Поступки героев сказки айога

Читательский дневник по нанайской народной сказке «Айога»

Автор: народ

Название произведения: «Айога»

Число страниц: 3

Жанр: сказка

Главные герои: Айога, мама, папа, соседская девочка.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Айога — ленивая девочка.

Не могла собой налюбоваться и считала, что любое действие испортить её красоту.

Завистливая и гордая.

Так ничему и не научилась.

Соседка — девочка, хозяйственная и добрая.

Помогла матери и была награждена.

Не жадная.

Родители — трудолюбивые, справедливые.

Краткое содержание сказки «Айога»

Айога любовалась собой.

Она придумывала различные предлоги, чтоб не помогать маме.

Другая девочка помогла маме Айоги, за что получила лепёшки.

Айога рассердилась и вскоре превратилась в гусыню.

План сказки:

  1. Айога любуется собой.
  2. Отказы маме.
  3. Предложение соседки.
  4. Угощение для девочки.
  5. Сердитая Айога.
  6. Гусыня.
  7. Забытый язык.

Основная мысль сказки «Айога»

Главная мысль произведения в том, что каждый получает по заслугам.

Основная идея сказки в том, что внутренняя красота важнее внешней.

Чему учит сказка

Эта сказка учит не быть самовлюблёнными, гордыми и эгоистичными, помогать родным и развивать внутреннюю красоту.

Краткий отзыв по сказке «Айога» для читательского дневника:

Прочитав эту историю, я подумала о том, что каждый человек должен заниматься каким-либо трудом.

Нельзя любоваться и гордиться самим собой.

Нужно заслужить уважение других людей.

Это интересная и поучительная история.

В неё говорится о девочке, которая считала себя красавицей.

И превратилась в гусыню.

Мне понравилась девочка, которая помогала матери Айоги.

Она не боялась испачкаться или уколоть руки.

И получила заслуженную награду.

Я всем советую прочитать эту книжку и подумать о том, что человека судят не по внешности, а по поступкам.

А значит нужно стараться совершать больше добрых дел.

Пословицы к сказке

  • Не по виду суди, а по делам гляди.
  • Вид хорош, да по виду не судят.
  • Сверху мило, а внутри гнило.
  • По заслугам и почёт.
  • Труд кормит, а лень портит.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить?

Лучше я лепёшку той девочке дам, которая рук не жалеет.

Взяла мать лепёшку и отдала девочке.

Словарь неизвестных слов:

Стойбище — стоянка кочевников.

Мялка — то, чем мнут кожу.

Нанайская народная сказка «Айога»

Жанр: народная волшебная сказка

Читайте краткое содержание других нанайских сказок:
«Храбрый Азмун»
«Бедняк Монокто»

Главные герои сказки «Айога» и их характеристика

  1. Айога, девушка красивая, но очень ленивая. Самовлюбленная, эгоистичная, завистливая.
  2. Мать Айоги. Трудолюбивая, справедливая, плохой воспитатель.
  3. Соседская девочка. Трудолюбивая, отзывчивая, щедрая.

План пересказа сказки «Айога»

  1. Красавица Айога
  2. Отражение
  3. Просьба матери
  4. Отказ
  5. Соседская девочка
  6. Лепешки
  7. Просьба Айоги
  8. Отказ
  9. Зависть
  10. Превращение.

Кратчайшее содержание сказки «Айога» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Айогу все считали очень красивой и она стала гордиться своей внешностью.
  2. Однажды мать попросила Айогу сходить за водой.
  3. Айога отказалась, боясь испортить свою красоту
  4. За водой сходила соседская девочка, а мать испекла лепешек.
  5. Мать не дала лепешку Айоге, а отдала ее соседской девочке.
  6. Айога обиделась, упала в воду и превратилась в гуся.

Главная мысль сказки «Айога»
Не внешность главное в человеке, а его поступки.

Чему учит сказка «Айога»
Сказка учит быть добрым, отзывчивым, всегда откликаться на просьбы матери о помощи. Учит не лениться, не проводить все время перед зеркалом. Учит тому, что человек должен трудиться, чтобы оставаться человеком.

Отзыв на сказку «Айога»
Мне понравилась эта сказка в которой говорится о ленивой девушке Айоге. Айога считала себя самой красивой, а потому загордилась и поверила в свою исключительность. А когда Айога стала завидовать другим, то и вовсе превратилась в гуся, птицу красивую, но глупую

Пословицы к сказке «Айога»
Не затем руки даны, чтобы даром болтались.
Не по виду суди, а по делам гляди.
В лесу живу, а без дров сижу.
Сверху мило, а внутри гнило.
Красота до вечера, а доброта навек.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Айога»
Жили когда-то очень уважаемые люди — нанаец Ла и его семья. И росла у них дочка по имени Айога, которую многие считали самой красивой девушкой на свете. Все хвалили Айогу и любовались ею.
И Айога загордилась. Стала постоянно на собственное отражение любоваться, то в таз начищенный смотрит, то в воду.
Однажды мать Айоги попросила девушку за водой сходит. Но отказывается Айога, говорит, что боится в воду упасть. Мать предлагает ей за куст ухватиться, а Айога говорит, что тогда она руки поцарапает. Мать ей про рукавички напоминает, а Айога утверждают, что порвутся рукавчики. Мать говорит, что рукавички и зашить можно, но Айога говорит, что иголка обязательно сломается, а сама на собственное отражение любуется.
Тут соседская девочка вызвалась принести воды и принесла. Замесила мать тесто, напекла лепешек. Почуяла Айога запах лепешек и просит дать ей одну. А мать ее успокаивает, говорит, что лепешки горячие, можно обжечься. Айога говорит, что перчатки наденет, но мать отвечает, что перчатки мокрые, и вообще зачем Айоге трудиться, руки марать. И мать отдает лепешку соседской девочке, которая воды принесла.
Рассердилась Айога, пошла к воде, а сама все на девочку с лепешкой оборачивается. И шея у Айоги все вытягивается и вытягивается. А девочка увидела это и предлагает Айоге лепешку, говоря, что ей не жалко. Обиделась Айога, рассердилась, зашипела, руками замахала и в воду упала. Стала биться на воде и в гуся превратилась.
Плавает Айога по воде и кричит, что она красивей всех. А потом и совсем по-человечески говорить разучилась, только имя свое помнит. Да как увидит человека, кричит: Ай-о-гга!

Урок внеклассного чтения во 2 классе

Тема « Нравственный урок, нанайская народная сказка «Айога»

Цель: организация деятельности учащихся по ознакомлению с нанайской сказкой «Айога»; развитие умения анализировать, сравнивать на основе народных и авторских сказок; воспитание таких качеств личности как: забота о близких, доброта, сочувствие через анализ поступков героев. Задачи: обобщить знания учащихся о народных и авторских сказках; познакомить учащихся с нанайской сказкой «Айога»; совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать навыки речевой деятельности

Цели урока:
Предметные: определять отличительные особенности сказки; уметь различать виды сказок, уметь читать тексты в разном темпе, ускоряя или замедляя, медленно по слогам и быстро целыми словами; читать по ролям вместе; находить ответы на вопросы в ходе выборочного чтения и выполнять анализ произведения.
Метапредметные:
регулятивные: осмыслять и интерпретировать учебные задачи урока, сопоставлять учебную задачу и результат, полученный по окончании урока, оценивать результат своей работы;
Познавательные: сравнивать сказки различных видов и народов, выявлять общее и различное;
Коммуникативные: осмыслять значение непонятного слова, толковать своими словами (работа с информацией); формулировать и задавать вопросы своим товарищам (коммуникативные).
Личностные: осознавать смысл работы с учебными задачами урока; проявлять фантазию и творческие способности, выражать своё «Я» при анализе сказки.
Оборудование: презентация к уроку, компьютер, экран, иллюстрации, карточки для работы в группе, карточки для работы в паре.

  1. Орг. момент
    — К нам на урок литературного чтения пришли гости.
    — Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Громко прозвенел звонок,
Давайте настроимся все на урок,
Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,
Чудесных открытий желаю всем вам!

Итак, дорогие мои исследователи, начинаем урок внеклассного чтения. Сегодня мы работаем в группах. И начнём мы его с повторения правила работы в группах

Понапрасну не болтай

Рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен шум и гам,

Ты решай задачи сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придёт на помощь друг.

Выберите своего капитана.

-Проверьте готовность к уроку:
• ручка
• карточки с заданиями

-книги

2. Актуализация имеющихся знаний.

а) — Поднимите руки те, кто бы хотел продолжить знакомство со сказками разных народов?

— Отправляемся в путешествие

— С произведениями, какого жанра мы работаем на последних уроках?

— ( со сказками народов России), (креплю на доску карточку со словом «Сказка»

— Какие виды сказок мы знаем? (Кластер)

( ученики называют, учитель составляет схему на доске)

-( вывешиваю над схемой «сказка» эпиграф урока:

«Красота сердца дороже красоты лица»

— Как понимаете эту пословицу?

— (доброе, любит ближних, заботится)

— Почему у разных народов мира есть сказки о доброте?

— ( все народы во все времена ценят доброту, честность, уважение к родителям)

— Что можно узнать из сказок о жизни разных народов?

-( как жили люди, чем занимались, их обычаи и традиции, духовные ценности)

Эта пословица будет эпиграфом нашего урока.

б) Речевая разминка:

Проведём речевую разминку:

«Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шагу»

-Прочитайте строчки с разной интонацией по 3 раза:

а)1 группа — радостно

б)2 группа — со страхом

в)3 группа – с иронией

г)4 группа – со злом

д)5 группа — громким шёпотом

-На красных карточках задание. Прочитайте в группе свой отрывок. Кто узнал, что это за строки? — Докажите, что это сказка.

( есть зачин — начало, тройной повтор, волшебство, добро побеждает зло, есть волшебные предметы, необычные существа, все звери и птицы разговаривают, магические числа) — К какой группе относится ваша сказка?

(волшебная, бытовая, о животных)

3. Определение темы, постановка учебной задачи.


— Ребята, сегодня мы опять окунёмся в волшебный мир сказки. А что мы ещё должны узнать про сказку, которую будем читать?

-(название, какой народ придумал)

-А вот сами и узнайте. И какой народ сочинил, и как называется.

-( на доске записано «Айога» — нанайская сказка. Закрыта полосой бумаги, на которой напечатано «агойаакзаксяаксйанан»

догадываются, что нужно читать наоборот. Айога, нанайская сказка).

— Предположите, кто или что такое Айога?

(-имя девочки)

-Сказка народная? (-да)

_Какой народ сочинил? (-нанайский)

— Значит Айога имя нанайской девочки. — А знаете ли вы, что это за народ и где он живёт?

— Кирилл и Альбина приготовили справку к уроку. Информацию они взяли из книги «Народы России» Послушаем их.

Кирилл: Кто такие нанайцы? Они жители Дальнего Востока: Хабаровского, Приморского края, острова Сахалин. Их около 12000человек. Нанайцы внешне отличаются от других народов России. Широкие смуглые лица, глаза узкие, чаще всего с косым разрезом, волосы чёрные, прямые и жёсткие. У мужчин на голове 1 коса, у женщин 2косы. Они рыбачат, охотятся на белок, соболей. Ездят на собачьих упряжках, сочиняют сказки. У них своя культура, традиции, быт.

-Альбина: Это гордый и смелый народ, немногословный, добрый, гостеприимный. Живут нанайцы в суровом таёжном краю. На охоту в тайгу ходят на коротких охотничьих лыжах, а поклажу возят на собаках, запряжённых в нарты. Живут в чумах близ могучей реки Амур.

— Да! Нанайцы — «местные жители», живут и в Приморском крае! На севере края далеко от густонаселённых мест есть посёлки нанайцев. (Подхожу к карте Приморского края, показываю территорию, которую заселяют нанайцы). Так же как украинцы и белорусы они говорят на своём языке. Поэтому их имена звучат для нас непривычно, но привычные для нанайцев: Самар, Ли, Айога. (Читаю по карте названия населённых пунктов нанайцев, название рек. — Это люди, которые ведут кочевой образ жизни, т. е. часто переезжают с одного места на другое. Они рыбачат, охотятся на белку, соболя, ездят на собачьих упряжках. Но главное занятие у них – выращивание оленей. Они их пасут, как колхозники пасу коров. Поэтому нанайцы перевозят свои стойбища (небольшие посёлки) на новое место туда, где есть корм для оленей. Обычно в стойбище живут семьи родственников. Дома нанайцев – чумы – похожи на шалаши, только покрыты они не ветками, а шкурами оленей. Из оленьих шкур делают и одежду и обувь. У этого народа богатый фольклор. Они знают много разных песен, пословиц, загадок, сказок. Многие произведения нанайцев были записаны и переведены на русский язык. И теперь у нас есть возможность познакомиться с их творчеством. (Слайдовая презентация)

— Послушайте песню охотника:

Солнце встаёт. Тайга шумит. Белка летит Ай – о! Соболь мелькнул, Охотник спешит. В сети попал.

Ай – о!

— Что означает возглас «Ай – о!»? (Радость)

— Слышите: «Айо»? Эти звуки есть и в названии сказки и в имени девочки, о которой сказка рассказывает.

— Что это? Это радость!

-Прочитаем сказку и узнаем, что обозначает окончание этого слова.

4. Изучение нового материала.

Какие цели перед собой поставим?

узнаем кто такая Айога,

-докажем, что это сказка

-поймём, чему она учит

-Ребята, на зелёных карточках написаны слова, которые встретятся в сказке. Прочитайте, соотнесите понятия. ( очаг, мялка, стойбище, растопырила, покоробятся, потекли слюнки; печка, круглая палка разминать кожу, селение людей, развела в стороны, искривятся, захотелось кушать)

(-проверка)

-Пришло время сказку слушать (читаю сказку).

а) Проверка понимания прочитанного

понравилась сказка?

-что понравилось?

-что не понравилось?

— что удивило?

-почему это произведение сказка?

-к какой группе относится?

-назовите главных героев сказки

-дети, а где-нибудь говорится о красоте соседской девочки?

-(ответы учеников)

-Наверное, предки хотели подчеркнуть, что не красота главное в человеке, а его поступки.

-заботилась ли Айога о маме, папе?

-А как вы заботитесь о своих родителях?

(- ответы учеников)

Физминутка

Раз — присядка,
Два — прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
Любят долго потянуться
Обязательно, зевнуть
Ну и хвостиком вильнуть
А волчата спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть
Ну, а мишка косолапый
Широко расставив лапы,
Долго топчется на месте 5.6 — 5.6. Нам за парты тихо сесть.
5. Первичная проверка понимания.

-Прочитаем сказку ещё раз. Используем эстафету.

-(после прочтения 1 части задаю вопросы)

1.За что все любили девочку?

2.Почему Айога загордилась? (люди стали её красоту превозносить)

Читаем дальше.

(вопросы ко 2 части) –

1.О чём просила мать свою дочку?

2.Какие причины придумывала девочка, чтобы не трудиться?

Читаем дальше

(вопросы к 3 части)

1.Как вы думаете, любила ли мать свою дочь, ведь лепёшку она ей не дала?

2.Почему мать отдала лепёшку чужой девочке?

Читаем дальше.

(вопросы к 4 части)

1.Что стало происходить с Айогой?

2. Что ей предложила соседская девочка?

3.Как это её характеризует?

4. Прочитайте, как Айога превратилась в гуся?

5. А почему в гуся? Почему девочка разучилась по — нанайски разговаривать?

-Да потому что она не имеет тех качеств, какие народ нанайский ценит в людях: трудолюбие, уважение к родителям. Она для них стала чужой, вот и пусть говорит на другом языке. И своё отношение к девочки народ выразил в её имени. Грустный конец. Хотя Айога радостно выкрикивает своё имя.

-И так, ребята, мы раскрыли тайну имени «Айога». В нём две части: одна положительная, а другая – негативная.

— 6.Так какое же испытание не выдержала Айога? (-красотой)

Вывод: Красота дана человеку на радость — ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распорядился этим даром. Правильно – это значит не хвастаться, не быть высокомерным. А ценить доброе и хорошее со стороны других людей. И относиться к ним так же как они относятся к тебе.

Физминутка

Чтение это прекрасный урок

Много полезного в каждой из строк.

Будь это стих или рассказ

Вы учите их, они учат вас.

7.Применение новых знаний.

-Сейчас поработаем в группах.

(Работа в группах)

1группа работает с пословицами

2 группа составляет синквейн

3 группа: Разукрасит нанайский костюм для девочки

4группа собирает пазлы пословиц

5 группа составит картинный пересказ сказки

-Выступление отвечающих от групп.

8. Подведение итогов работы.

Чему учит сказка? (доброте, любви к родителям, ленивых не любят люди разных национальностей)

-Что узнали о нанайском народе?

— Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

-Какой урок вы извлекли для себя из сказки?

-Какой совет вы дали бы Айоге?

9. Оцените своё эмоциональное состояние.

-Покажите цветной кружок, который укажет ваше настроение.

Я вижу, что весёлых смайликов очень много. Значит настроение у вас хорошее

Учитель: Сейчас прозвенит звонок, вы уйдёте, но не забывайте про советы, которые вы давали Айоге»

Нравственный урок нанайской сказки  «Айога»

во 2 классе, составитель Матанцева С.В, учитель начальных классов .

Цель: развитие умения понимать художественную идею произведения и  раскрывать основную мысль текста.

В ходе урока у учащихся формируются следующие   УУД:

Предметные: умение определять отличительные особенности сказки, различать виды сказок, читать текст выразительно; находить ответы на поставленные вопросы в тексте и выполнять анализ произведения, выделять главную мысль сказки, формулировать несложные выводы.

Метапредметные:  регулятивные: осмыслять учебную задачу урока; сопоставлять учебную задачу и результат, полученный по окончании урока; оценивать результат своей работы.

познавательные: умение пользоваться толковым словарём, выделять основные части текста.

коммуникативные: умение сотрудничать  в паре, группе, с  учителем; умение вести диалог, строить высказывания, делать выводы и обобщение, отстаивать свою точку зрения и принимать мнение другого;

Личностные: формирование начальных  представлений о нравственных понятиях, отражённых в сказке.

Оборудование: демонстрационные ( со словами) и раздаточные (для работы в парах и группах) карточки,  толковый словарь, компьютерная презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  • Приветствие учителя с детьми, детей с учителями.
  • Релаксация.

Вот и прозвенел звонок.

Пора настроиться  всем на урок.

Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,

Чудесных открытий желаю всем вам!

-И так мои дорогие исследователи, мы начинаем урок литературного чтения. С чего начнём?

( с проверки домашнего задания: на предыдущем уроке читали произведение С. Г. Козлова «Красота», учебник В. Ю. Свиридовой )

2.Проверка домашнего задания.

-Так можно ли из трёх голых веточек сделать красоту?

(Детям предлагается продемонстрировать работы, выполненные дома и защитить)

— Кто выбрал второе задание? Прочитайте четверостишие.

(давалась начальная строчка четверостишия )

Вот какая красота…

-Молодцы! Всё замечательно, красиво.

3. Мотивация.

-А можно ли гордиться красотой? …

— Я думаю, что ответ вы дадите в конце урока.

-Составьте предложение из слов.

(на доске: один, тогда, за всех, все, будет, и в деле, за одного, успех)

Все за одного, один за всех, тогда и в деле будет успех.

-Может ли это стать девизом урока?

-Сегодня мы будем исследовать…, а впрочем сами сейчас определите. Быстро ответьте на вопросы, а мой  помощник (ученик из класса) поможет разместить слова- ответы на доске.

4. Актуализация знаний.

-Герой рассказа  В. Драгунского?  (Денис)

-Приём   противопоставления? (контраст)

— К какому жанру относится произведение «Что любит Мишка» (рассказ)

-Момент, с которого начинается событие, даёт толчок к действию?(завязка)

-Момент наивысшего напряжения в развитии действия, самый яркий, острый? (кульминация)

-Приём сопоставления одного предмета с другим с целью создания художественного описания? (сравнение)

-Составьте слово из выделенных букв.  (сказка)

-Что вы знаете о жанре?(народная, авторская, о животных, волшебная, бытовая)

-Что мы ещё не знаем? (название сказки)

-Тогда продолжим.

-Имя Пушкина? лександр)

-Изображение природы, местности? (пейзаж)

-Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека? (олицетворение)

— Мишка из рассказа В. Драгунского? ерой)

-Сочетание нескольких стихотворных строк, которые составляют целое по смыслу, строению, ритму и рифме?  (строфа)

-Что  получилось? (Айога)

-Кто или что это такое?

— Значит, мы пускаемся в исследование? Раз не знаем, надо узнать. С чего начнём? (С плана )

5. Целеполагание

— Составьте план работы. ( после детских предложений -слайд)

В итоге получается:

1.Прочитать сказку.

2.Проанализировать.

3. Научиться  читать.

4.Высказать своё отношение.

-Откройте учебник на странице 48.Прочитайте. Кто автор?

Учитель читает наизусть:

На берегах сибирских вод,

В краю, занесённом снегами,

Нанайский народ живёт.

— Мы знакомились с русскими народными сказками. Сегодня будем знакомиться с нанайской.

— Кто такие нанайцы? (Жители Дальнего Востока: Хабаровского, Приморского края, острова Сахалин. Их около 12 000 чел. Широкие смуглые лица, глаза узкие, чаще всего с косым разрезом, волосы чёрные, прямые и жёсткие. У мужчин  на голове 1 коса, у женщин-2.Они рыбачат, охотятся на белок. Соболей. Ездят на собачьих упряжках, сочиняют сказки. У них своя культура, традиции, быт. Во время охоты нанайский охотник кричит: Ай-о! Ай-о! Ай-о! Сравните название сказки и крик охотника.

-Давайте откроем тайну трёх слогов в названии сказки.

6.  Открытие нового знания.

  1. Сказку читает учитель  (можно с помощниками)

-Обратите внимание на непонятные слова.

После чтения — работа со словами. Соедини слово с его значением. Дать время на обсуждение в парах. Запись на слайде.

Очаг                           искривятся, станут неровными

Мялка                        устройство для разведения и поддержания огня

Покоробятся            приспособление, чтобы мять кожу.

  1. Анализ произведения.

-Что обозначает слово Айога?

-Докажите, что это сказка. Какая сказка?

-Кто готов открыть тайну трёх слогов? Почему появился слог  га?

-Назовите героев сказки.

-Дайте им характеристику.

-Вы можете определить главную мысль сказки?

-Что следует по плану дальше?

— Но сначала маленькая пауза.

7. Физкультминутка  (музыкальная)

8. Чтение  и работа над тестом.

3. Чтение сказки детьми  по частям с целевой установкой для класса.

1ч.    -Почему Айога стала ленивой?

2ч.    –Найдите ответы Айоги. Как они характеризуют девочку?

3ч.   –Найдите предложение, которое характеризует отношение матери к поступку Айоги. Почему так сказала?

        -Какой момент наступает в сказке? (кульминация)

4ч.    –Найдите предложение, которое характеризует соседскую девочку. О чём оно говорит?

5ч.    –Почему произошло превращение?(так наказали девочку за её неправильное поведение, она стала гордиться и произошло несчастье)

        — Какого   испытания не выдержала Айога?  (быть красивой)

-Вернёмся к вопросу — можно ли гордиться красотой? Для начала определим – что значит гордиться? Каким источником  воспользуемся? (в  толковом  словаре 2  ученика находят  слово и его значение)

В. И. Даль, толковый словарь.

Гордиться- быть гордым, кичиться, зазнаваться, чваниться, спесивиться, хвалиться чем-либо, тщеславиться, ставить себе что- либо в заслугу, в преимущество, быть самодовольным.

-Справедливо ли поступили с Айогой?

— Хочется закончить сказку известными словами: сказка-ложь…

— Какой урок вы извлекли?

(надо быть добрым, отзывчивым, любить и помогать маме, быть красивым в душе, а не снаружи.)

— Чтобы легче было выполнять дом.задание,  я предлагаю вам поработать в группе. (работа с деформированным планом  пересказа, на листочках)

Просьба  матери.

Превращение в гусыню.

Наука матери.

Красавица рода Самаров.

Проверка.

9. Рефлексия.

Ну что, дорогие исследователи, интересная тема для разговора у нас была?

Подведите  итог.

Мне было интересно…

Мне захотелось…

Урок заставил меня задуматься…

Хорошо работали..

Я бы поставил…

— Всем  большое спасибо за работу на уроке, особо благодарю…

10. Домашнее задание.

1.Стр.48-50 читать по ролям.

По выбору:

-написать письмо Айоге.

-пересказ по плану.

-придумать продолжение сказки.

Обновлено: 10.01.2023

Нанайская сказка «Айога» показывает, что самолюбование и лень могут плохо закончиться. Было это очень давно. Жила в одном селении красивая девочка. Все люди любовались ее красотой. Загордилась девочка и стала совсем ленивой. Целыми днями только и смотрела в свое отражение. Не захотела даже матери помочь по хозяйству, лепешек напечь. Решила мама проучить капризную дочь и отдала лепешку соседской девочке. Разозлись Айога, зашипела, руками замахала, побелела от ярости. Упала в реку и превратилась в гуся.

Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!

Айога

В роду Самаров жил один нанаец — Ла. Была у него дочка — Айога. Красивая девочка. Все её очень любили.
Айога загордилась. Стала рассматривать своё лицо. И понравилась сама себе. Смотрит, не может оторваться. Глядит не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде любуется. Совсем стала Айога ленивая. Всё любуется собой.

Вот однажды говорит ей мать:
— Пойди принеси воды, Айога!Дочка отвечает:
— Я в воду упаду.
— А ты за куст держись, — говорит ей мать.
— Куст оборвётся! — отвечает Айога.
— А ты за крепкий куст возьмись.
— Руки поцарапаю. Тут соседская девочка говорит матери Айоги:
— Я схожу за водой, мать.
Пошла и принесла воды.Замесила мать тесто. Сделала лепёшки. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит:
— Дай мне лепёшку, мать!
— Горячая она. Руки обожжёшь, — отвечает мать.
— Я рукавицы надену, — говорит Айога.
— Рукавицы мокрые.
— Я их на солнце высушу.
— Покоробятся они, — отвечает мать.
— Я их мялкой разомну.
— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.
Взяла мать лепёшку и отдала соседской девочке. Рассердилась Айога. Пошла за дверь, на реку. Смотрит на своё отражение в воде.А соседская девочка жуёт лепёшку. Стала Айога на девочку оглядываться. Шея у неё вытянулась — длинная стала. Говорит девочка Айоге:
— Возьми лепёшку. Мне не жалко!
Совсем разозлилась Айога. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости — так замахала, что руки у неё в крылья превратились.

— Не надо мне ничего-го-го! — кричит.
Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и превратилась в гуся. Плавает и кричит:
— Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая.
Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла.
Только имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит.
— Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

воскресенье, 14 октября 2018 г.

Нанайская сказка «Айога»

Нанайская народная сказка «Айога»

Жанр: народная волшебная сказка

Читайте краткое содержание других нанайских сказок:
«Храбрый Азмун»
«Бедняк Монокто»

Главные герои сказки «Айога» и их характеристика

  1. Айога, девушка красивая, но очень ленивая. Самовлюбленная, эгоистичная, завистливая.
  2. Мать Айоги. Трудолюбивая, справедливая, плохой воспитатель.
  3. Соседская девочка. Трудолюбивая, отзывчивая, щедрая.
  1. Красавица Айога
  2. Отражение
  3. Просьба матери
  4. Отказ
  5. Соседская девочка
  6. Лепешки
  7. Просьба Айоги
  8. Отказ
  9. Зависть
  10. Превращение.
  1. Айогу все считали очень красивой и она стала гордиться своей внешностью.
  2. Однажды мать попросила Айогу сходить за водой.
  3. Айога отказалась, боясь испортить свою красоту
  4. За водой сходила соседская девочка, а мать испекла лепешек.
  5. Мать не дала лепешку Айоге, а отдала ее соседской девочке.
  6. Айога обиделась, упала в воду и превратилась в гуся.

Чему учит сказка «Айога»
Сказка учит быть добрым, отзывчивым, всегда откликаться на просьбы матери о помощи. Учит не лениться, не проводить все время перед зеркалом. Учит тому, что человек должен трудиться, чтобы оставаться человеком.

Отзыв на сказку «Айога»
Мне понравилась эта сказка в которой говорится о ленивой девушке Айоге. Айога считала себя самой красивой, а потому загордилась и поверила в свою исключительность. А когда Айога стала завидовать другим, то и вовсе превратилась в гуся, птицу красивую, но глупую

Пословицы к сказке «Айога»
Не затем руки даны, чтобы даром болтались.
Не по виду суди, а по делам гляди.
В лесу живу, а без дров сижу.
Сверху мило, а внутри гнило.
Красота до вечера, а доброта навек.

Нанайская сказка – народное творчество, фольклорная проза. Их сюжеты и мотивы разнообразны и похожи на всемирно известные сказки, он в них встречается и переплетение сюжетов, когда один мотив включается в сюжет другой сказки. Так же в них наблюдается обилие междометий и звуков, которые украшают сказку, делая еще более живой.

Краткое содержание

  1. У одного нанайца была очень красивая дочка Айога.
  2. Она нравилась сама себе, и на просьбы матери о помощи, находила множество отговорок, которые сводились к тому, что работа может испортить ее красоту.
  3. Соседская девочка помогла матери Айоги принести воды, за то ей дали вкусную лепешку, а Айоге лепешку не дали, так как она ничего не делала.
  4. Девочка решила поделиться с Айогой, но та отказалась.
  5. Айога превратилас в гусыню, забыла все слова, кроме имени Айо-га-га-га.

Главные герои

1) Айога – самовлюбленная, разбалованная, ленивая, но очень красивая девочка.

2) Девочка – работящая, трудолюбивая, милосердная.

Главная мысль

Самолюбование и лень не доведут до добра.

Чему учит?

Сказка учит быть дружелюбным, добрым, не отказывать в просьбах другому, помогать родителям, не заниматься самолюбованием, не лениться.

Пословицы

1) Труд человека кормит, а лень – портит.

2) Кто не работает, тот не ест.

3) Маленькое дело – лучше большого безделья.

Отзыв

Число страниц: 3

Главные герои: Айога, мама, папа, соседская девочка.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Айога — ленивая девочка.

Не могла собой налюбоваться и считала, что любое действие испортить её красоту.

Завистливая и гордая.

Так ничему и не научилась.

Соседка — девочка, хозяйственная и добрая.

Помогла матери и была награждена.

Родители — трудолюбивые, справедливые.

Айога любовалась собой.

Она придумывала различные предлоги, чтоб не помогать маме.

Другая девочка помогла маме Айоги, за что получила лепёшки.

Айога рассердилась и вскоре превратилась в гусыню.

План сказки:

  1. Айога любуется собой.
  2. Отказы маме.
  3. Предложение соседки.
  4. Угощение для девочки.
  5. Сердитая Айога.
  6. Гусыня.
  7. Забытый язык.

Главная мысль произведения в том, что каждый получает по заслугам.

Основная идея сказки в том, что внутренняя красота важнее внешней.

Чему учит сказка

Эта сказка учит не быть самовлюблёнными, гордыми и эгоистичными, помогать родным и развивать внутреннюю красоту.

Прочитав эту историю, я подумала о том, что каждый человек должен заниматься каким-либо трудом.

Нельзя любоваться и гордиться самим собой.

Нужно заслужить уважение других людей.

Это интересная и поучительная история.

В неё говорится о девочке, которая считала себя красавицей.

И превратилась в гусыню.

Мне понравилась девочка, которая помогала матери Айоги.

Она не боялась испачкаться или уколоть руки.

И получила заслуженную награду.

Я всем советую прочитать эту книжку и подумать о том, что человека судят не по внешности, а по поступкам.

А значит нужно стараться совершать больше добрых дел.

Пословицы к сказке

  • Не по виду суди, а по делам гляди.
  • Вид хорош, да по виду не судят.
  • Сверху мило, а внутри гнило.
  • По заслугам и почёт.
  • Труд кормит, а лень портит.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить?

Лучше я лепёшку той девочке дам, которая рук не жалеет.

Взяла мать лепёшку и отдала девочке.

Читайте также:

      

  • Екимов теленок краткое содержание
  •   

  • Улисс мур краткое содержание
  •   

  • Перечень административных процедур в школе рб
  •   

  • Про личную жизнь назаркин краткое содержание
  •   

  • Подсчитайте продолжительность учебных занятий в школе и дома прогулки сна

  • Поступки героев в рассказе жеребенок
  • Поступки герды из сказки снежная королева
  • Поступки вырина из рассказа станционный смотритель
  • Поступки василисы премудрой из сказки царевна лягушка
  • Поступки вани из рассказа бежин луг