Пословицы в сказке гуси лебеди какова их роль

 Анализ сказки «Гуси-лебеди» в вопросах и ответах

  1. Есть ли в сказке присказка? Нет. Есть зачин.
  2. Какое событие является завязкой действия в волшебной сказке?

Брата похищают гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата.

Какой запрет нарушается в сказке и кто и почему его нарушает?

Сестра нарушила запрет «не ходить со двора», она забыла, что ей наказывали родители

  1. Определите конфликт в сказке.

Конфликт в сказке происходит между Бабой-Ягой и детьми, между добром и злом.

  1. Найдите, как обозначаются в сказке место действия и ход времени, внешность персонажей? Почему сказка не дает подробных описаний?

Точное место действия в сказке не обозначено, но учитывая, что говорится о близости леса, речки, «яблочко лесное» можно подумать, что действие происходит в сельской местности. Скорее всего, события разворачиваются в течение дня (в начале сказки родители ушли на работу, в конце – вернулись)

  1. Дайте характеристику «нашего» и «тридевятого» царств. Чем «наш» мир отличается в сказке от «того» мира? Как сказка показывает, что герой уже оказался в «ином» мире?

          «Наше» царство – это быт (родители уходят на работу, девочка гуляет, братец сидит на травке)

«Тридевятое» царство встречается девочке во время поисков брата (волшебная речка, говорящие печь, яблонь, ёжик; баба-яга, избушка на курьей ножке, Гуси-лебеди)

  1. Охарактеризуйте героя сказки. Какие типы героя и героини представлены в сказке?

Главная героиня – девочка, скорее всего она старше своего брата, т.к. именно её родители попросили присмотреть за ним. В начале сказки она легкомысленная (оставила братца одного), капризная (не желавшая даров речки, печки и яблоня), но всё же добрая и смелая (отправилась на поиски), коммуникабельная (спрашивала не видал ли кто Гусей-лебедей)

  1. Передаются ли в сказке переживания героев?

«Ахнула, кунулась туду-сюда – нету!

Она его кликала, слезами заливалась, причитывала…»

  1. Проследите, что герой сказки делает сам? Какие качества героя проявляются в его поступках?

Девочка сама принимает решение отправиться на поиски брата, сама вызволяет его от бабы-яги.

Здесь проявляются такие качества, как храбрость, ответственность.

  1. Чего добивается герой сказки и как ему это удается?

Девочка находит братца  и помогают ей в этом сказочные персонажи (печь, яблонь, речка, ёжик)     

  1. Кто в сказке становится врагами героя (героини): потусторонние существа или родные?

Враги гуси-лебеди, баба яга – потусторонние персонажи.

  1. Как сказка создает образы противников героя?

В сказке даётся их описание: «Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали», «баба-яга, морда жилиная, нога глиняная»

  1. Кто становится помощником героя? Объясняет ли сказка, почему это происходит?

Помощники печь, яблонь, речка, ёжик. Этим персонажам, кроме ежа тоже нужна помощь, поэтому они помогают девочке.

  1. Почему герой не может одержать победу над злом самостоятельно?

«Один в поле не воин» Вместе всегда легче преодолевать трудности.

  1. Какую функцию выполняет в сказке Баба-яга?

Баба-яга антагонист, с помощью гусей-лебедей похищает братца.

  1. Проследите, как нарастает напряжение в повествовании. Какой эпизод является кульминационным?

Гуси-лебеди унесли братца, отчаяние, поиск. Кульминация – девочка находит братца у бабы-яги.

  1. Как разрешается конфликт в сказке?

Сказочные персонажи помогают девочке и братцу спрятаться от гусей-лебедей и добраться до дома. Добро победило зло.

  1. Найдите в сказке пословицы. Какова их роль?

В этой сказке нет пословиц.

  1. Что такое «сказочные формулы»? Приведите их примеры. Когда и в каких целях они употребляются?

Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы:

  • «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины;
  • «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы;
  • «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало» — сказочная концовка, финал;

Содержание статьи

  • В чем смысл произведения?
  • Чему учит?
  • Мораль
  • В чем суть: краткое содержание
  • Выводы в вопросах и ответах
  • Почему мальчика унесли гуси-лебеди? Могла ли его сестра предотвратить это?
  • Кто помогал детям и почему?
  • Вопросы на внимательность
  • Какие берега были у Речки?
  • Какой пирожок съела девочка?
  • Куда принесли гуси-лебеди братца девочки?
  • Для любознательных
  • Кто автор сказки «Гуси-лебеди»?
  • Почему птиц называют гуси-лебеди?

Дети дошкольного и младшего школьного возраста не всегда могут ответить на вопрос — «чему учит сказка «Гуси-лебеди?». Необходимо обсудить прочитанное, и обратить внимание на поступки героев. Можно прийти к пониманию смысла произведения, отвечая на простые вопросы.

В чем смысл произведения?

Смысл сказки «Гуси-лебеди» отражают пословицы:

  • «Как аукнется, так и откликнется»;
  • «Что посеешь, то и пожнешь».

Смысл сказки «Гуси-лебеди»

В начале произведения девочка неучтива. На просьбу Печки съесть ржаной пирожок она отвечает: О, у моего батюшки пшеничные не едятся!». Она пытается сама спасти брата, попавшего в беду. Но вскоре понимает, что без помощи ей не справится, и меняет свое поведение. Она выполняет просьбу Печки, Яблони, Речки. Взамен они помогают укрыться от преследователей.

Чему учит?

Произведение учит детей ответственности и любви к своим родным. Нужно серьезно относиться к поручениям родителей, заботиться о младших братьях и сестрах.

Чему еще учит сказка «Гуси лебеди»:

  • быть смелым и решительным;
  • делать добро и помогать другим.

Сказка Гуси-лебеди рисунок

Мораль

Главная мысль и мораль произведения – «относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе».

В чем суть: краткое содержание

Чтобы понять, в чем суть сказки, необходимо ее прочитать. Краткое содержание:

«Отец и мать уехали по делам, а дочке наказали приглядывать за младшим братом. Девочка заигралась, и не увидела, как братца похитили гуси-лебеди. Испугалась она, бросилась на поиски. Встретила на пути Печку, Речку да Яблоню. Они просили у девочки о помощи. (В разных версиях сказки девочка помогла им или поначалу отказала).

Сказка Гуси-лебеди

Наконец, она нашла брата у Бабы-Яги. Схватила и побежала домой. Послала Баба-Яга за детьми гусей-лебедей. Вот-вот догонят. Тогда дети попросились укрыться под берегом у Речки. Речка помогла им за сделанное доброе дело. После они спрятались среди ветвей Яблоньки, и в Печке. Не настигли детей преследователи. Вернулись брат с сестрой домой как раз перед приездом родителей».

Выводы в вопросах и ответах

После прочтения произведения детям необходимо сделать вывод. Для этого можно ответить на вопросы.

Почему мальчика унесли гуси-лебеди? Могла ли его сестра предотвратить это?

Потому что сестрица отвлеклась и заигралась. Этого не случилось бы, если бы она приглядывала за братом, как велели родители.

Кто помогал детям и почему?

Печка, Яблоня и Речка. Девочка выполнила просьбу и ей тоже помогли в сложной ситуации.

Сказка Гуси-лебеди печка

Вопросы на внимательность

Следующие вопросы помогают понять, насколько внимательно ребенок читал или слушал сказку.

Какие берега были у Речки?

Кисельные.

Какой пирожок съела девочка?

Из ржаной муки.

Куда принесли гуси-лебеди братца девочки?

В избушку Бабы-Яги.

Сказка Гуси-лебеди избушка бабы яги

Для любознательных

С детьми, которые заинтересовались произведением, можно обсудить вопросы, кто такие гуси-лебеди, и кто написал сказку.

Кто автор сказки «Гуси-лебеди»?

Русский народ. Это народная сказка. Ее обработали и опубликовали несколько авторов: Алексей Толстой, Александр Афанасьев и другие.

Почему птиц называют гуси-лебеди?

Никто достоверно не знает. По одной из версий, это такая же конструкция слова, как трава-мурава или злодей-разбойник. По другой, гуси-лебеди – это белые гуси, цветом похожие на лебедей (не серые). Существует больше 5 версий, почему так называют слуг Бабы Яги. В какую из них верить, каждый решает сам.

Чтение сказки «Гуси-лебеди» занимает у школьника во 2 классе от 30 до 50 минут, в зависимости от версии. Самая длинная версия у А. Н. Толстого. Сюжет динамичный и увлекательный. Дети 5 лет и старше легко улавливают ее суть и смысл.

(Русская народная сказка «Гуси-лебеди»; пословицы)

Сказка «Гуси-лебеди» дает возможность продолжить знакомство детей с устойчивыми сказочными выражениями, среди которых: 1) сочетания с постоянными эпитетами («чистое поле», «темный лес»); 2) близкие по значению слова, сливающиеся в одно («жили-были», «гуси-лебеди»); 3) достаточно устойчивые сочетания из двух слов, близких по значению («заигралась, загулялась»).

Для пересказа детям полезно также запомнить такие выражения, как: «молочная речка», «кисельные берега», «избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается». Учитель сам может выбрать способ, как помочь детям запомнить эти выражения.

Задачи:

• расширять представление о волшебной сказке;

• учить выявлять жанровые признаки волшебной сказки;

• развивать умение определять поучительный смысл произведения;

• учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи;

• обогащать словарный запас школьников за счет слов, обозначающих предметы, явления народного быта («кудель», «прясть»); развивать речевое чутье на основе сравнения сходных выражений, устаревших и современных (развитие речи).

Виды работы:

• чтение текста;

• выборочное чтение;

• выразительное чтение;

• членение текста;

• работа с заглавием;

• составление сложного плана;

• пересказ близко к тексту с использованием сказочных слов и устойчивых выражений;

• беседа по вопросам;

• работа с учебной статьей;

• речевая работа (определение значений слов, подбор синонимов, выявление устаревших слов, работа с рифмой).

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Дополнительные вопросы и задания

1. «Сидит ни жива ни мертва», «Зачем на глаза явилась?». Как вы это понимаете?

2. «Кликала», «причитывала», «покуда», «худо будет», «мой батюшка». Подберите к этим словам современные слова-синонимы.

3. «Бежала, бежала, увидела – стоит печь»; «Гуси-лебеди полетали-полетали… и ни с чем улетели к Бабе-Яге». Что выражено здесь повтором слов?

4. «Заслонила ветвями, прикрыла листами»; «на курьей ножке, об одном окошке»; «по болотам ходила, платье измочила». Найдите созвучные слова (рифму), произнесите отдельно созвучную часть.

5. Найдите и прочитайте ту часть сказки, где девочка ищет братца. Озаглавьте ее. На какие три более мелкие части можно ее разделить? Придумайте для этих мелких частей названия.

6. Прочитайте, как девочка с братцем возвращалась домой. Озаглавьте эту часть. А здесь какие три мелкие части можно выделить? Дайте им названия.

7. Прочитайте ту часть сказки, которую можно озаглавить «Приключения девочки в избушке Бабы-Яги».

8. Разделите начало сказки (до поисков брата) на две части по событиям и придумайте заголовки.

9. Запишите получившийся план. Перескажите сказку по плану. Используйте при пересказе слова и выражения текста.

10. Чему учит эта сказка?

Комментарий к вопросам и заданиям

Вопрос 1. Волшебные персонажи: печка, которая стоит в поле и разговаривает, молочная река, говорящая яблоня, Баба-Яга, гуси-лебеди, мышка.

Вопрос 2. Типичной для волшебной сказки является ситуация, когда герой нарушает запрет старших. И здесь гуси-лебеди унесли братца, потому что девочка забыла наказ матери («заигралась, загулялась»).

Вопрос 4. Девочка своими ответами обижает яблоню, печку и реку тем, что не просто отказывается от угощения, но дает понять, что их угощение невкусное и что она привыкла к более дорогой и более вкусной еде. При этом она даже не поблагодарила за предложенное угощение. Варианты вежливого ответа: «Спасибо, я не голодна», «Спасибо, я недавно ела», «Спасибо, это, наверно, очень вкусно, но я уже сыта (я очень спешу)» и т. п.

Вопрос 1 (доп.). «Сидит ни жива ни мертва» – очень испугалась, замерла от испуга. «Зачем на глаза явилась?» – зачем пришла.

Вопрос 2 (доп.). «Кликала» – звала; «причитывала» – говорила с плачем; «покуда» – пока; «худо» – плохо; «батюшка» – отец.

Вопрос 3 (доп.). Длительность действия.

Вопрос 4 (доп.). Рифма: «ножке» – «окошке»; «ходила» – «измочила»; «ветвями» – «листами».

Вопрос 5 (доп.). Заголовок части: Девочка пытается найти братца. (Поиск братца.)

ПЛАН

1. Печка не сказала, куда полетели гуси-лебеди. (Печка отказалась помочь.)

2. Яблоня не сказала, куда полетели гуси-лебеди. (Яблоня отказалась помочь.)

3. Речка не сказала, куда полетели гуси-лебеди. (Речка отказалась помочь.)

Вопрос 6 (доп.). Заголовок части: Девочка с братцем возвращаются домой. (Трудное возвращение домой.)

ПЛАН

1. Речка укрыла девочку с мальчиком. (Речка помогла детям.)

2. Яблоня защитила девочку. (Яблоня укрыла детей.)

3. Печка помогла детям. (Печка спрятала детей.)

Вопрос 8 (доп.). 1. Родители наказали беречь братца.

2. Братца унесли гуси-лебеди.

Вопрос 10 (доп.). Сказка учит выполнять наказы и советы взрослых, слушаться родителей, учит скромности и вежливости, тактичности в отношениях с другими. Она осуждает заносчивость, спесь, самомнение, зазнайство. И еще она говорит о том, что люди на добро отвечают добром.

Пословицы

Комментарий к заданию учебника

Все пословицы передают содержание второй части сказки (поиски братца).

Класс: 2.

Урок 1

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение сказки «Каша из топора» по ролям

III. Постановка цели урока:

– Какие виды сказок, мы с вами знаем? (Бытовые, о животных)

– Чем отличаются бытовые сказки от сказок о животных?

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом сказок. А как они называются, вы узнаете, если впишите в клеточки первые буквы слов. Чтобы узнать слова, ответьте, как называется по-другому…

  1. Снежная буря (Вьюга)
  2. Глаз (Око)
  3. Неправда (Ложь)
  4. Временное легкое жилище (Шалаш)
  5. Непоседа (Егоза)
  6. Любимая и дорогая мамина мама (Бабушка)
  7. Потоп (Наводнение)
  8. Пятая буква в алфавите с конца (Ы)
  9. Пища (Еда)
 1     2     3     4     5     6     7     8     9  

– Какое слово получилось? (Волшебные)

– Правильно. В волшебных сказках всё необыкновенно: люди, земля, реки, деревья, птицы, вещи. Всё приобретает чудесные свойства. Топор сам рубит лес, мельница мелит зерно, печка разговаривает.

– Назовите волшебные предметы, которые вы помните? (Скатерть-самобранка, ковер- самолёт и др)

– В волшебных сказках всегда добро побеждает зло, благодаря какому-нибудь чуду. Волшебные сказки наделены троекратным повторением какого- нибудь эпизода.

– Откройте учебники. Прочитайте название сказки.

– Сегодня на уроке, мы познакомимся с волшебной сказкой. Героиня сказки попала в беду. Как это произошло, кто ей помог – обо всем этом мы узнаем, если внимательно прочитаем сказку.

IV. Изучение нового материала.

1. Первичное чтение.

Читают дети, по ходу чтения идет словарная работа.

  • Кликать – громко звать;
  • Кудель – пучок льна; приготовленный из пряжи;
  • Веретено – используется для прядения
  • Устьице – выходное отверстие у печи.

2. Первичная проверка понимания.

Вопросы после чтения:

– Понравилась сказка?

– Что в сказке было волшебного?

– Назовите героев сказки.

– Что же случилось у сестрицы?

– Был ли у неё план спасения братца?

– Кого она встретила по дороге, когда искала братца?

– Помогли они в поиске? Почему?

– Почему она не стала ничего кушать?

– Где она нашла своего братца?

– Кто ей помог увести оттуда братца? Почему?

– Кто потом помогал им добраться до дома?

– Удалось ли им вернуться домой?

3. Составление плана сказки.

– На сколько частей можно разделить текст?

– Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим ее.

На доске появляется запись:

  1. Потеря брата.
  2. Поиск.
  3. В избушке у Бабы Яги.
  4. Возвращение домой.

V. Физкультминутка.

– Сейчас давайте немного отдохнем. Встаньте у своих мест. Проверим, насколько вы внимательны.

Учитель называет героев сказки «Гуси- лебеди» ,если этот персонаж использован в сказке, дети прыгают на месте два раза, если нет- хлопают два раза в ладоши.

– Печка, кошка, ложка, мышка, девочка, яблоня, утка, речка, каша, мальчик, гуси, лиса, волк, Баба Яга.

VI. Закрепление нового материала.

– На доске иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди» и к другим сказкам. Посмотрите, они все перепутаны.

– Давайте расставим иллюстрации по ходу развития событий сказки.

На доске получается ряд сюжетных иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди».

– Какие иллюстрации оказались лишними? Почему?

– О чем рассказывает каждая иллюстрация? Что за эпизод изображен на первой иллюстрации? На второй, и т.д.

Используя персонажи сказки «Гуси-лебеди» из конструктора «Лего», дети пересказывают сказку с опорой на иллюстрации.

VII. Итог урока.

– Какому виду сказок относится сказка, которую мы с вами сегодня читали?

– Какие волшебные предметы в ней встречаются?

– Какой троекратный повтор есть в сказке?

– В чем главная мысль сказки? Чему она учит?

VIII. Домашнее задание.

Перечитать сказку. Подготовиться к выборочному чтению.

Урок 2

Цели урока:

  • Развивать творческие способности детей.
  • Учить анализировать сказку, отвечать на вопросы по тексту.
  • Развивать навыки выразительного чтения.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.

– С какой сказкой познакомились на прошлом уроке?

– К какому виду сказок она относится? Почему она волшебная?

– Сейчас мы проверим, как вы умеете ориентироваться в сказке.

Выборочное чтение:

– Найдите в тексте и прочитайте, какую ошибку совершила девочка? Какими словами описана игра девочки?

– Прочитайте, как гуси-лебеди унесли мальчика?

– Как испугалась девочка?

– Кто первый в сказке помог девочке? Что просила печка?

– Кто после печки ей встретился по дороге? Что просила яблоня?

– Кого она встретила последний раз? Что просила речка?

– Кого встретила девочка в избушке у Бабы-яги?

– Как помогла мышка девочке?

– Как девочка с братцем возвращалась домой?

III. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы будем учиться анализировать сказку и сочинять свою.

IV. Работа над новым материалом.

1. Анализ сказочных примет.

По каким признакам можно определить, что это сказка? Давайте запишем их в тетрадь.

Дети записывают в тетрадь, учитель на доске:

а) зачин;
б) волшебные предметы;
в) троекратный повтор;
г) борьба добра и зла;
д) добро побеждает зло;
е) концовка.

– Давайте проанализируем сказку «Гуси-лебеди». Есть ли зачин в сказке, какой.

– Какие волшебные предметы есть в сказке?

– Прочитайте, какой в сказке троекратный повтор?

– Где в сказке зло, а где добро?

– Победило ли добро?

2. Работа над пословицами.

На доске записаны пословицы, выберите те, которые подходят к сказке «Гуси-лебеди» (обсуждение смысла пословиц).

  • Глаза боятся, руки делают.
  • Не дорого начало, похвален конец.
  • Дерево смотри в плодах, а человека в делах.
  • Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
  • Красна птица перьями, а человек — знанием.

V. Физкультминутка.

VI. Сочинение сказки.

Как вы думаете, что нужно для того, чтобы сочинить свою волшебную сказку? (ответы детей)

Давайте определим последовательность действий в работе над сказкой.

Подумайте:

  • О чем будет сказка?
  • Чему она должна учить?
  • Придумайте героя или героев вашей сказки.
  • Что с ними произойдет? Какие приключения их ждут?
  • Какие волшебные предметы будут в сказке?
  • Кто будет противостоять героям?
  • Как добро побеждает зло?
  • Какие троекратные повторы вы будете использовать?

Дети сочиняют свою сказку (можно разделить класс на группы), из конструктора «Лего» собирают героев сказки, конструируют самый интересный момент сказки.

VII. Итог урока.

Чему научились на сегодняшнем уроке?

– Что нового узнали о волшебных сказках?

Домашнее задание:

Подготовиться к рассказу своей собственной волшебной сказки. Сказку можно рассказывать по ролям, используя конструктор «Лего».

  • Пословицы в рассказе капитанская дочка
  • Пословицу которая выражала бы главную мысль произведения а с пушкина сказка о рыбаке и рыбке
  • Пословица ученье свет а неученье тьма как пишется
  • Пословицы к сказке госпожа метелица
  • Пословица со словом сказка для 3 класса