Последняя сказка риты о чем

Я буду рядом. «Последняя сказка Риты», режиссер Рената Литвинова

По очевидным причинам анализ каждой картины и (или) героини Ренаты Литвиновой сводится к описанию образа своего рода эстетствующей сумасбродки — центрального в ее кинематографическом творчестве и тесно связанного с ее светским имиджем. Она по-прежнему «вся такая внезапная, несуразная, вся угловатая такая, такая противоречивая вся», тяготеющая к элегантному синкретизму, неподражаемая пересмешница.

Ее кино — кино наблюдений, изживания комплексов, страхов, нормальности, ограничений — действительно оказалось редкостным для отечественной аудитории в 90-х, а ее облик — утонченной нездешней соблазнительницы, приглашающей в небытие и неспешно фантазирующей о загадочности истлевшей человеческой оболочки, — задержался в репертуаре и имеет практическую значимость в довольно широком жанровом поле российских медиатекстов.

В «Последней сказке Риты» — своем втором полнометражном режиссерском проекте, на этот раз независимом от продюсеров (Литвинова для выпуска картины создала собственную кинокомпанию «Запределье»), она в большей степени сосредоточивается на роли ангела-поводыря в мир прекрасного — сновидческого, сюрреалистичного, очень нездешнего, экзотического ретро. «Все мы были мертвы» — слова героя Жана Маре (а именно «Орфей» Жана Кокто стал основным источником вдохновения для режиссера, о чем она поведала на прессконференции ММКФ, представляя картину в основном конкурсе) следует адресовать цитатам, используемым в картине. Но эпиграфом этой сказки может быть противоположное по пафосу замечание Литвиновой: «Все мы — будущие мертвецы». Из ее смерти не следует бежать, она никого не берет на службу; никто ею не одержим.

Словно из старинной пряжи соткан узор фильма — завораживающее, но просвечивающее полотно. А в ритуалах Литвиновой сюжетные швы обычно выступают в функции изящных петель, манков. Мир женщин оформлен словно в технике лоскутного шитья — пэтчворка. Только пестрые, бережно хранимые кусочки таромодной материи образуют не лоскутное одеяло из цикла «бабьи сказки из заветного сундучка», но превращены в чарующее зрелище, уютную шаль с зацепками для синефилов. Для более широкой аудитории это просто загадочная паутина с легким ароматом нафталина.

Если в киношедевре Кокто миф об Орфее модернизирован и Всадники смерти представлены в образах безликих байкеров, то для «Последней сказки…» принципиальное значение имеет то, что формирует образ режиссера — тяга к раритетным деталям, антиквариату и винтажным техникам оформления таинственного приключения. По сути Литвинова, играя Смерть, рисует ее портрет в интерьере как свой портрет. И здесь работает собственная запатентованная «лоскутная геометрия».

Кино Ренаты Литвиновой необязательно смотреть, если вы все понимаете о ней, и обязательно — если вы уже кое-что о ней знаете.

В пресс-релизном издании ММКФ, сопровождавшем выход картины, Андрей Плахов отметил паратексты «Последней сказки…». Кроме картины Кокто это «Все о Еве» Жозефа Манкевича, «8 женщин» Франсуа Озона и «Поговори с ней» Педро Альмадовара. Вместе с тем это эндемичный продукт. Поэтому стоит добавить к интертексту «Последней сказки…» некоторые продукты современного российского артхауса: и очевидную перекличку с картинами Киры Муратовой, выпестовавшей актерскую индивидуальность Литвиновой, и незамеченную на прошлогоднем фестивале работу Николая Хомерики «Сердца бумеранг» с недооцененной работой Литвиновой в роли провинциальной гадалки, оживившей медитативное ожидание смерти. Кажется, основной прием «Последней сказки…» — самоцитирование. Но это кино исключительно фантасмагоричное, отнюдь не провокативное, скорее даже сентиментальное.

«Последняя сказка Риты» — синтетическая фантазия о раннем уходе в потусторонний мир. Основная интрига фильма раскручивается вокруг женщины Маргариты Готье (Ольга Кузина), проводящей последние тринадцать дней своей жизни в больнице, где работает ее некогда близкая подруга Надежда (Татьяна Друбич). Чтобы сопроводить ее в небытие в ирреальном эстетизированном больничном быте, необходимо дефиле по основному вектору фабулы третьей подруги, якобы учившейся с героинями в мединституте — Тани Неубивко (Рената Литвинова). У Маргариты есть возлюбленный — Николай Серебряков (Николай Хомерики), которому она завещает все свое имущество. Он с трудом соглашается принять обстоятельства, в которых оказался, а посему тоже попадает под опеку ангела Cмерти — Тани, прикинувшейся работницей больничного морга. Существенно, что со смертью Риты сказка не заканчивается, жизнь продолжается: Надежда преодолеет пассивность и отомстит нерадивому доктору, а Николай найдет в себе силы поверить в мирские чудеса.

В 1994 году «Увлеченья» Киры Муратовой впервые представили сумасбродную аутичную блондинку, размышляющую об уюте прохладного морга и пограничных состояниях, а через шесть лет Александр Митта использовал этот типаж в «народном» сериале «Граница. Таежный роман». Забавными в мелодраматическом сплетении выглядели откровения литвиновской Альбины, чуть не утонувшей в болоте. Костюм медсестры был призван аккумулировать мужские эротические фантазии: хрупкая и между тем несносная героиня Литвиновой стремилась к опасной связи, грезила вступить в близость со смертью с интересом и восторгом инфанты. Изящная белоснежная мстительница Офа в «Трех историях» Муратовой тоже состояла в соответствующем профсоюзе.

Сегодня по-прежнему для Ренаты Литвиновой насущна хулиганская по своей сути идеализация любви и смерти. В «Последней сказке…» Смерть — подружка, вертихвостка, модничающая на потусторонний лад. Ей нравится чувствовать себя эксцентричной, сексуальной в обществе простых — то есть не озабоченных потусторонним — мужчин. Ее жалобы на «попорченную оболочку» после интимных связей лишь кокетство перед коллегой — ангелом Жизни. Литвинова становится все лучше, все убедительнее по части соблазнения аудитории. Показателен в этом отношении проход Тани от приемной до морга — ее своеобразной костюмерной — со случайным прохожим в конце рабочего дня. Здесь Литвинова-актриса держит публику отнюдь не вербальными хитросплетениями.

Разнородные элементы органично смотрятся внутри изобилующей деталями, но и весьма внимательной к своему весу и не позволяющей излишеств системы.

Это мир привораживающий, мир женщины, способной очаровываться прекрасным («мужским») кино. Поэтому имеет смысл обратить внимание на организацию микрокосма «Последней сказки…» — на два противоположных, по-своему недозрелых, фантазирующих о непостижимом — полете и уходе — фронта.

Мужская сфера в картине — это нечто заслуживающее снисхождения, не насытившееся игрой в космос и ракеты, ее спасение — в надежной улыбке, жизнеутверждающей, это сфера оптимистичных намерений: продолжить жизнь без любимой, пригласить на свидание чудачку из морга. Поэтому мужской оберег — шуточный громоздкий артобъект, символизирующий оптимистичное прошлое, как майка с символикой СССР — причудливая фигура первого космонавта.

На женском же фронте постигается подземное, плотское. Здесь важны артистизм прощающихся близких, оттенки вкуса напитков, цветовые решения аутфитов обитательниц Зоны — аварийного корпуса больницы. Загробный мир, из которого пребывает Таня Неубивко, — женское царство, в больнице же, пограничном мире, еще попадаются особи противоположного пола. Медики — тоже поэты, некоторые — бездарные. Любовь мужчины и женщины, несмотря на декларации, не выдерживает испытания, она почти что смехотворна. Если улыбка Гагарина — голливудская, открытая — утешает Николая, то улыбка главной героини — Маргариты Готье — детская, умиротворяющая, согласная, примиряет с мечтой о вечном существовании в компании подруг, «красивых душ». Смерть — собрание деталей: и викторианская леди, и готическая королева и модница эпохи нэпа, и последовательница голливудского доглянцевого гламура 30—40-х.

«Последняя сказка…» — фильм-монолог. По сюжету, меркнет Любовь (Рита) и менее нарядно отчаяние (Надя) на фоне поиска (Таня). Литвинова не ищет, а отбирает, предпочитает колдовство на известном материале, «шитье на основе», поиск в недрах киноклассики. Потому что в этом случае она, как и ее героини, пребывает в мире потустороннем — мире предков. Следовательно, предпочтение отдано отжившим фактурам, смеси готики и барокко. В преисподней отсутствует компьютерная техника. Кинематографические фантазии об ином мире связаны с миром классической театральной роскоши, тяжеловесным занавесом, звенящими бокалами, шуршащим по пергаменту пером, скрипящим паркетом. Дело, как и тело, умирающей женщины декорировано в стиле ретро — в оснащенном деталями кадре даже фотография 3х4 превращена в объект гламура, а кровати-клетушки с металлическими каркасами — в экспонаты. Больница инкрустирована мельчайшими деталями фантастического якобы женского быта. В ней сохранена атмосфера «первоисточника» (картина снималась в музее Алексея Толстого).

Как выпускница ВГИКа Литвинова помнит и чтит законы киногении, но баланс на грани кино и клипа выдерживает не всегда.

Основной манок для зрителя — это, безусловно, присутствие в кадре самой Ренаты Литвиновой, с годами превратившейся из эстетствующей нимфы в чарующую леди. Комедиограф улавливается в ней как авторе костюмов фильма. Лучшая модель для ее туалетов — она сама. Только в этом случае в полной мере опознается ироничный подтекст главного образа. Ее роль, как эксклюзивное платье, невозможно подогнать под другую модель. Штучный товар. Создавая многослойные наряды и причудливые шляпки, она выбирает смелый синтез языческих обрядов и символик разных культов и религиозных систем. Каждая деталь костюма — ключ к ребусу.

Умирающая женщина у Литвиновой — королева. Существенный элемент аутфитов Маргариты — корона: ее хоронят с хмурой бабочкой, а проститься с Надеждой она приходит в диадеме из тлеющих сигарет. Рита выписана и приодета с любовью, ее прощание с подругами в кафе «Запределье» на фоне алого занавеса эксцентрично и стильно, напоминает алленовское кино «Пули над Бродвеем».

Однако цветовая символика, привычная для Ренаты Литвиновой, все же не всегда помогает раскрытию других образов. Так, мне кажется, слишком клиповым получился эпизод печали героини Татьяны Друбич в компании воронов. Случайным выглядит и сольное выступление Тани Неубивко в окружении медсестер, цитирующих в этой музыкальной паузе танцовщиц белли-данса.

В этих фрагментах артистка Литвинова бессовестно перекрикивает сценаристку Литвинову. Имеет право, конечно: они друг друга давно знают, следовательно — сами смогут разобраться. Композиция, написанная композитором и певицей Земфирой специально для «Последней сказки…», обнажает нерв истории, добавляет трагизма, замечательно врастает в изображение. Но вместе с тем клип на песню-исповедь Смерти в изобилующей иными аксессуарами истории превращается в непережеванный кусок, застревает в хрупком горле картины. Обособленные музыкальные номера служат лишним раздражителем нервной системы оппонентов литвиновского кино и отвлекают от блистательной комедийной словесной игры. Гораздо рельефнее непесенный монолог Тани или ее восхищенный шепот-характеристика очередного поклонника: «Он интересный мужчина, он прах любит».

«Смерть должна быть похожа на тебя, нарядная, веселая и с бокалом шампанского. Сказала все по делу», — замечает Рита своей новоиспеченной подруге. Героиня Ренаты Литвиновой хоть и редкая гостья, но обязательно яркая, как давняя знакомая. Приятно, если изредка российская комедийная мелодрама сможет быть похожей на фильм Ренаты Литвиновой, напоминающий праздничный пьянящий напиток — отлично сбалансированный, с красивыми нитями тонких пузырьков и долгим устойчивым вкусом.


«Последняя сказка Риты»
Автор сценария, режиссер Рената Литвинова
Оператор Анастасия Жукова
Художники Наталья Силинская, Татьяна Юркова
Композитор Земфира Рамазанова
В ролях: Рената Литвинова, Татьяна Друбич, Ольга Кузина, Николай Хомерики, Сатеник Саакянц, Алиса Хазанова и другие
«Запределье»
Россия
2012

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

«Последняя сказка Риты» отчетливо говорит: я за пределами всяких понятий, кроме тех, которые важны для автора. Наверное, из-за этого вторая режиссерская работа Ренаты Литвиновой производит более уверенное и цельное впечатление: в «Богине», несмотря на название, лирическая героиня еще признавала существование над ней каких-то высших сил, теперь сама она высшая сила и есть, и все ей подвластно. Например, она может войти в дверь, стоящую без стен и потолка посреди зимнего леса, в каракулевой шубе, а выйти уже в горностаевой: во что одета смерть, так же важно, как и в чем хоронить дорогую покойницу, в платье со спинкой или без.

Л. Маслова
«Коммерсантъ»

Если попытаться кому-то объяснить, как можно снять такое невесомое, почти эфемерное высказывание о природе смерти, кто угодно в лучшем случае пожмет плечами в ответ. Да и незачем объяснять. «Последняя сказка Риты» — это, строго говоря, вообще не фильм, это кинопоэзия, где главная героиня — сама смерть, которая умеет оживлять чучело хорька, прикуривать через стекло и принимать сигналы с того света при помощи позаимствованного у Жана Кокто радиоприемника. Сюжет этой притчи разбивается на осколки — так распадается умирающее сознание, лихорадочно выхватывая из памяти обрывки воспоминаний о счастливой любви и хрупкие надежды на то, что все когда-нибудь наладится. Но здесь ничего не наладится: реальность — это убожество, безразличие и грязные больничные стены, заселенные садистами и опасными психопатами, а от несчастья можно скрыться только на предсмертной вечеринке в кафе «Запределье».

А. Сотникова
«Афиша»

Cмерть — бабье царство: мужчины функциональны. Но, несмотря на отменные женские работы — что Татьяны Друбич, что Сати Спиваковой — главным героем фильма неожиданно, но неотвратимо оказывается Коля (Николай Хомерики), жених Риты, чье экранное присутствие минимально. Замечательный режиссер оказался — ничего не играя — еще и выдающимся трагическим актером: ну представьте себе человека с внешностью Джина Уайлдера в трагической роли. Его герой — единственный, кто получает внятный сигнал: смерти нет. И в этом-то и кроется мораль фильма — смерть нужна, чтобы мы все убедились: ее нет.

М. Трофименков
Variety

Она умеет создавать ад буквально на пятачке, помещая людей в дизайнерских костюмах в пространство обшарпанных дворов, но в то же время успевает смешно рассказывать обо всем на: свете от Гагарина до заложенных кирпичами окон. Но главное, это редкий пример, простите, артхауса, в котором эмоциональная составляющая заметно преобладает над холодной рассудочностью (притом, что холод это, конечно, любимая температура автора). Картину можно и нужно почувствовать — после просмотра как-то особенно хочется жить — хотя ею приятно и просто любоваться. Особенно эпизодом, где Татьяна Друбич в вечернем платье лежит на заснеженной лавочке, хлещет спиртное из горла, а по голове у нее скачут вороны. Да, наверное, это очень женское кино, но кто же виноват, что никто из режиссеров-мужчин не умеет так снимать раннюю весну, а ни в одном другом фильме у актеров не получается так вкусно прикуривать?

П. Прядкин
Empire

Сигареты как фетиш — это, конечно, еще одна дань кинематографу и миру прошлого, когда курение в кадре и за кадром добавляло экранным героям и простым смертным шарма. Сейчас, как известно, курить запрещено везде, а пачки сигарет предвещают страшную смерть от всех неизлечимых болезней сразу. Фильм Литвиновой — своевременная ирония по поводу этого преувеличенного страха смерти от всяких пустяков вроде пачки папирос. И романтическое напоминание о том, что настоящая смерть требует жертв посерьезнее — хотя бы несчастной любви.

Е. Гусятинский
«Русский репортер»

В одной из сцен в подчеркнутой желтыми настольными лампами зябкости больничного вестибюля умирающая предлагает продрогшему посетителю высушить его стельки на батарее. Этот образ как нельзя больше подходит к фильму Литвиновой, сырому, снимавшемуся на свои деньги, без посторонних продюсеров, без графика, со сменой пяти операторов — студентов ВГИКа, и согретому за счет идеально выстроенных композиций такими щедрыми и в то же время законченными цветовыми решениями каждого кадра, что ни один из наших нынешних авторитетов операторского искусства не добился со всеми своими фильтрами и позаимствованными из импортных учебников знаниями подобной цельности изобразительного материала.

А. Васильев
Hollywood Reporter

Посылая поэтические приветы Жану Кокто, Кире Муратовой, Рустаму Хамдамову, Рената Литвинова ходит по тем же дорожкам, что и в дебютной «Богине». Но петляет по ним так изящно, с таким упоением путает следы, что само- и прочие повторы воспринимаются не как потерявшие актуальность игры в сюрреализм и абсурдизм, а как упрямое сопротивление докучливой современности, которая повсюду норовит снести милые сердцу руины. Неслучайно больше всего Таня Неубивко возмущается «ужасными властями или кто там это делает», которые уничтожают самые красивые здания Москвы, где как раз располагались «порталы» для перехода в мир иной. Приятно, однако, что Рената Литвинова не теряет оптимизма: несмотря ни на что, смерть продолжается.

О. Зинцов
«Ведомости»

Перечисление исчезнувших адресов в трансляции с того света — уже не дань Кокто и его Орфею, а словно ежегодное чтение имен расстрелянных из практики «Мемориала».
Персонажи фильма, пациенты и персонал аварийного блока больницы, похожи на бледных припухлых детей подземелья. Смерть на их фоне — единственное здоровое начало, и это, в общем, не каламбур, хотя смотреть и весело, и душераздирающе. Смерть в исполнении Литвиновой здорова, потому что она — единственная истина в изолгавшемся, покончившем самообманом мире. У этой Смерти несомненное моральное превосходство над всем остальным.
В отличие от Смерти Жана Кокто, «самой элегантной женщины в мире, ведь она занимается только собой», у Литвиновой Смерть заботлива. Она уже почти что Социальная Служба, со всеми комическими издержками сервиса.

В. Хлебникова
«Ведомости»

Парадокс: сама Смерть (Литвинова), пришедшая в земной мир в виде работницы морга Тани Неубивко, делает этот мир более живым. Она и чучело хорька оживляет, и давно сломанный телефон заставляет работать, и устраивает встречу подруг (она сама и персонаж Татьяны Друбич) для Риты Готье — героини Ольги Кузиной. Она должна подготовить Риту к отходу в мир иной. Рита — тот человек, к которому Смерть относится с уважением: у нее красивая душа уже потому, что она любит (кстати, персонажа, которого играет один из ведущих режиссеров новой русской волны Николай Хомерики). Смерть так добра к людям, что даже заботится о судьбе оставшихся в живых и способствует некоему восстановлению справедливости. «Не бойся, это совсем не страшно», — говорит перед смертью героиня Литвиновой Рите Готье. Таков и общий посыл картины. Некоторые воспринимают фильм как комедию.

Ю. Гладильщиков
«Московские новости»

В самой зажигательной сцене «Сказки» Рената танцует восточные танцы и поет голосом Земфиры: «Не надо со мной разговаривать, слушайте. Вы обязательно что-то разрушите». Это правильный совет: к чертям аналитику. Вот какая может быть аналитика, когда к умирающей Рите приходит Коля с грустными глазами; пока добирался по сугробам, ноги промочил; давай сушить стельки на батарее. Уходя, Рита говорит: «Прости, мне пора, стельки не забудь». Элементарно. Гениально. Как в сказке.

В. Рутковский
«Сноб»

Читайте также

  • Poster

    Все (не) напрасно — «Королевство: Исход» Ларса фон Триера

  • Poster

    Ракушки и чувство вины — 2022, анимационные итоги Юрия Михайлина

  • Poster

    Кино, которое спасало — 2022, итоги Павла Пугачева

  • Poster

    Это норма — «Удовольствие» Ниньи Тюберг

  • Poster

    Хлебом и солью — Гдыня-2022

  • Poster

    Быть внутри ветра — «Клуни Браун» Эрнста Любича

Жизнь это то, что бывает с другимиТерри Пратчет на приеме у врача провинциальной больницы. Именно так выглядит визуальная часть нового фильма Ренаты Литвиновой. Смысловая же его часть абсолютно в духе литвиновского творчества. В черновом варианте рецензии я написал в ряд штук десять эпитетов, пытаясь выболтать из них наиболее подходящий для определения этого самого творчества, но понял что даже «самобытно» прозвучит избито. И поэтому остановлюсь на варианте «очень по-ренатолитвиновски».

Ведь даже моих скудных знаний хватило на то, чтобы усмотреть аллюзии и на «Богиню», и на муратовские «Увлечения», и на сборник «Обладать и принадлежать». Но я всегда терпеть не мог высказываний и рассуждений, завязанных на знании контекста, потому что они моментально делят читателя «вхожего в» и «невхожего в». И поэтому  постараюсь обойтись без них.

Итак, завязка «Последней сказки…» происходит в некой небесной канцелярии, где Смерть в исполнении Ренаты Литвиновой отчитывается перед строгой, похожей на Мерри Попинс, дамочкой о проделанной работе. Эта самая работа – смертельно больная девушка Рита Готье. История ее трехнедельного умирания в аварийном корпусе совдеповской больницы, и есть сюжет фильма.

Умереть легко, кокетливо и сообразуясь с собственными представлениями об этом важном событии, Рите всячески помогает альтер-эго Смерти в нашем мире – медсестра Таня. Курящая, пьющая, с рваным шрамом на шее (салют, Михаил Афанасьевич), Таня жизнерадостна и неимоверно падка на мужиков. «Из-за такого образа жизни мое тело порядком поизносилось», признается Таня-Смерть во время отчета.

Третья героиня фильма – лучшая подруга Риты, врач Надя, выходит на первый план повествования только во второй части фильма – уже после Ритиной смерти. Признаюсь, я не совсем понял этого персонажа, но если перевести ее образ на язык символики, я бы записал Надю в воплощенную мечту большинства самоубийц – возможность понаблюдать за тем, как некогда любивший тебя человек переживает, ощущает, осмысливает и не может простить себе твою смерть. Хотя при жизни ты уже перестал быть ему нужен. «Тогда поймешь, кого ты потеряла»

А вообще парадоксально, но именно Смерть самый живой участник происходящего на экране действа. Именно она пытается хоть как-то расшевелить мертвое царство спасающих жизнь врачей.

Хорошее кино. Немного сыроватое, немного театральное. Сказка, в которой курят. Заметно, что снималось на свои кровные, которых явно на все задуманное не хватало. Великолепные сны-интерлюдии. Ну и музыка Земфиры, по которой многие, в том числе и я, скучали больше, чем скучаешь по иным живым людям…

В минусы фильма я бы записал некую однообразность, клонированность героев. Иногда складывалось впечатление, что в кадре не одна Рената Литвинова, а пять, и даже случайный прохожий говорит ее словами, ведет себя как она, поступает как она. Но не дотягивает в органичности. Точно также картонно выглядят тысячи эпигонствующих фамфаталей, неистово пытающихся влезть в литвиновский образ, на деле соответствуя уровню Елены Воробей.

Бродский писал (а Васильев пел), что смерть – это то, что бывает с другими, подразумевая, что пока нас самих не коснется горе, нам на него плевать. Не видел смерть – бессмертен. «Последняя сказка Риты» выворачивает эту мысль наизнанку. Потому что как для самой Риты, так и для любого другого персонажа этого кино, смерть особой проблемой не является. Проблемой является жизнь. Герои не знают, что с ней и в ней можно делать. Ну, а смерть – это не что-то страшное, гнетущее и неизбежное. Смерть по Литвиновой – это как повестка в военкомат (невероятно стильный военкомат). Ну да, немного неприятно и принудительно. Ну да, хорошего будет мало. Но, понимаешь, надо. Таковы правила. Через смерть все проходят. Переживешь

Рецензия на фильм «Последняя сказка Риты»

Рецензия на фильм «Последняя сказка Риты»

17.10.2012

Черная комедия Ренаты Литвиновой — про Смерть в дорогих мехах, талый снег и стельки, сохнущие на батарее

Этот материал был опубликован в седьмом номере журнала «The Hollywood Reporter – Российское издание».На Московском международном кинофестивале «Последняя сказка Риты» осталась без призов, и удивляться этому не приходится: фильм невозможно классифицировать. Если дать приз «Сказке», это преимущество какой тенденции над какой? Не получится у жюри программного заявления: это будет просто приз Ренате Литвиновой. Режиссеру, сценаристу, актрисе, человеку, женщине, которая не вписывается. Как не вписывались в кинопроцесс великие клоуны, возведшие авторскую клоунаду в режиссуру — Жак Тати, Пьер Этекс. Не новая волна, не социальный кинематограф, не большой стиль. Что это, Бэрримор?..
«Это такая научная медицинская радиостанция», — отмахивается героиня Литвиновой, медсестра из моргового отделения больницы №20, от вопросов сослуживцев, что это за вещательный ретро-прибор, с которым она бродит по двору. Прекрасный, чисто литвиновский способ послать на три веселых буквы, никого не обидев и оставшись девушкой-загадкой. Что показательно, ее фильм — действительно такой медицинский прибор, что ловит частоты из миров, которые показаны человеку, но с которыми он нынче не в контакте.

Мир потустороннего — сюжет картины возникает в показаниях, которые Смерть дает на том свете о выполнении очередной миссии среди людей. Ради нее-то ей и пришлось воплотиться в работницу морга.
Мир марта — с его капризами и пробирающим до костей ощущением живой связи природы и человека, которую мы, нынче наблюдающие этот вредный для здоровья месяц исключительно через замызганное лобовое стекло, забыли ежегодно пропускать через себя. Напротив, подобно Тарковскому и режиссерам авторского перестроечного кино, Литвиновой очень интересно «фотографировать» этот месяц талого снега на улицах. Пусть даже это стоит растянувшегося на два года съемочного периода.
Мир детства — изношенные советские постройки, коими полон фильм, и эта мартовская слякотная зыбкость отсылают ко второй половине 1980-х, когда зимы шли косяком неморозные, когда состоялось отрочество Литвиновой, и когда пережило взлет то самое слякотное перестроечное кино. Мир людей в образе — героини Литвиновой оттого так законченно нарядны, что в те годы западные фильмы («Тоска Вероники Фосс» и все такое) с их завершенными до кончиков сигареты образами героинь были редки и врезались в память, как сверхценное и недосягаемое. А главная ирония фильма, ирония печальная, что все это — ушедшая натура. Ведь Литвинова играет Смерть в мехах, серьгах Chanel и иномарках, из окон которых она инспектирует тот мир детства, марта, образности, проверяя, есть ли еще проходы туда? «Портал закрыт, здание снесено», — отвечает на каждый ее запрос научная медицинская радиостанция.
И все это было бы невыносимо грустно, когда б не литвиновский юмор; ведь медсестрица-то — смерть, и относится к людским горестям с обескураживающей бесцеремонностью. Все ей шуточки (и тут уже Литвинова-комическая актриса бенефисит наотмашь), от которых становится легко. Так же легко, как от главной мысли картины: что этим привычным нашим миром — без марта, без детства, без существования в образе — жизнь не ограничивается; он, мир этот, — только ее утлый островок.

В одной из сцен в подчеркнутой желтыми настольными лампами зябкости больничного вестибюля умирающая предлагает продрогшему посетителю высушить его стельки на батарее. Этот образ как нельзя больше подходит к фильму Литвиновой, сырому, снимавшемуся на свои деньги, без посторонних продюсеров, без графика, со сменой пяти операторов-студентов ВГИКа, и согретому за счет идеально выстроенных композиций такими щедрыми и в то же время законченными цветовыми решениями каждого кадра, что ни один из наших нынешних авторитетов операторского искусства не добился со всеми своими фильтрами и позаимствованными из импортных учебников знаниями подобной цельности изобразительного материала.
Задумавшись, в чем принципиальное отличие Литвиновой от всех российских режиссеров авторского кино ее поколения, я вспомнил ее рассказ, как в юности, поступив во ВГИК, она ходила по Москве и писала на заборах слово «кино». Ее ученичество пришлось на конец 80-х. Тогда все писали на заборах это слово. Но только одна Литвинова не имела ввиду рок-группу.

Фильм

Последняя сказка Риты

О фильме В ролях Отзывы (97)Похожие

Элегия Ренаты Литвиновой о любви и смерти

Продолжительность1 час 40 минут

Дата выхода в России18 октября 2012

Возрастное ограничение14+

Самые ожидаемые события

Закончила сценарный факультет ВГИКа. По просьбе Киры Муратовой, снявшей молодую сценаристку в фильме «Увлеченья», написала несколько историй, одна из которых вошла в фильм Муратовой «Три истории». Участвовала в телепроекте Леонида Парфенова «Намедни». Валерий Тодоровский снял по ее повести фильм «Страна глухих». В 2002 году сняла свой первый фильм «Нет смерти для меня». Широкую известность приобрела после сериала Александра Митты «Граница. Таежный роман». В 2004 году сняла фильм «Богиня: Как я полюбила», где исполнила главную роль.

Рецензия «Афиши» на фильм «Последняя сказка Риты»

9Элегия о смерти

Женщина в черном (Литвинова) едет через белоснежный лес, выходит у за­брошенного здания и стучится в волшебную дверь. Привратницы с косами ­отправляют ее на задание: забрать чистую и красивую душу Маргариты Готье. Маргарита лежит в разваливающейся больнице, где работает ее спивающаяся ­подруга Надя (Друбич) и куда таинственная незнакомка снисходит под видом медсестры Тани Неубивко. Само собой, в морговое отделение. Маргарита влюблена. Надежда — несчастна. Таня все понимает, но ее не очень волнуют мирские проблемы.

Второй игровой фильм Ренаты Литвиновой, сделанный на ее собственные деньги и под ее полным контролем, выглядит еще стройнее и изящнее, чем «Богиня». Если попытаться кому-то объяснить, как можно снять такое невесомое, почти эфемерное высказывание о природе смерти, кто угодно в лучшем ­случае пожмет плечами в ответ. Да и незачем объяснять. «Последняя сказка Риты» — это, строго говоря, вообще не фильм, это кинопоэзия, где главная героиня — сама смерть, которая умеет оживлять чучело хорька, прикуривать через стекло и принимать сигналы с того света при помощи позаимствованного у Жана Кокто радиоприемника. Сюжет этой притчи разбивается на осколки — так распадается умирающее сознание, лихорадочно выхватывая из памяти обрывки воспоминаний о счастливой любви и хрупкие надежды на то, что все когда-нибудь наладится. Но здесь ничего не наладится: реальность — это убожество, безразличие и грязные больничные стены, заселенные садистами и опасными психопатами, а от несчастья можно скрыться только на предсмертной вечеринке в кафе «Запределье». Встреча Риты с неизбежностью оборачивается макабрическим фарсом, театром абсурда, окутанным сигаретным дымом, — тут курят все, и так много, что Рите по ночам является мать, заботливо укладывающая ее в гроб со словами: «Может быть, хоть тут ты бросишь». С того света она явится в элегантной шляпе из дымящихся сигарет — не потому, что не бросила, а потому, что патологоанатомы уронили окурок в ее вскрытое тело. Но Маргарите уже все равно: теперь она гораздо живее, чем те, кто остался в уродливых руинах объективной реальности, с которой отказывается мириться Рената Литвинова: ее Таня ворчит на то, какими некрасивыми стали здания, а потом уходит сквозь стену в иной мир. Умирать не страшно, жить гораздо страшнее. Ведь смерть приходит в желтом платье и с бокалом шампанского. А дальше — дальше, как известно, титры.

9

Литвинова создает удивительный ни на что непохожий мир. по степени художественного переосмысления реальности этот мир, на мой взгляд, дает фору даже перехваленной реальности Пандоры из кэмероновского «Аватара». в творчестве Ренаты есть что-то от художественных методов Муратовой, что-то от Хамдамова, но эти заимствования в совокупности формируют нечто такое, чего раньше никто никогда не делал. Рената отличается от своих учителей своим уникальным чувством Смерти. Смерть — основной персонаж «Последней сказки Риты» и это не метафора. нет в России больше такого художника, который так остро и неоднозначно мог бы рассуждать на тему смерти. такого художника нет нигде в мире, в этом смысле Рената — явление уникальное. «Последняя сказка Риты» хороша уже одним этим — но немало у нее и других достоинств. восхитительный по красоте визуальный ряд, замечательный саундтрек, остроумные диалоги — все это отличительные черты последнего фильма Литвиновой.

— В этой больнице совсем нет красивых женщин.
— Есть.
— Да, но меня скоро выпишут.

как бы хотелось, чтобы Ренату Литвинову как можно дольше не выписывали из нашей с вами общей больнички…

9

Бесспорно Рената Литвинова показала этим фильмом, что ее мир резко отличается от обыденной реальности. Когда Вы готовитесь посмотреть картину, то заранее знаете, что она едва ли будет веселой и легкомысленной. Но мои худшие опасения не оправдались: в фильме очень много юмора, великолепные диалоги. В то же время некоторая предопределенность ничуть не портит впечатления от картины. Зритель знает, что героиня Литвиновой, как и сама Рената, не от мира сего. Она как бы оправдывается перед существом загробного мира, что старалась сделать так, чтобы ее, воплощение смерти, не рассекретили. Но только она смогла общаться с загробным миром с помощью неисправной телефонной будки, слушать радиоприемник, сообщающий будто некрологи сведения о снесенных зданиях-порталах, только она смогла проявлять человечность и сострадание среди абсолютного эмоционального выгорания врачебного персонала. Как бы невзначай Литвинова жалуется, что все старые здания в городе разрушили, а на их месте построили какие-то убогие. «Что же это? Власти или мэр?» Литвинова сетует, что в этом городе среди женщин ценятся встречи с мужчинами, принято выпивать, а ее «оболочка была повреждена». Саморазрушением в фильме заняты решительно все: «Не курите, вы же врачи», но сигарета за сигаретой сгорают и тлеют, украшая, появившийся в финале призрак Риты. В фильме высмеиваются пошлость и убогость этой жизни: где нормой считается зашить окурок во вскрытом теле, где как бы лучшая подруга пропускает звонки смертельно больной подруги… Героиню Друбич, которая всю картину сожалеет, что за все почему-то должна платить она, прорывает лишь в конце фильма. Тогда-то и становится понятно, почему заболела Маргарита, откуда эта тоска. Во время кульминации я, не без помощи музыки Земфиры, не смог сдержать слезу. Как и после первого фильма Литвиновой, я не могу назвать этот фильм черным и грустным, наоборот: успейте любить здесь и сейчас, а на том свете, разве что курить бросить сможете. Смысл жизни есть — любовь!

1Антитабачная кампания от Ренаты Литвиновой

Уныло размазанное на сто минут действо, напоминающее обрывки пронумерованных кошмарных снов школьника, пишущего реферат на тему романа Чернышевского «Что делать» .
Безусловно удачная реклама меховой промышленности. Удачная презентация собственно госпожи Литвиновой — красавицы, личности и человека. Злободневная критика в адрес бывшего московского мэра. И просто блестящая кампания против табакокурения.
Только для кино с претензией —
ЭТОГО МАЛО.

5

У меня от фильмов Ренаты Литвиновой остаются смешанные чувства. С одной стороны я понимаю, что второй раз пересматривать ее творения я не готов, с другой стороны, меня привлекает то, в нашем российском кинематографе все-таки есть что-то ярко выраженное авторское. Поэтому редкое появление альтернативы штампованным масс-продуктам заставляет смотреть фильмы Литвиновой. Конечно, ажиотаж, который складывается вокруг новой картины Ренаты, подогревает интерес к нему, но если отвлечься от этой шумихи и все-таки обратиться исключительно к фильму, я бы сказал, что «Последняя сказка Риты» — сказка не для меня. Безусловно, Литвинова как никто другой чувствует женскую природу и все героини фильма как разные грани целого. Каждая героиня несчастна по-своему. Одна из них любит, но ее жизнь уже слишком коротка, другая вроде как живет, но несчастна в браке, а третья ищет любовь, но любовь в ее «несуществующую жизнь» никогда не придет. И мне хочется спросить у автора: «Неужели не бывает счастливых женщин?». Как зритель, я был бы счастлив, если бы фильм был хоть чуточку быстрее, чтобы сцены были не такими затянутыми. Одни герои избыточно манерны, другие статичны и безымоциональны. Вероятно у Литвиновой был какой-то замысел. Может быть, она хотела подчеркнуть однообразие в жизни героев, может быть это тот темп, в котором живет сама Рената и он для нее комфортный. Но скажу честно, в какой-то момент мне показалось, что фильм крадет мое время. Очень остро я это почувствовал, когда в кафе «Запределье» героиня Литвиновой слишком долго поет голосом Земфиры, под невнятные и очень дешево поставленные танцы. Эта сцена сорвала апплодисметы в зале. Но для меня ни та картинка на экране, ни звук не явили собой какое-то великое творение. Честно. Даже (да простит меня Литвинова), казалось, что мне показывают что-то из home video… Мне бы очень хотелось услышать комментарий автора о том, как она оценивает свою работу, поскольку (к сожалению) на мой субъективный взгляд этим фильмом Литвинова как режиссер и как актриса не привнесла чего-то принципиально нового в свое творчество.

1

Ну что сказать… Я знал Ринату Литвинову по фильму «Страна глухих» как актрису, с удивлением узнал, что она же сняла «Богиня, как я полюбила» — восхитительный фильм. Но то, что я видел сегодня под названием «Последняя сказка Риты» ужаснуло меня! Это бездарный фильм БЕЗДАРНОГО режиссера! Попытка, может быть, сделать красивую зарисовку про любовь и смерть, а в результате… нуднятина ни о чем на два часа, кричащие о своей дороговизне, слишком яркие не к месту костюмы, ломающая уже совсем невпопад Литвинова (ну нельзя же так переигрывать свои «странности»!), и много много курева. Герои фильма, главные и не очень, так остервенело и постоянно курят, что создается ощущение, что известная табачная компания немного переплатила за «скрытую» рекламу, и режиссер уже просто не знал куда еще впихнуть проплаченные сигареты, дабы выполнить взятые на себя обязательства «по пять окурков в кадре». Одним этим фильм создает крайне неприятное впечатления, наверное, даже для курящего человека.
Дальше больше. Актеры-женщины пытались подражать главной. Получалось плохо, еще хуже чем у нее. Мужчины каких либо значимых ролей в фильме не играют, кроме любовника Риты (Николай Хомерики), но его роль настолько незатейлива, что он либо не смог, либо не захотел проявить свое актерское мастерство.
Незамысловатый сюжет, примитивные диалоги, повторение одной и той же фразы несколько раз подряд — типа художественный прием режиссера.. Бред! Смотрится смешно, наивно, глупо, как угодно, но только не как серьезный смысловой символ.
Наоборот, зрителю, как третьекласнику в учебнике, разжевывают каждый шаг главных героев.
Учитывая все это, а так же полное отсутствие какого-либо смысла и художественной ценности, напрашиваются неутешительные выводы: 1. фильм снят Литвиновой, с участием Литвиновой и для Литвиновой одной. 2. Литвинова, повторюсь, бездарный режиссер, сценарист, художник по костюмам и пр.
Жаль, что в этом оказалась замешана моя любимая певица Земфира. Честно говоря, пошел на фильм по рекомендации и из-за саундтрека Земфиры. Был разочарован даже этим. Прозвучавшие песни Земфиры были так же ни о чем и никакие, как и весь фильм (уж простят меня ярые поклонники Рамазановой). Единственная приличная композиция прозвучала в конце, в титрах — «Красота», но ей сто лет в обед, и уже не удивишь.

В итоге: если вы не поклонник Ринаты Литвиновой — не ходите на этот фильм, будете крайне разочарованы. Если поклонник — тоже не ходите, иначе есть вероятность, что вы вдруг узнаете, что принцессы тоже пукают (если не обделываются вовсе).

P.S. Есть момент. Я смотрел «Богиня, как я полюбила». Фильм показался мне чуть ли не гениальным и я еще минут 10 вштыривал в титры и слушал финальную песню Земфиры. Я не понимаю, как это и то мог снять один режиссер.

Все отзывы

  • Последняя сказка пушкина название
  • Последняя рубашка рассказ радиста северо западного фронта
  • Посвещен рассказ или посвящен
  • Последняя осень рассказ на дзен
  • Посветлее как пишется слитно или раздельно