Поступки героев сказки кукушка

Читательский дневник по ненецкой народной сказке «Кукушка»

Автор: народ

Название: «Кукушка»

Число страниц: 2

Жанр: сказка

Главные герои: мать, дети.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Мама — добрая и доверчивая женщина.

Надеялась на доброту своих детей, но они её подвели.

Преподала урок.

Дети — четыре ленивых и озорных мальчишки.

Только и знают, что играть и шалить.

Невоспитанные.

Краткое содержание сказки «Кукушка»

Жила себе бедная женщина и было у неё четыре непослушных ребёнка.

Однажды она заболела, но сыновья даже не захотели принести ей воды.

Тогда мать обратилась в кукушку и полетела.

Мальчики долго бежали за ней с просьбой вернуться, но было уже поздно.

План сказки:

  1. Бедная женщина и её сыновья.
  2. Болезнь.
  3. Просьба матери.
  4. Превращение.
  5. Уговоры детей.
  6. Судьба кукушки.

Основная мысль сказки «Кукушка»

Главная мысль произведения в том, что дети должны заботиться о родителях.

Основная идея сказки в том, что родителей надо уважать и любить.

Чему учит сказка

Произведение учит ценить, любить и уважать родителей.

Учит помогать им, поддерживать и быть благодарными.

Краткий отзыв по сказке «Кукушка» для читательского дневника:

Прочитав эту историю, я подумала о том, что очень плохо, когда дети думают лишь о своих играх.

Они тоже должны иметь обязанности по дому, помогать взрослым.

Это интересная и поучительная сказка.

В ней говорится о том, как горько пожалели дети, не помогавшие маме, когда она их покинула.

Мне было жаль мать, которой никто не принёс воды.

И мне понятна её обида на детей.

Но мне кажется, что вина родителей в поведении сыновей тоже есть.

Они не смогли воспитать их как должно.

Я всем советую прочитать эту книжку и подумать о своих родителях.

О том, достаточно ли мы им помогаем, не забываем ли их за своими играми.

Пословицы к сказке

  • При солнышке тепло — при матери добро.
  • Бывает, что родители заботливы, а детки не работливы.
  • Кто матери не послушает, в беду попадёт.
  • Кто родителей почитает, тому Бог помогает.
  • Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Младший сынок кричит:

— Мама, мама! Вернись домой! На водички, попей!

Отвечает мать издалека:

— Ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок! Не вернусь я!

Словарь неизвестных слов:

Пимы — валенки.

Чум — жилище кочевников.

Малица — женская верхняя одежда.

Ненецкая народная сказка «Кукушка»

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки «Кукушка» и их характеристика

  1. Мать. Бедная женщина, работящая и ответственная. Заболела и была брошена детьми.
  2. Четыре сына, четыре брата. Легкомысленные, жестокие, глупые, безжалостные.

План пересказа сказки «Кукушка»

  1. Мать и четыре ее сына
  2. Неслухи
  3. Мать болеет
  4. Никто не идет за водой
  5. Дети играют
  6. Превращение
  7. Полет кукушки
  8. Погоня братьев
  9. Заключение.

Кратчайшее содержание сказки «Кукушка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. У бедной женщины росло четыре непослушных и ленивых сына
  2. Женщина заболела и слезно просила принести ей воды.
  3. Сыновья не пошли за водой, а пошли играть
  4. Старший сын увидел, как мать превратилась в кукушку и полетела
  5. Погнались дети за матерью, умоляли вернуться
  6. Улетела кукушка и не воспитывает больше своих детей.

Главная мысль сказки «Кукушка»
Надо слушаться родителей и помогать им.

Чему учит сказка «Кукушка»
Эта сказка учит любить родителей, уважать их, помогать им вести хозяйство. Учит быть послушными, добрыми, аккуратными, ласковыми. Учит почтению к старшим. Учит быть заботливыми.

Отзыв на сказку «Кукушка»
Очень печальная сказка о непослушных детях. Они думали только о себе, росли эгоистами и поэтому мать бросила их, ведь они даже воды ей не подали, когда она умирала. Таких жестоких детей нисколько не жалко, они очень плохие и бессердечные.

Пословицы к сказке «Кукушка»
Кто родителей почитает, тот во век не погибает.
Жалей отца с матерью,других не найдешь.
Кто доводит родителей до слез, и сам счастья не увидит.
На своего ребенка кому пожалуешься.
Самая больная рана от своего дитяти.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Кукушка»
Жила как-то бедная женщина и было у нее четверо детей. Дети были непослушными, все время баловались, за собой не убирали, матери не помогали, грязь и снег с улицы в дом тащили.
Все за ними убирала мать. И так замучилась, что тяжело заболела. Лежит в чуме, подняться не может. Просит детей за водой сходить.
А дети отказываются. Старший говорит, что без валенок, второй, что без шапки, третий без одежды, а младший и вовсе молчит.
Умоляет мать за водой сходить, пить очень хочет, а дети засмеялись и играть побежали.
Долго ли коротко, заглядывает старший в чум. Видит мать посреди чума стоит, малицу одевает. А малица вдруг перьями обрастает. Доску берет для шкур, та хвостом делается, наперсток — клювом. И обернулась мать в кукушку. И из чума вылетела.
Выбежал следом старший, братьям кричит, что мать от них улетает.
Бегут дети за кукушкой, плачут, вернутся зовут, воду предлагают.
А кукушка отвечает, что поздно, перед ней все озера, вода вольная. И дальше летит. А братья следом по тундре, ноги в кровь сбили, за ними след красный тянется.
Но улетела кукушка, и с тех пор никогда не воспитывают кукушки своих детей.
А в тундре, где братья пробежали красный мох вырос.

Незнакомые слова из сказки «Кукушка»
Малица — длинная одежда с капюшоном и оленьих шкур.
Чум — жилище северных народов.

Тема занятия: Чтение ненецкой народной сказки «Кукушка», обр. К. Шаврова

Образовательные области: речевое развитие (приоритетная область), социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия: ознакомление детей с ненецкой народной сказкой «Кукушка», формирование эмоционального отношения к прочитанному.

Задачи занятия:

Образовательные: закреплять умение определять жанр литературного произведения; формировать умения понимать главную идею сказки, правильно оценивать поступки героев; совершенствовать умение отвечать на вопросы по тексту сказки.  

Развивающие: развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов; развивать познавательную и речевую активность;

способствовать развитию произвольного внимания, слуховой памяти.

Воспитательные: воспитывать любовь и чуткое отношение к матери, ее просьбам.

Дополнительные задачи к интерактивной игре по содержанию сказки:

Дидактическая задача: закреплять через игру знание содержания литературного произведения.

Игровая задача: собрать как можно больше фишек, правильно ответив на вопросы.

Формы, методы и приемы: художественное слово,  сюрпризный момент,  вопросы к детям,  беседа по содержанию сказки,   дидактическая игра на интерактивной доске,  зрительная гимнастика, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, рефлексия.

Словарная работа: чум, пимы, малица.

Планируемый результат занятия: дети ознакомились с содержанием   сказки, понимают главную идею, правильно оценивают поступки героев.

Подготовительная работа: рассказ воспитателя о жизни народов Севера, рассматривание альбомов и книг о Севере, беседа о Севере, словарная работа по разъяснению новых сложных слов (чум, пимы, малица, ненцы, стойбище, ягель, оленеводство, рыболовство, кочевой).

Материалы и оборудование: книга, интерактивная доска, ноутбук, закладки, Словарик «новых слов».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационно-мотивационный этап.

Встанем рядышком по кругу,                          

Скажем «Здравствуйте!»  друг другу.

Если каждый улыбнётся –                            

Сказка новая начнётся.

— Ребята, проходите на стульчики, садитесь ровно, спинки держите прямо

Основной этап

Отгадайте, что за птица в лесу живет,

Звонких песен не поёт. А сидит лишь на суку,

И кукует за версту.

— Ребята, кто это?

— Да, это кукушка.

— И сегодня она прилетела, чтобы рассказать нам сказку, которая так и называется «Кукушка».

Садитесь поудобнее, и слушайте.

  …Жила на свете бедная женщина. Было у неё четверо детей. Дети не слушались мать. Играли с утра до вечера. А мать работала без отдыха, ведь дети ей совсем не помогали. От тяжелой работы мама заболела. Дети не стали ухаживать за мамой, не откликались на её просьбы. Отказались принести ей даже воды, хотя мама очень просила. Дети вспомнили про маму, когда сами захотели есть.

— А что было дальше мы с вами прочтем в книге.

(пауза)

— Как вы думаете, это рассказ или сказка?

— Почему вы так решили?

— «Кукушка» — это ненецкая народная сказка. Сочинил  её …ненецкий народ. Ненцы… (это жители Севера).

— Какое настроение у вас вызвала эта сказка?

— Почему?

— Да, печальная, грустная сказка.

Она учит нас быть добрее, помогать родным и близким людям, ценить их.

— В сказке мама заботливая, трудолюбивая, любящая.

— А как вели себя дети?

 Да, дети были ленивые, не слушались, невнимательно относились к маме.

— Как вы думаете, они изменили своё отношение к маме, после того как она превратилась в кукушку?

— Да. Они пожалели о том, что не помогали маме, и не принесли ей воды попить, когда она их просила.

— Ребята, как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?

— Как могла бы закончиться сказка, если бы дети ухаживали за мамой, когда она заболела?

— Как они ещё могли помочь своей маме?

— Ребята, в сказке нам встретились необычные слова

— Давайте мы заглянем в наш «Словарик  интересных  слов» и вспомним их значение.

(Находим в словаре  иллюстрации)

— Посмотрите, какая новая картинка появилась в нашем СЛОВАРЕ

— Вспомните, что это?

Да. Это чум 

Чум — это жилище северных народов, покрытое шкурами оленей, по форме похож на шалаш.

— Из такого чума и вылетела мать-кукушка.

— Что такое малица?

— Что такое пимы?

— Молодцы, ребята!

Этот СЛОВАРИК я положу в книжный уголок,  и вы сможете еще раз вспомнить эти новые слова.

 — А теперь, давайте встанем, и отдохнем

Птички прыгают, летают,            «имитируют полёт»

Птички крошки собирают,         «собирают»

Перышки почистили,                  «чистят»

Клювики почистили,

Дальше полетели                             «улетают»

И с кукушкой рядом сели.               «садятся».

— Кукушка приглашает нас поиграть.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА

(предложить детям разделиться на две команды.  С помощью кубика определить, чья команда начинает игру первой.

Дети договариваются между собой, кто будет «нажимать» кнопки)  

Послушайте правила:

1. Нажимаем  по очереди на кнопку любого цвета.

2. Внимательно слушайте отрывок из сказки и находите подходящую иллюстрацию

3. Нажимаем на нее (иллюстрацию).

4. Слушаем вопрос и отвечаем.

5. За правильный ответ вы получаете фишку. И ставите её на «своё поле»

6. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

  1. — Почему дети не помогали маме?
  2. — Почему мама заболела?
  3. — О чем просила мама детей, когда заболела?

       4.    — Почему мать превратилась в птицу и покинула свой дом?

Молодцы! Справились со всеми заданиями.

Проходите, пожалуйста, на свои места. Сели ровно, спинки держим прямо.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Мы читали, и играли

Наши глазки так устали.

Мы дадим им отдохнуть

Их закроем на чуть- чуть.

А теперь их открываем,

И немножко поморгаем.

— Ребята, а какой отрывок из сказки вы бы хотели прочитать еще раз?  Давайте ещё раз прочитаем отрывок из этой сказки о том, как мать-кукушка покинула детей.  

Слушайте внимательно.

— Вы внимательно слушали?

— Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы продолжать

— Бегут дети за ….(матерью).

Зовут её, ковшик с  водой… (протягивают)

— Мама, мама! Вернись … (домой)

Водички на! Попей, …(мама)

Отвечает мать издали …(Ку-ку!, ку-ку, ку-ку!)

Поздно, сынок…(не вернусь я)

— Молодцы, ребята, хорошо запомнили сказку.

Послушайте пословицу: «Без матери и солнце не греет».

— Как вы её понимаете?

— Эта пословица говорит о том, что мама – самый родной человек, и когда её нет рядом —  ничего не радует.

Я думаю, именно такие чувства испытали дети, когда потеряли свою маму.

Заключительный этап

Какую интересную сказку принесла нам кукушка.

— Понравилась Вам сказка?

— Вы запомнили, как называется сказка?

— Чему учит эта сказка?

 — Эта сказка учит нас быть заботливыми, помогать друг другу, любить!

— Кому бы Вам хотелось рассказать эту сказку?

— А вы расскажите её родителям, сестрам и братьям

— Что было самым интересным на занятии?

— Что было самое трудное?

— Кукушка на память хочет подарить Вам перышки, их можно использовать как закладку для книги.

Пусть они напоминают вам об этой сказке, и о том, что нужно заботиться о близких людях.

— Одну закладку я положу в книгу «Кукушка». Вы всегда сможете подойти и еще раз вспомнить эту сказку.

— Кукушке пора возвращаться в лес. Давайте попрощаемся.

(кукушка улетает)

— Будьте добрее, внимательнее к маме, помогайте ей, заботьтесь.

— Я думаю, у вас всё получится.

— Спасибо.

» Сказки народов России. Ненецкая сказка «Кукушка»

УМК «Перспектива»

Автор: Сорокина Евгения Валерьевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ г. Мурманска СОШ № 21

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: урок-исследование

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Цель урока: расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях.

Задачи урока:

— учить учащихся анализировать текст с точки зрения нравственных проблем, видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость, составлять монологические высказывания о героях произведения;

-формировать необходимый уровень читательской компетенции;

-способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;

-формировать умение участвовать в коллективном обсуждении, высказывать и пояснять свою точку зрения;

— воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе.

Оборудование:

-презентация;

— Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях/Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. – М. : Просвещение, 2012г. или текст сказки ;

— рабочий лист ;

музыкальный фрагмент «В гостях у сказки»;

музыкальный фрагмент ;

-таблички -опоры для формулирования целей урока ;

-аудио-запись сказки ;

-таблички со словами ;

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80.000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: ООО «А ТЕМП», 2010.- 874с.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Звучит музыкальный фрагмент.

Именно с этой мелодии начиналась детская передача, которая называлась «В гостях у сказки».

— Как вы думаете, почему я начала урок именно с этой мелодии?

— Поднимите руку, кто любит сказки? А за что?

— Сказки любят читать и взрослые, и дети, они нас обязательно чему-то учат, делают лучше и добрее. Неслучайно, многие сказки заканчиваются словами, давайте прочитаем хором :

«Сказка — ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок». К этой фразе мы ещё вернёмся.

— Посмотрите на слайд, что объединяет эти сказки? ( народные)

— У каждого народа своя культура, традиции, быт. Читая сказки разных народов, мы знакомимся с особенностями многих национальностей. 

III. Формулирование темы и цели урока.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной народной сказкой, которую сочинили отважные мужественные люди, живущие испокон веков на суровом Севере, где свирепствуют лютые морозы, дуют сильные ветра и царствует полярная ночь.

— Какие народы Севера вы знаете?

— Уточним и дополним ваши знания. Обратимся к заданию №1 на рабочем листе. Необходимо найти границы слов и назвать народы Севера. Выполните это задание в паре.

Задание 1.

чукчинанайцыненцысаамыэскимосыякутыкорякихантыэвенки

Проверим вашу работу.

— С творчеством какого именно северного народа мы познакомимся, вы узнаете, исключив слово из данной группы. Это слово начинается на букву, обозначающую согласный звонкий мягкий звук.(ненцы)

Ненцынарод, составляющий основное население северных районов России.

Расселены ненцы на весьма обширной территории — от восточного побережья Белого моря на западе до нижнего течения реки Енисей на востоке, от побережья Северного Ледовитого океана на севере до границы лесов на юге. Эта территория, посмотрите на карту нашей страны, занимает несколько тысяч километров.

— Как называется сказка, вы узнаете, собрав слово из букв. Выполним задание № 2 на рабочем листе.

Задание 2.

К Ш К У

А У К

-Сформулируем тему урока.

Можно ли по названию определить, кто будет героем нашей сказки?

— Сначала я хочу узнать, что вы знаете о кукушке?

— Прочитайте про себя дополнительные сведения об этой птице и расскажите ребятам.

Обратимся к заданию №3 на рабочем листе.

На рабочем листе тексты: (6 вариантов)

1. Кукушки никогда не строят себе гнёзд и не высиживают птенцов. Свои яйца они подкладывают в гнёзда других птиц.

2. Отложив на земле яйцо, кукушка берёт его в клюв и, подлетев незаметно к гнезду какой-либо птички, подкладывает его туда в отсутствии хозяев.

3. За лето каждая кукушка до 25 раз прибегает к такому приёму. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша – кукушонка.

4.Обычно бывает так, что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнезда маленьких птенцов и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его усердно кормить, пока он не станет взрослым и не улетит.

5. Кукушки – одни из самых полезных птиц. Эта насекомоядная птица очень прожорливая, поедающая таких гусениц, которых кроме неё не едят другие птицы.

6.За лето несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.

Проверка

-Давайте отберём слова, которые показывают отношение кукушки к своим птенцам. (слова- таблички заносятся на доску в 1 столбик)

Проверка (Кукушка: не высиживает, не заботится, оставила, не кормит, не растит, не ухаживает, подбросила)

Мотивация к исследованию.

Рассмотрите главный рисунок к сказке

— Кого вы видите на рисунке?

— Где происходят события?

-Как вы думаете, о чём или о ком пойдёт речь?

-Можно ли по иллюстрации определить, что это сказка?

-Соединим иллюстрацию с названием.

Определение темы, цели исследования и составление плана.

-Кукушка и женщина, совсем непохожие существа, что же связывает их?

-Сколько интересных предположений вы высказали! Но как определить, какое из них справедливое? Предлагаю провести исследование. Сформулируйте его цель.

— Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (в ходе высказываний детей составляется план исследования)

IV. Открытие нового знания. Исследование.

— Перед чтением сказки познакомимся с некоторыми особенностями быта ненцев.

— Основное занятие ненцев — оленеводство, рыболовство. В поисках корма для своих оленей часто переходят — кочуют, с одного места на другое. Поэтому и дома у них особенные, их очень легко разобрать и перевезти на новое место.

— Как называется это жилище, может быть, кто-нибудь знает? (чум). Уточним значение этого слова в словаре Ожегова.

Русское название переносного жилища северных народов — конической формы шатер, покрытый шкурами, корой, войлоком.

— Какую форму имеет чум? Чем покрыт ? Определите на слайде, как выглядит чум среди жилищ других народов .

— На Севере очень суровая зима. Но этим людям не страшны никакие морозы. Как вы думаете, почему?

— Правильно, замёрзнуть не даёт меховая одежда, сшитая из оленьего меха, она называется не шуба, а малица. Это нательная меховая рубаха с пришитым к ней капюшоном и рукавицами. Она очень тёплая и хорошо защищает тело и голову от холода, оставляя открытым только лицо. Она шьётся и надевается мехом внутрь, к телу.  Женщины украшают её узорами – орнаментами.

— Обувь тоже из оленьего меха, она называется пимы. Обратите внимание, что вся одежда и обувь сшита руками женщин.

— На слайде много различных вещей, давайте отберём только то, что относится к ненцам. Назовите номера фотографий.

— Вот так выглядят ненцы в своей одежде.

— Какие новые слова узнали? Что они обозначают? (на доске таблички со словами)

Первичное восприятие. Работа с текстом во время чтения.

— А теперь познакомимся со сказкой и проверим ваши предположения. (звучит отрывок в записи)

-Послушайте чтение этого произведения в исполнении профессионального актёра и в ходе чтения обратите внимание, как чтец своим голосом создаёт образы героев сказки, их характеры. Придвиньте к себе текст сказки .

Проверка первичного восприятия текста учащимися.

— Подтвердились ли ваши предположения? Что вас удивило , а , может быть, понравилось в сказке?

-Назовите главных героев.

— Как вы думаете, почему народ так назвал своё произведение, что он подметил?

-Это первые рабочие версии нашего исследования, наши мнения разделились, давайте искать ответы.

-Впереди у нас серьёзная работа, необходимо набраться сил.

Физминутка

Тихо встали, потянулись,
Влево, вправо повернулись.

 Дышим ровно, глубоко.
Раз- присели, два- нагнулись
Три подпрыгнули легко.

Руки в сторону и вверх.

Каждый сядет тише всех.

Чтение произведения и его анализ. Обмен информацией.

— Перечитаем сказку и поработаем над содержанием. Придвиньте к себе текст сказки.

Первую часть начнём читать «по цепочке».

— Придумайте вопрос к первой части, начиная со слова «Почему?»

-Найдите и зачитайте ответ на этот вопрос.

-Подчеркните в этой части слова-глаголы, которые показывают отношение детей к матери.

— Охарактеризуйте детей. (непослушные, беззаботные, легкомысленные, ленивые)

-Давайте отберём слова, которые показывают отношение матери к детям.

Проверка. (заботилась, ухаживала, оберегала — таблички -слова заносятся на доску во 2 столбик)

— Найдите в этой части предложение, которым можно подписать иллюстрацию.

Вторую часть прочитают ребята.

— Заботились ли дети о больной матери?

— Прочитайте просьбу матери, выберите правильную интонацию.

— Как мать обращается к детям? (ласково, нежно)

-Прочитайте, что отвечали дети на просьбу матери.

-Подчеркните в этой части слова-глаголы, которые показывают отношение детей к матери.

-Какими предстали дети в этой части? (злые, бесчувственные, неблагодарные)

— Рассмотрите иллюстрацию ко второй части. Правильно ли будет, если мы подпишем иллюстрацию данным предложением?

— Прочитаем третью часть «по цепочке».

В кого превратилась мама?

— Что почувствовали дети после того, как мать-кукушка вылетела из чума? (испугались, стало жалко маму, захотели её вернуть).

Что они стали делать, чтобы вернуть маму? (кричать, предлагать воды).

— Прочитайте, что ответила мама-кукушка первому сыну?

— Что значит «лечу к вольным водам»?

— Прочитайте ответ матери младшему сыну.

— Найдите в этом предложении главное, самое важное слово- причину отлёта матери. (поздно)

— Почему она превратилась именно в кукушку?

— У нас остались слова (рассердилась, бросила), в какой столбик их разместим?

О чем сожалеют дети?

-Выберите предложение, самое удачное для названия иллюстрации.

— Дочитайте сказку «про себя «до конца.

— Сколько времени бежали дети за мамой?

— Что чувствовали они, когда бежали за кукушкой?

— Можно ли сейчас утверждать, что они были бесчувственными, безжалостными? (Нет. Расстроились дети, что мать улетает, принесли ей воды. Они много дней бежали за ней, ноги в кровь изранили, значит, не были бесчувственными.)

— Найдите предложение для подписи иллюстрации, которое начинается со слова «навсегда».

Организация и связывание информации. Формулирование вывода исследования.

-Пришло время подвести итог нашего исследования. Вернёмся к нашему вопросу.

-Давайте внимательно посмотрим на таблицу, сравним действия двух главных персонажей нашего урока.

Таблица:

Кукушка

Женщина

не высиживает, не заботится, оставила,

заботилась, ухаживала, оберегала,

не кормит, не растит, не ухаживает,

рассердилась, бросила

подбросила

-Что же может связывать таких разных персонажей? (обе бросают своих детей)

-По какой причине бросает своих детей женщина? А кукушка? Причины разные , а поступок одинаков.

— Итак, мы сделали окончательный вывод по теме нашего исследования, который звучит так…(продолжают дети)

— Вспомните своё предположение и сравните с выводом.

— Справедливо ли закончилась сказка?

— Эту сказку сочинили суровые, сильные духом люди, поэтому и такой грустный конец.

V.Подведение итога . Применение знаний.

— Могла бы сказка закончится по-другому?

-Вернёмся к фразе «Сказка — ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок».Чему учит сказка?

— Любой ребенок с малых лет должен усвоить для себя заповедь — жизнь на земле идет от матери, на ней же держатся домашний уют и тепло. Забота о матери, желание прийти ей на помощь в любую минуту, каждый человек должен считать своим первым долгом.

— Почему эту историю можно назвать сказкой?

— По каким словам и выражениям можно догадаться, что это не русская, а ненецкая сказка? 

— Урок я хотела бы закончить пословицей, конечно же , о матери. Может быть, вы вспомните?

— Составим ещё несколько пословиц, выполнив задание 4 на рабочем листе.

Задание 4:

Составьте пословицы о матери, соединив части :

Нет на свете лучше дружка, солнца греет.

При солнышке светло, не заменишь.

Родную мать никем при матери добро.

Сердце матери лучше чем родная матушка.

Проверка.

VI.Рефлексия.

-Выразите своё мнение об уроке, используя рефлексивный экран.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

VII. Домашнее задание.

— Благодарю вас за урок. Вы хорошо поработали. (Оценивание работы учеников.)
— Дома я вам предлагаю задание на выбор:
-перечитать сказку и придумать её продолжение;
— нарисовать иллюстрацию к сказке;
— подготовить подробный пересказ.

Список литературы:

Н.Б.Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова , под ред. Н.Б. Шумаковой «Урок-исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение. ФГОС » ( М.- Просвещение, 2014 г.)

 Шумакова, Н. Б. «Развитие исследовательских умений младших школьников» (М.- Просвещение, 2011г.)   с, в чум и не заглядывали. Но вот захотел старший есть — вошёл в чум, а мать встала и малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась.
Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска — хвостом птичьим становится. Напёрсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
Закричал старший сын:
— Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!
Тут побежали дети за матерью, кричат принесли! Отвечает им мать: «Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я!»
Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой протягивают.
Меньшой сынок кричит:
— Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!
Отвечает мать издали: «Ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я». Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.
Навсегда бросила детей мать-кукушка.
И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. Л по тундре с той самой поры красный мох стелется.:;

10

Вот что было.

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери.

Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.

От жизни такой, от работы тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит: — Детки, воды мне дайте… Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Старший говорит: — Я без пимов.

Другой говорит: — Я без шапки.

Третий говорит: — Я без одёжи.

А четвёртый и совсем не отвечает.

Обыкновенная кукушка, рисунок картинка клипарт Сказала тогда мать: — Близко от нас река, и без одёжи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!..

Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали.

Наконец захотел старший есть — заглянул в чум. Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли.

Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Закричал старший сын: — Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!

Тут побежали дети за матерью, кричат ей: — Мама, мы тебе водички принесли!

Отвечает им мать: — Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я…

Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой ей протягивают.

Меньшой сынок кричит: — Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!

Отвечает мать издали: — Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я…

Так бежали за матерью дети много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам.

Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей.

А по тундре с той самой поры красный мох стелется.

Кукушка (ненецкая сказка)

Так бежали дети за матерью много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется. Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той поры красный мох стелется.

— КОНЕЦ —

Народная ненецкая сказка с картинками. Иллюстрации Гусаров

Вот что было.

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери.

Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.

От жизни такой, от работы тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит: — Детки, воды мне дайте… Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Старший говорит: — Я без пимов.

Другой говорит: — Я без шапки.

Третий говорит: — Я без одёжи.

А четвёртый и совсем не отвечает.

Обыкновенная кукушка, рисунок картинка клипарт Сказала тогда мать: — Близко от нас река, и без одёжи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!..

Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали.

Наконец захотел старший есть — заглянул в чум. Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли.

Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Закричал старший сын: — Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!

Тут побежали дети за матерью, кричат ей: — Мама, мы тебе водички принесли!

Отвечает им мать: — Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я…

Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой ей протягивают.

Меньшой сынок кричит: — Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!

Отвечает мать издали: — Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я…

Так бежали за матерью дети много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам.

Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей.

А по тундре с той самой поры красный мох стелется.

Иван Алексеевич Бунин

КУКУШКА

I

Лес был небольшой, но красивый, особенно ежели принять во внимание, что вокруг него была бедная местность: поля да косогоры, кое-где поселки у оврагов, дубовые кусты в лощинах, хутора мелких помещиков и одинокая мельница-ветрянка на западном горизонте, на далеком возвышении. Правда, поля были волнистые и сменялись лугами («верхами», по-орловски), но это были совсем голые и глухие луга.

Большой Кастюринский верх разветвлялся к северу на два рукава. Один из них был покрыт по отлогим бокам кустарником и далеко тянулся однообразным логом. Скучно в нем было, особенно осенью! Едешь, бывало, в синеватый, пасмурный денек на охоту среди этого пустынного лога и видишь перед собою только низкое небо да пожелтевший кустарник. Ни птицы, ни зверя, — один ветер шелестит дубовой листвою…

Зато другой был гораздо веселей и живописней. Тут-то и находился лес. Оттого, что лес давно не подчищали, в нем было много густого подседа — орешников, осинников и молодых березок. Были, кроме того, овраги, где громоздились серые камни, были провалы, заросшие глухой крапивой; мелкий пруд, окруженный верболозами, позабытый пчельник и старая караулка — почерневшая изба с горбатой крышей. Пустые деревянные ульи на пчельнике, прикрытые камнями и похожие на грибы, стали от времени голубовато-серого цвета, а в караулке покосились окна, двери и даже самые стены… Прошлой зимой в ней поселился старик-солдат Кукушка, а в одном из оврагов, за пчельником, вывела двух детенышей волчица.

Наступал вечер теплого и серенького февральского дня, когда работник с Кастюринского хутора привез Кукушку в караулку. Лес утопал в молодом, рыхлом снегу. Перед вечером опять начинало порошить, и деревья, наполнявшие лощины и овраги, были слегка затуманены, а в отдаленье, в конце лугов, сливались в неясные чащи мутно-сизого цвета. Лошадь тяжело брела по сугробам. Кукушка дремал, хотя ему было холодно в истрепанной шапке, обвязанной по ушам тряпкой, и в заплатанной шинели. Старчески серьезное и сонное лицо его посинело. Озябшими руками он держал петуха и кошку, а за розвальнями бежали еще два сожителя Кукушки: барский Цыган, черный с белым жилетом, и Кукушкин Мурзик, небольшой, звонкоголосый кобелек, веселый и беспечный, одетый в очень пушистый рыжеватый мех.

Подъехав к караулке, работник помог Кукушке снести в нее кое-что из провизии и хозяйственных принадлежностей, закурил цигарку, надел рукавицы и, ставши в розвальнях на колени, равнодушно повернул лошадей в обратный путь.

— Смотри, как бы у тебя Цыган-то не ушел! — крикнул он на прощанье.

И Кукушка остался один…

Когда на дворе стало смеркаться, в холодной караулке было уже совсем темно. Мрачно глядела пустая изба — старая, низкая, с маленькими окошечками и огромной печью. Но на Кукушку это не произвело никакого впечатления. Тому, кто ходил под дождем, ветром и снегом побираться, всякая изба покажется уютной и веселой, а Кукушка уже давно проводил — где день, где ночь — под чужими кровлями. Теперь же он был надолго защищен от холода и голода. Жалованья ему назначили семнадцать рублей в год, а «мещину» — и совсем хорошую. Кроме того, ему дали валенки, старую баринову тужурку и полинявший дворянский картуз. Кукушка был очень доволен, очень успокоен своим положением, и теперь ему оставалось только затопить печку и получше устроиться в караулке. Но разве долго было это сделать?..

Дубки тихо гудели в белесой темноте зимней ночи; пахло февральской свежестью, и когда Кукушка вышел в одной рубахе из сенец за угол, навстречу ему понесло холодом и мокрыми снежинками. Но зато с каким удовольствием вбежал он в избу, которая стала просто неузнаваема за какой-нибудь час! Она уже совсем успела нагреться и слабо, но весело была озарена яркой пастью печки. Длинные огненные языки вырывались из нее и лизали устье, а черные стены избы, прежде топившейся по-курному, трепетно блестели, как растопленная смола. Кошка примостилась в конце лавки, съежилась и жмурилась, мурлыкая и задремывая. Петух, разбуженный огнем, но совсем еще сонный, машинально бродил по соломе, накиданной на полу, в теплом кругу света возле печки… Приятно пахло дымом сырых березовых дров и соломы.

— Ах, жид те съешь! — крякнул Кукушка со старческой веселостью и передернул плечами.

Пока варились картошки, он нарубил дров на завтра, настелил на печку соломы, потом во всю краюшку отрезал ломоть хлеба и сел ужинать. Ел он пристально, с жадной неторопливостью нищего, но когда картошка попадалась уж очень горячая, он прожевывал ее поспешно, открывая рот и ухитряясь во рту дуть на нее. Приятная мысль о том, как он неожиданно и хорошо устроился, не покидала его… А когда ужин был кончен, он понес собакам в сенцы корки, опять озяб, жестоко ударил ногой Цыгана, бросившегося на Мурзика, и, возвратившись в избу, долго молился в благодарность за нынешний день, с особенно грустным и покорным видом, на большую икону, стоявшую в переднем углу на лавке. Изображение на почерневшей доске иконы было старинное, и Кукушке было жутко глядеть на него. Он искренне просил бога даровать ему скорую и тихую кончину.

LiveInternetLiveInternet

  • ДОМАШНИЙ УЮТ. (336)
  • житейские хитрости (272)
  • МАГАЗИНЫ. Что,где купить.. (13)
  • Жизнь замечательных людей. (6)
  • Антишарлатанское (3)
  • Астрология (93)
  • Нумерология. (48)
  • без выпечки (0)
  • Блюда из мяса. (86)
  • говядина (11)
  • курица (24)
  • птица (12)
  • свинина (13)
  • субпродукты (25)
  • Блюда из рыбы. (342)
  • в масле (12)
  • Мидии (3)
  • запеченная (37)
  • разное (78)
  • селедка (79)
  • скумбрия (73)
  • суши (44)
  • Хе (14)
  • ДАЧА… (119)
  • «Комнатные цветы» (15)
  • живопись (47)
  • графика (4)
  • Заготовки. (7)
  • Законы (2)
  • Здоровье + гармония = красота . (365)
  • Макияж (15)
  • су-джок массаж (3)
  • Растирки (2)
  • Причёски (22)
  • Физ — Культура (91)
  • фитотерапия (119)
  • ЗЗЛ (80)
  • Евреи в искусстве, науке, литературе, политике. (43)
  • игры (3)
  • Кино онлайн. (52)
  • КУЛИНАРИЯ (766)
  • «восток», «запад» , «севе (151)
  • Китайская кухня… (20)
  • пельмени (15)
  • Соус (2)
  • паста (2)
  • Лук (1)
  • макароны (1)
  • Жюльен (1)
  • блины (21)
  • блюда в мультиварке (1)
  • в духовке (40)
  • видео , технология блюд. (7)
  • выпечка на масле. (4)
  • закуски (41)
  • капуста (25)
  • КАРВИНГ (31)
  • Консервирование (50)
  • напитки (31)
  • остренькое (19)
  • пицца (14)
  • прянности (18)
  • Рецепты известных кулинаров и блогеров (2)
  • салатик (17)
  • СВЧ (2)
  • супчики….. (60)
  • тесто (89)
  • тыква , овощи (48)
  • удобно…… (45)
  • Фасоль (2)
  • шампиньоны (6)
  • штрихи (32)
  • Мифология (16)
  • Музыка (22)
  • Народные рецепты. (26)
  • Питание (245)
  • быть в форме (196)
  • Планета ЗЕМЛЯ…… (344)
  • Документальное кино. (19)
  • ДУХ ,бытие . непознанное (45)
  • Притчи, цитаты,афоризмы. (193)
  • притчи (106)
  • Книги (2)
  • ПСИХОЛОГИЯ (826)
  • Это все о нем ….. (27)
  • восприятие …. (17)
  • возраст (17)
  • Для женщин (16)
  • Память (8)
  • Философия (4)
  • цвет- значение (3)
  • Способности (1)
  • тесты (1)
  • возраст (77)
  • Нипознаное……. (83)
  • отношения (129)
  • Психосоматика (27)
  • психотерапия (22)
  • разное (233)
  • Семья. Он и Она. . (113)
  • Цитаты из книги. (29)
  • эмоции (51)
  • Радиоспектакли,Аудиокниги (26)
  • РИСОВАЛЬНОЕ.. (80)
  • РУКОДЕЛИЕ (943)
  • Журналы (21)
  • валяние (17)
  • батик (13)
  • Папье маше (1)
  • вышивка (47)
  • ВЯЗАНИЕ НА ЛУМЕ (ТЕНЕРИФЕ) (9)
  • вязаный пэчворк (13)
  • крючок (117)
  • кумихото (10)
  • на вилке (42)
  • необходимые основы по вязанию крючком (5)
  • необходимые основы по вязанию спицами (12)
  • носочки (37)
  • пуговичное…… (17)
  • разное (256)
  • спицы (273)
  • Узоры спицами (29)
  • Ювелирное творчество (59)
  • Салаты. (0)
  • Сказки (7)
  • Стихи. (12)
  • Строительство и ремонт (5)
  • ТАНЦЫ (21)
  • Торты. (147)
  • без выпечки (22)
  • ДИСЕРТ (65)
  • Пляцок «Стефанка» (26)
  • Уроки для новичков Лиру. (115)
  • Учимся (65)
  • Фауна (153)
  • водная стихия (32)
  • Животный мир.в живописи (8)
  • животные (41)
  • насекомые (19)
  • птицы (49)
  • Физ — Культура (8)
  • фильмы (36)
  • КИНОАФИШИ ИЗ СССР. (17)
  • Флора (37)
  • Чем займемся в выходной….. (51)
  • Анимация (2)
  • Москва. (13)
  • Шитье (2411)
  • белье. (76)
  • моделирование (18)
  • СТАРЕТЬ СО ВКУСОМ (11)
  • Бохо в фильмах (7)
  • для будущих мам (3)
  • Мастер-классы от Elen Deo (1)
  • БЛУЗКИ (107)
  • БОХО (413)
  • брюки. (40)
  • ВДОХНОВЕНИЕ (185)
  • видео уроки по шитью (39)
  • для малышей (48)
  • ИДЕИ ДЛЯ ОТДЕЛКИ (72)
  • История моды (76)
  • книги (56)
  • лоскутики …. (166)
  • пальто куртки. (54)
  • ПЛАТЬЯ ДЛЯ ПОЛНЫХ (90)
  • ПОДИУМ (84)
  • подушки постельное (34)
  • ПОКРЫВАЛО (2)
  • предметы для интерьера. (4)
  • прихватки (115)
  • РЕТРО ВЫКРОЙКИ. (54)
  • рубашки (31)
  • сайты по шитью. (9)
  • сарафан (17)
  • СУМКИ (111)
  • тапочки (26)
  • технология обработки. (307)
  • трансформеры. (23)
  • уход за шв. машинкой. (22)
  • фартуки (29)
  • халаты (12)
  • ЦВЕТ (64)
  • шляпки……. (96)
  • штора (7)
  • ЮБКИ (85)
  • Энциклопедии,библиотеки. (19)
  • Юмор (75)
  • Фото (19)

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Ненецкая сказка «Кукушка»

Асмик Аракелян Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Ненецкая сказка «Кукушка»

Конспект к занятию по ознакомлению с художественной литературой. Чтение ненецкой сказки «Кукушка».

Программные задачи:

-продолжать знакомить детей с особенностями жизни народов Севера на примере произведений художественной литературы;

-расширять знания о своеобразии жизни народов Севера;

— обратить внимание детей на национальный колорит сказки;

— развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов;

— учить детей оценивать поступки героев произведения;

-развивать связную речь;

— воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам.

Учить понимать и оценивать характер персонажей, закреплять представление о жанровых особенностях сказки, как о сокровищнице народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки.

Словарная работа: чум, ненцы, малица, тундра, стойбище, ягель, оленеводство, рыболовство, кочевой.

Предварительная работа: рассказ воспитателя о жизни коренного населения Севера, рассматривание альбомов и книг о Севере, беседа о Севере.

Оборудование: игрушка – олень, иллюстрации с изображением природыСевера, глобус.

Урок литературного чтения по теме «Кукушка» (ненецкая народная сказка). 2-й класс

Класс: 2

Цели и задачи урока:

– развитие внимания к собственным переживаниям, вызванными конкретным произведением, умение передавать их; – формирование умения понять внутренние состояние персонажа, обосновать сделанные выводы фрагментами текста; знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре, об особенностях кукушки; – развитие умение рассказывать сказку от лица определенного персонажа; – воспитание любви к своей матери.

Оборудование: учебник Э. Кац

“Литературное чтение” 2 класс I часть, рабочая тетрадь № 1 к учебнику Э. Кац “Литературное чтение” 2 класс, аудиозаписи голоса кукушки, сказки Кукушка”, детской песни “Кукушка”, презентация, ИКТ, реквизит к русской народной сказки “Каша из топора”.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 83

УКМ «Перспектива»

1. Обсудите с другом. Что важнее оказалось для детей: свои дела или просьбы матери?

Бедная мать одна растила четверых детей. Она мыла, убирала, готовила пищу. От такой тяжёлой жизни мать заболела, но дети даже не поднесли ей стакан воды.

Как мать не просила о помощи, дети не слушали её и играли в свои игры.

Игры для них оказались важнее матери, её просьб.

2. Поняли ли дети свою ошибку?

Дети поняли свою ошибку, когда было уже поздно. Их мать превратилась в кукушку и улетела. Напрасно дети бежали вслед за птицей, напрасно кричали, что принесли воды. Мать не вернулась.

3. Вспомни пословицы, которые можно использовать в качестве названия к ненецкой сказке «Кукушка»?

Для названия этой сказки можно использовать пословицы:

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Жалей отца с матерью — других не найдёшь.

Кто доводит родителей до слёз и сам счастья не увидит.

Гулять — гуляй, но отца и мать уважай.

Родную мать никем не заменишь.

4. В 1 классе ты прочитал сказку «Три сестры». Перескажи её.

Пересказ сказки «Три сестры» для 2 класса

Жила-была одинокая женщина и было у неё три дочери. Всё делала женщина для дочерей: кормила, поила, баловала. Выросли дочери красавицами, вышли замуж и уехали от матери.

А мать тяжело заболела и послала белочку за дочерями.

Но старшая сказала, что ей надо чистить тазы. Белочка рассердилась и превратила её в черепаху.

Средняя сказала, что ей надо ткать для ярмарки. Белочка рассердилась и превратила её в паучиху.

Младшая ничего не сказала, а бросила все дела и побежала к матери.

И сказала белочка, что будет младшая дочь жить долго и счастливо, что будут все её любить и уважать.

Так и вышло. Прожила младшая дочь долгую жизнь, было у неё много детей и внуков, все её любили и уважали. А когда пришло время умирать, превратилась младшая дочь в пчёлку и стала делать людям добро.

5. Обсудите с родителями. Какая мысль объединяет эти две сказки?

Обе сказки рассказывают о неблагодарных детях, которые забыли о своей матери и были сурово наказаны. В ненецкой сказки дети остались без матери, которая превратилась в кукушку. В татарской сказке старшие дочери превратились в черепаху и паука.

Но младшая дочь, не забывшая мать, была вознаграждена.

Эти сказки объединяет одна главная мысль: своих родителей нужно почитать, всегда помнить о них и помогать им, особенно в старости и болезни.

  • Поступки героев сказки айога
  • Поступки героев в рассказе жеребенок
  • Поступки герды из сказки снежная королева
  • Поступки вырина из рассказа станционный смотритель
  • Поступки василисы премудрой из сказки царевна лягушка