Слайд 1
Начало творческого пути Максима Горького Проблема идеала в рассказе «Старуха Изергиль»
Слайд 2
Тотальный кризис сознания (в философии, религии, науке, социологии). Кризис классического типа культуры, рождение модернизма. Борьба и взаимовлияние различных художественных направлений: Особенности развития культуры в 90-е годы XIX в: реализма, романтизма, неоромантизма – классических систем , символизма, акмеизма, экспрессионизма и т. п. – модернистских систем.
Слайд 3
«Из глубин народных пришел даровитый писатель и сразу покорил себе всю читающую Россию», – писал в 1900 г. критик М. Меньшиков К сентябрю 1903 г. сочинения М. Горького были выпущены в количестве экземпляров: том 1-й рассказов – 55 000 том 2-й – 57 000 том 3-й – 59 000 том 4-й – 60 000 том 5-й – 52 000 пьеса «Мещане» – 58 000 пьеса «На дне» – 75 000 Итого, тираж сочинений М. Горького за 5 лет составил 416 000 томов.
Слайд 4
Проблема идеала в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал» (из письма М. Горького к А. П. Чехову, август 1899 г. ). Горький и Чехов 1900 г., Ялта.
Слайд 5
Иллюстрация В. Макеева к рассказу «Старуха Изергиль» «Далеко за морем, на восходе солнца, есть страна большой реки…». «Там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество, пировали после охоты, пели песни и играли с девушками. Однажды, во время пира, одну из них, черноволосую и нежную, как ночь, унес орел, спустившись с неба… Но через двадцать лет она сама пришла, а с ней был юноша, красивый и сильный… И, когда ее спросили, где была она, она рассказала, что орел унес ее в горы и жил с нею там, как с женой. Вот его сын, а отца нет уже…»
Слайд 6
Иллюстрация В. Макеева к рассказу «Старуха Изергиль» «Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц … А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их — он не хочет делать этого. О!.. тогда уж совсем рассердились они… Долго говорили с ним и, наконец, увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего…».
Слайд 7
Иллюстрация В. Макеева к рассказу «Старуха Изергиль» «Он приходил в племя и похищал скот, девушек — все, что хотел… Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу… И долго он, одинокий, так вился около людей, долго — не один десяток годов».
Слайд 8
Иллюстрация В. Макеева к рассказу «Старуха Изергиль» «Но вот однажды он подошел близко к людям и, когда они бросились на него, не тронулся с места… Тогда один из людей догадался и крикнул громко: «- Не троньте его! Он хочет умереть!». «… и когда он, утомленный, с тоскливым криком упал на землю, то отошли в сторону и наблюдали за ним. Вот он встал и, подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож — точно в камень ударили им. И снова он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы». «- Он не может умереть! — с радостью сказали люди. «И ушли, оставив его… И вот он ходит, ходит повсюду… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!».
Слайд 9
Иллюстрация В. Макеева к рассказу «Старуха Изергиль» « Страх родился среди них, сковал им крепкие руки… Но тут явился Данко и спас всех один ». «Веди ты нас!»,- сказали люди.
Слайд 10
Иллюстрация В. Макеева к рассказу «Старуха Изергиль» «- Что сделаю я для людей?!» — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлеталась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди, изумленные, стали как камни. «- Идем!» — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. «Они бросились за ним, очарованные…»
Слайд 11
Проблема идеала в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» «Он открыл новые, неведомые страны, новый материк духовного мира», — утверждал Д. Мережковский. Литературный кружок «Среда» Слева направо: сидят Л. Н. Андреев, Ф. И. Шаляпин, И. А. Бунин, Н. Д. Телешов, Е. Н. Чириков; стоят Скиталец (С. Г. Петров) и М. Горький.
Слайд 12
Спасибо за внимание
Конспект урока по
рассказу А.М. Горького
«Старуха Изергиль» (2
часа)
Тема: Проблема идеала в рассказе А.М.
Горького «Старуха Изергиль».
Цели урока: самостоятельное добывание
учащимися ответов на вопросы: 1)что составляет художественную ценность ранних
романтических рассказов Горького?, 2)в чём писатель следует романтической
традиции и в чём её обновляет?, 3)чем романтические произведения Горького могут
быть интересны современному читателю?
Методические приёмы: аналитическая
беседа по индивидуальным опережающим заданиям .
Предварительная подготовка: вопросы всему
классу, организующие чтение:
1. Чем,
по-вашему, вызвано было «возвращение Горького к романтической традиции в 90-е
годы 19 века?
2. Каковы
особенности структуры рассказа-легенды Горького? Как соотносятся между собой
рассказ и легенды?
3. Охарактеризуйте
конфликт в каждой из легенд. Что общего вы находите во всех трёх конфликтах и
чем они различаются между собой?
4. В чём
смысл противопоставления Ларры и Данко?
5. Каково
ваше отношение к образу старухи Изергиль? К кому она ближе – к Ларре или Данко?
Сумела ли Изергиль следовать тем идеалам, которые сама провозглашает: «Каждый
сам себе судьба!»?
6. Какова
художественная функция в рассказе образа Изергиль?
7. Каким
предстаёт идеал человека в рассказе Горького?
Ход урока:
1.Организационный
момент.
2.Вступительное
слово учителя.
Изучение
творчества М. Горького мы начали с его романтических рассказов. Именно они
принесли Горькому известность. Появление этих произведений стало в литературе
конца 19 века ярким, свежим звуком на фоне мрачных, пессимистических настроений
«конца света».
Цель наших
сегодняшних уроков – проанализировать рассказ «Старуха Изергиль», ответить на
вопрос, в чём же особенность романтических рассказов Горького, каков идеальный
романтический герой, может ли он быть интересен современному читателю.
Уроки будут
строиться как аналитическая беседа по индивидуальным опережающим заданиям .
3.Аналитическая
беседа.
·
Вопрос
классу.
— Чем, по-вашему,
вызвано было возвращение Горького к романтической традиции в 90-е 19 века?
— Что такое
романтизм? Какие черты романтизма есть в рассказах Горького?
1. Чем сходны принципы
организации повествования в таких рассказах Горького, как «Макар Чудра», «Песня
о Соколе», «Старуха Изергиль», и в чём состоит особенность повествования в
последнем произведении? Как обрамление и легенды соотносятся между собой в
художественном целом рассказа «Старуха Изергиль»?
(Жанр – рассказ –легенда. Взаимосвязь между реалистической и романтической
структурами.
«Рассказ в рассказе». В «Старухе Изергиль» эта форма более усложнена, т.к. есть
и повествователь-слушатель, и героиня-рассказчица.)
·
Вопрос
классу.
— Каковы
особенности структуры рассказа-легенды Горького? Как соотносятся между собой
рассказ и легенда?
4.Наблюдения над текстом, над языковыми средствами.
2.Покажите на первых
пяти абзацах, как совершается переход от реального мира к легендарному, от
действительности к сказке. Возвращение к реальности (обратное движение)
раскройте, анализируя последние два абзаца рассказа.
(Анализ
обрамления. В начале рассказа – конкретное место (Бессарабия, Аккерман).
Описание мужчин и женщин – начало перехода к сказке. В финальной части –
обратное движение: тихо, темно, скучно, печально – действительность.)
3. «Переходные мостки» между легендами и
реальностью.
Найдите
в рассказе общее введение и эпилог к каждой из легенд. Какие составляющие
постоянны во всех «увертюрах»? Проанализируйте их.
(Все
«увертюры» непременно включают экспрессивный пейзаж, создающий фон; диалог
между Изергиль и Максимом и образы-символы. В каждой из «увертюр» задаётся
«базовая» проблема соответствующей легенды.)
5.Анализ легенд.
·
Вопрос
классу.
— Охарактеризуйте
конфликт в каждой из легенд. Что общего вы находите во всех трёх конфликтах и
чем они различаются между собой?
4. Дайте аналитический комментарий к легенде
о Ларре. Охарактеризуйте конфликт в легенде. Каковы взаимоотношения Ларры с
племенем и со старейшинами? Почему столь сокрушительным для Ларры оказался
приговор, вынесенный ему старейшинами?
(Ларра
сразу противопоставляет себя всем. Его гордыня всячески подчёркивается
повествователем и в портрете, и в позе, и в отношении к людям.)
·
Вопрос
классу.
— За что был
наказан Ларра? Почему он стал искать смерти? Где грань между гордостью и
эгоизмом?
5.В чём суть спора повествователя и
рассказчицы? Каковы позиции спорящих? Как этот спор отражается в сюжете
исповеди героини-рассказчицы?
(История
Изергиль излагается от первого лица, в форме исповеди – здесь Изергиль и
рассказчица и главная героиня. Исповеди предшествует спор Изергиль с
повествователем, а затем – портрет рассказчицы. Диалог между Изергиль и
Максимом пронизывает весь рассказ. Особый накал этот диалог достигает в
рассказе Изергиль о самой себе. Часто перебивается вопросами. Этот диалог
служит одним из важнейших способов взаимодействия между миром легендарным и
миром реальным. Спор о жизненных ценностях, о смысле жизни).
6. Выберите в исповеди Изергиль наиболее
важные эпизоды из её жизни. Как они соотносятся между собой, какую жизненную
философию раскрывают?
(«Рыбак
с Прута и гуцул», «В поисках любви», «Отвергнутый мешок червонцев»,
«Достойный пан с изрубленным лицом», «Последняя игра Изергиль». Понимание
любви как полной самоотдачи и высокий дар Изергиль – любить, «чтоб хватило
крови». Любовь и свобода.)
·
Вопрос
классу.
— Каково ваше
отношение к образу старухи Изергиль? К кому она ближе – к Ларре или к Данко?
Сумела ли Изергиль следовать тем идеалам, которые сама провозглашает: «Каждый
сам себе судьба!..»
7. Выделите в тексте рассказа детали
портретной характеристики героини. Как портрет героини соотносится с её
жизненной философией? И как в портрете Изергиль преломляется отношение
слушателя к этой филофофии?
·
Вопрос
классу.
— Какова
художественная функция в рассказе образа Изергиль?
8. Дайте аналитический комментарий легенды о
Данко:
—
Почему племя оказалось в бедственном положении и не имело права погибнуть?
—
Почему именно Данко взялся вывести племя из болот?
—
Как развиваются взаимоотношения Данко и племени по мере развития сюжета?
—
В чём состоит подвиг Данко? (Последний вопрос можно задать после реализации ИОЗ
№9).
9.Прочитайте выразительно последнюю часть
легенды о Данко. Подберите музыкальное сопровождение.
6.Сопоставление трёх легенд.
10. Сопоставьте Ларру
и Данко в их отношении к свободе: кто из них более свободен, как каждый из них
распоряжается своей свободой? Какова внутренняя смысловая связь всех трёх
легенд?
(Ларра
и Данко красивы, оба горды, сильны, свободолюбивы, оба – люди поступка. Таким
образом, в обоих заложено лучшее, что есть в человеческой природе. Но эти
качества они употребляют на противоположные цели. Ларра осознал своё «лучшее»
как право стоять над людьми, а Данко – как обязанность быть вместе с людьми.
Ситуация конфликта с племенем: один выбирает абсолютную свободу, другой –
взваливает на себя ответственность за жизнь других людей. Тень и искры.)
7.Аналитическая итоговая беседа.
·
Вопросы
классу.
1) Как же
Горький утверждает свой романтический кодекс? Каким предстаёт идеал человека в
рассказе «Старуха Изергиль»?
2) Над чем
заставил вас задуматься рассказ?
3) В героях
воплощены красота, сила, энергия, молодость, любовь к свободе. Может ли это
быть главным при оценке человека? При каком условии всё это восхищает?
4) «В жизни
всегда есть место подвигам». В чём сущность подвига? Можно ли считать подвигом
жизнь Изергиль? Подвиг Данко – ради людей. Но освобождённые люди забыли своего
спасителя. Стоило ли жертвовать собой? Зачем в легенду введён эпизод с
«осторожным человеком»?
·
Обобщение.
1. Что
составляет художественную ценность ранних романтических рассказов Горького?
2. Каков
смысл обращения писателя к романтической традиции? В чём он следует ей и в чём
её обновляет?
3. Чем романтические
произведения Горького могут быть интересны современному читателю?
8.Домашнее
задание.
1.Письменно ответить на вопрос: «Каким предстаёт идеал человека в романтических
рассказах А.М. Горького? Согласны ли вы с этим идеалом?»
Тема: Проблема идеала в рассказе А. М. Горького «Старуха Изергиль»
Категория: Литература.
Тема: Проблема идеала в рассказе А. М. Горького «Старуха Изергиль»
Цели урока: самостоятельное добывание учащимися ответов на вопросы: 1)что составляет художественную ценность ранних романтических рассказов Горького?, 2)в чём писатель следует романтической традиции и в чём её обновляет?, 3)чем романтические произведения Горького могут быть интересны современному читателю?
Оборудование урока: портреты М. Горького; иллюстрации к ранним романтическим рассказам, музыкальное оформление.
Методические приёмы: аналитическая беседа по индивидуальным опережающим заданиям (далее – ИОЗ).
Предварительная подготовка: 1)распределение ИОЗ среди уч-ся; 2)вопросы всему классу, организующие чтение:
- Чем, по-вашему, вызвано было «возвращение Горького к романтической традиции в 90-е годы 19 века?
- Каковы особенности структуры рассказа-легенды Горького? Как соотносятся между собой рассказ и легенды?
- Охарактеризуйте конфликт в каждой из легенд. Что общего вы находите во всех трёх конфликтах и чем они различаются между собой?
- В чём смысл противопоставления Ларры и Данко?
- Каково ваше отношение к образу старухи Изергиль? К кому она ближе – к Ларре или Данко? Сумела ли Изергиль следовать тем идеалам, которые сама провозглашает: «Каждый сам себе судьба!»?
- Какова художественная функция в рассказе образа Изергиль?
- Каким предстаёт идеал человека в рассказе Горького?
Ход урока:
Нет ничего лучше, сложнее,
интереснее человека
А. М. Горький
Героическое дело требует
героического слова.
А. М. Горький
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Изучение творчества М. Горького мы начали с его романтических рассказов. Именно они принесли Горькому известность. Появление этих произведений стало в литературе конца 19 века ярким, свежим звуком на фоне мрачных, пессимистических настроений «конца света».
Цель наших сегодняшних уроков – проанализировать рассказ «Старуха Изергиль», ответить на вопрос, в чём же особенность романтических рассказов Горького, каков идеальный романтический герой, может ли он быть интересен современному читателю.
Уроки будут строиться как аналитическая беседа по индивидуальным опережающим заданиям (ИОЗ).
3. Аналитическая беседа.
- Вопрос классу.
– Чем, по-вашему, вызвано было возвращение Горького к романтической традиции в 90-е 19 века?
– Что такое романтизм? Какие черты романтизма есть в рассказах Горького?
ИОЗ № 1. Чем сходны принципы организации повествования в таких рассказах Горького, как «Макар Чудра», «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль», и в чём состоит особенность повествования в последнем произведении? Как обрамление и легенды соотносятся между собой в художественном целом рассказа «Старуха Изергиль»?
(Жанр – рассказ -легенда. Взаимосвязь между реалистической и романтической структурами.
«Рассказ в рассказе». В «Старухе Изергиль» эта форма более усложнена, т. к. есть и
повествователь-слушатель, и героиня-рассказчица. )
- Вопрос классу.
– Каковы особенности структуры рассказа-легенды Горького? Как соотносятся между собой рассказ и легенда?
4. Наблюдения над текстом, над языковыми средствами.
ИОЗ № 2. Покажите на первых пяти абзацах, как совершается переход от реального мира к легендарному, от действительности к сказке. Возвращение к реальности (обратное движение) раскройте, анализируя последние два абзаца рассказа.
(Анализ обрамления. В начале рассказа – конкретное место (Бессарабия, Аккерман). Описание
мужчин и женщин – начало перехода к сказке. В финальной части – обратное движение: тихо,
темно, скучно, печально – действительность. )
ИОЗ № 3. «Переходные мостки» между легендами и реальностью.
Найдите в рассказе общее введение и эпилог к каждой из легенд. Какие составляющие постоянны во всех «увертюрах»? Проанализируйте их.
(Все «увертюры» непременно включают экспрессивный пейзаж, создающий фон; диалог
между Изергиль и Максимом и образы-символы. В каждой из «увертюр» задаётся «базовая»
проблема соответствующей легенды. )
5. Анализ легенд.
- Вопрос классу.
– Охарактеризуйте конфликт в каждой из легенд. Что общего вы находите во всех трёх конфликтах и чем они различаются между собой?
ИОЗ № 4. Дайте аналитический комментарий к легенде о Ларре. Охарактеризуйте конфликт в легенде. Каковы взаимоотношения Ларры с племенем и со старейшинами? Почему столь сокрушительным для Ларры оказался приговор, вынесенный ему старейшинами?
(Ларра сразу противопоставляет себя всем. Его гордыня всячески подчёркивается
повествователем и в портрете, и в позе, и в отношении к людям. )
- Вопрос классу.
– За что был наказан Ларра? Почему он стал искать смерти? Где грань между гордостью и эгоизмом?
ИОЗ № 5. В чём суть спора повествователя и рассказчицы? Каковы позиции спорящих? Как этот спор отражается в сюжете исповеди героини-рассказчицы?
(История Изергиль излагается от первого лица, в форме исповеди – здесь Изергиль и
рассказчица и главная героиня. Исповеди предшествует спор Изергиль с повествователем,
а затем – портрет рассказчицы. Диалог между Изергиль и Максимом пронизывает весь
рассказ. Особый накал этот диалог достигает в рассказе Изергиль о самой себе. Часто
перебивается вопросами. Этот диалог служит одним из важнейших способов
взаимодействия между миром легендарным и миром реальным. Спор о жизненных
ценностях, о смысле жизни).
ИОЗ № 6. Выберите в исповеди Изергиль наиболее важные эпизоды из её жизни. Как они соотносятся между собой, какую жизненную философию раскрывают?
(«Рыбак с Прута и гуцул», «В поисках любви», «Отвергнутый мешок червонцев»,
«Достойный пан с изрубленным лицом», «Последняя игра Изергиль». Понимание любви
как полной самоотдачи и высокий дар Изергиль – любить, «чтоб хватило крови».
Любовь и свобода. )
- Вопрос классу.
– Каково ваше отношение к образу старухи Изергиль? К кому она ближе – к Ларре или к Данко? Сумела ли Изергиль следовать тем идеалам, которые сама провозглашает: «Каждый сам себе судьба!. . »
ИОЗ № 7. Выделите в тексте рассказа детали портретной характеристики героини. Как портрет героини соотносится с её жизненной философией? И как в портрете Изергиль преломляется отношение слушателя к этой филофофии?
- Вопрос классу.
– Какова художественная функция в рассказе образа Изергиль?
ИОЗ № 8. Дайте аналитический комментарий легенды о Данко:
– Почему племя оказалось в бедственном положении и не имело права погибнуть?
– Почему именно Данко взялся вывести племя из болот?
– Как развиваются взаимоотношения Данко и племени по мере развития сюжета?
– В чём состоит подвиг Данко? (Последний вопрос можно задать после реализации ИОЗ №9).
ИОЗ № 9. Прочитайте выразительно последнюю часть легенды о Данко. Подберите музыкальное сопровождение.
6. Сопоставление трёх легенд.
ИОЗ № 10. Сопоставьте Ларру и Данко в их отношении к свободе: кто из них более свободен, как каждый из них распоряжается своей свободой? Какова внутренняя смысловая связь всех трёх легенд?
(Ларра и Данко красивы, оба горды, сильны, свободолюбивы, оба – люди поступка. Таким
образом, в обоих заложено лучшее, что есть в человеческой природе. Но эти качества они
употребляют на противоположные цели. Ларра осознал своё «лучшее» как право стоять над
людьми, а Данко – как обязанность быть вместе с людьми. Ситуация конфликта с племенем:
один выбирает абсолютную свободу, другой – взваливает на себя ответственность за жизнь
других людей. Тень и искры. )
7. Аналитическая итоговая беседа.
- Вопросы классу.
- Как же Горький утверждает свой романтический кодекс? Каким предстаёт идеал человека в рассказе «Старуха Изергиль»?
- Над чем заставил вас задуматься рассказ?
- В героях воплощены красота, сила, энергия, молодость, любовь к свободе. Может ли это быть главным при оценке человека? При каком условии всё это восхищает?
- «В жизни всегда есть место подвигам». В чём сущность подвига? Можно ли считать подвигом жизнь Изергиль? Подвиг Данко – ради людей. Но освобождённые люди забыли своего спасителя. Стоило ли жертвовать собой? Зачем в легенду введён эпизод с «осторожным человеком»?
- Обобщение.
- Что составляет художественную ценность ранних романтических рассказов Горького?
- Каков смысл обращения писателя к романтической традиции? В чём он следует ей и в чём её обновляет?
- Чем романтические произведения Горького могут быть интересны современному читателю?
8. Домашнее задание. 1. Письменно ответить на вопрос: «Каким предстаёт идеал человека в романтических рассказах А. М. Горького? Согласны ли вы с этим идеалом?» 2. Прочитать пьесу «На дне».
А. П. Митрофанская, МБОУ СОШ №30, г. Подольск, Московская область
Метки: Литература
Рассказ «Старуха Изергиль» относится к шедеврам раннего творчества М.Горького. Писателя здесь интересует не проявление индивидуального характера героя, а обобщенные черты идеального человека. Итак, в рассказе представлены три героя, у каждого из которых своя жизненная философия: Ларра, сын женщины и орла, Данко, сын человеческий, и старуха Изергиль, современница повествователя.
Ларра – воплощенная бездуховность. Он мнит себя совершенным, поэтому губит неугодных ему: «Я один… я не поклоняюсь никому в жизни… ибо первый в ней я!» Бездумное следование инстинкту, стремление к достижению цели любой ценой, существование, лишенное прошлого и будущего, – все это обесценивает и гордость, и красоту, изначально присущие Ларре. Он не мог и не хотел идти на компромисс, не попробовал приспособить свои желания к законам общества. Эгоизм понимается им как проявление личной свободы, а свое право на любой поступок – от рождения право сильного. Он, несомненно, исключительная романтическая личность, идеальная по своему отрицательному бездуховному, безнравственному содержанию.
Данко – герой с диаметрально противоположными жизненными позициями, качественно иной тип романтического идеала человека. От глубокого сострадания к соплеменникам, потерявшим волю и мужество, к их погибающим душам зажегся в сердце Данко огонь любви. Вспыхнувшая в соплеменниках злоба к смелому юноше, когда он вел соплеменников к свету, стала причиной разгорания этой любви до яркого факела, осветившего им путь.
Источник подвига Данко – глубокая вера в возможность пробуждения в людях человеческого начала. Поэтому герой и ведет свой народ из тьмы, холода и смерти к свету, солнцу, теплу, гармонии. Но самопожертвование Данко, его любовь к людям не была оценена. «Осторожный человек» незаметно растаптывает угольки от горящего сердца героя, стараясь убить даже память о нем. Видимо, память о Данко, честном и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и низости. Данко же отдает свою жизнь во имя людей и, умирая, испытывает истинную радость. Вот он – романтический идеал положительного героя, человека, способного на бескорыстный подвиг!
Между этими двумя легендами в рассказе показана история жизни старухи Изергиль. Она тоже романтическая героиня, ее идеал – свобода. Она гордый человек и живет так, как ей хочется. Но ради любимого человека Изергиль способна на подвиг и самопожертвование. В этом она близка Данко. В том, как она бездумно бросала своих любимых, в эгоистическом желании любви и жажде наслаждений Изергиль походит на Ларру. Вся ее жизнь – поиск любви, а, по сути, попытка найти в жизни личность яркую, способную на смелый поступок. Но реальный мир небогат такими людьми, и поиск оказался бесплодным. Слабость, бесцветность окружающих людей иссушили эту некогда красивую женщину, но не убили ее мечту о гордом человеке.
Итак, Горький пытался показать три судьбы, три характера, три типа романтического идеала человека. Проблема лишь в том, что хотя «в жизни… всегда есть место подвигу», идеальные личности не воспринимаются людьми в обществе. Идеальный человек, по Горькому, обречен либо на изгнание, либо на смерть, либо на одиночество.
Как в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” отображен идеал и антиидеал человека? (ЕГЭ по русскому)
Написание произведения относится к периоду раннего творчества (1894 года) Максима Горького. В его строках отражены авторские воспоминания о Бессарабии. Писателем была поднята тема сильной личности. Он решил заняться поиском ответа на вопрос, касающимся того, какими качествами
Должен обладать человек?
Идеал личностных качеств отображен в образе Данко, его антиподом стал персонаж по имени Ларра.
Горький избегает оценивания и дачи прямых суждений, хотя авторская позиция все же проявляется во время описания портретов героев, передачи их чувств и мыслей. Автор утверждает, что идеальный человек храбр, всегда готов пожертвовать собой ради благополучия других, а вот слабому свойственные такие черты, как гордость, эгоистичность, самолюбие.
Мнение Горького по этому поводу является правильным, ведь философские рассуждения относительно данной проблемы, поднимаемой в произведении, актуальны по сей день.
По мнению горделивого Ларры, он выше всего мира. Отсюда и его безразличие к жизни других, желание только брать, взамен не давая ничего. Из-за индивидуалистической философии Ларра отличается от всех, также как и от иного героя произведения, ставшего его антиподом.
Данко приносит в жертву себя во имя спасения народа, и при этом не ждет ничего взамен. Люди успели оклеветать его на протяжении длительного периода времени, потраченного на преодоление путь, так как подумали, что он их обманывает. “Данко…видел, что они – …звери”. Но, несмотря на это, он жалеет и любит свое племя, поэтому из груди вырывает горящее сердце, с помощью которого освещает дорогу людям.
После его смерти никто даже имени парня не вспоминает. Максим Горький этим показывает читателю, что поступки, совершаемые человеком, растворяются в памяти людей.
Герои, хотя и совершенно разные, оба заканчивают трагически свой жизненный путь. Единственным отличием является то, что Данко помогает выжить другим, отдав свое сердце, а Ларра, отказывается признать свои ошибки, становится скитальцем, обреченным на бессмертие.
Оппозиция персонажей придает сюжету рассказа красочности, одновременно с этим, автором показывается человеческая личность со всех сторон.
Loading…
Как в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” отображен идеал и антиидеал человека? (ЕГЭ по русскому)