Поступки героев в рассказе жеребенок

  • Сочинения
  • По литературе
  • Шолохов
  • Анализ рассказа Жеребёнок

Анализ произведения Шолохова Жеребенок

Михаил Александрович Шолохов написал замечательный сборник «Донских рассказов», где одним из самых интересных и трагичных является повествование о жизни обычного жеребенка.

События в рассказе развиваются в период гражданской войны, которая велась на землях Придонья. Главный персонаж – это обычный военный по имени Трофим. Он был сторонником Красной Армии, а так же родившийся в ту пору безымянный и беспомощный жеребенок.

Все повествование складывается на противостоянии человеческой вражды, взаимоотношениях человека, вынужденного вести кровопролитную борьбу, природы и человеческой совести.

Судьба ни в чем неповинного жеребенка, родившегося в «неурочный час», казалось бы, предрешена. Командир Трофима обязует его пристрелить маленькое создание, так как он родился «не вовремя» и «не к месту». Жеребенок в тот период являлся для всех обузой. Ранним утром мужчина отправляется в конюшню, чтобы исполнить приказ, но так и не решается это сделать. Трофим говорит, что его ружье поломано, но на самом деле он просто не вставил туда патрон. Трофим принимает для себя решение оставить в отряде бедного и беззащитного жеребенка. Свое решение эскадронному он объясняет те, что когда закончатся боевые действия и насупит мир, нужно будет чем-то пахать землю. И в этом ему поможет тот самый жеребенок.

Так и осталось беззащитное животное в военном отряде жить, несмотря на все тяготы и лишения военных солдат. Но когда начинается бой, жеребенок начинает все время путаться под ногами. В один момент он отстает от своей матери, а та остановилась и не хочет бежать дальше, пока ее ребенок не догонит их. Трофим же схватил винтовку и выстрелил в жеребенка, но промахнулся.  На самом деле он это сделал специально, так как прекрасно понимал, что маленькое животное ни в чем не виновато. Даже поздно вечером, после тяжелого боя, эскадронный признался Трофиму, что когда он глядит на маленького жеребенка, даже каменное сердце перестает быть твердым и становиться похожим на мочалку.

Следующим днем военный отряд вместе с Трофимом и маленьким жеребенком отправляется вплавь через реку Дон. Сначала жеребенок плыл рядом, но потом стал терять силы и отстал. Он начал кричать, как кричит маленький ребенок от слабости и беспомощности. Услышав его плачь, и зовущие стоны, Трофим не выдержал и поплыл ему на подмогу. Он помог жеребенку вернуться на берег. Это были последние минуты жизни человека. На берегу его встретила вражеская пуля. Он даже не успел откашляться, вернувшись со зверенышем на берег, получив точный выстрел в спину.

Смысл рассказа Шолохова заключается в том, что даже несмотря на все тяготы и лишения во время кровопролитной войны, человек не теряет присущие ему качества жалости и доброго отношения к животному. Маленькое существо, рожденное в тяжелый период убийств и постоянного напряжения, помогает человеку не потерять себя как личность, смягчая его сердце. Именно поэтому, пожертвовав своей жизнью, Трофим не смог оставить в беде жеребенка и потеряв свою, сохранил чужую жизнь.

Анализ 2

Произведение является одной из составных частей сборника небольших новелл писателя, изданного под названием «Донские рассказы».

Сюжетная линия рассказа повествует о событиях, происходящих в период кровопролитной гражданской войны на территории Придонья.

Главными персонажами произведения представляются обыкновенный служивый по имени Трофим, воюющий на стороне Красной армии, и родившийся в условиях жесточайшей борьбы маленький безымянный жеребенок.

Повествование рассказа строится на контрастном приеме противопоставления, выраженном во взаимоотношениях человека, поставленного в трудные военные условия, окружающей природы и людской совести.

Жеребенок появляется на свет в неурочное время ожесточенных боев и по приказу командира Трофим обязан избавиться от внезапно обнаружившейся обузы, пристрелив малыша. Однако мужчина, понимая важность и необходимость данного поступка, не в состоянии осуществить казнь беззащитного жеребенка. Именно поэтому ребенка боевой кобылы оставляют в отряде, хотя он является тяжелой обузой для солдат.

Однако при переправе отряда через широкую реку, слабый жеребенок попадает в беду, поскольку ему не хватает сил добраться до берега и ему на помощь приходит Трофим, спасший малышу в который раз жизнь. Но, ощутив под ногами землю, Трофим оказывается застреленным белогвардейским офицером, наблюдавшим сцену спасения животного.

Рассказ поднимает проблематику важных нравственных заповедей, которые исчезают в человеке, оказавшемся в условиях военных действий, калечащих людей и делающих из них черствых, бездушных, каменных, бесчувственных существ. При этом с появлением в их жизни крохотных, беззащитных животных, несмотря на жестокость и грубость внешних обстоятельств, в людях пробуждается надежда об обретении радости, счастья, спокойствия и мира, а душа их наполняется добром и любовью. 

Финал в виде трагической гибели главного персонажа является символичным, поскольку смерть Трофима представляется продолжением жизни маленького жеребенка, которому человек сохранил будущее.

Несмотря на краткость повествовательного содержания рассказа, писатель мастерски описывает историю о сложных взаимоотношения человека и животного, ради которого Трофим совершает героический поступок ценой собственной жизни тем самым демонстрируя истинный человеческие качества в виде милосердия, сострадания, великодушия.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Жеребёнок

Анализ рассказа Жеребёнок

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Как изменилась Татьяна в Евгении Онегине

    Несмотря на то, что произведение Пушкина названо в честь главного героя, Евгения Онегина, образ Татьяны Лариной также занимает в нем центральное место.

  • Примеры любви из жизни для сочинения

    Любовь – многогранное понятие. Для кого-то это союз двух сердец, родственных на духовном уровне. Кто-то влюблен в то, чем он занимается. А как родители обожают своего ребенка, братья и сестры становятся самыми лучшими друзьями

  • Сочинение «Только те по-настоящему мертвы, о ком полностью забыли» — пословица

    «Только те по-настоящему мертвы, о ком полностью забыли». Так гласит одна пословица. Как по мне, она несет очень глубокий смысл и заставляет о многом задуматься. Каждый может трактовать ее для себя по-разному

  • Какие исторические события меняют судьбы людей сочинение

    Многие десятилетия наука изучает значение человека в истории и наоборот. Одним людям удается инициировать исторические события, а другим приходится просто двигаться в соответствии с происходящими событиями,

  • Образ и характеристика Снежной королевы в сказке Андерсена

    В сказке Андерсена «Снежная королева» одна из отрицательных героинь холодная и жестокая королева

Проблематика рассказа Шолохова «Жеребенок»

На чтение 3 мин Опубликовано 06.10.2020
Обновлено 06.10.2020

Цикл произведений Михаила Александровича Шолохова с запоминающимся названием «Донские рассказы» включает в себя незабываемое повествование о беззащитном, никому не нужном жеребенке, «внеурочно» родившимся и ставшим обузой для окружающих. Рассказ ведется о времени военных действий во время гражданской войны, которая велась в землях Придонья. Затронутые общечеловеческие ценности, моральные устои даже в особо непростое, жестокое время, остаются актуальными и сегодня. Ведь каждый человек сталкивается с выбором между добром и злом, а внешние обстоятельства становятся только фоном для развивающихся событий.

Суть сюжетной линии

Повествование в рассказе «Жеребенок» ведется в виде описания каждого дня жизни простого военного по имени Трофим. Как раз в ту пору и родился беспомощный жеребенок, который казался скорее обузой для сторонников Красной Армии, чем ценным приобретением. Поскольку бедный малыш родился «не к месту», командир послал Трофима убить его, и судьба малыша, казалось, была предрешена.

Однако человеческие чувства победили рациональность в душе Трофима: сославшись на поломку ружья, он не убивает ни в чем не повинное делание, а оставляет его в отряде и обосновывает свое решение необходимостью по окончании военных действий использовать подросшего жеребенка для возделывания полей. Так жеребенок начинает свой «боевой» путь вместе с отрядом.

Какие проблемы рассматриваются в произведении?

Последовательность событий в рассказе раскрывает перед читателем понятные каждому и близкие любому проблемы:

  • вопрос человечности, причем проявление данного качества даже в такое непростое и страшное время, как кровопролитные военные действия;
  • доброе и бережное отношение ко всему живому, что может характеризовать человека как высшее и исключительно сознательное создание;
  • возможность всегда оставаться человеком вне зависимости от внешних обстоятельств. Все ужасы войны, голод, постоянная опасность не должны истребить в человеке его качеств, умения сопереживать более слабым и зависимым от него существам.

Дальнейшее развитие событий в рассказе складывается таким образом, что на одной из переправ, когда у жеребенка не остается сил, чтобы переплыть реку, Трофим фактически ценой собственной жизни спасает его: сразу после благополучного прибытия на берег точная пуля врага настигает героя… Цена своей жизни для спасения невинного молодого животного – пик развития событий рассказа, однако проблематика произведения в целом гораздо более обширная.

Умение сопереживать, не ставить себя и свою ценность выше других, способность находить радость и в сложное время – именно такие черты должны отличать настоящего человека. Сохранить свою человечность в любых обстоятельствах непросто, а порой кажется невозможным. Но рассказ Шолохова «Жеребенок» с незамысловатым сюжетом помогает понять каждому читателю, что всё возможно, если человек не изменяет своему предназначению, и даже сложные внешние обстоятельства не способны сломить его волю и умение оставаться человечным в любых условиях.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Шолохов
  4. Анализ рассказа Жеребенок

Анализ рассказа Жеребенок Шолохова

Война – страшное событие, под влиянием которой люди, несомненно, меняются. Не может в такое время человек остаться прежним. Он должен не иметь страха и жалости к врагу. Ведь человек понимает, что от этого зависит жизнь его друзей, близких, родственников, да и обычных людей. Но какие бы события не происходили, человек остаётся человеком, у которого есть чувства, эмоции и сострадание.

В произведении Шолохова действие происходит во времена противостояния «красных» и «белых». Кругом бои, слышны постоянные выстрелы. Земля, изрытая окопами и истоптанная истоптанными сапогами пехоты, напоминала «заплаканное, измятое горем лицо девушки». И среди всего этого случается прекрасное. Самое важное, что происходит в жизни – рождение нового существа в данном произведении — жеребенка. И первое, что ощущает звереныш это ужас и лишь потом, он почувствовал «полноту жизни и неизбывную сладость материнской ласки». Рассказ Шолохова построен на контрастах, например, война и рождение. Главный герой Трофим, увидев существо, понимает, что он лишь будет мешать воевать и доставлять проблемы, поэтому его надо уничтожить. Такого же мнения и эскадронный.

Рано утром Трофим с винтовкой направляется в конюшню. Проходит пару минут, но выстрела так и не слышно. Неисправна винтовка утверждает Трофим, но оказывается, что в ней просто нет патрон. И Главный герой, разговаривая с эскадронным, решает пока оставить жеребенка, ведь когда кончится война, надо будет пахать. Первая попытка выполнить задуманное Трофиму, не удаётся.

Когда же начинается бой, жеребенок носится под ногами. А после, когда маленькое животное отстало, мать его не слушается Трофима, ничего ее не заставляет двинуться с места, пока малыш не нагонит ее. Тут Трофим вновь берет винтовку и стреляет, но промахивается. Главный герой понимает, что не может убить невинного зверька. Да и эскадронный потом вечером признается, что глядя на жеребенка «сердце из камня обращается в мочалку».

На следующий день отряду приходится переправляться через Дон вплавь. Когда же Трофим увидел обессиленного, плывущего жеребенка, который так кричал, как дети кричат, не выдержал он и поплыл за ним. Выплывая на берег со зверенышем, не успевая откашляться, главный герой получает пулю в спину.

В данный рассказ небольшого объема М. Шолохов вносит огромный смысл, что и при ужасных обстоятельствах, человек остается человеком. Когда кругом одни смерти и сердце каменеет, рождение маленького существа, может растопить даже такое сердце. И человек может пожертвовать своей жизнью, чтобы дать ее другому существу.

Никогда нельзя забывать, что ты в первую очередь человек.

Вариант 2

Рассказ М. Шолохова «Жеребенок» — одна из печальных историй о взаимоотношениях человека и животного, которая закончилась трагедией. Череда событий произведения вобрала в себя темы, которые стали доказательством жестокости войны и в отношении животных, и людей. Она не пощадила никого.  

В разгар военных действий кобыла солдата Трофима приносит жеребенка. Трофим не в силах застрелить новорожденного, надеясь на милость командующего. Даже после того, как он едва не лишился жизни в бою из-за медлительности лошади, которая не хотела передвигаться без жеребенка, мужчина не убил его.

Каждый понимал, что животное отвлекает свою мать от приказов людей. Но даже война не смогла погубить в людях человеческие чувства. Трофим находит причины, чтобы не убивать животное из-за привязанности к нему, от того, что крик жеребенка напоминает «крик ребенка».

Во время переправы через реку тонущий жеребенок вновь отвлек внимание солдат. Но, несмотря на это, был в третий раз спасен Трофимом. Финал рассказа трагический – спаситель жеребенка застрелен врагом.  

В рассказе автор безжалостно противопоставляет переживания, действия людей в военное время тем проявлениям человеческих желаний и чувств, которые они испытывают в период Гражданской войны. Бесценны переживания человека, связанные с жалостью и состраданием. Понимая создавшееся положение, Трофим старается любым способом сохранить жизнь жеребенку, однако война не щадит никого.

Основная мысль Шолохова заключается в том, что влиянию военных действий подвержены все. Но каждый вправе выбирать тот путь, который подсказывает ему совесть. Застрелив жеребенка сразу после его рождения, Трофим мог прекратить череду страданий, связанных с тем, что животное мешало в боях. Кроме того, он мог остаться в живых. Но сердце русского человека способно любить и сострадать так, что иногда приходится приносить в жертву и свою жизнь. Даже в тяжелых условиях человек может не терять своего истинного лица, достоинства, до конца защищая тех, кто слабее и беззащитен.

Характерно то, что главному герою не требовалось длительного времени на размышление о своих поступках. Он интуитивно становится на защиту животного. На фоне «воющего гула» любовь и нежность, изображенные автором, проникают и в описание военных будней: «кобыла любовно облизала», она преданна и не отходит от своего дитя. Замыкает эту цепь и Трофим, у которого так и не поднялась рука застрелить беззащитное животное.   

Помощником в отражении чувств происходящего в рассказе стала природа. Она будто вторила каждой мысли главного героя, его поступкам: «глухо гудела земля», «луг напоминал измятое горем лицо девушки». Подобное состояние испытывал и герой произведения.

Таким образом, с помощью разнообразных выразительных средств, изображения природы и взаимоотношений человека и животного автор изобразил сопротивление добра и милосердия, живущих в сердцах людей, злу, которое несет война. Стремление человека жить в радости и счастье нарушается насилием, злом, которое исходит от войны, против которой и ведет борьбу герои произведения.

Анализ рассказа Жеребенок

Анализ рассказа Жеребенок

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Почему Чичиков — главный герой поэмы?

    В поэме «Мертвые души» Н. Гоголь обращает внимание читателя на развитие исторического пути нашей с вами страны. Многие в 20 веке видели, что общество стало жадным до денег как никогда, дельцы

  • Быков

    Сочинения и анализ по рассказам Быкова

  • Анализ произведения Наука ненависти Шолохова

    Выход в свет рассказа «Наука ненависти» совпадает с годовщиной начала Великой Отечественной войны 22 июня 1942 года. Рассказ совершенно отличается по стилю написания от других произведений Шолохова.

  • Главные герои сказки Дюймовочка Андерсена (характеристика)

    Сказка Г. Х. Андерсена под названием «Дюймовочка» после первого прочтения оставляет в душе и детей, и взрослый глубокий след. Это связано с тем, что переживая вместе с героями

  • Анализ сказки Золушка Шарля Перро

    Сказка Шарля Перро Золушка известна во всем мире. Согласно сюжету, Золушка много хлопотала по дому в семье мачехи и отца. Однажды с помощью Феи-крестной

Сочинение на тему Анализ рассказа Жеребенок

Анализ рассказа Жеребенок

Михаил Александрович Шолохов написал замечательный сборник «Донских рассказов», где одним из самых интересных и трагичных является повествование о жизни обычного жеребенка.

События в рассказе развиваются в период гражданской войны, которая велась на землях Придонья. Главный персонаж – это обычный военный по имени Трофим. Он был сторонником Красной Армии, а так же родившийся в ту пору безымянный и беспомощный жеребенок.

Все повествование складывается на противостоянии человеческой вражды, взаимоотношениях человека, вынужденного вести кровопролитную борьбу, природы и человеческой совести.

Судьба ни в чем неповинного жеребенка, родившегося в «неурочный час», казалось бы, предрешена. Командир Трофима обязует его пристрелить маленькое создание, так как он родился «не вовремя» и «не к месту». Жеребенок в тот период являлся для всех обузой. Ранним утром мужчина отправляется в конюшню, чтобы исполнить приказ, но так и не решается это сделать. Трофим говорит, что его ружье поломано, но на самом деле он просто не вставил туда патрон. Трофим принимает для себя решение оставить в отряде бедного и беззащитного жеребенка. Свое решение эскадронному он объясняет те, что когда закончатся боевые действия и насупит мир, нужно будет чем-то пахать землю. И в этом ему поможет тот самый жеребенок.

Так и осталось беззащитное животное в военном отряде жить, несмотря на все тяготы и лишения военных солдат. Но когда начинается бой, жеребенок начинает все время путаться под ногами. В один момент он отстает от своей матери, а та остановилась и не хочет бежать дальше, пока ее ребенок не догонит их. Трофим же схватил винтовку и выстрелил в жеребенка, но промахнулся.  На самом деле он это сделал специально, так как прекрасно понимал, что маленькое животное ни в чем не виновато. Даже поздно вечером, после тяжелого боя, эскадронный признался Трофиму, что когда он глядит на маленького жеребенка, даже каменное сердце перестает быть твердым и становиться похожим на мочалку.

Следующим днем военный отряд вместе с Трофимом и маленьким жеребенком отправляется вплавь через реку Дон. Сначала жеребенок плыл рядом, но потом стал терять силы и отстал. Он начал кричать, как кричит маленький ребенок от слабости и беспомощности. Услышав его плачь, и зовущие стоны, Трофим не выдержал и поплыл ему на подмогу. Он помог жеребенку вернуться на берег. Это были последние минуты жизни человека. На берегу его встретила вражеская пуля. Он даже не успел откашляться, вернувшись со зверенышем на берег, получив точный выстрел в спину.

Смысл рассказа Шолохова заключается в том, что даже несмотря на все тяготы и лишения во время кровопролитной войны, человек не теряет присущие ему качества жалости и доброго отношения к животному. Маленькое существо, рожденное в тяжелый период убийств и постоянного напряжения, помогает человеку не потерять себя как личность, смягчая его сердце. Именно поэтому, пожертвовав своей жизнью, Трофим не смог оставить в беде жеребенка и потеряв свою, сохранил чужую жизнь.

Анализ 2

Произведение является одной из составных частей сборника небольших новелл писателя, изданного под названием «Донские рассказы».

Сюжетная линия рассказа повествует о событиях, происходящих в период кровопролитной гражданской войны на территории Придонья.

Главными персонажами произведения представляются обыкновенный служивый по имени Трофим, воюющий на стороне Красной армии, и родившийся в условиях жесточайшей борьбы маленький безымянный жеребенок.

Повествование рассказа строится на контрастном приеме противопоставления, выраженном во взаимоотношениях человека, поставленного в трудные военные условия, окружающей природы и людской совести.

Жеребенок появляется на свет в неурочное время ожесточенных боев и по приказу командира Трофим обязан избавиться от внезапно обнаружившейся обузы, пристрелив малыша. Однако мужчина, понимая важность и необходимость данного поступка, не в состоянии осуществить казнь беззащитного жеребенка. Именно поэтому ребенка боевой кобылы оставляют в отряде, хотя он является тяжелой обузой для солдат.

Однако при переправе отряда через широкую реку, слабый жеребенок попадает в беду, поскольку ему не хватает сил добраться до берега и ему на помощь приходит Трофим, спасший малышу в который раз жизнь. Но, ощутив под ногами землю, Трофим оказывается застреленным белогвардейским офицером, наблюдавшим сцену спасения животного.

Рассказ поднимает проблематику важных нравственных заповедей, которые исчезают в человеке, оказавшемся в условиях военных действий, калечащих людей и делающих из них черствых, бездушных, каменных, бесчувственных существ. При этом с появлением в их жизни крохотных, беззащитных животных, несмотря на жестокость и грубость внешних обстоятельств, в людях пробуждается надежда об обретении радости, счастья, спокойствия и мира, а душа их наполняется добром и любовью. 

Финал в виде трагической гибели главного персонажа является символичным, поскольку смерть Трофима представляется продолжением жизни маленького жеребенка, которому человек сохранил будущее.

Несмотря на краткость повествовательного содержания рассказа, писатель мастерски описывает историю о сложных взаимоотношения человека и животного, ради которого Трофим совершает героический поступок ценой собственной жизни тем самым демонстрируя истинный человеческие качества в виде милосердия, сострадания, великодушия.

Картинка к сочинению Анализ рассказа Жеребёнок

Предыдущая

СочиненияГлавные и второстепенные герои комедии Горе от ума (персонажи, действующие лица)

Следующая

СочиненияПлан рассказа Микроскоп Шукшина

анализ рассказа шолохова жеребенок

Жеребёнок входит в цикл Донские рассказы М.А.Шолохова, написанный во второй половине двадцатых
годов. Сам автор родился, вырос и провёл большую часть своей жизни на Дону, был свидетелем и
непосредственным участником тех собутий гражданской войны, который он описал в своих произведениях.
Когда читаешь рассказ, становится страшно и жутко от количества описанных в нём ужасов. Ужас это
первое впечатление жеребёнка на земле, перед его глазами предстают бой, выстрелы, убийства. Ужас
это и то чувство, которой испытал каждый из воюющих.
Сюжет рассказа характерен для того времени, которое было очень жестоким. Но, в отличие от
большинства других произведений Шолохова, здесь отсутствует типичное противостояние красных и
белых, точнее сказать, оно не совсем ярко выражено.
Во время гражданской войны в полку, где служит герой рассказа Трофим происходит странное событие:
Боевая кобыла приносит жеребёнка. Его необходимо убить, но этого никто не может сделать. В итоге
Трофим своей жизнью заплатил за спасение животного. Этот жеребёнок проявляет истинную сущность всех
воюющих. Для них он напоминание о мирной жизни, живое олицетворение того, за что они борются и до
чего им ещё так далеко.
Этот рассказ вполне вписывается в идею цикла. Война делает людей грубыми, жестокими и
бесчувственными, и в то же время мы видим, что не всё человеческое утрачивается. Вот, например, как
говорит эскадронный Трофиму: Гляну на него (жеребёнка), и рука дрожит+ рубить не могу+ вид у него
домашний+ сердце из камня обращается в мочалку+ Итак мы видим, что война ещё не закончилась, а
люди уже стремятся к мирной жизни. Это является показателем того, что в каждом человеке
присутствует чувство любви и доброты к окружающим.

Произведение «Жеребенок», цикл «Донские рассказы»

«Донские рассказы» были написаны в 1920г.

М.А Шолохов воспроизводя страшные эпизоды, мотивы ненависти, ожесточения, писал отнюдь не сказки. Он, враг романтических красот, выступал против живописных и красочных описаний смерти.

Основной мыслью рассказа «Жеребенок» является исключительная доброта и человечность человека.

Произведение начинается с потрясающего события — рождения жеребенка. Единственный минус этого события – это то, что рождение происходит во время войны. Известно, что во время войны наездники стараются уберечь своих лошадей от этого, отделяя кобыл от жеребцов. Но в рассказе это не удалось. Сначала при виде жеребенка хозяин кобылы Трофимов решил было застрелить его, но, только взглянув в его глаза, сразу, же принял решение оставить его.

Несколько раз Трофимов посегался на жизнь жеребенка, из-за того, что он мешал сражению, но тот час же отступал. В один момент, когда весь полк переправлялся через реку, жеребенок отстал от него. Трофимов на лодке плыл поодаль от этого места. Вдруг он услышал тонкое ржание жеребенка «И сердце облилось кровью». Трофимов поплыл за ним, подплыл к жеребенку, схватил его за туловище, и уже вместе они доплыли до берега.

Такой человек как Трофимов, казалось бы, каменный и бесчувственный, очерствевший, не поплыл бы за жеребенком, но как оказалось, он добрый и отзывчивый.

Когда Трофимов с жеребенком выполз на берег, Там стояла его кобыла. Отряхиваясь, она облизывала свое дитя. И вдруг пуля сразила Трофимова, попав ему в спину. Он упал на землю, посмотрел на жеребенка и на кобылу в последний раз и улыбнулся. Трофимов пожертвовал своей жизнью ради жизни другого.

Это ли не самое важное качество человека.

09.11.2014

Анализ рассказа М.А. Шолохова «Жеребенок» в работе с одаренными учащимися

Кутняхова Наталия

учитель русского языка и литературы

Рассказ М.А. Шолохова «Жеребенок» востребован региональными (Ростовская область) образовательными программами по внеклассному чтению, «Донской литературе» и программами дополнительного образования Центров развития одаренности (ЦРО) — для учащихся первого года обучения (11-12 лет; младшая из четырех возрастных группы).

Оценить★★★

32246

Содержимое разработки

Анализ рассказа М.А. Шолохова «Жеребенок»

в работе с одаренными учащимися

Кутняхова Н.А., к.п.н.,

учитель литературы МБОУ СОШ № 100

г. Ростов-на-Дону

Рассказ М.А. Шолохова «Жеребенок» востребован региональными (Ростовская область) образовательными программами по внеклассному чтению, «Донской литературе» и программами дополнительного образования Центров развития одаренности (ЦРО) — для учащихся первого года обучения (11-12 лет; младшая из четырех возрастных группы). Для урока внеклассного чтения рассказ привлекателен эстетической ценностью, глубиной нравственной проблематики, для педагогов Центров развития одаренности важны также и широкие возможности этого художественного текста для аналитической работы подростков над адекватным восприятием произведения, потому что одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности (Рабочая концепция одаренности Богоявленской Д.Б.). Педагогическая ситуация, при которой одаренные учащиеся воспринимают процесс учения как личностное развитие, строится на системе заданий, вопросов, проблемных установок, освоении теоретико-литературных понятий, «озарений», открытий, деятельностного, экспериментального, аналитического подхода к тексту.

Преимущества использования концепции Центров развития одаренности для углубленного изучения произведений несомненны, например, рассказу М.А. Шолохова «Жеребенок» посвящается от 2 до 5 часов учебного времени, включающего просмотр короткометражного фильма режиссера В. Фетина «Жеребенок» (1959 г.), фрагментов фильма режиссера Е.Ланской «Рожденный свободным» (США, 2005г.), и анализ сильных позиций текста (название, начало, конец), выигрышных с точки зрения их взаимосвязи, оценки образов персонажей, динамики событий, системы деталей.

Начало рассказа – описание появления на свет жеребенка: «Среди белого дня возле навозной кучи, густо облепленной изумрудными мухами, головой вперед, с вытянутыми передними ножонками выбрался он из мамашиной утробы и прямо над собою увидел нежный, сизый, тающий комочек шрапнельного разрыва, воющий гул кинул его мокренькое тельце под ноги матери. Ужас был первым чувством, изведанным тут, на земле. Вонючий град картечи с цоканьем застучал по черепичной крыше конюшни и, слегка окропив землю, заставил мать жеребенка — рыжую Трофимову кобылицу — вскочить на ноги и снова с коротким ржаньем привалиться вспотевшим боком к спасительной куче.»

Первое, что почувствовал жеребенок «тут, на земле» — это ужас. Жеребенок не успел узнать, что такое влажные капли настоящего дождя, но уже «изведал» смертельный, разящий, «вонючий» град картечи, окропивший землю «среди белого дня возле навозной кучи». Первое, что он увидел «нежный комочек … шрапнельного разрыва», первое, что услышал – цокающий стук картечи по черепичной крыше конюшни. Очеловечивание чувств жеребенка, его ощущений подчеркивается образом материнства рыжей Трофимой кобылицы: «выбрался из мамашиной утробы», «под ноги матери», «мать жеребенка». Несвоевременность прекрасного события – рождения новой жизни среди крови и смерти подчеркивается использованием сочетания противоположных по значению слов: «нежный, сизый, тающий комочек шрапнельного разрыва», «жизнерадостный строчащий стук» пулемета. Оксюморон усиливает впечатление, в первую очередь, человеческой трагедии (бой, перестрелка, стоны раненых) на фоне естественной природной гармонии: жужжание мух, пение петуха, звон пчел над качающимися маками. «Мокренькое тельце» жеребенка беззащитно перед жестокостью принявшего его мира, даже мать, привалившаяся «вспотевшим боком к спасительной куче» навоза не может его защитить сейчас от испытываемого ужаса.

Противопоставление мира природы и мира человека и их взаимопроникновение, неразрывность в одном времени и пространстве, намеченное в первом абзаце рассказа, становится более контрастным и неразделимым одновременно в дальнейшем повествовании: «В последовавшей затем знойной тишине отчетливей зажужжали мухи, петух, по причине орудийного обстрела не рискуя вскочить на плетень, где-то под сенью лопухов разок-другой хлопнул крыльями и непринужденно, но глухо пропел. Из хаты слышалось плачущее кряхтенье раненого пулеметчика. Изредка он вскрикивал резким осипшим голосом, перемежая крики неистовыми ругательствами. В палисаднике на шелковистом багрянце мака звенели пчелы. За станицей в лугу пулемет доканчивал ленту, и под его жизнерадостный строчащий стук, в промежутке между первым и вторым орудийными выстрелами, рыжая кобыла любовно облизала первенца, а тот, припадая к набухшему вымени матери, впервые ощутил полноту жизни и неизбывную сладость материнской ласки». Знойная тишина не абсолютна, она насыщенна не только обычными звуками мирной жизни, но и криками, стонами, ругательствами. Тем отчетливей, острее воспринимается тишина на фоне почти замолчавшего пулемета, детали мирной жизни переплетаются с реалиями военного существования. Торжественная окраска слов «высокого стиля»: «в последовавшей», «по причине», «под сенью», «знойная тишина», «шелковистый багрянец» подчеркивает одновременно и чудо рождения жеребенка, и трагичность его появления среди смерти и ужаса. И если не понятна, то вполне объяснима «горькая обида» Трофима: «Значит, ожеребилась? Нашла время, нечего сказать.»

Образ стригунка-несмышленыша приобретает в рассказе символическое значение. Человеческая душа противится жестокости: первая мысль Трофима – убить, но рука, пять лет не ласкавшая детей, не поднимается «жеребенка ликвидировать». И эскадронный командир, понимающий несвоевременность появления «жеребчика»: «в разгар гражданской войны и вдруг подобное распутство…», разрешает пощадить жеребенка, который вызывает в нем тоску по дому, воспоминания о трудовых, исконно крестьянских занятиях: «пальцы, привыкшие к бодрящему холодку револьверной рукоятки, неуклюже вспоминали забытое, родное – плели фасонистый половник для вареников». Все, что связано с жеребёнком и его матерью, окрашено в светлые, жизнерадостные тона: «глаза лучили горделивую радость», «атласная верхняя губа ёжилась улыбкой», «жеребёнок на тонких пушистых ножках стоит, как игрушечный деревянный конёк». Связанное с войной окрашено в мрачные тона: «воющий гул», «вонючий град картечи», «кряхтенье раненого пулеметчика».

Проблематика рассказа затрагивает вопросы нравственного самоопределения человека: самопожертвование, главенствование общечеловеческих ценностей, милосердия. Среди смерти, войны и братоубийственных сражений жеребенок пробудил в людях то истинно человеческое, что хранили в глубине своей души и Трофим, и эскадронный комиссар, и белый офицер. Но сочувствие, душевные переживания не меняют Трофима: несколько раз в горячке боя Трофим стреляет в «рыжего чертенка»: «Как-то, через месяц, под станицей Усть-Хоперской эскадрон Трофима ввязался в бой с казачьей сотней. «…» На полпути Трофим безнадежно отстал от своего взвода. Ни плеть, ни удила, до крови раздиравшие губы, не могли понудить кобылу идти наметом. Высоко задирая голову, хрипло ржала она и топталась на одном месте до тех пор, пока жеребенок, разлопушив хвост, не догнал ее. Трофим прыгнул с седла, пихнул в ножны шашку и с перекошенным злобой лицом рванул с плеча винтовку. «…» Трофим … схватил на мушку выточенную голову жеребенка. Рука ли дрогнула сгоряча, или виною промаха была еще какая-нибудь причина, но после выстрела жеребенок дурашливо взбрыкнул ногами, тоненько заржал и…стал поодаль. Обойму не простых патронов, а бронебойных — с красномедными носами — выпустил Трофим в рыжего чертенка и, убедившись в том, что бронебойные пули (случайно попавшие из подсумка под руку) не причинили ни вреда, ни смерти потомку рыжей кобылы, вскочил на нее и, чудовищно ругаясь, трюпком поехал туда, где бородатые краснорожие староверы теснили эскадронного с тремя красноармейцами, прижимая их к яру». В эпизоде переправы унесенного течением, попавшего в коловерть жеребенка Трофим готов застрелить: «Убью! — выдохнул Трофим и потянул за ремень винтовку…Жеребенок ржал все реже, глуше и тоньше был короткий режущий крик. И крик этот до холодного ужаса был похож на крик ребенка. Подрагивая, Трофим схватил винтовку, выстрелил, целясь ниже головки, засосанной коловертью…».

Жеребенок не меняет людей, не делает их жалостливее или слабее, товарищи Трофима, красноармейцы, могут, когда надо, быть разумно жестокими: «В полдень переправа началась. «…» Левая пристяжная, не видавшая воды, испугалась, когда на средине Дона комяга круто повернула против течения…

— Стреляй!..- заревел эскадронный, комкая плеть. Трофим увидел, как наводчик повис на шее пристяжной, сунул ей в ухо наган. Детской хлопушкой стукнул выстрел, коренник и правая пристяжная плотней прижались друг к дружке. Пулеметчики, опасаясь за комягу, придавили убитую лошадь к задку тачанки. Передние ноги ее медленно согнулись, голова повисла…». Не меняет «потомок рыжей кобылы» и его «замечательный… как у лисы хвост» и белого офицера, изможденного изнурительными боями, «в изорванной парусиновой рубахе», приостановившего стрельбу в то время, когда Трофим «волоком вытянул на песок ослизлое тельце жеребенка». По-человечески поняв желание Трофима спасти жеребенка, чей «крик над водой был звонок и отточен, как жало шашки…», «до холодного ужаса был похож на крик ребенка», офицер, тем не менее, выстрелил в своего врага, убил и «равнодушно двинул затвором карабина». Жеребенок позволяет героям рассказа не забыть, что они все-таки люди, но война не дает об этом помнить постоянно.

Доминирующая художественная антитеза рассказа «человечность – бесчеловечность» (Трифон – эскадронный – офицер). Через эту призму можно проследить по тексту основной мотив рассказа, раскрывающийся в отношении героев к жеребенку, к тому, что жестокая логика войны требует его «сничтожить», а то человеческое, что еще хранят в душе люди, что «сердце из камня обращается в мочалку», не позволяет. От «рыжего чертенка» веет домашним, родным и дорогим, веет тем, что защищают и Трофим, и эскадронный, и другие бойцы отряда, и даже белый офицер. Через взаимоотношения персонажей, осложненные суровыми законами войны, передано идейно-нравственное содержание рассказа, «гуманизм непривычного масштаба».

Обсуждение с учащимися доминирующей художественной антитезы рассказа «человечность – бесчеловечность» отталкивается от осознания мысли о том, что шолоховский «свирепый реализм» (Э. Гринвуд) – не просто повествование о событиях, происходящих на Дону в определенный исторический момент, но и трагедия каждого человека, трагедия всего донского казачества, всего народа России, пережившего страшные годы братоубийственной гражданской войны. Это важно учитывать и педагогу при построении системы вопросов, ведущих учащихся от понимания содержания к пониманию нравственной проблематики рассказа. Вопросы, ориентированные на обсуждение композиции, сюжета и системы персонажей произведения, традиционны: Какие основные события рассказа можно выделить в рассказе? Какие из эпизодов можно назвать ключевыми? Какие особенности кульминационного момента вы можете отметить? Охарактеризуйте основных персонажей рассказа. Каковы их взаимоотношения? Почему Трофим сразу не исполнил приказ эскадронного – «пристрелить жеребенка»? Почему эскадронный жалеет жеребенка? Что сближает героев рассказа? Каковы особенности создания их портретов? и др.

Вопросы, рассчитанные на понимание проблематики рассказа, связаны, в первую очередь, с анализом авторской позиции и нравственных проблем:

— Проанализируйте с точки зрения использованных языковых средств первый абзац рассказа. С какой целью автор их использует?

— Обратите внимание на авторские комментарии, сопутствующие описанию основных событий рассказа. Какова их роль?

— Какие чувства своих героев старается передать нам автор?

— Какие ключевые слова вы можете отметить в рассказе? Какова их роль?

— При помощи каких художественных приемов автор передает чувства Трофима по отношению к новорожденному жеребенку?

— Как соотносятся внутренние переживания персонажей с их внешними поступками?

— Какие художественные средства использует автор, чтобы передать внутренний мир своих героев?

— В какой исторический период происходят события, изображенные в рассказе?

— Какова главная мысль рассказа? При помощи каких художественных средств она раскрывается?

— Каков смысл названия рассказа?

— Какие художественные средства передают главную антитезу произведения человечность-бесчеловечность, мир-война, жизнь-смерть, созидание-разрушение?

— Какие вечные проблемы затрагивает произведение?

В основе рассказа почти языческая связь человека с землей и со всем живущим на земле. Вопреки жестокой логике войны появился на свет «жеребенок на тонких пушистых ножках», который своим домашним видом напоминает воюющим о мирном быте, о семье. Вопреки жестокой логике войны, на которой гибнут Трофим, «щербатый старовер», «в прах изрубленный москлявенький казачок», казаки и красноармейцы, жеребенок остается цел и невредим: «не стоптали поганца в атаке, промеж ног крутился…».

Хрупкость, незащищенность жеребенка, его радость миру и жизни подчеркнуты не только контрастными сценами военного быта, но и утонченными пейзажными зарисовками рассказа, расрывающими незащищенность, хрупкость всего мира: луг, на котором розовеет роса, «истоптанный сапогами, изрытый окопами, напоминал заплаканное, измятое горем лицо девушки», «вода кучерявится завитушками», «зелёные гривастые волны с наскока подталкивают меловые глыбы». Пейзаж одухотворен, соотнесен с человеком, с течением жизни, то оттеняя несовершенство человеческой жизни, то гармонически сливаясь с душевным миром человека: «эскадрон похож был на ватагу диких гусей, рассыпанную выстрелами охотников»; «против старого монастыря Дон, притиснутый к горе, мчится с бесшабашной стремительностью…Если б казаки не заняли колена, где течение слабее, а Дон шире и миролюбивей, и не начали оттуда обстрела предгорья, эскадронный никогда не решился бы переправлять эскадрон вплавь против монастыря». Рассказ пронизывает мысль о тяжелом, мучительно взаимосвязанном противоречии всепоглощающей силы жизни, гармонии естественного, природного и насильственном уничтожении жизни, дисгармонии, вносимой в природу человеческими поступками, о противоречии внутреннего стремления человека к жизни в гармонии с природой и силой жестоких обстоятельств окружающего мира.

Литература:

Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. //Пособие для учителя.- СПб: Фирма «Глагол», 2000 г.

Киселева Л.Ф. О значимости ключевых и доминантных основ художественного мира М.А.Шолохова//Филологический вестник Ростовского государственного университета, 2005. – № 2.

Палиевский П. Мировое значение М.Шолохова // Литература и теория. –

М., 1979.

Семенова С.Г. Мир прозы Михаила Шолохова. От поэтики к

миропониманию. – М.: ИМЛИ РАН, 2005.

Творчество М.А. Шолохова в школьном изучении: кн. Для учителя/ Под ред. Ю.А. Дворяшина. Сургут, 2003 г.

Федеральная целевая программа «Одаренные дети», Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д, Бабаева Ю.Д., Холодная М.А. и др. – М., 2003.

Шолохов М.А. Собрание сочинений.- М., 1985-1986.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/73542-analiz-rasskaza-ma-sholohova-zherebenok-v-rab

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

  • Краткие содержания
  • Шолохов
  • Жеребёнок

Во время Гражданской войны самым обычным летним днем у кобылицы одного из солдат рождается жеребенок. Среди войны, где каждый день погибают десятки и сотни людей, таинство рождения кажется чем-то чудесным, но и в то же время странным. По законам военного времени жеребенка нужно убить для того, чтобы кобылица не отвлекалась на него во время боя, пытаясь защитить, так это очень опасно.

Трофиму, хозяину лошади, приходится рассказать своему командиру о том, что у нее родился жеребенок и тот бескомпромиссно отдает ему приказ убить его. На следующий день с рассветом, тот отправляется исполнить его, в его руке ружье, однако, он так и не смог этого сделать. Сославшись на неисправность оружия, он дарит жеребенку шанс на жизнь.

Как и пророчили сначала, во время одного из боев, Трофиму никак не удавалось сладить со своей кобылой. Она сопротивлялась, не хотела идти вперед, так как ждала своего жеребенка боясь потерять его из виду. Спустя какое-то время мужчина разозлился, ведь он, даже зная, что так будет сохранил жизнь маленькому жеребенку, а в итоге попал ужасную ситуацию. Он стал в него стрелять, однако, каким-то чудом тот остался жив, и ни одна пуля не угодила в него. В чем была причина его промахов в тот день, он ответить не мог. Вечером Трофиму пришлось оправдываться перед командиром, он говорил, что не может убить жеребенка. Слишком у него беззащитный и домашний вид. И в этот раз жеребенка снова оставили в живых.

Когда начался обстрел, и отряду пришлось переправляться через Дон, Трофим отдал свою кобылу взводному, а сам плыл на лодке позади. Во время переправы жеребенок стал тонуть, издавая очень жалобные звуки, кобылица, же пытаясь его, спасти наклонялась к нему и скидывала с себя наездника. Первым порывом Трофима было убить жеребенка и он даже выстрелил в него, однако, после этого он несмотря ни на что кинулся его спасать. Даже казаки по приказу своего офицера перестали в тот момент стрелять и Трофим смог благополучно выбраться на берег со спасенным от смерти жеребенком. Как только он поставил его и кобылица принялась облизывать своего детеныша, раздался выстрел и пуля казака угодила прямо в сердце Трофиму, оборвав его жизнь.

Этот рассказ показывает нам, что во время войны в людях все равно остается человечность, они умеют сострадать и быть милосердными, однако, несмотря на это каждый борется за свои идеалы и делает то, что считает правильным со своей стороны.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Появление жеребенка

Рассказ начинается с описания летнего дня. Вполне будничная картина с жужжащими у навозной кучи мухами, звенящими в палисаднике пчелами и кричащим петухом дополняется градом картечи от взрывов, раздающимися вдалеке пулеметными очередями и стоном лежащего в хате раненного. В таких условиях у рыжей кобылицы появился на свет жеребенок.

Первое чувство, которое он испытал, — ужас. И только после того, как мать облизала его, и он уткнулся в ее теплое вымя, пришло ощущение полноты жизни. Само его появление было как будто не к месту – к такой мысли подводит читателя Михаил Шолохов. Жеребенок ассоциируется с радостью и счастьем, а вокруг только кровь и страдания.

Михаил Шолохов, «Жеребенок»: краткое содержание рассказа

Небольшое по объему произведение показывает, в каком сложном взаимоотношении находились две противоположные стороны жизни на Дону: война с несущими смерть выстрелами и необъяснимой жестокостью и мир с материнской любовью и способностью сострадать. Контрастны и разные части рассказа. В начале его читатель становится свидетелем того, как рождается новая жизнь, а в финале – как просто погибает человек от настигшей его пули.

Судьба решена

Вскоре Трофим, словно оправдываясь, сбивчиво рассказывал командиру, как странно вела себя в последнее время его кобыла. Эскадронный был непреклонен: «Пристрелить». Так категорично, впрочем, как и полагалось на войне, принимается решение о судьбе только родившегося существа – отмечает Михаил Шолохов.

Жеребенок должен был дожить лишь до рассвета, поскольку рано утром Трофим направился к конюшне с винтовкой. По дороге он поздоровался с мирно сидящим на крыльце эскадронным – тот пытался сплести половник для вареников. На вопрос командира: «Идешь жеребенка ликвидировать?» ничего не ответил и, махнув рукой, пошел дальше.

Минута, две – но выстрела так и не последовало. Вскоре из-за угла конюшни появился Трофим. Он был смущен – пишет Шолохов. Жеребенок – краткое содержание последовавшего между эскадронным и Трофимом разговора сводилось к тому, что винтовка неисправна – остался жить. «Кончится война – на нем еще… пахать», — рассудил командир.

Публикации [ править | править код ]

Рассказ «Жеребёнок» впервые опубликован в газете «Молодой ленинец», 24 апреля 1926 года, № 94.; № 100, 1 мая. В том же году (1926) рассказ был напечатан в « Журнале крестьянской молодёжи» (№ 18, 20 сентября) и журнале «Прожектор» (№ 19, 15 октября). В сборник «Лазоревая степь» автором включён не был; в 1927 году вышел в Госиздате в составе сборника «О Колчаке, крапиве и прочем» [1] . Входил в авторский сборник «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927) и «Лазоревая степь. Донские рассказы» (1931).

Взглянешь на него – «сердце из камня превращается в мочалку»

Прошло около месяца. Как-то в бою Трофим все не мог заставить свою кобылу идти вперед. Она закусывала удила, вертелась на месте и все ждала резвящегося жеребенка. В какой-то момент озлобленный мужчина спрыгнул с лошади, вскинул винтовку и выпустил в бесновавшегося чертенка целую обойму. Однако они все пролетели мимо: то ли промахнулся, то ли рука дрогнула. «Дурашливо взбрыкнул ногами», сделал еще круг и остановился неподалеку – так непосредственно ведет себя в это время, как отмечает Шолохов, жеребенок.

Краткое содержание состоявшейся в ту же ночь беседы между Трофимом и командиром помогают передать фразы эскадронного: «Жеребца… сничтожь. Гляну на него, и … рубить не могу… Вид у него домашний.., а хвост, как у лисы… Замечательный..!»

Персонажи [ править | править код ]

  • Ефремов Стешка
    ― красноармеец, друг главного героя рассказа Трофима.
  • Офицер
    ― безымянный офицер казачьей сотни «в парусиновой рубашке»; убивает Трофима после того, как последний спасает жеребёнка.
  • Трофим
    ― главный герой рассказа, пять лет на войне; погибает в бою, спасая жизнь жеребёнка своей кобылы.
  • Эскадронный
    ― безымянный командир Трофима; сначала приказывает пристрелить жеребёнка («С жеребёнком мы навродь цыганев будем»), потом разрешает оставить его в сотне («Пущай при матке живёт»).

Переправа

Вскоре казаки заняли самые удобные позиции на реке и начали обстрел. Отряду пришлось переправляться через Дон вплавь.

Трофим поручил свою кобылу взводному, а сам в лодке перевозил седла. Когда отряд вслед за эскадронным вошел в воду, он стал глазами выискивать свою рыжую. Неподалеку от матери с трудом плыл ослабевший – это становится понятно из описания, которое дает Шолохов – жеребенок. Краткое содержание того, что произошло дальше, таково. До Трофима донеслось жалобное ржанье. Он сначала выстрелил – «Убью!» — а затем, забыв об опасности, отправился на помощь. В это время казак-офицер, наблюдавший с правого берега, приказал не стрелять. На какое-то время наступила тишина.

А чуть позже, уже на левом берегу, произошла трагедия. Выбравшаяся из воды кобыла облизывала своего детеныша, а уставший Трофим поднялся на ноги и – успел сделать всего два шага. Он вдруг почувствовал горячий укол в грудь и упал неподалеку от спасенного им жеребенка. На противоположной же стороне офицер равнодушно отбросил еще дымившуюся гильзу.

Критика [ править | править код ]

Критик Л. Мышковская, относившая рассказ к произведениям, которые «являются как бы преддверием к «Тихому Дону», в них даны резко выраженные, очень запоминающиеся по своей остроте и правдивости эпизоды из гражданской войны на Дону» [2] . Характеризуя «Жеребёнка», Мышковская писала:

На жестоком фоне войны и взаимоистребления показаны человек и его сердце и неожиданное, но неистребимое непосредственное чувство человечности и жалости, приходящее в конфликт с логикой обстановки и момента. Побеждает человечность, хотя и дорогой ценой ― ценою жизни Глубокая человечность, чувство любви и жалости ко всему живому и беспомощному показаны мастерски в суровых и простых сердцах бойцов. Весь рассказ: описание кобылы, жеребёнка, боёв ― всё проникнуто истинной поэзией, т.е. тем, чем живо настоящее искусство» [3] .

Ф.Г. Бирюков, размышляя об оригинальности художественного мышления Шолохова, писал, что в «Жеребёнке» проявилась его (если воспользоваться словами Л.Н. Толстого) «способность усиленного внимания вследствие которого человек, одарённый этой способностью, видит в тех предметах, на которые он направляет своё внимание, нечто новое, такое, чего не видят другие», ― что указывает на глубокое родство писателя с Пушкиным, Некрасовым, Толстым [4] . Проанализировав творческие возможности писателя, проявившие себя в рассказе, исследователь приходит к выводу, что есть в произведении «что-то органическое, произросшее из тучной чернозёмной почвы, как дуб-великан, как сама радующая, вдохновляющая красота. Шолохов достигает удивительного сходства и образа всё это оставляет ощущение очень сложного и мудрого» [5] .

Общечеловеческое значение произведения

Анализ рассказа Шолохова «Жеребенок» подводит к чрезвычайно важным выводам. Это произведение с теплым названием показывает, как в условиях войны человек забывает о важных нравственных заповедях. Его душа грубеет, а сердце становится каменным. И вдруг в такой момент появляется крохотное, беззащитное существо, которое пробуждает мысли о доме, о добре, о любви, о радости мирной, спокойной жизни. Так произошло и с Трофимом, и с эскадронным командиром, и с белогвардейским офицером, которые пусть недолго, но все же сопротивляются злу, с которым столкнулись на войне.

Однако одиночный выстрел в финале символичен. Он лишил будущего того, кто только что подарил его другому. Это доказывает, что подобное примирение мнимо, поскольку ни одна из враждующих сторон никогда не согласится сделать первый шаг к прекращению бойни. И смерть Трофима – это часть общечеловеческой трагедии: вернуться к христианским заповедям намного сложнее, чем забыть их.

Рассказ М. Шолохова «Жеребенок» — одна из печальных историй о взаимоотношениях человека и животного, которая закончилась трагедией. Череда событий произведения вобрала в себя темы, которые стали доказательством жестокости войны и в отношении животных, и людей. Она не пощадила никого.

В разгар военных действий кобыла солдата Трофима приносит жеребенка. Трофим не в силах застрелить новорожденного, надеясь на милость командующего. Даже после того, как он едва не лишился жизни в бою из-за медлительности лошади, которая не хотела передвигаться без жеребенка, мужчина не убил его.

Каждый понимал, что животное отвлекает свою мать от приказов людей. Но даже война не смогла погубить в людях человеческие чувства. Трофим находит причины, чтобы не убивать животное из-за привязанности к нему, от того, что крик жеребенка напоминает «крик ребенка».

Во время переправы через реку тонущий жеребенок вновь отвлек внимание солдат. Но, несмотря на это, был в третий раз спасен Трофимом. Финал рассказа трагический – спаситель жеребенка застрелен врагом.

В рассказе автор безжалостно противопоставляет переживания, действия людей в военное время тем проявлениям человеческих желаний и чувств, которые они испытывают в период Гражданской войны. Бесценны переживания человека, связанные с жалостью и состраданием. Понимая создавшееся положение, Трофим старается любым способом сохранить жизнь жеребенку, однако война не щадит никого.

Основная мысль Шолохова заключается в том, что влиянию военных действий подвержены все. Но каждый вправе выбирать тот путь, который подсказывает ему совесть. Застрелив жеребенка сразу после его рождения, Трофим мог прекратить череду страданий, связанных с тем, что животное мешало в боях. Кроме того, он мог остаться в живых. Но сердце русского человека способно любить и сострадать так, что иногда приходится приносить в жертву и свою жизнь. Даже в тяжелых условиях человек может не терять своего истинного лица, достоинства, до конца защищая тех, кто слабее и беззащитен.

Характерно то, что главному герою не требовалось длительного времени на размышление о своих поступках. Он интуитивно становится на защиту животного. На фоне «воющего гула» любовь и нежность, изображенные автором, проникают и в описание военных будней: «кобыла любовно облизала», она преданна и не отходит от своего дитя. Замыкает эту цепь и Трофим, у которого так и не поднялась рука застрелить беззащитное животное.

Помощником в отражении чувств происходящего в рассказе стала природа. Она будто вторила каждой мысли главного героя, его поступкам: «глухо гудела земля», «луг напоминал измятое горем лицо девушки». Подобное состояние испытывал и герой произведения.

Таким образом, с помощью разнообразных выразительных средств, изображения природы и взаимоотношений человека и животного автор изобразил сопротивление добра и милосердия, живущих в сердцах людей, злу, которое несет война. Стремление человека жить в радости и счастье нарушается насилием, злом, которое исходит от войны, против которой и ведет борьбу герои произведения.

Другие сочинения: ← Анализ произведения Они сражались за Родину↑ ШолоховАнализ произведения Батраки →

«Шибалково семя»

Здесь автор рассказывает о красноармейце Шибалке, у которого при себе остался годовалый ребёнок. С ним было связано много горестных ситуаций, и солдат решается отдать ребёнка в детский дом. Там он обращается к директору, а чтобы вызвать сочувствие у неё, рассказывает подробности своей печальной жизни.

Его отряд тогда занимался преследованием и уничтожением банд. Однажды произошло сразу несколько нетипичных событий:

  1. Им на пути попалась раненая женщина. Шибалка пожалел её и попросил оставить в отряде.
  2. Женщину звали Дарьей, и она быстро окрепла. Чтобы не чувствовать себя обузой, начала активно помогать всем вокруг.
  3. Она обучилась конному делу, что сделало её лихой казачкой.

Шибалок прикипел душой к спасённой женщине. Вскоре Дарья забеременела от него. Неожиданным и непредсказуемым оказалось то, что она была шпионом банды. Она рожает, и он собственными руками убивает возлюбленную, а младенца попросил оставить.

Полевая жизнь не подходит ребёнку, поэтому было принято решение — оставить маленькое создание в тихом месте, на время. Услышав такую историю, строгая руководительница детского дома без сомнений приняла мальчика.

Минька-«Нахалёнок»

Восьмилетний Минька встречает своего отца, бывшего пастуха, с фронта. Сначала он не совсем признаёт его, пугаясь нежностей большого усатого дядьки, но быстро оттаивает. После этого он всегда при отце, жадно слушает его рассказы обо всём на свете.

Соседские мальчишки к пареньку относились плохо. Они были из полных семей, поэтому дразнили Миньку, указывая на то, что мать его замужем никогда не была. Отца ему заменял дед, который любил внука, но никогда не давал спуска за шалости.

На одном из собраний отца выбирают председателем колхоза. Находится предостаточно людей, которым не нравится, что к управлению пришёл «красный». В селе появляется подотряд, требующий отдать излишки пшеницы. Мальчик помогает продкомиссару, показав, где у богатого попа находится тайник с зерном. После этого на него ополчается бо́льшая часть поселения.

Тем временем отец Миньки снова отправляется воевать с бандами. Постоянно слышатся выстрелы и даже кратко звучат залпы. Его убивают там, как и многих других защитников, что позволяет бандитам спокойно занять поселение. Дед сажает мальчика на коня, привязывает его к седлу верёвкой, а потом отправляет просить помощи у красногвардейцев. Хоть ребёнку очень страшно, и он ломает себе ногу, но исполняет важное поручение.

«Родинка» Николки

Николка Кошевой стал командиром конного эскадрона всего в 18 лет. На вид он был гораздо старше. Этому способствовали старческие морщины в уголках глаз и сутулая спина. Мать рано умерла, а отец пропал в огне войны. Осталась у него только отметина на ноге, такая же, как у его папы.

Хоть парень и был юн, но успел повидать много горя. Ему надоели жестокие сражения, а больше всего хотелось продолжить учёбу. Очередная стычка с бандой закончилась для него печально. Он был зарублен лихим казаком. Тот увидел хорошие сапоги на трупе Николки, спешился, чтобы их снять, но тут же узнал родинку.

Убийцей оказался отец. Казак был настолько удручён горем, что не смог найти себе места в жизни. Он закончил свою жизнь самоубийством.

«Обида» Степана

Хутор Дубровинский долго не мог дождаться дождя. Урожай хлеба безнадёжно пропал, и всё поселение стало переживать лютый голод. Хуже всего жилось Степану, у которого было 8 детей, оставшихся от сына, убитого на войне. Сам глава семейства был крепким мужичком, но уже немолодым.

Председатель хуторского совета рассказывает, что вскоре им выдадут семенную ссуду, поэтому нужно подготовить землю для будущего посева. Истощённый мужчина вспахивает свой участок, чуть ли не падая от усталости.

Оказалось, что всё это зря. Семян не выдают, а цена на хлеб вырастает до невероятных размеров. Люди обменивают на него самые ценные вещи, но всё равно голодают и постепенно вымирают.

Всё же ссуда приходит, и деревня отправляется на станцию, чтобы получить зерно. Глядя на то, как мешки наполняются пшеницей, Степан задыхался от радости. Когда он возвращался домой, то на него напали грабители, и он теряет всё полученное. Остаётся лишь смотреть на вспаханную землю, которую нечем засеять.

В степной покос от мужчины уходят быки. Он отправляется их искать, но обнаруживает лишь телегу, гружённую сеном. В извозчике он узнаёт одного из грабителей, а рядом с ним сидел маленький мальчик. Бандит умоляет помиловать, но в сердце Степана крепко поселилась червоточина обиды, и он пронзает человека вилами.

  • Поступки вырина из рассказа станционный смотритель
  • Поступки василисы премудрой из сказки царевна лягушка
  • Поступки вани из рассказа бежин луг
  • Поступки балды из сказки пушкина
  • Поступить точно так же как пишется