Повелевающий ветром христианский рассказ часть 9

7 декабря 2021 г. 14:52

В течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому. Еще большее количество научных трудов, научно-популярных и художественных изданий выходило на тему его жития ранее. В основном они касались политической деятельности1 святого князя, значимости его цивилизационного выбора2, его военного таланта3, его личного благочестия4 и т.д. При этом в житии князя Александра остается момент, который требует надлежащего осмысления, — это его христианская кончина. В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья доцента кафедры теологии МПГУ священника Георгия Харина, посвященная истории последних дней благоверного князя Александра Невского (№ 12, 2021, PDF-версия).

Безмерное желание принять ангельский образ

Итак, в 1262 году великий князь Александр Ярославич отправился к хану Берке.

В том же году пошел князь Александр в Татары, и удержал его Берке, не пустив в Русь; и зимовал в Татарах, и разболелся.

Так пишет автор Новгородской первой летописи старшего извода. Историки по-разному объясняют причины, которые вынудили русского князя отправиться к ордынскому хану. Нередко полагают, что Александр хотел предотвратить кару, которую ожидали после восстания в русских городах. Но имеющиеся в нашем распоряжении источники, и прежде всего Житие князя Александра, иначе объясняют причины этой драматической поездки:

Было же тогда великое насилие от иноплеменников: сгоняли христиан, веля им вместе с собой воевать. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей от беды той5.

Князю Александру Ярославичу, кажется, удалось на этот раз «отмолить» русских людей от участия во внутренней ордынской войне. Почти весь 1263 год — последний в своей жизни — князь Александр Ярославич провел в Орде, по-видимому, скитаясь вместе с ханом Берке по его многочисленным кочевьям. И только ­осенью — уже больным — князя отпустили наконец обратно на Русь. Однако до стольного Владимира Александру Ярославичу добраться было не суждено. Из Новгородской Первой летописи старшего извода:

В лето 6771 (1263). Пришел князь Александр осенью из Татар, весьма нездоров. И пришел на Городец, и принял пострижение в 14-й [день] месяца ноября, на память святого апостола Филиппа. Той же ночью и преставился, и повезли его во Владимир, и положили его в монастыре Рождества Святой Богородицы. И, собравшись, епископы и игумены с митрополитом Кириллом, и со всем иерейским чином, и с черноризцами, и со всеми суздальцами с честью погребли его в 23 [день] того же месяца, на святого Амфилохия, в пятницу. Дай, Господи милостивый, видеть лицо Твое в будущем веке ему, который потрудился за Новгород и за всю Русскую землю…6

Более подробно рассказывается о кончине благоверного князя в его Житии:

Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.

А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большой добычею.

Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О, горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним!

Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять — схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.

Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди восклицали: «Уже погибаем!»

Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества святой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.

Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем мит­рополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его душа покинула и везли его из дальних краев в зимнее время! И так прославил Бог угодника Своего7.

Так сообщает о кончине князя его древнее Житие. Вот, собственно, и предмет нашего исследования:

Великий же князь Александр Ярославич, ревновав о Господе Боге своем крепко, оставив земное царство и желая Небесного Царствия, принял ангельский образ монашеского жития; еще сподобил его Бог больший чин восприяти — схиму…

К старости тоже постригусь

Принятие монашества — серьезный и ответственный шаг. Что подвигло великого князя на это решение? Понять это — почувствовать его эпоху. Кстати, в иные времена такой выбор едва ли бы был поощрен: Петр I даже запретил своим указом, продублированным синодальным распоряжением от 15 июня 1724 года, изображать Александра Невского в монашеском чине:

Святого благоверного великого князя Александра Нев­ского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а только в одеждах великокняжеских8.

Очевидно, что это было вызвано желанием Петра I противопоставить новую столицу Санкт-Петербург старой, Москве. Главной святыней Москвы всегда оставалась Лавра преподобного Сергия с самим Радонежским чудотворцем. Во-первых, образ преподобного Сергия с его глубоким благочестием и ревностью ко спасению на духовной стезе совершенно не вязался с петровскими идеями всеобщей полезности, заимствованными у голландских мыслителей. Во-вторых, Лавра преподобного напоминала Петру о его мятежной юности и о его позорном бегстве под ее стены. Поэтому так нужна была «светская лавра» со «светским» святым — образа жизни не монашеского и подвига не церковного. Именно этим объясняется основание Александро-Невской лавры и перенос сюда из Владимира мощей святого князя, а также запрет на его изображение в иноческих одеждах.

Вернемся к вопросу монашеского пострига Александра Невского. Чем он вызван? Дань традиции или потребность души? Начнем с того, что, действительно, предсмертный постриг — традиция, на Руси в то время весьма распространенная. Этот обычай был заимствован из среды византийской аристократии. По меньшей мере 17 византийских императоров приняли по­стриг накануне своей смерти или же после своего свержения с престола (в последнем случае зачастую не по своей воле: Андроник II Палеолог, Иоанн VI Кантакузин, Исаак I Комнин, расстригшаяся и позднее снова постриженная Зоя, ее расстриженная сестра Феодора, Михаил VII Дука, Михаил I Рангаве, Роман I Лакапин, ­Феодосий III и другие).

Известно, что перед смертью принял постриг император Михаил IV Пафлагонский (1041), Мануил I Комнин — под именем Матфей (1180), Иоанн VII Палеолог — Иоасаф (1408), Мануил II Палеолог — Матфей (1425). Из женщин перед смертью, как известно, постриглись императрица Ирина (супруга Иоанна II Комнина) — Ксения (1134), невестка императора Анна Далассина9.

Существует достаточное количество исследований о развитии института монашества на Руси. Среди них особо стоит отметить коллективный труд Б.А. Успенского и Ф.Б. Успенского «Иноческие имена на Руси»10. Здесь интересующий нас вопрос рассмотрен подробно. Действительно, на Руси с раннего времени существовал обычай принимать великую схиму в ожидании близкой кончины. Эта традиция бытовала в монастырях, и она становится предметом обсуждения в «Вопрошании Кирика». Кирик Новгородец спрашивал Нифонта, архиепископа Новгородского (1130-1156), хорошо ли ему было бы в старости принять великую схиму; Нифонт отвечал утвердительно:

А вот что я сказал владыке: я еще без схимы, но к старости тоже постригусь, может, тогда я стану лучше, но я плох и болен11.

Кирик также спрашивал Нифонта, может ли он, Кирик, не будучи схимником, постричь в схиму человека, которому грозит скорая кончина:

А вот опять же некий чернец покаялся у меня, можно ли будет вскоре постричь его в схиму? Или это не годится, постригать, будучи самому без схимы? Если ты мне повелишь, то было бы очень хорошо. Сказал: «Добро ты помыслил, чтобы, как сказал, к старости постричься в схиму. А для пострижения монахов — на то ты и священник, и постриги его в схиму. Священство есть превыше всего, на то и существует освящение». И я поклонился владыке челом12.

И на этот раз Нифонт отвечал утвердительно, ссылаясь на то, что Кирик является священником и тем самым имеет на это право.

От Бога данный тебе дар

В Киево-Печерском патерике рассказывается о Пимене Многострадальном, которого родители принесли в Печерский монастырь для исцеления; он хотел принять постриг, но родители на это не соглашались. Неожиданно его все же постригают в великую схиму, и он получает новое имя. Это описывается как чудо:

Когда же он изнемог так, что отчаялись за его жизнь, — принесли его в Печерский монастырь, чтобы исцелился он молитвами тех святых отцов или от их рук принял святой иноческий образ. Родители же Пимена, сердечно любя его, не оставляли детища своего и всех просили молиться за их сына, чтобы он исцелился от недуга. И много потрудились те преподобные ­отцы, но ничто не приносило пользы ему, ибо его молитва превозмогала все другие, а он просил себе не здоровья, а усиления болезни, так как боялся, что если он выздоровеет, то родители увезут его из монастыря, и не осуществится мечта его. Отец же и мать все время были с ним и не давали его постричь, и блаженный, опечалившись, стал прилежно молиться Богу, чтобы Он исполнил желание его.

И вот однажды ночью, когда все вокруг спали, вошли со свечами туда, где лежал Пимен, похожие на скопцов светлых, и несли они Евангелие, и рубаху, и мантию, и куколь, и все, что требуется для пострижения, и сказали ему: «Хочешь, чтобы мы постригли тебя?» Он же с радостью согласился, говоря: «Господь вас послал, повелители мои, исполнить желание сердца моего». И тотчас начали они спрашивать: «Зачем пришел, брат, припадая к этому святому жертвеннику и к святому братству этому? Желаешь ли сподобиться иноческого великого ангельского образа?» И все прочее исполнили по чину, как написано в уставе, потом в великий образ постригли его, и надели на него мантию и куколь, и все, что следует, отпевши, великого ангельского образа сподобили его, и, целовав его, дали ему имя Пимен, и, возжегши свечу, сказали: «Сорок дней и ночей эта свеча не угаснет». Свершив все это, они пошли в церковь, волосы же постриженного взяли с собой в платке и положили на гроб святого Феодосия13.

Иноки же, бывшие в кельях, слыша звуки пения, перебудили спавших вокруг, думая, что игумен с кем-то постригает Пимена или что тот уже скончался, и вошли все вместе в келью, где больной лежал, и нашли всех спящими: и отца, и мать, и рабов. И вместе с ними подошли к блаженному, и все ощутили благоухание, и увидели его веселым и радостным и облаченным в иноческую одежду. И спросили его: «Кто тебя постриг и что за пение мы слышали? Вот родители твои были с тобой и ничего этого не слыхали». И сказал им больной: «Я думаю, что это игумен, придя с братиею, постриг меня и дал мне имя — Пимен. Их пение и было то, что вы слышали, и про свечу они сказали, что она будет сорок дней и ночей гореть; взявши же мои волосы, они пошли в церковь». Услышав это от него, пошли и увидели, что церковь закрыта, и разбудили пономарей, и спросили их, не входил ли кто в церковь после вечерней молитвы? Они же отвечали, говоря, что никто не входил в нее и что ключи у эконома. Взяв ключи, пошли в церковь и увидели на гробе Феодосия в платке волосы Пимена, и рассказали обо всем игумену, и стали искать, кто постригал Пимена, и не нашли. И поняли все, что то был Промысл свыше, от Бога. И стали раздумывать о бывшем чуде, говоря: «Может ли оно засчитаться Пимену за уставное пострижение?» Но так как свидетельство имелось: церковь была заперта, а волосы оказались на гробе святого Феодосия, и свеча, которой хватило бы только на день, сорок дней и ночей непрестанно горела и не сгорала, то и не стали совершать над Пименом пострижения, сказав ему: «Достаточен для тебя, брат Пимен, от Бога данный тебе дар и нареченное тебе имя»14.

Этот отрывок из Патерика очень важен: он позволяет примерно представить, как происходило пострижение великого князя Александра на его смертном одре. Интересно также, что этот рассказ Патерика заканчивается весьма полезным поучением:

Из этого, братья, следует, кажется мне, вот что разуметь: если кто в болезни пострижется с верою, прося у Бога жизни, тот как в монашеском подвиге послужит ему; владеющий же жизнью и смертью Господь если и отведет его от мира, то, подобно работникам, нанятым в одиннадцатый час, признает его равным праведникам. Кто же говорит так: «Когда увидите меня умирающим, то постригите меня», — суетна того вера и пострижение15.

Обрести главное

Множество примеров из житийной литературы древнерусского периода свидетельствуют о том, что монахи Древней Руси стремились принять схиму перед кончиной. Со временем и миряне начинают принимать великую схиму — первоначально, возможно, подражая монахам.

Со второй половины ХІІ века пострижение перед смертью в великую схиму получает распространение в княжеской среде16, в дальнейшем то же продолжают делать и цари, вплоть до Романовых (у последних, по-видимому, такой родовой традиции не было). Если смерть приходила преждевременно, то иногда — в исключительных случаях — постригали и после смерти, как это случилось с Иваном Грозным и как, по-видимому, могло случиться с Василием ІІІ; это свидетельствует об устойчивости данного обычая17.

В Древней Руси мы знаем даже случай коллективного предсмертного пострига. В 1238 году, когда татары захватили Владимир-на-Клязьме, князь Всеволод Юрьевич с матерью, своими людьми и владыкой Митрофаном внидоша въ святую Богородицю и истригошася вси въ образъ чрънечьскии и въ скыму18.

Великая схима, таким образом, символизирует готовность к смерти.

Обычай предсмертного пострижения связан с представлением о том, что монашеский постриг, подобно крещению, очищает человека от всех предшествующих грехов. Этот мотив находит отражение в «Сказании о Мамаевом побоище»: по благословению преподобного Сергия Радонежского братья-иноки Александр Пересвет и Андрей Ослабя, отправляясь на смертный бой, принимают схиму19. К пострижению в схиму, таким образом, стали относиться как к таинству.

Такое отношение к монашескому постригу связано с особым влиянием на древнерусскую Церковь преподобного Симеона Нового Богослова. Эпоха Симеона Нового Богослова, Х век, — это эпоха монашеского ренессанса. Преподобный Симеон, не колеблясь, называет своих монахов, в том числе и не имеющих сана, «народом Христа, священным стадом, царским священством»20. Видимо, потому на Руси, которая именно в это время усваивает христианство, взгляд на монашество как на единственно верный путь к спасению стал весьма распространенным. В своем послании Поликарпу епископ Симон, например, заявляет:

Аз бых рад оставить свою епископию… Пред Богом тебе молвлю: всю сию славу и власть яко калъ мнел быхъ, аще бы ми трескою тчати за вороты, или сметием валятися в Печерком манастыри и попираему быти человеком…21

В древнерусской житийной литературе можно найти множество примеров, иллюстрирующих мысль об особом значении монашества22. Видимо, этим обстоятельством объясняется и то громадное влияние, которое монастыри оказывали на древнерусское общество, и то благоговение, которое это общество имело к монашеству вообще и к постригу в частности.

Стало быть, принимая монашеский постриг перед самой кончиной, святой благоверный князь Александр, с одной стороны, следовал благочестивому обычаю своего времени, а с другой — через это пострижение он стремился обрести главное, что составляло весь смысл его земного пути, — жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем.

Священник Георгий Харин


1 См., напр.: Гарин Е.-Н. Выбор Александра Невского как основа приоритетов политики российского государства // Вестник Вятского государственного университета. 2016. № 10. С. 28-30; Голубев А. Ю. Александр Невский как великий политический и военный деятель Руси // Военная мысль. 2018. № 10. С. 102-109; Данилевский И.Н. Александр Невский и Тевтонский орден / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский акцент: [сайт]. 2011. № 3-4. С. 105-111; Фомина К. Значение «Ледового побоища» в истории России // От Александра Невского до наших дней: уроки истории: Материалы VIII Международных Александро-Невских чтений. Псков: Гос. ун-т, 2017. С. 109-110.

2 См., напр.: Данилевский И.Н. Указ. соч. С. 105-111; Жеребкин М.В. Исторический выбор Александра Невского // Наука, образование и культура. 2017. № 3 (18). С. 13-19; Олейник И.А. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде // Педагогический поиск. 2018. № 5. С. 31-33; Рыбаков С.В. Стратегический выбор Александра Невского // Мир Евразии. 2013. № 4 (23). С. 50-54.

3 См., напр.: Бахтин А.П. Ледовое побоище: о построении «свиньей» или «острой колонной» / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский ­акцент: [сайт]. 2015. № 2 / 3. С. 63-86; Голубев А.- Ю. Указ. соч. С. 102-109;­Конявская Е.Л. Образ Александра Невского в русских летописях / Текст: электронный // URL: http://www.drevnyaya.ru / vyp / 2009_2 / part6.pdf; Кривошеев Ю. В. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Лашкова О. Князь Александр Невский: герой средневековой Руси // История. 2017. № 3 / 4. С. 42-49; Свердлов М.Б. Александр Невский — гений стратегии и тактики // Петербургский исторический журнал: исследования по российской и всеобщей истории. 2017. № 3 (15). С. 7-31; Фомина К. Указ. соч. С. 109-110.

4 См., напр.: Алексеев С. Александр Невский: жизнь, ставшая житием // Родина. 2013. № 8. С. 2-5; Богданов А.П. Нравственный выбор Александра Невского // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. № 7. С. 3-11; Долгов В.В. Биография Александра Невского в зеркале «исторического нарратива» // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2016. № 5. С. 190-212; Он же. Родители Александра Невского в отечественной историографии и генеалогии // Вестник Удмуртского университета. (История и филология). Т. 30. 2020. № 1. С. 88-94; Ефимов В.Ф., Никольский Е.В. Личность Александра Невского сквозь многовековую мифологию // Studia Humanitatis. 2014. № 3. С. 1; Кривошеев Ю.В., Соколов Р.А. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Менщиков И.С. Роль образа Александра Невского в воспитании национальной идентичности // Историко-педагогические чтения. 2018. № 22. С. 124-131.

5 Летописи / Текст: электронный // Библиотекарь.Ру: URL: http://www.bibliotekar.ru / rus / 96.htm.

6 Там же.

7 Житие Александра Невского // Древняя русская литература: хрестоматия / составитель Н. И. Прокофьев. М., 1980. С. 118-123.

8 Полное собрание постановлений по Ведомству Православного исповедания. Т. 4. № 1318.

9 Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842-1204). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003.

10 Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. М.: Институт славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2017.

11 РИБ. VI. № 2. Стлб 25. Вопрос 6. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 213.

12 РИБ. VI. № 2. Стлб 25-26. Вопрос 8. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч.

13 Феодосий Печерский выступает здесь как восприемник или поручитель новопостриженного монаха. В Синайском евхологии в чине пострижения в великую схиму восприемник именуется «подъемлющим власы» (Л. 82-83об., 87). См. подробнее: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 89, примеч. 33.

14 Киево-Печерский Патерик. Т. 4: XII век / подгот. текста Л.А. Ольшевской, пер. Л.А. Дмитриева. СПб.: Наука, 1997.

15 Там же.

16 См.: Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 2. М., 1904.

17 См.: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 211.

18 Полное собрание русских летописей. Т. ІІІ. М., 2000. С. 287.

19 Сказание о Мамаевом побоище.

20 Цит. по: Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980. С. 126.

21 Киево-Печерский патерик // РНБ. Ф. 893. (Собр. Ю.А. Яворского). № 9. Л. 18 об.

22 См. об этом: Василий (Кривошеин), архиеп. Указ. соч. С. 143; Иларион (Алфеев), игум. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001. С. 608; Концевич И.Н. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М., 1993. С. 38.

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Согласно Книге Бытия, Содом и Гоморра, два из пяти процветающих «городов на равнине», были известны своим безнравственным поведением.

Американские ученые нашли доказательства того, что примерно 3,6 тысячи лет назад космический катаклизм уничтожил город бронзового века Талль-эль-Хаммам на юге Иорданской долины к северо-востоку от Мертвого моря. Именно это катастрофа послужила основой рассказа о библейском Содоме. Корреспондент.net рассказыает подробности.

Аналогичен Тунгусскому метеориту 

Новое археологическое исследование подтвердило теорию о том, что библейский город Содом, разрушенный, согласно Ветхому Завету, богом за безнравственность и аморальный образ жизни его жителей, был уничтожен метеоритом.

Ученые, ведущие раскопки на территории древнего города Телль-эль-Хаммам в нынешней Иордании, сумели доказать, что этот город погиб примерно в 1650 году до нашей эры от взрыва над ним гигантского ледяного космического объекта. Статья об этом опубликована в журнале Nature Scientific Reports.

Археологи нашли обугленные человеческие останки, в том числе черепа и скелеты, разнесенные ветром, расплавленные здания, металлы, керамику и покрытые пузырями глиняные кирпичи, что заставляет предположить, что температура превышала две тысячи градусов Цельсия.

Кроме того, исследователи нашли в образцах почвы сферические частицы железа и кремнезема и кристаллы кварца, которые треснули под очень высоким давлением, что говорит о высокоскоростном ударе или воздушном взрыве от взрывающегося метеорита.

Треснувшие кристаллы кварца

В статьях отмечается, что удар, вероятно, был аналогичен Тунгусскому метеориту 1908 года, когда 60-метровая комета или астероид ударили по восточной Сибири, вызвав взрыв мощностью 12 мегатонн, что сопоставимо с тысячей атомных бомб, подобных той, что была позже сброшена на Хиросиму. 

Скорость этого объекта составляла около 61 тысячи километров в час. Разрушившись в атмосфере, этот объект образовал огромный огненный шар на высоте около четырех километров над землей. Горожане, смотревшие на него, мгновенно ослепли.

А через несколько секунд на это место обрушилась мощная ударная волна. Двигаясь со скоростью около 1,2 тысячи километров в час, она превосходила любой земной смерч. Воздушные потоки проносились по городу, снося постройки.

Никто из восьми тысяч человек, а также животных, в городе не выжил — их тела были разорваны на части, а кости раздроблены на мелкие фрагменты.

Примерно через минуту в 22 километрах к западу от Телль-эль-Хаммама взрывная волна обрушилась на библейский город Иерихон. Стены Иерихона рухнули, и город сгорел дотла.

Для того, чтобы восстановить эту картину гибели города, потребовалось почти 15 лет кропотливых раскопок и усилия сотен людей. Детальный анализ находок проводили десятки ученых в США, Канаде и Чехии.

Среди 21 соавтора этой работы — археологи, геологи, геохимики, геоморфологи, минералоги, палеоботаники, седиментологи (они изучают осадочные горные породы и процессы их образования), эксперты по взрывам, а также врачи.

Революционный 2020 год. Главные научные открытия

Археологи также отметили, что взрыв от метеорита поднял в воздух множество соли в районе Мертвого моря, распространив кристаллы на большие расстояния. Очень высокая засоленность почвы могла объяснить, почему некогда процветающие города в нижней части долины реки Иордан были заброшены в конце бронзового века.

Телль-эль-Хаммам, который на пике своего развития был в десять раз больше, чем Иерусалим, не заселяли еще 600 лет.

«Космический удар мог повлечь устный рассказ о гневе Бога на два города. Разрушение Содома также подробно описано в Коране. В последние годы появились и другие научные объяснения древних библейских легенд, в том числе предположение о том, что горящий куст был вызван горящей природной нафтой», — отмечает журнал Times.

Как отметил Джеймс Кеннетт, почетный профессор наук о Земле Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, который принимал участие в исследовании, все библейские наблюдения согласуются с космическим воздушным взрывом.

Phil Silvia

Ранее ученые выяснили, как погибли жертвы Везувия, извержение которого стало одной из самых разрушительных катастроф в истории, в результате которой стихия за два дня разрушила древнеримские города Помпеи, Геркуланум и Стабии, расположенные ближе всего к подножию вулкана.

По оценкам, тепловая энергия, выделившаяся при извержении, в 500 раз превосходила ту, которая высвободилась при взрыве атомной бомбы над Хиросимой. Подробно об этом в материале Взрывался череп.

Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet

21 августа 2022

День Стрибога

День Воздушного Флота

Мирон Ветрогон

День подавления путча

Праздник старых бурдюков

День детей - Аргентина

День Ниной Акина - Филиппины

День Ниной Акина — Филиппины

Запатентованы подъемные жалюзи

Произошло в 1841 году.
  181 год назад.

Из Лувра была похищена «Джоконда»

Из Лувра была похищена «Джоконда»

Произошло в 1911 году.
  111 лет назад.

Создан Государственный плановый комитет Совета Министров СССР (Госплан СССР)

Произошло в 1923 году.
  99 лет назад.

Открылся Государственный Пушкинский заповедник

Произошло в 1924 году.
  98 лет назад.

В Венеции состоялся первый международный кинофестиваль

Произошло в 1932 году.
  90 лет назад.

  anniversaryЮбилей.

Совершено покушение на советского политического и военного деятеля Льва Троцкого

Совершено покушение на советского политического и военного деятеля Льва Троцкого

Произошло в 1940 году.
  82 года назад.

Осуществлен запуск первой советской межконтинентальной баллистической ракеты Р-7

Осуществлен запуск первой советской межконтинентальной баллистической ракеты Р-7

Произошло в 1957 году.
  65 лет назад.

  anniversaryЮбилей.

В Чехословакию введены войска стран Варшавского Договора. Конец «Пражской весны»

В Чехословакию введены войска стран Варшавского Договора. Конец «Пражской весны»

Произошло в 1968 году.
  54 года назад.

Ученые впервые сообщили об угрозе глобального потепления на Земле

Произошло в 1981 году.
  41 год назад.

В Москве потерпел поражение августовский путч ГКЧП

В Москве потерпел поражение августовский путч ГКЧП

Произошло в 1991 году.
  31 год назад.

Именины у Емилиана, Григория, Федора, Мирона, Иосифа, Зосимы, Николая, Леонида, Моисея, Германа

Петр Плетнев

Петр Плетнев
русский поэт, критик, профессор Петр…

Родился в 1792 году.
  Возраст: 230 лет.

  anniversaryЮбилей.

favorite_border184 
день рождения

Леонид Андреев

Леонид Андреев
русский писатель «Серебряного…

Родился в 1871 году.

favorite_border21 
день рождения

Сергей Бирюзов

Сергей Бирюзов
советский военачальник, маршал и Герой…

Родился в 1904 году.

favorite_border168 
день рождения

Леонид Гурвич

Леонид Гурвич
американский экономист еврейского происхождения,…

Родился в 1917 году.
  Возраст: 105 лет.

  anniversaryЮбилей.

favorite_border21 
день рождения

Вия Артмане

Вия Артмане
советская и латвийская актриса театра…

Родилась в 1929 году.
  Возраст: 93 года.

favorite_border143 
день рождения

Юрий Энтин

Юрий Энтин
советский и российский поэт-песенник,…

Родился в 1935 году.
  Возраст: 87 лет.

favorite_border122 
день рождения

Ким Кэттролл

Ким Кэттролл
англо-канадская актриса Ким Кэттролл …

Родилась в 1956 году.
  Возраст: 66 лет.

favorite_border124 
день рождения

Николай Валуев

Николай Валуев
российский боксер-профессионал, политик…

Родился в 1973 году.
  Возраст: 49 лет.

favorite_border177 
день рождения

Ухта

Ухта

отмечают с 1929 года

Лев Троцкий

Лев Троцкий
русский революционер еврейского происхождения,…


Умер в

1940 году.

день памяти

Юрий Никулин

Юрий Никулин
советский и российский актер, клоун,…


Умер в

1997 году.

день памяти

Александр Литвинов

Александр Литвинов
советский поэт, музыкант, рок-бард,…


Умер в

1999 году.

день памяти

Роберт Муг

Роберт Муг
американский предприниматель, известен…


Умер в

2005 году.

день памяти

Виктор Авилов

Виктор Авилов
советский актер театра и кино, режиссер,…


Умер в

2005 году.

день памяти

«Не нужно становиться больше, чем человеком, и нельзя стать чем-то меньшим – нужно быть человеком, вот и всё».

(Сол Беллоу)

Прозаик и эссеист Сол Беллоу (Соломон Беллоус) родился в 1915 г. в Канаде в ортодоксальной еврейской семье, эмигрировавшей из Российской империи. В раннем детстве изучил иврит. Ему было девять лет, когда семья переехала в США, в Чикаго. Рос в еврейской среде. Много читал. В частности, как отмечает биограф Беллоу Захари Лидер, огромное влияние на него оказали классики русской литературы (особенно Достоевский и Толстой). Решил и сам стать писателем. И стал одним из самых выдающихся писателей XX в. За свое творчество был удостоен Нобелевской премии по литературе 1976 г., Пулитцеровской премии, различных других престижных американских и международных премий, французского ордена Почетного легиона, медалей.

И, кстати, Беллоу занимался не только литературой. Университетское образование завершил со степенью бакалавра антропологических и социологических наук. Был профессором ряда известных американских университетов.

Сохранение своего «я»

Уже первый роман Беллоу «Между небом и землей», вышедший в 1944 г., принес ему известность и поставил глобальные вопросы, которыми он будет заниматься и в своей последующей литературной жизни: сохранение человеком своего «я», своей свободы в атмосферном вихре общества.

В центре произведения – молодой интеллигентный человек по имени Джозеф, живущий в Чикаго. На календаре 1942–1943 гг., вовсю бушует Вторая мировая война. Должны призвать в армию и Джозефа, поэтому он уходит с работы. Но прошло почти семь месяцев, а из-за «бюрократических художеств» он все еще ждет у моря погоды. В таком подвешенном состоянии, вырванный из привычного ритма жизни, он чувствует себя очень некомфортно. Давно накопившаяся тоска, недовольство собой и окружающей жизнью теперь проявляются все сильнее. Нарастает напряженность в отношениях с женой, сложны контакты с братом и его семьей, не видится с друзьями – одни далеко, с другими нет настроения встречаться. И вот парень почти все время один, подолгу бессмысленно сидит в съемной комнате. Записывает свои мысли, ощущения в дневник: «Ясно как день: я гнию, разлагаюсь, коплю в себе досаду и горечь, как ржа разъедающую мои припасы великодушия и доброжелательности… Начинаю замечать, что, чем активнее остальное человечество, тем медленнее двигаюсь я, и мое анахоретство растет пропорционально возрастанию в окружающем мире азарта и прыти… В жизни не чувствовал такого оцепенения. Даже сходить за сигаретами лень, а хочется курить. Лучше обойдусь… я прирастаю к креслу. Буквально, физически. Даже не пробую подняться. Встать-то я, конечно, могу, и пройтись по комнате, и спуститься за сигаретами, но исключительно противно делать над собой усилие».

В то же время он периодически ведет мучительные рассуждения, в нем сражаются два внутренних «я»: он вчерашний и он сегодняшний, «с одной стороны» и «с другой стороны». Пытается разобраться в себе, в своем «истинном, а не поверхностном человеческом назначении». Вспоминает Спинозу, писавшего, что «нет добродетели выше, чем стараться сохранить самого себя… Он не говорит – свою жизнь. Он говорит – самого себя. Почувствовал разницу?.. Мы сами отвечаем за свою человечность, свое достоинство и свободу».

Однако констатирует, что «мы боимся собой управлять. Конечно. Это же так трудно. Нам бы поскорей избавиться от свободы… И мы сбегаем, мы ищем хозяина, мы валимся кверху брюхом и требуем поводка… Это все наша неготовность к свободе…»

Не смог совладать со свободой и Джозеф: «Моя опасная отсеченность от общего договора чуть совсем не выбила у меня почву из-под ног. Я в одиночку не справился. Кто, интересно, бы справился. Когда варишься в собственном соку, ум за разум заходит. Может, война меня чему научит, силком научит тому, до чего сам не допер за эти месяцы в своих четырех стенах…»

Он не считает себя вправе уклоняться от войны: «Я должен пройти этот смертный риск, как уже проходил его прежде, борясь с детскими болезнями и невзгодами…» Наконец молодого человека призывают в армию. Ему жаль расставаться с супругой, «но ничуть не жаль остального. Больше не надо будет за себя отвечать; и на том спасибо. Я попадаю в чужие руки, избавляюсь от самоопределения, свобода отменяется… Да здравствует принудиловка!»

Как видим, автор затрагивает очень серьезную проблематику готовности и неготовности к свободе, касающуюся и отдельных людей, и целых обществ. Герой произведения стремится к свободе, но оказывается, ему проще даже пойти на войну, возможно, погибнуть, чем научиться свободе управлять собой.

Еврей и антисемит

Очень большое место в творчестве Беллоу занимает тема еврейской идентичности. Она присутствует почти во всех его произведениях. В романе «Жертва» две главные фигуры: журналист-еврей из Нью-Йорка Аcа Левенталь и преследующий его антисемит Керби Олби. Левенталь не без труда узнает его. Они едва знакомы. Давно один раз пересекались. Однако Олби обвиняет Левенталя, что именно из-за него скатился на дно. С удивлением Левенталь узнает, что невольно поспособствовал увольнению Олби с работы.

А еще Олби очень переживает о вымирании прежней старой Америки: «попытайтесь вообразить, как действует на меня Нью-Йорк. Безобразие, нелепость. Всем правят Калибановы дети. В подземку спустишься, Калибан тебе разменяет деньги. Домой пойдешь, а он открыл свою кондитерскую на улице, где ты родился. Старые семейства вымирают. Их именами называют улицы. А от них самих – что осталось? Руины». В частности, Олби скептически смотрит на способность евреев нести американские ценности. Например, в качестве университетских преподавателей.

Левенталь не считает себя виновным в проблемах Олби, ему претит его настороженность, враждебность к евреям, но постепенно их отношения теплеют. Можно отметить взвешенность подхода Беллоу. Степень американского антисемитизма не преувеличивается, не утрируется. Но и не преуменьшается.

Характер стука

В романе «Приключения Оги Марча» звучит авторская мысль: «Личность, индивидуальность всегда под подозрением и угрозой; безопасность в том, чтобы быть типическим явлением, быть как все. И почти все мы уродуем, корежим себя из страха перед окружающим кошмаром, молясь, чтобы он не затронул нас, позволил как-то выжить». 1930-е гг., Великая депрессия и симпатичный юноша, нравящийся девушкам. Он обычный «средний» человек, но стремящийся сохранить в этой жизни свою индивидуальность. Он избегает того, что представляется ему скучным, меняет профессии, путешествует, ведет поиски своего смысла жизни. Живет!

«Я американец, родом из Чикаго, – мрачноватый город этот Чикаго, – держусь независимо – так себя приучил и имею собственное мнение: первым постучишься, первому тебе и откроют; стук бывает скромный, а то и не очень. Но, как говорил Гераклит, характер человека – это его судьба, и, в конце концов, характер стука ничем не скроешь – ни обивкой двери, ни толщиной перчатки». С этого «говорящего» абзаца начинается книга.

И одновременно этот американец – еврей. Американский литературный критик Рут Вайс видит в Оги новый вид американского еврея, представителя новой, уверенной в себе породы американских евреев, возникшей после Холокоста и в обстановке гордости за защитников Израиля. Он свободно выбирает свой путь, и свобода для него – «не секс, наркотики и безответственность, а право опробовать возможности, которые еще недавно были недоступны».

По мнению американского литературоведа А. Ленчука, в этой книге Беллоу обрел свой, особенный, авторский голос (да и Беллоу так считал): «В 1953 г. прозвучал этот голос, и на литературную сцену… будто свежим ветром подуло; это была прямо-таки литературная революция… попали в новый, впервые открываемый мир. Не тот, по которому гордо ступают крутые герои, но тот, где снуют, толкаются, переругиваются живые чикагские иммигранты, выходцы из разных слоев, и эта суетня, толкотня вся окутана, окрашена неподражаемым чувством…».

Ранимая душа

За плечами два неудачных брака, детей он почти не видит, родственники считают его невменяемым, проблемы с научной работой. Роман «Герцог» об интеллигенте-еврее среднего возраста, университетском профессоре Мозесе Герцоге, которому душно в чуждом ему окружающем мире, потому что его духовные ценности не находят отклика у общества. Впрочем, и сам он далеко не идеален.

Ранимую чувствительную душу Мозеса наполняет чувство пустоты. В чем смысл жизни? «Заветная мечта человеческая состоит в том, что жизнь может исполниться смысла…». Как выкарабкаться из возникшего жизненного капкана? Герцог находит свое оригинальное пристанище… начинает писать письма. И живым, и ушедшим. От друзей и знакомых до Ницше и Спинозы. На бумаге и в мыслях. Но никому их не отправляет.

Однако на новом витке переосмысления письмомания прекращается. «Сейчас ему нечего никому сообщить. Ничего. Ни единого слова». К герою приходит новое самоощущение. В книге отчетливо отображена социально-психологическая атмосфера США, характерные типажи.

Две дороги

Фабула романа «Дар Гумбольдта»: два пути в литературе, два взгляда на глобальные проблемы, два друга-американца: писатель Чарльз Ситрин и поэт фон Гумбольдт-Флейшер (для его образа Беллоу, очевидно, использовал реалии биографии поэта-еврея Делмора Шварца).

В свое время Гумбольдт помог Ситрину в профессиональном росте, но сам не обрел коммерческий успех, спился и умер в нищете. В то время как Чарльз успешен, его бродвейские пьесы и другие произведения пользуются популярностью. Однажды Ситрин встретил Гумбольдта на улице, но даже не подошел к нему, не предложил помощь.

Непростое для чтения интеллектуальное произведение с множеством философских мыслей, ссылок на исторические события, крупные фигуры и иронией. Показаны социально-психологический климат в американском обществе середины прошлого столетия, культ материальных ценностей, успеха. За это произведение Беллоу получил Пулитцеровскую премию.

Беспокойство за Америку

В романе «Планета мистера Сэммлера» мы знакомимся с Артуром Сэммлером. Ему за 70, он из еврейской семьи, жившей в Польше. Учился в Великобритании, работал журналистом. Во время Второй мировой войны он как еврей едва не стал жертвой Холокоста, погибла его жена. Артур сражался в партизанском отряде, потерял глаз. После войны оказался в США.

События произведения происходят в Нью-Йорке в конце 1960-х. Сэммлера очень беспокоит состояние американского общества, тем более что он понимает особое место Америки в мировом развитии, в западной цивилизации: «Как многие из тех, кому довелось наблюдать крах мира, господин Сэммлер не исключал, что крах повторится. Он не соглашался со своими друзьями-беженцами, которые утверждали, что этот рок неотвратим, но либеральные взгляды, похоже, неспособны постоять за себя, а запах разложения уже заметен. Отчетливо видишь, что цивилизацией напористо руководят самоубийственные порывы». Много повидавший в своей жизни герой романа размышляет о том, какими должны быть нравственные люди, способные противостоять растущей деградации.

«По-прежнему»

Вторая половина XX века. Зима. Самый конец декабря. Суббота. Весь день доктор Браун (Самюэль), химик, еврей, предается в своей квартире размышлениям. О себе: «Вот – нет ничего важнее его, вот на его месте – пустота. Вот ты что-то собой представляешь, ты – сила, твоя жизнь нужна; вдруг ты – ничто. Рамка без картины, оправа без зеркала…». Затем о современном человечестве, проходящем беспокойную, тягостную стадию эволюции сознания. «От того, на что употребляют мысль, искусство, веру в великие традиции, его охватывала тоска», но «он не лелеял план навести разумный порядок в мире».

Затем его мысль перекинулась в прошлое, на родственников: на уже умерших двоюродного брата и сестру – Айзека и Тину, на тетю Розу и других. Браун извлекает из памяти запомнившиеся картины, события, характеры. Перед его мысленным взором «выстраивались факты – возникали, перестраивались по-новому. На какое-то время оставались на месте, затем снова перемещались. Глядишь, к чему-то и придем». Хотя и «своя судьба была ему не более понятна, чем чужие».

Когда короткий день кончился, «в непроглядной, где не видно ни зги, тьме он подошел к темному кухонному окну, поглядеть на звезды. На эти штуковины, отброшенные далеко-далеко великим, давшим всему начало толчком миллиарды и миллиарды лет тому назад».

Такое вот небольшое повествование «По-прежнему», заставляющее задуматься, как и любая другая работа Беллоу.

Израиль и идиш

Сол Беллоу был редактором антологии «Лучшие еврейские рассказы». Делал переводы с идиша, популяризировал идишскую литературу в США и в мире. В частности, он очень удачно перевел рассказ замечательного Исаака Башевиса-Зингера «Гимпл-дурень». В английской версии, во влиятельном журнале рассказ привлек внимание гораздо более широкой аудитории. Так многие читатели впервые познакомились с Зингером. Впрочем, Исаак остался недовольным, так как многие стали ассоциировать «Гимпла» с Беллоу.

В 1976 г. вышла мемуарная книга Беллоу «В Иерусалим и обратно», рассказывающая о его поездке в Израиль, наполненная симпатией, размышлениями о стране и ее людях.

Троцкий и Хрущев

В молодости Беллоу был троцкистом, грезил о мировой революции и подвергался нападкам коллег сталинистского толка. В 1940 г. он специально поехал в Мексику, чтобы встретиться с жившим тогда там изгнанником из СССР Троцким, однако за день до запланированной встречи революционера убили. Впрочем, позднее коммунистические взгляды уже вызывали у Беллоу аллергию. И его герой из книги «Между небом и землей» отошел от революционной партии, потому что «партия хочет, чтобы он не думал, а подчинялся дисциплине…  Когда кто-то подчиняется такому приказу, он сам уничтожает свободу и прокладывает путь тирании…»

С Хрущевым прозаик тоже не встречался, но посвятил ему эссе. Эссе Беллоу менее известны, чем художественные произведения, но там тоже, выражаясь беллоуской фразой, его мысль бьется, «как белье на ветру». В «Литературных заметках о Хрущеве» в том числе. Взгляд американца на советского руководителя. Мастерство политического портрета от писателя. Беллоу отмечает, что, встав во главе СССР, Хрущев «обратил на себя внимание всего мира и заставил нас думать о себе. Хотя трудно, конечно, поверить, что этот вот лысый, коренастый, жестикулирующий, громогласный человек может победить нас, разрушить наши дома или даже уничтожить нас вовсе».

Сол так описывает известный «ботиночный» визит Хрущева в США в 1960 г. для выступления на Генассамблее ООН: «Хрущев… разошелся вовсю: устраивал уличные пресс-конференции, пикировался с балкона со стоящей внизу толпой, распевал куплеты из „Интернационала“ и показывал, как он свалит с ног апперкотом воображаемого гангстера. Играя на публику, наслаждаясь ее вниманием, он вел себя как комик в пьесе, написанной и поставленной им же самим. То же самое в ООН: злобно рыча, перебивая мистера Макмиллана (премьер-министра Великобритании. – А. К.), стуча кулаками по столу, потрясая в воздухе ботинком, сжимая в объятиях союзников и допекая оппонентов…»

Комментирует писатель и первую поездку Хрущева в США в 1959 г., именуя это «театральным шоу». В Голливуде он рассказывал о своем опыте восхождения к успеху: «Я начал работать, едва научился ходить, был пастухом, фабричным рабочим, трудился в угольной шахте, а теперь я председатель Совета министров великого Советского государства». Но «забыл» упомянуть о цене, которую заплатили за возвышение широкие слои общества… ни словом не обмолвился о депортациях и чистках.

А на собрании профсоюзных деятелей в Сан-Франциско Хрущев жаловался на Голливуд, где «нам канкан показывали»: «Девицы должны были задирать юбки и выставлять зады… Их заставляют подделываться под вкусы испорченной публики. В вашей стране люди на это ходят, а вот советские люди с возмущением отвергли бы такое зрелище». При этом газеты США сообщили, что «советский премьер-министр, пустившись пародийно изображать канкан, задрал полы пиджака и выставил на всеобщее обозрение свой собственный зад».

Беллоу называет хрущевский канкан «танцем смерти». Своим грубым и злым паясничаньем советский лидер хочет сказать об обреченности «культуры для пресыщенных и испорченных людей». Писатель настороженно воспринимает Хрущева, опасаясь, что «для удовлетворения нужд одного человека» может потребоваться не только Россия, но и весь мир. Полагает, что за личиной бюрократической недоступности, крестьянской степенности или дружелюбия скрывается злоба либо ехидство. Беллоу напоминает, что Хрущев «не был наказан за свои преступления – напротив, стал крупнейшим государственным деятелем» и теперь ликует от того, что «посрамил буржуазную цивилизацию с ее представлением о наказуемости зла».

Обретение себя

«Ничто не требует от человека стольких трудов и борьбы, как обретение себя», – пишет Беллоу в романе «Хендерсон – король дождя». Интересно, что в детстве у Беллоу было прозвище «Люфтменч» («человек воздуха» в переводе с идиша). Как это нередко бывает, и родители, и друзья со скепсисом смотрели на увлечение Сола литературой – «оторванным от жизни» занятием. Сол вспоминал, как уже в статусе нобелевского лауреата однажды случайно встретился с другом детства, ставшим крупным торговцем мебелью. Не подозревая об успехах Беллоу, он спросил: «Как ты провел эти годы, когда мы не виделись? Нашел себе достойное занятие или остался люфтменчем?»

В 1976 г. Беллоу получил Нобелевскую премию по литературе «за гуманистическую проникновенность и тонкий анализ современной культуры, органически сочетающиеся в его творчестве, которые дают человеку свободу, а тем самым и ответственность, желание действовать и веру в будущее». В нобелевской лекции романист печально констатировал, что в XXв. творческая индивидуальность уступает место массовой культуре, призывал писателей пробуждать цивилизацию от интеллектуального оцепенения, показывать, как столкнувшаяся с дегуманизацией личность «отстаивает возможность владеть своей душой».

Беллоу провел около 60 творческих лет в литературе. Его психологическая тонкая проза – это сочетание серьезного философского здания с юмористическими сценами, это трудности взаимоотношений личности и общества, это сомневающиеся герои, с интеллигентской рефлексией, мучающиеся сложным концептуальным выбором, это интерес к динамизму жизни, глубокое знание Америки и того, «чем дышат» американские евреи. Как подчеркивает биограф Захари Лидер, Беллоу принес в художественную литературу воспоминания своего еврейского детства, опыт жизни в еврейском окружении, для него это имело большое значение.

Литературовед А. Ленчук справедливо замечает о творчестве Беллоу: «Никак не скажешь, что он легко читается. К нему – к его стилю, персонажам, темам – надо приноровиться, пробиться… За Беллоу берешься не для того, чтобы, жадно пожирая глазами страницы, гадать, что же дальше, и посматривать украдкой в конец. Он не из тех, чью книжку прихватываешь с собой почитать на пляже, полистать в самолете… Нет, Беллоу читаешь для других радостей. Чтоб дать работу уму, чтоб потешить сердце. Эти радости дает только литература, а не увлекательное, бесстильно-легкое чтиво. Нужно терпение, привычка к сосредоточенности, нужны тихие, ясные часы, чтоб вжиться в мир Беллоу, оценить его способность добраться до сути».

Да, многие читатели с этим солидаризируются. Да, порой фразы, абзацы романов нужно перечитывать, желая уловить авторскую мысль. Но те, кому этот стиль придется по душе, несомненно, получат удовольствие от красоты и музыки его текстов, запомнят героев произведений и наиболее примечательные мысли.

Один из персонажей Беллоу рассказывает, как в детстве любил чистить обувь: «часто выпрашивал разрешение расстелить на полу в гостиной бумагу и драил подряд всю обувь, какая была в доме… Я чистил обувь не благодарности ради, мне нравился сам процесс и ощущенье гостиной, отгораживавшей меня от сумрака улицы, закрытых ставней, мутной празелени водосточных труб. Ни за какие сокровища мира меня было не выманить наружу». Делать чистой грязную поверхность – естественная человеческая потребность, говорит Сол Беллоу. Выступая в своих произведениях против негативных сторон цивилизации, отстаивая права личности на свободу, поднимая еврейскую тематику, он и делал поверхность (а вместе с тем и глубинные мировоззренческие процессы) чище. В этом и была его человеческая потребность.

Источник: «Еврейская панорама»

Книжные памятники Свет

Обратная связь
Версия для слабовидящих

Войти

НЭБ

  • Коллекции и спецпроекты

  • Новости

  • Электронные читальные залы

  • Информация для библиотек

  • Программное обеспечение для библиотек

  • Вопросы и ответы

  • Обратная связь

  • Форум

Наши продукты

  • Книжные памятники

  • Пресса

  • Свет

  • Мы в соцсетях

    Версия для слепых

    Повелевающий ветром

    Повелевающий ветром

    Вик Лори

    Скачать
    marc21-запись

    Повелевающий ветром

    Вик Лори

    Скачать marc21 -запись

    2017

    Год издания

    Флорида, Санкт-Петербург

    Место издания

    О произведении

    Издательство

    Надежда спасения ;, МСМ

    Ответственность

    Лори Вик

    Библиотека

    Российская государственная библиотека (РГБ)

    Еще

    Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

    Пожалуйста, авторизуйтесь

    Вы можете добавить книгу в избранное после того, как
    авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то
    зарегистрируйтесь.

    Книга 3 Ч 1 Продолжение книг Лори Вик Повелевающий ветром Роман

    1:01:20

    112.30 MB

    Служители зла 1993

    1:38:46

    180.85 MB

    Лори Вик ПРИНЦЕССА глава 1 аудиокнига

    26:40

    48.83 MB

    Самые жуткие существа Говарда Лавкрафта Большой выпуск

    25:00

    45.78 MB

    Этот фильм должны посмотреть все Трамвай ЖЕЛАНИЕ

    2:36:33

    286.65 MB

    Чингисхан Память ветра Фильм 10 й Мистическая Азия

    50:19

    92.13 MB

    Что бы не произошло завтра Лори Вик Аудиокнига

    10:09:00

    1.09 GB

    СМОТРИМ грандиозную историческую драму Екатерина Серия 1 SMOTRIM RU

    40:07

    73.46 MB

    Попаданец в каменный век Книга 1 часть 10

    54:49

    100.37 MB

    Чтобы мне прозреть Анна Лукс христианский рассказ

    6:23:24

    702.03 MB

    Сказания о Демонах и Богах пятый сезон 5 Добавлены 56 79 серии с русской озвучкой

    2:00:20

    220.34 MB

    Исторический фильм который вы пропустили 1 ч

    1:09:43

    127.66 MB

    Нюша Порохня Страшные истории Ведьмино озеро рассказ слушать онлайн аудиокнигу

    1:21:41

    149.57 MB

    ВЛАСТЬ ХРИСТИАНИНА ХАН АЛЕКСАНДРА

    1:09:15

    126.80 MB

    Маленькие волшебницы Русский трейлер Фильм 2021

    02:16

    4.15 MB

    21 07 2021 Вебинар по книге Шри Ишопанишад Часть 10 Мантра 8 Вечная форма Личности Бога

    2:08:16

    234.86 MB

    Попаданец в каменный век Книга 1 часть 12

    1:11:39

    131.20 MB

    Предписывающие заповеди 1 24 из 248 Советы Божьи Инструктирующие советы Божьи

    54:22

    99.55 MB

    ШРИМАД БХАГАВАТАМ Песнь 10 Summum Bonum главы 1 34

    7:41:26

    844.91 MB

    КОРАБЛЬ ПРИЗРАК ИЛИ ПОВЕСТЬ О ЛЕТУЧЕМ ГОЛЛАНДЦЕ ФРЕДЕРИК МАРРИЕТ 3 часть из 3 читает В Максимов

    4:03:06

    445.13 MB

    Как будет на Страшном Суде Видение Григория ученика св Василия Нового

    1:28:12

    161.50 MB

    Очень интересный Христианский Рассказ ОГНЕННЫЕ КОЛЕСНИЦЫ часть 12 Встреча с другом детства МСЦ ЕХБ

    22:45

    41.66 MB

    ШРИМАД БХАГАВАТАМ песнь 10 I Summum Bonum Высшее Благо

    7:41:25

    844.88 MB

    Падение Сверхдержавы

    43:01

    78.77 MB

    В ТЕНИ ДЕЙСТВУЮЩИХ ВУЛКАНОВ Вулкан Семейный канал

    1:25:45

    157.01 MB

    КЛЮЧ К ОСВОБОЖДЕНИЮ Знания Настоящих Богов Бывших На Этой Земле L НИКОШО Йога Васиштха

    3:15:12

    357.42 MB

    Вулкан Часть 2 В царстве Великого Огня Документальный фильм

    43:14

    79.16 MB

    И С Тургенев Муму

    1:07:50

    124.21 MB

    Плюс на минус Часть 4

    2:21:50

    259.70 MB

    о Даниил Сысоев Апокалипсис глава тринадцатая

    1:30:05

    164.95 MB

    МИХАИЛ АХМАНОВ ПОСЛАНЕЦ НЕБЕС ЧАСТЬ 2

    3:23:46

    373.11 MB

    Преподобный Савва Освященный Житие

    26:09

    47.88 MB

    Дети Карачуна Про тайгу страшилки Страшные истории

    26:41

    48.86 MB

    Крёстный Отец ч 5

    4:14:10

    465.39 MB

    Skillet Monster На русском Cover By RADIO TAPOK

    03:01

    5.52 MB

    Девять царств Госпожа Жемчужина 09 Русская озвучка 斛珠夫人 Ян Ми Уильям Чань Сюй Кайчэн

    51:20

    93.99 MB

    КАК ЗАГАДЫВАТЬ И МАНИФЕСТИРОВАТЬ ЖЕЛАНИЯ

    42:52

    78.49 MB

    Главы 951 960 Божественный меч хаоса Автор Xin Xing Xiao Yao

    1:26:57

    159.21 MB

    БГ 10 глава 12 42 шлока

    1:05:26

    119.81 MB

    Март 6 2020 ц Непоколебимое Основание

    1:23:02

    152.04 MB

    2000409 Аудиокнига Тургенев Иван Сергеевич Муму

    1:06:43

    122.16 MB

    Медведев Алексей Константинович Тема1 Стратегия развития Объединения

    46:36

    85.33 MB

    У нас можно купить товар как после регистрации, так и без нее. Первое выгоднее (вы получите скидки на первый же заказ, в зависимости от суммы заказа), второе проще. Если хотите сэкономить, сначала регистрируетесь, потом покупаете. Если хотите попроще, делаете все нижеперечисленное без регистрации.

    ВЫБОР ТОВАРА

    ВВОД ЛИЧНЫХ ДАННЫХ

    ВЫБОР СПОСОБА ДОСТАВКИ

    ВЫБОР СПОСОБА ОПЛАТЫ

    ПОЛУЧАЕМ СООБЩЕНИЕ «ЗАКАЗ ПРИНЯТ»

    ОПЛАТА

    1. Выбор товара. Добавляем товары в корзину

    А.    Если вам понравился товар, нажмите на кнопку «Купить» рядом с изображением. Товар будет добавлен в «Корзину».

    Б.    Далее вы можете продолжить выбирать товары (кнопка «Продолжить покупки») или начать оформлять заказ (кнопка «Посмотреть корзину»).

     

    В.   Как бы далеко ни завело вас путешествие по сайту, «Корзина» в свернутом виде постоянно находится в правом верхнем углу и ее содержимое показывается при наведении курсора.

    Г.    Когда вы добавите в «Корзину» последний нужный товар, нажимайте на кнопку «Перейти к оформлению».  

    2. Оформляем заказ. Личные данные

    Аккуратно заполняем все поля на странице «Оформление заказа». Сначала вводим контактные данные (в данном случае для физического лица).  

    3. Оформляем заказ. Способ доставки

    А.    Выбираем способ доставки.  Обратите внимание, что такие способы доставки, как «Курьерская СПб» и «Самовывоз СПб», доступны только для жителей и гостей Санкт-Петербурга. Не нажимайте на них, если вы не планируете забрать заказ в нашем городе.

    Б. Мы разберем этот этап на примере службы доставки Boxberry. Сначала нажимаем на переключатель «Boxberry». После того, как появится  кнопка «Выбрать пункт выдачи», нажимаем на нее.

    В. В появившемся окне с картой вводим свой адрес.

    Г.  Выбираем наиболее удобный пункт выдачи заказов и кликаем по нему мышкой.

    Д. Подтверждаем свой выбор, нажав на кнопку под адресом отделения.

    Е. Если вы все сдеали правильно, окно Boxberry закроется, а на странице заказа появится адрес выбранного вами пункта выдачи заказов, время работы, телефон и стоимость доставки.

    4. Оформляем заказ. Способ оплаты

    А.    Выбираем способ оплаты. Разберем этот этап на примере оплаты банковской картой Visa, MasterCard или МИР. Для начала нажимаем на переключатель «Электронный платеж».

    Б. Проверяем еще раз все данные заказа. При необходимости на этом шаге заказ  можно отредактировать, нажав кнопку «Редактировать состав заказа». При желании можно написать комментарий в специальном окне. И, если все в порядке, нажимаем кнопку «Оформить и оплатить».

    5. Завершаем оформление заказа

    Важно! Обязательно нужно получить сообщение «Заказ принят». Это значит, что все сделано верно, и администратор может увидеть ваш заказ. Если вы не видите такого сообщения, вернитесь назад и проверьте все поля. Если какое-то из них подсвечено красным, значит вы не ввели данные.

    6. Оплачиваем

    А. Оплачиваем заказ, нажав на кнопку «Оплатить». (На этом этапе заказ можно оплатить позднее, ссылку на оплату мы пришлем вам на адрес электронной почты, а если вы регистрировались, она доступна в Личном кабинете.) После этого вы увидите две кнопки «Оплатить», рядом с которыми показаны доступные для обеих платежных систем способы оплаты. Первая кнопка перебросит вас в платежный шлюз банка ПСКБ, вторая — в платежный шлюз RbkMoney.

    Б. Мы нажали на первую и попали в платежный шлюз ПСКБ. Опять выбираем способ оплаты, нажав на панель «Банковская карта» и кнопку ПРОДОЛЖИТЬ.

    В. Вводим данные своей банковской карты: номер, срок действия и код CVV с обратной стороны карты. Проверяем и нажимаем кнопку ОПЛАТИТЬ.

    Г. Платежная система свяжется с вашим банком:

    Д. Если все было сделано верно, на ваш телефон придет смс с кодом, подтверждающим оплату. (Это защитное мероприятие, позволяющее платежной системе убедиться, что платеж совершает владелец карты, которая обычно привязана к телефону.) Код нужно ввести в форму на сайте.

    Е. После чего с вашей карты спишется сумма заказа. Если у вас настроено оповещение, на телефон также придет смс, подтверждающее списание денег.

    Поздравляем! Ваш заказ оформлен и оплачен. Если вы регистрировались, информация о нем будет доступна в Личном кабинете. И независимо от того, регистрировались вы или нет, на оставленный вами электронный адрес придет письмо с деталями заказа и ссылкой на личный кабинет для зарегистрировавшихся. Также это письмо содержит ссылку на страницу оплаты, если вы не оплатили свой заказ сразу.

    #ХристианскийРассказ #ХристианскаяАудиокнига #StayHome
    Третья часть из серии «Кенсингтонские Хроники».

    Часть 9 -Перемирие».

    Специально для нашего канала новый христианский рассказ «Повелевающий ветром» читает Алла С.

    Часть 1 — «Тётя Люсинда» https://youtu.be/t4bAhtu3Wow
    Часть 2 — «Бал у Мэдисонов» https://youtu.be/aO6qvRob_Xg
    Часть 3 — «Свадьба» https://youtu.be/JST5ZIf48f4
    Часть 4 — «В гостях у дедушки» https://youtu.be/ZbsIGSMAJ5A
    Часть 5 — «День рождения» https://youtu.be/ectRMQuoMJY
    Часть 6 — «Сын» https://youtu.be/3OOrHVFNlM0
    Часть 7 — «Смерть дедушки» https://youtu.be/S5I0dk9sENc
    Часть 8 — «Возвращение» https://youtu.be/l9_vZVpTov0
    Часть 9 -Перемирие» https://youtu.be/VQPx3VajRUM
    Часть 10 — «И вновь» https://youtu.be/rBNxKMjbXBg

    Воспитанная дедом в глуши английской деревни, Стейси Дэниелс излучала милую приветливость и безграничную невинность, чем быстро привлекла к себе внимание лондонского общества. Поездка к тете на лето забросила ее в самую гущу балов и чаепитий — и привела к неожиданному знакомству с лордом Таннером Ричардсоном, неотразимым, но циничным герцогом Кембриджским. Стейси и представить не могла, сколько взлетов и падений от радости к отчаянию ей предстоит пережить за время, пока герцог будет сражаться со своим тяжелым прошлым. Не могла она предвидеть и предательство, которое поставит под сомнение ее веру. Но через все невзгоды своей неистовой любви Стейси пришла к познанию Того, Кто не только повелевает ветрами, но и усмиряет страшные бури в сердце ее мужа.

    На протяжении девятнадцатого века Кенсингтонский дворец служил олицетворением благородного наследия молодой королевы Британии и простой элегантности той незабываемой эпохи. Викторианская эпоха явилась кульминацией английской мечты, временем умопомрачительных приключений и возвышенной любви. События данной серии книг происходят как раз в это время, когда надежда дарила обещание.

    Автор Лори Вик.

    Видео «Повелевающий ветром» — Новый очень интересный христианский рассказ. Часть 9 -Перемирие». канала Христианские рассказы и аудиокниги

    Показать

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:

    Не пропустите также:

  • Повелевать как пишется и почему
  • Повелевать или повеливать как пишется правильно
  • Повезло так повезло как пишется
  • Повезло 80 терапевтических рассказов
  • Повеет ветерок как пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии