Постигаем секреты сравнения ласточка и комар сказка народов сибири

Цели:

  • систематизировать знания обучающихся о различных видах сказочных сюжетов
    (самые древние, просто древние, менее древние сказки, а также бродячие
    сказочные истории);
  • продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и
    выразительного чтения;
  • развивать устную речь детей.

Материалы к уроку: учебник “Литературное чтение” (1 ч.), тетрадь для
самостоятельной работы по литературному чтению; карточки с отрывками из сказок;
презентация, выполненная в Microsoft Office Power Point.

Приложение 1.

Слайд 1.

1. Организационный момент.

Уж прозвенел звонок.
Поговорить о сказке
Все в класс приглашены.

– Ребята, что напомнили вам строки, которыми я начала сегодняшний урок? (Японские
стихи
хокку.)

Япония находится очень далеко от нас, но и сказки, которые мы читали и будем
читать, также собраны со всего земного шара. Итак, я предлагаю вам сегодня:
Слайд 2.

  • вспомнить (все самое главное)
  • применить (свои знания)
  • проявить (себя с самой лучшей стороны)

2. Классификация сказок.



  • Составление кластера (работа в группах).

– Вспомните и обсудите, на какие группы делятся сказки по способу их создания
и по содержанию. Результаты оформите в виде кластера.

– Давайте проверим (выслушиваются ответы, сверяются с таблицей на экране)
Слайд 3.

  • Признаки древних сказок.

Самые древние (задание для первой группы обучающихся) сказки
объясняли все самое важное: почему у животных именно такая внешность, почему они
именно так себя ведут, как и откуда все в мире происходит; кроме того, по
построению – это сказка-цепочка.


Просто древние (задание для второй пары обучающихся) сказки учат
ценить не столько силу, сколько ум и хитрость.


Менее древние (задание для третьей пары обучающихся) сказки учат
человека быть добрым и справедливым.

Проверка –
Слайд 4.



  • Бродячие сказки (фронтально).


Бродячие сказки рассказывают похожие в разных уголках земного шара истории.


Примеры бродячих сказочных историй: “Два жадных медвежонка”, “Как
барсук и куница судились”, “О собаке, кошке и обезьяне” – о жадности; “Черепаха,
кролик и удав-маха”, “Хитрый шакал”, “По заслугам и расчет” – добро побеждает
зло.


  • Расположить сказку на ленте времени. Слайды 5, 6..

3. Физкультминутка.

(Упражнение на релаксацию и внимание.)

– Если я буду называть глаголы, действия которых можно делать на уроке
вы приседайте, если нельзяраспрямитесь и сделайте хлопок
над головой.


Читать, писать, прыгать, рисовать, хохотать, думать, драться, ругаться,
узнавать, запоминать, кричать, отвечать, шуметь, заучивать, убеждать, помогать,
выяснять, бегать.

4. Конкурс на лучшего чтеца сказок.

Ученики по очереди читают отрывки из сказок (из учебника и тетради),
класс оценивает, поднимая карточку с цифрой – “5”, “4”, “3”.

– Не забывайте, ребята, о том, что когда вы читаете шепотом или “про себя” –
вы читаете для себя. А когда вслух – для окружающих, это значит, им должно быть
интересно вас слушать. Помните также и о том, что оценивать друг друга нужно
объективно, то есть справедливо.

5. Физкультминутка для глаз.
Слайды 7, 8.

6. Повторение сказок.


  • В каждой строке назови лишнего сказочного героя.
    Слайд 9.


  • Определи возраст сказки по ее названию.
    Слайд 10.

    (При необходимости в случае затруднения можно воспользовать гиперссылкой
    и вернуться к Слайду 4.)

  • Вспомни название сказки по ее отрывку.
    Слайд 11.

    “…А солнце уже высоко ходит, жарко припекает, снег тает, ручьями бежит с
    гор. Затосковал заяц, еще громче заплакал. Услышал зайца хозяин леса…” –
    “Снег и заяц”
    “…Видит, сидит недалеко какое-то чучело: ростом больше вороны, на шести
    высоких тонких ногах, крылья прозрачные, нос длинный, как вязальная спица…”
    – “Ласточка и комар”
    “…Сел медведь на лед, опустил в полынью свой коротенький хвост и стал ждать.
    Но когда захотел он подняться, чтоб посмотреть, много ли рыбы попалось, то
    почувствовал, что кто-то его крепко держит…” – “Вихио”
    “…На берегу большой реки жили в ветхом шалаше старик да старуха. Бедно жили
    они: каждый день старик отправлялся на реку рыбу ловить, старуха эту рыбу
    варила или на углях пекла, тем только они сыты и были. Не поймает старик
    ничего, так и вовсе голодают…” – “Золотая рыба”
    “…Жил на Алтае старый большой медведь. Его любимая еда – кедровый орех. Брал
    он орехи только с одного кедра. Толстый кедр, в шесть обхватов. Это дерево
    старый большой медведь от зверей и людей заботливо охранял. Хорошо жилось
    медведю подле него. Но вот однажды пришел медведь, а у толстого кедра орехов
    нет…” – “Нарядный бурундук”
    “…В давние времена жила в одной деревне вдова, у которой было две дочери.
    Дочерей звали просто – Большая и Маленькая. Сестры Большая и Маленькая были
    совсем разными. Большая была грубая и злая, да еще и жадная. А Маленькая ко
    всем относилась с добротою…” – “Жемчужинка и жаба”

7. Рефлексия.

– Ребята, как вы думаете, удалось ли вам достичь цели, которая стояла в
начале урока? Оцените свою работу. Ответьте на вопросы (письменно,
индивидуально):

– Самым интересным сегодня было…

– Самым трудным для меня было…

– Самым неожиданным для меня было…

Приложение 1

МБОУ «Гимназия № 41» г. Кемерово

Урок по литературному чтению в 3 классе «В» на тему:

Обобщение по разделу «Постигаем секреты сравнения сказок»

УМК «Перспективная начальная школа»

Подготовила учитель начальных классов:

Поль Лариса Николаевна

Кемерово – 2014 г.

Цель:

Систематизировать знания обучающихся о различных видах сказочных сюжетов (самые древние, просто древние, менее древние сказки, а также бродячие сказочные истории).

Задачи:

— учить анализировать название текста и его содержание с целью выявления принадлежности к временному периоду;

— продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения;

— развивать устную речь детей.

Ход урока

Орг. момент

Уж прозвенел звонок.

Поговорить о сказке

Все в класс приглашены.

— Ребята, что напомнили вам строки, которыми я начала сегодняшний урок?

(Японские стихи хокку)

Япония находится очень далеко от нас, но сказки, которые мы читали и будем читать, также собраны со всего земного шара. Покажите на карте Мира Японию. Итак, я предлагаю вам сегодня:

. вспомнить всё самое главное

. применить свои знания

. проявить себя с лучшей стороны

Классификация сказок. Слайд №1

— Что мы знаем?

а) В каком разделе мы находимся? (Постигаем секреты сравнения). б) Вспомните, какую тему изучаем? (Сказки народов Мира) Посмотрите на выставку книг.

— Чему мы научились?

а) Сравнивать тексты сказок; б) определять их жанровую принадлежность и временной период; — Какие бывают сказки? (народные, авторские, волшебные, сказки о животных)

Вспомните и обсудите, на какие группы делятся сказочные истории о животных по временному периоду и по содержанию. (Задания даются каждой группе составить кластер).

. Составление кластера (работа в четвёрках)

— Давайте проверим (выслушиваются ответы, сверяются с информацией на экране)

Слайд №2

Вспомним признаки сказок и попытаемся назвать несколько примеров сказок Пусть каждая группа объяснит один признак.

1 — ая группа:

Самые древние (Швец Валера)

Примеры сказок: «Откуда пошли болезни и лекарства?», «Гиена и черепаха»…

Эти сказки объясняли всё самое важное: почему у животных именно такая внешность, почему они именно так себя ведут, как и откуда всё в Мире происходит; по построению – эта сказка цепочка.

Вывод: Это Самые древние сказки.

2- ая группа:

Просто древние (Леоненко Кирилл)

Примеры сказок: «Два жадных медвежонка», «Как барсук и куница судились»…

Эти сказки учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость.

Вывод: Это Просто древние сказки.

3 – ья группа:

Менее древние (Бондарева Карина)

Примеры сказок: «Черепаха, кролик и удав – маха», «Хитрый шакал»…

Эти сказки учат человека быть добрым и справедливым.

Вывод: Это Менее древние сказки.

4 – ая группа:

Бродячие сказки (Емелина Валерия)

Примеры сказок: «Золотая рыба», «Волшебное кольцо»…

В этих сказках добро побеждает зло. Они рассказывают похожие в разных уголках земного шара истории.

Вывод: Это Бродячие сказки.

Расположение сказки на ленте времени. Слайд №3.

— Мы уже знаем, что некоторые сказки имеют черты и Просто древней и Менее древней сказок. («Хитрый шакал» Индийская сказка) Покажите Индию на карте Мира. – Какая черта характера связывает шакала с Просто Древней сказкой? (хитрость) — А какое качество шакала доказывает, что он уже герой Менее Древней сказки? (доброта и справедливость) Показ ленты времени уч.с.101

Физминутка

(Упражнение на релаксацию и внимание на ковриках)

— Если я называю глаголы, действия которых можно делать на уроке – вы приседаете, если нельзя – распрямитесь и сделайте хлопок над головой.

Читать, писать, прыгать, рисовать, хохотать, думать, драться, ругаться, узнавать, запоминать, кричать, отвечать, шуметь, заучивать, убеждать, помогать, выяснять, бегать.

Что нам осталось ещё узнать в этом разделе?

Чтение сказок Снег и Заяц и Как птицы царя выбирали.

— Откройте учебник, найдите сказки, которые мы ещё не прочитали из этого раздела. Определите их жанровую принадлежность (сказки о животных); к какому временному они относятся? Можно сразу ответить на этот вопрос?

— Какую цель поставим?

а) Прочитайте самостоятельно сказку «Снег и заяц»

— Кто герои? Какая беда приключилась с зайцем? Кто и как ему помог? (Помог хозяин леса, поменял шкурку) – К какому временному периоду относится эта сказка? ( Самая древняя, так как объясняет причину, почему заяц меняет цвет шерсти зимой). – Докажите словами из текста.

б) Прочитайте по цепочке в четвёрках сказку «Как птицы царя выбирали». (Используем Хрестоматию по Окружающему миру) О чём эта сказка? Что отражено в названии: тема или главная мысль? ( В названии отражена тема сказки). – Кто метил в Цари? (прочитайте) – По какому признаку птицы предлагали свою кандидатуру? – Прочитайте, как выглядел сокол? – Почему же выбрали орла? (Орёл прикормил ворону и сороку, и они всех громче кричали – предлагали его кандидатуру) – К какому временному периоду относится эта сказка? (Самая древняя, так как в ней рассказывается, почему орла считают царём птиц, почему ворона и сорока питаются тем, что не доест орёл, почему сокол затаил злобу на всех птиц).

. Может ли Костя включить эти сказки в свой сборник «Сказки народов России»? Обоснуй свой ответ. ( Костя может включить эти сказки в этот сборник так как Бурятия и Хакассия входят в состав России) Уч. с.97

Сценка по сказке «Ласточка и комар» сказка народов Сибири (Т. с. 17-18) – К какому временному периоду относится эта сказка? Докажите.

Рефлексия.

«Коврик настроений» ( Каждый ученик выбирает один из трёх предложенных ему цветных квадратиков: — зелёный, ты всё понял, тебе всё удалось, всё понравилось; — жёлтый, есть вопросы, на которые ты хотел бы поискать и найти ответ; — красный, тебе было трудно).

Подведение итогов урока.

— Какой раздел мы закончили изучать? – Какие произведения больше понравились? – Чему научили вас эти сказки?

Оценки за чтение и работу на уроке…

Домашнее задание: сделать рисунок понравившейся сказки, дать ответ на вопрос: К какому временному периоду она относится и почему?

ГДЗ⭐ 3 класс🔥 Литературное чтение🎯 ГДЗ по литературному чтению 3 класс рабочая тетрадь Малаховская

⚡️ Параграф 8. ЛАСТОЧКА И КОМАР. Стр. 17-18

ГДЗ по литературному чтению 3 класс рабочая тетрадь Малаховская

Авторы: Малаховская

Издательство: Академкнига

Тип книги: Рабочая тетрадь

Параграф 8. ЛАСТОЧКА И КОМАР. Стр. 17-18

1 часть

1. ВИКТОР ЛУНИН. БЕРЕЗОВАЯ РОЩА. Стр. 3-42. ИРИНА ТОКМАКОВА. ХОДИТ СОЛНЫШКО ПО КРУГУ… Стр. 4-63. ЮРИЙ КОВАЛЬ. ЛИСТОБОЙ. Стр. 6-74. СЕРГЕЙ КОЗЛОВ. ОСЕНЬ. Стр. 8-115. СЕРГЕЙ КОЗЛОВ. ФЕВРАЛЬ. Стр. 11-126. ЭММА МОШКОВСКАЯ. АПРЕЛЬ. Стр. 12-157. ЭММА МОШКОВСКАЯ. МУДРЕЙШИЙ МУДРЕЦ. Стр. 16-178. ЛАСТОЧКА И КОМАР. Стр. 17-189. ЗАЯЦ. Стр. 19-2010. ВОЛК И ЛОШАДЬ. Стр. 20-2211. ЖЕМЧУЖИНКА И ЖАБА. Стр. 22-2512. ВИХИО. Стр. 25-2913. ВАЛЕНТИН БЕРЕСТОВ. ПРО ПАУКА И ТРЁХ СЛОНОВ. Стр. 30-3114. ЮННА МОРИЦ. ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ КЛЯКСА. Стр. 32-3315. СЕРГЕЙ КОЗЛОВ. ДЕКАБРЬ. Стр. 34-3516. БУКЕТ. Стр. 35-3717. ВИКТОР ЛУНИН. МУЗЫКА. Стр. 37-3818. ЛЕВ ДРУСКИН. КАКИЕ НЕЗНАКОМЫЕ ПРЕДМЕТЫ! Стр. 38-3919. ЛЮБОВЬ МАТЕРИ. Стр. 40-4220. ЮРИЙ КОВАЛЬ. ТУЧКА И ГАЛКИ. Стр. 42-4321. ЭММА МОШКОВСКАЯ. Я ДУМАЮ О МОСТАХ. Стр. 4422. НОВЕЛЛА МАТВЕЕВА. Я ДУМАЮ О МОСТАХ. Стр. 45-4623. СЕРГЕЙ КОЗЛОВ. ДРУЖБА. Стр. 46-48

2 часть

1. ЭЗОП. ПУТНИКИ И МЕДВЕДИЦА. Стр. 3-42. ЭЗОП. ГАЛКА И ГОЛУБИ. Стр. 5-63. ЭЗОП. ГАЛКА И КУВШИН. Стр. 6-74. ИВАН КРЫЛОВ. ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА. Стр. 7-86. ФЕЛИКС КРИВИН. ПОГРЕМУШКА. Стр. 9-107. Стр. 108. ЛЕОНИД КАМИНСКИЙ. ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. Стр. 11-139. ВИКТОР ГОЛЯВКИН. ДЕЛО НЕ В ТОМ, ЧТО Я МЯЧ НЕ ПОЙМАЛ. Стр. 14-1510. АНДРЕЙ УСАЧЁВ. УБОРКА. Стр. 16-1811. СЕРГЕЙ СЕДОВ. СКАЗКИ ПРО ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА. Стр. 18-2112. ВАЛЕРИЙ СМУЛЬФ. ПРОЩАЙТЕ, СЭР ВИЗ. Стр. 22-2313. ТАТЬЯНА ПОНОМАРЁВА. В ЛЕСУ. Стр. 23-2515. ЛЕОНИД КАМИНСКИЙ. ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР. Стр. 26-2816. ЭММА МОШКОВСКАЯ. ЦЫПЛЁНОК ШЁЛ В КУД-КУДАКИ. Стр. 29-3417. АПОЛЛОН МАЙКОВ. В ЛЕСУ. Стр. 35-3618. НИКОЛАЙ НЕКРАСОВ. КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ. Стр. 37-3919. РОМАН СЕФ. ПУТЕШЕСТВИЕ. Стр. 40-4120. СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВ. ДОРОЖНАЯ. Стр. 42-4421. МИХАИЛ ПРИШВИН. МОЯ РОДИНА. Стр. 45-47

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

@ ГДЗ от Путина 2013-2022 — лучшие решебники (копирование материалов сайта запрещено). admin@gdz-putina.info политика конфиденциальности
мы вконтакте

МБОУ «Гимназия № 41» г. Кемерово

Урок по литературному чтению в 3 классе «В» на тему:

Обобщение по разделу «Постигаем секреты сравнения сказок»

УМК «Перспективная начальная школа»

Подготовила учитель начальных классов:

Поль Лариса Николаевна

Кемерово – 2014 г.

Цель:

Систематизировать знания обучающихся о различных видах сказочных сюжетов (самые древние, просто древние, менее древние сказки, а также бродячие сказочные истории).

Задачи:

— учить анализировать название текста и его содержание с целью выявления принадлежности к временному периоду;

— продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения;

— развивать устную речь детей.

Ход урока

  1. Орг. момент

Уж прозвенел звонок.

Поговорить о сказке

Все в класс приглашены.

— Ребята, что напомнили вам строки, которыми я начала сегодняшний урок?

(Японские стихи хокку)

Япония находится очень далеко от нас, но сказки, которые мы читали и будем читать, также собраны со всего земного шара. Покажите на карте Мира Японию. Итак, я предлагаю вам сегодня:

. вспомнить всё самое главное

. применить свои знания

. проявить себя с лучшей стороны

  1. Классификация сказок. Слайд №1

— Что мы знаем?

а) В каком разделе мы находимся? (Постигаем секреты сравнения). б) Вспомните, какую тему изучаем? (Сказки народов Мира) Посмотрите на выставку книг.

— Чему мы научились?

а) Сравнивать тексты сказок; б) определять их жанровую принадлежность и временной период; — Какие бывают сказки? (народные, авторские, волшебные, сказки о животных)

Вспомните и обсудите, на какие группы делятся сказочные истории о животных по временному периоду и по содержанию. (Задания даются каждой группе составить кластер).

. Составление кластера (работа в четвёрках)

— Давайте проверим (выслушиваются ответы, сверяются с информацией на экране)

Слайд №2

Вспомним признаки сказок и попытаемся назвать несколько примеров сказок Пусть каждая группа объяснит один признак.

1 — ая группа:

Самые древние (Швец Валера)

Примеры сказок: «Откуда пошли болезни и лекарства?», «Гиена и черепаха»…

Эти сказки объясняли всё самое важное: почему у животных именно такая внешность, почему они именно так себя ведут, как и откуда всё в Мире происходит; по построению – эта сказка цепочка.

Вывод: Это Самые древние сказки.

2- ая группа:

Просто древние (Леоненко Кирилл)

Примеры сказок: «Два жадных медвежонка», «Как барсук и куница судились»…

Эти сказки учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость.

Вывод: Это Просто древние сказки.

3 – ья группа:

Менее древние (Бондарева Карина)

Примеры сказок: «Черепаха, кролик и удав – маха», «Хитрый шакал»…

Эти сказки учат человека быть добрым и справедливым.

Вывод: Это Менее древние сказки.

4 – ая группа:

Бродячие сказки (Емелина Валерия)

Примеры сказок: «Золотая рыба», «Волшебное кольцо»…

В этих сказках добро побеждает зло. Они рассказывают похожие в разных уголках земного шара истории.

Вывод: Это Бродячие сказки.

  1. Расположение сказки на ленте времени. Слайд №3.

— Мы уже знаем, что некоторые сказки имеют черты и Просто древней и Менее древней сказок. («Хитрый шакал» Индийская сказка) Покажите Индию на карте Мира. – Какая черта характера связывает шакала с Просто Древней сказкой? (хитрость) — А какое качество шакала доказывает, что он уже герой Менее Древней сказки? (доброта и справедливость) Показ ленты времени уч.с.101

  1. Физминутка

(Упражнение на релаксацию и внимание на ковриках)

— Если я называю глаголы, действия которых можно делать на уроке – вы приседаете, если нельзя – распрямитесь и сделайте хлопок над головой.

Читать, писать, прыгать, рисовать, хохотать, думать, драться, ругаться, узнавать, запоминать, кричать, отвечать, шуметь, заучивать, убеждать, помогать, выяснять, бегать.

  1. Что нам осталось ещё узнать в этом разделе?

Чтение сказок Снег и Заяц и Как птицы царя выбирали.

— Откройте учебник, найдите сказки, которые мы ещё не прочитали из этого раздела. Определите их жанровую принадлежность (сказки о животных); к какому временному они относятся? Можно сразу ответить на этот вопрос?

— Какую цель поставим?

а) Прочитайте самостоятельно сказку «Снег и заяц»

— Кто герои? Какая беда приключилась с зайцем? Кто и как ему помог? (Помог хозяин леса, поменял шкурку) – К какому временному периоду относится эта сказка? ( Самая древняя, так как объясняет причину, почему заяц меняет цвет шерсти зимой). – Докажите словами из текста.

б) Прочитайте по цепочке в четвёрках сказку «Как птицы царя выбирали». (Используем Хрестоматию по Окружающему миру) О чём эта сказка? Что отражено в названии: тема или главная мысль? ( В названии отражена тема сказки). – Кто метил в Цари? (прочитайте) – По какому признаку птицы предлагали свою кандидатуру? – Прочитайте, как выглядел сокол? – Почему же выбрали орла? (Орёл прикормил ворону и сороку, и они всех громче кричали – предлагали его кандидатуру) – К какому временному периоду относится эта сказка? (Самая древняя, так как в ней рассказывается, почему орла считают царём птиц, почему ворона и сорока питаются тем, что не доест орёл, почему сокол затаил злобу на всех птиц).

. Может ли Костя включить эти сказки в свой сборник «Сказки народов России»? Обоснуй свой ответ. ( Костя может включить эти сказки в этот сборник так как Бурятия и Хакассия входят в состав России) Уч. с.97

  1. Сценка по сказке «Ласточка и комар» сказка народов Сибири (Т. с. 17-18) – К какому временному периоду относится эта сказка? Докажите.

  1. Рефлексия.

«Коврик настроений» ( Каждый ученик выбирает один из трёх предложенных ему цветных квадратиков: — зелёный, ты всё понял, тебе всё удалось, всё понравилось; — жёлтый, есть вопросы, на которые ты хотел бы поискать и найти ответ; — красный, тебе было трудно).

  1. Подведение итогов урока.

— Какой раздел мы закончили изучать? – Какие произведения больше понравились? – Чему научили вас эти сказки?

Оценки за чтение и работу на уроке…

  1. Домашнее задание: сделать рисунок понравившейся сказки, дать ответ на вопрос: К какому временному периоду она относится и почему?

Ласточка и комар

Села ласточка отдохнуть на ветку. Видит, сидит недалеко какое-то чучело: ростом больше вороны, на шести высоких тонких ногах, крылья прозрачные, нос длинный, как вязальная спица. В те времена таким был комар.

Спрашивает он ласточку:

— Откуда летишь?

— Из южных стран, тороплюсь на север.

— Зачем ты каждый год кочуешь с юга на север?

— Прилетаю птенцов выводить: на юге сильная жара, не могу яички откладывать.

— Нет, я не такой дурак, мне и здесь хорошо! Не буду я тратить силы на глупые перелёты!

— А чем ты, комар, занят?

— Узнаю, чья кровь слаще…

— Узнал?

— Ничего на свете нет слаще человеческой крови! Переселюсь поближе к юртам.

— Ты, комар, однако, врёшь! Покажи-ка нос, я узнаю правду!

Комар вытянул свой длинный нос. Ласточка его откусила и улетела. От горя комар сжался, стал малюткой, от стыда спрятался в болотистые места, а ласточка поселилась возле человека.

Снег и заяц

Снег говорит зайцу:

— Что-то у меня голова заболела.

— Наверное, ты таешь, оттого у тебя и голова заболела, — ответил заяц. Сел на пенёк и горько заплакал:

— Жалко, жалко мне тебя, снег. От лисицы, от волка, от охотника я в тебя зарывался, прятался. Как теперь жить буду? Любая ворона, любая сова меня увидит, заклюёт. Пойду я к хозяину леса, попрошу его, пусть он тебя, снег, сохранит для меня.

А солнце уже высоко ходит, жарко припекает, снег тает, ручьями бежит с гор.

Затосковал заяц, ещё громче заплакал. Услышал зайца хозяин леса. Просьбу его выслушал и сказал:

— С солнцем спорить не берусь, снег сохранить не могу. Шубу твою белую сменю на серенькую, будешь ты летом легко прятаться среди сухих листьев, кустарника и травы, никто тебя не заметит.

Обрадовался заяц.

С тех пор он всегда меняет зимнюю белую шубу на летнюю — серую.

Как перевелись в Сибири львы

В давние времена львы жили в Сибири. Были они косматые, обросшие длинной шерстью и не боялись морозов.

Однажды встретил лев волка.

— Куда бежишь как сумасшедший?

— От смерти спасаюсь! — вымолвил волк.

— Кто же тебя напугал?

— Громкочихающий. Он раз чихнул — убил моего брата, во второй — сестру, в третий раз — ногу мне перебил. Видишь, хромаю.

Лев зарычал — горы задрожали, небо заплакало.

— Где этот громкочихающий? Я его в куски разорву! Голову брошу за дальнюю гору, ноги — на все четыре стороны!

— Что ты! Он и тебя не пощадит, убегай!

Схватил лев волка за горло:

— Покажи мне громкочихающего, иначе задушу!

Пошли они. Встречают мальчика-пастушонка.

— Этот? — злобно спрашивает лев.

— Нет, этот ещё не дорос.

Пришли они в степь. Пасёт стадо дряхлый старик.

— Этот? — оскалил зубы лев.

— Нет, этот перерос.

Идут дальше. Навстречу им скачет на быстром коне охотник. Лев и спросить волка не успел — охотник вскинул ружьё и выстрелил. Загорелась на льве его длинная шерсть. Бросился он бежать, за ним — волк. Остановились в тёмном овраге. Волк его спрашивает:

— Сильно чихает?

— Замолчи! Видишь, теперь — я голый, только грива осталась да кисточка на кончике хвоста. Дрожь меня бьёт.

— Куда же нам бежать от громкочихающего?

— Беги в лес!

Волк скрылся в дальнем перелеске, а лев убежал в жаркую страну, в безлюдную пустыню.

Так и перевелись в Сибири львы.

Хартагай

В самые древние времена охотник Хартагай увидел на поляне стаю диких кур. Недолго думая, Хартагай поставил петли и сети, и куры попались в них. Хартагай принёс их домой и посадил в сарай. Догадались куры, что Хартагай собирается приготовить из них обед, и взмолились:

— Добрый Хартагай, не убивай нас! За это мы обещаем тебе нести яйца. Ты всегда будешь сыт, богат и доволен нами.

Не стал Хартагай кур убивать.

Но однажды услыхал Хартагай, что куры сговариваются улететь, когда он снова уйдёт на охоту.

Хартагай взял нож и подрезал курам крылья, а пёрышки сложил в свою походную сумку. И ушёл в тайгу.

Загрустили куры. Машут подрезанными крыльями, а подняться в небо не могут. Тогда петух вспрыгнул на плетень и говорит:

— Не горюйте, куры, ещё не всё потеряно. Утром я попрошу у Хартагая наши крылья. Если он утром не отдаст — в полдень попрошу. В полдень не отдаст — вечером ещё раз попрошу. А если и вечером не отдаст — буду просить в полночь.

Презентация на тему: » Постигаем секреты сравнения…. Вспомнить… Применить… Проявить…» — Транскрипт:



1


Постигаем секреты сравнения…


2


Вспомнить… Применить… Проявить…


3


сказки народныеавторские волшебныесоциальные о животных самые древние просто древние менее древние бродячие сказочные истории


4


Самая древняя сказка Менее древняя сказка Просто древняя сказка Учит человека быть добрым и справедливым Объясняет, почему у животных именно такая внешность, их поведение, откуда в мире всё происходит Учит ценить не столько силу, сколько ум и хитрость


5


Менее древние Просто древние Самые древние Хитрый шакал Откуда пошли болезни и лекарства Два жадных медвежонка Лента времени


6


Менее древние Просто древние Самые древние Отчего цикада потеряла свои рожки Как барсук и куница судились Ласточка и комар Лента времени


7



8



9


В каждой строке назовите лишнего сказочного героя: кроликчерепахалиса удав- маха волмул тигркомарчеловекшакал тыквацикадаслон обезья- на медведькунжут ЗаяцГалкаФилинЖуравльВоронаОрёл медве- жата куницалисабарсук попугай


10


Определите возраст сказки по её названию: «Откуда взялись звери, птицы и рыбы» «Как хитрый шакал обманул лесных зверей» «Почему у попугая клюв кривой» «Откуда взялась ночь» «Как мангуст перехитрил крокодила и леопарда» «Как появился огонь»


11


Вспомни название сказки по её отрывку: «Снег и заяц» «Ласточка и комар» «Вихио» «Золотая рыба» «Нарядный бурундук» «Жемчужинка и жаба»


12


До новых встреч!


Аккаунты и игровая валюта

На материале главы «Постигаем секреты сравнения» мы попытаемся показать, что произведения фольклора и литературы живут во времени.
Древнейший период истории человечества (охотничий период древности) связан с тем, что человек всесторонне зависел от Природы: от солнца и запасов воды в небесах, от диких животных, которые служили ему пищей. Эта полная зависимость вызвала к жизни обожествление природы: священными считались небесные светила, реки и озёра, леса и деревья, растения и животные. Для того чтобы выжить в этом природном мире, человеку необходимо было научиться договариваться с теми, кого он считал священными. Была выработана система ритуалов – обрядовой практики, осуществляя которую человек старался заручиться поддержкой всех тех сил и явлений, от которых он зависел. Главным в этот период древности считалась физическая сила человека и его связь с «другим», «чужим» миром (в сказках это волшебный мир), в состав которого входили духи всех явлений природы. Человек, умевший общаться с чужим миром, – непобедимый человек: ведь ему оказывают покровительство те, против которых бесполезно сражаться, ибо они несравнимо сильнее.
Следующий период древности (земледельческий) связан с тем, что человек начинает питаться не только за счёт охоты, но и за счёт того, что он научился обрабатывать землю – сажать и сеять, научился приручать животных. Зависимость от погодных условий (стихий) у него по-прежнему велика, но он уже многое умеет. В этот период ценится уже не просто физическая сила человека, но его наблюдательность и хитрость. Если зверя нельзя победить физически, его можно обхитрить. В этот период у человека появляется много всяких инструментов, орудий труда.
Чем дальше развивается человек, тем больше возрастает его самостоятельность, его независимость от мира природы, его самоуважение, тем больше начинают цениться его нравственные качества: способность помочь другу в трудную минуту, доброта, бескорыстие, порядочность, великодушие.
Древнейшие фольклорные крупные жанры (сказка о животных и волшебная сказка) и на уровне композиционных структур, и на уровне сюжетов по-своему отражают разные периоды древности. Кумуляция, то есть цепочка, – это наиболее древнее сказочное построение. Этих древнейших композиционных структур всего две: кумулятивная цепочка и замыкание событий на круг в докучной сказке.
Что касается сюжетов (мы их будем называть «сказочными историями»), то мы выделили три периода древности, назвав их «самые древние сказки», «просто древние сказки» и «менее древние сказки». К самым древним мы отнесли сказочные сюжеты, объясняющие происхождение, природу и причины всего на земле: природу явлений, особенности внешнего вида животных, причины их поведения и взаимоотношений между собой. По этому признаку дети без всякого труда отличают самые древние сказочные сюжеты (речь идёт о сказках о животных).
К просто древним сказкам мы относим все сюжеты, где герой – хитрец, он побеждает своих врагов с помощью хитрости, причём хитрость не осуждается как черта характера, а воспринимается как преимущество героя. Так начинает складываться «литературная» лента времени. Завершается она в данном случае менее древними сказками: это сказки, где появляется благородный и бескорыстный герой – герой, помогающий другим в беде, не извлекая из этого никакой выгоды. Это сказки о животных, содержащие откровенно воспитательный пафос. Именно из них чуть позже разовьётся жанр басни. Что касается прямого различения сказочных сюжетов по времени, то самый тонкий и сложный момент появляется тогда, когда в одной и той же сказке нужно обнаружить черты, присущие разным временным периодам. Собственно, обнаружение этих черт – не проблема. Проблемой является понимание причин этого: мы должны понять, почему это возможно. Родившись в очень глубокой древности, сказка устно передаётся из поколения в поколение, то есть путешествует во времени. Проходят столетия. Жизнь людей меняется. Люди становятся сильнее и независимее от природы. У них появляются новые ценности (не просто сила, но хитрость; не просто хитрость, но мудрость; не просто мудрость, но благородство и великодушие и т. д.). И вот эти новые ценности начинают проникать в те сказки, которые путешествуют во времени. Древняя сказка начинает обрастать, обогащаться новыми чертами, сохраняя между тем и старые черты. Так, в одной и той же сказке можно обнаружить и черты самой древней сказки (например, в ней может объясняться внешний вид животного), и черты просто древней сказки (в ней может прославляться хитрый герой, который всех обманывает), и черты менее древней сказки (этот же герой или другой герой рядом с ним может обладать благородным и великодушным сердцем, бескорыстным стремлением помогать всем, кто попал в беду).
Кроме формирования исторического сознания на материале сюжетов сказок о животных мы должны дать представление о бродячих сюжетах: наличие одного и того же сюжета, известного у разных народов, не может быть объяснено сходством жизни и мышления этих народов, но может быть объяснено географическим путешествием сказочного сюжета. Помимо этого, в этой же главе удобнее всего сформировать представление о жанровом или тематическом сборнике (только сказки о животных; только самые древние сказки; только просто древние сказки; только сказки народов России и т. д.).

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 1. Чуракова Н.А.

  • Постигаем законы волшебной сказки отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире 4 класс
  • Постеснялся как пишется слитно или раздельно
  • Постеснялась как пишется слово
  • Постеснялась как пишется правильно
  • Постельное белье сказка динозавры