«Последняя сказка Риты» — полнометражный художественный фильм Ренаты Литвиновой.
Какой ужасный город. Здесь нет ни одного прохода, поломаны все старые здания. Эта власть, или… эти люди, я не знаю… они поломали все красивые здания. Это так уродливо. А почему она мертвая? |
Принесите мне чаю — так же как и вам. |
Я ж забыла представиться: меня зовут Таня. Можно я сяду, потому что здесь ни одного стула нет? |
— Таня меня зовут, Неубивко. — Неубивко — это фамилия или кличка? — Как кличка — фамилия моя! Знаменитая. Меня ведь весь институт помнит за мою фамилию, потому что мне с такой фамилией… ведь со мной даже ничего сделать нельзя. |
— А где Надя? — Надя. Так. Я представитель Нади. Буду. Я буду вас везде… сопровождать… |
— А мне потом куда? — Ну это… туда. |
— Это ваша палата. Это, правда, аварийный корпус, его все терпеть не могут. Его каждый год хотят снести, а я обожаю этот корпус. Во-первых, здесь можно курить, и сюда никогда в жизни не доходит эта наша главная врач. — А окна хоть где? — Как где — вот! Окна. Только их немножко заложили кирпичами для укрепления фундамента. Тут такая трещина пошла! |
— Я так много курю. Вообще, надо бы бросить. Представляешь: я врач — и не знаю собственного диагноза. — Не переживай. Мне кажется, уже не надо бросать. Я к чему клоню — что соседка, конечно, попалась противная. Она уже у нас здесь год живет. Уже две кровати поломались под ней, потому что она вертится все время и пишет. Ее называют Пишущей. Она описывает жизнь своих соседок, у нее уже столько соседок было за этот год, и она их описывает. Все подслушивает, все подсматривает… Неприятная женщина! |
— Она сейчас в такой депрессии, вся такая рассыпчатая стала. Сидит иногда целыми часами, невозможно ее к больным даже отправить. Никуда не ходит, стала выпивать. Да. Прям стала выпивать крепкие напитки — вот я крепкие напитки не люблю, я люблю вино там… — Я шампанское люблю. — Как я люблю шампанское! Я запомнила. Ладно, я пошла, давай свой окурок. |
За ночь и за истекший вчерашний день всё-таки умерли три человека, и все мужчины: с мужского отделения. Смерть их была ожидаема, и лечащий врач Дупель проводил с ними соответствующие мероприятия. Тринадцатое марта — год называть? |
Вот, Иосиф из гепатитного подарил. Такой, кстати, симпатичный парень, с таким носом! |
— Я считаю, что если смерть уважает человека, то она должна прийти к нему заранее, предупредить его, чтоб он подготовился, завещание написал. Но, конечно, не в виде этой — как ее? — Крохоборовой. Я ее видела — она такая страшная! — А я хочу, чтобы моя смерть была нарядная женщина, с бокалом шампанского, и пусть она говорит только всё по делу и не морочит мне голову. Ладно? |
— Да, смерть должна быть похожа на тебя. — Да, спасибо вам за доверие, конечно. |
— Че ты такая жадина? Вот ты у меня что-нибудь, когда-нибудь попроси… — А что мне просить… из морга? Просить-то нечего. — Вот ты еще вспомнишь меня, что у меня попросить. |
Я не могла отказаться от выпивки, потому что это было традицией в данной больнице, я не могла отказаться ни от какого свидания с мужчинами, так как свидания с мужчинами очень ценились у женщин в этом городе. В связи с этим оболочка моя, конечно, очень пострадала и была повреждена, но я старалась ничем не выдать себя. |
— Здесь нет красивых женщин. — Есть. — Да, но меня скоро выпишут. |
— Как же вам так удалось поговорить по телефону? Пять лет не работает! — Да? Вы знаете, он у меня так прекрасно работал, так прекрасно работал. |
— Девушка, я вас не знаю. — Я вас тоже не знаю. Я новенькая. — А вы откуда, из какого отделения? — А я вот как раз иду в морговое отделение праздновать свое назначение. — Да вы что, оно столько лет уже не работает — неужели откроется? — А принято решение открыть аварийный корпус, морговое отделение, потому что… все разрушено тут… потому что будет большой наплыв тел. Разве вы не знаете об этом? Может быть, будет даже… чума. |
Я сейчас с моргового отделения, но это ничего не значит. Я близкая подруга Риты. |
Я еще более теперь близкая и более новейшая подруга. |
— Так, я вот тут взятку принес… — Это что, деньги? — … чтобы ну как-то на улучшение пошло. Деньги, да. — Так я бы взяла, честное слово, но не будет эффекта. А так бы я взяла. Сколько там, много? |
Мама сказала, тебя пора выносить. |
— Здравствуйте, вы мне все время снитесь, я хотела бы с вами поговорить. — Ну заходите когда-нибудь: завтра или послезавтра — когда хотите. — А можно сегодня? Я хотела бы сейчас, сегодня. Можно к вам подняться? — Так, ну все. |
— Мне даже стало легче, когда мы приняли такое решение. А что ты думаешь? — Я думаю, что все ужасно. |
— А вы работаете здесь? — Нет, я это — там работаю. Ну, в смысле, я здесь, но я чуть-чуть там. |
Ну, пока ты еще не пьяная, у меня к вам дело. Завещание. «В случае моей смерти, я, Маргарита Готье, всё мое движимое и недвижимое имущество завещаю Николаю Николаевичу Серебрякову. Прошу меня сжечь, прах мой развеять где-то в городе на ветру и быстро отбежать». Всё. |
А мне нечего, а, главное, — некому что-либо завещать. |
И вот никто никогда не спросит: а что же думаю я? |
Сегодня двадцать седьмое марта. У нас сегодня хороший день. У нас сегодня нет ни одного происшествия чрезвычайного. Никаких тяжелых случаев у нас сегодня нет. Пациента этого — забыла я сейчас, как его фамилия, ну который был у нас заразный такой — его перевели наконец-то. Так что у нас сегодня хороший весенний день. У нас сегодня никто не умер. Да. Умерла только Надина подруга, Готье. |
— А можно это было как-то иначе сказать? — А как я должна было это «иначе» сказать? — Ну как-то иначе, понимаете? |
— Девушка, это бюро ритуальных услуг, всё правильно? — Бюро — это они, а я — скобяные товары. А витрина общая. |
— Добро пожаловать в мир мертвых. — Ой, мы вас тоже приветствуем. Я щас зайду. |
Я советоваться буду с вами, через окно. |
— Ритуальное агентство «Вечность» приветствует вас. — Очень приятно. А дорого у вас? — Мы проверены временем. |
— Нам нужно похоронить… даже нет — сжечь одну нашу подругу. И вот эту… купить… с крышечкой. Классической формы. |
— Но прах в городе веять незаконно. — Да? А вы никому не говорите. |
— А почему вы в короне? — Я стилизуюсь под скобяные изделия. Так лучше продается. — Надо у вас что-то купить тогда. |
— Мужчины бывают такие ранимые — праха боятся. Я другой, я этих дел не боюсь. Прах — и есть прах. — Да? Ну ладно. Сейчас оформляйте бумаги, я согласная на всё. |
— Скажите, а что, у вас это платье продается, белое? — Да, конечно продается. Но у него только перед, оно без спинки. — Без спинки? А почему? — Оно же для мертвых. — Для мертвых? Надь! Нашла, вот. Но оно без спинки. Для мертвых. — Нехорошо. — Ну как без спинки — мы всё-таки к ней хорошо относились. |
Он такой интересный, он сказал, что он не боится праха. Очень интересный! Надо проверить. |
Мы всегда хотим, чтобы всем стало легче. |
Но мы этого Колю взяли на заметку. И мы о нем обязательно позаботимся. Он нам нравится. Мы его любим. Особенно его душу. |
«Последняя сказка Риты» — полнометражный художественный фильм Ренаты Литвиновой.
Цитаты[править]
|
Какой ужасный город. Здесь нет ни одного прохода, поломаны все старые здания. Эта власть, или… эти люди, я не знаю… они поломали все красивые здания. Это так уродливо. А почему она мертвая? |
|
Принесите мне чаю — так же как и вам. |
|
Я ж забыла представиться: меня зовут Таня. Можно я сяду, потому что здесь ни одного стула нет? |
|
— Таня меня зовут, Неубивко. |
|
— А где Надя? |
|
— А мне потом куда? |
|
— Это ваша палата. Это, правда, аварийный корпус, его все терпеть не могут. Его каждый год хотят снести, а я обожаю этот корпус. Во-первых, здесь можно курить, и сюда никогда в жизни не доходит эта наша главная врач. |
|
— Я так много курю. Вообще, надо бы бросить. Представляешь: я врач — и не знаю собственного диагноза. |
|
— Она сейчас в такой депрессии, вся такая рассыпчатая стала. Сидит иногда целыми часами, невозможно ее к больным даже отправить. Никуда не ходит, стала выпивать. Да. Прям стала выпивать крепкие напитки — вот я крепкие напитки не люблю, я люблю вино там… |
|
За ночь и за истекший вчерашний день всё-таки умерли три человека, и все мужчины: с мужского отделения. Смерть их была ожидаема, и лечащий врач Дупель проводил с ними соответствующие мероприятия. Тринадцатое марта — год называть? |
|
Вот, Иосиф из гепатитного подарил. Такой, кстати, симпатичный парень, с таким носом! |
|
— Я считаю, что если смерть уважает человека, то она должна прийти к нему заранее, предупредить его, чтоб он подготовился, завещание написал. Но, конечно, не в виде этой — как ее? — Крохоборовой. Я ее видела — она такая страшная! |
|
— Да, смерть должна быть похожа на тебя. |
|
— Че ты такая жадина? Вот ты у меня что-нибудь, когда-нибудь попроси… |
|
Я не могла отказаться от выпивки, потому что это было традицией в данной больнице, я не могла отказаться ни от какого свидания с мужчинами, так как свидания с мужчинами очень ценились у женщин в этом городе. В связи с этим оболочка моя, конечно, очень пострадала и была повреждена, но я старалась ничем не выдать себя. |
|
— Здесь нет красивых женщин. |
|
— Как же вам так удалось поговорить по телефону? Пять лет не работает! |
|
— Девушка, я вас не знаю. |
|
Я сейчас с моргового отделения, но это ничего не значит. Я близкая подруга Риты. |
|
Я еще более теперь близкая и более новейшая подруга. |
|
— Так, я вот тут взятку принес… |
|
Мама сказала, тебя пора выносить. |
|
— Здравствуйте, вы мне все время снитесь, я хотела бы с вами поговорить. |
|
— Мне даже стало легче, когда мы приняли такое решение. А что ты думаешь? |
|
— А вы работаете здесь? |
|
Ну, пока ты еще не пьяная, у меня к вам дело. Завещание. «В случае моей смерти, я, Маргарита Готье, всё мое движимое и недвижимое имущество завещаю Николаю Николаевичу Серебрякову. Прошу меня сжечь, прах мой развеять где-то в городе на ветру и быстро отбежать». Всё. |
|
А мне нечего, а, главное, — некому что-либо завещать. |
|
И вот никто никогда не спросит: а что же думаю я? |
|
Сегодня двадцать седьмое марта. У нас сегодня хороший день. У нас сегодня нет ни одного происшествия чрезвычайного. Никаких тяжелых случаев у нас сегодня нет. Пациента этого — забыла я сейчас, как его фамилия, ну который был у нас заразный такой — его перевели наконец-то. Так что у нас сегодня хороший весенний день. У нас сегодня никто не умер. Да. Умерла только Надина подруга, Готье. |
|
— А можно это было как-то иначе сказать? |
|
— Девушка, это бюро ритуальных услуг, всё правильно? |
|
— Добро пожаловать в мир мертвых. |
|
Я советоваться буду с вами, через окно. |
|
— Ритуальное агентство «Вечность» приветствует вас. |
|
— Нам нужно похоронить… даже нет — сжечь одну нашу подругу. И вот эту… купить… с крышечкой. Классической формы. |
|
— Но прах в городе веять незаконно. |
|
— А почему вы в короне? |
|
— Мужчины бывают такие ранимые — праха боятся. Я другой, я этих дел не боюсь. Прах — и есть прах. |
|
— Скажите, а что, у вас это платье продается, белое? |
|
Он такой интересный, он сказал, что он не боится праха. Очень интересный! Надо проверить. |
|
Мы всегда хотим, чтобы всем стало легче. |
|
Но мы этого Колю взяли на заметку. И мы о нем обязательно позаботимся. Он нам нравится. Мы его любим. Особенно его душу. |
СКАЗКИ, ДОЛГИ И ЦИТАТЫ РЕНАТЫ ЛИТВИНОВОЙ
РЕНАТА ЛИТВИНОВА — ЖЕНЩИНА-ЗАГАДКА, НЕ УСТАЮЩАЯ ПРИДУМЫВАТЬ КИНОРЕБУСЫ. ТАКИЕ, КАК «ПОСЛЕДНЯЯ СКАЗКА РИТЫ», ГДЕ КАЖДЫЙ КАДР — ОТРАЖЕНИЕ САМОЙ РЕНАТЫ: ЕЕ ВКУСОВ, СТРАХОВ И ЛЮБВИ К ЭПАТАЖУ.
В этом году Литвиновой исполнилось 45 — грустная для многих женщин цифра. Вот только пошлая поговорка про ягодку — явно не о ней. Рената и пошлость — вообще слова-антонимы. Она — истинная кинодива в духе Марлен Дитрих и Греты Гарбо. Таких даже в Голливуде уже не делают. Кажется, обычные человеческие проблемы держатся от нее в стороне. Но если присмотреться, Рената Литвинова — такая же земная, как и мы с вами. За плечами — два брака и два развода, подрастает 11-летняя дочь Ульяна, копия мамы. И не только внешне: девочка уже проявила творческие способности. Еще в 6 лет она придумала сказку, которую мама собиралась экранизировать и даже исполнить там роль Бабы-яги. Что-то с тем проектом не задалось. Зато Рената написала, сняла и сыграла другую — совсем не детскую! — сказку: красивую и пронзительную историю о последних днях жизни девушки, проводить которую на Ту Сторону пришла сама Смерть. Литвинова считает, что если та уважает человека, то обязательно предупредит его о своем приближении. И уверена: бессмысленно бояться неизбежного. Просто к нему надо подготовиться.
Эту умную и тонкую женщину вообще мало что страшит. Она подтрунивает над сплетниками, изящно замечая: «Ведешь аскетичный образ жизни, а потом с удивлением читаешь желтую прессу. Уж лучше грешной быть, чем грешной слыть!». Она смеется над модными критиками, выходя в свет в «платье из крыс». И имеет свою точку зрения относительно всего на свете — стоит послушать.
« В жизни все долги вас догонят. Поэтому стараюсь всегда платить по счетам. В какой-то момент стала специально идти на проблемы, а не обходить их, не откладывать в «долговые ямы».
« Мои приоритеты — любимые люди и работа, в процессе которой я счастлива. За обслуживание этих двух своих «сладостей» я готова на самую высокую цену.
« Я считаю, чем больше человеку что-то запрещать, тем скорее он это делает.
« В реальности работает закон преумножения зла. А в сказках всегда побеждает добро. Всегда.
« Просто отсняться и побежать в свой гримвагончик — это не по мне. Если соглашаюсь поработать как актриса, всегда параллельно учусь у других режиссеров — например Киры Муратовой, Иоса Стеллинга, Питера Гринуэя, у которых снималась. Поэтому не соглашаюсь на сериальные проекты или ситкомы, которые очень часто снимаются наспех, одноразово.
« Зачем мне бессмертие, если мои любимые старели бы и умирали? Такая жизнь — с вырванным сердцем. Я всегда настаивала, что смысл жизни — любить. У меня и фильм про это. И вообще я все делаю во имя любимых людей — чтобы они улыбнулись.
« Кто гений — рассудит время.
« ХОРОШИЕ РОЛИ НЕ ДАЮТСЯ ДАРОМ. ОНИ СЛОВНО ПРОШИВАЮТСЯ СТРАДАНИЯМИ, ПОИСКАМИ И КРОВЬЮ.
Первый просмотр фильма – ощущение какой-то «мути» в сочетании с красивыми одеждами и курением.
На второй уже появляется интерес и… сочувствие.
«Я с Колей поругалась, нехорошо так».
Сердце у меня сжалось, что даже захотелось позвонить близким…
Структурные элементы
1. Курение
Все непрерывно курят, несмотря на запреты. Постоянные просьбы «Не курить» и напоминания, что курить нельзя.
«Опять все курят»
«Готье, нельзя курить»
«Здесь нельзя курить»
До идиотизма: «Дочка ты уж там не кури».
Становится физически тошно, ощущаешь постоянно запах дыма и никотина.
И тут же окурок, который хирург (!!!) зашивает в трупе.
Рита является Наде с бантом (или бабочкой) из дымящихся окурков.
Курить — убивать себя при жизни…?
2. Закрытое замкнутое пространство «больницы»
Непонятное место – какая-то больница, или не больница.
Может вообще, хоспис? А в конце территория показана с колючей проволокой. Остается лишь догадываться, что это за страшное место.
В конце открываются ворота – как нечто в другой мир.
3. Кадры, где много линий, решеток под неровными углами
3. Мистика, сказка. Неопределенность.
Дверь в заснеженном лесу.
Игрушка – живой зверек. «Замри, отомри». Игрушка на санках, собачка в кафе.
Кафе «Запределье» — тоже мистическое пространство.
При этом время довольно конкретно – указываются даты.
Период жизни Риты укладывается в две недели с 13 по 27 марта.
В начале у машин есть номера и регионы. Мы понимаем, что это — Москва. Узнаем Москву по бульварам, по которым идет Коля.
Но
в конце черная машина без номеров растворяется в воротах…
Очень много непонятного и неопределенного, остается куча вопросов, почему, как?
А Рита даже не знает какая у нее болезнь.
4. Все обшарпанное, покоребанное, порванное.
И на этом фоне – красивые вещи, одежда, предметы.
«Какой ужасный город. Здесь нет ни одного прохода, поломаны все старые здания. Эта власть и эти люди, я не знаю, они поломали все красивые здания. Это так уродливо»
«Люстра, посуда, одежда» — все не соотносится с окружающим пространством, чужое.
Рита тоже чужая в этой больнице.
В отличии от своей соседки, которая там уже 3 года и такая же растрепанная и пошарпанная.
«- Здесь нет красивых женщин.
— Есть.
— Да, но меня скоро выпишут.»
Рефреном идет упоминание про «ужасный город».
«Мэр этого города постоянно сносит красивые здания».
«Все разрушено тут».
Сообщения о разрушении порталов.
«Все красивые здания снесены и вместо них какие-то уродства. Это власти или кто это? Мэр?».
«Ужасные эти власти и мэр тоже».
Аварийный корпус больницы без окон.. Для всех ужасный, для Неубивки самый красивый в больнице, но и «его хотят снести».
5. Рассказ от имени Смерти или Посланника Смерти
Не сразу понятно, от кого идет рассказ и кто эта женщина – Таня Неубивко.
Догадки, недоговорки, намеки. Какой-то «куратор»..
На шее у нее бинт, а под ним ужасный шрам.
«Смерть должна быть похожа на тебя».
«- А меня потом куда?
— Ну это… туда…»
«- Я так много курю. Наверное, надо бросить. Я врач и не знаю собственного диагноза.
— Не переживай, мне кажется уже не надо бросать».
В начале все строится на догадках. И темы все какие-то неприятные,
чувствуешь дискомфорт, от разговора «морщит».
На пятиминутке – только доклад об умерших.
И
лишь спустя какое-то время узнаешь и понимаешь, что Таня – это и есть смерть…
Дальше восприятие фильма меняется.
Ужас немного отступает, ты видишь смерть как живого человека.
«В мире людей я пыталась вести себя как люди, чтобы никто не мог меня рассекретить». Выпивка, встречи с мужчинами – то, что котируется в этом городе.
«Пострадала оболочка, но я старалась»
«Я влюбляюсь необратимо…»
Рита – подопечная душа смерти. О ней заботится сама смерть, а не люди!
Врачи даже не заходят в ее палату…
Таня все время делает ссылки на то, что «Мне нечего и некому оставлять», «мне и поругаться-то не с кем».
6. Смерть
Все весь фильм время говорят о смерти! Намеками или цинично.
Часто показывается дверь в морг.
«27 марта. Хороший день весенний день. Сегодня никто не умер. Умерла только надина подруга».
«Добро пожаловать в мир мертвых».
Ритуальное агенство «Вечность».
Это просто бред какой-то, абсурд. «Я – другой, я этих дел не боюсь. Прах и есть прах».
Платье с 1й стороны, жуткая рыба и «скобяные изделия».
Бррр… Тошнит.
7. Головные уборы
Почти все женщины в разных головных уборах. Часто похожи на кокошники и другие русские головные уборы.
Отсылка на русскую традицию? Зачем?
Санки
Старая врачиха. Как Баба Яга. Либо бубнит, либо наговариает, либо смеется.
Надя и кукует кукушка. Черное на черном. Вообще, Надя все время в черном, кроме последних кадров.
8. Волосы
Плетут косу.
Рита расчесывает соседке волосы — «Больно между прочим».
Рита просит Колю постричься и показана сцена стрижки с старом зеркале.
9. Сны и глав. врач
Два сна и оба про смерть. Почему главное лицо снов глав врач?
Черви у нее на воротнике. Она УЖЕ мертвая.
Второй сон: «Посмотри как все нарядно, красиво, радостно».
«Пора начинать».
Гроб выносят из замкнутой темноты в свет.
10. Вороны
Периодически слышно каркание.
Таня-смерть в костюме ворона.
Ворона в похоронном агентстве.
Ворона у женщины с косой.
Сцена с воронами
Пронзительная музыка, синий фон, красное пятно. И вороны…
11. Рита и Коля
Образно показаны сцепленные руки.
«Когда ты выйдешь отсюда, мы будем вместе?»
12. Цвет
Яркие цветовые пятна.
Одежды Тани всегда разная, но Рита хочет, чтобы ее смерть была в желтом.
Надя в черном.
Одежды Риты разная — пастельная или пестрая в начале, красная в середине и белая в конце.
Врачи в белых халатах.
После того как Рита узнала, что умрет – появляется много красного цвета.
Одевает красный платок.
В кафе в красном платье и красные цветы на столе. Последние цветы, которые приносит Коля – красные.
Читает завещание на красном фоне, вся в красном и пьет красное вино, красные губы.
Все пылает, сердце колотится, дыхание сбивается.
И вдруг «Все» — и красный схлопывается. Остановка.
После того как Таня поет песню – появляется черный экран.
А далее она уже с косой в руках.
«Да, пора».
Рита в белом. Песочные часы и ветки.
Ветки на половину экрана.
Ветки на 23 экрана.
Бабочка.
Красный, зеленый капюшоны и кровать проваливается.
Все.
Таня уезжает сквозь ворота.
Возможно, важные моменты:
Таня (смерть) не взяла взятку. При этом Надя – «почему я все время за всех плачу»
История про Гагарина, в день своей смерти он поднимает руки…
Очень много цветов. Коля каждый раз с букетом, букеты в снах, в палате.
Сцена с расчесыванием? «У вас мне нравятся руки, только плохо, что пальцы короткие»
Сцена в витрине. Уже неживая? Как манекен. Таня дает Рите прикуривать сквозь витрину. Нереальность.
Про виноград: «Но вы не заплатили за настоящий»
Два мира, два пространства — Жизнь и Смерть, переплетение реального и нереального
Сорванные краны и все залито водой
Фильм оставил больше вопросов. Части структуру мне кажется, я уловила, но собрать в одно целое не получается…
«Нам любимы только те души, которые способны любить. Остальные нам неинтересны».
«Нам нравится Коля, особенно мы, любим его душу».
«Я сопровождала ее со всей любовью и ответственностью».
«Ради таких душ как Риточка не надо плакать, но просто он об этом еще не знал».
Прощание с телом у ворот, на улице в грязи, Колю поторапливают.
Получается, что смерть человечнее людей?!?
Смерть, которая должна быть страшной, оказывается любящей и заботливой, а люди наоброт — бесчеловечные твари.
Финальный кадр – пространство и наконец-то небо…