Постоянные сравнения в сказке колобок

Содержание

1.Актульность темы………………………………………………..стр.  2

2.Цель, задачи………………………………………………………стр.  3

3.Введение…………………………………………………………. стр. 4-5

4.Русская народная сказка «Колобок»……………………………стр.6

5.Английские сказки «Пряничный человечек» и «Джонни-пончик» стр.6

6.Сравнение структуры сказок, композиции, особенностей………………………………….……………………стр.7-9

7.Животные, встречающиеся на пути героев…………………….стр.10-11

8. Сводная таблица различий……………………………………    стр.12

9. Сходства………………………………………………………… стр.13

10. Вывод …………………………………………………………   стр.13

Актуальность темы

       В наши дни английский язык превратился в международный язык общения. Знания английского языка становятся неотъемлемой частью современной жизни. Поэтому в настоящее время предмет английский язык выбирают для изучения большинство учащихся. Для того чтобы освоить английский язык, мало одного знания грамматики. Необходимо постоянно пополнять свой словарный запас и применять новые слова на практике. Поэтому чтение англоязычной литературы является одним из важнейших аспектов эффективного обучения. Именно через него мы узнаем новые слова и выражения, необходимые нам для свободного общения. Чтение книг, текстов на английском без переводчика, с интуитивным пониманием незнакомых слов упрощает процесс обучения. Самые лёгкие для чтения тексты – сказки, без сложных слов, оборотов, интересные и занимательные, читаются они легко. Понять сказку без знания некоторых слов гораздо легче, чем другую литературу. Таким образом, читать сказки на английском языке намного эффективнее, чем заучивать сложные слова. Во все времена было интересно изучать творчество разных стран. Сравнивая три сказки русского и английского фольклора,  можно найти много любопытных фактов. Это, несомненно, помогает в изучении культуры стран, а также даёт возможность пополнить словарный запас.

Цель

Сравнить русскую народную сказку «Колобок»  и английские сказки “Gingerbread Man” и “Johnny-Cake”

Задачи:

  1. Изучить русскую народную сказку «Колобок» , американскую народную сказку “Gingerbread Man” и английскую сказку“Johnny-Cake” 
  2. Проанализировать особенности русской  и английских народных сказок.
  3. Найти общие и отличительные черты этих сказок

Предметом  исследования   являются  общие и  отличительные  черты   русских  народных  и  английских  народных сказок.

Объект исследования: Русская  и английские народные сказки.

Гипотеза:

Сравнивая определённые сказки России, США и Великобритании, можно найти много общего.

Методы исследования

  1. Изучение литературы
  2. Работа с ресурсами Интернет
  3. Сопоставление роли, сюжета, строения, морали, характеристик главных героев
  4. Анкетирование учащихся МОУ СОШ №11

Вступление

Сказка— это жанр литературного творчества, существуют сказки фольклорные и литературные

Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества, прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора, включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию

Сказка литературная — это эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.

Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.
Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.

Народные сказки делятся на три группы:

  1. сказки о животных — самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.
  2. бытовые сказки — герои этих сказок —  крестьянин, солдат, сапожник — живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.
  3. волшебные сказки — герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.

Сказка сильно воздействует на подсознание человека, и не только детей, но и взрослых. В сказке в символической форме проработаны многие проблемы и конфликты, через которые проходит или должен будет пройти каждый человек в своей жизни. Сказку можно отдалённо сравнить с инструкцией. В каждой инструкции в конце есть раздел, посвящённый устранению неполадок. А из сказки можно понять, как жители разных народов поступили бы в той или иной ситуации. Ведь недаром в слове «сказка» один корень со словом «сказ». Рассказать, пересказать – все эти слова имеют корень «сказ». Но если податься чуть глубже, то можно предположить, что «сказ» = «каз», указывать, показывать, наказ. А вот слово «наказать», «наказание»? Тут тоже можно предположить, что человек, посредством наказания, получает, наущение, что так в будущем делать нельзя. Теперь возвращаемся и получаем: сказка  -сказ -каз — наказ. Этимология этого слова подтверждает то, что сказка создана, как наказ, урок, подспорье в жизни. А у англичан fairy tales – рассказы феи. Добрая фея рассказывает истории, а дети учатся, как нужно поступать в той или иной ситуации.

Колобок —  персонаж одноимённой русской  народной сказки, изображаемый в виде небольшого хлеба шарообразной формы жёлтого цвета, который сбежал от испёкших его бабушки и дедушки, разных зверей, но был съеден лисой. Имеет аналоги в сказках многих других народов: американский пряничный человечек, английский Джонни-пончик, имеются похожие славянские, скандинавские и немецкие сказки, сюжет также встречается в узбекских, татарских сказках и других. Образу колобка близок английский  человечек (другой вариант: имбирный) (с англ.GingerbreadMan-пряничный человечек) По форме сказка Колобок восходит к древнеславянской культуре, высмеивающей низкие пороки души.

 «Пряничный человечек» (или «Пряничный мальчик»; англ. The Gingerbread Man) — сказка об ожившем антропоморфном прянике, распространённая в США. По структуре относится к типу кумулятивных (цепочных) сказок, а по сюжету она близка к русскому «Колобку» и аналогичным произведениям других народов. Наиболее ранняя публикация текста сказки состоялась в американском детском журнале «St. Nicholas Magazine» в мае 1875 года (без указания источника), однако известна и популярна она была уже задолго до этого.

«Джонни-пончик» — литературная сказка, написанная английским писателем Джозефом Джекобсом.

Структуру этих сказок отличает

  1. Небольшой  размер  текста
  2. Простота  и  элементарность  сюжета

Особенности  композиции

  1. Накладывание  эпизода  на  эпизод
  2. Многократное  повторение  эпизода
  3. Кульминация
  4.  Развязка

Говоря  о  сказках разных  народов  со  сходными  сюжетами, необходимо отметить

Сказки  формируются  в  среде    какого-нибудь  народа, а  потом   перемещаться   в  другие  страны, но   на  них   действуют   свои  фольклорные  традиции (зачины, мотивы), приспосабливаются   к  местным  обычаям.

Есть  сходные  сказки, которые   возникают  независимо  друг  от  друга  в  разных  странах   в  силу  общности   быта, психологии, условий  и  законов  социально – исторического   развития  народов.

Сказки  могут   передаваться  и  через  книгу.

Русская   сказка  при  внешней  схожести  сюжета   и  героев  с  английской  сказкой, более  живая, яркая, образная. В  ней         больше  эпитетов, звукоподражание, песенок. Это  связано  с  древней  традицией  рассказывания   сказки  под  музыку  и  её  театрализацию.

Зачин 

Жили-были  Старик  со  Старухой, и  попросил  испечь  колобка.

Once upon a time a little old woman and a little old man lived in a cottage. One day the little old woman made a gingerbread man. (Gingerbread man)

Once upon a time there was an old man, and an old woman, and a little boy. One morning the old woman made a Johnny-cake, and put it in the oven to bake. (Johnny-cake)

Кульминация

Колобок  поет, а  лиса   подкрадывается  и  просит  его  сесть  на  нос.

Лиса  помогает  пересечь  реку  и  предлагает  ему  двигаться  с  хвоста  до  носа, чтобы  не  размокнуть.

Джонни-пончик сам подкатывается к лисе, которая лежала в углу огорода.

Развязка 

Лиса  его – ам!- и  съела

Когда  он  добрался до  кончика  носа, лиса  подбросила  его  в  воздух  и  съела  по  кусочкам.

( Gingerbread man)

— От меня? Ну нет! — тявкнула лиса и мигом схватила Джонни-пончика своими острыми зубами. (Johnny-cake)

  В русских и английских сказках много повторов, это и повторения событий, действий героев, и слова, которые они произносят.

Полностью состоит из повторов и английская сказка «The Gingerbread Man»», сказки Вот некоторые из них:

«Run! Run! as fast as you can,

You can’t catch me, I’m the Gingerbread Man!»

And they couldn’t catch him.

Далее, The Gingerbread Man, так же, как и Колобок,  перечисляет всех персонажей по очереди, от кого ему удалось убежать:

The little Gingerbread Boy laughed and said:

«I have run away from a little old woman,

And a little old man,

A cow,

A horse,

A barn full of threshers,

And I can run away from you, I can!»

В английской сказке «Johnny-cake», на пути главного героя встречаются разные персонажи, которые все по очереди спрашивают его, куда он идет:

«Where are you going, Johnny-cake?»

На что, Johnny-cake им отвечает:

«I’ve outrun an old man, and an old woman, and a little boy, and two well-diggers, and two ditch-diggers, and a bear, and a wolf, and I can outrun you too—о—о!»

Животные, встречающиеся на пути колобка, пряничного человечка, Джонни-пончика

 Корова, (Gingerbread Man) Это животное олицетворяет собой кормилицу, потому что в тяжелые времена многие семьи выживали только за счет коровьего молока. Символ коровы напрямую связан с домашней жизнью, с детьми и домом.

Лошадь (Gingerbread Man) — Встретить пегую лошадь — к счастью. Символика коня чрезвычайно сложна и не до конца ясна. Конь символизирует интеллект, мудрость, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Это типичный символ плодородия, мужества и мощной власти.

Свинья  (Gingerbread Man) – несчастливое животное. Но голова кабана символизирует здоровье и хранит от опасности; может принести изобилие и удачу в будущем году

Волки («Колобок» и Johnny –cake )звери благородные, сильные, волевые…Волк-осторожный и умный зверь.В мифах, фольклоре и волшебных сказках волк олицетворяет свирепость, коварство, жестокость, зло, но также храбрость и победу. Кроме того, при определенных обстоятельствах волк мог стать могучим защитником беспомощных созданий.

Медведь («Колобок» и Johnny –cake)- — символ добродушия и ярости, богатырской силы и неуклюжести, обжорства.

Заяц (Колобок» )— В целом это животное считается неблагоприятным; одно время даже полагали, что в телах зайцев прячутся ведьмы. Если заяц пересекает вам дорогу, то это к несчастью и разочарованию. Если в сельской местности мимо дома пробегает заяц, то нужно остерегаться пожара. В некоторых странах предубеждение против зайцев настолько велико, что гонцы с важными сообщениями даже поворачивали обратно, случайно встретив зайца на дороге, так как были уверены, что им не удастся выполнить поручение.

Лиса символизирует хитрость и обман. В фольклоре и литературных произведениях лиса предстает как воплощение низкого коварства, лицемерия и плутовства.

Недаром в трёх сказках именно лиса смогла перехитрить и колобка, и пряничного человечка, и Джонни-пончика

Таблица различий

Колобок

GingerbreadMan

Джонни — пончик

В печатном виде появилась в 1864 (Сборник «Родное слово» К.Д. Ушинского)

В 1875 году

В 1890 году

Народная русская

Народная американская

Сказка литературного жанра, автор: Joseph Jacobs

Жили  старик со старухой

Жили старик со старухой

Жили старик со старухой и мальчик

Дед со старухой жили  в избушке

Дед со старухой жили  в домике ( in a cottage)

Жили  в домике с огородом

Дан рецепт изготовления колобка: мука (по сусекам) и сметана, т.е. колобок был сделан из сдобного теста

Рецепта теста нет. Но Пряничному человеку дали смородины для глаз и вишни для пуговиц. Само название Gingerbread даёт понять, что тесто очень сдобное, с добавлением специй.

 Рецепта теста нет. One day woman made a Johnny-cake, and put it in the oven to bake.

Колобок круглый

Пряничный человечек в форме человечка

Джонни пончик в форме пончика

Бежит   только  колобок.

Герои  бегут  за  человечком.

Герои  бегут  за  человечком.

Говорил колобок: Я Колобок, Колобок, Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон

Да в масле пряжон, На окошке стужон. Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел,От тебя, н-р, зайца, подавно уйду!

Говорил пряничный человечек:»Run, run as fast as you can. You can’t catch me. I’m the gingerbread man.»( «Бегите, бегите так быстро, как вы можете! Вы не сможете поймать меня, я пряничный человечек)

Говорил Джонни-пончик::“I’ve outrun an old man, and an old woman, and a little boy, and I can outrun you too-o-o!”т. е.— Я от деда убежал, я от бабки убежал, от мальчонки убежал, и от вас я убегу-у!

Животные, встречавшиеся на пути: заяц, волк, медведь, лиса. (все дикие)

Животные, встречавшиеся на пути: свинья, корова, лошадь (фермерские животные), лиса.

 Животные, встречавшиеся на пути: медведь, волк, лиса (дикие животные), а также люди: рабочие, землекопы.    

Лиса съела в лесу

Лиса съела на озере

Лиса съела в лесу

Сходства: 

  1. Во всех сказках одинаковый зачин
  2. Небольшой  размер  текста
  3. Простота  и  элементарность  сюжета
  1. Все  эти сказки цепевидные, или кумулятивные, сказки сюжетного типа, построенные на нагнетании повторяющихся эпизодов
  2. И колобок, и пряничный человечек, и Джонни-пончик были испечены в печи.
  3. Кульминация сказок одинаковая – лиса хитростью просит приблизиться героя к ней
  4. Развязка одинаковая — лиса съела их
  5. Речь действующих лиц : думают  и  говорят.

На основе выявленных отличий и одинаковых черт можно сделать вывод: не смотря на то, что сказки были написаны в разных странах с разным культурным наследием, в них  есть много общего, что дает возможность подтвердить гипотезу.

Русская народная сказка «Колобок» наиболее известна и любима. Можно даже сказать, что именно с этой сказкиначинается знакомство русского ребенка с родным фольклором. Эта сказка имеет богатые возможности использования в воспитании детей.

Проанализируем ее педагогическое содержание. Сказка начинается с того, что старик просит испечь колобок. Старуха сначала отговаривается, что у них нет муки, но затем, по совету супруга, она «по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить». Однако Колобок не стал дожидаться, пока старики его съедят, укатился с хозяйского двора в лес, а дальше последовательно происходят четыре встречи Колобка с лесными зверями (Зайцем, Волком Медведем, Лисой).

Каждая из них может рассматриваться как педагогическая ситуация. Первые три педагогические ситуации сходны по своему содержанию, и их различие состоит только в том, что каждый раз Колобок добавляет к своему жизнеописанию новые подробности предыдущих встреч. В этих трех ситуациях Колобок, оказавшись в опасном и незнакомом лесу, сначала выступает в роли воспитуемого, а встретившийся ему зверь – в роли воспитателя. Это подтверждается тем, что инициатором взаимодействия каждый раз становится зверь: «Колобок, колобок! Я тебя съем». – «Не ешь меня, косой зайчик!

Я тебе песенку спою, – сказал колобок и запел: Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон, Да в масле пряжон. На окошке стужон; Я у дедушки ушел, Я у бабушки ушел, У тебя, зайца, не хитро уйти!» . Все встречавшиеся Колобку звери могут рассматриваться только как «плохие» воспитатели, воспринимавшие его как свою законную добычу (в лесу каждый зверь охотится на другого), о чем они его сразу же и оповещают. «Плохой» воспитатель не думает о благополучии воспитанника, а заботится только о своей собственной выгоде (в данном случае звери собираются съесть Колобка). Надо отметить, что дедушка и бабушка также собирались съесть испеченный колобок, но они имели на это право, поскольку бабушка сама его замесила и испекла из собранных с таким трудом остатков муки. Волшебное превращение обычной булочки в живое существо нарушило первоначальный замысел стариков вкусно позавтракать.

Скорее всего, они не видели, как колобок укатился от них («Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился – с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше», иначе бы они это бегство (возможно, Колобок покатился потому, что догадался, какая участь его ожидает) пресекли. Не обнаружив колобок на прежнем месте, они могли подумать, что его унес какой-нибудь лихой прохожий. Встретив первого воспитателя – лесного жителя Зайца, Колобок перехватывает у него инициативу взаимодействия, предлагая исполнить песенку, после чего «И покатился себе дальше; только заяц его и видел!..».

Поскольку оба участника взаимодействия побывали и в роли воспитателя, и в роли воспитуемого, следует внести некоторые коррективы в предложенную схему анализа сказки. Докажем, что встретившиеся Колобку Заяц, Волк и Медведь были «плохими» воспитателями. Для этого перечислим обнаружившиеся у них пороки: безнаказанность (не считают себя подлежащими наказанию за съедение Колобка), безответственность (не собираются нести ответственность за свое поведение), бесстыдство (не обращают внимания на то, что их поведение для Колобка, который не сделал им ничего плохого, огорчительно), властолюбие (распоряжаются Колобком), воровство (хотят присвоить себе то, что им не принадлежит), грубость (ведут себя неприятным для Колобка образом, собираясь его съесть), дерзость (вольно обращаются с Колобком), жестокость (доказывают Колобку свою значимость), зложелательство (хотят причинить вред Колобку), напористость (собираются съесть Колобка, что не может не вызвать его протест), настойчивость (собираются добиваться своего намерения съесть Колобка, несмотря на то, что для него это неприемлемо), самонадеянность (считают свои силы достаточными, чтобы съесть Колобка), самоуверенность (считают свои мысли о том, что Колобка надо съесть, правильными и тут же их озвучивают), своеволие (хотят поступать по своей воле – съесть Колобка), убийство (желают лишить Колобка жизни), чревоугодие (желают угодить собственному чреву) 49 и др.

Поскольку встретившиеся Колобку звери – «плохие» воспитатели, то они не собираются его воспитывать, но применяют к нему некоторые методы и средства русской народной педагогики50. Это метод угрозы из группы методов стимулирования поведения воспитает Колобок(«Колобок, колобок! Я тебя съем») и метод лишения (жизни) из группы методов наказания (как уже указывалось, звери – «плохие» воспитатели, чем и объясняется то, что они применяют к Колобку метод наказания, хотя он ничего плохого для них не сделал). Поскольку метод угрозы относится к группе методов стимулирования, звери, вероятно, предполагали, что Колобок замрет в ужасе, и они его легко съедят. Однако такое стимулирование вызвало неожиданное для них поведение Колобка – он начал петь песенку. Можно предположить, что этой песенкой Колобок вводил встретившихся ему зверей в измененное состояние сознания51, в результате чего они расслаблялись, не могли за ним погнаться, и тогда он катился дальше в лес. Слушая песенку Колобка, звери теряли самоконтроль и отвлекались от прежнего своего намерения его съесть, что позволяло ему благополучно укатиться прочь. Следовательно, Колобок, став воспитателем, применяет к зверям методы из группы стимулирования поведения воспитуемых: сначала просьбу («Не ешь меня, косой зайчик!»), а потом отвлечение (средство реализации – песенка).

При этом звери думают, что он применяет к ним метод из группы методов поощрения – развлечение с помощью средства – песенки. Перечислим теперь пороки, которые обнаружил сам Колобок: безрассудство (спасаясь от стариков, он укатывается в лес, где опасностей не меньше), бесцельность (не ставит перед собой конкретную цель), высокомерие (считает себя выше встретившихся зверей, для чего так подробно рассказывает им историю своей жизни), задиристость (старается показать себя не слабее и не хуже зверей), кичливость (любуется собой перед зверями), коварство (скрывает свою истинную цель – убежать, привлекая внимание зверей к своей песенке), самолюбование (любуется своими качествами), спесивость (любуется своим замечательным происхождением).

В данном случае речь может идти о такой форме измененного состояния сознания, как гипноз ‒ «временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания», его похвалили за его ценные качества), хвастовство (обнаруживает перед окружающими свои качества и способности), чванство (любуется своими успехами) и др. В итоговой педагогической ситуации сказки Колобок встретился с Лисой. В отличие от предыдущих сходных ситуаций, когда противниками Колобка были сказочные звери, которые в соответствии с традицией русской народной педагогики являются символами робости (заяц), глупости (волк), неуклюжести (медведь), лиса известна хитростью, которую она проявляет с первых мгновений взаимодействия с Колобком. Если прежде звери сразу говорили, что съедят Колобка, то Лиса поступает по-другому: «Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький» 54. Тем самым она применила по отношению к Колобку методы русской народной педагогики из группы стимулирования поведения воспитуемого: приветствие и похвалу.

Для их реализации Лиса в обоих случаях использует такое средство русской народной педагогики, как благое слово. Такое «доброжелательное» начало настроило Колобка на благодушный лад, и он сразу запел свою песенку. Затем Лиса, притворяясь старой и глухой, просит Колобка пропеть песенку еще два раза, при этом он каждый раз подходит к ней все ближе и ближе (сначала он вскочил Лисе на мордочку, а затем на язычок). Каждый раз Лиса хвалит Колобка: «Какая славная песенка! … Спасибо колобок! Славная песенка, еще бы послушала». Здесь Лиса применяет сначала методы из группы методов стимулирования поведения воспитуемого: обман (средство реализации – ложь о том, что она плохо слышит) и просьбу (средство реализации – слово), а затем – несколько раз методы благодарения и похвалы (группа методов поощрения).

Их средством реализации также является благое слово. На завершающем этапе этой педагогической ситуации Лиса применяет метод из группы методов наказания – лишение (жизни), а средством его реализации выступают острые лисьи зубы. Колобок. Там же Лиса тоже «плохой» воспитатель, она заботится только о своем благе и при этом обнаруживает следующие пороки56 (дополнительно к тем, которые были отмечены у других зверей – ее предшественников в общении с Колобком): выдержку (скрывает свое истинное отношение к Колобку), коварство (скрывает от Колобка свои истинные намерения), лицемерие (высказывает те мысли, которые скрывают ее настоящее отношение к Колобку), льстивость (вызывает своими словами приятные эмоции у Колобка, чтобы добиться своих целей), потакание (содействует самолюбованию Колобка), притворство (изображает свое немощное состояние, чтобы Колобок приблизился к ней), хитрость (желает съесть Колобка без особых трудов, чтобы не пришлось его догонять) и др.

Колобок опять продолжает действовать по все тому же, трижды опробованному, сценарию, который принес ему успех при встрече с другими зверями. Однако совсем иное поведение Лисы должно было его насторожить, но он не обращает на это внимания и не чувствует опасности. Колобку не хватило некоторых добродетелей, чтобы правильно разрешить новую педагогическую ситуацию. Среди них ‒ бдительность (постоянно быть готовым к появлению врагов и их отражению), внимательность (воспринимать все без изъятия, а он не заметил, что слишком близко подошел к Лисе), молчаливость (потребность не говорить много, а он увлекся пением и забыл об опасности), осторожность (потребность предусмотреть возможность опасности со стороны Лисы), осмотрительность (прежде пения следовало выявить препятствующие этому обстоятельства), рассудительность (совершать действия после проверки их правильности умом), самовластие (сохранять власть над своими действиями), скромность (потребность не привлекать к себе внимания), тихость (потребность не привлекать к себе внимания многословием)и др. В конце анализа сказки следует предложить пути использования сказочной педагогической ситуации в современном процессе воспитания. Обычно студенты затрудняются в ответе на этот вопрос.

Они исходят из сложившегося в обществе стереотипа восприятия сказки таким образом, что Лиса съела Колобка потому, что он убежал от дедушки и бабушки. При этом забывают о том, что если бы он остался, то старики сами бы его съели. Следовательно, предлагать для обсуждения с ребенком, только что прослушавшим сказку, соображения о том, что «вот не будешь слушаться, будешь убегать от мамы и папы, тебя тоже какие-нибудь злые люди схватят и убьют», было бы не правильно. На логическую ущербность этого подхода может указать воспитателю и сам ребенок. Таким образом, следует подчеркнуть, что Колобок оказался в сложной ситуации, когда все намереваются его съесть, и молчание Лисы по этому поводу было воспринято им как дружеское участие к его замечательной личности. Маленькому ребенку следует объяснить, что его самого злые люди могут рассматривать как «лакомый кусочек», поэтому не следует разговаривать с незнакомыми людьми («Никогда не разговаривайте с неизвестными»), поддаваться на их ласки и похвалу, посулы показать что-то интересное у них дома и т.п. Родители не должны оставлять ребенка без присмотра. Иное поведение родителей продемонстрирует окружающим то, что они не слишком умны и потому не воспринимают своего ребенка как главную ценность в жизни, если не задумываются об опасностях окружающего мира.

Таким образом, подводя некоторые итоги, можно отметить, что историю Колобка следует использовать для воспитания у ребенка добродетелей и искоренения пороков, ведь из-за недостатка первых и множества вторых Колобок был съеден Лисой. Кроме того, эта сказка еще раз подтверждает, что хлеб – самое удивительное кушанье, и с ним могут случаться настоящие чудеса, в связи с чем следует воспитывать у ребенка уважительное отношение к хлебу.

Предыстория

В 2012 году студией «Пилот» выпущен очень красочный и красивый музыкальный мультфильм «Колобок». Недостатка в экранизации этой сказки нет. Только в советское время снято 6 мультфильмов по мотивам «Колобка». Почему мы рекомендуем смотреть именно этот мультфильм о колобке? Детям непременно понравится этот мультфильм! Авторы хорошо поработали над сюжетом, который не сильно отличается от первоисточника.

В первые сказка опубликована в книге «Народных Русских Сказок» Афанасьева в 1873 году. Многие исследователи «Колобка» считают, что корни сказки уходят глубоко в дохристианскую Русь. Н. Толстой детально разобрал сказку по  сочетанию и значению слов, изучил стилистику, лингвистику, семантику сказки. В этой статье попытаемся понять нравственную подоплеку сказки, основные смыслы, которые нужно знать и взрослым, и детям.

Колобок как олицетворение качества человека

В архитектуре сказки важно установить основные элементы, на которых разворачивается сюжет. В начале сказки старик и старуха (другими словами семья) решили испечь колобок. Если говорить точнее, то повеление исходит от старика, как и должно быть в традиционной патриархальной семье: «испеки, старуха, колобок». Этот незначительный элемент доносит до нас старое устройство семьи, где муж — глава.

Другим важным элементом сказки является сам колобок. Он наделен человеческими чертами, и не просто так. Из всех качеств человека он обладает одним  – умением  говорить. Но, колобок договорился до того, что был съеден лисицей. То есть его слова и сказанное им сильно повлияло на его жизнь. Через песенку колобка видно, что он был изрядный хвастунишка, а если говорить языком духовной морали – он страдал тщеславием. Тщеславие такое качество, которое как раз очень сильно проявляется в речи человека, в его оценке себя и окружающих. Может быть поэтому, колобок только и умеет что говорить (даже ходить он не умеет – катится), чтобы показать проявление порока тщеславия и его проявление в речи человека.

Хлебная символика

Почему колобок из теста, а не скажем какой нибудь овощ или фрукт или другой предмет? Вспомним русские пословицы о хлебе:

И пес перед хлебом смиряется

Хлеб всему голова

Только ангелы с неба не просят хлеба

Без хлеба смерть, без соли смех

Хлеб греет, не шуба

Худ обед, коли хлеба нет

Хлеб для русского человека имеет сакральный смысл. Хлеб – это жизнь («Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48)). А изготовление хлеба, которое описывается в начале сказке, в данном случае – это зарождение жизни.

Какие смыслы и аллюзии можно найти в «Колобке»?

кадр из м/ф «Колобок»

Бабка печет колобок, но мы то знаем что колобок ожил, значит она печет не просто хлеб, а дает новую жизнь. Колобок олицетворяет надежды на новую жизнь и на продолжение жизни если говорить о старике и старухе.

Почему колобок положили остужаться?

Отвечая на поставленный вопрос, процитирую Владимира Личутина из его статьи «Слово о бессловесных» (Выступление на XI Всемирном Русском Народном Соборе):

Кстати и с житенным караваем не так все просто; он не только насыщает утробу, но поновляет кровь, вместе с тем и душу и невольно участвует в создании слова. Сейчас мы все охотники до мяконького и тепленького; ну и слава Богу, значит ожили. Но ведь в годы предавние нашими предками было сказано остерженье: «Да не едим хлеба горячева и гораздо мяхкова, но пусть переночует, ибо от него многие стомаховы (животные) болезни приключаются».

Хлеб «поновляет» кровь. Еще один символ хлеба как начала новой жизни. Дабы усилить значение хлеба, именно как символа «новой жизни», его положили остужать, чтобы не приключилось чего не приятного.

Почему колобок укатился?

Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился – с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Колобок не стал ждать своей участи и укатился. Не случайно колобок в русской сказке круглый. Заметим, в аналогичных зарубежных сказках, как правило, хлебный человек с ногами, а в русской сказке – колобок «покатился». В словаре Ушакова синонимами этого слова являются: упасть, свалиться, соскользнуть, быстро спуститься. В народе закрепился фразеологизм «катиться по наклонной плоскости», что означает «терять ранее присущие кому-то положительные качества, достойный образ жизни».

Понимая, в каком значении он «покатился» становится ясно, что кончиться это должно плачевно.

Значение песни Колобка

Колобок покатился по дороге. Дорога всегда олицетворяла жизненный путь, движение. Путь колобка олицетворяет собой путь человека, ставшего на неправильный путь.

Чем страдает колобок? Безусловно, тщеславием, которое прогрессирует в нем по мере его путешествия. Вроде бы безобидный хвастунишка? Но, посмотрите как  развивается этот порок на примере увеличения «побежденных» колобком персонажей в песне. Сначала он хвастал что ушел от дедушки и бабушки, затем уже и от зайца, затем еще и волка с медведем…  То есть мы видим как прогрессирует его тщеславие.

Конец Колобка

Появление лисы, как губительницы колобка, можно трактовать по разному. Лиса – самое хитрое животное. Как бы не был ловок и хитер колобок, лиса оказалась еще хитрее, наказав хвастунишку сполна.

Колобок не угодил бы в пасть лисы если бы не стал хвастать перед ней, но он не смог этого сделать. В этом и замысел – показать до чего может довести вроде безобидное хвастовство (как признак тщеславия).

Другое понимание

Еще одно понимание сказки «Колобок» – это трактовка евангельской притчи о блудном сыне (Лук 15:11). В статье на сказку о Буратино мы писали:

Спаситель рассказывает притчу о блудном сыне. Нерадивый сын, не захотев ждать наследства, потребовав у отца свою долю, отправился в большой город. Там он «просадил» все наследство отца и впал в нищету, не гнушаясь есть вместе со свиньями. Не выдержав подобной жизни, сын вернулся к отцу и просил прощения. Отец не затаил злобу на сына, а устроил большой праздник по его возвращению: «сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

В «Колобке» мы видим альтернативный конец притчи, что было бы если сын не вернулся к отцу и не раскаялся. Колобок тоже не стал ждать пока остудится, а взял и укатился. Он также живет в пороке, что показывается через нарастающее тщеславие. Но в «Колобке» дается ответ на скрытый вопрос в притче: что было бы…если не вернулся?

Смыслы

В простой сказке о Колобке заложено множество образов и смыслов. Самое главное – понять смысл духовного закона о том, что за всякий грех придется платить, каждый грех приводит к еще большим грехам.

Можно возразить, что автором надуманно искались именно христианские ценности. На что можно ответить, что в каждом творении человека есть частичка Бога, наша задача – ее увидеть…

Смотрите мультфильм «Колобок»

10

Школьная научно – практическая конференция младших школьников

«О чём хотел рассказать Колобок?»

Работу выполнила:

ученица 2 А класса

ГБОУ СОШ№1 с. Приволжье

Руководитель: Асташина Елена Александровна,

учитель начальных классов

высшей категории

ГБОУ СОШ№1 с. Приволжье

с. Приволжье

2017 г.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………… 3

Актуальность темы…………………………………………………………3

Цель, задачи, гипотеза, методы исследования…………………………. 3

2. Основная часть

2.1.Анкетирование учащихся 2 а класса ГБОУ СОШ№1………………4

2.2.История славянского слова «Коло»………………………………….5

2.3.Сравнение сказки «Колобок» в обработке К.Д.Ушинского,

А.Н.Афанасьева, А.Н.Толстого и древней сказки «Колобокъ»………..5

2.4. Значение и смысл сказки «Колобок»…………………………………6

2.5. Чему учит сказка………………..……………………………………..7

3. Вывод ………………………………………………………… …………8

4. Список литературы………………………………………………………9

Приложение……………………………………………………………….10

  1. Введение

Мы любим читать сказки. Особенно русские народные сказки.

Сказка— это то, что придумано, то, чего не было на самом деле. Тогда зачем придумывают сказки? Значит, они должны нас чему-то научить. Истинное значение русских народных сказок не всегда понятно даже взрослому человеку. Ведь многим сказкам сотни лет.

Я рано научилась читать и прочитала довольно много разных сказок. Почти у всех из них счастливый конец, а вот в сказке о Колобке совсем не так. Короткая, но яркая жизнь всеми любимого Колобка обрывается при встрече с хитрой лисой. Меня всегда интересовал вопрос: « Почему все герои сказки Заяц, Волк, Медведь, Лиса непременно хотели съесть Колобка?! И чему учит эта сказка?»

Задумавшись над этим вопросом, я решила сравнить разные варианты русской народной сказки «Колобок», постараться понять её значение и смысл.

Актуальность темы

Я считаю, что данная тема очень актуальна. Мы часто думаем, что каждая сказка существует в одном-единственном варианте, и толкование сказок тоже не отличается разнообразием. На самом деле существуют разные варианты одной и той же сказки, и все народные сказки имеют другой смысл, который современные люди не всегда видят и понимают. В старинных фольклорных сборниках можно найти очень древние варианты знакомых нам сказок, в которых события разворачиваются несколько по-иному.

Цель моей исследовательской работы: выяснить, какой смысл скрыт в сказке «Колобок»?

Задачи, которые я поставила перед собой:

1. изучить варианты сказки «Колобок» в обработке К.Д.Ушинского,

А.Н.Афанасьева, А.Н.Толстого и древней сказки «Колобокъ»

2. найти общие и отличительные черты этих сказок;

3. рассмотреть происхождение древнеславянского слова коло.

Предметом исследования являются общие и отличительные черты сказки «Колобок» в обработке К.Д.Ушинского,А.Н.Афанасьева, А.Н.Толстого и древней сказки «Колобокъ».

Объект исследования: сказки «Колобок» в обработке К.Д.Ушинского, А.Н.Афанасьева, А.Н.Толстого и древняя сказка«Колобокъ».

Гипотеза:

Предположим, что у русской народной сказки «Колобок» есть скрытый смысл, который не каждому понятен.

Методы исследования

  1. Анкетирование учащихся 2 а класса ГБОУ СОШ №1;

  2. Изучение литературы;

  3. Работа с ресурсами Интернет.

2. Основная часть

2.1.Анкетирование учащихся 2 а класса ГБОУ СОШ №1

В детстве, когда мне мама читала сказку, мне всегда было жалко Колобка. «Неужели лишь за свою неосторожность, хитрая Лиса съелаего?» — думала я. Мне всегда хотелось придумать другой конец сказки или услышать другое толкование текста. Сейчас, когда я решила провести исследование сказки «Колобок», мне стало интересно, а задумывались ли над этими вопросами мои одноклассники. Поэтому я провела анкетирование среди учащихся своего класса с целью выяснить:

1. Нравится ли моим одноклассникам конец сказки «Колобок»?

2. Задумывались ли они над скрытым смыслом сказки и в чем он заключен?

В результате анкетирования, я получила следующие результаты.

На вопрос: «Нравится ли тебе конец сказки?» 14 одноклассников ответили — нет. 2 человека не задумывались над этим вопросом, а 7 ученикам конец сказки понравился.

На вопрос «Задумывался ли ты над смыслом сказки «Колобок» и в чем он заключен?» Никто не считает, что в сказке есть скрытый смысл. 9 человек – считают, что нельзя быть слишком доверчивым, а 14 человек советуют слушаться родителей.

В результате анкетирования я сделала вывод: толкование сказки не отличается

разнообразием, ребята к смыслу сказки отнеслись обывательски.

2.2. История славянского слова «Коло»

Чтобы полнее понять смысл сказки, я решила узнать, почему Колобок — круглый, почему сказка называется «Колобок».

В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля есть такое объяснение. Оказалось, что было старинное слово «коло», что означало «кругъ, окружность, ободъ, обручъ;// колесо//; существовало слово«колобъ», в значении «башка, скатанный комъ, шаръ, груда, валенец, катанецъ.»

В старину, слово круг обозначалось словом коло. Отсюда – «колобок», то есть – «круглый бок» или «кружок»,«кружочек».

2.3. Сравнение сказки «Колобок» в обработке К.Д.Ушинского, А.Н.Афанасьева, А.Н.Толстого и древней сказки«Колобокъ».

«Колобок» — это настоящая русская народная сказка. Конечно, сюжет, рассказывающий про разных существ, изготовленных из теста, используется в сказках многих народов: английский Джонни-пончик, американский пряничный человечек и т.д. Но вот сказки, в которой главный герой — колобок, да еще с такими же зверями — нет нигде. 

В библиотеке я нашла несколько вариантов сказки «Колобок». Это сказка в обработке К.Д.Ушинского, А.Н.Афанасьева, А.Н.Толстого. Считается, что впервые в 1864 году сказка появилась для чтения детям именно в обработке А.Н.Афанасьева, известного собирателя русских сказок из разных мест и краев России.

Сравнив эти тексты, я увидела, что они очень похожи. Колобок — персонаж одноимённой русской народной сказки (в обработке К.Д.Ушинского, А.Н.Афанасьева, А.Н.Толстого) изображен в виде небольшого хлеба шарообразной формы жёлтого цвета, который сбежал от испёкших его бабушки и дедушки, разных зверей, но был съеден лисой.

Во всех этих вариантах сказки Колобок остаётся целым. Герой сбегает и от Зайца, и от Волка, и от Медведя целым и невредимым.

Меня очень удивил самый древний вариант сказки. Оказывается, в старинном варианте этой сказки другие герои – это Лебедь, Ворон, Медведь,Волк. И самое интересное, каждый встреченный Колобком персонаж откусывал от него по кусочку. (Приложение)

Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть.

Итак, каков же скрытый смысл и значение русской народнойсказки «Колобок»?

2.4. Значение и смысл сказки «Колобок»

Мне показался наиболее интересным такой вариант смысла «Колобка».

Колобок – это Луна или, точнее, Месяц.

Сказка о Колобке – это астрономическое наблюдение предков за движением Месяца (Луны) по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса),до новолуния (Чертог Лисы).

Когда старуха готовила Колобка – это полнолуние, в данной сказке происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва).

Далее Месяц идёт на убыль, т.е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) – «съедают» частьМесяца.

К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остаётся – планета Земля полностью закрывает Месяц от Солнца.

Луна проходит следующие фазы освещения:

— новолуние — состояние, когда Луна не видна

— первое появление Луны на небе после новолуния в виде узкого серпа.

— первая четверть — состояние, когда освещена половина луны.

— полнолуние — состояние, когда освещена вся Луна целиком

последняя четверть — состояние, когда снова освещена половина луны

Каково же значение сказки «Колобок»?

Наши предки, выводя детей на улицу, показывали им, что вот там такое-то созвездие (чертог), там такое-то… Дети видели, как колобок катится по небу и как исчезает. Образ этой сказки был понятен ребёнку. Спомощью этой сказки дети получали начальные познания в астрономии: они днём видели Солнце, а теперь им показывали ночное небо, Месяц, небесныеЧертоги (т.е. созвездия) и они образно изучали звёздную карту Мира.

2.5. Чему учит сказка.

Вырос Колобок и ушел во взрослую жизнь. И повстречал первым зайца. Заяц – в мифологии славян символизировал страхи. Колобок своим страхам спел песенку и победил их. Затем был волк — злоба. И ее Колобок побеждает. Медведь — сила. А вот последней была лисица. Лиса коварна, она не угрожает Колобку, а льстит: «какой ты хорошенький да пригоженький». И песенка у Колобка «славная». Этого оказалось достаточно, чтобы Колобок потерял не только свою подозрительность, но и простую осмотрительность, и вспрыгнул сначала лисе на мордочку, а потом и на язык. В сказке А.Н.Афанасьева сказано прямо: «Колобок сдуру прыг ей на язык, а лиса – гам его! И скушала».

Если посмотреть на порядок зверей, то правильным был бы порядок по мере увеличения их размеров: Заяц-Лиса-Волк-Медведь. Порядок зверей в сказке нарушен. Колобок встречает Лису после Медведя. И в этом изменении порядка скрытый смысл.

Сказка говорит, что самый страшный враг – не тот, кто грозен физически, а тот, кто коварен и хитер. Таким образом, можно сделать вывод: сказка «Колобок» рассказывает о жизненных трудностях, испытаниях, встречающихся на пути человека.

3.Заключение

На основе проведенного исследования можно сделать следующий вывод: у русской народной сказки «Колобок» есть скрытый смысл. Можно предположить, что и в других русских сказках за простыми сюжетом скрывается более глубокий смысл, чем можно увидеть на первый взгляд. Эту мудрость нам передают через века наши предки, казалось бы в такой простой сказке.

4. Список литературы

1. Колобок. Ушинский К.Д. Сказка с иллюстрациями.

http://russkay-literatura.net/skazki/573-kolobok-ushinskij-skazka-s-illyustratsiyami.html

2. Русские народные сказки Афанасьева А.Н.

http://hobbitaniya.ru/afanasyev/afanasyev19.php

3. Сказки Толстого А.Н.

http://hobbitaniya.ru/tolstoyan/tolstoyan61.php

4. Мифология русских сказок

http://www.stihi.ru//go//alexfl.ru/vechnoe/vechnoe_skazki.html

Приложение

Древний вариант сказки «Колобок»

Рас–Лев.

Сварожьим (сварожий круг)– небесный путь.

Чертожьим (чертог) – созвездие.

Попросил Рас Деву: «Испеки мне Колобок!» Дева по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок. Покатился Колобок по Дорожке.

Катится- катится, а навстречу ему – Лебедь:

— Колобок- Колобок, я тебя съем!

И отщипнул клювом кусочек от Колобка. Катится Колобок дальше. Навстречу ему – Ворон:

— Колобок- Колобок, я тебя съем!

Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел.

Покатился Колобок дальше по Дорожке. Тут навстречу ему Медведь:

— Колобок- Колобок, я тебя съем!

Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес.

Катится Колобок, катится по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему – Волк:

— Колобок- Колобок, я тебя съем!

Ухватил Колобка зубам, и так еле укатился от Волка Колобок. Но Путь его еще не закончился.

Катится он дальше: уж совсем маленький кусочек от Колобка остался. А тут

навстречу Колобку Лиса выходит:

— Колобок- Колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, Лисонька, – только и успел проговорить Колобок, а Лиса его – “ам”, и съела целиком.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Колобок

Анализ сказки Колобок

Колобок – это сказка о том, как бабка спекла из остатков продуктов колобок и решила положить его на окно, чтобы тот остыл. Но Колобок решил, что скучно ему лежать на окне у бабы с дедом и быть съеденным, поэтому решает спрыгнуть с окна и отправиться в путешествие.

Он катиться по разным дорожкам, встречает других героев, но от всех благополучно сбегает и отправляется дальше. Каждому из героев он поет странную песенку, благодаря которой его каждый раз отпускают. Но только лиса делает вид, что она его не слышит, поэтому решает не отпускать его, поэтому лиса его съедает. Она не ведется на разговоры колобка, поэтому решает поступить по-своему. У Лисы собственное представление об окружающем мире, поэтому она не намерена слушать Колобка.

Ключевыми героями в произведении является Лиса и Колобок, оба героя являются противоположностями друг друга. Если Лиса – это олицетворение хитрости и ласковости, она готова сделать все, чтобы добиться поставленной цели, то Колобок добродушный и простой парень, достаточно смелый и предприимчивый. Герои встречаются, но в их противостоянии побеждает тот, кто оказывается хитрее.

Данная сказка показывает, что необходимо больше пользоваться своими мыслительными процессами, а не говорить. Колобок же поступал наоборот, поэтому и остался в проигравших. Он не предположил, что Лиса может сделать собственный выбор и путешествие Колобка закончится.

Несмотря на то, что сказка предназначена для младшего и среднего школьного возраста, мораль в ней содержится намного глубже.

Колобок не стесняется своего происхождения, он постоянно говорит, что его смели по сусекам, но при этом данный факт его не радует. Это просто позволяет ему спастись от рук обманщиков животных.

Лиса же плохо слышит, кроме того у нее достаточно плохой вкус, что не заставляет ее задуматься о том, что колобок приготовлен из некачественных продуктов и что данная затея может закончится для нее далеко отрицательно.

И в последнем случае разговорчивость Колобка приводит его к смертельному исходу.

Эта история учит детей тому, что необходимо адекватно смотреть на окружающие вещи, обращать внимание даже на незначительные вещи, не общаться с незнакомцами, делать все правильно. Если ты отправляешься в дальнюю дорогу, то необходимо взвесить все последствия, предположить, чем закончится дальняя дорога и к чему может привести необдуманные поступки.

Анализ №2

Русская народная сказка Колобок в самом простом варианте представляет собой историю о том, как дед с бабкой лепят колобка (так называется некое подобие хлеба) он оживает и укатывается по тропинке. По дороге встречает различных зверей, которые хотят его скушать, но он ото всех укатывается кроме лисы, которая лестью заманивает его сесть себе на язычок и проглатывает. Таким образом, в целом, сказка довольно жестокая и печальная, более того, вероятно, эта интерпретация, если учитывать вообще традицию настоящих народных сказок, является довольно мягкой.

Анализ подобных произведений может выполняться на разных уровнях. К примеру, если мы рассматриваем сказку как воспитательный инструмент, то ту внушается ребенку потребность бдительно относиться к внешнему миру.

Сюжет собственно и представляет собой выход незащищенного юного существа во внешний мир, где полно опасностей, которые предстают в форме животных. Тем не менее, колобок уходит от этих опасностей и его поведение также возможно рассматривать как своеобразную инструкцию для юных читателей. Когда сказка завершается трагично для колобка, такой финал становится уроком для слушающего ребенка, и он получает знание о том, что внешний мир может приносить гибель и не следует доверять каждому его представителю.

Если рассматривать сакральные трактовки сказки, то она полна разнообразных образов и смыслов. К примеру, вполне очевидным образом колобок указывает на Солнце, его символ шар. Также Колобок может символизировать мир или идеальную фигуру, нечто непорочное, как известно, сфера является идеальной фигурой.

Четыре зверя, которых встречает главный герой, могут представлять собой времена года. Заяц, волк, медведь, лиса – каждый символизирует отдельный сезон и лиса, которая выступает как завершение цикла, съедает Солнце, для того чтобы оно снова появилось, то есть было испечено бабкой с дедом и повторило свой путь по небосводу.

Также колобок может олицетворять и человеческую жизнь, а встреченные им звери являются этапами человеческой жизни, которые сменяют друг друга приходя к своему логическому завершению. Если говорить о мистической трактовке, то также сказку некоторые рассматривают как инструкцию или поверхностную схему путешествия души по иномирью. Душа встречает различных духов, которые условно предстают в образах животных и сообщает им особую повторяющуюся формулу-ключ, которая позволяет двигаться на следующий уровень.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Колобок

Анализ сказки Колобок

Популярные сегодня темы

  • Интересные факты о Глинке

    Глинка – русский классик. До его появления на музыкальном олимпе в России слушали иностранную музыку. С начала его деятельности стали говорят о музыкальном импортозамещении.

  • Анализ произведения Трудно быть богом Стругацких

    Произведение братьев Стругацких рассказывает о далеком времени, когда человечество достигло высокой стадии развития и получило возможность путешествовать по другим планетам. Теперь люди проводят нечто наподобие

  • Что произойдет после приезда настоящего ревизора сочинение

    Комедия «Ревизор», написанная Гоголем, заканчивается на интригующем моменте. Все чиновники узнали о том, что приедет подлинный ревизор. Его приезд был ужасным событием для городничего и чиновников.

  • Почему важно сохранять памятники культуры Итоговое сочинение

    Выражение «Памятник культуры» происходит от слова «память». Мраморные статуи, изображающие человека или группу людей, создаются для того, чтобы сохранить моменты прошлого в наших воспоминаниях

  • История создания романа Пушкина Капитанская дочка история написания

    А.С. Пушкин работал над романом «Капитанская дочка» в течении трех лет (с 1833 по 1836 год). В 1834-м году выходит предшествующая ему работа на тему Пугачевского восстания

Федорова Варвара, ИНС

2 курс, филолог

Анализ русской народной сказки
«Колобок»

Сюжет сказки описывает
Колобка на повторяющихся встречах с
представителями различных животных
(кроликов, волков и медведей), которые
собираются, чтобы поесть, но Колобок
ловко ускользает. С каждого животного
Колобок поёт песню, в которой он объясняет
свой побег дедуктивно: «Я получил от
бабушки, я получил от деда, и я, конечно,
уйду от тебя». Лисе удается поймать и
съесть Колобка, через отвлечение его,
хваление его пения.

Персонажи
сказки:
главный
герой сказки — Колобок персонаж одноимённой
народной сказки,
изображаемый в виде небольшого пшеничного
хлеба шарообразной формы, который сбежал
от испёкших его бабушки и дедушки, от
разных зверей (зайца, волка и медведя),
но был съеден лисой.

Что делал колобок? Катился
и каждому встречному рассказывал о
своей индивидуальности и навязывал им
новые этические отношения. Он вступал
в диалоги, пел песенку и не отвечая на
сообщения окружающих, (что они хотят
его съесть) катился дальше. Вроде бы как
убегал от них, проявляя при этом свою
удаль и изобретательность. И от тебя
уйду, с уверенностью сообщал он очередному
встречному. Откуда была такая уверенность
нам не понятно, но что самое удивительно,
он действительно ушел и от зайца и от
медведя и от волка, значит животные «на
лицо ужасные, добрые внутри».Контакт
со зверями у колобка получался однобоким,
он больше рассказывал о себе, обычного
разговора о погоде и о видах на урожай
как-то не получалось. Беззаботные были
какие-то разговоры, которые заканчивались
песенкой колобка и его бегством. О
переживаниях героя при встрече с
опасностью ничего не сообщается. Мог
ли он осознавать опасность, если думать
ему было не чем?

Что сделала лиса? Она переступила
нравственный запрет на убийство и съела
колобка.. Она знала, что колобок съедобный,
чего ж он катается без дела, если его
можно съесть. Только вот совсем не
понятно, зачем надо было проявлять при
этом хитрость. Ведь колобок был на
расстоянии вытянутой лапы. Колобок был
носителем иррационального начала. Он
встретился с рациональной лисой. И надо
было показать, что какой бы колобок не
был подвижным и веселым, а главное в
этом мире здравый смысл, логическое
мышление. И оно восторжествовало, но
какой ценой. Лисе пришлось нарушить
этическое табу и переступить через
запрет. Какая тут этика, когда есть
хочется. Для того, чтобы обмануть
доверчивого колобка, она сыграла на его
тщеславии. Она его каждый раз хвалила,
обращала внимание на его способности,
подкрепляя этим текст его песни.

«Какой удивительный колобок, но только
я плохо слышу твою песню. Не мог бы ты
ее повторить и подойти ко мне поближе?»

И доверчивый колобок выполняет желания
лисы. Одно желания игровое, которое лиса
постоянно демонстрировала и второе
желание — тайное, связанное с разыгравшимся
аппетитом.

Что погубило колобка? Погубила
колобка любопытство и самоуверенность.
Хочу узнать какой я. Могу я быть волевой
личностью и устанавливать со встречными
отношения с позиций своей сильной воли?

Действующие лица и обстоятельства:

  • Дед и баба. Лица пожилого возраста
    вылепили колобок, чтобы на примере его
    приключений чему-то научить маленьких
    детей. Заметьте не муж и жена пользуются
    авторитетом, а люди прожившие долгую
    жизнь, умудренные опытом, вероятно, те
    кто и будет внучку рассказывать все
    эти сказки.

  • Сказка не началась бы, не появись у деда
    желания полакомиться колобком. Не
    просто хлебушек, удовлетворяющий
    чувство голода, а вкусненькое кулинарное
    изделие, удовлетворяющее высокому
    эстетическому вкусу.

  • Уверенная в правильности своего поступка
    баба, положила колобок на окно, чтобы
    он остыл.

Федорова Варвара, ИНС

2 курс, филолог

Цитатник об учителе

  1. Чем легче учителю учить,
    тем труднее ученикам учиться

Лев Николаевич Толстой

Когда учитель не достаточно
объёмно погружает ученика в определенную
тему, которую нужно знать, ученику этого
не достаточно и ему приходится изучать
данную тему самому.

  1. Книга — немой учитель.
    Платон

Книга
хоть и не говорит, но зато учит нас всех.
В книге можно прочитать много интересного,
полезного – запомнить. Из книги берем
много: учим правила. Книга с нами говорит
буквами, а мы их читаем, вот она нас и
учит.  С
ее помощью можно научиться всему:
работать на компьютере, читать, писать,
считать и т.д.

  1. Красота — это дар судьбы, ну, а
    грамотность — это уже от природы.
    Уильям
    Шекспир, «Много шума из ничего»

Не все люди красивые, кто то красив
душой, кто то своим умом, а кто то красив
внешностью, а красота это подарок судьбы.
Грамотности ты можешь научиться сам.

  1. Тот, кто мало знает, малому может и
    учить.
    Ян Амос Коменский

Человек, который мало знает, может
научить тебя малому, или вообще не научит
ничему.

  1. Уча других, мы учимся сами

Луций Анней Сенека

При обучении людей ты познаешь мудрость
тех людей, которых ты учишь, и их мнение
и задумки отличаются от твоих личный
мнений. В итоге ты узнаешь что-то хорошее
от тех кого учил, а они получают твои
знания.

Федорова Варвара, ИНС

2 курс, филолог

Аналитическая оценка идеи Я.А.Коменского.

Одним из важнейших положений Коменского,
на котором стоят многие утверждения
его педагогики, является принцип
природосообразности, на его основании
Ян Коменский создает грандиозный и по
современным масштабам проект воспитания
человека о рождения до двадцати четырех
лет. Его универсальность (научную
обоснованность) Коменский объяснял
тем, что обеспечивалось соответствие
педагогического процесса человеческой
природе и «земному предназначению»
человека. Проект был ориентирован на
идею «учить всех всему» – на рациональную
организацию «массовой школы».

Принципы Коменского:

1. Я.А.
Коменский пропагандировал наглядное
обучение.

2. Содержание
учебного материала должно
располагаться в правильной
последовательности, от простого к
сложному, в
результате у ученика сложится целостная
система знаний.

3.Обучение
должно вызывать
у детей радость овладения учебным
материалом. Педагог
требовал располагать учебный
материал «по ступеням возраста, чтобы
только то предлагалось для изучения,
что доступно способности восприятия». 

4. Прочность
знаний основывается на самостоятельности
и активности учащихся в процессе
обучения.

Выделенные
принципы послужили ядром новой
универсальной классно-урочной системы
обучения, которую педагог теоретически
обосновал и предложил правила ее
реализации на практике.
До сегодняшнего дня классно-урочная
система остается основой школьного
обучения, что можно считать бесспорной
заслугой Коменского.

Если в 17 и 18 в. дорогу Коменскому в России
прокладывали преимущественно его
языковые учебники, то в 19 и 20 веках Россия
широко применяет, изучает и углубляет
его педагогическую систему.

Его главный труд
«Великая дидактика», вышедший в Амстердаме
в 1654
г., — одна из первых
научно-педагогических книг. Многие из
высказанных в ней идей не утратили ни
актуальности, ни своего научного значения
и сегодня. Предложенные Я.А. Коменским
принципы, методы, формы обучения, как,
например классно-урочная система, стали
основой педагогической теории.

Таким образом, заслуги Коменского:

  • Разработал научно обоснованную целостную
    систему школ в соответствии с возрастной
    периодизацией и наметил содержание
    обучения на каждой ступени образования.

  • Выделил основные принципы обучения:
    наглядность, последовательность,
    природосообразность, самостоятельности
    и активность учеников в процессе
    обучения.

  • Создал и обосновал классно-урочную
    систему.

Список Литературы:

  1. А.Н.Джуринский,
    История педагогики, Москва, 2000, стр.171

  2. Е.Н.Медынский, История
    русской педагогики, Москва, 1938, стр.45

Федорова Варвара, ИНС

2 курс, филолог

«Представление
о гуманизме» в педагогических системах
России 18-20 веков.

Представление
о гуманизме

Педагогические
идеи

М.В.Ломоносов

1) Ломоносова волновала не абстрактное
«общече-ловечество», а конкретный
русский народ.

2)
Ратовал за медицинскую помощь
крестьянам.

1) Постановка и организация классно-урочной
системы.

2)
Отстаивал идею светскости образования
и получения молодыми поколениями
основ научных знаний.

И.И.Бецков

1) воспитатели должны быть «добросовестными
и примера достойными людьми», обучать
без принуждения, с учётом склонностей
ребенка, не применять телесных
наказаний.

2)
воспитывать безродных детей, дать
образование детям низших классов, —
имело целью создания «третьего чина
людей»

С
педагогической идеей Бецков сливал
и политико-социальное стремление:
создать в России образованное третье
сословие, «третий чин людей»

Л.Н.Толстой

Утверждал,
что учителя не имеют права принудительно
воспитывать детей в духе принятых
принципов. В основу образования должна
быть положено свобода выбора учащимися
– чему и как они хотят учиться. Дело
учителя – следовать и развивать
природу ребенка.

Идеи
свободного воспитания.

К.Д.Ушинский

Считал,
что каждый человек от природы стремиться
к свободе, к самореализации личностного
потенциала, своих возможностей, своей
воли, желаний.

1) Выступал за всеобщее обязательное
обучение детей обоего пола на родном
языке.

2) В
открытие народных школ, в том числе
воскресных, изъятия их из ведения
духовенства.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Построина или построена как пишется
  • Посредством электронного документооборота как пишется
  • Постоянные места в волшебных сказках
  • Построивший как пишется правильно
  • Посредством чего либо как пишется