Постоянные эпитеты в сказке теремок

Сказка теремок

Краткое содержание

Общая композиция сказки «Теремок» во всех вариантах остается неизменной: в пустое пространство — кувшин, голова лошади, дом — по очереди заселяются различные звери до тех пор, пока он не выдерживает такого количества жильцов и ломается. Самым первым вариант этой сказки записал А. Н. Афанасьев еще в 1855—1873 гг. Многие русские писатели (Е. Чарушин, М. Булатов, В. Сутеев, В. Бианки) немного меняли ее основное содержание, а в особенности окончание, оставляя неизменными значение, смысл и мораль.

Анализ сказки теремок

Кратко план сказки можно представить так:

  1. Существует изначально пустое пространство (кувшин, дом).
  2. В него последовательно заселяются разные животные (от самых маленьких до достаточно крупных).
  3. Последним в «Теремок» приходит Медведь.
  4. Теремок не выдерживает и разваливается.

Сказка учит детей взаимодействовать с окружающим миром. Она повествует о взаимопомощи, о том, что надо терпимо относиться к другим, независимо от того, насколько все отличаются друг от друга. Ведь при желании все могут жить вместе и успешно взаимодействовать друг с другом. Даже враждующие в дикой природе заяц и лиса в Теремке дружелюбно сосуществуют. Однако главная идея — насколько важно обладать чувством меры.

Смысл сказки теремок

Простота и незамысловатость этого произведения неизменно вызывают интерес у малышей самого раннего возраста. Неслучайно в детских садах она считается одной из самых популярных. Ее уникальность также в том, что, в зависимости от аудитории, ее можно рассказывать кратко либо наполнять различными персонажами и деталями для детей более старшего возраста, а также менять обстановку, где происходят все события. Не зря она рекомендована к обязательному прочтению в 1 классе и присутствует в читательском дневнике.

Эту несложную сказку можно достаточно глубоко интерпретировать. С точки зрения детской психологии, Теремок представляет собой личность ребенка, которая последовательно овладевает различными навыками. С появлением каждого героя ребенок в своем развитии переходит на следующую ступень. Со временем душа и сознание ребенка начинают представлять сложную структуру, в которой взаимодействуют все герои.

Главные персонажи

Животные в сказке подобраны неслучайно. Мышка всегда являлась ключевой фигурой в русских сказках. Стоить вспомнить, к примеру, «Курочку рябу» или «Репку». В первую очередь она искатель. Неслучайно именно она находит Теремок и первой заселяется в него. Следующий персонаж — лягушка — символизирует речевую активность (эта характеристика наиболее важна для взаимодействия с окружающим миром). Потом появляется Зайка — он очень подвижен, но при этом не лишен осторожности.

Чему учит сказка теремок

После этого приходят более крупные звери (лисичка, волк). Они по своей природе хищники, однако вполне мирно уживаются на одной территории с маленькими зверюшками. Лиса и волк как бы выводят развитие ребенка на новый уровень взросления, когда его личность становится многогранной (немного хитрой и не такой простодушной, как раньше).

Но главным событием сказки является приход медведя. Он олицетворяет собой ту самую «точку невозврата», когда общий дом уже не может вместить всех желающих и неизбежно ломается.

Анализ сказки «Теремок»

В момент прихода Медведя происходит полная перестройка личности ребенка, после которой он выходит на новый психологически осознанный уровень развития, проведя самоанализ (в этом случае реконструкция жилища, тема постройки нового Теремка).

Основную мысль повествования можно выразить так: существующий набор различных активностей преобразуется в стройную осмысленную деятельность, заданную единой целью. В этом случае это постройка нового Теремка. Все животные совместно выстраивают себе новый дом, в котором живут мирно и гармонично.

учитель начальных классов МАОУ гимназия №26, г. Томск.

Эксперт: ТРИЗ-педагогика, методика преподавания в начальных классах

Русские народные сказки – это самые первые произведения, с которыми дети начинают знакомиться.

«Теремок» – сказка, где главными героями являются животные. Существует несколько вариантов сказки. В данной разработке рассматривается сказка со счастливым концом. Дружно, сообща герои строят новый просторный дом, в котором вмещаются все животные, в том числе и медведь.

Приведу порядок работы с текстом на уроке или занятии внеурочной деятельности с обучающимися. Кроме этого к каждому заданию дан комментарий:

  • с какой целью дано задание,
  • на что учителю обратить внимание учеников при чтении и анализе сказки.

Материал к уроку (занятию внеурочной деятельности)

Комментарий. Данное задание необходимо предложить обучающимся для того, чтобы доказать, что изучаемое произведение относится к жанру сказка. К признакам обучающиеся могут отнести:

  • Животные разговаривают.
  • Животные заселяются в терем (дом), предназначенный для людей.
  • В маленький теремок заселяются крупные животные.
  • Животные строят сами настоящий дом.
  • Сказка заканчивается хорошо («Добро побеждает зло», хотя в этой сказке медведь и не хотел причинять зла обитателям теремка).
  • Повтор. Ситуация повторяется, повторяются слова «Кто кто в теремочке живёт”.

Некоторые из этих признаков ученики сразу не смогут указать, тогда нужно вернуться к этому заданию после анализа сказки. Ученики могут указать и другие признаки, но в данной сказке нет традиционного зачина и концовки, архаизмов и др.

Комментарий. Данное задание формирует умение объяснять лексическое значение слова. После объяснения школьники понимают, что в сказке теремок является домом для животных, которые собрались «под одной крышей». Учитель делает акцент на этом выражении. «Жить под одной крышей» – это значит жить в одном доме, в одной квартире (про людей). После этой работы учитель предлагает обучающимся приём «Ассоциативный куст».

Об основах работы с текстом можно на вебинаре “Функциональное чтение”.

Комментарий. Обычно дом ассоциируется со словами: мир, покой, радость, уют, родина, тепло, забота, комфорт, безопасность, защита, семья и др. Этот приём помогает детям осознать, что теремок стал для всех животных настоящим домом.
Ученики могут работать сначала самостоятельно, а затем в парах или группах. Данная работа является необходимым этапом перед анализом и выявлением главного смысла сказки. К написанным словам следует вернуться после анализа сказки. Это нужно для того, чтобы ребята дополнили свой список другими важными словами. Возможно, какие-то слова, написанные в начале урока, они вычеркнут.

Комментарий. Данное задание стимулирует словесно-образное мышление, учит ребёнка излагать свои мысли. Целесообразно выполнить задание с разрезными карточками, поскольку располагая карточки в нужном порядке, ребёнок будет восстанавливать цепочку событий. Кроме этого обучающимся наглядно будет видно, что каждый раз в теремок просится более крупное животное. Следует обратить внимание, что у этих животных свои особенности. Под крышей теремка собираются разные животные и живут в нём в мире и согласии.

Что этим хотел показать народ в сказке?

Во-первых, в одном доме, под одной крышей уживаются очень разные животные. Например, заяц мирно уживается с волком, а мышка с лисой.

Во-вторых, сказка учит помогать друг другу, каждому приходящему и просящему о помощи.
Таким образом русский народ через сказку учил своих детей дружбе и взаимовыручке.

Комментарий. При выполнении задания нужно акцентировать внимание обучающихся на размер теремка. В сказке ничего об этом не сказано, но художник показал его очень маленьким. Детям не совсем понятно, как смогли волк и лиса там разместиться? Но это ещё раз доказывает суть данной сказки, которая может быть заключена в поговорке «В тесноте, да не в обиде!». Каждый раз теремок проявляет какие-то чудесные свойства и вмещает крупных животных.

Комментарий. Медведя на Руси считали хозяином леса. Это самый крупный и сильный зверь. Ему противостоять никто не может, только другой медведь. Но М. Булатов, автор обработок текстов русских народных сказок, изменил данный стереотип и изобразил доброго медведя, который хочет подружиться с остальными героями сказки. Медведь не проявляет агрессии к жителям теремка, не хочет причинить им вреда. Если в других сказках медведь называет себя «лесной гнёт», «тяпыш-ляпыш, всем подгнётыш», то в этой интерпретации он «косолапый». На это тоже нужно обратить внимание обучающихся, ещё раз подчеркнуть, что медведь случайно ломает теремок, его обитатели все остаются живыми.

Комментарий. Подобное задание часто встречается и в учебниках литературного чтения, и в проверочных работах. Часто в пословице или поговорке заключена главная мысль произведения. В ходе выполнения данного задания ученик должен проанализировать каждую, объяснить смысл и выбрать ту, которая подходит к данному произведению.

Полезный вебинар для учителей “Функциональное чтение в работе с детьми-инофонами и детьми-билингвами”

Комментарий. В ходе выполнения данного задания ученик ещё раз анализирует и выделяет главное.

Кто и как придумал первую сказку, мы не знаем. Но это совсем неважно для наших учеников. Главное построить образовательный процесс таким образом, чтобы каждый из них понял самую суть даже самой распространённой и известной сказки.

Статьи по теме

  • Как говорить с учащимися о блокаде на уроках литературы: материалы, задания, приложения
  • Грамматика урока: методические рекомендации на основе книги Д. Родари «Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй»
  • Странствия с Одиссеем, или три урока литературы в пятом классе
  • Буктрейлер: развитие монологической речи обучающихся
  • Игра-мастерская «Магисториум-университет мудрости» на уроке литературы в школе
  • Технологическая карта образовательного квеста на примере литературного моноквеста: «Гоголь путешествует во времени»
  • 3 способа закрепить новые знания на занятии

Эпитеты в русских сказках — основа поэтики народной литературы

04.10.2017

русские народные сказки

Эпитеты в сказке могут выполнять совершенно различные функции – добавлять какому-либо предмету дополнительный оттенок, или же усиливать, делать более ярким уже имеющийся признак. «Эпитет как бы дает определенную окраску выраженному предмету, бросает на него определенный свет и делает предмет стилистически значимым».

Постоянные эпитеты

Несомненно, каждая сказка насыщена этими яркими и запоминающимися средствами художественной выразительности речи, многие из которых уже стали не просто постоянными, но справедливо бы было их называть даже фразеологизмами. Это давно знакомый нам «добрый молодец» или неотъемлемая для сказки «красна девица» с ее «золотой косой».

Пожалуй, самое значимое место в сказочной традиции и занимают именно эти народнопоэтические эпитеты, выделяющиеся на фоне других своим постоянством и неотделимостью от слова, которое они сопровождают. Такие эпитеты – основа всей поэтики сказок, определяющее начало «вкуса» жанра.

С помощью эпитетов мы узнаем о внешности героя, о его внутренних качествах, чертах характера, можем отнести того или иного персонажа к разряду положительных героев или же, наоборот, определить его как злодея. Как раз-таки примечательно, что эпитеты, характеризующие отрицательного героя отличаются особым многообразием, к тому же, могут указывать на степень проявления того самого зла, определяя этим значимость победы над страшною силой.

Уточняющие эпитеты

Еще один разряд слов, близкий по значению к эпитетам-описаниям — это такие эпитеты, с помощью которых выражаются различные чувства и состояния, но не самих героев, а их действий: когда беда становится «великой», а неволя «горькой», ненависть «страшной», а месть «жестокой», война же – «лютой» и «беспощадной».

Также, существует еще одна примечательная группа эпитетов, которая, называя признаки каких-либо понятий, преимущественно отвлеченных, выполняет уточняющую функцию в понимании их значения: здесь «грех» уже становится «нечистой думой», а «смерть» есть не просто уничтожение, но нечто «неминучее», «кручинное», то есть невыносимо печальное.

Эпитеты способны не просто обогатить нашу речь разнообразием форм одного и того же слова, но «украсить» ее, усилить смысл высказываемого. Так, «хитрая» баба становится «плутоватой», если ей приписать качества характерного животного, или сообразительность «мудрой» жены становится гораздо более яркой, если ее называть «прозорливою».

Также, хоть и более редки, но от этого не менее примечательны, случаи употребления в сказках эпитетов метафорического характера, когда в «сахарные» уста вкладывается, соответственно, «сладкая» речь, а «простые», ничего не значащие и пустые слова оказываются «ситцевыми».

Употребление имен  собственных

Еще одна по-настоящему особенная группа эпитетов – это слова, которые связаны с именами собственными. Идентифицируя их, имена, такие эпитеты способны наделять определенного героя более ярким признаком – это «Елена Прекрасная» или «Василиса Премудрая». В данном случае функцию именования выполняют имена прилагательные. Но, также, подобное «превращение» способны осуществлять, например, и приложения, распространенные или нераспространенные – «Царевна Несмеяна», «Баба-Яга костяная нога» или же «Иван-дурачок».

Еще одна особенность, касающаяся употребления в сказках имен собственных – это возможность разграничения персонажей с одинаковыми именами, что довольно частый случай для сказок, с помощью эпитетов – слов или словосочетаний, — выполняющих различительную функцию. Например, «Иван» может быть и «дурачком», и «Бездольным», а «Богатырь» не только отличаться своей силушкой, но называться теперь даже «Бурей».

Такие отличительные признаки помогают определить не только умственные способности персонажа или же его физические данные, но и указать на его положение в обществе, так называемый социальной статус, возможно, происхождение или принадлежность к той или иной возрастной группе.

Так как в сказке главным героем часто является персонаж обездоленный, то есть выходец из низкого социального класса, то, можно сказать, создается некоторая необходимость в его специфическом выделении среди других героев. Здесь тоже в качестве вспомогательного средства выступают эпитеты, а точнее, особые средства словообразования, или лексические способы придания персонажу яркой индивидуальности.

Например, герою приписывается броское прозвище, указывающее на его внешний вид – здесь вспоминается «Ивашко белая рубашка», что к тому же, создает дополнительную оценку благодаря образовавшейся рифме, а суффикс -к- традиционно указывает на низкий социальный статус.

И если, пожалуй, самое распространенное мужское имя для сказок – это Иван, Ваня, то женское, несомненно, Настасья. Ведь именно имя Настасья, Настя, Настенька, Анастасия отождествляется в русских сказках с началом чего-то нового, находящегося в состоянии расцвета, обладающего исключительно живительными свойствами.

Неудивительно, что имя Настасья дано в сказках преимущественно молодым царевнам, естественно, с золотой косой – необходимым атрибутом их внешнего облика, как признака и символа невинности и чистоты. Здесь эмоционально положительную оценку создает именно цвет волос Насти – золотой.

Невольно ассоциации предлагают нам мысленно вспомнить такие синонимы как «чудо» или «волшебство», а дальше уже фантазия заставляет нас задуматься о том, что в самых трудных сказочных заданиях герой ищет животного обязательно с золотыми рожками или прекрасной золотой гривой, также самые удивительные на свете существа способны своими копытцами источать именно золото. Да и само оно, золото, в самом привычном понимании этого слова, есть несметное богатство и самое желанное приданое.

Интересно и другое, тоже нередкое, сказочное имя – Василиса. У Василисы, в отличие от Насти, коса обычно «неприкрытая». Тут любопытна догадка А.Н. Афанасьева о том, что, скорее всего, словосочетание «неприкрытая коса» у Василисы отождествляется с понятием Солнца в представлении людей, уходящее в Древние времена. Во-первых, само слова «краса» обозначает ничто иное, как «свет», во-вторых, для наших предков не было ничего более удивительного, более будоражащего умы и сердца, чем солнце – «прекрасного дневного светила, дающего всему жизнь и краски». Непокрытая коса – не значит в прямом смысле этого слова «ничем неприкрытая», но чистая, ничем не замутненная и не затуманенная.

Возвращаясь к вопросу употребления в сказках эпитетов-приложений, встречаются случаи, в основном единичные, использования таких дополнительных значений, которые бы участвовали в создании характеристики героя: конь не простой, а «летун»,  жена, предавшая мужа – «изменщица», а безутешный купец, потерявший супругу – «вдовец». Многие из таких словосочетаний образованы с помощью рифмы, и это, несомненно, придает персонажам, с присущими им подобными качествами, особую выразительность.

Говоря о возможности употребления эпитетов в самых различных формах, стоит отметить, что, также, весьма часто встречаются случаи употребления эпитетов в их усеченной, краткой форме – например, «сине» море да «чисто» поле или та же «красна девица».

Многим эпитетам, в особенности постоянным, характерно употребление их формы в так называемой инверсии – намеренном изменении привычного порядка слов – для создания более сильного эффекта – «лес дремучий», «богатырь могучий» и «славный», а «царь грозный» да «головушка бедная».

Эпитеты в названиях сказок

Некоторые эпитеты оказываются настолько актуальными, что перестают быть простым украшением для сказки, но становятся ключевым аспектом произведения. Это происходит, когда эпитет превращается в целую сему и тем самым выносится в заголовок сказочного текста. А, как известно, заглавие есть важнейший компонент концепции всего произведения, в нем всегда отображается главная идея и основная тема.

Название есть нераскрытое в полной мере содержание текста. Как правило, в такие заглавия выносятся словосочетания в их субстантивированном виде. Называя, например, героя сказки, они сразу позволяют читателю сделать некоторые оценочные выводы, относительно данного персонажа – например, сказка «Мудрая жена», «Жадная старуха» или «Оклеветанная купеческая дочь».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эпитет – это особое средство выразительности в сказке, позволяющее нам представить картину как о специфике языка в фольклорном жанре, так и языка в целом.

Автор статьи — Короткова Юлия.

Советую почитать:

структура сказки

Зачин, присказка и концовка в структуре сказок

Тема виды и функции изобразительно-выразительных средств в русских народных сказках

Слайд №2

Сказки входят в раздел изучения устного народного творчества — неиссякаемый источник для нравственного, эстетического развития. Наиболее четкое определение сказки дает известный ученый, исследователь сказок Э. В. Померанцева: «Народная сказка (или казка, байка, побасенка) — эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. «.

Слайд №2

Русские сказки обычно делятся на следующие виды: о животных, волшебные и бытовые.

В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…

Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди,стряпать вместо готовить.

Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: батюшка, деточки, лягушонок.Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным.

Важную роль в создании сказки играют выразительные средства языка.

Изобразительно-выразительные средства языка — приемы, которые делают речь наглядной, образной и особым образом оформляют ее, привлекая к ней внимание.

Проанализируем русскую народную сказку « Царевна – лягушка» и дадим ей краткую характеристику

1.Вид сказки – волшебная сказка.В сказке прослеживается обряд « инициации» или « конфирмации» — посвящения. Главный герой Иван-царевич проходит испытания после этого имеет право жениться на Василисе Премудрой.

2.Сюжет сказки- волшебный, необычные превращения.

3.Герои сказки- волшебные мифические персонажи Баба- Яга, Кощей Бессмертный, Иван-царевич , Василиса Премудрая

4 Сказка учит различать добро и зло, объясняет, что хорошо, а что плохо. В сказке скрыто устройство мира.

5.Особенности сказки – волшебные герои, события ,предметы

6.Ритм сказки неторопливый, напевный

Например,«Испекла каравай- рыхлый да мягкий, изукрасила узорами мудрёными»

«Подумал – подумал, шёл – шёл», « поплакал-поплакал, знаю-знаю»

7.Постоянные эпитеты «Красная девица, добрый молодец, чистое поле, бабушка- задворенка, узоры печатные, хитрые узоры, палаты белокаменные ,уста сахарные,»

  • Сказочное число три « три года быть лягушкой», « три дня подождал»

  • Сказочные формулы «Ни вздумать, ни взгадать, только ,в сказке сказать и пером описать; утро вечера мудренее.. ., «жили долго и счастливо до глубокой старости»

Слайд №3

Сказке « Царевна –лягушка насыщенна постоянными изобразительно-выразительными средствами- тропами и стилистическими фигурами.

Тропы – слова и выражения ,используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.

Анализ показал

Характерны: эпитеты ( постоянные),сравнения , метафоры и как вид метафоры –олицетворения.

Слайд№ 4

Эпитеты – художественное определение образное , подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Например,

Постоянный эпитет :«обернулась Василисой Премудрой», « чистое поле», « буйна голова», « столы дубовые», « скатерти браные»,«у Кощея Бессмертного…»«поцеловала его в сахарные уста…» «бабушка-задворенка».«Красная девица, добрый молодец, бабушка- задворенка, узоры печатные, хитрые узоры, палаты белокаменные ,уста сахарные»

Основная функция эпитетов – дают образную характеристику и выступают как средство детализации, типизации и оценки образа. Представлены прилагательным, причастием, наречием или существительными в роли приложения .

Слайд №5

Троп сравнение это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

Оно может быть выражено:

  • Творительным падежом

  • Оборотами со сравнительными союзами

  • Лексические ( использование слов похожий, подобный)

  • Отрицательные «ни бился, ни метался»

Например,

«…дуб Кощей Бессмертный, как свой глаз, бережёт…», « дуб …как свой глаз бережёт»

Сравнения придают тексту образность, эмоциональность, выразительность, делают отвлечённые понятия « зримыми» и конкретными, являются средством характеристики сказочного персонажа.

Слайд №6?? пропустить

Метафора – основной троп, с помощью которого одно выражение заменяется другим. Одно из самых ярких средств выразительности. Это переименование, в основе которого лежит сходство, общность признаков двух объектов, при отсутствии реальной связи между самими объектами . Для характеристики вещей неодушевленных употребляют выражения, присущие одушевленным существам( приём олицетворение) .

Олицетворение- это вид метафоры: изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ , уподобляются живому существу. Функция олицетворения раскрывает наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления.

Например,

???пропустить

Слайд №7

Кроме троп, в русских народных сказках присутствуют стилистические фигуры,

обороты речи, отступающие от обычного течения речи и призванные эмоционально воздействовать на читателя или слушателя.

В сказке « Царевна –лягушка»встречаются:

1.Различные повторы : «Вот он шёл, шёл, дошёл до болота»,«Иван-царевич поплакал, поплакал…».,«Попадается ему навстречу старый старичок.— однокорневой повтор с целью подчеркнуть глубокую старость..»Повторы являются наиболее действенных средств языкового манипулирования ,которое заключается в использовании средств « с целью скрытого воздействия на слушателя в нужном для автора направлении».ФУНКЦИЯ повторов подчёркивают интенсивность продолжения действий, настраивает восприятие слушателя , акцентирует внимание на более значимых словах для автора( концентрация внимания).

Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезка речи. Помогает увидеть авторскую позицию ,усиливает энергию, силу утверждения мысли, придаёт ритмичность речи.

« смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу»

  • Антитеза противопоставление.Сочетание контрастных по смыслу понятий оттеняет их значение и делает речь яркой и образной. Это композиционный приём.

«Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли…»

Риторическое восклицание

«Ах, Иван-царевич,что же ты наделал!» Функция усиление эмоционального характера высказывания

Слайд №8

Основной стилистической фигурой в русских народных сказках является гипербола- художественное преувеличение, служит средством создания художественного образа.

Например,

« залился горькими слезами»

Изобразительно-выразительные средства языка русской народной сказки богат и разнообразен. Тропы дают образную характеристику сказочным героям и предметам. ,придают выразительность ,служат средством для создания художественного образа, помогают раскрыть характерный признак сказочного предмета, событий. Фигуры являются средством эмоционального воздействия на слушателей, возбуждения их внимания к изображаемому, усиливают эмоциональный характер сказки, вызывает интерес к фольклору.Тем самым Изобразительно-выразительные средства языка речи оказывает воздействие на разум и чувства, на воображение слушателей.

4

Презентация «Теремок».
Размер 4469 КБ.
Автор: олег.

Русские народные сказки

краткое содержание других презентаций

«Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» — Соедините слова в словосочетания. Первый бой. Иван — крестьянский сын и чудо-юдо. Ласковое имя. Собери пословицу. Герой. Фольклор. Братья. Эпитет. Калинов мост. Черты Ивана. Своя земля. Крестьянский сын. Постоянные эпитеты. Сказки. Интервью с литературным героем. Чудо-юдо.

«Сказка «Заюшкина избушка»» — Медведь. Повстречал зайчик петушка. Золотой гребешок. Дидактическая игра. Попросилась лиса к зайцу погреться. Зайка. Лиса. Избушка лубяная. Захотела лиса подружиться с зайкой. Собака. Пришла весна. Русская народная сказка. Заюшкина избушка. Где прячется зайка. Идет зайка по дорожке. Весна.

«Русские народные сказки для детей» — Иван-Царевич. Русские народные сказки. Волшебные сказки, или фантастические. Бытовые сказки. Многие книги появлялись и исчезали. Сказка. Сказки бывают разные. Сказки о животных. Как стать сказочником. Что такое сказка.

«По щучьему велению» — Учимся рисовать печь. Создай сказочный образ. Вспомни продолжение сказки. Учись рисовать ведро. По щучьему веленью, по моему хотенью — ну-ка, дубинка, обломай им бока. По щучьему велению. Пускай царская дочь меня полюбит. Увидел Емеля в проруби щуку. По щучьему веленью, по моему хотенью — поди, топор, наколи дров. По щучьему веленью, по моему хотенью — ступайте, ведра, сами домой. Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь.

«В мире русских народных сказок» — Старая змеиха. Иллюстрации. Шифр. Расскажите сюжет. Сказки. Прекрасный мир народных сказок. Последовательность эпизодов. Сказка. Буквы. Кто помог герою. Перескажите эпизоды. Крестьянский сын.

«Гуси-лебеди» — Почему в сказках добро побеждает зло? С чего начинается сказка? Кто оказал помощь детям? Когда и почему девочка меняется к лучшему? Прочитайте скороговорку. Где в сказке добро, а где зло? Найдите в сказке троекратный повтор. У гусыни усов ищи не ищи — не сыщешь. Кто мне скажет, кто смелей, сколько было всех детей? Какие волшебные предметы есть в сказке? Вам сложно было давать оценку героям сказки?

Всего в разделе
«Русские народные сказки»

11 презентаций

  • Постановка сказки в начальной школе к новому году
  • Поступили неправильно как пишется
  • Постоянные эпитеты в сказке о рыбаке и рыбке
  • Постановка сказки в начальной школе 2 класс
  • Поступил по совести как пишется