Повесть о капитане копейкине сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Роль Повести о капитане Копейкине в поэме Мертвые души

Роль Повести о капитане Копейкине в поэме Мертвые души

Читая поэму Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”, мы можем увидеть несколько отступлений, так называемых “новелл” — лирических отступлений, вставок, повествующих не о прямом сюжете, а о каких-то поучительных или идейных историях. Одна из таких новелл — “Повесть о капитане Копейкине”, расположенная в десятой главе произведения. Зачем Гоголь добавил ее в поэму? Что он хотел до нас донести? Попробуем разобраться.

В этом отступлении повествуется о некоем офицере, участвовавшем в военной кампании тысяча восемьсот двенадцатого года — капитане Копейкине. На войне он потерял руку и ногу, превратившись в беспомощного инвалида. Это было настоящей катастрофой: теперь он не мог работать. А, поскольку он жил в деревне, это было единственным средством существования. Однако на войне Копейкин очень храбро сражался и получил множество наград, поэтому он решился на последнюю оставшуюся авантюру — поехать в Петербург и “просить Государя о монаршей милости”.

Гоголь хорошо передает нам ошеломление капитана, когда он попал в Петербург. Повсюду золото, франты, балы, свечи, блеск… Жизнь прекрасна, человек может жить такой жизнью, это не сказка, а реальность! Именно такие мысли были у офицера в первые часы. Эта невиданная роскошь буквально “окрылила” Копейкина, дав ему веру в будущее.

Однако мечты разбиваются о первую же попытку добраться до уполномоченного по пенсионным делам. “Вельможа”, как назвал его наш герой, забыл о капитане сразу же, как отвел взгляд: «Я для вас ничего не могу сделать; старайтесь покамест помочь себе сами, ищите сами средств». Нет дела до ветерана и другим служащим. Так Копейкину и пришлось уехать ни с чем.

Гоголь в “Повести…” использует яркие контрасты. Невероятная бедность, простота Копейкина и слепящая роскошь богатой петербургской жизни; честность, отзывчивость, справедливость капитана и полнейшее равнодушие служащих и чиновников к человеку, человеческой жизни. Таким образом автор показывает нам, насколько сильно отошли государственные служители от любых норм морали и даже обязанностей.

Именно этими вымышленными чиновниками Николай Васильевич символизирует чиновников настоящих, служащих то время в Российской империи. Он показывает пороки, реально существующие в государственном аппарате. Больше того, он предупреждает власть: в повести рассказывается, что добрый и честный Копейкин после такого приема стал разбойником, а, значит, это может случиться и со всем народом, если ничего не изменится.

Так почему автор ввел в поэму повесть, не относящуюся к сюжету? Чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить, кто такие те самые “мертвые души”, о которых говорится в названии. Это вовсе не числящиеся живыми на бумагах крестьяне, это живые, но морально умершие люди, встречающиеся Чичикову на протяжении всей поэмы. Вот и чиновники, показанные в повести, точно так же являются “мертвыми душами” — у них не осталось ни сострадания, ни совести, ни уважения, ни даже чего-либо святого.

Таким образом, “Повесть о капитане Копейкине” играет в поэме ничуть не меньшую роль, чем все другие части. Она позволяет показать еще один вид порочности, еще один пример того, как человек может быть “мертвой душой”…

2 вариант рассуждения

В данной замечательной поэме рассказывается также и о жизни капитана Копейкина. Именно в его описании можно рассмотреть глубокую продуманность и яркость персонажа. Также, стоит сказать, что в ней заложен глубокий смысл того, как иногда государство может крайне негативно относиться к человеку, который потерял свое здоровье, участвуя в военных действиях, защищая свою родную страну. Оставшись инвалидом, он не мог более кормить себя и достойно существовать. Также, стоит сказать о том, что роль данной истории в поэме весьма велика, и благодаря ей приходит осознание того, что простые люди остаются часто незащищенными и даже угнетенными в рамках складывающихся обстоятельств. Стоит отметить и отношение чиновников к простым людям. Они не хотели оказывать заботу об окружающих людях, и думали лишь о собственном благополучии.

В небольшой повести автору удается при помощи сарказма и иронии показать то, насколько сильны были страдания человека, который был заперт в рамки той системы, которая не поощряла людей, оказавшихся в беде. Несмотря на то, что герой остался инвалидом именно по той причине, что он сражался за честь своей родной страны, стоит сказать о том, что его страна не оказала ему ни малейшей помощи для того, чтобы он чувствовал себя лучше. Также, Копейкин до конца верил в то, что представители власти смогут выделить ему финансовые средства, которые помогут герою стать полноценным членом общества.

Когда он обращается к генералу, то надеется на то, что он сможет оказать ему посильную помощь. Однако, когда он приходит к нему, тот не находит времени для того, чтобы оказать ему содействие. Представитель власти говорит о том, что герой сам должен находить себе средства для пропитания. Тогда герой предпринимает попытку самостоятельно решить сложившуюся проблему, и обращается к единомышленникам для того, чтобы создать свою группу, в которой будут действовать определенные нормы и правила. Также, стоит сказать о том, что участники данной группировки решили совершать различные грабежи и нападения на людей для того, чтобы прокормить себя. Произведение получилось очень ярким, интересным и поучительным. Оно заставляет задуматься о том, что в жизни каждого человека может наступить такой период, когда о нем не захотят заботиться, и именно тогда он может встать на неправильный путь. Автор подчеркнул то, что герой оставался верным своим идеалам и принципам даже в столь сложное для него время.

Также читают:

Картинка к сочинению Роль Повести о капитане Копейкине в поэме Мертвые души

Роль Повести о капитане Копейкине в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

  • Анализ произведения Ночь перед Рождеством Гоголя

    Произведения Н. В. Гоголя – это сочетание реалистичных традиций и мистических элементов. Повесть «Ночь перед Рождеством» привлекает внимание читателя своеобразными мотивами народного фольклора, приметами и поверьями, существующими между людьми.

  • Характеристика и образ Акакия Акакиевича в повести Гоголя Шинель сочинение

    Повесть Гоголя можно рассматривать как притчу. В ее основе лежит повествование о деградации как личности – человека. Нам рисуют картину, когда вещь становится смыслом жизни, источником радости и бесконечного горя

  • Сочинение Весна в моем дворе

    Вот и пришла весна. Дышится легко, свежий ветер и солнышко снова радуют своей улыбкой. Я им улыбаюсь в ответ, потому что мне нравится это время года.

  • Говорящие фамилии в комедии Ревизор Гоголя — сочинение

    Бессмертная комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» не теряет своей актуальности и остроты и в наши дни. Столь долгую жизнь ей обеспечили острая проблематика и живой язык, что в немалой степени достигается за счет

  • Анализ сказки Каменный цветок Бажова

    Сказка П. Бажова « Каменный цветок» — одна из серии сказок под общим названием «Малахитовая шкатулка», написанная в 1938 году.

Роль «Повести о капитане Копейкине» в поэме «Мертвые души» - примеры сочинений

­Пример сочинения 1

«Повесть о капитане Копейкине» при поверхностном взгляде может показаться в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» чужеродным элементом. В самом деле какое отношение она имеет к судьбе главного героя? Почему автор отводит «Повести…» столь значительное место? Почтмейстер ни с того ни с сего вообразил, что Чичиков и Копейкин — одно и то же лицо: но ведь остальные губернские чиновники решительно отвергли подобное нелепое предположение. И разница между этими двумя персонажами заключается не только в том, что Копейкин — инвалид, а у Чичикова и руки, и ноги на месте. Копейкин становится разбойником исключительно от безысходности, так как у него нет иного способа получить все необходимое для поддержания своей жизни; Чичиков сознательно стремится к богатству, не брезгуя никакими сомнительными махинациями, которые могут приблизить его к цели.

Но несмотря на огромную разницу в судьбе этих двух людей, история капитана Копейкина во многом объясняет, как ни странно, и мотивы поведения Чичикова. Положение крепостных крестьян, конечно, тяжелое. Но и положение человека свободного, если у него нет ни связей, ни денег, тоже может оказаться поистине ужасным. В «Повести о капитане Копейкине» Гоголь показывает пренебрежение государства в лице его представителей к простым людям, отдавшим все этому государству. Генерал-аншеф советует человеку с одной рукой и одной ногой: «…Старайтесь покамест помочь себе сами, ищите сами средства». Копейкин воспринимает эти издевательские слова как руководство к действию — почти как приказ высшего командования: «Когда генерал говорит, чтобы я поискал сам средств помочь себе — хорошо… я… найду средства!»

Гоголь показывает огромное имущественное расслоение общества: у офицера, ставшего инвалидом в войне, которую вела его страна, в кармане всего-то пятьдесят рублей, между тем как даже швейцар генерал-аншефа «смотрит генералиссимусом», не говоря уж о роскоши, в которой утопает его хозяин. Да, столь разительный контраст, конечно, должен был потрясти Копейкина. Герой представляет как «возьмет какую-нибудь селедку, да огурец соленый, да хлеба на два гроша», в окнах ресторанов он видит «котлетки с трюфелями», а в магазинах — семгу, вишни, арбуз, только все это горемычному инвалиду не по карману, да скоро и на хлеб ничего не останется.

Отсюда и та резкость, с которой Копейкин требует от вельможи окончательного решения по его вопросу. Копейкину нечего терять — он даже рад, что генерал-аншеф приказал выдворить его из Петербурга за казенный счет: «…по крайней мере не нужно платить прогонов, спасибо и за то».

Итак, мы видим, что человеческая жизнь и кровь ничего не значат в глазах большинства влиятельных чиновников, как военных, так и статских. Деньги — вот то, что способно в определенной степени дать человеку уверенность в завтрашнем дне.

Не случайно главным наставлением, полученным Чичиковым от отца, был совет «копить копейку», которая «не выдаст, в какой бы беде ты ни был», которой «все сделаешь и все прошибешь». Сколько горемык на Руси-матушке покорно сносят оскорбления, а все потому, что нет денег, которые обеспечили бы этим людям относительную независимость. Капитан Копейкин становится разбойником, когда у него уже, по сути, и нет другого выбора — разве что голодная смерть. Конечно, можно сказать, что выбор Копейкина делает его человеком вне закона. Но почему должен он уважать закон, который не защитил его человеческих прав? Таким образом, в «Повести о капитане Копейкине» Гоголь показывает истоки того правового нигилизма, законченным продуктом которого является Чичиков. Внешне этот благонамеренный чиновник старается подчеркнуть свое уважение к чинам, к правовым нормам, потому что в подобном поведении он видит залог своего благополучия. Но старинная поговорка «Закон что дышло: куда повернул, туда и вышло», несомненно, как нельзя лучше отражает сущность правовых понятий Чичикова, и в этом повинен не только он сам, но и общество, в котором герой вырос и сформировался. В самом деле, один ли капитан Копейкин безрезультатно топтался в приемных высокопоставленных чиновников? Равнодушие государства в лице генерал-аншефа превращает честного офицера в разбойника. Чичиков же надеется, что, скопив приличное состояние, пусть и мошенническим путем, со временем можно стать достойным и уважаемым членом общества…

Известно, что первоначально Гоголь не обрывал повествования о Копейкине на том, что капитан стал атаманом разбойничьей шайки. Копейкин с миром отпускал всех, кто ехал по своим делам, изымал лишь казенное, то есть государственное имущество — деньги, провиант. Отряд Копейкина состоял из беглых солдат: несомненно, что им тоже пришлось натерпеться на своем веку и от командиров, и от помещиков. Таким образом, Копейкин представал в первоначальном варианте поэмы как народный герой, образ которого перекликается с образами Стеньки Разина и Емельяна Пугачева. Через какое-то время Копейкин уехал за границу — совсем как Дубровский в одноименной повести Пушкина — а оттуда послал письмо императору с просьбой не преследовать людей из его шайки, оставшихся в России. Однако это продолжение «Повести о капитане Копейкине» Гоголю пришлось вырезать ло требованию цензуры. Тем не менее вокруг фигуры Копейкина сохранился ореол «благородного разбойника» — человека, обиженного судьбой и людьми, имеющими власть, но не сломленного и не смирившегося.


Пример сочинения 2

Ни для кого не секрет, что Гоголю пришла в голову идея пушкинской поэмы «Мертвые души». И надо отметить, что Гоголь проделал отличную работу по реализации этой идеи. В своем творчестве автор сумел собрать много ошибок жизни в России того времени и мастерски их высмеять. «Мёртвые души» стали классикой русской литературы. Стихотворение не потеряло своей актуальности в наше время.

Композиция «Мертвых душ» невероятно богата и переполнена всевозможными лирическими отступлениями, замечаниями автора и литературными интерполяциями. Но сказка «Капитан Копейкин» стоит сама по себе. Эту историю почтмейстер рассказал чиновникам города «НН».

Следует сразу отметить, что это не связано с основным содержанием стихотворения. Это самостоятельная работа с собственными персонажами и сюжетом. Но не случайно Гоголь включил «Историю капитана Копейкина» в основное содержание поэмы. Автор хотел показать нам всю бессердечность и бесчеловечность бюрократического аппарата.

Не вдаваясь в подробности, сюжет «Сказки…» сводится к тому, как обычный солдат, потерявший в войне руку и ногу, пытается занять лучшую позицию, но его оттесняют и, предположительно, ведут банду грабителей.

Основное внимание в «Истории капитана Копейкина» Гоголя уделяется «вечным» странствиям капитана Копейкина по чиновничьему престолу. И потому, что он не находит понимания у чиновников, он заканчивается восстанием против них.

Следует также отметить, что в «Истории капитана Копейкина» Гоголь не использует портреты. Мы не находим описания главного героя, у него даже нет имени и отчества, а только воинского звания. Чиновник также обезличен. Сначала его называют «государственным деятелем», затем «начальником», а затем «дворянином» или «сановником». Все это делается для того, чтобы максимально обобщить и показать нам отношение бюрократического аппарата к обычному человеку.

Кроме того, контраст между простым человеком и «дворянином» подчеркивается описанием его дома, на которое «….». один боится просто подойти…» и маленькой комнаты, арендованной капитаном Копейкиным.

В «Сказке капитана Копейкина» мы не находим лирических отступлений. Гоголь заложил свое отношение к событиям, происшедшим в повествовании почтмейстера. Из его уст эта история звучала как анекдот, насмешка, неудача. Создалось впечатление, что если бы почтмейстер был на месте этого дворянина, он поступил бы так же. К сожалению, общественность вокруг него придерживалась того же мнения. Гоголь еще раз подчеркнул бессердечность бюрократического аппарата.

На мой взгляд, «История капитана Копейкина» — это своего рода послание небрежным чиновникам. Это учит нас, что терпение людей не бесконечно, и однажды оно может закипеть в гневе людей. Не зря Гоголь позже называет капитана атаманом, словно вспоминая народные восстания под руководством Степана Разина и Емельяна Пугачева.


Пример сочинения 3

 Поэма “Мертвые души” Гоголя насыщена внесюжетными элементами. В этом произведении множество лирических отступлений и, кроме того, есть вставные новеллы. Они сосредоточены в конце “Мертвых душ” и помогают раскрыть идейный и художественный замысел автора.

“Повесть о капитане Копейкине” расположена в десятой главе произведения. Она рассказывает о судьбе простого человека, равнодушием властей доведенного до отчаянного положения, на грани жизни и смерти. Это “произведение в произведении” разрабатывает тему “маленького человека”, воплотившуюся также повести “Шинель”.

Герой новеллы, капитан Копейкин, участвовал в военной кампании 1812 года. Он мужественно и смело сражался за Родину, получил много наград. Но на войне Копейкин потерял ногу и руку и превратился в инвалида.

У себя в деревне он не мог существовать, так как не мог работать. А как еще можно прожить в деревне? Используя свой последний шанс, Копейкин решает ехать в Петербург и просить государя о “монаршей милости”.

Гоголь показывает, как простого человека поглощает и подавляет большой город. Он вытягивает все жизненные силы, всю энергию, а затем выбрасывает за ненадобностью. Поначалу Копейкин был околдован Петербургом – всюду роскошь, яркие огни и цвета: “некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада”. Повсюду “пахнет” богатством, тысячами и миллионами.

На этом фоне еще более отчетливо видно бедственное положение “маленького человека” Копейкина. У героя в запасе – несколько десятков рублей. На них нужно прожить, пока “выхлопатывается” пенсия.

Копейкин немедленно приступает к своему делу. Он пытается пробиться на прием к генерал-аншефу, который уполномочен решать вопросы о пенсии. Но не тут-то было. Копейкин не может даже попасть на прием к этому высокому чиновнику.

Гоголь пишет: “Один швейцар уже смотрит генералиссимусом…” Что же говорить про остальных служащих и чиновников! Автор показывает, что “высшие лица” абсолютно равнодушны к судьбам простых людей. Это некие идолы, божки, которые живут своей, “неземной”, жизнью: “… государственный человек!

В лице, так сказать… ну, сообразно с званием, понимаете.. с высоким чином… такое и выраженье, понимаете”.
Что этому вельможе за дело до существования простых смертных! Интересно, что такое равнодушие в “значительных лицах” поддерживают все остальные, те, кто зависит от этих “божков”. Писатель показывает, что все просители склонялись ниц перед генерал-аншефом, трепетали, как будто увидели не то что императора, а самого Господа Бога.
Вельможа дал Копейкину надежду. Окрыленный, герой поверил в то, что жизнь прекрасна и что справедливость существует. Но не тут-то было!

Реальных дел не последовало. Чиновник забыл про героя сразу же, как только отвел от него глаза. Последней его фразой было: “Я для вас ничего не могу сделать; старайтесь покамест помочь себе сами, ищите сами средств”.
Отчаявшийся и разочаровавшийся во всем святом, Копейкин решает, наконец, взять судьбу в свои руки. Почтмейстер, который и рассказывал всю эту историю о Копейкине, намекает в финале, что Копейкин стал разбойником. Теперь он сам думает о своей жизни, не надеясь ни на кого.
“Повесть о капитане Копейкине” несет большую идейно-художественную нагрузку в “Мертвых душах”. Неслучайно эта вставная новелла расположена в десятой главе произведения. Известно, что в последних главах поэмы (с седьмой по десятую) дается характеристика чиновничьей России.

Чиновники показаны Гоголем как те же “мертвые души”, что и помещики. Это некие роботы, ходячие мертвецы, у которых не осталось за душой ничего святого. Но омертвение чиновничества происходит, по Гоголю, не потому, что все это плохие люди. Мертва сама система, которая обезличивает всех, попадающих в нее.

Именно этим и страшна чиновничья Русь. Высшим выражением последствий социального зла и является, как мне кажется, судьба капитана Копейкина.
В этой новелле выражено предупреждение Гоголя российской власти. Писатель показывает, что если не будет кардинальных реформ сверху, то они начнутся снизу. То, что Копейкин уходит в леса и становится разбойником – символ того, что народ может “взять свою судьбу в свои руки” и поднять восстани

Повсюду “пахнет” богатством, тысячами и миллионами.

На этом фоне еще более отчетливо видно бедственное положение “маленького человека” Копейкина. У героя в запасе – несколько десятков рублей. На них нужно прожить, пока “выхлопатывается” пенсия.

Копейкин немедленно приступает к своему делу. Он пытается пробиться на прием к генерал-аншефу, который уполномочен решать вопросы о пенсии. Но не тут-то было. Копейкин не может даже попасть на прием к этому высокому чиновнику.

Гоголь пишет: “Один швейцар уже смотрит генералиссимусом…” Что же говорить про остальных служащих и чиновников! Автор показывает, что “высшие лица” абсолютно равнодушны к судьбам простых людей. Это некие идолы, божки, которые живут своей, “неземной”, жизнью: “… государственный человек!

В лице, так сказать… ну, сообразно с званием, понимаете.. с высоким чином… такое и выраженье, понимаете”.
Что этому вельможе за дело до существования простых смертных! Интересно, что такое равнодушие в “значительных лицах” поддерживают все остальные, те, кто зависит от этих “божков”. Писатель показывает, что все просители склонялись ниц перед генерал-аншефом, трепетали, как будто увидели не то что императора, а самого Господа Бога.
Вельможа дал Копейкину надежду. Окрыленный, герой поверил в то, что жизнь прекрасна и что справедливость существует. Но не тут-то было!

Реальных дел не последовало. Чиновник забыл про героя сразу же, как только отвел от него глаза. Последней его фразой было: “Я для вас ничего не могу сделать; старайтесь покамест помочь себе сами, ищите сами средств”.
Отчаявшийся и разочаровавшийся во всем святом, Копейкин решает, наконец, взять судьбу в свои руки. Почтмейстер, который и рассказывал всю эту историю о Копейкине, намекает в финале, что Копейкин стал разбойником. Теперь он сам думает о своей жизни, не надеясь ни на кого.
“Повесть о капитане Копейкине” несет большую идейно-художественную нагрузку в “Мертвых душах”. Неслучайно эта вставная новелла расположена в десятой главе произведения. Известно, что в последних главах поэмы (с седьмой по десятую) дается характеристика чиновничьей России.

Чиновники показаны Гоголем как те же “мертвые души”, что и помещики. Это некие роботы, ходячие мертвецы, у которых не осталось за душой ничего святого. Но омертвение чиновничества происходит, по Гоголю, не потому, что все это плохие люди. Мертва сама система, которая обезличивает всех, попадающих в нее.

Именно этим и страшна чиновничья Русь. Высшим выражением последствий социального зла и является, как мне кажется, судьба капитана Копейкина.
В этой новелле выражено предупреждение Гоголя российской власти. Писатель показывает, что если не будет кардинальных реформ сверху, то они начнутся снизу. То, что Копейкин уходит в леса и становится разбойником – символ того, что народ может “взять свою судьбу в свои руки” и поднять восстания, а, может быть, и революцию.
Интересно, что имена Копейкина и Чичикова в поэме сближаются. Почтмейстер считал, что Чичиков – это, наверное, и есть сам капитан. Мне кажется, что такие параллели неслучайны. По мнению Гоголя, Чичиков – это разбойник, это зло, угрожающее России.

Но как люди превращаются в Чичиковых? Как они становятся бездушными стяжателями, не замечающими ничего, кроме собственных целей? Может быть, писатель показывает, что люди становятся Чичиковыми не от хорошей жизни? Как Копейкин остался один на один со своими насущными проблемами, так и Чичиков был брошен на произвол судьбы своими родителями, которые не дали ему духовных ориентиров, а настроили лишь на материальное.

Получается, что Гоголь пытается понять своего героя, суть его натуры, причины, которую эту натуру сформировали.
“Повесть о капитане Копейкине” – одно из важнейших звеньев поэмы “Мертвые души”. Она заключает в себе разрешение многих вопросов, дает характеристику многим образам, раскрывает суть многих явлений и авторских мыслей.

(366 слов) Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» поднимает серьезную проблему бездуховности, праздности поместного дворянства. Каково же будущее России, если оно лежит в руках Плюшкиных, Коробочек и Маниловых? «Повесть о капитане Копейкине» рассказывает почтмейстер, и на первый взгляд, она может показаться случайной, не вяжущейся с общей концепцией «Мертвых душ». Однако этот рассказ еще более раскрывает глубокий смысл произведения Гоголя. 

Итак, по словам почтмейстера, капитан Копейкин, инвалид, потерявший руку и ногу, возвращается после кампании 1812 года. Он едет в Петербург, желая получить материальную помощь, просиживает очереди во временной комиссии, однако не получает того, что хотел. В конце истории он бесследно исчезает из Петербурга, став разбойником, грабящим людей на дорогах. 

Гоголь почти ничего не говорит о внешности героя, зато особое внимание уделяет контрасту его бедности и богатства высших чиновников. Скромная пища Копейкина противопоставляется дорогим деликатесам, а его захудалая гостиница — шикарному дому, в котором принимает посетителей временный комитет.

…Теперь в лавочке возьмет какую-нибудь селедку или огурец соленый да хлеба на два гроша, — словом, голодает бедняга, а между тем аппетит, просто, волчий.

Полуторасаженные зеркала, марморы, лаки, судырь ты мой… словом, ума помраченье! Металлическая ручка какая-нибудь у двери — конфорт первейшего свойства.

Гоголь делает акцент на ожидании, в котором постоянно вынужден пребывать Копейкин. Он сидит четыре часа у кабинета чиновника, ждет решения начальника о выплате пенсии, должен ожидать возвращения министра, чтобы ему, наконец, помогли материально. 

Но если вы хотите теперь же лакомить себя котлетками и в театр, понимаете, так уж тут извините. В таком случае ищите сами себе средств, старайтесь сами себе помочь.

Копейкину бесконечно обещают помощь, однако в действительности её не дают. Потому и терпение Копейкина заканчивается внутренней бурей, мятежом против государственной власти. Совершенное бездушие по отношению к человеку, лишившемуся возможности заработать самостоятельно, к военному, который с честью служил за родину, заставляет его пуститься в разбой, не только от злости, но и от безвыходности. 

Неслучайно этот рассказ вкладывается в уста почтмейстера – для него это лишь забавная байка, занимательная история, в которой он сам бы поступил так же, как чиновник. История о капитане Копейкине приводит читателя к страшному выводу о том, что ситуация, описанная Гоголем в небольшом городе с его чиновниками и помещиками, не исключительна только для этого места. Столица и высшее руководство так же увязают в мелких порочных страстях и равнодушии к человеческой жизни. 

Автор: Дарья Маковеева

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Гоголь
  4. Роль Повести о капитане Копейкине

Сочинение Роль Повести о капитане Копейкине в поэме Мертвые души

В десятой главе поэмы “Мертвые души” Н.В.Гоголь знакомит читателей с “Повестью о капитане Копейкине”. На первый взгляд может показаться, что она является чужеродным элементом в произведении. Судьба капитане никак напрямую не связана с ходом развития сюжета. Однако сам Гоголь очень дорожил “Повестью о капитане Копейкине”. Он считая ее одной из главных частей поэмы. В повести о судьбе Копейкина выражается основной смысл произведения: государственные служащие, которые должны защищать права народа, заботятся лишь о собственном благополучии. Безучастно отношение к судьбам простых обывателей толкает людей на предприятия, нарушающие закон.

Капитан Копейкин, потерявший на войне руку и ногу, возвращается на родину. Герой не может работать из-за увечий, ему негде взять денег даже на еду. За помощью он обращается к высшим чиновникам в Петербурге в надежде получить пенсию. Но герою отказываю в помощи. Оказавшись в безвыходном положении, капитан Копейкин становится предводителем шайки разбойников.

Какая же связь между Чичиковым и повестью о капитане Копейкине? Почтмейстер рассказывает о судьбе капитана, так как считает, что главный герой поэмы и Копейкин — один человек. Однако абсурдность такой теории становится быстро ясна: у капитана нет руки и ноги, в то время как Чичиков не страдает о таких увечий. Но все же сходство между героями присутствует. Чичиков — свободный, но бедный человек, стремящийся обрести богатство, при этом не брезгуя никакими методами. Он также как и Копейкин осознано идет против закона.

“Повестью о капитане Копейкине” писатель расширяет границы повествования. Гоголь показывает, что не только в городе N царят своеволие властей, беззаконие и несправедливость. Судьба маленького человека в таком мире трагична. Почему человек должен уважать закон, который его не защищает? Копейкин становится разбойником, чтобы спастись от голодной смерти. Таким образом, в повести о капитане писатель показывает истоки правого нигилизма, который приводит к появлению таких людей, как Чичиков.

“Повесть о капитане Копейкине” занимает важную роль в поэме “Мертвые души”. Она поднимает главную проблему страны в первой половине 19 века: безразличие со стороны государства к своему народу. Капитан Копейкин идет против закона не для обогащения, а чтобы не умереть от голодной смерти. Равнодушие государства в лице петербургского генера превращает мужественного офицера в разбойника.

Роль Повести о капитане Копейкине

Роль Повести о капитане Копейкине

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Моя спортивная семья (спорт в моей семье)

    В нашей семье спорт стал доброй традицией, которая способна нас сплотить и объединить в самые сложные времена.

  • Сочинение Мой верный друг собака 5 класс

    Каждому человеку знакомо выражение «собака – друг человека». И, действительно, это существо – одно из самых преданных и способных на многие подвиги ради людей. Собаки относятся к домашним животным

  • Сочинение по рассказу Муму 5 класс

    В рассказе И. С. Тургенева Муму идет речь о простом крепостном парне Герасиме Этот немой парень обладал богатырской силой. Он был трудолюбив, руках всё спорилось, в его характере присутствовали черты

  • Анализ главы Пешки из произведения Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

    В данной главе своего самого известного произведения Радищев описывая быт крестьян, выносит свой приговор государству и господствующему сословию – дворянству.

  • Сочинение Что такое время? (рассуждение)

    Что же такое время? Время — это на самом дела наша жизнь, а не часы со стрелками, как мы всегда думаем. Время и жизнь у нас самое драгоценное.

Роль в поэме Повести о капитане Копейкине

В поэме Н. В. Гоголя есть небольшая повесть, композиционно несвязанная с основным сюжетом – это Повесть о капитане Копейкине. Она повествует о несправедливом отношении государства к человеку, который стал инвалидом, защищая Родину, из-за этого он оказался без средств к существованию. Роль в поэме “Повести о капитане Копейкине” крайне весома, она выражает главную мысль всего произведения: государству нет дела до простых людей, оно не выполняет свои функции, чиновники и высокопоставленные особы заботятся лишь о собственном благополучии.

Роль повести в сюжете

Небольшая повесть, вставленная автором в общее повествование, выделяется острым сарказмом, юмором и необычайной смысловой силой. Это история о скитаниях честного человека, у которого не осталось шансов жить достойно из-за того, что он преданно служил своей стране, защищал её в бою. Вернувшись с войны без правой руки и ноги, Копейкин, наивно надеется, что о нём позаботится государство, выделив “пансион”, содержание.

Однако, генерал не находит времени, чтобы принять инвалида, забывает о нём. Оставшись без денег в чужом огромном городе, капитан в отчаянии в последний раз пытается добиться справедливости. Его вновь отправляют со словами “старайтесь покамест помочь себе сами, ищите сами средств…”. Копейкин принимает решение создать группу людей, которые будут промышлять разбоем, грабить чиновников, богачей. Это единственный выход иметь средства на жизнь для того, кто остался брошен своей страной – нищенствовать.

Идея

В повести заложена главная идея “Мёртвых душ”, не стоит ждать милости от государства и искать правды у высокопоставленных чиновников – им не важна жизнь маленького человека, государство заботится о своих гражданах лишь “на бумаге”.

Материал статьи поможет при подготовке к сочинению “Значение “Повести о капитане Копейкине” в произведении Н. В. Гоголя”.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • J-Ттт Чичляеча

    7/10

  • Dilora Kazakova

    9/10

  • Людмила Петрова

    10/10

  • Дух Мертвый

    10/10

  • Виктория Бокс

    10/10

  • Лёша Ангелов

    9/10

  • Даня Миронов

    10/10

  • Дмитрий Иванников

    8/10

  • Георгий Филькин

    10/10

На чтение 5 мин Просмотров 1.3к.
Обновлено 27 января, 2021

Роль капитана Копейкина в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» подчиняется общему замыслу. Идея произведения — показать, как душа становится мёртвой. И хотя повесть стоит особняком и, на первый взгляд, никак не связана с основным содержанием (кроме слухов о том, что Чичиков может быть капитаном Копейкиным), она ещё раз показывает чиновничий произвол, равнодушие власть имущих, «мёртвые души», стоящие во главе как отдельного уездного города, так и государства в целом.

Итак, перед нами судьба «маленького человека», которую Н.В. Гоголь раскрывал также, например, в «Шинели».

Капитан Копейкин сражался с наполеоновскими войсками, получил много наград. Однако он потерял руку и ногу, то есть стал инвалидом. Работать он не может, пенсию от государства не получает, поэтому едет в столицу, чтобы просить «монаршей милости».

Город давит на простого человека (Ф.М. Достоевский впоследствии очень ярко раскроет тему Петербурга в гоголевском ключе). Столица яркая, как «сказочная Шахерезада». Но на фоне её богатств заметней бедственное положение Копейкина, у которого в запасе лишь немного рублей. На них-то он и должен жить, пока оформляется пенсия.

Деятельный капитан пытается прорваться на приём к генерал-аншефу, перед которым все пресмыкаются: «…государственный человек!» Просители кланяются ему, но чиновник абсолютно равнодушен и к заискиваниям, и к собственно простым людям, явившимся к нему со своими бедами. Другие вельможи ничем не лучше своего начальника. Даже «швейцар уже смотрит генералиссимусом». Бедный офицер вынужден подолгу простаивать в очередях ради аудиенции. Все лишь обещают помощь, однако ничего для этого не делают. Так, автор показывает, что для вышестоящих чинов не важна жизнь простого человека. Их волнуют только связи, деньги и те, кто всё это имеет.

Однако генерал при первой встрече вселяет надежду в Копейкина. Бедный офицер думает, что дело его решено, «что вот ему завтра так и выдадут деньги». Поэтому он идёт в театр и ресторан (видимо, тратя там последние сбережения). Но чиновник тут же забывает о просьбе: «Я для вас ничего не могу сделать…»

Отчаявшись, капитан решается последовать совету генерал-аншефа: «…старайтесь покамест помочь себе сами…» Разочарованный, офицер берёт судьбу в свои руки: становится, по слухам, предводителем разбойников в рязанских лесах.

Такую историю рассказывает почтмейстер, увидевший в Чичикове Копейкина.

Эта вставная повесть (а помещена она в десятую главу) лишена каких-либо деталей. У офицера нет имени, мы не знаем, как он выглядит (фактически герой лишён лица). Конечно же, Н.В. Гоголь делает это намеренно, чтобы показать, что подобная ситуация типична. То есть перед нами обобщённый образ «маленького человека», который оказывается в сложной ситуации. Однако выхода из неё нет, потому что в обществе царит несправедливость. И свойственна подобная история не только для провинциального городка NN или столичного Петербурга, но и для всей России.

Используя приём контраста, автор углубляет трагичность ситуации. Роскошь чиновничьей столицы ярче заметна на фоне ужасающей бедности Копейкина: «…теперь в лавочке возьмёт какую-нибудь селёдку или огурец солёный да хлеба на два гроша, — словом, голодает бедняга…» и рядом «сёмга эдакая, вишенки — по пяти рублей штучка, арбуз-громадище…». Сравниваются и сами герои: капитан, проливавший кровь за Отчизну, и генерал-аншеф, думающий лишь о деньгах, положении в обществе и собственных удовольствиях. Кстати, и называет автор чиновника каждый раз по-разному: то генерал-аншефом, то министром, то начальником (опять-таки подчёркивая типичность этого образа). Контрастно и их жильё: комнатка Копейкина и дом вельможи.

Примечательно, что эту историю Н.В. Гоголь даёт рассказать почтмейстеру. Для чиновника это всего лишь шутка. Поэтому её можно представить для смеха за обеденным столом. А собеседники его — те же чиновники, которые поступили бы в подобной ситуации так же, как генерал-аншеф. То есть просто не обратили бы внимания на «маленького человека». И тем ещё больше подчёркивается бездушность существующего в России порядка, который и заставил отчаявшегося человека стать разбойником (кстати, аналогичную тему раскрывает А.С. Пушкин в повести «Дубровский»).

Кажется, что почтмейстер вспоминает эту историю ни с того ни с сего. Разница очевидна даже для самодовольных чиновников: что же общего может быть у отчаявшегося инвалида и приятного и обходительного Чичикова? А читатель также заметит и иную разницу: Копейкин становится разбойником от безысходности, а Павел Иванович сознательно скупает «мёртвые души». Но, несмотря на огромную разницу между героями, судьба капитана объясняет мотивы поведения Чичикова. Ужасно в чиновничьем обществе положение любого обывателя, не имеющего ни связей, ни денег. Почему «маленький человек» должен уважать закон, который его не может защитить? Ответа нет. Поэтому-то Чичиков лишь сохраняет видимость уважения к чиновникам, только внешне соблюдает законы и правила.

Итак, роль капитана Копейкина в системе образов поэмы огромна. Перед нами «маленький человек», решивший выступить против государственной системы. Это «благородный разбойник», Робин Гуд своего времени, мстивший богатым, имеющим власть. Да, он обижен судьбой, но не смиряется с этим положением. Поэтому образ капитана Копейкина встаёт в один ряд с образами Пугачёва и Разина — народных героев.

История создания

В предисловии «Мертвых душ» Гоголь указал, что читателю стоит внимательно изучать каждую главу и делать пометки. Такой тщательный анализ позволит лучше понять основные идеи произведения. При создании поэмы Гоголь долго работал над каждым эпизодом. Повесть о капитане слегка нарушала композиционную стройность работы, но ей была отведена одна из ключевых ролей в романе.

Цензура не одобрила авторский замысел, и Гоголь дважды корректировал повесть. Он несколько раз доказывал ее необходимость и значимость для целостности поэмы. Писателю пришлось существенно смягчить текст и немного изменить его, иначе цензура не пропустила бы публикацию.

История создания «Мертвых душ»

Черновики Гоголя не сохранились и поэтому нельзя сказать, какой была изначально его задумка. Рассказ ведется от лица почтмейстера, ведь именно этот человек лучше других был в курсе событий в городе и много читал. Речь почтмейстера наполнена повторами, фигурами речи и прочими средствами выразительности — все это нужно для того, чтобы показать отношение героя к истории. Для него это всего лишь веселый эпизод и он полагает, что капитан и Чичиков — это одно и то же лицо.

Почтмейстер рассказывает эту историю другим чиновникам, но они остаются равнодушными к трагедии капитана. Смысл повести в том, чтобы продемонстрировать, как людям у власти нет дела до проблем простого народа.

Эссе С5 по литературе: Как повесть о капитане Копейкине связана с историей жизни Чичикова?

С5 Эссе

Как повесть о капитане Копейкине связана с историей жизни Чичикова?

В своей удивительной по широте и размаху поэме «Мёртвые души» Гоголь изобразил николаевскую Россию, страшное царство «мёртвых душ», отобразил широкую картину российской действительности. Необычна поэма и по своей композиции. Представляя в первых главах поочередно чиновников, писатель в 10 главу вставляет новеллу о капитане Копейкине, офицере, герое Отечественной войны 1812года, потерявшем на ней ногу и руку, подавшемся от безденежья в разбойники. Новеллу рассказывает почтмейстер Иван Андреевич. На первый взгляд, история капитана Копейкина никак не связана с сюжетной линией. Так для чего она. Какая связь этой повести с содержанием поэмы и с главным героем — Чичиковым? Попытаюсь над этим поразмышлять.

Действительно, если посмотреть внимательнее, то можно понять, что эта повесть не только как бы продолжает сюжет поэмы, но и более ярко высвечивает её идейное содержание. Причём, мне думается, использование этой истории многозначно и вот почему. Повесть как бы венчает всю страшную картину помещичье-чиновнической России, изображённой в поэме. Кроме того, она имеет и другой, более глубокий смысл: Гоголь ведёт нас к огромным обобщениям, возвышаясь до мысли о суде истории. Это суд над «мёртвыми душами» чиновников, над высшими властями, над произволом и беззаконием, над всей системой управления. Не случайно действие повести происходит в Петербурге, куда добирается капитан Копейкин за монаршей милостью и где он получает отказ со стороны министра. Другими словами, Гоголь говорит нам, что везде в России: от помещичьей деревни до столичного Петербурга — кошмар, пошлость, равнодушие и беззаконие. Связан образ капитана Копейкина и с главным героем поэмы — «тёмной личностью» Чичиковым. Именно в повести сходятся слухи о Чичикове, а из неё расходятся ещё более невероятные версии. Чиновники после рассказа почтмейстера начинают верить, что Чичиков — переодетый разбойник, капитан Копейкин. А поскольку его имя связано с Отечественной войной 1812 года, то у чиновников возникают страшные ассоциации образа Копейкина с Наполеоном, антихристом. И вот в этом, казалось бы, нелепом подозрении обнажается авторская идея о том, что на смену одной эпохи, наполеоновской, приходит другое, ещё худшее зло — «денежное», «копеечное»; зло неправедного изобретательства, которое олицетворяет Чичиков – антихрист буржуазной эпохи. Гоголь как бы предупреждает об опасности и призывает к нравственному возрождению каждого человека. Давая описание жизни Чичикова, Гоголь показывает истоки его личности, условия формирования его как авантюриста, страстного накопителя. Писатель проводит аналогию фамилии «Копейкин» с жизненными идеалами Чичикова: «Все прошибёшь копейкой». Мы прослеживаем его детство, годы учебы. Отвезённый в город, Чичиков потрясён его великолепием (так же, как и Копейкин Петербургом). На всю жизнь запомнил Чичиков совет отца: «Копи копейку». И уже позже, через многие годы, мы видим, как Чичиков добивается вожделенной «копейки», как средства достижения материального благополучия, но при этом превращается в «мёртвую душу». Где же она, живая человеческая душа? Где он, идеальный человек, способный бороться за свою душу, за своё счастье? И Гоголь отвечает: этот человек — капитан Копейкин, вынесший войну на своих плечах, а потом отвергнутый государством, за которое пожертвовал здоровьем. Но этот человек не пал духом, а продолжал бороться за себя: его уход в разбойники — протест против «мёртвых душ», отцов Отечества, отрекшихся от него и тем самым подписавших себе смертный приговор.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что «Повесть о капитане Копейкине», действительно, связана с образом Чичикова и, более того, помогает нам глубже осмыслить идейное содержание поэмы. Кроме этого, вставив эту повесть в поэму, Николай Васильевич Гоголь тем самым выносит суровый обвинительный приговор самодержавно-крепостническому строю России.

Особенности персонажа

В «Мертвых душах» характеристика капитана Копейкина лишена описания внешности. У него нет имени, и это сделано неслучайно. Писатель хотел показать типичность ситуации и образ человека, который оказался в сложной ситуации из-за несправедливости общества. Причем существование людей, подобных Копейкину, было свойственно не только городу NN, в котором происходит действие «Мертвых душ», но и всей России в целом.

Характеристика Копейкина:

  • Стал инвалидом на войне, потерял ногу и руку.
  • За свою работу не получил никакой материальной помощи.
  • Всегда был честным и не умел выслуживаться перед высшими чинами.
  • Отличается настойчивостью и смекалкой.

Особенности персонажа капитан Копейкин

У Копейкина не было большой должности, но он и не стремился к ней. Ему хотелось только немного обеспечить свое существование. От работы мужчина не отказывался, но из-за ампутации правой руки найти ее было затруднительно. Но капитан не привык отступать от задуманного.

Копейкин — крепкий, но маленький человек. Он является обобщенным образом простого народа. Для его описания писатель использует контраст — личность капитана противопоставлена чиновникам, что неоднократно подчеркивается в тексте:

Капитан Копейкин

  • Капитан защищал страну, а чиновники не придают этому факту значение.
  • Копейкин — честный человек, а чиновники любят только деньги.
  • У капитана только маленькая комната, а у вельможи огромный дом.
  • Копейкин ест скромный обед, а в ресторанах подаются деликатесы.

Капитан не привык играть нечестно и пытался получить заслуженную материальную помощь, но его просьбы не увенчались успехом. У него вызвало возмущение предложение генерала, который сказал самостоятельно поискать средства для существования. Такой возмутительный поступок привел к радикальному решению. Солдат словно пропал без вести, а через два месяца в лесах появилась банда разбойников. Копейкин стал ее атаманом.

Краткое содержание

Всего в повести три действующих лица — капитан Копейкин, генерал-аншеф и почтмейстер, который исполняет роль рассказчика. История начинается с описания состояния капитана. После войны 1812 года он лишился ноги и руки. Инвалидность мешала ему работать, а совесть не позволяла мужчине находиться на иждивении старого отца.

Характеристика Копейкина

Поэтому солдат решил отправиться в Санкт-Петербург. Все, что он хотел — получить небольшое материальное пособие. Город на Неве ему очень понравился, капитан был восхищен его красотой. В то же время он понимал, как дорого жить в нем, поэтому решил беречь свои деньги и не задерживаться там надолго.

Царь был в заграничной поездке, и Копейкину предложили отправиться к временной комиссии. Он ждал приема четыре часа в помещении, полном народу. Но когда генерал-аншеф увидел, что перед ним инвалид, то велел ему явиться через несколько дней.

Капитан обрадовался и подумал, что это означает положительное решение, поэтому отправился в трактир, поужинал и выпил, после чего пошел в театр, потратив почти все имеющиеся деньги.

Но когда он снова пришел к генералу-аншефу, тот отказался выполнить просьбу. Он предложил подождать возвращения министра, который сможет отдать распоряжение касательно материальной помощи солдатам. Генерал дал немного денег капитану, но сумма была мизерной.

От него Копейкин вышел в подавленном настроении. В большом городе множество соблазнов, а денег у капитана было мало. От безысходности солдат снова пришел в комиссию и снова получил отказ. Он начал громко ругаться, вследствие чего его принудительно отправили домой в сопровождении фельдъегеря.

Герой размышлял, как поступить, тяжело переживая тот факт, что его работа оказалась не нужна отечеству, а принципы были разрушены. И он подался в разбойники, став идейным борцом за справедливость. Его банда никогда не убивала, а только грабила, причем не обычных людей, а только тех, кто имел отношение к государственной казне. Они забирали провиант, деньги, другие ценности. Капитан не считал, что поступил как-то плохо. Он всего лишь последовал совету генерала-аншефа и обеспечил себя сам.

Сочинение: Значение повести о капитане Копейкине в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

(374 слова) Во второй части поэмы Гоголя «Мертвые души» почтмейстер знакомит читателя с историей некого капитана Копейкина. Рассказ о несчастном человеке и будущем разбойнике, кажется, разрывает основную сюжетную линию и логически не встраивается в нее. Однако сам Гоголь не раз подчеркивал особую роль этого образа. В чем же смысл истории о капитане Копейкине и почему этот образ оказался так важен для писателя?

Капитан Копейкин – русский офицер, участвовавший в войне 1812 года. В ходе военных действий он теряет правую руку и ногу. Живется ему непросто, он не получает помощи от государства и решается поехать в столицу лично к государю, чтобы узнать «не будет ли какой монаршей милости».

Попадая на прием к важному чиновнику, Копейкин, услышав просьбу прийти через несколько дней, решает, что дело уже почти решено и непременно в его пользу. В ресторане, радуясь победе, он оставляет большую часть своих сбережений.

Однако тяжба тянется безрезультатно, Копейкин начинает голодать, дело его все откладывается, и при последней встрече с вельможей ему настойчиво предлагают уехать из Петербурга. После этого капитан Копейкин исчезает. По слухам, он становится атаманом разбойничьей шайки.

На этом история заканчивается. Образ капитана Копейкина возникает как домысел о том, кем мог являться главный герой поэмы Чичиков. Таким образом, сам автор предлагает читателю присмотреться и сравнить между собой двух персонажей. Что между ними общего?

Интересно, что звание капитана в соответствии с табелью о рангах соответствовало гражданскому чину титулярного советника, что ставит героя поэмы в один ряд с «маленькими людьми» Акакием Башмачкиным и Поприщиным. Однако Копейкин решается на бунт, невозможный для этих героев. Он будто преодолевает судьбу, предназначенную ему самой фамилией. Также и образ Чичикова во второй части поэмы среди встретившихся ему персонажей становится бунтарским, недоступным для понимания. На мгновение Чичиков даже превращается в Наполеона, бежавшего с острова Святой Елены. Абсурдность перевоплощения «рыцаря копейки» Чичикова во вдохновителя французской революции по-своему сравнима с фантастичностью бунта капитана Копейкина. Кроме того, два героя могут быть сопоставлены между собой общностью внутреннего противоречия, уже воплотившегося в образе Копейкина, но только зреющего в душе Чичикова.

Копейкин — особый персонаж в творчестве Гоголя и в поэме «Мертвые души». С его образом предположительно связано содержание второго тома мертвых душ и «очищение» Чичикова, чей психологический портрет предполагал значительные изменения. Появление такого персонажа, как Копейкин, дает гоголевским персонажам возможность выхода из парадоксальной пустоты их жизни, дает им выбор, ранее для них невозможный.

Автор: Екатерина Озаровская

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Повесть не окончена как пишется
  • Повесть н в гоголя шинель закономерность или развитие темы маленького человека сочинение
  • Повесть меньше романа но больше рассказа
  • Повесть короленко в дурном обществе сочинение
  • Повесть как отличить от рассказа

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии