Последняя рубашка рассказ радиста северо западного фронта

Рассказ радиста Северо-Западного фронта

Светлой памяти
друга Алеши Анохина —
мученика за Веру.

Шел второй день войны.

Сережка, как обычно, взял у соседа минут на двадцать свежую газету. Новостей никаких. Повтор вчерашнего выступление Молотова. Мы успешно противостоим врагу.

— Где конкретно идут бои? Какие немецкие части и силы? Кто ими командует?

— Ничего.

— А у нас?

— Тоже ничего.

Помалкивает и наш великий Корифей и Отец всеx народов. Куда он делся и чем занимается?

Отсутствуют новости о боях и в Западной Европе. Раньше обычно писали как ловко фашисты, о нет, национал-социалисты бьют английских буржуев и как бездарно воюют те. Теперь все, тишина.

Еще с сентября 39-го, когда во всю разгорелась, годами основательно до этого тлевшая по всей планете Вторая мировая война, Сережка непоколебимо был уверен — немцы проиграют. Да, они легко разбили Польшу. Также просто проглотили Францию. Они как орехи расщелкали всю остальную европейскую мелкоту. Они даже удачно бьются с Англией. Но стоп! За нее, пусть не открыто, стоит Америка. А Америку победить нельзя. Она в I-ю Мировую, только вступив в войну, сразу обеспечила победу Антанте.

Так будет и теперь. И чего, и чем думают немцы, напав на нас. На что они рассчитывают, когда и так их судьба предрешена. А мы хоть и не далекая Америка, но тоже не онучей утираемся. Победно вошли в Польшу. Как на параде отчеканили всю Прибалтику и Бесарабию. Малость поперхнулись в Финляндии и даже ухитрились создать перебои с хлебом в Москве. Но ничего, на своем настояли. Может с немцами малость посложнее, но наша возьмет, а Гитлер свалял дурака. Но и у Гитлера ведь был свой расчет. Совсем недавно все заголовки газет, ну как сегодня, были преисполнены гневом: уничтожить, раздавить, перестрелять ленинских товарищей и соратников, вождей Революции, всех этих Бухариных, Пятаковых и пр. Все они оказались фашистами и строили социализм только для того, чтобы уничтожить Россию. Во всей империи оказался только один порядочный руководитель, да и тот не русский — Иосиф Джугашвили. Фашистов перестреляли. Перестреляли пораженцев из высшего командного состава Красной Армии: всех от Генерального штаба до командиров полков, полководцев-победителей интервенции 14-ти мировых держав в Гражданскую войну. Несколько счастливых командиров еще сидели в концлагерях, дожидаясь своей участи.

Гитлер, как ему казалось, получив от Иосифа Джугашвили, такой невиданный в истории, поистине королевский подарок, сразу заспешил с войной. Тем более, что уже финская кампания показала как наши «полководцы», имея значительное превосходство и в людях, и в технике, ухитрялись за каждого фина, класть в землю по четыре русских солдата…

Но пора возвращать газету. Пробегая напоследок заголовки статей, Сережка зацепился за крохотную заметку в десяток строк на четвертой странице, в крайнем правом столбце, где обычно пишут о происшествиях и публикуют объявления. Власть сообщала, что митрополиты Русской Православной Церкви отдали в фонд защиты Отечества свои панагии.

Здесь было странно все. Власть публично признавала сам факт еще существования Церкви. Причем заметка на эту тему носила не как обычно враждебный характер, а просто информация.

Воспитанный отцом Сережка в Бога не верил. Но к Церкви Русской относился уважительно. Он любил свой народ и мечтал послужить ему в любом качестве. Он считал, что на протяжении всей многовековой истории только Русская Церковь была постоянной, реальной, порой единственной защитницей его многострадального народа.

Сережа думал, как свои ничтожные силы присоединить к этой, преисполненной духовной мудрости корпорации и начало было: четырехлетним мальчишкой его благословил оптинский старец Никон, который в гонении доживал свои дни в Белеве на Оке. Молитвы старца, по заверению бабушки, спасли Сережку от голодной смерти разгуливавшей по просторам России перестройки-коллективизации.

Сережка слабо представлял, кто такие митрополиты и уж совсем не знал и не слышал, что такое панагия. Он записал мудреное слово, отдал газету и занялся уборкой дома.

Наступили каникулы; теперь к обычному поддержанию порядка прибавилось и приготовление обеда. Самым сложным было хождение за водой. Колонка метров за двести. Когда тащишь тяжелое ведро с водой, оно переламывает тело просто пополам. Два раза в магазин — продуктовый и овощной. Наконец, керосиновая лавочка. На улицах города уже гулял дух войны. Хозяйки доклеивали окна бумажными крестами, на случай воздушных налетов. Наиболее бдительные из них цеплялись за редких мужчин, рискнувших надеть шляпу — верный признак шпиона. В крик звали милицию. А уж если злодей шел еще при галстуке, да в очках, то могли поколотить и на месте. Пожилой народ, ученый еще в Гражданскую войну, сметал с магазинных полок соль и спички. Товар дешевый и жизненно необходимый, с вечным сроком годности. Как еще война обернется и сколько времени на это пойдет? А тут продукт дороже золота, тем более под страхом концлагеря золото иметь нельзя, хотя и за соль со спичками могли упечь туда же безвозвратно, коль определят, что сделан, возможно, спекулятивный запас.

Вечером, к приходу с работы матери по дому все было прибрано. Тощий обед ждал хозяйку. Уставшей ей было не до высокой политики Сережки. Газет она вообще не читала, едва хватало сил хоть как содержать семью и сводить концы с концами. Одна надежда: сын заканчивает семилетку и помимо учебы вступает в трудовую жизнь.

За обедом Сережка рассказал о заметке.

— Знаешь сынок, да я просто удивлена, что эти старцы вообще еще живы. Митрополит — это одно из высших званий, если не самое важное. Воистину они уже сейчас должны быть причислены к лику святых. Ведь могли в революцию уехать за границу. А там, в довольстве, сытости и покое править свои службы и обличать безбожников. Так ведь нет! Остались со своим народом. И почти всех их здесь умучили и расстреляли. А эти хоть и живы, но не ведают, как еще с ними покуражатся буквально в любой час. Мученики они как есть. Панагия же — это икона Богоматери, сделанная из золота и драгоценных камней. Носят ее на золотой цепи на груди, как знак их духовного достоинства и сана. Отцы эти уж подлинно обобраны вконец. Нет у них ничего. И это просто последняя рубашка, которую они снимают для своего народа. Уж подлинно митрополиты наши, думаю, может поболее достойны святости и почитания, чем великие патриоты отечества Кузьма Минин и патриарх Гермоген. По-моему старцы эти просто святые при земной жизни.

Сережка впитывал каждое слово матери.

Покончив с обедом, он убрал со стола, помыл посуду и рванул к приятелю. Лешка, друг-однокашник, был на год старше, но учились вместе. Когда всех принимали в пионеры, Лешка прямо отказался снимать крест и надевать галстук. Скандал получился великий. Чуть из школы не выгнали. Пятно это теперь на всю оставшуюся жизнь, а для начала оставили на второй год. Лешке же крест был дороже всего.

Товарищ жил за четыре квартала, как раз за бывшими ресторанами «Эльдорадо» и «Стрельна». Не так уж и давно здесь кипела жизнь «Энергичные, деятельные, предприимчивые, хваткие воротилы типа Рябушинских, Морозовых и подобных — гуляли по полной. Тысячами золотых рублей, выжатых на фабриках четырнадцатичасовыми рабочими днями из русских мужиков, эта новая элита широкой, щедрой рукой, с истинно русским размахом набивала бездонные карманы цыганских певичек. Сделать хоть что-либо путное и полезное для задавленного ими народа, у экономических тузов и хозяев России, не было ни желания, ни денег. Спустили все и теперь дотягивали свои дни на грязных рогожах под Парижскими мостами.

Лешкина семья жила на чердаке или, если угодно, в мансарде ветхого домишки и от улицы их отделяла только жиденькая крыша из теса покрытого толью. Здесь всегда адски жарко летом и холодно зимой. Утешение одно — все жители-соседи по переулку, носящему имя одного из творцов революции, благополучно здравствовавшего в центре столицы Соломона Лозовского ютились в таких же развалюхах.

Тощий, как и у Сережкиной матери, бюджет Лешкиной семьи, не позволял себе роскошь — подписки на газету. Поэтому рассказ товарища о патриотическом поступке митрополитов вызвал у друга искренний восторг.

— Мы с тобой Сережа, похоже сопливые стратеги, посчитав, что раз на финов потратили два месяца, то с немцами управимся за три. Как бы не завязнуть на три года. Патриархи наши, не будешь спорить, знают и видят поболе нас с тобой, и уж, как верно определила твоя маменька, снимают последнюю рубашку и отдают на переплавку наперсную икону, что значит война страшней некуда и дай Бог выстоять. Уж одно то, что власть вынуждена публиковать в газете о добрых, патриотических делах Церкви, показывает насколько тяжело положение страны.

— А мы с тобой что?

— Ни-че-го. Право, скоты. Завтра же пойду искать этих святых отцов, а не найду или еще не достоин буду их тревожить, так найду кого из близких им. Тебя возьму за шиворот…, упадем им в ноги: потребите хоть на что.

Лешка был прав, но никого брать за шиворот не требовалось. Сережка и сам понимал: при такой беде негоже оставаться на обочине.

Возвращаясь домой по затемненным пустынным улицам Сережка чувствовал подъем духа: пора стать мужчиной, а вся его мудрая философия, без реального дела — пустой звук.

Завтра Сережа и Алексей пали к стопам духовных отцов народа и отдали себя их воле.

Аминь.

http://www.voskres.ru/literature/prose/plionskovski.htm

Светлой памяти
друга Алеши Анохина —
мученика за Веру.

Шел второй день войны.

Сережка, как обычно, взял у соседа минут на двадцать свежую газету. Новостей никаких. Повтор вчерашнего выступление Молотова. Мы успешно противостоим врагу.

— Где конкретно идут бои? Какие немецкие части и силы? Кто ими командует?

— Ничего.

— А у нас?

— Тоже ничего.

Помалкивает и наш великий Корифей и Отец всеx народов. Куда он делся и чем занимается?

Отсутствуют новости о боях и в Западной Европе. Раньше обычно писали как ловко фашисты, о нет, национал-социалисты бьют английских буржуев и как бездарно воюют т. е. Теперь все, тишина.

Еще с сентября 39-го, когда во всю разгорелась, годами основательно до этого тлевшая по всей планете Вторая мировая война, Сережка непоколебимо был уверен — немцы проиграют. Да, они легко разбили Польшу. Также просто проглотили Францию. Они как орехи расщелкали всю остальную европейскую мелкоту. Они даже удачно бьются с Англией. Но стоп! За нее, пусть не открыто, стоит Америка. А Америку победить нельзя. Она в I-ю Мировую, только вступив в войну, сразу обеспечила победу Антанте.

Так будет и теперь. И чего, и чем думают немцы, напав на нас. На что они рассчитывают, когда и так их судьба предрешена. А мы хоть и не далекая Америка, но тоже не онучей утираемся. Победно вошли в Польшу. Как на параде отчеканили всю Прибалтику и Бесарабию. Малость поперхнулись в Финляндии и даже ухитрились создать перебои с хлебом в Москве. Но ничего, на своем настояли. Может с немцами малость посложнее, но наша возьмет, а Гитлер свалял дурака. Но и у Гитлера ведь был свой расчет. Совсем недавно все заголовки газет, ну как сегодня, были преисполнены гневом: уничтожить, раздавить, перестрелять ленинских товарищей и соратников, вождей Революции, всех этих Бухариных, Пятаковых и пр. Все они оказались фашистами и строили социализм только для того, чтобы уничтожить Россию. Во всей империи оказался только один порядочный руководитель, да и тот не русский — Иосиф Джугашвили. Фашистов перестреляли. Перестреляли пораженцев из высшего командного состава Красной Армии: всех от Генерального штаба до командиров полков, полководцев-победителей интервенции 14-ти мировых держав в Гражданскую войну. Несколько счастливых командиров еще сидели в концлагерях, дожидаясь своей участи.

Гитлер, как ему казалось, получив от Иосифа Джугашвили, такой невиданный в истории, поистине королевский подарок, сразу заспешил с войной. Тем более, что уже финская кампания показала как наши «полководцы», имея значительное превосходство и в людях, и в технике, ухитрялись за каждого фина, класть в землю по четыре русских солдата…

Но пора возвращать газету. Пробегая напоследок заголовки статей, Сережка зацепился за крохотную заметку в десяток строк на четвертой странице, в крайнем правом столбце, где обычно пишут о происшествиях и публикуют объявления. Власть сообщала, что митрополиты Русской Православной Церкви отдали в фонд защиты Отечества свои панагии.

Здесь было странно все. Власть публично признавала сам факт еще существования Церкви. Причем заметка на эту тему носила не как обычно враждебный характер, а просто информация.

Воспитанный отцом Сережка в Бога не верил. Но к Церкви Русской относился уважительно. Он любил свой народ и мечтал послужить ему в любом качестве. Он считал, что на протяжении всей многовековой истории только Русская Церковь была постоянной, реальной, порой единственной защитницей его многострадального народа.

Сережа думал, как свои ничтожные силы присоединить к этой, преисполненной духовной мудрости корпорации и начало было: четырехлетним мальчишкой его благословил оптинский старец Никон, который в гонении доживал свои дни в Белеве на Оке. Молитвы старца, по заверению бабушки, спасли Сережку от голодной смерти разгуливавшей по просторам России перестройки-коллективизации.

Сережка слабо представлял, кто такие митрополиты и уж совсем не знал и не слышал, что такое панагия. Он записал мудреное слово, отдал газету и занялся уборкой дома.

Наступили каникулы; теперь к обычному поддержанию порядка прибавилось и приготовление обеда. Самым сложным было хождение за водой. Колонка метров за двести. Когда тащишь тяжелое ведро с водой, оно переламывает тело просто пополам. Два раза в магазин — продуктовый и овощной. Наконец, керосиновая лавочка. На улицах города уже гулял дух войны. Хозяйки доклеивали окна бумажными крестами, на случай воздушных налетов. Наиболее бдительные из них цеплялись за редких мужчин, рискнувших надеть шляпу — верный признак шпиона. В крик звали милицию. А уж если злодей шел еще при галстуке, да в очках, то могли поколотить и на месте. Пожилой народ, ученый еще в Гражданскую войну, сметал с магазинных полок соль и спички. Товар дешевый и жизненно необходимый, с вечным сроком годности. Как еще война обернется и сколько времени на это пойдет? А тут продукт дороже золота, тем более под страхом концлагеря золото иметь нельзя, хотя и за соль со спичками могли упечь туда же безвозвратно, коль определят, что сделан, возможно, спекулятивный запас.

Вечером, к приходу с работы матери по дому все было прибрано. Тощий обед ждал хозяйку. Уставшей ей было не до высокой политики Сережки. Газет она вообще не читала, едва хватало сил хоть как содержать семью и сводить концы с концами. Одна надежда: сын заканчивает семилетку и помимо учебы вступает в трудовую жизнь.

За обедом Сережка рассказал о заметке.

— Знаешь сынок, да я просто удивлена, что эти старцы вообще еще живы. Митрополит — это одно из высших званий, если не самое важное. Воистину они уже сейчас должны быть причислены к лику святых. Ведь могли в революцию уехать за границу. А там, в довольстве, сытости и покое править свои службы и обличать безбожников. Так ведь нет! Остались со своим народом. И почти всех их здесь умучили и расстреляли. А эти хоть и живы, но не ведают, как еще с ними покуражатся буквально в любой час. Мученики они как есть. Панагия же — это икона Богоматери, сделанная из золота и драгоценных камней. Носят ее на золотой цепи на груди, как знак их духовного достоинства и сана. Отцы эти уж подлинно обобраны вконец. Нет у них ничего. И это просто последняя рубашка, которую они снимают для своего народа. Уж подлинно митрополиты наши, думаю, может поболее достойны святости и почитания, чем великие патриоты отечества Кузьма Минин и патриарх Гермоген. По-моему старцы эти просто святые при земной жизни.

Сережка впитывал каждое слово матери.

Покончив с обедом, он убрал со стола, помыл посуду и рванул к приятелю. Лешка, друг-однокашник, был на год старше, но учились вместе. Когда всех принимали в пионеры, Лешка прямо отказался снимать крест и надевать галстук. Скандал получился великий. Чуть из школы не выгнали. Пятно это теперь на всю оставшуюся жизнь, а для начала оставили на второй год. Лешке же крест был дороже всего.

Товарищ жил за четыре квартала, как раз за бывшими ресторанами «Эльдорадо» и «Стрельна». Не так уж и давно здесь кипела жизнь «Энергичные, деятельные, предприимчивые, хваткие воротилы типа Рябушинских, Морозовых и подобных — гуляли по полной. Тысячами золотых рублей, выжатых на фабриках четырнадцатичасовыми рабочими днями из русских мужиков, эта новая элита широкой, щедрой рукой, с истинно русским размахом набивала бездонные карманы цыганских певичек. Сделать хоть что-либо путное и полезное для задавленного ими народа, у экономических тузов и хозяев России, не было ни желания, ни денег. Спустили все и теперь дотягивали свои дни на грязных рогожах под Парижскими мостами.

Лешкина семья жила на чердаке или, если угодно, в мансарде ветхого домишки и от улицы их отделяла только жиденькая крыша из теса покрытого толью. Здесь всегда адски жарко летом и холодно зимой. Утешение одно — все жители-соседи по переулку, носящему имя одного из творцов революции, благополучно здравствовавшего в центре столицы Соломона Лозовского ютились в таких же развалюхах.

Тощий, как и у Сережкиной матери, бюджет Лешкиной семьи, не позволял себе роскошь — подписки на газету. Поэтому рассказ товарища о патриотическом поступке митрополитов вызвал у друга искренний восторг.

— Мы с тобой Сережа, похоже сопливые стратеги, посчитав, что раз на финов потратили два месяца, то с немцами управимся за три. Как бы не завязнуть на три года. Патриархи наши, не будешь спорить, знают и видят поболе нас с тобой, и уж, как верно определила твоя маменька, снимают последнюю рубашку и отдают на переплавку наперсную икону, что значит война страшней некуда и дай Бог выстоять. Уж одно то, что власть вынуждена публиковать в газете о добрых, патриотических делах Церкви, показывает насколько тяжело положение страны.

— А мы с тобой что?

— Ни-че-го. Право, скоты. Завтра же пойду искать этих святых отцов, а не найду или еще не достоин буду их тревожить, так найду кого из близких им. Тебя возьму за шиворот…, упадем им в ноги: потребите хоть на что.

Лешка был прав, но никого брать за шиворот не требовалось. Сережка и сам понимал: при такой беде негоже оставаться на обочине.

Возвращаясь домой по затемненным пустынным улицам Сережка чувствовал подъем духа: пора стать мужчиной, а вся его мудрая философия, без реального дела — пустой звук.

Завтра Сережа и Алексей пали к стопам духовных отцов народа и отдали себя их воле.

Аминь.

http://www.voskres.ru/literature/prose/plionskovski.htm

Чтение на родном русском языке 3 класс жизнь дана на добрые дела

Я взрослею. Жизнь дана на добрые дела Л. Л. Яхнин «Последняя рубашка». ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ

Поговорки: Жизнь дана на добрые дела. Доброе дело два века живёт. Доброе дело добрый человек затевает Мир не без добрых людей. Рубашка износится, а доброе дело не забудется.

Леонид Львович Яхнин Поэт и прозаик, переводчик и драматург.

Леонид Яхнин родился в 1937 году в Москве. В 1961 году окончил московский Архитектурный институт, работал по специальности, защитил кандидатскую диссертацию. До 1971 года был сотрудником Института теории и истории архитектуры. С 1964 года стал публиковать стихи для детей.

Леонид Львович Яхнин «Последняя рубашка»

Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день Не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря!

В народе говорят, что человек, Когда он что-то доброе свершает, То свой земной, свой человечий век Не менее чем на год продлевает. А потому, чтоб жизнь не подвела И чтоб прожить вам более столетия, Шагайте, люди, избегая зла И помните, что добрые дела – Вернейшая дорога в долголетие! В народе говорят, что человек, Когда он что-то доброе свершает, То свой земной, свой человечий век Не менее чем на год продлевает. А потому, чтоб жизнь не подвела И чтоб прожить вам более столетия, Шагайте, люди, избегая зла И помните, что добрые дела – Вернейшая дорога в долголетие!

Леонид Львович Яхнин Поэт и прозаик, переводчик и драматург.

Xn—j1ahfl. xn--p1ai

14.07.2018 20:52:09

2018-07-14 20:52:09

Источники:

Https://xn--j1ahfl. xn--p1ai/presentation/27662.html

Презентация по литературному чтению на родном русском языке » Жизнь дана на добрые дела» для 3го класса. | Презентация к уроку по чтению (3 класс): | Образовательная социальная сеть » /> » /> .keyword { color: red; } Чтение на родном русском языке 3 класс жизнь дана на добрые дела

Презентация по литературному чтению на родном русском языке Жизнь дана на добрые дела для 3го нтация к уроку по чтению (3 класс)

Презентация по литературному чтению на родном русском языке «Жизнь дана на добрые дела» для 3го класса.
Презентация к уроку по чтению (3 класс)

Данная презентация позволила более подробно раскрыть тему урока.

Скачать:

ВложениеРазмер

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts. google. com

Подписи к слайдам:

Высказывания о доброте великих людей

Добро – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой Марк Твен

Доброта – тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать Л. Н. Толстой

Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни от человека М. Пришвин

Добропорядочный Доброжелательный Добросердечный Добронравный Добродушный Благодарю

В. Катаев «Цветик – семицветик»

Думать о родителях; Радоваться неудаче ближнего; Утешить плачущую сестренку; Подать милостыню; Стремиться быть богатым человеком; Помогать ближним; Завидовать; Познать истоки родной земли.

Какая доброта добрая? С.24

Добрые дела Помогать, где нужна моя помощь Понимать другого Заботиться о ближних Выручить друзей в беде Не ссориться Улыбаться тем, с кем общаешься Сочувствовать другим

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О. В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х. К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: — обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия. Задачи: Образовательные: .

Тест по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 3 классов

Тест составлен для проверки усвоения текста Г. Скребицкого Ледоход.

Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса

Рабочая программапо родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе н.

Задания к курсам «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Раздел «Русский язык: прошлое и настоящее»Тема: Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь.

УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению «Вводный урок раздела «Жизнь дана на добрые дела». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»

Тема: «Вводный урок раздела «Жизнь дана на добрые дела». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с новым разделом; введ.

Конспект урока по литературному чтению на родном (русском) языке на тему «Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». Выразительное чтение».

Тема: Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». Выразительное чтение. Цель урока: — дать представление о легенде как жанре фольклора посредством исследовательской работы-формировать у учащ.

Рабочая программа, календарно-тематическое планорование по предмету » Литературное чтение на родном русском языке» УМК О. М. Александровой,2 класс

В рабочей программе представлена пояснительная записка, основные разделы содержания предмета, планируемые результаты освоения программы, календарно-тематический план для 2 класса.

Презентация по литературному чтению на родном русском языке «Жизнь дана на добрые дела» для 3го класса.
Презентация к уроку по чтению (3 класс)

Данная презентация позволила более подробно раскрыть тему урока.

ВложениеРазмер

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts. google. com

Цель урока — дать представление о легенде как жанре фольклора посредством исследовательской работы-формировать у учащ.

Nsportal. ru

20.09.2020 17:20:49

2020-09-20 17:20:49

Источники:

Https://nsportal. ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2021/10/18/prezentatsiya-po-literaturnomu-chteniyu-na-rodnom-russkom

Тест по литературному чтению 3 класс Гармония к разделу Жизнь дана на добрые дела | Тест по чтению (3 класс) на тему: | Образовательная социальная сеть » /> » /> .keyword { color: red; } Чтение на родном русском языке 3 класс жизнь дана на добрые дела

Тест по литературному чтению 3 класс Гармония к разделу Жизнь дана на добрые делатест по чтению (3 класс) на тему

Тест по литературному чтению 3 класс Гармония к разделу Жизнь дана на добрые дела
Тест по чтению (3 класс) на тему

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по литературному чтению. 2 класс. УМК «Перспектива». Тема: «Жизнь дана на добрые дела».

Ф. И. _____________________________________________________Контрольная работа по литературному чтению. 2 класс. УМК «Перспектива».Тема: «Жизнь дана на добрые дела».1. Соедини ст.

Тест по разделу «Жизнь дана на добрые дела»

Материал для урока чтения в 3 классе, УМК «Перспектива».

Тест по литературному чтению к разделу «Жизнь дана на добрые дела», 3 класс (УМК «Перспектива»)

Тест по литературному чтению к разделу «Жизнь дана на добрые дела», 3 класс (УМК «Перспектива»).

Тест по разделу «Жизнь дана на добрые дела» 3 класс

Тест по разделу «Жизнь дана на добрые дела» 3 класс.

Тест по разделу: «Жизнь дана на добрые дела»

Тест по разделу.

УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению «Вводный урок раздела «Жизнь дана на добрые дела». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»

Тема: «Вводный урок раздела «Жизнь дана на добрые дела». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с новым разделом; введ.

Тест по литературному чтению 3 класс Гармония к разделу Жизнь дана на добрые дела
Тест по чтению (3 класс) на тему

Контрольная работа по литературному чтению. 2 класс. УМК «Перспектива». Тема: «Жизнь дана на добрые дела».

Ф. И. _____________________________________________________Контрольная работа по литературному чтению. 2 класс. УМК «Перспектива».Тема: «Жизнь дана на добрые дела».1. Соедини ст.

Тест по разделу «Жизнь дана на добрые дела»

Материал для урока чтения в 3 классе, УМК «Перспектива».

Тест по литературному чтению к разделу «Жизнь дана на добрые дела», 3 класс (УМК «Перспектива»)

Тест по литературному чтению к разделу «Жизнь дана на добрые дела», 3 класс (УМК «Перспектива»).

Тест по разделу «Жизнь дана на добрые дела» 3 класс

Тест по разделу «Жизнь дана на добрые дела» 3 класс.

Тест по разделу: «Жизнь дана на добрые дела»

Тест по разделу.

УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению «Вводный урок раздела «Жизнь дана на добрые дела». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»

Тема: «Вводный урок раздела «Жизнь дана на добрые дела». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с новым разделом; введ.

УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению Вводный урок раздела Жизнь дана на добрые дела.

Nsportal. ru

17.05.2020 23:20:57

2020-05-17 23:20:57

Источники:

Https://nsportal. ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/11/19/test-po-literaturnomu-chteniyu-3-klass-garmoniya-k-razdelu-2

Урок № 7. Раздел «Я взрослею» Тема урока:  Л.Л. Яхнин «Последняя рубашка». Ю.А. Буковский «О Доброте – злой и доброй». Цели урока: формировать представления о доброте как основе нравственно-этических ценностей народа . При составлении презентации использовала методическое пособие «Поурочные разработки по литературному чтению на родном русском языке» к УМК О.М. Александровой. Автор: Т. Н. Ситникова

Урок № 7. Раздел «Я взрослею»

Тема урока: Л.Л. Яхнин «Последняя рубашка».

Ю.А. Буковский «О Доброте – злой и доброй».

Цели урока: формировать представления о доброте как основе нравственно-этических ценностей народа .

При составлении презентации использовала методическое пособие «Поурочные разработки по литературному чтению на родном русском языке» к УМК О.М. Александровой. Автор: Т. Н. Ситникова

 Черёмуха Черёмуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черёмуха душистая, Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит.  С.А.Есенин  Зимняя дорога Сквозь волнистые туманы  Пробирается луна,  На печальные поляны  Льёт печально свет она.  По дороге зимней, скучной  Тройка борзая бежит,  Колокольчик однозвучный  Утомительно гремит.  Что-то слышится родное  В долгих песнях ямщика:  То разгулье удалое,  То сердечная тоска...  А.С. Пушкин  Славная осень Славная осень! Здоровый, ядрёный  Воздух усталые силы бодрит;  Лёд неокрепший на речке студёной  Словно как тающий сахар лежит; Около леса, как в мягкой постели,  Выспаться можно — покой и простор!  Листья поблекнуть ещё не успели,  Желты и свежи лежат, как ковёр.  Н.А. Некрасов

Черёмуха

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

С.А.Есенин

Зимняя дорога

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

А.С. Пушкин

Славная осень

Славная осень! Здоровый, ядрёный Воздух усталые силы бодрит; Лёд неокрепший на речке студёной Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно — покой и простор! Листья поблекнуть ещё не успели, Желты и свежи лежат, как ковёр.

Н.А. Некрасов

 золотое, тёплое, ласковое  шея, верность, песня  солнышко - … лебединая - …  запах - … ледяное - … горячий - … ромашка - … колокольчик - … серый - … заяц - … золотое - … дружба - … доброе - … сила - … капризный - … верный - … красота - … хриплый - … коса - … крепкое - … дыхание - …  сердце  ароматный, приятный  привет  желтоглазая, душистая  голубой, звонкий  волк  длинноухий, быстрый, трусливый  сердце  крепкая, бескорыстная  слово, утро  ребёнок  богатырская  друг, пёс  природная, первозданная, неописуемая  русая, девичья, острая  голос  свежее, тёплое  здоровье

золотое, тёплое, ласковое

шея, верность, песня

солнышко — …

лебединая — …

запах — …

ледяное — …

горячий — …

ромашка — …

колокольчик — …

серый — …

заяц — …

золотое — …

дружба — …

доброе — …

сила — …

капризный — …

верный — …

красота — …

хриплый — …

коса — …

крепкое — …

дыхание — …

сердце

ароматный, приятный

привет

желтоглазая, душистая

голубой, звонкий

волк

длинноухий, быстрый, трусливый

сердце

крепкая, бескорыстная

слово, утро

ребёнок

богатырская

друг, пёс

природная, первозданная, неописуемая

русая, девичья, острая

голос

свежее, тёплое

здоровье

(Если видео не проигрывается, скачайте видео в интернете. Есть видео на стихи О.Варниковой))

(Если видео не проигрывается, скачайте видео в интернете.

Есть видео на стихи О.Варниковой))

 1 группа  2 группа

1 группа

2 группа

Обновлено: 10.01.2023

Автор: Леонид Львович Яхнин

Число страниц: 1

Главные герои: два приятеля.

Характеристика главных героев:

Мальчишки — хвастуны и лодыри.

Встретились два приятеля и начали рассказывать о своей силе.

Каждый из них описывал богатырские умения.

На протяжении разговора мальчики придумывали что-то более впечатляющее.

Но, когда мимо проходила старушка с сумкой, они не обратили на неё внимания.

План рассказа:

  1. Встреча.
  2. Невероятная сила.
  3. Старушка с сумкой.

Главная мысль сказки в том, что настоящий силач тот, кто помогает другим.

Основная идея рассказа в том, что на словах можно быть силачом, а на деле — никем.

Чему учит рассказ

Рассказ учит нас не хвастаться словами, а показывать на деле.

Учит тому, что ложь и лукавство не украшают человека.

Учит помогать людям.

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что никого не красит хвастовство и зазнайство.

Красят человека его добрые поступки, дела.

Герои говорили о силе, но не заметили старушку, которой требовалось их помощь.

Это интересная и поучительная история.

Автору удалось показать, что хвастун смешон, а человек, думающий о других, всегда силач.

Мне не понравились мальчики в этом рассказе.

Они просто хвастуны.

На деле они ничего не могут, даже помочь донести тяжёлую сумку.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что главное не то, о чём мы говорим.

Главное то, что мы делаем.

Пословицы к произведению:

  • В ком правды нет, в том и толку мало.
  • Врёт, что помелом метёт.
  • Хвастать не косить — спина не болит.
  • Хвастливое слово гнило.
  • Доброе дело два века живёт.

Словарь неизвестных слов:

  • Электровоз — поезд, использующий электричество.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Да я могу электровоз поднять! Правда, двумя руками.

— Ну, если двумя, — засмеялся второй, — так я целый поезд в сто вагонов подниму!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Планируемые результаты:

Личностные: осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

Метапредметные:

Познавательные: работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения

Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Коммуникативные: понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь присоединяться к одной из них или высказывать собственную точку зрения.

Предметные: научатся прогнозировать содержание; определять тему и главную мысль произведения.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний

1. Работа с пословицами

¾ Прочитайте пословицы. Объясните их смысл

Ø Сделав добро, не хвались.

Совершив хороший поступок, не стоит рассказывать о нем всем, ведь по-настоящему добрые дела всегда делают молча, не надеясь на благодарность.

Ø Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Хороший человек не может остаться равнодушным к бедам другого человека, он обязательно постарается помочь.

Ø Жизнь дана на добрые дела.

Чтобы не прожить жизнь зря, чтобы о тебе не вспоминали недобрым словом, надо совершать хорошие дела на пользу людям.

¾ Что объединяет эти пословицы? (Эти пословицы о добрых поступках)

¾ А что значит — быть добрым? Добро- самое важное и необходимое качество, основанное на помощи другим людям. Добрые люди никогда не оставят в беде, ведь благополучие других людей важнее собственного. Люди обладающие этим качеством всегда помогут и поддержат, независимо от сложности ситуации. Такие люди свершают благие поступки, не ожидая получить что-то взамен. Быть добрым — значит стремиться творить поступки, которые сделают чью-то жизнь лучше.

III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

¾ Прочитайте имена, фамилии авторов.

¾ Как могут быть связаны авторы произведений с пословицами о добрых поступках?

¾ Сформулируйте тему урока.

¾ Предположите цель нашего урока. (Цель нашего урока – познакомиться с творчеством…, познакомится с новыми литературным произведением… , …, развивать технику чтени я)

IV. Открытие нового знания.

1. Знакомство с биографией и творчеством писателя.

Леонид Львович Яхнин — известный российский поэт, писатель, переводчик. Леонид Львович Яхнин родился в 1937 году в Москве. С детства он мечтал стать писателем, но по воле судьбы оказался в московском Архитектурном институте. До начала 1970-х годов автор работал по специальности.

Начало творческого пути

Случай помог Яхнину всерьез заняться литературой. Проектный институт, который автор часто посещал, находился в одном здании с детским издательством. Однажды Леонид Львович заглянул к одному из редакторов и показал свои стихи, которые, на удивление, сразу приняли. Так увидели стихи Яхнина дошкольники и младшие школьники. Первыми работами поэта стали следующие сборники:

Знаменитые переводы

2. Словарная работа

¾ В произведении мы встретим слово, лексическое значение которого вам может быть не совсем понятно. Давайте выясним, что означает это слово.

Ø Слыть- казаться; числиться, пользоваться славой, иметь репутацию, пользоваться репутацией, быть известным.

3. Первичный синтез. (Первичное восприятие текста.).

(чтение рассказа учителем)

4. Проверка первичного восприятия.

¾ Какие чувства вы испытали, слушая рассказ?

¾ Что значит отдать последнюю рубашку? Так говорят о добром человеке, который может отдать последнее ради спасения или помощи другому.

5. Определение темы и основной мысли произведения.

¾ Определите тему произведения. Доброта

¾ Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя? Какова главная мысль произведения?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы.

6. Знакомство с биографией и творчеством писателя.

Юрий Анатольевич БукОвский- родился в Ленинграде. В настоящее время проживает в Петербурге. Подготовил около тридцати литературных передач на городском радио. В России опубликовано девять книжек сказок и рассказов для детей. Около пятидесяти книг издано в электронных издательствах. Собрание сказок, рассказы и повесть для детей двумя книжками изданы в Канаде. Издан сборник рассказов и сказок для детей в Сербии. В 2018 году вышла ещё одна книжка сказок “Принц зверят” в Канаде, а также сборник сказок “Телёнок Клоун” в Германии.

7. Словарная работа

¾ В произведении мы встретим слова, лексическое значение которых вам может быть не совсем понятно. Давайте выясним, что означают эти слова.

Ø Обитатели леса

Ø Хрупают- есть, раскусывая или разгрызая с треском

Ø КочашОк капусты- небольшой вилок, кочан капусты

Ø Медведь распластанный- лежащий плотно прижавшись телом, руками и ногами к земле

Ø Восторгайтесь мной- восхищаться

Ø Покатилась стремглав- быстро, стремительно

Ø Худо-бедно- минимум, самое меньшее, более-менее

Ø Хворостина- ветка, палка, прут

8. Первичный синтез. (Первичное восприятие текста.).

(чтение сказки учителем)

9. Анализ произведения.

¾ На самом ли деле Доброта была доброй?

¾ Какое событие помогло Доброте измениться, стать по-настоящему доброй?

¾ Как изменилось отношение лесных зверей к Доброте после того, как она спасла Лошадку?

¾ Почему Добрата перестала петь?

¾ На какие две части можно разделить сказку? Почему?

10. Определение жанра, темы и основной мысли произведения.

¾ Определите жанр произведения. Сказка

¾ Определите тему произведения. Добрые поступки

¾ Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя? Какова главная мысль произведения?

VII. Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно…

Я похвалил бы себя за …

У меня получилось …

VIII. Итог урока.

¾ С творчеством, каких писателей познакомились сегодня на уроке?

¾ Какие произведения мы прочитали?

¾ Трудно ли быть добрым? Почему?

¾ Добились мы цели и задач урока?

Домашнее задание:

Наша родина точно так же поступает: отдаёт последнее друзьям в сириях и Аргентинах, забывая о своих нищих пенсионерах, больных детях и хреновых дорогах. Друзья потом нам же нож в спину, и не стыдно им ни разу. Родина, мать её, думает, что все уважать буду, но пока только боятся, а то бы давно на части разорвали

Анатолий, вы правы, история как раз об этом.
С благодарностью,

хех! не много, но много.
«мама-унитаз», как обычно.
а потом удивляются: почему дети их не любят и всячески избегают?

И уезжают за границу.
Сергей, благодарю ВАС!

Сомневаюсь, что родная мать могла себе такое позволить.

Вадим, не все слова надо воспринимать буквально. Разгадка в последней фразе.
С благодарностью,

последняя фраза не опровержима. но у каждого человека своя доза эгоизма и альтруизма. я не думаю, что мать отдаст кому бы то ни было последнюю рубашку своего ребёнка. может быть это была всё же не последняя рубашка, а выходная, праздничная, или дорога как подарок. с уважением,
Анатолий.

Анатолий, все мы верим в лучшее.
Благодарю вас за комментарий!

Глубокий смысл. К сожалению, для некоторых важнее, что подумают чужие люди.

Наталья, с благодарностью)

Казалось бы все понятно, а вот иногда сомневаешься: благо ли это — делать добро с мыслью о том, чтобы о тебе потом хорошо думали? Не есть ли такое добро не от сердца, но от лукавого? Не знаю.

Сергей, скорей всего так и есть.
С благодарностью,

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Читательский дневник – это задание по литературе, которое придется выполнять летом. Для любителей чтения – это еще и возможность сохранения своих мыслей. Дневник учит писать сочинения, помогает развитию мыслительных навыков. Краткое содержание для читательского дневника формирует умение конкретизировать, делать выводы, выделять главное. Истории для читательского дневника сохраняют свои мысли, пережитые эмоции. Память после оформления записей надолго удержит то, чем понравилось произведение. Количество рекомендованной литературы достаточно велико для летнего периода. Часть времени ребенок должен посвятить отдыху, поэтому готовый читательский дневник станет незаменимым помощником. Четко выделенная основная мысль, тема, проблематика значительно облегчат самостоятельную работу. Главные герои, их взаимосвязи внутри сюжета, особенности композиции – все это грамотно оформлено в определенном порядке и логической последовательности. Материал лучше запомнится, научит ребенка излагать собственные суждения, задействует все виды памяти. Главная задача читательского дневника – помочь сдать сложные экзамены, итоговые проверочные работы.

Читайте также:

      

  • Математике должно учить в школе еще с той целью чтобы
  •   

  • Теорема пифагора краткое содержание
  •   

  • Школа рисунка и цифровой графики
  •   

  • Жорж санд ускок краткое содержание
  •   

  • Замуж за 2 дня краткое содержание

  • Последняя осень рассказ на дзен
  • Посветлее как пишется слитно или раздельно
  • Последняя ночь владимира в родном доме и решение поджечь его сочинение
  • Посветить фонариком как пишется
  • Последняя ночь в родном доме владимира дубровского сочинение