Пословицы к сказке хитрая лиса корякская

Урок литературного чтения во 2 классе по УМК «Перспектива»

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 51»

г.Воронеж

Черепнина О.В.

Корякская сказка «Хитрая лиса». Сравнение героев сказок.

Цели:

  • познакомить учащихся с корякской народной сказкой «Хитрая лиса»; развивать память, внимание; обогащать словарный запас.
  • Стимулировать желание читать народные сказки.
  • Сформировать представление о том, что народная сказка отражает быт и традиции народа.

Научить:

— описывать характер героя;

— сравнивать героев разных сказок;

— читать сказку по ролям;

— инсценировать отрывки из сказки;

— оценивать результат выполнения учебного задания;

— договариваться и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Планируемый результат:

Познавательные умения:

определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;

— определять особенности сказок и проводить их сравнение по плану;

— определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;

— формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие по плану;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм; 

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Для того, чтобы определить тему урока, необходимо отгадать загадку:

«Повыше кошки рост, живет в норе, в лесу. Пушистый рыжий хвост, все знаем хитрую…»                                                                        (слайд 2)

Какие определения помогли вам отгадать загадку?                         (слайд 4)

  1. Речевая разминка

Сегодня мы будем часто изменять форму слова лиса. Потренируемся в этом с помощью чистоговорок:

Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).
Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).
Су-су-су – дети видели … (лису).
Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).
Се-се-се – много сказок о … (лисе).
Ис-ис-ис –  в лесу есть много … (лис) и т.д.                                 (слайд 5-10)

  1. Проверка домашнего задания

Детям давались дифференцированные домашние задания. Первая группа находила материал о Корякии (Корякский автономный округ). Вторая группа – материал о повадках лисы в природе. Третья группа искала данные о том, почему Лиса Патрекеевна. Четвертая группа должна объяснить значения новых слов. Пятая группа – нарисовать иллюстрации к сказкам с лисой.

  1. Из каких произведений эти строки:

— «А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. Повыбросила всю рыбу и сама ушла»;                                                                                 (слайд 11)

— «Тут поднялись наверх все тюлени, моржи и киты и легли на воду в ряд до самого берега. А лиса по их спинам, как по мосту, побежала».         (слайд 12)

  1. Назовите жанр этих произведений.
  2. Докажите, что это сказки.
  3. На какие группы можно разделить сказки?
  4. К какой группе можно отнести сказку «Хитрая лиса»?
  5. Где происходят события, описанные в сказке?
  6. Кто главный герой?
  7. Где и как живет лиса в природе?
  8. Почему лиса стала главным героем многих народных сказок?
  1. Совместное прогнозирование темы урока

Всем уже ясно, что главной героиней нашего сегодняшнего урока будет лиса.

(слайд 13)

-Почему именно ей будет посвящен урок?

А сегодня у меня сюрприз для вас. У нас в классе есть девочка, в чьём имени спряталось слова лиса. Мы и не подозревали, что Алиса сотрудничает с первым каналом центрального телевидения.

Появляется Алиса с микрофоном первого канала и говорит:

— Аито, ребята! Здравствуйте по-корякски.

Первый телеканал продолжает показ фильмов из цикла «ГОРА САМОЦВЕТОВ». Это мультфильмы разных народов России.

Народные сказки отражают условия жизни народа, его традиции, культуру.

Уже снято 68 мультфильмов по сказкам разных народов.                 (слайд 14)

А вот корякской сказки в этом цикле нет.

Мне поручено провести кастинг актрисы на роль лисы, подобрать звукооператора, костюмера, декоратора, дублёров для съёмок в мультфильме по мотивам корякской сказки «Хитрая лиса».

1 задание:

Выбираем художников декораторов в наш мультфильм.

Давайте проверим: знаете ли вы, что такое иллюстрация. Чем отличается иллюстрация от сцен из спектаклей?                                         (слайд 16)

 Чем отличается природа в русской сказке от природы в корякской?

 (слайд 17)

С какими животными встречается главная героиня? Где происходит действие сказки?                                                                                (слайд 18)

Открывается выставка детских иллюстраций и Алиса выбирает лучшего художников, объясняя свой выбор (удалось ли юным художникам передать характер лисы).

2 задание:

Выбираем костюмера.

Частью народной культуры является национальный костюм. Как вы думаете, должна ли быть одета лиса из мультфильма? Во что?

Отвечает группа детей, которые готовили сообщения о коряках.

Отгадайте, какому народу принадлежит каждый костюм. Назовите сказки этих народов.                                                                         (слайд19-22)

3 задание:

Выбираем звукооператора.

Кроме голосов главных героев в мультфильмах присутствуют звуки природы, голоса животных и просто национальная музыка. Выберите музыку, которая больше подходит к началу нашей сказки. Как вы думаете, какие звуки должны быть в этом мультфильме. Выберите из фонотеки подходящие звуки к эпизодам: «Разговор лисы с чайками», «Разговор со своими лапами и хвостом», «Разговор с тюленем». А если нет нужных звуков, изобразите их.

(слайд23-30)

Физкультминутка.

Дети встают, учитель достаёт волшебный клубок, бросает по очереди детям, а дети называют сказки с главной героиней лисой.                        (слайд31)

4 задание:

Выбираем дублёров. (Работа в парах, чтение по ролям)

Сделайте разметку текста и определите реплики героев. Подумайте с какой интонацией надо читать слова каждого из них (быстро, заискивающе, глядя в глаза, весело, грустно, удивленно). Прочитайте отрывок из сказки, передавая интонации, характер, настроение героев и отношение к ним автора.                                                                                                        (слайд32-34)

Алиса делает замечания или хвалит за хорошее чтение.

Обсуждение: чьё исполнение показалось вам более удачным, почему?

5 задание:

Выбираем актрису на главную роль.

Покажите отрывок из сказки имитируя повадки, характер лисы.         (слайд35-37)

6 задание: (работа а парах)

Детям раздаются таблицы, они их заполняют в парах.

Сравнительный анализ образов лисы в русской, корякской сказке и в природе.

Одинаковый ли характер у лисы в разных сказках?                         (слайд38-42)

План сравнения

«Лисичка

сестричка и волк»

«Хитрая Лиса»

Самооценка

Название народа

русские

коряки

Условия жизни народа

лес, степь, река, умеренный климат

горы,тундра,

море,

суровые зимы,

короткое лето

Характер главного героя

хитрая,

обманщица, расчётливая,

подлая,

умная

хитрая,

обманщица, расчётливая,

подлая,

умная

Смысл сказки

Дик да глуп, так больше бьют.

Не всякий встречный – друг сердечный.

Беды мучат, да уму учат.

Глупый киснет, а умный всё промыслит.

Из предложенных пословиц выбери ту, которая выражает смысл каждой сказки.

  • Беды мучат, да уму учат.
  • Глупый киснет, а умный всё промыслит.
  • Делу время, а потехе час.
  • Дик да глуп, так больше бьют.
  • Не всякий встречный – друг сердечный.

Проверка и самооценка.

Исходя из анализа и сравнения сказок, можно сделать вывод, что у обоих народов лиса чаще всего выступает как отрицательный персонаж. Ее основные качества – хитрость, пронырливость, изворотливость, наглость, вороватость, лицемерие, жадность, осторожность, часто она насмехается над другими животными. Еще можно отметить, что, несмотря на свою сообразительность и хитрость, она бывает наказана, и у обоих народов это делают в основном птицы.

Таким образом, лиса имеет свой характер, свои отличительные черты, но все они олицетворяют человека и особенности его склада.

Однако, образ лисы в сказках не всегда соответствует поведению лисы в природе. Живя часто поблизости от людей, лисица многому научилась. Знает, например, кого и когда бояться. Лисица не самый хитрый и даже не самый осторожный зверь. Любопытство часто берёт вверх над осторожностью. И если бы не умение маскироваться, если бы не острое зрение, слух и обоняние плохо бы пришлось Патрикеевне.

Рефлексия.                                                                         (слайд43)

«Лесенка успеха»

     всё получилось!

  участвовал в открытии нового

              было неинтересно и трудно


0

Сказка «Хитрая лиса», главная мысль какая, план какой, рисунки как сделать?

«Хитрая лиса» план?

«Хитрая лиса» план пересказа 2 класс?

«Хитрая лиса» план корякская сказка?

«Хитрая лиса» план сказки?

«Хитрая лиса» главная мысль?

«Хитрая лиса» корякская сказка?

Иллюстрация к сказке «Хитрая лиса» корякская сказка?

Рисунок к сказке «Хитрая лиса» корякская сказка?

«Хитрая лиса», рисунок?

«Хитрая лиса», рисунок карандашом?

«Хитрая лиса», раскраска?

«Хитрая лиса», картнки?

«Хитрая лиса» картинки для детей?

1 ответ:



3



0

Эта короткая корякская сказка имеет по крайней мере два варинта текста. Поэтому напишем к каждому варианту свой план.

План 1.

1) Разговор лисы с чайками.

2) Лиса плывет в море.

3) Разговор лисы с тюленем.

4) Лиса вызывает всех морских животных.

5) Лиса по спинам морских обитателей добирается до берега.

План 2.

  1. Лиса отправляет в море за рыбкой.
  2. Лиса хитростью оказывается снова на берегу.
  3. Сон лисы на берегу.
  4. Потеря глаза.
  5. Хитрость лисы помогает ей добывать пищу.

Главная мысль сказки — хитрость и обман иногда помогают неплохо жить.

Еще пример:

jMbIqlOKZDAAzKchYYdUEWTZmjPz3e.png

И еще один:

Нельзя верить всему, что говорят хитрые люди.

Теперь подберем иллюстрации к этой сказке.

Добавим детские рисунки:

Читайте также

Очень сложно было бы нарисовать солнце ночью, поскольку в этот момент оно освещает другое полушарие земли, а вот утром, днем или вечером нарисовать положение солнца на небе совсем не сложно.

Утром можно показать восход солнца, как его диск встает из-за горизонта и кажется таким большим и теплым. Можно нарисовать подъем солнца из-за домов.

Днем солнце находится высоко в небе, оно занимает свое самое высокое положение, оно стоит над поверхностью земли и его следует поместить по центру в верхней части рисунка. Под солнцем можно показать землю, дома, деревья, людей, что угодно.

Рисунок солнца вечером может повторять рисунок солнца утром, только в зеркальном отражении.

До того, как мы переехали вообще не сталкивалась с подобным, а на новом месте нужен этот маршрут. Мне не сказали, что нужны какие-то требования к чертёжу и я долго не думала, нарисовала все от руки, конечно с использованием линейки и карандаша, сам маршрут выделила красным цветом, дома серым, ну и пешеходный переход как пологается жёлто-белый и приклеили в дневник. Вопросов, замечаний вообще никаких не было, возможно все это как говориться для галочки, чтоб был и все, а какой без разницы.

Пропавшая нота

(сказка с рисунками, сделанными для неё в графическом редакторе)

<hr />

Проснулись как-то раз утречком ноты и, выбежав из теремка на ступеньки высокого крылечка, которых насчитывалось ровно семь штук, устроили обычную для них перекличку:

– До!

– Ре!

– Ми!

– Фа!

– Соль!

– Си!

Только вот на это раз одна ступенька оказалась пуста.

Пропавшая нота (сказка про музыку)

– Интересно, куда подевалась Ля, – задумчиво произнесла нота До.

– Словно сквозь землю провалилась или испарилась, – добавила нота Ре.

Может, её похитили, – предположила нота Ми, чуть не плача.

– Ля всегда была довольно легкомысленной особой, не удивительно, что пропала именно она, – сердито проворчала нота Си.

– Наш повелитель Музыкант если вдруг узнает, то страшно расстроится или разгневается. Без неё прекрасную музыку ему не сыграть, – вздохнула нота Фа.

– Без каждой из нас не обойтись. Что ж гадать да причитать попусту! Пойдёмте её поищем, – предложила нота Соль.

<hr />

Между тем нота Ля угодила в паутину и всеми силами отбивалась от паука:

– говорю же тебе, не муха я, не муха.

– Конечно, не муха! Пищишь вон, как комар! – отвечал на это паук.

Ну, что с ним делать? А как хорошо начинался день! Ноту Ля разбудил солнечный зайчик. Шепнул ей на ушко про земляничную поляну и ускакал. А она неожиданно захотела земляники к завтраку. Теперь все собранные ягоды валялись под кустом.

Пропавшая нота (сказка про музыку)

– Не комар я, я нота, нота Ля!

– Ага, тогда и я не паук!

Разговор явно зашёл в тупик. Но вдруг откуда-то донеслось:

– Ля-ля-ля-ля-ля-ля!

Бедная пленница, конечно же, узнала голоса своих сестер-подружек и отозвалась. Тут же полилась такая чудесная музыка, что даже паук заслушался.

– Кажется, я поймал и впрямь что-то непонятное, – бормотал он, выпуская из паутины ноту Ля.

Позавтракать земляникой у неё не получилось, зато земляника была на ужин. А на следующий день снова у нот была перекличка. Кажется, опять кого-то недосчитались. Но это уже совсем другая история.

Очень сложно самому придумать определённый рисунок по теме украшений из камня, поэтому для развития вашей фантазии и воображения я хочу вам предложить посмотреть уже готовые рисунки, нарисованные другими детьми, учениками в школе. А также рисунки-схемы, по которым вы можете сделать свой рисунок украшения. Вы можете взять их за образец и придумать что-то своё, либо просто срисовать. К примеру для подарка маме ,сестре, тёте или бабушке вы можете нарисовать колье с камнями, бусы из камней, корону или диадему из драгоценных камней, а также перстень и многое другое. Также это может быть какая-нибудь красивая вещь в виде украшения из камня.

Давайте сначала узнаем, почему происходит смена времен года. Посмотрите на рисунок Земли и Солнца, наша планет Земля вращается вокруг своей оси, она поворачивается к Солнцу одной стороной, потом другой. При этом Земля вращается по оси вокруг Солнца, там, куда попадают лучи солнца, там лето. Времена года на рисунке представлены в виде четырех сестер, они живут на Солнце. Когда Земля оказывается ближе к одной из сестер, она протягивает руку и бросает горсть угощения. Зима бросает на Землю снежинки, Весна посыпает Землю цветами, Лето украшает Землю ягодами, а Осень рисует на окне Земли грозовые тучи.

Примеры рисунков Сказочное объяснение смены времен года. Четыре времени года можно нарисовать в виде улыбающего Солнышка с четырьмя лучами

Слайд 1
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 51»
Черепнина О.В.
г.Воронеж

Урок литературного чтения
во 2

классе
по УМК «Перспектива»
Учитель начальных классовМБОУ «СОШ № 51»Черепнина О.В.г.ВоронежУрок литературного чтенияво 2 классепо УМК «Перспектива»


Слайд 2
Загадка:
Повыше кошки рост, живет в норе, в лесу. Пушистый

рыжий хвост, все знаем хитрую …
Загадка: Повыше кошки рост, живет в норе, в лесу. Пушистый рыжий хвост, все знаем хитрую …


Слайд 3
Загадка:
Повыше кошки рост, живет в норе, в лесу. Пушистый

рыжий хвост, все знаем хитрую …

ЛИСУ
Загадка: Повыше кошки рост, живет в норе, в лесу. Пушистый рыжий хвост, все знаем хитрую …	ЛИСУ


Слайд 4
Са-са-са – вот опять идёт …

Са-са-са – вот опять идёт …


Слайд 5
Сы-сы-сы – прибежали две …

Сы-сы-сы – прибежали две …


Слайд 6
Су-су-су – дети видели …

Су-су-су – дети видели …


Слайд 7
«А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза

всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. Повыбросила всю рыбу и сама ушла»

Русская сказка
«Лисичка-сестричка и волк»
«А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё


Слайд 8
«Тут поднялись наверх все тюлени, моржи и киты и легли

на воду в ряд до самого берега. А лиса по их спинам, как по мосту, побежала»

Корякская сказка
«Хитрая лиса»
«Тут поднялись наверх все тюлени, моржи и киты и легли на


Слайд 9
Сравнение героев сказок

Корякская народная сказка «Хитрая лиса»

Сравнение героев сказокКорякская народная сказка «Хитрая лиса»


Слайд 10
русские
коряки

русскиекоряки


Слайд 11
лес, степь, река, умеренный климат
горы,тундра,
море,
суровые зимы,
короткое лето

лес, степь, река, умеренный климатгоры,тундра,море, суровые зимы, короткое лето


Слайд 12
хитрая,
обманщица, расчётливая,
подлая,
умная
хитрая,
обманщица, расчётливая,
подлая,
умная

хитрая,обманщица, расчётливая,подлая,умнаяхитрая,обманщица, расчётливая,подлая,умная


Слайд 13


Слайд 14
Дик да глуп, так больше бьют.
Не всякий встречный – друг

сердечный.

Беды мучат, да уму учат.

Глупый киснет, а умный всё промыслит.
Дик да глуп, так больше бьют.Не всякий встречный – друг сердечный.Беды


Слайд 15
Было неинтересно и трудно
Участвовал в открытии нового
Всё получилось!

Было неинтересно и трудноУчаствовал в открытии новогоВсё получилось!


Слайд 16
Источники:

« Энциклопедия о животных»
Русские народные сказки о животных
«Лисичка-сестричка

и волк», «Хитрая лиса».
3. Материалы о лисе в русском фольклоре
4. Материалы сайтов:
http://vneuroka.ru/
http://animal-photos.ru/foxes/1655-malenkie-i-golodnye.html
http://avatarko.ru/pic.php?id=57329
ostrovskazok.ru›bolgarskie-skazki/skazki-pro-lisu
http://www.multiskazka.ru/
http://www.youtube.com/watch?v=WQxWXpFkbXw&list=PLZwvWi3HaFP8-mnHq5eGK9s8ygqV92G3e
http://get-tune.xyz/%D0%B2-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8F%D1%85-%D1%83-%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8/

Источники:« Энциклопедия о животных» Русские народные сказки о животных «Лисичка-сестричка и


Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения во 2 классе по УМК «Перспектива»

Цели:

  • познакомить учащихся с корякской народной сказкой «Хитрая лиса»; развивать память, внимание; обогащать словарный запас.
  • Стимулировать желание читать народные сказки.
  • Сформировать представление о том, что народная сказка отражает быт и традиции народа.Цели:
    • познакомить учащихся с корякской народной сказкой «Хитрая лиса»; развивать память, внимание; обогащать словарный запас.
    • Стимулировать желание читать народные сказки.
    • Сформировать представление о том, что народная сказка отражает быт и традиции народа.Цели:
      • познакомить учащихся с корякской народной сказкой «Хитрая лиса»; развивать память, внимание; обогащать словарный запас.
      • Стимулировать желание читать народные сказки.
      • Сформировать представление о том, что народная сказка отражает быт и традиции народа.Цели:
        • познакомить учащихся с корякской народной сказкой «Хитрая лиса»; развивать память, внимание; обогащать словарный запас.
        • Стимулировать желание читать народные сказки.
        • Сформировать представление о том, что народная сказка отражает быт и традиции народа.Цели:
          • познакомить учащихся с корякской народной сказкой «Хитрая лиса»; развивать память, внимание; обогащать словарный запас.
          • Стимулировать желание читать народные сказки.
          • Сформировать представление о том, что народная сказка отражает быт и традиции народа.Цели:
            • познакомить учащихся с корякской народной сказкой «Хитрая лиса»; развивать память, внимание; обогащать словарный запас.
            • Стимулировать желание читать народные сказки.
            • Сформировать представление о том, что народная сказка отражает быт и традиции народа.Цели:
              • познакомить учащихся с корякской народной сказкой «Хитрая лиса»; развивать память, внимание; обогащать словарный запас.
              • Стимулировать желание читать народные сказки.
              • Сформировать представление о том, что народная сказка отражает быт и традиции народа.Цели:
                • познакомить учащихся с корякской народной сказкой «Хитрая лиса»; развивать память, внимание; обогащать словарный запас.
                • Стимулировать желание читать народные сказки.
                • Сформировать представление о том, что народная сказка отражает быт и традиции народа.

22.10.2016 11:54

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

  • Пословицы к сказке птица кахна
  • Пословицы к сказке принцесса на горошине
  • Пословицы к сказке о царе салтане 3 класс
  • Пословицы к сказке морозко 3 класс
  • Пословицы к сказке мальчик с пальчик