Цель урока: Выявление роли музыки в литературе.
Задачи:
- Познакомить со сказкой «Музыкант-чародей», песней «Сказки гуляют по свету» муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.
- Развивать механизмы творческого мышления: объем и надежность памяти, механизм сближения понятий, воображение, фантазия, цельность восприятия, способность к открытию, развитию музыкальных способностей, чувство ритма, ладового слуха, эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.
- Формировать устойчивый интерес к искусству вообще, к музыке в частности.
- Воспитывать интерес к процессу творчества.
Тип урока: введение в новую тему.
Виды деятельности:
- беседа;
- слушание музыки;
- вокальная работа;
- выполнение творческих заданий;
- игра;
- разминка;
- пение;
- игра на детских муз. инструментах.
Методы обучения:
- обобщение;
- наглядно-слуховой;
- игровой метод;
- метод опережения и возвращения назад;
- стимулирование творческой деятельности, через создание проблемной ситуации;
- проблемно-поисковый метод был основным, и идет лейтмотивом через весь урок.
Ход урока
I. Организационный момент:
- вход под музыку;
- музыкальное приветствие.
II. Разминка:
- дыхательные упражнения;
- упражнения на артикуляцию;
- упражнения на внимание и музыкальный слух;
- упражнения на развитие мимических мышц и фантазии:
а) нахмурится как:
- король;
- ребенок, у которого отняли игрушку.
б) улыбнуться как:
- мать младенцу;
- кот на солнце;
- вежливый японец.
III. Повторение пройденного материала:
Учитель: Давайте вспомним, о чем мы говорили в первом полугодии.
Посмотрите на доску, вы увидите несколько слов — это слова-подсказки, по ним вы должны угадать одно слово, которое я загадала.
- Музыкант – песня – композитор — музыкальный инструмент =? (музыка)
- стихи – поэт – песня — книга =? (литература)
Учитель: найдите в этих загадках общее слово?
— конечно, слово песня повторяется, а почему?
Дети: потому, что песня не сможет существовать ни без музыки, ни без литературы.
Учитель: а что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Какие муз. жанры не появились бы?
(ответы учащихся)
Учитель: действительно, музыка и литература два разных вида искусства, которые прекрасно существуют вместе, дополняя, и обогащая друг друга.
А представьте на секунду, если бы на свете не было музыки?!….
Что стало бы с литературой?
IV. Объяснение новой темы:
Учитель: Перед вами отрывок из стихотворения С. Есенина, прочитайте и выделите музыкальные слова:
«Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает,
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою,
Плывут в стану далекую,
Седые облака.»
Учитель: Попробуйте заменить эти слова. Что же стало с этим стихотворением без музыкальных слов?
Дети: Стихи теряют свою красоту.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами должны выяснить, сможет ли литература обойтись без музыки?! А поможет нам в этом — сказка!
Вы любите сказки?
О музыке рассказывается во многих сказках, о ее волшебной силе, о чудесах, которые она творит. И сегодня я вам расскажу одну из таких сказок,- называется она « Музыкант-чародей».
А вы усаживайтесь удобнее, слушайте и мне помогайте:
« Жил-был на свете музыкант. Начал он играть еще с малых лет. Пасет бывало коров на лужайке, сделает себе дудочку и как заиграет… (звучит « У ручья» Х. Заимов); ( дети изображаю игру на флейте ) Так коровы перестанут жевать травку- навострят уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают. Когда играл маленький музыкант, каждому казалось, будто сладость какая-то пролилась ему на сердце, какая-то неведомая сила подхватила его и несет все выше и выше- в чистое синее небо, к ясным звездам. И хочется сидеть вот так всю жизнь и слушать игру музыканта. Играл он весело – все веселились. Играл печально – на всех тоска нападала. Вот такой был музыкант – чародей, что захочет, то с сердцем и сделает.
Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку ( дети изображают игру на скрипке) и пошел ходить по свету. Простые, добрые люди любили его и его музыку. А были и злые, те кто завидовал таланту музыканта. И решили злые люди погубить нашего музыканта – чародея. Сговорились, заманили в лес и натравили 20 голодных волков.
Загородили волки музыканту дорогу, зубами щелкают, рычат ( дети изображают)
А у музыканта в руках, кроме скрипочки ничего нет. « Эх, погибать так с музыкой» — подумал музыкант, достал скрипку, прислонился к дереву и провел смычком по струнам. Как живая заговорила скрипочка…. (звучит «Ноктюрн» ми-бемоль мажор Ф. Шуберт ) Замерли кусты и деревья, а волки как стояли разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и о голоде своем забыли.
Перестал музыкант играть, а волки, как сонные в лес потянулись. Вот какой был музыкант- чародей»
Учитель:— Понравилась вам сказка?
— Назовите героев сказки? А еще?
— Почему волки отступили от музыканта?
— Если у музыканта бы не было денег, волки бы отступили от него?
— Итак, кто же главный герой сказки?
Дети: Музыка — является главным героем этой сказки.
Учитель: Ребята, кто из вас уже догадался, как же называется тема нашего урока?
Дети: Музыка- главный герой сказки.
Учитель: А сейчас, я спою вам песню, а вы скажите, имеет ли она отношение к нашей теме урока?
Звучит песня «Сказки гуляют по свету» музыка Е. Птичкина, слова М. Пляцковского.
Учитель: Я предлагаю вам поиграть в игру « Пойми меня», победит в ней тот, кто внимательней всех слушал песню.
Итак, вы должны разделиться на четыре команды и каждой команде будет дано слово, которое вы должны будете изобразить, объяснить только движениями, мимикой. А мы попробуем отгадать.
(детям раздаются карточки со славами: «Золушка», «змей-Горыныч»,
«Кощей», «Белоснежка».)
Вокально-хоровая работа:
- распевка;
- разучивание I куплета;
- прохлопываем ритм;
- поем и аккомпанируем себе на детских музыкальных инструментах.
V. Выводы:
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
- С какой сказкой познакомились?
- Кто в нашей сказке был главным героем?
- Почему?
- Появилась бы сказка «Музыкант-чародей» если бы не было музыки?
- Почему?
- Последний, но самый важный вопрос: может ли литература обойтись без музыки?
Дети: Нет, без музыки многие стихи не стали бы песнями; без музыкальных слов, многие стихи не были бы такими красивыми; не появились бы многие музыкальные жанры, а также литературные произведения и сказки, где главным героем является музыка!
VI. Оценивание:
отмечаются и награждаются наиболее активные ученики.
VII. Домашнее задание:
Учитель: Представьте что, вы художники-декораторы, и вам нужно дома нарисовать декорации к сказке «Музыкант-чародей».
На этом наш урок закончен, до встречи!
Занятие №3
Конспект урока: Музыкант чародей
1. Организационный этап:
Учитель: Здравствуйте ребята! Меня зовут Светлана Алексеевна и я буду проводить у вас урок музыки. Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем,
И скорей урок начнем.
Учитель: Давайте поприветствуем друг друга музыкально.
Музыкальное приветствие с инструментом «Звонок»
Учитель: Ребята, что такое сказка? Бывает ли музыка в сказках?
Дети: сказка – это….. Да!
Учитель: Совершенно верно! Музыка своими песнями обогащает литературу.
Часто музыка становится главным героем литературных произведений, где проявляет волшебную силу: помогает в трудную минуту, побуждает чувства, останавливает зло. Сегодня мы увидим, как музыка, являясь главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу, помогает в тяжелую минуту.
Учитель: Мы совершим путешествие в сказку белорусского народа, которая называется – «Музыкант-Чародей»
Паны в народной сказке «Музыкант-чародей» — это воплощение омерзительного, гнусного, безобразного, так как они хотели свести со света музыканта: хотели его убить или утопить. Когда же это не удалось, сговорились с чертями, и те наслали на музыканта двенадцать голодных волков. Поэтому господа в этой сказке выступают как темные силы.
— Найдите в тексте тезис.( Вот такой был музыкант-чародей: что захочет, то с сердцем и сделает.)
— Зачитайте аргументы.(« Сел музыкант на речном берегу, достал из котомки скрипку и заиграл. Да так хорошо, что заслушались и земля, и небо. А когда заиграл полечку, все кругом пошло в пляс»
«Настроил он скрипку, ударил смычком по живым струнам — и все в аду в прах разлетелось, а черти с ведьмами разбежались кто куда.» )
— Каким будет вывод? (Талантливый человек, как и герой народной сказки «что захочет, то с сердцем сделает».)
Учитель: Ребята, внимательно послушайте сказку. И подумайте, звучание, какого инструмента вы услышали?
(Сказка «Музыкант-Чародей»)
Дети: скрипка!
Учитель: Верно, а какие чувства и мысли вызвала у вас «Мелодия скрипки» Николая Ильича Аладова?
Дети: печаль, грусть
Учитель: О чем пела скрипочка в последний раз, как вы думаете?
Учитель: Почему музыка в сказке сделала чудо?
Учитель: Как вы думаете, может ли музыка сделать чудо в жизни, например, помочь человеку в трудную минуту, остановить зло?
Дети: Может!
Учитель: Появилась бы сказка «Музыкант-чародей», если бы не было музыки?
Дети: Нет!
Учитель: Что же победило в белорусской сказке добро или зло?
Дети: Добро!
Учитель: Мы послушали необыкновенную скрипичную музыку. А из чего же состоит скрипка?
Дети:….
Учитель: Скрипка – это четырех струнный смычковый инструмент, самый высокий по регистру. …… История сохранила имена А.Страдивари, И.Амати, И.Гварнери –выдающихся итальянских мастеров 16-18 в., создавших образцы скрипок.
(слушание Римского-Корсакова Н.А «Полет Шмеля»)
Учитель: Послушайте музыку Римского-Корсакова Н.А (слайд) и придумайте название произведению?
Учитель: Какое название вы бы дали? Понравилась ли вам музыка? (Почему вы дали именно это название)
Дети: «Полет Шмеля»….
Учитель: Тогда, что напоминает звучание скрипок?
Дети: Звучание скрипок напоминает о полете шмеля
Учитель: Произведение Римского-Корсакова, так и называется «Полет Шмеля»
Учитель: Какая мелодия песни?
Дети:
Учитель: С помощью, каких средств композитор показал нам этот образ?
Дети:
Распевка «Сел комарик на дубок»
Учитель: Белорусский народ очень певучий. И в любую свободную минуту пел. И мы сейчас с вами распоемся белорусской народной песней «Сел комарик на дубочек»
Распевание: (1 куплет)
Пение с закрытым ртом.
-первую часть на «ля» -громко.
-вторую часть на «лю» -тихо.
Пение вслух.
-петь коллективно, одновременно начинать и заканчивать песню.
Исполнение попевки «Сел комарик на дубок»
Учитель: По картам настроений выберите те, которые соответствуют эмоциональным состоянием музыканта. Докажите. (карты)
Учитель: Верно! Что к состоянию музыканта подходит карта, обозначающая радость.
3. Этап закрепления знаний
Учитель: Сегодня у нас звучала скрипичная музыка. Мы ее слушали и в белорусской сказке.
Учитель: Так кто же является главным героем сказок?
Дети: Музыка!
Учитель: Верно, а почему вы так считаете?
Дети: Музыка проявляет свою волшебную силу, поможет в трудную минуту, побуждает чувства, останавливает зло.
(Слайд )
Учитель: А теперь займемся вокально-хоровой работой. Кто помнит, какую песню мы разучивали на прошлом занятии? Как она называется?
Дети: «Наши мамы самые красивые»!
Учитель: Верно! Мы продолжим разучивать песню, но для этого нам нужно разогреть наш голосовой аппарат.
Артикуляционная гимнастика:
• 1.Сядьте правильно, осанку держим прямо. Приготовились? Слегка покусали кончик языка 2.по всей длине (вперед, назад)
• 3.Пожевали язычок по сторонам (закрытым ртом) 4. Щёточка (почистили зубки) 5. Иголочка, Маятник 6. Поцокали, как лошадки — большие — медленно и низко; Маленькие пони-быстро и высоко) 7. Покусаем верхнюю и нижнюю губу. Массаж лица. Головы.
• Посмеялись как большие великаны
• Посмеялись как маленькие гномики.
Сейчас мы с вами распоемся, внимательно смотрите на меня повторяйте за мной : А) АЭ, АО, АЭ
Б) У жирафа есть вопрос.
Распевание с инструментом:
Вокально-хоровая работа
Учитель: Давайте вспомним 1 куплет песни (собств. показ игра на инструменте) Вспомнили?
Дети: Да!
Учитель: Попробуем спеть весь куплет песни вместе с припевом. Сядьте прямо. Ротики открываем шире. Взяли тон. И все вместе. И по моей руке. Поем очень старательно!
Учитель: Заметили, что наш припев в конце отличается немного. Давайте пропоем его еще раз (2 раза)
Учитель: все верно! Запомнили?
Учитель: Послушайте 2 куплет песни. Сначала я, потом вы.
Учитель: Все верно! Соединяем вместе с припевом. Соединим всю песню.
Учитель: Послушайте 3 куплет песни. Сначала я потом вы. Соединяем вместе с припевом.
Учитель: Давайте исполним песню от начала и до конца в концертном варианте. Как будем исполнять песню?
Дети: Умеренно, от всего сердца, с любовью, нежно
Учитель: Чтобы нашим мамам понравилось, правда?
Учитель: Сядьте прямо. Все готовы?
Учитель: Мы хорошо спели, может попробуем спеть под минус?
Дети: Да!
Учитель: Ребята, вам понравилась песня?
Дети: Да!
Рефлексия:
(Слайд)
Учитель: А сейчас поднимите руками настроение, которое соответствует вашему? (мажорное, минорное)
Учитель: Всем спасибо за работу на уроке. До Свидания!
Дети: До свидания!
4
5 класс, II четверть, 2 урок.
Тема: «Главный герой сказки – музыка».
Тип урока: урок углубления и расширения темы.
Цель: Показать, как музыка, являясь главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу.
Задачи:
Образовательные:
-
осмысление музыкального образа в литературе, на примере сказок разных народов мира;
-
познакомить со скрипкой, ее выразительными и изобразительными возможностями.
Развивающие:
-
развитие музыкальных способностей: вокально-хоровая работа над песнями «Волшебный смычок» (исполнение), «Сказки гуляют по свету» (разучивание);
-
развивать образное восприятие, самостоятельность мышления, умение слышать и выделять главное.
Воспитательные:
-
формирование эмоциональной отзывчивости на произведения искусства;
-
воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.
Музыкальный материал:
-
Норвежская народная песня «Волшебный смычок» – работа над выразительностью исполнения
-
Белорусская народная сказка «Музыкант-чародей» – слушание;
-
Н. Аладов «Мелодия для скрипки» – слушание;
-
Е.Птичкин «Сказки гуляют по свету» – разучивание.
Оборудование: мультимедиа проектор, слайд-фильм.
(слайд 1, вход детей под скрипичную музыку, чтение стихотворения Б. Окуджава «Музыкант»)
Музыкант играл на скрипке.
Я в глаза его глядел.
Я не то, чтоб любопытствовал —
Я по небу летел.
Я не, чтобы от скуки,
Я надеялся понять,
Как умеют эти руки
Эти звуки извлекать
Из какой-то деревяшки,
Из каких-то грубых жил,
Из какой-то там фантазии,
Которой он служил.
Да еще ведь надо в душу
К нам проникнуть и поджечь…
А чего с ней церемониться,
Чего её беречь?
Счастлив дом, где пенье скрипки
Наставляет нас на путь
И вселяет в нас надежду.
Остальное — как-нибудь.
Счастлив инструмент,
Прижатый к угловатому плечу,
По чему благословенью
Я по небу лечу.
Счастлив тот, чей путь не долог,
Пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший
Из души моей костер!
А душа (уж это точно),
Ежели обожжена…
Справедливей, милосердней
И праведней она!
На доске записано: «Главный герой сказки»
Музыкальное приветствие
Учитель: Какой музыкальный инструмент вы сейчас услышали? Кто главный герой литературного эпиграфа?
Дети: Скрипка, музыкант.
Учитель: Музыка и литература, два искусства, которые дружат друг с другом. Ребята, давайте вспомним, что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Какие музыкальные жанры перестали бы существовать?
Дети: Песня, романс, кантата, оратория, опера, балет.
Учитель: И начали разговор о том, важна ли музыка в литературе. Напомните главный вопрос 2 четверти, который стал темой четверти.
Дети: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»
(слайд 2)
Учитель: Давайте вспомним, какие литературные жанры мы знаем, разгадав кроссворд.
(слайд № 3)
Учитель: Как вы считаете, какой из литературных жанров самый музыкальный? Что было бы со стихами, если бы не было музыки?
Дети: Стихи, поэзия. Если бы не было музыки, многие стихи так и не стали бы песнями. А ведь многие из них писались специально для того, чтобы стать песней. Народные стихи часто появлялись вместе с музыкой, т.к. могут существовать только вместе с музыкой.
Учитель: (слайд № 4) Обратите внимание на слова неизвестного автора. Давайте подумаем, почему именно поэзия является самым музыкальным жанром в литературе, и что роднит её с музыкой?
Дети: Поэзию с музыкой роднит очень многое: интонация, рифма, паузы, ритм, темп, динамика, мелодичность фраз.
Учитель: Отгадайте музыкальную загадку в стихах:
Движенья плавные смычка
Приводит в трепет струны,
Мотив журчит издалека
Поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив
Его выводит … (СКРИПКА)
(слайд № 5)
(слайд № 6)
(Информация о создании скрипки и характеристика её звуковых возможностей)
Учитель: (учитель наигрывает мелодию песни «Волшебный смычок») Ребята, знакомая мелодия прозвучала?
Дети: Да, это норвежская народная песня «Волшебный смычок».
(слайд № 7, название «Волшебный смычок»)
Учитель: О чем эта песня? Можно ли назвать ее музыкальной сказкой? Почему она называется «Волшебный смычок»?
(ответы детей)
Учитель: Почему старый бедный музыкант не продал свою скрипку богачу? Только ли скрипку хотел забрать богач?
(ответы детей)
Учитель: Найдите слова, которые выражают главную мысль песни-сказки.
(ответы детей)
(разучивание 1 куплета песни)
Учитель: Ребята, так о какой необыкновенной силе говорится в этой песне-сказке?
Дети: В Норвежской песне-сказке говорится о необыкновенной силе музыки.
Учитель: Сегодня на уроке я вам предлагаю задуматься: почему сказки и песни о необыкновенной силе музыки создает человечество, почему сказки и песни о необыкновенной силе музыки есть у разных народов мира?
(слайд №
Учитель: Ребята, у вас было домашнее задание, напомните его.
Дети: Придумать исполнительский план песни, предусмотрев солистов, отдельные вокальные группы, хор.
(проверка домашнего задания, вокально-хоровая работа над песней-сказкой «Волшебный смычок»:
-
выбор солистов и вокальных групп;
-
исполнение всей песни совместно с записью детского хора;
-
концертное исполнение).
(слайд № 9 слова песни)
Учитель: Не только музыка и поэзия имеют схожие черты. И не только песнями обогащает музыка литературу. Музыке и музыкантам посвящаются целые поэмы, повести и романы. Все это означает, что музыка не только взаимодействует с литературой, но и находиться среди важнейших тем самой литературы. Часто музыка становиться главным героем литературных произведений, где проявляет свою волшебную силу. И уж конечно невозможно представить себе сказки, в которых бы не звучала музыка.
Почему нельзя прожить на свете без сказок?
Чему учат сказки?
Дети: (Ответы учащихся) В сказках добро всегда побеждает зло.
(слайд № 10 «Пусть зло …»)
Учитель: Отправимся на выставку в картинную галерею. Сегодня там представлены живописные произведения из различных сказок. Назовите, из каких они сказок, и какую роль в них играет музыка?
(на доске детские работы, ответы детей)
Итак, какую роль играет музыка, кто главный герой во всех сказках?
Дети: Главную роль! Музыка является главным героем сказок.
Учитель: Ребята, кто из вас уже догадался, как же называется тема нашего урока? Кто является главным героем сказки?
Дети: Главный герой сказки – музыка. (учитель на доске дописывает слово «музыка»)
(слайд № 10 полностью)
Учитель: Откройте тетради, запишите тему нашего урока. Музыка «звучит» во многих сказках народов мира. Это, прежде всего сказки, которые можно назвать «музыкальными сказками». Одна из лучших сказок белорусского народа, где «звучит» музыка. Вот послушайте…
(слайд № 11 без названия сказки)
(слушание и обсуждение сказки «Музыкант-чародей» и «Мелодии для скрипки» Н.И. Аладова)
Учитель: Какие мысли и чувства вызвала у вас «Мелодии для скрипки» Н.И. Аладова?
Дети:
Учитель: Мог ли музыкант-чародей из белорусской народной сказки исполнить такую мелодию? Почему музыка белорусского композитора проникнута интонациями белорусской народной песенности?
Дети:
Учитель: О чем пела скрипочка в последний раз, как вы думаете?
Дети:
Учитель: Почему голодные волки не съели?
Почему музыка в сказке сделала чудо?
И как мы называем музыканта?
Дети:
Учитель: Волшебником или чародеем. А сказка так и называется «Музыкант-чародей» (название сказки проговаривается с детьми)
(слайд № 11 полностью)
Учитель: Появилась бы сказка «Музыкант-чародей», другие сказки, о которых сегодня мы говорили, если бы не было музыки?
Дети:
Учитель: Давайте вспомним изученные сказки разных народов и музыкальные инструменты, на которых играли музыканты.
(слайд № 12)
(слайд № 13 вопрос)
Учитель: Почему сказки и песни о необыкновенной силе музыки есть у разных народов мира?
Дети: Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость.
Учитель: Великие мастера из народа чувствовали огромную силу музыки, поэтому появлялись такие песни и сказки. Мудрость народа с восхищением говорит о тех, кто владел музыкальным искусством.
(слайд № 13 полностью)
Учитель: Как вы думаете, может ли музыка сделать чудо в жизни, например, помочь человеку в трудную минуту, остановить зло?
А вот пример из жизни. (из письма санинструктора Марии Петровны Смирновой…)
«25 декабря 1942 г. наша дивизия заняла высоту на подступах к Сталинграду. Гитлеровцы решили любой ценой вернуть ее, чего б это им не стоило. Завязался бой. На нас пошли фашистские танки, но их остановила артиллерия. Враги откатились назад, на ничейной земле остался раненный лейтенант, артиллерист Костя Худов.
Санитары, которые пробовали вынести его, погибли. Поползли овчарки-санитарки, но их также убило. И тогда я, стала во весь рост, сначала тихо, потом все громче запела нашу любимую довоенную песню «Я на подвиг тебя провожала». Замолкло все с обеих сторон: и с нашей, и с немецкой. Подошла я к Косте, наклонилась, положила на санки-волокуши и повезла к нашим. Пою, а сама думаю: «Только б не в спину, лучше пусть в голову стреляют». Но не было ни одного выстрела, пока не дошла до наших…»
Мария Петровна Смирнова вынесла из-под огня 481 раненого. За это она была награждена высшим знаком Международного Красного Креста – золотой медалью «Флоранс Найтингейл». А песня, которая помогла ей в трудную минуту, была очень популярна в годы ВОВ. Ее написал композитор Н.Богословский на слова В. Лебедева-Кумача к кинофильму «Остров сокровищ». Наши девчата – медсестры и санинструкторы очень любили ее.
Учитель: Какую роль сыграла песня?
Дети:
Учитель: (слайд 14) Сказки гуляют по свету,
Ночь, запрягая в карету,
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах.
Ребята, я вам прочитала фрагмент стихотворения М. Пляцковского. Как вы считаете, эти стихи лучше читать или их лучше спеть?
У композитора Е. Птичкина есть замечательная песня «Сказки гуляют по свету», давайте ее послушаем.
(слайд 15, звучит песня в исполнении В.Толкуновой)
Я предлагаю вам разучить мелодию и слова первого куплета.
(разучивание 1 куплета песни «Сказки гуляют по свету»)
Учитель: Ребята, что стало бы с литературой, если бы не было музыки?
(слайд 16)
Дети: Без музыки многие стихи не стали бы песнями; без музыкальных слов, многие стихи не были бы такими красивыми; не появились бы многие литературные произведения и сказки, где главным героем является музыка!
Учитель: Сказка и правда жизни. Сказка и быль. Необыкновенная сила искусства, воспетая в литературе, способствовала появлению сказок у разных народов мира. Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные переживания героев. Музыка часто является темой самой литературы.
Оценивание: отмечаются активные ученики.
Домашнее задание: Напишите в тетради 10 названий сказок, где звучит музыка.
Учитель: На этом наш урок закончен.
(слайд 17, выход из класса под муз. Е. Птичкина «Сказки гуляют по свету»)
Обновлено: 11.01.2023
Задачи:
Воспитательные- способствовать воспитанию музыкальной культуры учащихся, как части духовной культуры, способствовать формированию устойчивого интереса к искусству вообще, к литературе и музыке в частности. Воспитание интереса к процессу творчества.
Развивающие- способствовать развитию механизмов творческого мышления, воображения, фантазии, восприятия произведений литературы и музыки, способности к открытию. А также развитие музыкальных способностей: чувства ритма, ладового слуха. Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.
Тип урока: введение в новую тему.
Виды деятельности:
-анализ музыкальных произведений по средствам музыкальной выразительности;
-выполнение творческих заданий;
-сочинение на заданный текст.
Методы обучения:
-метод забегания вперед и возвращение назад;
-стимулирование творческой деятельности, через создание проблемной ситуации;
-метод художественного нравственного – эстетического постижения музыки;
-проблемно-поисковый метод проходит лейтмотивом через весь урок.
Ход урока:
I Организующий момент: (презентация, слайд №1 )
II Повторение пройденного материала: (презентация, слайд №2 )
Учитель: Давайте вспомним, о взаимодействии каких видов искусства мы говорили с вами в первой четверти. (Мы говорили о взаимосвязи музыки и литературы)
Учитель: Представьте на секунду, если бы на свете не было музыки. Что стало бы с литературой? Какие музыкальные жанры не появились бы? (ответы учащихся)
Учитель: Музыка и литература два разных вида искусства, которые прекрасно существуют вместе, дополняя, и обогащая друг друга.
I II Объяснение новой темы II четверти: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? (презентация, слайд №3 )
Учитель: Перед вами отрывок из стихотворения, прочитайте и выделите музыкальные слова.
« Послушай: музыка вокруг
Она во всем – в самой природе
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск воды,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
Учитель: Попробуйте заменить эти слова. Что стало со стихотворением без музыкальных слов?
Дети: Стихи потеряли свою красоту.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами постараемся выяснить, сможет ли литература обойтись без музыки?! А поможет нам в этом — сказка!
Учитель: Нужна ли литературе музыка? (презентация, слайд №5).
Музыка становится главным героем многих литературных произведений. Она проявляет свою волшебную силу: помогает в трудную минуту, пробуждает чувства, останавливает зло.
«У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том;
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Определение вместе с учащимися размера, ритмического рисунка, характера музыки, движения мелодии, лада, динамики, темпа фрагмента этого произведения.
Учитель: Попробуйте понять, почему именно поэзия является самым музыкальным жанром в литературе, и что роднит ее с музыкой? (презентация, слайд №7 )
Дети: Поэзию с музыкой роднит очень многое: интонация, ритм, темп, динамика, мелодичность фраз, паузы.
Учитель: О музыке рассказывается во многих сказках, о ее волшебной силе, о чудесах, которые она творит. Сегодня вы познакомитесь с белорусской народной сказкой о необычном музыканте.
Учитель: Попытайтесь прожить, прочувствовать вместе с главным героем сказки, то с чем ему пришлось столкнуться в жизни. (Можно пластически импровизировать, идя за текстом сказки).
Жил-был на свете музыкант. Начал он играть еще с малых лет. Пасет, бывало, волов, срежет лозину, сделает себе дудочку и как заиграет, так волы и перестанут щипать траву — насторожат уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают. Когда играл маленький музыкант, каждому казалось, будто сладость какая-то пролилась ему на сердце, какая-то неведомая сила подхватила его и несет все выше и выше — в чистое синее небо, к ясным звездам. И хочется сидеть вот так всю жизнь и слушать игру музыканта. Играл он весело – все веселились. Играл печально – на всех тоска нападала. Вот какой был музыкант-чародей: что захочет, то с сердцем и сделает.
Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и пошел ходить по свету. Простые, добрые люди любили его, поили, кормили. А злые паны не любили, потому что, послушав музыканта-чародея, переставали люди служить им, не хотели им подчиняться. И решили злые паны погубить музыканта. И сговорились с чертями, и черти наслали на него, когда он по лесу шёл, 20 голодных волков.
Загородили волки музыканту дорогу, зубами щелкают, глаза горячими угольками горят. А у музыканта в руках ничего нет, только скрипка в котомке. Достал он из котомки скрипку, чтобы ещё раз поиграть перед смертью, прислонился к дереву и провел смычком по струнам. Как живая заговорила скрипочка… (Здесь звучат первые звуки скрипки «Мелодии» белорусского композитора Н. Аладова, чья музыка пронизана интонациями белорусской народной песенности. Сразу же, как они отзвучат, сказка продолжится.) Замерли кусты и деревья. А волки, как стояли, разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и голод забыли. (Звучит в исполнении скрипки вся «Мелодия» Н. Аладова.) Перестал музыкант играть, а волки, как сонные в лес потянулись. Вот какой был музыкант- чародей.
Учитель:- Понравилась вам сказка? Какое название вы ей дали?
Учитель: — Назовите выдержки из текста, в которых говорилось бы о волшебной силе искусства.
Учитель: Какая проблема поставлена в сказке? (Противопоставления добра злу)
Учитель: Как решает ее автор? (При помощи волшебной силы искусства, добро побеждает зло)
Учитель: — Почему автор отдал предпочтение именно тембру скрипки? (Нежный, тонкий, певучий, ранимый по характеру звучания инструмент)
Дети: Мы смогли убедиться в том, что музыка — является главным героем этой сказки.
Учитель: Подумайте, в чем же сила этих двух видов искусства, литературы и музыки?
Дети: В том, что они воздействуют на чувства, мысли, переживания человека, влияют на их поступки.
Никколо Паганини (27 октября 1782, Генуя — 27 мая 1840, Ницца) — итальянский скрипач и гитарист-виртуоз, композитор. Одна из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII—XIX веков. Признанный гений мирового музыкального искусства.
Учитель: Подумайте, о чем заставляет нас с вами задуматься автор стихотворения? Как помогает нам в этом музыка Н.Паганини.
О чем грустишь ты, скрипка милая?
О чем поведать хочешь нам?
Владея неземною силою,
Не доверяешь ты словам.
Ты плачешь перед всей планетою
И хочешь боль свою излить.
Ты повтори тобою спетое,
Нельзя нам что-то упустить.
В твоем небесном песнопении
Слышны то просьба, то укор.
Для красоты и примирения
Ведешь ты с нами разговор.
Мы скорбь твою разделим поровну,
И вникнем в суть твоих надежд.
Нам будет вечною опорою
Души пленительной мятеж.
С тобой любая встреча радует,
И чудо грезится вдали:
На горизонте звезды падают,
А ты поешь нам о любви.
Дети: Автор заставляет задуматься о вечных проблемах бытия, о жизни человека.
Учитель: Как помогает нам в этом музыка Н.Паганини?
Дети: Она усиливает глубину воздействия поэтического текста.
Учитель: Ребята, как вы думаете, какую роль в жизни Н.Паганини играла музыка?
— О чем его музыка заставляет задуматься слушателя?
Учитель: Слушая музыкальные произведения, высказывания Паганини о силе музыки, или читая сказки в которых главную роль играет музыка, мы приходим к выводу о необычайной силе двух видов искусства литературы и музыки, и о тесном их взаимодействии.
Дети: — Необыкновенная сила искусства, воспетая в литературе, способствовала появлению сказок у разных народов мира. Во многих сказках и стихах музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные переживания героев. (презентация, слайд №14 )
Учитель: Какие проблемы ставит автор песни перед слушателем? Какой социальный опыт приобретает человек?
Музыкант играл на скрипке —
Я в глаза ему глядел.
Я не то чтоб любопытствовал —
Я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки —
Я надеялся понять,
Как умеют эти руки
Эти звуки извлекать
Из какой-то деревяшки,
Из каких-то грубых жил,
из какой-то там фантазии,
Которой он служил?
Да еще ведь надо в душу
К нам проникнуть и поджечь…
А чего с ней церемониться?
Счастлив дом, где пенье скрипки
Наставляет нас на путь
И вселяет в нас надежду –
Счастлив инструмент, прижатый
К угловатому плечу,
По чьему благословению
Счастлив тот, чей путь недолог,
Пальцы злы, смычок остер,
Из души моей костер.
А душа, уж это точно,
И праведней она.
X Вывод (презентация, слайд №16 )
Учитель: Как вы думаете, в чем состоит сила воздействия двух видов искусства, литературы и музыки на человека?
· Искусство несет радость людям!
· Искусство заставляет забыть зависть и злобу!
· Искусство рождает в душе человека любовь и радость!
· Искусство позволяет сопереживать чувствам других людей!
· Искусство помогает человеку совершенствоваться!
· Искусство помогает жить!
· Искусство может спасти мир!
Учитель: Может ли литература обойтись без музыки?
Дети: Нет, без музыки многие стихи не стали бы песнями; без музыкальных слов, многие стихи небыли бы такими красивыми; не появились бы многие музыкальные жанры, а также литературные произведения и сказки, где главным героем является музыка!
X I Оценивание (презентация, слайд №17 )
Отмечаются и награждаются наиболее активные ученики.
X II Домашнее задание.
Учитель: Представьте что, вы писатель или поэт, постарайтесь сочинить рассказ или стихотворение, в котором музыке отводилась бы главная роль.
Учитель: Здравствуйте ребята! Меня зовут Светлана Алексеевна и я буду проводить у вас урок музыки. Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем,
И скорей урок начнем.
Учитель: Давайте поприветствуем друг друга музыкально.
Учитель: Ребята, что такое сказка? Бывает ли музыка в сказках?
Дети: сказка – это….. Да!
Учитель: Совершенно верно! Музыка своими песнями обогащает литературу.
Часто музыка становится главным героем литературных произведений, где проявляет волшебную силу: помогает в трудную минуту, побуждает чувства, останавливает зло. Сегодня мы увидим, как музыка, являясь главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу, помогает в тяжелую минуту.
— Найдите в тексте тезис.( Вот такой был музыкант-чародей: что захочет, то с сердцем и сделает.)
Учитель: Ребята, внимательно послушайте сказку. И подумайте, звучание, какого инструмента вы услышали?
Дети: скрипка!
Дети: печаль, грусть
Учитель: О чем пела скрипочка в последний раз, как вы думаете?
Учитель: Почему музыка в сказке сделала чудо?
Учитель: Как вы думаете, может ли музыка сделать чудо в жизни, например, помочь человеку в трудную минуту, остановить зло?
Дети: Может!
Учитель: Что же победило в белорусской сказке добро или зло?
Дети: Добро!
Учитель: Мы послушали необыкновенную скрипичную музыку. А из чего же состоит скрипка?
Учитель: Скрипка – это четырех струнный смычковый инструмент, самый высокий по регистру. …… История сохранила имена А.Страдивари, И.Амати, И.Гварнери –выдающихся итальянских мастеров 16-18 в., создавших образцы скрипок.
Учитель: Послушайте музыку Римского-Корсакова Н.А (слайд) и придумайте название произведению?
Учитель: Какое название вы бы дали? Понравилась ли вам музыка? (Почему вы дали именно это название)
Учитель: Тогда, что напоминает звучание скрипок?
Дети: Звучание скрипок напоминает о полете шмеля
Учитель: Какая мелодия песни?
Учитель: С помощью, каких средств композитор показал нам этот образ?
Распевание: (1 куплет)
Пение с закрытым ртом.
-петь коллективно, одновременно начинать и заканчивать песню.
Учитель: По картам настроений выберите те, которые соответствуют эмоциональным состоянием музыканта. Докажите. (карты)
Учитель: Верно! Что к состоянию музыканта подходит карта, обозначающая радость.
3. Этап закрепления знаний
Учитель: Сегодня у нас звучала скрипичная музыка. Мы ее слушали и в белорусской сказке.
Учитель: Так кто же является главным героем сказок?
Дети: Музыка!
Учитель: Верно, а почему вы так считаете?
Дети: Музыка проявляет свою волшебную силу, поможет в трудную минуту, побуждает чувства, останавливает зло.
Учитель: А теперь займемся вокально-хоровой работой. Кто помнит, какую песню мы разучивали на прошлом занятии? Как она называется?
Учитель: Верно! Мы продолжим разучивать песню, но для этого нам нужно разогреть наш голосовой аппарат.
• 1.Сядьте правильно, осанку держим прямо. Приготовились? Слегка покусали кончик языка 2.по всей длине (вперед, назад)
• 3.Пожевали язычок по сторонам (закрытым ртом) 4. Щёточка (почистили зубки) 5. Иголочка, Маятник 6. Поцокали, как лошадки — большие — медленно и низко; Маленькие пони-быстро и высоко) 7. Покусаем верхнюю и нижнюю губу. Массаж лица. Головы.
• Посмеялись как большие великаны
• Посмеялись как маленькие гномики.
Сейчас мы с вами распоемся, внимательно смотрите на меня повторяйте за мной : А) АЭ, АО, АЭ
Б) У жирафа есть вопрос.
Распевание с инструментом:
Вокально-хоровая работа
Учитель: Давайте вспомним 1 куплет песни (собств. показ игра на инструменте) Вспомнили?
Учитель: Попробуем спеть весь куплет песни вместе с припевом. Сядьте прямо. Ротики открываем шире. Взяли тон. И все вместе. И по моей руке. Поем очень старательно!
Учитель: Заметили, что наш припев в конце отличается немного. Давайте пропоем его еще раз (2 раза)
Учитель: все верно! Запомнили?
Учитель: Послушайте 2 куплет песни. Сначала я, потом вы.
Учитель: Все верно! Соединяем вместе с припевом. Соединим всю песню.
Учитель: Послушайте 3 куплет песни. Сначала я потом вы. Соединяем вместе с припевом.
Учитель: Давайте исполним песню от начала и до конца в концертном варианте. Как будем исполнять песню?
Дети: Умеренно, от всего сердца, с любовью, нежно
Учитель: Чтобы нашим мамам понравилось, правда?
Учитель: Сядьте прямо. Все готовы?
Учитель: Мы хорошо спели, может попробуем спеть под минус?
Учитель: Ребята, вам понравилась песня?
Учитель: А сейчас поднимите руками настроение, которое соответствует вашему? (мажорное, минорное)
Учитель: Всем спасибо за работу на уроке. До Свидания!
Дети: До свидания!
-75%
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока по музыке для 4 класса по теме: Музыкант чародей
Цель — Ознакомить с народными музыкальными инструментами, особенностями состава, тембра и красотой их звучания; способствовать развитию умений включаться в процесс инструментального и вокального музицирования (солисты, группа, ансамбль, оркестр) и оценивания результатов музыкального творчества; наблюдать за использованием музыки в жизни человека; воспитывать любовь к Родине, родному краю.
Воспитательные- способствовать воспитанию музыкальной культуры учащихся, как части духовной культуры, способствовать формированию устойчивого интереса к искусству вообще, к литературе и музыке в частности. Воспитание интереса к процессу творчества.
Развивающие- способствовать развитию механизмов творческого мышления, воображения, фантазии, восприятия произведений литературы и музыки, способности к открытию. А также развитие музыкальных способностей: чувства ритма, ладового слуха. Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.
1.Организационный момент. Музыкальное приветствие
1) С добрым утром, солнышко, мы тебе рады!
Дети проснулись и вместе собрались:
И Маша здесь, и Ваня здесь, и Оля здесь, и Костя здесь.
( При пропевании имени ребенка погладить по голове) .
2) Утро начинается, вместе мы встречаемся,
Мы друг другу рады, все друг другу рады!
И Маша здесь, и Наташа здесь……….
3) Солнце утром рано встало (потягиваются)
Всех детишек приласкало (обнять ребенка)
Учитель: Здравствуйте ребята!
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем,
И скорей урок начнем.
Учитель: Давайте поприветствуем друг друга музыкально.
Учитель: Ребята, что такое сказка? Бывает ли музыка в сказках?
Дети: сказка – это….. Да!
Учитель: Совершенно верно! Музыка своими песнями обогащает литературу.
Часто музыка становится главным героем литературных произведений, где проявляет волшебную силу: помогает в трудную минуту, побуждает чувства, останавливает зло. Сегодня мы увидим, как музыка, являясь главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу, помогает в тяжелую минуту.
— Найдите в тексте тезис.( Вот такой был музыкант-чародей: что захочет, то с сердцем и сделает.)
Учитель: Ребята, внимательно послушайте сказку. И подумайте, звучание, какого инструмента вы услышали?
Жил как-то на свете музыкант. Начал он играть еще с малых лет. Пасет, бывало, волов, срежет лозину, сделает себе дудочку и как заиграет, так волы и перестанут щипать траву — насторожат уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают.
Поедет в ночное — там весело: хлопцы и девчата поют, шутят — известное дело, молодость. Ночь теплая, так и парит. Красота.
А тут возьмет музыкант да и заиграет на своей дудочке. Все хлопцы и девчата мигом, как по команде, утихнут. И каждому тогда кажется, будто сладость какая-то пролилась ему на сердце, какая-то неведомая сила подхватила его и несет все выше и выше — в чистое синее небо к ясным звездам.
Сидят ночные пастухи, не шелохнутся, позабыли, что болят натруженные за день руки и ноги, что голод донимает.
Сидят и слушают.
И хочется сидеть так вот всю жизнь и слушать игру музыканта.
Умолкнет дудочка. Но никто не посмеет и с места сдвинуться, чтоб не вспугнуть этого волшебного голоса, что рассыпался щекотом по лесу, по дубраве и подымается под самое небо.
Опять заиграет дудочка, но что-то печальное. И тут такая тоска-грусть всех охватит… Идут поздней порой с панщины мужики и бабы, услышат ту музыку, остановятся, заслушаются. Вот так и встает перед глазами вся ихняя жизнь — бедность и горесть, злой пан да тиун с приказчиками. И такая тоска на них нападет, что голосить хочется, как над покойником, будто сыновей в солдаты провожают.
Но вот заиграет музыкант веселое. Побросают мужики и бабы косы, грабли, вилы, подбоченятся и давай плясать.
Пляшут люди, пляшут лошади, пляшут деревья в дубраве, пляшут звезды, пляшут облака — все пляшет и веселится.
Вот такой был музыкант-чародей: что захочет, то с сердцем и сделает.
Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и пошел ходить по свету. Куда придет — поиграет, накормят его за это, напоят, как самого желанного гостя, да еще на дорогу дадут что-нибудь.
Долго ходил так по свету музыкант, веселил добрых людей. А злым панам без ножа сердце резал: куда ни придет он, перестают там люди панов слушаться. И стал он им поперек дороги, как кость в горле.
Надумали паны его со свету сжить. Начали подговаривать одного, другого, чтоб музыканта убить или утопить. Да не нашлося такого охотника: простые люди любили музыканта, а приказчики боялись — думали, что он волшебник.
Сговорились тогда паны с чертями. А известно: паны и черти — одной шерсти.
Идет раз музыкант по лесу, а черти наслали на него двенадцать голодных волков. Загородили они музыканту дорогу, стоят, зубами щелкают, глаза горячими угольками горят. Нету ничего у музыканта в руках, только скрипка в котомке. “Ну, — думает он, — конец мне пришел”.
Достал музыкант из котомки скрипку, чтобы еще раз поиграть перед смертью, прислонился к дереву и провел смычком по струнам.
Как живая заговорила скрипочка, пошел по лесу щекот. Замерли кусты и деревья — листик не шелохнется. А волки как стояли, разинув пасти, так и застыли.
Слушают во все уши и голод забыли.
Перестал музыкант играть, а волки, как сонные, в лес потянулись.
Пошел музыкант дальше. Солнышко уже за лес закатилося, только светится на самых макушках, будто золотыми потоками их заливает. Так тихо, что хоть мак сей.
Сел музыкант на речном берегу, достал из котомки скрипку и заиграл. Да так хорошо, что заслушались и земля, и небо. А когда заиграл полечку, все кругом пошло в пляс. Звезды носятся, как зимою метелица, тучки плавают по небу, а рыба так разгулялась, что река кипит, как вода в горшке.
Не выдержал и водяной царь — в пляс пустился. Да так разошелся, что вода залила берега; испугались черти и выскочили из речных затонов. Все злющие, зубами скрежещут, а ничего с музыкантом поделать не могут.
А музыкант видит, что водяной царь наделал людям беды — залил поля и огороды, и перестал играть, спрятал скрипку в котомку и пошел себе дальше.
Идет он, идет, вдруг подбегают к нему два панича.
— У нас нынче игрище, — говорят. — Поиграй нам, пане музыкант. Мы тебе щедро заплатим.
Подумал музыкант — ночь на дворе, ночевать-то негде, да и денег нету.
— Ладно, — говорит, — поиграю.
Привели паничи музыканта во дворец. Глядь — а там паничей и панночек хоть пруд пруди. И стоит на столе какая-то большая и глубокая миска. Паничи и панночки подбегают к ней по очереди, сунут палец в миску и мажут себе глаза.
Подошел к миске и музыкант. Намочил палец и помазал себе глаза. И только он это сделал, видит, что вовсе это не панночки и паничи, а ведьмы и черти, что он не во дворце, а в аду.
“Ага, — думает музыкант, — вот на какое игрище затащили меня паничи! Ну, ладно. Я ж вам сейчас заиграю!”
Настроил он скрипку, ударил смычком по живым струнам — и все в аду в прах разлетелось, а черти с ведьмами разбежались, кто куда.
Дети: скрипка!
Дети: печаль, грусть
Учитель: О чем пела скрипочка в последний раз, как вы думаете?
Учитель: Почему музыка в сказке сделала чудо?
Учитель: Как вы думаете, может ли музыка сделать чудо в жизни, например, помочь человеку в трудную минуту, остановить зло?
Дети: Может!
Учитель: Что же победило в белорусской сказке добро или зло?
Дети: Добро!
Учитель: Мы послушали необыкновенную скрипичную музыку. А из чего же состоит скрипка?
Учитель: Скрипка – это четырех струнный смычковый инструмент, самый высокий по регистру. …… История сохранила имена А.Страдивари, И.Амати, И.Гварнери –выдающихся итальянских мастеров 16-18 в., создавших образцы скрипок.
Учитель: Послушайте музыку Римского-Корсакова Н.А (слайд) и придумайте название произведению?
Учитель: Какое название вы бы дали? Понравилась ли вам музыка? (Почему вы дали именно это название)
Учитель: Тогда, что напоминает звучание скрипок?
Дети: Звучание скрипок напоминает о полете шмеля
Учитель: Какая мелодия песни?
Учитель: С помощью, каких средств композитор показал нам этот образ?
Сел комарик на дубочек,
На зелёненький листочек,
Ой, люли, люли, люли,
На зелёненький листочек.
Он сидит и напевает,
Чёрных мушек забавляет,
Ой, люли, люли, люли,
Чёрных мушек забавляет.
Буря с неба налетела,
Грозным громом загремела,
Ой, люли, люли, люли,
Грозным громом загремела.
Тут две мушки подлетали,
Комара под ручки брали,
Ой, люли, люли, люли,
Комара под ручки брали.
Комара под ручки брали,
В дом вели, в постельку клали,
Ой, люли, люли, люли,
В дом вели, в постельку клали.
Сел комарик на дубочек,
На зелёненький листочек,
Ой, люли, люли, люли,
На зелёненький листочек.
Распевание: (1 куплет)
Пение с закрытым ртом.
-петь коллективно, одновременно начинать и заканчивать песню.
Учитель: По картам настроений выберите те, которые соответствуют эмоциональным состоянием музыканта. Докажите. (карты)
Учитель: Верно! Что к состоянию музыканта подходит карта, обозначающая радость.
Вот полянка, а вокруг
Липы выстроились в круг
Широким жестом развести руки в стороны.
Липы кронами шумят,
Ветры в их листве гудят
Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.
Вниз верхушки пригибают
И качают их, качают
3. Этап закрепления знаний
Учитель: Сегодня у нас звучала скрипичная музыка. Мы ее слушали и в белорусской сказке.
Учитель: Так кто же является главным героем сказок?
Дети: Музыка!
Учитель: Верно, а почему вы так считаете?
Дети: Музыка проявляет свою волшебную силу, поможет в трудную минуту, побуждает чувства, останавливает зло.
Учитель: А теперь займемся вокально-хоровой работой. Кто помнит, какую песню мы разучивали на прошлом занятии? Как она называется?
Учитель: Верно! Мы продолжим разучивать песню, но для этого нам нужно разогреть наш голосовой аппарат.
• 1.Сядьте правильно, осанку держим прямо. Приготовились? Слегка покусали кончик языка 2.по всей длине (вперед, назад)
• 3.Пожевали язычок по сторонам (закрытым ртом) 4. Щёточка (почистили зубки) 5. Иголочка, Маятник 6. Поцокали, как лошадки — большие — медленно и низко; Маленькие пони-быстро и высоко) 7. Покусаем верхнюю и нижнюю губу. Массаж лица. Головы.
• Посмеялись как большие великаны
• Посмеялись как маленькие гномики.
Сейчас мы с вами распоемся, внимательно смотрите на меня повторяйте за мной : А) АЭ, АО, АЭ
Б) У жирафа есть вопрос.
Распевание с инструментом:
Вокально-хоровая работа
Учитель: Давайте вспомним 1 куплет песни (собств. показ игра на инструменте) Вспомнили?
Учитель: Попробуем спеть весь куплет песни вместе с припевом. Сядьте прямо. Ротики открываем шире. Взяли тон. И все вместе. И по моей руке. Поем очень старательно!
Учитель: Заметили, что наш припев в конце отличается немного. Давайте пропоем его еще раз (2 раза)
Учитель: все верно! Запомнили?
Учитель: Послушайте 2 куплет песни. Сначала я, потом вы.
Учитель: Все верно! Соединяем вместе с припевом. Соединим всю песню.
Учитель: Послушайте 3 куплет песни. Сначала я потом вы. Соединяем вместе с припевом.
Учитель: Давайте исполним песню от начала и до конца в концертном варианте. Как будем исполнять песню?
Дети: Умеренно, от всего сердца, с любовью, нежно
Учитель: Чтобы нашим мамам понравилось, правда?
Учитель: Сядьте прямо. Все готовы?
Учитель: Мы хорошо спели, может попробуем спеть под минус?
Учитель: Ребята, вам понравилась песня?
Учитель: А сейчас поднимите руками настроение, которое соответствует вашему? (мажорное, минорное)
3. Формировать устойчивый интерес не только к музыке, но и к другим видам искусства, воспитывать интерес к процессу творчества.
Тип урока: изучение нового материала.
Музыкальный материал:
Оборудование: компьютер, проектор для мультимедийных слайдов, ноты,
фортепиано, индивидуальные листы, картина, рисунки.
Организационный этап.
У: — Друзья мои, я очень рада
Зайти в приветливый ваш класс
И для меня теперь награда
Сиянье ваших умных глаз,
Я знаю в классе каждый гений,
Но без труда талант не впрок.
Возьмем же музыку и творчество
И вместе создадим урок.
Повернитесь друг к другу, подарите улыбку. А всех нас сегодня в морозный день будет согревать вот это солнышко (показывает на плакат).
У. – Ребята, вы любите слушать музыку?
У. — Мы можем представить нашу жизнь без музыки?
Д. — Нет, потому что, слушая весёлую музыку, поднимается настроение, а плавная, спокойная музыка заставляет задуматься.
У. — Правильно. Музыка нам помогает.
У. — Тема нашего урока зашифрована в картинках. Посмотрите на экран и отгадайте, что изображено на каждой.
Д. – Сказка, музыка, музыканты.
У. — Как объединить эти три слова, чтобы получилась тема урока.
У вас на столах листочки, которые нам нужны в течение всего урока, запишите в этих листочках тему урока (пишут название темы).
Этап подготовки к изучению нового материала.
У. — Сегодня на уроке мы увидим, как музыка помогает людям в различных ситуациях.
Ребята посмотрите на картинки, и скажите, какими видами деятельности мы с вами будем заниматься на уроке? (картинки на доске)
Д.- Петь, слушать, двигаться.
У. — Правильно и во всем нам поможет музыка.
О музыке рассказывается во многих сказках, о ее волшебной силе, о чудесах, которые она творит. Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой, в которой музыка помогает в трудную минуту, и в ходе урока составим картину своей сказочкой страны. Первый герой у нас уже есть — это солнышко. А чтобы появились другие герои, давайте послушаем сказку.
Вы должны слушать очень внимательно, потому что вам предстоит выполнять задания и заполнять индивидуальный листок.
У. — Понравилась вам сказка?
У. — Какое название может быть у сказки? Запишите на листочках (дети записывают).
У. — Что у вас получилось?
У. — Назовите главного героя сказки.
Д.- Музыкант. Ребята давайте поместим главного героя в сказочную страну. – У. — Какой инструмент помог музыканту? Запишите (дети записывают в индивидуальные листочки)
У. – Так какой же инструмент звучал?
У. — Давайте и скрипку поместим в нашу сказочную страну (приклеить скрипку)
У. — Ребята, какие чувства испытывал музыкант, когда на него напали волки?
Д. – Страх, волнение.
У. — Перед вами лежат нотки. Обратите внимание что, темные цвета – символизируют тревогу, страх, а светлые обозначают чувство радости, спокойствия.
У. — Поднимите, пожалуйста нотку такого цвета, которая, по вашему мнению, передает состояние нашего героя. (ребята показывают) Вставьте нотку в кармашек на вашем листочке.
У. — Музыка помогла нашему герою?
У. — Действительно музыка спасла жизнь нашему герою. Ребята, давайте решим, какого же цвета нотки мы поместим на картину:
Д.- Светлого цвета (поместили нотки)
У. — А теперь проанализируем музыкальное произведение, которое прозвучало в сказке по схеме.
У. — Ребята, настроение музыки можно передать не только цветом, но и различными линиями. Посмотрите, как может изображаться мелодия музыкального произведения. (Слайд виды мелодического движения.)
И последнее задание на индивидуальных листах — изобразите движение мелодии, которую сыграл музыкант (дети рисуют)
У. — Какую же линию вы нарисовали?
Д.- Потому, что мелодия была плавная.
У. — Ребята вы согласны?
У. — Итак, ребята, так какую же роль сыграла музыка в сказке?
Д. – Важную, главную.
У. — Да, мы с вами увидели, как музыка помогла герою сказки в трудную минуту.
У. — А теперь отдохнём и перейдем к пластическому интонированию. В этом нам поможет музыка.
У. — Ребята, что нам помогло двигаться плавно?
У. — Давайте и капельку тоже поместим на картину. Наша сказочная страна пополнятся все новыми и новыми жителями. Но вот это пространство (показывает рукой) еще свободно, для этого я предлагаю послушать песню.
Пришел к нам в село музыкант старичок,
В руках музыканта волшебный смычок,
Ударил по струнам, сбежался народ,
Танцует, играет, смеется, поет.
Шел мимо богач, услыхал скрипача,
И вспыхнула зависть в душе богача,
«Продай, свою скрипку, ты беден и стар,
У. — Какой характер песни?
Д.- Веселая, радостная, легкая, подвижная.
Правильно, а теперь чтобы разучить песню нам необходимо распеться и сделать упражнения на дыхание.
Ребята, а как вы думаете, продаст ли богачу свою скрипку старичок?
Д. — Потому что скрипка нужна не только ему, но и всем людям.
У. Я предлагаю вам спеть всю песню. Во время слушания в проигрыше будем имитировать игру на музыкальных инструментах.
У. — Кто хочет, поместить на картину героев этой песни?
У. — Итак, последний герой поселился в нашей сказочной стране. Какая картина у нас с вами получилась.
Д. — Веселая, сказочная, светлая.
У. — А кто самый главный художник в этой картине?
Правильно, и сегодня мы с вами убедились, что во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, делает настроение солнечным.
На ваших листочках тоже есть солнышко. Но оно не дорисовано, возьмите карандаши и дорисуйте ротик. Поднимите руки у кого солнышко улыбается? Я очень рада, что у вас после урока хорошее настроение и мне хотелось бы передать вам подарок от героев нашей сказочной картины.
Название сказки ___________________
Как называется инструмент___________
Состояние музыканта ________________
Нарисовать линии ___________________
Пришел к нам в село музыкант старичок,
В руках музыканта волшебный смычок,
Ударил по струнам, сбежался народ,
Танцует, играет, смеется, поет.
Шел мимо богач, услыхал скрипача,
И вспыхнула зависть в душе богача,
«Продай, свою скрипку, ты беден и стар,
Тема урока__________________________________
Название сказки ____________________________________________________
Название инструмента________________________
Состояние музыканта__________________________
Нарисовать линии ___________________________
Пришел к нам в село музыкант старичок,
В руках музыканта волшебный смычок,
Ударил по струнам, сбежался народ,
Танцует, играет, смеется, поет.
Шел мимо богач, услыхал скрипача,
И вспыхнула зависть в душе богача,
«Продай, свою скрипку, ты беден и стар,
Пришел к нам в село музыкант старичок,
В руках музыканта волшебный смычок,
Ударил по струнам, сбежался народ,
Танцует, играет, смеется, поет.
Шел мимо богач, услыхал скрипача,
И вспыхнула зависть в душе богача,
«Продай, свою скрипку, ты беден и стар,
Нет, скрипку свою не продам ни кому,
Нужна эта скрипка не мне одному,
Под звуки её веселится народ
Танцует, играет, смеётся, поёт.
Пришел к нам в село музыкант старичок,
В руках музыканта волшебный смычок,
Ударил по струнам, сбежался народ,
Танцует, играет, смеется, поет.
Шел мимо богач, услыхал скрипача,
И вспыхнула зависть в душе богача,
«Продай, свою скрипку, ты беден и стар,
Нет, скрипку свою не продам ни кому,
Нужна эта скрипка не мне одному,
Под звуки её веселится народ
Танцует, играет, смеётся, поёт.
Словарь музыкальных терминов
Торжественная
Взволнованная
Таинственная
ПРАВИЛА СЛУШАНИЯ:
Не торопливо, не спеша
Скрипичный мастер скрипку ладит.
Прорежет эфы, чуть дыша,
Смычок подтянет, гриф погладит,
Поправит деку, завиток,
Покроет лаком осторожно.
Теперь он сделал всё, что мог
Теперь играть на скрипке можно!
Пой, королева, смейся, плач,
Твой голос и стан твой строен.
Какой счастливчик твой скрипач
Пусть будет он тебя достоин!
Учитель: Отгадайте загадку:
Движенья плавные смычка
Приводит в трепет струны,
Мотив журчит издалека
Поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив
Его выводит … (СКРИПКА)
Прочитать слова песни.
1. Попросить детей придумать музыку к этим стихам (выбрать лад, темп, ритм, характер исполнения песни).
Исполнить мелодию песни по нотам.
Начать разучивать первые два куплета.
Пришел к нам в село музыкант старичок,
В руках музыканта волшебный смычок,
Ударил по струнам, сбежался народ,
Танцует, играет, смеется, поет.
Шел мимо богач, услыхал скрипача,
И вспыхнула зависть в душе богача,
«Продай, свою скрипку, ты беден и стар,
Учитель: Почему песня называется «Волшебный смычок»?
Какой характер музыкального языка песни?
Найдите кульминацию песни (самый яркий, главный момент)
Можно назвать песню музыкальной сказкой?
Творческое задание.
1.Ответить на вопрос продаст ли свою скрипку старичок?
2.Нарисовать окончание песни.
Как правило, вариантов окончания песни бывает несколько. Каждый из учащихся, кто сделал работу, выходит к доске, всем показывает свою работу и высказывает свою точку зрения, как закончится эта песня. В ходе исследовательской работы рассматриваются все варианты окончания песни. Всем интересно как разрешится эта ситуация. Ребята ждут с нетерпением разучивания авторского варианта окончания песни.
Результат проделанной работы:
Каждый учащийся может предложить вариант окончания песни, высказать свою точку зрения, предварительно проведя исследование, почему он так решил, попробовать убедить остальных ребят и получить оценку за работу на уроке. Такое творческое задание способствует развитию у детей абстрактного мышления, пространственного воображения, произвольного внимания, побуждают детей к активности, самостоятельности думать, уважительного отношения друг к другу. Чтобы выполнить задание учащийся должен уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать. Каждый ребенок работает в меру своих сил, поднимаясь на свою ему посильную ступеньку. Все учащиеся думали, творили, мыслили, искали нужные пути решения, и у них появился интерес к работе. А это самое главное.
Затем ребята разучивают 3 куплет песни.
Нет, скрипку свою не продам ни кому,
Нужна эта скрипка не мне одному,
Под звуки её веселится народ
Танцует, играет, смеётся, поёт.
Дети: Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому что она была нужна не только ему одному. В норвежской песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как и пища.
Итог урока. Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные переживания героев.
Учитель: Закончить сегодняшний урок помогут мне ребята, которые прочитают стихотворение Б. Окуджавы «Музыкант», рассказывающее о волшебной силе музыке и чарующих звуках скрипки, способной творить с душой человека невозможное.
Музыкант играл на скрипке.
Я в глаза его глядел.
Я не то, чтоб любопытствовал —
Я по небу летел.
Я не, чтобы от скуки,
Я надеялся понять,
Как умеют эти руки
Эти звуки извлекать
Из какой-то деревяшки,
Из каких-то грубых жил,
Из какой-то там фантазии,
Которой он служил.
Да еще ведь надо в душу
К нам проникнуть и поджечь…
А чего с ней церемониться,
Чего её беречь?
Счастлив дом, где пенье скрипки
Наставляет нас на путь
И вселяет в нас надежду.
Остальное — как-нибудь.
Счастлив инструмент,
Прижатый к угловатому плечу,
По чему благословенью
Я по небу лечу.
Счастлив тот, чей путь не долог,
Пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший
Из души моей костер!
А душа (уж это точно),
Ежели обожжена…
Справедливей, милосердней
И праведней она!
Читайте также:
- Упражнения на ориентировку в пространстве ритмика конспект урока
- Беларусь в период отечественной войны 1812 года конспект
- Конспект по теме фрукты для детей с онр
- Конспект автоматизация звука к
- Письмо буквы е конспект урока гармония