Повесть «Капитанская дочка» А.С. Пушкина отражает исторические события, имевшие место в истории России, а именно пугачевский бунт, лидером которого был Емельян Пугачев.
Но Пушкин не стал описывать все события бунта непосредственно, а показал его через события, связанные с жизнью героев повести.
Чета Мироновых была повешена по приказу Пугачева, старая женщина Василиса Егоровна была зарублена, упоминается вскользь о смерти детей коменданта другой крепости.
Беспощадностью можно охарактеризовать русский бунт.
Когда перейдена грань, бунтари не считаются ни с чужой жизнью, ни с жизнью своей, они готовы умереть, унося по дороге к смерти чужие жизни.
Но в то же время у бунтарей нет идеи, ради которой они кладут свои головы на плаху, они просто восстали, потому что тяжко нести гнет царского правления, а что делать со всем этим — они не знают.
Пример сочинения 1
Фраза о бессмысленном и беспощадном русском бунте с лёгкой руки Александра Сергеевича Пушкина «ушла в народ» и стала крылатой. Мы используем её до сих пор, но особенно актуальной она была во времена восстания Емельяна Пугачёва, который выдавал себя за покойного императора. В том числе об этом повествуется в «Капитанской дочке».
Крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачёва носило, как я думаю, стихийный характер. Хотя у донского казака был чин офицера, и Пугачёв участвовал в двух войнах, он не стремился стать военным по профессии. Ему по душе пришлась роль предводителя народного мятежа. При этом Пушкин не имел целью изображение бунтовщиков как однозначно отрицательных героев. Пугачёв, например, проявляет и мудрость, и великодушие, и решительность, и жестокость. Он выступает как отзывчивый провожатый, готовый прийти на помощь. Он же и Пётр III – самозванец, самопровозглашённый император. Он и преступник, схваченный и посаженный в клетку. Все эти черты создают портрет предводителя, которого отличали сильная воля и вместе с тем внутренние противоречия. Пугачёв грабил и убивал без сожаления и вдруг оказывался милосердным. Конечно, он понимал, что когда-нибудь бунтовщиков приговорят к смерти, но не мог оставаться равнодушным, мириться с несправедливостью.
Когда мы впервые видим Пугачёва, он спасает Петра Гринёва и Савельича, указывает им верную дорогу. Уже тогда о нём можно было сказать, что он вожак. Но в то время он чувствовал обречённость. Не случайно Пугачёв рассказал своим невольным спутникам легенду об орле и вороне. Первому суждено было прожить на свете только тридцать лет и три года, второму – практически целую вечность. Но орёл питался кровью, а ворон – падалью. Очевидно, лжеимператор считал, что лучше насладиться короткой и интересной жизнью, чем смириться с жалким существованием. Таковы большинство крестьян, которые организовали восстание и поддержали его.
Они не могут жить в неволе и не видят иных путей вырваться из узды, кроме восстания. И этот бессмысленный, обречённый на провал бунт становится поистине беспощадным. Вот почему Пушкин в подробностях описывает сцену казни на территории Белогорской крепости. Читатель обескуражен. Так кто же всё-таки эти люди? Безжалостные убийцы или бесправные рабы, которые в безвыходном положении взялись за оружие?
По моему мнению, дать однозначный ответ на этот вопрос невозможно. С одной стороны, крестьяне жертвовали самым дорогим во имя свободы и оставались милосердными по отношению к тем, кто не делал им зла. С другой – в пылу ярости они не останавливались не перед чем и жестоко расправлялись с теми, кто не разделял их взгляды.
Пример сочинения 2
Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — произведение, основанное на реальных исторических событиях времен Крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева. В основе социального конфликта, породившего бунт, лежит недовольство русского народа действующей властью во главе с императрицей Екатериной II.
Историки и литераторы «Пугачевщину» оценивают неоднозначно. «Не приведи бог увидеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный», — так отзывается о событиях крестьянской войны Пушкин, чем обусловлена трагедия «русского бунта» в его романе.
Поступки Емельяна Ивановича Пугачева двойственны. С одной стороны, сверхзадачей его вооруженного восстания, в котором приняли участие многочисленные крепостные и заводские крестьяне, киргизы, башкиры, уральские казаки, являлось желание избавить народ от деспотичной монархической власти Екатерины II, несправедливой к представителям низших слоев населения, в то время как дворянство лишь процветало. Однако, с другой стороны, те методы и средства, которыми пользовался Пугачев, носили еще более кровопролитный характер, нежели поступки императрицы. Тему бессмысленного кровопролитного бунта и раскрывает Александр Сергеевич в своем романе. В ходе наступлений Емельяна Ивановича погибло множество мирных людей, таких как Иван Кузьмич Миронов, комендант крепости, его жена Василиса Егоровна… Пострадали города, пострадал народ, чьи интересы, казалось бы, и должен был защищать Пугачев.
Трагична и сама личность предводителя восстания. Емельян Иванович сравнивает себя с гордой птицей, которая предпочла бы короткую, но красочную жизнь долгой, но скудной. Сам он человек, не лишенный нравственных ценностей, знающий цену чести. Гринев лишился бы жизни, если бы не память Пугачева о подаренном ему Петром заячьем тулупе. Возлюбленная Петра Андреевича непременно пострадала бы от рук Швабрина, если бы вовремя не вмешался тот, кому Алексей Иваныч дал присягу вопреки интересам Родины…
Трагедия «русского бунта» в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» обусловлена противоречивостью целей и средств, с помощью которых та может быть достигнута. Борясь за справедливое государственное устройство без жестокости, крестьянское восстание под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева лишь усугубило ситуацию: погибло множество ни в чем не повинных людей, были разрушены целые города, страна узнала новых изменников… Будучи гуманистом по своей сути, Пушкин выступает против идеи разрешения государственных вопросов кровавым, вооруженным путем.
Пример сочинения 3
В «Капитанской дочке» А.С. Пушкин изображает историческое прошлое русского народа. Многолетние угнетения и притеснения привели к тому, что тысячи крепостных двинулись на своих обидчиков. Бунт Пугачева был настолько сильным, что просто сносил все со своего пути: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». В «Капитанской дочке» народ выступает как активный участник изображаемых событий.
Пушкин пишет: «…облако между тем обратилось в белую точку, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала все небо. Ветер завыл, пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло…». Подобно метели, русский бунт начинается с мелких недовольств, но постепенно набрает силу и выливается в жестокое и беспощадное восстание.
Емельян Пугачев изображен в повести не кровожадным бунтарем, каким его показывали современные Пушкину историки, а талантливым и смелым представителем русского крестьянства. Но и он вынужден прибегать к жестокости.
Однако Пушкин далеко не идеализирует крестьянское восстание, ибо оно повлекло за собой разбой, зло, страдания тысячи людей. Бунтари жестоко расправляются с теми, кого они считают угнетателями крестьян. Для них не существует хороших помещиков, дворян и представителей власти.
Я думаю, что в «Капитанской дочке» Пугачев и его сподвижники прекрасно понимают свою обреченность. Это становится понятным в тот момент, когда все запели «заунывную бурлацкую» песню «Не шуми, мати зеленая дубравушка». В этой песне рассказывается о «добром молодце», простом крестьянском сыне, оказавшимся на допросе у самого царя. И пришлось ему ответ держать за свою разбойную жизнь. За это государь наградил героя «середи поля хоромами высокими, что двумя ли столбами с перекладиной». Здесь речь идет о виселице, на которую обречены попасть каждый из собравшихся.
На мой взгляд, А.С. Пушкин показывает восстание Пугачева объективно. Здесь также нет лукавства или идеализации, как и как и принижения значения и причин этого события.
Повесть «Капитанская дочка» рассказывает читателям о реальном событии, которое было в истории России — о восстании крестьян под предводительством Пугачева. Этот донской казак принимал участие в двух войнах, имея первый офицерский чин. Однако его не интересовала карьера военного, он обдуманно возглавил народный мятеж.
Александр Сергеевич Пушкин показывает Емельяна Пугачева с различных ракурсов. Он демонстрируется мудрым и великодушным, жестоким и решительным. Герой был и отзывчивым провожатым, который не бросил в беде Гринева, и самопровозглашенным императором Петром Третьим, и попавшимся в клетку преступником.
Эти разные образы складываются в общую картину: предводитель крестьян обладал непоколебимой волей, ярким темпераментом, был терзаем противоречиями внутри себя. Он ожесточенно захватывал города, сея в них разгром и панику, но время от времени проявлял и положительные человеческие качества. С уверенностью можно сказать, что Емельян Пугачев, хорошо осознавал, что восстание русского народа рано или поздно будет подавлено, однако чувствовал долг перед крестьянами, страстно желал улучшить их незавидное положение.
Читатель знакомится с будущим лжеимператором в снежную метель. Тогда он выручил заблудившегося Гринева со слугой, спасая их от разыгравшейся непогоды. В этот раз роль вожака удалась Пугачеву. Но уже тогда обреченность чувствуется в нем. Это можно понять из сказки, которую донской казал поведал юному Гриневу. В ней орел испытывал зависть к ворону, которому была дарована долгая трехсотлетняя жизнь. Сам же орел жил всего тридцать три года. Однако он питался живой кровью, а ворон все свое существование поедал лишь мертвячину. Емельян Пугачев считал, что короткий век, яркий и наполненный, лучше, чем долгое прозябание на земле со склоненной головой.
Донской казак знал цену свободе, а рабство казалось ему неприемлемым. Он хотел избавить крестьян от господского гнета, чтоб и бедные смогли расправить крылья. Путь к освобождению не может быть мирным, поэтому Пугачев и был порой чрезмерно жесток. Его беспощадный нрав Пушкин демонстрирует на примере сцены расправы в Белогорская крепости.
Однако доброе сердце иногда побеждало суровую натуру. Лжеимператор даровал милость Гриневу и Мироновой не в качестве своеобразного царского жеста, какие порой позволяют делать себе великие государи, а по велению души. Даже то, что он не забыл о тулупчике, который дал ему молодой человек после спасения в снежный буран, является значимым моментом. Емельян Пугачев следует своему долгу, ему не чужды понятия чести и гуманности. Он помнит добро, умеет помогать другим, а также жертвовать собой ради блага ближних.
В «Капитанской дочке» можно узнать не сухие факты о предводителе крестьянского восстания, а познакомиться с ним, как с человеком, безумно любящим свободу, стремящимся дать ее и другим.
Пугачев и народное восстание в романе Пушкина «Капитанская дочка»
Повесть «Капитанская дочка» рассказывает читателям о реальном событии, которое было в истории России — о восстании крестьян под предводительством Пугачева. Этот донской казак принимал участие в двух войнах, имея первый офицерский чин. Однако его не интересовала карьера военного, он обдуманно возглавил народный мятеж.
Александр Сергеевич Пушкин показывает Емельяна Пугачева с различных ракурсов. Он демонстрируется мудрым и великодушным, жестоким и решительным. Герой был и отзывчивым провожатым, который не бросил в беде Гринева, и самопровозглашенным императором Петром Третьим, и попавшимся в клетку преступником.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Эти разные образы складываются в общую картину: предводитель крестьян обладал непоколебимой волей, ярким темпераментом, был терзаем противоречиями внутри себя. Он ожесточенно захватывал города, сея в них разгром и панику, но время от времени проявлял и положительные человеческие качества. С уверенностью можно сказать, что Емельян Пугачев, хорошо осознавал, что восстание русского народа рано или поздно будет подавлено, однако чувствовал долг перед крестьянами, страстно желал улучшить их незавидное положение.
Читатель знакомится с будущим лжеимператором в снежную метель. Тогда он выручил заблудившегося Гринева со слугой, спасая их от разыгравшейся непогоды. В этот раз роль вожака удалась Пугачеву. Но уже тогда обреченность чувствуется в нем. Это можно понять из сказки, которую донской казал поведал юному Гриневу. В ней орел испытывал зависть к ворону, которому была дарована долгая трехсотлетняя жизнь. Сам же орел жил всего тридцать три года. Однако он питался живой кровью, а ворон все свое существование поедал лишь мертвячину. Емельян Пугачев считал, что короткий век, яркий и наполненный, лучше, чем долгое прозябание на земле со склоненной головой.
Донской казак знал цену свободе, а рабство казалось ему неприемлемым. Он хотел избавить крестьян от господского гнета, чтоб и бедные смогли расправить крылья. Путь к освобождению не может быть мирным, поэтому Пугачев и был порой чрезмерно жесток. Его беспощадный нрав Пушкин демонстрирует на примере сцены расправы в Белгородской крепости.
Однако доброе сердце иногда побеждало суровую натуру. Лжеимператор даровал милость Гриневу и Мироновой не в качестве своеобразного царского жеста, какие порой позволяют делать себе великие государи, а по велению души. Даже то, что он не забыл о тулупчике, который дал ему молодой человек после спасения в снежный буран, является значимым моментом. Емельян Пугачев следует своему долгу, ему не чужды понятия чести и гуманности. Он помнит добро, умеет помогать другим, а также жертвовать собой ради блага ближних.
В «Капитанской дочке» можно узнать не сухие факты о предводителе крестьянского восстания, а познакомиться с ним, как с человеком, безумно любящим свободу, стремящимся дать ее и другим.
- Автор: А. С. Пушкин
- Произведение: Капитанская дочка
- Это сочинение списано 103 184 раз
А. С. Пушкин на протяжении своего творческого пути неоднократно интересовался родной историей, периодами больших социальных потрясений. А в 30‑е гг. XIX в. под влиянием неутихающих крестьянских восстаний он обратился к теме народного движения. В начале 1833 г. А. С. Пушкин получил возможность изучить архивные документы о событиях восстания под предводительством Пугачева 1749―1774 гг. и начал работу над историческим трудом и художественным произведением. В результате появились «История пугачевского бунта» и роман «Капитанская дочка». Сам автор писал: «Под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». В «Капитанской дочке» рассказана история жизни Петра Андреевича Гринева, включенная в широко развернутое изображение исторических событий, с охватом большого круга явлений. Тема восстания Пугачева изложена при всей сжатости повествования достаточно полно и законченно: от начала восстания до поражения и гибели Пугачева.
Основную причину восстания ― политическое и экономическое угнетение народных масс ― А. С. Пушкин в своем романе полностью не раскрывает, однако читатель ее хорошо понимает. Автор в целом ряде лаконичных замечаний в различных главах романа говорит о недовольстве народа, о жестокости правительства. «Башкирцы ― народ напуганный, да и киргизцы проучены», ― говорит капитан Миронов, а что значит «проучены» читатель видит в сцене допроса схваченного башкирца. «Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей… ― Эхе! ― сказал комендант, узнав по странным его приметам одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году. ― Да ты видно старый волк, побывал в наших капканах». Из дальнейшего мы узнаем, что у башкирца вырезан язык. Неудивительно, что именно этот «изувеченный» башкирец оказывается верхом на перекладине с веревкой в руках в момент казни коменданта. В этой же главе, в историческом отступлении о «возмущении» казаков в 1772 г., сказано: «Причиною тому были строгие меры, предпринятые генерал‑майором Траубергом». Вся направленность повествования о народном возмущении такова, что сомнений в его «естественности» не возникает.
А. С. Пушкин в полном соответствии с исторической правдой показывает социальный и национальный состав охваченных восстанием народных масс. Среди них мирные казаки, крепостные крестьяне, малые угнетаемые царским правительством народности ― киргизы, калмыки, башкиры.
Цели движения определяются в общих чертах не какой‑либо четкой политической программой, а вековечными народными ценностями, такими как свобода, земля, уничтожение помещиков, стоящих на пути к этим целям. «Хороший», свой царь должен осуществить эти цели. Стихийность движения отражена в романе опять‑таки в полном соответствии с действительностью. Но движение отвечает интересам широких масс, вот почему не только крепостные крестьяне и казаки участвуют в нем, но и солдаты царской армии быстро переходят на сторону Пугачева.
Есть в произведении и широко известные слова: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Они принадлежат повествователю. Характер этого восклицания отражает, конечно, ужас испуганного крестьянским восстанием героя романа. Но в то же время в этих словах, если взять их в контексте, отражено отношение не только к крестьянскому движению: «Правление было повсюду прекращено, помещики укрывались по лесам. Шайки бунтовщиков злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов самовластью наказывали и миловали; состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно…» Здесь выражена мысль о сопровождающей восстание анархии и о том обстоятельстве, что начальники правительственных войск «самовластьно» наказывают и милуют. Отношение же писателя к восстанию и его руководителю выясняется из всего хода повествования: Пугачев вызывает симпатии читателя, а восстание в целом изображено так, что оно выступает перед нами как понятное, объяснимое и неизбежное движение народных масс за освобождение от помещичьего гнета. Но А. С. Пушкина пугала стихийность движения, неизбежная жестокость борьбы, он видел «бессмысленность» бунта. Его размышления связаны не только с одним конкретным историческим фактом, а с настоящим и будущим России. «Берясь за историческую тему, ― говорил К. Г. Паустовский, ― писатель не порывает с современностью». Поэтому читатели на протяжении еще многих лет будут находить в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» ответы на вопросы как исторического, так и нравственного характера.
Посмотрите эти сочинения
- Герой и восстание в оценке Пушкина и Есенина В романе «Капитанская дочка» и в поэме «Пугачев» два автора разных времен описывают предводителя крестьянского восстания и его взаимоотношение с народом. Пушкин серьезно интересовался историей. К образу Пугачева обращался дважды: при работе над документальной «Историей пугачевского бунта» и в «Капитанской дочке». Отношение Пушкина к восстанию было сложным, основными чертами бунта он считал отсутствие долговременной цели и звериную жесткость. Пушкина интересовали истоки восстания, психология участников, роль […]
- Маша Миронова (сочинение) Роман А. С. Пушкина, посвященный событиям крестьянской войны 1773―1774 гг., неслучайно носит название «Капитанская дочка». Наряду с историческим персонажем Емельяном Пугачевым, вымышленным главным героем ― рассказчиком Петром Гриневым и другими действующими лицами романа важное значение имеет образ Марьи Ивановны, дочери капитана Миронова. Воспитывалась Марья Ивановна в среде простых, непритязательных «старинных людей», имевших невысокий уровень культуры, ограниченность умственных интересов, но мужественных, […]
- Емельян Пугачев (сочинение) Фигура Емельяна Пугачева ― предводителя крестьянского восстания 1773―1774 гг. ― стала знаменитой не только благодаря размаху самого народного движения, но и таланту А. С. Пушкина, создавшего сложный образ этого удивительного человека. Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке (глава «Пугачевщина»), подлинными историческими фактами, которые упомянуты рассказчиком Гриневым. Но Пугачев в повести А. С. Пушкина не равен своему историческому прототипу. Образ Пугачева ― сложный сплав […]
- Маша Миронова – воплощение русского национального характера Немало женских образов встречаем мы на страницах произведения А. С. Пушкина. Поэта всегда отличала любовь к женщине в самом высоком смысле этого слова. Женские образы у А. С. Пушкина – это почти идеал, чистый, невинный, высокий, одухотворенный. Конечно, не последнее место в галерее женских образов занимает героиня романа «Капитанская дочка» Маша Миронова. Автор с большой теплотой относится к этой героине. Маша – традиционное русское имя, оно подчеркивает простоту, естественность героини. В этой девушке нет […]
- Проблема чести и долга в романе Пушкина «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин, основоположник реализма и русского литературного языка, всю жизнь интересовался переломными моментами в истории России, а также выдающимися личностями, которые влияли на ход исторического развития страны. Через все его творчество проходят образы Петра I, Бориса Годунова, Емельяна Пугачева. Особый интерес вызывала у Пушкина крестьянская война под предводительством Е. Пугачева 1772–1775 гг. Автор много путешествовал по местам восстания, собирал материал, написал несколько произведений о […]
- Гринев и Швабрин (сочинение по роману Пушкина «Капитанская дочка») В 1833–1836 гг. А. С. Пушкин написал роман «Капитанская дочка», который явился итогом исторических исканий автора, воплотившим в себе все его мысли, переживания, сомнения. Главное действующее лицо (он же рассказчик) – Петр Гринев. Это вполне заурядный человек, который волею судеб оказывается втянутым в водоворот исторических событий, в которых и раскрываются черты его характера. Петруша – молодой дворянин, уездный недоросль, получивший типичное провинциальное образования у француза, который «не был врагом […]
- Береги честь смолоду «Капитанская дочка» (сочинение) «Береги платье снову, а честь смолоду» — известная русская народная пословица. В повести А. С. Пушкина «Капитанская Дочка» она, как призма, через которую автор предлагает читателю рассматривать своих героев. Подвергая действующих лиц повести многочисленным испытаниям, Пушкин мастерски показывает их истинную сущность. Действительно, полнее всего человек раскрывается в критической ситуации, выходя из нее либо победителем и героем, сумевшим остаться верным своим идеалам и взглядам, либо предателем и подлецом, […]
- Нравственная красота Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка» Маша Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: «Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? — частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной […]
- «История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе Пушкина «Капитанская дочка» Исторический материал о Емельяне Пугачеве А. С. Пушкин собирал в течение долгого времени. Его волновал вопрос самого крупного в российской истории народного восстания. В романе «Капитанская дочка» на историческом материале проясняется судьба России и русского народа. Произведение отличается глубоким философско‑историческим и нравственным содержанием. Главная сюжетная линия романа – это, конечно, восстание Емельяна Пугачева. Достаточно мирное течение авторского повествования в первых главах внезапно […]
- Нравы и быт дворян 18 века в изображении А. С. Пушкина в произведении «Капитанская дочка» (сочинение) Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в полной мере назвать историческим, потому что в нем четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт населявших Россию людей. Интересно то, что Пушкин показывает происходящие события глазами очевидца, который сам принимал в них непосредственное участие. Читая повесть, мы словно бы попадаем в ту эпоху со всеми ее жизненными реалиями. Главный герой повести Петр Гринев не просто излагает факты, а имеет свое личное мнение, дает […]
- Как принял Гринев завет отца? (по роману Пушкина «Капитанская дочка») Перед отъездом в Белогорскую крепость Гринев‑старший дает своему сыну завет, говоря: «Береги честь смолоду». Его Гринев всегда помнит и точно выполняет. Честь ― это в понимании Гринева‑отца мужество, благородство, долг, верность присяге. Как же проявились эти качества у Гринева‑младшего? Хотелось бы, отвечая на этот вопрос, остановиться подробнее на жизни Гринева после взятия Белогорской крепости Пугачевым. Судьба Гринева в период восстания сложилась необычайно: жизнь его была спасена Пугачевым, больше того, […]
- Троекуров — старинный русский барин (сочинение) А.С. Пушкин — величайший, гениальный русский поэт и драматург. Во многих его произведениях прослеживается проблема существования крепостного права. Вопрос взаимоотношений помещиков и крестьян всегда был противоречив и вызывал множество споров в произведениях многих авторов, в том числе и Пушкина. Так, в романе «Дубровский» представители русского барства описываются Пушкиным ярко и чётко. Особенно выделяющимся примером является Троекуров Кирила Петрович. Кирилу Петровича Троекурова можно смело относить к образу […]
- О чем заставляет задуматься повесть Пушкина «Станционный смотритель» Александр Сергеевич Пушкин — человек широких, либеральных, «подцензурных» взглядов. Тяжело ему, бедному, было находиться в светском лицемерном обществе, в Петербурге, при дворцовой подхалимной аристократии. Подальше от «мегаполиса» 19 века, поближе к народу, среди людей открытых и искренних чувствовал себя «потомок арапов» гораздо свободнее и «в своей тарелке». Поэтому все его произведения, от эпически-исторических, до мельчайших двухстрочных эпиграмм, посвященные «народу» дышат уважением и […]
- Образ Онегина (сочинение) Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
- Мои размышления о повести «Пиковая дама» В основе повести Пушкина «Пиковая дама» лежит реальный случай, который произошел с князем Голицыным. Он проигрался в карты и пришел просить денег у бабушки Натальи Петровны Голицыной. Денег она не дала, но сообщила магический секрет, который помог Голицыну отыграться. Из этой хвастливой истории, рассказанной приятелем, Пушкин создал повесть, содержащую глубокий этический смысл. Главное лицо повести — Германн. В повести он сопоставлен со всем обществом. Он расчетлив, честолюбив и азартен. Это, безусловно, […]
- Сравнительная характеристика Онегина и Ленского (таблица) Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
- Проблема «гения и злодейства» в «Моцарт и Сальери» Темы и проблемы (Моцарт и Сальери). «Маленькие трагедии» — цикл пьес П-на, включающий четыре трагедии: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Все эти произведения были написаны в период Болдинской осени (1830 Данный текст предназначен только для частного использования — 2005 год). «Маленькие трагедии» — не пушкин-ское название, оно возникло при публикации и основывалось на фразе П-на, где словосочетание «маленькие трагедии» употреблялось в буквальном смысле. Авторские названия […]
- Сочинение-рассуждение на тему «Татьяна – милый идеал Пушкина» Духовная красота, чувственность, естественность, простота, умение сочувствовать и любить – этими качествами А.С. Пушкин наделил героиню своего романа «Евгений Онегин», Татьяну Ларину. Простая, внешне ничем не примечательная девушка, но с богатым внутренним миром, выросшая в глухой деревушке, зачитывающаяся любовными романами, любит страшные истории няни и верит преданиям. Ее красота внутри, она глубока и ярка. Внешность героини сравнивается с красотой ее сестры, Ольги, но последняя, хоть и красива снаружи, не […]
- Сочинение по поэме «Руслан и Людмила» На уроке литературы мы изучали поэму Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Это интересное произведение о смелом витязе Руслане и его любимой Людмиле. В начале произведения злой колдун Черномор похитил прямо со свадьбы Людмилу. Отец Людмилы Князь Владимир приказал всем желающим найти дочь и пообещал спасителю полцарства. И только Руслан поехал искать свою невесту потому что очень ее любил. В поэме много сказочных героев: Черномор, колдунья Наина, волшебник Финн, говорящая голова. И начинается поэма […]
- Особенности изображения чувства любви лирике Пушкина и Лермонтова Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Краевое государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Ачинская
Мариинская женская гимназия-интернат»
Историческая тема в
творчестве А.С. Пушкина
Е. Пугачев в произведениях А.С. Пушкина «История Пугачевского
бунта» и «Капитанская дочка»
(исследовательская работа)
Выполнил:
гимназистка
8 класса КГБОУ
«Ачинская
Мариинская женская гимназия-интернат»
г.
Ачинска Красноярского края Дементьева Марина
Руководитель:
Учитель русского языка и
литературы
Маутэр
Наталья Михайловна
2017
Содержание
Введение ……………………………………………………………………3
Биография Е. Пугачева………………………………………………….…5
Образ Пугачева в произведениях
А.С.Пушкина……………………………………………………………….5 Заключение ………………………………………………………………..11
Список литературы………………………………………………………..13
Введение
Для творчества А. С. Пушкина характерно обращение
к теме истории России, что подтверждается большим количеством литературных
произведений как в прозе, так и в поэзии, где автор не просто воспроизводит те
или иные события, но и пытается дать им свою оценку с позиции поэта и
гражданина.
«Капитанская дочка» — наиболее значительное
произведение на историческую тематику у Пушкина по объему исследовательской
работы, которую проделал автор. «Капитанскую дочку» автор написал, работая над
«Историей Пугачева» — документальным произведением с массой свидетельств,
правдиво характеризующих ожесточенное противостояние противоборствующих
сторон. Автор на основе этих событиях пытается раскрыть сущность
исторического момента, действительно существовавшего в России, проследить ход
истории и его закономерности, дать свое философское обоснование бунта, жизни и
истории (как категории) в целом.
Пушкина давно привлекал замысел произведения о пугачевском бунте. Он, верный
исторической точности, штудировал печатные источники о Пугачеве, знакомился с
документами о подавлении крестьянского восстания. А в 1833 году он даже
предпринял поездку на Волгу и Урал, чтобы воочию увидеть места грозных событий,
услышать живые предания о пугачевщине (знание России, ее близких и дальних
областей входило в его представление о долге писателя). Эта поездка дала
незаменимые живые впечатления, позволила встретиться с участниками крестьянской
войны 1773—1775 годов, услышать народные предания о пугачевском бунте.
Он первый из литераторов и историков увидел в Пугачеве выдающегося
человека из народа. Образ в
понятии людей о Емельяне Пугачёве остается двояким. С одной стороны, это
защитник, герой народа, а с другой — человек, погубивший много людей. Свою
оценку нам помогут дать произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и
«История Пугачева», которые дали нам возможность взглянуть на все это с
разных сторон, со стороны простого народа, с военнослужащих людей и от лица
самого Пугачева. Так кем же был человек, сумевший поднять и повести за собой
огромные массы забитого и угнетенного народа?
Цель —
изучить образ Емельяна Пугачева, героя произведений А.С. Пушкина «История
Пугачева» и «Капитанская дочка».
Задачи
исследовательской работы:
1. Рассказать
о биографии Емельяна Пугачева.
2. Рассмотреть
образ Емельяна Пугачева в художественных произведениях А.С. Пушкина «История
Пугачева бунта» и «Капитанская дочка».
3. Показать
значение личности в истории России
Объектом
исследования является образ Емельяна
Пугачева в произведениях А.С. Пушкина «История Пугачева» и «Капитанская
дочка».
Предметом
исследования является произведения А. С. Пушкина, в
которых показан образ Е. Пугачева.
Гипотеза
Емельян
Пугачёв в произведениях А.С. Пушкина является положительным образом.
Методы
исследовательской работы
·
Биографический
·
Исследовательский
Биография
Емельяна Пугачева
Емельян
Пугачев родился в казачьей станице Зимовейской Донской области. Отец — Иван
Михайлович Пугачев, скончался в 1762 году, мать — Анна Михайловна, скончалась
около 1771 года. В биографии
Е. Пугачева с 1756 по 1763 года упоминается участие в Семилетней войне. С 1763
по 1767 год он служил в Зимовейской станице Донской области. Участвовал в
русско-турецкой войне 1769 года. Из-за болезни решил уйти в отставку, после
отказа направился в Таганрог. Помог С. Павлову бежать со службы, за что
неоднократно задерживался. Долго скитался по стране, выдавая себя купцом.
Затем, попав в Яицк, решил назваться царем Петром Третьим. Собрал казаков, а
также других сторонников. После того, как Чернореченская крепость была взята, к
войску «государя» начали присоединяться калмыки, башкиры, татары. С октября
1773 по март 1774 года длилось восстание Пугачева в Оренбурге. Тем не менее,
город взять не удалось. Во время второго периода крестьянской войны в биографии
Пугачева были достигнуты некоторые успехи на Урале. Затем повстанцы вошли в
Казань, однако были вновь разбиты. Емельян Пугачёв бежал за Волгу, где его
армия без труда была пополнена крепостными. За этот период в 1774 году были
взяты Саранск, Курмыш, Алтырь. Затем в городе Царицын армия Пугачева была
разбита, а сам он вскоре арестован. Так, восстание Пугачева было окончательно
подавлено, в январе 1775 года его казнили.
Образ
Пугачева в произведениях А.С. Пушкина
Образ
Пугачёва — один из центральных образов в романе и в историческом сочинении.
Многие факты, описанные в «Истории Пугачёва» (черты внешности, одежда,
изречения, противоречивость характера), переходят в роман. В начале каждого
произведения нам дают разные представления о том, кто такой Пугачев. В «Истории
Пугачева» это преступник и самозванец, которого нужно поймать или убить. А в
«Капитанской дочке» Пушкин нам даёт взглянуть на Емельяна со стороны
военнослужащего человека, для них он враг народа, с которым надо
бороться: «Сим извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак
и раскольник Емельян Пугачев, учиня непростительную дерзость принятием на себя
имени покойного императора Петра III, собрал злодейскую шайку, произвел
возмущение в Яицких селениях, и уже взял и разорил несколько крепостей,
производя везде грабежи и смертные убийства».[ 6 ]
В
повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» рассказ ведется от имени Петра Гринева,
поэтому с личностью Емельяна Пугачева мы знакомимся через воспоминания Петра. Первое
наше знакомство происходит в главе «Вожатый». Вот, что мы читаем: «Наружность
его показалась мне замечательной: он был лет сорока, росту среднего, худощав и
широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и
бегали. Особенно его привлекают две детали: борода и глаза. Борода- чёрная,
с проседью. Глаза выдают в нём человека сильного, не лишённого
наблюдательности. Автор характеризует их как «живые», «сверкающие»,
«ястребиные», «огненные». Пушкин использует многообразные художественные
средства для создания образа Пугачёва, к числу которых относится речевая
характеристика. Когда Пугачёв говорит простым, народным языком, к которому он
привык, его речь звучит плавно и красиво. Поговорки и присказки придают ей
музыкальность. Но как только Пугачёв напускает на себя царскую, с его точки
зрения важность («Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать»), он начинает
выглядеть смешно (Гринёв сам называет сцену казни «ужасною комедией»). При
описании поведения Пугачёва прослеживается детскость, наивность, желание
подражать другому миру, против которого он восстал (вспомним, как выглядел
«дворец» Пугачёва или как появляется перед Петрушей в облике царя»). Далее
из главы в главу пополняется наше знание об этой загадочной личности.
«Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в
высокой шапке и важно подбочась. Около него стояло несколько из главных его
товарищей, с видом притворного подобострастия. Видно было, что весть о прибытии
офицера из Оренбурга пробудила в бунтовщиках сильное любопытство и что они приготовились
встретить меня с торжеством. Пугачев узнал меня с первого взгляду. Поддельная
важность его вдруг исчезла».[6]
В
калмыцкой сказке мы можем понять его сущность. То есть чем жить долгую
жизнь в угнетении и неволе, лучше прожить немного, но свободным человеком,
никому не подчиняясь. На слова Гринёва о том, что «жить убийством и разбоем
значит… клевать мертвечину», Пугачёв ничего не ответил и задумался. Такое
поведение, по моему мнению, говорит о том, что подобные мысли, скорее всего,
посещали и Пугачёва. В этом же разговоре Пугачёв, мудрый и смелый вождь
восстания, и признаётся, что предчувствует поражение поднятого им бунта и свою
казнь. Вероятно, с самого начала восстания лжеимператор прекрасно понимал, что
его авантюра обречена на провал. «Узка моя улица», — говорит Пугачёв Гринёву.
Предчувствия не обманули предводителя — он был выдан его же соратниками.
Пугачев у Пушкина живёт по легенде об орле и вороне, то есть выбирает кровавый
путь. Устами Пугачёва Пушкин здесь высказал свою идею — народное восстание
закономерно, но оно не приведёт к желаемым результатам. Итак, Пугачёв —
благородный и смелый, но он и жестокий. Он воспринимается простым народом как
спаситель, поэтому должен обладать сверхъестественными качествами, например,
дольше и жарче всех париться в бане. Его образу в повести присуща некая
романтизация или, в русском понимании, сказочность. Последняя встреча Пугачёва
и Гринёва происходит за минуту до казни пленённого бунтовщика. В это страшное
мгновение Пугачёв узнаёт того, кого полюбил за честность, храброе и доброе
сердце, и кивает ему. «Через минуту его голова, мёртвая и окровавленная, была
показана народу». Пушкин устами героя сокрушается о позорном конце: «Емеля!
Емеля!-думал я с досады, — зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся на
картечь! Лучше ничего не мог бы ты придумать». После прочтения повести
сразу напрашивается многогранный образ Емельяна Пугачева. Он и хвастлив, и
умен, и злобен, и великодушен и милосерден, всевластен, то дурён, а то зависим.
Но также он изображен как сильная, могучая личность, обладающая человечностью и
благородством.
Емельян
Пугачев — предводитель восстания — изображен Пушкиным не кровожадным убийцей,
каким показывали его историки XVIII-XIX веков, а талантливым и смелым народным
вождем. Природные ум, смекалка, энергичность, выдающиеся способности этого
человека способствовали тому, что он возглавил крестьянское восстание
Отношение
Пугачева к окружающим
·
Пугачев жестоко расправляется с теми, кого
он считает угнетателями крестьян. Для него нет хороших помещиков и
представителей власти.
·
Жесток Пугачёв и с теми, кто не желает
признать в нём царя. В результате в Белогорской крепости много казнённых людей.
·
Глубоко одинокий человек. Среди своих
подчинённых, он уверен, нет искренне преданных людей.
·
Свободолюбивый и гордый. Сам же Пугачев
говорил: «лучше быть гордым орлом и жить 3 года, чем быть вороном и жить 300
лет».
Пушкин
изображает Емельяна Пугачева не только как предводителя восстания, но и как
простого казака. Простой человек, за которым пойдет простой народ. Речь
Пугачева наполнена пословицами, поговорками, иносказаниями, которых человеку из
другой среды не понять. Он называет себя царём, потому что в сердцах людей
всегда была надежда, что у них будет добрый, понимающий их царь. У него всегда
разговоры отличались демократизмом, нет никого чинопочитания, каждый может
свободно без страха оспорить мнение своего «государя».
«Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают.
Они воры. Мне должно держать ухо востро: при первой неудаче они свою шею
выкупят моею головою»,[6] — с горечью осознает
Пугачев, которого уже не радует власть. Емельян понимает, что он всего лишь
самозванец и только живет надеждой на будущее, ему не нравится то, что он
скрывается за чужим именем. Ещё можно охарактеризовать его как талантливого
военачальника, человека смекалистого. Но также и безжалостным по отношению к
угнетателям крестьян, он убивает их, если они не довольны его восстанием и не
хотят признавать его царем. Пугачев пытается сделать, как можно больше за
короткий промежуток времени который ему дан, потому что знает, что такие
бунтовщики как он долго не живут. Они подрывает общественный строй, подрывает
«жизнь страны».
Каким
же мы видим Пугачева в этом историческом произведении? Убийца, зверь,
преступник. По его приказам сотни людей были казнены, многие зверски
растерзаны. Описание убийства людей, не присягнувших Пугачёву: «Билову отсекли
голову. С Елагина, человека тучного, содрали кожу; злодеи вынули из него сало и
мазали им свои раны. Жену его изрубили». Но при этом иногда он не думал и о
своих людях: «В случае ж поражения намеревался он бежать, оставя свою сволочь
на произвол судьбы». Много раз, при осаде крепостей и городов Пугачев говорил:
«Не стану тратить людей, а выморю город мором». Так же он был безграмотен и необучен
военному делу, иногда, будучи очень самоуверенным, полагался больше на удачу:
«Пугачев знал о приближении войск и мало о том заботился. Он надеялся на измену
рядовых и на оплошность начальников. «Попадутся сами нам в руки», —
отвечал он своим сообщникам, когда настойчиво звали они его навстречу
приближающихся отрядов». Ни одно из описаний не говорит в пользу Пугачёва, но
внимательно вчитавшись, мы замечаем моменты, которыми Александр Сергеевич не
мог пренебречь. Это те моменты, в которых Пугачёв проявляет человечность и
милосердие. Он вешает капитана по жалобе крепостной девки, приказывал хоронить
тела повешенных им людей, ласково принял и пожаловал в полковники пастора,
который был уверен, что его ждёт смерть, вспомнив, что тот однажды дал ему
милостыню.
Пушкин
сначала в «Истории Пугачева» изобразил великого бунтаря «зверем», воплощением
злодейства, а в написанной позже повести — великодушным героем. Как историк он
знал все «низкие истины» о пугачевском восстании, но как поэт, как художник —
про них забыл, отмел их и оставил главное: человеческое величие Пугачева, его
душевную щедрость,«черные глаза и зарево». А. С. Пушкин поступил так потому,
что истинное искусство ни прославления зла, ни любования злом не терпит, потому
что поэзия — высший критерий правды и правоты, потому что настоящее «знание
поэта о предмете» достигается лишь одним путем — через «очистительную работу
поэзии». А. С. Пушкин в «Капитанской дочке» поднял Пугачева на «высокий помост»
народного предания. Изобразив Пугачева великодушным героем, он поступил не
только как поэт, но и «как народ»: «он правду факта— исправил… дал нам
другого Пугачева, своего, народного.
Таким
образом, мы видим, что Пугачев для А.С. Пушкина имел противоречивые черты. В
историческом произведении он не мог показать Пугачева положительным, потому что
тот был разбойником, поднявшем восстание против власти. Поэтому у него возник
замысел о написании романа «Капитанская дочка», в котором перед нами Пугачев –
человек, с его положительными и отрицательными чертами.
Также
можно отследить то, как Пугачев меняется за короткое время. Вначале мы видим
смекалистого, тонко чувствующего, но хитрого и сообразительного мужичонку, а
затем мы видим уже жесткого и непреклонного человека, который все осознал. Но
Пугачев всегда остается смелым, гордым человеком, который без страха может
рвануть в бой ради своей цели, потому что он верит в то, за что бьётся. Недаром
воспевал народ о его героизме. Пугачев всегда до последнего верил в то, что
люди смогут победить всё это правительство и народ расцветёт при новой власти.
Верил, что если он умрет, то не забудут его деяния и продолжат все, что он
начинал, не смотря ни на что. Его идея была в том, чтобы заложить семя в разум
простых людей, и оно развивалось и набирало огромную силу, и когда он вырастит
и даст результаты, общество поймет, что, пока они все вместе их не сможет
победить ни одна армия. И правительство поймет, что народ — это стальной щит и
крепкая опора.
Заключение
На
наш взгляд, в повести Пушкина Пугачев показан не как тиран, а именно как
обычный человек, который хочет избавить крестьян от гнета дворянства. Но он и
не называет его святым, так же показывая, что он может и убить человека. Мы
думаем, вся суть в том, что Пушкин показал его, смотря не со стороны
государства и политики, а именно взглядом обычного человека.
Мы
можем выделить несколько пунктов, которые стали понятны после того, как мы
сделали эту работу:
•
В
истории Е. Пугачев провел множество восстаний, что переросло в войну.
•
В
повести «Капитанская дочка» образ обычного мужика, возможно запутавшегося в
жизни.
•
При
создании образа Пугачева А.С. Пушкин широко использует сказки, песни,
пословицы;
•
Речь
Е. Пугачева щедро насыщена пословицами и поговорками. Это характеризует
Пугачева как выразителя народной правды, народных представлений о жизни.
Характер пословиц, используемых в речи Пугачева, отражает характер героя: в них
─ удаль русского человека, любовь к свободе, стремление к правде и
справедливости, умение быть благодарным;
•
В
“Капитанской дочке” сильна лирическая песенная струя. Многие эпиграфы повести
взяты из народных песен, одна из разбойничьих песен целиком включена в
повествование. Песни в “Капитанской дочке” создают особое настроение, дают
эмоциональный ключ к пониманию многих эпизодов повести. Песни, которые сопровождают
образ Пугачева, несут ощущение трагизма, обреченности
Выводы
по работе
К
характерным чертам Емельяна Пугачёва относятся:
—
высокие организаторские способности;
—
ярко выраженное стремление к власти;
—
решительность;
—
принципиальность;
—
гордость.
Отношение
Пугачёва к окружающим можно оценить следующим образом:
Во-первых,
Пугачёву ненавистно царское правительство, своей неприязни он не скрывает,
открыто выступает против царя;
Во
– вторых, среди людей своего отряда чувствует себя одиноким, не доверяет им,
понимает их продажность;
В-третьих,
он великодушен, за добро платит добром, ценит преданность.
Таким образом, ходом работы доказана правильность
выдвинутой гипотезы. А.С.
Пушкин показал нам «другого» Пугачёва: благородного, гордого, страдающего от одиночества.
И этот образ резко отличается от характеристики Пугачёва историками. В лице
Пугачева Пушкин видел и изображал не кровожадного злодея, каким принято было
его считать с точки зрения официальной, а сильного, одаренного человека,
сумевшего возглавить открытое проявление народного возмущения. <…>
Пушкин сочувствовал движению Пугачева в том смысле, что понимал его
историческую закономерность и видел в нем движение подлинно народное. Он
сочувствовал угнетенному положению закрепощенного крестьянства и восхищался
скрытыми в нем народными силами и талантами.»
Список
использованной литературы
- http:// http://www.prlib.ru
- www.schoolcollection.edu.ru
- А.С. Пушкин,
«Капитанская дочка», 1836; - В. Буганов,
«Пугачев» (биография в серии «Жизнь замечательных людей»); - История
Пугачева, 1834г. // Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. Ленинград:
Издательство «Наука, Ленингрю отд., 1978; - Итоговые
работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В. Охременко, О.В. Федина. Москва, “Аквариум”,
1997. - Купреянова Е.
Н. ««Капитанская дочка» А. С. Пушкина: Материалы для пушкинских
чтений и лекций», 1947 г. - Литература. 8
класс. Поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной I часть. С.Б. Шадрина.
Волгоград. Издательство “Учитель”, 2008 г. - Материалы
газеты “Литература. Первое сентября”, 2007, 2008 гг. - Н. Дубровин,
«Пугачев и его сообщники» — СПб, 1884;
4. «История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Исторический материал о Емельяне Пугачеве А. С. Пушкин собирал в течение долгого времени. Его волновал вопрос самого крупного в российской истории народного восстания. В романе «Капитанская дочка» на историческом материале проясняется судьба России и русского народа. Произведение отличается глубоким философско-историческим и нравственным содержанием.
Главная сюжетная линия романа — это, конечно, восстание Емельяна Пугачева. Достаточно мирное течение авторского повествования в первых главах внезапно прерывается. Судьбу главных героев определяет уже не любовь и не воля родителей, а гораздо более страшная сила, имя которой «пугачевщина». Пугачевский бунт — самый страшный и широкий бунт в истории русского народа. А. С. Пушкин погружает нас в особую атмосферу, что царила тогда в нашей стране.
Сначала образ мятежного народа возникает очень смутно — только из обрывков разговоров. Однако события развиваются достаточно стремительно. Очень скоро то, что было лишь догадками, намеками, отдаленными по времени событиями, возникает вдруг отчетливо и ясно при получении капитаном Мироновым письма о начале бунта.
Народ в то смутное время волновался, роптал, но этот ропот не находил себе выхода. Как раз в этот период объявился Пугачев, выдававший себя за императора Петра III. Он оказался в нужном месте в нужное время. Будучи от природы наделен качествами лидера, Пугачев сумел повести за собой огромные массы народа.
Пушкин очень живо описывает вступление Пугачева в город после взятия Белогорской крепости. Народ с хлебом-солью выходил навстречу Пугачеву, кланялся до земли, звонили колокола. Предводителя мятежников встречали как настоящего императора. Затем автор описывает сцену расправы с двумя старыми заслуженными офицерами и беззащитной Василисой Егоровной. Народ не осуждает это убийство. Хотя ни Мироновы, ни Иван Игнатович ни в чем не виноваты, хотя их знали, ценили и уважали многие, но никто не проявил к ним ни капли сочувствия или сострадания в последнюю минуту, никто не пожалел о них. О них забыли сразу, бросившись вслед за Пугачевым. Народ принял расправу над Мироновыми как законную и необходимую меру. Это событие с особенной силой подчеркивает жестокость и беспощадность восстания.
Далее следует сцена попойки Пугачева с товарищами, при которой присутствует Гринев. В этой сцене автор утверждает очень важную мысль: среди мятежников существуют крепкие взаимоотношения, товарищество, их объединяют общая цель и уверенность в своих силах.
Впоследствии Гринев снова станет свидетелем межличностных отношений мятежников, когда будет присутствовать на «совете», в котором принимали участие Пугачев, Белобородов и беглый каторжник Хлопуша. Пугачев здесь проявляет себя как решительный и принципиальный человек, защитник народа, Хлопуша — как умный, расчетливый и дальновидный политик, не лишенный своеобразных представлений о честности (он всегда «губил супротивника» лишь в открытом поединке). Белобородов же показывает себя ярым противником дворянства, он предлагает казнить всех людей дворянского происхождения, попавших к ним в руки, не считаясь с личными качествами дворян.
Создавая образы трех руководителей восстания, Пушкин показал их как ярких личностей со своими индивидуальными чертами. Но все они объединены общим пониманием того, что такое справедливость.
Трагизм судьбы Пугачева и обреченность восстания подчеркиваются в той главе, где Пугачев рассказывает о своем намерении идти на Москву. Он признается Гриневу, что опасается своих людей, так как они могут предать его в любую минуту. Это важно для понимания идеи Пушкина: Пугачев видит безнадежность борьбы, но не считает ее бессмысленной. В Пугачеве ярко проявился народный характер, ведь он и есть выразитель чаяний и надежд народа.
Даже если бунт обречен на поражение, он закономерен, и его нельзя избежать, ведь правда истории — на стороне свободного человека. Свободолюбивый народ должен бороться за свои права. А. С. Пушкин не только не осуждает бунтарей, но и восхищается ими, подчеркивая поэтичность бунта. Однако важно помнить, что при всем этом автор вполне реалистичен. Он не скрывает темных сторон бунта: мелких грабежей, возможности предательства в рядах мятежников, жестоких расправ, бессмысленности некоторых деяний, таких как убийство Василисы Егоровны.
Конец ознакомительного фрагмента.
в 30‑е гг. XIX в. под влиянием
неутихающих крестьянских восстаний П.
обратился к теме народного движения. В
начале 1833 г. Пушкин получил возможность
изучить архивные документы о событиях
восстания под предводительством Пугачева
1749―1774 гг. и начал работу над историческим
трудом и художественным произведением.
В результате появились«История
пугачевского бунта»и роман«Капитанская дочка».В «Капитанской
дочке» рассказана история жизниПетра
Андреевича Гринева,Тема восстания
Пугачева изложена при всей сжатости
повествования достаточно полно и
законченно: от начала восстания до
поражения и гибели Пугачева.
Основную
причину восстания ― политическое
и экономическое угнетение народных
масс
― Пушкин в своем романе полностью не
раскрывает, однако читатель ее хорошо
понимает. Автор в целом ряде лаконичных
замечаний в различных главах романа
говорит о недовольстве народа, о
жестокости правительства. Пушкин в
полном соответствии с исторической
правдой показывает социальный и
национальный состав охваченных восстанием
народных масс. Среди них мирные казаки,
крепостные крестьяне, малые угнетаемые
царским правительством народности ―
киргизы, калмыки, башкиры.
Стихийность
движения отражена в романе опять‑таки
в полном соответствии с действительностью.
Но движение отвечает интересам широких
масс, вот почему не только крепостные
крестьяне и казаки участвуют в нем, но
и солдаты царской армии быстро переходят
на сторону Пугачева.
Есть
в произведении и широко известные слова:
«Не
приведи бог видеть русский бунт,
бессмысленный и беспощадный!»
Они принадлежат повествователю. Характер
этого восклицания отражает, конечно,
ужас испуганного крестьянским восстанием
героя романа.. Отношение же писателя
к восстанию и его руководителю выясняется
из всего хода повествования: Пугачев
вызывает симпатии читателя, а восстание
в целом изображено так, что оно выступает
перед нами как понятное, объяснимое и
неизбежное движение народных масс за
освобождение от помещичьего гнета. Но
Пушкина пугала стихийность движения,
неизбежная жестокость борьбы, он видел
«бессмысленность» бунта. Его размышления
связаны не только с одним конкретным
историческим фактом, а с настоящим и
будущим России.
Это
движение угнетенных масс, указывает
Пушкин, встретило широчайшую поддержку
в массах. Где бы не появлялся Пугачев,
его всегда радостно встречает народ.
Сочувствовали Пугачеву и солдаты царских
войск Несмотря на стихийный характер
восстания, социальная направленность
его была ясна для каждого его участника:
оно было направлено против помещиков,
правительства и военного начальства,
против крепостного права и всякого
угнетения народа.
В
изображении Пугачева Пушкин резко
расходится с дворянскими писателями и
публицистами, которые видели в вожде
восстания изверга В изображении Пушкина
необыкновенно привлекателен внутренний
облик Пугачева, воплотившего в себе
характерные черты русского народа –
широту,
цельность и удаль натуры, талантливость.
Пугачев кровно связан с народом,
пользуется его любовью и поддержкой.
Народ видит в Пугачеве «народного царя»
и своего заступника. Казаки и солдаты
крепости не желают сражаться против
Пугачева, переходят на его сторону
.Жители крепости встречают его
хлебом-солью. Пушкин неоднократно
показывает Пугачева, окруженного
народом.
Чтобы
подчеркнуть близость Пугачева к народной
массе, кровное родство с ней, Пушкин,
раскрывая его образ, широко использует
фольклор .Речь Пугачева пересыпана
пословицами и поговорками, отражающими
народное воззрение: «Долг платежом
красен», «Честь и место», «Утро вечера
мудренее», «Казнить так казнить, миловать
так миловать». Пугачев любит народные
песни.
Желая
дать понять Гриневу, как ему, Пугачеву,
дорога свобода, вольная жизнь, он
прекрасно передает это яркими образами
народной калмыцкой сказки об Орле и
Вороне. Пугачев справедлив, великодушен,
отзывчив.
На
сколько человечнее, добрее, благороднее
Пугачев Екатерины П, которая в конце
повести выступает в роли благодетельницы
Маши Мироновой и Гринева. Правда,
Екатерина П приказала освободить
Гринева, но сделала это, только убедившись
в том, что он не был пугачевцем. Отпуская
Машу Миронову, Екатерина П сказала ей:
«Знаю, что вы небогаты, но я в долгу пред
дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь
о будущем.Я беру на себя устроить ваше
состояние». И своего обещания она не
выполнила.
Заканчивая
повесть, Пушкин уже от своего имени,
пишет, что внуки Гринева и Марии Ивановны
владеют только тем селом, которое
принадлежало их деду и прадеду. Пугачев
неграмотен, но умен и талантлив. Он
обладает незаурядными способностями
полководца. Во время сражений он личным
примером ободряет своих бойцов. В своих
войсках Пугачев водворяет порядок и
организованность .На военном совете у
Пугачева после свободного обмена
мнениями принимаются разумные решения.
Его
военные успехи внушают страх правительству
и царице. Пугачев милостив и добр. На
всем протяжении повести один только
раз показана суровая расправа Пугачева
– с Мироновыми и Иваном Игнатьевичем.
Однако это не злодейство, но акт законного
народного возмездия классовым врагам.
Неслучайно совершителем казни является
изувеченный царскими слугами башкирец,
которого накануне допрашивали Иван
Кузьмич и Иван Игнатьевич. Образ Пугачева
раскрывается во взаимоотношениях его
с Гриневым, в противопоставлении его
царским генералам и офицерам, в его
взаимоотношениях с народом и со своими
сподвижниками.
И везде ярко выступает
превосходство Пугачева, везде опровергается
дворянская точка зрения на вождя
крестьянской войны.
Пугачев для Гринева
— враг, преступник, «злодей». Однако
каждый раз обстоятельства столкновений
этих людей складывались таким образом,
что позволяли проявить ум, благородство,
мужество «разбойника», его глубокую
человечность и чуткость к чужой беде.
Однажды показав дорогу Гриневу во время
бурана, Пугачев становится его вожатым
на всю жизнь, помогая в трудных ситуациях,
способствуя обретению личного счастья,
В ходе чтения мы видим, что Пугачев встал
на путь освободительной борьбы не ради
бессмысленного мятежа, Он чувствует
себя заступником угнетаемых и
несправедливо обиженных, и поэтому
в его действиях, несмотря на их жестокость
и беспощадность, много истинно царского
величия. Пугачев
верит, что, объединив усилия и взяв в
руки оружие, народ сумеет отстоять свои
права и завоевать свободу. Он
рассказывает Гриневу старую калмыцкую
сказку. Благоразумный ворон живет
300 лет из-за того, что питается падалью.
Отважный орел, живущий всего 33 года, не
согласен с этим: «чем триста лет питаться
падалью, лучше раз напиться живой
кровью». Но,
несмотря на мудрость, Пугачев не мог
сам управлять всем ходом восстания,
поэтому он окружил себя советчиками,
яицкими казаками, без согласования с
которыми старался не предпринимать
никаких действий, Они же, со своей
стороны, часто действовали без его
ведома и даже управляли им. Непримиримость
к угнетению и стремление к свободе
помогли Пугачеву встать во главе
освободительного восстания, повести
за собой миллионы людей. Его образ стал
символом борьбы простого народа за свои
права, поэтому люди до сих пор хранят
память об отважном и справедливом
заступнике и вожде. Когда Пушкин впервые
столкнулся с материалами, свидетельствующими
о грандиозной народной войне, он задался
целью написать «Историю Пугачева». В
ходе дальнейшей работы с историческими
документами у Пушкина также возник
замысел создания исторической повести
«Капитанская дочка», и все свое внимание
он направил на ее написание. В этом
произведении великий писатель
художественно исследовал жизнь
народа, вставшего на путь борьбы. Понятно,
что главным и наиболее ярким выразителем
мятежной стихии народа Пушкин изображает
Пугачева. 22
декабря 1836 года журнал «Современник»
с романом «Капитанская дочка» вышел в
свет. До гибели Пушкина оставалось 38
дней.
27
января состоялась дуэль Пушкина с
Дантесом. Преследование поэта кончилось
его убийством — 29 января Пушкин умер
от полученной смертельной раны.
«Капитанская дочка» оказалась последним
произведением, напечатанным при его
жизни.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
22.03.201519.14 Mб17Sagach Galuna. Rutoruka.pdf
- #
- #
- #
- #
На чтение 4 мин Просмотров 3.3к.
Обновлено 26 февраля, 2021
Русский бунт в романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина исторически точно и ярко показан глазами его очевидца Петра Андреевича Гринева. Нужно отметить, что, начиная с двадцатых годов девятнадцатого столетия, А.С. Пушкин живо интересуется историческим прошлым своей страны, что вдохновило писателя на написание таких произведений, как «Борис Годунов», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава». К тридцатым годам этот интерес обострился, так как именно в это время крестьянские волнения были отнюдь не редкостью. Все чаще писатель обращается к теме русского бунта, крестьянской революции. В романе «Капитанская дочка» он глубоко и исторически верно раскрывает причины, ход и характер Пугачевского бунта.
Автор справедливо считает, что причины русского бунта – в крепостном гнете, безграничной жестокости и самовластии правителей той местности, где эти бунты возникали, в несправедливой политике царя и его правительства, касающейся нерусских народностей на юге Урала. В главе «Пугачевщина» А.С. Пушкин устами Петра Гринева, главного героя романа, рассказывает о положении в Оренбургской губернии. Она была обширна, населяли ее «полудикие народы», которые совсем недавно признали владычество российских государей. От правительства требовался постоянный надзор, чтобы держать в повиновении эти народы. Часто среди них возникали возмущения, разного рода недовольства, они были глухи к законам и гражданской жизни. На Оренбургской земле строились крепости, заселенные казаками. Однако яицкие казаки, которые должны были охранять спокойствие и безопасность края, сами представляли для правительства неспокойных и опасных подданных.
Петр Гринев, рассказчик и участник Пугачевского бунта, по долгу службы оказался в одной из отдаленных крепостей Оренбургской губернии. Однажды комендант Белогорской крепости получил письмо от генерала, в котором он сообщал о сбежавшем донском казаке Емельяне Пугачеве, который назвал себя императором Петром III и, собрав шайку, производил грабежи и убийства. Генерал приказывал коменданту принять меры к отражению или уничтожению самозванца. Но капитан Миронов догадывался, что мятежник силен и сдержать его будет непросто. Когда же Пугачев со своим отрядом подошел к воротам крепости, то легко смог взять их штурмом, и, хотя Иван Кузьмич звал своих солдат в бой, «обробелый гарнизон не тронулся», поэтому мятежники оказались в крепости. Простой народ везде радостно встречал бунтаря, как своего победителя. Не стала исключением встреча и в Белогорской крепости. В течение трех часов жители и бывшие защитники крепости присягали Емельяну Пугачеву, который объявлял каждому присягнувшему прощение и принимал в свою шайку. Тех, кто отказался перейти на сторону мятежника, повесили. Остался верен своей клятве, данной императрице, Иван Кузьмич, повесили рядом с комендантом Ивана Игнатьича, зарубили саблей Василису Егоровну, чуть не казнили Петра Гринева, который тоже отказался служить лжеимператору, и, если бы не Савельич, который бросился на спасение барского сына, висеть бы герою на плахе рядом с капитаном Мироновым. Бунт оставил сиротой Машу Миронову. Много несчастья принесла она в крепость.
По дороге в Оренбург Емельян Пугачев пополнял свое войско новыми людьми, которые присоединялись к нему, а сейчас стекались все к городу, как к злодейскому гнезду. Однако бунтующие деревни приходили в повиновение при виде войска, шайки мятежников бежали, иногда даже раньше, чем до них доходили войска. Освободили и Оренбург, разбив отряды Пугачева, но самозванец, сбежав, заручился поддержкой рабочих сибирских заводов и вновь начал разбойничать. Он разорил многие сибирские крепости, взял Казань и направлялся в Москву. Армия шла по следам Пугачева. Гринев с горечью говорит, что по дороге они видели разоренные селенья. Нигде не было правления, помещики скрывались от мятежников в лесах, шайки зверствовали повсюду, начальники некоторых отрядов казнили и миловали по своему усмотрению. Состояние всего края было ужасно. Глядя на эту картину Гринев восклицает: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Этим автор хочет подчеркнуть, что стихийные восстания с не совсем ясными целями и без определенного плана ни к чему хорошему не приводят.
По моему мнению, А.С. Пушкин показал русский бунт объективно и правдиво. Он не старался идеализировать ту или иную сторону конфликта, а также не пытался принизить значение этого события в истории нашей страны.
Образ Пугачева в произведениях Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин – один из самых признанных мастеров слова. Ему подвластны и проза и поэзия. В его арсенале есть даже исторический роман. Именно таким произведением является повесть «Капитанская дочка». Свой статус исторического романа произведение получило за счет использования в нем образа реально существующей личности. Образ Пугачева в произведениях Пушкина нашел отражение, соединяя в себе реальную историю и вымысел.
«Капитанская дочка»
Произведение, в котором Пушкин отражает образ Пугачева – «Капитанская дочка». Несмотря на то, что Емельян Пугачев является в нем одним из центральных образов, свое название повесть получила в честь второстепенного персонажа, Маши Мироновой. Но почему же тогда именно Пугачев стал главным действующим лицом? Пушкин отразил в своем произведении страшное для России событие – крестьянский бунт под предводительством Емельяна Пугачева. Он воплотил в образе Пугачева отношение народа к нему. Сочетая в персонаже бунтаря, жестокого и беспощадного, и человека, мудрого и великодушного, Пушкин впервые заговорил о Пугачеве. Емельян появляется в повести постепенно. Сначала он представляет собой загадочный образ, периодически появляясь в разных ипостасях. Но вскоре он заполоняет собой все пространство произведения, полностью захватывая читательское внимание. Пугачев в «Капитанской дочке» – смесь вымысла и реальности, но именно он является одним из главных персонажей произведения.
«История Пугачевского бунта»
Личность Пугачева долгое время была под запретом. Его хотели стереть из истории, а сама Екатерина II просто запрещал народу даже говорить о Пугачеве. Но крестьяне не смогли забыть своего героя, оплакивая его, складывая о нем песни и былины. Пушкина заинтересовал этот образ, и он написал о нем целый трактат под названием «История Пугачева» или «История Пугачевского бунта». Чтобы собрать информацию о бунтовщике, Пушкину пришлось ехать в Оренбургскую область, по крупицам собирать информацию, опрашивать свидетелей этого страшного события. Но во многом именно благодаря Пушкину сегодняшний мир знает историю Емельяна Пугачева.
Пушкинский Пугачев
У Пушкина Пугачев показан очень противоречиво. Емельян Пугачев в произведениях Пушкина предстает жестоким, беспощадным к врагам, но в то же время он является добрым человеком и великодушен к друзьям. Он умеет прощать и ценит добро. Он является мудрым руководителем, который смог повести за собой народ. Пугачев тонко понимает, где нужно быть искренним и откровенным, а где стоит подыграть публике, паясничать, раздавая приближенным громкие титулы.
Пушкин описывает Пугачева как мужика с горящими глазами. То он напоминает беглого каторжника, то пьяницу. Пушкин ставит под сомнение тот факт, что Пугачев на самом деле мог являться чудом спасшимся Петром III. Этот факто нашел отражение и в историческом трактате, и в «Капитанской дочке», где Пугачев сам признается Гриневе в самозванстве, сравнивая себя с разбойником Гришкой Отрепьевым.
Реальный образ Пугачева полон загадок. Пушкин провел большое исследование, чтобы раскрыть этот образ. Он воплотил его в двух ипостасях – в серьезном историческом труде, где по крупицам собрал сведения о бунтовщике, и в художественном произведении, где немаловажную роль сыграл вымысел. Так или иначе, Пугачев с помощью Пушкина обрел тот образ, с которым мы можем быть знакомы сегодня.
Данная статья поможет написать сочинение на тему «Образ Пугачева в произведениях Пушкина», дать характеристику персонажу в произведении «Капитанская дочка» и реальной личности в трактате «История Пугачевского бунта».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Амина Абдулина
13/17
-
Пётр Новожилов
14/17
-
Татьяна Щинова
13/17
-
Гульназ Зарипова
17/17
-
Kirill Panyukov
15/17
-
Лариса Туманова
17/17
-
Кирилл Пуртов
16/17
-
Матвей Дубинский
13/17
-
Санечка Снимаешь
15/17
-
Zebiniso Ziyodullayeva
13/17