Значимость сказки. Познавательное значение сказки
Традиционное образование противопоставляет сказку императивному знанию, как легковесное — тяжеловесному, как естественное — противоестественному, как доступное и нужное здесь и сейчас — труднодоступному и непонятно зачем нужному. Но сказка для ребенка — это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это — жизнь, это — приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.
Сказка — это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:
Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.
Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.
Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.
Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Е.А. Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.
Было бы неплохо, если бы искусством рассказывания сказки овладел каждый человек, воспитывающий ребенка, т.к. очень важно передать своеобразие жанра сказки.
Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Познавательное значение сказки проявляется прежде всего в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны, сюжеты и образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей.
Сказка учит смелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает не по совести.
Сказка развивает эстетическое чувство. Для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность.
Образовательная программа интегрирует знания о народах мира, особенностях их коммуникаций, способствует формированию положительных установок по отношению к ним, осмыслению содержания сказок народов мира средствами театрализованной игры, изобразительного искусства и литературного творчества.
Дети знакомятся с общим и особенным в разных культурах, выделяют ведущие признаки этноса: название, язык, этническая территория, антропологический тип (внешность), выделяют общечеловеческие ценности, а также рассматривают примеры взаимовлияния культур.
Полученные знания, умения и навыки ребёнок закрепляет через различные виды деятельности: изобразительную, литературное творчество, театрализованную игру. Некоторые занятия строятся в форме ситуационного моделирования. Дети погружаются в учебный материал, представляют себя участниками событий. Значительное внимание уделяется взаимоотношениям человека и природы. Древние традиции в материальной и духовной культуре народов рассматриваются как приспособление людей к природно-климатическим условиям их родного края.
Вопрос 1
Развитие и воспитание детей средствами художественного слова – это:
Выберите один ответ:
a. роль детской литературы в обществе
b. отличительная черта детской литературы
c. функция детской литературы
d. назначение детской литературы
Вопрос 2
К главным чертам детской литературы можно отнести:
Выберите один или несколько ответов:
a. своеобразное сочетание дидактического и художественного компонентов
b. информационную и эмоциональную насыщенность
c. занимательность формы
d. преобладание стихотворных произведений
e. развитие и воспитание детей средствами художественного слова
f. приобщение читателя к универсальным ценностям человеческого бытия
Вопрос 3
К неигровому фольклору относятся:
Выберите один или несколько ответов:
a. потешки
b. молчанки
c. прибаутки
d. заклички
e. колыбельные
f. считалки
g. припевки
h. скороговорки
Вопрос 4
Сказка строится по принципу:
Выберите один ответ:
a. последовательной композиции
b. кольцевой композиции
c. обратной композиции
d. цепной композиции
Вопрос 5
Какую функцию определяет знакомство читателя с миром людей и явлений?
Выберите один ответ:
a. познавательную
b. нравственную
c. эстетическую
d. дидактическую
Вопрос 6
Яблоко от яблони недалеко падает – это:
Выберите один ответ:
a. частушка
b. пословица
c. поговорка
d. загадка
Вопрос 7
Установите соответствие между жанрами фольклорных произведений
Частушки, поговорки | Ответ 1 |
Былины, легенды, сказки, исторические песни | Ответ 2 |
Любовные, свадебные, колыбельные песни, похоронные причитания | Ответ 3 |
Народные драмы | Ответ 4 |
Познавательное значение сказки заключается в:
Выберите один ответ:
a. стремлении к добру, защитой слабых, победой над злом
b. раскрытии прекрасного в природе и человеке
c. отражении особенности явлений реальной жизни
Вопрос 9
Установите соответствие между жанрами фольклорных произведений и их характеристикой
Небольшие рифмованные приговоры, имеющие цель не только позабавить детей, но и вовлечь их в игру | Ответ 1 |
Небольшие стихотворные сказочки в стихах с ярким динамичным сюжетом | Ответ 2 |
Короткие, часто шутливые стихи с чёткой рифмо-ритмической структурой | Ответ 3 |
Короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество | Ответ 4 |
Короткие ритмичные приговоры, сопровождающие разные занятия с младенцем в первые месяцы его жизни | Ответ 5 |
Сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста | Ответ 6 |
Одни из древних жанров детского неигрового фольклора, исполняемый женщинами | Ответ 7 |
Народнопоэтические произведения, построенные на сочетании однокоренных или похожих по звучанию слов | Ответ 8 |
К игровому фольклору относятся:
Выберите один или несколько ответов:
a. заклички
b. припевки
c. молчанки
d. считалки
e. потешки
f. прибаутки
g. колыбельные
h. скороговорки
Библиографическое описание:
Бурнос, Г. Б. Роль сказки в познании ребенком окружающего мира (из опыта работы) / Г. Б. Бурнос. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 3 (23). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/127/4204/ (дата обращения: 11.01.2023).
Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического… она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды от кривды». И. А. Ильин.
В древние времена, когда сказка только зародилась (а самые древние сказки появились вместе с древнейшими мифами) сказки не были предназначены для детей, их рассказывали тем, кто вступал во взрослую жизнь, проходил обряд посвящения. Сказка была очень серьезным делом. А затем, через сказку передавался накопленный опыт. Сама сказка становится объектом исследования-ребенок исследует волшебный мир и научается истине через анализ действий сказочных персонажей. Сказка расширяет и оживляет процесс познания. Через сказку легче объяснить малышу что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ведь сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя, в определённых жизненных ситуациях. Дидактизм сказки заключается в усвоении знаний и умений, применяемых при решении той или иной проблемы, с которой может столкнуться ребенок. Сказки являются величайшим хранилищем мудрости и опыта, а также в них большой информационный потенциал. Сказки возникают (люди сказывали сказки), накапливаются (собирали, записывали, обрабатывали), изучаются (сказки могут стать источником проектной, исследовательской деятельности школьников) и используются с максимальной пользой. Дидактические сказки «создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок подаются учебные задания» [Зинкевич — Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии, СПб, «Речь», 2000 г.с.72].
Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребёнка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему.
Чтение сказок даёт очень много маленьким и взрослым, помогает им сблизиться духовно. Сказка помогает формировать социальную позицию, ценностный взгляд на окружающий мир, воспитывает чувство гордости за достижения своих земляков. Сказка становится мощным мотиватором познания. А источником для сказки может быть любой предмет, который нас окружает, например- ложка или самодельная елочная игрушка из бабушкиной коробки с елочными игрушками. Со многими экспонатами можно играть, и эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. В игре развивается инициативность и самостоятельность, ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослым. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. Многие экспонаты дают почву для фантазии-для творчества, многие дети хотят свое видение предмета выразить-в рисунке, поделке, сказке. Играя с экспонатами, дети сами придумывают сказку о прошлом этого предмета, о том, как он попал в музей и стал экспонатом. Педагог, собирая сказки, рисунки и поделки детей может оформить целый сборник детского творчества Сказка может стать музейным экспонатом. Конечно ее герои, которые имеют свои секретики и семейные истории. Например, самодельные новогодние игрушки, которые приносят из своих семейных архивов родители и дети- они важны не только тем, что красивы и значимы в историческом смысле, но и тем, что это своего рода проводник в историю, такие предметы помогают погружать ребенка в прошлую эпоху. Так важно ребенку подержать этот предмет в руках, попробовать взаимодействовать с ним, увидеть действительность навсегда ушедшего прошлого. Любой утилитарный предмет может стать основой для сказки, а сама сказка способствует познавательному развитию детей, развитию художественных, изобразительных навыков. Так, сейчас во многих группах есть музейные уголки, где «живут» сказки и сказочные персонажи, собираются тематические картинки, открытки, и даже коллекции фантиков с загадками по сказкам, есть экспозиция «Сказки из бабушкиного сундука», которая очень помогает дошколятам познакомиться и историей вещей.
Сказка — это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего дошкольного возраста, мы используем сказки очень часто, так как сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании детей. Читая и рассказывая сказки развивается внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читают сказки, быстрее начинают говорить. Сказки учат детей сравнивать, сопереживать, помогают формировать основы поведения и общения, развивают фантазию и воображение ребёнка, связную речь и мышление, внимание, память, мимику лица, жесты, а также его творческий потенциал. Работая с маленькими детьми, мы очень часто использую русские народные сказки, которые не только читаем и рассказываем, но ещё и показываем с помощью кукольного театра — это «Репка», Колобок», «Курочка ряба», «Маша и медведь», и т. д.
Ведь сказки и внутренний мир ребёнка неотделимы друг от друга. Поэтому сказка является необходимым этап в развитии детей, этапом, который формирует запас жизненной прочности, или является некой библиотекой жизненных ситуаций. Мы очень рады, что в нашем детском саду музейная деятельность набирает силу. Она, как и театрализованная деятельность доступна и понятна детям, доставляет радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому и речевому развитию ребенка и формированию основы его личностной культуры.
Воспитательные возможности сказки огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром — через образы, краски, звуки, музыку. Умело поставленные воспитателем вопросы побуждают дошколят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.
В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи. Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки («Не садись не в свои сани», «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»). Не случайно педагоги и логопеды применяют сказкотерапию для занятий с детьми, имеющими задержки речевого развития.
Сказочные образы помогают развивать детскую фантазию. Всё фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью, и не уводит детей от неё, а, наоборот, служит раскрытию жизненной правды. Своим содержанием сказки дают детям знания о природе. Ставя себя на место положительного героя, ребенок может вступить в бой с врагом (заросли крапивы) при помощи волшебного меча (палки) или отправиться на Марс в ракете из сдвинутых стульев. Психологи говорят, что фантазия помогает ребенку в развитии интеллекта, поэтому фантазировать ребенку очень полезно. Он находится не просто в роли пассивного наблюдателя, а становится создателем своих собственных оригинальных образов и примеряет их на себя. Это позволяет малышу испытать себя на храбрость и стойкость, осознать добро и зло, выработать свой собственный стиль поведения в той или иной ситуации.
Роль сказок в развитии детей младшего возраста трудно переоценить. Сказка способствует становлению мировоззрения ребенка и знакомит детей с простейшей моделью мироустройства, обогащает предметный и социальный опыт малыша, способствует развитию комбинаторной способности ума. Известный зоолог, доктор биологических наук А. Г. Баяников вспоминает, что прочитанная ему в детстве сказка о мальчике, которому фея помогла найти и увидеть гнёзда всех птиц, взяв с него обещание, не трогать их, во многом определила его отношение к природе и выбор жизненного пути.
Чтение сказки — это общение с ребенком через сказку, при котором мы соприкасаемся с внутренним миром ребенка. Чтение сказки детям — это необходимая нравственная, духовная работа, которая не менее важна, чем питание и сон ребенка.
В сказках, как правило, очень точно подмечены особенность многих животных, растений, природных явлений, описываются национальные, культурные традиции и праздники.
В младшем возрасте дети легко воспринимают объекты природы на равных, наделяют их чувствами, мышлением, желаниями. А это очень важно с точки зрения воспитания эмоционального отношения к природе, умения ей сочувствовать, сопереживать. И приемы драматизации, театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам сказок, имеют большое воспитательное значение. Знакомя детей с природными явлениями, мы предлагаем познакомиться с капелькой из авторской сказки о Капельке, впоследствии эта тема получит дальнейшее развитие мотивируя наблюдательность детей за теми или иными природными явлениями. Важным моментом в этом знакомстве со сказкой является живое общение. Поэтому неправильно поступают те родители, которые заменяют чтение сказки просмотром мультиков или прослушиванием сказки в аудиозаписи.
Воспитание детей сказками убеждает нас, что сказки являются для детей уроками нравственности. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Сказочные герои наделены смелостью, красотой, трудолюбием, честностью, любовью к Родине. Сказки показывают детям, что бывает, если герои обманывают или поступают не по совести. Из сказки ребенок узнает, что дружба помогает победить зло и что зло всегда бывает наказано. Благодаря сказке, ребенок узнает, что добро всегда сильнее зла, и это помогает ему в дальнейшей жизни идти дорогою добра и мыслить позитивно.
По словам В. Г. Белинского, в детях с самых ранних лет должно воспитываться чувство прекрасного, как один из первейших элементов. Под воздействием сказки обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Ведь в основном, все действия сказки происходят на фоне природы. В сказке нет больших картин изображения природы, но дети видят «чистое поле», «белую берёзоньку», «травушку-муравушку», «быструю реченьку», «крутой бережок» и многое другое. Сказка может нарисовать разные картины природы:
— красоту летнего сада, где растёт чудесная яблонька: «яблочки на ней висят наливные, листики шумят золотые…» (Хаврошечка);
Связанные с захватывающим действием сказки, картины природы воспринимаются детьми эмоционально, и, быть может, впервые дети начинают понимать, как прекрасен окружающий их мир, сказка помогает формировать личностную позицию, ценностный взгляд на окружающий мир, в зависимости от темы и содержания сказки заставляют задуматься, наводят на размышление, способствуют закреплению полученной информации в простой, и в то же время, яркой форме. Ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Работая со сказкой, формируя понятия посредством сказки, удается установить связь между видимым и слышимым, между образом и воплощением, выявить творческие возможности детей, обогатить фантазию, раскрыть внутренний мир ребенка и воздействовать на него. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей.
Литература:
- Зинкевич — Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии, СПб, «Речь», 2000 г.с.72.
- Рыжова Н. А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: — «Линка-пресс», 2002.-200с.
- Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001.-№ 3.-с.80–83.
- Шорыгина Т. А. Зелёные сказки: Экология для малышей.- М.: Прометей; Книголюб, 2003.-104с.
- Экологические сказки./ Сост. Фадеева Г. А.- Волгоград: Учитель, 2004.-57с.
- Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие./ Под ред. Прохоровой Л. Н. — М.: АРКТИ, 2003.-72с.
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, окружающий мир, чтение сказки, внутренний мир ребенка, воспитание детей, картин природы, младший возраст, сама сказка, ценностный взгляд.
Похожие статьи
Роль художественной литературы в познании окружающего мира…
Стихотворения, песенки, рассказы и сказки помогают ребенку накопить представления и о
Через сказку и реалистический рассказ о них у малышей формируются представления о
Так взрослый развивает любознательность ребенка, пытливый взгляд на окружающий его мир.
Народная сказка как средство нравственного воспитания детей…
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Именно отмечая их поучительный характер, их дидактизм, и писал А. С. Пушкин в конце своей «Сказки о золотом петушке»: «Сказка — ложь, да в ней…
Традиционное использование русской народной сказки…
«Сказка, — писал Сухомлинский В. А., — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать
Сказка несет в себе положительный эмоциональный заряд, который при грамотной работе педагога может быть привнесен в обучение.
Роль сказок в формировании предпосылок нравственных качеств…
Подобрав сказки, направленные на формирование нравственных качеств у детей, мы начали
Как рассказывать сказку детям дошкольного возраста. Сказка — великая сила, но ребенка
Нравственное воспитание дошкольников посредством… Сказка входит в жизнь ребенка с…
Детско-взрослый проект «К природе прикоснуться можно только…»
Поэтому участие детей в проекте «К природе прикоснуться можно только сердцем» позволит им
Ведь через экологическую сказку в детях могут быть заложены начальные формы
«Мир, окружающий ребёнка — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений…
Сказка как инструмент воспитательной деятельности педагога…
«Сказка — писал В. А. Сухомлинский, — развивает внутренние силы ребенка, благодаря
Сказка для ребенка становится учебником жизни. В период дошкольного детства у детей
Сказка помогает формировать социальную позицию, ценностный взгляд на окружающий…
Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного…
Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со
Познакомить детей с содержанием сказки, учить осмысливать и оценивать поступки героев, осуждать злость
Со временем эти дети сами втянутся в процесс обсуждения.
Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста
Сказка — это повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о
Однако в течение дошкольного возраста ребенок значительно продвигается в этой области и в
Слушая рассказ, сказку, ребенок старшего дошкольного возраста проявляет особую внутреннюю…
Экологическое воспитание — средство развития…
ребенок, сказка, экологическое воспитание, окружающий мир, эффективное средство
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в
ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая…
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение. Актуальность проблемы. | |
I. | Теоретическая часть. |
1.1. | Анализ психолого – педагогических исследований |
1.2. | Анализ программно – методического обеспечения |
1.3. | Психологические особенности детей 4 года жизни |
II. | Система работы по формированию познавательных способностей у детей среднего возраста |
2.1. | Педагогический анализ познавательных способностей |
2.2. | Цель, задачи |
2.3. | Этапы работы |
2.4. | Организация предметно – развивающей среды |
2.5. | Работа с родителями |
2.6. | Связь со специалистами |
2.7. | Результаты работы |
2.8. | Задачи на будущее |
Заключение | |
Библиографический список | |
Приложения |
Введение. Актуальность проблемы.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни человека. Дошкольнику свойственно удивляться, восхищаться миром. Задача взрослых – помочь ему развить познавательную активность, любознательность. Стремление к самостоятельному познанию и размышлению. В.А.Сухомлинский говорил: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям».
Развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка одна из основных образовательных задач. Педагогам необходимо научить детей жить в динамичном, быстро изменяющемся мире. Научить детей ориентироваться в мире, самостоятельно принимать решения, не теряться при встрече с новым, непонятным.
Современные дети живут и развиваются в эпоху новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить.
Одна из важнейших задач дошкольного образования развитие ума ребенка, развитие таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям в дальнейшем, и не только при обучении.
Практика показывает, что минимум трудностей испытывают при дальнейшем обучении не те дети, у которых хорошие показатели в усвоении величин, знаний цифр и их свойств. Это происходит по тому, что, сталкиваясь с новой задачей, проблемой ребенок теряется, не зная как применить свои знания в сложной ситуации. Те дети, у которых развито логическое мышление, начинают искать выход из создавшейся ситуации, ищут разные способы решения, а самое главное, не бояться таких ситуаций.
Главное при этом учитывать природу ребенка. Правильно выстроенное обучение должно осуществляться без принуждения, без насилия над ребенком.
Дошкольное детство – это радость, игра, это период первоначального раскрытия творческих и познавательных сил ребенка. «Жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок» говорил В.А.Сухомлинский. Сказка дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, не с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. «Сказка – писал В.А.Сухомлинский, — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».
В трудной, но занимательной, интересной ситуации концентрируется внимание, активизируются психические процессы – память, мышление, то есть умственная деятельность. Радость от игровой деятельности постепенно перейдет в радость от обучения. Когда учиться интересно – хочется учиться.
Обучению дошкольников началам математики отводится важное место. Это обусловлено рядом причин:
- обилие информации, получаемой ребенком;
- повышенное внимание к компьютеризации;
- стремление родителей, как можно раньше научить ребенка арифметическим приемам (узнавать цифры, считать, решать задачи и др.);
- повышение требований начальной школы к знаниям и умениям детей.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Анализ психолого – педагогических исследований
Поиском эффективных средств развития познавательных способностей детей, выявлением условий формирования познавательной деятельности в дошкольном детстве занимались многие исследователи (Л.А.ВЕнгер, Е.А.Агаева, О.В.Суворова и другие).
Л.А.Венгер на основе своих исследований и работ А.В.Запорожца, Н.Н.Поддьякова и других разработал концепцию развития способностей. Согласно этой теории развитие ребенка, его способностей во многом зависит от его действий в окружающем мире, умении ориентироваться в нем.
Сотрудники лаборатории Л.А.Венгера (О.М.Дьяченко, Н.Е.Веракса, Н.А.Короткова и другие) пришли к выводу, что способности – это такие психологические качества, которые присущи человеку в разной степени. Их необходимо отличать от степени обученности и от желания и нежелания чего – либо сделать, от степени заинтересованности.
Познавательные способности проявляются в решении интеллектуальных задач, требующих нахождения верного ответа и тесно связаны с творческими способностями.
Л.С.Выготский в своих исследованиях доказал, что мышление и воображение тесно связаны между собой. Он писал: «Все образы воображения, как бы причудливы они не были, основываются на впечатлениях и представлениях, которые мы получаем в реальной жизни».
Отечественные и зарубежные психологи изучили роль отдельных мыслительных операций в развитии мышления. Ж.Пиаже считал уровень сформированности операций классификации и сериации – центральным показателем интеллектуального развития.
Дж.Брунер рассматривал установление логических связей как один из центральных видов познавательной деятельности.
По мнению П.Я.Гальперина, умение выделять из целого предмета отдельные его признаки, отбирать наиболее существенные, выявлять связи – важное условие понимания ребенком окружающего мира. Это позволяет привести в систему имеющиеся знания и продуктивно использовать их в процессе мышления.
Значение практической предметной деятельности для развития познавательных способностей показали в своих исследованиях А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин. Они доказали, что внутренним умственным процессам предшествует внешняя предметная деятельность.
Исследования, проводимые в лаборатории Л.А.Венгера, показали, что основной путь развития – обобщение своего собственного чувственного опыта. Поэтому основным в образовании дошкольников является организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить.
При исследовании проблемы интеллектуального развития важным является вопрос об отборе и систематизации знаний.
Исследования А.в.Запорожца и Н.Н.Поддьякова показали, что наиболее существенные сдвиги в развитии ребенка являются результатом усвоения не каких – либо отдельных знаний, а определенной системы знаний, отражающей существенные связи и зависимости. Именно эти связи и становятся обобщенными знаниями.
Проблема систематизации знаний нашла свое отражение и в трудах А.П.Носовой, А.М.Леушиной, П.Г.Саморуковой. и других.
В психолого – педагогических исследованиях называются принципы отбора содержания знаний:
- научность,
- системность,
- доступность,
- направленность на личностное развитие,
- учет среды, которая окружает ребенка.
Обучение для маленького ребенка это труд, а труд основывается на чувстве долга. Но у детей 4 лет еще не сформировано чувство долга. Основной интерес у маленького ребенка – это игра. Игра это не просто ведущий вид деятельности маленького ребенка. Именно в ней формируются основные психологические процессы.
Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин.
Велико значение игры в развитии мотивационной сферы ребенка. Обращая внимание на эту особенность, Д.Б.Эльконин писал: «Именно в игре происходит переход от мотивов непосредственного желания, к мотивам стоящих на грани сознательности. Ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, нет такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение игры для развития ребенка».
Игра является и первой школой воли ребенка. Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться чьим – то требованиям. Сама роль несет в себе определенные правила, задачу, которую выполняет ребенок.
Ценность игровой деятельности заключатся в том, что она влияет и на формирование детского коллектива. В игре ребенок раньше и легче выделяет социальную цель запомнить и припомнить (З.М.Истомина). В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно – действенного мышления к элементам словесно – логического мышления. Развивается способность создавать системы обобщенных образов и мысленно преобразовывать их. В процессе игры формируется воображение, как психологическая основа творчества.
Основным средством формирования познавательных способностей, мы выбрали сказку. Потому что только сказку, или игру в сказку можно противопоставить игре, как ведущей деятельности дошкольном возрасте.
В свое время русский писатель и педагог К.Д.Ушинский высоко ценил народную сказку, считая ее замечательным методом воздействия на ребенка: «Это первые и блестящие попытки народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто – нибудь был в состоянии состязаться с педагогическим гением народа».
С любимыми героями сказки ребенок, незаметно для себя, решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями. Сказка с великой щедростью дарит детям радость, веселье, счастье.
К.И.Чуковский, создавая свои сказки, говорил: «Все дети в возрасте от 2 до 5 верят, что жизнь создана только для радости, для беспредельного счастья, и эта вера – одно из важнейших условий для их нормального роста».
Сегодня сказка один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка. Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особое, с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.
Что за жанр – сказка и почему многие ведущие специалисты в области педагогики и психологии придают ей такое огромное значение?
Сказка это фантастический, вымышленный рассказ, о том чего не бывает. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен.
Сказка имеет большое познавательное значение – она знакомит детей с окружающим миром. Народная сказка отражает быт народа, его обычаи, традиции, язык, через сказку дети приобщаются к истории своего народа, знакомится с богатством его культуры.
Сказка способствует развитию мышления, так как заставляет ребенка задумываться, размышлять. Именно в сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми, об их действиях, поступках, о последствиях, к которым они приведут. Недаром А.С.Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». Именно «намек», а не диктовка нужной оценки образов героев. Сказка побуждает к самостоятельному переживанию сюжета, образов героев.
Сказка имеет огромное воспитательное значение. В период дошкольного детства у детей пробуждаются такие чувства, складываются такие представления, которые в дальнейшем станут фундаментом всей сознательной жизни. В это время закладываются основы личностных качеств, а сказка способствует формированию представлений о честности, трудолюбии, смелости, дружбе. Она глубоко захватывает волю, чувства, воображение ребенка. В.Г.Белинский писал: «Первые впечатления могущественно действуют на юную душу: все дальнейшее ее развитие совершается под их непосредственным влиянием».
Фантастический мир сказки позволяет слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплексы, пробудить творческие способности.
Формируя через сказку необходимые навыки, приемы, действия и умения, у детей вызывается заинтересованность не столько конечным результатом, сколько самим процессом решения возникшей проблемы или творение новых образов. Используя сказку в процессе развития ребенка можно в полной мере использовать все способы, методы и приемы, формирующие творческие качества личности: воображение, наблюдательность, память, способность к импровизации, мышление, сравнительно – оценочная деятельность, то есть все то, что образует творческий потенциал личности.
Дошкольный возраст – это период активного становления художественного восприятия ребенка. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что дети разного возраста по — разному воспринимают сказку.
Так, например, в младшем возрасте восприятие сказки (ее понимание) напрямую зависит от личного опыта ребенка, который у него еще очень ограничен.
При восприятии в центре внимания ребенка находится главный герой. Детей интересует его внешность, действия, поступки. Но, так как сами представить это дети чаще всего не могут, то нуждаются в наглядной опоре – иллюстрациях.
Одной из особенностей детского восприятия является то, что ребенок видит действия и поступки персонажа, но не понимает его мотива.
В среднем возрасте расширяется круг представлений ребенка, обогащается жизненный опыт, знания. В этом возрасте интенсивно развивается воображение. Это способствует формированию умения правильно оценивать героев и события. Уже не обязательно использование иллюстраций к каждому повороту событий сказки, но они по прежнему несут положительную функцию.
В этом возрасте дети осмысленно воспринимают сюжет, устанавливают простые причинно – следственные связи. Характеризуя героя чаще всего, высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и личный опыт.
Математика требует от детей точного запоминания и оперирования такими абстрактными и непонятными для детей терминами как цифра, знак, размер, цвет, понятиями больше и меньше и другими. Используя на занятиях и в повседневной деятельности сказку, сказочных героев, мы в полной мере используем все способы, методы и приемы, формирующие творческие качества личности: воображение, познавательные способности, наблюдательность, память, способность к импровизации, мышление, так как все то, что образует творческий и мыслительный потенциал личности. Сказка помогает нам заинтересовать детей, сохранить этот интерес, а вместе с ним и внимание в течение длительного времени.
1.2. Анализ программно – методического обеспечения
Введение государственного стандарта образования открывает возможность грамотно и творчески использовать различные образовательные программы.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.
В ней ставится задача формирования приемов умственной деятельности, творческого мышления, обеспечение условий для проведения экспериментальной деятельности.
Программа предусматривает в процессе различных видов деятельности развитие у ребенка познавательных способностей: внимания, восприятия. Памяти, мышления, воображения, речи, стимулирует развитие любознательности.
Программа «Радуга», авторы Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.и.Гризик, Л.Д.Гусарова, Е.В.Соловьева.
В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающий для становления определенных психических новообразований. В младшем возрасте это целенаправленность детской деятельности, в среднем – выход за пределы действительности и интерес к знаковой системе. В старшем возрасте – произвольность психических процессов.
Задачи познавательного развития среднего возраста:
- Развивать способность в течение длительного периода времени развертывать систему взаимосвязанных целей.
- Помогать ребенку, овладевать различными способами достижения цели: формировать обобщенные способы практической деятельности, позволяющие получать результат, который может быть осмыслен и использован в индивидуальной творческой деятельности.
- Способствовать овладению операциональными системами сознания (формировать познавательные способности и умение выделять основные признаки, сравнивать и классифицировать по признакам, сериации и счета).
Решаются задачи в разных видах деятельности: на занятиях, в играх, конструировании, художественно – творческой деятельности, в самостоятельной деятельности.
Программа «Детство».
Наш детский сад № 2 «Дружная семейка» работает по программе «Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду» под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. Девиз программы: «Чувствовать – Познать – Творить». Авторы программы считают, что этот девиз и определяет три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы. Главная задача познавательного развития способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.
Программа «Детство» дает большие возможности для создания у детей комфортного состояния, благоприятных условий для всестороннего развития личности детей и определяет задачи, представления, умения, уровни усвоения на определенном возрастном этапе, но не привязана к определенным авторам, что дает возможность использовать в своей работе различные методики.
В настоящее время существуют различные парциальные программы и технологии, которые могут помочь в развитии познавательных способностей. «Математика в детском саду» пособие для воспитателей детского сада под редакцией Л.С.Метлиной.
В пособии предлагаются занятия, на которых дети получают знания и умения, и навыки по ФЭМП. Задачи познавательного развития:
- познакомить детей со способами установления количественных и пространственных отношений;
- развивать интерес к математическим занятиям, самостоятельность и гибкость мышления, смекалки и сообразительности, умение делать простейшие обобщения, доказывать правильность суждений.
Практический курс математики для дошкольников «Игралочка» Л.Г.Петерсона и Е.Е.Кочемасовой ставят перед собой наряду с формированием мыслительных процессов, развития знаний, умений и навыков, такие задачи как:
- развитие творческих способностей, фантазии, воображения;
- развитие речи, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
- воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.
Все занятия строятся на поисковой и игровой деятельности, что позволяет поддерживать интерес детей в процессе формирования познавательных способностей, побуждают ребенка к самостоятельному поиску решения.
В этом пособии, на мой взгляд, учитываются психологические особенности восприятия, внимания, мышления, памяти. Материал, предложенный в сборнике, яркий, интересный, что так же способствует развитию познавательного интереса детей до конца занятия.
В своей работе мы используем систему проблемно – игровых методов и приемов. Это позволяет сделать процесс обучения доступным и привлекательным, создать условия для формирования и развития познавательных способностей детей.
Большое внимание в своей работе мы отводим развивающим играм. Их развивающий эффект очень велик. Развивающие игры используются с целью:
- Активизации учебной деятельности, повышения познавательной, творческой активности и самостоятельности;
- Улучшения взаимоотношений детей, формированию дружбы и взаимопомощи;
- Снятия усталости на занятии;
- Развития тренировки внимания, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения.
Внедрением развивающих игр в развитие ребенка мы занимаемся с 2000 года. Вместе со сменщицей Н.А.Савиной, мы обобщили опыт использования развивающих игр при ФЭМП, который был одобрен методистами города Сарова и пользуется спросом у педагогов нашего города. Этот опыт был представлен для рецензирования А.А.Смоленцевой, кандидату педагогических наук, доценту кафедры дошкольного образования, преподавателю Нижегородского педагогического института и рекомендован к печати.
1.3. Психологические особенности детей четырехлетнего возраста
Строя свою работу мы старались учитывать психологические особенности четырехлетнего возраста.
Внимание – базовый психологический процесс, поэтому о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь. Известный психолог Н.Ф.Добрынин считал, что зачатки произвольного, активного внимания связаны с сознательно – познавательной целью, волевым усилием и возникает только к концу дошкольного возраста.
Вопрос о развитии произвольного внимания в детском возрасте был поставлен отечественными психологами А.Н.Леонтьевым и Л.С.Выготским. Они выявили, что развитие внимания тесно связано с условиями жизни.
Исследования А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и других психологов показывают, что решающее значение для формирования внимания имеют условия жизни и деятельности ребенка.
В течение среднего дошкольного возраста внимание является непроизвольным, то есть возникает на основе интереса, заинтересованности и сохраняется, пока не пропадет интерес к предмету или явлению. Учитывая эту особенность детского восприятия, мы старались создать на занятиях атмосферу игры, где в интересной для ребенка обстановке, он решает поставленные задачи. Чем интереснее и ближе для ребенка проблема, тем дольше сохраняется внимание.
Внимание маленьких детей, редко возникает под влиянием какой – либо поставленной цели.
Ученые – психологи А.Н.Лентьев, Д.Б.Эльконин и другие доказали, что появлению произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Для того, чтобы ребенок учился активно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать в слух. В своей работе, учитывая этот прием, мы заметили, что если ребенок постоянно называет вслух свои действия с предметом, он в состоянии произвольно, в течение довольно длительного времени удерживать свое внимание. Например, раскрашивая бусы в указанной последовательности цветов, Таня, чтобы утвердиться в своей правоте каждый раз смотрит на меня и проговаривает: «Была зеленая, а после зеленой идет красная. Мне красным красить?». Выполняя так задание, Таня не допустила ни одной ошибки. Дима выполняет задание молча, совершая при этом ошибки, поэтому приходилось постоянно давать ему наводящие вопросы, с помощью которых Дима контролировал цвет.
Объем внимания дошкольников не велик и сохраняется на привлекательных картинках обычно 12» — 20». Устойчивость внимания зависит от индивидуальных особенностей детей. Болезненные дети и дети со слабой психикой чаще отвлекаются, чем здоровые. А нашу группу как раз посещают такие дети. Поэтому мы стараемся подобрать больше разнообразных, ярких, интересных игр и упражнений.
Во время занятий мы строго придерживаемся возрастных требований к их продолжительности. Учитываем и то, что сохранению внимания способствует смена видов деятельности. На занятиях мы стремимся, чтобы задания статичного характера чередовались с заданиями, где дети могли бы двигаться.
Например, «Что лишнее» мы проводили в процессе «ходьбы по магазинам». Дети находили «лишний» товар, или проверяли соответствие цифры и количества предметов. А обратный счет мы отрабатывали или в прыжках с кочки на кочку, или в путешествии по длинной дорожке и другие. Рациональное чередование на занятиях разных видов деятельности способствует поддержанию устойчивого внимания и помогает хорошему усвоению материала. Учитывая тот факт, что внимание детей легко ослабевает, мы убираем посторонние игры и предметы, которые могут привлечь внимание детей. У сотрудников детского сада имеются сетки занятий по всем группам, чтобы знать, в какое время дети заняты.
Используя все эти методы и приемы, мы добивались на занятиях максимального внимания детей, что способствует хорошей продуктивности и усвоению материала.
Огромное значение в жизни и деятельности человека имеет память. Память – основа всего обучения. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой цели что – либо запомнить. Запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания.
Отечественные психологи А.А.Смирнов и П.И.Зинченко установили, что непроизвольное запоминание у детей может быть продуктивнее произвольнее. Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно. П.И.Зинченко подчеркивал, что «важно не само по себе внимание, а то, что делали дети с предметами». В своих опытах он установил, что качество непроизвольного запоминания зависит как от содержания материала (легче запоминается наглядное, близкое к жизненному опыту ребенка), так и от того, насколько активно ребенок действует с ним.
Память ребенка носит избирательный характер: лучше запоминается то, что привлекательно, забавно, интересно, то, что произвело впечатление. Память ребенка – это его интерес. И в этом как нельзя лучше помогла сказка, которая помогает поддерживать интерес ребенка к его деятельности на протяжении всего занятия.
Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в среднем возрасте и существенно совершенствуются у старших дошкольников. З.М.Истомина, изучая особенности произвольной памяти детей, установила, что ребенок осознает мнемические цели лишь тогда, когда сталкивается с такими условиями, которые требуют от него активного припоминания и запоминания. Важен также мотив, побуждающий ребенка к деятельности. Лучшим мотивом является игровая деятельность, где цель запомнить и припомнить для ребенка имеет конкретный смысл. Учитывая эту особенность памяти, на занятиях и в повседневной деятельности мы создаем игровые ситуации со сказочными героями, в которых дети, сознательно помогая сказочным героям, стараются запомнить, а потом как можно точнее воспроизвести нужный материал. Например, петушок из сказки «Колосок» попросил мышат купить в магазине все, что нужно для того, чтобы испечь пироги. Дети, из множества картинок, выбирают то, что необходимо, рассказывая при этом для чего нужен тот или иной предмет. Всего было семь картинок. Когда вертлявый Верть своим хвостом уронил картинки, дети, восстанавливая порядок, выкладывали картинки на место, пользуясь словесным описанием своих прежних действий: «сначала была мука. Ее ставил Данил, а Даша ставила кастрюлю. Стола здесь не было, мы его не брали». Из этого примера видно, что дети запомнили картинки, благодаря действию с ними, в которой они поняли цель и мотив запоминания.
В последнее время появились работы, посвященные изучению формирования способов произвольного логического запоминания у детей дошкольного возраста в условиях обучения (З.М.Истомина, А.Н.Белоус, Н.В.Захарюта).
Установлено, что уже в среднем дошкольном возрасте дети могут овладеть в процессе специально – организованного обучения такими приемами логического запоминания, как смысловое соотнесение и смысловая группировка.
Обучение этим приемам требует сложной и последовательной деятельности.
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия нового, процесс отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.
Переход от раннего детства к дошкольному возрасту психологически обусловлен возникновением внутренней позиции. С ее возникновением у ребенка связан переход от наглядно – действенного мышления к наглядно – образному.
Дж. Брунер отмечает, что «сначала ребенок знает свой мир, главным образом благодаря тем действиям, с помощью которых он с ним общается. Со временем мир представляется ему уже в образах свободных от действий. Постепенно формируется перевод действий и образов в языковое средство, что создает третью систему представлений». Если в раннем возрасте предмет имел огромное значение (отсюда вытекает неизбежность действенного практического мышления), то дошкольном символизм роли имеет под собой не действенную, а образную, предполагаемую основу. Поэтому мышление ребенка выступает как наглядно образное.
Н.Н. Поддьяков и Э.С. Комарова изучали переход от наглядно – действенного мышления к наглядно – образному и пришли к выводу, что только на пятом году, с возникновением у ребенка ролевой игры, в которой имеют место распределение, контроль и оценка роли, появляется данный вид мышления. Н.Н.Поддьяков указывает, что при формировании наглядно – образного мышления действия детей, ранее осуществляемые с реальными предметами, начинают воспроизводится без опоры на реальные вещи, то есть на уровне представления.
Этот отрыв облегчается, если действия совершать не с реальными предметами, а с их заместителями – с моделями. Действуя с моделью, ребенок понимает, что его действия относятся к реальному предмету, и чувствует себя более уверенно в решении поставленных задач.
Развитию всех познавательных процессов, на наш взгляд, способствуют развивающие игры. Поэтому мы отводим им большое место в своей работе.
Полностью текст работы приведен в Приложении 1.
В русском языке до 17 века слово «сказка» означало нечто достоверное, письменное или устное показание, или свидетельство, имеющее юридическую силу. Специального слова для сказки не было.
Одно из известных определений сказки, принятых в Европе дали Больте и Поливка, которые считали, что под сказкой понимается рассказ, основанный на поэтической фантазии, в особенности из волшебного мира, история, не связанная с условиями действительной жизни, которую во всех слоях общества слушают с удовольствием, даже если находят ее невероятной или недостоверной [7]. Данное определение позволяет выявить три основных признака: поэтичность, вымысел и развлекательность, но не учитывает социальную значимость сказки, ее воспитательный и психологический потенциал [5].
А.Н. Никифоров определяет сказку как устный рассказ, бытующий в народе с целью развлечения, имеющий содержание необычных в бытовом смысле событий (фантастических, чудесных или житейских) и отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением [4].
Т.Г. Леонтьева дает следующее определения понятия «сказка». «Сказка — это эпическое, чаще всего прозаическое произведение с установкой на вымысел, произведение с фантастическим сюжетом, условно-фантастической образностью, устойчивой сюжетно-композиционной структурой и ориентированной на слушателя формой повествования» [4].
Сказка определяется своими сюжетами, рассказывается с целью развлечения и принадлежит к развлекательным жанрам. Она имеет такой отличительный признак как необычайность событий (фантастических, чудесных или житейских) и специальное композиционно-стилистическое построение. Сказки характеризуются своим отношением к реальности. Их исторически сложившийся, традиционный вымысел со всеми сопутствующими ему образно-сюжетными и повествовательными стилевыми формами делает сказку особым поэтическим жанром. В структуре сказки выделяется зачин –«в некотором царстве, в некотором государстве», основная часть и концовка. Для сказок также характерны троекратные повторы (вот и сказочке конец, а кто слушал молодец).
Мир сказки чрезвычайно пестр, разнообразен и подвижен. По содержанию выделяются следующие виды сказок:
1) сказки о животных («Мужик и медведь»);
2) фантастические (мифологические), или волшебные сказки («Аленький цветочек», «Иван царевич и серый волк»);
3) новеллистические сказки («Шемякин суд», «Дележка гуся»);
К этим крупным разрядам примыкают более мелкие, представленные 1-2 случаями. В последние годы выделены сказки кумулятивные, или цепевидные, типа «Колобок» или «Петушок подавился».
В сказках о животных главными героями являются животные, которые наделялись человеческими способностями: умением думать, говорить, совершать разумную деятельность. В древности животные являлись тотемом, их нельзя было обижать, так как они покровительствовали человеческому роду. Поэтому в сказках прослеживались советы правильного отношения и обращения с животными. Позже в сказках о животных стали отражаться нравы людей, их нравы и особенности. Например, медведь являлся олицетворением неуклюжести, лиса- хитрости, осел- упрямства [1].
Волшебные сказки построены на цепи чудес, в ней всегда присутствует элемент чуда. По мнению В.П. Аникина волшебная сказка образовалась на основе бытового рассказ, предупреждающего и наставляющего. Волшебная сказка отличается определенной структурой: завязка («В некотором царстве…»), перечисление действующих лиц, кульминация и развязка [1].
Новеллистические сказки описывают жизнь и быт того или иного народа. Бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определённее в своих общественных предпочтениях [6].
Кумулятивные сказки обладают специфическими композиционными и стилевыми особенностями. Основной композиционный прием кумулятивных сказок состоит в каком-либо многократном, все нарастающем повторении одних и тех же действий, пока собранная таким образом цепь не обрывается или же не расплетается в обратном, убывающем порядке [6].
По пафосу выделяют сатирические и юмористические сказки. Сатирическая сказка высмеивает глупость, жадность, разгильдяйство, большие пороки и мелкие недостатки. Примером сатирических сказок может служить творчество Салтыкова-Щедрина (сказка «Ерш Ершович», «Дикий помещик»). Основное отличие юмористической сказки от сатирической заключается в добродушно-насмешливой шутке, построенной на игре слов и абсурдности ситуаций [6].
По авторству выделяют литературные и народные сказки, главным отличием которых является наличие определенного автора.
Л.Ю. Брауде дает следующее определение понятия литературная сказка- авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционно сказочных героев и, в некоторых случаях, ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, служит отправной точкой характеристики персонажей. Литературная сказка является синтетическим жанром, так как основана на народных и сочетает в себе мифологические, традиционные элементы и средства народной речи, троекратные повторы. По мнению Г.Х.Андерсена литературная сказка сочетает в себе литературное и народное, описывает жизнь людей. Литературные сказки подразделяются по содержанию и по пафосу, а также могут быть в стихотворной форме Литературные сказки в отличие от народных не имеют ограничений в выборе тем, не подчиняются определенным канонам, не имеют строгого набора образов [3].Примерами литературных сказок могут служить сказки А.С Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», П.П. Ершова «Конек-Горбунок», Г.К. Жуковского «Спящая царевна». Народные сказки не имеют конкретного автора, в них заключается общественный строй, быт и культура народа. Примерами народных сказок являются сказки: «Курочка Ряба», «Маша и медведь».
Литературные и народные сказки являются важнейшим элементом, оказывающим влияние как на воспитательный процесс, так и на познавательную активность детей. Они базируются на фольклорных корнях, обладает богатым нравственным, социальным, педагогическим потенциалом, а также развивают связную устную и письменную речь, кругозор учащихся. Сказки доступны и понятны детям, они оптимистичны, в них добро всегда побеждает тьму и злобу.
На начальной ступени образования литературные и народные сказки представлены в различных УМК. Для их изучения возможно использование различных приемов, направленных на воспитание чувства сострадания, эмпатии, развития познавательной активности.
Прием «Поставь себя на место героя», направленный на понимание внутреннего состояния того или иного сказочного героя, умение анализировать испытываемые им чувства, выразить их с помощью речевых высказываний. Например, при изучении литературной сказки И.Токмаковой «Сказки про сазанчика» детям предлагается поставить себя на место Сазанчика, в момент, когда он оказался на суше и высказать собственные чувства. Возможный вариант ответа: «Если бы я оказалась на месте Сазанчика, то очень испугалась бы, что никогда не смогу вернуться обратно в родную речку. Мне было бы очень плохо, я не смола бы нормально дышать и просила бы о помощи».
Еще одним приемом, направленным на формирование нравственных чувств и развитие связной речи, является прием «Я тебя понимаю». Так, при изучении народной сказки «Гуси-лебеди» учащимся предлагаются изображения девочки (девочка оставляет братца одного, девочка обнаруживает пропажу брата, девочка идет на поиски брата, девочка и брат спасаются от гусей-лебедей). Далее детям предлагается составить рассказ, в котором бы сообщалось, что вызвало сочувствие к девочке и почему. Рассказ должен начинаться или заканчиваться предложением «Я тебя понимаю…». Например: «Я тебя понимаю, почему ты оставила братца одного, ведь тебе хотелось погулять с подружками, но так нельзя было делать. Братик был совсем маленький и с ним могло произойти что угодно, даже если бы его не унесли гуси-лебеди. Он мог пораниться, стукнуться или даже потеряться. Но когда ты обнаружила, что братика нет, ты очень испугалась и не задумываясь отправилась на поиски. Ты понимала, что подвела родителей и не выполнила их наказ, а еще очень переживала за брата. Несмотря на свой страх и риск, ты отправилась к Бабе-Яге и смогла оторваться от погони, спасла братика. Ты молодец! Нужно уметь отвечать за свои поступки и исправлять их. Ты смогла исправить свою ошибку и надеюсь, больше никогда не ослушаешься маму с папой и не оставишь братика одного».
Прием «Написание утешительных писем», направлен на формирование сострадания, сопереживания, сочувствия, а также развитие связной письменной речи. Например, при изучении литературной сказки Ш. Перро «Золушка» учащимся предлагается написать утешительное письмо Золушке, в котором они выразят не только сопереживание, но и помогут отвлечься от горя, предложат пути решения проблемы. Возможный вариант письма: «Дорогая, Золушка, мне очень жаль, что мачеха так плохо к тебе относилась. Она не ценила тебя, унижала. Ты целыми днями работала, выполняла все указания и ни разу не услышала слов благодарности. Мне очень было очень обидно за тебя, я очень переживала, что ты не сможешь пойти на балл, но к счастью фея помогла тебе. Какая ты была красивая и удивительная на балу, смогла очаровать принца. Мне было жаль, что тебе пришлось так быстро уйти из дворца, я боялась, что ты не успеешь вернуться к назначенному времени и мачеха обнаружит твое отсутствие. Золушка, ты замечательная девушка, достойная быть счастливой! Как я радовалась за тебя, что принц смог тебя найти и твои сестры, и мачеха получили по заслугам. Никогда не отчаивайся, будь уверенной, оставайся такой же трудолюбивой, доброй, отзывчивой».
Упражнение «Подбери или составь пословицу» направлено на обогащение и расширение словаря, а также понимание и правильное употребление слов и синтаксических конструкций.
Для выполнения упражнения детям выдается список пословиц, из которых необходимо выбрать те, которые в действительности относятся к сказке и аргументировать свой выбор. Кроме того, учитель предлагает детям вспомнить сказки, к которым бы подходили оставшиеся пословицы. Затем учитель усложняет задание и предлагает учащимся самостоятельно придумать по 3 пословицы к определенным фрагментам из сказки, которые представлены на карточке с заданиями.
Например: при изучении литературной сказки В.М. Гаршина «Лягушка путешественница» учащимся предлагаются следующие пословицы: 1Сделал дело-гуляй смело;2 Всякая сорока от своего языка погибнет;3 Задумал дело, подумай к чему оно приведет; 4Чем хвалишься на том и провалишься; 5Не в свои сани не садись! 6 Где родился там и пригодился;7 Всякий подъем свой имеет спуск;8 Труд человека кормит, а лень портит; 9С родной земли умри- не сходи! 10 Языком не спеши, а делом не ленись;11 Красота до вечера, а доброта навек.
Учащиеся могут выбрать пословицы под цифрами: 2,3,4,5,6,7,9,10. К пословицам 1, 8, 11 дети должны подобрать сказки, которые подходили бы по смыслу к пословицам. Так, например, к 1й пословице можно указать сказку «По щучьему веленью», к пословице под номером 8 можно указать сказку «По щучьему веленью», сказку «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского, к пословице под номером 8 можно указать сказку Ш. Перро «Золушка».
Учитель может предложить школьникам отрывки из сказки для которых следует придумать собственные пословицы:
- · …«Знают ли они, что это придумала я, а не утки?» — подумала квакушка.
— Смотрите, смотрите! — кричали в третьей деревне. — Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку?
Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:
— Это я! Я!
И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю… [В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»] Возможный вариант пословицы: Забравшись на высокую вершину, не хвались этим, падать будет вдвойне больнее и мучительней.
- · …И она рассказала им чудную историю о том, как она думала всю жизнь и наконец изобрела новый, необыкновенный способ путешествия на утках; как у нее были свои собственные утки, которые носили ее, куда ей было угодно; как она побывала на прекрасном юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много мошек и всяких других съедобных насекомых.
— Я заехала к вам посмотреть, как вы живете, — сказала она. — Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила… [2] Возможный вариант пословицы: То о чем ты мечтаешь- это не то, что уже есть у тебя. Приложи усилия и по праву можешь собой гордиться.
Упражнение «Перескажи в несвойственной сказочному персонажу манере» направлено на формирование правильного тембра, темпа, тона, жестов и мимики, а также на обогащение и расширение словарного запаса учащихся, умение правильно строить речевые высказывания. Для выполнения упражнения учащимся предлагается выбрать одного из персонажей сказки и пересказать текст в несвойственной этому герою манере.
Например, при изучении народной сказки «Лиса и журавль» детям предлагается представить себя в роли лисы, которая ведет кулинарное шоу на телевидении. Возможный вариант текста: «Добрый день, дорогие телезрители! Сегодня я представлю вашему вниманию рецепт наивкуснейшей каши, которая отлично подойдет для угощения гостей. Ваши друзья будут довольны угощением. Когда ко мне на в гости приходил журавль я угощала его именно этой кашей!»
Сказка при ее умелом использовании, является первоосновой воспитания и развития детей. Она формирует нравственные чувства, культуру, способствует развитию устной и письменной связной речи через своеобразные лексические нестандартные речевые обороты и высказывания. Сказка вводит в мир словесного искусства, знакомит с его существованием как наиважнейшей частью в жизни человека и общества в целом.