Анализ рассказа «Челкаш» (М. Горький)
Рассказ «Челкаш» относится к раннему творчеству Максима Горького. В нем автор рассказывает историю, приключившуюся с одним босяком по имени Гришка Челкаш. Несмотря на то, что этот герой был далеко не идеален, занимался воровством и пьянствовал, но именно в нем писатель увидел подлинную человеческую душу. Многомудрый Литрекон предлагает Вам детальный разбор рассказа «Челкаш», в котором подробно и ясно разъясняются темы, проблемы и идеи, раскрытые Горьким в произведении.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр и направление
- 3 Композиция и конфликт
- 4 Суть: о чем рассказ?
- 5 Главные герои и их характеристика
- 6 Темы
- 7 Проблемы
- 8 Основная идея
- 9 Чему учит?
- 10 Художественные детали
- 11 Критика
История создания
Творческая история рассказа «Челкаш» весьма необычна и включает в себя интересные факты из жизни молодого Максима Горького. В 1891 году тогда еще Алексей Пешков отправился в путешествие по Руси. В селе Кандыбино Николаевской области Украины писатель стал свидетелем истязания толпой неверной мужу жены. Будущий писатель решился заступиться за женщину, за что был очень сильно избит, после вывезен далеко за пределы села и выброшен в грязь. Ехавший с сельской ярмарки шарманщик подобрал его и отвез в больницу города Николаев. Там его соседом по палате оказался босяк. Горький позже вспоминал:
«…Изумлен был я беззлобной насмешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный мною в рассказе “Челкаш”».
Три года спустя писатель В. Г. Короленко побудил Горького создать рассказ:
«…вы хорошо рассказываете… попробуйте вы написать что-либо покрупнее, для журнала… Напечатают вас в журнале, — и, надеюсь, вы станете относиться к себе более серьезно!».
Начинающий автор, вдохновившись похвалой уважаемого публициста, написал свое первое произведение «Челкаш» всего за два дня. Короленко, прочитав черновики, был очень впечатлен рассказом. При его поддержке «Челкаш» был впервые опубликован в 6 номере журнала «Русское богатство» 1895 года.
Жанр и направление
Жанр «Челкаша» — рассказ. Об этом нам говорит небольшой объем произведения, одна сюжетная линия, построенная вокруг эпизода из жизни главного героя, малое количество действующих лиц.
В рассказе между собой смешиваются два литературных направления. Такие признаки, как обыденная, повседневная жизнь героев, ярко выраженные социальные проблемы и язык, приближенный к живой речи, явно указывают на реализм. Но присутствуют также и черты романтизма, а именно индивидуализм главного героя и эффектные и живые описания природы, в особенности моря. Исходя из этого, можно смело сказать, что литературное направление рассказа – романтический реализм.
Композиция и конфликт
Рассказ состоит из пролога и трех частей.
- В прологе нам представлена экспозиция – описание места, где будут разворачиваться все последующие события рассказа. Зеленоватое море, тесная гавань, гиганты-пароходы, громкий грохот, свист, крики, люди и их рабский труд – такую картину рисует нам автор.
- Первая часть рассказа представляет нам главного героя – Гришку Челкаша. Здесь же происходит и завязка, а именно встреча героя с Гаврилой и их уговор о «ночной рыбалке».
- Развитие действий мы можем увидеть во второй части. Челкаш и Гаврила отправляются на лодке в море. Здесь автор все больше раскрывает читателю душевный мир, нутро обоих героев.
- Третья часть включает в себя кульминацию – нападение Гаврилы на Челкаша, и развязку – Челкаш с брезгливостью швыряет деньги Гавриле, и они расходятся. Характеры героев теперь полностью раскрыты. Заканчивается рассказ описанием морских волн, смывших все следы недавнего конфликта.
По ходу произведения раскрывается центральный конфликт – конфликт двух разных мировоззрений. Челкашу – босяку, который полностью свободен, не привязан ни к дому, ни к семье, ни к работе, противопоставляется Гаврила – обычный крестьянин, который нуждается в средствах, чтобы обеспечить себе и будущей семье достойное существование. Через развитие конфликта нам показываются сущности, характеры, разное отношение к свободе, деньгам и жизни героев, что позволяет читателю понять мотивацию их поступков, их мысли и чувства, и принять сторону одного из персонажей.
Суть: о чем рассказ?
В порту во время обеденного перерыва появляется Гришка Челкаш – заядлый вор. Он явно кого-то ищет. Спросив у сторожа Мишки о своем напарнике, он узнает, что тому отдавило ногу, и сейчас он в больнице. Челкаш, думая, что без напарника не справиться ночью с делом, видит молодого крепкого парня и решает с ним заговорить. Из диалога он узнает, что парня зовут Гаврила. Он жалуется Челкашу на то, что косил траву, но получил за свою работу сущие гроши. Главный герой, в свою очередь, говорит, что он рыбак и предлагает парню помочь ему ночью на рыбалке. Тот, хоть и подозревает, что отправятся они далеко не за тем, чтобы ловить рыбу, все-таки соглашается.
Тем же вечером герои отправляются на дело. Гаврила пронизан страхом, жалеет, что согласился помочь Челкашу. Вор же угрожает молодому парню, что без зазрения совести избавится от него, если их заметят. Герои прибывают в место назначения – к огромной темной стене. Челкаш отнимает у юноши котомку с паспортом и весла, чтобы тот не смог никуда уплыть, и поднимается по стене. Спустя какое-то время он опускает Гавриле тяжелые грузы, спускается сам, и они отплывают.
Когда мимо них проплывала таможенный крейсер, Гаврила до того испугался, что упал на дно лодки, закрыл глаза и не хотел подниматься. Главный герой снова пригрозил юноше, что убьет его, если из-за него их арестуют. Опасность миновала. Челкашу стало жаль парня, он принялся успокаивать его, говоря, что тот хорошо заработал и может много чего купить на эти деньги.
Вскоре они приплыли к кораблю, где их встретили знакомые Челкашу матросы. Они поднимаются на борт, отдают грузы и идут спать в каюту. Наутро главный герой получает деньги, и они с Гаврилой отправляются назад на берег. Из заработанных 540 рублей вор отдает Гавриле 40, остальное оставляя себе.
Приплыв обратно на берег Гаврила бросается к Челкашу и начинает молить его отдать всю заработанную сумму. Он утверждает, что эти деньги ему нужнее и полезнее, а такой вор и пьяница, как Челкаш, спустит их за один день. Главному герою становится противна алчность и жадность парня, он с презрением бросает ему деньги. Гаврила, забрав деньги, сознается, что еще в лодке у него возникла мысль ударить веслом главного героя, забрать у него выручку и выбросить за борт, уверяя, что его бы никто и не хватился. Челкаша разозлило это, он отнимает деньги у напарника и собирается уходить. Тот же, не собираясь сдаваться, бросает в Челкаша камень и, испугавшись, убегает. Но, одумавшись, он возвращается обратно и начинает слёзно умолять главного героя простить его. Челкаш испытывает презрение к корыстолюбивому парню, с отвращением он сует ему всю выручку, не желая быть таким же жадным до денег. Гаврила поначалу сопротивляется, но вскоре забирает деньги, и персонажи расходятся по разным сторонам.
Главные герои и их характеристика
- Челкаш – «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор», мужчина средних лет, босяк, жулик и оборванец. Имеет неопрятный внешний вид, что оправдывается его бродяжничеством. Родился в состоятельной крестьянской семье, в молодости служил в гвардии, был женат на девушке Анфисе. На момент событий, рассказанных в произведении, персонаж уже 11 лет ведет босяцкий образ жизни. Челкаш — поистине романтический герой. У него есть свои моральные ценности. Он не любит жадных и алчных людей, как Гаврила. Несмотря на внешнюю суровость, герой может испытывать жалость и сочувствие. Его жизненная философия строится на свободе, из толпы он выделяется своей независимостью. Челкаш не привязан ни к чему, живет одним днем, не думая наперед. Такое же отношение у него и к деньгам, он не привязан к ним, в нем отсутствует меркантильность, поэтому он с легкостью отдает всю выручку напарнику. Любит герой любоваться природой, больше всего его привлекает море. Именно широкое, бескрайнее и мощное море ассоциируется у него с настоящей свободой. Отношение к Гавриле меняется у главного героя на протяжении всего рассказа. Сначала он видит в нем молодого парня, «жизнь которого попала в его волчьи лапы». Ему по-отечески жаль его. Во время их плавания Челкаш начинает понимать, что из себя представляет юноша, ему начинает не нравиться его трусость. В конце же произведения, когда наружу вырывается вся жадность и подлость Гаврилы, главный герой испытывает к нему только лишь отвращение и брезгливость.
- Гаврила – молодой бедный крестьянин. Он очень доверчив, добродушен и наивен, но при этом таит в себе и темную сторону. Герой вынужден был приехать на заработки, чтобы обеспечить себя и престарелую мать, но добыть достаточно денег не получается. Единственным выходом для него остается жениться на богатой невесте и всю оставшуюся жизнь работать на тестя, и такая перспектива не радует юношу. Он мечтает заработать достаточно средств, чтобы жениться на возлюбленной и не зависеть от ее отца. Помогая Челкашу, герой показывает свою трусость, пугается фонаря, плачет, просит отпустить его. В отличие от главного героя, отношение Гаврилы к морю иное, оно представляет для него только опасность, наводит на него страх. Но зато его отношение к деньгам иное: герой очень любит деньги, да настолько, что готов дважды убить Челкаша, только бы заполучить всю вырученную сумму. Показывает он свою робость и тогда, когда, кинув в Челкаша камень, убегает. Но все-таки в нем есть человечность, он возвращается и просит прощения у главного героя, и сначала даже отказывается брать деньги, но, в конце концов, его алчность вырывается наружу, и он забирает большую часть заработанного ими обоими.
Темы
Тематика рассказа «Челкаш» характерна для романтизма Горького:
- Пейзаж. В рассказе огромную роль играет пейзаж. Природа является олицетворением истинной свободы и независимости. Пейзаж создает настроение и придает определенный окрас произведению, настроения героев передаются также при помощи описания погоды. Автор, хоть и сравнивает состояния персонажей и природы, но все же возвышает ее над человеческими чувствами, делает ее сильнее, мощнее и властнее по сравнению с мелкими и ничтожными людскими страстями.
- Свобода — основная тема рассказа. Для каждого она своя. Для Челкаша свобода – это быть независимым ни от чего, жить одним днем, не заботясь о том, что будет завтра. В такой жизни кроется его моральное удовлетворение и успокоение. Для Гаврилы же свобода – иметь достаточно денег, чтобы обеспечить себя, свою мать и будущую жену. Оба героя борются за свою свободу. В конце рассказа каждый из них по сути оказывается в условиях своей свободы: Челкаш остается без большого заработка, не обремененный никакими заботами, а Гаврила получает достаточно денег, чтобы в ближайшее время не заботиться ни о чем.
- Судьба. Из темы свободы плавно вытекает тема судьбы. Челкаш бродяжничает много лет, он по-настоящему одинок. Когда его напарник признается, что хотел убить его и выкинуть в море, не переживая, что кто-то его будет искать, он, скорее всего, оказывается прав. В самом конце рассказа, когда оба героя расходятся, судьба Челкаша остается нам неизвестной, кто знает, дошел ли он туда, куда хотел, или же умер в лесу от потери крови. Судьбу же Гаврилы можно предугадать. По всей видимости, он вернулся в свою деревню, женится на своей возлюбленной и живет относительно безбедной жизнью.
Проблемы
Проблематика рассказа «Челкаш» интересна и насыщенна.
- Рабство. Важная социальная проблема рабства была поднята Горьким в его рассказе. Рабами сначала изображаются рабочие в порту, трудящиеся в ужасных и опасных условиях. После своеобразным «рабом» Челкаша становится Гаврила, во время их плавания он исполняет все приказы главного героя. Для Челкаша крестьянская жизнь в общем является рабством, так как она всегда предполагает зависимость от земли, семьи и работы. Гаврила оказывается не только «рабом» Челкаша, но и рабом своих желаний. Именно ради средств, которыми он так грезит, он соглашается помогать вору, а после сам думает о краже и убийстве.
- Алчность. Проблема алчности — основная в произведении. Она ярче всего раскрывается персонажем Гаврилы. Ради денег он готов на многое, даже на убийство. С постепенным нарастанием проявления жадности в герое, раскрываются и другие его отрицательные черты: бездуховность, эгоизм, жестокость, подлость. После этого на фоне его предстает в лучшем свете даже вор-контрабандист Челкаш, который хоть и занимается незаконным делом, но имеет нравственные ценности.
- Счастье. Кто из двух героев по-настоящему счастлив? Хоть на протяжении всего рассказа нам и показывается главный герой, который наслаждается полной свободой и независимостью, но счастлив ли он? Челкаш одинок, никому не нужен. Он с грустью вспоминает отца, мать и жену, свою прежнюю жизнь, от которой отказался в пользу бродяжничества. Гаврилу же в начале произведения мы видим опечаленным из-за сложившейся в его жизни ситуации, но в конце, когда он получил, что хотел, мы можем предугадать его дальнейшую, скорее всего, счастливую судьбу.
Основная идея
Горькому всегда была близка тема жизни босяков. Главная мысль рассказа «Челкаш», которую автор хотел донести до читателей, что такие люди, как Челкаш, не хуже простых крестьянских работяг, а иногда даже наоборот, являются по сравнению с ними более нравственными и добросовестными людьми. Писатель сравнивает вольнолюбца, вора и пьяницу с молодым работящим крестьянином и доказывает, что не всегда первое впечатление бывает правильным. В начале рассказа читателю больше симпатизирует Гаврила, но с раскрытием персонажей и их характеров, все встает на свои места, и к концу благородным и великодушным перед нами предстает уже Челкаш. Проявляется авторская позиция, Горький явно на стороне Челкаша, ему также противны такие люди, как Гаврила, и импонируют свободолюбивые босяки.
Смысл рассказа «Челкаш» и в том, чтобы показать разные жизненные ценности и то, к чему они приводят. Челкаш не нуждается буквально ни в чем, выделяется среди других высокими духовными качествами, но от этого он не становится самым счастливым на земле. Гаврила же придерживается устоев, на которых держится общество, он привязан к семье и дому, что делает его зависимым и толкает его на ужасные поступки, но зато, в конце концов, он оказывается по-своему счастлив.
Чему учит?
Максим Горький в своем рассказе «Челкаш» преподал нравственные уроки читателям. Он показал, что не нужно судить о внутренних качествах человека по его внешнему облику или социальному статусу, что необходимо всегда оставаться честным, бескорыстным и благородным, что нельзя позволять себе становиться настолько меркантильным и алчным, чтобы не опускаться до самых ужасных и низменных поступков.
Главным выводом в рассказе «Челкаш» является мысль о том, что деньги хоть и дают какую-то свободу, но также обременяют человека обязанностями и ответственностью, а совершенная свобода не является гарантом безграничного счастья.
О чем же заставляет задуматься автор? Писатель хотел донести до читателей, что, несмотря на какие-либо жизненные ситуации, необходимо всегда оставаться человеком, быть щедрой, доброй и достойной личностью, не проявлять плохих и отвратительных качеств, как жадность, жестокость, безнравственность. Такова мораль произведения «Челкаш».
Художественные детали
В «Челкаше» важную роль играет пейзаж. Он создает своеобразное обрамление событий, происходящих в произведении. В самом начале мы видим индустриальный пейзаж: гавань, замутненное от пыли небо, жаркое солнце, зеленоватая вода, скованные гранитом волны моря. Еще больший эффект погруженности создают описываемые звуки: звон цепей, грохот вагонов, «металлический вопль железных листов», свистки и крики. Вся эта мрачная картина наталкивает читателей на мысли о том, что впереди их ждет далеко не веселая и беззаботная история.
Самой главной художественной деталью произведения является образ моря. Оно позволяет еще глубже передать настроение и характеры героев. Можно сказать, что море олицетворяет главного героя. Челкаш, как и оно, свободен и независим, живет «по течению». Герой любит море, оно, по его мнению, «вливает в душу человека спокойствие». Его напарник Гаврила, напротив, по отношению к морю испытывает только страх. Его необузданность и бескрайность пугает его. Море подчеркивает и усиливает различие между героями рассказа.
Заканчивает произведение также описанием моря и погоды, которые после конфликта персонажей взбунтовались и бесследно смыли все остатки их размолвки. Тем самым автор показал, что, в отличие от людей и их отношений, природа бесконечна, мощна и величественна.
Критика
Современники тепло и положительно восприняли рассказ начинающего писателя. Его стали уважать, в кругах литераторов к нему стали серьезно относиться.
Писатель и государственный деятель А. В. Луначарский отмечал босяцкую направленность рассказа Горького, говоря, что писателю
«удалось создать совершенно оригинальные и незабвенные картины и симфонии, в которых отдельные элементы правды почти сливались с коренной неправдой, то есть с романтическим взлетом к выправленному человеку, к свободной индивидуальности».
Говорили о глубине, силе, чистосердечности и значительности рассказа писательница А. М. Аничкова, критик В. Л. Львов-Рогаческий и публицист М. В. Гельрот. Восхищались также «Челкашом» поэт и журналист А. А. Коринфский и публицист и критик А. И. Богданович. Они отмечали, что главный герой является сильной, откровенной и свободной натурой.
Критика А. М. Скабичесвкого поразило произведение юного автора, он назвал рассказ
«одним из лучших перлов русской литературы по своей поэтической прелести, драматизму и глубокому содержанию».
Автор: Дарья Ефремчева
Метки: 10 класс8 класс9 классМаксим Горькийрассказ Челкаш
Читайте также:
Анализ рассказа «Челкаш» (М. Горький)
«Челкаш» — одно из первых значительных произведений Горького, которое стало одним из самых знаменательных творений позднего романтизма. Оно соединило в себе черты нескольких направлений и предвосхитило появление особого течения в литературе – соцреализма, в рамках которого автор будет развиваться в дальнейшем.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр и направление
- 3 Композиция
- 4 Конфликт
- 5 Главные герои и их характеристика
- 6 Темы
- 7 Проблемы
- 8 Смысл
История создания
Написан рассказ был в 1894 году в Нижнем Новгороде. Весьма одобрительно отнёсся В.Г. Короленко к этому сочинению и в 1895 году посодействовал его публикации в журнале «Русское богатство». С этого момента о Горьком серьезно заговорили в литературных кругах как о талантливом молодом писателе, а в 1898 году его рассказы были опубликованы в двух томах.
В основу сюжета легко откровение одного босяка, услышанное писателем в больнице. Познавший немало невзгод и трудностей в своей жизни, Горький хорошо понимал, о чём рассказал ему сосед по палате. Вдохновившись услышанным, он за два дня написал «Челкаша».
Жанр и направление
Горький — основоположник нового направления в русской прозе. Оно было отлично от линии Толстого и Чехова, для которой была характерна пуританская избирательность в пользу благовоспитанности и правильности. Это касалось и сюжета, и лексики. Пешков (настоящая фамилия писателя) значительно расширил возможную тематику произведений и обогатил словарь литературного языка. Ведущей тенденцией его творчества был реализм, но раннему периоду присущи черты романтизма, что проявилось и в «Челкаше»:
- Во-первых, поэтизация образа бродяги, явная симпатия к его жизненным принципам.
- Во-вторых, образы природы, разнообразие колоритов водной стихии: «море было спокойно, черно и густо, как масло».
Такие обновления в прозе приветствовали многие современники Горького. Например, Леонид Андреев, ведь то же влияние отразилось на его ранних рассказах («Ангел», «Баргамот и Гараська»).
Композиция
Рассказ состоит из вступления и 3 глав.
- Вводный раздел – экспозиция, где описывается место действия. Здесь автор дает представление читателю об окружающий среде главных героев. Первая глава содержит в себе характеристику Челкаша, знакомит с его настоящим, с его привычным образом жизни.
- Во второй главе мы узнаём о прошлом главного героя, перед читателем ещё глубже раскрывается его внутренний мир, а катализатором этого откровения становится его напарник. Здесь же находится кульминация рассказа. В финале проявляет свой характер другой герой – крестьянин Гаврила.
- Заканчивается же рассказ картиной моря, что позволяет говорить о кольцевой композиции произведения.
Конфликт
Пространство рассказа «Челкаш» вмещает в себя немало конфликтов, различного значения и масштаба.
- Конфликт человека и научного прогресса. С этого начинается рассказ. Казалось бы, научный прогресс должен облегчить жизнь, сделать её комфортнее, но Горький противопоставляет сияющим и роскошным судам бедных, измождённых людей, которые обслуживают их.
- Бродяжничество и крестьянство. Главные герои не приходят к окончательному выводу, что лучше: раздолье босяка или нужда крестьянина. Эти судьбы противоположны. Челкаш и Гаврила – представители разных социальных групп, но оба видят друг в друге родных для себя людей: Челкаш в бедном юноше находит мечтателя о свободе, а Гаврила в бродяге – такого же крестьянина.
- Внутренний конфликт Челкаша. Главный герой чувствует свое превосходство над миром, освободившись от привязанности к конкретному дому, семье и прочих общечеловеческих ценностей. Его возмущает, что типичный человек, не преодолевший этой системы, может любить или ненавидеть то же, что и он.
Главные герои и их характеристика
Челкаш – романтизированный бродяга, настоящий романтический герой. У него есть свои моральные принципы, которым он всегда следует. Его идеология выглядит наиболее устойчивой и сформированной, нежели жизненная позиция Гаврилы. Это молодой крестьянин, который еще не определился, чего хочет добиться. Неопределенность невыгодно отличает его от главного героя. Гаврила, без особого желания согласившийся на «темное дело», выглядит более нелицеприятным героем, чем Челкаш. Этот закоренелый вор вызывает даже некую симпатию у читателя. У него более сложный внутренний мир, за его улыбкой и лёгкостью чувствуется боль воспоминаний о прошлом и тяжесть нужды, преследующей его ежечасно.
Произведение построено на антитезе и парадоксе: здесь противопоставляются друг другу честный вор и лживый крестьянин. Смысл этого противопоставления в том, чтобы по-новому взглянуть на положительные и отрицательные качества человека, как представителя определенной социальной группы, и на различные модели поведения. Бродяга может быть принципиальным и нравственным, а крестьянин – не только смиренным и честным работягой.
Темы
- Смысл жизни. Главные герои рассуждают о смысле жизни. Челкаш, можно сказать, уже прошёл свой жизненный путь, но Гаврила еще в начале. Таким образом, нам представлены принципиально разные взгляды: молодого человека, и того, кто умудрён опытом. Мысли Гаврилы еще подчинены общепринятой ценностной системе крестьянина: обзавестись домом, создать семью. Это его цель, смысл жизни. Но Челкаш уже хорошо знает, что такое быть мужиком в деревне. Он сознательно выбрал тропу бродяги, не обременённого долгами, голодающей семьей и прочими бытовыми проблемами.
- Природа. Она представлена как независимая, вольная стихия. Она вечна, она, безусловно, сильнее человека. Она сопротивляется попыткам людей обуздать её: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями <…> бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом». В ответ она не щадит людей, обжигая палящим солнцем и леденя ветром. Роль пейзажа в произведении очень велика: он воплощает в себе идеал свободы и создает колоритную атмосферу.
- Свобода. Что есть свобода: безбедная жизнь семьянина, обременённого домом, хозяйством и ответственностью, или вольное бродяжничество с ежедневным поиском средств на пропитание? Для Челкаша свобода – независимость от денег и душевное спокойствие, Гаврила же имеет лишь романтическое представление о вольной жизни: «Гуляй знай, как хошь, бога только помни…»
Проблемы
- Алчность. Отношение к деньгам у героев разное, и на этом противопоставлению завязана проблематика рассказа «Челкаш». Казалось бы, испытывающий постоянную нужду босяк должен иметь более значительную потребность в средствах, нежели крестьянин, имеющий работу и жилье. Но на деле оказалось всё совсем наоборот. Гаврилой овладела жажда денег настолько сильно, что он был готов убить человека, а Челкаш рад был отдать напарнику всё, оставив себе лишь часть выручки на еду и выпивку.
- Трусость. Умение проявить холодную рассудительность в нужной ситуации — весьма важное качество человека. Это говорит о силе воли и твердом характере. Таков Челкаш, он знает, что такое деньги, и предупреждает юнца: «Беда от них!». Герою противопоставлен трусливый Гаврила, дрожащий за свою жизнь. Эта черта говорит о слабохарактерности персонажа, которая раскрывается по ходу произведения все больше и больше.
Смысл
Поскольку сам Горький провел полжизни в нужде и бедности, он часто затрагивал в своих произведениях темы нищеты, которую читатель не видел, ведь его в основном пичкали историями о судьбах и быте дворян. Так вот, главная идея рассказа «Челкаш» – заставить публику по-иному взглянуть на социальную прослойку, так называемых, отверженных. В произведении звучит мысль о том, что если ты крестьянин с некоторым достатком, то тебя можно считать человеком, «у тебя лицо есть». А что же «шатающие»? Они не люди? Авторская позиция Горького – защита таких, как Челкаш.
Отшельника больно задевает брошенная Гаврилой фраза: «Ненужный на земле!». Горький помещает героев в равные условия, но во время «ходки» каждый по-разному проявляет себя. Для Челкаша это привычное дело, ему нечего терять, но и особенно приобретать он не стремится. Поесть бы да выпить – вот его цель. Что же происходит с Гаврилой? Герой, говоривший о том, как важно помнить Бога, теряет свой моральный облик и пытается убить «хозяина». Для юноши Челкаш — жалкий босяк, о котором никто и не вспомнит, а ведь тот называет своего пособника братом! Справедливо ли после этого считать Гаврилу полноправным членом общества, а Челкаша лишать права называть себя человеком? Именно над этим заставляет задуматься Горький, поэтому он и делает образ вора и бродяги вызывающим симпатию у читателя, а Гаврила видится исключительно отрицательным героем.
Безусловно, нельзя забывать, что это Гаврила попадает под губительное влияние разбойника и пьяницы. Но не его сила самая страшная, а денег. В них зло, по мнению автора. В этом и заключается главная мысль рассказа «Челкаш».
Автор: Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Читайте также:
План урока:
Страницы биографии Максима Горького и его творчество
Краткое содержание рассказа «Челкаш»
Главные герои Челкаш и Гаврила
Значение «маленькой драмы» двух людей
Выбор личной свободы и мировоззрение героев
Страницы биографии Максима Горького и его творчество
Ранние произведения Горького, герои его романтических рассказов
Алексей Максимович Пешков родился 16 марта 1868 г. в Нижнем Новгороде в семье краснодеревщика, ставшего после управляющим пароходной конторой. Отец скоропостижно скончался от холеры, заразившись от трехлетнего Алексея, который выздоровел. С 1873 г. Алексей жил в семье деда, хозяина красильной мастерской, впоследствии разорившегося. Обучался в иконописной мастерской и немного в церковно-приходской школе. После учился в приходском училище, но вскоре бросил из-за насмешек одноклассников, называвших его «нищим». Обладая уникальной памятью, много читал. В 1879 г. умерла от чахотки мать. Дед принудил 11-летнего внука добывать себе средства на пропитание самостоятельно, отправив его в «люди». Алексей был посыльным в магазине, на пароходе посудником.
В 1884 г., приехав в Казань, пробовал поступать в университет, но неудачно. Там познакомился с революционно настроенной молодежью. Трудился пекарем, грузчиком на пристани. После смерти бабушки и деда в 1887 г. попытался застрелиться. Но пуля не задела сердце, а только часть легкого, и юноша выжил. Работал сторожем на железнодорожной станции, батрачил. После подался в рыболовную артель[1] на Каспийском море. Вернувшись в Нижний Новгород, устроился письмоводителем к адвокату. В 1888 г. за участие в революционных студенческих выступлениях в Казани был впервые арестован полицией.
В 1890 г. принес для оценки свою поэму «Песнь старого дуба» писателю В. Короленко, который ее резко раскритиковал. Весной 1891 г. отправился странствовать по России. На попутных телегах, в грузовых вагонах, но чаще пешком он обошел и объехал земли и города Поволжья, Дона, Крыма, Украины и Кавказа. В Тифлисе устроился в железнодорожную мастерскую. Первой публикацией молодого литератора под псевдонимом «Максим Горький» стал рассказ «Макар Чудра», появившийся в 1892 г. в местной газете Тифлиса. По совету Короленко в 1895 г. опубликовал рассказ «Челкаш» и переехал в Самару, начал заниматься журналистикой. Рассказ о босяке-контрабандисте принес Горькому литературную славу. В 1896 г. обвенчался с Е. Волжиной, в этом же году ему диагностировали туберкулез. В 1897 г. родился сын Максим. В 1898 г. была издана первая книга.
С 1898 г. сотрудничал с марксистским журналом «Жизнь», в котором печатал свои рассказы и первые романы. В 1901 г. возглавил издательство «Знание». В 1902 г. стал академиком Академии наук. Николай II отменил присвоение звания, т.к. за неблагонадежным академиком был установлен полицейский надзор. В 1903 г. состоялась премьера пьесы «На дне», которая стала очень популярной во многих европейских странах. С 1903 г. связывает свою жизнь с М. Андреевой, актрисой Художественного театра.
В 1905 г. познакомился с В. Лениным, вступил в партию большевиков, занимался пропагандой революционных идей. В 1905 г. был взят под арест, отбывал заключение в Петропавловской крепости. В 1906 г., спасаясь от полицейского преследования, уехал в США, потом в Италию, где проживал до 1913 г. Там им было создано множество произведений. После возвращения в Россию работал с редакциями газет «Правда» и «Звезда», занимался издательством журнала «Летопись».
В 1917 г. Горький стал редактором газеты «Новая жизнь». Газета была популярным ежедневным изданием, в котором часто печатались злободневные очерки Горького с резкой критикой деятельности большевиков. Эти статьи станут потом основой единственной в своем роде книги «Несвоевременные мысли». В июне 1918 г. Лениным газета будет закрыта. Горького стали называть «изменником революции», дезертиром и клеветником. Сталин, угрожая писателю, напомнил, что революцией было низвергнуто немало «громких имен», и что Горького «потянуло к ним, в архив». Горький выступил против насилия и диктатуры большевиков, октябрьские события называл не революцией, а разрушением. Он стал «буревестником», который не принял бури.
В 1921 г. уехал лечить туберкулез за границу, с 1924 г. жил на острове Капри, работая над эпопеей «Жизнь Клима Самгина». В 1928 г.– 1929 г. по приглашению советского правительства приезжал на Родину. В 1931 г. возвратился окончательно, активно участвовал в литературно-общественной жизни, с 1934 г. возглавлял Союз писателей СССР. Скончался 18 июня 1836 г. в подмосковных Горках. Урна с прахом писателя установлена в Кремлевской стене.
В творчестве Горького принято выделять несколько этапов: ранний период, революционные годы (с 1905 г. по 1917 г.), время эмиграции (с 1917 г. – 1928 г.), деятельность после возвращения в СССР (с 1929 г. по 1936 г.). Самоучка из народа стал всемирно известным писателем уже благодаря произведениям своего раннего периода. Начинал Горький как писатель-романтик. Герои ранних произведений Максима Горького позиционируются как исключительные личности, выделяющиеся из серой массы толпы. Одиночество для таких людей является естественным состоянием, общество с его мещанскими низменными интересами ими отвергается. Они же отвергнуты и не поняты окружающими их людьми. Эти герои родственны природной стихии, символизирующей свободное начало, ничем не сдерживаемое и не ограниченное.
Краткое содержание рассказа «Челкаш»
Композиционное значение экспозиции. Главная тема рассказа
Рассказ «Челкаш», написанный летом 1894 г., был напечатан в журнале «Русское богатство» в 1895 г. В основу сюжета легла история, услышанная молодым писателем в лечебнице города Николаева. Там он находился на лечении после драки с сельскими мужиками. Горький пострадал, заступившись за женщину, над которой издевались. Соседом по палате оказался одесский босяк. История, рассказанная босяком, запомнилась. Однажды Максим Горький поделился ею с писателем В. Короленко, который дал совет написать рассказ. После публикации рассказа Короленко написал о нем положительную рецензию. Так история из жизни изгоев общества стала сюжетом одного из лучших рассказов Горького.
Экспозиция[2] играет особую роль в композиции рассказа «Челкаш». В ней значительное место отведено пейзажной зарисовке морского порта. Мутное от песчаной пыли небо похоже на сероватую вуаль, из-за которой не видно отражения солнца на морской глади. Морские волны, захламленные и вспененные, закованы гранитом набережной гавани, подавляются бортами и килями тяжеловесных судов. Шум прибоя не слышен из-за гудков пароходов, грохота вагонов, дребезжания телег, звона якорных цепей и криков портовых грузчиков. Все эти звуки представляются, как гимн Меркурию – богу торговли.
В портовом пространстве пыльные, жалкие, оборванные и потные людишки с тяжеловесными тюками на спинах противопоставлены величественным, блестящим на солнце торговым судам с огромными железными чревами, которые грузчики заполняют многочисленными товарами, чтобы добыть себе скудный кусок хлеба. Люди смотрятся ничтожными созданиями по сравнению с созданными ими же «железными колоссами», презрительно гудящими, свистящими и шипящими. Созданное людьми их же «поработило и обезличило». В экспозиции автор подводит к главной теме рассказа: «Человек – это творец, ставший рабом».
К полудню, когда работавшие с раннего утра грузчики собрались обедать, в порт приходит еще заспанный Гришка Челкаш, разыскивая своего напарника Мишку. Всему портовому люду известно, что Челкаш – вор. Он этого не скрывает, его же не только побаиваются, но и уважают. Даже таможенный сторож, который пугается обещания вора зайти к нему «в гости». Подельник Челкаша угодил в больницу, и он озабочен, где найти нового. Тут он заметил пришлого крестьянского парнишку. Они разговорились, и тот поведал, что батрачил на покосах[3], потому что после смерти отца хозяйство его запустело. Он пытался к зажиточному крестьянину пристроиться в зятья, но тот, прежде чем дочь выдать, хотел вынудить долго пахать на себя.
Гришка предлагает пареньку Гавриле подработать. Хотя Челкаш назвался рыбаком, Гаврила смекнул, что он тот рыбак, что сети не в море, а по чужим амбарам закидывает. Но все же соглашается. Гришка приводит нового приятеля в трактир, заказывает еду и выпивку в долг. Трактирщик, ничего не говоря, кивнул и все подал. Гаврила заметил, что тот, кто показался ему темной личностью, всем известен, и ему доверяют. Он почувствовал в этом босоногом оборванце «хозяина» и проникся к нему уважением. Гришка, глядя на захмелевшего парня, ощущал себя его господином, помышляя, что властен сделать с жизнью этого человека все, что угодно.
После обеда Челкаш подвыпившего парня уложил в тенечке отсыпаться до вечера. Ночью на лодке они направились на дело. Челкаш любовался красотой ночного моря. Оно вызывало в нем возвышенные желания, очищало душу от налета обыденной скверны, наполняя ее спокойствием. Он, не сумев сдержать своих чувств, обратился к напарнику с вопросом: «Хорошо море?». А тот ответил, что «боязно в нем». Вору, любившему море, показался такой ответ глупым и обидным. Гаврила, сидящий на веслах, шептал молитву,трясясь от страха. После, когда их чуть не заметили, и вовсе стал плакать и молить отпустить его. Челкаша забавлял страх Гаврилы.
Приплыв в гавань, Челкаш отнял паспорт у Гаврилы, чтобы тот не удрал, и исчез в темноте. Оставшись в одиночестве, Гаврила испытал еще больший, почти смертельный страх. Он искренне обрадовался вернувшемуся хозяину, который стал спускать в лодку со стены пристани что-то тяжелое. Возвращаясь с добычей, они плыли мимо кордонов[4]. Вдруг луч прожектора с таможенного крейсера, осветивший море, показался Гавриле огненно-голубым карающим мечом. От страха он бросил весла, закрыв лицо руками, лег на дно лодки. Только ругань и удары Челкаша заставили его снова грести. Глядя на удалявшийся луч, разрубавший мечом тьму, Гаврила словно был под гипнозом «тоскливого страха», чувствовал опустошение и подавленность.
Челкаш, привычный к потрясениям, радовался добыче. Пожалев Гаврилу, он заговорил о его вознаграждении. Но тот равнодушно сказал, что ему ничего не нужно. Тогда Гришка завел разговор о жизни в деревне, о том, как Гаврила вернется домой и будет до смерти «из кожи лезть», чтобы прокормить себя и семью. А он только за сегодняшнюю ночь «полтысячи тяпнул». На такие деньги в деревне можно стать хозяином, уважаемым человеком, обрести свой дом, землю, скотину. Челкаш вспомнил и «свое гнездо», брошенное им в деревне. Гаврила, слушая, заметил, что без земли человек ничто, много таких несчастных, «шатающихся», как Челкаш. Говоря это, он невольно задел самолюбие вора, считавшего себя «бесшабашным удальцом». Но все же Григорий стал вспоминать себя в детстве, отца и мать, красавицу жену, свою службу гвардейским солдатом, почувствовав себя одиноким, «выброшенным» из прошлой жизни. Приплыв к какой-то барке, Челкаш сбыл краденое, и они устроились на ночлег в трюме[5].
Рано утром Челкаш, проснувшись первым, успел куда-то сходить и вернулся, приодевшись в ношеные, но крепкие кожаные штаны и куртку, добротные сапоги. Он разбудил подельника, и они отплыли на берег. Гаврила нетерпеливо поинтересовался, сколько дали за товар. Челкаш достал из кармана кучу пестрых бумажек и дал несколько напарнику. Гаврила взял их трясущимися руками, заговорил о деревенской жизни «с деньгами и без денег». На берегу возбужденный Гаврила странно смеялся, его смех был похож на рыдание. Челкаш, шелестя рукой в кармане деньгами, стал прощаться.
Внезапно Гаврила, бросившись к Челкашу, стал обнимать его ноги и просить отдать ему деньги, общая за него всю жизнь молиться. Ведь ему самому, чтобы такие деньжищи заработать, надо много лет вкалывать. Вор ведь все равно их пустит на ветер, а он бы в землю вложил. Изумленный и озлобленный Челкаш бросил деньги Гавриле, наслаждаясь своим превосходством над этим «жадным рабом». Но, услышав откровение Гаврилы, что тот, пока они плыли к берегу, думал его из-за денег веслом ударить и сбросить в море, передумал. Он отнимает деньги, взбешенный словами Гаврилы, что такого, как он, «никому ненужного», никто искать не станет. Поинтересовавшись, счастлив ли Гаврила теперь без денег, Челкаш хотел уйти.
Гаврила вслед ему бросает камень, случайно попав в голову. Челкаш с пробитой головой упал, а Гаврила убежал. С испугу, что мог убить, все же возвращается, с раскаянием начинает просить прощения. Очнувшийся Челкаш, узнав, что Гаврила денег не взял, озлобленно пытается сунуть ему деньги в лицо. Перевязав голову содранной рубахой и встав с трудом, Челкаш уходит. Гаврила, перекрестившись, взял деньги и пошел в противоположную сторону.
Главные герои Челкаш и Гаврила
Сравнительная характеристика героев-антиподов. Драматизм судеб Челкаша и Гаврилы
Даже во внешнем облике главных героев просматривается их полная противоположность. В сопоставлении деталей портретов Челкаша и Гаврилы, обозначены черты героев-антиподов[6].
У Челкаша фигура костлявая, немного сутуловатая, хотя он «длинный». Лицо с горбоносым «хищным» носом и острым взглядом холодных серых глаз, улыбкой, похожей на оскал волка. Черные с проседью волосы. Руки у Гришки крепкие с длинными, кривыми и цепкими пальцами. У Челкаша плавная, спокойная, прицеливающаяся походка.
У увальня[7] Гаврилы телосложение коренастое, он широкоплеч. Русоволосый Гаврила с круглой, загорелой и обветренной физиономией, напоминающей детское лицо, смотрит добродушно и доверчиво большими голубыми глазами. У Гаврилы короткие крепкие крестьянские руки с большими ладонями.
По облику Челкаша видно, что он не изнурен повседневным тяжелым трудом. Его руки с цепкими пальцами, сутуловатость от желания казаться незаметным, крадущаяся осторожная походка выдают в нем вора. Он босяк и пьяница, не признающий морали, законов, отказавшийся от всех привязанностей, хотя тоскует иногда по прошлой жизни в деревне. Но ради вольной жизни он бросил хозяйство и семью. Он одухотворенный человек, способный понимать красоту природы. Челкаш не обезличен, его выделяет из толпы чувство собственного достоинства, независимость, смелость. Он свободолюбивая и сильная духом личность. Деньги для него не имеют особой ценности, он презирает таких, как Гаврила, которые готовы пресмыкаться ради этих «радужных бумажек». Он не станет никогда рабом ради денег. Горький сравнивает внешность и поведение Челкаша с повадками хищного зверя, старого травленого волка, ястреба. Он – одиночка, по мнению Гаврилы, «никому не нужный», которого никто искать не будет и поднимать из-за него шум. В финале рассказа раненый Челкаш удаляется нетвердой, шатающейся походкой. Как сложится дальнейшая судьба героя неизвестно.
Проницательный Челкаш с первого взгляда оценивает Гаврилу и понимает, что тот нуждается в заработке, а он может его использовать. Простоватое выражение лица, загар, крепкие рабочие руки, лапти и обмотанная соломой коса в котомке – всевыдает в нем крестьянина, который батрачил на сенокосах. Свою оценку характера Гаврилы Челкаш дает в прозвищах: «мякиш», «теленок», «тюлень». Гаврила приземлен, он не способен видеть красоту природы, наслаждаться ею. Он трус, в минуты опасности, даже мнимой, он испытывает почти животный страх, теряя способность соображать. В трактире, оставшись среди незнакомых подозрительных людей, он с нетерпением ждет возвращения сильного хозяина, среди ночной морской стихии он жмется от страха к днищу лодки. Почтительное отношение к деньгам сделало его «жадным рабом». Ради этих бумажек он готов пресмыкаться, обнимать чужие ноги, замышляет убийство. Став обладателем незаработанных им денег, он, перекрестившись, со спокойной совестью уходит твердой поступью. Его будущее вполне предсказуемо: он вложит деньги в хозяйство и землю, на которой будет пахать до самой смерти.
Значение «маленькой драмы» двух людей
Авторская позиция в рассказе «Челкаш»
В самом названии рассказа «Челкаш» обозначен главный герой, представляющий собой деклассированную[8] личность, выпавшую из системы социальных отношений, но не утратившую духовности и чувства собственного достоинства. Он стал изгоем в обществе, в котором обесценились нравственные и духовные ценности.
Образ Челкаша Горький сделал для читателя более притягательным, чем образ Гаврилы. Нескрываемые авторские симпатии на стороне контрабандиста и вора, а не скромного крестьянского труженика. В этом выразилось критическое отношение Горького к низменному проявлению собственнических интересов, противостоящих интересам духовным.
Выбор личной свободы и мировоззрение героев
Нравственно-философская проблематика рассказа
За внешним конфликтом Челкаша и Гаврилы, проявившемся в их отношении к деньгам и образу жизни, прослеживается скрытый конфликт, отразившийся в мировоззрении героев и их понимании свободы. Тема свободы и рабства человека была определена в экспозиции рассказа: люди порабощены, обезличены и лишены духовности тем, что создано их руками и разумом.
У каждого героя своя шкала ценностей, собственные представления о свободе. Свобода Гаврилы определена лишь материальными ценностями. Челкашу для ощущения личной свободы не требуются блага цивилизованного общества. Основной проблемой рассказа является личный выбор человека и причины, превращающие его в раба. Один из героев становится господином, хозяином другого, который склонен к своему порабощению. Внешней причиной чаще всего является экономическая составляющая, т.е. отсутствие денег. Внутренней причиной прежде всего является трусость, психологическая черта личности. Чаще всего рабами делают себя сами приземленные и трусливые люди. Рабство Гаврилы добровольное.
Челкаш никогда не будет жертвой или рабом, он – хозяин своей вольной жизни. Ему удивительно, что у Гаврилы есть собственные представления о свободе. Тот стремится стать хозяином собственной земли, работать на себя, а не на других. Он мечтает о том, от чего Челкаш сбежал. А Гавриле непонятна свобода босяка. Он считает «ненужностью» то, что Челкаш определяет, как «независимость».
Свобода, понимаемая Челкашом, дает возможность стать духовно богаче, но не делает счастливее. К чему может привести человеческое сообщество подобная свобода, если оно станет отвергать то, на чем основано: моральные принципы, общепринятые законы, привязанности к семье, дому, своей земле? Человеку необходимо быть социально укорененным. Тем не менее, социальная укорененность, предоставляя человеку определенную степень свободы, ограничивает ее зависимостью от всего, чем он владеет.
Словарь
1. Артель – добровольное сообщество людей для выполнения коллективной работы.
2. Экспозиция – часть текста, предшествующая завязке основного сюжета.
3. Покос – сенокос, косьба травы для заготовки сена.
4. Кордоны – сторожевые посты. В данном рассказе – таможенные корабли, охраняющие территорию порта от контрабандистов.
5. Трюм – помещение для грузов на судне под палубой.
6. Антиподы – люди с противоположными взглядами, убеждениями, образом жизни.
7. Увалень – неповоротливый, медлительный человек.
8. Деклассированный – утративший связи со своим классом, живущий вне общественных законов и понятий. Часто это человек из криминальной среды.
История создания
На написание рассказа Максима Горького сподвигли случай из жизни и разговоры знакомого. В 1891 г. Алексей Пешков (настоящее имя писателя) отправился в пешее путешествие по Руси.
Остановившись в небольшом селе Николаевской области, в Малороссии, Алексей увидел дикую картину – толпа напала на женщину, изменившую мужу. Пешков заступился за даму, за что был избит и вывезен за пределы села.
Алексея подобрал проезжий – мужчина помог писателю выбраться из грязи и отвез в больницу. Спустя 3 года известный публицист Владимир Короленко, впечатлившись ораторскими способностями Алексея Пешкова, предложил изложить рассказ на бумаге.
Максим Горький описал случай всего за несколько дней. Рукописи были прочитаны Владимиром Короленко, после чего опубликованы (при его поддержке) в 1895 г. в журнале.
Тема и смысл названия
Рассказ Максима Горького «Челкаш» – это история о пьянице, воре и жулике. Автор неспроста выбрал необычную «кличку» для персонажа. Толковать слово «челкаш» можно как горячий, быстрый, короткий, что и символизирует характер главного героя.
Анализируя произведение «Челкаш», можно определить основные темы:
Тема |
В ком (чем) выражена |
Пояснения |
Природа |
Пейзаж |
Автор выражает свободу через состояние природы. Пейзажи придают рассказу особое настроение, усиливая впечатления читателя. Природа подчеркивает характер героя, но не позволяет «заглушить» себя. Горький показывает природу как что-то мощное, непобедимое. |
Свобода |
Челкаш и Гаврила |
Тема свободы является основной. Рассказ Максима Горького подчеркивает разностью людей – для Челкаша важно быть независимым, не заботиться о завтрашнем дне. Гаврила – это герой, которому важна финансовая сторона. В результате оба персонажа получили желаемое. Каждый из героев оказывается «в условиях своей свободы». |
Судьба |
Главные герои |
Максим Горький подчеркивает разность персонажей, играя с их судьбами. Челкаш – это человек, живущий одним днем. История не рассказывает о том, как сложилась его дальнейшая судьба. Учитывая образ жизни героя, предугадать дальнейшие действия невозможно. Гаврила – противоположный персонаж. Возможно, мужчина вернулся в деревню и воссоединился с семьей. |
Проблематика рассказа «Челкаш» насыщена. Автор поднимает вопросы алчности и рабства, а также желает узнать в чем настоящее счастье.
Композиция произведения
На основе анализа рассказа М. Горького «Челкаш» можно получить простую композицию. Произведение состоит из 5 частей:
-
вступление – автор «встречает» гостей на фоне гудящего и гремящего порта;
-
первая часть – знакомство главных героев;
-
вторая часть – рассказ о внутреннем мире Челкаша. Автор окунает читателя в морскую атмосферу;
-
кульминация – Гаврила думает об убийстве Челкаша;
-
развязка – с помощью антитезы автор возвышает Челкаша и рассказывает об алчной душе Гаврилы.
Завершение истории является «поучительным» пиком от автора – проблем алчности и вопрос счастья становится наиболее актуальным.
Главные герои
Сюжет небольшого рассказа Максима Горького построен вокруг двух персонажей:
-
Челкаш. Мужчина среднего возраста, пьяница, вор. Женат, но более 10 лет бродяжничает. Мужчина имеет свои принципы – ему важна свобода, возможность жить здесь и сейчас. Он презирает алчных и жадных людей. Челкаш – любитель природы. Мужчине нравится наблюдать за морем, так как оно символизирует бескрайнюю свободу;
-
Гаврила. Неоднозначный персонаж, который совмещает несколько «образов». С одной стороны, Гаврила простой бедный крестьянин, – добродушный и отзывчивый. В рассказе раскрывается темная сторона Гаврилы – его алчность и жадность. Парню нужны деньги, чтобы обеспечить престарелую мать.
Несмотря на противостояние двух личностей, рассказ завершается на позитивной ноте. Каждый из героев произведения получает желаемое: Челкаш – свободу, а Гаврила – деньги.
Жанровые особенности
К особенностям жанра «рассказ» можно отнести:
-
небольшой объем произведения;
-
события развиваются на протяжении небольшого отрезка времени;
-
небольшое количество героев;
-
соответствие сюжета реальности.
Отличительной чертой является отсутствие в рассказе нравоучения.
«Челкаш» – это небольшая история из жизни вора и простого крестьянина. По книге Максима Горького сняли одноименный короткометражный фильм с Андреем Поповым в главной роли.
Анализ «Челкаш» Горький
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 702.
Обновлено 16 Июля, 2021
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 702.
Обновлено 16 Июля, 2021
Из рассказа М. Горького «Челкаш» читатель узнаёт «о маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми». Рассказ поражает психологическими коллизиями и неординарными образами, в нём поднимается тема свободы и независимости. Произведение основано на антитезе: в центре сюжета — вор-контрабандист и его товарищ, простой деревенский парень. Изучают рассказ в 8 классе. Облегчить подготовку к уроку поможет анализ произведения, созданный по общепринятому плану.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Челкаш.
Год написания – 1894 г.
История создания – В основе произведения – история реального человека. В 1891 г. М. Горький лежал в больнице, сосед по палате рассказал ему о своей судьбе, а через три года появился рассказ «Челкаш».
Тема – В произведении можно выделить широкую тему – судьба человека – и узкие – преступление, столкновение людей с разными взглядами на жизнь.
Композиция – Формально рассказ состоит из трёх глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Особенность композиции – обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
История создания
История создания произведения «Челкаш» берёт начало в 1891 году, когда М. Горький попал в больницу. Его соседом по палате оказался босяк. Он поведал писателю о своей жизни. Эта история легла в основу рассказа, созданного в 1894 г. Готовое произведение М. Горький передал В.Г. Короленко. Коллега по перу одобрил рассказ и помог опубликовать его в журнале «Русское богатство».
Критика положительно отреагировала на произведение молодого писателя, М. Горького высоко оценили в литературных кругах.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тема
В произведении отразились мотивы, достаточно распространённые в литературе, однако автор сумел оригинально интерпретировать традиционные образы, углубившись в психологию.
В центре произведения – тема человеческой судьбы, в контексте которой развиваются проблемы взаимоотношений между людьми, истинных и ложных ценностей, свободы, выбора и др. Основа проблематики – моральные ценности. Система образов неразветвлённая, поэтому внимание читателя сконцентрировано на двух героях – Челкаше и Гавриле.
Начинается рассказ картиной утра в южном порту. Автор описывает людей, акцентируя внимание на их ничтожности в сравнении с «железными колоссами». Человек в этом эпизоде предстает жалким рабом, который тяжело трудится в ужасных условиях. Начало играет важную роль для понимания идеи.
В такой обстановке знакомимся с Гришкой Челкашом – пьяницей и вором. Его фамилией назван рассказ: автор сразу подсказывает читателю, на кого обратить внимание. Челкаш замышляет дело и ищет помощника. Герой замечает крестьянина, знакомится с ним, узнаёт, что Гаврила – так зовут крестьянина – хочет заработать денег, чтобы купить свой дом, завести хозяйство, создать семью. Обманом Челкаш впутывает парня в кражу.
Гаврила сначала сопротивляется, но, почувствовав вкус лёгких денег, втягивается. Челкаш гордится, что сделал парня своим рабом. Но в конце оказывается, что Гаврила – раб не вора, а своих желаний. Ради денег он готов убить. Челкаш же оказывается более достойным человеком, чем его подельник. Этот вывод напрашивается после наблюдения за жалким поступком парня.
Интересно, что Челкаш тоже выходец из крестьян, когда-то он имел семью, служил гвардейцем. Воспоминания о прошлом вызывают у него тоску, но возвращаться к рабской жизни он не хочет. Уж очень герой любит свободу.
Понаблюдав за Челкашом и Гаврилой, нетрудно заметить, что в произведении представлены внутренний и внешний конфликты. Внутренний – сомнения вора и крестьянина, внешний – столкновение героев с разными жизненными ценностями.
Идея произведения – показать, насколько важно быть свободным от обстоятельств и денег, уметь достойно выходить из любых ситуаций.
Основная мысль: мы сами делаем себя рабами.
Композиция
Формально рассказ состоит из трёх глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Экспозиция – утренний пейзаж и знакомство с Челкашом, завязка – поиски Челкашом помощника, встреча вора с Гаврилой, развитие событий – попытки договориться о «рыбалке», кража, кульминация – ссора между ворами; развязка – Челкаш бросает Гавриле деньги и уходит. В развязке наиболее ярко проявляется авторская идея.
Особенность композиции произведения «Челкаш» – рамочная (обрамление): рассказ начинается и заканчивается картиной моря – свободной стихии, которая сродни главному герою.
Жанр
Жанр произведения – рассказ, о чем свидетельствуют такие признаки: небольшой объём, главную роль играет сюжетная линия Челкаша, главных героев всего два. Литературное направление, к которому можно отнести рассказ «Челкаш», – реализм, есть элементы романтизма.
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Алексей Розщин
9/11
-
Макар Савенко
8/11
-
Вадим Семенцов
10/11
-
Кирилл Бурцев
11/11
-
Jay Jill
11/11
-
Максим Ваганов
11/11
-
Наталья Ивановская
11/11
-
Маша Рашидова
10/11
-
Вероника Казачкова
11/11
-
Женя Гаврилов
7/11
Рейтинг анализа
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 702.
А какую оценку поставите вы?
- Сочинения
- По литературе
- Горький
- Анализ рассказа Горького Челкаш
Сочинение-анализ рассказа Челкаш Горького
Рассказ «Челкаш» начинается с того что писатель описывает грязный и унылый порт, где все изношенное и ветхое. Там пыльно и воняет и люди наполняющие порт похожи между собой такие же серые и угрюмые фигуры, плывущие в одном направлении.
Вот в порту появляется алкоголик и проворный вор Гришка Челкаш, на нем разодранная, грязная одежда и он думает о том кого сегодня взять с собой на очередное дело. Тем не менее, Гришка Челкаш держится гордо и ведет себя не хуже остальных людей. Несмотря на свою бедность Челкаш совсем не хочет работать и считает, что лучше для него это воровать. Челкаш не любит себя перетруждать, поэтому ищет для себя во всем выгоду.
Тут же Горький описывает другого персонажа Гаврилу, который молодой, сильный загорелый. Парню очень нужны деньги для того чтобы перестать зависеть от тестя.
Челкаш ищет себе напарника, так как его сломал ногу и с этим предложением он подходит к Гавриле. Челкаш предлагает Гавриле сделку после, которой он получит деньги. Гаврила соглашается, не зная на что.
Когда они идут на дело Гаврила не на шутку испугался, тут проявляется его трусливость. В момент, когда Челкаш возвращается, Гаврила тут же успокаивается. Доведя сделку до конца, остается только поделить заработанные деньги.
Заключительной частью рассказа является конфликт между Гаврилой и Челкашом. Гаврила уже забыл, что совсем недавно он плакал от страха, увидев деньги его разум затуманился, и он решился на отчаянный шаг. Гаврила замыслил убить Гришку Челкаша ради наживы, он хочет получить все деньга, а не только свою долю. Гаврила оказывается жалким, корыстным человеком для которого деньги стоят во главе. Он вовремя одумывается и даже пытается попросить у Челкаша прощения. Челкаш с разбитой головой все же отдает Гавриле деньги, потому что он намного выше этого.
Таким образом, получается, что Челкаш оказался намного благороднее и честнее чем Гаврила. Гришка Челкаш, который вначале рассказа вызывает у читателя пренебрежение, в конце произведения поступает благородно. Челкаш не держит зла на молодого парня, но в душе понимает, что его душа черна и с этим, к сожалению уже ничего не поделаешь. Ведь всем известно, что люди не меняются.
Сочинение 2
Произведение описывает нравы преступного мира. Горький сопоставляет людей из разной социальной среды, оказавшихся в ситуации, где каждый из них проявляет свои качества.
Профессиональный вор Гришка Челкаш вовлекает крестьянского парня Гаврилу в совершение кражи. Начинающий вор показан в негативном свете. Он труслив и жаден. Увидев большие деньги, крестьянин в моральном отношении становится хуже преступника. Если Челкаш, по крайней мере, по отношению к напарнику ведет себя честно, то Гаврила, увидев возможность улучшить свое материальное положение, переступает через все. Он не только пытается убить Челкаша, но и готов унижаться перед ним.
В этом произведении Горький показывает свое отвращение к обывателям. Вор Челкаш показан гордым человеком с широкой душой, который из презрения и жалости отдает все деньги своему напарнику. Он противостоит миру, погрязшему в мелочности. Антиобщественный образ жизни сформировали у вора ощущение свободы и любовь к независимости.
Гаврила в рассказе показан олицетворением буржуазного мира. Пролетарский писатель, как и его единомышленники большевики, считали крестьян, все же в некоторой степени, классово чуждыми. Люди, имеющие некоторую собственность и работающие на себя ближе к предпринимателям, чем рабочие. Безусловно, они больше склонны к стяжательству и к традиционным ценностям. Подобный человек не склонен идти на баррикады или в тюрьму за идеи, поэтому писатель-революционер испытывает к данному типажу неприязнь.
Горький стремился показать, что ценности, которых придерживается большинство, фальшивы. Гаврила верит в Бога, говорит о заказе молебна, что не мешает ему идти на воровство и пытаться совершить убийство. Его религия – это революция. Челкаш, противопоставляющий себя обществу, не привязанный к материальным благам, при создании революционной ситуации, больше склонен принять коммунистическую идеологию и пойти разрушать старый мир.
Впрочем, в данном случае Горький не оригинален, его единомышлнники считали преступников социально близким элементом, более поддающимся их пропаганде.
Описав взаимоотношения непохожих друг на друга людей, автор в яркой форме выразил свои взгляды на влияние социальной среды на характер и ценности людей.
Полный анализ
Произведения Максима Горького отличаются своей правдивостью и реалистичностью. Многие сюжеты были взяты из жизни, поскольку Жизнь и люди — лучшие рассказчики. Много историй вдохновило писателя поведать людям о них, в том числе и история одного босяка, которая легла в основу рассказа «Челкаш». Это произведение было самым первым творением М. Горького.
Однажды писатель попал в больницу, где знакомится с босяком, ведет с ним беседы и узнает поближе о простом человеке, который оказался вне общества. В честь него назван рассказ. Имя Челкаш даже больше походит на кличку, но оно выбрано не зря. Челкаш — странник, босяк, не имеющий своего дома, сбежал от голода, холода и рабского труда. Таких, как он стало много появляться в стране, в те жуткие времена. Из истории известно, что в те годы по стране прокатился голод, который подтолкнул народ на многие чудовищные вещи и поступки, в том числе и на воровство. Этим помышлял главный герой рассказа.
Несмотря на то, что Александр второй частично снял все тяготы жизни крепостных крестьян. У них был свой участок земли, который они должны были выкупить у государства и собственников, на что уходили года… В рассказе, лишь вскользь упомянута прошлая жизнь Челкаша — бесстрашного и одинокого волка, человека без прошлого, его настоящее — это выстраданный путь к свободе. Его сильно била жизнь, но он сохранил человечность, в нем всегда жив тот добрый и сильный дух, а также воля к свободе и любовь к морю даже больше, чем к родной земле….
Описание природы в рассказе помогает нам, читателям лучше понять и прочувствовать историю. «Челкаш» — это рассказ еще и о море, таком бескрайнем, более живым, чем работающие люди на берегу. Максим Горький называет их рабами. Действие произведения начинается с описания порта, где работают люди. Эта напряженная рабочая обстановка только способствует все большему поклонению Богу торговли. Подчеркивая шум, созданный рабочими-рабами, писатель хотел показать их тяжелый и рабский труд, который совершается ради хлеба… Без шума, звона, стука машин, созданные самими же людьми, станет тихо и хорошо в городе. Отсюда видно отношение писателя к стремлению страны к капитализму. Сложно налаживать внешнюю торговлю, когда сам народ нуждается в помощи и остается пока еще рабом, не только психически. На фоне этой страшно громкой возни, море кажется таким спокойным и величественным. Сколько бы не создавались машины, природа все равно будет могущественнее человека, и всего того, что им создано….
Море в рассказе «Челкаш» также символизирует мечты, будущее, свободную жизнь, а земля — это дом родной, который нельзя забывать. Без этой основы не может быть хорошего будущего. Челкаш утратил эту важную связь. Однако его образ жизни не был сделкой с совестью, для него воровство стало синонимом свободы. Путь к свободе он мог реализовать только так. Размышляя о своем деле, которое наметил совершить ночью, он сталкивается с молодым русским парнем — крестьянином Гаврилом. Челкаш предлагает ему работу, и как только берет его в свои помощники начинаются развиваться их отношения. Этот молодой парень чувствует в нем хозяина. Челкаш же — вор, «хищник-ястреб», суров, — относится к нему «по-отечески, хозяйственно». Ему было жаль Гаврилу, которого он обманом втянул в авантюру.
Их встреча всколыхнула в нем память о той жизни, которую он перечеркнул. Выползла боль из его сердца, точно змея из своей норы после зимней спячки. Челкаш вспоминает дом свой родной, отца, мать… Потеряв связь с землей, он чувствует себя оторванным от общества… Однако, выйдя «на дело» с Гаврилой, Челкаш здесь, в окружении моря, понимает, что сделал правильный выбор. Он отказался от крестьянской жизни, чтобы не быть рабом, таким, как Гаврила. Им владел постоянный страх: в то время, когда узнал, что Челкаш его обманом втянул в воровство, когда ждал его, пока тот отдаст товар, вернется с деньгами и даже тогда, когда получил свою оплату. Страх и жадность — вечные спутники крестьянина-Гаврилы. Ему показалось мало тех денег, которые получил от Челкаша. Это и подтолкнуло его бросить камень в затылок уходящего вора.
Вся драма тянется из существующей обстановке в стране. Отчаяние и страх не выжить делают раба жестоким и непредсказуемым. Челкаш не ожидал, что, повернувшись спиной к Гавриле, получит такой удар по голове. Однако, он очнулся, выжил и даже смог простить Гаврилу, отдать ему почти все деньги, потому что в нем больше человечности и доброты. Несмотря на тяжкое бремя, которое выпало ему, Челкаш никогда не будет таким жалким, жадным на деньги, как Гаврил, что и делало этого крестьянина рабом земли…
Анализ рассказа Горького Челкаш
Рассказ Горького «Челкаш» написан им по реальной истории, рассказанной товарищем по больнице.
Свой рассказ Горький начинает с описания порта, где всё гремит и грохочет, подавляя своей мощью копошащихся на берегу людей, тяжким трудом зарабатывающих себе кусок хлеба.
Появляется Челкаш, который всем своим видом и поведением отличается от работающих на каторжной работе людей. Горький описывает Гришку как свободолюбивого и смелого человека, ни перед кем не склоняющего своей головы. Прожженный вор и пьяница, решительно и смело он проходит по берегу, обмениваясь шутками со знакомыми грузчиками. Он и по жизни идет также легко и свободно. Любящий риск, Гришка привык воровать, но воровство для него не является средством наживы, деньги нужны ему, чтобы погулять и повеселиться.
Напарник Челкаша попал в больницу, и он озабочен, как сегодня ему одному справиться с делом. На глаза Гришке попадается какой-то крестьянский увалень, молодой деревенский парень. Недолго думая, Гришка предлагает ему заработать, на что тот охотно соглашается.
Челкаш повёл парня в трактир, напоил и накормил его, чем вызвал доверие и уважение своего нового подельника. Гаврила быстро опьянел, и Челкашу стало жалко молодого парня, судьба которого оказалась в его руках.
Когда они отправляются в море, Гаврила уже понимает, на какую работу его пригласил Гришка, он просит отпустить его на берег. Сразу после совершения преступления характер Гаврилы резко меняется. Увидев пачку денег в руках подельника, в нем пробуждается алчность.
Гришка выделил парню сорок рублей, но тому показалось мало, и он бросился в ноги Челкашу, умоляя отдать ему все деньги. Пораженный поведением Гаврилы, он выбросил ему остатки кредиток. И тут Гаврила сказал подельнику, что он собирался его убить, ведь все равно никто не будет искать босяка и вора. Эти слова ранили и обидели Григория, он отобрал деньги у парня, и пошел к городу. Подлая душа мелкого пакостника подкинула Гаврилу, и он запустил камнем в голову Челкаша. Когда Гришка пришел в себя, он с презрением отдал деньги Гавриле, и они разошлись в разные стороны.
Анализируя произведение Горького, четко видна разница между главными героями. Ничтожность и мелочность молодого здорового парня полностью рассыпаются перед великодушием и благородством пьяницы и вора, никому не нужного человека. Такие понятия, как честь и совесть, здесь больше применимы к человеку, которого считают изгоем общества, а Гаврила вызывает лишь чувство презрения и брезгливости.
7, 11 класс
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Горького Челкаш
Популярные сегодня темы
- Рассказ «Золотая осень»
Пришло время, и изумрудное лето уступило место золотой осени. Вернее, передача календарной власти произошла не в одночасье, а постепенно: сначала в зелёных прядях кудрявых деревьев начала появляться золотистая
- Сочинение Подростковая жесткость и ее причины
Каждый из нас когда-то был подростком или сейчас находится в подростковом возрасте.
- Сочинение Моя любимая песня
В настоящее время существует огромное количество музыкальных жанров, которые, в свою очередь, дробятся на более узкие поджанры. В более юные годы я был скорее меломаном
- Сочинение Анализ рассказа Ю-ю Куприна
В своих произведениях Куприн часто делает главными героями животных и описывает положительные качества наших меньших братьев. В Ю-ю описывается кошка с таким именем, которая привязалась к своему хозяину
- Сны Раскольникова и их значение в романе Преступление и наказание Достоевского
В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский большое внимание обращает на внутренний мир главного героя. Читатель может увидеть не только мысли и переживания Раскольникова, но и его сны.