Михайловичем Васнецовым (Viktor Mikhaylovich Vasnetsov) в 1889 году. В центре композиции изображена группа сказочных персонажей. Иван-царевич восседает на бегущем во весь опор Сером волке, нежно придерживает Елену Прекрасную. Справа от героев на холсте раскинулась цветущая яблоня. Слева и сзади их окружает дремучий лес, с вековыми стволами поросших мхом деревьев без листвы. Под ногами — непроходимое болото с мерцающими белыми кувшинками. Таинственное, напряжённое произведение передаёт динамизм ситуации, погружает зрителя в сказочный мир, где на одно мгновение соединились добро и зло, тревога и красота.

Виктор Васнецов. Картина «Иван-царевич на Сером волке», 1889

  • Название картины: «Иван-царевич на Сером волке».
  • Автор: Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926).
  • Год написания: 1889 г.
  • Размеры: 249 x 187 см.
  • Стиль: Романтизм. Символизм.
  • Жанр: Мифологическая сцена, сказочно-былинный жанр.
  • Техника: Масляная живопись.
  • Материал: Холст.
  • Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Виктор Михайлович Васнецов — великий русский художник конца XIX — начала XX века, основоположник нового стиля в живописи, сумевший разгадать и выразить тайну русской души. Родившись и прожив почти 20 лет в северной русской деревне, в нём рано сформировалось фольклорное мировоззрение, любовь к поэзии русской эпической культуры. Спустя годы творчества и плодотворной работы мастер возвращается к детским устремлениям, заимствует методы и приёмы из национального народного искусства. Его яркие произведения наполняются самобытным русским духом, относят зрителя к «преданьям старины глубокой», к тем далёким временам, которые остались в памяти народа в легендах, сказаниях, песнях, былинах.

Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» основана на сюжете русской сказки о приключениях младшего царского сына и его верного спутника — волшебного зверя. Несмотря на гнетущий тёмный пейзаж, в ней, как и в других мифологических и былинных работах, художник сумел передать представления о красоте и счастье, показать возвышенность народной фантазии, а также представил великолепное мастерство пейзажиста и портретиста.

Лица главных героев детализированы, отражают противоречивые эмоции тревоги и смирения. Иван, ожидая погони, беспокойно оглядывается в дремучую даль. Похищенная красавица, наоборот, покорилась судьбе. Прижавшись к царевичу, она не поднимает глаз, напуганная жуткой чащей и происходящими событиями. Серый волк — яркий и загадочный персонаж. Будучи оборотнем по сюжету, он предстаёт не кровожадным зверем, а волшебной силой, с которой связаны чаяния русских людей. Образ наполнен отвагой, преданностью, самопожертвованием.

Картина не создаёт впечатления статичности. Герои будто летят в воздухе над лесным болотом. Очевидно, что художник выразил движение вытянутыми вперёд лапами волка в прыжке, плотно прижатыми к голове ушами. Усиливает динамизм сцены особый приём мастера — диагональная ветка, скашивающая правую часть изображения.

Используя символический язык, мастер подчёркивает мифологический жанр сюжета прописанной до мелочей одеждой персонажей. Золотой кафтан царевича и нежно-голубое платье Елены по славянским преданиям символизируют чудеса и магию. Шерсть волка на картине приобретает золотисто-коричневые оттенки, схожие с одеянием Ивана, которому он служит.

Героев окружает мрачная атмосфера зловещего леса. Огромные стволы деревьев напоминают фантастических великанов. Но сквозь густые скрученные ветки пробивается слабый свет. А на яблоне распустились нежные белые цветы, которые являются символом всепобеждающей любви и знаком счастливого исхода.

Картина «Иван-царевич на Сером волке» — одно из лучших мифологических произведений Виктора Васнецова, ставшее достоянием русского и мирового изобразительного искусства. Погружая зрителя в сказку, мастер создал нечто большее, чем книжную иллюстрацию. Его творение запечатлелось вне времени, повлияло на развитие модернизма и символизма в русской живописи, открыло новые перспективы для художников.

«Иван-царевич на Сером Волке» – картина, которую по праву называют самым сказочным произведением искусства. В ней причудливо сплетаются красота природы, сила зверя и искренняя пронзительность человеческих чувств.

Виктор Васнецов – один из самых известных русских живописцев, что особенно хорошо запомнился нам своими картинами с фольклорными сюжетами. Особое место среди творений художника занимает «Иван-царевич на Сером Волке», основой для которого послужила русская народная сказка. Что же мы видим на этом полотне? Когда и как оно было создано?

О мастере

Виктор Васнецов появился на свет в 1848 году в семье священника. Интерес к живописи стал проявлять ещё в юности. С разрешения отца он оставил обучение в духовной семинарии, после чего уехал в Санкт-Петербург, где стал профессионально учиться мастерству художника. Васнецов несколько раз выезжал за границу, в России же был известен как передвижник (представитель передвижных выставок).

Если изначально большинство картин Васнецова раскрывали бытовые сюжеты, то со временем живописец перешёл к былинно-сказочной тематике. Я хочу отметить, что среди русских художников сложно найти такого же мастера передачи фольклора, старинных преданий и былин, как Виктор Васнецов. Благодаря долгой кропотливой работе ему удалось создать неповторимый “васнецовский” стиль, который невозможно не узнать.

Николай Дмитриевич Кузнецов «Портрет В. М. Васнецова», 1891 год

Николай Дмитриевич Кузнецов «Портрет В. М. Васнецова», 1891 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Как создавался шедевр

Разнообразная деятельность Васнецова (он работал и портретистом, и декоратором, и графиком) помогла приобрести ему небывалых высот мастерство, что успешно проявлялось в картинах.

Нередко приходится сталкиваться с творениями, где живописец предстаёт прекрасным пейзажистом, а вот портреты выписаны не слишком качественно. В картинах Васнецова этого изъяна нет. И подтверждение тому – «Иван-царевич на Сером Волке», где мы видим и природу, и людей, и одного из главных героев – зверя.

Виктор Михайлович Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке», 1889 год

Виктор Михайлович Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке», 1889 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Работу над своим знаменитым творением Виктор Васнецов начал в 1888 году. Параллельно он занимался работой над оформлением Владимирского собора в Киеве. На время он оставляет создание картины (я думаю, из-за загруженности), однако через несколько месяцев вновь возвращается к ней.

На выставке передвижников полотно появилось в 1889 году. Интересно, что для создания образа Елены Прекрасной, которую мы видим рядом с Иваном, живописец использовал портретные эскизы, созданные ранее.

Виктор Михайлович Васнецов «Портрет Натальи Мамонтовой», этюд для фигуры Елены Прекрасной, 1883 год

Этюд для фигуры Елены Прекрасной
Виктор Михайлович Васнецов «Портрет Натальи Мамонтовой», 1883 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Прототипом царевны стали сёстры Наталья и Татьяна Мамонтовы. Они, кстати, приходились кузинами Вере Мамонтовой, с которой была написана «Девочка с персиками» Валентина Серова.

Описание картины «Иван-царевич на Сером Волке»

Картина «Иван-царевич на Сером Волке» одним своим названием открывает суть. Её основой стала русская сказка, где главным действующим лицом выступает Иван-царевич. Эпизод из неё мы видим на полотне.

Центральными персонажами выступают царевич и царевна, что убегают от погони. Их верный соратник, Серый Волк, мчится вперёд. Его фигура делает картину невероятно динамичной, “живой”. Кажется, что вот-вот всё оживёт, а могучий зверь пронесётся мимо нас. Каждый из персонажей мастерски изображён автором.

Посмотрите на лицо Ивана-царевича. Он напряжённо вглядывается в лес, понимая, что в любой момент из темноты чащи могут появиться преследователи. Несмотря на тревогу, он крепко держит Елену Прекрасную.

Даже не зная названия картины, можно безошибочно понять, что перед нами – юноша знатного происхождения. На нём – дорогой кафтан, расшитый золотом и серебром, красные сапоги с рисунком, шапка, отороченная мехом. За спиной царевича виднеется меч в ножнах, и не возникает сомнений, что при наихудшем исходе он будет биться до последнего, защищая царевну.

Образы Елены Прекрасной и Ивана-царевича, фрагмент картины

Образы Елены Прекрасной и Ивана-царевича, фрагмент картины

В объятиях царевича – Елена Прекрасная. Девушка одновременно напряжена и смиренна. В её лице читается тревога, однако руки свободно (можно даже сказать – безвольно) сложены на коленях. Этот незначительный элемент показывает нам полное доверие девушки своему спасителю.

Но самый интересный образ – Волк. Этот помощник пары влюблённых показан уставшим, но готовым отчаянно бороться за спасение своих товарищей. Понятно, что он мчится с огромной скоростью – чувствуется напряжение в лапах, видны мощные сухожилия и мышцы. Тем не менее, зверь явно тратит все силы на то, чтобы уйти от погони: его язык вывалился, а уши прижаты к голове.

Образ Волка, фрагмент картины

Образ Волка, фрагмент картины

Тайны пейзажа

Помимо трёх основных, на картине есть и ещё один живой образ. Это – пейзаж. Васнецов сумел передать тревогу не только выражением лиц своих героев, но и оттенками природы. Всё вокруг словно слилось в замершем созерцании трёх беглецов, а сам лес искренне сопереживает им.

Под волчьими лапами виднеется болото, а вокруг – вековые деревья, что создают мрачное ощущение тяжести. Однако не стоит отчаиваться. Тем же приёмом “говорящего” пейзажа Васнецов говорит, что нельзя терять надежду. На картине можно заметить цветущую яблоню и раскрывшиеся кувшинки. Эти цветы символизируют счастье и любовь.

Живописец словно погружает нас в настоящую сказку, где есть место переживаниям, бедствиям и тревогам, однако добро неизменно одерживает победу, а в мир возвращаются свет и радость.

Деревья, фрагмент картины

Деревья, фрагмент картины

Почему картина «Иван-царевич на Сером Волке» кажется настолько волшебной, притягательной? Мне кажется, секрет Виктора Васнецова сложен и прост одновременно. Потрясающее мастерство и опыт художника помогли ему использовать эмоциональные контрасты, что затрагивают любого человека, взглянувшего на это творение.

Суровость Ивана-царевича, нежность и покорность Елены Прекрасной, тёмные тона природы и свет распускающихся цветов и, конечно, динамика бега Волка — всё это дарит нам сказку, написанную маслом.

logo

  • опишите внешность и одежда Ивана-царевича из сказки Иван-ц аревищ и Серый волк

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      izabellehurley976

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • istoriya
    История

    21 минут назад

    СРОЧНО!!
    Назвіть ікони іконописної майстерні Києво-Печерського монастиря,що збереглися до наших днів

  • ukrainsyka-mova
    Українська мова

    21 минут назад

    Складіть діалог (5–7 реплік) на шкільну тематику з використанням слів, унаголошуванні яких часто трапляються помилки (наприклад: черговий, новий, разом,випадок, запитання, завдання, навчання). Поставте наголос у цих словах: СРОЧНО!

  • matematika
    Математика

    21 минут назад

    Пожалуйста нужно срочно решить с обьяснением (обьязательно)!!, желательно с рисунком! даю 10 баллов!!!

  • angliiskii-yazyk
    Английский язык

    26 минут назад

    some people claim that what people eat in many western countries is unhealthy and that their diet is getting worse. Critics say that these countries should change their diet эссе нужно на 250 слов 45 БАЛЛОВ ДАМ !!!

  • matematika
    Математика

    26 минут назад

    167339529138944148871645

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

  • Порка в школе рассказы
  • Порка в школе рассказ
  • Портрет зла рассказ на дзене
  • Порка в тюрьме рассказ
  • Портрет елисея из сказки о мертвой царевне и семи богатырях