Обновлено: 10.01.2023
(1) Познакомился я как-то в поезде с бывшим танкистом, настоящим великаном.
(2) Он сел у окошка, отдышался, потом расстёгивает на гимнастёрке кармашек и,
вижу, достаёт маленький-премаленький носовой платочек.
(3) Я не выдержал и говорю:
– (4) Простите, полковник, что это у вас такой платочек – дамский, маленький?
(5) Он даже как будто обиделся.
– (6) Ах вот как? (7) Маленький?
(8) Сложил платочек, подержал его на своей богатырской ладони и говорит:
– (9) А платочек этот не простой. (10) Если желаете, могу рассказать. (11) В
конце сорок третьего года наша часть стояла под Ленинградом. (12) Холодно, голодно,
на улицах бомбы и снаряды падают. (13) И вот в эти самые дни мы взяли шефство над
одним из детских домов. (14) Ребятам кое-что подкинули: уделили им из своего пайка
сахару, жиров, консервов. (15) Купили одежды, игрушек .
(16) А под Новый год устроили ёлку. (17) И первого января, в самый праздник,
отправились к своим подшефным в гости, каждому личный подарок привезли. (18) Но
и они тоже, вы знаете, в долгу перед нами оставаться не хотят – приготовили одному
кисет вышитый, другому рисуночек какой-нибудь, блокнот…
(19) А ко мне подбегает маленькая белобрысенькая девчоночка, краснеет как
маков цвет и протягивает маленький беленький пакетик, перевязанный ниткой.
«(20) Поздравляю, – говорит. – (21) Только вы этот пакетик, пожалуйста, развяжите
(22) Видали? (23) На улицах шрапнельные снаряды падают, а уж она о Берлине
думает. (24) Я её тогда на колено посадил, поцеловал и говорю: «(25) Хорошо, дочка.
(27) И что вы думаете? (28) Ведь сдержал своё слово.
(29) Ворвались в Берлин. (30) Лезу в карман, в гимнастёрку, вытаскиваю пакет.
(31) Конечно, весь он смялся, изодрался, порохом пропах.
(32) Развёртываю, а там. вот этот самый, дамский, как вы его обозвали,
платочек. (33) И к нему булавкой пришпилена записка: «(34) С Новым годом, дорогой
дяденька боец! (35) Когда будешь в Берлине, помаши мне платочком, пожалуйста.
(36) А я, когда узнаю, что наши Берлин взяли, тоже вам ручкой помашу. (37) Этот
платочек мне мама подарила, когда живая была. (38) Желаю тебе здоровья! (39) Ура.
(42) Ну вот. (43) Скрывать не буду: заплакал я. (44) С детства не плакал, жену и
дочку за годы войны потерял, и то слёз не было, а тут – на тебе, пожалуйста!
(45) И я повернулся на восток и помахал туда белым платочком. (46) И
представилось мне, что далеко-далеко, на берегу Невы, стоит сейчас маленькая
девочка Лида и тоже машет мне своей худенькой ручкой, и тоже радуется победе.
(47) Полковник расправил на колене платок, улыбнулся и сказал:
– (48) Вот я его с собою таскаю, как талисман.
(49) Я чистосердечно извинился перед своим спутником и спросил, не знает ли
он, где теперь эта девочка Лида и что с нею.
– (50) Да. (51) Знаю немножко. (52) Летом сорок пятого года я удочерил Лиду…
(53) Дочка у меня славная.
(По Л. Пантелееву.)
люди плачут по разным причинам. Во время войны, когда много горя, люди вообще редко плачут. Но вот кончилась война В купе поезда встретились полковник и молодой человек Любопытный молодой человек заметил, как полковник вытащил дамский носовой платочек и рассмеялся Но полковник не обиделся и рассказал историю Оказывается в осажденном Ленинграде военные устроили в детском саде для малышей-сирот праздник с угощением Полковнику одна сиротка подарила маленький перевязанный веревочкой пакетик. Она попросила открыть подарок только в Берлине. Полковник сдержал слово и открыл узелок на одной из улиц освобожденного Берлина Там оказался это беленький платочек и записочка от этой Лиды Гавриловой. Через несколько месяцев Полковник удочерил Лиду У Лиды мама погибла У полковника семья погибла Теперь они живут вместе одной семьей.
Недавно я познакомился в поезде с одним очень милым и хорошим человеком.
Ехал я из Красноярска в Москву, и вот ночью на какой-то глухой станции в купе вваливается огромный краснолицый дядя в широченной медвежьей дохе.
Снял шапку, вижу — голова у него совсем белая, седая.
(1)Недавно я познакомился в поезде с одним очень милым и хорошим человеком.
(2) Ехал я из Красноярска в Москву, и вот ночью на какой-то глухой станции в купе вваливается огромный краснолицый дядя в широченной медвежьей дохе.
(3) Снял шапку, вижу — голова у него совсем белая, седая. (4)Скинул доху — под ней военная гимнастёрка, и на ней в четыре ряда орденские ленточки.
(8) Ом разгладил платочек на коленке и в другой карман переложил.
(9) Наутро мы с ним познакомились, разговорились. (Ю)Оказалось, что попутчик I мой бывший танкист, полковник, всю войну воевал, восемь или девять раз I ранен был, два раза контужен, тонул, из горящего танка спасался.
(11)15×0л полковник из командировки в Казань, где он тогда работал и где у него I семейство находилось, (12) Дом ой он очень спешил.
(13)Я, помню, поинтересовался, велика ли у него семья.
— (14)Да как вам сказать. (15)Ты, да я, да мы с тобой.
(16) Сказал это и, вижу, расстёгивает на гимнастёрке кармашек, опять тянет | на свет божий свой маленький, девичий платок.
(17) Мне смешно стало, я не выдержал и говорю:
— Простите, полковник, что это у вас такой платочек — дамский?
(18) Он даже как будто обиделся.
— (19)Платочек этот не простой. (20)Если желаете, могу рассказать.
— Пожалуйста. (22)Очень интересно.
— (23) Дел о было в тысяча девятьсот сорок третьем году, в самом конце его, перед новогодними праздниками. (24)Был я тогда майор и командовал танковым полком. (25)Наша часть стояла под Ленинградом. (26)Холодно, голодно, на улицах бомбы и снаряды падают. (27)А в городе живут, работают, учатся. (28)И вот в эти дни наша часть взяла шефство над ленинградским детским домом.
(29)В этом доме воспитывались сироты, отцы и матери которых погибли или на фронте, или от голода в самом городе. (ЗО)Понятно, что ребята сытые спать не ложились. (31)Ну а мы снабжались по-фронтовому, денег не тратили, — уделили ребятам из пайка своего сахару, жиров, консервов. (32)Купили и подарили детдому двух коров, лошадку с упряжкой, свинью с поросятами. (33)А под Новый год устроили ребятам праздник: раздобыли ёлочку, ёлочных игрушек. (34)Первого января отправились к своим подшефным в гости.
(З5)Каждому личный подарок привезли. (36)Но и они тоже в долгу перед нами оставаться не хотят. (37)Приготовили бойцам сюрпризы: одному кисет вышитый, другому рисуночек какой-нибудь, записную книжку, блокнот.
(42)Видали?! (43)Немцы ещё под Пулковом сидят, на улицах снаряды падают.
(48)И что вы думаете — до самого Берлина не открыл этого пакетика.
(49)Полтора года с собой его носил. (50)Тонул вместе с ним. (51)В танке два раза горел. (52)В госпиталях лежал. (53)А пакетик всё со мной — неприкосновенный.
(68)Ну вот. (69)Скрывать не буду: заплакал я. (70)Вот. (71)А вы говорите — дамский. (72)Платочек этот очень дорог моему солдатскому сердцу.
(73)Я чистосердечно извинился перед своим спутником и спросил, не знает ли он, где теперь эта девочка Лида и что с нею.
—- (74)Лида-то? (75)Да. (76)3наю немножко. (77)Живёт в городе Казани. (78)Учится в восьмом классе. (79)Отличница. (80)Сейчас, надо надеяться, ждёт своего отца.
— (81)Как! (82)Разве у неё отец нашёлся?
— (83)Да. (84)Нашёлся какой-то.
— (87)Да вот — сидит перед вами. (88)Летом сорок пятого года я удочерил Лиду. (89)И нисколько, вы знаете, не раскаиваюсь. (90)Дочка у меня славная.
(По Л. Пантелееву)
По мнению современного лингвиста Л.А. Введенской, с помощью суффиксов субъективной оценки в русском языке можно передавать и описывать различные чувства человека. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Таким образом, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов авторы литературных произведений могут создавать психологические портреты своих героев.
В финале текста Л. Пантелеева говорится о том, что бывший танкист удочерил девочку, оставшуюся сиротой во время войны. Герой был благодарен маленькой Лиде Гавриловой, которая твёрдо верила в победу русских солдат и смогла приободрить взрослого человека в трудные для всей страны годы. Полковник совершает по-настоящему добрый поступок.
В 42-47 предложениях рассказывается о том, как танкиста тронули слова маленькой девочки. Она была уверена, что русские войска доберутся до Берлина и победят фашистов. Это вселяет надежду на лучшее и в сердце героя, который пообещал Лиде, что не откроет её подарок раньше времени. Кто знает, может быть, это обещание и помогло солдату выжить?
9.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА?
Как доброта может изменить мир? Она делает жизнь яркой и насыщенной, а людей по-настоящему красивыми. Действительно, нас украшают добрые поступки.
Таким образом, доброта – это неравнодушие к чужому несчастью и желание во что бы то ни стало оказать помощь другому человеку, не требуя ничего взамен.
(1) Познакомился я как-то в поезде с бывшим танкистом, настоящим великаном.
(2) Он сел у окошка, отдышался, потом расстёгивает на гимнастёрке кармашек и, вижу, достаёт маленький-премаленький носовой платочек.
(3) Я не выдержал и говорю:
– (4) Простите, полковник, что это у вас такой платочек – дамский, маленький?
(5) Он даже как будто обиделся.
– (6) Ах вот как? (7) Маленький?
(8) Сложил платочек, подержал его на своей богатырской ладони и говорит:
– (9) А платочек этот не простой. (10) Если желаете, могу рассказать.
(11) В конце сорок третьего года наша часть стояла под Ленинградом. (12) Холодно, голодно, на улицах бомбы и снаряды падают. (13) И вот в эти самые дни мы взяли шефство над одним из детских домов. (14) Ребятам кое- что подкинули: уделили им из своего пайка сахару, жиров, консервов. (15) Купили одежды, игрушек .
(16) А под Новый год устроили ёлку. (17) И первого января, в самый праздник, отправились к своим подшефным в гости, каждому личный подарок привезли. (18) Но и они тоже, вы знаете, в долгу перед нами оставаться не хотят – приготовили одному кисет вышитый, другому рисуночек какой-нибудь, блокнот…
(19) А ко мне подбегает маленькая белобрысенькая девчоночка, краснеет как маков цвет и протягивает маленький беленький пакетик, перевязанный ниткой.
(22) Видали? (23) На улицах шрапнельные снаряды падают, а уж она о Берлине думает. (24) Я её тогда на колено посадил, поцеловал и говорю:
(27) И что вы думаете? (28) Ведь сдержал своё слово.
(29) Ворвались в Берлин. (30) Лезу в карман, в гимнастёрку, вытаскиваю пакет.
(31) Конечно, весь он смялся, изодрался, порохом пропах. (32) Развёртываю, а там. вот этот самый, дамский, как вы его обозвали, платочек. (33) И к нему булавкой пришпилена записка: «(34) С Новым годом, дорогой дяденька боец! (35) Когда будешь в Берлине, помаши мне платочком, пожалуйста. (36) А я, когда узнаю, что наши Берлин взяли, тоже вам ручкой помашу. (37) Этот платочек мне мама подарила, когда живая
(42) Ну вот. (43) Скрывать не буду: заплакал я. (44) С детства не плакал, жену и дочку за годы войны потерял, и то слёз не было, а тут – на тебе, пожалуйста! (45) И я повернулся на восток и помахал туда белым платочком. (46) И представилось мне, что далеко-далеко, на берегу Невы, стоит сейчас маленькая девочка Лида и тоже машет мне своей худенькой ручкой, и тоже радуется победе.
(47) Полковник расправил на колене платок, улыбнулся и сказал:
(49) Я чистосердечно извинился перед своим спутником и спросил, не знает ли он, где теперь эта девочка Лида и что с нею.
– (50) Да. (51) Знаю немножко. (52) Летом сорок пятого года я удочерил Лиду… (53) Дочка у меня славная.
Задание 9 № 7834
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Е. В. Джанджаковой.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА?
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
– (1)Няня, где Жучка? — спрашивает Тёма.
– (2)Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод, — отвечает няня. — (3)Весь день, говорят, визжала, сердечная.
(4)Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове. (5)У него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя засыпает. (6)Он просыпается от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он всё вытаскивал Жучку, но она срывалась и вновь падала на дно колодца.
(7)Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу. (8)На дворе светает.
(9)Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:
(11)Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно визжит.
– (12)Я сейчас тебя вызволю, — кричит он, точно собака понимает его.
(13)Фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец. (14)Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул: как только приспособление достигло дна, собака сделала попытку схватиться за него, но, потеряв равновесие, свалилась в грязь.
(15)Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучку можно было ещё спасти и теперь он сам виноват в том, что она погибнет, заставляет Тёму решиться на выполнение второй части сна — самому спуститься в колодец.
(16)Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17)Он сознаёт только одно: времени терять нельзя ни секунды.
(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше.
(20)Жучка, опять усевшаяся на прежнее место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию. (21)Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна.
(22)Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх. (23)Но подниматься труднее, чем спускаться! (24)Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы уже мало. (25)Страх охватывает его, но он подбадривает себя дрожащим от ужаса голосом:
– (26)Не надо бояться, не надо бояться! (27)Стыдно бояться! (28)Трусы только боятся! (29)Кто делает дурное — боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят.
(30)Тёма улыбается и снова спокойно ждёт прилива сил. (31)Таким образом, незаметно его голова высовывается наконец над верхним срубом колодца. (32)Сделав последнее усилие, он выбирается сам и вытаскивает Жучку. (33)Но теперь, когда дело сделано, силы быстро оставляют его, и он падает в обморок.
Задания Д C2 № 626
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. А. Мирошниченко. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Приведем пример сочинения-рассуждения в публицистическом стиле.
Таким образом, анализ текста еще раз подтверждает, что речь — это не просто владение языком, а владение мастерское, умелое.
Задания Д A4 № 3240
Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ПОМОЛЧАВ последний звук – [ф].
2) В слове РЕШИВ все согласные звуки имеют пару по твёрдости – мягкости.
3) В слове БОЯТЬСЯ 3 слога.
4) В слове РАДОСТНО 7 звуков.
Согласный Ш всегда твердый и не имеет пары по мягкости.
Правильный ответ под номером 2.
Задания Д6 № 3342
В контексте предложения слово ВЫЗВОЛИТЬ можно заменить стилистически нейтральным синонимом СПАСТИ.
Задание 6 № 13079
Анализ содержания текста.
1) Сначала план по спасению Жучки не удалось реализовать, поэтому пришлось совершать вторую попытку.
2) Мальчик испытывал сострадание к попавшему в беду беспомощному животному.
3) Мальчику хотелось испытать свои силы.
4) Когда Тёма спас Жучку, он упал в обморок.
5) Тёма любил захватывающие и опасные приключения, поэтому решил спасти Жучку.
1) Сначала план по спасению Жучки не удалось реализовать, поэтому пришлось совершать вторую попытку. — Подтверждается предложением 14.
2) Мальчик испытывал сострадание к попавшему в беду беспомощному животному. — Подтверждается предложениями 4−7.
3) Мальчику хотелось испытать свои силы. — Не подтверждается в тексте.
4) Когда Тёма спас Жучку, он упал в обморок. — Подтверждается предложением 33.
5) Тёма любил захватывающие и опасные приключения, поэтому решил спасти Жучку. — Не подтверждается в тексте.
Задание 7 № 13080
Анализ средств выразительности.
1) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.
2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт: — Жучка, Жучка!
3) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.
4) Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул.
5) Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.
4) Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул.
5) Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.
Задание 8 № 13081
Лексический анализ.
Найдите в тексте антоним к слову спускаться (предложение 13). Напишите этот антоним.
Антонимы — слова с противоположным значением.
Проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что сила воздействия художественного текста на читателя усиливается, потому что автор умеет пользоваться словом во всей его многогранности и многозначности.
9.2 Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Все мы с детства знаем по сказкам, что добро всегда побеждает зло, верим в это, потому что тогда легче жить, потому что вера эта вселяет надежду.
В тексте Н. Г. Гарина-Михайловского рассказывается о самоотверженной борьбе мальчика за жизнь собаки. Перед нами пример искреннего проявления доброты. Тёма не может пройти мимо несчастной собаки. Оставить её умирать в колодце — всё равно что своими руками убить друга. Доброта, отзывчивость, большая душа маленького мальчика поражает. Он не кичится своим поступком, для него это проявление доброты естественно и абсолютно бескорыстно.
Мальчик готов рисковать собой. Об этом говорится в предложении 24 (Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы уже мало). Пройти мимо означало перестать быть человеком. Поэтому Тёма идет спасать собаку, невзирая на трудности.
Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче, вот почему приумножение добра всегда воздаётся сторицей.
9.3 Доброта — это одно из ценнейших человеческих качеств, проявление которого позволяет судить об истинной ценности человека. Доброта — это способность к сопереживанию, желание прийти на помощь, бескорыстное служение людям.
В тексте Н. Г. Гарина-Михайловского рассказывается о самоотверженной борьбе мальчика за жизнь собаки. Перед нами пример искреннего проявления доброты. Тёма не может пройти мимо несчастной собаки. Оставить её умирать в колодце — всё равно что своими руками убить друга. Доброта, отзывчивость, большая душа маленького мальчика поражает.
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,
тезис не доказан,
дано рассуждение вне контекста задания,
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,
привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО
Читайте также:
- Сочинение о природе с фразеологизмами
- Сочинение рассуждение теплый хлеб
- Сочинение на тему на уроке русского языка с односоставными предложениями
- Вика мороз итоговое сочинение
- Words of wisdom сочинение
-
-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
colecarson924
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
История1 минута назад
Приведите примеры из художественной литературы, фильмов (не менее 2 источников),
-
Русский язык16 минут назад
Русский язык, срочно!
-
Алгебра31 минут назад
Найдите наибольшее значение функции y=x5(в пятой степени) на отрезке [-1;2]
-
Українська література41 минут назад
Запишіть. У кожному з речень підкресліть граматичну основу. Укажіть час, особу дієслова-присудка.Вигострю, виточу зброю іскристу, скільки
достане снаги мені й хисту.Відшукаю найдужчих і з ними завтра піду.Матері забуть не можу.Любіть Україну у сні й наяву, вишневу свою
Україну, красу її, вічно живу і нову, і мову її
солов’їну. -
Биология41 минут назад
вопрос уже решен……………………..
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Начало текста
(1)Недавно я познакомился в поезде с одним очень милым и хорошим человеком.
(2) Ехал я из Красноярска в Москву, и вот ночью на какой-то глухой станции в купе вваливается огромный краснолицый дядя в широченной медвежьей дохе.
Полный текст здесь
Образец сочинения
Что такое доброта? По моему мнению, доброта – это положительное человеческое качество, которое выражается в нежном и заботливом отношении к другим людям, в стремлении помочь им. Без доброты жизнь была бы не такой красочной, прекрасной. Чтобы подтвердить вышесказанное, обратимся к предложенному тексту.
Пример доброты представлен в приведенном отрывке из произведения Пантелеева. Из него мы узнаём историю полковника, прошедшего войну, и Лиды Гавриловой. Когда солдат познакомился с девочкой, их часть была в Ленинграде, где взяла шефство над ленинградским детским домом (28). Под Новый год они решили устроить детям праздник, при этом подготовив каждому по подарку, что само собой является проявлением доброты со стороны солдат (33, 35). Дети тоже не остались в долгу, и вот тогда Лида и подарила мужчине небольшой подарок, попросив открыть его в Берлине — этот подарок он трепетно хранил до самого окончания пути. То, что было в маленьком свёртке, очень тронуло полковника, поэтому он решил удочерить Лиду, подарив ей любовь и счастье.
В качестве ещё одного примера доброты можно привести произведение «Судьба человека» Шолохова. Из рассказа мы узнаём о судьбе Андрея Соколова, который прошёл всю войну, был в плену, несколько раз пытался сбежать (второй раз был успешным), потерял семью, но не сломился. Несмотря на все испытания и трудности, он не потерял твёрдость характера и силу духа. Благодаря этим качествам, он помог и мальчику-сироте – Ванюшке. Соколов представился мальчику, как его отец (мальчик был маленький и плохо помнил родного) и усыновил его. Так Андрей Соколов проявил доброту по отношению к Ванюшке, подарив ему и себе семью.
В заключение хочется сказать, что доброта – это на самом деле забота и нежность по отношению к другим, которая строится на искреннем желании помочь и сделать жизнь другого человека лучше, светлее и радостнее.
Нашу коллекцию сочинений ОГЭ вы найдете здесь
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И. П. Цыбулько.
Недавно я познакомился в поезде с одним очень милым и хорошим человеком.
Ехал я из Красноярска в Москву, и вот ночью на какой-то глухой станции в купе вваливается огромный краснолицый дядя в широченной медвежьей дохе.
Снял шапку, вижу — голова у него совсем белая, седая.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Л.А. Введенской: «Наш язык богат различными суффиксами, передающими чувства человека: ласку, иронию, пренебрежение, презрение».
По мнению современного лингвиста Л.А. Введенской, с помощью суффиксов субъективной оценки в русском языке можно передавать и описывать различные чувства человека. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Так, например, для описания носового платочка используется определение «маленький-премаленький» с уменьшительно-ласкательным суффиксом -еньк (предложение 5). Данная морфема помогает передать удивление рассказчика, которому показалось странным, что «огромный краснолицый дядя в широченной медвежьей дохе» носит с собой дамский платок.
В предложении 38 так описывается внешность Лиды Гавриловой, подарившей солдату платочек: «маленькая белобрысенькая девчоночка». В каждом из этих слов есть уменьшительно-ласкательные суффиксы, создающие эффект контраста. Застенчивая маленькая девочка всё же совершила смелый поступок и своей детской верой в лучшее смогла приободрить танкиста в трудные военные годы.
Таким образом, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов авторы литературных произведений могут создавать психологические портреты своих героев.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Летом сорок пятого года я удочерил Лиду. И нисколько, вы знаете, не раскаиваюсь. Дочка у меня славная».
В финале текста Л. Пантелеева говорится о том, что бывший танкист удочерил девочку, оставшуюся сиротой во время войны. Герой был благодарен маленькой Лиде Гавриловой, которая твёрдо верила в победу русских солдат и смогла приободрить взрослого человека в трудные для всей страны годы. Полковник совершает по-настоящему добрый поступок.
В 42-47 предложениях рассказывается о том, как танкиста тронули слова маленькой девочки. Она была уверена, что русские войска доберутся до Берлина и победят фашистов. Это вселяет надежду на лучшее и в сердце героя, который пообещал Лиде, что не откроет её подарок раньше времени. Кто знает, может быть, это обещание и помогло солдату выжить?
В 68-72 предложениях говорится о том, что растроганный полковник заплакал, когда развернул подарок. Он увидел маленький дамский платочек, некогда принадлежавший маме Лиды. Девочка отдала солдату самое ценное, что у неё было. С тех пор герой не расставался с этим платочком.
В заключение хочется сказать, что всё возвращается к нам бумерангом. В данном случае девочка совершила замечательный поступок, за что и была вознаграждена свыше: она обрела отца. Именно поэтому говорят: «Жизнь дана на добрые дела».
9.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА?
Как доброта может изменить мир? Она делает жизнь яркой и насыщенной, а людей по-настоящему красивыми. Действительно, нас украшают добрые поступки.
В приведённом фрагменте текста Л. Пантелеева рассказывается о том, как девочка-сирота обрела отца. Она подарила солдату платочек – последнее, что осталось у неё от покойной матери. Лида Гаврилова помогла танкисту поверить в победу над фашистскими войсками. Герой был благодарен храброй девочке и удочерил её: «И нисколько, вы знаете, не раскаиваюсь. Дочка у меня славная» (предложения 89-90).
Учительница Лидия Михайловна, героиня рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского», играет с учеником в пристенок, искренне желая ему помочь. Гордый герой не соглашается брать деньги просто так, поэтому учительнице приходится идти на хитрость. Она делает доброе дело, потому что сочувствует голодающему мальчику, но при этом рискует остаться без работы.
Таким образом, доброта – это неравнодушие к чужому несчастью и желание во что бы то ни стало оказать помощь другому человеку, не требуя ничего взамен.