Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Бунин И.А. / Поздний час / Анализ рассказа И.А. Бунина «Поздний час»
Анализ рассказа И.А. Бунина «Поздний час»
Рассказ И.А. Бунина имеет точную датировку – 19 октября 1938 года. Известно, что в это время писатель жил за границей и отчаянно скучал по родине – России. Этой тоской, горькой ностальгией наполнен рассказ «Поздний час».
Произведение представляет собой встречу пожилого человека, долгое время проведшего за границей, со своим прошлым — с бывшей любовью и бывшей страной. Встреча эта наполнена страданием и тоской – нет в живых любимой, ушедшей так рано, нет уже той страны, в которой герою было так хорошо, нет уже молодости – нет счастья.
По сути, рассказ «Поздний час» — это попытка героя встретиться со своим счастьем, обрести утерянный им когда-то рай. Однако увы – слишком поздно, «поздний час»: «Надо пользоваться единственным и последним случаем, благо час поздний и никто не встретит меня».
Композиционно рассказ построен как описание одной прогулки героя, которую он совершил светлой июльской ночью. Герой идет по хорошо знакомым местам: его наблюдения чередуются с воспоминаниями, которые в начале рассказа отделяют друг от друга указания маршрута: «И я пошел по мосту через реку, далеко видя все вокруг в месячном свете июльской ночи», «За мостом я поднялся на взгорье, пошел в город мощеной дорогой». Однако затем прошлое и настоящее перемешиваются, сливаются в сознании героя в единое целое. Это и неудивительно – он живет лишь прошлым, вся его жизнь заключена в воспоминаниях, главной героиней которых является его возлюбленная.
Как всегда у Бунина, любовь является главным событием в жизни героя: «Боже мой, какое это было несказанное счастье!». Она сначала сделала его самым счастливым человеком на свете («Если есть будущая жизнь и мы встретимся в ней, я стану там на колени и поцелую твои ноги за все, что ты дала мне на земле»), а затем — самым несчастным.
Как всегда, Бунин не дает подробного описания возлюбленной героя. Мы узнаем лишь о каких-то деталях ее облика – стройный стан, живые глаза, темные волосы, уложенные в простую прическу, белое струящееся платье… Это то, что запомнилось главному герою, из чего складывался дорогой, навсегда запавший в сердце образ.
Писатель лишь «штрихами» описывает отношения героев: первое прикосновение, первое пожатие рук, ночная встреча, полуобъятия… Запах, цвет – все то, из чего складываются воспоминания. Самые дорогие и самые ранящие: «Это было начало нашей любви, время еще ничем не омраченного счастья, близости, доверчивости, восторженной нежности, радости…»
Воспоминания о любви перемежаются в рассказе с воспоминаниями о городе – памятных местах, где прошла молодость героя: мост, базар, Монастырская улица. Они тоже вызывают множество эмоций – герой возвращается в прошлое, сравнивает его с настоящим и. что важно, с Парижем, где он сейчас живет.
И это сравнение всегда не в пользу французской столицы: «В Париже ночи сырые, темные», «В Париже двое суток выделяется дом…» Мы понимаем, что герою гораздо ближе его родина – он всей душою русский человек: «Тут все другое». С какой любовью он описывает старую улицу, по которой каждый день ходил в гимназию, базар с его многообразием и обилием, старый мост и монастырь! Это, это, все это – его жизнь! Это – и ничего больше. Сам герой осознает такое положение вещей. Он с грустью размышляет о том, что его жизнь прошла – он пережил многих своих друзей, он намного пережил и свою возлюбленную.
В финале путешествия герой приходит в самое важное и значимое место — на кладбище. Конечно, на то, где похоронена его возлюбленная. Этот очень символично. Кладбище в «Позднем часе» становится многозначным символом. Оно указывает и на скорый конец жизни героя, и на его внутреннюю смерть, которая случилась с гибелью его возлюбленной, с отъездом из России. Но кладбище – это еще и философский символ финала любой жизни. Я думаю, Бунин и сам печально размышляет о скоротечности человеческой жизни, о том, что все мы бренны. И у очень многих людей в жизни происходит «поздний час», описанный в рассказе. Поэтому герою произведения нужно посочувствовать и пострадать вместе с ним. А также еще раз осознать, что самое главное в жизни – это любовь, любовь во всех ее проявлениях.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Бунин И.А. / Поздний час / Анализ рассказа И.А. Бунина «Поздний час»
Суть произведения
Весь рассказ основан на воспоминаниях прошлых лет. Кроме того, в тексте присутствует описание страны, которая изменилась и открывается для героя с другой стороны.
Персонаж прогуливается летним вечером по знакомым местам и вспоминает свою былую жизнь. Сначала он понимает, где прошлое и настоящее, но потом в его голове все смешивается, ведь он до сих пор живет воспоминаниями. Главную роль в них играет женщина, которую он очень любил.
В произведениях Ивана Бунина любовь всегда стоит на первом месте. В его описаниях это самое счастливое и прекрасное чувство в жизни человека, но нередко оно приносит страдания и несчастья.
Лирический герой в своих воспоминаниях описывает черты любимой женщины. Красивые глаза, стройный стан, длинные каштановые волосы — именно такой образ сохранился в его памяти по сей день. Автор не описывает подробностей их отношений, вспоминая лишь яркие моменты и первое прикосновение. В рассказе воспроизводятся чувства и эмоции, которых больше нет и никогда не будет.
Воспоминания героя о любви плавно сливаются с образом родных мест, улиц, по которым он гулял и ходил по ночам на свидания, где рос и учился. Описание родины он сравнивает с жизнью в Париже, ведь именно там он был вынужден находиться. Французскую столицу герой представляет серой и неуютной как днем, так и ночью. Такое проявление доказывает, что автор описывает всецело русского человека с его проблемами.
Герой понимает, что пережил всех своих друзей и даже любимую женщину. Он считает, что его жизнь остановилась и потеряла смысл в тот момент, когда возлюбленной не стало.
В последнем абзаце персонаж, не останавливаясь на ночлег, приходит на кладбище. Здесь покоится его любовь. Эта сцена символизирует финал «Позднего часа». Краткое содержание рассказа дает понять, сколько грусти и печали испытывал герой.
И. А. Бунин писал рассказ, находясь за границей. Можно смело сказать, что он описывал свою жизнь и чувства. Это произведение насыщено эмоциями и патриотизмом.
Две реальности
Анализ «Позднего часа» Бунина раскрывает тему двух реальностей. Каждая из них имеет свою характеристику:
- Первое — это пространство во времени, где пожилой человек решает вернуться в прошлое и пройтись по памятным местам.
- Второе — пространство памяти, в котором воспроизводятся образы из прошлой жизни.
Перемещение из одной реальности в другую автор описывает незаметно, поэтому при прочтении можно все объединить в одно целое.
Основной текст начинается с третьего абзаца. Он представляет собой путешествие по ночному городу и посещение дорогих для сердца мест. Из всего рассказа можно сделать один вывод: главный герой был счастлив только в юности, именно тогда он жил полной жизнью.
Главные герои
Персонажей, которых описывал автор в своем рассказе, всего два. Он обозначил их только штрихами:
- пожилой мужчина;
- стройная девушка с темными глазами.
«Поздний час» — это не только время, но и ощущение того, что опоздал. Герой рассказа с грустью вспоминает всех, кто был в его жизни, и, возможно, сожалеет, что не успел сказать нужные слова или совершить правильные поступки.
Анализ рассказа ученики могут использовать при написании сочинения по «Позднему часу» Бунина. Описание сюжета и характеристика главного героя помогут им лучше понять основную мысль произведения.
- Сочинения
- По литературе
- Бунин
- Анализ рассказа Поздний час
Сочинение Анализ рассказа Поздний час Бунина
Рассказ «Поздний час» написан 19 октября 1938 году, в этот период Бунин находился в эмиграции, во Франции. В произведении отчетливо чувствуется тоска по Родине.
В рассказе идет речь о пожилом человек, он спустя долгое время возвращается на Родину, в Россию. Произведение это встреча героя с прошлой жизнью, с жизнью в которой он любил, страной, которая изменилась, молодостью, которая давно прошла. Этот день встречи излучает страдания и тоску. Творение об одном дне вперемешку с воспоминаниями о прошлом.
Мужчина гуляет в летнюю ночь, по родным местам и вспоминает свою молодость. Сначала отчетливо чувствуется грань между реальностью и воспоминаниями, затем все сливается воедино, ведь герой живет прошлым. Главная героиня его воспоминаний, бывшая любимая.
У И.Бунина любовь всегда главное счастливое событие в жизни, а также и несчастье. Он описывает лишь запоминающиеся и остающиеся в памяти черты героини. Живые глаза, стройный стан, каштановые волосы так герой рассказа запомнил свою любовь. Так же автор не описывает подробно их отношения, лишь яркие моменты первые прикосновения, легкие объятья. Самые яркие воспоминания, которые уже не повторятся.
Описание любовной линии перекликается с воспоминаниями о самих улицах, родных местах, где учился, рос и просто проводил свою юность. С воспоминаниями о Родине он сравнивает Париж, в котором он был вынужден жить. Париж герой считает сырым и неуютным, исходя из этого, мы понимаем, что герой душой всецело русский. С какой любовью он говорит об улицах, по которым гулял в детстве, и равнодушно описывает Францию.
С воспоминаниями приходит и осознание того что он пережил всех своих друзей, а главное свою любовь. Его душа погибла в тот момент, когда умерла возлюбленная.
В конце рассказа герой подходит к кладбищу. Здесь захоронена его любовь. Кладбище можно рассматривать как символ конца, финала произведения и в целом окончания жизни, и гибели главного героя.
«Поздний час» бывает в жизни у каждого, читатель на себе чувствует весь трагизм рассказа. Стоит понять, что главная ценность жизни это любовь в любом виде.
Произведение И.Бунин написал, будучи сам в такой ссылке, вынужденно переживая перемены в России, во Франции. И можно сказать, что он описывал свои чувства, будто он и есть герой своего рассказа. Рассказ «Поздний час» одно из самых насыщенных эмоциями произведений Бунина.
Анализ 2
В этом небольшом произведение автор описывает очень трогательные, светлые чувства пожилого человека, томимого тоской по Родине, прошедшей молодости, погибшей любви.
За эту ночь герой вновь переживает свою долгую жизнь. Он вспоминает свою родину, город детства, любимые места, своих родных и друзей, свое взросление, первую, светлую и нежную встречу. Все произведение пронизано любовью и радостью, смешанными с болью разлуки с милыми его сердцу местами. Радость воспоминаний и мучает его душу и позволяет забыть трудности сегодняшнего дня. Простые места детства: мост через реку и улицы в садах, базар, поля и дороги, монастырь и гимназия, все вновь воскресло в усталой, измученной душе путника в эту волшебную ночь. Даже запахи, шорохи природы, детское ощущение праздника, бесконечности жизни вновь вернулись и как живые встают перед его мысленным взором.
Но самый сильный след в его жизни оставила его возлюбленная, уже давно покинувшая его и этот мир. Память о ней дает ему ту внутреннюю силу, которая помогала ему все время и сейчас согревает его, возможно, последние дни жизни. Пройдя вновь весь жизненный путь в своих воспоминаниях, герой отчетливо понимает трагизм каждого человека в жизни. Родившись на свет с горячей верой и жаждой жизни, человек обречен вести трудную, порой полную лишений жизнь, и в конце жизни, оставшись один, без друзей и близких, только воспоминания могут скрасить серые будни существования. И даже посещение кладбища в конце пути, овеяно не только грустью и страхом от непонятного и странного происшествия, но и радостью встречи с далекой молодостью.
Описание старого кладбища, сделанное с такой поразительной точностью и грустью, дает понять, что в конце пути даже посещение столь печального места становиться неким ритуалом, несущим глубокий смысл и наполняющим жизнь впечатлениями. И хотя в его прожитой жизни много радостных моментов, становиться понятно, что жизнь подходит к завершению и только от самого человека зависит, что он унесет с собой из этого мира: радость и покой или боль и разочарование.
Все произведение является не просто описанием чувств и воспоминаний пожилого человека, но и несет в себе глубокий философский смысл. Автор хотел показать нам всю глубину этой многогранной жизни. Ведь рядом с прекрасным и вечным всегда есть грусть и разочарование, боль и утрата, тоска и печаль. Но даже, несмотря на это, надо уметь радоваться жизни здесь и сейчас, ценить каждую минуту, прожитую с любимыми людьми, помнить о своих корнях и семье, хранить память и уважать свою Родину.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Поздний час
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Мона Лиза (Джоконда) Леонардо Да Винчи
Одним из самых известных живописных произведений в мире является Мона Лиза. Эта картина, казалось бы, проста, но почему-то приковывает к себе взгляды множества людей.
- Анализ сказки Как муравьишка домой спешил Бианки
Среди огромного количества поучительных, увлекательных произведений Виталия Бианки сказка «Как муравьишка домой спешил» пользуется большой популярностью среди детей. Это связано с тем
- Сочинение Печорин и Ундина в романе Лермонтова Герой нашего времени
В романе Михаила Юрьевича Лермонтова Герой нашего времени встречаются два интересных лица. Один из них главный герой Печорин, а другая – девушка Ундина. Она не называла своего настоящего имени, и поэтому Печорин дал ей такое забавное имя
- Образ и характеристика Дарьи в рассказе Мороз красный нос Некрасова сочинение
В начале поэмы автор даёт общее описание русской крестьянки, судьба которой во все времена была очень тяжёлой, и лирический герой рассказать миру о её страданиях.
- Анализ повести В дурном обществе Короленко
Главный герой произведения, Вася, достаточно добрый и отзывчивый. Не чужды ему великодушие и милосердие – ведь бедность его новых друзей не отталкивает парня. Он считает, что все люди равны
Иван Бунин много времени провел во Франции. В его произведениях того периода чувствуется тоска по родине. Анализ рассказа Бунина «Поздний час» дает понять читателям, как сложно находиться вдали от родных краев. Писатель написал его в 1938 году. В своем произведении он описывает пожилого человека, который вернулся в Россию.
Суть произведения
Весь рассказ основан на воспоминаниях прошлых лет. Кроме того, в тексте присутствует описание страны, которая изменилась и открывается для героя с другой стороны.
Персонаж прогуливается летним вечером по знакомым местам и вспоминает свою былую жизнь. Сначала он понимает, где прошлое и настоящее, но потом в его голове все смешивается, ведь он до сих пор живет воспоминаниями. Главную роль в них играет женщина, которую он очень любил.
В произведениях Ивана Бунина любовь всегда стоит на первом месте. В его описаниях это самое счастливое и прекрасное чувство в жизни человека, но нередко оно приносит страдания и несчастья.
Лирический герой в своих воспоминаниях описывает черты любимой женщины. Красивые глаза, стройный стан, длинные каштановые волосы — именно такой образ сохранился в его памяти по сей день. Автор не описывает подробностей их отношений, вспоминая лишь яркие моменты и первое прикосновение. В рассказе воспроизводятся чувства и эмоции, которых больше нет и никогда не будет.
Воспоминания героя о любви плавно сливаются с образом родных мест, улиц, по которым он гулял и ходил по ночам на свидания, где рос и учился. Описание родины он сравнивает с жизнью в Париже, ведь именно там он был вынужден находиться. Французскую столицу герой представляет серой и неуютной как днем, так и ночью. Такое проявление доказывает, что автор описывает всецело русского человека с его проблемами.
Герой понимает, что пережил всех своих друзей и даже любимую женщину. Он считает, что его жизнь остановилась и потеряла смысл в тот момент, когда возлюбленной не стало.
В последнем абзаце персонаж, не останавливаясь на ночлег, приходит на кладбище. Здесь покоится его любовь. Эта сцена символизирует финал «Позднего часа». Краткое содержание рассказа дает понять, сколько грусти и печали испытывал герой.
И. А. Бунин писал рассказ, находясь за границей. Можно смело сказать, что он описывал свою жизнь и чувства. Это произведение насыщено эмоциями и патриотизмом.
Две реальности
Анализ «Позднего часа» Бунина раскрывает тему двух реальностей. Каждая из них имеет свою характеристику:
Перемещение из одной реальности в другую автор описывает незаметно, поэтому при прочтении можно все объединить в одно целое.
Основной текст начинается с третьего абзаца. Он представляет собой путешествие по ночному городу и посещение дорогих для сердца мест. Из всего рассказа можно сделать один вывод: главный герой был счастлив только в юности, именно тогда он жил полной жизнью.
Главные герои
Персонажей, которых описывал автор в своем рассказе, всего два. Он обозначил их только штрихами:
- пожилой мужчина;
- стройная девушка с темными глазами.
«Поздний час» — это не только время, но и ощущение того, что опоздал. Герой рассказа с грустью вспоминает всех, кто был в его жизни, и, возможно, сожалеет, что не успел сказать нужные слова или совершить правильные поступки.
Анализ рассказа ученики могут использовать при написании сочинения по «Позднему часу» Бунина. Описание сюжета и характеристика главного героя помогут им лучше понять основную мысль произведения.
Предыдущая
Краткое содержание«Дело Артамоновых» — краткое содержание романа Максима Горького
Следующая
Краткое содержание«Двое в декабре» — анализ рассказа Юрия Казакова
Рассказ Бунина и его анализ
(Особенности композиции, хронотоп и
образ автора)
Иван Бунин
Поздний
час
Ах, как давно я не был там,
сказал я себе. С девятнадцати лет. Жил
когда-то в России, чувствовал ее своей,
имел полную свободу разъезжать куда
угодно, и не велик был труд проехать
каких-нибудь триста верст. А все не ехал,
все откладывал. И шли и проходили годы,
десятилетия. Но вот уже нельзя больше
откладывать: или теперь, или никогда.
Надо пользоваться единственным и
последним случаем, благо час поздний и
никто не встретит меня.
И я пошел по мосту через
реку, далеко видя все вокруг в месячном
свете июльской ночи.
Мост был такой знакомый,
прежний, точно я его видел вчера:
грубо-древний, горбатый и как будто даже
не каменный, а какой-то окаменевший от
времени до вечной несокрушимости, —
гимназистом я думал, что он был еще при
Батые. Однако о древности города говорят
только кое-какие следы городских стен
на обрыве под собором да этот мост. Все
прочее старо, провинциально, не более.
Одно было странно, одно указывало, что
все-таки кое-что изменилось на свете с
тех пор, когда я был мальчиком, юношей:
прежде река была не судоходная, а теперь
ее, верно, углубили, расчистили; месяц
был слева от меня, довольно далеко над
рекой, и в его зыбком свете и в мерцающем,
дрожащем блеске воды белел колесный
пароход, который казался пустым, — так
молчалив он был, — хотя все его иллюминаторы
были освещены, похожи на неподвижные
золотые глаза и все отражались в воде
струистыми золотыми столбами: пароход
точно на них и стоял. Это было и в
Ярославле, и в Суэцком канале, и на Ниле.
В Париже ночи сырые, темные, розовеет
мглистое зарево на непроглядном небе,
Сена течет под мостами черной смолой,
но под ними тоже висят струистые столбы
отражений от фонарей на мостах, только
они трехцветные: белое, синее и красное
— русские национальные флаги. Тут на
мосту фонарей нет, и он сухой и пыльный.
А впереди, на взгорье, темнеет садами
город, над садами торчит пожарная
каланча. Боже мой, какое это было
несказанное счастье! Это во время ночного
пожара я впервые поцеловал твою руку и
ты сжала в ответ мою — я тебе никогда
не забуду этого тайного согласия. Вся
улица чернела от народа в зловещем,
необычном озарении. Я был у вас в гостях,
когда вдруг забил набат и все бросились
к окнам, а потом за калитку. Горело
далеко, за рекой, но страшно жарко, жадно,
спешно. Там густо валили черно-багровым
руном клубы дыма, высоко вырывались из
них кумачные полотнища пламени, поблизости
от нас они, дрожа, медно отсвечивали в
куполе Михаила-архангела. И в тесноте,
в толпе, среди тревожного, то жалостливого,
то радостного говора отовсюду сбежавшегося
простонародья, я слышал запах твоих
девичьих волос, шеи, холстинкового
платья — и вот вдруг решился, взял, весь
замирая, твою руку…
За мостом я поднялся на
взгорье, пошел в город мощеной дорогой.
В городе не было нигде ни
единого огня, ни одной живой души. Все
было немо и просторно, спокойно и печально
— печалью русской степной ночи, спящего
степного города. Одни сады чуть слышно,
осторожно трепетали листвой от ровного
тока слабого июльского ветра, который
тянул откуда-то с полей, ласково дул на
меня. Я шел — большой месяц тоже шел,
катясь и сквозя в черноте ветвей
зеркальным кругом; широкие улицы лежали
в тени — только в домах направо, до
которых тень не достигала, освещены
были белые стены и траурным глянцем
переливались черные стекла; а я шел в
тени, ступал по пятнистому тротуару, —
он сквозисто устлан был черными шелковыми
кружевами. У нее было такое вечернее
платье, очень нарядное, длинное и
стройное. Оно необыкновенно шло к ее
тонкому стану и черным молодым глазам.
Она в нем была таинственна и оскорбительно
не обращала на меня внимания. Где это
было? В гостях у кого?
Цель моя состояла в том,
чтобы побывать на Старой улице. И я мог
пройти туда другим, ближним путем. Но я
оттого свернул в эти просторные улицы
в садах, что хотел взглянуть на гимназию.
И, дойдя до нее, опять подивился: и тут
все осталось таким, как полвека назад;
каменная ограда, каменный двор, большое
каменное здание во дворе — все так же
казенно, скучно, как было когда-то, при
мне. Я помедлил у ворот, хотел вызвать
в себе грусть, жалость воспоминаний —
и не мог: да, входил в эти ворота сперва
стриженный под гребенку первоклассник
в новеньком синем картузе с серебряными
пальмочками над козырьком и в новой
шинельке с серебряными пуговицами,
потом худой юноша в серой куртке и в
щегольских панталонах со штрипками; но
разве это я?
Старая улица показалась
мне только немного уже, чем казалась
прежде. Все прочее было неизменно.
Ухабистая мостовая, ни одного деревца,
по обе стороны запыленные купеческие
дома, тротуары тоже ухабистые, такие,
что лучше идти срединой улицы, в полном
месячном свете… И ночь была почти такая
же, как та. Только та была в конце августа,
когда весь город пахнет яблоками, которые
горами лежат на базарах, и так тепла,
что наслаждением было идти в одной
косоворотке, подпоясанной кавказским
ремешком… Можно ли помнить эту ночь
где-то там, будто бы в небе?
Я все-таки не решился дойти
до вашего дома. И он, верно, не изменился,
но тем страшнее увидать его. Какие-то
чужие, новые люди живут в нем теперь.
Твой отец, твоя мать, твой брат — все
пережили тебя, молодую, но в свой срок
тоже умерли. Да и у меня все умерли; и не
только родные, но и многие, многие, с кем
я, в дружбе или приятельстве, начинал
жизнь, давно ли начинали и они, уверенные,
что ей и конца не будет, а все началось,
протекло и завершилось на моих глазах,
— так быстро и на моих глазах! И я сел
на тумбу возле какого-то купеческого
дома, неприступного за своими замками
и воротами, и стал думать, какой она была
в те далекие, наши с ней времена: просто
убранные темные волосы, ясный взгляд,
легкий загар юного лица, легкое летнее
платье, под которым непорочность,
крепость и свобода молодого тела… Это
было начало нашей любви, время еще ничем
не омраченного счастья, близости,
доверчивости, восторженной нежности,
радости…
Есть нечто совсем особое в
теплых и светлых ночах русских уездных
городов в конце лета. Какой мир, какое
благополучие! Бродит по ночному веселому
городу старик с колотушкой, но только
для собственного удовольствия: нечего
стеречь, спите спокойно, добрые люди,
вас стережет божье благоволение, это
высокое сияющее небо, на которое
беззаботно поглядывает старик, бродя
по нагретой за день мостовой и только
изредка, для забавы, запуская колотушкой
плясовую трель. И вот в такую ночь, в тот
поздний час, когда в городе не спал
только он один, ты ждала меня в вашем
уже подсохшем к осени саду, и я тайком
проскользнул в него: тихо отворил
калитку, заранее отпертую тобой, тихо
и быстро пробежал по двору и за сараем
в глубине двора вошел в пестрый сумрак
сада, где слабо белело вдали, на скамье
под яблонями, твое платье, и, быстро
подойдя, с радостным испугом встретил
блеск твоих ждущих глаз.
И мы сидели, сидели в каком-то
недоумении счастья. Одной рукой я обнимал
тебя, слыша биение твоего сердца, в
другой держал твою руку, чувствуя через
нее всю тебя. И было уже так поздно, что
даже и колотушки не было слышно, — лег
где-нибудь на скамье и задремал с трубкой
в зубах старик, греясь в месячном свете.
Когда я глядел вправо, я видел, как высоко
и безгрешно сияет над двором месяц и
рыбьим блеском блестит крыша дома. Когда
глядел влево, видел заросшую сухими
травами дорожку, пропадавшую под другими
яблонями, а за ними низко выглядывавшую
из-за какого-то другого сада одинокую
зеленую звезду, теплившуюся бесстрастно
и вместе с тем выжидательно, что-то
беззвучно говорившую. Но и двор и звезду
я видел только мельком — одно было в
мире: легкий сумрак и лучистое мерцание
твоих глаз в сумраке.
А потом ты проводила меня
до калитки, и я сказал:
— Если есть будущая жизнь
и мы встретимся в ней, я стану там на
колени и поцелую твои ноги за все, что
ты дала мне на земле.
Я вышел на середину светлой
улицы и пошел на свое подворье. Обернувшись,
видел, что все еще белеет в калитке.
Теперь, поднявшись с тумбы,
я пошел назад тем же путем, каким пришел.
Нет, у меня была, кроме Старой улицы, и
другая цель, в которой мне было страшно
признаться себе, но исполнение которой,
я знал, было неминуемо. И я пошел —
взглянуть и уйти уже навсегда.
Дорога была опять знакома.
Все прямо, потом влево, по базару, а с
базара — по Монастырской — к выезду из
города.
Базар как бы другой город
в городе. Очень пахучие ряды. В Обжорном
ряду, под навесами над длинными столами
и скамьями, сумрачно. В Скобяном висит
на цепи над срединой прохода икона
большеглазого Спаса в ржавом окладе. В
Мучном по утрам всегда бегали, клевали
по мостовой целой стаей голуби. Идешь
в гимназию — сколько их! И все толстые,
с радужными зобами — клюют и бегут,
женственно, щёпотко виляясь, покачиваясь,
однообразно подергивая головками, будто
не замечая тебя: взлетают, свистя
крыльями, только тогда, когда чуть не
наступишь на какого-нибудь из них. А
ночью тут быстро и озабоченно носились
крупные темные крысы, гадкие и страшные.
Монастырская улица — пролет
в поля и дорога: одним из города домой,
в деревню, другим — в город мертвых. В
Париже двое суток выделяется дом номер
такой-то на такой-то улице изо всех
прочих домов чумной бутафорией подъезда,
его траурного с серебром обрамления,
двое суток лежит в подъезде на траурном
покрове столика лист бумаги в траурной
кайме — на нем расписываются в знак
сочувствия вежливые посетители; потом,
в некий последний срок, останавливается
у подъезда огромная, с траурным балдахином,
колесница, дерево которой черно-смолисто,
как чумной гроб, закругленно вырезанные
полы балдахина свидетельствуют о небесах
крупными белыми звездами, а углы крыши
увенчаны кудреватыми черными султанами
— перьями страуса из преисподней; в
колесницу впряжены рослые чудовища в
угольных рогатых попонах с белыми
кольцами глазниц; на бесконечно высоких
козлах сидит и ждет выноса старый
пропойца, тоже символически наряженный
в бутафорский гробный мундир и такую
же треугольную шляпу, внутренне, должно
быть, всегда ухмыляющийся на эти
торжественные слова: Requiem aeternam dona eis,
Domine, et lux perpetua luceat eis 1.
— Тут все другое. Дует с полей по
Монастырской ветерок, и несут навстречу
ему на полотенцах открытый гроб,
покачивается рисовое лицо с пестрым
венчиком на лбу, над закрытыми выпуклыми
веками. Так несли и ее.
На выезде, слева от шоссе,
монастырь времен царя Алексея Михайловича,
крепостные, всегда закрытые ворота и
крепостные стены, из-за которых блестят
золоченые репы собора. Дальше, совсем
в поле, очень пространный квадрат других
стен, но невысоких: в них заключена целая
роща, разбитая пересекающимися долгими
проспектами, по сторонам которых, под
старыми вязами, липами и березами, все
усеяно разнообразными крестами и
памятниками. Тут ворота были раскрыты
настежь, и я увидел главный проспект,
ровный, бесконечный. Я несмело снял
шляпу и вошел. Как поздно и как немо!
Месяц стоял за деревьями уже низко, но
все вокруг, насколько хватал глаз, было
еще ясно видно. Все пространство этой
рощи мертвых, крестов и памятников ее
узорно пестрело в прозрачной тени. Ветер
стих к предрассветному часу — светлые
и темные пятна, всё пестрившие под
деревьями, спали. В дали рощи, из-за
кладбищенской церкви, вдруг что-то
мелькнуло и с бешеной быстротой, темным
клубком понеслось на меня — я, вне себя,
шарахнулся в сторону, вся голова у меня
сразу оледенела и стянулась, сердце
рванулось и замерло… Что это было?
Пронеслось и скрылось. Но сердце в груди
так и осталось стоять. И так, с остановившимся
сердцем, неся его в себе, как тяжкую
чашу, я двинулся дальше. Я знал, куда
надо идти, я шел все прямо по проспекту
— и в самом конце его, уже в нескольких
шагах от задней стены, остановился:
передо мной, на ровном месте, среди сухих
трав, одиноко лежал удлиненный и довольно
узкий камень, возглавием к стене. Из-за
стены же дивным самоцветом глядела
невысокая зеленая звезда, лучистая, как
та, прежняя, но немая, неподвижная.
19 октября 1933
1
Дай им вечный покой, господи,
и да светит им вечный свет (лат.).
Анализ
рассказа Ивана Бунина «Поздний час»
(Особенности
композиции, хронотоп и образ автора)
Лучше
умереть вдали от родины, чем прожить
без родины в душе.
В.
Делоне
Легко
ли быть эмигрантом – жить на чужбине,
вдалеке от Родины? Легко ли быть эмигрантом
русскому писателю – человеку с особо
ранимой душой, беспрестанно зовущей к
просторам родной земли, потому что под
небом чуждого края ей тесно и дышать
тяжело?
С
приходом к власти большевиков многим
представителям русской интеллигенции
тяготы вынужденной эмиграции пришлось
испытать на себе. Русский поэт и писатель
Иван Бунин эмигрировал во Францию в
20-е годы в зрелом возрасте. Там он прожил
еще долгие 30 лет, ни на один день не
забывая о Родине. Воспоминания о ней
постоянно тревожили память и сердце
поэта. Самые нежные и трепетные среди
них — воспоминания о любви.
В
рассказе «Поздний час» Бунин, а
точнее его герой, мысленно переносится
в родную Россию. «Ах, как давно я не
был там, сказал я себе. С девятнадцати
лет. Жил когда-то в России, чувствовал
ее своей, имел полную свободу разъезжать
куда угодно, и не велик был труд проехать
каких-нибудь триста верст. А все не ехал,
все откладывал». C
первых строк читатель «вплотную»
приближается к герою без посредника в
лице проницательного автора.
Герой-рассказчик без колебаний открывает
потаенные страницы своей истории — мир
своих чувств и переживаний. И нам
становится понятно, насколько дороги
герою-эмигранту Бунина светлые
воспоминания, связанные с Родиной.
Недаром он пользуется «поздним часом»
— тем временем, когда никто не в силах
помешать его мысленному перемещению
в Россию, в давно ушедшие, но по-прежнему
близкие сердцу моменты радости и любви:
«Надо пользоваться единственным и
последним случаем, благо час поздний и
никто не встретит меня».
В
данном произведении Бунина субъект
речи и субъект сознания совпадают.
Герой-рассказчик представлен автором
в нескольких ипостасях:
эмигрант, умудренный жизнью, рассказывающий,
каким образом он однажды решился
«вернуться» в свое прошлое; эмигрант,
умудренный жизнью, «плывущий» в
воспоминаниях и попадающий виртуально
в город, где прошла его юность;
мальчишка-юнец, россиянин, гимназист;
уже юноша, стоящий на пороге взрослой
жизни. В каждой из этих ипостасей герой
существует в разных временных и
пространственных пластах. Герой-эмигрант,
говорящий с нами в начале рассказа,
существует в реальном пространстве
реального времени — он хранитель
воспоминаний и хозяин «временного
портала». Герой-эмигрант, гуляющий
по призрачному городу своей юности, —
своеобразный проводник в мир воспоминаний
давно ушедшего прошлого. Мальчишка-юнец,
гимназист — фигура самая размытая и
нечеткая, ибо это было так давно, что
герой-эмигрант, умудренный опытом, с
трудом себя таким вспоминает («…да,
входил в эти ворота сперва стриженный
под гребенку первоклассник в новеньком
синем картузе <…>, потом худой юноша
в серой куртке и в щегольских панталонах
со штрипками; но разве это я?»).
А вот юноша, стоящий на пороге новой
жизни, — основополагающий образ
героя-рассказчика в произведении, потому
что именно с ним и с этим возрастом,
юношеством, связаны самые прекрасные
воспоминания молодости. Это тот самый
юноша, который был влюблён в девушку;
тот самый юноша, который бегал к ней в
сад и держал ее за руку; тот самый юноша,
который подарил человеку-эмигранту
трепетные воспоминания о чистой и
светлой любви.
«Поздний
час» И. Бунина — это словесно-эмоциональный
альбом эмигранта. Не рассказ в привычном
для нас понимании, а свободное течение
мысли-воспоминания. Здесь не найти
экспозиции, завязки, развития действия,
кульминации и развязки в том виде, в
каком мы привыкли их видеть. В «Позднем
часе» отсутствует фундамент
композиционных элементов — интрига.
Здесь нет динамики сюжетной линии — есть
только воображаемое путешествие по
воспоминаниям, плавное движение
растревоженной души русского
писателя-эмигранта. Поэтому элементы
композиции в этом рассказе довольно
размыты и абстрактны: нельзя придать
текущей мысли геометрически-правильную
форму. Более или менее точно в рассказе
обозначена экспозиция (1-ый абзац) — ввод
читателя в курс дела, объяснение желания
автора побывать на Родине. И это
единственное место в произведении, где
герой-рассказчик находится в реальном
времени реального пространства. Завязкой
является 2-ой абзац произведения — переход
героя по мосту из настоящего в прошлое,
из реального в воображаемое. Центральная
часть рассказа — эпизоды воспоминаний
главного героя, связанные между собой
его воображаемой прогулкой по городу
детства. Он идет по пятнистому тротуару
и вспоминает «ее» вечернее платье;
проходит мимо гимназии и вспоминает
себя ее учеником; слышит старика с
колотушкой и вспоминает момент
«недоуменного счастья» в сумрачном
саду на скамье с любимой. Здесь нельзя
говорить о развитии действия в обычном
понимании. Все «узловые точки
композиции» в этом рассказе вынесены
из области развития сюжета в сферу
эмоциональных переживаний. Потому
кульминационным моментом в рассказе
Бунина является не пик наивысшего
напряжения сюжета, а конечный пункт
воображаемого путешествия героя, его
самое сильное эмоциональное впечатление.
К этому кульминационному моменту мы
шли весь рассказ, и лишь в конце он ярко
вспыхнул и тут же угас: «В
дали рощи, из-за кладбищенской церкви,
вдруг что-то мелькнуло и с бешеной
быстротой, темным клубком понеслось на
меня — я, вне себя, шарахнулся в сторону,
вся голова у меня сразу оледенела и
стянулась, сердце рванулось и замерло…
Что это было? Пронеслось и скрылось. Но
сердце в груди так и осталось стоять. И
так, с остановившимся сердцем, неся его
в себе, как тяжкую чашу, я двинулся
дальше».
Эта кульминация есть эмоциональное
потрясение героя, с завершением которой
завершается и рассказ.
Особая
композиция произведения диктуется
желанием автора передать свой свободный,
ничем не ограниченный переход героя из
одного временного пласта в другой и
обратно. В рассказе «Поздний час»
трудно
уловить тот момент, когда герой-рассказчик
переносится в прошлое. У Бунина отсутствуют
четкие грани этого перехода. Хронотоп
настолько динамичен, что все его
воображаемое путешествие читателю
кажется реальным. Можно сказать, что в
рассказе параллельно существуют два
пространства — реальное и воображаемое.
В первом время замерло, во втором оно
постоянно изменяется, переходит из
настоящего в прошлое и из прошлого в
предпрошедшее.
«Тут на мосту фонарей нет, и он сухой
и пыльный. А впереди, на взгорье, темнеет
садами город, над садами торчит пожарная
каланча. Боже мой, какое это было
несказанное счастье!» — мост, существующий
в настоящем времени воображаемого
пространства, переносит героя в реальное
прошлое. «Это во время ночного пожара
я впервые поцеловал твою руку и ты сжала
в ответ мою — я тебе никогда не забуду
этого тайного согласия. Вся улица чернела
от народа в зловещем, необычном озарении.
Я был у вас в гостях, когда вдруг забил
набат и все бросились к окнам, а потом
за калитку», — а тут мы видим, как автор
переносит своего героя из одного прошлого
в еще более далекое прошлое, восстанавливая
тем самым хронологические рамки
происходивших событий. Однако и здесь
у Бунина сложно разглядеть четкие грани.
Как и в его рассказе «Легкое дыхание»,
в «Позднем часе» форма уничтожила
содержание, сюжет победил фабулу. Автору
намного важнее было передать чувства
героя, связанные с самыми прекрасными
моментами его жизни на Родине, нежели
детально описать сами эти события.
Роль
хронотопа в данном рассказе И. Бунина
определяющая. Перемещения героя по
«горизонтальной» и «вертикальной»
оси сознания, оси пространства и времени,
являются основой, каркасом всей
архитектоники произведения — расположения
компонентов в их взаимосвязи в некотором
художественном единстве. Пространство
и время в «Позднем часе» неразрывно
связаны между собой. Можно сказать, что
время здесь раскрывается в пространстве
и наоборот — пространство измеряется
временем. Хронотоп воображаемого пути
составляет основу сюжета. Биографический
временной ряд играет главенствующую
роль.
Постоянное
изменение времени и пространства не
нарушает целостность рассказа. Напротив,
оно подчеркивает самые важные детали
сюжета этого произведения. Запах девичьих
волос, ее рука в его руке, широкие улицы,
лежащие в тени, гимназия, ясный взгляд,
легкое летнее платье, старик с колотушкой,
сумрак сада, недоуменное счастье в
присутствии любимой девушки. Но все это
так зыбко и призрачно! Это происходило
когда-то, так давно, что герой с трудом
вспоминает, как все это было на самом
деле: «Где это было? В гостях у кого?»,
«Можно ли помнить эту ночь где-то там,
будто бы в небе?». Жизнь промчалась
незаметно, быстро, стремительно, оставив
после себя лишь воспоминания, и самые
светлые из них, конечно, связаны с
любовью, потому что любовь вечна. Она
как зеленая звезда, которая лейтмотивом
проходит через весь рассказ: многое
меняется и стирается, а воспоминания о
настоящей любви продолжают освещать
душу и сердце. «…давно ли начинали и
они, уверенные, что ей и конца не будет,
а все началось, протекло и завершилось
на моих глазах, — так быстро и на моих
глазах!» — герой и удивляется тому,
как все быстротечно в нашей жизни, и
принимает это как должное и неминуемое.
«Поздний
час» — это не только
время, когда герой-рассказчик, оставшись
один, погружается в воспоминания, и не
только позднее время тех событий, в
которые он погружается; это и ощущение
того, что ты «опоздал» — опоздал с
кем-то вовремя встретиться, вовремя
увидеть кого-то или что-то.
«Если есть будущая жизнь и мы встретимся
в ней, я стану там на колени и поцелую
твои ноги за все, что ты дала мне на
земле», — но эта будущая жизнь уже
далеко в прошлом. И даже зеленая звезда,
как символ чего-то светлого, ведущего
за собой, которая раньше «самоцветом
глядела» «из-за стены», теперь
нема и неподвижна.
«Поздний
час» в очередной раз подчеркивает
удивительный талант и проникновенность
писателя Ивана Бунина. Всего несколько
страниц исповеди, но сколько в ней силы,
сколько в нее вложено души, души авторской!
Автор, кажется, есть, но мы не ощущаем
его присутствия. Читатель буквально
растворяется в герое: понимает все его
чувства и переживания, сочувствует ему,
соглашается с ним и даже радуется за
его поистине счастливое прошлое,
пропитанное чистой, искренней любовью.
Рассказ
«Поздний час» — один из самых ярких
примеров бунинской поэтики, образец
удивительной эмоциональной насыщенности
и мастерства композиционного
конструирования.
Скрипченко
М. 101 гр. д/о, МГУ
Рассказ имеет точную датировку — 19 октября 1938 года. В это время Бунин проживал за рубежом и тосковал по родной России. Его произведение преисполнено горькой ностальгией и грустью. Если прочесть анализ рассказа Бунина «Поздний час», станет ясно, в чём заключается предельный трагизм описываемой ситуации, и почему главный герой живёт прошлым, а не настоящим.
Оглавление:
- Краткое содержание
- Анализ произведения
- Пример сочинения
Краткое содержание
В произведении идёт речь о том, как немолодому мужчине довелось встретиться со своими воспоминаниями. На улице вечер, мужчина прогуливается по хорошо знакомым местам. Он опечален, и на это есть несколько причин:
- он уже немолод;
- его вторая половинка на небесах;
- страны, которую он любил, уже не существует.
Тема рассказа — описание вечерней прогулки по дорогам, с которыми связано множество дорогих сердцу воспоминаний. Главный герой ностальгирует по далёким счастливым временам, постоянно прокручивая в своих мыслях незабываемые моменты, которые уже не вернуть. Так, в голове мужчины настоящее смешивается с прошлым. Он живёт одними воспоминаниями.
Когда-то этот мужчина любил одну женщину, сделавшую его самым счастливым на свете. Избранница вдохнула в него жизнь, а потом покинула, отправившись на тот свет и заставив ощутить адские муки утраты близкого человека. Бунин детально описывает внешность возлюбленной главного героя, у этой девушки:
- красивые глаза;
- живой взгляд;
- стройный стан;
- тонкая талия;
- собранные в причёску тёмные волосы;
- белоснежное платье, развевающееся на ветру.
Прогуливаясь июльской ночью по знакомым до боли местам, мужчина предаётся ностальгии. Он тоскует по прежним временам, любуясь родными сердцу пейзажами. Его взору предстаёт:
- широкая мощёная дорога;
- мост над речкой;
- взгорье.
Рассматривая очаровательные пейзажи родного города, он вспоминает о той, что подарила ему настоящее счастье. Он мечтает, как они встретятся в следующей жизни, и тогда он упадёт перед ней на колени и будет целовать её прекрасные ноги.
Мужчина до сих пор помнит образ своей возлюбленной в самых тонких деталях. Эти отношения окрыляли его, ему нравились их романтические свидания, трогательные объятия и нежные касания рук. Не забылся и запах любимой.
К сожалению, радостным моментам было суждено прерваться: девушка умерла и унесла с собой взаимное чувство. Несмотря на это, в сердце мужчина продолжает жить любовь к ней. Неторопливо прогуливаясь, он вдруг приходит на кладбище. Это место олицетворяет конец жизненного пути. Здесь много лет назад была похоронена та единственная, кто заставила встрепенуться сердце. Кладбище символизирует не только скорую смерть самого несчастного мужчины, но и его души, которая погибла, когда не стало любимой.
Анализ произведения
Можно сказать, что этот рассказ является попыткой главного героя обрести потерянный когда-то рай и наконец-то повстречаться со своим счастьем. К сожалению, уже слишком поздно.
Что касается композиции, произведение построено, как описание вечерней прогулки мужчины. В начале «Позднего часа» его воспоминания и наблюдения отделяются друг от друга указаниями маршрута. В процессе прогулки настоящее и прошлое перемешиваются, став одним целым. Это вполне закономерно, ведь мужчина живёт одним лишь прошлым. Сердце согревают воспоминания о возлюбленной, которой уже нет в живых.
Как и в других бунинских произведениях, любовь является ключевым событием в жизни главного персонажа. Писатель не описывает облик девушки подробно, он приводит лишь несколько деталей её внешности. Именно они формируют образ, навсегда запавший в сердце.
Бунин лишь штрихами описывает их связь: первое прикосновение, ночная встреча. Мысли о любви перемежаются в произведении с воспоминаниями о Родине. Описываются места, где прошла юность главного героя, они также вызывают бурные эмоции. Мужчина возвращается в прошлое, сравнивая его со своим настоящим. Он сопоставляет родной город с французской столицей, нынешним местом проживания. Приведённое сравнение не в пользу Парижа.
Читатель понимает, что русскому человеку гораздо ближе Родина. С огромной любовью он описывает базар, улочку, по которой раньше ежедневно ходил в гимназию, а также церковь и старый мост. С печалью он понимает, что прошла его жизнь, и больше в ней не будет ничего хорошего, в этом и состоит основная проблема. Уже многих его приятелей нет в живых.
Не думая о ночлеге, в конце своей прогулки он приходит на кладбище. Можно считать многозначным символом, обозначающим скорый конец жизни и внутреннюю смерть мужчины, которая связана с отъездом из родной страны и с тем, что умерла возлюбленная.
Скорее всего, автор рассказа и сам грустно размышляет, как скоротечно время, и что человек бренен. Тема «позднего часа» наверняка знакома многим. Это позволяет искренне посочувствовать главному персонажу и погрустить вместе с ним, вспомнив, что в жизни самое главное — это любовное чувство в самых разных его проявлениях. Автор писал своё произведение, будучи в ссылке. Можно сказать, что он говорил о собственных чувствах.
Пример сочинения
Если необходимо подготовиться к уроку литературы и написать сочинение по «Позднему часу» Бунина, анализ или пересказ книги, рекомендуется ознакомиться с укороченной версией рассказа. Это позволит понять основной смысл произведения, при этом сэкономив время. Краткое содержание «Позднего часа» — подходящее решение для тех, кто не любит читать.
В произведении описываются трогательные, светлые чувства человека преклонного возраста, который грустит, вспоминая свои счастливые молодые годы. Он живёт прошлым, в котором его вторая половинка жива и любит его безмерно, как и он её. На улице уже темно, старик прогуливается по местам, которые хорошо знает. Они напоминают ему о периоде взросления, о первой встрече с той, кого он никогда не забудет.
Бунинский рассказ пронизан радостью и любовью, перемешанными с горечью тяжёлой разлуки. Приятные воспоминания одновременно и дают возможность забыть сегодняшние невзгоды, и терзают душу. В эту волшебную ночь путник ощущает себя по-детски счастливым и, вместе с тем, уставшим от жизни. Он давно не видит никакого смысла в таком существовании.
Память о любимой даёт мужчине внутреннюю силу, которая его всегда согревала. Помогает она ему и теперь, в его последние дни. Вспомнив за одну ночь всю свою жизнь, мужчина осознаёт весь трагизм бренного существования человека. Люди появляются на свет с горячей верой, что будут счастливы, и лишь со временем они понимают, что обречены чувствовать горечь потерь и страдать от страшных лишений. Теперь серые будни существования старика способны скрасить лишь его воспоминания о близких и родных, с кем пело сердце.
Посещение кладбища окутано не только страхом и печалью, но и радостью встречи с безвозвратно ушедшей молодостью. Автор детально описывает старое кладбище, где похоронена возлюбленная главного героя. В конце рассказа читатель понимает, что в финале жизненного пути даже посещение такого мрачного места превращается в некий ритуал, который несёт в себе глубочайший смысл.
Главному герою довелось испытать множество приятных эмоций, но теперь ясно, что дни его сочтены. Лишь от него самого зависит, что именно он унесёт из этого мира с собой: горе и боль или внутренний покой и счастье.
- Краткие содержания
- Бунин
- Поздний час
Рассказ «Поздний час» представляет собой тоску по родине, так как именно в период его написания Бунин находился за границей.
Здесь показана долгожданная встреча человека в возрасте со своим прошлым, со своей страной. Встреча переисполнена грустью, печалью, потому что любимая давно умерла, страны, которую он любил тоже уже нет, молодость миновала.
Рассказ построен в виде описания прогулки. Главный герой июльской ночью прогуливается по знакомыми местам, которые ему когда – то были дороги, с ними связано много воспоминаний. Он прокручивает их у себя в голове. Но потом прошлое и настоящее смешались в его голове. Он живет своим прошлым и вся его жизнь это только воспоминания, а главная героиня его жизни – это любимая.
Как правило, Бунин ставит любовь на первое место, это самое важное в жизни каждого героя. Так и в этом рассказе у героя была возлюбленная, которая подарила ему счастье, а потом сделала его самым несчастным человеком.
Автор дает подробное и очень красивое описание любимой главного героя. У нее стройный стан, красивые глаза, волосы темного цвета, которые собраны в красивую прическу, белое развивающиеся платье. Такой она запомнилась.
Их отношения описаны штрихами. Воспоминания о любви переплетаются с воспоминаниями о городе, где герой провел лучшие свои годы, где он был счастлив. Он производит сравнение прошлого и настоящего.
Герой с тоской и грустью понимает, что жизнь его прошла, он прожил дольше некоторых своих друзей, но самое главное он пережил возлюбленную.
В конце концов, он приходит на самое важное место в его жизни – это кладбище, где покоится любимая. И оно является многозначным в этом рассказе. Он четко и ясно дает понять, что близится конец жизни, а внутренняя смерть случилась, когда умерла любимая.
У произведения философский финал, в жизни каждого человека случается конец жизни. И автор этим произведением хочет показать, насколько жизнь скоротечна, что нужно ценить каждый ее миг, проведенный в окружении близких и дорогих людей. Ценить любимых и не жалеть добрых слов, потому что может настать «поздний час». И тогда ничего не справишь и не вернешь. Придет конец.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Суть произведения
Весь рассказ основан на воспоминаниях прошлых лет. Кроме того, в тексте присутствует описание страны, которая изменилась и открывается для героя с другой стороны.
Персонаж прогуливается летним вечером по знакомым местам и вспоминает свою былую жизнь. Сначала он понимает, где прошлое и настоящее, но потом в его голове все смешивается, ведь он до сих пор живет воспоминаниями. Главную роль в них играет женщина, которую он очень любил.
В произведениях Ивана Бунина любовь всегда стоит на первом месте. В его описаниях это самое счастливое и прекрасное чувство в жизни человека, но нередко оно приносит страдания и несчастья.
Лирический герой в своих воспоминаниях описывает черты любимой женщины. Красивые глаза, стройный стан, длинные каштановые волосы — именно такой образ сохранился в его памяти по сей день. Автор не описывает подробностей их отношений, вспоминая лишь яркие моменты и первое прикосновение. В рассказе воспроизводятся чувства и эмоции, которых больше нет и никогда не будет.
Воспоминания героя о любви плавно сливаются с образом родных мест, улиц, по которым он гулял и ходил по ночам на свидания, где рос и учился. Описание родины он сравнивает с жизнью в Париже, ведь именно там он был вынужден находиться. Французскую столицу герой представляет серой и неуютной как днем, так и ночью. Такое проявление доказывает, что автор описывает всецело русского человека с его проблемами.
Герой понимает, что пережил всех своих друзей и даже любимую женщину. Он считает, что его жизнь остановилась и потеряла смысл в тот момент, когда возлюбленной не стало.
В последнем абзаце персонаж, не останавливаясь на ночлег, приходит на кладбище. Здесь покоится его любовь. Эта сцена символизирует финал «Позднего часа». Краткое содержание рассказа дает понять, сколько грусти и печали испытывал герой.
И. А. Бунин писал рассказ, находясь за границей. Можно смело сказать, что он описывал свою жизнь и чувства. Это произведение насыщено эмоциями и патриотизмом.
«Анализ рассказа «Поздний час»»
Рассказ имеет точную датировку — 19 октября 1938 года. Известно, что в это время писатель жил за границей и отчаянно скучал по родине — России. Этой тоской, горькой ностальгией наполнен рассказ «Поздний час».
По сути, рассказ «Поздний час» — это попытка героя встретиться со своим счастьем, обрести утерянный им когда-то рай. Однако увы — слишком поздно, «поздний час»: «Надо пользоваться единственным и последним случаем, благо час поздний и никто не встретит меня».
Композиционно рассказ построен как описание одной прогулки героя, которую он совершил светлой июльской ночью. Герой идет по хорошо знакомым местам: его наблюдения чередуются с воспоминаниями, которые в начале рассказа отделяют друг от друга указания маршрута: «И я пошел по мосту через реку, далеко видя все вокруг в месячном свете июльской ночи», «За мостом я поднялся на взгорье, пошел в город мощеной дорогой». Однако затем прошлое и настоящее перемешиваются, сливаются в сознании героя в единое целое. Это и неудивительно — он живет лишь прошлым, вся его жизнь заключена в воспоминаниях, главной героиней которых является его возлюбленная.
Как всегда, Бунин не дает подробного описания возлюбленной героя. Мы узнаем лишь о каких-то деталях ее облика — стройный стан, живые глаза, темные волосы, уложенные в простую прическу, белое струящееся платье… Это то, что запомнилось главному герою, из чего складывался дорогой, навсегда запавший в сердце образ.
Писатель лишь «штрихами» описывает отношения героев: первое прикосновение, первое пожатие рук, ночная встреча, полуобъятия… Запах, цвет — все то, из чего складываются воспоминания. Самые дорогие и самые ранящие: «Это было начало нашей любви, время еще ничем не омраченного счастья, близости, доверчивости, восторженной нежности, радости…»
Воспоминания о любви перемежаются в рассказе с воспоминаниями о городе — памятных местах, где прошла молодость героя: мост, базар, Монастырская улица. Они тоже вызывают множество эмоций — герой возвращается в прошлое, сравнивает его с настоящим и. что важно, с Парижем, где он сейчас живет.
И это сравнение всегда не в пользу французской столицы: «В Париже ночи сырые, темные», «В Париже двое суток выделяется дом…» Мы понимаем, что герою гораздо ближе его родина — он всей душою русский человек: «Тут все другое». С какой любовью он описывает старую улицу, по которой каждый день ходил в гимназию, базар с его многообразием и обилием, старый мост и монастырь! Это, это, все это — его жизнь! Это — и ничего больше. Сам герой осознает такое положение вещей. Он с грустью размышляет о том, что его жизнь прошла — он пережил многих своих друзей, он намного пережил и свою возлюбленную.
Источник
Две реальности
Анализ «Позднего часа» Бунина раскрывает тему двух реальностей. Каждая из них имеет свою характеристику:
- Первое — это пространство во времени, где пожилой человек решает вернуться в прошлое и пройтись по памятным местам.
- Второе — пространство памяти, в котором воспроизводятся образы из прошлой жизни.
Перемещение из одной реальности в другую автор описывает незаметно, поэтому при прочтении можно все объединить в одно целое.
Основной текст начинается с третьего абзаца. Он представляет собой путешествие по ночному городу и посещение дорогих для сердца мест. Из всего рассказа можно сделать один вывод: главный герой был счастлив только в юности, именно тогда он жил полной жизнью.
Анализ 2
В этом небольшом произведение автор описывает очень трогательные, светлые чувства пожилого человека, томимого тоской по Родине, прошедшей молодости, погибшей любви.
За эту ночь герой вновь переживает свою долгую жизнь. Он вспоминает свою родину, город детства, любимые места, своих родных и друзей, свое взросление, первую, светлую и нежную встречу. Все произведение пронизано любовью и радостью, смешанными с болью разлуки с милыми его сердцу местами. Радость воспоминаний и мучает его душу и позволяет забыть трудности сегодняшнего дня. Простые места детства: мост через реку и улицы в садах, базар, поля и дороги, монастырь и гимназия, все вновь воскресло в усталой, измученной душе путника в эту волшебную ночь. Даже запахи, шорохи природы, детское ощущение праздника, бесконечности жизни вновь вернулись и как живые встают перед его мысленным взором.
Но самый сильный след в его жизни оставила его возлюбленная, уже давно покинувшая его и этот мир. Память о ней дает ему ту внутреннюю силу, которая помогала ему все время и сейчас согревает его, возможно, последние дни жизни. Пройдя вновь весь жизненный путь в своих воспоминаниях, герой отчетливо понимает трагизм каждого человека в жизни. Родившись на свет с горячей верой и жаждой жизни, человек обречен вести трудную, порой полную лишений жизнь, и в конце жизни, оставшись один, без друзей и близких, только воспоминания могут скрасить серые будни существования. И даже посещение кладбища в конце пути, овеяно не только грустью и страхом от непонятного и странного происшествия, но и радостью встречи с далекой молодостью.
Описание старого кладбища, сделанное с такой поразительной точностью и грустью, дает понять, что в конце пути даже посещение столь печального места становиться неким ритуалом, несущим глубокий смысл и наполняющим жизнь впечатлениями. И хотя в его прожитой жизни много радостных моментов, становиться понятно, что жизнь подходит к завершению и только от самого человека зависит, что он унесет с собой из этого мира: радость и покой или боль и разочарование.
Все произведение является не просто описанием чувств и воспоминаний пожилого человека, но и несет в себе глубокий философский смысл. Автор хотел показать нам всю глубину этой многогранной жизни. Ведь рядом с прекрасным и вечным всегда есть грусть и разочарование, боль и утрата, тоска и печаль. Но даже, несмотря на это, надо уметь радоваться жизни здесь и сейчас, ценить каждую минуту, прожитую с любимыми людьми, помнить о своих корнях и семье, хранить память и уважать свою Родину.
Главные герои
Персонажей, которых описывал автор в своем рассказе, всего два. Он обозначил их только штрихами:
- пожилой мужчина;
- стройная девушка с темными глазами.
«Поздний час» — это не только время, но и ощущение того, что опоздал. Герой рассказа с грустью вспоминает всех, кто был в его жизни, и, возможно, сожалеет, что не успел сказать нужные слова или совершить правильные поступки.
Анализ рассказа ученики могут использовать при написании сочинения по «Позднему часу» Бунина. Описание сюжета и характеристика главного героя помогут им лучше понять основную мысль произведения.
Популярные сегодня темы
Известные советские писатели, работавшие в жанре фантастики, Аркадий и Борис Стругацкие написали прекрасное произведение, которое носит название «Понедельник начинается в субботу».
Многие думают стереотипно. Раньше все считали, что один в поле не воин. Сейчас, я думаю, картина в мире поменялась. Вообще, что это значит: один в поле не воин? Это значит, что без поддержки окружающих, без помощи других
Эта картина очень интересна, её можно долго рассматривать. Вообще, с самого первого взгляда показалось, что там, как и в названии, только сама Несмеяна – одна.
Источник
Анализ рассказа Бунина Поздний час
Сегодня мы проанализируем рассказ “Поздний час” написанный в 1938 году И. А. Буниным. Именно в этот период, писатель проживал на чужбине, и безумно скучал по родине. Всю свою тоску и ностальгию за Россией, он передал именно в данном рассказе.
Рассказ идет о пожилом мужчине, который уже внушительное время живет за границей, и как он встретился со своим прошлым. Ему предстоит повстречать свою бывшую любовь, и прежнюю родину. Эта встреча пропитана болью и тоской, за былой страной в которой ему было так хорошо.
Нет на свете и любимой, которая
Все время герой отчаянно хочет найти счастье и вернуть потерянное им рай. Но уже поздно ничто не вернешь назад.
Весь рассказ посвящен одной июльской прогулке, которая состоялась в ночи. Он не спеша прогуливается по дорогим сердцу местам, и его переполняют различные воспоминания из прошлого. Но после все перемешалось, прошлое и настоящее смешалось в единое целое.
Хотя этого и следовало ожидать, ведь вся его жизнь состоит из воспоминаний о его любимой.
Конечно главным в жизни является именно любовь. Это она осчастливила его, а позже сделала одним
Герой то и дело вспоминает дорогие сердцу моменты. Первое прикосновение, самая первая встреча, полу объятья всем этим он живет. Каждый день он прокручивает в своих мыслях ее образ.
В голове героя полный кавардак, то он вспоминает ее темные волосы и ее нежно-белое платье. Затем он переплетает их с памятными местами своего родного города. Окунаясь в свою молодость, где так же бушевала буря эмоций. Все время он сопоставляет дела минувших дней и то, что видит сейчас.
И как ни странно связывает все с Парижем, в котором сейчас проживает.
Почему-то ему кажется, что в Париже все не так. Герою ближе его родина и он чрезмерно тоскует. Он весь целиком и душой и мыслями русский человек. Все что он видел перед собой, тот же базар и старую улицу и составляло его жизнь.
Он и сам осознает и с грустью понимает что жизнь прошла.
В самом конце мужчина приходит в самое важное место на кладбище к ней. Что выглядит очень символично, ведь посетил он кладбище в позднее время. Все идет к завершению и его пути хотя сам он давно умер вместе с ней.
Возможно такое завершение рассказа шло от размышлений Бунина о быстротечности нашей жизни. Никто не избежит кончины. У каждого наступает этот “поздний час” который так ярко выражен в рассказе.
И мы можем только сопереживать автору и осознать, что сама суть жизни – это любовь.
Рассказ Бунина «Поздний час»: краткое содержание и анализ произведения
год назад · 1213 просмотров
И.А. Бунин, «Поздний час». Краткое содержание рассказа, анализ произведения. Читать полный текст, слушать аудиоверсию.
Иван Бунин с Варварой Пащенко / Иллюстрация Геннадия Новожилова
«Поздний час» — рассказ И.А. Бунина из цикла «Тёмные аллеи». Написан 19 октября 1938 года в эмиграции.
По сюжету пожилой мужчина приезжает в провинциальный русский город, где когда-то учился в гимназии и был влюблён в неназванную девушку. Гуляя июльской ночью по городу, он вспоминает свои свидания с возлюбленной, а потом идёт на кладбище, где она похоронена.
В основу произведения легли воспоминания Бунина о встречах в Ельце с Варварой Пащенко, которая в дальнейшем стала его гражданской женой.
Варвара Пащенко
Полный текст и аудиокнига
Полный текст рассказа Бунина «Поздний час» можно прочитать по ссылке.
Аудиоверсия доступна на YouTube:
Краткое содержание
Рассказчик, давно не живущий в России, спустя полвека возвращается в провинциальный русский город, где не был с 19 лет. С тех пор прошло полвека, то есть сейчас ему около 70. Он много раз собирался приехать сюда, но решился лишь под конец жизни, потому что другого шанса уже не будет.
Июльской ночью герой идёт по знакомому мосту через реку, замечает вдали пожарную каланчу и вспоминает давний пожар за рекой: в ту ночь он впервые поцеловал руку своей возлюбленной, а она сжала его руку в ответ.
Весь город спит. Мужчина шагает по тротуару, и ночные тени напоминают ему кружевное вечернее платье возлюбленной, в каком он запомнил её много лет назад.
Герой идёт к её дому, но кружным путём: сначала хочет взглянуть на свою старую гимназию. Здание всё то же, но оно не будит в старике ностальгических чувств. Ему кажется, что тем гимназистом был совсем другой человек.
Рассказчик не решается подойти к дому, где когда-то жила его возлюбленная. Дом наверняка не изменился, но вот её давно уже нет, она умерла молодой:
Твой отец, твоя мать, твой брат — все пережили тебя, молодую, но в свой срок тоже умерли. Да и у меня все умерли; и не только родные, но и многие, многие, с кем я, в дружбе или приятельстве, начинал жизнь, давно ли начинали и они, уверенные, что ей и конца не будет, а всё началось, протекло и завершилось на моих глазах, — так быстро и на моих глазах!
Герой садится на тумбу возле какого-то купеческого дома и вспоминает её: юную, красивую, в лёгком летнем платье. Вспоминает начало их романа, время беззаботной радости и ничем не омрачённого счастья. Он прекрасно помнит, как приходил к ней на ночное свидание в сад: они сидели «в каком-то недоумении счастья», он обнимал её одной рукой и видел над яблонями сада одинокую зелёную звезду, «что-то беззвучно говорившую».
Герой понимает, что в действительности шёл не к знакомому дому. Ему нужно побывать на кладбище, чтобы взглянуть на могилу той женщины. Он проходит мимо опустевшего базара, идёт по Монастырской улице, по которой провожают в последний путь покойников. Мужчина вспоминает похоронные обряды в Париже, но здесь хоронят иначе: несут открытый гроб на полотенцах. Так однажды несли и её.
Он заходит на кладбище. Какая-то птица, проносясь мимо, пугает его, и конец пути он проделывает «с остановившимся сердцем». Доходит до конца аллеи, находит могилу у самой кладбищенской стены. Смотрит на узкий могильный камень.
А с неба смотрит та же самая зелёная звезда, что в юности. Но в этот раз она нема и неподвижна.
Иллюстрация Геннадия Новожилова
Анализ рассказа «Поздний час»
Иван Алексеевич Бунин считал «Поздний час» одним из лучших рассказов в цикле «Тёмные аллеи». Это элегическое произведение основано на воспоминаниях писателя о романе с Варварой Пащенко. Бунин влюбился в неё в городе Ельце, где учился в гимназии. Несколько лет они жили как супруги, хотя и не венчались. Варвара Владимировна не стала выходить за Бунина замуж, а в итоге ушла от писателя к актёру Арсению Бибикову.
Умерла Пащенко в возрасте 48 лет от туберкулёза. Узнав о её смерти в 1918 году, Бунин записал в дневнике, что странным образом ничего не чувствует по этому поводу: «Ведь какую роль она сыграла в моей жизни!». Спустя ещё 20 лет Иван Алексеевич написал «Поздний час».
Иван Бунин и Варвара Пащенко в Полтаве, 1892 год
Главный герой рассказа, живущий за границей, в старости возвращается в Россию, чтобы побывать на могиле своей давней возлюбленной. Сам Бунин, уехавший из страны после большевистской революции, был лишён такой возможности. Тем томительнее для него были отразившиеся в рассказе воспоминания о далёком степном городке, о молодости и юношеской любви.
Пожилого героя многое связывает с этими улицами. Но спустя 50 лет он вспоминает не свою учёбу в гимназии, не родных и не друзей, а только первую любовь. Всё — от пожарной каланчи до дороги к монастырю — навевает воспоминания о той девушке, которую он любил и которой больше нет на свете.
Читатель не знает, как закончилась их любовная история, когда и от чего скончалась та женщина, как сложилась жизнь героя дальше. Теперь это и не важно. Важно то, что почти все близкие рассказчику люди умерли, и сам он готовится последовать за ними. Что же он вспоминает в этот поздний час, оглядываясь на прожитую жизнь? Только любовь, которая полвека назад сделала его счастливым.
Сквозная идея цикла «Тёмные аллеи» состоит в том, что жизнь скоротечна, а любовь проходит как один миг, но именно этот миг, возможно, и есть самое главное в жизни. Ничего более прекрасного человеку испытать не дано, а потому даже спустя десятилетия он будет радостно и мучительно вспоминать главную любовь своей жизни.
Когда-то после ночного свидания в саду главный герой «Позднего часа» клялся своей возлюбленной: если есть жизнь после смерти, они обязательно встретятся, и он будет целовать ей ноги в благодарность за всё, что она дала ему в этой жизни. И вот в старости он приходит на её могилу, понимая: даже если нет никакого рая, он благодарен любимой женщине за чувство, которое осветило всю его жизнь.