Каким должен быть настоящий детский сказочник? Однозначно добрым, затем умным, искренним, не лгать ни себе, ни окружающим, уметь увлекательно рассказывать. Может, носить колпак и очки. Если нет, то в душе до самой старости оставаться ребёнком. Личность и образ Евгения Шварца полностью отвечает такому словесному портрету. Он, безусловно, настоящий чародей сказочного слова.
Литературные совпадения
Перу Евгения Шварца принадлежит удивительно добрый и милый рассказ о семье и родном доме. Кстати, под таким же названием («Два брата») есть поучительная сказка у Льва Толстого, но там речь идёт о риске. Стоит ли совершать поступок, если результат неизвестен: можно остаться ни с чем или многого добиться.
Братья стоят перед выбором. Им предоставляется возможность начать новую незнакомую жизнь, победить или проиграть. Решается один, у него сложится всё превосходно, но потом он потеряет богатство, славу, нищим вернётся в родные края. Нерешительный брат встретит его и скажет, что был прав. Нет, ответит путешественник, годы прожиты не зря, мир посмотрел, многое понял.
Сказка Шварца «Два брата» совсем о другом. Сюжет не заимствован у великого классика, смысл и содержание совершенно другие. Но сначала буквально несколько фактов из биографии писателя.
Произведение
Искусство и развлечения 20 февраля 2016
Литературное произведение играет огромную роль в жизни каждого человека. Интересные и поучительные книги как источник жизни, из которого черпают знания читатели всех возрастов. И в большинстве случаев это является «палочкой выручалочкой» в различных жизненных ситуациях.
Евгений Львович Шварц
Евгений Львович Шварц родился в 1986 году двадцать первого октября. Его отец Лев Борисович Шварц был крещеным евреем, получил медицинское образование, позже стал земским врачом.
Мать Мария Федоровна Шелкова окончила врачебно-акушерские курсы. В постоянных переездах из-за службы отца прошло детство писателя.
В возрасте восьми лет он переехал с семьей в Майкоп, где он и провел большую часть своей жизни.
В Москве в 1914 году он поступает в университет на юриста, но спустя два года понимает, что это не его призвание, и всецело посвящает себя литературному письму и театру.
С 1917 года стал играть в театрах-студиях, критики сулили ему превосходное актерское будущее, но уже в 20-х годах он оставляет сцену. Вплоть до 1924 года работал секретарём в литературных делах К. И.
Чуковского, затем занялся журналистской деятельностью.
Творчество писателя
Произведения великого драматурга, прозаика, сценариста советского времени Евгения Львовича Шварца наполнены правдивыми жизненными ситуациями, которые, безусловно, заставили задуматься, научили огромное количество людей правильным поступкам.
Пьеса «Ундервуд», написанная в 1929 году, стала стартовой работой для выхода всех последующих пьес выдающегося сценариста. Знаменитые сказки, на которых выросло не одно поколение, например, сказка Шварца «Два брата» (год написания 1998), «Снежная королева» (год написания 1938), «Красная шапочка» (год написания 1936), «Золушка» (год написания 1946).
Были сняты фильмы по сценарию писателя: «Дон-Кихот», «Первоклассница». В них сыграли знаменитые, талантливые актеры Ф. Раневская, Э. Гарин, Ю. Толубеев и др. Только после смерти Сталина на съезде писателей О. Берггольц, оценив работы Шварца и назвав его талант эксцентричным и милосердным, дала свободный выход в свет сборнику пьес писателя.
Годы Великой Отечественной войны и тяжелая блокада Ленинграда, участие в «Ледяном походе» негативно отразились на здоровье драматурга. 15 января 1958 года скончался Евгений Шварц.
Видео по теме
«Два брата»: краткое содержание
На большой территории лесных угодий жил лесничий, охраняющий и оберегающий деревья. Весело он ходил по лесу, разговаривал с каждым кустиком, деревцем, знал каждое по имени. Однако домой ему возвращаться не хотелось из-за ссоры его сыновей. Звали их Старший и Младший. Относились друг другу как чужие и постоянно ссорились два брата. Шварц делает их главными героями своей сказки.
И вот накануне Нового года позвал отец сыновей и сказал им, что елку он им в этом году не сможет устроить, потому как за украшениями в город ехать нужно, а одних оставлять никак — нет доверия у отца. Но старший сын пообещал, что все будет в порядке, и они не подведут отца. Родители поверили сыну и уехали, обещая вернуться в восемь вечера тридцать первого декабря.
Первые два дня все было спокойно и дружно у братьев. На третий день Старший занялся своими делами: ему очень захотелось почитать, это было его страстью, особенно нравилась ему книга «Приключения Синдбада-морехода». А младшему мальчику очень скучно было одному, вот и стал он просить брата поиграть с ним.
Но Старший как раз дошел до самого интересного момента, ему хотелось узнать, чем же всё закончится. Он начал гнать от себя братишку, прося оставить в покое. Однако мальчик не унимался, и тогда Старший выгнал малыша из дома на мороз и запер дверь.
Он, конечно же, собирался запустить брата обратно, как только дочитает, но совсем забыл про время.
Опомнившись, он со всех ног побежал на улицу, но младшего брата нигде не было, он как будто растворился. Тут приехали родители. Узнав правду, отец отправил сына на поиски брата, сказав не возвращаться без Младшего.
Вскоре Старший оказался в лесу, где встретил старика Прадедушку Мороза. Тот сообщил, что мальчик находится у него, и теперь, чтобы вернуть брата, наш герой должен работать на старика: вертеть перед ледяной печкой птиц, лесных маленьких зверьков, чтобы те стали ледяными и прозрачными.
Несколько недель спустя мальчик понял, что Мороз не собирается отпускать их с братом, и стал думать, как же выбраться. Он начал жечь костер, в котором стал растапливать замерших лесных зверьков.
Счастливое возвращение
Спасенные животные решили помочь мальчику и выкрали у спящего старика ключи. Старший открыл дверь, за которой нашел замершего братика со слезами на глазах. Схватив его, он бросился прочь из леса.
Но за ними погнался Прадедушка Мороз, и мальчик впервые стал ощущать холод, но продолжал бежать. В хвойном лесу он поскользнулся, выронил брата, и тот разбился на мелкие кусочки.
Старший заплакал, а после, выбившись из сил, уснул.
На помощь мальчику пришли благодарные лесные жители. Всю ночь они собирали и складывали кусочки и до самого утра грели братика своим теплом. Проснувшись с первыми лучами солнца, Старший увидел моргающие глаза брата.
Его радости и счастью не было конца. Вскочив, мальчики побежали к родительскому дому. С тех пор ребята жили дружно и не ссорились. Лишь изредка старший брат просил не мешать ему, но тут же добавлял, что совсем ненадолго.
Так заканчивает свою сказку Евгений Шварц.
Быть юристом? Как это скучно
Поначалу намеревался связать свою жизнь с юриспруденцией, но передумал и не окончил курс обучения в Московском университете. Карьера занудного крючкотворца-чиновника, корпящего над статьями законов, – скучно и не для него.
Театр и литература намного интереснее. С 1917 по 1921 год пробует себя на сцене небольших театров, но вскоре понимает, что лицедейство тоже не его удел. Мельпомене можно служить иначе, стоит попробовать писать, но пока не пишется. Он берётся за любую работу: продавец в книжном магазине, грузчик, секретарь у Корнея Чуковского.
Литература – вот его призвание
В литературных кругах Питера его знают как мастера каламбура, шутника и просто весёлого человека. Над остротами Шварца смеялись Зощенко и Хармс, хотя и тут не всё так просто. Писатель проговаривает сюжет и устным словом шлифует будущий стиль.
Он всегда жаловался на трудность письма. «Двадцать пять лет пишу, сволочь такая, для театра, а косноязычен, как последний юродивый на паперти». Здесь есть доля правды. Бытовало мнение, что Шварц рассказывает лучше, чем пишет.
Евгений Львович живёт в Петрограде, работает в детских журналах. Первая книга, стихи для детей, выходит в 1925 году и называется «Рассказ старой балалайки». Её встречают тепло, сам Самуил Маршак отзывается о ней одобрительно.
Евгений Львович Шварц
Евгений Львович Шварц родился в 1986 году двадцать первого октября. Его отец Лев Борисович Шварц был крещеным евреем, получил медицинское образование, позже стал земским врачом. Мать Мария Федоровна Шелкова окончила врачебно-акушерские курсы. В постоянных переездах из-за службы отца прошло детство писателя. В возрасте восьми лет он переехал с семьей в Майкоп, где он и провел большую часть своей жизни.
В Москве в 1914 году он поступает в университет на юриста, но спустя два года понимает, что это не его призвание, и всецело посвящает себя литературному письму и театру. С 1917 года стал играть в театрах-студиях, критики сулили ему превосходное актерское будущее, но уже в 20-х годах он оставляет сцену. Вплоть до 1924 года работал секретарём в литературных делах К. И. Чуковского, затем занялся журналистской деятельностью.
«Я писатель!» – звучит глупо
В его поступках жил ребёнок. Он мог много работать и месяцами бездельничать. Никогда не вносил правки в сценарии, ничего не переделывал, если поступало указание «оттуда», из кабинетов начальства. Во время репетиций пьес каламбурил, импровизировал на ходу, добавлял, убирал, менял в сценарии целые куски текста.
Не любил говорить: «Я писатель», считал, что это так же глупо звучит, как «я красавец». Предпочитал называть себя драматургом. Его перу принадлежит более 20 пьес сказок для кукольных и драматических театров. Шварц оставил после себя большое творческое наследие: писал для Аркадия Райкина и кукольника Сергея Образцова, классика кино Козинцева, ещё его перу принадлежат либретто, мемуары и другие произведения.
«Два брата». Шварц. Герои
Писатель с удовольствием обращается к сказочным сюжетам, под ними он маскирует своё видение советской действительности, иронию, которую чиновники не всегда распознают, потом спохватываются, запрещают.
Но есть у автора и просто замечательные сказки для детей. Это уже детская литература, где преобладают вымысел, лёгкий сюжет и неназойливое поучение. Классический пример – «Два брата».
Шварц пишет добрую и поучительную историю, на которой выросло не одно поколение ребят. Ещё её называют фантастической, хотя герои сказки – обыкновенная семья: отец, мать и двое ребят. Правда, живут они в лесу, потому что у их отца не совсем обычная профессия. Он лесничий. Перед самым Новым годом с мальчиками происходит необыкновенное приключение.
«Два брата»: анализ произведения
Шварц «Два брата». Краткое содержание
Прежде чем пересказать сказку, отметим, что перу писателя принадлежит и много других замечательных произведений для детей: «Сказка о потерянном времени», «Новые приключения Кота в сапогах», «Рассеянный волшебник».
Итак, Евгений Шварц «Два брата», краткое содержание сказки для ребят.
В одном лесу жил лесник. Звали его Чернобородый. Он любил лес и деревья, растущие в нём. Лесник знал, что деревья в лесу живые, они растут, как дети, продолжают расти, даже когда уже немолодые. Словом, на работе у Чернобородого всё складывалось отлично, а дома не очень.
Огорчали лесника собственные дети. Два брата — Евгений Шварц называет сыновей Чернобородого Старший и Младший — часто ссорились. Как-то под Новый год отец объявил сыновьям, что ёлки не будет, потому что ёлочных игрушек в доме нет. За ними в город ехать надо, а ребят никак одних оставить нельзя.
Старший сначала расстроился, но потом пообещал родителям, что в их отсутствие дети будут жить дружно. Он, Старший, даёт гарантии. Отец с матерью им поверили, приготовили детям еду, научили, как разогреть пищу, оставили коробок спичек, чтобы огонь в печи развести, и уехали на целых три дня.
Интересные темы
- Шварц — Сказка о потерянном времени
Петя Зубов – очень ленивый мальчик, успеваемость его оставляет желать лучшего. Каждую четверть он обещает взяться за голову, он даже сам верит в это, но никак не может осуществить желаемое - Астафьев — Конь с розовой гривой
Однажды бабушка пообещала Вите купить пряник конём. Это угощение было самым любимым у деревенских ребят. Бабушка собиралась поехать в город, чтобы продать землянику и купить кое-что. - Даль — Старик-годовик
Появляется старик, стал махать рукавами и выпускать каких – то странных, но фантастически красивых птиц. Это были не простые, например, синички и воробушки, а какие – то, которые заставляли у - Носов — Варька
Третий год Варька работает в колхозе, занимаясь выращиванием уток, при этом заработную плату девушке за это не платят, что очень не нравится ее матери, которая пытается решить этот вопрос
О том, как Старший выгнал Младшего, и что из этого вышло
Два дня прошли хорошо, ребята жили в мире и согласии. Наступил третий день, 31 декабря. Родители вечером должны вернуться, игрушки привезти, подарки. Ёлку все вместе наряжать будут. Тут-то всё и началось.
Старший читал, увлёкся. Младший ему мешает, поиграть хочет, а в книге как раз самое интересное, никак оторваться нельзя. Старший, недолго думая, выставил брата за двери. Ненадолго, пока страничку закончит, но зачитался, забыл, что мальчик на холоде. Вспомнил, испугался, вышел Младшего на улицу искать, а его и след простыл.
Как раз вернулись родители. Отец узнал о случившемся, и чёрная его борода сразу поседела от горя. Тогда он приказал Старшему отправиться на поиски брата и без него не возвращаться. Мальчик собрался и пошёл. В лесу было холодно, темно и страшно, но он упорно шёл вперёд, думая только о том, как бы скорей отыскать братишку.
Наконец, он увидел горы и понял, что зашёл очень далеко. Ведь до гор было целых 7 недель езды, а он добрался до них за одну только ночь. Вдруг Старший услышал звук, как будто где-то далеко тихо звенят колокольчики. Куда идти в поисках Младшего, он не знал, поэтому пошёл на звон.
Наконец, он очутился в странном лесу: деревья в нём были ледяные, и земля под ними тоже. Это был лес Прадедушки Мороза, который уже поджидал мальчика. Он повёл его в свой ледяной дом из 49 комнат. В самой последней томился под замком Младший.
Прадедушка Мороз был совсем не похож на своего сына, Дедушку Мороза, которого проклял за добрый характер. Он любил покой, и сердце у него было холодным и бесстрастным. Прадедушка приносил из лесу полузамёрзших птиц и маленьких зверушек, мальчику полагалось вертеть их над ледяным огнём до тех пор, пока они не станут совсем прозрачными, как льдинки.
“Сказка о потерянном времени”
Шварц Е. “Сказка о потерянном времени” Жанр: литературная, авторская волшебная сказка
Главные герои “Сказки о потерянном времени” и их характеристики
- Петя Зубов, ученик 3 класса, ротозей и лодырь, даром тратил время и чуть не остался старичком.
- Маруся Поспелова, ученица 3 класса, также лентяйка.
- Наденька Соколова, ученица 3 класса, тоже лентяйка и прогульщица
- Вася Зайцев, ученик 2 класс, лентяй, лодырь, проказник, легкомысленный человек.
- Сергей Владимирович, Пантелей Захарович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна – злые волшебники, которые отбирали у детей время, чтобы самим стать молодыми.
План пересказа “Сказки о потерянном времени”
- Лентяй Петя Зубов
- Пальто и гардеробщица
- Мама не узнает Петю
- Лес и домик
- Подслушанная тайна волшебников
- Старушка с корзиной
- Как много вокруг стариков
- Старушка играет в мячик
- Старушка прыгает в классы
- Старик на колбасе
- Блуждания в темноте
- Домик волшебников
- Петя крутит стрелки
- Возвращение молодости.
Кратчайшее содержание “Сказки о потерянном времени” для читательского дневника в 6 предложений
- Петя Зубов вдруг превращается в старика и его никто не узнает
- Он спит в домике волшебников в лесу и узнает, как детям вернуть свою молодость.
- Петя ищет других детей-старичков и находит Марусю.
- Петя и Маруся находят Наденьку, а потом все вместе снимают с колбасы Васю
- Дети-старики проникают в дом волшебников и откручивают стрелки часов
- Злые волшебники исчезают, а старики вновь становятся детьми.
Главная мысль “Сказки о потерянном времени”
Если человек напрасно теряет свое время, он сам не замечает, как стареет
Чему учит “Сказка о потерянном времени”
Эта сказка учит ценить и дорожить не только свое время, но и время всех остальных людей. Учит тратить время только на полезные, нужные дела, учит хорошо учиться, быть примерным и послушным.
Отзыв на “Сказку о потерянном времени”
Мне очень понравилась эта милая и добрая сказка. В ней говорится о том, что дети, которые не берегли свое время, вдруг стали стариками и старушками.
Они вовремя спохватились, и главный герой – мальчик Петя узнал, как им вернуть молодость. Он понял, что временем надо дорожить и потому у детей все получилось.
Я советую всем прочитать эту сказку, чтобы научиться ценить и свое собственное время и не стареть раньше срока.
Пословицы к “Сказке о потерянном времени”
Время как воробей – упустишь, не поймаешь. Упустишь минутку, потеряешь час. Потерянную вещь можно найти, потерянное время никогда. Краткое содержание, пересказ “Сказки о потерянном времени”
Источник: https://santyaguarundito.blogspot.com/2018/06/blog-post_31.html
Как благодарные зверушки и птички помогли братьям
Дни шли за днями. Однажды Старший вспомнил, что взял из дома коробок со спичками. Злого Прадедушки Мороза как раз не было дома. Мальчик побежал в настоящий живой лес, набрал настоящего хвороста, дров, развёл костёр под самой последней 49-й комнатой, в которой томился в неволе его брат, но как ни старался, дверь не поддавалась, зато удалось отогреть птичек.
Конечно, Прадедушка застал мальчика за этим занятием и очень разгневался. Ночью благодарные птички выкрали у старика ключи от заветной комнаты. Старший открыл запертую дверь, схватил на руки своего замёрзшего, прозрачного, как льдинка, брата и побежал. Ему нужно было добраться до настоящего живого леса, но Прадедушка бросился в погоню.
Отзыв о сказке Е.Шварца «Сказка о потерянном времени»
Главные герои «Сказки о потерянном времени» — школьники, два мальчика и две девочки. От других школьников они отличались тем, что часто теряли время понапрасну, плохо учились и считали, что они всё успеют.
Однажды один из этих ребят, Петя Зубов, пришел, как обычно, в школу, но гардеробщица его не узнала и назвала дедушкой. Посмотрел Петя в зеркало и очень испугался. На него смотрел настоящий старик с бородой.
Побежал он домой, но мама его тоже не узнала.
Пошел Петя куда глаза глядят и оказался в лесу. Там он набрел на домик, в котором и уснул на куче сена, что лежала в углу. А ночью мальчик-старик проснулся от разговора. За столом сидели два мальчика и две девочки, которые, кряхтя, как старики, что-то подсчитывали на счетах.
Из разговора Петя узнал, что это злые волшебники, которые забирают время у ребят, теряющих его понапрасну, и сами от этого молодеют. Петя также узнал тайну волшебников.
Если школьники, у которых они украли время, соберутся вместе и ровно в полночь переведут часы, висящие в домике на семьдесят семь оборотов назад, то они вновь станут детьми, а волшебники погибнут.
Дождавшись, когда домик опустел, Петя побежал в город искать ребят, ставших старыми. Первой он встретил старушку, которая играла в мячик, как маленькая девочка. Ее звали Маруся Поспелова. Потом они вдвоем нашли еще одну старушку, которая прыгала во дворе на одной ножке. Это оказалась школьница Надя Соколова.
Но четвертого товарища по несчастью долго не удавалось найти. Уже наступил вечер, когда они увидели старика, прицепившегося к трамваю. Это был Вася Зайцев. Не теряя времени, вся компания поехала на трамвае к лесу. Домик пришлось искать долго и только за пять минут до полуночи удалось его найти. Злые волшебники спали в домике на куче сена. Они стерегли время.
Потихоньку ребята-старички пробрались в дом и ровно в полночь начали крутить стрелки в обратную сторону. Волшебники пытались им помешать, но не могли сдвинуться с места. Они постепенно взрослели, а потом начали стареть. Ребята же с каждым оборотом стрелок молодели. На последнем обороте стрелок волшебники пропали, а ребята стали прежними школьниками.
Им удалось вернуть потерянное время.
Таково краткое содержание сказки.
Главный смысл «Сказки о потерянном времени» состоит в том, что в реальной жизни потерянное время вернуть невозможно и надо правильно распоряжаться своим временем. Сказка учит ценить каждое мгновение жизни, ни одна минута в жизни человека не должна пропасть даром, чтобы потом не пришлось сожалеть о потерянном времени.
В сказке мне понравился Петя Зубов, который хоть и потерял в своей жизни много времени понапрасну, сумел справиться с тяжелой ситуацией. Он нашел всех товарищей по несчастью и с их помощью вернул потерянное время и победил злых волшебников.
Какие пословицы подходят к «Сказке о потерянном времени»?
Пропущенный час годом не нагонишь. Без беды друга не узнаешь.
Жизнь невозможно повернуть назад.
Источник: https://DetskiyChas.ru/school/rodnoye_slovo/otzyv_poteryannoe_vremya/
Погоня и благополучное возвращение домой
И тут на помощь пришли спасённые зверушки. Белки стали бросаться злому старику под ноги: он спотыкался, падал, вставал и снова бежал. Старший добрался до живого леса, там уже вовсю хозяйничала весна. Вдруг он поскользнулся, упал, выронил из рук ледяного Младшего. Бедный мальчик, как сосулька, раскололся на мелкие кусочки.
Горю помогли лесные друзья. Они склеили Младшего. Братья вернулись домой, родители им обрадовались, а борода у отца снова стала чёрной и красивой. Теперь они никогда не ссорятся. Ведь Старший был умный и начитанный мальчик. Такие всё понимают с первого раза.
Сказку «Два брата» Шварц написал в 1943 году, когда шла война, и всему миру было не до фантазий. Но вероятно, даже в сложные времена людям нужны чудесные истории. Своих персонажей писатель как будто видит и слышит, а всё вокруг них звенит, скрипит, светится и звучит. Вещи в понимании волшебника тоже не бездушные. Он полагал, что предметы в доме подсматривают за ним, тихо наблюдают.
Счастливое возвращение
Спасенные животные решили помочь мальчику и выкрали у спящего старика ключи. Старший открыл дверь, за которой нашел замершего братика со слезами на глазах. Схватив его, он бросился прочь из леса. Но за ними погнался Прадедушка Мороз, и мальчик впервые стал ощущать холод, но продолжал бежать. В хвойном лесу он поскользнулся, выронил брата, и тот разбился на мелкие кусочки. Старший заплакал, а после, выбившись из сил, уснул.
На помощь мальчику пришли благодарные лесные жители. Всю ночь они собирали и складывали кусочки и до самого утра грели братика своим теплом. Проснувшись с первыми лучами солнца, Старший увидел моргающие глаза брата. Его радости и счастью не было конца. Вскочив, мальчики побежали к родительскому дому. С тех пор ребята жили дружно и не ссорились. Лишь изредка старший брат просил не мешать ему, но тут же добавлял, что совсем ненадолго. Так заканчивает свою сказку Евгений Шварц.
Тема урока: Е.Л.Шварц «Два брата».
Автор: Кравченко Анастасия Николаевна.
Цель: познакомить учащихся с биографией Е.Л. Шварца, его произведением “Два брата”.
Задачи:
- совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.
- расширять читательский опыт через знакомство с новым произведением.
- способствовать формированию коммуникативныо – речевых умений учащихся, развивать приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, развивать творческое воображение.
- работать над укреплением памяти,внимания, сообразительности.
- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, интерес к предмету.
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Оборудование: учебники, проектор, «Древо Заповедей».
Тип урока: урок введения новых знаний.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Литература – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет или рассказ,
Вы учите их – они учат вас.
— Ребята, сегодня я к вам на урок пришла не с пустыми руками. У меня есть для вас один секрет. А что это за секрет, мы узнаем, работая сообща. (Правила).
— За правильные ответы, я буду давать смайлик. И в конце урока мы подведем итог.
1.Проверка домашнего задания.
— (Слайд 1) Ребята, рассмотрите фотографию.
— Какие известные писатели собрались вокруг Маршака?
— Можно ли их назвать литературной семьей? Почему?
— Кого еще можно назвать семьей?
— Итак, мы с вами сделали первый вывод.
семья – это мы!
(семья счастлива только тогда, когда мы вместе)
— Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из представителей литературной семьи Евгением Львовичем Шварцем (слайд 2).
— Ваши одноклассники расскажут о нем и его творчестве, слушайте внимательно.
1 ученик. Евгений Львович Шварц родился 21 октября 1896 года в Казани в семье врача. В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет, но проучившись там два года, отказался от профессии юриста и посвятил жизнь театральному искусству и литературе. Некоторое время работал секретарём у Корнея Чуковского. С 1924 года работал под руководством Маршака, тогда же сблизился с представителями литературного объединения ОБЭРИУ (общество реального искусства), куда входили Александр Введенский, Юрий Владимиров.
(слайд 3) 2 ученик. Как и многие Обэриуты, Шварц писал детские стихи и рассказы для журналов “Чиж” и “Ёж”, издавал детские книги. В 1929 г. Шварц написал первую пьесу “Ундервуд”. Затем была написана пьеса “Брат и сестра”, в которой рассказывалось о спасении детей с льдины. В 1942 г. была написана пьеса о блокаде Ленинграда “Одна ночь”. В годы Великой Отечественной войны Евгений Шварц был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Киров. В 1956 г. был издан первый сборник его пьес. По ним стали ставить спектакли.
(слайд 4)3 ученик. Знаменит Евгений Львович своими сказками «Сказка о потерянном времени», «Новые приключения кота в сапогах», «Два брата». При помощи сказок Шварц обращался к простым и неоспоримым законам человечности. Его сказки учат добру и сочувствию чужим бедам, любви к природе, учат правдиво и объективно оценивать свои возможности, не быть заносчивыми, слушаться старших, особенно своих родителей. «Шварц чудесный писатель, нежный к человеку и злой ко всему, что мешает ему жить».
— Что вы запомнили из жизни писателя?
— Чем знаменит Евгений Шварц? – Своими сказками.
2. Работа с текстом до чтения.
— Прочитайте название сказки, с которой мы будем с вами знакомиться сегодня. (слайд 5)
— Внимание. (Прослушивание аудиозаписи.)
— Почему так называется сказка?
3.Работа с текстом во время чтения.
— Чтение 1 части.
— Откройте с. 63. Приготовимся к чтению.
Чтение.
— Назовите героев сказки.
— Почему необычные имена Старший и Младший?
— Что обещал Старший брат отцу? (можно зачитать на с. 63)
— Поверил ли отец сыну?
— Так что важно в семье? (доверие)
Доверять друг другу, но не обманывать.
(Даже самая маленькая неправда может разрушить доверие в семье)
- Почему Старшему не хотелось играть с Младшим?
– Что страшного в словах «оставь меня в покое»?
Не давать волю гневу и другим отрицательным эмоциям
(Гневающийся всегда неправ)
— Так можно ли Старшего назвать жестоким? Почему?
— Самостоятельное чтение 2 части.
— Сейчас вы самостоятельно познакомитесь со 2 главой (по вариантам – 1 – воспоминания о младшем брате, 2 – описание ледяного леса).
— Почему Старший не заметил, как оказался в ледяном лесу? (жалость к брату)
— Осознал ли он свою ошибку?
НЕ БОЙТЕСЬ ПРИЗНАТЬ СВОЮ НЕПРАВОТУ И ИЗВИНИТЬСЯ
(Первый шаг делает не тот, кто виноват, а тот, кто дорожит семьей)
— Дорожка пошла всё вверх и вверх, и, когда рассвело, мальчик увидел: кругом, куда ни глянешь, всё горы и горы, покрытые густыми лесами.
— А какой он, ледяной лес? Зачитайте.
— Красив ли для вас ледяной лес?
Физминутка. (мы оказались на морозе в лесу….)
— Просмотр мультфильма – 3 часть.
— По этой сказке Галина Беда сняла мультфильм «Новогодние приключения двух братьев». И я вам предлагаю просмотреть внимательно 3 часть сказки (слайд 6).
— С кем встретился Старший?
— Почему Мороз хотел оставить мальчика у себя на веки?
— Мы с вами говорили о покое в понимании Старшего, а какой смысл вкладывает Мороз в это слово?
— Что вам особенно не понравилось в этой части?
— Чтение 4 части по предложению (абзац).
— Давайте с вами прочитаем, как жилось мальчику у прадедушки Мороза по абзацам.
— Как живется мальчику у Мороза?
— Легко ли спасти брата?
— Что помогает ему выдержать? (любовь, терпение)
любить и уважать друг друга.
(Хотите, чтобы ваши близкие любили и уважали вас, сами первые подавайте им пример такого отношения)
4. Творческая работа.
— Посмотрите, какие хорошие «выводы» помогла нам сделать сказка? Чтобы подвести итог нашей работе на уроке нам поможет творческая мастерская. Я предлагаю вам включить свое воображение, чтобы справиться с заданием.
— Работать будем с вами по парам. Первая пара поможет нам восстановить события, о которых мы прочитали.
- Семья лесничего.
- Обещание Старшего.
- Отъезд родителей в город.
- Ссора братьев.
- Брат пропал бесследно.
- Возвращение родителей.
- Поиски брата.
- Дальше и дальше от дома.
- Старший в ледяном лесу.
2 группа найдите описание реального леса в начале текста. (у кого на парте лежит карточка?)
— А остальные попробуйте придумать свою версию финала сказки.
— Давайте с Вами вспомним, какие события происходили в сказке?
— Посмотрите, последний пункт плана – Старший в ледяном лесу.
— Автор противопоставляет ледяному лесу реальный, зачитайте его описание.
— И последняя группа придумывала, чем же закончится сказка.
— Молодцы. А вот какова версия автора, вы узнаете прочитав сказку до конца.
— «Сказка ложь, да в ней намек…». Чему вас научила сказка?
Никогда не забывать о главном. Стремиться к миру, любви и счастью.
(Моя семья должна быть неотделима от меня, только тогда ее можно назвать счастливой)
— Зачитайте еще раз все выводы, которые мы с вами сделали.
— Что их объединяет?
— Действительно, это «Древо Заповедей» и если им следовать, то в каждой семье воцарится счастье и любовь. Это и есть секрет, которым я хотела с вами поделиться.
5. Домашнее задание.
— Открываем дневники. Записываем себе домашнее задание. (слайд 7)
6. Оценивание.
— Посчитайте, у кого сколько смайликов. У кого 5 и больше, тот сегодня работал на пятерку, у кого 4 – тому четверка. На переменке подойдите и поставьте себе оценки в дневник. Ну а кто получил меньше 4 смайликов, тот может на следующем уроке доработать.
— Спасибо всем за прекрасное общение на уроке!
«В одном огромном лесу жил-был лесничий по имени Чернобородый». У него было два сына, Старший двенадцати лет, и Младший — девятилетний. Братья часто ссорились, «как чужие», поэтому лесничий был весел только в лесу. Однажды, 28 декабря, Чернобородый сообщил сыновьям, что новогодней ёлки в этом году у них не будет. Ёлочные украшения надо покупать в далёком городе. Маму одну через лес он не пошлёт, сам лесничий «не умеет по магазинам ходить», а оставить братьев одних нельзя — «старший брат младшего совсем погубит». И тогда Старший поклялся, что не будет обижать Младшего три дня — пока не вернутся родители.
Мама наготовила обедов, а отец принёс дров и дал Старшему коробок спичек. А потом родители уехали. «Первый день прошёл хорошо. Второй — ещё лучше». Беда случилась вечером 31 декабря. Старший читал интересную книгу, а Младшему было скучно, и он приставал к брату. Тогда Старший схватил братишку и с криком «Оставь меня в покое!» выкинул за дверь. На миг ему стало жалко Младшего, ведь на улице было холодно, а малыш — без тёплой одежды. Потом мальчик решил, что за несколько минут ничего с братом не случится. Он хотел прочесть несколько строчек, но зачитался и вспомнил о Младшем, когда на улице уже стемнело. Старший выскочил во двор, но Младшего нигде не было.
В этот момент вернулись родители. Чернобородый узнал, что случилось, и борода его поседела от горя. Он послал Старшего на поиски брата, и велел без Младшего не возвращаться.
Мальчик вышел к горам. До них было семь недель быстрой езды, а Старший добрался за ночь — из-за горя он не замечал проходящего времени. Вдруг он услышал далёкий лёгкий звон, и пошёл на него. Несколько часов спустя Старший очутился в лесу из прозрачных ледяных деревьев с прозрачной ледяной землёй. Ветер раскачивал ледяные сосны, и они тоненько звенели. Это лес был домом Прадедушки Мороза. Дедушка Мороз был его сыном, и старик проклял его за добродушие. Главным для Прадедушки Мороза был покой, поэтому он и решил взять Старшего в ученики. Мороз распорядился, чтобы холод до поры не трогал мальчика и привёл его в свой ледяной дом из 49 комнат. По дороге старик сообщил, что Младший заперт в самой последней комнате. Всё это Мороз говорил бесстрастным голосом, словно читал книгу.
Старик поручил Старшему «успокаивать» лесных птиц и мелких зверюшек. Мороз приносил их из лесу полузамёрзшими, а мальчик должен был вертеть их над чёрным ледяным пламенем, пока они не становились прозрачными. Комнату 49 Старший нашёл сразу, но дверь комнаты была сделана из ледяного дуба, такого твёрдого, что даже топор его не брал.
Много дней Старший думал, как спасти брата, а Прадедушка Мороз хвалил его за спокойствие. Наконец мальчик вспомнил, что в кармане у него остался коробок спичек. Однажды днём, когда старик ушёл за новой порцией зверушек, Старший сбегал за дровами в живой лес и развёл огонь у дверей 49-го зала. К вечеру дверь немного подтаяла, а на следующий день Старший попробовал подержать над тёплым пламенем полузамёрзшую птицу. Птичка ожила. С тех пор Старший каждый день оживлял лесных птиц и зверушек и строил для них снежные домики по углам зала. За этим и застал его Прадедушка Мороз. Он дохнул на пламя, и оно стало чёрным, а дверь снова заледенела.
Старший проплакал целый день, а ночью его разбудили лесные друзья. Они достали из снежной шубы Прадедушки Мороза ключи, и мальчик смог открыть 49-ую дверь. Младший «был весь прозрачный» ледяной, а на щеке его застыла слеза. Старший схватил брата и побежал. Он сумел выбраться из ледяного дома и уже почти добежал до живого леса, когда Прадедушка Мороз кинулся в погоню. Лесные друзья бросились старику в ноги, и он упал. Они делали это снова и снова, пока мальчик не добрался до живого леса.
Старший бежал, неся Младшего осторожно, чтобы не разбить. Он надеялся, что отец вылечит брата. От радости мальчик не заметил, как добрался до знакомых мест. Здесь уже была весна, только кое-где лежали остатки снега. На такой снежной «лепёшке» Старший и поскользнулся, услышав при этом злорадный голосок Прадедушки Мороза. Младший ударился о корень и разбился.
Старший плакал, пока не уснул. Тем временем белки собрали Младшего по кусочкам, склеили берёзовым клеем и положили на солнышко. Когда Старший проснулся, Младший уже ожил и даже слеза на его щеке растаяла. Вместе братья вернулись к родителям. Борода Чернобородого снова почернела от радости. С тех пор братья не ссорились. Иногда Старший просил брата оставить его в покое, но совсем ненадолго, и Младший всегда его слушался.