Последовательность аккордов на гитаре для сочинения

последовательность аккордов

Содержание статьи

  • 1 Аккордовая последовательность – что это?
  • 2 Применение последовательностей аккордов
  • 3 Примеры последовательностей аккордов
  • 4 Как построить аккордовую последовательность
    • 4.1 Основная информация
    • 4.2 Кварто-квинтовый круг
  • 5 Последовательности аккордов в тональности
  • 6 Частные случаи и моменты
  • 7 Общие советы

Аккордовая последовательность – что это?

Аккордовой последовательностью называют музыкальную гармонию, составленную из трезвучий – аккордов, сыгранных на каком-либо инструменте. Они должны находиться в одной тональности и не дисгармонировать друг с другом – то есть звучать естественно и красиво. Умение ее создавать является основным навыком любого музыканта, поскольку именно с нее и начинается весь процесс аранжировки и сочинения песни. В этой статье мы подробно рассмотрим аккордовые последовательности, расскажем об их построении и применении на практике.

Применение последовательностей аккордов

Применение последовательностей аккордовВо-первых, это, разумеется, сочинение собственных песен. Знание того, как построить аккордовую последовательность, поможет вам сходу сочинить простую мелодию, без вынужденной необходимости подбирать ее на слух. Вы начнете понимать, что вы делаете, и при необходимости подстраиваться под других.

Кроме того, знания, полученные из этой статьи, помогут вам в импровизации аккордами, что значительно упростит вам процесс джемов с группой, а также, опять же, в сочинении своих композиций. Стоит также сказать и о том, что информация в этой статье относится не только к аккордовым прогрессиям – но и вообще универсальна для всей музыки. То есть, усвоив материал отсюда, вы поймете, как вообще работает гармония и композиция.

Примеры последовательностей аккордов

Хрестоматийный пример аккордовой прогрессии – это знаменитые «три блатных аккорда», являющиеся на самом деле классической блюзовой последовательностью – Am, Dm, E. Они идеально входят в свои тональности и звучат гармонично и ровно.

Akkord DmAkkord E

Еще один пример, также взятый из песни – это Bm, G, D, A. Она находится в тональности Bm, и также все аккорды прекрасно подходят друг к другу, создавая характерное блюзовое звучание. Однако, это только отдельные примеры, которые не иллюстрируют общей картины.

Как построить аккордовую последовательность

Основная информация

Для начала, давайте вспомним, из чего состоят аккорды. Трезвучия – это ноты, входящие в гамму, которые особым образом выстроены между собой. В случае с минорными аккордами это тоника – малая терция – большая терция, а в случае с мажорными – тоника – большая терция – малая. При этом тоника, как мы уже сказали, берется непосредственно из гаммы.

Пример гаммы Ля -минор

Гамма Ля-минор

В этом и заключается вся фишка построения последовательностей аккордов – вам надо понять, какие ноты на грифе гитары входят в гамму и по их тоникам выстраивать трезвучия. Но как понять, какие ноты входят в тональность? В этом вам поможет такая вещь как кварто-квинтовый круг тональности.

Кварто-квинтовый круг

Всего существует 24 тональности, 12 минорных, и 12 мажорных – то есть на каждую из нот. Разумеется, классическая музыка считает их немного по-другому – разделяя понятия бемоль и диез, однако для удобства понимания мы этого не будем делать. Все они строятся по своему особому принципу.

Мажорная тональностьтоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон с возвращением в тонику.

Минорная тональностьтоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон с возвращением в тонику.

При этом зачастую эти ноты пересекаются между собой, то есть в разные тональности могут входить одинаковые ноты. Это очевидно и понятно. Однако все тональности имеют свои зеркальные пары – так называемые сингармонические, или параллельные. В них абсолютно одинаковые ноты, и именно для запоминания таких пар мы и представим кварто-квинтовый круг.

Выглядит он следующим образом:

Кварто-квинтовый круг

Самое главное, что здесь надо запомнить, это то, что параллельные тональности расположены друг от друга на расстоянии трех полутонов. Например, если мы возьмем тональность Ля-минор, то от ее тоники – Ля – надо отсчитать три полутона вверх – Ля-диез – Си – До – и последняя нота будет той самой параллельной мажорной тональностью. Таким образом вы сможете, отстроив по схеме, указанной выше, гамму, понять, какие в нее входят ноты, и исходя из них построить аккордовую последовательность.

Конечно, на первый взгляд это может показаться сложным, однако все намного проще, чем вы думаете – самое главное не просто читать данную статью, но и одновременно подбирать ноты на гитаре.

Последовательности аккордов в тональности

Ниже мы представим входящие в параллельные тональности ноты, от которых можно строить минорные и мажорные аккорды. Кроме того, вы можете использовать эту таблицу для лучшего понимания принципа построения аккордовых прогрессий.

Мажорная тональность Минорная тональность Входящие ноты
До-мажор Ля-минор C – D – E – F – G – A – B
До-диез-мажор Ля-диез-минор C# – D# – F – F# – G# – A# – C
Ре-мажор Си-минор D – E – F# – G – A – B – C#
Ре-диез-мажор До-минор D# – F – G – G# – A# – C – D
Ми-мажор До-диез-минор E – F# – G# – A – B – C# – D#
Фа-мажор Ре-минор F G A A# C D E
Фа-диез-мажор Ре-диез-минор F# – G# – A# – B – C# – D# – F
Соль-мажор Ми-минор G – A – B – C – D – E – F#
Соль-диез-мажор Фа-минор G# – A# – C – C# – D# – F – G
Ля-мажор Фа-диез-минор A – B – C# – D – E – F# – G#
Ля-диез-мажор Соль-минор A# – C – D – D# – F – G — A
Си-мажор Соль-диез-минор B – C# – D# – E – F# – G# – A#

Просто используйте информацию из данной таблицы и подставляйте под входящие в тональность ноты в любом порядке, чтобы создать красивые последовательности аккордов. Помните, что для большей части из них вам понадобится научиться ставить баррэ на гитаре, поэтому стоит учесть этот навык в своем плане обучения.

Частные случаи и моменты

последовательность аккордов в тональности

Кроме этого, существуют частные случаи и моменты, когда аккордовые последовательности могут выходить за рамки обычной гаммы.

  1. Дополнительные поднятые ступени. К ним относится, например, гармонический минор, где в гамме появляется дополнительная, восьмая нота, на расстоянии полутона от последней. То есть, например, в гамме до-мажор, между нотами A и B появится нота A#. Это придаст мелодии восточное звучание, и попробуйте поэкспериментировать с ними. То же самое относится и к пентатонике, особенности которой стоит учитывать в вопросе гармонии, особенно если вы играете блюз.
  2. Аккорды с надстройками. Не бойтесь изменять стандартные формы трезвучий для достижения более интересного звука. Используйте и добавляйте новые ноты к уже существующим вариантам аккордов, надстраивайте тонику и поднимайте ступени – просто опираясь на круг и представленную таблицу.
  3. Progressive-музыканты, которые играют структурно сложную и интересную музыку, например, Tool или Pink Floyd, также изменяют и нарушают правила гармонии. Например, добавляют тот же A# в тональность до-мажор, или добавляют другие ноты, чтобы это звучало интересно. Вы можете делать так же – однако в данном вопросе стоит углубиться в изучение теории, чтобы понимать, какие аспекты можно нарушать, а какие – нельзя.

Общие советы

красивые последовательности аккордов1. Обязательно разучите представленную таблицу и запомните кварто-квинтовый круг тональности, чтобы быстрее и лучше ориентироваться внутри музыки.
2. Научитесь тому, как быстро переставлять аккорды на гитаре, особенно если хотите играть интересные мелодии перебором.
3. Тренируйте свой слух, особенно слышимость нот, чтобы понимать, в какой тональности играют другие музыканты, и при необходимости подыгрывать им.

Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077

Музыка чрезвычайно разнообразна и бесконечно вариативна. И хоть нот всего лишь двенадцать, возможные их сочетания и фантазия музыканта никогда не закончатся.

Однако не все сочетания будут благозвучны и интересны для слушателя: последовательность из неприятных диссонансов отпугнет даже самого ярого любителя авангардного рока или джаз-фьюжна.

Поэтому среди бесконечности сочетаний и последовательностей в музыке есть очень удачные, которые постоянно используются музыкантами.

Такие аккорды полезно знать и ради быстрого узнавания и подбора на слух, и для использования в своем творчестве.

Для более глубокого понимания структуры аккордов давайте немного погрузимся в теорию музыки и поймем роли аккордов в ней.

Я получил эту роль

Аккорды в тональности так или иначе делятся на три группы:

  1. Тонический аккорд (Т) — главный в последовательности, в который хочет вернуться или, как говорят музыканты, разрешиться мелодия произведения. Вокруг этого аккорда и тяготения к нему построена тональность.
  2. Субдоминантный аккорд (S) — трезвучие, которое привносит в музыку тревожность, беспокойство, неустойчивость. Субдоминанта хочет разрешиться обратно в тонику.
  3. Доминантный аккорд (D) — аккорд, который сильно тянет разрешиться в тонику.

Для наглядного объяснения того, где и какие роли находятся, возьмем тональность Am. Тонический аккорд очевиден — он находится в названии тональности, однако, сюда же можно добавить аккорд С. В него мелодия также может разрешаться без больших потрясений для слуха.

Субдоминантными аккордами для Am будут Dm и F. Они вносят тревожность и беспокойство и немного тяготеют в тонику.

Доминантным аккордом будет Е — он сильнее всех тянет мелодию в аккорд Am.

Описания ролей намекают, что самая логичная последовательность — это T-S-D. И действительно, это один из самых популярных ходов в музыке, причем как в миноре (например, Am Dm E), так и в мажоре (A D E).

Эту последовательность или ее разновидности можно услышать в самой разной музыке:

  • Пятница — Солдат

  • Любэ — Позови меня тихо по имени

  • Louis Armstrong — Go Down Moses

  • Coldplay — Yellow

  • Ramones — Blitzkrieg Bop

Блюзовый многоугольник

Вся блюзовая музыка и рок-н-ролл построены на блюзовом квадрате. Он также часто встречается в джазе, рок-музыке, кантри и многих других стилях.

В тональности Е эта последовательность будет выглядеть так (в скобках указано количество тактов, которые нужно играть аккорд):

Е (4) А (2) Е (2) В (1) А (1) Е (2)

Эта 12-ти тактная последовательность имеет много разновидностей, но все они похожи и без труда узнаются, если знать оригинальный блюзовый квадрат.

Примечательно, что в этой последовательности разрешение в тонику происходит из субдоминанты, а не из доминанты, хотя в некоторых вариациях квадрата встречается и такое — записывайтесь на онлайн-курс и мы вам покажем!

Блюзовый квадрат — одна из самых популярных форм в музыке ХХ-го века, и поэтому количество песен, сыгранных на нем, невозможно сосчитать:

  • Little Richard — Tutti Frutti

  • The Doors — Riders on the Storm

  • Led Zeppelin — Rock and Roll

  • Зоопарк — Я забываю

  • Чайф — Рок-н-ролл этой ночи

Огонь фламенко

Еще одна известная последовательность — нисходящий ход в минорной тональности от тоники к доминанте. В тональности Am он будет выглядеть так:

Am G F E 

Изначально это последовательность из стиля фламенко, но из-за своей логичности и характерного звучания она стала использоваться почти во всех стилях музыки.

Также популярна вариация этого хода, когда меняют местами аккорды F и G:

Am F G E

Послушать и запомнить этот паттерн можно по следующим песням:

  • Ray Charles — Hit the Road Jack

  • White Stripes — Seven Nation Army

  • Alphaville — Big in Japan

  • Наутилус Помпилиус — Титаник

  • Алиса — Красное на черном

Брат за брата

Одна из самых красивых и мелодичных последовательностей в популярной музыке основана на том, что доминанта бывает не только у тональности, но и у каждого из аккордов — они называются побочными доминантами. И если построить в ряд такие доминанты, получится красивая и плавная гармония.

В минорной тональности эта последовательность выглядит так:

Am Dm G C F Dm E

У нее много вариаций: часто используют только первые четыре аккорда (Am Dm G C) или меняют какой-то из аккордов на более необычные, например, Dm на В.

Песен с этими аккордами множество:

  • Frank Sinatra — Fly me to the Moon

  • Gloria Gaynor — I Will Survive

  • Из фильма «Ирония судьбы» — Если у вас нету тети

  • Сплин — Орбит без сахара

Чтобы девочки заплакали

Прогрессия, которую американские музыканты называют «слезливой» — одна из самых интересных и вариативных последовательностей в популярной музыке, которая имеет форму и в мажоре, и в миноре. В мажоре она выглядит как C G Am F, а в миноре — Am F C G, то есть это просто переставленные местами аккорды.

Секрет ее популярности и интересного звучания в том, что обе последовательности приходят в тонику из субдоминантных аккордов, что создает пространство для написания интересной мелодии.

Кроме того, есть вариации в миноре, в которой в конце все-таки стоит доминанта:

Am F C E или Am F Dm E

Но они уже довольно далеки от идеи и мелодики изначальной последовательности.

Вы слышали эти аккорды в известных песнях много раз:

  • Beatles — Let It Be

  • U2 — With or Without

  • Joan Osborne — One of Us

  • James Blunt — You’re Beautiful

  • Танцы Минус — Половинка

Сталкивались ли вы с ситуацией, когда у вас в голове крутится несколько аккордов, но вы никак не можете превратить их в законченную песню? При таком развитии событий, музыканты часто начинают лениться, списывая трудности на отсутствие вдохновения и кризис идей.

Используя базовые знания музыкальной теории и песенной структуры, можно превратить любую последовательность аккордов за 10 минут в готовый к аранжировке черновик. SAMESOUND.RU рассказывает, как написать песню из любой последовательности аккордов. Песня будет типичной по своей структуре, но для чернового варианта большего и не нужно. Сейчас нас не волнуют вопросы аранжировки и стилизации, наша задача — получить готовый к работе черновик.

Файлы урока

Гармония и куплет

Возьмем простую музыкальную идею — восьмитактовый отрезок из аккордов C, Am, F, G. Каждому аккорду в этой последовательности отведено два такта. Пусть эта последовательность станет куплетом нашей композиции.

  1. Прогрессия аккордов C-Am-F-G

Диатоническая последовательность аккордов

Наша последовательность построена на диатонических аккордах в тональности До мажор (см. Аккорды для пианино и клавишных: 15 основных видов, Гаммы для фортепиано и клавишных: 16 основных видов). Если взять все звуки гаммы До мажор и построить на их основе аккорды, то мы получим семь диатонических трезвучий: C, Dm, Em, F, G, Am и Bdim.

Каждое из семи трезвучий подходит под звучание тональности. Благодаря этому мы можем безболезненно менять или дополнять аккорды базовой последовательности на любые другие трезвучия, входящие в гамму.

  1. Последовательность из аккордов C, Dm, Em, F, G, Am и Bdim

Мелодия куплета

Введем в аранжировку мелодию в верхнем регистре. Мелодия в куплете строится на звуках все той же гаммы До мажор, поэтому она всегда попадает в аккомпанемент. Аккомпанемент и мелодическая линия на выходе дают готовый куплет, к которому по желанию можно добавлять любые биты и другие инструменты.

  1. Мелодия в До мажоре

Прехорус (Бридж)

Бридж или прехорус — связующее звено между куплетом и припевом, аккорды которого должны плавно перетекать из одной части песни в другую. Проще всего построить бридж на аналогичной куплету структуре, с полным или частичным использованием тех же аккордов, но в другом порядке.

Чтобы создать переходную часть, возьмем четыре аккорда из куплета и заменим два из них на любые аккорды из диатонической последовательности, составленной ранее. Например, поменяем аккорд C на Em, а аккорд F заменим трезвучием Dm. Так мы получим последовательность Em, Am, Dm, G.

  1. Последовательность аккордов Em-Am-Dm-G

Мелодия прехоруса

Мелодию в прехорусе можно построить изменением мелодии куплета. К примеру, сделаем мелодию восходящей и слегка поменяем ее ритмический рисунок.

  1. Мелодия прехоруса

Припев

Припев — яркая часть любой песни, которая должна выделяться на фоне куплета. Возьмем аккорды куплета и прехоруса и сократим их длительность до одного такта — это даст нам новую последовательность C, Am, F, G, Em, Am, Dm, G.

  1. Припев: последовательность аккордов C-Am-F-G-Em-Am-Dm-G

Мелодия припева

Так как припев построен на комбинации аккордов куплета и прехоруса, мелодия из куплета отлично впишется в припев композиции. Скопируем мелодию и для разнообразия поменяем некоторые ноты в каждом втором такте — это создаст вариативность музыки.

  1. Мелодия в припеве

Структурирование идей

У нас появилась база будущей песни — куплет, бридж и припев. Чтобы сделать песню более логичной и завершенной, добавим двухтактовый проигрыш (тэг или постхорус) после припева, который плавно подведет нас к следующему куплету. Построить такой проигрыш можно на двух тактах аккорда До мажор — простое и очевидное решение.

Далее песня идет своим чередом: еще один куплет, прехорус, снова припев. Второй припев можно повторить дважды.

  1. Два куплета, прехоруса и припева 1:52

Проигрыш, концовка и вступление

После второго припева часто используется проигрыш, именуемый Middle 8 (см. Анатомия аранжировки: типовая структура песни в популярной и электронной музыке). Такие проигрыши часто контрастируют с остальными частями песни за счет изменившегося настроения музыки. Чтобы добиться подобного эффекта, начнем проигрыш с аккорда Ля минор. Дополним проигрыш аккордами Em, Dm и G, взяв их из диатонического ряда, построенного в самом начале.

После проигрыша слушателей будет ожидать еще один или несколько припевов — последний аккорд проигрыша (G) логично и аккуратно подведет музыку к первому аккорду припева (С). При этом припев может одновременно выступать и в роли концовки (оутро) композиции. Вступление песни можно сделать из куплета — просто возьмите два первых аккорда.

  1. Вся композиция 2:45


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Эта статья даст вам представление о построении последовательности гитарных аккордов для песни. Если вы разучили 15-20 основных аккордов, то вы могли заметить, что некоторые звучат вместе лучше, чем другие. В связи с этим вопрос: «Какие?»

Шаги

  1. 1

    Во-первых, найдите гамму песни. Для этого напойте мелодию песни пару раз и попытайтесь обратить особое внимание на ноты, которые ведут всю мелодию к приятной и удовлетворяющей концовке. Мелодия песни построена на гамме, связанной с этой нотой.

  2. 2

    Теперь определите, является ли гамма мажорной или минорной. Для этого сыграйте аккорд для ноты, которую вы нашли в шаге 1, напевая мелодию. Например, если ваша нота «до», сначала попробуйте напевать песню под до мажорный аккорд. Если это звучит странно, попробуйте до минор. Если у вас острый слух, то вы можете легко увидеть, какой из них подходит.

  3. 3

    Когда вы найдете ноту и гамму, начинайте добавлять аккорды, напевая песню. Это нетрудно, если вы знаете все о семействах аккордов. Примените ‘Трюк трех аккордов’. Например, если песня в гамме до мажор, то вы должны быть в состоянии играть песню достаточно хорошо, используя аккорды «до мажор», «фа мажор» и «соль септаккорд». Помните, что аккордовые прогрессии чаще всего зависят от некоторых ключевых нот, входящих в мелодию. Поэтому если вы в состоянии играть песню на инструменте, размещение соответствующих аккордов было бы намного легче.

    Реклама

  1. 1

    Гамма до мажор идет от до в до, это занимает октаву или восемь шагов, чтобы добраться от низкой до высокой до – C (до), D (ре), E (ми), F (фа), G (соль), A (ля), B (си), C (до). C, D, E, F, G, A, B, C

  2. Изображение с названием Create Chord Progression for a Song Step 5

    2

    Мы используем римские цифры, чтобы представить порядок нот в любой гамме. В этом стиле шаблон в любой тональности может быть представлен «в общем».

  3. Изображение с названием Create Chord Progression for a Song Step 6

    3

    “I” (первый) аккорд называется тоникой. Он формирует основу, к которой относятся другие аккорды в последовательности. Многие книги и другие веб-сайты вдаются в подробности теории музыки, и есть много терминов, которые вы должны в конечном итоге узнать и понять, но эта страница является «кратким курсом», так что давайте двигаться дальше.


  4. 4

    Первый, четвертый и пятый (I — IV — V) являются аккордами, которые в прогрессии вместе звучат хорошо. Со временем вы узнаете эти «наборы аккордов», но сначала хороший способ узнать — работать над ними пальцами. Связать римские цифры и цифры на руке, а затем просто отсчитывать буквы на пальцах.

  5. 5

    Например, в тональности С (до мажор) большой палец (I) будет C (до мажор), ваш безымянный палец (IV) будет F (фа мажор), и ваш мизинец (V) будет G (соль мажор). [Это означает, что мы пропускаем II или D (ре) и III или E (ми).].

    Реклама

  1. 1

    Вы можете играть только C, F, и G, но более интересно для уха смешивать их немного.

  2. Изображение с названием Create Chord Progression for a Song Step 10

    2

    Фундаментальная единица в музыке — такт. Такт (или bar) часто состоит из четырех ударов. Это сложнее, чем здесь описывается, а сейчас просто думайте о ритме как о бое. Есть четыре удара в такте. Ниже удар представляется в виде черты (/).

  3. 3

    Еще одно уточнение. При игре блюза V аккорд часто играется как септаккорд. В этом примере это G7 (соль септаккорд).

  4. 4

    Таким образом, чтобы играть блюз в C (до мажоре) еще раз, используя теорию трех аккордов, играйте C (до мажор) в течение четырех тактов, F (фа мажор) в течение двух тактов, C (до мажор) в течение двух тактов, G7 (соль септаккорд) в течение одного такта, F (фа мажор) в течение одного такта, и опять C (до мажор) в течение двух тактов.C///, C///, C///, C///, F///, F///, C///, C///, G7й///, F///, C///, C///,

  5. 5

    Эта таблица забегает немного вперед, показывая минорные аккорды для второго, третьего и шестого аккордов, но сейчас лучше сосредоточиться на первом, четвертом и пятом столбцах. Колонка (I) является тональностью, и играя блюз в G (соль мажор), играйте предыдущий шаблон, но используйте аккорды G, C, и D7th.

  6. 6

    Тысячи песен построены на этих простых отношениях. Исследуйте этот шаблон в других тональностях, и вы получите бесчисленное количество часов музыкального удовольствия.

    Реклама

Советы

  • Найдите время, чтобы практиковаться с повторением, изучение идет легче и быстрее.
  • Продолжайте пробовать, пока не получится.
  • Имейте много терпения.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 23 608 раз.

Была ли эта статья полезной?

Советы и рекомендации тем, кто хочет написать свою собственную песню.Если говорить о написании новых песен, существует три точки зрения по этому поводу. Три совершенно разнящихся мнения на этот счет. Приверженцы первой точки зрения считают, что писать песни гитаристы либо могут, либо нет и с этим уже ничего не поделаешь.

Вторая точка зрения обусловлена квазимистическим понятием, что все песни уже придуманы ранее, и в настоящее время уже нельзя ничего нового придумать, а можно только лишь изменить старые песни, переделать.

И, наконец, третья точка зрения, которую я поддерживаю, и, наверняка, с которой Вы тоже согласитесь, если ищете информацию, как написать песню самому. Звучит он так: написание песен — это как ремесло, со своим набором правил и методов, которым может научиться даже начинающий музыкант.

Конечно, было бы самонадеянно утверждать, что какая то из трех точек зрения верна на сто процентов, но мы будем придерживаться третьей. Мы прировняем умение писать песни к занятиям баскетболом, рисованием или стрельбой по тарелкам, всему тому, чему можно научиться.

Конечно, бросок мяча в прыжке не гарантирует Вам допуск в НБА, так же и тут: большой объем информации о написании песен не может превратить начинающего музыканта в Пола Маккартни или Пола Стенли. Идея состоит в том, что Вы гораздо быстрее приблизитесь к реализации своего таланта.

Искра в аккордах

Даже если бы нужно было ограничить себя рассмотрением поп-песен за последние 40 лет, «руководство» по написанию песен будет занимать много томов, что повлечет за собой серьезное изучение музыкальной теории. Наша цель — доказать и найти выборку общей прогрессии аккордов, которые можно использовать с вашими собственными песнями, и изучить некоторые из вещей, которые гитарист может сделать, чтобы добавить более интересное и необычное звучание в свои песни.

Все популярные мелодии, независимо от жанра, основаны на аккордах. Даже если песня состоит в основном из однонотных рифов (Led Zeppelin в «Black Dog» является хорошим примером) или акапеллы вокальной линии , аккорды и общая гармония по-прежнему предполагаются. Понимание аккордов, и то, как они соотносятся друг с другом, в значительной степени является основой всех поп-песен.

Посмотрите на иллюстрацию ниже. Там изображены триады (аккорды, состоящие из 3-х нот) вокальной партии, составленной из самых распространенных тональностей C, D, E, G и А.

Как самостоятельно написать песню.

Чтобы почувствовать «искру» в аккордах, сыграйте последовательность прогрессии I-VI-II-V, которая используется в бесчисленных поп и рок-песнях.

Последовательность четырех аккордов

Если Вы настроитесь на ретро-волну или просто послушаете записи 50-х годов, Вы четко услышите последовательность аккордов I-VI-IV-V. Вам не обязательно должно быть 65 лет, чтобы услышать знакомый мотив. В большом количестве современной музыки используется эта последовательность аккордов I-VI-IV-V. Так что при написании своей собственной песни, Вы можете использовать именно эту последовательность.

Последовательность трех аккордов

IV-IV и I-IV-V прогрессии, вероятно самые используемые последовательности аккордов в поп-музыке. Я не буду сейчас приводить примеры песен, в которых используется эта последовательность аккордов, но знайте — количество песен, написанных по этой последовательности бессчетное количество, даже некоторые хиты Битлз написаны с использованием этой последовательности.

Вышеописанные последовательности аккордов можно применять к любой тональности и использовать при написании своих собственных песен.

Последовательность аккордов

Последовательность аккордов — взаимодействие аккордов между собой, в результате чего, рождается музыкальная гармония. Сочетание аккордов не должно нарушать гармонию лада. Практически любая последовательность аккордов состоит из главных и побочных аккордов, которые подчиняются правилам голосоведения.

Главные аккорды

Аккорды могут выполнять функции тоники (T), субдоминанты (S) и доминанты (D), такие трезвучия также называют главными.

{T — S — D — T}   {T — S — T — D — T}

Как видно из примера, главные аккорды берутся в любой последовательности, кроме D — S, разумеется, всегда существуют исключения из правил.

Побочные аккорды

Функции T, S и D могут выполнять не только главные аккорды. На терцию выше или ниже каждого из главных аккордов расположены побочные аккорды (обладающие двумя общими звуками).

II — IV — VI — I — III — V — VII
——S———  ———D——
——T——

На схеме показаны три функциональные группы, из которых каждая имеет в центре своё главное трезвучие. Как видно, аккорды на некоторых ступенях входят одновременно в две группы (III и VI).

По мере удаления от тоники вправо или влево постепенно уменьшается звуковая связь (количество общих звуков), что приводит к возрастанию неустойчивости. Функциональная яркость аккордов определяется степенью контраста их звукового состава по отношению к тонике. Например, VI — самая слабая субдоминанта, а II — самая сильная.

Аккорд на III ступени называется медиантой (или верхней медиантой), а на VI ступени — субмедиантой (или нижней медиантой).

Септаккорды на ступенях натурального и гармонического минорного лада, пример в тональности ля-минор.

II IV VI I III V VII
Bm7b5 Dm7 Fmaj7 Am7 Cmaj7 (Сmaj7#5) Em7 (E7) G7 (#Go) 

Септаккорды на ступенях натурального и гармонического мажорного лада, пример в тональности до-мажор.

II IV VI I III V VII
Dm7 (Dm7b5) Fmaj7 (Fm#7) Am7 (bAmaj7#5) Cmaj7 Em7 G7 Bm7b5

sam-pro-images

Правила голосоведения

В аккордовых последовательностях присутствуют правила голосоведения:

  • Не желательно перекрещивание, когда в результате движения голосов бас оказывается выше тенора, сопрано (мелодия) ниже альта и т.п.
  • Не желательно ложное перекрещивание, когда в результате движения голосов бас оказывается выше, чем был тенор в предыдущем аккорде, сопрано (мелодия) ниже альта в предыдущем аккорде и т.п.
  • Не желательно повторение аккорда со слабого времени такта на следующее за ним сильное, если аккорд не вступил на предыдущем сильном времени, поскольку подобные переходы звучат очень вяло.
  • Не желательно применять в басу два хода подряд на кварту или квинту в одном направлении ввиду явной не мелодичности такого хода.
  • Не желательно движение всех голосов в одну сторону (вверх или вниз) как нарушение самостоятельности голосоведения.
  • Не желательно движение голосов «параллельными октавами» или «параллельными квинтами» (два голоса делают одинаковый ход таким образом, что между ними остаётся интервал квинты или октавы при смене аккорда) как нарушение самостоятельности голосоведения.
  • Не желательно переченье, т.е. передача хроматического полутона между голосами. Например, «до» и «до-диез» в двух соединяемых аккордах должны быть в одном голосе, а не в двух разных.
  • Не желательны любые ходы на увеличенные интервалы.

Обозначение аккордов

Тоника До Ре Ми Фа Соль Ля Си
Мажор C D E F G A B
Минор Cm Dm Em Fm Gm Am Bm
Септа C7 D7 E7 F7 G7 A7 B7

Аккордовые последовательности

sam-pro-images

Последовательность аккордов

Простые универсальные аккордовые последовательности:

Am — Dm — E7 — Am
Em — Am — B7 — Em
Dm — Gm — A7 — Dm
Bm — Em — F#7 — Bm
Dm — Am — E7 — Am
Am — Em — B7 — Em
Gm — Dm — A7 — Dm
Em — Bm — F#7 — Bm
С — F — G7 — C
D — G — A7 — D
G — C — D7 — G
E — A — B7 — E
A — D — E7 — A
F — C — G7 — C
G — D — A7 — D
C — G — D7 — G
A — E — B7 — E
D — A — E7 — A

Вторая ступень в качестве субдоминанты и близкие по смыслу приёмы:

Am — Bm7(-5) — E7 — Am
Am — Dm6 — E7 — Am
С — Dm — G7 — C
С — Dm7(-5) — G7 — C

Седьмая ступень в качестве доминанты:

Am — Bm7(-5) — G#o — Am
С — F — Bo — C

Использование медиант:

C — Am — Dm — G7 — C
C — Am — F — G7 — C
Am — Dm — G — C — Am
Am — G — F — E — Am

Небольшие отклонения с использованием доминантсептаккордов:

C — A7 — Dm — G7 — C
Am — A7 — Dm — E7 — Am
C — E7 — Am — A7 — Dm — G7 — C
Am — G7 — C — E7 — Am

Двойная доминанта (доминанта к доминанте):

Em — F#7 — B7 — Em

Неаполитанский аккорд (субдоминанта на второй пониженной ступени лада):

Am — Bb — E7 — Am

Цепочки доминантсептаккордов (ходами на кварту вверх, аналогично ходу тоника-субдоминанта):

Em — A7 — D7 — G7 — C7 — F#7 — B7 — Em

Аккордовая последовательность, приводящая к нисходящей хроматической гамме в басу:

 A — E7/G# — A7/G — D/F# — F7 — A/E — E7 — A

Аккордовая последовательность, приводящая к восходящей хроматической гамме в басу:

 Am — bB — E7/B — Am/C — A7/C# — Dm — D#o — E7 — Am 

Поделитесь статьей в соцсетях — поддержите проект!

3 часть нашего увлекательного путешествия по безбрежным морям аккордовых последовательностей. Я думаю,что Вы обратили внимание на тот факт, что не все шаблоны, которые я здесь описываю являются в строгом виде аккордовыми последовательностями. Это больше похоже на заготовки последовательностей, которые могут изменятся композитором до не узнаваемости.

И начну третью часть обзора, как раз с такого шаблона. Именуется он

11. Последовательность Omnibus

Это последовательность, основанная на гармонизации хроматического расходящегося движения баса и сопрано.

Эта традиция идет из эпохи барроко и времен генерал-баса. Похоже кто решил добавить к стандартному для тех времен остинатному басу ламенте 

такое же движение в верхнем голосе.

Простейший пример гармонизации построен на движении от тонике к доминанте

| C | G7(6/5) | Bb7 | Dm(6/4) | Bb7(3/4) | G7 | C |

Как видите отклонения не уходят дальше ближайших тональностей.

Один из вариантов продолжения движения выглядит так

| C | G7(6/5) | Bb7 | Dm(6/4)| Bb7(4/2)| G7 | Bm(6/4)| G7(4/2)| | E7 | G#m(6/4)| E7(3/4)| C#7 | Fm(6/4) | C#7(3/4)| Bb7 | Dm(6/4)| Bb7(3/4) | G7 | C |

Вообще такого рода движение подразумевает огромное количество вариантов гармонизации от простых тональных до ультрасовременных модальных и политональных.
Пример более сложной гармонизации

Здесь налицо разного рода эллиптические обороты, отклонения в тональность тритонового соотношения.

Звучание такой последовательности очень красочное и потому ее очень часто использовали в романтической музыке
Очень часто последовательность Omnibus используется лишь эпизодически, либо с вариациями. Пример изощренной трактовки у Шопена

Эпизодическое проведение у Дебюсси

К сожалению, я не нашел примеров использования этого движения в современной поп-музыке. Я думаю это связано со сложностью данного типа движения, особенно для импровизирования и создания простой мелодии. Если найдете пример использования обязательно напишите мне.

Идем дальше

12. Пассамеццо

Последовательность широко распространенная во времена итальянского реннесанса. Собственно сам жанр носил одноименное название.

Последовательность 8ми тактовая,состоит из двух предложений

i VII i V
III VII i V i

Или в нотах

Кроме того вариации возможны как на уровне перестановок, так и замена качества аккорда. Доминанта может быть мажорной. Эта последовательность очень популярна и в современной музыке.

Примеры которые я нашел это Американская певица Carrie Underwood песни Before he Cheats и Starts with Goodbye

Также на вариации этой последовательности построена бессмертная Stairway to Heaven Led Zeppelin,
также пассаменто имеет мажорную разновидность которая называется

13. Пассаменто модерно

Имеет формулу

1) I IV I V
2) I IV I-V I

По С мажору C    F    C    G    C    F    C-G    C

Естественно,что эта очень популярное движение гармонии можно найти в тысяче разных композиций

Некоторые примеры

Irving Berlin’s  Alexander’s Ragtime Band
The Rolling Stones’ «Honky Tonk Women»
Carole King’s «You’ve Got a Friend»

Также эта последовательность имеет современную разновидность,которая называется

14. American Gregory Walker

Формула ее такая
1) I IV-I I V
2) I IV-I I-V I

C    F-C    C    G    C    F-C    C-G    C

Эта последовательность популярна в американских фолк песня

Примеры

«Jesse James»
«The Titanic»
«My Little Old Sod Shanty»
«Cottonfields»
«Gus Cannon’s «Walk Right In»
Вариация этой последовательности в виде
| I | I | I | V | I(-I7) | IV | (I-)V | I |
используется в стиле bluegrass также в известнейшей теме Yakety Sax

И закончу сегодняшний обзор

15. Поп-панк последовательность

Формула ее I-V-vi-IV

Также в миноре распространено движение  vi-IV-I-V, которое американцы называют  sensitive female chord

 progression (чувствительная женская последовательность),что лично я бы перевел,как слезливая любовная тоска:)

Самfz известная песня это «One of Us» by Joan Osborne.

Вообще если у нас говорят три блатных аккорда, то на западе их 4.

Вот небольшой список песен с поп-панковой последовательностью

Green Day «When I Come Around»
Toto, «Africa»
Beyonce, «If I Were a Boy»
Red Hot Chili Peppers, «Under the Bridge»
The Rolling Stones, «Beast of Burden»
The Beatles, «Let It Be»
Blink 182, «Dammit», «Feeling This», and «What’s My Age Again?»
The All-American Rejects, «Night Drive» from Move Along
Journey, «Don’t Stop Believin’»
James Blunt, «You’re Beautiful»
Axis of Awesome, «Four Chord Song»
Lady GaGa — «Poker Face»
Kelly Clarkson — «Stronger (What Doesn’t Kill You)»
The Coronas — «San Diego Song»
Eminem, «Not Afraid»
Eminem, «Love the Way You Lie»
Plain White T’s, «Rhythm of Love»
U2, «With or Without You»
Fleetwood Mac, «What’s The World Coming To?»
Rainbow, «Since You Been Gone»
Gym Class Heroes, «Stereo Hearts»
Caramell, «Caramelldansen»

И в конце видеоролик где парни из Австралии поют очень много песен на эти 4 аккорда.

video

  • Последняя сказка риты цитаты
  • Последняя сказка риты трейлер
  • Последняя сказка риты сюжет
  • Последняя сказка риты саундтрек
  • Последняя сказка риты отзывы