- А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Какие чувства могут заставить человека пойти на преступление? История, рассказанная Пушкиным в трагедии, — отзвук реально бытовавшей в его время легенды о гибели Моцарта от рук другого великого музыканта Сальери. Однако автора интересует не столько интерпретация легенды, сколько причина убийства. Он рисует двух композиторов как две противоположности. Моцарт — легок и беспечен, как дух музыки. Сальери — консерватор в музыке, сам о себе он говорит «поверил я алгеброй гармонию». Для него создание произведения — тяжелый и кропотливый труд, Моцарта он считает легкомысленным и недостойным звания музыканта. Сальери непонятна причина славы Моцарта. Этот веселый гуляка всеми любим, его музыка прославлена, а он, Сальери, всю жизнь отдавший святому делу творчества, остается не у дел. Это несправедливо. По сути, Сальери движет чувство зависти к более успешному современнику. И, как бы он ни маскировал это чувство словами о желании избавить мир от того, кто оскорбляет само понятие гения — именно зависть становится причиной убийства. Не случайно, совершив свое деяние, Сальери произносит знаменитую фразу: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». «Злодейство» — то, что может совершить человек под влиянием зависти к другому. Вот в чем опасность этого чувства.
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». «Не убий» — евангельская заповедь. Почему люди нарушают ее? Всегда ли причиной преступления являются социальные условия? Роман Ф. М. Достоевского исследует одну из причин — разрешение человеком «крови по совести». По мнению автора, это одно из самых страшных преступлений, потому что разрешение на любое убийство оправдывается теорией Раскольникова. Главный герой романа унижен, беден и горд. Раскольников — умный, образованный и внутренне нравственный человек. Как получилось, что он становится дважды убийцей? Достоевский показывает, что причиной решения преступить нравственный закон становится глубоко бесчеловечная теория, которая делит людей на два разряда: «тварей дрожащих» и «право имеющих». Функция первых в человеческом обществе — быть материалом для великих деяний вторых. И ради высокой цели «право имеющие» могут разрешить себе убийство — ведь допускают властители мира гибель тысяч людей на войне? Молодых, активных людей. А тут — злая и вредная старушонка, «заедающая чужой век». Так Раскольников убеждает себя в том, что «крошечное преступленьице» может загладиться «тысячей добрых дел». Проверяя, способен ли он на убийство, герой хочет доказать самому себе, что принадлежит к разряду властителей, меняющих историю мира. Эта теория, как считает Достоевский, особенно опасна тем, что маскирует свою низменную цель лозунгами о спасении других жизней и благородством помыслов. Но автор не приемлет такой дилеммы: «одна жизнь — и тысячи жизней». Для Раскольникова это «чистая арифметика», для Достоевского — преступление против человека. Именно поэтому автор показывает, что мысль героя о том, как он поможет деньгами, взятыми у убитой старухи, всем страждущим, не осуществилась. Деньги-то он взял — а воспользоваться ими для благородных целей так и не сумел. Или не захотел, ведь так и не притронулся к своему тайнику. Так обнажается единственная истинная цель преступления Раскольникова — эгоистическая, проверка себя на прочность. Нет, не может загладиться «крошечное преступленьице тысячей добрых дел». Получается, что преступление герой совершил раньше убийства — в мыслях, разработав человеконенавистническую теорию о сегрегации людей. Убил двух человек, не потому что был нищ и голоден и не ради спасения жизни — теорию Раскольникова автор считает одной из самых чудовищных причин преступления евангельской заповеди «не убий».
«Сострадание есть высшая форма человеческого существования» — писал Ф. М. Достоевский. Может ли преступник вызывать сострадание? Это ещё один вопрос, на который отвечает писатель своим романом. В нем есть не только убийца Раскольников, создавший бесчеловечную теорию, но и другие герои, окружающие его. Важная роль среди них принадлежит Соне Мармеладовой. Она, как считает Раскольников, тоже «преступила», только «убив себя» — девушке пришлось «пойти по желтому билету» (стать проституткой) ради спасения жизни голодавшей семьи. Она видит страдания Раскольникова и в то же время понимает его страстное желание справедливости. Герой романа крайне противоречив: с одной стороны — убийца «по совести», а с другой — отдает последние деньги, чтобы помочь страдающим, помогает семье Катерины Ивановны. Соня чувствует именно хорошую сторону натуры Раскольникова. И когда тот «объявляет» ей о своем страшном деянии, она сострадает ему, понимая, в какой страшный грех ввел он свою душу. Именно Соня постоянно говорит Раскольникову о необходимости повиниться в преступлении, причем не столько перед судом, сколько перед народом, людьми. В финале романа грешная душа героя наконец открывается добру и свету, который несет Соня и ее вера. Для них начинается новая жизнь. Так Достоевский показывает, что сострадание к душевным мукам любого человека, даже преступника, помогает ему обрести почву под ногами, снова вернуться к людям.
Может ли человек совершить преступление против самого себя? Раскольников думает, что «против себя преступила» Соня — но это не так. Он тоже, преступив нравственный закон и убив человека, совершил преступление против себя. Достоевский показывает, как страдает герой и до, и после убийства. Раскольников заболевает физически и нравственно, в горячечном бреду ему является убитая им старушонка, смеющаяся над ним. Он как будто чувствует себя «отрезанным» от людей, ему тяжело общаться и с Разумихиным, и даже с приехавшими матерью и сестрой Дуней. Его нравственная природа показывает ему, что он преступил против чего-то очень важного в самом себе, исказил свою человеческую сущность. Сама теория Раскольникова о праве «избранных» на убийство «тварей дрожащих» бесчеловечна и противоестественна. Осознавая это, Раскольников говорит: «Я не старушонку убил — я себя убил! Так-таки разом и ухлопал себя навеки!» И в этом смысле преступление героя — это и преступление против себя, против божественной искры, которая отличает человека от чудовища. Достоевский предупреждает: преступник решением на преступление наносит своей душе страшный удар. После него можно подняться только искренне раскаявшись. Именно такой долгий путь проходит Раскольников с помощью Сони.
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Легко ли следовать велениям своей совести? В культовом романе «Мастер и Маргарита» переплетены два сюжета: московский и ершалаимский. Проводя параллели между событиями евангельской истории и современной жизнью советской России, автор в ершалаимских главах рассматривает ключевой эпизод: разговор между Понтием Пилатом и Иешуа Га-Ноцри. Результатом его становятся страдания Иешуа на кресте и все последовавшее за ними. Умный и жестокий правитель, Пилат понимает, что стоящий перед ним бродячий философ заслуживает снисхождения, ему нравятся рассуждения Иешуа о жизни, удивляет странное спокойствие и гармония личности. Пилат готов помиловать его, отправив на казнь действительных разбойников, опасных для жителей Ершалаима. Так говорит ему совесть. Однако, чтобы прислушаться к ней, необходимо мужество. Ведь среди «преступлений» Иешуа — оскорбление величества римского кесаря. Прокуратор Иудеи — слуга кесаря, Пилат боится, что его решение станет известно правителю (доносы практиковались в Римской империи широко) и заглушает голос совести. Отныне Иешуа обречен. Всаднику Золотое копье, мужественно сражавшемуся в боях за империю, не хватило мужества противостоять собственной трусости. В мистическом мире Булгакова Пилат получает вечное наказание воспоминанием об этом решении тысячу лет назад. Несомненно, для того, чтобы следовать велениям своей совести, во все времена необходимо мужество.
- М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова». Месть за содеянное зло — справедливое возмездие или преступление? Человек, подвергшийся унижению со стороны другого, всегда вызывает сочувствие. Он же сам часто чувствует необходимость отмщения, наказания обидчика. Кто должен определять наказание — государство или сам человек? В поэме «Песня про купца Калашникова» ответ на этот вопрос решается на историческом материале. Эпоха Ивана Грозного отличалась суровостью нравов. Созданная им опричнина привела к ситуации унижений для одних и полной безнаказанности для других. Так, опричник Кирибеевич, любимый слуга царя, полюбив красавицу жену купца Калашникова, пытается добиться ее благосклонности. Настойчивые ухаживания, преследование — все это в ту эпоху воспринималось как оскорбление честной женщины и унижение для ее мужа. Понятно, что купцу, человеку из народа, добиться правды у царя было невозможно. Желающий отомстить Калашников решает лично встретиться с обидчиком и отомстить ему. Происходит это во время кулачного боя — традиционного на Руси увеселения. Однако для купца, как и для опричника, эта встреча становится не соревнованием на бойцовские качества, а схваткой не на жизнь, а насмерть. Калашников заранее объявляет Кирибеевичу, кто он и за что вызвал его на поединок. Опричник, понимая свою вину перед народной нравственностью, «побледнел в лице, как осенний снег». Кирибеевич в бою погибает, царь казнит Калашникова за убийство своего любимца. Однако для народного сознания поступок купца — подвиг народного героя, который отмстил за поругание традиций. В данном случае отмщение становится символом восстановленной справедливости. Власть же воспринимает это как преступление.
- М. Горький «Старуха Изергиль». Какие чувства могут заставить человека пойти на преступление? Сказка М. Горького «Старуха Изергиль» состоит из трех новелл: «Легенды о Данко», «Легенды о Ларре» и рассказа о судьбе самой Изергиль. Ларра, сын человека и орла, совершает преступление, заслуживающее вечного наказания. Гордый необычностью своего происхождения и внешней красотой, герой презирает окружающих и считает себя вправе распоряжаться их судьбами. Гордость Ларры — проявление крайнего эгоизма. Он не хочет жить с людьми своего племени, потому что презирает их и их законы. Когда понравившаяся ему девушка оттолкнула его, Ларра жестоко и равнодушно убил ее. Почему? Он привык получать в мире то, что считает своим, и не признает за другими права на их собственную жизнь. Он не умеет любить и сопереживать, потому что глаза его «холодны и горды». Чувства, доступные Ларре, — гордость собой и презрение к другим, что взаимосвязано. Именно они и лежат в основе его преступления. Ларра жестоко и справедливо наказан старейшинами: убить его «слишком просто» — и они наказывают его вечным изгнанием из общества себе подобных. Горький показывает, что чрезмерный индивидуализм может стать причиной преступления.
- М.Ю. Лермонтов «Маскарад». Какие чувства могут заставить человека пойти на преступление? Драма М. Ю. Лермонтова «Маскарад», написанная в первой половине 19 века, оказывается удивительно современной. Она рассказывает о вечной теме — любви и ревности. И трагедии, подобные ей, разыгрываются в разных уголках мира с пугающей регулярностью. Арбенин любит свою жену Нину до умопомрачения, называет ее своим добрым ангелом, но в высшем свете, где вращаются они, нет места чистым чувствам и помыслам. Случайно оброненный Ниной на маскараде браслет становится причиной страшной ревности Евгения Арбенина. Баронесса, отдавшая браслет вместо собственной вещи на память незнакомцу, не открывает правды, боясь за собственную честь. Ослепленный ревностью и ненавистью к предательству жены, князь решает убить ее. Как мог любящий человек решиться на это? Автор на примере героя проводит мысль о том, что любовь, если она настоящая, не должна сопровождаться бессмысленной ревностью, которая заставляет считать другого своей собственностью и не слушает оправданий. Нравы большого света исказили представление Арбенина о настоящем чувстве, он увидел в Нине порок, которого в ней не было. Безумная ревность привела его к убийству жены, а затем он и сам потерял рассудок, когда понял, что погубил невинную жизнь.
- Теодор Драйзер «Американская трагедия». Всегда ли причиной преступления являются социальные условия? В романе «Американская трагедия» Драйзер подводит читателей к мысли о том, что социальные условия могут стать причиной преступления. Интересно, что в основе произведения реальная история убийства американцем своей возлюбленной, документы расследования публиковались в газетах. Герой романа Клайд Грифитс — заурядный молодой человек, впитавший в себя идеалы буржуазного общества. Он стремится стать успешным, попасть в мир, где правят бал богатство и роскошь, и все его поступки мотивированы этой целью. Роберта Олден, находящаяся в его подчинении как работница, приглянулась юноше, он настойчиво добивается ее благосклонности, но серьезных намерений у Клайда нет. Он не собирается связывать себя узами брака. И, когда появляется на горизонте богатая наследница, его влечет к ней деловой расчет, и связь с Робертой начинает мешать достижению цели. Клайд осознает, что может стать убийцей и находится в душевном смятении. Драйзер не стремится однозначно показать вину Клайда в гибели девушки — для него важнее обвинить социальные устои, которые морально готовят возможность подобных преступлений. Описывая судебное разбирательство, автор подчеркивает, что общество, воспитавшее в молодом человеке стремление к миру богатства и роскоши как идеалу жизни, также виновно в гибели Роберты.
- У. Голдинг «Повелитель мух». Какое преступление нельзя оправдать? Волею судеб направлявшиеся в эвакуацию после ядерного взрыва на Земле мальчики оказываются на необитаемом острове. Вскоре складывается некая общность, в которой на главенство претендуют двое: Ральф и Джек. Первый понимает, что в экстремальных условиях поможет выжить и дождаться помощи строгая дисциплина и отсутствие конфликтов. Второй затаил обиду, когда голосованием выбрали Ральфа, и вскоре отказывается подчиняться и уходит от ребят. Джек понимает, что свое право властвовать нужно доказать чем-то другим, отличным от примера Ральфа. Автор показывает, как мальчик начинает играть на самых низменных сторонах человеческой натуры. Страх перед неизвестным заставляет мальчиков слушаться того, кто кажется им смелее и жестче. Единство исчезает. К Джеку переходят те, кто олицетворяет слепую силу разрушения. Джек со своими «охотниками» совершает набег на лагерь Ральфа, призывает присоединиться к нему, соблазняет охотой и свободой. Во вспыхивающих драках убивают двух мальчиков из лагеря Ральфа. Для команды Джека это становится привычным — ведь они приняли его условия игры. Охотиться на свиней или на человека — уже не важно. Страшный образ «повелителя мух» — свиной головы, насаженной на кол и облепленной мухами, в романе становится символом того ужаса, в который погружаются дети. И виновен в этом именно Джек. Писатель подчеркивает, что преступление, совершенное этим героем — убийство в душах детей чувства добра, пробуждение в них первобытных инстинктов, разрушение их внутреннего мира. Такое преступление простить нельзя.
Дополнительный материал к направлению «Преступление и Наказание — вечная тема»:
- Литература
- Темы
- Цитаты
Материал для подготовки к итоговому сочинению
- 5 направлений итогового сочинения 2021-2022
- Как писать итоговое сочинение?
- План (структура)
- Алгоритм написания
- Клише для итогового сочинения
- Критерии оценивания от ФИПИ
«Человек и общество» — это направление подготовки к Итоговому сочинению. Большинство тем концентрируются вокруг конфликта личности и окружения. Поэтому важно рассмотреть произведения, где это противостояние играет главную роль. Многомудрый Литрекон составил список аргументов для итогового сочинения, проанализировав самые известные книги, соответствующие поставленным проблемам. Приятного просвещения!
Содержание:
- 0.1 В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
- 0.2 Может ли общество подавить в человеке индивидуальность?
- 1 В чём состоят обязанности человека перед обществом?
- 1.1 Хорош или плох жизненный принцип «быть как все»?
- 1.2 Может ли один человек изменить общество?
- 1.3 К каким последствиям могут привести общественные конфликты?
- 1.4 Кто виноват в конфликте: личность или общество?
В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
А. С. Грибоедов «Горе от ума». Чацкий, главный герой произведения, вступает в борьбу со всем «фамусовским» обществом. Он не соглашается с его принципами, суть которых сводится к материальным ценностям: к получению богатства, к удачной женитьбе, к высокому положению. Служба для московских бояр заключается в продвижении к более выгодному назначению и «карьерном росте», а не в служении Отечеству, чего Чацкий понять не может. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» — отвечает герой. Делами в «фамусовском» обществе занимаются спустя рукава (вспомним слова Фамусова: «…подписано, так с плеч долой!»), а любовь выступает предмет торговли («Кто беден, тот тебе не пара», — таковы слова Фамусова своей единственной дочери). Мнение общества для людей дороже честности и искренности, справедливости и хоть какой-то морали. А всех несогласных они считают «сумасшедшими» и насмехаются над ними. Этот пример доказывает, что истоки дисгармонии между личностью и обществом можно найти в идеологическом противостоянии прогрессивного меньшинства и консервативного большинства.
Ф, М. Достоевский. «Преступление и наказание». Человека, идущего против закона и моральных норм общества, порой мотивируют его пороки и опасные наклонности. В романе «Преступление и наказание» таких героев несколько. И в первую очередь, вспоминается Раскольников, чья теория о «сильных личностях» («теория о людях и тварях дрожащих») привела к гибели нескольких людей, временному сумасшествию Родиона (желтая комната и множество символов намекают на это) и страданию его близких. Главный мотив протеста Родиона — его высокомерие. Он идет на убийство ради себя, а во имя светлых идеалов. А вот Свидригайлова не обвиняли в преступлениях, пусть он бесчестен и порочен. Под маской порядочного человека скрывался убийца, лишивший нескольких людей жизней. Он шел против общественных норм из-за своей извращенной природы, требующей изощренного разврата. Еще одним опасным человеком можно считать Лужина, двойника Раскольникова. Его теория говорила о том, что общество будет счастливо тогда, когда каждый будет заботиться только о себе. Своей теорией он оправдывает преступления, совершенные из стремления вынести для себя выгоду. Да, на счету Лужина нет убитых людей, но он обвинил Соню Мармеладову в воровстве из одной лишь мести. Он пошел против других потому, что видел в подлости источник наживы. Теории героев имеют общую базу: они все идут вразрез в общепринятыми устоями. А персонажи в конфликте со средой отстаивают свои эгоистические мотивы.
Может ли общество подавить в человеке индивидуальность?
А. С. Грибоедов «Горе от ума». Общество не может подавить индивидуальность, если человек достаточно смел, силен и умен, чтобы ее сохранить. Например, главный герой пьесы «Горе от ума» смело отстаивает свои взгляды, несмотря на критику и давление со стороны. Чацкий выступает против чинопочитания, лицемерия, крепостнических порядков, галломании, алчности и других пороков своих современников. Он осуждает невежество и предрассудки своей эпохи, противопоставляя им мир просвещения, честности и нравственных эталонов. Это не Молчалин, который постоянно подхалимничает и отличается двуличием. Алексей, в отличие от Александра, показан человеком, который усвоил правила жизни в фамусовском обществе и спокойно в нем обитает – не как отдельная личность, а как приспособленец. Свою индивидуальность он променял на перспективы. А вот Александру дороже верность себе, чем какие-то жалкие подачки от людей, которых он не может уважать. Пусть Чацкому обидно видеть то, каким стал его родной дом; сложно принять то, что место, в котором он провел свое детство, стало ему совершенно чужим. Но он все равно не подстраивается под общество и вступает с ним в конфликт, потому что у него достаточно сил и мотивации для этого.
Л. Н. Толстой, «После бала». В сравнительно небольшом рассказе писатель пытался выяснить, как на человека влияет окружение и может ли человек ему противиться. Показательно поведение Петра Владиславовича на балу, особенно его танец с дочерью Варенькой в блеске огней. Он предстал перед наблюдателями таким добрым и галантным. В противовес показано поведение этого полковника на плацу: здесь на первый план выходит жестокость, очевидная во время избиения беглого татарина. Военный даже бьет того солдата, который истязает жертву «недостаточно». Но где герой показан настоящим? Этого не может понять Иван Васильевич, от лица которого ведется повествование. Он поражен двоемирием России, царившим в этой временной эпохе. В личной жизни Петр Владиславович кое-как сохранил свою индивидуальность, но в службе растворился полностью, забыв о человечности и нравственных ограничениях. Казарменное сообщество, закрытое от мира решетками и контрольными пунктами, сильно повлияло на героя и расщепило его личность. От Петра Владиславовича в этом убийце не остается и следа. Конечно, нужно уметь быть человеком в любых условиях, а не играть разные роли в зависимости от ситуации. Но далеко не все люди могут противостоять давлению со стороны и сохранить себя.
В чём состоят обязанности человека перед обществом?
М. Горький «Старуха Изергиль». Писатель строит часть повествования произведения на антитезе: в нем главная героиня рассказывает две легенды. О том, как нужно и о том, как не нужно жить в обществе. Ларра, будучи сыном простой девушки и орла, противостоит племени: он не желает подчиняться его законам и не понимает моральных законов, хоть и претендует на общие блага. Им руководит желание жить в угоду себе, у него нет необходимости уважать старших или считаться с желаниями других. Ларра высокомерен, это приводит его к трагическому финалу: все отвернулись от него, а потому он стал изгоем. Всеми игнорируемый, он обречен на вечную муку. Таково его наказание: свобода от всего. В противовес ему в повествовании показан Данко: тот, кто сделал все, чтобы его соплеменники вышли из страшного леса. Он вырвал свое сердце из груди, освещая им путь людям, когда понял, что иначе выход не найти. Он любил окружающих и боялся того, что без него они погибнут. Для Данко жизнь представляет собой стремление быть необходимым, нужным людям. И совсем не важно, оценят ли они это стремление. Неблагодарность не делает равнодушными тех, кто желает жить ради людей, как Данко: их поступки определенны пылающими сердцами, а не возможной наградой. В этом бескорыстном служении, на мой взгляд, состоят обязанности личности перед обществом.
М. А. Шолохов, «Они сражались за Родину». В литературе военной тематики проблема долга человека перед Родиной практически всегда становится ключевой. В необычном романе «Они сражались за Родину» Михаил Александрович неоднократно подчёркивает мысль о том, что сила советского народа заключена в его единстве и ответственности друг перед другом. Именно благодаря этому люди сумели одолеть врага. Безусловно, каждый солдат – это отдельная судьба, жизнь, прожитая до войны. У каждого свои проблемы и планы на будущее, но в решающий миг герои смогли оставить прошлое позади, чтобы обеспечить стране будущее. Так, Николай Стрельцов, оставшийся без жены еще до начала войны (она ушла к другому), остался с двумя детьми и сопереживанием читателя. Не легче и Ивану Звягинцеву: пусть он не остался один с детьми, но от него также ушла женщина, ожидавшая жизни как в романах с «высокими чувствами». Жизни каждого их этих людей, будь то шахтер, агроном или рабочий, объединились из-за всеобщего бедствия – войны. Стоит врагу начать угрожать любимой Родине, и сразу у всего народа появляется общая цель – победа. Объединение народа и ответственность каждого перед всеми – вот что помогло советским людям выстоять. Уроки, которые преподает нам история, нужно усваивать с первого раза, чтобы всегда помнить о том, что каждый из нас – неотъемлемая часть страны. Нам необходимо жить её заботами, помнить и решать внутренние проблемы и стремиться делать всё ради успешного существования Родины.
Хорош или плох жизненный принцип «быть как все»?
Л.Н. Толстой, «Война и мир». Когда человек ровняется на всех, он утрачивает свою самобытность и самостоятельность. Именно так произошло с Пьером Безуховым. Он состоял в плохой компании богатеньких наследников и тратил время даром на кутежи и безумства. Товарищи сильно влияли на него и лишь усугубляли его пороки: лень, похоть, легкомыслие. Безухов закрутился в суете гуляний и упустил момент принятия важных решений. Им управляли другие люди, и вскоре молодой граф обнаружил, что раздает огромные суммы в долг, тратит львиную долю наследства на развратную жену и ее семейство, живет в ненужной роскоши. Он всего лишь подражал другим богачам и делал то же, что и они, но от этой гонки за соответствием общественным архетипам Пьер потерял очень много: время, деньги, свободу, свое «Я». Пока он пытался подстроиться, быть как все, он не шел к своим целям и все больше отдалялся от того себя, каким хотел быть.
М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Особое место в романе Михаил Афанасьевич уделил вопросу сосуществования человека и общества. Автор старается понять, имеет ли человек право идти на поводу у запросов окружения? Сразу вспоминаются члены МАССОЛИТа – бездарные, работающие на заказ, а не ради искусства, люди, стремящиеся получить выгоду и привилегии от своего членства. Многие просто растрачивают свой, возможно присутствующий, талант ради денег, как произошло с Иваном Бездомным. Он старался мимикрировать под сообщество литераторов, чтобы приобрести влияние и успех. Иван вовсе не любил писать, для него это такая же работа, как таскать кирпичи на заводе, но более престижная. Поэтому он слепо идет на поводу у Берлиоза, узнавая, что нужно сочинить на злобу дня. Он подстраивается под требования большинства, пишет просто и даже примитивно, а тематика его работ напрямую зависит от линии партии. Лишь попав в сумасшедший дом, Иван познакомился с Мастером, спасшим его от этой участи и показавшим его бездарность. Бездомный осознает, что этот путь лишал его всякой индивидуальности и возможности найти себя. Пример Ивана доказывает, что «быть как все» — это плохой принцип, ведущий в тупик.
Может ли один человек изменить общество?
М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». К сожалению, одному человеку сложно повлиять на на пассивное и консервативное большинство. Ее попытки разбиваются о твердолобое сопротивление. К примеру, Мастер — человек, для которого творчество является смыслом жизни. Он сохраняет в своем произведении истину такой, какая она есть: параллели между режимом Кесаря и советской властью заставляют задуматься о том, что народ потерял не только свободу, но и совесть в стремлении подстроиться под тиранию. Он написал такую резонансную книгу, хоть это и означало, что его роман не будет принят большинством, как все и произошло. «Писатели МАССОЛИТа» набросились на него и затравили, заклеймив сумасшедшим. Не найдя в себе сил для борьбы за свой роман, Мастер сжег его. В противостоянии всему обществу гению помогает его любовь – Маргарита: сначала она убеждает его продолжать писать, а после трагедии, случившейся с Мастером, идет на сделку с Воландом и бесстрашно становится ведьмой. «Рукописи не горят!»- заявляет Воланд. Но имеет в виду он те произведения, что подлинно вечные, способные пережить огонь, воду и хаос. Таким становится и сам роман «Мастер и Маргарита»: он заставляет задуматься о том, как важно всегда быть самим собой и оставаться верным своим идеалам, борясь с внешним и внутренним злом. Однако сюжет дает не очень оптимистичный ответ на поставленный вопрос: Мастер не смог изменить общество, одних его усилий не хватило.
М. Горький, «На дне». Один человек не может изменить положение дел даже в замкнутой системе. Это доказывает Горький в пьесе «На дне». Практически каждый из обитателей ночлежки уже потерял надежду на светлое (или хоть какое-то) будущее. Кажется, что люди сами виноваты в своих бедах, а потому сожаления они не вызывают. Но вот появляется новый герой пьесы, старик Лука, который проявляет к каждому отщепенцу сочувствие. Речи старика производят сильный эффект на жителей этого места: он дает им надежду на то, что они сами смогут выбирать свой жизненный путь. И вот атмосфера ночлежки меняется: внезапно актер отказывается от алкоголя, задумываясь о возвращении на сцену, Васька Пепел обнаруживает в себе стремление к честной работе, а ведь он много лет был вором, даже Настя и Анна начинают мечтать об иной, лучшей жизни. Вскоре Лука уезжает и оставляет отщепенцев со своими мечтами. С его отъездом связан крах надежд каждого жителя ночлежки: огонь в душе угасает, они не верят в свои силы. Напряжение все растет и выливается в самоубийство Актера. Читая пьесу, начинаешь понимать, что Лука врал людям из жалости, пытался их мотивировать. Однако он не смог изменить ситуацию, ведь усилий одного человека мало для большого результата.
К каким последствиям могут привести общественные конфликты?
А. Н. Островский. «Гроза». Одна из ключевых проблем произведения – это отношения старшего и младшего поколений, конфликтные взаимоотношения между людьми. Так, Кабаниха и Дикой, несмотря на все обстоятельства, делают все, чтобы подчинить своей воле окружающих. Дикой грубо и жестоко относится к людям, потому даже родной племянник злится на него и мечтает освободиться от его опеки. А Кабаниху не случайно один из героев называет «ханжой»: она меняют маску одну за другой. Показательно поведение молодежи: одни стремятся угодить старшим во всем, как это делает Борис, другие, как Варвара, врут и изворачиваются, а третьи оказываются в плену, как Тихон, и живут по установленным законам. Катерина старается жить по справедливости: она росла в атмосфере любви, чем это общество похвастаться не может. Главную героиню ждет трагичный конец: она погибает. Неизвестно и то, как сложится судьба Варвары, а Тихон, пусть и не боится обвинять мать в смерти жены, скорее всего, не станет противоречить ей в будущем. В то же время и Кабаниха с Диким постоянно живут в тревоге: они видят, как меняется жизнь, отчего боятся за свое за будущее. Конфликты – совершенно точно не тот путь, по которому мы должны идти в жизни. Последствия социальных столкновений — это разрушение семей, утрата моральных ориентиров, двоемирие лицемерной жизни и даже гибель людей, не сумевших «вписаться» в систему мер и противовесов.
У. Голдинг. «Повелитель мух». В бесконечных распрях люди просто уничтожат окружающий мир и друг друга. Это доказывает роман «Повелитель мух», в котором рассказывается о группе мальчиков, что попали на необитаемый остров. Поскольку все они были детьми, то их ждало самое сложное: самостоятельно устроить жизнь и правила сосуществования. На должность «главы» претендовало двое ребят: Джек и Ральф. Выбрав путь голосования, мальчики решили, что лидером будет Ральф. Он сразу предложил создать свод правил и задач. Кто-то будет добывать пищу, кто-то – охранять костер, но обязанности нужно разделить. Подобные новости не всех привели в восторг, а потому со времен ребята поделились на два общества: лагерь «рациональный и порядочный», состоящий из Ральфа, Хрюши и Саймона, и лагерь «хаос и разрушение» (Джек, Роджер и «охотники»). Спустя время большая часть мальчишек примыкают к лагерю Джека, где нет ни одной правовой нормы. Объединение детей постепенно становится стаей безумных мальчишек, что путают в темноте друга со зверем и убивают его. Взаимные претензии в этом замкнутом обществе перерастают в вооруженные столкновения. Чем дальше заходит сюжет, тем меньше мальчики похожи на людей. До финала доживают не все. Социальный конфликт даже в такой локальной среде привел к человеческим жертвам.
Кто виноват в конфликте: личность или общество?
М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». У человека и общества обоюдоострая вина за их противостояние. Это доказывает пример из романа М.Ю. Лермонтова. Стоит появиться сильной, яркой и не желающей подчиняться канонам общества личности, как сразу рождается конфликт между ней и людьми. Так происходит и в романе «Герой нашего времени»: Григорий Печорин открыто бросает вызов нравственным нормам своей среды, так как разочаровался в них. Он вобрал в себя все пороки своего поколения. Будучи молодым офицером, он наделен острым умом, приятной внешностью, но он считает людей жалкими и смешными, потому относится к ним с неприкрытым пренебрежением. В какой-то момент можно подумать, что Печорин – отрицательный персонаж, но это не так: в том, как он ведет себя, виноват не только сам герой, но и общество. «Я был готов полюбить весь мир, но меня не поняли, и я научился ненавидеть» — говорит Григорий Александрович, и он не лукавит: каждую его попытку стать ближе к людям, они отвергают. Так, в главе «Княжна Мери» представлено несколько подобных эпизодов: зарождающаяся между Грушницким и Печориным дружба становится соперничеством. Грушницкий поступает подло: он стреляет в безоружного. Хотя Печорин дает Грушницкому шанс после этого поступка, гордыня подлеца оказывается сильнее. Единственным, кто хоть как-то понимает Печорина, является доктор Вернер. Однако и он не поддерживает главного героя, а советует уехать из города. Мелочность и лицемерие, присущие людям, делают Григория жестоким. Обществу это не нравится, оттого Печорин и отвергнут.
М. Горький. «На дне». В конфликте всегда виноваты обе стороны. Общество отталкивает людей необоснованно и оставляет их в беде, в то время как сам человек совершает плохие поступки и нарушает правила, необходимые для гармоничного сосуществования. Обоюдоострую вину показывает Максим Горький в своей книге. Так, в пьесе «На дне» в центре внимания показаны люди, которые оказались «на обочине» жизни. Разношерстная компания из вора, девушки «легкого поведения», карточного шулера, спившегося актера и многих других отщепенцев. Эти бездомные скитальцы из-за разных жизненных обстоятельств вынуждены жить в дешевой ночлежке. С одной стороны, именно общество не дает им устроиться на работу и встать на ноги, ведь герои стигматизированы. Как говорил Сатин: «После тюрьмы нет ходу». С другой стороны, именно воры, картежники, пьяницы виноваты в том, что нарушили общие правила и оказались в рядах опасных изгоев. Невозможно выделить того, кто бы совсем не был виноват в случившемся.
Автор: Екатерина Грачева
Сочинения на тему Повелитель мух
Все примеры сочинений по предмету Повелитель мух — поделись ими с одноклассниками! Образцы сочинений от команды сайта «Сочинения-Про». Здесь вы найдёте полезные материалы для написания сочинения или эссе самомстоятельно. А если нет — вы всегда можете заказать у нас помощь, по любому виду работ! Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный вам материал.
Властелин мух: вечная борьба двух оппозиций
Темнота между нами «Я думал о свете. Мы будем спотыкаться. , , Мы собирались искать зверя. , , Света не будет достаточно ». В «Повелителе мух» архетипы света и тьмы служат повторяющимися символами. В этой цитате Ральф боится идти на вершину горы в темноте; он боится зверя, связанного с тьмой и злом. В дополнение к
29.10.2020
Концепция власти и ее представление в лорде мух
Исследование Голдинга о состоянии человека продолжает читаться год за годом, потому что это заставляет читателя учитывать понятия, которые имеют фундаментальное значение для состояния человека. Посредством простой предпосылки Голдинг создает среду, в которой читатели вынуждены противостоять вопросам власти и авторитета. Убирая все ненужные отвлекающие факторы и сводя человечество к его простейшей форме, Голдинг выполняет свою задачу,
28.10.2020
Оправдание смерти Саймона во Властелине Мух Уильям Голдинг
Может ли Саймон умереть? Это была темная страшная ночь. Ничего не было ясно видно. Гремел гром, когда на землю падали густые капли дождя. Ничего не было слышно, кроме звука грома. Группа возбужденных и агрессивных мальчиков танцевала со страхом и волнением. Голдинг создает определенную атмосферу, в которой все может произойти. После смерти даже мальчики не понимают,
25.10.2020
Повелитель мух
Во время войны в Тихом океане падает самолет с британскими мальчиками. Все мальчики выживают, кроме пилота, который был единственным среди них. Ральф, красивый мальчик с длинными и светлыми волосами, чей отец работает в английских военных, является первым, кто будет представлен в этой истории. Вместе с Ральфом это Хрюша. Пигги – пухлый невысокий мальчик, который носит
21.10.2020
Недостаток сострадания и последствия прощения у Повелителя мух и долгого пути
Сострадание через реабилитацию Мальчики застряли на острове в книге «Повелитель мух» Уильяма Голдинга и сам Измаил Беа в своей книге «Прошедший долгий путь» представляют людей, которые когда-то обладали гуманностью, но из-за катастрофических обстоятельств забрали их человечность. В «Повелителе мух» у парней есть вопросы о том, кто отвечает. За лидера мальчиков проголосовал Ральф, но Джек не
15.10.2020
Врожденное зло человека в Господе мух Уильям Голдинг
По словам Уильяма Голдинга, «человек производит зло, как пчела производит мед». Эта цитата охватывает одну из главных тем Повелителя мух, врожденную способность человека к безнравственности и дикости. На протяжении всего романа Голдинг использует символику, а также препятствия, с которыми сталкивается Ральф, чтобы определить свою ответственность за защиту благополучия своих сверстников и гражданского характера. С самого
05.10.2020
Символизм, лежащий в основе убийства свиноматки
В романе «Повелитель мух» убийство свиноматки является поворотным моментом, когда мальчики достигают точки невозврата; они полностью потеряли себя и теперь настолько погружены в дикость, что пути назад нет. Голдинг подчеркивает это, гарантируя, что этот момент символичен во многих отношениях. В этом эссе я проанализирую и исследую лингвистические методы и структурные элементы письма Голдинга, чтобы определить,
05.10.2020
Анализ “Повелитель мух”
В «Повелителе мух» Уильяма Голдинга юность показана как время смятения и ужаса. Действия мальчиков, оказавшихся на острове, соответствуют их страху и / или путанице по отношению к неизвестным вещам, которые, как считается, скрываются на острове. То, как мальчики ведут себя по отношению друг к другу, отражает их страх. Они действовали так, как будто «Они были
04.10.2020
Негативные последствия страха в «Повелителе мух» Уильяма Голдинга
Представьте, что вы попали в авиакатастрофу; Вы приземлились на острове посреди Атлантического океана. У вас нет ничего, кроме страха. Что бы вы сделали? Страх – это не только эмоция, которая пугает вас, но и другие нежелательные воздействия. В романе Уильяма Голдинга «Повелитель мух» это прекрасно объясняется благодаря выживанию группы юношей на изолированном острове. На протяжении
23.09.2020
Жадность, страх и дикость во Властелине мух Уильям Голдинг
Сырые человеческие качества не предназначены для поддержания в будущем, поэтому врожденные стремления должны контролироваться, чтобы максимизировать потенциал человечества для счастливой жизни. Уильям Голдинг демонстрирует жадность, дикость и жажду власти через детей в «Повелителе мух». На протяжении всей книги дети сталкиваются с различными трудностями, мешающими им жить и поддерживать свое общество без принуждения взрослых. Каждый из
20.09.2020
Список русской и зарубежной литературы для итогового сочинения 2022-2023 о добре и зле для подготовки к сочинению, которое пройдёт в декабре у 11 классов.
Список книг на тему «Добро и зло» в русской литературе
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы»
А.И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»
В.Д. Дудинцев «Белые одежды»
Е. Шварц «Дракон»
А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник», «Евгений Онегин»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Демон»
Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души»
А.Н. Островский «Гроза», ««Без вины виноватые»
А.Н. Карамзин «Бедная Лиза»
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Добродетели и пороки»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
А.П. Чехов «Казак», «Воры», «Хамелеон»
М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»
А.П. Платонов «Юшка»
А.И. Солженицын «Матренин двор»
Ч.Т. Айтматов «Плаха»
В.Г. Распутин «Уроки французского»
В.К. Железников «Чучело»
Б.Л. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»
С. Лукьяненко «Ночной дозор»
В. Тендряков «Люди или нелюди»
Список произведений на тему «Добро и зло» в зарубежной литературе
Дж. Роулинг «Гарри Поттер и дары смерти»
И.Ф. Гёте «Фауст»
Х. Ли «Убить пересмешника»
Т. Кенилли «Ковчег Шиндлера»
Ч. Диккенс «Рождественская история»
К.С. Льюис «Хроники Нарнии»
У. Шекспир «Макбет», «Гамлет»
М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». «Кентервильское привидение»
О. де Бальзак «Шагреневая кожа»
Ж-Б. Мольер «Тартюф, или Обманщик»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Цитадель»
В. Скотт «Айвенго»
М. Зусак «Книжный вор»
Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
Т. Драйзер «Американская трагедия»
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «Надвигается беда»
С. Кинг «Зеленая миля»
У. Голдинг «Повелитель мух»
Д. Митчелл «Облачный атлас»
Э. Хемингуэй «По ком звонит колокол», «Прощай, оружие!»
Д. Киз «Цветы для Элджернона»
К. Воннегут «Колыбель для кошки»
Э. Бёрджесс «Заводной апельсин»
П. Несс «Голос монстра»
Д. Алигьери «Божественная комедия»
Г. Мелвилл «Моби Дик, или Белый Кит»
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
ФИПИ изменил подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Больше не будет пяти направлений, известных заранее, а на экзамене ученику придется выбирать из шести тем. Объясняем, как изменилось итоговое сочинение 2022/23.
Чтобы быть уверенными в своем сочинении, записывайтесь на наш курс подготовки. Вы разберете структуру сочинения, научитесь выделять основную мысль текста и подбирать убедительные аргументы, ознакомитесь со списком литературы, в котором найдется аргумент для каждой темы. И главное — напишете 2 пробных сочинения, которые проверит эксперт и даст вам обратную связь. Приходите на курс по итоговому сочинению, чтобы точно получить зачет!
Каким итоговое сочинение было раньше
ФИПИ заранее публиковал направления (о направлениях 2021 читайте в нашей прошлогодней статье). На экзамене ученик получал 5 тем (по одной из каждого направления), выбирал одну из них и писал по ней сочинение. Банк аргументов отрабатывался заранее, так как направления подсказывали приблизительную тематику и можно было примерно понять, о чем придётся писать на экзамене.
Ученики повторяли произведения, готовили аргументы и шли на экзамен с готовым набором «любимых направлений», по которым уже не раз писали тренировочные сочинения.
Учителя русского языка и литературы замечали, что многие направления из года в год перекликались: можно было пользоваться уже готовыми базами аргументов, а темы были очень похожими. Например, направление «Путь» в 2015 году и направление «Человек путешествующий» в 2022, «Забвению не подлежит» в 2020 и «Война и мир» в 2019, «Добро и зло» в 2019 и «Доброта и жестокость» в 2018 и так далее.
В итоге в 2022 году было принято решение не придумывать новые направления и темы, а использовать то, что уже есть. То есть в 2022/23 учебном году на экзамене будут только те темы, которые уже использовались в прошлые годы (в закрытом банке ФИПИ их более полутора тысяч).
Планируется, что в дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения от ФИПИ будет ежегодно пополняться новыми темами.
Каким же будет итоговое сочинение 2022/23
Эксперты взяли огромный банк заданий, который скопился за все эти годы и разбили его на следующие разделы и подразделы:
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
1.3. Познание человеком самого себя
1.4. Свобода человека и ее ограничения
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
2.2. Человек и общество
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека
3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек
3.2. Наука и человек
3.3. Искусство и человек
По факту те же самые направления, только более крупные. На экзамене в каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка.
Вот как может выглядеть комплект тем на экзамене у ученика в декабре 2022 года:
В остальном требования, критерии оценки и правила написания итогового сочинения не поменялись.
Основные правила написания и критерии
Итоговое сочинение в 2022 году пройдёт 7 декабря. Вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.
- Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!).
- Сочинение должно быть написано самостоятельно.
По структуре итоговое сочинение 2022 сильно отличается от сочинения ЕГЭ. Комплект из шести тем вы получите только за 15 минут до экзамена, заранее известны только разделы и подразделы.
Итоговое сочинение 2022/23: критерии
Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому можно получить или «зачет», или незачет. Первые два критерия самые важные: если не получить по ним «зачет», экзамен провален. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно получить «зачет» за два первых критерия + за ещё хотя бы один из остальных.
1. Соответствие теме
Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.
2. Привлечение литературного материала
Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.
3. Композиция и логика рассуждения
Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.
5 абзацев:
- вступление (тезис)
- собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
- аргумент 1 (доказательство и микровывод)
- аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод)
- вывод (итог рассуждений)
Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, то данный критерий засчитают.
4. Качество письменной речи
Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».
5. Грамотность
«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.
Аргументы для итогового сочинения 2022/23
Несмотря на то, что темы заранее не известны, мы подготовили для вас банк аргументов по подразделам, который поможет вам аргументировать свою позицию по любой теме. А в этой статье вы найдете готовые аргументы с опорой на литературный материал — пользуйтесь!
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела будут связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам в ситуациях нравственного выбора: о нравственных идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя.
Возможные темы:
- Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?
- Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?
- Можно ли оправдать плохой поступок?
- Может ли любовь спасти заблудшую душу?
Литературные аргументы:
- «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Старуха Изергиль» М. Горький
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- «Зеленая лампа» А. Грин
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
- «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
- «Черный человек» С. Есенин
- «Гранатовый браслет» А. И. Куприн
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.
Возможные темы:
- Почему для некоторых людей так важно общественное мнение?
- Как окружение влияет на ребёнка?
- На что готов пойти человек ради своей семьи?
- Человек должен жить для себя или на благо общества?
Литературные аргументы:
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Анна Каренина» Л. Н. Толстой
- «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
- «Герой нашего времени» М. Лермонтов
- «Горе от ума» А. С. Грибоедов
- «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
- «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
- «Капитанская дочка» А.Пушкин
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о таланте, ценности творчества и научного поиска, о собственных интересах в области искусства и науки; также темы могут быть связаны с вопросами экологии и рои природы в жизни человека.
Возможные темы:
- Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание?
- Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности?
- Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет?
- Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу?
- Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?
Литературные аргументы:
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «О дивный новый мир» О. Хаксли
- «Отцы и дети» И. С. Тургенев
- «1984» Дж. Оруэлл
- «Мы» Е. И. Замятин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
- «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз
Итоговое сочинение проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что для хорошего результата необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом. Сделать это вы сможете на курсе подготовки к ЕГЭ по русскому языку. При его покупке вы получите курс по итоговому сочинению всего за 1 ₽. Не допускайте ошибок большинства выпускников — готовьтесь к экзаменам комплексно!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ 2022— 2023
Список произведений русской и зарубежной литературы для подготовки к итоговому
сочинению 2022-2023.
Список книг к разделу 1.»Духовно—нравственные ориентиры в жизни человека»
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
А.С. Пушкин “Евгений Онегин”, «Капитанская дочка»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «Детство. Отрочество. Юность»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот»,
«Записки из подполья», «Сон смешного человека»
Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Шинель»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»
И.А. Гончаров «Обломов»
И.С. Тургенев «Дневник лишнего человека», «Отцы и дети»
И.А. Бунин «Господин из Сан—Франциско», «Солнечный удар»
А.Н. Островский «Гроза»
М. Горький «На дне»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Поединок», «Молох»
А.П. Чехов «Черный монах»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
А.И. Солженицын “Матренин двор”
В.К. Железников «Чучело»
А.П. Платонов «Юшка», «Котлован»
В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»
А. Грин «Алые паруса»
В.А. Каверин «Два капитана»
М. А. Шолохов «Тихий Дон»
В.С. Гроссман «Авель (Шестое августа)»
Ф. Абрамов «Разговор с самим собой»
А.В. Иванов «Географ глобус пропил»
М. Петросян «Дом, в котором …»
М. Аврелий «Наедине с собой»
У. Шекспир «Гамлет»
И. Гете «Фауст»
Э.А. По «Человек толпы»
Г. Флобер «Госпожа Бовари»
А. де Сент Экзюпери «Маленький принц»
Дж. Лондон «Мартин Иден»
О. де Бальзак «Шагреневая кожа»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Ж.Б. Мольер «Тартюф»
В. Гюго «Отверженные»
Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
Р. Даль «Чарли и шоколадная фабрика»
Дж. С. Фоер «Жутко громко и запредельно близко»
Ч. Диккенс «Большие надежды»
А. Дюма «Граф Монте—Кристо»
Ф. Кафка «Процесс»
А. Камю «Посторонний», «Падение», «Чума»
Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!»
С. Моэм «Бремя страстей человеческих»
Дж. Оруэлл «1984»
Д. Киз «Цветы для Элджернона»
Д.Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
Х. Ли «Убить пересмешника»
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и
выбор между добром и злом
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Моцарт и Сальери«, «Евгений Онегин»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
М.Е. Салтыков—Щедрин «История одного города», «Добродетели и пороки»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»
А.П. Чехов «Душечка», «Попрыгунья», «О любви»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
И.А. Гончаров «Обломов»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот»
И.А. Бунин «Господин из Сан—Франциско»
А.Н. Островский «Гроза»
К. Г. Паустовский «Телеграмма»
В. Г. Короленко «Дети подземелья»
В. Закруткин «Матерь человеческая»
А.П. Платонов «Юшка»
В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»
А.И. Герцен «Кто виноват»
В.Г. Распутин «Уроки французского»
В.К. Железников «Чучело»
А.И. Солженицын «Матренин двор», «Архипелаг ГУЛАГ»
В.А. Каверин «Два капитана»
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
Г. Щербакова «Вам и не снилось»
Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Р.Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «И грянул гром»
Э.М. Ремарк «Три товарища»
А. де Сент Экзюпери «Маленький принц»
У. Шекспир «Ромео и Джульетта»
Дж. Толкиен «Властелин колец»
К. Льюис «Лев колдунья и платяной шкаф» «Хроники Нарнии»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Дж. Роулинг книги о Гарри Поттере
Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками»
В. Гюго «Отверженные»
Х. Ли «Убить пересмешника»
О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»
У. Голдинг «Повелитель мух«
И. Макьюэн «Искупление»
Ф.С. Фицджеральд «Великий Гэтсби»
О. Генри «Дары волхвов»
С. Кинг «Зеленая миля»
Д. Митчелл «Облачный атлас»
Э. Бёрджесс «Заводной апельсин»
1.3. Познание человеком самого себя
Л.Н. Толстой «Война и мир»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
И.А. Гончаров «Обломов»
В.П. Астафьев «Царь рыба»
М. Горький «Детство. В людях. Мои университеты»
Ф.М. Достоевский «Белые ночи», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»,
«Идиот»
В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»
Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
А.В. Иванов «Географ глобус пропил»
У. Грум «Форрест Гамп»
Д.Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
Б. Смитт «Дерево растет в Бруклине»
П. Несс «Голос монстра»
Ч. Диккенс «Большие надежды», «Рождественская история»
1.4. Свобода человека и ее ограничения
Л.Н. Толстой «Война и мир»
А.Н. Островский «Гроза»
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Е.И. Замятин «Мы»
М. Горький «Старуха Изергиль»
А. Азимов “Я,робот”, “Позитронный человек”
У. Голдинг «Повелитель мух«
Дж. Оруэлл «1984»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
Д. Митчелл «Облачный атлас»
О. Хаксли «О дивный новый мир»
И.Ф. Гёте «Фауст»
Список книг к разделу «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» «Станционный смотритель»
И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Ася», «Дворянское гнездо»
Л.Н Толстой «Детство. Отрочество. Юность», «Война и мир»
Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»
М.Ю. Лермонтов «Песня про… купца Калашникова»
А.П. Чехов «Вишневый сад»
И.А. Гончаров «Обломов», «Обыкновенная история»
М.Е. Салтыков—Щедрин «Господа Головлевы»
А.Н. Островский «Свои люди—сочтемся»
М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»
Ч. Айтматов «И дольше века длится день»
В.А. Каверин «Два капитана»
К. Г. Паустовский «Телеграмма»
В. Г. Короленко «Дети подземелья»
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»,
М.А. Булгаков «Дни Турбиных», «Белая Гвардия»
Е. Водолазкин «Авиатор»
А.Н. Рыбаков «Дети Арбата»
С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова –внука»
Л.Е. Улицкая «Зеленый шатер», «Искренне ваш Шурик», «Медея и ее дети»
Г. Яхина «Дети мои»
У. Грум «Форрест Гамп»
У. Шекспир «Ромео и Джульетта»
У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
Дж. Остин «Гордость и предубеждение»
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»
Ч. Диккенс «Большие надежды»
Х. Ли «Убить пересмешника»
Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков»
Дж. Роулинг серия книг о Гарри Поттере
Дж.Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
М. Зусак «Книжный вор»
К. Патерсон «Мост в Терабитию»
Б. Смитт «Дерево растет в Бруклине»
Ф. Флэгг «Жареные зеленые помидоры …»
А. Гавальда «35 кило надежды»
Ф. Бакман «Вторая жизнь Уве»
2.2. Человек и общество
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Белая гвардия»
А.П. Чехов «Человек в футляре», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть
чиновника»
Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Е.И. Замятин «Мы»
А.И. Куприн «Олеся»
М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль» (легенда о Данко), «Мои университеты»
А.И. Солженицын “Матренин двор”
Д.И. Фонвизин “Недоросль”
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.Н. Островский «Свои люди – сочтёмся!»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
И.А. Бунин «Господин из Сан—Франциско»
Е. Шварц «Дракон»
А.П. Платонов «Юшка»
А. Грин «Алые паруса», «Зеленая лампа»
В.Г. Короленко «В дурном обществе»
В.К. Железников «Чучело»
Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика ШКИД»
Р.Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
У. Грум «Форрест Гамп»
Дж. Оруэлл «1984»
У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
А. Рэнд «Атлант расправил плечи»
Х. Ли «Убить пересмешника»
В. Гюго «Отверженные»
С. Коллинз «Голодные игры»
Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»
Д. Дефо «Робинзон Крузо»
Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
Д. Митчелл «Облачный атлас»
О. Хаксли «О дивный новый мир»
Д. Киз «Цветы для Элджернона»
У. Голдинг «Повелитель мух«
К. Кизи «Над кукушкиным гнездом»
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека
М.Е. Салтыков—Щедрин «История одного города», «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил», «Дикий помещик», «Господа Головлевы»
А.Н. Островский «Свои люди—сочтемся», «Бедность не порок»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы», «Бедные люди», «Мальчик у
Христа на ёлке», «Братья Карамазовы» др.
В.Г. Короленко «В дурном обществе»
М. Горький «На дне», «Детство», «Бывшие люди»
А.Н. Толстой «Петр Первый»
Л.Н Толстой «Война и Мир», «После бала»
М.Ю. Лермонтов «Песня про… купца Калашникова»
М.А. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.И. Герцен «Кто виноват»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Мертвые души», «Ревизор»
Н.С. Лесков «Левша»
Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
М.А. Булгаков «Дни Турбиных», «Белая Гвардия»
Н.А. Некрасов «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо»
А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
Н.Г. Чернышевский «Что делать?»
А.П. Платонов «Котлован»
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие», «Завтра была война»
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
К. Воробьев «Убиты под Москвой»
А. Фадеев «Молодая гвардия»
В. Гроссман «Жизнь и судьба», «Авель (Шестое августа)»
Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»
Е. Водолазкин «Авиатор»
Список книг к разделу «Природа и культура в жизни человека»
3.1. Природа и человек
В.П. Астафьев «Царь—рыба»
Ч.Т. Айтматов «Плаха», «Когда падают горы: вечная невеста», «Буранный полустанок»
И.С. Тургенев «Записки охотника», «Бирюк»
А.И. Куприн «Олеся»
Б.Л. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
А.П. Чехов «Дядя Ваня», «Крыжовник», «Степь»
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой», «Пожар»
К.Г. Паустовский, «Мещерская сторона», «Повесть о лесах»
И.А. Бунин «Антоновские яблоки», «Суходол»
М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
И.С. Соколов—Микитов «Детство. Елень»
Л.М. Леонов «Русский лес»
Д.А. Гранин «Зубр»
А. Ким «Отец—лес»
В.П. Астафьев «Людочка»
Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями»
В.М. Шукшин «Старик, солнце и девушка»
С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва»
Т. Толстая «Кысь»
М.Б. Веллер «Вавилонская»
С.П. Залыгин «На Большую землю», «Экологический роман»
Р. Брэдбери «Марсианские хроники», «И грянул гром», «Все лето в один день»
А. де Сент Экзюпери «Маленький принц»
Д. Дефо «Робинзон Крузо»
У. Голдинг «Повелитель мух»
А. де Сент—Экзюпери «Маленький принц»
Ж. Жионо «Человек, который сажал деревья»
Дж. Даррелл «Три билета до Эдвенчер»
Дж. Хэрриот «О всех созданиях — больших и маленьких»
Э. Сезон—Томпсон «Рассказы о животных»
Дж. Лондон « Зов предков», «Белый Клык»
Д. Митчелл «Облачный атлас»
Й. Риэль «Мальчик, который хотел стать человеком»
Э. Хемингуэй «Старик и море»
3.2. Наука и человек
М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца»
Ч.Айтматов «И дольше века длится день»
А. Азимов «Я,робот», «Позитронный человек»
А. Р. Беляев «Голова профессора Доуэля», «Человек—амфибия»
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
В.Д. Дудинцев «Белые одежды»
Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе»
Е.И. Замятин «Мы»
В.О. Пелевин «Generation “П”»
А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом», «Пикник на обочине», «Полдень, XXII век»
С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва»
Д.А. Глуховский «Метро 2033»
Д. Киз «Цветы для Элджернона»
Р.Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «И грянул гром»,
«Все лето в один день» и др.
К. Воннегут «Колыбель для кошки»
Лю Цысинь трилогия «В память о прошлом Земли»
Ф. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах», «Убик»
М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»
О. Хаксли «О дивный новый мир», «Обезъяна и сущность»
С. Лем «Солярис»
Дж. Оруэлл «1984»
Э. Вейер «Марсианин»
Ж. Верн «20000 лье под водой»
Г. Уэллс «Машина времен
Р. Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»
3.3. Искусство и человек
А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»
Л.Н. Толстой «Альберт»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
А.И. Куприн «Гамбринус»
К.Г. Паустовский «Золотая роза»
Н.В. Гоголь «Портрет»
А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»
М.А. Осоргин «Записки старого книгоеда»
Д.А. Гранин «Картина»
В.В. Набоков «Дар»
Н.С. Лесков «Левша»
В. К. Железников «Чучело»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
М. Зусак «Книжный вор»
Г. Гессе «Магия книги»