Незавершенный роман Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» являет собой необычное произведение для того времени, сочетающее в себе авантюрный сюжет и острую социальную проблематику.
Описание пожара в родовом имении Дубровских Кистеневке – самый сильный эпизод романа. Автор гениально изображает событие, мы будто становимся участниками и наяву видим и слышим треск огня, яркие всполохи в ночном небе, громкие крики дворовых людей и отчаяние Владимира Дубровского, решившегося на этот страшный поступок.
Это решение далось молодому человеку нелегко, и изначально он даже и не предполагал пойти на такой шаг, хотел проститься ночью с родными и милыми сердцу местами и просто уйти. Но одно небольшое обстоятельство все поменяло. Владимир перечитал письма покойной матери и понял, что не может оставить чужим людям все эти памятные вещи. Его передергивало от мысли, что руки приказных будут копаться, перебирать все в доме, осмеивать.
Такое решение молодого Дубровского не совсем спонтанное, оно сложилось благодаря многим составляющим, одной из которых стало и отвратительное поведение Шабашкина. Сюда можно отнести и несправедливый суд, и хамское отношение людей, находящихся у власти. Но все же, не смотря на все это, Владимир не хочет никого убивать и пытается отговорить своего крепостного от таких бесчеловечных мер. Дворовые люди, принадлежащие к низшему сословию, острее, чем барин, чувствуют всю несправедливость сложившегося положения. А молодой юноша хочет лишь одного: избавить родное место от посторонних, от захватчиков. И на ум приходит поджог. Этот приговор видится Дубровскому единственно верным. Он встает, держа в руках свечу, забирает письма, которые незадолго до этого момента перечитал, и покидает дом.
И сразу же разгорается пожар. Теперь Кистеневка находится под властью стихии огня. Люди обеспокоены случившимся, все находятся в напряжении. Женщины ахают и хлопочут, пытаясь успокоить балующихся ребятишек. Крепостные понимают, что произошло неизбежное, теперь у них нет никакого другого выхода, кроме как отправиться вслед за молодым барином и служить ему верой и правдой. В чем они и клянутся Владимиру Дубровскому.
В описании пожара показателен эпизод со спасенной кузнецом кошкой. Это существо ставится выше злых чиновников, и ее жизнь оказывается дороже. Архип бросается в самый центр разгорающегося пламени, рискует собой, чтобы спасти котенка. Приказных тоже можно было спасти, но никто даже не подумал этого сделать. Может быть, крепостных и можно было бы обвинить, но стоит ли?
Дом благородного рода Дубровских превратился в пепелище. Все постепенно угасает, стихает. Теперь Владимир – сирота, у которого нет даже крыши над головой. Его путь – разбой и грабеж, а место обитания – лес. Таким поступком и поведением молодой человек пытается высказать протест против существующего уклада, произвола властей, но он одинок в своем порыве и обречен на постоянную, но ни к чему не приведшую в итоге борьбу.
В 8-литровой колбе находится смесь азота и кислорода, содержащая 32%
кислорода. Из колбы выпустили некоторое количество смеси и добавили столько же азота; затем снова выпустили такое же, как и в первый раз, количество новой смеси и добавили столько же азота. В итоге процентное содержание кислорода в смеси составило 12,5%. Сколько литров смеси выпускали каждый раз?
345x+478+655x+12,esli x =899!
Решаю методом промежутков не решается(( |3-х-х?|больше или равно |1-2х|
Треба написати текст-міркування за поданим початком
Треба берегти птахів.Вони……..
Помогите, пожалуйста, ещё с одним заданием. Опять не нахожу речевую ошибку в предложении: Необходимо решить щепетильную проблему с Домом писателя.
найди словосочетание в котором существительное употреблено в винительном падеже
1,остановить поезд
2. гостил у бабашки
3. выйти из дома
в семянах подсолнечника нового сорта содержится 49,5% масла. сколько килограммов таких семян надо взять, что бы в них содержалось 29,7 кг масла?
Прошу очень срочно нужно написать сочинение на тему : ” Запорожцы пишут письмо турецкому султану”
На термометре Цельсия температуры таяния льда и кипения воды обозначаются соответственно 0′ и 100′. На термометре Фаренгейта эти температуры обозначены соответственно -32′ и 212′. При какой температуре оба термометра будут показывать одинаковое число градусов?
сделать полный синтаксический разбор предложения.
С давних пор люди мечтали о добре, правде и счастье, и их мечты осуществлялись, освещаемые солнцем прекрасных и вечных веры, надежды и любви.
Здесь мы наглядно видим, насколько велика была раньше власть денег, которая двигала всем судебным аппаратом. При помощи денег можно было добиться чего угодно, состряпать какую угодно несправедливую, ложную, необоснованную бумагу.Шабашкин всеми правдами и неправдами старался придать делу об имении Дубровского желаемый оборот. Перед Троекуровым Шабашкин лебезил, поддакивал Троекурову, беспрекословно подчинялся его воле. Он всячески старался угодить Кириле Петровичу и был очень доволен, когда ему это удавалось. Перед Троекуровым Шабашкин выглядел подобострастным подлизой, всегда старающимся угодить барину и поддержать его желания и настроение.Приехав в Кистеневку, Шабашкин вовсю старался казаться как можно более важным, он «…стоял подбочась и гордо взирал около себя…». Он был наверху блаженства и чувствовал себя полноправным хозяином Кистеневки. Шабашкин вел себя развязно, никого не хотел признавать. Когда Владимир Дубровский заговорил с приказным об имении, то Шабашкин нагло спросил его, кто он такой и какое имеет право вступать в пререканиях приказными. Отношение Шабашкина к Дубровскому абсолютно противоположно его отношению. к Троекурову. Дубровский был беден, и поэтому Шабашкин ни в грош не ставил его по сравнению с Троекуровым. Но в поведении Шабашкина сказывается, и трусость. Когда народ двинулся на приказных, Шабашкин тут же потерял все свое величие и бросился в дом.
Ответ оставил Гость
В своем поместье Покровское живет богатый и знатный барин Кирила Петрович Троекуров. Зная его крутой нрав, его боятся все соседи, кроме бедного помещика Андрея Гавриловича Дубровского, отставного поручика гвардии и бывшего сослуживца Троекурова. Оба они вдовцы. Дубровский имеет сына Владимира, служащего в Петербурге, а у Троекурова есть дочь Маша, живущая с отцом, и Троекуров часто заговаривает о своем желании женить детей.
Неожиданная размолвка ссорит друзей, а гордое и независимое поведение Дубровского отдаляет их друг от друга еще сильнее. Самовластный и всесильный Троекуров, чтобы выместить раздражение, решает лишить Дубровского имения и приказывает заседателю Шабашкину отыскать «законный» путь к этому беззаконию. Судейские крючкотворы исполняют желание Троекурова, и Дубровского вызывают к земскому судье для решения дела.
В судейском заседании в присутствии тяжущихся читается решение, исполненное юридических казусов, согласно которому имение Дубровского Кистеневка переходит в собственность Троекурова, и с Дубровским случается припадок безумия.
Здоровье Дубровского ухудшается, и ходившая за ним крепостная старуха Егоровна пишет письмо в Петербург Владимиру Дубровскому с уведомлением о случившемся. Получив письмо, Владимир Дубровский исхлопатывает отпуск и едет домой. Дорогой кучер рассказывает ему об обстоятельствах дела. Дома он застает больного и одряхлевшего отца.
Андрей Гаврилович Дубровский медленно умирает. Мучимый совестью Троекуров едет мириться с Дубровским, которого при виде врага разбивает паралич. Владимир велит передать Троекурову, чтобы тот убирался вон, и в эту минуту умирает старый Дубровский.
После похорон Дубровского в Кистеневку приезжают судейские чиновники и исправник, чтобы ввести Троекурова в права владения. Крестьяне отказываются повиноваться и хотят расправиться с чиновниками. Дубровский останавливает их.
Ночью в доме Дубровский застает кузнеца Архипа, решившего убить приказных, и отговаривает его от этого намерения. Он решает покинуть имение и приказывает вывести всех людей, чтобы поджечь дом. Архипа он посылает отпереть двери, чтобы чиновники могли выйти из дома, но Архип нарушает приказ барина и запирает дверь. Дубровский поджигает дом и быстро уезжает со двора, а в занявшемся пожаре гибнут приказные.
На Дубровского ложится подозрение в поджоге и убийстве чиновников. Троекуров посылает донесение губернатору, и завязывается новое дело. Но тут другое событие отвлекает внимание всех от Дубровского: в губернии появились разбойники, которые грабили всех помещиков губернии, но не трогали лишь владения Троекурова. Все уверены, что предводитель разбойников — Дубровский.
Для своего внебрачного сына Саши Троекуров выписывает из Москвы учителя-француза, мсье Дефоржа, на которого производит огромное впечатление красота семнадцатилетней Марьи Кириловны Троекуровой, но она не обращает никакого внимания на наемного учителя. Дефоржа подвергают испытанию, вталкивая в комнату с голодным медведем (обычная шутка с гостями в доме Троекурова) . Не растерявшийся учитель убивает зверя. Его решительность и смелость производят большое впечатление на Машу. Между ними происходит дружеское сближение, которое становится источником любви. В день храмового праздника в дом Троекурова съезжаются гости. За обедом речь заходит о Дубровском. Один из гостей, помещик по имени Антон Пафнутьич Спицын, признается, что он в свое время дал в суде ложные показания против Дубровского в пользу Кирилы Петровича, Одна дама сообщает, что неделю назад Дубровский обедал у нее, и рассказывает историю о том, что ее приказчик, посланный на почту с письмом и 2000 рублей для ее сына, гвардейского офицера, вернулся и сообщил, что его ограбил Дубровский, но был уличен во лжи человеком, приехавшим к ней в гости и назвавшимся бывшим сослуживцем ее покойного мужа. Вызванный приказчик рассказывает, что Дубровский действительно остановил его по дороге на почту
Помогите ,пожалуйста.Нужно составить сочинение на тему “Пожар в Кистенёвке” Жду:)
Ответы:
Бунт крестьян против несправедливости (По роману А.С.Пушкина “Дубровский”) Бунт крестьян против несправедливости (По роману А. С. Пушкина “Дубровский”) В своем романе “Дубровский” А. С. Пушкин описал быт крепостных людей, самодурство помещиков. Он рассказывает о ссоре двух соседей-помещиков Троекурова и Дубровского. Дубровский— воспитанный, интеллигентный человек, который уважает прежде всего человека, а не его титулы и богатство, для него крепостные люди —это не рабы, не животные, а личности. Для Троекурова же крепостные люди не представляют никакой ценности, он с ними груб, своенравен, временами жесток. Когда уездный суд вынес решение о переходе в собственность Троекурова крестьян Дубровского, естественно, что вся дворовая челядь Дубровского возмутилась. Люди знали о самоуправстве Троекурова и не хотели уходить от прежнего хозяина. Дубровский остановил своих людей, когда те хотели расправиться с приказными, привезшими решение из уездного суда. Крестьяне послушались хозяина, но некоторые из них не смирились, они понимали, что решение будет исполнено и в их силах изменить свою судьбу. Ночью молодой барин Владимир Дубровский поджег свой дом, в нем тоже назрел бунт, и крестьяне его поддержали. Дом со спящими приказчиками горел, а на крыше сарая металась кошка. Кузнец Архип, один из самых отважных бунтарей, рискуя жизнью, спас животное. Почему же так сочетается в людях жестокость и мягкосердечие? Я думаю потому, что человек выражает протест против насилия, несправедливости, зла и, когда гуманные доводы не приводят к положительному результату, понимает, что без холодной и расчетливой борьбы ему не победить. А невинных, слабых, забитых, если ты сильнее, нужно защищать. Поэтому те, у кого было сильно развито чувство свободы и справедливости, ушли с Дубровским в лес. После пожара в окрестностях появилась группа разбойников, которая грабила и сжигала помещичьи дома. Во главе этой шайки стоял Дубровский. Те, кто хотел свободы, получал ее, те, кто хотел бороться за свои права, становился лесным разбойником.
Здесь мы наглядно видим, насколько велика была раньше власть денег, которая двигала всем судебным аппаратом. При помощи денег можно было добиться чего угодно, состряпать какую угодно несправедливую, ложную, необоснованную бумагу. Шабашкин всеми правдами и неправдами старался придать делу об имении Дубровского желаемый оборот. Перед Троекуровым Шабашкин лебезил, поддакивал Троекурову, беспрекословно подчинялся его воле. Он всячески старался угодить Кириле Петровичу и был очень доволен, когда ему это удавалось. Перед Троекуровым Шабашкин выглядел подобострастным подлизой, всегда старающимся угодить барину и поддержать его желания и настроение. Приехав в Кистеневку, Шабашкин вовсю старался казаться как можно более важным, он «… стоял подбочась и гордо взирал около себя… ». Он был наверху блаженства и чувствовал себя полноправным хозяином Кистеневки. Шабашкин вел себя развязно, никого не хотел признавать. Когда Владимир Дубровский заговорил с приказным об имении, то Шабашкин нагло спросил его, кто он такой и какое имеет право вступать в пререканиях приказными. Отношение Шабашкина к Дубровскому абсолютно противоположно его отношению. К Троекурову. Дубровский был беден, и поэтому Шабашкин ни в грош не ставил его по сравнению с Троекуровым. Но в поведении Шабашкина сказывается, и трусость. Когда народ двинулся на приказных, Шабашкин тут же потерял все свое величие и бросился в дом.
24.02.2016 02:11
Владимир Дубровский и Маша Троекурова (по роману А. С. Пушкина. Возмущение крестьян и ночной пожар в Кистенёвке только предвестие. Сочинение на тему Анализ романа Дубровский Пушкина А С, Дубровский. В Кистенёвке совершаются похороны старшего Дубровского. По их окончании Владимир идёт прогуляться в лес. Вернувшись, он видит у своего дома. Пожар в Кистеневке» из повести «Дубровский» главу «Вожатый. Тема урока — «К. П. Троекуров и А. Г. Дубровский: их ссора» Необыкновенно динамично изображен пожар в Кистеневке на рисунке Б. Кустодиева. Работа над сочинением дает возможность сконцентрировать внимание.
Дубровский пожар в кистенёвке Евгений уезжает к дяде в деревню.
Кистенёвке сочинение к рассказу дубровский на тему Пожар в Кистенёвке дубровский тему рассказу Пожар на к в сочинение Кистенёвке Рідна. Сочинение на тему пожар в кистеневке дубровский читать сочинение на тему пожар в кистеневке дубровский читать сочинение на тему пожар в кистеневке.
Анализ романа дубровский пушкин 6 класс часть 2.ppt.
Cочинение «Владимир Дубровский в кистеневской роще» Теперь мы предложим им рассказать эпизод «Пожар в Кистеневке» а затем в процессе. Темы сочинений по роману «Дубровский» 9. Необыкновенно динамично изображён пожар в Кистенёвке на рисунке Б. Кустодиева. Сноп пламени. Оскорблённый Дубровский уезжает, посылает Троекурову письмо с Выясняется, что виновник пожара — Архип, но и на Владимира падает подозрение. Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа.
Дубровский эпизод пожар в кистеневке читать онлайн. Сочинении дубровский пожар в кистеневке-hosting. Действие пушкинского романа «Дубровский» который, как принято считать, не был завершен (и чаще именуется повестью), происходит в 20-х годах.
18.02.2016 18:09
Cочинение «Владимир Дубровский в кистеневской роще» Теперь мы предложим им рассказать эпизод «Пожар в Кистеневке» а затем в процессе. Сочинения по литературе. Урок литературы Протест Владимира Дубровского против. Анализ эпизода Пожар в Кистеневке.
Сочинение Анализ романа Дубровский Пушкина А С Дубровский.
Изучение романа АСПушкина Дубровский система уроков – Aplik.ru.
История жизни Владимира Дубровского (по повести Пушкина.
Владимир Дубровский в кистеневской роще – Сочинение по…
Пересказ романа Дубровский Пушкина А С – сочинение. Судейские остались на ночлег в Кистеневке. Глава 6 Владимир понимал, что все. и выяснил, что кузнец Архип «главный, если не единственный, виновник пожара. Действие пушкинского романа «Дубровский» который, как принято считать, не был завершен (и чаще именуется повестью), происходит в 20-х годах.
Анализ романа дубровский пушкин 6 класс часть 2.ppt.
Рассказать об истории создания романа «Дубровский» Выявить. Выяснить, как связан пожар в Кистенёвке с происшествием в суде. 3. Рассказать об… В Кистенёвке совершаются похороны старшего Дубровского. По их окончании Владимир идёт прогуляться в лес. Вернувшись, он видит у своего дома.
Темы сочинений по роману «Дубровский» 9. Необыкновенно динамично изображён пожар в Кистенёвке на рисунке Б. Кустодиева. Сноп пламени.
Сочинение на тему: Пожар в Кистеневке в романе Дубровский, Пушкин
Пожар в Кистеневке
Действие романа-повести А. С. Пушкина “Дубровский” происходит в первой половине XIX века, когда вопрос о крестьянской реформе стоял наиболее остро. Автор прекрасно передал атмосферу тех лет и основные черты крепостнического строя. В центре романа классовый конфликт двух дворянских семей, отразившийся как на их детях, так и на всей челяди. Считается, что перед написанием этого произведения Пушкин, как следует, изучил одно судебное дело, согласно которому подложными доказательствами имение более бедного и менее влиятельного помещика было передано в собственность алчному соседу.
Все события он описал в точности, а имена и фамилии изменил.
Кирила Петрович Троекуров всей душой мечтал отомстить “неблагодарному” соседу за нанесенное оскорбление, поэтому подкупил знакомых судей, чтобы те каким-нибудь “законным” путем отобрали имение у Андрея Гавриловича Дубровского, с которым в результате всех этих событий случился удар. Пожар в Кистеневке, устроенный взбунтовавшимися крестьянами, это не просто протест против нового хозяина, а тщательно обдуманный план Владимира – сына умершего Дубровского. Когда он понял, что справедливости законным путем в их уезде не добиться, то разобрал оставшиеся после отца бумаги, письма покойной матери, и приказал кузнецу Архипу поджечь дом, чтобы он не достался их лютому врагу.
Однако он просил оставить двери открытыми, чтобы приказные могли выбежать на улицу, но Архип решил поступить иначе.
Чем же вызвана такая ненависть к судебным чиновникам? Возможно, это был просто бунт крестьян против несправедливости или преданность хозяину, который их ни взглядом, ни словом за всю жизнь не обидел. В любом случае этот пожар не обошелся без жертв и не прошел бесследно. Дубровский сразу же пал под подозрение и вынужден был бежать в лес.
За ним последовали и верные ему крестьяне, не желавшие переходить под покровительство Трроекурова. Они не любили его за алчность, жестокость и самодурство. Заодно не уважали и чиновников, защищавших его интересы. Со временем Владимиру удалось некоторым из них полноценно отомстить.
Безнаказанным остался только Троекуров, потому что, из любви к его дочери Маше, Дубровский не знал, как действовать. В конце концов, он просто решил “зарыть топор войны”.
Loading…
Сочинение на тему: Пожар в Кистеневке в романе Дубровский, Пушкин
Главная>Сочинения по произведению Дубровский
Пожар в Кистеневке
20 предложений/ 319 слов
Действие романа-повести А. С. Пушкина «Дубровский» происходит в первой половине XIX века, когда вопрос о крестьянской реформе стоял наиболее остро. Автор прекрасно передал атмосферу тех лет и основные черты крепостнического строя. В центре романа классовый конфликт двух дворянских семей, отразившийся как на их детях, так и на всей челяди. Считается, что перед написанием этого произведения Пушкин, как следует, изучил одно судебное дело, согласно которому подложными доказательствами имение более бедного и менее влиятельного помещика было передано в собственность алчному соседу. Все события он описал в точности, а имена и фамилии изменил.
Кирила Петрович Троекуров всей душой мечтал отомстить «неблагодарному» соседу за нанесенное оскорбление, поэтому подкупил знакомых судей, чтобы те каким-нибудь «законным» путем отобрали имение у Андрея Гавриловича Дубровского, с которым в результате всех этих событий случился удар. Пожар в Кистеневке, устроенный взбунтовавшимися крестьянами, это не просто протест против нового хозяина, а тщательно обдуманный план Владимира — сына умершего Дубровского. Когда он понял, что справедливости законным путем в их уезде не добиться, то разобрал оставшиеся после отца бумаги, письма покойной матери, и приказал кузнецу Архипу поджечь дом, чтобы он не достался их лютому врагу. Однако он просил оставить двери открытыми, чтобы приказные могли выбежать на улицу, но Архип решил поступить иначе.
Чем же вызвана такая ненависть к судебным чиновникам? Возможно, это был просто бунт крестьян против несправедливости или преданность хозяину, который их ни взглядом, ни словом за всю жизнь не обидел. В любом случае этот пожар не обошелся без жертв и не прошел бесследно. Дубровский сразу же пал под подозрение и вынужден был бежать в лес. За ним последовали и верные ему крестьяне, не желавшие переходить под покровительство Трроекурова. Они не любили его за алчность, жестокость и самодурство. Заодно не уважали и чиновников, защищавших его интересы. Со временем Владимиру удалось некоторым из них полноценно отомстить. Безнаказанным остался только Троекуров, потому что, из любви к его дочери Маше, Дубровский не знал, как действовать. В конце концов, он просто решил «зарыть топор войны».
см. также:
Другие сочинения по произведению Дубровский, Пушкин
Характеристики главных героев произведения Дубровский, Пушкин
Краткое содержание Дубровский, Пушкин
Краткая биография Александра Пушкина
метки: Дубровский, Кистеневка, Повесть, Краткий, Поджог, Разобрать, Приказный, Улица
Пожар в Кистеневке
Действие романа-повести А. С. Пушкина “Дубровский” происходит в первой половине XIX века, когда вопрос о крестьянской реформе стоял наиболее остро. Автор прекрасно передал атмосферу тех лет и основные черты крепостнического строя. В центре романа классовый конфликт двух дворянских семей, отразившийся как на их детях, так и на всей челяди. Считается, что перед написанием этого произведения Пушкин, как следует, изучил одно судебное дело, согласно которому подложными доказательствами имение более бедного и менее влиятельного
помещика было передано в собственность алчному соседу.
Все события он описал в точности, а имена и фамилии изменил.
Кирила Петрович Троекуров всей душой мечтал отомстить “неблагодарному” соседу за нанесенное оскорбление, поэтому подкупил знакомых судей, чтобы те каким-нибудь “законным” путем отобрали имение у Андрея Гавриловича Дубровского, с которым в результате всех этих событий случился удар. Пожар в Кистеневке, устроенный взбунтовавшимися крестьянами, это не просто протест против нового хозяина, а тщательно обдуманный план Владимира – сына умершего Дубровского. Когда
он понял, что справедливости законным путем в их уезде не добиться, то разобрал оставшиеся после отца бумаги, письма покойной матери, и приказал кузнецу Архипу поджечь дом, чтобы он не достался их лютому врагу.
Однако он просил оставить двери открытыми, чтобы приказные могли выбежать на улицу, но Архип решил поступить иначе.
Чем же вызвана такая ненависть к судебным чиновникам? Возможно, это был просто бунт крестьян против несправедливости или преданность хозяину, который их ни взглядом, ни словом за всю жизнь не обидел. В любом случае этот пожар не обошелся без жертв и не прошел бесследно. Дубровский сразу же пал под подозрение и вынужден был бежать в лес.
11 стр., 5352 слов
Почему дубровский сжег дом отца. Почему владимир дубровский стал …
… родного имения, Кистеневки. Это означало, что Дубровский лишился всего – крова, дома, воспоминаний … дом. Не мог он позволить, чтобы дом, в котором жил все последние годы его отец, достался человеку, виновному в его смерти. Против … пожара Владимир и несколько его мужиков ушли в кистеневский лес. С той ночи в лесу появилась разбойничья шайка. Было еще одно обстоятельство, которое лишило Дубровского …
За ним последовали и верные ему крестьяне, не желавшие переходить под покровительство Трроекурова. Они не любили его за алчность, жестокость и самодурство. Заодно не уважали и чиновников, защищавших его интересы. Со временем Владимиру удалось некоторым из них полноценно отомстить.
Безнаказанным остался только Троекуров, потому что, из любви к его дочери Маше, Дубровский не знал, как действовать. В конце концов, он просто решил “зарыть топор войны”.
1
votes, average:
5.00
out of 5)
«Владимир Дубровский в кистеневской роще»
Учащиеся работают над эпизодом «Владимир Дубровский в кистеневской роще». Перечитаем отрывок: Владимир «углублялся в чащу дерев, движением и усталостью стараясь заглушить душевную скорбь. Он шел не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал… Владимир остановился, сел на холодный дерн… Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблеклых листьев… Наконец заметил он, что начало смеркаться; он встал и пошел искать дороги домой, но еще долго блуждал по незнакомому лесу…» Дети понимают, что Владимир тоскует, скорбит об умершем отце и не обращает внимания на окружающее потому, что углубился в тяжкие раздумья о своей дальнейшей судьбе. Они находят те слова и выражения в повести, которые помогают им сделать такой вывод.
Теперь попросим школьников перечитать вслух те строки разбираемого отрывка, которые прямо говорят о том, что переживает Владимир: «Мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его…», «Сильно чувствовал он свое одиночество…», «Будущее для него являлось покрытым грозными тучами. Вражда с Троекуровымпредвещала ему новые несчастья. Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки, в таком случае нищета ожидала его…»
Предлагаем пятиклассникам ответить, на вопрос, заметили ли они какую-нибудь связь между тем, и то переживает Владимир, и окружающей его природой. Дети улавливают лишь самое общее: «Природа грустная, осенняя, и Владимир грустный…», «Наступила осень, природа замирает, и у Владимира прошла радостная пора, наступило мрачное время».
Если ребята ощутят это созвучие, эту параллель, легко будет разъяснить им, как следует понимать строку: «Долго сидел он… взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблеклых листьев и живо представляющего ему верное подобие жизни…»
К какому представлению мы должны подвести детей?
«Владимир подумал, что его жизнь теперь похожа на осенний листок, который оторвался от ветки и теперь плывет, пока не прибьется к берегу» — так говорят учащиеся. Учитель может пояснить, что сравнение сорванных осенним ветром листьев, уносимых водой, с человеческой жизнью — аллегория, аллегорическое сравнение. Так продолжается и усложняется работа ПО уяснению роли пейзажа в литературном произведении.
Обращаемся далее к следующим эпизодам повести: приезд приказных в Кистеневку и возмущение крестьян; пожар в господской усадьбе; исчезновение Дубровского. Первый из этих эпизодов — приезд приказных в Кистеневку и возмущение крестьян. Предлагаем школьникам проследить по тексту, как нарастает гнев и возмущение крепостных, которые по непонятным для них причинам должны перейти к злому и жестокому помещику:
Когда Дубровский подошел к дому, он услышал необыкновенный шум и говор. Задыхаясь, бежит к нему навстречу Антон, чтобы рассказать о несчастье — приезде приказных во главе с исправником и Шабашкиным для исполнения решения суда. «Прикажи, осударь, с судом мы управимся. Умрем, а не выдадим…» — кричат дворовые, целуя руки Владимира.
Голос из толпы, назвавший новым хозяином, владельцем Кистеневки Дубровского, и грозный окрик исправника: «Кто там смел рот разинуть? Какой барин, какой Владимир Андреевич?..» — вызвали в толпе движение… в задних рядах поднялся ропот, стал усиливаться и в одну минуту превратился в ужаснейшие вопли… вся толпа двинулась.
Шабашкин и другие члены поспешно бросились в сени и заперли за собой дверь. «Ребята, вязать! — закричал тот же голос, и толпа стала напирать…»
Только строгий окрик Владимира остановил возмущенных крестьян и спас приказных от неминуемой расправы.
Над главой VI учащиеся работали дома. Теперь мы предложим им рассказать эпизод «Пожар в Кистеневке», а затем в процессе коллективной беседы осмыслить события, имеющие решающее значение для дальнейшей жизни Владимира Дубровского.
Дубровский поджег дом, а Архип явился причиной гибели приказных вместе с исправником. Но Архип в то же время не злодей. Он мстит за то зло, которое содеяно «чернильным племенем». Дети говорят, что Архип имеет добрую и отзывчивую душу. Рискуя собой, он лезет на загоревшуюся кровлю, чтобы спасти беспомощную кошку.
Углубленная работа над текстом романа помогает ребятам понять мотивы, побудившие Дубровского стать .разбойником. Они говорят: из-за Троекурова Владимир потерял етца, лишился родного дома, имения, средств к существованию, поэтому не мог вернуться в полк; Дубровский замыслил отомстить своему врагу. Пусть пятиклассники вспомнят: в отличие от своих крепостных Дубровский понимал, что причина его несчастий не приказные («Не приказные виноваты!» — говорит он Архипу), а Троекуров.
Гнев и ненависть переполняют его, когда он покидает горящее имение; недаром Пушкин упоминает о «страшных мыслях», волновавших его героя накануне пожара. Это планы мщения. Позднее он расскажет о них Маше Троекуровой.
Урок литературы в 6 классе по роману А.С. Пушкина «Дубровский». Пожар в Кистенёвке.
ЛИТЕРАТУРА В 6 КЛАССЕ
Тема: Роман А.С. Пушкина «Дубровский». Пожар в Кистенёвке.
Цель:
1.Продолжение работы над романом.
2. Воспитание нравственной чистоты, творческого осознания жизни
Задачи:
1.Продолжить обучение анализу художественного произведения
2.Выяснить, как связан пожар в Кистенёвке с происшествием в суде
Ход урока:
1.Реализация домашнего задания.
— Почему пожар в Кистенёвке тесно связан с драматическими событиями в суде?
(дети отвечают на вопрос, приводят примеры из текста)
2.Рассказ учителя о народных восстаниях.
История народных восстаний, судьба оппозиционно настроенных дворян глубоко волновали Пушкина. Его раздумья о народных волнениях нашли отражение в романе. Владимир Дубровский, дворянин и офицер, в своём протесте опирается на крестьян. Только они его поддерживают. После пожара и гибели приказных Владимир становится отщепенцем, поэтому примыкает к крестьянам.
3.Работа над эпизодами
«Приезд приказных в Кистенёвку», «Бунт крестьян», «Пожар», «Гибель приказных» (эта работа необходима, чтобы показать шестиклассникам, как Пушкин изображает протест крестьян и протест Владимира против произвола и несправедливости).
— Что произошло в Кистенёвке и как отнеслись к решению уездного суда приказные, духовенство, Владимир Дубровский и его крестьяне? (работа с текстом глав 5,6 и 7, чтение фрагментов, где говорится о приказных, приехавших в Кистенёвку).
Задача данного разбора заключается в том, чтобы проследить, как ведут себя приказные до возмущения крестьян и во время бунта.
В этом сравнении особенно ярко раскрывается отношение Пушкина к приказным. ( Обращается внимание учащихся на то, как дерзко и самоуверенно держится Шабашкин, как груб он с крестьянами и Владимиром:
«Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбочась и гордо взирал около себя..».
На Владимира он посмотрел
дерзким взором
, обращаясь к нему на ты:
«А ты кто такой?»
— Узнал ли Шабашкин Владимира? (Да, он сразу догадался, что Владимир – сын Андрея Гавриловича Дубровского, но он стремится унизить его, показать свою власть, нарочно оскорбляет Владимира: «..бывший помещик Андрей Гаврилов сын Дубровский волею божию помре – мы вас не знаем, да и знать не хотим».
Примерно такой же разговор произошёл у Владимира с «замысловатым чиновником»,
который также не хотел признавать в нём Дубровского. Он нагло и грубо предлагает
«убираться подобру-поздорову».
— Как ведут себя крестьяне в такой ситуации? (Упоение властью продолжается недолго. Когда толпа возмущённых крестьян двинулась на них, они перетрусили и стали униженно просить Дубровского приютить их на ночь. От наглости и высокомерия не осталось и следа. Владимир для них теперь – единственный защитник от ярости и гнева крестьян. «..Наконец Шабашкин тихонько отпер двери и вышел на крыльцо и с униженными поклонами стал благодарить Дубровского за его милостивое заступление.
Владимир слушал его с
презрением
и ничего не отвечал
— Мы решили, — продолжал заседатель, —
с вашего дозволенияостаться здесь ночевать; а то уж темно, и вашимужики могут напастьна нас по дороге.Сделайте такую милость: прикажите постелить нам хоть сена в гостиной; чем свет, мы отправимся восвояси».
Вывод: перед Владимиром стояли жалкие люди, потерявшие совесть, стыд, честь. Поведение и внешность приказных вызывают у читателя гнев и презрение. Шабашкин, когда впервые зашла речь о Кистенёвке, говорил Троекурову: «Как, ваше превосходительство, бумаги его сгорели! Чего ж вам лучше – в таком случае извольте действовать по законам, и без всякого сомнения получите ваше совершенное удовольствие».
Т.е., стремясь угодить богатому и знатному помещику, приказные совершили преступление. Поэтому так и перепугались они, когда почувствовали, что час расплаты настал.
— А как ведёт себя духовенство? На чьей оно стороне? ( об этом в романе сказано немного, но достаточно обратиться к диалогу Егоровны с дьячком, который удивляется храбрости Гриши, прогнавшего со двора Троекурова: «..Я скорее соглашусь, кажется, лаять на владыку, чем косо взглянуть на Кирилу Петровича. Как увидишь его, страх и трепет и клонит ниц, а спина-то сама так и гнётся, так и гнётся..»
Вывод: дьячок – трус, не храбрее его и священник. (глава 5 (отрывок о священнике и попадье). Главное – страх перед Троекуровым и равнодушие к участи крестьян И Владимиру Дубровскому. Владимир слышит, как поп, обращаясь к попадье, говорит: «Нечего нам здесь оставаться. Не твоя беда, чем бы дело ни кончилось».
Таким образом, чиновники творят беззаконие, хотят нажиться на несчастье Дубровских и угодить Троекурову, а духовенство при первой опасности бежит, бросив на произвол судьбы своих прихожан.
— Как относятся к решению суда Владимир Дубровский и его крестьяне? (учащиеся коллективно оформляют таблицу, отображая в ней свои наблюдения. Данный вид работы поможет сосредоточить внимание на характере протеста крестьян и Владимира, даст возможность увидеть, как по-разному поступали они в одинаковых условиях, понять, кто из них оказался смелее, последовательнее и решительнее. Сравниваются факты, следовательно, это поможет учащимся лучше понять замысел автора, его отношение к мятежному дворянину и бунтующим крестьянам).
Владимир Дубровский | Крестьяне Дубровского |
Мысли о будущем «Будущее для него являлось покрытым грозными тучами» | Мысли о будущем «Во владение Кириле Петровичу! Господь упаси и избави: — у него там и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерёт» |
Негодование Владимира «Владимир кипел от негодования» | Возмущение несправедливостью «..с судом мы управимся, умрём, а не выдадим..» |
Владимир спасает приказных «Стойте, — крикнул Дубровский, — дураки! Что вы это? Вы губите и себя и меня. Ступайте по дворам..» | Бунт крестьян «..ребята! долой их! И вся толпа двинулась». |
Мысль о мщении «..пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня» | Грозные намерения Архипа «..всех бы разом, так и концы в воду». |
Поджог дома «Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось..» | Пожар в Кистенёвке «…Чай, из Покровского славно смотреть!» |
Гибель приказных «Постой, — сказал он Архипу, — кажется второпях я запер двери в переднюю, поди скорее отопри их». | Гибель приказных «Архип запер их на ключ, примолвя вполголоса: «Как не так отопри!.. Как не так, — сказал Архип. С злобной улыбкой взирающий на пожар» |
Атаман разбойников «Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием» | Разбойники «Останавливали путешественников и почту, приезжали в сёла, грабили помещичьи дома и предавали их огню» |
Вывод: крестьяне полны гнева и решительности. Их возмутило наглое поведение чиновников, руководит ими и страх перед Троекуровым, у которого «и своим плохо». Глубоко возмутил их неправый суд, в котором не последнюю роль играли приказные. В бунте крестьян отразилась вековая ненависть к царским чиновникам и господам. И если бы не Владимир, с приказными расправились бы гораздо раньше и не менее решительно. Владимир охвачен горем, но мысль о сопротивлении властям ему не приходит в голову. Он негодовал, был потрясён случившимся, но не разделял чувств своих крепостных. Мысль о поджоге – это стремление спасти свою семью от глумления. Он окончательно утвердился в своём решении поджечь дом лишь после встречи с кузнецом Архипом. Но Владимир и Архип по-разному смотрят на пожар. Для Владимира дом – символ семейного счастья и благополучия, пожар – гибель родового гнезда. Для Архипа господский дом – символ рабства. Он смотрит на пожар «с злобной улыбкой»: горели враги, ненавистные ему люди, господский дом, уже принадлежавший Троекурову. Он не может скрыть своей радости.
— Почему Архип на послушался Егоровну и не спас приказных, в то же время, рискуя жизнью, спасая кошку? (он решительный, отважный, ненавидит приказных, выражает стихийный протест против угнетения и в то же время добрый, душевно мягкий, стремится помочь невинному и беззащитному существу – эти черты больше всего привлекали Пушкина в участниках народных волнений).
— Кому принадлежит решительный голос в крестьянской толпе, взбунтовавшейся против приказных? (главы 5 и 6).
Вывод: это Архип, который настроен более активно и непримиримо, чем все остальные. Много сходства у него и с другими крестьянами, их объединяет ненависть к угнетателям. Все они более решительны, чем их молодой барин.
— Почему же Владимир становится на путь разбоя? (он понимал, что ни духовенство, ни приказные не помогут и дворяне не поддержат из-за страха перед Троекуровым, как не помогли они Андрею Гавриловичу. У Владимира остались только крестьяне. Но с момента поджога дома он оказался вне закона. Теперь у него нет выбора: либо сразу уезжать из этих мест, либо продолжить дело, начатое Архипом, т.е. противопоставить себя закону и обществу. Владимир становится разбойником).
4. Итог урока.
5. Домашнее задание:
Подготовить ответы на вопросы к главам.