Повесть алые паруса это повесть или рассказ

Алые паруса (повесть)

У этого термина существуют и другие значения, см. Алые паруса.

Алые паруса
Жанр:

феерия

Автор:

Александр Грин

Язык оригинала:

русский

Год написания:

1916—1922

Wikisource-logo.svg На Викитеке есть полный текст этого произведения

А́лые паруса́ — повесть-феерия Александра Грина, написанная в 1916—1922 г. о поэтической любви и всепобеждающей возвышенной мечте.

Сюжет

Повесть рассказывает прекрасную историю о жизни юной Ассоль, мечтающей обрести счастье.

Лонгрен, человек замкнутый и нелюдимый, жил изготовлением и продажей моделей парусников и пароходов.Земляки не очень жаловали бывшего моряка, особенно после одного случая.

Как-то во время жестокого шторма лавочник и трактирщик Меннерс был унесен в своей лодке далеко в море.Единственным свидетелем происходящего оказался Лонгрен. Он спокойно курил трубку, наблюдая, как тщетно взывает к нему Меннерс. Лишь когда стало очевидным, что тому уже не спастись, Лонгрен прокричал ему, что вот так же и его Мери просила односельчанина о помощи, но не получила её.

Лавочника на шестой день подобрал среди волн пароход, и тот перед смертью рассказал о виновнике своей гибели.

Не рассказал он лишь о том, как пять лет назад жена Лонгрена обратилась к нему с просьбой дать немного взаймы. Она только что родила малютку Ассоль, роды были нелегкими, и почти все её деньги ушли на лечение, а муж еще не вернулся из плавания. Меннерс посоветовал не быть недотрогой, тогда он готов помочь. Несчастная женщина в непогоду отправилась в город заложить кольцо, простудилась и умерла от воспаления легких. Так Лонгрен остался вдовцом с дочерью на руках и не мог уже больше ходить в море.

Что бы там ни было, а весть о таком демонстративном бездействии Лонгрена поразила жителей деревни сильнее, чем если бы он собственными руками утопил человека. Недоброжелательство перешло чуть ли не в ненависть и обратилось также на ни в чем не повинную Ассоль, которая росла наедине со своими фантазиями и мечтами и как будто не нуждалась ни в сверстниках, ни в друзьях. Отец заменил ей и мать, и подруг, и земляков.

Однажды, когда Ассоль было восемь лет, он отправил её в город с новыми игрушками, среди которых была миниатюрная яхта с алыми шелковыми парусами. Девочка спустила кораблик в ручей. Поток понес его и увлек к устью, где она увидела незнакомца, державшего в руках её кораблик. Это был старый Эгль, собиратель легенд и сказок. Он отдал игрушку Ассоль и поведал о том, что пройдут годы и за ней на таком же корабле под алыми парусами приплывет принц и увезет её в далекую страну.

Девочка рассказала об этом отцу. На беду, нищий, случайно слышавший её рассказ, разнес слух о корабле и заморском принце по всей Каперне. Теперь дети кричали ей вслед: «Эй, висельница! Красные паруса плывут!» Так она прослыла полоумной.

Артур Грэй, единственный отпрыск знатной и богатой фамилии, рос не в хижине, а в родовом замке, в атмосфере предопределенности каждого нынешнего и будущего шага. Это, однако, был мальчик с очень живой душой, готовый осуществить свое собственное жизненное предназначение. Был он решителен и бесстрашен.

Хранитель их винного погреба Польдишок рассказал ему, что в одном месте зарыты две бочки аликанте времен Кромвеля и цвет его темнее вишни, а густое оно, как хорошие сливки. Бочки сделаны из черного дерева, и на них двойные медные обручи, на которых написано: «Меня выпьет Грэй, когда будет в раю». Это вино никто не пробовал и не попробует. «Я выпью его, — сказал Грэй, топнув ногой, и сжал ладонь в кулак: — Рай? Он здесь!..»

При всем том он был в высшей степени отзывчив на чужую беду, и его сочувствие всегда выливалось в реальную помощь.

В библиотеке замка его поразила картина какого-то знаменитого мариниста. Она помогла ему понять себя. Грэй тайно покинул дом и поступил на шхуну «Ансельм». Капитан Гоп был добрым человеком, но суровым моряком. Оценив ум, упорство и любовь к морю молодого матроса, Гоп решил «сделать из щенка капитана»: познакомить с навигацией, морским правом, лоцией и бухгалтерией. В двадцать лет Грэй купил трехмачтовый галиот «Секрет» и плавал на нем четыре года. Судьба привела его в Лисс, в полутора часах ходьбы от которого находилась Каперна.

С наступлением темноты вместе с матросом Летикой Грэй, взяв удочки, отплыл на лодке в поисках подходящего для рыбной ловли места. Под обрывом за Каперной они оставили лодку и развели костер. Летика отправился ловить рыбу, а Грэй улегся у костра. Утром он пошел побродить, как вдруг в зарослях увидел спящую Ассоль. Он долго разглядывал поразившую его девушку, а уходя, снял с пальца старинное кольцо и надел на её мизинец.

Затем они с Летикой дошли до трактира Меннерса, где теперь хозяйничал молодой Хин Меннерс. Он рассказал, что Ассоль — полоумная, мечтающая о принце и корабле с алыми парусами, что её отец — виновник гибели старшего Меннерса и ужасный человек. Сомнения в правдивости этих сведений усилились, когда пьяный угольщик заверил, что трактирщик врет. Грэй и без посторонней помощи успел кое-что понять в этой необыкновенной девушке. Она знала жизнь в пределах своего опыта, но сверх того видела в явлениях смысл иного порядка, делая множество тонких открытий, непонятных и ненужных жителям Каперны.

Капитан во многом был и сам таким же, немного не от мира сего. Он отправился в Лисс и отыскал в одной из лавок алый шелк. В городе он встретил старого знакомого — бродячего музыканта Циммера — и попросил к вечеру прибыть на «Секрет» со своим оркестром.

Алые паруса привели в недоумение команду, как и приказ продвинуться к Каперне. Тем не менее утром «Секрет» вышел под алыми парусами и к полудню уже был в виду Каперны.

Ассоль была потрясена зрелищем белого корабля с алыми парусами, с палубы которого лилась музыка. Она бросилась к морю, где уже собрались жители Каперны. Когда появилась Ассоль, все смолкли и расступились. От корабля отделилась лодка, в которой стоял Грэй, и направилась к берегу. Через некоторое время Ассоль уже была в каюте. Все совершилось так, как предсказывал старик.

В тот же день открыли бочку столетнего вина, которое никто и никогда еще не пил, а наутро корабль был уже далеко от Каперны, унося поверженный необыкновенным вином Грэя экипаж. Не спал только Циммер. Он тихо играл на своей виолончели и думал о счастье.

Значение

Повесть «Алые паруса» вошла в сокровищницу русской литературы, став непревзойденным творением Грина, отличающимся особенностью романтично-сентиментального повествования.¿

Адаптации

  • Алые паруса (фильм) (1961)
  • «Алые паруса» (1978), — дипломный спектакль выпускников факультета кукольного искусства Музыкального училища им. Гнесиных, создавших под руководством Л. А. Хаита знаменитый театр «Люди и куклы» (Грей, — В.Гаркалин, Ассоль, — кукла)
  • известная песня барда Владимира Ланцберга «Алые Паруса», — видео — и тематически примыкающая к ней «А зря никто не верил в чудеса»
  • мюзикл «Алые Паруса» — официальный сайт
  • инструментальный New-Age альбом Андрея Климковского — Алые Паруса», 2000 год
  • Алые паруса — рок-опера А. Богословского. Записана ВИА «Музыка» в 1977 г.

Ссылки

  • Алые паруса Александра Грина
Wikiquote-logo.svg Алые паруса в Викицитатнике?
Wikisource-logo.svg Алые паруса в Викитеке?

Wikimedia Foundation.
2010.

Фото: Кадр из к/ф «Алые паруса», режиссер Александр Птушко, 1961 г.

Идея создания повести пришла к Александру Грину случайно. Он остановился перед витриной с игрушками и увидел лодочку с шелковым парусом. Правда, тот парус был не алого, а белого цвета. Грин задумался: а что мог бы ему рассказать корабль с красным парусом? В поисках ответа на этот вопрос он и написал свою самую известную книгу — «Алые паруса». Но прежде чем повесть попала в руки читателям, она и ее автор прошли трудный путь. Как Александр Грин создавал легендарные «Алые паруса», рассказывает 5-tv.ru.

История создания повести «Алые паруса»

Работа над повестью происходила на фоне трагических событий не только в стране, но и в жизни самого писателя. В 1919-м Александра Грина призвали в армию, где он заболел сыпным тифом и долго лечился в госпитале. Он дважды дезертировал из армии, потому что не разделял тех идей, за которые ему предстояло сражаться. В какой-то момент Грин оказался на грани нищеты, скитался по друзьям в поисках ночлега. И все это время писатель делал заметки и писал черновик будущей повести. Естественно, с надеждой, что и в его жизни, и в жизни Петрограда, наконец-то появится тот самый корабль с алыми парусами.

Первое издание повести «Алые парусе», 1923-йПервое издание повести «Алые паруса», 1923 г.

Привычный читателям текст «Алых парусов» сложился к 1920-му. Все дальнейшие правки были уже стилистического характера. В мае 1922-го в газете «Вечерний Телеграф» опубликовали одну главу из повести — «Грей». Целиком произведение вышло в 1923-м. Свою книгу Александр Грин посвятил любимой жене Нине. До своего последнего вздоха великий и многострадальный писатель не утратил веру в лучшее, надежду и силу духа. Именно этими чувствами пронизана и вся повесть.

Почему «Алые паруса» — повесть-феерия?

Жанр «Алых парусов» — повесть-феерия. Такие произведения представляют собой сказочное повествование с фантастическим сюжетом. Историк и литератор Сергей Беляков заметил, что «Алые паруса» — нетипичное произведение этого жанра. С одной стороны, действия повести происходят в сказочных обстоятельствах, но с другой, эта сказка не совсем волшебная.

Сергей Беляков
Историк, литератор

Это своеобразная сказка, она не совсем волшебная, если не считать предсказания, которое Ассоль услышала в детстве. Ведь там почти нет мистики, нет сверхъестественного. Есть, как будто бы, цепь случайностей, которая и образует эту сказку. Поэтому это и феерия, и романтически-сентиментальная повесть.

Кадр из к/ф "Алые паруса", 1961-й

Кадр из к/ф «Алые паруса», режиссер Александр Птушко, 1961 г.

«Классические» же феерии изначально появились во французском театре. Слово «fée» — переводится как «фея, волшебница». Обязательная часть таких представлений — зрелищные визуальные решения, танцы и музыка. Пример такого действа — балет «Спящая красавица» в постановке Мариуса Петипа. В кинематографе феерии были очень популярны в начале XX века, до страшных событий Первой мировой войны.

Героиня Ассоль и вырезанные персонажи

Несомненно, главные герои повести «Алые паруса» — это Ассоль и капитан Артур Грей. Александр Грин симпатизирует романтическим персонажам из-за их непоколебимой веры в свою мечту. Жители города Каперна, которых автор показывает обывателями, ему неприятны. Они не поют, не читают сказок и даже считают Ассоль не от мира сего.

Сергей Беляков
Историк, литератор

Есть романтические персонажи, которые ему бесспорно симпатичны: Ассоль, ее отец и, конечно, Грей. Есть и персонажи второго плана, которые им противостоят. Мир жителей Каперны, которые не поют песен и не рассказывают сказок, — обывательский мир, которому противостоят романтические герои Грина. Романтическим героям он, конечно, сочувствует, они у него побеждают пошлость и скуку этого обывательского мира.

В повести «Алые паруса» были и два героя, которые со временем исчезли из черновиков Александра Грина. Герой-рассказчик и летающий человек Мас-Туэль, который обрел свой дар благодаря силе желания. По задумке писателя герой-рассказчик видит корабль с парусом, но из-за необычного солнечного эффекта парус кажется ему не белым, а почти алым. Он рассказывает эту историю Мас-Туэлю, а тот, в свою очередь, делится с ним историей Ассоль.

Позже Грин принял решение отказаться от второстепенных героев, оставив только две сюжетные линии — Ассоль и Грея. Вероятно, автор решил убрать Мас-Туэля из-за того, что его способности были слишком фантастические и затмили бы собой основную идею, которую он донес до читателя на примере Ассоль и капитана Грея. Кстати, в многочисленных черновиках автора «Алых парусов» можно найти и совсем другое имя главной героини — Аюта.

Почему Александр Грин сделал паруса алыми?

Первое название повести — «Красные паруса». А первое место действия — революционный Петроград. Александр Грин вдохновенно встретил февральскую революцию, но к октябрьской его настроение резко изменилось. Он стал равнодушен к большевистским идеям. Ему начало казаться, что паруса слишком густо окрашены политическими красками. Писатель решил заменить красный цвет на алый, что, впрочем, не спасло книгу от спекуляций со стороны советской пропаганды, которая много лет пыталась делать из литературного корабля революционный символ. Самой книге Александра Грина приписывали удобные для власти смыслы.

«Надо оговориться, что, любя красный цвет, я исключаю из моего цветного пристрастия его политическое, вернее — сектантское значение. Цвет вина, роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, цвет этот — в многочисленных оттенках своих — всегда весел и точен. К нему не пристанут лживые или неопределенные толкования», — писал Александр Грин.

Кадр из к/ф "Алые паруса",1961-йКадр из к/ф «Алые паруса», режиссер Александр Птушко, 1961 г.

По этой же причине Грин поменял и место действия. Из революционного, голодного и нищего Петрограда герои переезжают в сказочную Гренландию, в прибрежную деревушку Каперна. Писатель страстно любил природу морских городов — именно ее он считал самой привлекательной. Он и сам долго жил у моря, в Крыму. Поэтому в своих произведениях он описал почти все порты в акватории Черного моря.

Сергей Беляков
Историк, литератор

Конечно, это мечта. Мечта, которая сбывается. Несбыточная мечта, над которой смеются, которую считают прихотью, признаком даже сумасшествия — она оказывается реальностью. Причем реальностью, созданную не воображением, а реальностью, созданную человеческим разумом, трудом, руками. Ведь алые паруса Грей создает не волшебной палочкой. И писатель показывает, что в этом мире мечты могут сбываться.

Неудивительно, что алые паруса, которыми был увенчан галиот «Секрет», стали символом праздника выпускников «Алые паруса». Праздника тех, кто начинает свой путь, верит и ждет от будущего только самого лучшего и светлого.

«А́лые паруса́» — повесть-феерия Александра Грина о непоколебимой вере и всепобеждающей, возвышенной мечте, о том, что каждый может сделать для близкого чудо. Написана в 1916—1922 годах.

В 1955 году в книге «Золотая роза» Константин Паустовский следующим образом оценил значение повести: «Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе „Алые паруса“, то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству»[1].

Повесть переведена на английский, немецкий, испанский, французский, итальянский, греческий, литовский, украинский, белорусский, польский, болгарский, венгерский и вьетнамский языки[2].

История создания

Первые заметки, относящиеся к «Алым парусам», Александр Грин начал делать в 1916 году. В черновиках к роману «Бегущая по волнам» (1925) автор так описал первое появление замысла повести[3]:

У меня есть «Алые паруса» — повесть о капитане и девочке. Я разузнал, как это происходило, совершенно случайно: я остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым парусом из белого шёлка. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал — что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того — алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия[4].

Грин писал эту повесть почти пять лет. В одном из первых черновиков действие феерии происходило в послереволюционном Петрограде (как в рассказе «Крысолов»), затем автор решил перенести героев в свою «Гринландию». Летом 1919 года Грина призвали в Красную Армию связистом, черновики повести Грин всюду носил с собой в походной сумке. Вскоре он заболел сыпным тифом и почти на месяц попал в Боткинские бараки[5].

После выздоровления Грину при содействии Горького удалось получить академический паёк и жильё — комнату в «Доме искусств» на Невском проспекте, 15. Соседи вспоминали, что Грин жил отшельником, почти ни с кем не общался, но именно здесь он написал своё самое знаменитое, трогательно-поэтическое произведение — феерию «Алые паруса». «Трудно было представить, что такой светлый, согретый любовью к людям цветок мог родиться здесь, в сумрачном, холодном и полуголодном Петрограде, в зимних сумерках сурового 1920 года; и что выращен он человеком внешне угрюмым, неприветливым и как бы замкнутым в особом мире, куда ему не хотелось никого впускать», — вспоминал Всеволод Рождественский[6]. В числе первых этот шедевр восторженно оценил Максим Горький, часто читавший своим гостям эпизод появления перед Ассоль сказочного корабля[7].

Предварительная работа над «Алыми парусами» была закончена в начале декабря 1920 года. В дальнейшем автор неоднократно вносил в рукопись правки. Белового автографа повести не сохранилось.

Глава «Грэй» была напечатана в газете «Вечерний телеграф», № 1 от 8 мая 1922 года. Целиком, в виде отдельной книги, феерия была опубликована в 1923 году. Писатель посвятил её своей второй жене Нине («Нине Николаевне Грин подносит и посвящает Автор. ПБГ, 23 ноября 1922 г.»). Повесть включалась во все собрания сочинений писателя.

Сюжет

Повесть начинается историей о девочке Ассоль, которая потеряла свою мать, когда ей было всего восемь месяцев. Ассоль жила в деревушке Каперна со своим отцом — моряком Лонгреном. Отец, человек замкнутый и нелюдимый, после отставки стал делать и продавать игрушки — искусно изготовленные модели парусников и пароходов, чтобы заработать себе и маленькой дочери на жизнь.

Земляки не очень жаловали бывшего моряка, особенно после одного случая. Как-то во время жестокого шторма местный лавочник и трактирщик Меннерс был унесён в своей лодке далеко в море. Единственным свидетелем этого оказался Лонгрен. Он спокойно курил трубку на пирсе, наблюдая, как тщетно взывает к нему Меннерс. Лишь когда стало очевидным, что тому уже не спастись, Лонгрен прокричал ему, что вот так же и его жена Мери просила некогда того о помощи, но не получила её и умерла.

Лавочника на шестой день подобрал среди волн пароход, и тот перед смертью рассказал о виновнике своей гибели.

Не рассказал он лишь о том, как пять лет назад жена Лонгрена обратилась к нему с просьбой дать немного денег взаймы. Она только что родила Ассоль. Роды были нелёгкими, и почти все оставленные деньги ушли на лечение, а муж ещё не вернулся из плавания. Меннерс посоветовал не быть недотрогой, тогда он готов помочь. Женщина в непогоду отправилась в город заложить кольцо, простудилась и умерла от воспаления лёгких. Так Лонгрен остался вдовцом с маленькой дочерью на руках и не мог уже больше ходить в море.

Весть о таком демонстративном бездействии Лонгрена поразила жителей деревни сильнее, чем если бы он собственными руками утопил человека.[источник не указан 198 дней] Недоброжелательство перешло чуть ли не в ненависть и обратилось также на ни в чём не повинную Ассоль, которая росла наедине со своими фантазиями и мечтами и как будто не нуждалась ни в сверстниках, ни в друзьях. Отец заменил ей и мать, и подруг, и земляков.

Однажды, когда Ассоль было восемь лет, отец отправил её в город с новыми игрушками, среди которых была миниатюрная яхта с алыми шёлковыми парусами. Дорога шла через лес. Девочка спустила кораблик в ручей. Поток понёс его и увлёк к устью. Ассоль побежала за уплывшей игрушечной яхтой и увидела незнакомца, державшего в руках её кораблик. Это был старый Эгль — «собиратель песен, легенд, преданий и сказок». Он отдал игрушку Ассоль и поведал о том, что пройдут годы, и, когда она вырастет и станет взрослой, за ней однажды на таком же корабле под алыми парусами приплывёт принц и увезёт в далёкую страну.

Девочка рассказала об этом отцу. Нищий, случайно слышавший её рассказ, разнёс слух о корабле и «заморском принце» по всей Каперне. Теперь дети издевались над ней, кричали вслед: «Эй, висельница! Красные паруса плывут!» Так она прослыла полоумной.

Артур Грэй, единственный отпрыск знатной и богатой фамилии, рос в родовом замке, в атмосфере предопределённости каждого нынешнего и будущего шага. Это, однако, был мальчик с очень живой душой, готовый осуществить своё собственное жизненное предназначение. Был он решителен и бесстрашен.

Хранитель их винного погреба Польдишок рассказал ему, что в одном месте зарыты две бочки аликанте времён Кромвеля: цвет его темнее вишни, а густое оно, как хорошие сливки. Бочки сделаны из чёрного дерева, на них двойные медные обручи, на которых написано: «Меня выпьет Грэй, когда будет в раю». Это вино никто не пробовал и не попробует. «Я выпью его, — сказал Грэй, топнув ногой, и сжал ладонь в кулак: — Рай? Он здесь!..»

При всем этом он был в высшей степени отзывчив на чужую беду, и его сочувствие всегда выливалось в реальную помощь.

В библиотеке замка его поразила картина какого-то знаменитого мариниста. Она помогла ему понять себя. Грэй тайно покинул дом и поступил на шхуну «Ансельм». Капитан Гоп был добрым человеком, но суровым моряком. Оценив ум, упорство и любовь к морю молодого матроса, Гоп решил «сделать из щенка капитана»: познакомить с навигацией, морским правом, лоцией и бухгалтерией. В двадцать лет Грэй купил трёхмачтовый галиот «Секрет» и плавал капитаном на нём четыре года. Судьба привела его в Лисс, в полутора часах ходьбы от которого находилась Каперна.

С наступлением темноты Грэй и матрос Летика, взяв удочки, отплыли на лодке в поисках подходящего для рыбной ловли места. Под обрывом за Каперной они оставили лодку и развели костёр. Летика отправился ловить рыбу, а Грэй улёгся у костра. Утром он пошёл побродить, как вдруг в зарослях увидел спящую Ассоль. Он долго разглядывал поразившую его девушку, а уходя, снял с пальца старинное кольцо и надел на её мизинец.

Затем они с Летикой дошли до трактира Меннерса, где теперь хозяйничал молодой Хин Меннерс. Тот рассказал, что Ассоль — местная полоумная, мечтающая о принце и корабле с алыми парусами, и что её отец — виновник гибели старшего Меннерса и ужасный человек. Сомнения в правдивости этих сведений у Грэя усилились, когда пьяный угольщик заверил, что трактирщик врёт. Грэй и без посторонней помощи успел кое-что понять в этой необыкновенной девушке, разгадать её душу. Она знала жизнь в пределах своего опыта, но сверх того видела в явлениях смысл иного порядка, делая множество тонких открытий, непонятных и ненужных жителям Каперны.

Капитан во многом и сам был таким же, немного «не от мира сего». Он отправился в Лисс и отыскал в одной из лавок алый шёлк, из которого приказал сделать паруса. В городе он встретил старого знакомого — бродячего музыканта Циммера — и попросил к вечеру прибыть на «Секрет» со своим оркестром.

Алые паруса привели в недоумение команду, как и приказ идти к Каперне. Тем не менее, утром «Секрет» вышел под алыми парусами и к полудню уже был в виду Каперны.

Ассоль была потрясена зрелищем белого корабля под алыми парусами, с палубы которого лилась музыка. Она бросилась к морю, где уже собрались жители Каперны. Когда появилась Ассоль, все смолкли и расступились. От корабля отделилась лодка, в которой стоял Грэй, и направилась к берегу. Через некоторое время Ассоль уже была в каюте. Всё совершилось так, как и предсказывал старик Эгль.

В тот же день открыли бочку столетнего вина, которое никто и никогда ещё не пил. Наутро корабль был уже далеко от Каперны, унося поверженный необыкновенным вином Грэя экипаж. Не спал только Циммер. Он тихо играл на своей виолончели и думал о счастье.

Стилевые особенности

Из воспоминаний жены писателя: «Грин говорил, что, бывает, часы проводит над фразой, добиваясь наивысшей полноты её выражения, блеска». Он был близок к символистам, которые пытались расширить возможности прозы, дать ей больше измерений — отсюда частое употребление метафор, парадоксальные сочетания слов и т. д.[8]

Образец гриновского стиля на примере из «Алых парусов»[9]:

Она умела и любила читать, но и в книге читала преимущественно между строк, как жила. Бессознательно, путём своеобразного вдохновения она делала на каждом шагу множество эфирно-тонких открытий, невыразимых, но важных, как чистота и тепло. Иногда — и это продолжалось ряд дней — она даже перерождалась; физическое противостояние жизни проваливалось, как тишина в ударе смычка, и всё, что она видела, чем жила, что было вокруг, становилось кружевом тайн в образе повседневности.

Адаптации

Экранизации

  • «Алые паруса» (1961), реж. Александр Птушко.
  • Алые паруса (1978), телеспектакль, реж. Галина Самойлова. В роли Ассоль: Елена Коренева, в роли Грея: Евгений Герасимов.[10]
  • «Ассоль» (1982), экспериментальная работа режиссёра Бориса Степанцева, которая построена на видеосовмещении актёра с рисованной декорацией[11].
  • «Правдивая история об Алых парусах» (2010), реж. Александр Стеколенко.
  • Художественный фильм совместного производства России, Германии, Франции и Италии «Скарлет» (в производстве) режиссёра Пьетро Марчелло по мотивам повести «Алые паруса»[12].

Театральные постановки

Балет В. Юровского «Алые паруса». (ГАБТ, 1943 г.)

Балет В. Юровского «Алые паруса». (ГАБТ, 1943 г.)

  • «Алые паруса» — балет В. М. Юровского, Большой театр, 1943 г.
  • «Алые паруса» (1978) — дипломный спектакль выпускников факультета кукольного искусства Музыкального училища им. Гнесиных, создавших под руководством Л. А. Хаита знаменитый театр «Люди и куклы» (Грей — В. Гаркалин, Ассоль — кукла)
  • «Алые паруса» — рок-опера Андрея Богословского. Записана ВИА «Музыка» в 1976 г.
  • Мюзикл «Алые паруса» (2007) [1] Архивная копия от 17 мая 2009 на Wayback Machine, композитора Валерия Лесовская и поэта-песенника Ларисой Дреминой.
  • «Алые паруса» — музыкальный спектакль театра-фестиваля «Балтийский дом». Инсценировка Эдуарда Гайдая, режиссёр-постановщик — Раймундас Банионис, композитор — Фаустас Латенас. Премьера в Санкт-Петербурге, в 2008 г.
  • «Алые паруса» — музыкальная феерия по пьесе Михаила Бартенева и Андрея Усачёва. РАМТ, 2009 г. Постановщик — Алексей Бородин, музыка — Максим Дунаевский.
  • «Ассоль» — музыкальная феерия по пьесе Павла Морозова в Луганском областном академическом русском драматическом театре (2010). Постановщик — Олег Александров, композитор Михаил Мордкович. [2] Архивная копия от 13 июля 2015 на Wayback Machine
  • Музыкальная феерия «Ассоль» по пьесе Павла Морозова, Жамбылский областной русский драматический театр (Казахстан). Премьера — 13 ноября 2010. [3] Архивная копия от 12 июля 2015 на Wayback Machine
  • Спектакль «Алые паруса», «Театр на Спасской» (Киров). Режиссёр — Борис Павло́вич. Премьера 20 мая 2011 года. [4] Архивная копия от 2 апреля 2013 на Wayback Machine
  • Мюзикл Максима Дунаевского «Алые паруса» в театре «Свободное пространство» (2011). Либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачёва. Постановщик — А. Михайлов.
  • Музыкальный спектакль «Алые паруса» по пьесе Павла Морозова в Иркутском областном театре юного зрителя. Постановщик — Ксения Торская. 2011 год. [5] Архивная копия от 15 июня 2015 на Wayback Machine
  • «Алые паруса» в Братском драматическом театре. Постановщик — Валерий Шевченко. 2008 год.
  • Мюзикл-драма «Алые паруса». Московский мюзикл-театр «Монотон». Музыка А. Богословского. Либретто И. Чистозвоновой. 2010 год.[6]
  • Спектакль «Алые паруса» по пьесе Павла Морозова на сцене Чувашского государственного театра оперы и балета. Режиссёр-постановщик Анатолий Ильин. Композитор Ольга Нестерова. 2011 год.[7]
  • Спектакль «Пристань алых грёз» в Иркутском областном театре кукол «Аистёнок» по мотивам произведений «Алые паруса» и «Бегущая по волнам». Автор — Александр Хромов. Режиссёр — Юрий Уткин. Премьера — 21 марта 2012 года.[8] Архивная копия от 12 ноября 2013 на Wayback Machine
  • Спектакль «Алые паруса» Павла Морозова в Театре «Серебряный Остров». Постановщик — заслуженная артистка Украины Людмила Лымарь. (Киев, Украина). 2011 год. [9]
  • Театральная феерия «Алые паруса» на сцене Дзержинского театра драмы. Авторы инсценировки — Александр Расев и Валентин Морозов. Режиссёр-постановщик В. Морозов. 2012 год.[10] Архивная копия от 24 августа 2013 на Wayback Machine
  • Мюзикл «Алые паруса» в новосибирском театре «Глобус» на музыку Максима Дунаевского в постановке Нины Чусовой. 2012 г.
  • Премьера спектакля «Алые паруса» по пьесе «Ассоль» Павла Морозова в Брянском Театре юного зрителя. Постановщик — Лариса Леменкова. 2012 г. [11] Архивная копия от 15 июня 2015 на Wayback Machine
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку Максима Дунаевского в Пермском академическом Театре-Театре. Режиссёр-постановщик Борис Мильграм. 2012 г. Премия «Золотая маска» в номинации «Оперетта-мюзикл / Работа режиссёра»[13].
  • Музыкальная феерия «Алые паруса» в Самарском академическом театре драмы им. М. Горького. Режиссёр — Раймундас Банионис (Литва). 2009 г.
  • Музыкальный спектакль «Ассоль» по пьесе Павла Морозова, в Новошахтинском театре драмы. Постановщик — Ксения Торская. 2012 г.[12] Архивная копия от 19 июля 2013 на Wayback Machine
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку Максима Дунаевского в Вологодском областном театре юного зрителя. Постановщик — народный артист России Борис Гранатов. 2012 г.
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку Валерии Лесовской в Музыкальном театре Кузбасса им. А. Боброва. Постановщик — Дмитрий Вихрецкий. 2012 г. [13] Архивная копия от 3 февраля 2014 на Wayback Machine
  • Мюзикл-шоу «Алые паруса» по А. Грину в Молодёжном театре Узбекистана. 2012 г. [14]
  • Музыкальный спектакль «Алые паруса» по пьесе «Ассоль» Павла Морозова в Донецком академическом областном русском ТЮЗе. Постановщик — Олег Александров. Сценография — заслуженный деятель искусств Украины Владимир Медведь. Композитор — М. Мордкович. 2013 год. [15]
  • Балет «Ассоль» в Белорусском государственном академическом музыкальном театре. Композитор — Владимир Савчик. Автор либретто и балетмейстер-постановщик — народный артист Беларуси Владимир Иванов. 2013 г. [16]
  • Премьера музыкального спектакля «Ассоль» по пьесе Павла Морозова в Волгоградском казачьем музыкально-драматическом театре. Постановщик и композитор — Сергей Чвокин. 2013 год.[17]
  • Спектакль Пензенского театра юного зрителя «Там, где сбываются мечты» по мотивам «Алых парусов». Постановщик — Дарья Самоукова. 2013 г.

Мюзикл «Алые паруса» М. Дунаевского. (2019 г.)

  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку Максима Дунаевского на сцене Московского Театра Мюзикла. Режиссёр-постановщик — Дмитрий Белов. По мотивам либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачёва. Премьера 18 октября 2013 г.
  • Музыкальный спектакль «Алые паруса» по пьесе Павла Морозова «Ассоль» в Новгородском академическом театре драмы имени Ф. М. Достоевского. Постановщик Сергей Гришанин. Композитор — засл. деятель искусств Украины М. Мордкович. 2014 г. [18]
  • Музыкальная фантазия «Алые паруса» в Ярославском ТЮЗе. Постановщик Игорь Ларин. 2014 г.
  • Спектакль «Алые паруса» по пьесе «Ассоль» Павла Морозова в Государственном академическом русском театре для детей и юношества Казахстана им. Н. Сац. Постановщик — засл. арт. Республики Таджикистан Султан Усманов, композитор — Максим Германцев (Алма-Ата, Казахстан). 2014 г. [19]
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку и слова Оксо, театр «Невидимки». Режиссёры-постановщики — Оксо и Илья Небослов. Премьера 13 июля 2013 года.
  • Спектакль «Алые паруса» по пьесе «Ассоль» Павла Морозова в Акмолинском областном русском драматическом театре. Режиссёр-постановщик — О. Луцива (Кокшетау, Казахстан). [20] Архивная копия от 23 мая 2018 на Wayback Machine 2014 г.
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку Максима Дунаевского на сцене театра «Русская песня». Режиссёр-постановщик — Светлана Горшкова. По мотивам либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачёва. Премьера 13 февраля 2015 г.
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку Максима Дунаевского в Театре для детей и молодежи «свободное пространство» (г. Орел). Режиссёр-постановщик — Александр Михайлов. По мотивам либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачёва.
  • Мюзикл «Алые паруса» на музыку Максима Дунаевского на сцене Ивановского музыкального театра (г. Иваново) по мотивам либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачёва. Режиссёр — А.Лободаев, дирижёр — Д.Щудров, художник — засл.работник культуры России В.Новожилова, балетмейстер — В.Лисовская, хормейстер — Я.Бабурина. [21]. Премьера мюзикла состоялась 22 апреля 2016 года.
  • Музыкальная феерия «Алые паруса» по пьесе «Ассоль» Павла Морозова на сцене Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова. Режиссёр-постановщик — нар.арт. РФ Наталья Зубкова. 2016 г.[22] Архивная копия от 17 мая 2017 на Wayback Machine.
  • Мюзикл «Алые паруса» Максима Дунаевского по либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачёва, в Иркутском театре музыкальной комедии. [23] Архивная копия от 28 марта 2016 на Wayback Machine. 2016 г.
  • Музыкальная феерия в Краснодарском академическом театре драмы имени Горького. Постановщик — Алла Решетникова.[24]
  • Романтическая феерия «Алые паруса. Ассоль» по пьесе Павла Морозова в Государственном академическом русском театре драмы им. М. Горького [25]. Астана, Казахстан. 2017 г.
  • Музыкальный спектакль Алтайского театра музыкальной комедии. Композитор — Максим Дунаевский. Постановщик — Константин Яковлев. [26] Архивная копия от 18 ноября 2016 на Wayback Machine. 2017 г.
  • Спектакль «Таптал долгунугар уйдаран» (Ассоль. Алые паруса) по пьесе Павла Морозова в Саха академическом театре им. П. А. Ойунского. Постановщик — Сергей Потапов. [27] (недоступная ссылка). 2017 г.
  • Пластическая феерия в Херсонском музыкально-драматическом театре им. Н.Кулиша. Либретто и постановка — Александр Бельский. [28] Архивная копия от 22 октября 2018 на Wayback Machine
  • Романтическая феерия «Ассоль» по пьесе Павла Морозова в Винницком музыкально-драматическом театре имени Н. К. Садовского (на украинском языке) Постановщик — Оксана Бандура. (Винница, Украина, 2018) [29] Архивная копия от 9 января 2019 на Wayback Machine
  • Музыкальная феерия в двух действиях для всей семьи «Алые паруса» в Приморском краевом драматическом театре молодежи. Постановщик : Лидия Василенко. (Владивосток, 2018) [30] Архивная копия от 9 января 2019 на Wayback Machine
  • Романтическая феерия «БІРТҮРЛІ ЖАН» (Алые паруса) по пьесе Павла Морозова «Ассоль» в Молодёжном театре «ДАРИҒА-АЙ» государственного казахского музыкально-драматического театра им. Абая . Перевод — С.АБЕДИНОВА. Постановщик — Гаухар Адай. (Семей, Казахстан, 2018) [31] Архивная копия от 9 января 2019 на Wayback Machine
  • Мюзикл «Алые паруса» (либретто — Александр Вратарев, музыка Виктории Васалатий и Юрия Кондратюка) в Одесском академическом театре музыкальной комедии (Одесса, Украина, 2018) [32] Архивная копия от 9 января 2019 на Wayback Machine
  • Музыкальный спектакль «Ассоль» по пьесе Павла Морозова в Национальном музыкально-драматическом театре Республики Тыва им. В.Кок-оола. Режиссёр-постановщик — главный режиссёр Национального театра Республики Тыва, Заслуженный артист Российской Федерации, Народный артист, Почетный работник культуры Монголии Алексей Ооржак. Перевод — Эрик Донгак (Кызыл, Тыва, РФ) [33] Архивная копия от 10 января 2019 на Wayback Machine
  • Мюзикл «Алые паруса» М.Дунаевского (либретто Усачев, Бартенев) в Государственном национальном театре удмуртской республики Постановщик — Заслуженный артист УР А.Ложкин, (Ижевск, 2018) [34] Архивная копия от 9 января 2019 на Wayback Machine
  • Музыкальная феерия «Алые паруса» по пьесе Павла Морозова «Ассоль» в Zerkalo Musical Theater (Музыкальный Театр «Зеркало»), Reston, Virginia, USA. Постановщик — Ольга Предит. Музыка — Максима Дунаевского [35] Архивная копия от 1 февраля 2019 на Wayback Machine
  • Музыкальный спектакль «Алые паруса» в Национальном молодёжном театре им. Мустая Карима (Уфа). Постановщик — Мусалим Кульбаев. Композитор Ришат Сагитов.[36] Архивная копия от 1 февраля 2019 на Wayback Machine
  • По мотивам феерии Грина в Санкт-Петербурге в акватории Невы с начала XXI века ежегодно ставится театрализованное представление «Алые паруса», приуроченное к окончанию обучения в средней школе.

Музыка

  • Песня барда Владимира Ланцберга «Алые паруса» и тематически примыкающая к ней песня «А зря никто не верил в чудеса».
  • Песня Юрия Чернавского (на слова Леонида Дербенёва) «Зурбаган», исполнитель — Владимир Пресняков-младший (1985).
  • Песня «Ассоль» группы «Неприкасаемые», с альбома «Брёл, брёл, брёл» (1994).
  • «Ассоль и Серый» — песня группы «Зимовье Зверей» с альбома «Как взрослые» (2006).
  • Инструментальный New-Age, альбом Андрея Климковского «Алые паруса» (2000).
  • Мюзикл «Алые паруса» Максима Дунаевского по либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачёва (2010).
  • «Ассоль» — песня и название музыкального альбома Татьяны Снежиной.
  • «Глупенькая песня (Ассоль)» — песня группы «Чиж & Co».
  • Песня «Ассоль» Павла Кашина.
  • Песня «Ассоль» советской рок-группы «Маршал».
  • Песня Алексея Свиридова «Алые паруса 70 лет спустя».[14]
  • Песня Андрея Коробова «Монолог для Ассоль Архивная копия от 28 сентября 2020 на Wayback Machine»
  • Цикл песен Оксо (театр «Невидимки») для мюзикла «Алые паруса»: «Пролог», «Соседи», «Встреча Эгля и Ассоль», «Песня Эгля», «Секрет», «Песня Грэя», «Маяк», «Алые паруса», «Колыбельная Лонгрена», «Морволк», «Там вдалеке».
  • Песня «Алые паруса» группы «Зоопарк».
  • Песня «Алые паруса» Московской speed/power-metal-группы «Троя».
  • Песня «Алые паруса» группы «Белая Гвардия»

Скульптуры

Скульптура главной героини феерии — Ассоль — установлена:

  • в парке имени С. М. Кирова в городе Киров[15];
  • в городе Геленджик на центральной набережной, в районе ул. Ангулем;
  • на набережной города Ханты-Мансийск;
  • в городе Череповец, на ул. Ленина.

В 1968 году в городе Слободском в честь повести А. Грина, а также чтобы ознаменовать пятидесятилетие ВЛКСМ, был установлен обелиск «Алый парус».

Примечания

  1. Паустовский К. Г. Александр Грин // Золотая роза. — Собрание сочинений в 6 томах. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. — Т. 2. — С. 487—699. — 150 000 экз.
  2. Александр Грин. Алые паруса. Дата обращения: 1 сентября 2020. Архивировано 10 августа 2020 года.
  3. Семибратов В. К., 2014, с. 38—39..
  4. Варламова Л. М. Музеи Грина. Феодосия. Старый Крым: Путешествие в страну Гринландию. Симферополь, 2005. С. 35.
  5. Глезеров С. Очень полезный сказочник // «Санкт-Петербургские ведомости», № 113, 22.06.2012.
  6. Вс. Рождественский. Страницы жизни. — М.: Современник, 1974. — С. 285. — 464 с. — (О времени и о себе).
  7. Варламов А. Н., 2010, с. 192.
  8. Козлова, Е. А. Принципы художественного обобщения в прозе А. Грина: развитие символической образности. Автореферат диссертации по филологии. — Псков, 2004.
  9. «Алые паруса» на Классика.ru. Дата обращения: 9 июля 2013. Архивировано 10 сентября 2013 года.
  10. Александр Грин. Алые паруса (1978) — YouTube
  11. Борис Степанцев. Дата обращения: 12 июня 2014. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года.
  12. Российская компания спродюсирует фильм итальянца Пьетро Марчелло по мотивам »Алых парусов». ТАСС. Дата обращения: 23 августа 2021. Архивировано 23 августа 2021 года.
  13. Лауреаты 2013 Архивная копия от 21 июля 2019 на Wayback Machine. Золотая маска.
  14. Алексей Свиридов Песни и стихотворения разных лет. Фантлаб. Дата обращения: 15 июня 2015. Архивировано 12 июля 2015 года.
  15. В Кирове открыта скульптура Ассоль. Дата обращения: 31 января 2014. Архивировано 2 февраля 2014 года.

Литература

  • Варламов А. Н. Александр Грин. Биография. — М.: ЭКСМО, 2010. — 544 с. — (Лауреаты литературных премий). — ISBN 978-5-699-38651-2.
  • Петровский М. С. Романс и феерия. О происхождении сюжета «Алых парусов» А. С. Грина // А. С. Грин: взгляд из XXI века. К 125-летию Александра Грина: Сб. статей по материалам Международной науч. конф. Киров, 2005. С. 155—164.
  • Семибратов В. К. «Алые паруса» в контексте эпохи // «Жить густо и смело». Александр Грин в контексте эпохи. — Saarbrücken Academic Publishing, 2014. — С. 38—43. — ISBN 978-3-659-58526-5.

Ссылки

  • «Алые паруса Александра Грина» Архивная копия от 19 февраля 2010 на Wayback Machine — статья Алексея Варламова
  • Мюзикл Максима Дунаевского «Алые паруса» Архивная копия от 9 июня 2013 на Wayback Machine — сайт мюзикла


Эта страница в последний раз была отредактирована 9 января 2023 в 15:38.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Повести или повезти как пишется
  • Повар по английскому как пишется
  • Поваляюсь как правильно пишется
  • Повести и рассказы сологуб федор кузьмич
  • Поваляюсь в кровати как пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии