Начало творческого наследия Достоевского Ф.М. было положено романом «Бедные люди» (изданным в 1846 г.). Успех этого произведения был предрешен благожелательностью критиков (Н. Некрасов, В. Белинский). Это моментально принесло славу автору, называемому теперь не иначе как «новым Гоголем».
Однако, последующие произведения, повести и рассказы Федора Достоевского: «Двойник», «Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова», не были должным образом оценены критиками и читателями.
Прежде всего, они должным образом не воспринимали новаторства автора и его попыток в своих произведениях глубже разобраться в психологии героев.
Далее, в 1849 году Достоевского арестовали по «делу Петрашевского». Суд, смертный приговор, инсценировка казни, каторга — все эти эпизоды биографии существенно повлияли на писателя. Поэтому они ярко вплелись в последующие труды Достоевского, который погружается в религию, пишет повести «Дядюшкин сон«, «Село Степанчиково и его обитатели«, роман «Униженные и оскорбленные«. Глубокие изменения философии писателя отразили опубликованные в 1864 г. «Записки из подполья«. Наконец, роман «Преступление и наказание» (1866) принес известность и получил должную оценку среди критиков и читателей. Несмотря на это, из-за больших долгов, Достоевский покидает Россию и уже в Европе пишет роман «Идиот».
Наиболее популярные и известные произведения Достоевского были опубликованы незадолго до смерти: «Бесы«, начало «Дневника писателя», «Подросток«, «Кроткая«, «Братья Карамазовы«. Однако, намерения продолжить «Дневник», а также приступить к продолжению «Карамазовых» так и остались в планах писателя, к сожалению, из-за смерти Достоевского (1881) эти произведения так и остались незавершенными.
Романы Достоевского Ф.М.
Повести и рассказы Достоевского Ф.М.
- 1846 — Двойник (кратко)
- 1846 — Как опасно предаваться честолюбивым снам
- 1846 — Господин Прохарчин
- 1847 — Роман в девяти письмах
- 1847 — Хозяйка
- 1848 — Ползунков
- 1848 — Слабое сердце
- 1848 — Честный вор
- 1848 — Ёлка и свадьба
- 1848 — Неточка Незванова (кратко)
- 1848 — Белые ночи (кратко)
- 1849 — Маленький герой
- 1859 — Дядюшкин сон (кратко)
- 1859 — Село Степанчиково и его обитатели (кратко)
- 1860 — Чужая жена и муж под кроватью
- 1860 — Записки из Мёртвого дома (кратко)
- 1862 — Скверный анекдот (кратко)
- 1864 — Записки из подполья (кратко)
- 1865 — Крокодил
- 1870 — Вечный муж
- 1873 — Бобок
- 1876 — Мужик Марей
- 1876 — Кроткая (кратко)
- 1876 — Мальчик у Христа на ёлке (кратко)
- 1877 — Сон смешного человека (кратко)
Публицистика и критика, очерки Достоевского Ф.М.
- 1847 — Петербургская летопись
- 1861 — Рассказы Н.В. Успенского
- 1862 — Зимние заметки о летних впечатлениях
- 1876 — Столетняя
- 1880 — Приговор
- 1880 — Пушкин
Дневник писателя Достоевского Ф.М.
- 1873 — Дневник писателя. 1873 год.
- 1876 — Дневник писателя. 1876 год.
- 1877 — Дневник писателя. Январь-август 1877 года.
- 1877 — Дневник писателя. Сентябрь-декабрь 1877 года.
- 1880 — Дневник писателя. 1880 год.
- 1881 — Дневник писателя. 1881 год.
Стихотворения Достоевского Ф.М.
Собрания сочинений, все произведения Достоевского Ф.М.
- Достоевский Ф. М. Сочинения Ф. М. Достоевского [в двух томах]. — СПб.: Издание Н. А. Основского, тип. Лазаревского института восточных языков, 1860.
- Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений [в четырёх томах] / Вновь просмотренное и дополненное самим автором издание. — СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1865–1870.
- Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений Ф. М. Достоевского [в четырнадцати томах] / Под ред. А. Г. Достоевской. — СПб., 1882–1883.
- Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 12 томах. — СПб., [изд. А. Г. Достоевской], 1904—1906.
- Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 23 томах. СПб., Просвещение, 1911.
- Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в тринадцати томах / Под редакцией Б. Томашевского и К. Халабаева. — Л.: Государственное издательство, 1926–1930.
- Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в десяти томах / Под общей редакцией Л. П. Гроссмана, А. С. Долинина, В. В. Ермилова, В. Я. Кирпотина, В. С. Нечаевой, Б. С. Рюрикова. — М.: ГИХЛ, 1956–1958.
- Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. В 30 тт. — Л.: Наука, 1972—1990.
- Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 12 томах. — М., Правда, 1982. (Библиотека «Огонёк»)
- Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в пятнадцати томах. — Л.: Наука, 1988—1996.
- Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 20 томах. — М., Терра, 1998.
Фёдор Миха́йлович Достое́вский — один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.
Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 г. в Москве. Отец его был хирургом в госпитале для бедных; перед выходом в отставку он получил дворянский титул и уехал жить в деревню, в свое поместье. Натура развратная и очень жестокая, особенно в старости, он дошел до того, что возмущенные крепостные крестьяне зверски убивают его.
Первый приступ эпилепсии у будущего гения русской литературы случился в возрасте семи лет.
1837 г. — важная дата для Достоевского. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, которым он с братом зачитывается с детства, год переезда в Петербург и поступления в военно-инженерное училище. В 1839 г. он получает известие о расправе над отцом. За год до оставления военной карьеры Достоевский впервые переводит и издает «Евгению Гранде» Бальзака (1843). Год спустя выходит в свет его первое произведение, «Бедные люди», и сразу для всех становится ясно — появился большой писатель. Но следующая книга, «Двойник», встречает неуспех. После публикации «Белых ночей» он был арестован (1849) в связи с «делом Петрашевского», в кружке которого, кроме разговоров и чтения письма Белинского Гоголю, ничего серьезного не происходило. Суд и суровый приговор к смертной казни скорее был похож на трагифарс. Только на эшафоте осужденным объявляют о помиловании, заменив смерть жизнью на каторге. Один из приговоренных к казни в этот момент сходит с ума.
Лишь через 10 лет Достоевский, будучи уже женатым, возвращается в Петербург, но негласное наблюдение за ним не прекращается до конца его дней. Годы заключения абсолютно перевернули его взгляд на мир. В период с 1860 по 1866 г.г.: работа с братом в собственном журнале, романы «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», «Зимние заметки о летних впечатлениях» и «Записки из подполья» — можно сказать, что настоящий Достоевский рождается из этого произведения. Поездки за границу со своей возлюбленной Аполлинарией Сусловой (жестокий роман с которой длится 3 года), разорительная игра в рулетку, постоянные попытки добыть денег и в то же время — смерть жены и брата, долги которого он берет на себя. Это время открытия им для себя Запада и возникновения ненависти к нему.
В безвыходном материальном положении Достоевский пишет главы «Преступления и наказания», посылая их прямо в журнальный набор, и они печатаются из номера в номер. В это же время он обязан написать «Игрока», на что у него попросту не хватает физических сил. По совету друзей Достоевский берет молодую стенографистку, которая легко справляется с непосильной задачей, и «Игрок» готов через месяц. Роман «Преступление и наказание» закончен и оплачен очень хорошо, но чтоб этих денег у него не отобрали кредиторы , писатель уезжает за границу со своей помощницей Анной Григорьевной, ставшей его новой женой. Впервые в жизни Достоевскому действительно по-настоящему повезло. Эта женщина постепенно устроила ему нормальную жизнь, взяла на свои плечи все экономические заботы, и с 1871 г. он навсегда бросает рулетку.
В 1867 г. написан роман «Идиот».
Последние годы жизни невероятно плодотворны: 1871 — «Бесы», 1873 — начало «Дневника писателя» (серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня), 1874 — «Подросток», 1876 — «Кроткая», 1879 — «Братья Карамазовы». В это же время два события стали значительными для Достоевского. В 1878 г. император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье, и в 1880 г., всего лишь за год до смерти, Достоевский произнес знаменитую речь на открытии памятника Пушкину в Москве. Это, наконец, настоящий триумф. Он уверен, что теперь является первым писателем в России и победил-таки графа Льва Толстого.
Несмотря на ту известность, которую Достоевский получил в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. В частности, даже Фридрих Ницше признавал, что Достоевский единственный, кто сумел ему объяснить, что такое человеческая психология.
полная версия
Классическая проза
На что способен человек в момент отчаяния, когда нужно срочно искать выход из сложившегося положения? Насколько сильно он готов жертвовать собой? Где грань между величием и ничтожеством? Эти и многие…
Подробнее
полная версия
Классическая отечественная проза
Трудно найти того, кто не слышал бы о романе Федора Михайловича Достоевского «Идиот». Это произведение известно не только в России, но и во многих других странах, его неоднократно экранизировали, по…
Подробнее
полная версия
Классическая отечественная проза
Роман Федора Достоевского «Братья Карамазовы» можно без сомнений назвать шедевральным, невероятно глубоким и неоднозначным. В нем столько мыслей, подтекстов, намеков. Его можно читать несколько раз,…
Подробнее
полная версия
Классическая отечественная проза
Насколько быстро развращается человеческая душа? Может быть, человек рождается с уже чёрной душой? Или она становится такой под воздействием других? Читая роман «Бесы» Ф. М. Достоевского, не можешь…
Подробнее
полная версия
Классическая проза
Насколько сильно человек может переживать своё одиночество? Что происходит внутри него, когда внешне он кажется вполне спокойным? Это не каждый сможет понять, да и не каждый задумается об этом….
Подробнее
полная версия
Классическая отечественная проза
Что будет, если ты заиграешься и не сможешь вовремя остановиться? Ты рискуешь потерять всё. Но может быть и такое, что ты даже не понимаешь, что играешь, не знаешь, что стоит на кону. И будет ли тогда…
Подробнее
полная версия
Русская проза
Как много мы готовы сделать для тех, кого мы любим? Будь это дети, любимый мужчина или женщина, другой дорогой тебе человек… Если ты кого-то любишь, то порой приходится страдать. Но в чём разница…
Подробнее
полная версия
Классическая отечественная проза
Чтобы человек мог считать, что он живёт, ему недостаточно просто существовать. Нужно ещё что-то, чтобы жизнь была действительно жизнью. Писатель Ф. М. Достоевский считал, что нельзя считать себя живым…
Подробнее
полная версия
Классическая отечественная проза
Проблема отцов и детей – вечная проблема. Именно поэтому сюжет на эту тему активно используется писателями при создании своих произведений. Русская классическая литература имеет множество образцов…
Подробнее
полная версия
Классическая проза
Назначение литературы – поднимать сложные темы человеческого бытия, вести за собой и воспитывать читателя. По крайней мере так считалось в то время, когда зарождалась русская классическая литература….
Подробнее
полная версия
Юмористическая проза
Сборник составлен известным писателем-сатириком Феликсом Кривиным. В книгу включены сатирические и юмористические рассказы, повести, пьесы выдающихся русских и советских писателей: «Крокодил» Ф….
Подробнее
Юмор и сатира
Шутка способна поднять настроение и даже поддержать в трудную минуту. Поэтому многие люди обращаются к юмористическим произведениям, когда на душе у них тяжело. Это может быть и просто способ…
Подробнее
полная версия
Классическая проза
Рождество – это время чудес. Именно тогда сбываются все мечты. Бедные находят выход из сложных ситуаций, больные становятся здоровыми, а несчастные – счастливыми. Жаль, что у героя рассказа великого…
Подробнее
полная версия
Классическая отечественная проза
Герой повести — мелкий чиновник, который страдает от того, что он принижен обществом и восстает против условий общественной жизни, которые его обезличивают. Суть этого бунта Достоевский пояснил так:…
Подробнее
полная версия
Классическая отечественная проза
Святки — удивительный период времени: один год приходит на смену другому, и кажется, что возможно все. Эта необычная атмосфера праздника вселяет веру в возможность чуда. Святочные истории всегда…
Подробнее
полная версия
Классическая проза
Глубина и масштаб поднимаемых вопросов, их размах – вот что отличает классическую литературу. При этом жанр автором может быть избран разный. Даже фантастический рассказ под пером классика приобретает…
Подробнее
полная версия
Классическая отечественная проза
«– Сделайте одолжение, милостивый государь, позвольте вас спросить…
Прохожий вздрогнул и несколько в испуге взглянул на господина в енотах, приступившего к нему так без обиняков, в восьмом часу…
Подробнее
полная версия
Детские стихи
В сборник вошли стихи и рассказы русских поэтов и писателей о нашей родной природе, а также русские народные загадки, приметы, пословицы и народный календарь.
Подробнее
полная версия
Классическая отечественная проза
В повести «Двойник» (1846) Достоевским дан глубокий психологический анализ расколотого сознания, анализ, предвещающий великие романы писателя. Повесть «Двойник» во многом связана с художественным…
Подробнее
полная версия
Классическая отечественная проза
«Я прошу извинения у моих читателей, что на сей раз, вместо «Дневника» в обычной его форме, даю лишь повесть. Но я действительно занят был этой повестью большую часть месяца.
Теперь о самом…
Подробнее
Повести и рассказы
Повести и рассказы. Федор Михайлович Достоевский
СЛАБОЕ СЕРДЦЕ.
Повесть.
Под одной кровлей, в одной квартире, в одном четвертом этаже жили два молодые сослуживца, Аркадий Иванович Нефедевич и Вася Шумков… Автор, конечно, чувствует необходимость объяснить читателю, почему один герой назван полным, а другой уменьшительным именем, хоть бы, например, для того только чтоб не сочли такой способ выражения неприличным и отчасти фамильярным. Но для этого было бы необходимо предварительно объяснить и описать и чин, и лета, и звание, и должность, и, наконец, даже характеры действующих лиц; а так как много таких писателей, которые именно так начинают, то автор предлагамой повести, единственно для того, чтоб не походить на них (то есть, как скажут, может быть, некоторые, вследствие неограниченного своего самолюбия), решается начать прямо с действия. Кончив такое предисловие, он начинает.
Вечером, накануне Нового года, часу в шестом, Шумков воротился домой. Аркадий Иванович, который лежал на кровати проснулся и вполглаза посмотрел на своего приятеля. Он увидал, что тот был в своей превосходнейшей партикулярной паре и в чистейшей манишке. Это, разумеется, его поразило. «Куда бы ходить таким образом Васе? да и не обедал он дома!» Шумков между тем зажег свечку, и Аркадий Иванович немедленно догадался, что приятель собирается разбудить его нечаянным образом. Действительно, Вася два раза кашлянул, два раза прошелся по комнате и, наконец, совершенно нечаянно выпустил из рук трубку, которую было стал набивать в уголку, возле печки. Аркадия Ивановича взял смех про себя.
— Вася, полно хитрить! — сказал он.
— Аркаша, не спишь?
— Право, наверное не могу сказать; кажется мне, что не сплю.
— Ах, Аркаша! здравствуй, голубчик! Ну, брат! ну, брат!.. Ты не знаешь, что я скажу тебе!
— Решительно не знаю; подойди-ка сюда.
Вася, как будто ждал того, немедленно подошел, никак не ожидая, впрочем, коварства от Аркадия Ивановича. Тот как-то преловко схватил его за руки, повернул, подвернул под себя и начал, как говорится, «душить» жертвочку, что, казалось, доставляло неимоверное удовольствие веселому Аркадию Ивановичу.
— Попался! — закричал он, — попался!
— Аркаша, Аркаша, что ты делаешь? Пусти, ради бога, пусти, я фрак замараю!..
— Нужды нет; зачем тебе фрак? зачем ты такой легковерный, что сам в руки даешься? Говори, куда ты ходил, где обедал?
— Аркаша, ради бога, пусти!
— Где обедал?
— Да про это-то я и хочу рассказать.
— Так рассказывай.
— Да ты прежде пусти.
— Так вот нет же, не пущу, пока не расскажешь!
— Аркаша, Аркаша! да понимаешь ли ты, что ведь нельзя, никак невозможно! — кричал слабосильный Вася, выбиваясь из крепких лап своего неприятеля, — ведь есть такие материи!..
— Какие материи?..
— Да такие, что вот о которых начнешь рассказывать в таком положении, так теряешь достоинство; никак нельзя; выйдет смешно — а тут дело совсем не смешное, а важное.
— И ну его, к важному! вот еще выдумал! Ты мне рассказывай так, чтоб я смеяться хотел, вот как рассказывай; а важного я не хочу; а то какой же ты будешь приятель? вот ты мне скажи, какой же ты будешь приятель? а?
— Аркаша, ей-богу, нельзя!
— И слышать не хочу…
— Ну, Аркаша! — начал Вася, лежа поперек кровати и стараясь всеми силами придать как можно более важности словам своим. — Аркаша! я, пожалуй, скажу; только…
— Ну что!..
— Ну, я помолвил жениться!
Аркадий Иванович, не говоря более праздного слова, взял молча Васю на руки, как ребенка, несмотря на то что Вася был не совсем коротенький, но довольно длинный, только худой, и преловко начал его носить из угла в угол по комнате, показывая вид, что его убаюкивает.
— А вот я тебя, жених, спеленаю, — приговаривал он. Но, увидя, что Вася лежит на его руках, не шелохнется и не говорит более ни слова, тотчас одумался и взял в соображение, что шутки, видно, далеко зашли; он поставил его среди комнаты и самым искренним, дружеским образом облобызал его в щеку.
— Вася, не сердишься?
— Аркаша, послушай…
— Ну, для Нового года.
— Да я-то ничего; да зачем же ты сам такой сумасшедший, повеса такой? Сколько я раз тебе говорил: Аркаша, ей-богу, не остро, совсем не остро!
— Ну, да не сердишься?
— Да я ничего; на кого я сержусь когда! Да ты меня огорчил, понимаешь ли ты!
— Да как огорчил? каким образом?
— Я шел к тебе как к другу, с полным сердцем, излить перед тобой свою душу, рассказать тебе мое счастие…
— Да какое же счастие? что ж ты не говоришь?…
— Ну, да я женюсь-то! — отвечал с досадою Вася, потому что действительно немного был взбешен.
— Ты! ты женишься! так и вправду? — закричал благим матом Аркаша. Нет,нет… да что ж это? и говорит так,и слезы текут!.. Вася, Васюк ты мой, сыночек мой, полно! Да вправду, что ль? — И Аркадий Иванович бросился к нему снова с объятиями.
— Ну, понимаешь, из-за чего теперь вышло? — сказал Вася. — Ведь ты добрый, ты друг, я это знаю. Я иду к тебе с такою радостью, с восторгом душевным, и вдруг всю радость сердца, весь этот восторг я должен был открыть, барахтаясь поперек кровати, теряя достоинство… Ты понимаешь, Аркаша, — продолжал Вася полусмеясь, — ведь это было в комическом виде: ну, а я некоторым образом не принадлежал себе в эту минуту. Я же не мог унижать этого дела… Вот еще б ты спросил меня: как зовут? Вот клянусь, скорей убил бы меня, а я бы тебе не ответил.
— Да, Вася, что же ты молчал! да ты бы мне все раньше сказал, я бы и не стал шалить, — закричал Аркадий Иванович в истинном отчаянии.
— Ну, полно же, полно! я ведь так это… Ведь ты знаешь, отчего это все, — оттого, что у меня доброе сердце. Вот мне и досадно, что я не мог сказать тебе, как хотел, обрадовать, принесть удовольствие, рассказать хорошо, прилично посвятить тебя… Право, Аркаша, я тебя так люблю, что, не будь тебя, я бы, мне кажется, и не женился, да и не жил бы на свете совсем!
Аркадий Иванович, который необыкновенно был чувствителен, и смеялся, и плакал, слушая Васю. Вася тоже. Оба снова бросились в объятия и позабыли о бывшем.
— Как же, как же это? расскажи мне все, Вася! Я, брат, извини меня, я поражен, совсем поражен; вот точно громом сразило, ей-богу! Да нет же, брат, нет, ты выдумал, ей-богу, выдумал, ты наврал! — закричал Аркадий Иванович и даже с неподдельным сомнением взглянул в лицо Васи, но, видя в нем блестящее подтверждение непременного намерения жениться как можно скорее, бросился в постель и начал кувыркаться в ней от восторга, так что стены дрожали.
— Вася, садись сюда! — закричал он, усевшись наконец на кровати.
— Уж я, братец, право, не знаю, как и начать, с чего!
Оба в радостном волнении смотрели друг на друга.
— Кто она, Вася?
— Артемьевы!.. — произнес Вася расслабленным от счастия голосом.
— Нет?
— Ну, да я тебе уши прожужжал об них, потом замолк, а ты ничего и не приметил. Ах, Аркаша, чего стоило мне скрывать от тебя; да боялся, боялся говорить! Думал, что все расстроится, а я ведь влюблен, Аркаша! Боже мой, боже мой! Видишь ли, вот какая история, — начал он, беспрерывно останавливаясь от волнения, — у ней был жених, еще год назад, да вдруг его командировали куда-то; я и знал его — такой, право, бог с ним! Ну, вот, он и не пишет совсем, запал. Ждут, ждут; что бы это значило?.. Вдруг он, четыре месяца назад, приезжает женатый и к ним ни ногой. Грубо! подло! да за них заступиться некому. Плакала, плакала она, бедная, а я и влюбись в нее… да я и давно, всегда был влюблен! Вот стал утешать, ходил, ходил… ну, и я, право, не знаю, как это все произошло, только и она меня полюбила; неделю назад я не выдержал, заплакал, зарыдал и сказал ей все — ну! что люблю ее — одним словом, все!.. «Я вас сама любить готова, Василий Петрович, да я бедная девушка, не насмейтесь надо мной; я и любить-то никого не смею». Ну, брат, понимаешь! понимаешь?.. Мы тут с ней на слове и помолвились; я думал-думал, думал-думал; говорю: как сказать маменьке? Она говорит: трудно, подождите немножко; она боится; теперь еще, пожалуй, не отдаст меня вам; сама плачет. Я, ей не сказавшись, бряк старухе сегодня. Лизанька перед ней на колени, я тоже… ну, и благословила. Аркаша, Аркаша! голубчик ты мой! будем жить вместе. Нет! я с тобой ни за что не расстанусь.
— Вася, как я ни смотрю на тебя, а не верю, ей-богу, как-то не верю, клянусь тебе. Право, мне все что-то кажется… Послушай, как же это ты женишься?.. Как же я не знал, а? Право, Вася, я, уже признаюсь тебе, я сам, брат, думал жениться; а уж как теперь ты женишься, так уж все равно! Ну, будь счастлив, будь счастлив!..
— Брат, теперь так сладко в сердце, так легко на душе… — сказал Вася, вставая и шагая в волнении по комнате. — Не правда ли, не правда ли? ведь ты чувствуешь тоже? Мы будем жить бедно, конечно, но счастливы будем: и ведь это не химера, наше счастье-то ведь не из книжки сказано: ведь это на деле счастливы мы будем!..
— Вася, Вася, послушай!
— Что? — сказал Вася, остановясь перед Аркадием Ивановичем.
— Мне пришла мысль; право, я как-то боюсь и сказать тебе!.. Ты прости меня, ты разреши мои сомнения. Чем же ты жить будешь? Я, знаешь, я в восторге, что ты женишься, конечно, в восторге и владеть собой не могу, но — чем ты жить будешь? а?
— Ах, боже, боже мой! какой ты, Аркаша! — сказал Вася, в глубоком удивлении смотря на Нефедевича. — Да что ты в самом деле? Даже старуха, и та двух минут не подумала, когда я ей представил все ясно. Ты спроси, чем они жили? Ведь пятьсот рублей в год на троих: ведь всего-то пенсиону после покойника столько. Жила она, да старуха, да еще братишка, за которого в школу платят из тех же денег, — ведь вот как живут! Ведь это только мы капиталисты с тобой! А у меня, поди-ка ты, в иной год, в хороший, даже семьсот наберется.
— Послушай, Вася; ты меня извини; я, ей-богу, я так ведь, я все только думаю,