Читательский дневник по нанайской народной сказке «Айога»
Автор: народ
Название произведения: «Айога»
Число страниц: 3
Жанр: сказка
Главные герои: Айога, мама, папа, соседская девочка.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Айога — ленивая девочка.
Не могла собой налюбоваться и считала, что любое действие испортить её красоту.
Завистливая и гордая.
Так ничему и не научилась.
Соседка — девочка, хозяйственная и добрая.
Помогла матери и была награждена.
Не жадная.
Родители — трудолюбивые, справедливые.
Краткое содержание сказки «Айога»
Айога любовалась собой.
Она придумывала различные предлоги, чтоб не помогать маме.
Другая девочка помогла маме Айоги, за что получила лепёшки.
Айога рассердилась и вскоре превратилась в гусыню.
План сказки:
- Айога любуется собой.
- Отказы маме.
- Предложение соседки.
- Угощение для девочки.
- Сердитая Айога.
- Гусыня.
- Забытый язык.
Основная мысль сказки «Айога»
Главная мысль произведения в том, что каждый получает по заслугам.
Основная идея сказки в том, что внутренняя красота важнее внешней.
Чему учит сказка
Эта сказка учит не быть самовлюблёнными, гордыми и эгоистичными, помогать родным и развивать внутреннюю красоту.
Краткий отзыв по сказке «Айога» для читательского дневника:
Прочитав эту историю, я подумала о том, что каждый человек должен заниматься каким-либо трудом.
Нельзя любоваться и гордиться самим собой.
Нужно заслужить уважение других людей.
Это интересная и поучительная история.
В неё говорится о девочке, которая считала себя красавицей.
И превратилась в гусыню.
Мне понравилась девочка, которая помогала матери Айоги.
Она не боялась испачкаться или уколоть руки.
И получила заслуженную награду.
Я всем советую прочитать эту книжку и подумать о том, что человека судят не по внешности, а по поступкам.
А значит нужно стараться совершать больше добрых дел.
Пословицы к сказке
- Не по виду суди, а по делам гляди.
- Вид хорош, да по виду не судят.
- Сверху мило, а внутри гнило.
- По заслугам и почёт.
- Труд кормит, а лень портит.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить?
Лучше я лепёшку той девочке дам, которая рук не жалеет.
Взяла мать лепёшку и отдала девочке.
Словарь неизвестных слов:
Стойбище — стоянка кочевников.
Мялка — то, чем мнут кожу.
Нанайская народная сказка «Айога»
Жанр: народная волшебная сказка
Читайте краткое содержание других нанайских сказок:
«Храбрый Азмун»
«Бедняк Монокто»
Главные герои сказки «Айога» и их характеристика
- Айога, девушка красивая, но очень ленивая. Самовлюбленная, эгоистичная, завистливая.
- Мать Айоги. Трудолюбивая, справедливая, плохой воспитатель.
- Соседская девочка. Трудолюбивая, отзывчивая, щедрая.
План пересказа сказки «Айога»
- Красавица Айога
- Отражение
- Просьба матери
- Отказ
- Соседская девочка
- Лепешки
- Просьба Айоги
- Отказ
- Зависть
- Превращение.
Кратчайшее содержание сказки «Айога» для читательского дневника в 6 предложений
- Айогу все считали очень красивой и она стала гордиться своей внешностью.
- Однажды мать попросила Айогу сходить за водой.
- Айога отказалась, боясь испортить свою красоту
- За водой сходила соседская девочка, а мать испекла лепешек.
- Мать не дала лепешку Айоге, а отдала ее соседской девочке.
- Айога обиделась, упала в воду и превратилась в гуся.
Главная мысль сказки «Айога»
Не внешность главное в человеке, а его поступки.
Чему учит сказка «Айога»
Сказка учит быть добрым, отзывчивым, всегда откликаться на просьбы матери о помощи. Учит не лениться, не проводить все время перед зеркалом. Учит тому, что человек должен трудиться, чтобы оставаться человеком.
Отзыв на сказку «Айога»
Мне понравилась эта сказка в которой говорится о ленивой девушке Айоге. Айога считала себя самой красивой, а потому загордилась и поверила в свою исключительность. А когда Айога стала завидовать другим, то и вовсе превратилась в гуся, птицу красивую, но глупую
Пословицы к сказке «Айога»
Не затем руки даны, чтобы даром болтались.
Не по виду суди, а по делам гляди.
В лесу живу, а без дров сижу.
Сверху мило, а внутри гнило.
Красота до вечера, а доброта навек.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Айога»
Жили когда-то очень уважаемые люди — нанаец Ла и его семья. И росла у них дочка по имени Айога, которую многие считали самой красивой девушкой на свете. Все хвалили Айогу и любовались ею.
И Айога загордилась. Стала постоянно на собственное отражение любоваться, то в таз начищенный смотрит, то в воду.
Однажды мать Айоги попросила девушку за водой сходит. Но отказывается Айога, говорит, что боится в воду упасть. Мать предлагает ей за куст ухватиться, а Айога говорит, что тогда она руки поцарапает. Мать ей про рукавички напоминает, а Айога утверждают, что порвутся рукавчики. Мать говорит, что рукавички и зашить можно, но Айога говорит, что иголка обязательно сломается, а сама на собственное отражение любуется.
Тут соседская девочка вызвалась принести воды и принесла. Замесила мать тесто, напекла лепешек. Почуяла Айога запах лепешек и просит дать ей одну. А мать ее успокаивает, говорит, что лепешки горячие, можно обжечься. Айога говорит, что перчатки наденет, но мать отвечает, что перчатки мокрые, и вообще зачем Айоге трудиться, руки марать. И мать отдает лепешку соседской девочке, которая воды принесла.
Рассердилась Айога, пошла к воде, а сама все на девочку с лепешкой оборачивается. И шея у Айоги все вытягивается и вытягивается. А девочка увидела это и предлагает Айоге лепешку, говоря, что ей не жалко. Обиделась Айога, рассердилась, зашипела, руками замахала и в воду упала. Стала биться на воде и в гуся превратилась.
Плавает Айога по воде и кричит, что она красивей всех. А потом и совсем по-человечески говорить разучилась, только имя свое помнит. Да как увидит человека, кричит: Ай-о-гга!
Урок внеклассного чтения во 2 классе
Тема « Нравственный урок, нанайская народная сказка «Айога»
Цель: организация деятельности учащихся по ознакомлению с нанайской сказкой «Айога»; развитие умения анализировать, сравнивать на основе народных и авторских сказок; воспитание таких качеств личности как: забота о близких, доброта, сочувствие через анализ поступков героев. Задачи: обобщить знания учащихся о народных и авторских сказках; познакомить учащихся с нанайской сказкой «Айога»; совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать навыки речевой деятельности
Цели урока:
Предметные: определять отличительные особенности сказки; уметь различать виды сказок, уметь читать тексты в разном темпе, ускоряя или замедляя, медленно по слогам и быстро целыми словами; читать по ролям вместе; находить ответы на вопросы в ходе выборочного чтения и выполнять анализ произведения.
Метапредметные:
регулятивные: осмыслять и интерпретировать учебные задачи урока, сопоставлять учебную задачу и результат, полученный по окончании урока, оценивать результат своей работы;
Познавательные: сравнивать сказки различных видов и народов, выявлять общее и различное;
Коммуникативные: осмыслять значение непонятного слова, толковать своими словами (работа с информацией); формулировать и задавать вопросы своим товарищам (коммуникативные).
Личностные: осознавать смысл работы с учебными задачами урока; проявлять фантазию и творческие способности, выражать своё «Я» при анализе сказки.
Оборудование: презентация к уроку, компьютер, экран, иллюстрации, карточки для работы в группе, карточки для работы в паре.
-
Орг. момент
— К нам на урок литературного чтения пришли гости.
— Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Громко прозвенел звонок,
Давайте настроимся все на урок,
Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,
Чудесных открытий желаю всем вам!
— Итак, дорогие мои исследователи, начинаем урок внеклассного чтения. Сегодня мы работаем в группах. И начнём мы его с повторения правила работы в группах
—Понапрасну не болтай
Рассуждай и убеждай.
Здесь не нужен шум и гам,
Ты решай задачи сам.
Если же не сможешь вдруг,
Пусть придёт на помощь друг.
—Выберите своего капитана.
-Проверьте готовность к уроку:
• ручка
• карточки с заданиями
-книги
2. Актуализация имеющихся знаний.
а) — Поднимите руки те, кто бы хотел продолжить знакомство со сказками разных народов?
— Отправляемся в путешествие
— С произведениями, какого жанра мы работаем на последних уроках?
— ( со сказками народов России), (креплю на доску карточку со словом «Сказка»
— Какие виды сказок мы знаем? (Кластер)
( ученики называют, учитель составляет схему на доске)
-( вывешиваю над схемой «сказка» эпиграф урока:
«Красота сердца дороже красоты лица»
— Как понимаете эту пословицу?
— (доброе, любит ближних, заботится)
— Почему у разных народов мира есть сказки о доброте?
— ( все народы во все времена ценят доброту, честность, уважение к родителям)
— Что можно узнать из сказок о жизни разных народов?
-( как жили люди, чем занимались, их обычаи и традиции, духовные ценности)
Эта пословица будет эпиграфом нашего урока.
б) Речевая разминка:
— Проведём речевую разминку:
«Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шагу»
-Прочитайте строчки с разной интонацией по 3 раза:
а)1 группа — радостно
б)2 группа — со страхом
в)3 группа – с иронией
г)4 группа – со злом
д)5 группа — громким шёпотом
-На красных карточках задание. Прочитайте в группе свой отрывок. Кто узнал, что это за строки? — Докажите, что это сказка.
( есть зачин — начало, тройной повтор, волшебство, добро побеждает зло, есть волшебные предметы, необычные существа, все звери и птицы разговаривают, магические числа) — К какой группе относится ваша сказка?
(волшебная, бытовая, о животных)
3. Определение темы, постановка учебной задачи.
— Ребята, сегодня мы опять окунёмся в волшебный мир сказки. А что мы ещё должны узнать про сказку, которую будем читать?
-(название, какой народ придумал)
-А вот сами и узнайте. И какой народ сочинил, и как называется.
-( на доске записано «Айога» — нанайская сказка. Закрыта полосой бумаги, на которой напечатано «агойаакзаксяаксйанан»
— догадываются, что нужно читать наоборот. Айога, нанайская сказка).
— Предположите, кто или что такое Айога?
(-имя девочки)
-Сказка народная? (-да)
_Какой народ сочинил? (-нанайский)
— Значит Айога имя нанайской девочки. — А знаете ли вы, что это за народ и где он живёт?
— Кирилл и Альбина приготовили справку к уроку. Информацию они взяли из книги «Народы России» Послушаем их.
— Кирилл: Кто такие нанайцы? Они жители Дальнего Востока: Хабаровского, Приморского края, острова Сахалин. Их около 12000человек. Нанайцы внешне отличаются от других народов России. Широкие смуглые лица, глаза узкие, чаще всего с косым разрезом, волосы чёрные, прямые и жёсткие. У мужчин на голове 1 коса, у женщин 2косы. Они рыбачат, охотятся на белок, соболей. Ездят на собачьих упряжках, сочиняют сказки. У них своя культура, традиции, быт.
-Альбина: Это гордый и смелый народ, немногословный, добрый, гостеприимный. Живут нанайцы в суровом таёжном краю. На охоту в тайгу ходят на коротких охотничьих лыжах, а поклажу возят на собаках, запряжённых в нарты. Живут в чумах близ могучей реки Амур.
— Да! Нанайцы — «местные жители», живут и в Приморском крае! На севере края далеко от густонаселённых мест есть посёлки нанайцев. (Подхожу к карте Приморского края, показываю территорию, которую заселяют нанайцы). Так же как украинцы и белорусы они говорят на своём языке. Поэтому их имена звучат для нас непривычно, но привычные для нанайцев: Самар, Ли, Айога. (Читаю по карте названия населённых пунктов нанайцев, название рек. — Это люди, которые ведут кочевой образ жизни, т. е. часто переезжают с одного места на другое. Они рыбачат, охотятся на белку, соболя, ездят на собачьих упряжках. Но главное занятие у них – выращивание оленей. Они их пасут, как колхозники пасу коров. Поэтому нанайцы перевозят свои стойбища (небольшие посёлки) на новое место туда, где есть корм для оленей. Обычно в стойбище живут семьи родственников. Дома нанайцев – чумы – похожи на шалаши, только покрыты они не ветками, а шкурами оленей. Из оленьих шкур делают и одежду и обувь. У этого народа богатый фольклор. Они знают много разных песен, пословиц, загадок, сказок. Многие произведения нанайцев были записаны и переведены на русский язык. И теперь у нас есть возможность познакомиться с их творчеством. (Слайдовая презентация)
— Послушайте песню охотника:
Солнце встаёт. Тайга шумит. Белка летит Ай – о! Соболь мелькнул, Охотник спешит. В сети попал.
Ай – о!
— Что означает возглас «Ай – о!»? (Радость)
— Слышите: «Айо»? Эти звуки есть и в названии сказки и в имени девочки, о которой сказка рассказывает.
— Что это? Это радость!
-Прочитаем сказку и узнаем, что обозначает окончание этого слова.
4. Изучение нового материала.
— Какие цели перед собой поставим?
—узнаем кто такая Айога,
-докажем, что это сказка
-поймём, чему она учит
-Ребята, на зелёных карточках написаны слова, которые встретятся в сказке. Прочитайте, соотнесите понятия. ( очаг, мялка, стойбище, растопырила, покоробятся, потекли слюнки; печка, круглая палка разминать кожу, селение людей, развела в стороны, искривятся, захотелось кушать)
(-проверка)
-Пришло время сказку слушать (читаю сказку).
а) Проверка понимания прочитанного
—понравилась сказка?
-что понравилось?
-что не понравилось?
— что удивило?
-почему это произведение сказка?
-к какой группе относится?
-назовите главных героев сказки
-дети, а где-нибудь говорится о красоте соседской девочки?
-(ответы учеников)
-Наверное, предки хотели подчеркнуть, что не красота главное в человеке, а его поступки.
-заботилась ли Айога о маме, папе?
-А как вы заботитесь о своих родителях?
(- ответы учеников)
Физминутка
Раз — присядка,
Два — прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
Любят долго потянуться
Обязательно, зевнуть
Ну и хвостиком вильнуть
А волчата спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть
Ну, а мишка косолапый
Широко расставив лапы,
Долго топчется на месте 5.6 — 5.6. Нам за парты тихо сесть.
5. Первичная проверка понимания.
-Прочитаем сказку ещё раз. Используем эстафету.
-(после прочтения 1 части задаю вопросы)
1.За что все любили девочку?
2.Почему Айога загордилась? (люди стали её красоту превозносить)
—Читаем дальше.
(вопросы ко 2 части) –
1.О чём просила мать свою дочку?
2.Какие причины придумывала девочка, чтобы не трудиться?
— Читаем дальше
(вопросы к 3 части)
1.Как вы думаете, любила ли мать свою дочь, ведь лепёшку она ей не дала?
2.Почему мать отдала лепёшку чужой девочке?
—Читаем дальше.
(вопросы к 4 части)
1.Что стало происходить с Айогой?
2. Что ей предложила соседская девочка?
3.Как это её характеризует?
4. Прочитайте, как Айога превратилась в гуся?
5. А почему в гуся? Почему девочка разучилась по — нанайски разговаривать?
-Да потому что она не имеет тех качеств, какие народ нанайский ценит в людях: трудолюбие, уважение к родителям. Она для них стала чужой, вот и пусть говорит на другом языке. И своё отношение к девочки народ выразил в её имени. Грустный конец. Хотя Айога радостно выкрикивает своё имя.
-И так, ребята, мы раскрыли тайну имени «Айога». В нём две части: одна положительная, а другая – негативная.
— 6.Так какое же испытание не выдержала Айога? (-красотой)
Вывод: Красота дана человеку на радость — ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распорядился этим даром. Правильно – это значит не хвастаться, не быть высокомерным. А ценить доброе и хорошее со стороны других людей. И относиться к ним так же как они относятся к тебе.
Физминутка
Чтение это прекрасный урок
Много полезного в каждой из строк.
Будь это стих или рассказ
Вы учите их, они учат вас.
7.Применение новых знаний.
-Сейчас поработаем в группах.
(Работа в группах)
1группа работает с пословицами
2 группа составляет синквейн
3 группа: Разукрасит нанайский костюм для девочки
4группа собирает пазлы пословиц
5 группа составит картинный пересказ сказки
-Выступление отвечающих от групп.
8. Подведение итогов работы.
— Чему учит сказка? (доброте, любви к родителям, ленивых не любят люди разных национальностей)
-Что узнали о нанайском народе?
— Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
-Какой урок вы извлекли для себя из сказки?
-Какой совет вы дали бы Айоге?
9. Оцените своё эмоциональное состояние.
-Покажите цветной кружок, который укажет ваше настроение.
Я вижу, что весёлых смайликов очень много. Значит настроение у вас хорошее
Учитель: Сейчас прозвенит звонок, вы уйдёте, но не забывайте про советы, которые вы давали Айоге»
Нравственный урок нанайской сказки «Айога»
во 2 классе, составитель Матанцева С.В, учитель начальных классов .
Цель: развитие умения понимать художественную идею произведения и раскрывать основную мысль текста.
В ходе урока у учащихся формируются следующие УУД:
Предметные: умение определять отличительные особенности сказки, различать виды сказок, читать текст выразительно; находить ответы на поставленные вопросы в тексте и выполнять анализ произведения, выделять главную мысль сказки, формулировать несложные выводы.
Метапредметные: регулятивные: осмыслять учебную задачу урока; сопоставлять учебную задачу и результат, полученный по окончании урока; оценивать результат своей работы.
познавательные: умение пользоваться толковым словарём, выделять основные части текста.
коммуникативные: умение сотрудничать в паре, группе, с учителем; умение вести диалог, строить высказывания, делать выводы и обобщение, отстаивать свою точку зрения и принимать мнение другого;
Личностные: формирование начальных представлений о нравственных понятиях, отражённых в сказке.
Оборудование: демонстрационные ( со словами) и раздаточные (для работы в парах и группах) карточки, толковый словарь, компьютерная презентация.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Приветствие учителя с детьми, детей с учителями.
- Релаксация.
Вот и прозвенел звонок.
Пора настроиться всем на урок.
Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,
Чудесных открытий желаю всем вам!
-И так мои дорогие исследователи, мы начинаем урок литературного чтения. С чего начнём?
( с проверки домашнего задания: на предыдущем уроке читали произведение С. Г. Козлова «Красота», учебник В. Ю. Свиридовой )
2.Проверка домашнего задания.
-Так можно ли из трёх голых веточек сделать красоту?
(Детям предлагается продемонстрировать работы, выполненные дома и защитить)
— Кто выбрал второе задание? Прочитайте четверостишие.
(давалась начальная строчка четверостишия )
Вот какая красота…
-Молодцы! Всё замечательно, красиво.
3. Мотивация.
-А можно ли гордиться красотой? …
— Я думаю, что ответ вы дадите в конце урока.
-Составьте предложение из слов.
(на доске: один, тогда, за всех, все, будет, и в деле, за одного, успех)
Все за одного, один за всех, тогда и в деле будет успех.
-Может ли это стать девизом урока?
-Сегодня мы будем исследовать…, а впрочем сами сейчас определите. Быстро ответьте на вопросы, а мой помощник (ученик из класса) поможет разместить слова- ответы на доске.
4. Актуализация знаний.
-Герой рассказа В. Драгунского? (Денис)
-Приём противопоставления? (контраст)
— К какому жанру относится произведение «Что любит Мишка» (рассказ)
-Момент, с которого начинается событие, даёт толчок к действию?(завязка)
-Момент наивысшего напряжения в развитии действия, самый яркий, острый? (кульминация)
-Приём сопоставления одного предмета с другим с целью создания художественного описания? (сравнение)
-Составьте слово из выделенных букв. (сказка)
-Что вы знаете о жанре?(народная, авторская, о животных, волшебная, бытовая)
-Что мы ещё не знаем? (название сказки)
-Тогда продолжим.
-Имя Пушкина? (Александр)
-Изображение природы, местности? (пейзаж)
-Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека? (олицетворение)
— Мишка из рассказа В. Драгунского? (герой)
-Сочетание нескольких стихотворных строк, которые составляют целое по смыслу, строению, ритму и рифме? (строфа)
-Что получилось? (Айога)
-Кто или что это такое?
— Значит, мы пускаемся в исследование? Раз не знаем, надо узнать. С чего начнём? (С плана )
5. Целеполагание
— Составьте план работы. ( после детских предложений -слайд)
В итоге получается:
1.Прочитать сказку.
2.Проанализировать.
3. Научиться читать.
4.Высказать своё отношение.
-Откройте учебник на странице 48.Прочитайте. Кто автор?
Учитель читает наизусть:
На берегах сибирских вод,
В краю, занесённом снегами,
Нанайский народ живёт.
— Мы знакомились с русскими народными сказками. Сегодня будем знакомиться с нанайской.
— Кто такие нанайцы? (Жители Дальнего Востока: Хабаровского, Приморского края, острова Сахалин. Их около 12 000 чел. Широкие смуглые лица, глаза узкие, чаще всего с косым разрезом, волосы чёрные, прямые и жёсткие. У мужчин на голове 1 коса, у женщин-2.Они рыбачат, охотятся на белок. Соболей. Ездят на собачьих упряжках, сочиняют сказки. У них своя культура, традиции, быт. Во время охоты нанайский охотник кричит: Ай-о! Ай-о! Ай-о! Сравните название сказки и крик охотника.
-Давайте откроем тайну трёх слогов в названии сказки.
6. Открытие нового знания.
- Сказку читает учитель (можно с помощниками)
-Обратите внимание на непонятные слова.
После чтения — работа со словами. Соедини слово с его значением. Дать время на обсуждение в парах. Запись на слайде.
Очаг искривятся, станут неровными
Мялка устройство для разведения и поддержания огня
Покоробятся приспособление, чтобы мять кожу.
- Анализ произведения.
-Что обозначает слово Айога?
-Докажите, что это сказка. Какая сказка?
-Кто готов открыть тайну трёх слогов? Почему появился слог га?
-Назовите героев сказки.
-Дайте им характеристику.
-Вы можете определить главную мысль сказки?
-Что следует по плану дальше?
— Но сначала маленькая пауза.
7. Физкультминутка (музыкальная)
8. Чтение и работа над тестом.
3. Чтение сказки детьми по частям с целевой установкой для класса.
1ч. -Почему Айога стала ленивой?
2ч. –Найдите ответы Айоги. Как они характеризуют девочку?
3ч. –Найдите предложение, которое характеризует отношение матери к поступку Айоги. Почему так сказала?
-Какой момент наступает в сказке? (кульминация)
4ч. –Найдите предложение, которое характеризует соседскую девочку. О чём оно говорит?
5ч. –Почему произошло превращение?(так наказали девочку за её неправильное поведение, она стала гордиться и произошло несчастье)
— Какого испытания не выдержала Айога? (быть красивой)
-Вернёмся к вопросу — можно ли гордиться красотой? Для начала определим – что значит гордиться? Каким источником воспользуемся? (в толковом словаре 2 ученика находят слово и его значение)
В. И. Даль, толковый словарь.
Гордиться- быть гордым, кичиться, зазнаваться, чваниться, спесивиться, хвалиться чем-либо, тщеславиться, ставить себе что- либо в заслугу, в преимущество, быть самодовольным.
-Справедливо ли поступили с Айогой?
— Хочется закончить сказку известными словами: сказка-ложь…
— Какой урок вы извлекли?
(надо быть добрым, отзывчивым, любить и помогать маме, быть красивым в душе, а не снаружи.)
— Чтобы легче было выполнять дом.задание, я предлагаю вам поработать в группе. (работа с деформированным планом пересказа, на листочках)
Просьба матери.
Превращение в гусыню.
Наука матери.
Красавица рода Самаров.
Проверка.
9. Рефлексия.
Ну что, дорогие исследователи, интересная тема для разговора у нас была?
Подведите итог.
Мне было интересно…
Мне захотелось…
Урок заставил меня задуматься…
Хорошо работали..
Я бы поставил…
— Всем большое спасибо за работу на уроке, особо благодарю…
10. Домашнее задание.
1.Стр.48-50 читать по ролям.
По выбору:
-написать письмо Айоге.
-пересказ по плану.
-придумать продолжение сказки.
—
Обновлено: 10.01.2023
Нанайская сказка «Айога» показывает, что самолюбование и лень могут плохо закончиться. Было это очень давно. Жила в одном селении красивая девочка. Все люди любовались ее красотой. Загордилась девочка и стала совсем ленивой. Целыми днями только и смотрела в свое отражение. Не захотела даже матери помочь по хозяйству, лепешек напечь. Решила мама проучить капризную дочь и отдала лепешку соседской девочке. Разозлись Айога, зашипела, руками замахала, побелела от ярости. Упала в реку и превратилась в гуся.
Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!
Айога
В роду Самаров жил один нанаец — Ла. Была у него дочка — Айога. Красивая девочка. Все её очень любили.
Айога загордилась. Стала рассматривать своё лицо. И понравилась сама себе. Смотрит, не может оторваться. Глядит не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде любуется. Совсем стала Айога ленивая. Всё любуется собой.
Вот однажды говорит ей мать:
— Пойди принеси воды, Айога!Дочка отвечает:
— Я в воду упаду.
— А ты за куст держись, — говорит ей мать.
— Куст оборвётся! — отвечает Айога.
— А ты за крепкий куст возьмись.
— Руки поцарапаю. Тут соседская девочка говорит матери Айоги:
— Я схожу за водой, мать.
Пошла и принесла воды.Замесила мать тесто. Сделала лепёшки. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит:
— Дай мне лепёшку, мать!
— Горячая она. Руки обожжёшь, — отвечает мать.
— Я рукавицы надену, — говорит Айога.
— Рукавицы мокрые.
— Я их на солнце высушу.
— Покоробятся они, — отвечает мать.
— Я их мялкой разомну.
— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.
Взяла мать лепёшку и отдала соседской девочке. Рассердилась Айога. Пошла за дверь, на реку. Смотрит на своё отражение в воде.А соседская девочка жуёт лепёшку. Стала Айога на девочку оглядываться. Шея у неё вытянулась — длинная стала. Говорит девочка Айоге:
— Возьми лепёшку. Мне не жалко!
Совсем разозлилась Айога. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости — так замахала, что руки у неё в крылья превратились.
— Не надо мне ничего-го-го! — кричит.
Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и превратилась в гуся. Плавает и кричит:
— Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая.
Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла.
Только имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит.
— Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
воскресенье, 14 октября 2018 г.
Нанайская сказка «Айога»
Нанайская народная сказка «Айога»
Жанр: народная волшебная сказка
Читайте краткое содержание других нанайских сказок:
«Храбрый Азмун»
«Бедняк Монокто»
Главные герои сказки «Айога» и их характеристика
- Айога, девушка красивая, но очень ленивая. Самовлюбленная, эгоистичная, завистливая.
- Мать Айоги. Трудолюбивая, справедливая, плохой воспитатель.
- Соседская девочка. Трудолюбивая, отзывчивая, щедрая.
- Красавица Айога
- Отражение
- Просьба матери
- Отказ
- Соседская девочка
- Лепешки
- Просьба Айоги
- Отказ
- Зависть
- Превращение.
- Айогу все считали очень красивой и она стала гордиться своей внешностью.
- Однажды мать попросила Айогу сходить за водой.
- Айога отказалась, боясь испортить свою красоту
- За водой сходила соседская девочка, а мать испекла лепешек.
- Мать не дала лепешку Айоге, а отдала ее соседской девочке.
- Айога обиделась, упала в воду и превратилась в гуся.
Чему учит сказка «Айога»
Сказка учит быть добрым, отзывчивым, всегда откликаться на просьбы матери о помощи. Учит не лениться, не проводить все время перед зеркалом. Учит тому, что человек должен трудиться, чтобы оставаться человеком.
Отзыв на сказку «Айога»
Мне понравилась эта сказка в которой говорится о ленивой девушке Айоге. Айога считала себя самой красивой, а потому загордилась и поверила в свою исключительность. А когда Айога стала завидовать другим, то и вовсе превратилась в гуся, птицу красивую, но глупую
Пословицы к сказке «Айога»
Не затем руки даны, чтобы даром болтались.
Не по виду суди, а по делам гляди.
В лесу живу, а без дров сижу.
Сверху мило, а внутри гнило.
Красота до вечера, а доброта навек.
Нанайская сказка – народное творчество, фольклорная проза. Их сюжеты и мотивы разнообразны и похожи на всемирно известные сказки, он в них встречается и переплетение сюжетов, когда один мотив включается в сюжет другой сказки. Так же в них наблюдается обилие междометий и звуков, которые украшают сказку, делая еще более живой.
Краткое содержание
- У одного нанайца была очень красивая дочка Айога.
- Она нравилась сама себе, и на просьбы матери о помощи, находила множество отговорок, которые сводились к тому, что работа может испортить ее красоту.
- Соседская девочка помогла матери Айоги принести воды, за то ей дали вкусную лепешку, а Айоге лепешку не дали, так как она ничего не делала.
- Девочка решила поделиться с Айогой, но та отказалась.
- Айога превратилас в гусыню, забыла все слова, кроме имени Айо-га-га-га.
Главные герои
1) Айога – самовлюбленная, разбалованная, ленивая, но очень красивая девочка.
2) Девочка – работящая, трудолюбивая, милосердная.
Главная мысль
Самолюбование и лень не доведут до добра.
Чему учит?
Сказка учит быть дружелюбным, добрым, не отказывать в просьбах другому, помогать родителям, не заниматься самолюбованием, не лениться.
Пословицы
1) Труд человека кормит, а лень – портит.
2) Кто не работает, тот не ест.
3) Маленькое дело – лучше большого безделья.
Отзыв
Число страниц: 3
Главные герои: Айога, мама, папа, соседская девочка.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Айога — ленивая девочка.
Не могла собой налюбоваться и считала, что любое действие испортить её красоту.
Завистливая и гордая.
Так ничему и не научилась.
Соседка — девочка, хозяйственная и добрая.
Помогла матери и была награждена.
Родители — трудолюбивые, справедливые.
Айога любовалась собой.
Она придумывала различные предлоги, чтоб не помогать маме.
Другая девочка помогла маме Айоги, за что получила лепёшки.
Айога рассердилась и вскоре превратилась в гусыню.
План сказки:
- Айога любуется собой.
- Отказы маме.
- Предложение соседки.
- Угощение для девочки.
- Сердитая Айога.
- Гусыня.
- Забытый язык.
Главная мысль произведения в том, что каждый получает по заслугам.
Основная идея сказки в том, что внутренняя красота важнее внешней.
Чему учит сказка
Эта сказка учит не быть самовлюблёнными, гордыми и эгоистичными, помогать родным и развивать внутреннюю красоту.
Прочитав эту историю, я подумала о том, что каждый человек должен заниматься каким-либо трудом.
Нельзя любоваться и гордиться самим собой.
Нужно заслужить уважение других людей.
Это интересная и поучительная история.
В неё говорится о девочке, которая считала себя красавицей.
И превратилась в гусыню.
Мне понравилась девочка, которая помогала матери Айоги.
Она не боялась испачкаться или уколоть руки.
И получила заслуженную награду.
Я всем советую прочитать эту книжку и подумать о том, что человека судят не по внешности, а по поступкам.
А значит нужно стараться совершать больше добрых дел.
Пословицы к сказке
- Не по виду суди, а по делам гляди.
- Вид хорош, да по виду не судят.
- Сверху мило, а внутри гнило.
- По заслугам и почёт.
- Труд кормит, а лень портит.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить?
Лучше я лепёшку той девочке дам, которая рук не жалеет.
Взяла мать лепёшку и отдала девочке.
Читайте также:
- Екимов теленок краткое содержание
- Улисс мур краткое содержание
- Перечень административных процедур в школе рб
- Про личную жизнь назаркин краткое содержание
- Подсчитайте продолжительность учебных занятий в школе и дома прогулки сна