Сказка-складка, а песня-быль
(рус. народ. пословица)
Детская сказка Гуси-Лебеди доступным языком учит ребёнка исправлять свои ошибки и принимать мужественные решения — сестрица заигралась и ей пришлось отправиться за своим похищенным братом в тёмный лес. На пути её ждут различные испытания. Сказка Гуси–лебеди своего рода работа над ошибками – девочка сначала ведет себя крайне легкомысленно, но осознав свою оплошность, преодолевает все трудности на пути и вызволяет брата. Сказка Гуси-лебеди дает почувствовать ребенку, что значит ответственность и социальная значимость старшего по отношению к младшему (родителей к Машеньке, сестричке к братцу).
«Осознав свою вину, кинулась девочка спасать братика от злых гусей – лебедей.»
цитата, сказка гуси-лебеди.
Ребенок, возможно впервые, получает образы взаимопомощи и взаимовыручки: поможешь ты – выручат и тебя. Эта тема прослеживается на протяжении всей сказки: Машенька и печка, и яблонька, и реченька.
Сказка Гуси-Лебеди.Композиция
:
Зачин – универсальное время (слияние прошлого и настоящего) « …»
Завязка – Гуси-Лебеди похищают мальчика
Кульминация – побег от Бабы-Яги из тёмного леса.
Концовка – Возвращение домой.
Пространственно-временные характеристики
Пространство: . Путь-дорога – хронотоп (хронотоп-время и пространство в художественном произведении) испытания героя.
Анализ сказки «Гуси лебеди» — тема, идея, чему учит сказка «Гуси-лебеди»
«Гуси лебеди» анализ сказки
Тема
: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.
Идея
: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.
Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?
Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.
Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.
Герои «Гуси-лебеди»:
- Братец
- Сестрица
- Печка, речка и яблонька
— чудесные помощники - Баба Яга
. - Гуси-Лебеди
Особенности композиции сказки «Гуси-лебеди»:
- Начало сказки
традиционное
: Зачин (Жили – были….)
- Экспозиция (наказ родителей)
- Завязка (брата похищаю гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата)
- Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги)
- Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом)
Сказка очень динамичная
, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться
: «Налетели, подхватили, унесли, пропали»
они передают всю остроту ситуации.
В сказке
используется прием олицетворение неодушевленного мира
: Печка сказала
; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала
.
Традиционным для русской сказки является и использование числа три – три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома.
Ольга Базаря
Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Литературно-художественный анализ русской народной сказки
«Гуси- лебеди
»
1. «Гуси-лебеди
»
русская народная сказка – волшебная
.
2. Тема
: В сказке рассказывается о том
, как Гуси
— лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.
3. Идея
: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.
4. Характеристика главных героев
:
В этой сказке
есть положительный герой сестрица и отрицательный герой Баба-Яга.
Сестрица
: Любит своего брата
:
Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Она его кликала- Братец не откликается.
Стала плакать, да слезами горю не поможешь.
Храбрая
: Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси
-лебеди и пропали за темным лесом. Гуси
-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять.
Умеет исправлять свои ошибки –Сама виновата, сама и найти братца должна.
Баба-Яга
: Злая
В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная;
Кликнула она Гусей-лебедей
: — скорей гуси – лебеди
, летите в погоню!
5. Художественное своеобразие произведения
:
Особенности композиции
:
o Традиционное начало сказки
: Зачин (Жили – были….)
o Экспозиция (наказ родителей)
o Завязка (похищение брата Гусями – лебедями, девочка отправилась на поиски брата)
o Кульминация (нашла брата у Бабы-Яги)
o Сказка
заканчивается традиционно
: Развязка (побег из избушки и возращение домой)
. -А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.
Сказка очень динамичная
, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться
: «Налетели, подхватили, унесли, пропали»
они передают всю остроту ситуации.
В сказке
используется прием олицетворение неодушевленного мира
:
Печка сказала
; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала
.
В сказке
используются закон троекратного повторения
: три испытания три раза погоня гусей- лебедей. Характеристика языка
: Красочный, эмоциональный, выразительный. Например
: Гуси
-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; «Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели
?»
Сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками.
6. Выводы
:
Сказка
учит детей любить свой родной край, своих родных, близких. Учит исполнять обещания, верить в добро и в добрых людей, помогает в формировании нравственных ценностей.
Публикации по теме:
«Гуси-лебеди». Хореографическая композиция по мотивам одноимённой русской народной сказки
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста, посредством музыки народной и классической, является для меня делом жизни.
Цель: Развивать интерес к физическим упражнениям, формировать двигательное воображение. Воспитывать дружеское отношение, вызвать желание.
Игра–драматизация по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 47 «Лесная сказка» — филиала.
Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по русской народной сказки «Гуси-лебеди».
ОГОУ «Детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья г. Черемхово» Конспект открытой непосредственной образовательной.
Конспект — сценарий русской народной сказки «Гуси — лебеди» средняя группа
Конспект – сценарий русской народной сказки «Гуси – лебеди» средняя группа Программное содержание: Развивающие задачи: — Развивать навыки.
Программное содержание: 1. Задачи на развитие познавательных способностей: а) Совершенствовать навыки счет в пределах 10, закреплять состав.
Конспект занятия в младшей группе по чтению русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Цель. Познакомить детей со сказкой «гуси- лебеди», вызвать желание у детей послушать сказку еще раз. Предварительная работа. Накануне воспитатель.
НОД по развитию речи по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» в старшей логопедической группе
НОД по развитию речи по мотивам русской народной сказки «Гуси- лебеди» в старшей логопедической группе. Коррекционно-образовательные.
Цель. В игровой форме закреплять математические знания. Задачи. Закреплять умение считать в пределах пяти, устанавливать равенство предметов,.
План-конспект
Сказка «Гуси-лебеди» —
одна из любимых многими детьми и сегодня. Эта сказка, как и многие другие, учит нас быть добрее, мудрее и никогда не забывать о своих родных и близких. Итак, давайте-ка разберемся с тем, чему же конкретно учит нас эта замечательная сказка. Во-первых, сказка «Гуси-лебеди»
учит детей любить своих братьев и сестер, ценить их и никогда не оставлять в беде. Во-вторых, сказка учит малышей творить добрые дела.
Важно хотя бы вспомнить ситуацию, когда яблонька попросила девочку скушать яблочко или печь съесть пирожок. Девочка не убежала, несмотря на то, что спешила, а помогла им и в ответ на доброе дело получила подсказки о том, где может находиться ее братик. Если Вы знаете еще какие-то поучительные уроки из сказки или просто хотите рассказать о своих впечатлениях о сказке «Гуси-лебеди»
, пишите в комментариях.
Гуси-лебеди
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, а сама побежала на улицу гулять. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, смотрит — а братца нету! Ахнула, кинулась его искать, туда-сюда — нет нигде! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава о том что, они маленьких детей уносили.
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.
— Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…
Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше — стоит яблоня.
— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего лесного яблочка — скажу.
— У моего батюшки и садовые не едятся… Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
— Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.
— У моего батюшки и сливочки не едятся… Долго она бегала по полям, по лесам. День клонился к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, с одним окошком, кругом себя поворачивается.
В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:
— Здравствуй, бабушка!
— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
— Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
— Садись покуда кудель прясть. Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
— Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
— Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
— Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:
— Девица, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
— Пряду, бабушка… Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого.
Баба-яга закричала:
— Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.
— Речка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди воротились навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…
— Яблоня, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидали ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки:
— Печка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем в печь, села в устьице.
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
А тут и отец с матерью пришли.
Практическое задание-анализ поэтических произведений 19 века
Анализ «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина А.С.
Сказка Пушкина, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту, свойственную всему творчеству поэта, является глубокой по смыслу и сложной по психологической насыщенности. Юной царевне автор противопоставляет злую мачеху.
Молодую девушку поэт рисует доброй, кроткой, трудолюбивой и беззащитной. Ее внешняя красота соответствует красоте внутренней. Трудно ей жить в мире, где есть зависть, зло и обман.
Совсем иной предстает перед нами царица-мачеха. Она тоже красавица, но «гневлива», и ревнива, и завистлива.
Мысль о том, что красота внешняя — ничто без красты внутренней, пронизывает всю сказку. Молодую царевну многие любили. Возникает вопрос, почему же они не спасли ее. Да потому, что только королевич Елисей любил ее по-настоящему, искренне и преданно.
Действительно, обратимся к сказке. Правдивое зеркальце невольно выдавало царевну. Один раз пожалевшая девушку Чернавка тоже оказалась способной на предательство. А доброта и сердечность лесных братьев были лишены настоящей глубины.
Верная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждая ее от вечного сна.
Зло, утверждает поэт, не всесильно, оно терпит поражение.
Злая царица-мачеха, хоть «умом и всем взяла», не уверена в себе. Поэтому и в зеркальце она нуждается постоянно. Умирает цари-ца-мачеха от зависти и тоски. Так Пушкин показал внутреннюю несостоятельность и обреченность зла.
Анализ произведения устного народного творчества
Литературно-художественный анализ русской народной сказки
«Гуси- лебеди»
1. «Гуси-лебеди» русская народная сказка – волшебная.
2. Тема: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.
3. Идея: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.
4. Характеристика главных героев:
В этой сказке есть положительный герой сестрица и отрицательный герой Баба-Яга.
Сестрица: Любит своего брата:
Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Она его кликала- Братец не откликается.
Стала плакать, да слезами горю не поможешь.
Храбрая: Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять.
Умеет исправлять свои ошибки –Сама виновата, сама и найти братца должна.
Баба-Яга: Злая
В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная;
Кликнула она Гусей-лебедей: — скорей гуси – лебеди, летите в погоню!
5. Художественное своеобразие произведения:
Особенности композиции:
o Традиционное начало сказки: Зачин (Жили – были… .)
o Экспозиция (наказ родителей)
o Завязка (похищение брата Гусями – лебедями, девочка отправилась на поиски брата)
o Кульминация (нашла брата у Бабы-Яги)
o Сказка заканчивается традиционно: Развязка (побег из избушки и возращение домой). -А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.
Сказка очень динамичная, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться: «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.
В сказке используется прием олицетворение неодушевленного мира:
Печка сказала; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала.
В сказке используются закон троекратного повторения: три испытания три раза погоня гусей- лебедей. Характеристика языка: Красочный, эмоциональный, выразительный. Например: Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; «Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели? » Сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками.
6. Выводы:
Сказка учит детей любить свой родной край, своих родных, близких. Учит исполнять обещания, верить в добро и в добрых людей, помогает в формировании нравственных ценностей.
3. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»
1) Дата написания и публикация.
Стихотворение «Зимнее утро» было написано А.С. Пушкиным 3 ноября 1829 года во время ссылки в селе Михайловском. Тогда жизнь поэта была наполнена одиночеством, скукой и печалью. Однако именно в эти годы Александра Сергеевича настигло вдохновение.
2) Художественный метод.
Это произведение принадлежит к литературному течению романтизм.
3) Выбор жанра традиции.
Данное стихотворение можно отнести к жанру пейзажная лирика.
4) Основная тема.
Ведущей темой является непосредственно тема зимнего утра, тема красоты русской природы зимой.
5) Смысл названия.
Заглавие стихотворения звучит очень поэтично. Только вслушайтесь, «Зимнее утро»! Перед глазами сразу встает природа в белом зимнем убранстве. Таким образом, название выражает содержание произведения в целом.
6) Лирический сюжет и его движение. : Сюжет лирического произведения ослабленный. В основе стихотворения лежит созерцание природы, ставшее импульсом к лирическому переживанию.
7) Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части.
На протяжении всей сюжетной линии преобладает линейная композиция. Стихотворение состоит из пяти шестистиший (секстин). В первой строфе автор явно восхищается морозной русской зимой, предлагает спутнице прогуляться в столь прекрасный, солнечный день:
«Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!»
Настроение второй строфы противоположно предшествующему настроению. Это часть стихотворение построена при помощи приема антитезы, то есть противопоставления. А.С. Пушкин обращается к прошлому, вспоминает, что ещё вчера природа буйствовала и негодовала:
«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела…»
А сейчас? Всё совсем иначе. Это совершенно точно подтверждают следующие строки стихотворения:
«Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…»;
«Вся комната янтарным блеском
Озарена…».
Несомненно, здесь присутствуют нотки контраста, которые придают произведению некую изысканность:
«Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?»
Основные настроения. Тональность стихотворения.
Читая данное произведение, сердце и душа наполняются положительными эмоциями. Радость, веселье и бодрость наполняют стихотворение. Каждый из вас, наверное, ощущает свежесть, которой проникнуты эти строки.
9) Ритм, размер.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом.
10) Рифмовка, характер рифмы.
Рифмовка смешанная; характер рифмы: точная; первые две строки – женская, третья – мужская, четвертая и пятая – женская, шестая – мужская.
11) Лексика. Языковые средства выразительности.
Положительно окрашенные эпитеты: «друг прелестный», «день чудесный», «великолепными коврами», «прозрачный лес», «веселым треском», «янтарным блеском», «милый друг», «милый берег».
Отрицательно окрашенные эпитеты: «мутном небе», «тучи мрачные», «ты печальная сидела», «поля пустые».
Таким образом, положительно окрашенные эпитеты призваны формировать в душе читателя радостное настроение.
Метафора: «луна желтела».
Олицетворение: «вьюга злилась», «мгла носилась».
Сравнение: «Луна, как бледное пятно».
12) Поэтический синтаксис.
«И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит».
Риторическое восклицание: «Мороз и солнце; день чудесный!»
Риторическое обращение: «друг милый», «друг прелестный», «красавица».
13) Звукопись. Фонетическая окраска стиха.
Аллитерация: в первой строфе неоднократно повторяется согласный звук «с» (звуки зимнего утра); во второй строфе повторяется согласный звук «л» (это придает ощущение холода, мороза).
14) Идея стихотворения, выявленная в процессе анализа.
Таким образом, А.С. Пушкин стремился в своем стихотворении «Зимнее утро» показать красоту русской зимы, её величие и силу, которые порождают радостное настроение в душе читателя.
4. Анализ циклов Б. Житкова: Рассказы о животных, морские истории, о смелых людях, рассказы о технике» (ПО ВЫБОРУ)
Рассказы о животных-
это цикл коротких историй отношений человека, где автор описывает различные невыдуманные случаи спасения людей животными,их преданности,крепкой и не менее крепкой привязанности. Тонкая наблюдательность,знание повадок представителей животного мира,умение рассказать о сложном простым и понятным языком – отличают рассказы Житкова. «Рассказы о животных» ярко отражают весь богатый и искренний внутренний мир автора, его принципы и моральные идеалы, будь то уважение к чужому труду в рассказе « про слона» или сила и меткость русского языка в рассказе «Мангуста».
5. Чтение-рассматривание книги Б.С.Житкова «Что я видел».
Рассказы Житкова из цикла «Что я видел» — сборник коротких житейских историй для детей дошкольного возраста. Рассказы дают ответы на многие детские вопросы, направлены на любознательных «почемучек». Дети узнают всё о том, как работает железная дорога, метро и аэропорт, сходят в зоосад и познакомятся со многими животными и их повадками, научатся общаться со сверстниками. Что я видел — настоящая энциклопедия жизни для малышей.
6.Анализ произведений поэтов 20-30-х г.г. XX века
(В.В.Маяковского,С.Я.Маршака,).
Взяла Маршака «Глупый мышонок»
«Сказка о глупом мышонке» и «Сказка об умном мышонке» Маршак.
В основе сказки лежит бытовой факт, хорошо знакомый ребенку – мыши бояться кошек – но перевернутый: мышонок выбирает в няньки именно своего природного, исконного врага. То, что этот факт элементарный, бытовой – очень важно, ведь, как отмечал К. Чуковский, для восприятия подобных «игровых стихов», стихов-перевертышей, «ребенку необходимо твердое знание истинного положения вещей». Поэтому «фантастика сказок Маршака – преимущественно в гиперболе бытовых положений», и поэтому трехлетнему даже не читателю, а еще слушателю легко догадаться какова истинная судьба мышонка, о котором сказано в заключительной строфе сказки. Именно бытовая, сама собой разумеющаяся основа этой коллизии и вызывает ее однозначное, самое распространенное толкование: выразительное многоточие скрывает в себе гибель глупого героя в зубастой пасти хитрой кошки.
Поэт в данном произведении использовал традиции фольклорной сказки о животных. Действительно, характеры героев, совершенная кумулятивная композиция, юмор — все это в сказке Маршака прямо перекликается с народной сказкой о животных, которая, можно кстати вспомнить, давно уже стала специфической детской.
Недоговоренность финала в «Сказке о глупом мышонке» — не ребус, который должен разгадать маленький читатель, а проявление интуиции поэта, почувствовавшего невозможность прямо сказать о смерти героя, потому что он умереть не может. А это значит, что сказка еще не окончена. Маршак окончил ее почти тридцать лет спустя. Очевидно, в сознании поэта все эти годы жило нечто, что заставило его вернуться к одному из своих ранних произведений и договорить все до конца, вывести на поверхность то, что ранее уже имелось, но лежало в глубине текста и порой оказывалось в сознании читателей (и критики) оставленным без внимания. В 1955 году появилась «Сказка об умном мышонке» («Юность», 1955, № 2). Она-прямое продолжение «Сказки о глупом мышонке» и начинается там, где кончается эта последняя:
Унесла мышонка кошка
И поет: — Не бойся, крошка.
Поиграем час-другой
В кошки-мышки, дорогой!
Мышонок соглашается, обыгрывает кошку и убегает от нее. Далее следует целая серия встреч с животными, но уже не домашними, а опасными, лесными-хорьком, ежом, совой-и все они предлагают мышонку игру, ставкой в которой служит его жизнь. И от всех умный мышонок умудряется убежать.
Безусловно, эта сказка, хоть и являет собой законченное целое, не самостоятельна: она продолжает первую, развивает то, что было уже задано в характере кошки из «Сказки о глупом мышонке». То, что ранее было задано, теперь подробно показывается: герой попадает в мир веселой опасности, опасной игры, населенный «двойниками» кошки — лесными животными, и выходит из встречи с ним победителем.
Вот теперь сказка окончилась:
То-то рада мышка-мать!
Ну мышонка обнимать.
А сестренки и братишки
С ним играют в мышки-мышки.
Анализируя эти две сказки, можно прийти к выводу о том, что в них прослеживается композиция волшебной народной сказки, идет аналогия с ней. «Глупый», а затем «умный» мышонок проявляется постепенно перед читателями в этих качествах примерно так же, как и типичный герой волшебной сказки-Иван-дурак. (Речь может идти именно о постепенном проявлении образа-герой, так сказать, медленно «снимает маску»,-но не о его развитии). Содержание этих образов, безусловно, различно, но принцип проявления тот же самый. Ведь в первой части («Сказке о глупом мышонке») показывается, что мышонок глупый, то во второй части поэмы Маршака характеристика героя как умного очевидна и не случайно вынесена в заглавие второй части. Точно так же в волшебной сказке герой-Иван-дурак-сначала кажется глупым, хотя он меньше всего может быть так назван, а в конце сказки ум, доброта и благородство его всем очевидны.
Маршак в своей сказке формирует программу, точнее, даже программу программы первичных, элементарных нравственных и предсоциальных реакций (выборов) маленького читателя, программу того, что можно назвать этическим (эстетическим в данном случае) отношением к действительности. Эта программа и создает ту первичную сетку образов-представлений и мысленных «выборов» у читателя, которая в дальнейшем может сколь угодно много и долго усложняться и конкретизироваться. За маленьким сказочным миром Маршака стоит большой реальный мир, ибо, как говорил сам поэт, «у сказки есть счастливая возможность… сочетать самые крупные вещи с самыми маленькими, преодолевая непреодолимые препятствия».
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения русской народной сказки «Гуси-Лебеди»; умения анализировать текст произведения, обобщать, делать выводы.
Оборудование: Учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. 2 класс 1 часть (УМК «Школа России»), учебная презентация, раздаточный материал.
Этап
Образовательная цель этапа урока
Формы, (Ф,Г,П,И)
методы и приемы
Деятельность учителя
Деятельность обучающегося
(ответы)
Планируемые результаты
(П, М, Л)
Дидактические средства и интерактивное оборудование
Самоопределение к деятельности
(1 мин)
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне
Ф
Словесный: беседа
1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.
2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.
3. Налаживание контакта с классом.
— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведём у вас урок литературного чтения!
— Но наш урок будет необычным и даже немножко волшебным, он будет похож на сказку!
— Взяв с собой тетрадь, учебник, ручку и указку
Отправляемся туда.
— И так, если вы готовы, отправиться в сказку, то поднимите правую руку.
— Очень хорошо, тогда не будем терять ни минуты!
Показывают свою готовность.
Ответное приветствие.
Предметные:
Метапредметные:
Регулятивные: выработать учебную мотивацию;
Коммуникативные: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса;
Личностные: самоопределение учащихся на личностно значимом уровне.
Учебная презентация: слайд №1
Актуализация знаний и мотивация
(4-5 мин)
Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий
Ф, П
Словесный: опрос, беседа
Наглядный:
Дополнительный материал на доске
1. Повторение пройденного материала.
— Сегодня мы познакомимся с удивительной русско-народной сказкой, а с какой давайте сейчас узнаем! О нет, злой волшебник «Зузяка» преградил нам путь, давайте же прогоним его!
— (Зловещий смех Зузяки): «Вот вы и попались маленькие шалунишки, не так-то просто меня поймать, сначала нужно мне пароль сказать. А пароль-то не простой, отгадайте ряд загадок. Но не просто их отгадать, а составить слово-пароль. Первая буква отгадки- это буква из пароля. Только от гадав слово, вы сможете пройти дальше и узнать название сказки!»
-Ну что же ребята, нам нельзя с этим долго затягивать! Нужно быстро отгадать названия сказок и отправляться в новую!
1) Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети?
2) По тропинке он катился,
Своей удалью хвалился,
Да попался на носок.
Ам, и съеден…
3) Братишка ей не подчинился
И вот в козлёнка превратился,
Когда водицы из копытца
Он в знойный день решил напиться.
4) Свой дом зимою, в холода
Она слепила изо льда.
Но дом стоял прекрасно в стужу, Весной же превратился в лужу. Дом лубяной построил зайка. Теперь, читатель, вспоминай-ка, Кого прогнал Петух в леса?
Кто зайца обманул?…
5) Кто-то мышка невеличка,
На пол бросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
— Ребята, можем ли мы догадаться по буквам «С», «К», «А», «З», «К», что за пароль нужен Зузяке?
— Правильно! Молодцы! А как вы думаете, вот все загадки, герои связаны с какими сказками?
— Молодцы! Правильно!
— Ура, злой волшебник Зузяка освободил нам дорогу! Скорее движемся дальше.
— Смотрите, кто это летит?
— Интересно, что ей нужно?
— Баба – Яга: «Ох… Какие миленькие деточки, вот бы вас в баньке помыть, да в супе сворить»
— Не нужно кушать наших учеников, они у нас умненькие, хорошенькие.
— Баба – Яга: «Умненькие говоришь, тогда пусть твои умные отгадают мой сложный ребус. Он будет являться темой вашей новой сказки, которую вам сегодня предстоит изучить»
— Хорошо! Они справятся, мы в них верим!
— Баба – Яга: «Ну держите! Постарайтесь догадаться!»
— Ребята, название какой сказки зашифровала Баба-Яга?
Отгадывают загадки злого волшебника Зузяки.
— Семеро козлят.
— Колобок.
— Алёнушка и братец Иванушка.
— Зайкина избушка
— Курочка Ряба
— Сказка!
— С русско-народными сказками.
— Баба -Яга
— «Гуси-лебеди»
Предметные: повторить уже пройденный материал.
Метапредметные:
Регулятивные: выработать учебную мотивацию; целеполагание;
Понавательные: выдвигать свой план;
Коммуникативные: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса;
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
Предметные: повторить уже пройденный материал.
Метапредметные:
Регулятивные: выработать учебную мотивацию;
Понавательные: работать по предложенному плану, выдвигать свой план;
Коммуникативные: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса;
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
Учебная презентация: слайд №2
МФ «Зловещий смех»
Постановка учебной задачи
(4-5 мин)
Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока
Ф
Словесный: беседа.
Наглядный: презентация
1. Подведение к формулировке темы и целей урока.
— Баба – Яга: «Справились?! Значит будете новую сказку читать! Так какая же сказка вас сегодня ждет?»
— Баба – Яга: «Ладно, отпущу вас на время, но буду наблюдать за вами, как вы справляетесь с работой, если что-то пойдет не по плану, то вас ждет беда!»
— Ну все, Баба-Яга, хватит пугать ребят. Мы-команда! А если мы все вместе, то справимся быстро и ловко! Но, перед тем, как перейдем к изучению новой сказки, нам необходимо поставить цели. Какие же цели мы поставим на сегодняшний урок?
— Молодцы, ребята! А без чего невозможно ни одно дело, ни один урок?
-Так давайте же, скорее составим его! Что будем делать мы в начале?
-Хорошо! Какой следующий шаг?
-Молодцы! Затем?
-Ну и наконец?
-Верно, ребята! Тогда начнем!
Отвечают на вопросы учителя.
-Сказка «Гуси-лебеди»
— 1. Прочитать русскую народную сказку «Гуси-лебеди»»
2. Проанализировать русскую народную сказку «Гуси-Лебеди».
— Без плана.
— 1. Познакомимся с историей этой сказки, где она зародилась и как дошла до наших дней.
2. Прочитаем сказку.
3. Проанализируем сказку.
4. Подведем итоги и докажем Бабе-Яге, что мы умные и способные ребята!
Предметные: уметь формулировать тему и цель урока.
Метапредметные:
Познавательные: работать по предложенному плану, выдвигать свой план;
Коммуникативные: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса;
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
Предметные: уметь формулировать тему и цель урока.
Метапредметные:
Познавательные: работать по предложенному плану, выдвигать свой план;
Коммуникативные: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса;
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
Учебная презентация: слайд № 3
(Тема и цели урока)
Дополнительный материал на доске
(План урока)
«Открытие» детьми нового знания
(7-8 мин)
Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению
Ф
Словесный: беседа
Наглядный: дополнительный материал на доске
1. Знакомит с новым материалом.
— Баба – Яга: «Стойте! Не так просто! Я не дам вам прочитать сказку, если вы не ответите на мои вопросы. Вы готовы ответить на мои вопросы, если да то покажите «класс»»
— Баба-Яга, что ты опять задумала? Ты нам мешаешь.
— Баба –Яга: «Прочитайте название сказки, и скажите, какая это сказка?»
— Ребята, какие сказки мы читали на прошлых уроках?
— Эта сказка будет как вы думаете отличаться от других сказок? Чем?
— Давайте ответим на вопрос Бабы-Яги, какая это сказка?
— Правильно. В волшебных сказках всё необыкновенно: люди, земля, реки, деревья, птицы, вещи. Всё приобретает чудесные свойства. Топор сам рубит лес, мельница мелит зерно, печка разговаривает.
– Назовите волшебные предметы, встречающиеся в волшебных сказках, которые вы помните.
– В волшебных сказках всегда добро побеждает зло, благодаря какому-нибудь чуду. Волшебные сказки наделены троекратным повторением какого-нибудь эпизода.
2. Работа над сказкой: анализ названия.
– Откройте учебники. Прочитайте название сказки. Ребята, предположите, о чем будет идти речь в сказке?
– Сегодня на уроке, мы познакомимся с волшебной сказкой. Героиня сказки попала в беду. Как это произошло, кто ей помог – обо всем этом мы узнаем, если внимательно прочитаем сказку.
— Баба – Яга: «Но не все так просто, я для вас приготовила подвох, позже вы узнаете, что я для вас приготовила!»
— Мы справимся с любыми трудностями! Ребята, скорее приступаем к изучению сказки.
3. Проводит словарную работу после первичного прочтения текста.
— Баба – Яга: «Я смогла вам помешать! Вы встретили много незнакомых слов и теперь вы не сможете понять, о чем идет речь в сказке!»
— А вот и не правда! Мы с ребятами сейчас всё слова незнакомые разберем. Проведем словарную работу, какие слова вам непонятны?
1. Кликать – громко звать;
2. Кудель – пучок льна; приготовленный из пряжи;
3. Веретено – используется для прядения
4. Устьице – выходное отверстие у печи.
— Молодцы! Смотри Баба-Яга никакие непонятные слова нам не помеха, вместе смогли узнать что они означают.
Отвечают на вопросы Бабы-Яги.
(Показывают «класс»)
— Бытовые и о животных.
— Волшебные предметы.
— Волшебная.
— Скатерть-самобранка, ковер- самолёт, чудо- клубок
Отвечают на вопросы учителя. Размышляют о содержании сказки.
— О птицах.
Читают сказку.
— Кликать, кудеть, веретено, устьице.
Предметные: уметь самостоятельно добывать новые знания.
Метапредметные:
Регулятивные: выработать учебную мотивацию;
Познавательные: умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;
Коммуникативные:
уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса;
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося
Предметные: уметь самостоятельно добывать новые знания.
Метапредметные:
Регулятивные: выработать учебную мотивацию;
Познавательные: умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;
Коммуникативные:
уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса;
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
МФ «Зловещий смех»
Учебник
(стр. )
Дополнительный материал (неизвестные слова) на доске
Динамическая пауза
Смена вида деятельности учащихся во время урока для сохранения здоровья
Ф Практический: выполнение упражнений
— Баба-Яга: «Вот вам и новое препятствие. Я уже выяснила, что вы умные ребята, хочу проверить вашу силу и выносливость. Повторяйте за учителем»
— Ребята, встаньте со своих мест, повторяйте движения за мной.
1-2 – хлопки на уровне талии
3 – руки на пояс
4 – руки на плечи
5-6 – хлопки над головой
7 – руки на плечи
8 – руки на пояс
Повторение 3 раза.
Выполнение упражнений.
Метапредметные:
Личностные:
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Первичное закрепление
(4-5 мин)
Усвоение нового способа действий
Ф Словесный: беседа
Наглядный: учебник, раздаточный материал на доске
1.Вторичное чтение произведения. Анализ произведения.
— Баба-Яга: «Даже с разминкой вы смогли справится, ну ничего-ничего, я для вас еще задание приготовила, отправила его волшебным письмом с исчезающими чернилами »
— Ребята, нам Баба-Яга прислала письмо, давайте скорее узнаем что в нём. Викторина по произведению. Давайте покажем ей, как хорошо мы смогли запомнить события в сказке.
— Баба-Яга: «Да уж постарайтесь!»
— Чтобы хорошо ответить на вопросы Бабы-Яги, нам нужно еще раз прослушать сказку. Для этого я сейчас включу аудиочтение, а ваша задача следить и слушать внимательно.
— Баба-Яга: «Так не честно! Ну ничего, вот вам первый вопрос: Кто главные лица в сказке?»
— Верно, молодцы ребята!
— Баба-Яга: «Второй вопрос: Какая беда приключилась у сестрицы?»
— Отлично, так держать!
— Баба-Яга: «Третий вопрос звучит: А где встречается троекратный повтор в сказке?»
— Баба-Яга: «Это невозможно! Четвертый вопрос: Почему же в первый раз сестрице не помогли?»
— Баба-Яга: «Последний и самый сложный вопрос: Что попросила мышка у девочки?»
— Ребята, вы большие молодцы, мы справились с опросом Бабы-Яги!
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают аудиосопровождение
— Сестрица Аленушка и братец Иванушка
— Гуси — лебеди забрали братца.
— Троекратный повтор встречается сестрице по пути к братцу — Яблонька, Печка, Река
— Потому что она не выполнила их просьбу
— Кашку
Предметные: уметь правильно формулировать свои мысли по теме урока.
Метапредметные:
Регулятивные: выработать учебную мотивацию;
Познавательные: умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;
Коммуникативные: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса;
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
Учебная презентация: слайды
№ 5 – 10 (Волшебное письмо с вопросами)
Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)
Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха
И
Наглядный: презентация
Практический: самостоятельная работа
1.Организует творческую работу.
— Баба-Яга: «Вы думаете, что легко так справитесь? Да я вам просто поддалась! Сейчас вас ждет невозможно сложное задание. Вам нужно будет составить самостоятельно план сказки! Ну как? Легко?»
— Ребята, мы должны справится с этой задачей. Перед тем, как составить план сказки, что мы должны сделать?
— Верно. Сейчас внимательно подумайте и по смыслу разделите текст, а дальше уже озаглавьте каждую часть.
— Баба-Яга: «Ну что, сдаетесь?»
— Ребята, вы готовы рассказать план, который вы составили?
Самостоятельно составляют план сказки.
— Разделить текст на части.
Составляют план сказки.
— План к русской народной сказке «Гуси-лебеди»:
1. Брат с сестрой остаются дома одни.
2. Гуси-лебеди забирают мальчика.
3. Сестра бежит на помощь брату.
4. Печка предлагает съесть пирожок.
5. Яблоня просит съесть яблоко.
6. Молочная речка просит выпить киселя.
7. Девочка забирает братца.
Предметные: уметь самостоятельно работать над заданиями.
Метапредметные:
Регулятивные: выработать учебную мотивацию;
Познавательные: умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;
Коммуникативные: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса;
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
Учебная презентация:
слайд № 11 (План сказки)
— Баба-Яга: «Я тоже составила план сказки, давайте их сравним!»
8. Речка прячет девочку и братца.
9. Яблоня прикрывает сестру и брата.
10. Сестра и брат прячутся в печке.
11. Прибытие домой.
Включение в систему знаний, повторение
(7-8 мин)
Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного
Ф, Г Словесный: беседа.
Практический: рисование из клякс
1. Баба-Яга задает вопросы в виде кроссворда по теме урока.
— Баба-Яга: «Хорошо, я поняла, что вы умеете составлять план сказки, да и отвечать на вопросы тоже. А сможете ли разгадать кроссворд?»
— Давайте выполним это задание в группах, но для начала вспомним правила работы в группе.
— Кроссворды лежат у вас на партах, приступаем к выполнению задания.
Кроссворд:
По горизонтали:
2. Жанр произведения «Гуси-лебеди».
3. Персонаж, который сначала встретился девочке.
4. Персонаж, который помог девочке в избушке Бабы-Яги.
6. То, что предложила поесть речка.
7. Место, где оказался украденный брат девочки.
8. Персонаж, который встретился девочке после печки.
9. То, что предложила поесть печка.
10. Персонаж, который встретился девочке после яблони.
По вертикали:
1. То, что дала девочка мышке.
5. То, что родители обещали купить девочке.
Разгадывают кроссворд по содержанию сказки.
— Слушать друг друга, не перебивать, работать сообща…
Предметные: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока.
Метапредметные:
Регулятивные: выработать учебную мотивацию;
Познавательные: умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;
Коммуникативные: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса; Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
Учебник
— Как только закончите, поднимайте руки в знак готовности вашей группы.
— Давайте проверим правильность выполнения задания, сравнив его с образцом на слайде.
— Баба-Яга: «Молодцы, ребята, вы отлично справились! Так и быть, отпускаю вас!»
Домашнее задание
Фиксация учебного содержания изученного
Ф
Практический
Домашнее задание
— Запишите, пожалуйста, домашнее задание.
— Вам необходимо, по составленному плану, подготовить пересказ русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Записывают домашнее задание.
Метапредметные:
Регулятивные:
осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.
Дневники
Рефлексия деятельности(2-3 мин)
Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения,
Ф Словесный: беседа
1. Организует анализ урока с точки зрения поставленный целей.
— Какая тема сегодняшнего урока?
— Какие цели мы ставили?
— Покажите «класс» если мы достигли поставленных целей.
Отвечают на вопросы.
— Сказка «Гуси-лебеди»
— 1. Прочитать русскую народную сказку «Гуси-лебеди»»
2. Проанализировать русскую народную сказку «Гуси-Лебеди»
(Показывают «класс»)
Предметные: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке.
Метапредметные:
Регулятивные: выработать учебную мотивацию;
Коммуникативные: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.
Учебная презентация:
слайд № 13
границ применения нового знания
2. Самооценивание.
— Ребята, оцените свою работу на уроке с помощью карандаша: зеленый означает, что я справился со всеми заданиями Бабы-Яги, читал сказку, отвечал на вопросы, узнал новые слова, желтый – работал недостаточно активно, красный – не выполнял задания Бабы-Яги и совсем не работал на уроке.
— Спасибо за урок. Вы отлично потрудились!
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
Тема:
Сказка «Гуси — лебеди»
Цели:
обобщить
и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их
построения, языке, героях;
создать эмоциональный настрой на
изучение произведений устного народного творчества;
обобщить знания учащихся о сказках,
о признаках жанра, о героях;
продолжать формировать интерес к
чтению, развивать воображение, свою точку зрения; расширить представление о
волшебной сказке;
учить оценивать персонажей по их
поступкам и особенностям речи;
развивать речевое чутье на основе
сравнения сходных выражений, устаревших и современных
Оборудование:
конверты с заданиями для групп, выставка
работ учащихся по теме РНС
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка целей урока
(слайд№1-2)
—
Сегодня у нас последний урок по теме «Устное народное творчество » Мы подведем
итоги работы над большим разделом: « Сказки». Давайте поставим перед собой цели
и задачи. О чем мы должны вспомнить на уроке? (вспомним русские народные
сказки, героев сказок , ответим на вопрос «Чему учат нас сказки» и продолжим
работать с РНС «Гуси-лебеди».
2.Вводная беседа.
А чему же еще можно учиться на уроке
чтения?
( Инсценировать
сказку, пересказать, проверить план, почитать, поговорить о героях, обсудить
поступки героев, пофантазировать.)
Молодцы!
Давайте на уроке и будем этому учиться.
III. Проверка домашнего задания.
— Что
такое сказка? Выберите правильное определение (слайд№3-4)
-Назовите виды сказок.(волшебные,
бытовые и про животных) (слайд№5)
IV.. -Герои
русских народных сказок придумали для вас весёлое забавное задание.
Восстановите правильное название
сказки. (слайд№6-7)
«Сестрица Алёнушка и братец
Никитушка»
«Иван –царевич и зелёный волк»
«Волк и семь тигрят»
V
Викторина
(слайд№8-11)
— Путешествие в мир сказки начнём с
викторины.
— Назовите сказку и героев сказки.
— Возле леса, на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки
Три кроватки, три подушки. («Три
медведя )
Что за сказка, вот вопрос?
Он в корзине Машу нёс.
И садился на пенёк
Хотел съесть пирожок. («Маша и
Медведь»)
Домик в поле появился,
Он в жилище превратился
Всех зверюшек спрятать смог,
Что за сказка? («Теремок»)
-Заигралась сестрица
Унесли братишку птицы.(Гуси-лебеди)
Сегодня на уроке мы продолжим работу
по сказке «Гуси-лебеди», определим признаки сказки.
1 Определение основных
признаков сказки
—С чего начинается сказка? (Жили-были
мужик да баба.)
Это зачин. (на доске открывается
запись «Зачин».)
С
чего начались приключения девочки? (с потери брата)
Что стало причиной потери брата?(Не
послушалась родителей)
Правильно, все началось с
непослушания, все было хорошо до тех пор, пока девочка не забыла про просьбу
родителей, прочитайте об этом. с.48
Какой момент в сказке был самым
напряженным, прочитайте его?(Когда девочка была в избушке Бабы Яги)
Это кульминация сказки. (на доске
открывается запись «Кульминация») с.50
Чем закончилась сказка, прочитайте? (Девочка
с братом добрались до дома, и пришли их родители)
Это концовка. . (на доске открывается
запись «Концовка».) с.53
Как еще можно закончить сказку?
(Стали они жить поживать да добра
наживать…
Вот и сказке конец, а кто слушал –
молодец…
И жили они долго и счастливо…)
Назовите части сказки, которые мы
выделили.(Зачин, кульминация, концовка)
Что вы заметили необычного,
волшебного в этой сказке, то, чего не возможно встретить в жизни?
(печка, яблоня, река, мышь
разговаривают)
Это 1ая особенность сказки
– сказочные персонажи, волшебные предметы.
Посчитайте, со сколькими героями
встретилась девочка по дороге к Бабе Яге.(с 3мя)
Это 2ая особенность сказки:
волшебное число 3. троекратный повтор;
А кто в сказке был отрицательным
героем, кто мешал девочке с братом спокойно добраться до дома?(Гуси-лебеди)По
чьей просьбе они искали детей?(По просьбе Бабы Яги)
Это 3ья особенность сказки: отрицательный
герой.
Почему девочка добиралась до избушки
сама, ей никто не помогал?
(Она не хотела делать то, что ее
просили) Почему обратно ей помогали?(Она выполняла все просьбы сказочных персонажей)
Правильно, если ты поможешь и
отнесешься с пониманием к просьбе, то и тебе обязательно помогут.
А потеря брата и его вызволение из
рук Бабы Яги помогли девочке стать лучше, исправиться, понять свои ошибки.
Это 4ая особенность
сказки. Герой
в результате приключений меняется в лучшую сторону.
V. Работа по теме урока
— Дома вы должны были прочитать
сказку.. Сейчас мы разделим сказку на части и озаглавим их. (На доске начало
и конец плана.)
1. Гуси-лебеди унесли братца.
2.Девочка бросилась догонять гусей.
3
4
5
6
7
8.
9.Возвращение домой.
Дети зачитывают отрывки по плану и
называют все пункты. Например:
3. Встреча с печкой.
4. На пути — яблонька.
5. Молочная речка,
кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
6. В избушке Бабы-яги.
7. Мышка помогает девочке.
8. Обратный путь
Вы составили план к сказке. Назовите
вид плана.
Дети: Вид
плана — словесный.
VI Физкультминутка
Гуси белые летели На полянку тихо
сели. Головою повертели.
Встали – сели Встали – сели.
2.Продолжение работы по теме урока
Обсуждение сказки
К какому виду сказок относится
сказка «Гуси-Лебеди».
Дети: Сказка
«Гуси-Лебеди» относится к волшебным так как в ней все предметы
оживают.
Учитель А вот с
какими волшебными предметами встретилась героиня сказки на своем пути мы
вспомним, выполнив творческую работу.
VII. Работа в группах
( включить музыку!)
Каждая
группа получает конверт с заданием. Ученики конструируют поделку из деталей
находящихся в конверте. Выполняя
эту работу догадайтесь к какой части текста относится ваша поделка.
(Ученики
показывают свою работу и объясняют к какой части текста она относится).
Ребята, мы разместили поделки
последовательно. Значит, что мы составили? (Мы составили картинный план).
Ребята, каждый из вас ,наверное, мечтает
попасть в сказку, встретиться с ее героями, задать им вопрос, а может быть и
изменить характер героев, их поведение. Как можно это сделать?
Дети: Мы думаем, надо помечтать,
пофантазировать, сочинить свою сказку.
Ребята, давайте попробуем это сделать
и отправимся в путешествие.
Ну, а сейчас будет инсценированный
диалог.
Посмотрим отрывок из сказки и найдем
особые слова и выражения, будьте готовы делать выводы. (Ученики сравнивают
поведение девочки до вызволения братца и после его вызволения).
(слайд№12-13)
— Подумайте, подходит ли к
этой сказке пословица «Не дорого начало, а похвален конец».
— Можно ли содержание
сказки соотнести с выражением: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок»?
Тест
VII. Рефлексия
— В
сказке встретилась нам яблонька и сегодня она у нас в гостях. Она грустит без
яблочек и ждет их от вас. Давайте порадуем яблоньку плодами.
Кому
было интересно на уроке и не возникло трудностей, подарите яблоньке красное яблоко.
Кому
было интересно на уроке, но были трудности, подарите яблоньке желтое яблоко.
Кому
было не интересно на уроке, подарите яблоньке зеленое яблоко.
VIII. Подведение итогов урока
Домашнее задание
Сделать рисунок и подготовить
пересказ сказки «Гуси-лебеди».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
» КЧУНКАЗМАЛЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
-
План-конспект
-
открытого урока по литературному чтению
-
в 3 «б» классе
-
Дата: 28.10.2018г
Тема: «Русская народная сказка «Гуси-лебеди».
Разработал и провел учитель начальных классов,
Мансурова Рабият Маидиновна
Директор МКОУ «Кчунказмалярская СОШ»
Абдуллаев Абдулкерим Абдурахманович
Школа: МКОУ «Кчунказмалярская СОШ»
Учитель начальных классов : Мансурова Рабият Маидиновна
Дата: 28.10.2018г
Класс: 3 «б»
Урок литературного чтения , 3 класс.
Тема: Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
Цель: Ознакомить детей с новым видом сказок на примере русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Задачи:
Обучающая: обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, героях; учить делить текст на части, обогащать речь учащихся.
Развивающая: развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление; формировать коммуникативные навыки.
Воспитывающая: воспитывать уважение к истокам культуры своего народа.
Планируемые достижения учащихся:
-
Развитие умения распознавать виды сказок;
-
Умение работать с дополнительной литературой и Интернет – источниками.
Продолжительность: урок – 40 мин.
Авторский медиапродукт: презентация к уроку.
Метод обучения: Словесный, практический, наглядный.
Средства обучения: экран, ноутбук
Оборудование: Учебник аудиозапись сказки, презентация, рисунки героев сказок, сюжетные картинки, карточки.
План урока:
-
Орг. момент 2 мин
-
Проверка знаний учащихся. 3 мин
-
Работа с новым произведением,
первичная проверка прочитанного. 8 мин
-
Физкультминутка 2 мин.
-
Словарная работа. 3 мин
-
Работа с сюжетными картинками, деление
на части, анализ сказки. 8 мин
-
Отчёт по проекту. 4 мин
-
Физминутка. 2 мин
-
Обобщение. Итог урока. 4 мин
-
Домашнее задание. 2 мин
-
Рефлексия. 2 мин
Ход урока.
1.Организационный момент.
(Звучит музыка – заставка передачи «В гостях у сказки»). (Слайд 1).
Учитель. Садитесь поудобнее,
Слушайте внимательно.
Обещаю, наш урок — будет увлекательным!
2. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.
Учитель. Какой раздел мы с вами изучаем?
Ученики. Устное народное творчество. Сказки. Русские народные сказки.
Учитель. Я уверена, что все вы любите сказки. Чем сказки отличаются от других произведений? Назовите сказочные приметы.
-
С чего начинаются сказки? (Жили-были, В некотором царстве… – зачин).
-
В сказках встречаются … ( 3,7 -волшебные цифры, устаревшие слова) .
-
Почти во всех сказках побеждает… (добро).
-
В сказках может быть…(волшебство).
Учитель. Как называются сказки, у которых нет автора?
Ученики. Народные
Учитель. А сказки, у которых есть автор?
Ученики. Авторские.
Учитель. Все сказки разные. Разные герои, место действия, поступки. Можно выделить виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. (Слайд 2)
Учитель. Распределите сказки в две группы. Работа в парах.
( Тест на знание видов сказок с использованием сюжетных картинок).
Учитель. Вы правильно распределили сказки. Проверка. Слайд3.
Но что объединяет сказки о животных, бытовые?
Ученики. В сказках о животных главными персонажами являются животные. В бытовых сказках действуют люди.
3. Постановка цели занятия перед учащимися. Работа с новым произведением.
Учитель. Сегодня мы побываем в гостях у новой сказки, которая относится к волшебным. В волшебных сказках, как и в бытовых, основные персонажи — люди, но если в бытовых сказках герои становятся победителями преимущественно благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости, то здесь
победа одерживается с помощью чародейства.
Ученики составляют название сказки по силуэтам гусей-лебедей из букв на доске.
— Сегодня мы будем читать сказку “Гуси-лебеди”. (Слайд 4) Но сначала прослушаем её в исполнении актёров.
Первичное прослушивание (аудиозапись).
Учитель. Понравилась сказка? Чем понравилась?
Ученики. (ответы на вопросы)
4. Физминутка.
5. Словарная работа.
Учитель. Вы прослушали сказку «Гуси-лебеди». А смогли бы вы пересказать сказку слово в слово?
Ученики. Нет. Автор – народ.
Учитель. Все ли слова сказки были вам понятны? Давайте разберём значение непонятных слов. Подберите синонимы.
«кликала»- звала
«причитывала»- говорила с плачем
«покуда»- пока
«худо будет»- плохо
Как вы понимаете: «Сидит ни жива, ни мертва» — очень испугалась.
«Зачем на глаза явилась? – Зачем пришла?
(Слайд5)
«кудель» —пучок льна, приготовленный для пряжи
«веретено»- приспособление для ручного прядения, стержень для навивания нити.
«устьице»-выходное отверстие печи
Учитель. Эти слова не употребляются в современной речи и называются устаревшими. Почему в сказке так много устаревших слов?
Ученики. Сказки знали ещё наши бабушки и прабабушки.
(Слайд 6)
6. Составление плана сказки.
Учитель. Расположите сюжетные картинки по порядку. (Слайд 7)
Сказки передавались из уст в уста, добавлялись, украшались, добавлялись сказочные слова.
Сейчас прочитаем сказку по частям, попробуем составить план. На доске:
1 Начало действия.
2. Развитие действия.
3. Главное действие.
4. Конец действия.
-Сколько частей в сказке?
Чтение вслух 1 части «по абзацам».
Учитель. Найдите зачин.
Ученики. Жили-были…
Учитель. Кто самый внимательный и нашёл сказочные слова и выражения?
Ученики. Чистое поле, тёмный лес.
Учитель. Что случилось у сестрицы?
Ученики. Гуси-лебеди унесли брата.
Учитель. Как сестра догадалась, кто унёс братца?
Ученики. «Про гусей давно шла дурная слава, что они пошаливали…
Учитель. Почему же с детьми случилась беда?
Ученики. Девочка не послушалась старших.
Учитель. Как можно озаглавить первую часть?
Ученики. Потеря брата.
Учитель. Прочитаем вторую часть по абзацам.
Учитель. Где встречается троекратный повтор?
Ученики. Печка, яблонька, река.
Учитель. Как озаглавим эту часть?
Ученики. Поиск.
Учитель. Прочитайте вслух:
-О чём девочку просили печка, яблонька, речка?
-Как она им отвечала?
-Почему в первый раз они не помогли девочке?
Ученики. Не выполнила просьбу.
7. Физминутка.
8. Итог по проекту. С какими волшебными персонажами встречается девочка?
Каждый готовился к сегодняшнему уроку по-разному. Некоторые ребята приготовили интересные доклады о персонажах сказки. Пришло время отчитаться. (Слайды 8,9,10) Мини – проекты.
« Русская печка»
Положительные персонажи часто любят сидеть и лежать на печи. Илья Муромец провёл на ней 33 года своей жизни. Емеля, не желая покидать уютную лежанку, ездил на печи. Такую же любовь к печи обнаруживает и баба-яга, что, впрочем, не мешает ей делать попытки изжарить заблудившихся детей. Русская печь большая и долго сохраняет тепло. При помощи неё на Руси изгоняли простудные заболевания, готовили очень вкусную еду: блины, пироги, каши.
Яблоня. Золотистый цвет яблок — символ красоты, здоровья, свежести и молодости. В сказке «Гуси-лебеди» яблоня помогает сестрице спасти брата. Целительной силой обладают яблоки в сказке «Иван-царевич и серый волк». Съешь яблочко и станешь молодым и красивым.
Кисельные реки, молочные берега. Нам в столовой часто дают на завтрак кисель. Он ягодный, хотя и густой по сравнению с молоком, но всё равно жидкий, никакие берега из него не получатся. Однако в русских деревнях ели овсяный кисель, пресную и невкусную пищу, как жидкую кашу светло-серого цвета, напоминающую по цвету берега реки. Это выражение означает безбедную, беззаботную жизнь, когда всё есть.
Учитель. Где же нашла сестра своего брата?
Ученики. У Бабы-Яги.
Учитель. Как назвали бы вы третью часть?
Ученики. В избушке у Бабы-Яги. (Слайд 11)
Баба-Яга. Лесная старуха- волшебница. Вид у неё страшный: одна нога как у скелета, длинный нос до подбородка достаёт. Летает на метле, ухвате или в ступе, заметает свой след помелом. Повинуются Бабе-Яге все звери, но самые верные: чёрные коты, вороны и змеи. Живёт в избушке на курьих ножках, которая стоит в дремучем лесу. Нужно только попросить…
Учитель. — Кому вы больше всего сопереживаете? Кто главный герой сказки?
Учитель. — Когда и почему девочка меняется к лучшему?
Ученики. В конце сказки, пройдя через испытания, спасая брата.
Выберите пословицу, которая подходит к сказке.
Глаза боятся, руки делают.
Не дорого начало, похвален конец.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Красна птица перьями, а человек – знанием. (Слайд 12)
Учитель. — Как заканчивается сказка?
Выберите пословицу, которая подходит к сказке.
Глаза боятся, руки делают.
Не дорого начало, похвален конец.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Красна птица перьями, а человек – знанием. (Слайд 12)
Добро побеждает зло.
Учитель. Как бы вы назвали последнюю часть сказки?
Ученики. Возвращение домой.
9. Обобщение. Итоги.
Учитель. Какой урок вы вынесли из сказки?
Ученики. Надо слушаться старших, быть скромным и вежливым, на добро отвечать добро.
Учитель. — Какие бывают сказки?
Ученики. О животных, бытовые, волшебные.
Учитель. Выберите из признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке. (Тест)
-
События повторяются три раза +
-
На долю главного героя выпадают тяжёлые испытания и невероятные приключения. +
-
Лисица в этих сказках – хитрая, волк – глупый и жадный, заяц – трусливый, петух – самоуверенный. –
-
Зло воплощают в сказках Баба-яга, Кощей Бессмертный…+
-
Герои сказок – солдат, крестьянин или барин живут в реальном мире. –
-
Героям помогают волшебные предметы, которые могут разговаривать. +
Проверка. (Слайд 13)
10. Домашнее задание: дочитать 3 и 4 части, пересказ сказки. (Слайд 14)
11. Рефлексия.
Если на уроке было интересно – раскрасьте яблочко в красный цвет,
если не всё удалось – жёлтый,
были трудности – зелёный.
Тест « Волшебные сказки».
Выберите из признаков сказки и обведите в кружок те, которые свойственны волшебной сказке.
-
События повторяются три раза.
-
На долю главного героя выпадают тяжёлые испытания и невероятные приключения.
-
Лисица в этих сказках – хитрая, волк – глупый и жадный, заяц – трусливый, петух – самоуверенный.
-
Зло воплощают в сказках Баба-яга, Кощей Бессмертный…
-
Герои сказок – солдат, крестьянин или барин живут в реальном мире.
-
Героям помогают волшебные предметы, которые могут разговаривать.
Тест « Волшебные сказки».
Выберите из признаков сказки и обведите в кружок те, которые свойственны волшебной сказке.
1.События повторяются три раза.
2.На долю главного героя выпадают тяжёлые испытания и невероятные приключения.
3.Лисица в этих сказках – хитрая, волк – глупый и жадный, заяц – трусливый, петух – самоуверенный.
4.Зло воплощают в сказках Баба-яга, Кощей Бессмертный…
5.Герои сказок – солдат, крестьянин или барин живут в реальном мире.
6.Героям помогают волшебные предметы, которые могут разговаривать.