Поступки героев сказки о мертвой царевне и семи богатырях

logo

  • Добрые и злые поступки в сказке мёртвая царевна

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      аноним

    • Создано:

      1 год назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • istoriya
    История

    35 минут назад

    СРОЧНО!!
    Назвіть ікони іконописної майстерні Києво-Печерського монастиря,що збереглися до наших днів

  • ukrainsyka-mova
    Українська мова

    35 минут назад

    Складіть діалог (5–7 реплік) на шкільну тематику з використанням слів, унаголошуванні яких часто трапляються помилки (наприклад: черговий, новий, разом,випадок, запитання, завдання, навчання). Поставте наголос у цих словах: СРОЧНО!

  • matematika
    Математика

    35 минут назад

    Пожалуйста нужно срочно решить с обьяснением (обьязательно)!!, желательно с рисунком! даю 10 баллов!!!

  • angliiskii-yazyk
    Английский язык

    40 минут назад

    some people claim that what people eat in many western countries is unhealthy and that their diet is getting worse. Critics say that these countries should change their diet эссе нужно на 250 слов 45 БАЛЛОВ ДАМ !!!

  • matematika
    Математика

    40 минут назад

    167339529138944148871645

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

­Пример сочинения 1

Как известно, сказки любят за то, что в них добро всегда побеждает зло. Эта тема является главной и в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» великого русского поэта А. Пушкина.

Олицетворением зла в этом произведении предстает мачеха, которая специально делала много зла юной царевне. Она все время пыталась уничтожить бедную девушку. Чего мачеха только не придумывала: и в лес отправила, чтобы ее волки съели, и яблоко дала отравленное.

Но злая ведьма не учла того, что любовь королевича Елисея оказалась сильнее любых злых чар. Кроме того, королевич оставался верным царевне, а любовь и верность — это очень мощная сила, которую разрушить не под силу злым чарам.

Человеческая доброта семи богатырях, их порядочность в отношении к царевне, любовь, для которой нет преград, — это та мощная сила, которая способна победить зло. И это не сказочные чудеса, а реальность, в которую верит каждый читатель.

Так литературная сказка воплощает вековую мечту народа о том, что правда и добро всегда побеждают зло. И человечество испокон веков верит в добрую силу, а сказки это наши древние друзья, которые учат добру.


Пример сочинения 2

Победа добра над злом в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Добро
и зло являются главным моральным понятием в жизни. Добром считают
нравственную ценность, которую относят к образцу человеческих отношений и
поступков. Противоположностью добра считается зло, которое нужно
исправить или вообще удалить. Зло нельзя причинять или вообще допускать –
вот главная задача морального поведения человека.

Русские
народные сказки дают возможность, лучше, узнать о сложном мире, находясь
еще маленьким ребенком. А для подрастающего поколения граница между
добром и злом должна быть четкой и ясной. Именно так дети смогут
разглядеть, что плохо, а что хорошо.

В народных сказках зло и
добро всегда выглядят ярко, их очень хорошо заметно. При этом все плохие
и злые персонажи никогда не могут исправиться, они просто-напросто
оказываются побежденными и униженными, то есть – ни с чем. Тот, кто
несет с собой зло, в конце концов, обязательно будет наказан. А добро,
наоборот, будет хорошо вознаграждено и получит все, а может даже и
больше

В течение своей жизни А. С. Пушкин написал много сказок.
Вот уже двести лет они волнуют нас красотой поэтического языка,
утверждением в них добра, правды, справедливости, истинной красоты и
человечности.

В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
поэт просто и трогательно рассказывает историю царевны и ее мачехи —
царицы.

Хотя героиня сказки не простая девушка, а царская дочь, ей тоже
пришлось перенести много горя, как и всем героиням народных сказок,
которые остались без матери.

Новая жена царя была «высока,
стройна, бела, … но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива».
Особенно гордилась мачеха своей красотой. Когда царевна подросла, она
затмила мачеху. Царевна была не только хороша собой внешне, «белолица,
черноброва», но и в отличие от царицы очень добра. «Черной зависти
полна», царица решила сжить со света свою юную соперницу. Она приказала
служанке «весть царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной
оставить там на съедение волкам». Но служанка пожалела девушку. А семь
богатырей приютили ее у себя, пока мачеха не дозналась от говорящего
зеркальца о том, что царевна жива. В ней было столько злобы и зависти,
что она не поленилась сама пойти в лес и отравить свою падчерицу.  

Но
Пушкин не дает восторжествовать злобе и несправедливости. На поиски
царевны отправляется ее жених, королевич Елисей. Много пришлось
постранствовать королевичу по свету, пока Ветер не помог ему отыскать
пещеру, где в хрустальном гробу спала вечным сном царевна. Любовь и
преданность Елисея оказались сильнее смерти: гроб разбился, и царевна
ожила.А царица умерла от тоски и злости.

В своей сказке Пушкин не
только порадовал читателя верой в силу добра и справедливости, но и
заслуженно наказал злую мачеху, чтоб она уже никогда не смогла помешать
счастью царевны и королевича Елисея.


Пример сочинения 3

Однажды Александр Сергеевич Пушкин восклик­нул: «Что за прелесть русские сказки! Каждая есть поэма». Он с детства полюбил их. Множество старинных сказоч­ных сюжетов рассказала ему любимая няня Арина Роди­оновна. Наверно, одним из них был тот, который поэт ис­пользовал в «Сказке о мёртвой царевне и семи богаты­рях». И у него действительно получилась прекрасная поэма!

 ]В этой сказке, как во множестве других, происходит борьба сил добра и зла. Добрых героев в сказке немало. Это и сама царевна, и семеро богатырей, и королевич Елисей. И даже собачка, которая пыталась спасти царев­ну от отравленного яблока.

 А зло воплощено в образе жестокой и завистливой царицы, ставшей мачехой главной героини. Ей захоте­лось остаться единственной красавицей на свете. Чёрная зависть грызла её оттого, что зеркальце не соглашалось признать её первенство, пока царевна была жива. И я ду­маю, что зависть является причиной многих преступле­ний в жизни. Мачеха добилась своей цели путём пре­ступления.

 Но любящая душа королевича Елисея сумела побо­роть зло. Он не захотел смириться с потерей любимой, решил отыскать её во что бы то ни стало. Он ездил по све­ту, обращался за помощью к солнцу, к месяцу. Но только ветер, который «всюду веет на просторе», помог короле­вичу в его поисках. И оказалось, что царевна не умерла, а только заснула долгим сном. А может быть, сила любви жениха воскресила царевну. Точно мы этого не знаем. Да это и не так важно. Таким концом своей сказки А. С. Пуш­кин показывает, что в итоге добро всегда побеждает, а любовь сильнее самой смерти.

«Сказка о мертвой царевне» главные герои

«Сказка о мертвой царевне» главные герои

Традиционно яркими и глубокими чертами наделяет Пушкин главных героев “Сказки о мёртвой царевне”. Торжество добра и справедливости, чудесные события, волшебные персонажи — всё это характерно для пушкинских сказок. Эти произведения — жемчужины русской литературы. В “Сказке о мёртвой царевне” герои интересны и понятны даже самым маленьким читателям, а сюжет прост для восприятия.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристика героев “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”

Царевна

Главная героиня, юная добрая девушка.

При родах Царица умерла. У царевны через год появилась мачеха. Девушка выросла удивительно красивой, умной, хозяйственной, умелой и доброй. Мать ненавидит её за красоту. Отправляет свою служанку в лес с молодой девушкой, чтобы Чернавка привязала её к дереву на растерзание зверям. Царевна долго бродит по лесу и находит терем, где хозяйничает, готовит, остаётся ночевать. Семь богатырей принимают её как родную сестру. Девушка живёт счастливо, лишь грустит по своему жениху Елисею.

Королевич Елисей

Жених царевны.

Узнав о её пропаже, отправляется на поиски. Он умён, красив, смел, настойчив и целеустремлён. В поисках царевны обращается к Солнцу, Месяцу, Ветру. Последний рассказывает королевичу о горе, на которой в глубокой скале находится хрустальный гроб с девушкой. Королевич зарыдал, узнав такое известие, однако решил последний раз взглянуть на возлюбленную. Он находит царевну, целует её, она оживает, удивляясь своему долгому сну.

Она ревнива, хитра, завистлива. Красива, но имеет тяжёлый характер. В приданое ей досталось зеркало, с которым женщина разговаривает, чтобы убедиться в своей красоте. Узнав, что молодая царевна красивее её, мачеха отправляет её в лес на гибель. Спустя время зеркало сообщает, что царевна жива. Мачеха переодевается монашкой и приносит отравленное яблоко своей падчерице. В финале сказки, узнав, что царевна жива и по-прежнему красивее её, царица умирает “с тоски”.

Семь богатырей

Молодцы-красавцы, в чей терем забредает царевна.

Они принимают её, как родную сестру. Привыкнув к ней и полюбив, братья начинают ссориться и идут к ней на честный разговор: они предлагают выйти замуж за одного из них, чтобы разрешить ситуацию. Девушка признаётся, что у неё есть жених, которого она любит. Однажды, вернувшись с охоты, семь богатырей находят её мёртвой и оставляют в хрустальном гробу в скале.

Второстепенные персонажи

Чернавка

Служанка царицы.

Она жалеет девушку и, отведя в лес, не привязывает к дереву, а отпускает. Своей госпоже говорит, что сделала всё, как приказано.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Краткое содержание и план «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»

Краткое содержание

Повествование начинается со сцены прощания царя, отправляющегося в дальний путь, со своей супругой. Царица долгое время сидит у окна, смотрит вдаль и ждёт своего мужа.

План основных событий сказки:

 Описание главных и второстепенных героев в сказке

Анализ сказок Пушкина

Сопоставительный анализ произведения Пушкина.

  • Пока муж отсутствует, царица рожает ему дочь.
  • Царь возвращается, но в тот же день его супруга, ставшая матерью, умирает.
  • Монарх долго скорбит, но всё же женится на своенравной и гордой девушке, обладающей привлекательной внешностью и довольно сложным характером. Среди приданого оказывается волшебное зеркало, умеющее разговаривать. Новоявленная царица любит смотреться в него и спрашивать о своей красоте. Ответ всегда один — «Ты на свете всех милее».
  • Между тем маленькая царевна растёт, расцветает и превращается в прекрасную девушку. К ней сватается королевич Елисей. Готовится свадьба.
  • Царица внезапно узнаёт от волшебного зеркала, что она уже не самая милая: её переплюнула молодая царевна. Подчинившись чувству зависти, мачеха решает убить падчерицу. Для этого она приказывает служанке отвести девушку в глухой лес и оставить привязанной к дереву. Но та проявляет сострадание и отпускает царевну.
  • Пропажи хватились, и царевич Елисей отправился на поиски своей невесты.
  • Блуждая по лесу, юная царевна находит пустую избу и укрывается в ней. Это дом, в котором живут семь богатырей.
  • Вернувшись, хозяева обнаруживают гостю и разрешают жить вместе с ними.
  • Злая мачеха узнаёт, что её конкурентка жива, и посылает к ней служанку с отравленным яблоком.
  • Девушка съедает кусочек яблока и умирает. Богатыри хоронят её в хрустальном гробу, подвешенном на цепях в тёмной пещере.
  • Елисей странствует в поисках своей невесты, но, к сожалению, не находит ее. Он обращается к солнцу и месяцу, но они ничего не знают. Ветер рассказывает, что царевна находится в хрустальном гробу. Царевич отправляется к ней.
  • Войдя в пещеру, королевич в отчаянии ударяет по гробу. Тот разбивается, девица оживает. Влюблённые возвращаются в царский дворец.
  • Царица вновь разговаривает с зеркальцем и узнаёт, что её падчерица жива. В гневе она разбивает волшебный предмет, выбегает в дверь, сталкивается с молодой конкуренткой и умирает на месте.

Сказка завершается счастливым концом. Молодые люди венчаются, играют свадьбу, а все люди, включая рассказчика, гуляют на пышном пиру.

Царевна и её мачеха

Прочитав сказку Пушкина о мёртвой царевне, можно выделить двух главных героев, определяющих композиционную целостность произведения. Этими сказочными персонажами является молодая царевна, олицетворяющая добро, и её мачеха — антагонист, стоящий на стороне зла.

О новой жене царя сказано, что она была самой красивой женщиной в мире. Скорее всего, именно это качество послужило главным критерием выбора монарха. Однако психологический портрет царицы не столь впечатляет. В нём преобладают следующие черты:

  • своенравие;
  • гордость;
  • ревность.

Главные герои сказки о мёртвой царевне и семи богатырях

В сказке нет описания отношений мачехи с падчерицей или царём, лишь с чернавкой. Больше всего она любит разговаривать с волшебным зеркальцем, упиваясь своей красотой и превосходством: в этом заключается её смысл жизни. Неудивительно, что известие о перещеголявшей её молодой царевне приводит мачеху в неописуемый гнев.

Требуется принимать решительные меры, иначе жизнь царицы будет разрушена. Единственным выходом становится убийство юной девушки. Проявив коварство, злая мачеха всё-таки добивается поставленной цели и радуется. Отрицательный характер персонажа проявляется во всей красе. Но торжество зла длится недолго. Чудесным образом царевна воскресает из мёртвых и встречается со своей убийцей. Мачеха не может вынести столь сильного потрясения и умирает от тоски.

Читатель не имеет представления о детстве царевны. Она росла тихомолком и вдруг расцвела. Сразу же после этого девушка становится жертвой своей завистливой мачехи. Тут читатель проникается к бедной девушке хорошими чувствами. Чернавка любит свою жертву и не может причинить ей зла. Дальнейшее описание поступков героини раскрывает всё больше положительных качеств.

Царевна является идеальным положительным персонажем. Её внешний облик прекрасен, а поведение — выше всех похвал. Это завораживает и заставляет окружающих персонажей хорошо к ней относится. Семеро богатырей называют себя братьями девушки и защищают её от всех опасностей.

Казалось бы, ей ничего не угрожает. Но коварная мачеха нашла хитрый способ устранить конкурентку. Она играет на добрых чувствах и отравляет девушку. Такой поворот событий накаляет страсти и усиливает эффект от последующего хеппи-энда.

Другие персонажи

Композиция сказки построена таким образом, что в ней крайне мало отрицательных героев. Единственным островком зла в сказочном мире является завистливая царица, принуждающая служанку совершать чёрные дела. Нет ничего удивительного в том, что мачеха в итоге терпит поражение и погибает.

Таблица персонажей.

Королевич Будущий жених, а также храбрый и настойчивый молодец. Несмотря ни на что, он ищет свою невесту. Характеристика Елисея из сказки о мёртвой царевне крайне положительна. Герой находит свою невесту и буквально воскрешает её из мёртвых, побеждая все злые происки мачехи.
Царь Упоминается эпизодически и нужен лишь для логического построения сюжета.
Первая царица Хорошая женщина, которая терпеливо дожидалась своего мужа и умерла в самом начале повествования.
Чернавка Второстепенный отрицательный персонаж. Именно через свою сенную девушку злая царица осуществила свой коварный план. Однако сама по себе служанка является добрым человеком и вынуждена служить злу под страхом смерти.
Семь богатырей Суровые мужчины, живущие в лесу и, возможно, занимающиеся разбоем. В сказке они играют роль своеобразных защитников царевны. Однако даже такая бригада телохранителей бессильна против козней хитрой царицы.
Яблоко Является своего рода неодушевлённым персонажем. Очень мощный и древний символ искушения в сказке выступает как материализованное предательство.
Солнце и Месяц Одушевлённые небесные стихии, к которым обращается королевич в попытке разыскать невесту. К сожалению, даже они ничего не знают.
Ветер Олицетворение всемогущей стихии, которая сообщает Елисею, что его невеста находится в гробу.

Детям сказка нравится прежде всего и-за обилия положительных героев и счастливого конца. Взрослый читатель также найдёт массу интересного в сюжете и сравнительной характеристике героев.

Анализ произведения

Сюжет сказки о мёртвой царевне и семи богатырях

Сказка о мёртвой царевне, написанная Пушкиным по мотивам народного русского творчества, имеет древние истоки. Сюжетная линия, основанная на конфликте мачехи с падчерицей, стара как мир и встречается в произведениях многих стран мира.

Семь богатырей, живущие в лесу — отголосок древних традиций многомужества и обряда инициации. Именно поэтому подобный сюжет можно найти в легендах и сказках.

Девушка, лежащая в гробу и разбуженная женихом — это та же спящая красавица из сказок Шарля Перро и братьев Гримм.

Главная мысль сказки заключается в сопоставительном анализе внешней и внутренней красоты. Царица выглядела безукоризненно, но со временем ситуация изменилась: падчерица стала более привлекательной. В отличие от мачехи, царевна обладала хорошим душевными качествами. Именно за это её полюбили окружающие.

Краткий пересказ сказки

Царицу погубил собственный нарциссизм. Женщина не могла представить себе жизнь, где она уже не будет всех прекраснее и милее. Осознав, что уже ничего не изменить, мачеха умирает от тоски. А добро празднует свою победу.

Ещё одна черта сказки — верность и преданность. Попав к семи богатырям, девушка отказывается стать женой одного из достойных молодцев. Она остаётся верна своему жениху — Елисею, несмотря на то, что, возможно, уже никогда его не увидит.

Королевич также являет собой пример самоотверженности, преданности и упорства. Жених неустанно ищет свою прекрасную невесту по всему свету. Даже узнав, что царевна мертва и лежит в гробу, он не теряет надежды. В итоге любовь побеждает смерть. Молодые люди венчаются.

>>

На чтение 8 мин. Опубликовано 16.03.2020

Творчество А. С. Пушкина входит в образовательную школьную программу по литературе. В 5 классе ученикам предлагается сделать разбор «Сказки о мёртвой царевне». Характеристика главных героев поможет лучше понять их мысли и действия, а краткое описание сюжета в прозе облегчит задачу при написании сочинения или оформлении читательского дневника.

Содержание

  1. Описание сюжета
  2. Злость мачехи
  3. Отравленное яблоко
  4. Поиски невесты
  5. Персонажи сказки
  6. Характеристика главных героев
  7. Злая царица
  8. Мёртвая царевна
  9. Царевич Елисей
  10. Краткий анализ

Описание сюжета

Царь женился на молодой красивой женщине с завистливым характером. Она сразу невзлюбила свою падчерицу, дочь мужа от первого брака. Женщину волновала только собственная внешность. Своей красотой она каждый день любовалась в волшебное зеркало. Оно могло разговаривать и всегда подтверждало царице, что она является самой красивой на свете. Но так было до того момента, пока не подросла юная принцесса.

Злость мачехи

Злость мачехи

Красотой она превосходила свою мачеху. Но характер имела добрый и покладистый. Её сосватали за царевича Елисея, и в скором времени, должна была состояться свадьба. Но злая царица не могла допустить, чтобы кто-то на белом свете превосходил её по красоте. Она велела Чернавке, своей девушке-прислужнице отвести молодую принцессу в лес, привязать к дереву и оставить на съедение диким зверям.

Однако Чернавка пожалела царевну, и привязывать её не стала. Дочь царя долго бродила по лесу и, наконец, вышла на резной терем. Хозяев дома не было, тогда она решила:

  • прибраться в доме;
  • истопить печь;
  • приготовить еду.

Оказалось, что терем принадлежал семи братьям богатырям. Они вернулись со службы и были очень удивлены порядку в доме. Похвалили девушку и оставили у себя жить.

Отравленное яблоко

А в это время царица через своё волшебное зеркало узнала, что царевна жива. Отругала она свою Чернавку и велела закончить задуманное. Та притворилась старухой-нищенкой и пришла к терему богатырей.

Отравленное яблоко

Её очень не хотел подпускать к царевне верный пёс Соколко. Он лаял и бросался на нищенку. Но добрая принцесса всё же смогла кинуть бабушке хлеб, за что в благодарность получила от старушки яблоко. Оно было отравлено, но девушка об этом не знала. Она откусила кусочек и упала замертво.

Вернувшиеся с похода богатыри нашли её бездыханное тело. Они долго горевали. Даже не стали хоронить названую сестру в землю, потому что казалось, та просто уснула. На третий день юноши положили царевну в хрустальный гроб и приковали его цепями к столбам в пещере. Там и осталась спать мёртвым сном юная принцесса.

Поиски невесты

Тем временем царевич Елисей разыскивал свою возлюбленную. Он обращался с вопросом о ней ко всем прохожим, но никто ничего не знал. Отчаявшись, он спросил о царевне у Солнца, Месяца и Ветра. Последний рассказал ему про хрустальный гроб в пещере, и царевич отправился взглянуть на тело любимой в последний раз.

Прибыв на место, он действительно увидел свою невесту в хрустальном гробу. Боль его была столь велика, что он разбил крышку. И тут случилось чудо. Царевна будто очнулась от долгого сна, открыла глаза и села в гробу.

Молодые люди обрадовались встрече и отправились в обратную дорогу. Тем временем весть о возвращении царевны разнеслась по округе. Злая царица как увидела падчерицу, так, тотчас умерла. А влюблённые сыграли свадьбу и стали жить долго и счастливо.

Персонажи сказки

Действующих лиц в сказке не очень много. Для читательского дневника их можно оформить в таблицу или сделать список персонажей «Мёртвой царевны» с характеристикой и небольшим описанием:

Царевна — дочь царя и падчерица царицы

  • Царица — она же злая мачеха, отправившая юную принцессу на верную смерть в лес.
  • Царевна — дочь царя и падчерица царицы. Очень красивая девушка с добрым характером.
  • Елисей — царевич, жених принцессы. Отважный молодой человек.
  • Семь богатырей — братья, ведущее отшельнический образ жизни в лесном тереме.
  • Чернавка — служанка злой царицы. Девушка с добрым сердцем, но трусливым характером.
  • Соколко — верный пёс, который пытался спасти царевну от отравления.
  • Волшебное зеркало — приданое злой царицы, которое всегда говорило правду.
  • Солнце, Месяц, Ветер — одушевлённые силы природы, которые указали путь Елисею к хрустальному гробу.

В сказке также присутствуют персонажи, которые влияют на сюжет только косвенно. Например, царь. В тексте про него почти не упоминается, только то, что он женился на злой царице и горевал по потерянной дочери.

В самом начале произведения автор описывает царицу — мать принцессы. Но о ней известно лишь то, что она год прождала мужа из похода, сидя у окна, родила дочь в день его возвращения и умерла.

Характеристика главных героев

Безусловно, роль каждого из персонажей рассказа важна для общей атмосферы сюжета. Однако главных героев, вокруг которых происходит всё повествование истории можно выделить всего 3.

Злая царица

Вторая жена царя, мачеха юной принцессы. Её образ прописан очень ярко и подробно. Используя цитатный пример, женщину можно описать так:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива…

Злая царица

Она привыкла выглядеть лучше всех, поэтому честность волшебного зеркала её очень злила. Поведение царицы можно описать как зависть, основанная на злобном характере. Красавица не могла смириться, что кто-то может в чём-то её превосходить, поэтому была готова даже убить, лишь бы оставаться первой красавицей на всё белом свете.

Судя по тому, как царицу боялась её девушка-служанка Чернавка, можно представить, каким характером обладала красавица мачеха. Несчастной подневольной даже пришлось пойти на убийство, так она опасалась гнева своей хозяйки.

В этой сказочной истории царица яркий отрицательный персонаж. Все её действия направлены только в угоду себе и во зло другим людям.

Мёртвая царевна

Дочь царя от первого брака. Красивая и добрая девушка. Весь её образ прописан как сопоставительный злой царице. Например, обе они были красивы, но одна была злая, другая добрая. И мачеха, и падчерица — царских кровей. Но одна всё время проводит перед зеркалом, а вторая с лёгкостью занимается обычной людской работой.

Об этом можно судить из фрагмента сказки, когда девушка оказалась в тереме у семи богатырей:

Дом царевна обошла,

Все порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку…

Царевна -красивая и добрая девушка

По всей видимости, девушка была обучена простой работе по дому, что говорит о её трудолюбии и уме. О добром характере можно судить по поступку с нищенкой. Несмотря на то что умный пёс чуял в старухе неладное, принцесса всё же смогла передать голодной женщине хлеб.

Скромность и честность также были отличительной чертой царской дочери. Она могла бы выбрать себе в мужья одного из братьев богатырей, но честно призналась им, что уже помолвлена с другим. При этом сделав это таким образом, чтобы не обидеть никого из юношей.

Даже для учеников 5 класса сравнительная характеристика царевны и царицы проста и понятна. Дочь царя — яркий положительный персонаж в этой истории, чего нельзя сказать о её мачехе.

Царевич Елисей

Характеристика Елисея из «Сказки о мёртвой царевне» также проста для понимания. Это положительный со всех сторон персонаж. Он не пустил на самотёк пропажу своей невесты, а сам поехал на её поиски, что говорит об упорстве и смелости молодого человека.

Несмотря на свой статус царевича, Елисей отличался вежливостью. Иначе не смог бы получить помощь от сил природы в поиске своей возлюбленной. Он обращается к ним с почтительностью и благодарностью.

Физической силой, молодой жених, по-видимому, тоже не был обижен. Он с лёгкостью разбивает крышку гроба, в котором лежала царевна, а ведь тот был изготовлен богатырями. В целом образ королевича Елисея вырисовывается довольно ярко — красивый и умный молодой человек с упорным характером и добрым сердцем.

Краткий анализ

Характеристика героев сказки поможет составить представление о мире персонажей и его атмосфере, а краткий анализ произведения понять его главную мысль. Для читательского дневника в 5 классе упрощённый разбор сказки будет выглядеть следующим образом:

  • Год написания — 1833.
  • Полное название — «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
  • Автор — Александр Сергеевич Пушкин.
  • Жанр — стихотворная сказка.
  • Тема — любовь бессмертна.
  • Основная мысль — доброта, любовь и взаимовыручка может противостоять любому злу, даже смерти.

Пушкин написал «Сказка о мёртвой царевне»

Есть версии, что в основе этого произведения лежат фольклорные мотивы и даже некоторые сказки зарубежных авторов. Однако все критики сходятся во мнении, что сказка — полноценное авторское произведение, написанное в особой Пушкинской манере.

В основе текста цепная композиция с троекратными повторами. Этот метод написания намного облегчает восприятие сюжета даже для самых юных читателей. К тому же система образов, основанная на их противостоянии, чётко квалифицирует каждого из персонажей.

В сказке сразу понятно, кто положительный герой, а кто отрицательный. Причём первых гораздо больше, что делает историю доброй и позитивной.

Произведение учит детей добру и взаимовыручке. Всегда помогать людям, попавшим в трудную ситуацию. Оставаться честным с собой и окружающими, какие бы трудности ни преподносила жизнь.

     МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10

г.о. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ

Школьная научно-практическая конференция

«Мы познаем мир – 2016»

Противоречия

между внешней и внутренней сущностью героев в  

 «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

                                                            Автор: Бибалаева Фатима Магомедовна,                         ученик 5 «А» кл.,   МБОУ СОШ №10

                                                             Руководитель: Шестакова Валентина

                                                             Николаевна, «Почетный работник  

                                                             образования РФ», учитель русского языка

                                                            и литературы.

г.о. Железнодорожный,

2016 г

Оглавление.

  1. Введение.
  2. Основная часть
  • Фольклорные мотивы в сказке.
  • Главные героини сказки как противоборствующие силы.
  • Деталь в художественном произведении.
  • Чернавка и черница – две героини, два характера.
  • Роль авторских замечаний в сказке.
  • Отступление от фольклорных традиций – способ создания положительных персонажей.
  • Всепобеждающая сила любви.
  1. Заключение.
  2. Список литературы

Введение.

Известно, что Пушкин писал сказки в период с 1830 по 1834 год, то есть в годы своей поэтической зрелости. Писал для взрослых, а не для детей. (2-194)

Пушкин – «моралист», «пора уже произнести это слово», — говорила Ахматова. «Моралистом» и проповедником он выступает и в своих сказках. В них изложен тот нравственный кодекс, который Пушкин почитал, в который верил. (1-256)

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина, хотя и следует распространенному фольклорному сюжету, произведение удивительно богатое по содержанию. В нем по-пушкински лаконичны, но емкие и выразительные характеры, и тесное переплетение жизненной правды и фантастики, и десятки смысловых оттенков в развитии сюжета, и изумительные стихи, красивые, мелодичные, сочные, и тонкая ирония, и наконец, сам автор – по-русски открытый, добрый и мудрый.

В данной работе речь пойдет о внешней и внутренней сущности персонажей, их поступков и даже имен.

Цель работы:

  • Выяснить, как, почти полностью сохраняя фольклорную основу сказки, Пушкин создает принципиально новое видение героев и их поступков
  • проанализировать отдельные детали сказки, помогающие понять противоречивость явного и скрытого в них.

Предмет исследования: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Объект исследования: внешняя и внутренняя сущность героев сказки.

Гипотеза: если предположить, что народные сказки, на основе которых создана литературная сказка Пушкина, дают цельный образ героя в единстве внешней и внутренней характеристики, то можем предположить,  остался ли автор  верен этому принципу или предложил новое видение героев и их поступков.

Методы исследования:

  • изучение текста сказки
  • анализ и обобщение полученных данных

Основная часть

Описывая фольклорных героев, мы говорим, что все они созданы по одной схеме. Положительные качества героев сочетаются с красивой внешностью, а отрицательные — с безобразной.  Народная сказка даёт цельный образ героя в единстве внешней и внутренней характеристики. (3 – 25)

Обращение к герою народной сказки понадобилось нам для того,  чтобы увидеть те  отклонения от фольклорной нормы, которые есть у Пушкина.

Царица – мачеха и царевна в сказке – две противоборствующие силы. Можем ли мы их внешне представить? Да, Пушкин описывает своих главных героинь. Мачеха «высока, стройна, бела». Царевна «белолица, черноброва». Обеих героинь (и положительную и отрицательную) поэт рисует одинаково красивыми. Он определённо отступает от фольклорной традиции. Почему? Этот вопрос, несмотря на его непритязательность, должен вывести читателей на главную проблему сказки.  

Пушкин, давая характеристики главных героинь сказки, не   ограничивается только описанием их внешности, он говорит и об их характерах. Сказав о внешности царицы, он тут же замечает: «Но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива». Союз но здесь выполняет акцентирующую функцию, он указывает на противоречие между внешностью царицы и её внутренней сущностью. В дальнейшем повествовании эта характеристика подтверждается. Внешний блеск царицы-мачехи прикрывает её внутреннее уродство. Другое дело царевна. Она «нраву кроткого такого». Пушкин сразу, в самом начале сказки, заявил о гармоничности её натуры, что также подтверждается последующим повествованием.

Итак, Пушкин представляет героинь сказки (добрую и злую) одинаково красивыми, чтобы сосредоточить внимание на их внутренней противоположности. Но не только. Поэт заявляет о существовании в нашей жизни более общей и глубокой проблемы – проблемы видимости и сущности. Эти две категории далеко не всегда находятся в гармонии. Чаще – в дисгармонии, в чём и убеждается читатель, едва познакомившись с главными героинями.

Пушкин не ограничивается обозначением проблемы – он её всесторонне рассматривает. Обратим внимание на то, как выглядело яблоко, которое принесла черница в терем семи богатырей. Можно ли увидеть яблоко? Да. Пушкин подробно – в красках и даже в звуках и запахах его описывает: «наливное, молодое, золотое», «оно соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно-золотисто, будто мёдом налилось! Видны семечки насквозь…».   Такое пристальное внимание автора всего лишь к деталям сюжета. Зачем? Уместен ли будет в описании яблока союз  но? Разумеется, яблоко прекрасно, но ядовито. Откусив от него, царевна отравилась.

Надо заметить, что Пушкин всегда, и в сказках тоже, рассчитывает на внимательного, думающего читателя. На его способность читать художественный текст. Поэтому, описывая яблоко, он словом не обозначает его ядовитость, о ней читатель узнаёт позже и опосредованно.  Красивое яблоко отравлено. Оказывается, в нём есть две стороны: внутренняя и внешняя —  снова они в дисгармонии. Причём, если в случае с мачехой Пушкин прямо указал на существование дисгармонии между видимым и сущностным, то здесь он избегает прямого на неё указания. Пушкин делает это намеренно. Ему важно было сказать, что противоречия между внешним и внутренним не всегда на виду – налицо. Часто они выступают в скрытых формах, и почти всегда сущностное в конфликте становится определяющим. Главное не то, что яблоко красиво, а то, что оно ядовито.

Вспомним героиню, которую звали Чернавка.   Пушкин написал это слово с большой буквы. Почему, разве это имя? Нет. Что же тогда? Так обозначена роль героини среди людей, её функция, предназначение. Чернавка делает чёрную работу, она – служанка. Называя её с большой буквы, Пушкин как бы намекает на значительность Чернавки. (3-31)

Посмотрим, как реализуется этот намёк в сказке. Чернавка получает приказ: «Весть царевну в глушь лесную и, связав её, живую под сосной оставить там на съедение волкам.» Царица поручила Чернавке выполнить чёрную работу, в соответствии с её предназначением. А царевна верит в то, что Чернавка способна причинить ей зло?  Верит — «царевна догадалась и до смерти испугалась». Оправдались ли надежды царицы на Чернавку и подозрение царевны? Нет.  Почему же Чернавка не исполнила приказ? Есть ли у Пушкина ответ на этот вопрос? Он прямо пишет: «Та (Чернавка), в душе её любя, не убила, не связала, отпустила…».  Царевна была спасена. Сила, спасшая царевну – любящая душа Чернавки. Таким образом, внешнее и внутреннее (видимость и сущность) выступают в разных формах.

 Не всегда внешнее – это только внешность как таковая.  В случае с Чернавкой внешнее – это её работа. Внутреннее – её душа. И снова между ними дисгармония, и снова внутреннее является определяющим. Внутренняя значительность Чернавки очевидна, что и подтверждается известными уже фактами.

 Но есть в сказке героиня со сходным по звучанию именем.

Её имя черница. Пушкин пишет её имя с маленькой буквы. Опять он на что-то намекает? Что означает это слово?    

Чернецами называют монахов – тех, кто посвятил себя служению Богу. Для понимания образа черницы это значение необходимо. Мы впервые увидели черницу глазами царевны – «видит: нищая черница ходит по двору…». Как царевна к ней отнеслась? С сочувствием и лаской. «Бабушка, постой немножко, — ей кричит она в окошко… — кой-что тебе снесу». Можно ли объяснить хорошее отношение царевны к чернице? Можно. Здесь проявилась сердечность царевны. Но не только – она воспринимает черницу как человека, который служит Богу (а это изначально положительная характеристика). Вдобавок черница – «нищая».     Но черница не оправдала хорошее отношение к себе.  В «благодарность» она подарила царевне отравленное яблоко, сопроводив подарок словами: «Бог тебя благослови». Что совсем уже кощунство.            

 Но есть ли кто-нибудь в сказке, кто подозревает, что черница совсем не та, за кого себя выдаёт?  Да, это пёс Соколко. Он не пускает царевну к чернице – «лишь пойдёт старуха к ней, он лесного зверя злей». Но только ли он один? От кого мы слышим: «к старухе не пускает», «старушонка хлеб поймала», «старушоночка сказала»? Вопросы призваны обратить внимание на рассказчика и его роль в повествовании.

 Своеобразие литературной сказки, в частности пушкинской, в том и состоит, что она не скрывает присутствия автора. В нужный момент он всегда выходит на авансцену. Автор расставляет акценты в той истории, что рассказывает.

В данном случае он больше знает о чернице, чем царевна, и внимательному читателю кое-что подсказывает. А царевна в ней обманулась. Почему? Этим вопросом мы возвращаемся к проблеме видимости и сущности.

Царевна доверилась своему представлению о чернецах как божьих людях. Как и в случае с Чернавкой, видимый образ она отождествила с внутренним и ошиблась. В чернице они были несоединимы. Черница только делала вид, что служит Богу. На самом деле она служила совсем не ему.

 Кому же она служила? Что говорит Пушкин об этом? Вспомним финал встречи царевны и черницы.  «Старушоночка сказала, поклонилась и пропала…» В этих словах хотя и не прямой, но есть ответ на вопрос. Она «пропала…» как нечистая, дьявольская сила. Теперь понятно, кому она служила. В отличие от неё, Чернавка, отпустив царевну, «сама пришла домой».                                                            

  Пушкин, написав слово «черница» с маленькой буквы, подсказал своему читателю, что она совсем не та, за кого себя выдаёт. Её смиренная внешность, её роль обманчивы. Они не совпадают с внутренней злобной сущностью героини.

Оставленная в лесу царевна «на терем набрела», в котором жили семь богатырей. Как ведёт себя царевна в тереме? «Дом царевна обошла, всё порядком убрала, засветила Богу свечку, затопила жарко печку…». Она ведёт себя как крестьянская девушка. Она напоминает тех, кому приходилось быть Золушкой, или подобных ей.  Но совсем не сказочных царевен, принцесс, чьи заботы не связаны с приборкой теремов. Значит, пушкинская царевна поступает не по «правилам».

Почему же Пушкин отступил от фольклорной традиции? Царевна ведь должна вести себя по-царски, исключая выполнение «чёрной» работы. Ну, а правила, по которым человеку приходится жить, это внешняя или внутренняя сторона его характера? Правила – это внешняя сторона жизни, то, что определено заранее. В случае с царевной – это то, что дано ей изначально, от неё не зависит. Действия и поведение царевны продиктованы её внутренними побуждениями. Она не должна была по своему положению прибирать терем, но царевна поступила так, как велел её характер.

Таким образом, Пушкин, наделяя царевну качествами крестьянской девушки, снова говорит о том, что во всяком явлении, предмете и, конечно, человеке есть видимое и сущностное. В данном случае это сочетание выступает в форме, которая не очевидна, не явна, что и затрудняет понимание конфликта.

Вся история жизни героев дана в рамках любви – она её начало и конец. А внутри этих рамок – смерть, испытания, людская злоба, жестокость, обман, коварство, неверность («Долго царь был неутешен, но как быть? и он был грешен; год прошёл, как сон пустой, царь женился на другой»). Но была и сердечность Чернавки («Та, в душе её любя…»), доброта и любовь семи богатырей («тебя все мы любим»), верность и любовь Елисея и самой царевны.

Сказка закончилась. Любовь (в широком смысле слова) и есть то добро, которое победило зло и злое мстительное сердце мачехи, по вине которой и случились все несчастья. «Сказка о мёртвой царевне…» — упование на верность и любовь; это попытка упорядочить в пределах сказочной системы разлетающийся, хаотический и зловещий мир реальной жизни… это сказка о последнем оружии человека в его борьбе – силе его духа.    В этой сказке Пушкина, как, впрочем, и в других, «грозные вопросы морали», «оставаясь общечеловеческими…предстали как насущная национальная забота» (4-95).

Заключение.

Таким образом, отступая от некоторых традиционных фольклорных мотивов, Пушкин заставляет читателя внимательнее взглянуть на героев, на их явные и скрытые черты характера, разобраться в содержании сказки, понять ее глубокий смысл. Только вдумчивому читателю это под силу.

Список использованной литературы.

  1. Анкова Е.И. Литературная сказка. XIX века. М., — 2000, с.120
  2. Лотман Ю.И. Пушкин в школе. Книга для учителя. М., -1988, с.340
  3. Пивнюк Н.А. Перечитываем «Сказку о мертвой царевне…», ЛВШ, — №6-1999
  4. Соловей Т.Г. Сказка о любви и верности. Уроки литературы. Приложение к ЛВШ, 3 – 2006

Описание сюжета

Царь женился на молодой красивой женщине с завистливым характером. Она сразу невзлюбила свою падчерицу, дочь мужа от первого брака. Женщину волновала только собственная внешность. Своей красотой она каждый день любовалась в волшебное зеркало. Оно могло разговаривать и всегда подтверждало царице, что она является самой красивой на свете. Но так было до того момента, пока не подросла юная принцесса.

Злость мачехи

Красотой она превосходила свою мачеху. Но характер имела добрый и покладистый. Её сосватали за царевича Елисея, и в скором времени, должна была состояться свадьба. Но злая царица не могла допустить, чтобы кто-то на белом свете превосходил её по красоте. Она велела Чернавке, своей девушке-прислужнице отвести молодую принцессу в лес, привязать к дереву и оставить на съедение диким зверям.

Однако Чернавка пожалела царевну, и привязывать её не стала. Дочь царя долго бродила по лесу и, наконец, вышла на резной терем. Хозяев дома не было, тогда она решила:

  • прибраться в доме;
  • истопить печь;
  • приготовить еду.

Оказалось, что терем принадлежал семи братьям богатырям. Они вернулись со службы и были очень удивлены порядку в доме. Похвалили девушку и оставили у себя жить.

Отравленное яблоко

А в это время царица через своё волшебное зеркало узнала, что царевна жива. Отругала она свою Чернавку и велела закончить задуманное. Та притворилась старухой-нищенкой и пришла к терему богатырей.

Её очень не хотел подпускать к царевне верный пёс Соколко. Он лаял и бросался на нищенку. Но добрая принцесса всё же смогла кинуть бабушке хлеб, за что в благодарность получила от старушки яблоко. Оно было отравлено, но девушка об этом не знала. Она откусила кусочек и упала замертво.

Вернувшиеся с похода богатыри нашли её бездыханное тело. Они долго горевали. Даже не стали хоронить названую сестру в землю, потому что казалось, та просто уснула. На третий день юноши положили царевну в хрустальный гроб и приковали его цепями к столбам в пещере. Там и осталась спать мёртвым сном юная принцесса.

Поиски невесты

Тем временем царевич Елисей разыскивал свою возлюбленную. Он обращался с вопросом о ней ко всем прохожим, но никто ничего не знал. Отчаявшись, он спросил о царевне у Солнца, Месяца и Ветра. Последний рассказал ему про хрустальный гроб в пещере, и царевич отправился взглянуть на тело любимой в последний раз.

Прибыв на место, он действительно увидел свою невесту в хрустальном гробу. Боль его была столь велика, что он разбил крышку. И тут случилось чудо. Царевна будто очнулась от долгого сна, открыла глаза и села в гробу.

Молодые люди обрадовались встрече и отправились в обратную дорогу. Тем временем весть о возвращении царевны разнеслась по округе. Злая царица как увидела падчерицу, так, тотчас умерла. А влюблённые сыграли свадьбу и стали жить долго и счастливо.

Краткое содержание

Повествование начинается со сцены прощания царя, отправляющегося в дальний путь, со своей супругой. Царица долгое время сидит у окна, смотрит вдаль и ждёт своего мужа.

План основных событий сказки:

  • Пока муж отсутствует, царица рожает ему дочь.
  • Царь возвращается, но в тот же день его супруга, ставшая матерью, умирает.
  • Монарх долго скорбит, но всё же женится на своенравной и гордой девушке, обладающей привлекательной внешностью и довольно сложным характером. Среди приданого оказывается волшебное зеркало, умеющее разговаривать. Новоявленная царица любит смотреться в него и спрашивать о своей красоте. Ответ всегда один — «Ты на свете всех милее».
  • Между тем маленькая царевна растёт, расцветает и превращается в прекрасную девушку. К ней сватается королевич Елисей. Готовится свадьба.
  • Царица внезапно узнаёт от волшебного зеркала, что она уже не самая милая: её переплюнула молодая царевна. Подчинившись чувству зависти, мачеха решает убить падчерицу. Для этого она приказывает служанке отвести девушку в глухой лес и оставить привязанной к дереву. Но та проявляет сострадание и отпускает царевну.
  • Пропажи хватились, и царевич Елисей отправился на поиски своей невесты.
  • Блуждая по лесу, юная царевна находит пустую избу и укрывается в ней. Это дом, в котором живут семь богатырей.
  • Вернувшись, хозяева обнаруживают гостю и разрешают жить вместе с ними.
  • Злая мачеха узнаёт, что её конкурентка жива, и посылает к ней служанку с отравленным яблоком.
  • Девушка съедает кусочек яблока и умирает. Богатыри хоронят её в хрустальном гробу, подвешенном на цепях в тёмной пещере.
  • Елисей странствует в поисках своей невесты, но, к сожалению, не находит ее. Он обращается к солнцу и месяцу, но они ничего не знают. Ветер рассказывает, что царевна находится в хрустальном гробу. Царевич отправляется к ней.
  • Войдя в пещеру, королевич в отчаянии ударяет по гробу. Тот разбивается, девица оживает. Влюблённые возвращаются в царский дворец.
  • Царица вновь разговаривает с зеркальцем и узнаёт, что её падчерица жива. В гневе она разбивает волшебный предмет, выбегает в дверь, сталкивается с молодой конкуренткой и умирает на месте.

Сказка завершается счастливым концом. Молодые люди венчаются, играют свадьбу, а все люди, включая рассказчика, гуляют на пышном пиру.

Персонажи сказки

Действующих лиц в сказке не очень много. Для читательского дневника их можно оформить в таблицу или сделать список персонажей «Мёртвой царевны» с характеристикой и небольшим описанием:

  • Царица — она же злая мачеха, отправившая юную принцессу на верную смерть в лес.
  • Царевна — дочь царя и падчерица царицы. Очень красивая девушка с добрым характером.
  • Елисей — царевич, жених принцессы. Отважный молодой человек.
  • Семь богатырей — братья, ведущее отшельнический образ жизни в лесном тереме.
  • Чернавка — служанка злой царицы. Девушка с добрым сердцем, но трусливым характером.
  • Соколко — верный пёс, который пытался спасти царевну от отравления.
  • Волшебное зеркало — приданое злой царицы, которое всегда говорило правду.
  • Солнце, Месяц, Ветер — одушевлённые силы природы, которые указали путь Елисею к хрустальному гробу.

В сказке также присутствуют персонажи, которые влияют на сюжет только косвенно. Например, царь. В тексте про него почти не упоминается, только то, что он женился на злой царице и горевал по потерянной дочери.

В самом начале произведения автор описывает царицу — мать принцессы. Но о ней известно лишь то, что она год прождала мужа из похода, сидя у окна, родила дочь в день его возвращения и умерла.

Царевна и её мачеха

Прочитав сказку Пушкина о мёртвой царевне, можно выделить двух главных героев, определяющих композиционную целостность произведения. Этими сказочными персонажами является молодая царевна, олицетворяющая добро, и её мачеха — антагонист, стоящий на стороне зла.

О новой жене царя сказано, что она была самой красивой женщиной в мире. Скорее всего, именно это качество послужило главным критерием выбора монарха. Однако психологический портрет царицы не столь впечатляет. В нём преобладают следующие черты:

  • своенравие;
  • гордость;
  • ревность.

Главные герои сказки о мёртвой царевне и семи богатырях

В сказке нет описания отношений мачехи с падчерицей или царём, лишь с чернавкой. Больше всего она любит разговаривать с волшебным зеркальцем, упиваясь своей красотой и превосходством: в этом заключается её смысл жизни. Неудивительно, что известие о перещеголявшей её молодой царевне приводит мачеху в неописуемый гнев.

Требуется принимать решительные меры, иначе жизнь царицы будет разрушена. Единственным выходом становится убийство юной девушки. Проявив коварство, злая мачеха всё-таки добивается поставленной цели и радуется. Отрицательный характер персонажа проявляется во всей красе. Но торжество зла длится недолго. Чудесным образом царевна воскресает из мёртвых и встречается со своей убийцей. Мачеха не может вынести столь сильного потрясения и умирает от тоски.

Читатель не имеет представления о детстве царевны. Она росла тихомолком и вдруг расцвела. Сразу же после этого девушка становится жертвой своей завистливой мачехи. Тут читатель проникается к бедной девушке хорошими чувствами. Чернавка любит свою жертву и не может причинить ей зла. Дальнейшее описание поступков героини раскрывает всё больше положительных качеств.

Царевна является идеальным положительным персонажем. Её внешний облик прекрасен, а поведение — выше всех похвал. Это завораживает и заставляет окружающих персонажей хорошо к ней относится. Семеро богатырей называют себя братьями девушки и защищают её от всех опасностей.

Казалось бы, ей ничего не угрожает. Но коварная мачеха нашла хитрый способ устранить конкурентку. Она играет на добрых чувствах и отравляет девушку. Такой поворот событий накаляет страсти и усиливает эффект от последующего хеппи-энда.

Характеристика главных героев

Безусловно, роль каждого из персонажей рассказа важна для общей атмосферы сюжета. Однако главных героев, вокруг которых происходит всё повествование истории можно выделить всего 3.

Злая царица

Вторая жена царя, мачеха юной принцессы. Её образ прописан очень ярко и подробно. Используя цитатный пример, женщину можно описать так:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива…

Она привыкла выглядеть лучше всех, поэтому честность волшебного зеркала её очень злила. Поведение царицы можно описать как зависть, основанная на злобном характере. Красавица не могла смириться, что кто-то может в чём-то её превосходить, поэтому была готова даже убить, лишь бы оставаться первой красавицей на всё белом свете.

Судя по тому, как царицу боялась её девушка-служанка Чернавка, можно представить, каким характером обладала красавица мачеха. Несчастной подневольной даже пришлось пойти на убийство, так она опасалась гнева своей хозяйки.

В этой сказочной истории царица яркий отрицательный персонаж. Все её действия направлены только в угоду себе и во зло другим людям.

Мёртвая царевна

Дочь царя от первого брака. Красивая и добрая девушка. Весь её образ прописан как сопоставительный злой царице. Например, обе они были красивы, но одна была злая, другая добрая. И мачеха, и падчерица — царских кровей. Но одна всё время проводит перед зеркалом, а вторая с лёгкостью занимается обычной людской работой.

Об этом можно судить из фрагмента сказки, когда девушка оказалась в тереме у семи богатырей:

Дом царевна обошла,

Все порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку…

По всей видимости, девушка была обучена простой работе по дому, что говорит о её трудолюбии и уме. О добром характере можно судить по поступку с нищенкой. Несмотря на то что умный пёс чуял в старухе неладное, принцесса всё же смогла передать голодной женщине хлеб.

Скромность и честность также были отличительной чертой царской дочери. Она могла бы выбрать себе в мужья одного из братьев богатырей, но честно призналась им, что уже помолвлена с другим. При этом сделав это таким образом, чтобы не обидеть никого из юношей.

Даже для учеников 5 класса сравнительная характеристика царевны и царицы проста и понятна. Дочь царя — яркий положительный персонаж в этой истории, чего нельзя сказать о её мачехе.

Царевич Елисей

Характеристика Елисея из «Сказки о мёртвой царевне» также проста для понимания. Это положительный со всех сторон персонаж. Он не пустил на самотёк пропажу своей невесты, а сам поехал на её поиски, что говорит об упорстве и смелости молодого человека.

Несмотря на свой статус царевича, Елисей отличался вежливостью. Иначе не смог бы получить помощь от сил природы в поиске своей возлюбленной. Он обращается к ним с почтительностью и благодарностью.

Физической силой, молодой жених, по-видимому, тоже не был обижен. Он с лёгкостью разбивает крышку гроба, в котором лежала царевна, а ведь тот был изготовлен богатырями. В целом образ королевича Елисея вырисовывается довольно ярко — красивый и умный молодой человек с упорным характером и добрым сердцем.

АНАЛИЗ «СКАЗКИ О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ» ПУШКИНА

3.3

(24)

«Сказка О мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина опирается на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице. Достаточно вспомнить народные сказки: русские — «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-хаврошечка», немецкие — «Госпожа Метелица» и «Снегурочка», французскую «Золушку» и другие. Но Пушкин сумел наполнить традиционный сюжет особой глубиной, пронизанной светом добра. Как и всё пушкинское, эта сказка, как драгоценный камень, сверкающий тысячами граней смысла, поражающий нас многоцветьем слова и ясным, ровным сиянием, исходящим от автора, — не ослепляющим, а просветляющим наши невидящие глаза и спящие духовно сердца.

Свои клады пушкинская сказка открывает любому читателю, будь ему десять или пятьдесят лет — было бы только желание открыть. Но юного читателя должен повести за собой взрослый. Хорошо, если это мама, папа, бабушка, дедушка …

После чтения сказки «О мертвой царевне и семи богатырях» попробуем проанализировать её, ответив на ряд вопросов.

Какое впечатление произвела на вас сказка? Что особенно понравилось, запомнилось? Почему? Сказка детям нравится прежде всего тем, что добро побеждает зло. Их очень привлекает образ молодой царевны добротой и верностью. С удовольствием они говорят о чудесном зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Из понравившихся эпизодов выделяют странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного Соколко. А ещё восхищаются мелодичными стихами, что радует особенно.

От беседы о первых впечатлениях перейдём к попытке композиционного анализа сказки:

Кто в сказке в центре внимания автора? Почему? В центре внимания царица-мачеха и царевна, потому что они представляют два жизненных полюса: добро и зло. Есть ли в сказке персонажи, которые близки молодой царевне и воплощают в себе силы добра? Есть. Это царица-мать, королевич Елисей, богатыри, Соколко, солнце, месяц, ветер. А кто воплощаёт силы зла? Откровенно злой персонаж в сказке один — мачеха. Но будь она совершенно одна, не могла бы она вершить злые дела и хоть на какое-то время добиваться успеха. Кто же помогал ей творить зло? Чернавка. Чернавка сама по себе злая или нет? Тогда почему она становится исполнительницей злой воли? Нет, она любит молодую царевну, о Чернавке сказано: «Та, вдуше её любя … » Ей совсем не хочется выполнять приказ царицы, но … Чёрт ли сладит С бабой гневной? Спорить нечего … Страх наказания оказывается сильнее милосердия, и Чернавка ведёт царевну в чащу леса … А спустя некоторое время приносит ей отравленное яблоко. Выходит, что страх и безволие помогают злу осуществляться, и в таком случае даже неплохой человек меняется в своей сути. Откуда же в царице ненависть к царевне? Зеркальце сказало ей правду о том, что царевна красивее её, и вызвало гнев мачехи. Она не может жить без постоянных подтверждений её непревзойдённости. Хотя, вероятнее всего, красота падчерицы рано или поздно стала бы очевидной для всех, и, следовательно, не уйти от беды молодой царевне. А зло даже правду может сделать поводом к преступлению — ведь на то оно и зло, чтобы достичь своих целей … Самое страшное свойство зла заключается в том, что его можно не увидеть и, значит, не распознать. Добрых героев мы видим сразу, а зло, как микробы, рассеяно повсюду и до поры до времени незаметно. Вспомните: когда у царевны появилась мачеха? Через год после смерти родной матери: Год прошёл, как сон пустой, Царь женился на другой. Можно ли узнать из сказки об отношении новой жены царя к его дочери? Нам ничего неизвестно об этом. Но мы можем догадаться, что царица её даже не замечала. царевна росла «тихомолком» — значит, без внимания, сама по себе. Когда же мачеха вспомнила о падчерице? Когда пришла пора выдавать царевну замуж, мачеха, «на девичник собираясь», задала зеркальцу любимый вопрос и получила на него ответ: Ты прекрасна, спору нет; Но царевна всех милее, Всех румяней и белее. Итак, девочка выросла без матери, мачеха ею не интересовалась, да и отец, видимо, был занят больше молодой женой, чем дочерью. Не случайно год после смерти жены обозначен именно «годом» (так долго он тянулся для царя!), а остальное время (верно, не меньше 16 — 17 лет) промелькнуло быстро, так что уже и дочь выросла и стала невестой. Однако несмотря на всё это, царевна «поднялась и расцвела».

Найдите её описание и выделите в нём ключевые слова. Пятиклассники называют слова: нраву кроткого такого. Объясните: что значит «нрава кроткого»? (Тихая, спокойная, скромная, приветливая. ). Царевна не требовала к себе особого внимания, жила и росла «тихомолком». Когда она по воле злой мачехи оказалась в лесу, а потом в тереме богатырей, то приняла это со смирением, ни на кого не затаила злобы, осталась такой же доброй и приветливой (вспомним её поведение в незнакомом доме, отношение к «нищей чернице»), любящей, верной своему жениху.

Откуда же эти замечательные качества у царевны? От родной матери. Перечитаем начало сказки и посмотрим, какой она была. Ждёт-пождёт с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьётся вьюга, Снег валится на поля, Вся белёшенька земля. Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. Всё время разлуки она провела у окна, ожидая «милого друга». Любовь и верность- главные качества её характера. Отчего умерла царица? От счастья, что наконец видит мужа:

На него она взглянула, Тяжелёшенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла. Так велика была её любовь …Умение любить, быть верной, терпеливой передались дочери от матери. Обратим внимание детей на то, когда родилась девочка: Вот в сочельник в самый, в ночь Бог даёт царице дочь. Можете ли вы назвать дату рождения царевны? Да — 6 января, накануне Рождества. С давних времён люди, рождённые накануне больших религиозных праздников или в самые праздничные дни, считались отмеченными Богом, любимыми им. Вспомним, когда кротость, смирение, терпение приходили на помощь царевне, выручали её из беды, помогали преодолеть трудности. Когда царевна оказалась в дремучем лесу с Чернавкой и поняла, что ей грозит, она … взмолилась: «Жизнь моя! В чём, скажи, виновна я, Не губи меня, девица! А как буду я царица, Я пожалую тебя». и Чернавка пожалела бедную девушку: Не убила, не связала, Отпустила и сказала: «Не кручинься, Бог с тобой». Богатыри, пленившись её скромностью и красотой, приютили в своём доме: и царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была. Вмиг по речи те спознали, Что царевну принимали; Усадили в уголок, Подносили пирожок; Рюмку полну наливали, На подносе подавали. От зелёного вина Отрекалася она; Пирожок лишь разломила, Да кусочек прикусила, И с дороги отдыхать Отпросилась на кровать.

С радостью принял царевну даже пёс: Ей навстречу пёс, залая, Прибежал и смолк, играя; В ворота вошла она, На подворье тишина. Пёс бежит за ней, ласкаясь … А когда царевне грозила беда, Соколко пытался её предотвратить. Богатыри не решились похоронить царевну и это помогло Елисею вернуть её к жизни. Ради неё он был готов на всё и без устали искал свою невесту — значит, заслужила она такую самоотверженную любовь своим кротким нравом …

Задумайтесь, почему в приданое царице было дано только «зеркальце одно» (тогда как за царевной давали «семь торговых городов /да сто сорок теремов»)? Царица считала, что главное в ней — красота, она же её главное приданое. Разве ей не достались города и терема? Достались, конечно, но поэт почему-то подчеркнул именно зеркальце. Почему? Наверно, потому что в зеркальце она видела себя, любовалась своей красотой, а это было для неё самым важным. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя … Может ли внешняя красота стать жизненной целью? И можно ли о человеке судить только по внешней красоте? Всё ли она говорить нём? Нет, сама по себе внешняя красота не может быть единственной ценностью человека. Хотя с царицей именно так и было: красота — единственное её достоинство. Внешняя красота должна дополниться внутренней — красотой души. Так, как это соединилось в молодой царевне, которая любила всех и ко всем была добра. А царица была добра только с зеркальцем. Чем стало для неё это зеркальце? Почему? Оно стало, по сути, её единственным собеседником, «С ним одним она была; Добродушна, весела, ; С ним приветливо шутила … ». Выходит, другим напрасно было ждать от царицы приветливого слова … Почему только с зеркальцем царица была «добродушна, весела»? Она была зависима от него. Ей хотелось слышать только о своей красоте, всё остальное её не интересовало. Может ли предмет(даже такой необычный, говорящий!), к примеру телевизор, компьютер, заменить живых людей? Разумеется, нет: ведь это всего лишь предмет, без души и сердца …

Что же невольно укрепляло и развивало зеркальце в царице? Гордость, уверенность в своей несравнимости и красоте, самовлюблённость. Интересно, что, говоря о царице, дети вспомнили о Нарциссе: ведь и он гляделся в воду, как в зеркало, и любовался собой. Рассмотрим и сравним иллюстрации к этому эпизоду разных художников.

Царица. Зворыкин Царица. Куркин

На первой иллюстрации Зворыкина царица кажется неприступной в своей горделивости, она будто памятник себялюбию и гордыне. На второй подчёркнуты её ломливость и своенравие. Какие же качества может породить в человеке гордыня? Почему? Гордыня порождает высокомерие, ревность, зависть, эгоизм, злобу, гнев, себялюбие. Всё это становится естественным её проявлением, потому что человек, одержимый гордыней, ощущает себя центром Вселенной … Вот почему сообщение зеркальца о том, что «царевна всё ж милее, / Всё ж румяней и белее … » вызвало такую бурю гнева у мачехи. Что стало следствием гнева царицы? Какое чувство толкнуло её на преступление? Царица решила погубить свою падчерицу, зависть толкнула её на преступление. Почему царица с её кознями и коварством оказалась бессильной перед кроткой царевной? Кроткую царевну все любили и приходили ей на помощь, она ко всем была приветлива и добра, никого не обижала и готова была каждому помочь. Вспомните причины смерти царицы-мачехи и родной матери царевны. Родная мать царевны умерла от восхищения, счастья, что видит любимого мужа, царица-мачеха — от зависти и злобы …

3.3 / 5. 24

.

Краткий анализ

Характеристика героев сказки поможет составить представление о мире персонажей и его атмосфере, а краткий анализ произведения понять его главную мысль. Для читательского дневника в 5 классе упрощённый разбор сказки будет выглядеть следующим образом:

  • Год написания — 1833.
  • Полное название — «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
  • Автор — Александр Сергеевич Пушкин.
  • Жанр — стихотворная сказка.
  • Тема — любовь бессмертна.
  • Основная мысль — доброта, любовь и взаимовыручка может противостоять любому злу, даже смерти.

Есть версии, что в основе этого произведения лежат фольклорные мотивы и даже некоторые сказки зарубежных авторов. Однако все критики сходятся во мнении, что сказка — полноценное авторское произведение, написанное в особой Пушкинской манере.

В основе текста цепная композиция с троекратными повторами. Этот метод написания намного облегчает восприятие сюжета даже для самых юных читателей. К тому же система образов, основанная на их противостоянии, чётко квалифицирует каждого из персонажей.

В сказке сразу понятно, кто положительный герой, а кто отрицательный. Причём первых гораздо больше, что делает историю доброй и позитивной.

Произведение учит детей добру и взаимовыручке. Всегда помогать людям, попавшим в трудную ситуацию. Оставаться честным с собой и окружающими, какие бы трудности ни преподносила жизнь.

Персонажи

Главные герои

  • Варвара Краса — Длинная Коса

    Екатерина Гороховская
  • Василиса — Царевна Лягушка

    Юлия Рудина
  • Дарья — Царевна Несмеяна

    Наталья Терешкова
  • Царевна Елена Прекрасная

    Елизавета Захарьева
  • Спящая Царевна Соня

    Алёна Кононова

Второй план

  • Кощей Бессмертный

    Станислав Концевич
  • Кот

    Сергей Мардарь
  • Марлен

    Мария Цветкова
  • Сова

    Светлана Кузнецова
  • Баба Яга

    Сергей Дьячков
  • Улыбка кладовой

    Галина Чигинская
  • Закадровый голос

    Михаил Черняк

  • Поступки героев сказки айога
  • Поступки героев в рассказе жеребенок
  • Поступки герды из сказки снежная королева
  • Поступки вырина из рассказа станционный смотритель
  • Поступки василисы премудрой из сказки царевна лягушка