Тема: Проверочная работа по теме: « Публицистический стиль речи».
Цель: Контроль за орфографической и пунктуационной грамотностью учащихся.
Проверка умения выявлять лексические, морфологические и синтаксические
особенности публицистического стиля речи.
Ход урока.
1. Контрольный диктант.
Честь истинная и ложная
Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью.
Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком
преувеличенной. Но представления о чести бывают совершенно ложными, эти ложные представления наносят колоссальный ущерб государству. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему
обществу явление, как понятие дворянской чести, «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри его уже не бьется совестливое сердце.
«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее»). Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много. Честь истинная – всегда в соответствии с совестью.
Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.
Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном
Образец выполнения творческого задания:
Текст Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном» относится к публицистическому стилю речи, так как, во- первых, в нем раскрываются такие важные нравственные понятия, как честь и совесть; во- вторых, цель текста – раскрыть отношение автора к проблеме истинной и ложной чести; в – третьих, в данном тексте используются свойственные этому стилю языковые особенности.
Лексические особенности: в тексте преобладает общественная и нравственно – этическая лексика (честь, совесть, ущерб государству, «честь мундира», дворянская честь). Лексические повторы слов ( честь, совесть) являются средством связи
предложений. А антонимы (честь истинная и ложная) подчеркивают
остроту поднятой в тексте проблемы.
Морфологические средства, подтверждающие принадлежность текста к публицистическому стилю, заключаются в использовании отвлеченных имен существительных ( различие, стремление, явление), наречий со значением меры и степени ( совершенно ложными, явно неудачных строек), указательных местоимений
(такое явление, как).
Синтаксические особенности текста: используются однотипные (параллельные) конструкции (Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной…). Неполные предложения помогают почувствовать уверенность автора в точности высказываемых им предположений. В тексте часто используются вводные конструкции, оформленные с помощью скобок. Они используются с целью уточнения мысли автора.
План словообразовательного разбора.
- Установить значение слова и определить, от какого слова ( слов) оно образовано.
- Определить, ( если необходимо), с помощью каких морфем образовано данное слово.
- Указать способ образования слова. Привести примеры слов, образованных тем же способом с помощью тех же морфем.
Из предложения 17 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
(17) Ибо действительно фундаментально, по-научному подходит к этой тайне человечества, а потому подтверждает, сколь сложен человек, а также его внутренний мир…
Укажите способ образования слова БЛИЗОРУКОСТИ ( в предложении8)
(8) Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от неё духовного удовлетворения.
Из предложения 34 выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом.
(34) Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной рухнула земля и я оказался на краю бездонной пропасти.
Укажите способ образования слова угроза ( предложение 4).
( 4) Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения.
Из предложений 39-40 выпишите слово, образованное приставочным способом.
(39)… Плетёнкин хмуро намыливал руки. (40) Он подумал, что обязательно встретит её и вернёт ей двести, нет, не двести, а все пятьсот рублей…
Из предложений 42-43 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом ( с помощью нулевого суффикса).
(42) Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. (43) Это значит, что в ней что-то существенное есть.
Укажите способ образования слова БЕСПОМОЩНО из предложения 7.
(7) И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине…: мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять.
Прочитайте предложения и выполните данные ниже задания.
( 1) Повести Василия Быкова – это рассказы очевидца о событиях Великой Отечественной войны. (2) Герои его книг – офицеры и рядовые Советской Армии, которые в тяжелых, беспощадных условиях смогли остаться верными своему долгу, своей Родине.
- Из предложения 2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
- Из предложений 1-2 выпишите слово, образованное способом перехода из одной части речи в другую.
- Укажите способ образования слова РАССКАЗЫ.
- Определите способ словообразования слова ЖАРОПОНИЖАЮЩЕЕ
а) суффиксальный
б) сложение
в) переход из одной части речи в другую
г) приставочно- суффиксальный
- Определите способ словообразования слова ИСПУГ
а) приставочный
б) суффиксальный
в) переход из одной части речи в другую
г) бессуффиксный
- Определите способ образования слова БЕЗБРЕЖНЫЙ
а) приставочный
б) суффиксальный
в) приставочно-суффиксальный
г) бессуффиксный
- Какое слово образовано приставочным способом?
- правнук
- вписаться
- безвкусица
- по-русски
- Найдите слово, образованное способом сложения основ.
- настенный
- подоконник
- пешеходный
- ВУЗ
- кресло-кровать
- Какое – (ие) слово (-а) образовано (-ы) суффиксальным способом?
- чебуречная
- беспорядок
- лесничество
- веселье
- Определите словообразовательную цепочку:
- переподготовка
2) подготовка
3) готовить
4) подготовить
Суффиксальный способ
Образуются:
— имена существительные: гора-горец
— имена прилагательные: лиса- лисий ( хвост)
всегда причастия: видеть- видевший
-деепричастия: делать- делая
— местоимения: кто-кто-то
-наречия: бесспорный-бесспорно
Это важно!!!
Суффиксальный способ
— наречия на –о, -е
— существительные на –НИЕ ( ожидание, рождение) со значением действия
— причастия
— деепричастия
Приставочно- суффиксальный способ
Образуются имена существительные: гора- пригорок
— имена прилагательные: шум -бесшумный
— глаголы: читать- вчитаться
— наречия: сухой- насухо
Бессуффиксный способ
Образуются только имена существительные
— от глаголов: вывихнуть-вывих
— от имён прилагательных: высокий-высь
Сложение
— сложение слов: диван-кровать
— сложение основ с помощью соединительных гласных о,е: пешеход
— сложение начальной части слова с целым словом: пол-лимона
— сложение начальных букв или звуков: МГУ
-образование слова из сочетания слов: древнерусский- Древняя Русь
Неморфологические способы образования слов
Переход из одной части речи в другую
-переход в имена существительные: столовая посуда –столовая открывается
— переход в имена прилагательные: первый год- Иванов – первый ( лучший) ученик;
— переход в наречия: медленным шагом –ехали шагом
Слияние слов словосочетания в одно слово: сего дня-сегодня, с ума сшедший -сумасшедший
Найди предложения с обращением, расставь знаки препинания, построй схемы.
- Мы собирали марки открытки значки.
2.Небо воздух землю всё пронизал золотой дождь.
3.Прощай отец дай руку мне.
Спишите предложения, расставьте знаки препинания, найдите сравнительные обороты.
- Плыл как лодочка лист по воде.
- Как дым седая мгла мороза застыла в сумраке ночном.
- Как золотая птичка дрожит огонь впотьмах.
- Ветер всхлипывал словно дитя за углом потемневшего дома.
Основные задачи:
Образовательные:
1. Создать условия для расширения и закрепления знаний о частях слова, способах словообразования.
2. Обобщить и систематизировать знания по теме «Морфемика. Словообразование».
3. Закрепить навыки морфемного и словообразовательного анализа.
Развивающие:
1. Способствовать развитию познавательных, мыслительных способностей учащихся.
2. Содействовать выработке навыков самоконтроля и самоанализа у учащихся.
3. Развитие познавательной активности.
4. Развитие умений логично и грамотно излагать свои мысли.
5. Формирование потребности выражать собственное мнение.
Воспитательные:
1. Способствовать формированию познавательных способностей, мотивации учения и положительного отношения к знаниям у учащихся.
2. Воспитание культуры общения.
3. Воспитание интереса к предмету
Просмотр содержимого документа
«РМ — ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»
Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №6-7 (новый)»
Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №6-7»
Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ»
Просмотр содержимого документа
«РМ — Банк знаний»
Просмотр содержимого документа
«РМ — ПРАКТИКУМ»
Просмотр содержимого документа
«РМ — УПРАЖНЕНИЯ»
Просмотр содержимого презентации
«10 класс Урок №6-7 (новый)»
Просмотр содержимого презентации
«10 класс словообразование»
Просмотр содержимого презентации
«Способы словообразования»
Похожие вопросы:
Русский язык, 28.02.2019 13:00
Фонетический разбор слова «капуста»
Ответов: 2
Русский язык, 28.02.2019 15:10
.(Заменить словосочетания производными словами: становится весёлым. жена генерала. начать работать).
Ответов: 4
Русский язык, 28.02.2019 22:10
.(Подчеркните главные члены предложений..и подскажите правильно ли я расставила тире. хорошая книга- праздник. правда-это значит победа совести в человеке. венера-самое яркое небесное тело после солнца и луны. пушкинская
сказка-прямая наследница сказки народной..искренность и простота-дорогие свойства таланта. поведение-зеркало, в котором каждый показывает свой облик. басня-поэзия рассудка.).
Ответов: 4
Русский язык, 01.03.2019 08:20
Сравнительная степень прил долгий, верный, громкий
Ответов: 3
Русский язык, 01.03.2019 10:30
Морфологический разбор слова «которой». «вся эта снежная масса, от которой гнутся пятидесятиление сосны и аркой до земли склоняюся большие берёзы, состоиз из шестиконечных плоских звездочек.»
Ответов: 2
Русский язык, 01.03.2019 14:00
Составьте предложение по схеме тот] , (кто )
Ответов: 3
Русский язык, 01.03.2019 16:40
Словосочетания «прич. + сущ.» в т. и п. п. с предлогами следующие слова: пропущенный остывающий стелющийся горящее изменившееся порванный плывущая пенящийся
Ответов: 3
Русский язык, 01.03.2019 19:50
Найдите в предложении обращение, объясните расстоновку запятых, составьте схему*: 1) , князь ты мой прекрастный! что ты тих как день не настный? схему* — например: вася, иди сюда! вася — обращ.(обращение), запятая после обращ.
иди — сказ. (сказуемое).
Ответов: 3
Русский язык, 02.03.2019 10:10
Фонетический разбор слова»радостно».
Ответов: 3
Русский язык, 02.03.2019 13:20
Пута( н/нн )ое объяснение , запута( н/нн )ый котёнком клубок долгожда (н/нн)ый гость,
Ответов: 3
Русский язык, 02.03.2019 19:30
Морфологический разбор слов «ждём» и «книжного»
Ответов: 3
Русский язык, 03.03.2019 18:00
Сочините сочинение на тему » если б был бы я взраслым » ,не много 10 строчек ! мне надо
Ответов: 4
Вопросы по другим предметам:
Математика, 18.02.2022 16:22
Биология, 18.02.2022 16:22
Русский язык, 18.02.2022 16:22
Английский язык, 18.02.2022 16:22
География, 18.02.2022 16:23
Информатика, 18.02.2022 16:23
Обществознание, 18.02.2022 16:23
Биология, 18.02.2022 16:23
Литература, 18.02.2022 16:23
Литература, 18.02.2022 16:23