Пословицы к сказке старик годовик

Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Владимир Иванович Даль
Старик-годовик. Сказки. Загадки. Пословицы. Игры

© Халтурин И. И., составление, насл., 2022

© Власова А. Ю., ил., 2022

© ООО «Издательство АСТ», 2022

* * *

Владимир Иванович Даль (1801–1872) – русский писатель и собиратель фольклора, создатель знаменитого толкового словаря русского языка, который больше 150 лет не теряет своей актуальности.

Владимир Иванович родился в 1801 году в Луганске, в южной части Российской империи. Отец писателя был по происхождению датчанин, но настоящей своей родиной считал Россию. Эта любовь к России и её культуре сопровождала всю жизнь и Владимира Даля.

В 1826 году Владимир Иванович поступил в Дерптский университет, чтобы выучиться на врача. Даль ещё не успел закончить университет, когда началась война с турками, и ему пришлось отправиться на фронт в качестве военного врача. За годы войны Владимир Даль показал себя настоящим героем и невероятным профессионалом своего дела. Ежедневно спасая жизни солдат со всей страны, он подмечал их языковые особенности. Слова, которые казались ему необычными, он записывал на специальных карточках. Карточек накопилось столько, что писатель возил их за собой в огромных мешках на верблюде.

В 1832 году Владимир Даль опубликовал свой первый масштабный литературный труд – «Русские сказки». Переложив на бумагу устные народные предания и разукрасив их поговорками, Даль совершил огромный прорыв в области изучения русского фольклора.

Многие поклонники литературы высоко оценили «Русские сказки». Среди них был поэт Александр Пушкин, который сам считал себя неплохим сказочником, но перед талантом Даля преклонялся. Два литератора так подружились, что вместе совершили несколько этнографических поездок по России.

Получив от родителей большие способности к изучению языков, Владимир Иванович освоил языки народов, населяющих Россию. Так ему удалось создать несколько сборников сказок, пословиц и поговорок, записанных им в самых разных уголках нашей огромной державы. «Толковый словарь великорусского языка», главное детище писателя, – это самое полное собрание значений русских слов, которое и по сей день является настольной книгой великих писателей, учёных и, конечно же, детей, изучающих родной язык.

Старик-годовик
Сказка

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая – чёрная. Махнёт птица раз – станет светлым-светло, махнёт другой – станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Какие это четыре крыла у каждой птицы?

Какие семь перьев в каждом крыле?

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – чёрная?

Загадки

Что выше лесу?

(Солнышко)

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

(Месяц)

Вся дорожка обсыпана горошком.

(Звёзды на небе)

Сестра к брату в гости идёт, а он от неё пятится.

(День и ночь)

Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером.

(Ночь)

Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает.

(Снег)

Девочка снегурочка
Сказка

Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник, посмотреть на чужих ребят, как они из снега комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек да и говорит:

– А что, старуха, кабы у нас с тобой была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая!

Старуха на комочек посмотрела, головой покачала да и говорит:

– Что ж будешь делать – нет, так и взять негде.

Однако старик принёс комочек снегу в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой[1]1

  Ветошка – старая ткань.

[Закрыть]

и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять. Вот и слышат старики – пищит что-то в горшочке под ветошкой; они к окну – глядь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, и говорит им:

– Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.

Вот старики обрадовались, вынули её, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик, завернув Снегурочку в полотенечко, стал её нянчить и пестовать[2]2

  Пестовать – нянчить малышей.

[Закрыть]

:

 

Спи, наша Снегурочка,
Сдобная кокурочка[3]3

  Кокурочка – булочка.

[Закрыть]

,
Из вешнего снегу скатана,
Вешним солнышком пригретая!
Мы тебя станем поить,
Мы тебя станем кормить,
В цветно платье рядить,
Уму-разуму учить!

Вот и растёт Снегурочка на радость старикам, да такая-то умная, такая-то разумная, что такие только в сказках живут, а взаправду не бывают.

Всё шло у стариков как по маслу: и в избе хорошо, и на дворе неплохо, скотинка зиму перезимовала, птицу выпустили на двор. Вот как перевели птицу из избы в хлев, тут и случилась беда: пришла к стариковой Жучке лиса, прикинулась больной и ну Жучку умаливать, тоненьким голосом упрашивать:

– Жученька, Жучок, беленькие ножки, шёлковый хвостик, пусти в хлевушок погреться!

Жучка, весь день за стариком по лесу пробегавши, не знала, что старуха птицу в хлев загнала, сжалилась над больной лисой и пустила её туда. А лиска двух кур задушила да домой утащила. Как узнал про это старик, так Жучку прибил и со двора согнал.

– Иди, – говорит, – куда хочешь, а мне ты в сторожа не годишься!

Вот и пошла Жучка, плача, со старикова двора, а пожалели о Жучке только старушка да девочка Снегурочка.

Пришло лето, стали ягоды поспевать, вот и зовут подружки Снегурочку в лес по ягодки. Старики и слышать не хотят, не пускают. Стали девочки обещать, что Снегурочки они из рук не выпустят, да и Снегурочка сама просится ягодок побрать да на лес посмотреть. Отпустили её старики, дали кузовок да пирожка кусок.

Вот и побежали девчонки со Снегурочкой под ручки, а как в лес пришли да увидали ягоды, так все про всё позабыли, разбежались по сторонам, ягодки берут да аукаются, в лесу друг дружке голоса подают.

Ягод понабрали, а Снегурочку в лесу потеряли. Стала Снегурочка голос подавать – никто ей не откликается. Заплакала бедняжка, пошла дорогу искать, хуже того заплуталась; вот и влезла на дерево и кричит: «Ау! Ау!»

Идёт медведь, хворост трещит, кусты гнутся:

– О чём, девица, плачешь, о чём, красная, рыдаешь?

– Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнцем подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки, в лес завели и покинули!

– Слезай, – сказал медведь, – я тебя домой доведу!

– Нет, медведь, – отвечала девочка Снегурочка, – я не пойду с тобой, я боюсь тебя – ты съешь меня!

Медведь ушёл.

Бежит серый волк:

– Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?

– Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!

– Слезай, – сказал волк, – я доведу тебя до дому!

– Нет, волк, я не пойду с тобой, я боюсь тебя – ты съешь меня!

Волк ушёл. Идёт Лиса Патрикеевна:

– Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?

– Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!

– Ах, красавица! Ах, умница! Ах, горемычная моя! Слезай скорёхонько, я тебя до дому доведу!

– Нет, лиса, льстивы твои слова, я боюся тебя – ты меня к волку заведёшь, ты медведю отдашь… Не пойду я с тобой!

Стала лиса вокруг дерева обхаживать, на девочку Снегурочку поглядывать, с дерева её сманивать, а девочка не идёт.

– Гам, гам, гам! – залаяла собака в лесу.

А девочка Снегурочка закричала:

– Ау-ау, Жученька! Ау-ау, милая! Я здесь – девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подруженьки у дедушки, у бабушки в лес по ягодки, в лес завели да и покинули. Хотел меня медведь унести, я не пошла с ним; хотел волк увести, я отказала ему; хотела лиса сманить, я в обман не далась; а с тобой, Жучка, пойду!

Вот как услыхала лиса собачий лай, так махнула пушняком[4]4

  Махнула пушняком – махнула хвостом.

[Закрыть]

своим и была такова!

Снегурочка с дерева слезла, Жучка подбежала, её лобызала, всё личико облизала и повела домой.

Стоит медведь за пнём, волк на прогалине, лиса по кустам шныряет.

Жучка лает, заливается, все её боятся, никто не приступается.

Пришли они домой; старики с радости заплакали. Снегурочку напоили, накормили, спать уложили, одеяльцем накрыли:

 

Спи, наша Снегурочка,
Сдобная кокурочка,
Из вешнего снегу скатана,
Вешним солнышком пригретая!
Мы тебя станем поить,
Мы тебя станем кормить,
В цветно платье рядить,
Уму-разуму учить!

Жучку простили, молоком напоили, приняли в милость, на старое место приставили, стеречь двор заставили.

Пословицы

Волка бояться – в лес не ходить.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Не учи безделью, а учи рукоделью.

Загадки

Скатерть бе́ла весь свет одела.

(Снег)

Мостится мост без досок, без топора, без клина.

(Лёд)

Журавль и цапля
Сказка

Летала сова – весёлая голова; вот она летела, летела да и села, головой повертела, по сторонам посмотрела, снялась и опять полетела; летала, летала да села, головой повертела, по сторонам посмотрела, а глаза у неё как плошки, не видят ни крошки!

Это не сказка, это присказка, а сказка впереди.

Пришла весна по зиму и ну её солнышком гнать-допекать, а травку-муравку из земли вызывать; высыпала-выбежала травка на солнышко поглядеть, вынесла цветы первые – подснежные: и голубые, и белые, сине-алые и жёлто-серые.

Потянулась из-за моря перелётная птица: гуси да лебеди, журавли да цапли, кулики да утки, певчие пташки и хвастунья-синичка. Все слетелись к нам на Русь гнёзда вить, семьями жить. Вот разошлись они по своим краям: по степям, по лесам, по болотам, по ручьям.

Стоит журавль один в поле, по сторонам всё поглядывает, головушку поглаживает, а сам думает: «Надо-де мне хозяйством обзавестись, гнездо свить да хозяюшку добыть».

Вот свил он гнездо вплоть у болота, а в болоте, в кочкарнике, сидит долгоносая-долгоносая цапля, сидит, на журавля поглядывает да про себя посмеивается: «Ведь уродился же неуклюжий какой!»

Тем временем надумался журавль: «Дай, говорит, посватаю цаплю, она в наш род пошла: и клюв наш, и на ногах высока». Вот и пошёл он неторёной дорожкой по болоту: тяп да тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; вот он упрётся клювом – хвост вытащит, а клюв увязнет; клюв вытащит – хвост увязнет; насилу до цаплиной кочки дошёл, поглядел в тростник и спрашивает:

– А дома ли сударушка-цапля?

– Здесь она. Что надо? – ответила цапля.

– Иди за меня замуж, – сказал журавль.

– Как не так, пойду я за тебя, за долговязого: на тебе и платье короткое, и сам ты пешком гуляешь, скупо живёшь, меня на гнезде с голоду уморишь!

Слова эти показались журавлю обидными. Молча он повернул да и пошёл домой: тяп да тяп, тяп да тяп.

Цапля, сидючи дома, пораздумалась: «А что ж, и вправду, для чего я ему отказала, нешто мне лучше жить одной? Он хорошего роду, зовут его щегольком, ходит с хохолком; пойду к нему доброе слово перемолвить».

Пошла цапля, а путь по болоту не близок: то одну ногу увязит, то другую. Одну вытащит – другую увязит. Крылышко вытащит – клюв засадит; ну пришла и говорит:

– Журавль, я иду за тебя!

– Нет, цапля, – говорит ей журавль, – уж я раздумал, не хочу на тебе жениться. Иди туда, откуда пришла!

Стыдно стало цапле, закрылась она крылышком и пошла к своей кочке; а журавль, глядя за нею, пожалел, что отказал; вот он выскочил из гнезда и пошёл следом за нею болото месить. Приходит и говорит:

– Ну, так уж быть, цапля, я беру тебя за себя.

А цапля сидит сердитая-пресердитая и говорить с журавлём не хочет.

– Слышь, сударыня-цапля, я беру тебя за себя, – повторил журавль.

– Ты берёшь, да я не иду, – отвечала она.

Нечего делать, пошёл опять журавль домой. «Этакая нравная, – подумал он, – теперь ни за что не возьму её!»

Уселся журавль в траве и глядеть не хочет в ту сторону, где цапля живёт. А та опять передумала: «Лучше жить вдвоём, чем одной. Пойду помирюсь с ним и выйду за него».

Вот и пошла опять ковылять по болоту. Путь до журавля долог, болото вязко: то одну ножку увязит, то другую. Крылышко вытащит – клюв засадит; насилу добралась до журавлиного гнезда и говорит:

– Журонька, послушай-ка, так и быть, я иду за тебя!

А журавль ей в ответ:

– Нейдёт Федора за Егора, а и пошла бы Федора за Егора, да Егор не берёт.

Сказав такие слова, журавль отвернулся. Цапля ушла.

Думал, думал журавль да опять пожалел, для чего было ему не согласиться взять за себя цаплю, пока та сама хотела; встал скорёхонько и пошёл опять по болоту: тяп, тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; вот упрётся он клювом, хвост вытащит – клюв увязит, а клюв вытащит – хвост увязнет.

Вот так-то и по сию пору ходят они друг за дружкой; дорожку проторили, а пива не сварили.

Пословицы

Под лежачий камень и вода не течёт.

Труд человека кормит, а лень портит.

Дело мастера боится.

Загадки

Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.

(Речные берега)

Один говорит: «Побежим, побежим».

Другой говорит: «Постоим, постоим».

Третий говорит: «Пошатаемся, пошатаемся».

(Вода, берег, трава)

Скороговорка

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:

– Ха-ха-ха-ха-ха!

Полетушки
Игра

Все дети садятся вокруг стола и кладут по пальцу на стол.

Вожак начинает игру, называет какую-нибудь птицу либо летучее насекомое, а назвав его, подымает палец вверх и быстро опускает его на стол.

Дети должны делать то же. Если же кто прозевает лететь, то есть поднять или опустить палец, или полетит, когда вожак обманывает, называя нелетучую тварь или вещь, то даёт залог. Залоги после разыгрываются.

Вот пример. Вожак, подымая палец, говорит:

– Сова летит, сама летит!

Дети подымают и опускают пальцы.

– Петушок летит, кочеток летит!

Пальцы подымаются и опускаются.

– Козелок летит! – говорит вожак, подымая и опуская палец.

Кто из детей полетел с козелком, тот даёт залог.

Война грибов с ягодами
Сказка

Красным летом всего в лесу много – и грибов всяких, и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и чёрной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прёт, на ягоды гневается: «Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в чести, в почёте, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, – думает боровик, всем грибам голова, – нас, грибов, сила великая – пригнетём, задушим её, сладкую ягоду!»

Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы созывать, стал помочь скликать:

– Идите вы, волнушки, выступайте на войну!

Отказалися волнушки:

– Мы все старые старушки, не повинны на войну.

– Идите вы, опёнки!

Отказалися опёнки:

– У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!

– Эй вы, сморчки! – крикнул гриб-боровик. – Снаряжайтесь на войну!

Отказались сморчки; говорят:

– Мы старички, уж куда нам на войну!

Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом:

– Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!

Откликнулись грузди с подгруздками:

– Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы её шапками закидаем, пятой затопчем!

Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается.

«Ну, быть беде», – думает зелёная травка.

А на ту пору пришла с коробом в лес тётка Варвара – широкие карманы. Увидав великую груздевую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть. Набрала его полным-полнёшенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки – в кадушки, опёнки – в бочонки, сморчки – в бурачки, груздки – в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку; его пронизали, высушили да и продали.

С той поры перестал гриб с ягодою воевать.

Пословицы

Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.

Молодец на овец, а на молодца и сам овца.

У страха глаза что плошки, а не видят ни крошки.

Смелость города берёт.

Загадка

Маленький-удаленький сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл.

(Гриб)

Кузовок
Игра

Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:

– Вот тебе кузовок, клади в него что есть на «ок», обмолвишься – отдашь залог.

Дети по очереди говорят слова в рифму на «ок»: «Я положу в кузовок клубок; а я платок; я замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок» и проч.

По окончании разыгрываются залоги: покрывают корзинку, и один из детей спрашивает:

– Чей залог вынется, что тому делать?

Дети по очереди назначают каждому залогу выкуп – например, попрыгать по комнате на одной ножке или в четырёх углах дело поделать: в одном постоять, в другом поплясать, в третьем поплакать, в четвёртом посмеяться; или басенку сказать, загадку загадать, или сказочку рассказать, или песенку спеть.

Лиса и медведь
Сказка

Жила-была кума-Лиса; надоело Лисе на старости самой о себе промышлять, вот и пришла она к Медведю и стала проситься в жилички:

– Впусти меня, Михайло Потапыч, я лиса старая, учёная, места займу немного, не объем, не обопью, разве только после тебя поживлюсь, косточки огложу.

Медведь, долго не думав, согласился. Перешла Лиса на житьё к Медведю и стала осматривать да обнюхивать, где что у него лежит. Мишенька жил с запасом, сам досыта наедался и Лисоньку хорошо кормил. Вот заприметила она в сенцах на полочке кадочку с мёдом, а Лиса, что Медведь, любит сладко поесть; лежит она ночью да и думает, как бы ей уйти да медку полизать; лежит, хвостиком постукивает да Медведя спрашивает:

– Мишенька, никак кто-то к нам стучится?

Прислушался Медведь.

– И то, – говорит, – стучат.

– Это, знать, за мной, за старой лекаркой, пришли.

– Ну что ж, – сказал Медведь, – иди.

– Ох, куманёк, что-то не хочется вставать!

– Ну, ну, ступай, – понукал Мишка, – я и дверей за тобой не стану запирать.

Лиса заохала, слезла с печи, а как за дверь вышла, откуда и прыть взялась! Вскарабкалась на полку и ну починать[5]5

  Починать – начинать дело.

[Закрыть]

кадочку; ела, ела, всю верхушку съела, досыта наелась; закрыла кадочку ветошкой, прикрыла кружком, заложила камешком, всё прибрала, как у Медведя было, и воротилась в избу как ни в чём не бывало.

Медведь её спрашивает:

– Что, кума, далеко ль ходила?

– Близёхонько, куманёк; звали соседки, ребёнок у них захворал.

– Что же, полегчало?

– Полегчало.

– А как зовут ребёнка?

– Верхушечкой, куманёк.

– Не слыхал такого имени, – сказал Медведь.

– И-и, куманёк, мало ли чудных имён на свете живёт!

Медведь уснул, и Лиса уснула.

Понравился Лисе медок, вот и на другую ночку лежит, хвостом об лавку постукивает:

– Мишенька, никак опять кто-то к нам стучится?

Прислушался Медведь и говорит:

– И то кума, стучат!

– Это, знать, за мной пришли!

– Ну что же, кумушка, иди, – сказал Медведь.

– Ох, куманёк, что-то не хочется вставать, старые косточки ломать!

– Ну, ну, ступай, – понукал Медведь, – я и дверей за тобой не стану запирать.

Лиса заохала, слезая с печи, поплелась к дверям, а как за дверь вышла, откуда и прыть взялась! Вскарабкалась на полку, добралась до мёду, ела, ела, всю серёдку съела; наевшись досыта, закрыла кадочку тряпочкой, прикрыла кружком, заложила камешком, всё, как надо, убрала и вернулась в избу.

А Медведь её спрашивает:

– Далеко ль, кума, ходила?

– Близёхонько, куманёк. Соседи звали, у них ребёнок захворал.

– Что ж, полегчало?

– Полегчало.

– А как зовут ребёнка?

– Серёдочкой, куманёк.

– Не слыхал такого имени, – сказал Медведь.

– И-и, куманёк, мало ли чудных имён на свете живёт! – отвечала Лиса.

С тем оба и заснули.

Понравился Лисе медок; вот и на третью ночь лежит, хвостиком постукивает да сама Медведя спрашивает:

– Мишенька, никак, опять к нам кто-то стучится?

Послушал Медведь и говорит:

– И то, кума, стучат.

– Это, знать, за мной пришли.

– Что же, кума, иди, коли зовут, – сказал Медведь.

– Ох, куманёк, что-то не хочется вставать, старые косточки ломать! Сам видишь – ни одной ночки соснуть не дают!

– Ну, ну, вставай, – понукал Медведь, – я и дверей за тобой не стану запирать.

Лиса заохала, закряхтела, слезла с печи и поплелась к дверям, а как за дверь вышла, откуда и прыть взялась! Вскарабкалась на полку и принялась за кадочку; ела, ела, все последки съела; наевшись досыта, закрыла кадочку тряпочкой, прикрыла кружком, заложила камешком и всё, как надо быть, убрала. Вернувшись в избу, она залезла на печь и свернулась калачиком.

А Медведь стал Лису спрашивать:

– Далеко ль, кума, ходила?

– Близёхонько, куманёк. Звали соседи ребёнка полечить.

– Что ж, полегчало?

– Полегчало.

– А как зовут ребёнка?

– Последышком, куманёк, Последышком, Потапович!

– Не слыхал такого имени, – сказал Медведь.

– И-и, куманёк, мало ли чудных имён на свете живёт!

Медведь заснул, и Лиса уснула.

Вдолге ли, вкоротке ли, захотелось опять Лисе мёду – ведь Лиса сластёна, – вот и прикинулась она больной: кахи да кахи, покою не даёт Медведю, всю ночь прокашляла.

– Кумушка, – говорит Медведь, – хоть бы чем ни на есть полечилась.

– Ох, куманёк, есть у меня снадобьеце, только бы медку в него подбавить, и всё как есть рукой сымет.

Встал Мишка с полатей и вышел в сени, снял кадку – ан кадка пуста!

– Куда девался мёд? – заревел Медведь. – Кума, это твоих рук дело!

Лиса так закашлялась, что и ответа не дала.

– Кума, кто съел мёд?

– Какой мёд?

– Да мой, что в кадочке был!

– Коли твой был, так, значит, ты и съел, – отвечала Лиса.

– Нет, – сказал Медведь, – я его не ел, всё про случай берёг; это, знать, ты, кума, сшалила?

– Ах ты, обидчик этакий! Зазвал меня, бедную сироту, к себе да и хочешь со свету сжить! Нет, друг, не на такую напал! Я, лиса, мигом виноватого узнаю, разведаю, кто мёд съел.

Вот Медведь обрадовался и говорит:

– Пожалуйста, кумушка, разведай!

– Ну что ж, ляжем против солнца – у кого мёд из живота вытопится, тот его и съел.

Вот легли, солнышко их пригрело. Медведь захрапел, а Лисонька – скорее домой: соскребла последний медок из кадки, вымазала им Медведя, а сама, умыв лапки, ну Мишеньку будить.

– Вставай, вора нашла! Я вора нашла! – кричит в ухо Медведю Лиса.

– Где? – заревел Мишка.

– Да вот где, – сказала Лиса и показала Мишке, что у него всё брюхо в меду.

Мишка сел, протёр глаза, провёл лапой по животу – лапа так и льнёт, а Лиса его корит:

– Вот видишь, Михайло Потапович, солнышко-то мёд из тебя вытопило! Вперёд, куманёк, своей вины на другого не сваливай!

Сказав это, Лиска махнула хвостом, только Медведь и видел её.

Урок родной литературы

« Сказка-загадка»

(по сказке В. Даля «Старик-годовик»)

Цель:

формировать целостное представление о годичном круге на примере сказки-загадки В.Даля «Старик-годовик»;

Задачи:

— познакомить учащихся с новым произведением, личностью В. И.Даля, его работой по собиранию пословиц и поговорок;

— развивать умения чтения и анализа художественных произведений;

— воспитывать любовь к родному языку, природе, русскому народному творчеству.

Музыкальное сопровождение: «Времена года» П.И.Чайковский – аудиозапись, сказка «Старик-годовик» — аудиозапись.

Мультимедийное приложение: презентация

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Введение в тему. Постановка учебных задач перед детьми.

1) Задание:

Сейчас я зачитаю вам тексты, слушайте их внимательно и разбейте  тексты на две группы. Дайте названия каждой группе текстов. Почему вы их так разделили? По каким признакам? (На работу 4 минуты.)

1. Гладишь – ласкается,
дразнишь – кусается.
На цепи сидит, дом сторожит.

2.  Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла – молочка принесла.
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка – во сыру землю!

3. Шубка – иголки,
Свернётся – он колкий,
Рукой не возьмёшь.
Кто это?

4. Потом женщина пошла домой и посадила ячмённое зёрнышко в цветочный горшочек. Только она его посадила, зёрнышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.

На какие группы вы разбили тексты?  (Сказки и загадки)

2) Игра «Доскажи словечко»

На уроке мы ребятки,
Отгадали все … (загадки).

Не спеши катать салазки,
А послушай лучше …(сказки)

3) А может ли быть такое, что произведение  одновременно является и сказкой и загадкой?

— Все вы очень любите сказки. Вспомните, какими бывают сказки? И вот сегодня мы прочитаем не просто сказку, а сказку-загадку Владимира Ивановича Даля – великого русского писателя. Мы не только прочитаем эту интересную сказку-загадку, а постараемся понять замысел автора и отгадать её.

III .Рассказ о Владимире Ивановиче Дале.

1. Портрет В. И. Даля

— Посмотрите внимательно на портрет В. И. Даля. Послушайте мой рассказ о писателе.

— Владимир Иванович Даль родился в начале 19 века (1801-1872 г.) Он был военным инженером, великолепным хирургом, который мог одинаково хорошо оперировать правой и левой рукой.

Даль был прекрасным знатоком и ценителем русского языка. Он любил собирать слова. 53 года В. И. занимался этим нужным и важным делом. Так появился Толковый словарь живого русского языка, «Живаго» как называл его сам Владимир Иванович. Словарь помогает нам в овладении нашим прекрасным и могучим русским языком. Это наша историческая память. Почти всю жизнь он собирал также пословицы, поговорки, загадки, сказки. Написал книгу «Пословицы русского языка». Владимир Иванович написал много сказок и рассказов для детей.

— Прочитаем и подумаем, почему сам В. И.Даль определил жанр своего произведения как сказка-загадка. (аудиозапись сказки)

IV. Слушание сказки, ответы на вопросы:

— Почему сказка-загадка?

Сказка: волшебные птицы, вымысел

Загадка: узнать, разгадать названия непростых птиц.

V. Чтение сказки.

— Какие же загадки предлагает нам автор отгадать?

— Что за птицы вылетели из рукава Старика-годовика?

— Какие это 4 крыла у каждой птицы?

— Какие 7 перьев в каждом крыле?

— Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – чёрная?

— Наша задача – ответить на эти вопросы.

Чтение сказки, ответы на вопросы

VI. Работа над содержанием сказки.

— Прочитайте о птицах, которые вылетали из рукавов.

— Какие первые три птицы полетели? (зимние месяцы)

— Как догадались?

— Назовите 2-ю тройку. (весенние месяцы)

— Докажите словами текста своё предположение.

— Какие птицы вылетели в 3 раз? (летние месяцы)

— Что происходит в эти месяцы?

— Что означают слова:

Жарко

душно

знойно

жарко — жаркая, горячая (погода)

душно – жаркий воздух, стесняющий дыхание

знойно — сильная жара от нагретого солнцем воздуха (обычно летом в полдень)

— Какая же последняя тройка вылетела из рукава Старика-годовика?

(осенние месяцы) Докажите.

— Догадались ли, что это были за тройки?

— Послушайте ещё одну загадку, а потом скажите, что это за тройки.

Четыре ковра рукодельницы ткут

Один за другим их на землю кладут:

Белый, зелёный, пёстрый и жёлтый.

— Что же это за тройки? А четыре рукодельницы?

(иллюстрации времён года)

— Какое время года любите вы?

— Да, все времена года хороши по-своему.

— Сколько же всего птиц выпустил старик-годовик? (12)

— Мы ответили на первую загадку. Это месяцы.

— Прочитайте описание птиц.

— Что за 4 крыла у каждой птицы? (4 недели в месяце)

— Почему в каждом крыле (неделе) по 7 перьев? (7 дней)

— Почему у каждого пера одна половина белая, а другая — чёрная?

(день и ночь-сутки)

— Мы с вами ответили на все 4 вопроса – загадки Даля.

— Сейчас я вам загадаю 3 загадки, а вы соотнесите каждую с вопросом Даля.

— Есть 7 братьев – годами равные, а именами разные.

(неделя. Вторая загадка Даля)

— Стоит дерево: с одной стороны листья белые, с другой — черные.

(день и ночь. Четвёртая загадка Даля)

— Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят.

( 12 месяцев. 1 загадка)

— А в чём же заключается главная загадка Даля? Кто же такой старик-годовик? ( это год)

— В чём волшебство (сказочность) этого произведения? (в жизни не бывает такого старика-годовика)

— А каким вы его представляете?

VII. Итог:

Произведение кого читали?

Давайте проверим хорошо ли вы запомнили сказку-загадку «Старик-годовик» (тестирование)

VIII. Домашнее задание.

Напишите сказку-загадку или нарисуйте свое любимое время года (по выбору).

Тест по сказке В. И. Даля «Старик-годовик»

  1. Как старик-годовик выпускал птиц?

Взмахнув шапкой 

Из своей шубы 

Взмахнув рукавом 

Стукнув посохом 

  1. Сколько птиц выпускал старик-годовик, взмахнув рукавом один раз?

Шесть 
Четыре 
Три 
Двенадцать 

  1. Сколько крыльев было у каждой птицы?

Два 
Три 
Шесть 
Четыре 

  1. Сколько перьев было в каждом крыле птиц?

Шесть 
Семь 
Четыре 
Двенадцать 

  1. Что за птицы вылетали из рукава старика-годовика?

Месяцы 
Времена года 

Времена суток 

Дни недели 

  1. Какие перья были в каждом крыле птицы?

Семь дней недели 

Семь цветов радуги 

Семь Чудес Света 

Семь городов 

  1. Какого цвета были перья у птиц?

Все черные 

Все белые 

Все золотые 

Одно черное, другое белое 

  1. Взмахнет птица крылом раз и ….что?

Станет холодно 

Станет тепло 

Станет светлым-светло 

Польет дождь 

  1. Какие имена имели перья птиц?

Весна, Лето 

Зима, Осень 

День, Ночь 

Понедельник, Вторник 

  1. Сколько раз махал рукавом старик-годовик?

Четыре 
Три 
Пять 
Семь 

Владимир Иванович Даль

СТАРИК — ГОДОВИК

Литературная сказка

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.

Махнул старик-годовик в первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик во второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик в третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — черная. Махнёт птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика годовика?

Какие это четыре крыла у каждой птицы?

Какие семь перьев в каждом крыле?

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная?

Владимир Иванович Даль

СТАРИК — ГОДОВИК

Литературная сказка

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.

Махнул старик-годовик в первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик во второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик в третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — черная. Махнёт птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика годовика?

Какие это четыре крыла у каждой птицы?

Какие семь перьев в каждом крыле?

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная?

© Халтурин И. И., составление, насл., 2022

© Власова А. Ю., ил., 2022

© ООО «Издательство АСТ», 2022

* * *

Владимир Иванович Даль (1801–1872) – русский писатель и собиратель фольклора, создатель знаменитого толкового словаря русского языка, который больше 150 лет не теряет своей актуальности.

Владимир Иванович родился в 1801 году в Луганске, в южной части Российской империи. Отец писателя был по происхождению датчанин, но настоящей своей родиной считал Россию. Эта любовь к России и её культуре сопровождала всю жизнь и Владимира Даля.

В 1826 году Владимир Иванович поступил в Дерптский университет, чтобы выучиться на врача. Даль ещё не успел закончить университет, когда началась война с турками, и ему пришлось отправиться на фронт в качестве военного врача. За годы войны Владимир Даль показал себя настоящим героем и невероятным профессионалом своего дела. Ежедневно спасая жизни солдат со всей страны, он подмечал их языковые особенности. Слова, которые казались ему необычными, он записывал на специальных карточках. Карточек накопилось столько, что писатель возил их за собой в огромных мешках на верблюде.

В 1832 году Владимир Даль опубликовал свой первый масштабный литературный труд – «Русские сказки». Переложив на бумагу устные народные предания и разукрасив их поговорками, Даль совершил огромный прорыв в области изучения русского фольклора.

Многие поклонники литературы высоко оценили «Русские сказки». Среди них был поэт Александр Пушкин, который сам считал себя неплохим сказочником, но перед талантом Даля преклонялся. Два литератора так подружились, что вместе совершили несколько этнографических поездок по России.

Получив от родителей большие способности к изучению языков, Владимир Иванович освоил языки народов, населяющих Россию. Так ему удалось создать несколько сборников сказок, пословиц и поговорок, записанных им в самых разных уголках нашей огромной державы. «Толковый словарь великорусского языка», главное детище писателя, – это самое полное собрание значений русских слов, которое и по сей день является настольной книгой великих писателей, учёных и, конечно же, детей, изучающих родной язык.

Старик-годовик
Сказка

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая – чёрная. Махнёт птица раз – станет светлым-светло, махнёт другой – станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Какие это четыре крыла у каждой птицы?

Какие семь перьев в каждом крыле?

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – чёрная?

Загадки

Что выше лесу?

(Солнышко)

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

(Месяц)

Вся дорожка обсыпана горошком.

(Звёзды на небе)

Сестра к брату в гости идёт, а он от неё пятится.

(День и ночь)

Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером.

(Ночь)

Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает.

(Снег)

Девочка снегурочка
Сказка

Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник, посмотреть на чужих ребят, как они из снега комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек да и говорит:

– А что, старуха, кабы у нас с тобой была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая!

Старуха на комочек посмотрела, головой покачала да и говорит:

– Что ж будешь делать – нет, так и взять негде.

Однако старик принёс комочек снегу в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой[1] и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять. Вот и слышат старики – пищит что-то в горшочке под ветошкой; они к окну – глядь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, и говорит им:

– Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.

Вот старики обрадовались, вынули её, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик, завернув Снегурочку в полотенечко, стал её нянчить и пестовать[2]:

 
Спи, наша Снегурочка,
Сдобная кокурочка[3],
Из вешнего снегу скатана,
Вешним солнышком пригретая!
Мы тебя станем поить,
Мы тебя станем кормить,
В цветно платье рядить,
Уму-разуму учить!

Вот и растёт Снегурочка на радость старикам, да такая-то умная, такая-то разумная, что такие только в сказках живут, а взаправду не бывают.

Всё шло у стариков как по маслу: и в избе хорошо, и на дворе неплохо, скотинка зиму перезимовала, птицу выпустили на двор. Вот как перевели птицу из избы в хлев, тут и случилась беда: пришла к стариковой Жучке лиса, прикинулась больной и ну Жучку умаливать, тоненьким голосом упрашивать:

– Жученька, Жучок, беленькие ножки, шёлковый хвостик, пусти в хлевушок погреться!

Жучка, весь день за стариком по лесу пробегавши, не знала, что старуха птицу в хлев загнала, сжалилась над больной лисой и пустила её туда. А лиска двух кур задушила да домой утащила. Как узнал про это старик, так Жучку прибил и со двора согнал.

– Иди, – говорит, – куда хочешь, а мне ты в сторожа не годишься!

Вот и пошла Жучка, плача, со старикова двора, а пожалели о Жучке только старушка да девочка Снегурочка.

Пришло лето, стали ягоды поспевать, вот и зовут подружки Снегурочку в лес по ягодки. Старики и слышать не хотят, не пускают. Стали девочки обещать, что Снегурочки они из рук не выпустят, да и Снегурочка сама просится ягодок побрать да на лес посмотреть. Отпустили её старики, дали кузовок да пирожка кусок.

Вот и побежали девчонки со Снегурочкой под ручки, а как в лес пришли да увидали ягоды, так все про всё позабыли, разбежались по сторонам, ягодки берут да аукаются, в лесу друг дружке голоса подают.

Ягод понабрали, а Снегурочку в лесу потеряли. Стала Снегурочка голос подавать – никто ей не откликается. Заплакала бедняжка, пошла дорогу искать, хуже того заплуталась; вот и влезла на дерево и кричит: «Ау! Ау!»

Идёт медведь, хворост трещит, кусты гнутся:

– О чём, девица, плачешь, о чём, красная, рыдаешь?

– Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнцем подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки, в лес завели и покинули!

– Слезай, – сказал медведь, – я тебя домой доведу!

– Нет, медведь, – отвечала девочка Снегурочка, – я не пойду с тобой, я боюсь тебя – ты съешь меня!

Медведь ушёл.

Бежит серый волк:

– Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?

– Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!

– Слезай, – сказал волк, – я доведу тебя до дому!

– Нет, волк, я не пойду с тобой, я боюсь тебя – ты съешь меня!

Волк ушёл. Идёт Лиса Патрикеевна:

– Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?

– Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!

– Ах, красавица! Ах, умница! Ах, горемычная моя! Слезай скорёхонько, я тебя до дому доведу!

– Нет, лиса, льстивы твои слова, я боюся тебя – ты меня к волку заведёшь, ты медведю отдашь… Не пойду я с тобой!

Стала лиса вокруг дерева обхаживать, на девочку Снегурочку поглядывать, с дерева её сманивать, а девочка не идёт.

– Гам, гам, гам! – залаяла собака в лесу.

А девочка Снегурочка закричала:

– Ау-ау, Жученька! Ау-ау, милая! Я здесь – девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подруженьки у дедушки, у бабушки в лес по ягодки, в лес завели да и покинули. Хотел меня медведь унести, я не пошла с ним; хотел волк увести, я отказала ему; хотела лиса сманить, я в обман не далась; а с тобой, Жучка, пойду!

Вот как услыхала лиса собачий лай, так махнула пушняком[4] своим и была такова!

Снегурочка с дерева слезла, Жучка подбежала, её лобызала, всё личико облизала и повела домой.

Стоит медведь за пнём, волк на прогалине, лиса по кустам шныряет.

Жучка лает, заливается, все её боятся, никто не приступается.

Пришли они домой; старики с радости заплакали. Снегурочку напоили, накормили, спать уложили, одеяльцем накрыли:

 
Спи, наша Снегурочка,
Сдобная кокурочка,
Из вешнего снегу скатана,
Вешним солнышком пригретая!
Мы тебя станем поить,
Мы тебя станем кормить,
В цветно платье рядить,
Уму-разуму учить!

Жучку простили, молоком напоили, приняли в милость, на старое место приставили, стеречь двор заставили.

Тема: В.Даль «Старик-годовик». Урок- исследование.

Цели:

  • формировать целостное представление о годичном круге на примере сказки-загадки В.Даля «Старик-годовик»;
  • совершенствовать все виды речевой деятельности: слушания, говорения, чтения; учить сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать фантазию, воображение, творческие способности;
  • воспитывать  чуткое отношение к красоте родной природы.

Оборудование: карточки с загадками и сказками, учебник «Литературное чтение» В.Ю.Свиридова, Н.А.Чуракова.

Музыкальное сопровождение: «Времена года» П.И.Чайковский – аудиозапись.

Мультимедийное приложение: презентация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент   (слайд 1)

Учитель называет различных сказочных героев. Если это положительный персонаж, то дети хлопают в ладоши. А если отрицательный герой – закрывают лицо руками.

Персонажи: Баба-яга,  Дюймовочка,  Айболит, Кощей, Карлсон, Чебурашка, Змей-Горыныч, Красная Шапочка, Кот в сапогах.

II. Подготовка к восприятию. Сообщение цели урока  (слайд 2)

Задание:

У вас на столе лежат четыре карточки. Договоритесь между собой,  кто будет читать тексты, прочитайте их  внимательно и разбейте  тексты на две группы. Дайте названия каждой группе текстов. Почему вы их так разделили? По каким признакам? (На работу 4 минуты.)

1. Гладишь – ласкается,
дразнишь – кусается.
На цепи сидит, дом сторожит.

2.  Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла – молочка принесла.
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка – во сыру землю!

3. Шубка – иголки,
Свернётся – он колкий,
Рукой не возьмёшь.
Кто это?

4. Потом женщина пошла домой и посадила ячмённое зёрнышко в цветочный горшочек. Только она его посадила, зёрнышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.

-На какие группы вы разбили тексты?  (Сказки и загадки).

-Почему вы их так разделили? По каким признакам? Прочитайте отрывки из сказок, из загадок.

(слайд 3)

А может ли быть такое, что произведение  одновременно является и сказкой и загадкой? 
(Обсуждают в группах)

— Нам предстоит раскрыть этот литературный секрет,  и мы начнем раскрывать этот секрет с разгадывания шифровки. Разгадайте шифровку и вы узнаете название произведения, которое сегодня на уроке будем исследовать.

Шифровка

Т   А   С   И   К   Р   —   Д   О   Г   О   К   И   В
2   3     1    5   6    4        3    4    1   2   7    6    5

(Старик-годовик)

— Подумайте, о чем будет это произведение? (слайды 4, 5)

-К этому уроку каждый экипаж нашего класса готовил своё задание: кто-то рисовал рисунки и писал сочинения миниатюры. А кто- то проводил настоящие исследования. 2 экипаж узнал много о таком человеке, как В. И. Даль. Ведь именно с его произведением мы будем знакомиться на уроке.

Биография В.Даля (слайд 6)в изложении группы учащихся.

1 ученик:

Владимир Иванович Даль – русский писатель, этнограф. Родился в городе Луганске в небогатой семье врача. С детства он мечтал о море и профессии врача. Целых 6 лет он плавал по морям в звании мичмана (помощника капитана).

2 Ученик:

Владимир Даль всегда восхищался профессией врача. Он выучился на хирурга- окулиста. Владимир Даль был замечательным хирургом, который мог оперировать как левой, так и правой рукой. Он спасал жизни солдат  и мирных жителей.

3 ученик:

Владимир Даль ещё в детстве заметил,  как по-разному звучит речь у простого народа. У него появилась мысль составить словарь. С 18 лет Владимир записывал в свою книжку все  интересные  выражения и слова. Старался находить их корни и происхождение.

4 ученик:

Владимир Даль дружил с писателями Иваном Крыловом, Николаем Гоголем, Владимиром Жуковским, Александром Пушкиным.  Все они поддерживали его начинания. Предлагали ему писать книги о русском народе.

5 ученик:

53 года Владимир Иванович  занимался этим нужным и важным делом. Так появился Толковый словарь живого русского языка. Владимир Иванович в шутку называл его «Живаго».  Словарь помогает нам овладеть прекрасным и могучим русским языком. Почти всю жизнь Даль собирал также пословицы, поговорки, загадки, сказки. Написал книгу «Пословицы русского языка». Владимир Иванович написал много сказок и рассказов для детей.

III.  Работа по новой теме

1) Чтение произведения учителем. 

— Почему сказка-загадка? (Сказка: волшебные птицы, вымысел. Загадка: узнать, разгадать названия непростых птиц.)

– О чем это произведение?
– Кто главный герой этого произведения?
– Подтвердились ли ваши предположения?
– Откройте учебники на стр.133 и прочитайте задание в конце страницы.

 2)  Чтение по абзацам учениками.

Учитель: Разгадаем каждую деталь, упомянутую в этом тексте. 

— Прочитайте о птицах, которые вылетали из рукавов.

— Какие первые три птицы полетели?

 — Как догадались?

–Назовите зимние месяцы по порядку.
–Как догадались, что речь идет о зиме?  
(«Повеял холод, мороз»)
– Это первая загадка, которую мы разгадали. ( слайд 7)

— Назовите 2-ю тройку. 

–  Что это? (Рассказывается о весенних месяцах)
–  Найдите в тексте признаки весны. 
(«Снег стал таять, на полянах показались цветы»)
–  Перечислите названия весенних месяцев.
–  Это вторая загадка,  которую мы разгадали.

— Какие птицы вылетели в 3 раз?

 — Что происходит в эти месяцы?

-Какие слова помогли нам представить картину лета?

—  Как  называются эти слова в русском языке? (Синонимы)

— Найдите и запишите на досочках синонимы, которые вы встретили в 3 абзаце.

 —  Что означают слова: жарко, душно, знойно.

  ( Жарко- жаркая, горячая (погода). Душно – жаркий воздух, стесняющий дыхание. Знойно- сильная жара от нагретого солнцем воздуха (обычно летом в полдень).

  — Как вы думаете, почему Даль использует все 3 слова? (Чтобы показать оттенки жаркой погоды летом).

 — Дополните синонимический ряд (тепло, пекло). 

– Докажите словами текста, что говорится о летних месяцах.(«Стало жарко, душно, знойно.  Крестьяне стали рожь жать»)
–  Назовите по порядку летние месяцы.
–  Это третья загадка, которую мы разгадали.
– Прочитайте четвертый абзац и разгадайте его секрет.
–  Назовите признаки осени. 
(«Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.» )
– Перечислите по порядку осенние месяцы.
– Это четвертая загадка, которую мы отгадали.
(слайд 10)

  Физ.минутка.

— К уроку каждый экипаж рисовал рисунки любимого времени года, писал небольшие сочинения-миниатюры. Я предлагаю 1, 3, 4,5 экипажу выйти к доске. (слайды 12-16)

1) И.З.Суриков «Зима»

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

3) С.А. Есенин «С добрым утром!»

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

2) А.Н.Майков «Весна»

Уходи, зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с черной вышины!

4)  И.А.Бунин «Листопад»

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой,  пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

1 ученик:

Наш экипаж нарисовал зиму. Зима это снежные горки, каток. Можно поваляться на снегу, поиграть в снежки. Зимой мы празднуем самый замечательный праздник — Новый год!

2 ученик:

На рисунках нашего экипажа вы видите весну. Весной природа просыпается. Тает снег, текут ручьи, появляются первоцветы.

4 ученик

Наш экипаж рисовал осень. Осень это пора листопада, богатого урожая. В лесу тишина, а под ногами золотые,  багряные листья.

3 ученик:

Наш экипаж рисовал лето. Лето это длинные, жаркие, солнечные дни. Можно загорать, купаться, играть, путешествовать с родителями. Лето – это каникулы!

— Да, все времена года хороши по-своему. Вы могли в этом убедиться в, если вспомните рассказ К.Д. Ушинского «Четыре желания».

– Прочитайте последний абзац. ( слайд 11)
–  Что поняли? 
(«Четыре крыла у каждой птицы – это четыре недели; в каждом  крыле по семь перьев – это дни недели;  белая половина крыла – день, черная – ночь.) 

Трудно ли было отгадать загадку, которую загадал нам Даль. Почему?

 — По заголовку мы догадались, что это за старик?  Итак, мы отгадали все загадки. А что же в этом произведении сказочного?  (Сам герой – старик-годовик)
–  Каким вы его представляете? Откуда такое странное имя? Посмотрите каким его представил художник – иллюстратор В. Ильин.

  — Тема сказки – волшебник Старик-годовик.

 —  В чём главная идея сказки? Что хотел нам поведать своим произведением В. Даль?

 (Даль хотел показать, что природе подвластно всё, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времён года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама.

Независимо от нас приходит зима, весна…Наступает день, ночь…)

IV. Итог урока

– Нашли мы ответ на вопрос «Может ли произведение одновременно быть сказкой и загадкой? Почему?

Домашнее задание: напишите сказку-загадку.

V.  Рефлексия.

– Ребята, а сейчас вы при помощи «смайликов» покажите свое настроение на уроке.

  • Пословицы к сказке птица кахна
  • Пословицы к сказке принцесса на горошине
  • Пословицы к сказке о царе салтане 3 класс
  • Пословицы к сказке морозко 3 класс
  • Пословицы к сказке мальчик с пальчик