Постоянные эпитеты в сказке гуси лебеди

logo

  • Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • istoriya
    История

    33 минут назад

    СРОЧНО!!
    Назвіть ікони іконописної майстерні Києво-Печерського монастиря,що збереглися до наших днів

  • ukrainsyka-mova
    Українська мова

    33 минут назад

    Складіть діалог (5–7 реплік) на шкільну тематику з використанням слів, унаголошуванні яких часто трапляються помилки (наприклад: черговий, новий, разом,випадок, запитання, завдання, навчання). Поставте наголос у цих словах: СРОЧНО!

  • matematika
    Математика

    33 минут назад

    Пожалуйста нужно срочно решить с обьяснением (обьязательно)!!, желательно с рисунком! даю 10 баллов!!!

  • angliiskii-yazyk
    Английский язык

    38 минут назад

    some people claim that what people eat in many western countries is unhealthy and that their diet is getting worse. Critics say that these countries should change their diet эссе нужно на 250 слов 45 БАЛЛОВ ДАМ !!!

  • matematika
    Математика

    38 минут назад

    167339529138944148871645

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 10-12

Продолжаем знакомство с фольклором

1. Рассмотрите иллюстрации, прочитайте отрывки из сказок. Назовите эти сказки. Подготовьте пересказ одной из них.

Иллюстрация 1. «Приехал старик в лес…»

Это сказка «Морозко». Пример пересказа этой сказки можно посмотреть по ссылке.

Иллюстрация 2. «Несёт меня лиса за тёмные леса…»

Это сказка «Петушок золотой гребешок».

Иллюстрация 3. «Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика…»

Это сказка «Гуси-лебеди». Пример пересказа этой сказки можно посмотреть по ссылке.

Иллюстрация 4. «Вдруг щука говорит ему человеческим голосом…»

Это сказка «По щучьему велению..» Пример пересказа этой сказки можно посмотреть по ссылке.

2. Прочитайте определение сказки в кратком словаре литературоведческих терминов. С какими жанрами сказок вы познакомились? Приведите примеры каждого вида.

Мы познакомились со сказками волшебными, бытовыми, о животных.

Волшебные: «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Бытовые: «Каша из топора», «У страха глаза велики».

О животных: «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Петушок и бобовое зёрнышко».

3. Иллюстрации каких художников к русским народным сказкам вам особенно нравятся? Почему?

Мне очень нравятся иллюстрации Ивана Билибина, потому что они красочные, волшебные, и точно передают характеры и образы героев.

4. Прочитайте две волшебные сказки. Подумайте, каким темам они посвящены. Каковы особенности каждой из них?

Мы прочитали сказки «Царевна-лягушка» и «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо».

Они посвящены теме борьбы добра со злом, а вторая сказка ещё и теме защиты Родины.

Это волшебные сказки, которые обладают всеми сказочными приметами: зачином, концовкой, постоянными эпитетами, присказкой.

5. Обратите внимание на постоянные эпитеты в сказках, присказки, зачины, концовки.

Эти сказки начинаются с зачинов: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь» (жили-были старик и старуха).

В них есть постоянные эпитеты: «утро вечера мудренее», «красной девицей», «буйну голову», «чудо-юдо поганое», «мечи булатные», «сыра земля» и другие.

Можно найти в них и присказку: «долго ли шёл, коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается…»

Завершаются сказки концовкой: «И стали они жить дружно, в любви и согласии», «И стали они жить поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять».

(Русская народная сказка «Гуси-лебеди»; пословицы)

Сказка «Гуси-лебеди» дает возможность продолжить знакомство детей с устойчивыми сказочными выражениями, среди которых: 1) сочетания с постоянными эпитетами («чистое поле», «темный лес»); 2) близкие по значению слова, сливающиеся в одно («жили-были», «гуси-лебеди»); 3) достаточно устойчивые сочетания из двух слов, близких по значению («заигралась, загулялась»).

Для пересказа детям полезно также запомнить такие выражения, как: «молочная речка», «кисельные берега», «избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается». Учитель сам может выбрать способ, как помочь детям запомнить эти выражения.

Задачи:

• расширять представление о волшебной сказке;

• учить выявлять жанровые признаки волшебной сказки;

• развивать умение определять поучительный смысл произведения;

• учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи;

• обогащать словарный запас школьников за счет слов, обозначающих предметы, явления народного быта («кудель», «прясть»); развивать речевое чутье на основе сравнения сходных выражений, устаревших и современных (развитие речи).

Виды работы:

• чтение текста;

• выборочное чтение;

• выразительное чтение;

• членение текста;

• работа с заглавием;

• составление сложного плана;

• пересказ близко к тексту с использованием сказочных слов и устойчивых выражений;

• беседа по вопросам;

• работа с учебной статьей;

• речевая работа (определение значений слов, подбор синонимов, выявление устаревших слов, работа с рифмой).

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Дополнительные вопросы и задания

1. «Сидит ни жива ни мертва», «Зачем на глаза явилась?». Как вы это понимаете?

2. «Кликала», «причитывала», «покуда», «худо будет», «мой батюшка». Подберите к этим словам современные слова-синонимы.

3. «Бежала, бежала, увидела – стоит печь»; «Гуси-лебеди полетали-полетали… и ни с чем улетели к Бабе-Яге». Что выражено здесь повтором слов?

4. «Заслонила ветвями, прикрыла листами»; «на курьей ножке, об одном окошке»; «по болотам ходила, платье измочила». Найдите созвучные слова (рифму), произнесите отдельно созвучную часть.

5. Найдите и прочитайте ту часть сказки, где девочка ищет братца. Озаглавьте ее. На какие три более мелкие части можно ее разделить? Придумайте для этих мелких частей названия.

6. Прочитайте, как девочка с братцем возвращалась домой. Озаглавьте эту часть. А здесь какие три мелкие части можно выделить? Дайте им названия.

7. Прочитайте ту часть сказки, которую можно озаглавить «Приключения девочки в избушке Бабы-Яги».

8. Разделите начало сказки (до поисков брата) на две части по событиям и придумайте заголовки.

9. Запишите получившийся план. Перескажите сказку по плану. Используйте при пересказе слова и выражения текста.

10. Чему учит эта сказка?

Комментарий к вопросам и заданиям

Вопрос 1. Волшебные персонажи: печка, которая стоит в поле и разговаривает, молочная река, говорящая яблоня, Баба-Яга, гуси-лебеди, мышка.

Вопрос 2. Типичной для волшебной сказки является ситуация, когда герой нарушает запрет старших. И здесь гуси-лебеди унесли братца, потому что девочка забыла наказ матери («заигралась, загулялась»).

Вопрос 4. Девочка своими ответами обижает яблоню, печку и реку тем, что не просто отказывается от угощения, но дает понять, что их угощение невкусное и что она привыкла к более дорогой и более вкусной еде. При этом она даже не поблагодарила за предложенное угощение. Варианты вежливого ответа: «Спасибо, я не голодна», «Спасибо, я недавно ела», «Спасибо, это, наверно, очень вкусно, но я уже сыта (я очень спешу)» и т. п.

Вопрос 1 (доп.). «Сидит ни жива ни мертва» – очень испугалась, замерла от испуга. «Зачем на глаза явилась?» – зачем пришла.

Вопрос 2 (доп.). «Кликала» – звала; «причитывала» – говорила с плачем; «покуда» – пока; «худо» – плохо; «батюшка» – отец.

Вопрос 3 (доп.). Длительность действия.

Вопрос 4 (доп.). Рифма: «ножке» – «окошке»; «ходила» – «измочила»; «ветвями» – «листами».

Вопрос 5 (доп.). Заголовок части: Девочка пытается найти братца. (Поиск братца.)

ПЛАН

1. Печка не сказала, куда полетели гуси-лебеди. (Печка отказалась помочь.)

2. Яблоня не сказала, куда полетели гуси-лебеди. (Яблоня отказалась помочь.)

3. Речка не сказала, куда полетели гуси-лебеди. (Речка отказалась помочь.)

Вопрос 6 (доп.). Заголовок части: Девочка с братцем возвращаются домой. (Трудное возвращение домой.)

ПЛАН

1. Речка укрыла девочку с мальчиком. (Речка помогла детям.)

2. Яблоня защитила девочку. (Яблоня укрыла детей.)

3. Печка помогла детям. (Печка спрятала детей.)

Вопрос 8 (доп.). 1. Родители наказали беречь братца.

2. Братца унесли гуси-лебеди.

Вопрос 10 (доп.). Сказка учит выполнять наказы и советы взрослых, слушаться родителей, учит скромности и вежливости, тактичности в отношениях с другими. Она осуждает заносчивость, спесь, самомнение, зазнайство. И еще она говорит о том, что люди на добро отвечают добром.

Пословицы

Комментарий к заданию учебника

Все пословицы передают содержание второй части сказки (поиски братца).

  • Постскриптум как пишется пример
  • Пост нфарктный как пишется
  • Постоянные эпитеты в русских народных сказках примеры
  • Постскриптум как пишется в тексте
  • Пост компенсация как пишется