Последняя жертва островский сочинение

Пьеса «Последняя жертва» была задумана ещё в конце 1874 года. Её название менялось 3 раза. Автор начал писать произведение летом 1877 года и завершил его спустя пару месяцев. Если необходимо подготовить сочинение или пересказ по «Последней жертве» Островского, краткое содержание позволит быстро ознакомиться с сюжетом. Конечно, лучше всё же читать оригинальную версию.

Оглавление:

  • Влюблённость Юлии
  • Тугина даёт деньги избраннику
  • Вадим выбирает другую
  • История написания
  • Анализ пьесы

Пьеса «Последняя жертва»

Влюблённость Юлии

Влюблённость Юлии

В своей пьесе автор повествует о жизни московского купечества. В центре сюжета взаимоотношения Юлии Павловны Тугиной, молодой богатой вдовы, и Вадима Григорьевича Дульчина, обедневшего барина. Женщина влюблена и мечтает выйти замуж за избранника. Вадим — морально опустившийся мужчина, он потерял наследство и нахватал долгов. Он представляется богатым помещиком, скрывая своё истинное финансовое положение. Негодяй не собирается жениться, единственная цель его ухаживаний за Юлией — получение денег.

Как-то Дульчин просит Тугину принести последнюю жертву — дать ему 6 тысяч рублей. Он утверждает, что это позволит ему спастись от долговой тюрьмы. Мужчина клянётся, что начнёт новую жизнь, и делает Юлии предложение руки и сердца. Девушка сказочно счастлива. Чтобы помочь любимому избежать «ямы», она принимает решение продать свой дом.

Тугина даёт деньги избраннику

Юлия отправляется к Флору Федулычу Прибыткову, пожилому дальнему родственнику. Мужчина богат, у него нет детей, а супруга умерла. Когда-то он обещал Юлии своё покровительство. После длительных уговоров старик соглашается дать ей необходимую сумму. Дульчина с радостью приносит деньги избраннику, а тот проигрывает их в карты.

Юлия отправляется к Флору Федулычу Прибыткову

Об отношениях Вадима и Юлии становится известно родной тёте девушки Глафире Фирсовне. Женщина переживает за племянницу и пытается предостеречь её от роковой ошибки, однако та безответно влюблена и верит Дульчину. Тогда Глафира Фирсовна рассказывает об их связи Прибуткову. Он расстроен из-за племянника Лавра Мироныча.

Этот бездельник хочет выдать замуж дочку Ирину, надеясь лишь на отцовские средства.

Вадим выбирает другую

До Вадима доходят слухи о приданном девушки Ирины. Он с лёгкостью отказывается от Тугиной и делает предложение «богачке», однако вскоре становится ясно, что это ошибка. Дульчин узнаёт, что Ирина не так обеспечена, как он думал, а Юлия понимает, что её жених — бедняк. Вадим решает возвратиться к Юлии и добиться её прощения. Он всё ещё надеется, что влюблённая девушка окажет ему финансовую поддержку.

Тугиной приходит открытка

Тугиной приходит открытка, из которой она узнаёт о предстоящей женитьбе Дульчина и Ирины. Узнав о предательстве, она падает в обморок и теряет память. Глафира Фирсовна приходит к Вадиму и сообщает о смерти своей племянницы. Неожиданно в дом входит сама Тугина. Изменщик молит девушку о прощении, однако она не в силах его принять.

Она говорит, что выходит замуж за племянника Прибыткова. Долговые расписки Дульчина — её приданое. Вадим расстроен, ему хочется застрелиться от негодования. Вдруг ему поступает интересное предложение посвататься к Пивокуровой, богатой вдове. Он просит извозчика поскорее ехать к ней и обещает его финансово вознаградить, но только после свадьбы.

История написания

В 1877 году автор произведения написал письмо Ф. Бурдину, в котором сообщил, что собирает последние силы, чтобы завершить «Последнюю жертву». Он говорил, что всей душой погружается в трогательный сюжет, который всё больше его волнует. Через ещё 3 недели Островский пишет Ф. Бурдину ещё одно письмо. На этот раз он отметил, что «вещь выходит большая и, кажется, сценическая».

Первый спектакль состоялся в Малом театре 8 ноября 1877 года. Автор произведения выступил в качестве режиссёра. Для постановки драматургу пришлось немного сократить пьесу. По просьбе Салтыкова-Щедрина он отдал комедию в журнал «Отечественные записки». Впервые её напечатали в январе 1878 года.

В 1975 году вышел художественный фильм «Последняя жертва» по одноимённой пьесе Островского. Главных героев сыграли Олег Стриженов и Маргарита Володина.

Анализ пьесы

После Октябрьской революции пьеса приобрела большую популярность. В ней затрагивается тема, которая перекликается:

  • с «Бесприданницей»;
  • с «Грозой».

Н.А. Добролюбов называет мир, в котором живут персонажи Островского, тёмным царством, где сложно приспособиться «не своему» человеку. Главная героиня «Бесприданницы» Лариса гибнет в безысходности, Катерина из «Грозы» прыгает с обрыва, Юлия из «Последней жертвы» вынуждена стать женой человека, которого не любит.

Флор Федулыч отличается:

  • острым умом;
  • хитростью.

Чтобы добиться своего, он готов пойти на многое. В ход идут интриги, подкуп, наглое враньё. Он не беспокоится, что пострадают его близкие: племянник и внучка. Пускай это ничтожные люди, но ведь герой так часто говорит о своих добрых намерениях и родственных чувствах. Глафиру Фирсовну можно охарактеризовать, как рабу денег предыдущего персонажа.

Вадим — картёжник и прожигатель жизни

Вадим — картёжник и прожигатель жизни. Он потерял доставшееся от родителей наследство, однако скрывает это, выдавая себя за человека с огромным состоянием. Юлия беззаветно влюблена в негодяя, чем он с радостью пользуется, разоряя девушку.

Когда Дульчин очередной раз проигрывает деньги, он делает предложение Ирине, которая, как он думает, богата, об этом становится известно Юлии. В пьесе есть сцена, когда тётка девушки сообщает обманщику о кончине племянницы.

Однако через короткое время она появляется живой и невредимой. Можно подумать, что женщина соврала, однако это не так.

Перед Вадимом предстаёт уже совсем другая Юлия. Это уже не та девушка, кого он знал раньше. Тугиной, способной на большое и светлое чувство, больше нет. Теперь есть только невеста Флора Федулыча.

Это произведение о манипуляторах, отчаянно требующих снисхождения к себе, людях, которые с лёгкостью играют на чувствах добропорядочных и наивных членов общества.

Пьеса Островского «Последняя жертва»

Певец купеческого Замоскворечья

Александр Николаевич Островский

Александр Николаевич Островский (1823—1886) начал заниматься литературным трудом, будучи студентом юридического факультета Московского университета. Основным предметом его творчества стала жизнь купечества в Замоскворечье, где драматург родился и провёл детские и юношеские годы. Взаимоотношения между людьми в мещанской среде, описание патриархального быта, поэтика национального своеобразия — этим темам посвящены труды русского писателя.

Сюжет пьесы Островского «Последняя жертва» был задуман в конце 1874 г. Воплощение замысла на бумаге состоялось осенью 1877 г. Александр Николаевич писал комедию 63 дня — с 24 августа по 26 октября. Чтение чернового варианта прошло 24 октября на квартире актёра Императорских театров Ф. А. Бурдина. Впервые пьеса опубликована в журнале «Отечественные записки» в январе 1878 г.

Первую театральную постановку произведения в Москве осуществил Малый театр 8 ноября 1877 года во время бенефиса Н. И. Музиля, исполнявшего роль Салая Салтаныча. В роли Дульчина выступил А. П. Ленский, Тугину сыграла М. Н. Ермолова. На сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге премьера состоялась 2 декабря 1877 года. Режиссировал спектакль сам автор.

В 1975 году режиссёр Пётр Тодоровский снял полнометражный фильм «Последняя жертва» по комедии А. Н. Островского. Музыку для картины написал Исаак Шварц. Булат Окуджава — автор стихов романса «В нашем старом саду». В главных ролях снялись актёры:

  • Маргарита Володина (Юлия Павловна Тугина);
  • Олег Стриженов (Вадим Григорьевич Дульчин);
  • Михаил Глузский (Флор Федулыч Прибытков).

Краткое содержание

События, описанные в пьесе, происходят в Москве. Действия разворачиваются в доме Тугиной, в гостиной Флора Федулыча, на лужайке перед дворянским клубом и в кабинете Дульчина. Время действия — 80-е годы XIX века. Главные действующие лица:

Главные действующие лица «Последняя жертва»

  • Дульчин Вадим Григорьевич;
  • Тугина Юлия Павловна, вдова;
  • Прибытков Флор Федулыч, богатый купец;
  • Глафира Фирсовна, пожилая тётка Юлии;
  • Прибытков Лавр Мироныч, племянник Флора Федулыча;
  • Ирина, дочь Лавра Мироныча;
  • Салай Салтаныч, кредитор;
  • Дергачёв Лука Герасимыч, приятель Дульчина.

Посетители дома Тугиной

Пьеса начинается с визита Глафиры Фирсовны, которая пришла проведать племянницу. Пока хозяйки нет дома, пожилая женщина беседует с ключницей и узнаёт об отношениях Тугиной с Вадимом Григорьевичем. Вернувшаяся из церкви Юлия Павловна рассказывает, как после вечерни присутствовала на венчании незнакомых людей. Обсуждая Дульчина и Прибыткова, женщины отправляются перекусить.

Дергачёв приносит письмо от Вадима. Получив послание, Тугина выпроваживает визитёра и читает записку от любимого человека.

Приезжает Флор Федулыч. Купец предлагает взять Юлию на содержание, если она ответит любовью на заботы старика. Тугина отклоняет предложение, объяснив отказ намерением выйти замуж за другого. После ухода Прибыткова появляется Дульчин. Он просит достать денег и трижды обещает любящей женщине, что это её последняя жертва.

В гостиной Флора Прибыткова

В начале второго действия Глафира Фирсовна обещает Флору Федулычу разузнать всё о Дульчине и расстроить отношения Юлии с кавалером. В комнату входят Лавр Мироныч с дочерью. Выясняется, что Ирина без ума влюблена в Вадима Григорьевича. Пока гости рассматривают новую картину, хозяин дома и Глафира Фирсовна составляют план интриги.

В гостиной Флора Прибыткова

К Прибыткову приезжает Тугина. Ей необходимо встретиться с хозяином по неотложному делу. Используя всевозможные уловки, молодая женщина пытается раздобыть денег. Сначала купец отказывает. Но когда вдова слёзно молит о помощи, Флор Федулыч идёт на уступку и даёт деньги. Юлия от всей души благодарит старика и искренне целует его.

После ухода Тугиной Прибытков четырежды говорит, что такой поцелуй «дорогого стоит». В гостиную возвращаются Глафира Фирсовна и Лавр с Ириной.

Хозяин дарит внучке 500 рублей. Девица целует деда, и Флор Федулыч в сторону ещё раз дважды повторяет, что «тот поцелуй дорогого стоит».

В саду дворянского клуба

Третье действие начинается на лужайке перед входом в клуб. Разносчик вестей оповещает присутствующих о появлении в Москве богатой невесты. Выходит Дульчин и жалуется Дергачёву на невезение в картах. Появляется Салай Салтаныч, которому Вадим должен 5 тыс. рублей. Молодой человек просит кредитора подождать с возвратом долга. Ростовщик отказывает и удаляется.

Дульчин просит у Лавра Мироныча руки его дочери

На сцену выходят Глафира Фирсовна и вдова Пивокурова. Женщины приглашают Дульчина отобедать с ними. Тем временем Лавр Мироныч заказывает роскошный ужин. Три приятеля предлагают Вадиму присоединиться к карточной игре.

Дульчин проигрывает оставшиеся деньги. Салай Салтаныч читает нравоучения неудачнику. Глафира убеждает Вадима сделать предложение влюблённой в него Ирине. Между молодым человеком и девушкой происходит объяснение. Дульчин просит у Лавра Мироныча руки его дочери. Отец согласен и приглашает будущего жениха приехать в гости.

Тайное становится явным

В начале четвертого действия Юлия мечтает о семейной жизни с Дульчиным. Вдова отправляется к портнихе заказывать подвенечное платье. После отъезда хозяйки поочерёдно приезжают Глафира Фирсовна, Лавр Мироныч и Флор Прибытков. Не застав ее, визитёры разъезжаются.

Появляется Дергачёв. Вслед за ним возвращается Тугина. Лука Герасимыч сообщает об отъезде Вадима в Петербург. Юлия понимает, что приятель Дульчина лжёт. Женщина, поражённая вероломством возлюбленного, выпроваживает Дергачёва из дома.

Оставшись одна, Тугина обнаруживает оставленный Лавром конверт с приглашением на помолвку Дульчина с Ириной. Возвращается Флор Федулыч. Юлия собирается ехать к Вадиму и просит купца помочь вернуть деньги. Прибытков объявляет, что это невозможно, так как Дульчин нищий. Юлия падает в обморок.

Финита ля комедия

Финальное действие происходит в кабинете Дульчина. Хозяин собирается на ужин к Лавру Миронычу, где будет объявлено о помолвке с Ириной. Появляется будущая невеста. Она предлагает Вадиму бежать из Москвы, обвенчаться и «утопать в блаженстве» любви. Приход Салая Салтаныча заставляет девушку уйти в соседнюю комнату.

Ростовщик извещает об аресте Лавра и требует возврата выданных креди́тов. У Дульчина нет денег. Уходя, Салай обещает найти способ взыскать долги.

Удручённый Вадим и Ирина

Возвращается Ирина. Удручённый Вадим объясняет девушке, что свадьба не состоится, потому что денег нет ни у него, ни у неё. Тем не менее молодые люди расстаются друзьями. Дульчин решает вновь обратиться за помощью к Тугиной.

Появляется Юлия и обвиняет Вадима в предательстве, предъявляя приглашение на помолвку Дульчина. Вошедший Флор Федулыч объявляет, что Юлия выходит за него замуж, и он становится владельцем долговых расписок молодого человека, поэтому Дульчину придётся платить либо отправляться в «долговую яму». Вадим Григорьевич просит Глафиру Фирсовну сосватать ему вдову Пивокурову.

До Островского никто из литераторов не обращал внимания на русское купечество. Александр Николаевич представил на суд читателей и зрителей огромный пласт российского общества. В комедии «Последняя жертва» для драматурга важен не только сюжет. Автор приглашает понаблюдать за героями пьесы — живыми людьми, чьи характеры развиваются от первого до последнего действия.

Образ Тугина представляет собой характерное для “позднего Островского” художественное исследование любящей души “кроткой” женщины (ср.: Людмила в “Поздней любви”, Наташа в “Трудовом хлебе”, Вера Филипповна в “Сердце не камень”, Евлалия в “Невольницах”, Ксения в “Не от мира сего”). Тугина – “молодая вдова”, влюбленная в обаятельного шалопая, красавца Дульчина, бездумно и легковесно проматывающего ее состояние.

Открытая и ясная натура Тугина чуждается мишуры, не знает фальши. Далекая от суетной, оживленной московской жизни, Т. намеренно тихо и уединенно обитает в своем доме. Она никуда не выезжает, нигде, кроме церкви, не бывает, не имеет каких-либо “общественных” или “культурных” интересов.

Молитва – единственный способ для нее раскрыть волнения своей простой и глубокой души.

Тугина “исчезающий тип” женщины, душевная простота которой не имеет ничего общего с элементарностью. Она подлинна в каждом своем проявлении. Ее внутренняя целостность не искажена ничем формально-условным, заученным, штампованным. “Редкая женщина…

Сокровище”, – говорит о ней даже поверхностный Дульчин. “Дорогого стоит”, – потрясен-но повторяет Прибытков.

Тугина знает одно счастье – любить. А любить для нее – значит отдавать, дарить, жертвовать для любимого человека всем, что сама имеет. Ради спасения Дульчина от долговой ямы она идет просить денег у богатого старика Прибыткова, чьи притязания она совсем недавно отвергла со свойственной ей прямотой.

Сцена насильственного кокетства с Прибытковым – ключевая для понимания образа Т. Ложные ухищрения настолько неорганичны для нее, что “на лице пятна стыда выступают”. Просьба о деньгах оборачивается таким насилием над собой, что Т., не выдерживая взятого ею тона, бросается на колени с мольбой о спасении “счастья всей жизни”.

Жертва ее оказалась напрасной, едва ли замеченной. Добытые ценой стыда и унижения деньги были с легкостью проиграны Дульчиным “в полчаса”. Безоглядная вера в любимого человека подорвана. Измена Дульчина, его женитьба на богатой невесте влекут за собой окончательное крушение целостного и гармоничного душевного мира Т. Ее смятение передается не только в полных отчаяния словах, но и в ремарках: “бессознательно”, “обморок”, “в бреду”.

По замечанию Прибытко-ва, “кстати” оказавшегося здесь, “это уж близко смерти-с”.

В последнем акте Т. является спокойной, твердой, разумной женщиной – рука об руку с Прибытковым, которому она дала согласие на брак. “Прежняя Юлия умерла”. Ее “любящая, ангельская душа” оказывается “последней жертвой”, принесенной жестокому веку.

Loading…

Пьеса «Последняя жертва» была задумана ещё в конце 1874 года. Её название менялось 3 раза. Автор начал писать произведение летом 1877 года и завершил его спустя пару месяцев. Если необходимо подготовить сочинение или пересказ по «Последней жертве» Островского, краткое содержание позволит быстро ознакомиться с сюжетом. Конечно, лучше всё же читать оригинальную версию.

Пьеса «Последняя жертва»

Влюблённость Юлии

Влюблённость Юлии

В своей пьесе автор повествует о жизни московского купечества. В центре сюжета взаимоотношения Юлии Павловны Тугиной, молодой богатой вдовы, и Вадима Григорьевича Дульчина, обедневшего барина. Женщина влюблена и мечтает выйти замуж за избранника. Вадим — морально опустившийся мужчина, он потерял наследство и нахватал долгов. Он представляется богатым помещиком, скрывая своё истинное финансовое положение. Негодяй не собирается жениться, единственная цель его ухаживаний за Юлией — получение денег.

Как-то Дульчин просит Тугину принести последнюю жертву — дать ему 6 тысяч рублей. Он утверждает, что это позволит ему спастись от долговой тюрьмы. Мужчина клянётся, что начнёт новую жизнь, и делает Юлии предложение руки и сердца. Девушка сказочно счастлива. Чтобы помочь любимому избежать «ямы», она принимает решение продать свой дом.

Тугина даёт деньги избраннику

Юлия отправляется к Флору Федулычу Прибыткову, пожилому дальнему родственнику. Мужчина богат, у него нет детей, а супруга умерла. Когда-то он обещал Юлии своё покровительство. После длительных уговоров старик соглашается дать ей необходимую сумму. Дульчина с радостью приносит деньги избраннику, а тот проигрывает их в карты.

Юлия отправляется к Флору Федулычу Прибыткову

Об отношениях Вадима и Юлии становится известно родной тёте девушки Глафире Фирсовне. Женщина переживает за племянницу и пытается предостеречь её от роковой ошибки, однако та безответно влюблена и верит Дульчину. Тогда Глафира Фирсовна рассказывает об их связи Прибуткову. Он расстроен из-за племянника Лавра Мироныча.

Анализ пьесы

После Октябрьской революции пьеса приобрела большую популярность. В ней затрагивается тема, которая перекликается:

  • с «Бесприданницей»,
  • с «Грозой».

Н.А. Добролюбов называет мир, в котором живут персонажи Островского, тёмным царством, где сложно приспособиться «не своему» человеку. Главная героиня «Бесприданницы» Лариса гибнет в безысходности, Катерина из «Грозы» прыгает с обрыва, Юлия из «Последней жертвы» вынуждена стать женой человека, которого не любит.

Флор Федулыч отличается:

  • острым умом,
  • хитростью.

Чтобы добиться своего, он готов пойти на многое. В ход идут интриги, подкуп, наглое враньё. Он не беспокоится, что пострадают его близкие: племянник и внучка. Пускай это ничтожные люди, но ведь герой так часто говорит о своих добрых намерениях и родственных чувствах. Глафиру Фирсовну можно охарактеризовать, как рабу денег предыдущего персонажа.

Вадим — картёжник и прожигатель жизни

Вадим — картёжник и прожигатель жизни. Он потерял доставшееся от родителей наследство, однако скрывает это, выдавая себя за человека с огромным состоянием. Юлия беззаветно влюблена в негодяя, чем он с радостью пользуется, разоряя девушку.

Когда Дульчин очередной раз проигрывает деньги, он делает предложение Ирине, которая, как он думает, богата, об этом становится известно Юлии. В пьесе есть сцена, когда тётка девушки сообщает обманщику о кончине племянницы.

Однако через короткое время она появляется живой и невредимой. Можно подумать, что женщина соврала, однако это не так.

Перед Вадимом предстаёт уже совсем другая Юлия. Это уже не та девушка, кого он знал раньше. Тугиной, способной на большое и светлое чувство, больше нет. Теперь есть только невеста Флора Федулыча.

Это произведение о манипуляторах, отчаянно требующих снисхождения к себе, людях, которые с лёгкостью играют на чувствах добропорядочных и наивных членов общества.

Жить, не считаясь с расходами — как это близко современному человеку, привыкшему жить не доходами сегодняшнего дня, а завтрашнего, постоянно пребывая на положении обязанного кому-то человека. Азартный игрок способен всё просадить за один день, а его легализированный оппонент предпочитает играть в рулетку с банками, меняя один мелкий кредит на другой более крупный, не понимая, что вокруг его шеи петля затягивается аналогично, пока всё однажды не будет потеряно окончательно. Александр Островский в пьесе «Последняя жертва» показал одну из особенностей человеческого общества, когда часть его членов не считается с важностью соизмерять свои расходы, не имея при этом постоянного источника доходов. Времена меняются, также изменяются подходы, но общая суть остаётся.

В XIX веке многое решал удачный брак на богатом человеке. Женщина стремилась найти достойного партнёра по жизни, не считаясь ни с чем, свято уверенная в важности занять высокое положение в обществе, за чем настоятельно следили их мамы, особенно, если дочь была молодой. Выдать успешно замуж — больше ничего не имело значения. Мужчина тоже искал приличную партию, чей капитал он сможет расходовать на собственные нужны, а то и добавить к своему имени более высокий титул. Жизнь общества превратилась в размен имеющегося за твоими плечами, достигнутого чаще не лично, а благодаря родителям. При неумелом подходе всё улетучивалось, оставляя после себя пустоту, заставляя людей поправлять положение только с помощью грамотного супружества.

Один порок мешает человеку, показывая в нём звериное начало — это тяга к получению сиюминутных удовольствий, возникающая спорадически и неконтролируемая сознанием, иной раз до дрожи во всём теле. Сколько людей сводило итог с жизнью, когда ситуация становилась безвыходной, и сколько их продолжает поступать аналогичным образом сегодня? Человека легко загнать в ловушку, из которой можно уйти подобно волку с отгрызенной лапой, чтобы после этого тебя загрызла своя же стая, не терпящая среди себе подобных искалеченных особей, мешающих волчьему обществу существовать по праву постоянно находящегося в движении коллектива жаждущих жить вольно существ. У людей всё протекает много мягче: отгрызенная лапа легко может быть поправлена чьей-то милостью, где самым оптимальным считается как раз удачный брак.

Но куда девать порок, если он в крови? Решив одну проблему — легко заработать новую, загоняя в ловушку уже других людей, также вынужденных искать покровителей на стороне. Всё вертится вокруг золотого тельца, а жизнь стремительно ведёт человека по кривой дороге в недра отчаяния. Хорошему человеку может повезти, но он скорее от своей скромности останется в тени и продолжит прозябание без желания кому-то сообщить о своём досадном положении; порочный же человек будет крутиться и изыскивать для себя любые возможности к восстановлению утраченных позиций.

«Последняя жертва» — пьеса Островского о людях, что отчаянно требуют от других снисхождения к себе, оставаясь при этом низменными созданиями, ловко манипулирующими чувствами доверяющих им добропорядочных членов общества. И когда тайное становится явным, то поезд, как правило, уже ушёл, а слепая любовь наконец-то прозревает, осознавая невозвратность связанных с недальновидностью потерь. Русские классики часто писали на эту тему, стараясь открыть глаза людям, отражая таким образом ряд существующих проблем, но они не могли повлиять на имеющиеся отрицательные черты, поскольку не предлагали рецептов для изменения ситуации к лучшему. Не предлагали по той причине, что сами не видели иных возможностей, кроме осознания факта за обыденное проявление человеческой натуры. Можно заметить даже и так, что русские классики пестовали эту тему, подталкивая к подобному образу жизни других.

Популярное в русских кругах самоубийство не всегда было актуальным, либо пьеса Островского оказалась слишком короткой, показав маленький фрагмент чьей-то жизни.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: островский последняя жертва критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Alexander Ostrovsky, analysis, review, book, content

Это тоже может вас заинтересовать:
— Перечень критических статей на тему творчества Александра Островского
— «Игрок» Фёдора Достоевского

16 ноября 2007 года Новгородский академический театр драмы имени Достоевского представил вторую в этом театральном сезоне премьеру, комедию Александра Островского «Последняя жертва». Собственный корреспондент ИА «Великий Новгород.ру» побывал на премьере и поделился впечатлениями от увиденного.

Казалось бы, чем может удивить постановка пьесы такого классического драматурга, как Александр Островский? Задача главного режиссера драмтеатра Сергея Морозова усложнялась еще и тем, что новгородская публика, уже успевшая с ним познакомится по спектаклю «Доктор философии», ждала чего-то кардинально нового, необычного.

По сюжету пьесы молодая вдова Юлия Тугина (Людмила Бояринова) влюблена в Вадима Дульчина (заслуженный артист России Даниил Донченко). Однако смысл жизни последнего — бесконтрольная страсть к азарту, к карточным играм. Это увлечение приводит героя пьесы к долговой яме. Единственное спасение — помощь влюбленной в него женщины. Юлия Тугина готова отдать «последнюю жертву», униженно попросив денег у богатого родственника Флора Федулыча (заслуженный артист России Александр Аравушкин), который испытывает к молодой женщине более чем родственные чувства. «Последняя жертва» отдана, но Дульчин и ее проигрывает на карточном столе. Юлия мечтает выйти замуж, а в это время в московском обществе появляется невеста с богатым преданным- В финале пьесы перед главными героями встает выбор: либо настоящие чувства, либо мнимые ценности.

Это версия театра, как, на мой взгляд, писал Александр Островский, — говорит режиссер Сергей Морозов. — Но эта версия отличается от того стереотипа, который существует относительно творчества Островского. Самое для меня, как для режиссера, интересное, сложное, неожиданное, тревожное — это конфликт внутри человека.

В пьесе изображен не просто какой-то бытовой рассказ о любовных перипетиях. В ней отображаются достаточно жесткие современные размышления о жизни, об обществе, о морали, о нравственности в не повествовательном, а в суровом и «графичном» взгляде на эту жизнь. Происходит взаимодействие не только внутри персонажа. Также есть взаимоотношения со временем, с теми ценностями, которые приняты.

В современном обществе также очень остро стоит тема чести и человеческого достоинства, тема статуса и материального достатка, тема любви и выгоды. Актерской труппе драмтеатра как нельзя лучше удалось показать сложное композиционное взаимодействие всех этих элементов. Воплотить авторскую идею помогали внешняя атрибутика и музыкальное сопровождение в спектакле. Костюмы и музыка, дополняя характеры героев, в свою очередь несли самостоятельную смысловую нагрузку. Жизнь многофигурных и разноплановых персонажей является метафорическим отражением жизни сегодняшней, в которой, как и раньше, разыгрывается вечная борьба между материальными и духовными ценностями. Ощущение мистификации и безумства происходящего — это мотивы Достоевского. Морозов показал, что герои Островского, также как герои Достоевского, проходят сложный внутренний путь через пошлость окружающей действительности. У каждого из героев своя реальность, которая не позволяет обрести истинного счастья.

Спектакль ставит перед человеком нелегкий выбор — отдать «последнюю жертву» или сохранить свое достоинство. «Перевороты, которые происходят внутри персонажей — это та загадка, которую мы пытаемся разгадать», — отметил Сергей Морозов.

В этом году исполняется 150 лет со дня рождения великого русского драматурга А.Н. Островского. Театры страны отмечают эту дату постановкой его пьес. Не остался в стороне и Белгородский драматический театр им. М.С. Щепкина. На прошлой неделе театр пригласил белгородцев на премьеру спектакля по пьесе А.Н. Островского «Последняя жертва» (режиссёры Л. Моисеев и Н. Черныш, художник А. Баратов).

Пьеса «Последняя жертва» после Великой Октябрьской социалистической революции стала одной из популярнейших пьес Островского. Лишь в Москве с 1922 по 1944 год, например, она была поставлена пятью театрами.

Тема, затрагиваемая в пьесе, перекликается с «Грозой» и «Бесприданницей». Мир, в котором живут герои Островского, по определению Н.А. Добролюбова, «тёмное царство», царство Кабаних и Паратовых. Трудно жить в этом мире не «своему» человеку. В безысходности погибает Лариса («Бесприданница»), Катерина («Гроза») бросается с обрыва, Юлия Павловна Тугина – героиня «Последней жертвы» «бросается» в объятья старого и нелюбимого человека, богатого купца Флора Федулыча Прибыткова.

Хитёр и умён Флор Федулыч. Ради достижения своей цели он не останавливается ни перед чем: ложь, подкуп, интриги – всё идёт в ход. Неважно, что при этом пострадают близкие ему люди, внучка Ирина и племянник Лавр Мироныч. Пусть они вздорные и ничтожные люди, но ведь Флор Федулыч столько говорит о своей доброте и родственных чувствах. А Прибытков не один. Есть ещё Глафира Фирсовна – верная раба Флора Федулыча, вернее – раба его денег, наконец, Дульчин-мот, картёжник, прожигатель жизни. Он давно уже промотал оставленное ему наследство, но выдаёт себя за человека с большим состоянием. Вадима Дульчина искренне и бескорыстно любит Тугина, и он пользуется этим, разоряя её. Дульчин снова проигрался в карты, ему нужны деньги, и он предаёт любовь Тугиной, делая предложение денежной, на его взгляд, невесте. Юлия Павловна узнаёт об этом и…

В пьесе есть сцена: Глафира Фирсовна сообщает Вадиму Дульчину о смерти Тугиной. Но через некоторое время Тугина предстаёт перед Вадимом живой и невредимой. Так что же, Глафира Фирсовна солгала?

Нет! Перед Дульчиным уже не прежняя Юлия Павловна – чистая, способная к большому чувству, а жена Флора Федулыча. Ту, прежнюю Тугину, постигла участь Ларисы и Катерины. На мой взгляд, именно эту важнейшую мысль не смогли донести в своей постановке «Последней жертвы» создатели спектакля.

На титульном листе рукописи пьесы А.Н. Островский кратко обозначил фабулу произведения: «Старик, влюблённый в молодую вдову, старается под видом покровительства и попечительства разлучить её с любимым ею молодым человеком, в чём и успевает…». Всё просто и ясно, но создатели спектакля упускают главное условие Островского – «под видом покровительства и попечительства», и вместо острой бичующей сатиры на нравы затхлого мещанского мирка, где деньги решают всё и калечат людей, на сцене разыгрывается обычная мелодрама.

Флор Федулыч (артист П.Самсонов) без всякого там «под видом» действительно благодетельствует и попечительствует, предстаёт перед зрителями этаким добропорядочным буржуа, который и вправду «излишек денег бедным отдаёт». Прибытков-Самсонов прямо-таки добрый гений Тугиной, её спасительный наставник. И становится буквально не по себе, когда незадолго до финала спектакля особенно «чувствительная» и доверчивая часть зрительного зала, кстати, не малая, встречает аплодисментами сообщение о браке Юлии Павловны и Флора Федулыча. Зрителю предлагают ликовать там, где это, мягко говоря, неприлично, тем более, что Тугина у Островского в этой финальной цене предстаёт как жертва «тёмного царства», сломленная и опустошённая. С.Кубарева, играющая Тугину, верно подошла к роли. Её Юлия Павловна вызывает симпатии. Она искренна, чиста и душевна. С.Кубарева в последней сцене очень точно передаёт опустошённость и сломленность своей героини. Но… Но ведь до этого на сцене не было «тёмного царства» Островского, а были: добропорядочный Флор Федулыч, рассудочный ростовщик Салай Салтаныч (артист Н.Вулих), безобидный Лавр Мироныч (артист В.Катаев), очень простенькая Ирина Лавровна (артистка Л.Монастырская) и только один персонаж, сконцентрировавший в себе почти весь отрицательный потенциал спектакля – Вадим Дульчин (артист А.Баратов). А посему Юлия Павловна предстаёт перед нами только как жертва Дульчина, а не жертва буржуазного общества, «жертва века». Между прочим, в первоначальном варианте пьеса у Островского так и называлась «Жертва века».

Совсем непонятна позиция постановщиков, которые в центральном, третьем действии вообще вымарывают «проходных» персонажей, посетителей клуба. А между тем именно они создают яркую картину быта этой социальной среды. У Островского эти «проходные» персонажи в системе действующих лиц обозначены даже не по именам, а по социально психологическим характеристикам («Иногородний купец средней руки, костюм и манеры провинциальны»); («Разносчик вестей, бойкий господин, имеющий вид чего-то полинявшего»); («Наблюдатель, шершавый господин, лицо умное, оригинал, но с достоинством»). Фигуры эти предельно заострённые, переходящие в тип-маску или тип-символ, а Наблюдателю Островский прямо-таки доверяет выражать свои мысли и оценки событий пьесы. Но этих действующих лиц вообще не существует в спектакле Белгородского театра. В заключение хотелось бы посоветовать создателям спектакля найти его социальное звучание, настроение протеста, неприятие строя той эпохи, чтобы он не выглядел простой мелодрамой.

А. ВАСИЛИЧЕВ

(Анатолий Литвинов).

Газета «Ленинская смена», 15 марта 1973 год.

27.11.2000, 4801 просмотр.

  • Краткое содержание
  • Островский
  • Последняя жертва

Последняя жертва — краткое содержание комедии Островского

Эта пьеса А.Н. Островского, как и большинство его произведений ― рассказ о жизни московского купечества.

В центре история отношений молодой состоятельной вдовы Юлии Павловны Тугиной и разорившегося  помещика Вадима Григорьевича Дульчина.

Юлия влюблена и надеется на замужество. Вадим ― молодой, но морально опустившийся человек, промотал наследство и живет в долг, представляясь богатым барином. Ухаживая за Юлией, он не думает о браке, а, используя её чувства,  вымогает деньги.

Однажды Дульчин просит Юлию принести последнюю жертву: дать 6 тысяч рублей, чтобы избежать «ямы» ― долговой тюрьмы, обещает начать новую жизнь и просит её руки; Юлия счастлива, верит и, чтобы добыть деньги, решает продать дом.

С этим она приходит к дальнему родственнику Флору Федулычу Прибыткову ― богатому пожилому купцу, вдовому и бездетному, ранее обещавшему ей покровительство. После долгих уговоров он дает деньги, которые Юлия передает Дульчину, а тот проигрывает их в карты.

Тётка, Глафира Фирсовна, узнав об отношениях Юлии и Вадима, предостерегает её от ошибки, но та слепа в своей любви. Тогда она доносит о романе Прибыткову. Он удручен племянником ― Лавром Миронычем, лентяем, который, пытаясь выдать замуж дочь Ирину, надеется на дядины деньги. Слухи о её миллионном приданом, распущенные тёткой, доходят до Вадима.

Легко отказавшись от Юлии, он делает предложение Ирине, но скоро  выясняется что оба обманулись: у Ирины нет приданого, у Вадима ― состояния, на которое она метила. Он решает вернуться к Юлии и «начать новую жизнь», надеясь на прощение и деньги.

В это время Юлия получает открытку с приглашением на свадьбу Вадима и Ирины, но, узнав об измене, теряет сознание и впадает в беспамятство. Тётка приходит к Дульчину с вестью о её смерти. Внезапно в дом входит сама  Юлия. Он молит о прощении, но та непреклонна: она нашла поддержку Прибыткова и выходит за него замуж, да с приданым ―  долговыми расписками Вадима.

Вначале он как будто хочет застрелиться, но, услышав предложение посвататься к богатой вдове Пивокуровой, кричит: «Вези меня к ней сейчас!».  И обещает заплатить извозчику…после женитьбы.

Также читают:

Рассказ Последняя жертва (читательский дневник)

Последняя жертва

Популярные сегодня пересказы

  • Антон-Горемыка — краткое содержание повести Григоровича

    Главный герой этого произведения – Антон, крепостной крестьянин 50-ти лет. У него была жена и дети. Жили они бедно, часто приходилось перебиваться на квасе с хлебом. Его брат был солдатом, но вестей от него Антон давно

  • Краткое содержание книги Время ночь Петрушевской

    Данная повесть написана в формате дневника, который вела поэтесса в пожилом возрасте, которую зовут Анна Андриановна. В этой повести женщина рассказывает читателю о своих семейных проблемах.

  • Краткое содержание сказки Золушка Перро

    По жанровой направленности произведение относится к разряду сказочной новеллы, предназначенной для маленьких читателей, основная тема которой заключается в необходимости сохранения веры

  • Свет в августе — краткое содержание романа Фолкнера

    В произведении довольно ярко и точно писатель описал нравы жителей Юга Америки Одна из героинь романа, Лина Гроув, после смерти родителей вынуждена жить в семье брата

  • Посветил или посвятил как пишется
  • Последняя брань пама читать коми сказка
  • Посвежее как пишется слитно или раздельно
  • Последнюю песню в одноименном рассказе и п шухова поет
  • Посашок или посошок как пишется