Пословицы к сказке птица кахна

Тема: Счастье лучше богатства? (Таджикская народная сказка «Птица Кахна»).

Цель: Формирование понятия «счастья», выработка нравственных качеств и развитие духовного мира ребёнка.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые

УУД

Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональный настрой

 Сегодня урок необычный у нас.

Готов, к нему, вижу, каждый из вас:

Улыбка, уверенность, что ж: «Так держать!»

За парты садитесь, пора начинать.

Личностные УУД:

Формирование    мотивации к учению.

Актуализация знаний

-Как называется раздел, который вы изучаете?

— С какими народными сказками вы уже познакомились?

— Какую сказку изучали на прошлом уроке?

Проверка домашнего задания

Пересказ сказки « Жаба-королева»  

Ребята, на доске записаны слова и словосочетания. Они встретятся нам на уроке. Давайте подготовимся их читать.

  • Сначала ученики читают про себя. 
  • Читают хором

В каком словаре можно прочитать толкование слов?

Поутру — утром

Выуживать – вытаскивать что- либо, вытаскивать удочкой

Вырученные деньги полученные от продажи чего-нибудь деньги.

Жить впроголодь — питаясь не досыта, испытывая голод

Нуждаться – жить в бедности

Глашатай – человек, объявляющий в старину людям важные известия

Падишах – правитель

Лекарь — врач

Не шелохнуться — не шевельнуться

Кому не понятно значение слов? Кто может объяснить?

Народные сказки

Семь Симеонов, Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо.

Пересказ

Читают

Растолковывают значение слов

Коммуникативные УУД:

— умение оформлять свои

мысли в устной форме,

эффективное

сотрудничество с учителем,

формирование умения слушать и понимать других.

Познавательные УУД:

— систематизация и

обобщение полученной

ранее информации.

Регулятивные УУД:

умение высказывать своё

предположение на основе работы с материалом.

 Определение темы урока.

Постановка учебной проблемы

Работа с текстом  до чтения

 Откройте учебники с.50

Посмотрите на произведение, с которым мы сегодня познакомимся.

Скажите, к какому жанру оно относится?

Какую еще информацию вы можете вычитать об этом произведении?

Почему она  народная?

Как называется сказка?

Что вы узнали из заглавия, какие вопросы у вас возникли?

Посмотрите на иллюстрации к этому произведению.

Предположите, какие события могут произойти в сказке?

 Посмотрите и прочитайте тему нашего урока.

Как считаете, что лучше счастье или богатство?

Что ж, давайте познакомимся с этим  произведением и проверим наши предположения.

Сказка «Птица Кахна»

Высказывают свои предполажения

Познавательные УУД

Находить ответы на вопросы в тексте.

Формирование умения извлекать информацию

Регулятивные УУД

 Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке.Учиться работать по предложенному учителем плану.

Открытие детьми нового знания

Комбинированное чтение

(1 и 2 часть –учитель, 3-я ученики)

Вопросы по содержанию и частям.

1 часть

— Как жил старик-рыболов со своей женой до встречи с птицей Кахна?

— Как старик стал жить после встречи с птицей?

2 часть

Зачем понадобилась птица падишаху?

3 часть

Почему не удалось поймать птицу Кахна?

-Посмотрите на стр. 53. Какой момент проиллюстрировал художник? Найдите этот момент в тексте и прочитайте.

— Почему так страшно закончилась его история?

Сначала бедно, а потом богато

Для того, чтобы вылечиться.

Она волшебная, сильная.

Читают с.53

Регулятивные УУД:

Высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстом

Познавательные УУД

Прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам, ориентируются в учебнике, словаре.

Коммуникативные УУД:

Формируем умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

Физ.минутка

(человечки и глаза)

Анализ произведения. Работа над текстом произведения.

Первичное закрепление.

Повторное чтение (по цепочке, ученики)

Составление плана (запись на доске):

  1. Встреча с птицей Кахна.
  2. Предложение падишаха.
  3. Поимка птицы.

Встреча с птицей Кахна.

-Какую рыбу он приносил с рыбалки?

— Что он с ней делал?

    — Почему старик-рыболов разбогател?

Предложение падишаха.

— О чем услышал рыболов на базаре?

— Почему глашатай заметил старика и потащил его к падишаху?

— Каким образом предложил старик поймать птицу?

Поимка птицы.

— Почему птица спустилась к старику?

— О чем она подумала?

-Как получилось, что старик и слуги повисли в воздухе?

Работа над характеристикой героя

Эти три  части, помогают нам  понять,  какими человеческими качествами обладали главные герои

Переверните листочки. Прочитайте. Соедините линиями слова, характеризующие человеческие качества, какими обладала Кахна,  а какими – старик-рыболов.

                         Злость

             Хитрость

Кахна                  Лень          Старик-рыболов        

          Трудолюбие

            Жадность

                           Честность

                         Спокойствие

       ________________

      _________________

А кто сможет,  напишите еще несколько своих качеств, которые характеризуют этих героев.

Приведите примеры из сказки.

Проверка по слайду2!!!

Отвечают на вопросы.

Познавательные УУД

Формирование умения на основе анализа объекта делать выводы.

Находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; структурируют знания.

Коммуникативные УУД:

Воспринимают текст с учетом поставленной задачи,  находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; аргументируют собственную позицию, получают нужную информацию. Развиваем умение слушать и понимать речь других. Выразительно читать

Регулятивные УУД:

Самостоятельно оценивают правильность выполненных действий.

Физ.минутка

(музыкальная) Закрыть глаза, послушать музыку и представить птицу Кахна.

Рефлексия 

Работа с текстом после чтения

Предполагали ли вы, что такой будет концовка произведения?

А какой конец представляли вы?

Какие уроки извлекли? Чему учит эта сказка?

Назовите главную мысль этой сказки (сказка учит доброте и честности)

Почему сказки разных народов иногда похожи?

Как вы думаете, на какую русскую народную сказку похожа эта сказка?(Сказка о рыбаке и рыбке) Слайд 3

Она авторская или народная?  Кто автор?

Что же все-таки лучше: счастье или богатство?

Понравилась ли вам сказка? Чем?

Прочитайте пословицы. Слайд 4

Как вы считаете, какая пословица больше  подходит к нашей сказке?

С добрым жить хорошо

Жизнь дана на добрые дела

Невозможно на чужом несчастье построить собственное счастье

Делай другим добро – будешь сам без беды

Плохо тому, кто добра не делает никому.

А закончить урок я хочу пожеланием, чтобы в ваших сердцах было только добро. Слайд 5.

Познавательные УУД

Находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; структурируют знания.

Коммуникативные УУД:

 Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД:

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Домашнее задание.

Пересказ по плану.

По желанию нарисовать иллюстрацию к сказке.

Слайд 1Презентация на тему: «Птица Кахна»
Подготовила:
ученица 3А класса
Юсупова Галия
Учитель:
Сания Фяритовна

Презентация на тему: «Птица Кахна»Подготовила: ученица 3А классаЮсупова Галия Учитель: Сания Фяритовна


Слайд 2Цели:
Узнать, когда была создана данная сказка

Главная мысль сказки

Составить план событий, происходящих

Цели:Узнать, когда была создана данная сказка Главная мысль сказки  Составить план событий, происходящих в данном произведении


Слайд 3Введение
Главные герои сказок своими поступками и действиями помогают нам отличить добро

от зла, правду ото лжи, а также разобраться важнейших вопросах морали и нравственности. Не исключение и таджикская народная сказка птица «Кахна». Она повествует о бедном старике, который живет  вместе со своей женой впроголодь. Он каждый день он ходит на реку на рыбалку, где сидит с утра до ночи, пытаясь поймать большой улов.

ВведениеГлавные герои сказок своими поступками и действиями помогают нам отличить добро от зла, правду ото лжи, а


Слайд 4Несмотря на это ему удается выудить только 1-2 маленькие рыбки. Его

жизнь – это ежедневная борьба за существование, весь день, выуживая рыбу и продавая ее на базаре, он не может принести к вечернему столу ничего больше куска хлеба. Но в один прекрасный день свершается чудо: добрая птица, увидев его каждодневные муки, проявила сочувствие и жалость, она решает помочь бедному старику закончить его жизнь в крайней бедности. Великая птица совершенно бескорыстно каждую ночь  начинает приносить ему по огромной рыбе, чтобы он и его жена перестали голодать.

Несмотря на это ему удается выудить только 1-2 маленькие рыбки. Его жизнь – это ежедневная борьба за


Слайд 5Создание сказки
Сказка «Птица Кахна» является таджикской народной сказкой. Поэтому, создали ее

жители замечательного Таджикистана.
Я думаю, что эта сказка была как легенда, и каждый род рассказывал ее своим детям, достигшим своего возраста.

Создание сказкиСказка «Птица Кахна» является таджикской народной сказкой. Поэтому, создали ее жители замечательного Таджикистана.Я думаю, что эта


Слайд 6Главная мысль произведения:
Главная мысль сказки «Птица Кахна» — Птица Кахна –  самый

положительный герой это сказки. Она воплощает собой добро, благородство и совершенство, способна на самые высокие человеческие качества – сострадание и бескорыстную любовь. Автор сделал своего самого доброго героя с крыльями, что подчеркивает его сходство с ангелом. И действительно, она становится ангелом-хранителем старика, помогая избежать ему страшной нужды и голода.

Главная мысль произведения:Главная мысль сказки «Птица Кахна» — Птица Кахна –  самый положительный герой это сказки. Она воплощает


Слайд 7План сказки:
1) «Рыбак и птица Кахна.»
2) «Старик предал птицу.»
3) «Старик попытался

поймать птицу.»
4) «Птица улетела»

План сказки:1) «Рыбак и птица Кахна.» 2) «Старик предал птицу.» 3) «Старик попытался поймать птицу.» 4) «Птица


Слайд 8Вывод:
Обманом, предательством и лицемерием старик пытался стать счастливее и богаче. Но

его попытки оказались  тщетны, потому что счастье достигается только путем усердного труда. Пытаясь легким и быстрым способом добыть несметные сокровища, старик соглашается сделать злодеяние, которое противно человеческой морали и нравственности.  Если бы старик отплатил птице добром на добро, он стал бы намного счастливее. Ведь нет ничего приятнее, чем бескорыстно, не ища материальной выгоды, помогать своему ближнему.  И мудрая птица это понимала.

Вывод:Обманом, предательством и лицемерием старик пытался стать счастливее и богаче. Но его попытки оказались  тщетны, потому что


Слайд 9Автор данной презентации:
Юсупова Галия

Автор данной презентации: Юсупова Галия


Главная мысль сказки Птица КахнаГлавные герои сказок своими поступками и действиями помогают нам отличить добро от зла, правду ото лжи, а также разобраться важнейших вопросах морали и нравственности. Не исключение и таджикская народная сказка птица «Кахна». Она повествует о бедном старике, который живет  вместе со своей женой впроголодь. Он каждый день он ходит на реку на рыбалку, где сидит с утра до ночи, пытаясь поймать большой улов.

Несмотря на это ему удается выудить только 1-2 маленькие рыбки. Его жизнь – это ежедневная борьба за существование, весь день, выуживая рыбу и продавая ее на базаре, он не может принести к вечернему столу ничего больше куска хлеба. Но в один прекрасный день свершается чудо: добрая птица, увидев его каждодневные муки, проявила сочувствие и жалость, она решает помочь бедному старику закончить его жизнь в крайней бедности. Великая птица совершенно бескорыстно каждую ночь  начинает приносить ему по огромной рыбе, чтобы он и его жена перестали голодать.

Главная мысль сказки “Птица Кахна” – Птица Кахна –  самый положительный герой это сказки. Она воплощает собой добро, благородство и совершенство, способна на самые высокие человеческие качества – сострадание и бескорыстную любовь. Автор сделал своего самого доброго героя с крыльями, что подчеркивает его сходство с ангелом. И действительно, она становится ангелом-хранителем старика, помогая избежать ему страшной нужды и голода.Птица Кахна план сказки

Старик был счастлив: он смог купить себе и жене дом и сад, наконец-то его перестал томить ежедневный голод. Но счастлив он был только первое время, потом это все вошло в обыденность, и он забыл свои тяжелые времена. Каждый день он ходил на базар, где продавал большую рыбу, принесенную великой птицей. И однажды туда пришел ослепший глашатай падишаха, который уверял, что спасти от слепоты его может только кровь птицы Кахна, и что тому, что поможет ее найти, он отдаст половину королевства и дочь. Старик думал о том, чтобы промолчать, вспомнил все хорошее, что сделала ему Кахна. Но в сложном выборе между добром и злом, старик принимает сторону зла. Он решает, зачем ему нужна птица, которая дает только одну (пусть и большую) рыбу в день, когда он может получить половину королевства. Корыстные цели и жажду наживы он ставит наперевес дружбе и добродетели.

Альтруистический порыв птицы Канхи был забыт, он решает ответить на добро злом, и соглашается поймать, убить того, кто спас его от нищеты. Даже несмотря на то, что он и его жена перестали голодать или более того, получили крышу над головой и собственный сад, старику захотелось еще большего. И он даже не брезгует самыми страшными пороками на земле предательством и убийством.

Рассказав в о птице и ее размерах, старик предупредил, что он не сможет справиться один. Глашатай падишаха приказал еще 400 людям сопровождать старика. Старик приготовил для птицы угощение, но только для того, чтобы заманить ее. Несмотря на то, что каждую ночь птица приносила ему огромную рыбу – это был первый раз, когда старик собрался ее «отблагодарить». Лицемерием и ложью,  он заманивает ее слететь с ветки и подойти поближе. За спиной у прекрасного существа, которое единственное подало ему руку в трудной жизненной ситуации – он задумывает предательство.Птица Кахна

Птица Кахна подошла, собираясь попробовать приготовленное специально для нее блюдо. Когда старик и 400 человек попытались схватить ее – она все-таки оказалась сильнее, подняла их, после чего все они упали, разбившись о камни. Совершенное им  зло к нему вернулось, и старик умирает сам, а вместе с ним еще 400 человек, которые по приказу пошли совершать убийство.

Старик заплатил своей жизнью за свой злой замысел и предательство.  Его смерть – достойный финал истории. Невозможно на чужом несчастье построить собственное счастье, только наоборот.

Возможно, это естественное качество человека – желать всегда большего, но нужно осознавать, что жадность – это грех, а за грех нужно платить. И платить придется хотя бы тем, что, сколько бы богатства не было у человека, ему всегда будет мало, и эта бесконечная жажда все больших благ будет раздирать человека изнутри. Даже если бы старик получил половину королевства, он потом захотел бы получить целое королевство и так до бесконечности. Алчность невозможно насытить, можно только получить временную радость от обладания богатством, которая после начинает приедаться, переставая доставлять удовольствие.

Обманом, предательством и лицемерием старик пытался стать счастливее и богаче. Но его попытки оказались  тщетны, потому что счастье достигается только путем усердного труда. Пытаясь легким и быстрым способом добыть несметные сокровища, старик соглашается сделать злодеяние, которое противно человеческой морали и нравственности.  Если бы старик отплатил птице добром на добро, он стал бы намного счастливее. Ведь нет ничего приятнее, чем бескорыстно, не ища материальной выгоды, помогать своему ближнему.  И мудрая птица это понимала.

  • Пословицы к сказке принцесса на горошине
  • Пословицы к сказке о царе салтане 3 класс
  • Пословицы к сказке морозко 3 класс
  • Пословицы к сказке мальчик с пальчик
  • Пословицы к сказке льва толстого два брата