Поучение владимира мономаха нравственный завет потомкам сочинение

НРАВСТВЕННЫЕ ЗАВЕТЫ «ПОУЧЕНИЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА»

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Ларин А.Б. 1


1МБОУ СОШ п.Дуки

Калинина А.Н. 1


1Никифорова 11


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

М.Ю.Лермонтов. «Дума»

Эти строки были написаны почти 200 лет тому назад ,в 1838 году. Однако их можно отнести и к нашему времени. Сегодня молодые люди зачастую не имеют высоких жизненных стремлений, принципов, идеалов. Самым ярким проявлением бездуховности является приоритет личного над общественным. Многие люди совершенно не задумываются о любви к Родине, о всеобщем благе. В нашем классе часто бывает так, что, когда нужно готовиться к какому-либо важному мероприятию, большинство рассуждает, что это их якобы не касается, хотя это совместное дело и от сплоченности коллектива зависит успех любого начинания. Мои ровесники зачастую не проявляют уважения к старшим, а, становясь более взрослыми, молодые люди забывают и о собственных родителях, когда те так сильно нуждаются в их помощи. Настоящие ценности утеряны, душа разучилась трудиться. Я стал задумываться: «Почему мы не прислушиваемся к советам старших , более опытных людей, ведь они, воспитывая нас, желают нам добра, хотят, чтобы мы были лучше, чище, добрее?» После изучения на уроках литературы «Поучения Владимира Мономаха», я не только увидел мудрого правителя и писателя Древней Руси, но и понял, что произведение, написанное почти десять веков назад, до сих пор современно. Наставления Владимира Мономаха можно воспринимать как советы- назидания для потомков всех времен. Так появилась данная исследовательская работа на тему: «Нравственные заветы «Поучения Владимира Мономаха».

Цель нашего исследования – осмысление значения древнейшего культурного и литературного памятника Древней Руси как руководства к воспитанию современной молодежи.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение ряда задач:

-вспомнить, что мы знаем о Владимире Мономахе из истории;

-познакомиться с поучениями;

-найти общее в моральных устоях древности и в сегодняшних нравственных нормах;

-составить поучения своему сверстнику;

Предметом работы является исследование художественного текста «Поучения Владимира Мономаха». В качестве объектаисследования послужили изречения- назидания писателя Древней Руси.

Гипотеза исследовательской работы: я предполагаю, что «Поучение Владимира Мономаха» способно повлиять на умы людей современной России.

В работе были использованы такие методы, как описательный, поисковый, включающие следующие приемы: анкетирование, анализ, поиск, обработка информации, обобщение.

Практическая ценность работы состоит в возможности использовании материала и результатов данного исследования на уроках литературы, истории, МХК, в воспитательных мероприятиях нравственного и патриотического характера. В ходе исследования использовались работы Водовозова Н.В «История древней русской литературы», Грушевского М. «Очерк истории киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия», Переверзеева«Литература ДревнейРуси», а также Большой Энциклопедический Словарь под редакцией А.Д.Прохорова.

Глава 1. «Поучение Владимира Мономаха» -памятник Древней Руси

§1.1.Князь Владимир Мономах (немного истории)

В те давние-давние времена, когда земля русская терпела постоянные набеги от захватчиков – кочевников, когда христианству на Руси было всего около ста лет, государством правил Владимир Всеволодович (1053-1125),прозванный Мономахом, великий князь киевский, сын В.Ярославича- самый талантливейший из русских князей дотатарского периода нашей истории, оставивший после себя громкую славу и добрую память. Родился Владимир Мономах 26 мая 1053 года. Отец-Всеволод Ярославич. По матери — внук византийского императора Константина 9 Мономаха. Родовое имя последнего и перешло к русскому князю. Современники любили и уважали князя Владимира за его ратные подвиги во имя объединения русских земель, за то, что сумел усмирить кочевников.

За 12 лет княжения (1113-1125) Владимир Мономах

Усмирил половцев;

Строил церкви и общественные дома, обводил каменными стенами старые города и возводил новые;

Построил мост через Днепр под Киевом;

Под властью Владимира Мономаха Русь объединяется и от пассивной обороны переходит к активному наступлению на Степь;

Написал духовное завещание детям своим

Этот князь снискал уважение современников прежде всего своими ратными подвигами во имя объединения русских земель тем, что усмирил кочевников. Прожив жизнь, полную подвигов, он пишет поучение для своих сыновей, где перечисляет примеры из своей жизни, которые считает достойными подражания: «А теперь поведаю вам, дети мои, труд свой, как трудился я, в разъездах и на охотах, с тринадцати лет…Ловил с отцом всякого зверя, коней диких своими руками связал в пущах десять и двадцать живых коней, а кроме того, по степи ездя, тех же коней диких своими руками ловил.

Два тура рогами меня бросали с конем. Олень один меня бодал, и два лося один ногами топтал, а другой рогами бодал. Вепрь на бедре у меня меч оторвал; медведь мне у колена потник укусил; лютый зверь на бедра ко мне вскочил и вместе с конем меня повалил – и Бог меня невредимым сохранил.

И с коня падал много: голову разбивал себе дважды, и руки и ноги повреждал…» (Перевод А.Ю.Карпова)

§ 1.2. «Поучение Владимира Мономаха» как литературное произведение

Прежде всего обратимся к энциклопедическим изданиям и выясним значение слова «поучение». Согласно Толковому словарю Ефремовой «поучение – это назидательный совет, наставление». Аналогичное определение этого слова звучит и в словаре под редакцией Ушакова: «поучение — назидательный совет, наставление». А в литературной энциклопедии это понятие трактуется как «дидактическое высказывание, обращенное к слушателям или читателям». Если говорить о Поучении с точки зрения литературоведения, то нужно отметить ,что поучение – это особый жанр древнерусской литературы, в котором дается образец поведения для простых людей, обличаются пороки1 и прославляются добродетели2.

«Поучение» Владимира Мономаха – это литературный памятник 11-12 веков, написанный великим князем Мономахом. Это произведение называется первой светской проповедью.Владимир Мономах предстает перед нами как высокообразованный книжный человек, эрудированный, замечательно разбирающийся в литературе своего времени, что видно по многочисленным цитатам, которые он приводит. Постепенно «Поучение» перерастает в автобиографию, в которой князь рассказывает, что был участником 82 больших воинских походов. Собственную жизнь Мономах строил по тем же заповедям, о которых пишет сыновьям. Мономах предстает в своем сочинении человеком необычайно деятельным, личностью, борющейся за просвещение. Он полагает, что в быту князь должен быть эталоном для всех, отношения в семье нужно строить на доверии и уважении. В «Поучении» Мономах охватывает широкий круг разнообразных явлений жизни, дает ответы на многие социальные и нравственные вопросы своей эпохи.

Структура «Поучения» представлена следующим образом:

-вступление-смиренная просьба не посмеяться над его рассуждением

-само наставление;

—объяснение смысла поведения

«Поучение» повествует о событиях 1096 года. Оно искусственно вставлено в летопись. А написано не ранее 1117 года, когда Мономаху было уже 64 года. Поводом к написанию первой части его «Поучения» послужил приход послов от его братьев с предложением:

«Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей, и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы — сами по себе будем, а ты — сам по себе». И ответил я: «Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить».

«Потъснися к нам, да выженемъ Ростиславича и волость ихъ отъимем; иже ли не поидеши с нами, то мы собh будем, а ты собh». И рhхъ: «Аще вы ся и гнhваете, не могу вы я ити, ни креста переступити»

Князь Владимир для того, чтобы понять волю Божью, по традиции открывает Псалтирь и читает первые строки, воспринимая их как руководство к действию:

«Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в Него». «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей».

«Вскую печална еси, душе моя? Вскую смущаеши мя? Уповаи на бога, яко исповhмся ему». «Не ревнуй лукавнующимъ, ни завиди творящимъ безаконье, зане лукавнующии потребятся, терпящии же господа, — ти обладають землею.

Основные наставления «Поучения»

Не ленитесь, но за всем наблюдайте!

Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью…

Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

Напоите и накормите просящего

Убогих не забывайте и подавайте сироте.

Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его..

Соблюдайте свое слово…

Гордости не имейте в сердце и в уме..

Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев

Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны

Не пропустите человека, не приветив его

Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь

Размышления о прочитанном

В центре внимания князя – семейственность и государственность. В государственный принцип он возводит библейский завет: «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены». Князь также учит «увлекающихся властью» избегать суеты и «ни во что ставить общий почёт», ибо «мы что такое, люди грешные и худые? – сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и в чести, а завтра в гробу и забыты, — другие собранное нами разделят».

В первую очередь Мономах адресует свое поучение своим детям, ибо надеется на то, что они прислушаются к его слову:

.

«Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться».

Молодым своим современникам он советует: :

«Иметь душу чистую и непорочную, беседу кроткую, при старых молчать, старшим покоряться, беседовать без лукавства, не хулить в беседе, душу держать ввысь»А властителям, т.е. сильным мира сего он со свойственной ему мудростью указывает:«Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу»

Не забывает Мономах и о помощи убогим, вдовицам и сиротам

Фразой «Дети мои, разумейте, что Человеколюбец Бог милостив и премилостив» великий князь дает понять, насколько важно быть в жизни гуманным и милосердным.

Очень гневно обличает князь Владимир леность, которая губит все добрые начинания и призывает к трудолюбию: «Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее; пусть не застанет вас солнце в постели». Далее идет ряд самых разных поучений, которые немедленно нужно прочитать моим современникам. Он выступает против гордыни в сердце, просит почитать пожилых людей, как отца, а молодых, как братьев. В хозяйстве не лениться, не полагаться на домоправителей и смотреть за всем самому.

Предлагает Мономах поучения и военного характера — не полагаться на воевод, не предаваться питью или еде, или спанью, самому расставлять стражу со всех сторон; ложиться спать около воинов и рано вставать.

Он также советует остерегаться лжи, пьянства и блуда, от которых гибнет и душа, и тело.

Во время военных походов Владимир Мономах советует поить и кормить нищих людей, которые будут встречаться на пути и почитать гостя, откуда бы ни был гость и кем бы он ни был. Именно подобными поступками приобретается доброе имя человека. Так считал Владимир Мономах: «ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым». Встречаем мы также призывы со стороны старого князя навестить больного, не пропустить человека, не поприветствовав его. Все эти советы- назидания очень уместны и сегодня, особенно, если вспомнить, что в 21 веке люди, погрузившись в компьютерные технологии, совершенно перестали замечать друг друга, что в свою очередь не может не вызывать тревогу в обществе.

Выводы: Таким образом, изучив литературу по произведению «Поучение Владимира Мономаха» можно сделать следующие выводы:

-Мономах представлен как великий князь, древнерусский государственный деятель, военачальник, храбрый воин, законодатель. Он:

— мудрый политик, заинтересованный в прекращении княжеских междоусобиц и в сплочении сил Руси для отпора половцам;

— — миротворец, желающий Отечеству мира и добра: «Русскую землю не погубим»;

— истинный патриот Отечества: «Не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле»;

— человек Совести, не желающий гореть на ее костре;

— человек великодушный, справедливый, искренний, душевный, добрый;

« «Поучение Владимира Мономаха» — произведение, описывающее тот идеал, к которому стремился каждый христианин Древней Руси и должен стремиться каждый гражданин современной России, кладезь полезных советов и мудрости для будущих поколений.

§1.3. В чем смысл «Поучения»?

Зачем людям 21 века нужно читать «Поучение» Владимира Мономаха?

Поучение» великого князя Владимира – это не скучное нравоучение, а настоящий русский духовно-нравственный кодекс. Напомнить о нём особенно важно в нынешней российской ситуации, когда все больше людей становится эгоистов, думающих лишь о собственном благополучии, но никак ни о том, что происходит с ближним твоим. Именно от этого вся разруха, рушатся семьи, искажены все ценности и понятия.

Великий князь — собиратель русских земель — уже в древности осознавал, что семья обладает абсолютной ценностью. Это основа любого государства, главное условие сохранения духовной истории народа. К сожалению, эти простые и ясные истины сегодня размываются. Обесценивание наших национальных духовных сокровищ, в том числе — крепких семейных основ — ведет к вымиранию страны. Конечно же, очень трудно порой бывает нам, подросткам, действовать и поступать так, как нас воспитывают. Есть такое выражение «ум с сердцем не в ладу», т.е. разумом ты понимаешь, что нужно меняться в лучшую сторону, но пылкий юный дух противится и не желает жить в ладу с разумом. Можно вспомнить, сколько раз обещал сам себе не привирать, быть дисциплинированным, соблюдать режим дня. А сколько раз подростки оговариваются со старшими, когда им делают замечания. Оказывается, идти дорогой добра – это великий труд. И для того, чтобы быть хорошим человеком, нужно неустанно работать над собой

Глава 2. Практическое исследование

§2.1. Анкетирование на тему «Мое отношение к «Поучению» Владимира Мономаха»

Мы провели анкетирование среди учащихся МБОУ СОШ п.Дуки на тему «Мое отношение к «Поучению Владимира Мономаха». Было опрошено 40 учащихся (6-9 классов) В анкете был вопрос: «Как вы считаете, люди в наше время проявляют милосердие?»

54 % опрошенных ответили «нет»;

16 % воздержались от ответа

Лишь 30 % сошлись в ответе «да»;

На вопрос «Хотели бы вы, чтобы ваша будущая семья была похожа на ту семью, в которой вы растете?» положительный ответ «да» дали лишь 18 %, 82 % учащихся дали отрицательный ответ

На вопрос «Какие качества можно воспитать в себе современному школьнику, читая «Поучение» Владимира Мономаха?» ответы распределились следующим образом: «дисциплинированность» — 36% (из 100%)

«уважительное отношение к старшим» — 63 % (из 100%);

«трудолюбие» — 52% (из 100);

«патриотизм» — 28 % (из 100%);

«доброта и любовь к людям» — 32 % (из 100%)

«Нужно ли вашим сверстникам сегодня читать наставления «Поучения» Владимира Мономаха?» Наш опрос дал следующие результаты:

— 72 % ответили «да»

-28 % ответили «нет».

Вывод: Результаты опроса неутешительные. Роль семьи в наше время потеряла свою ценность, если ребята в большинстве своем не желают видеть свою нынешнюю семью эталоном для подражания (82%). Семейные узы не имеют прежней силы, а ведь великий мудрец Мономах говорил о семье как об основе государственности.

Нынешние ребята уже не верят в силу милосердия. Только 30% учащихся посчитали, что милосердие имеет место в современной жизни. Хорошо было бы надеяться, что столь категоричные ответы свойственны подростковому максимализму моих ровесников. Однако этот пессимизм имеет ,как нам кажется, под собой определенную почву.

Очень замечательно, что ребята увидели положительное воспитательное воздействие «Поучения» Владимира Мономаха. Они увидели все те добродетели, которые воспитывает в нас «Поучение» (дисциплинированность, трудолюбие, уважительное отношение к старшим, доброта и любовь людям). И ответ на последний вопрос, когда 72 % учащихся посчитали, что их сверстникам необходимо читать наставления «Поучения» говорит о том, что «Поучение» требует неоднократного перечитывания и переосмысления, ибо это тот источник, который поможет стать нам чище и добрее.

Заключение

Подводя итоги всему сказанному, следует сказать, что нравственность – это категория вечная. Именно от ответа на вопрос «Какой ты, Человек?» зависит и наше настоящее, и наше будущее. Жить по чести и совести –вот основы духовно-нравственных традиций русского народа еще с древних времен. А «Поучение» Владимира Мономаха – это заветы прошлых веков о морали, это забота о нас с вами. И сегодня «Поучение Владимира Мономаха» имеет как никогда огромное значение. Несомненно, вечные истины, изложенные великим князем, живы и сейчас. Люди убивают друг друга, грабят, обманывают, разжигают войны. Все это безбожно, противоестественно, античеловечно. Мономах учил добру и послушанию, честности и человеколюбию, верности своему гражданскому долгу. Вновь и вновь хочется вернуться к его словам: «Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков»

Я убедился в величии духовно-нравственного подвига создателя «Поучения», а советы Владимира Мономаха стали близки по духу.

Приложение № 1

2.2.Памятка современным подросткам на тему:

«Как нужно вести себя в обществе?»

(собственного сочинения)

На основе прочитанного я решил составить свой свод советов. И вот что у меня получилось.

1. Ни при каких обстоятельствах не лги родителям, ибо все тайное со временем становится явным.

2. Твори каждый день добро, и все благое, что ты делал людям, непременно вернется к тебе через этих и других людей.

3. Береги природу, ибо даже во сне человек не может представить ничего прекраснее природы.

4. Относись хорошо к животным и не обижай их, ведь они не способны высказать печаль и боль свою.

5. Не имей привычки судить о других, научись судить о себе самом.

6. Не смейся над старостью, т.к. когда- то мы все становимся немощными.

7. Не хвались. Дождись, чтобы тебя хвалил кто-нибудь другой.

8.Будь трудолюбивым, помни, что труд – это основа

9.Не причиняй никому зла, так как наступит тот день, когда будешь испытывать страдание, но люди от тебя отвернутся.

10.Люби свою Родину, так как родная земля –это колыбель твоя, помнить о которой ты будешь всю жизнь

.

Список источников:

1.Брюсова В.Г.К вопросу о происхождении Владимира Мономаха. – Византийский временник. Т. 8, 1968.

2.Водовозов Н.В. История древней русской литературы. — М., 1968.

3.Грушевский М. Очерк истории киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия. — Киев, 1891.

4.Древнерусская литература. Изображение общества. — М., 1991.

5.Еремин И.П. Лекции по древней русской литературе. — М., 1968.

6.Ищенко А.С. Владимир Мономах в русском общественно-историческом сознании: мифологический образ и историческая реальность. — Ростов-на-Дону: Антей, 2014.

7.Каргалов В., Сахаров А. Полководцы Древней Руси. — М.: Молодая гвардия, 1986.

8.Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. — Л., 1986.

9.Памятники литературы Древней Руси. — М., 1978.

10.Переверзеев В.Ф. Литература Древней Руси. — М., 1971.

11.Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. — СПб., 1992.

12.Фроянов И. Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М.: Русский издательский центр, 2012.

:

Просмотров работы: 17087

Нравственные заветы Древней Руси («поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о Петре и Февронии Муромских»)

Древнерусская литература является поистине кладезем оригинальных произведений, которые стали достоянием русского народа. Среди них встречаются настоящие шедевры, которые остаются актуальными и в наши дни. Это «Поучение» Владимира Мономаха и «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Владимир Мономах был одним из самых выдающихся деятелей Киевской Руси. Во времена правления этого князя Русь переживала период возрождения былой славы и могущества. В Ипатьевской летописи князь Владимир назван «добрым страдальцем за землю русскую», «братолюбцем и нищелюбцем». При всех своих способностях и умениях он обладал еще и литературным талантом. Наиболее ярким и значимым произведением Владимира Мономаха является его «Поучение», написанное, по-видимому, не ранее 1117 г. Это своеобразное собрание его сочинений, рассказ о собственной жизни, письмо к Олегу Святославичу. Свое «Поучение» Владимир пишет уже на пороге смерти и обращает его ко всем, кто готов воспринимать его заветы, прежде всего, к князьям.

«Поучение» Владимира Мономаха содержит как конкретно-исторические, так и автобиографические моменты. В своем произведении Владимир Мономах рисует образ идеального государственного деятеля, который ратует за единство родной земли. Сам Владимир Мономах предстает перед нами как мудрый правитель, отважный воин и человек, тонко чувствующий красоту окружающего мира.

В «Поучении» содержатся те нравственные заветы, которые были и остаются актуальными и по сей день. Это, прежде всего, вера в Бога, который «милостив и премилостив». Но в «Поучении» есть заветы, которые могли бы пригодиться не только верующим людям. Владимир Мономах советует не забывать убогих, сирот и вдов, не лениться в доме, делать всю работу самому. Воинам он рекомендует быть очень внимательными. В мирной же жизни заветы Владимира Мономаха помогут избежать многих проблем. По его мнению, следует избегать лжи, не злоупотреблять пьянством и блудом, уделять внимание гостям, невзирая на их социальное положение. Не стоит быть ленивым ни в мыслях, ни в делах.

А вот мой самый любимый завет: «Старых чти, как отца, а молодых, как братьев». Я думаю, если б мы следовали данному завету, то, возможно, не было бы у нас сейчас столько бессмысленных кровопролитных конфликтов.

«Поучение» Владимира Мономаха очень похоже на советы родителей, которые желают нам только счастья. Так давайте же следовать советам мудрых людей!

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» возникла в ХVI в. на основе русских сказок о змее-соблазнителе и о мудрой деве. Перед нами предстает простая крестьянская девушка, наделенная огромной нравственной силой и мужеством, которая одерживает верх над предрассудками князя и глупостью бояр. Феврония загадывает мудрые загадки и рассудительно решает житейские проблемы. Сила ее любви так велика, что сухие жердья превращаются в цветущие деревья, а крошки хлеба в ладони девушки – в благоуханную смирну и фимиам.

Правление Петра и Февронии отличалось следованием законам Божьим. Они были сердечны ко всем, «не любили только спесивых и грабительствующих», помогали голодным, нищим и несчастным.

Петр и Феврония были настолько преданны друг другу, что даже смерть не смогла их разлучить. Действительно, настоящая любовь не знает преград! Новой для древнерусской литературы была мысль о равенстве людей. Автор попытался внушить читателям повести, что важно не происхождение человека, не его положение, а его душевные качества, его отношение к окружающему миру.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» учит нас мудрости, любви, справедливости, то есть тем заветам, которые во все времена приносили людям истинное счастье! Авторов многих произведений древнерусской литературы мы уже никогда не узнаем. Но история сохранила имя автора любимейшей повести XVI в. о Петре и Февронии. Это Ермолай – Еразм, который в своих многочисленных произведениях говорил о том, что царю надо заботиться о благе подданных, особенно о крестьянах. Именно они дают людям главное в жизни – хлеб.

Сочинение на тему: «Поучение Владимира Мономаха»

Изучая древнерусскую литературу, мы сталкиваемся с поучениями Владимира Мономаха, которые он адресовал своим сыновьям, но оказалось, что значение поучений велико, и поэтому они актуальны даже в наше время. Это как завещание, которое князь оставил не только своим детям, но и нам, читателям. И вот, спустя много веков, поучение Мономаха наставляет всех на путь истинный, затрагивает нравственные и политические вопросы. Благодаря сочинению за 7 класс, мы узнаем и о наставлениях, и о краткой биографии князя с письмом Олегу Святославичу. А сейчас давайте напишем сочинение на тему: Поучение Владимира Мономаха.

Владимир Мономах поучение

Владимир Мономах — князь Киевский, был наиболее авторитетным князем русской земли и правил на рубеже 11-12 веков. В это время он и пишет свои наставления. Прежде всего в моем сочинении — рассуждении следует отметить нравственные наставления. Князь призывает не забывать бога, не быть гордым, быть добрым и уважать старших. Мономах призывает не лениться, обходить стороной ложь, помогать слабым, обездоленным, поддерживать вдов и сирот. Очень много Владимир в своих поучениях дает практических советов, в том числе не топтать чужие посевы, изучать языки и тому подобное. Особое внимание князь призывает уделять гостям.

Чему учит Мономах? Как мне кажется, прежде всего, князь учит взаимоотношениям между людьми, говорит о самосовершенствовании и о том, что нужно придерживаться нравственных принципов.

При этом князь говорит не только о бытовых советах. Он затрагивает и политические вопросы, показывая, насколько важно прекратить междоусобицы, которые вредят экономике страны. Говорит, насколько эти междоусобицы ослабевают государство. В Поучениях князь призывает к государственному порядку. Указывает Владимир и на то, что благо государства и его народа в руках князей. Очень важно править в мире, который приводит любое государство к процветанию.

Знакомясь с Мономахом в его поучениях, отмечу, князь был образованным, начитанным, эрудированным, он был поборником просвещения. Он считал, что князь это образец для подражания, пример для окружающих, поэтому нужно быть достойным этого высокого титула.

Поражает в произведении письмо к брату, который явился убийцей сына Владимира. Мы видим, что князь прощает убийцу. Как по мне, то это сильный поступок, я бы никогда не смогла простить убийцу, хоть и понимаю, что в то время, во времена войн, смерти были привычным явлением.

Свое сочинение Поучение Владимира Мономаха в 7 классе завершу мнением, что поучения, написанные сыновьям, замечательные, ценные и самое важное, они актуальны и по сей день.


  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ Поучения Владимира Мономаха

История создания

Владимир Мономах – один из мудрейших киевских князей в конце своей жизни задумал написать поучение своим детям, в котором сформулировал основные правила поведения человека в обществе. Поводом к написанию Поучения стала встреча с братьями, которые предложили ему объединиться и выступить против Ростиславичей, тем самым продолжить распри на русской земле. Возвращаясь домой, князь обратился к Священному писанию и решил написать Поучение своим детям.

Жанр

Сам автор определил свою грамоту как поучение, однако исследователи древнерусской литературы считают, что правильнее называть произведение посланием.

Сюжет и тема

Князь Владимир Мономах сразу определился с адресатом своего Поучения – это его дети. Им князь намерен изложить правила поведения православного человека, рассказать о своем жизненном пути и передать свой опыт богатой на события княжеской жизни. Произведение интересно не только правилами добродетельной жизни, но и тем, как сам князь руководствуется этими правила в своей жизни.

Главные герои

Прежде всего, это сам князь Владимир Мономах. В Поучении также упоминаются имена русских князей, с которыми так или иначе приходилось сталкиваться ему. Особо выделен князь Олег Святославович Черниговский, давний сообщник половцев и соперник Владимира Мономаха.

Композиция

Поучение состоит из трех частей. Первая часть – это правила жизни, которые князь сформулировал для своих детей. Основа поведения православного человека – это почитание Бога. Ежедневные молитвы и добрые, пусть даже небольшие дела. Помнить о том, что все мы небезгрешны, стараться меньше их совершать – для верующего человека это очень важное правило. Особое место в своем Поучении князь уделил отношению к убогим. Не забывать их, постоянно заботиться о них – это и княжеский, и человеческий долг. Напоминает князь своим детям и о самых простых человеческих качествах, необходимых порядочному человеку. Это искоренение лени, трудолюбие, забота о старших, быть честными и не чревоугодничать и многие другие, которые актуальны в наше время.

Вторая часть Поучения — это рассказ князя о своей военной деятельности, которую можно назвать его автобиографией. Восемьдесят три больших похода совершил князь, большая часть которых посвятил борьбе с половцами. Первый поход князь по приказу своего отца совершил еще в тринадцать лет. Кроме военных дел князь пишет о том, что его любимым занятием была охота, которая также требовала физических сил и умения. Князю не составляло труда выйти одному и на вепря, и на медведя.

Третья часть Поучения – письмо к князю Олегу Святославичу Черниговскому, который в борьбе за власть убил младшего сына Владимира Мономаха. Впервые в древнерусской литературе мы видим пример, когда победитель пишет письмо побежденному, в котором он прощает князю убийство сына. Смысл письма заключается в желании князя примириться, он предлагает Олегу Святославичу, своему двоюродному брату, покаяться и прислать в знак примирения жену убитого. Письмо содержит многочисленные упоминания святых и отсылки к Священному писанию, которые должны подействовать на князя Олега. Письмо к князю становится для детей Владимира Мономаха конкретным примером следования тем правилам добродетельной жизни, которые он изложил в первой части.

2 вариант

Данный текст вышел в свет более тысячи лет назад. В нем скрыт неординарный подтекст. Целью произведения становиться наставление жить в мире и согласии для детей. Так как Владимир Мономах на протяжении своей жизни не стремился конфликтовать, вырос в постоянно напряженной политической атмосфере. И считал, что это разрушает страну, делая ее беззащитной и ослабленной. Поэтому даже после смерти своего отца, не стал претендовать на престол, а освободил место своему брату.

Был мудрейшим правителем, всегда совершал обдуманные поступки. Из произведения можно узнать название многих городов, которыми правил Владимир. Полноправно принимает киевский престол в 1113 году.

Главным смыслом текста становиться вера в Бога и в лучшее. Поддерживал только христианскую веру, помогал слабым и обездоленным. Так же в своем обращении указывает на то, что необходимо осуществлять молитв к Богу.

Прочитав его произведение можно проследить древние мотивы в нем. Особенно становится видно их в строках, в которых он описывает все права гостя и его привилегии. Считалось, что в те времена, пришедшего незнакомца следовало принимать в любое время суток, не зависимо даже от различных обстоятельств и бытовых условий. И имя его доводилось узнавать только при застолье.

Давая анализ тексту, можно с уверенностью сказать, что в нема заключается совокупность нескольких идей религиозной и бытовой морали. Владимир — был всегда рассудительным и мудрым правителем. Всегда выступал за единства государства, а не за его воссоединение.

Да, невозможно, точно ответить на вопрос. Правильно ли всегда действия его, но он всегда действовал и принимал решения объективно основываясь на интересы своего народа. Текст заключает в себе множество цитат из библии.

Это произведение является важным историческим документом, отражающим как государственные проблемы и реалии, так и факты из личной биографии князя. Но для того чтобы проанализировать читателям данный текст, придется изрядно потрудиться. Для того чтобы понять какой смысл вкладывал автор при написании, и какие причины послужили для его создания.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ Поучения Владимира Мономаха

Анализ Поучения Владимира Мономаха

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Образ бабушки в сказке Тёплый хлеб Паустовского

    В сказке «Тёплый хлеб» Константина Паустовского бабушка очень умная женщина. Она старается вырастить из своего внука доброго, умного и порядочного человека. Старушка рассказывает ему все новости, происходящие в деревне

  • Сочинение Игрушка моего детства

    Когда я была маленькой, моим верным спутником был небольшой плюшевый пингвин. Его появление на игрушечной полке не является каким-то мистическим и загадочным. Ребенок оказался в нужное время и нужном месте

  • Анализ пьесы Чехова Дядя Ваня

    Комедийную пьесу «Дядя Ваня», написанную одним из величайших писателей той современности Антоном Павловичем Чеховым читатель увидел в конце девятнадцатого века. Писатель напрочь отбросил все традиции

  • Герои повести Майская ночь или утопленница Гоголя сочинение

    Левко. Молодой парубок, сын сельского головы, хорош собою, весел. У него много друзей. Он – душа любой компании. Играет на бандуре, сочиняет песни и сам их поет. Влюблен в молодую девушку по имени Ганна

  • Анализ произведения Превращение Кафки

    Повесть «Превращение» написана чешским писателем Францем Кафкой 1912 году и опубликована в 1915. Повесть не привлекла внимания современников (да и в целом творчество Кафки нашло своего читателя только после его смерти

Сочинение на тему: “Поучение Владимира Мономаха”

Поучение – это жанр церковного красноречия. Поучение ис­пользовалось для непосредственного назидания и произносилось на общедоступном, живом, разговорном древнерусском языке. Поучение могли произносить деятели церкви. Князь – предста­витель высшей власти, освященной церковью, он мог произнести или написать поучение.

Владимир Мономах был самым автори­тетным русским князем на рубеже XI-XII веков, много раз воз­главлял общерусские походы против половцев, был посредником в конфликтах. В 1097 году по инициативе Мономаха князья со­брались на съезд в Любече, чтобы прекратить усобицы. Однако этого сделать не удалось.

В 1113 году умер Святополк Изяславич, бывший тогда киев­ским князем. Киевляне позвали на княжение Владимира Моно­маха, который пользовался заслуженной славой крупного полко­водца и радетеля за русскую землю. Мономах стал великим князем в обход старшинства, что нарушало сложившийся к тому времени порядок наследования. На киевском престоле он был в 1113-1125 годах и позаботился о том, чтобы успокоить волную­щееся население.

Именно по его уставу было облегчено положе­ние закупов, запрещено долговое рабство.

Поучение, составленное Владимиром Мономахом, обраще­но главным образом к его собственным детям, призывает людей в первую очередь выполнять заповеди, которые оставил людям Христос: не убивать, не отвечать злом на зло, выполнять свои клятвы, не возгордиться, не причинять вреда людям, уважать старших, помогать несчастным и убогим. Рядом с наставления­ми, которые полностью соответствуют заповедям Иисуса Хри­ста, мы встречаем и чисто практические советы: не снимать оружия второпях, не топтать чужие посевы, с почетом прини­мать послов, изучать иностранные языки. Мы можем сказать, что все советы Владимира Мономаха остаются важными и в наше время.

Совет: “не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чу­жим, ни селам, ни посевам” – связан с частыми путешествиями Владимира Мономаха и его дружинников (“отроков”) по русской земле, где нужно было соблюдать осторожность и проявлять внимание к земле, по который проезжаешь.

Советы: “напойте и накормите просящего”, “убогих не забы­вайте” – связаны с христианской заповедью помогать тем, кто просит о помощи, бедным, нищим, немощным, увечным, прояв­ляя сочувствие и сострадание.

Глоссарий:

– сочинение на тему поучение владимира мономаха

– поучение другу сочинение

– сочинение на тему поучения владимира мономаха

– сочинение на тему поучение

– сочинение поучение

Loading…

Сочинение на тему: “Поучение Владимира Мономаха”

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Анализ произведения Поучение Владимира Мономаха

Анализ произведения Поучение Владимира Мономаха

История создания

Если говорить об истории создания этого произведения, то первоначально считалось, что Владимир Мономах написал только одну запись из книги и одно письмо. Говорилось, что он имел соавторов или же вообще не брался за перо. Теперь многие ученые не сомневаются, что именно Мономах был единственным, чья рука прикасалась к «Поучению».  Написать какие-то наставления потомкам Владимир решил после встречи с послами своих родственников. Они просили его поддержки. Мономах отказал в помощи, потому что был противником воен. При нем количество противостояний значительно уменьшилось. Князь задумал оставить после себя некое завещание и сделал это в художественной форме. Он очень хотел, что бы его поступки и решения передались и будущим поколениям.

Жанр

Жанром «Поучения Владимира Мономаха» есть автобиографическое сказания, послание, поучения. О произведение относится к древнерусской литературы XI-XII веков. Оно является образцом дидактической художественной прозы того времени.

Сюжет

Владимир Мономах изначально пишет, что уже «на санях» (то есть говорит, что скоро уйдет на покой) он хочет оставить поучительные наставления своим детям. После этого Мономах переходит собственно к поучения детям. В практических наставлениях князь описывает свое представление об идеальном правителе. Он дает детям установки. Князья не должны все обязанности отдавать подчиненным, нужно самостоятельно все делать и проверять. Всегда ходить с оружием. При походах за данью, не допускать издевательств над людьми со стороны подчиненных. Относиться с уважением и к нищим, и к богатым. Большим злом, как учит автор, является лень, которые губят человека. Вообще князь должен быть олицетворением справедливости и всех добродетелей.

Тема и проблематика

Собственно проблематики нет в тексте, поскольку написан он как послание, а не как художественное произведение. Но в первой части послания можно выделить следующие основные тематические блоки:

— обращение к Богу и следование всем Божьим установкам;

— всегда надо надеяться на Бога и Его милость;

— нужно соблюдать все Божьи заповеди и чаще обращаться к Псалтири;

— нужно остерегаться лукавого (диавола), против него есть три дела;

— нужно благодарить Бога за те блага, которые Он дает;

— всегда нужно соблюдать клятвы и никогда не врать.

Вторая часть произведения содержит сведения о:

— начало и изменения в княжении Владимира Мономаха;

— многочисленные походы и взятие городов;

— споры с родственниками по престола;

— войны и мир с половцами.

Герои

В произведении автор не выделяет главных героев, ведь весь рассказ это наставления потомкам.

Композиция

Композиционно «Поучение» делится на две части: первая — собственно послание потомкам с многочисленными включениями из Псалтири; вторая — сказания о жизни князя Владимира Мономаха представлено от его же имени. В своем «Поучении» Мономах изобразил идеальный образ мудрого и справедливого князя, которым хотел видеть не только своих сыновей, но и князей-вассалов. В условиях постоянных княжеских распрей и междоусобиц обращения Мономаха было злободневным, но цели своей не достигло. Ни во времена Мономаха, ни после них Русь не имела такого идеально-справедливого правителя.

Рассуждение 7 класс

Данное произведение относится к разделу древнерусской литературы. Многие филологи признают, что «Поучение Владимира Мономаха» стоит особняком по отношению к другим древнерусским произведениям.

Если говорить об истории создания этого произведения, то интересно будет знать, что первоначально Владимиру Мономаху приписывали авторство только одной записи из книги и одного письма. Теперь же многие ученые не сомневаются в идее, что «Поучение» было полностью написано одним Владимиром Мономахом без соавторов.

Стоит отметить и исключительную особенность «Поучения» для того времени. Дело в том, что раньше произведения писались только лицами духовной сферы, так как только они были достаточно образованны для написания или перевода богослужебных книг. В то время, как Владимир Мономах – это государственный и общественный деятель, светский человек, личность, которая смогла использовать всю свою силу и власть во благо Родине.

Уже в зачине произведения можно увидеть сентиментальные нотки. Благодаря им создается завещательный тон произведения. Так начало фразы «Сидя на санях…» может намекнуть внимательному читателю на скорую смерть автора произведения. Ведь, известно, что во времена Древней Руси тело мертвого человека доставляли к месту погребения на санях. Это может говорить о том, что к словам мудрого и опытного князя стоит прислушиваться. И именно его большой житейский опыт дает ему право писать это «Поучение». Также, это может говорить о том, что великий князь предчувствует свою скорую смерть, поэтому он спешит оставить своеобразное завещание последующим за ним князьям.

Из-за слов «дети мои» может создаться впечатление, что «Поучение» обращено к младшему поколению. Но это не совсем так. Возможно, при написании произведения, великий князь и думал о будущем поколении. Но стоит помнить, что во времена написания произведения Владимир Мономах был великим князям. От того его статус делал его выше по отношению к другим более мелким князьям.

К тому же в «Поучение» можно увидеть связь с Библией и другими религиозными книгами, но это говорит лишь о том, что автор данного произведения соблюдал книжные традиции того времени.

Чтобы «Поучение» казалось более убедительным для читателя, автор позволяет себе обращаться к примерам из своего жизненного опыта. Так, он приводит длинный перечень походов, в которых он принимал активное участие с 13 лет. И все приведенные примеры лишь служат свидетельством того, что великий князь не только дает советы о жизни, но и сам их придерживается. К примеру, он советовал не злоупотреблять властью, быть справедливым, избегать не нужных и многочисленных кровопролитий, не придаваться лени и служить во благо своему государству и народу.

Подобное заключение говорит о действительном желании Владимира Мономаха оставить в головах князей мысли о единственно правильном князе.

Анализ произведения Поучение Владимира Мономаха

Анализ произведения Поучение Владимира Мономаха

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Чехова Размазня сочинение

    Образ «маленького человека» нашел отражение в рассказе А.П. Чехова «Размазня». В самом начале складывается впечатление, будто размазней является главный герой рассказа: хозяин дома, отец двоих детей, так как он вычитает деньги

  • Образ и характеристика Червякова в рассказе Смерть Чиновника Чехова сочинение

    Червяков – персона особая, со своими уникальными чертами характера, это человек, который привык сидеть тише воды ниже травы, и не показываться на людях

  • Сочинения для 6 класса
  • Характеристика и образ Долохова в романе Война и мир Толстого сочинение

    Среди многочисленных персонажей второго плана в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», лично для меня особенно выделяется образ Фёдора Долохова. Чем-то привлекает он внимание читателей, заставляет выделить его среди многочисленных

  • Твір на тему Сенс життя

    Щоб зрозуміти сенс свого життя, потрібно спочатку розібратися в собі самому. Життя — театр, життя – гра, життя – поле бою, — багато письменників саме такими метафорами охарактеризували своє і не тільки – життя людей

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Владимир – князь Киевской Руси, внук Ярослава Мудрого, талантливый мыслитель. Он оставил о себе великую славу и светлую память как мудрого руководителя и отважного полководца. Кроме того, самые главные поучения Владимира Мономаха имеют тысячелетнюю историю.

Краткая историческая справка

Родился мальчик в семье отца Всеволода, матери – дочки императора Византии Константина Мономаха, имя которого унаследовал потомок. Его почитали за боевые заслуги с целью сплочения земли русской.

Представитель княжеского рода вырос в условиях нестабильной политической ситуации и внутренних междоусобных конфликтов, пережил военные распри с половцами, которые представляли серьезную опасность. Главное событие его правления Любечский съезд 6 русских княжеств по вопросу раздела территории и объединения армии.

По характеру князь был очень миролюбивым человеком, отказался от престола в пользу брата, что говорит об усмирении его гордыни. В тех условиях обычно происходили конфликты за трон, которые ослабляли государство. Желание других представителей княжеского рода власти подрывало устои государства и благосостояния Руси.

Главным для князя была вера в Бога, которая формировала правила поведения:

  • соблюдать обещания;
  • помогать бедным;
  • уважать старших;
  • придерживаться правильного образа жизни и молиться.

Лучшая статья для Вас, переходите: Блаженный Феофилакт Болгарский и его толкование на святое Евангелие

Он выступал против междоусобных войн и отрицательно относился к смертной казни, принимал участие больше в 82 походах и заключил десятки соглашений.

За время правления построил несколько церквей, возвел каменные стены вокруг Киева, проложил мост через реку Днепр. Написал напутствия духовного плана своим наследникам, оставил им нравоучения, приводя примеры личной жизни. Главная его заслуга в объединении земель и защита от набегов половцев.

О чем говорится в поучении Владимира Мономаха

Словарь Ефремова дает следующее толкование «поучение – это напутствие, наставление», такое же понятие в словаре Ушакова. Наставление – это своеобразный стиль литературы, в котором излагается пример поведения на личном опыте, изобличаются пороки и славятся добродетели.

Эта необычайная личность боролась за просвещение, была образованным и эрудированным человеком своего времени, о чем свидетельствует его текст изложенный как автобиография. Все произведение наполнено простыми мыслями и глубокой христианской мудростью, также в нем затрагиваются многие вопросы и даются ответы на них.

Особое внимание князь обращает на семейный образ жизни и скромность. Он считал, что в семье мужчина должен быть образцом подражания для всех, а отношения следует строить на доверии и почитании. В государственном управлении он указал на основное положение библейской заповеди: «Не соревноваться с лукавыми, не завидовать делающим беззаконие». Князь наставляет не увлекаться властью, потому что все люди равные перед Богом.

Лучшая статья для Вас, переходите: Сколько Ангелов и Архангелов в православии: чины, иерархия, имена

К чему призывал Владимир Мономах в поучении:

  • слушать старших с покорностью, а властелинам мира не обижать сирот и вдов, быть милостивым и справедливым;
  • помогать бедным;
  • не лениться и не поддаваться праздности, которая служит врагом хороших начинаний и призывает трудиться;
  • уважать пожилых людей, мать, отца;
  • не надеяться полностью на других людей, быть ответственным, не увлекаться вином и едой;
  • ложиться рано спасть и вставать ранним утром;
  • поить и кормить нищих людей, уважать гостей;
  • навещать больных, приветствовать людей.

Он говорил, что существует следующие добродетельности, которые побеждают лукавого: раскаяние, слезы и милостыня.

Мудрый руководитель обязан проявлять заботу о народе, быть справедливым и милосердным в одинаковой мере ко всем, независимо от различного положения.

Воинскую жизнь, наполненную рисками и проблемами, князь умело совмещал с образом христианина. Охота была обычным делом. В те время была масса диких животных, что значило охотиться – это защищаться от их нападения. Поэтому вторая часть носит стиль автобиографического плана. Он повествует, как два быка подняли его на рога, олень пытался затоптать ногами, медведь свалил с коня, но он остался живой благодаря Божьей добродетели. Он никогда не хвастался, а рассказывал об обычной жизни.

Князь Владимир:

  • великий государственный деятель, патриот, военный руководитель, отважный воин;
  • мудрый политический лидер, который был заинтересован в предотвращении междоусобных войн и объединении Руси;
  • великодушный, честный, миролюбивый, добрый человек.

Основные наставления Владимира Мономаха из поучения – это свод духовных норм, к которым должен соблюдать каждый человек, нравственный кодекс. Все его наставления сводятся к тому, что семья – главная опора любого государства.

Лучшая статья для Вас, переходите: Кто такой епископ в православной церкви

10 советов из поучения Владимира Мономаха:

Не ленитесь, но за всем наблюдайте!

Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью…

Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

Напоите и накормите просящего.

Убогих не забывайте и подавайте сироте.

Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его..

Соблюдайте свое слово…

Гордости не имейте в сердце и в уме..

Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.

Не пропустите человека, не приветив его.

Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.

Пусть хранит Вас Господь!

4

(4)

Исторический контекст.

Владимир Мономах (в крещении получил имя Василий) — киевский князь, вьщающийся государственный деятель, полководец и писатель. Отцом Владимира Мономаха был великий киевский князь Всеволод, матерью — византийская принцесса Мария. Прозвище Мономах происходит от имени византийского императора, деда по матери — Константина Мономаха.

У самого Владимира Мономаха было 12 детей, семеро из которых были князьями. Седьмым сыном Владимира Мономаха был Юрий Долгорукий, основатель Москвы. В юности Владимир Мономах был князем Ростова, в последующие годы княжил в Смоленске, Чернигове и Переяславле. В 1113 году Владимир Мономах был призван на княжение в Киеве. Вся его жизнь была посвящена борьбе с врагами — отражению постоянных набегов половцев, укреплению государства Киевской Руси и сплочению русских князей. Сам Владимир Мономах писал, что он совершил 83 великих похода, но историки считают, что всех походов князя насчитывались сотни. Княжение Владимира Мономаха пришлось на время расцвета государства Киевская Русь, когда до татаро-монгольского нашествия оставалось еще столетие.

Разнообразная деятельность киевского князя показывает, каким развитым и просвещенным было первое русское государство. Владимир Мономах внес огромный вклад в объединение и поддержание единства Руси, он был вдохновителем и руководителем походов против половцев, организатором съездов русских князей в Любече и Долобе. Владимир Мономах издавал законы, облегчавшие положение бедных людей и делающие жизнь более справедливой.

Идейное содержание и жанровые особенности «Поучения». «Поучение Владимира Мономаха» — это первое в древнерусской литературе автобиографическое произведение, памятник религиозной и философско-политической литературы. «Поучение» написано в назидание детям и потомкам, тем, кто, «слушая эту грамотку, не посмеется». Это сложное произведение, состоящее из трех частей, написанных по разному поводу, поэтому датировать его непросто.

Ученые относят «Поучение» к 1117 году. Основная мысль «Поучения» — изображение идеала княжеского «поведения»: князь должен беспрекословно подчиняться «старейшему», жить в мире с другими князьями, не притеснять младших князей или бояр; князь должен избегать ненужного кровопролития, быть радушным хозяином, не предаваться лени, не полагаться на тиунов (управляющих хозяйством князя) в быту и на воевод в походах, должен во все вникать сам…

Композиция произведения.

Первая часть «Поучения» представляет собой молитву, источником которой были библейские и другие религиозные тексты: «Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, также и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию. «Что такое человек, как подумаешь о нем?» «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои. Разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои», — и снова скажем: «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле». Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет?

И земля на водах положена. Господи, Твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом. Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля.

Все же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость Твоя к нам, так как блага эти сотворил Ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены Тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то, и имея язык онемеют. «И благословен. Господи, и прославлен зело!» «Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил. И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!».

В тексте всего «Поучения» очень велико влияние христианской веры, принятой на Руси. Крещение Руси состоялось в 988 году: об этом рассказывается в «Повести временных лет». Вторая часть «Поучения» — это повествование Владимира Мономаха о своей деятельности: сжатое перечисление походов и основных событий жизни. Перечень непрерывно следующих походов показывает, насколько энергичным и настойчивым в достижении цели был Владимир Мономах.

За скупыми и, казалось бы, бесстрастными сообщениями о том или ином событии встает драматичная и суровая жизнь князя и воина: «А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с ко — 32 Нем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал.

Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои в юности повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей. Что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах, и о ястребах заботился. Также и бедного смерда и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.

Не осуадайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его за то, что Он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным». Третья часть «Поучения» отражает переписку Владимира Моно- маха со своим двоюродным братом и давним противников Олегом Святославичем, с которым князь воевал за Чернигов. Велика вражда между князьями: Олег Святославич в союзе с половцами отнял в 1094 году у Владимира Мономаха Чернигов, в битве с ним погиб сын Мономаха — Изяслав: «О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою… Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и предупредить меня.

Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: «Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы!» Однако Владимир Мономах подавляет в себе чувство мщения во имя Христовой любви и прекращения междоусобицы. «Не хочу я лиха, но добра хочу я братьям и Русской земле» — говорит в обращении к Олегу Святославичу Владимир Мономах.

«Поучение» Владимира Мономаха в оценке литературоведов. «Сочинения киевского великого князя Владимира Мономаха, известные под наименованием «Поучения», написаны в конце XI — начале XII в. «Поучение» дошло до нас совершенно случайно, в единственном списке, в составе Лаврентьевской летописи, которая рисковала сгореть вместе со списком «Слова о полку Игореве» в московском пожаре 1812 г. в собрании рукописей Мусина-Пушкина, но не сгорела только потому, что была взята из библиотеки Н. М. Карамзиным…

У Мономаха были отчетливые этические представления, целая этическая система в области политики. Эта этическая система его политики довольно полно выражена в двух его сочинениях: в том, что мы можем назвать собственно «Поучением», и в автобиографии, в которой он обсуждает события своей жизни с той же высокой моральной точки зрения, с какой написано и письмо к Олегу… Мономах был одним из создателей идеологии периода феодальной раздробленности — идеологии, обосновывающей и оправдывающей совершившееся и совершающееся дробление Руси между отдельными княжествами и вместе с тем безуспешно стремящейся устранить путем моральной проповеди бедственные последствия этого дробления.

В своих произведениях Мономах пытался опереть новую политическую систему на христианскую мораль, на строгое выполнение договорных условий, на совместное решение основных вопросов на княжеских съездах, на взаимное уважение к правам младших и старших. В конечном счете вся новая система должна была опираться на моральную дисциплину, на идеологию.

Вот почему этой идеологии Мономах и придал такое большое значение, заботясь о писателях, покровительствуя летописанию, укрепляя церковь, развивая культ Бориса и Глеба, поддерживая Киево — Печерский монастырь и лично занимаясь писательской деятельностью… Таким образом, высокая мораль была потребностью распадающегося общества. Ее появление было вызвано глубокими историческими причинами. Моральная сила должна была заменить силу государственную…

Повод, по которому написано «Поучение», отмечен самим Моно — махом: к нему пришли послы его братьев с предложением выступить против князей Ростиславичей и выгнать их из отчизны. Владимир Мономах опечалился этой попыткой нарушить новый порядок, раскрыл Псалтирь, нашел в ней утешение, а затем написал свое «Поучение» — к детям и к «иным, кто его услышит». Под этими «иными» Мономах явно разумел всех русских князей.

Именно к князьям обращены «Поучение» и другие примыкающие к нему «списания». Он учит в своем «Поучении» князей и военному искусству, и искусству управления землей, призывает их отложить обиды, не нарушать крестного целования, довольствоваться своим уделом, не доверять тиунам и воеводам и т. д.

Мономах широко обращается к церковному авторитету, пользуется общехристианскими моральными правилами, традиционными дидактическими приемами, но только для единой, главной цели — призвать князей к строгому выполнению нового политического принципа… Князья находились между собой в отношениях вассального подчинения — среди них были и старшие, и младшие. Мономах учит соблюдать эти отношения: младшим уважать старших, а старшим покровительствовать младшим, опять-таки пользуясь церковной литературой.

При старых следует молчать, премудрых слушать, старейшим покоряться, с равными и меньшими любовь иметь и умерять «увлекающихся властью». Это выражение — «не уклоняться учить увлекающихся властью» («не стрекати учить легких власти»), самая идея того, что власть «увлекает», замечательны… Весь тон «Поучения» задушевный, почти лирический, иногда несколько старчески суровый и печальный — строго соответствует тому определению, которое сам Мономах дал в начале своего «Поучения», когда писал, что, отпустив послов своей братьи, пришедших к нему с бесчестным предложением выступить против Ростиславичей, он «в печали» взял Псалтирь, а затем собрал «словца си любая и складох по ряду и написах»…

Страстная политическая целенаправленность «Поучения» Владимира Мономаха, тесная связь его с политическими событиями его времени, последовательное проведение в нем единой политической идеи, правда замаскированной порой религиозной формой, делает его одним из самых значительнейших публицистических произведений на Руси…

«Поучение» — отнюдь не обычное рассуждение о необходимости соблюдать христианскую мораль и быть благоразумным в своем поведении, а темпераментный политический трактат, отстаивающий необходимость соблюдать новый принцип — «кождо да держит отчину свою». В этом трактате удивительно слиты этическая система и эстетическая, исповедь с элегическим тоном… Проблемы этической ответственности человека постоянно занимали в литературе самое важное место. Вспомним Радищева, Достоевского, Толстого, Леонида Андреева, Горького и многих других.

Это одна из специфических, национальных черт русской литературы. И проявлялась эта черта уже в первые века ее существования» (Д. С. Лихачев. Великое наследие)

4 / 5. 4

.

  • Поучение владимира мономаха краткое сочинение
  • Потушенная свеча как пишется
  • Поучение в стиле владимира мономаха сочинение 7 класс
  • Потушенная ветром как пишется
  • Поучающие сказки для детей 4 5