Важность помнить и признавать свое прошлое, бесспорна. Наша память, наши воспоминания – это часть нас. Забыть свои воспоминания о прошлом – значит потерять свою сущность.
Именно над проблемой память предлагает порассуждать Чингиз Торекулович Айматов в своем произведение “И дольше века длился день”.
Автор делится с нами преданием о кочевых племенах хуаньжуанов, прославившихся своей страшной жестокостью.
Они придумали особый обряд, превращавший человека, личность в безвольного раба-манкурта. Только существо без памяти, не помнящее своих истоков может быть манкуртом и именно это и является главным побочным эффектом чудовищного ритуала.
Позиция автора в этом вопросе однозначна: именно воспоминания дают право человеком быть таковым. Его переживания за тех людей и за их участь можно увидеть в приложениях 1-2. Рассказчик осознает, что человек без воспоминаний – не человек.
Теперь, по мнению автора, это безвольная кукла, не имеющая своих желаний (предложения 3-4, 5-6).
Я полностью согласна с автором этого текста. Сохранить в памяти свое прошлое важно прежде всего для того, чтобы знать куда двигаться дальше. Прошлое показывает нам наши ошибки, помогает нам сделать выводы и является частью нас.
Порой наши воспоминания причиняют нам боль. Причиной этого могут быть люди, с которыми нам больше не суждено встретиться, или же чувства, которые нам больше не предстоит испытать. Независимо от того, как больно нам может быть, мы не должны никогда выбрасывать из памяти наше прошлое, ведь это часть нас самих, это сделало нас теми, кем мы являемся в настоящем.
Так¸ в произведение Элеонор Портер “Полианна” приветствуется о маленькой девочке, недавно потерявшей отца, последнего из близких родственников. Как бы больно ей ни было хранить его в памяти, потеряй, она, свои воспоминания об отце, она вместе с тем лишилась бы и светлых моментов, которые он ей дарил. К тому же, он научил ее одной игре “найди что-то¸ чему можно радоваться”.
Именно эта игра помогает преодолеть Полианне все невзгоды и никогда не отчаиваться, что лишний раз доказывая, что несмотря на невозвратность воспоминаний, что, несомненно, заставляет печалиться, они так же могут помочь в трудной ситуации и поднять настроение.
Нельзя отрицать необходимость помнить не только свою историю, но и историю всего человечества, ведь ты его часть. В антиутопии ” О дивный новый мир”, написанной Олдосом Хагсли показывается проблема памяти именно с такой стороны.
В центре сюжета мир в будущем, где привычных для нас устоев больше не существует. Каждый человек принадлежит к конкретной касте и имеет свои определенные функции. Повторяющиеся изо дня в день. С детства человеку внушают его место, его цели и, даже мысли и поступки.
Прошлое для всех них кажется чем-то неправильным и даже ужасным, в то время как их система представляется им идеальной. Эта система действительно очень удобна: больше не существует войн, конфликтов, преступлений. Но так ли все безоблачно, как кажется? Они проживают день за днем ничего не испытывая, они не совершают ошибок, но они и не чувствуют удовлетворения от побед.
Автор дает ужасающее осознание того, что может случиться с нашей планетой в будущем. И, главное, помогает понять, как важно анализировать и главное иметь и помнить свое прошлое и к чему может привести попытка забыть его. Т
Этот текст помог мне осознать, какая ценность наше прошлое. Мы часто не придаем значение важности воспоминаниям и, лишь потеряв их, осознаем это. Каждый год, день нашей жизни – это наша память.
В течение нашей жизни мы строим себя: наш характер, наши суждения и память – без сомнения, есть основа всему этому.
Loading…
Экзаменационные сочинения по ЕГЭ
По тексту Айматова Предание начиналось с того, что кочевые племена жуаньжуанов (ЕГЭ по русскому)
Важность помнить и признавать свое прошлое, бесспорна. Наша память, наши воспоминания — это часть нас. Забыть свои воспоминания о прошлом — значит потерять свою сущность. Именно над проблемой память предлагает порассуждать Чингиз Торекулович Айматов в своем произведение «И дольше века длился день».
Автор делится с нами преданием о кочевых племенах хуаньжуанов, прославившихся своей страшной жестокостью.
Они придумали особый обряд, превращавший человека, личность в безвольного раба-манкурта. Только существо без памяти, не
помнящее своих истоков может быть манкуртом и именно это и является главным побочным эффектом чудовищного ритуала.
Позиция автора в этом вопросе однозначна: именно воспоминания дают право человеком быть таковым. Его переживания за тех людей и за их участь можно увидеть в приложениях 1-2. Рассказчик осознает, что человек без воспоминаний — не человек. Теперь, по мнению автора, это безвольная кукла, не имеющая своих желаний (предложения 3-4, 5-6).
Я полностью согласна с автором этого текста. Сохранить в памяти свое прошлое важно прежде всего для того, чтобы знать куда двигаться дальше. Прошлое показывает нам наши
ошибки, помогает нам сделать выводы и является частью нас.
Порой наши воспоминания причиняют нам боль. Причиной этого могут быть люди, с которыми нам больше не суждено встретиться, или же чувства, которые нам больше не предстоит испытать. Независимо от того, как больно нам может быть, мы не должны никогда выбрасывать из памяти наше прошлое, ведь это часть нас самих, это сделало нас теми, кем мы являемся в настоящем.
Так¸ в произведение Элеонор Портер «Полианна» приветствуется о маленькой девочке, недавно потерявшей отца, последнего из близких родственников. Как бы больно ей ни было хранить его в памяти, потеряй, она, свои воспоминания об отце, она вместе с тем лишилась бы и светлых моментов, которые он ей дарил. К тому же, он научил ее одной игре «найди что-то¸ чему можно радоваться». Именно эта игра помогает преодолеть Полианне все невзгоды и никогда не отчаиваться, что лишний раз доказывая, что несмотря на невозвратность воспоминаний, что, несомненно, заставляет печалиться, они так же могут помочь в трудной ситуации и поднять настроение.
Нельзя отрицать необходимость помнить не только свою историю, но и историю всего человечества, ведь ты его часть. В антиутопии » О дивный новый мир», написанной Олдосом Хагсли показывается проблема памяти именно с такой стороны.
В центре сюжета мир в будущем, где привычных для нас устоев больше не существует. Каждый человек принадлежит к конкретной касте и имеет свои определенные функции. Повторяющиеся изо дня в день. С детства человеку внушают его место, его цели и, даже мысли и поступки. Прошлое для всех них кажется чем-то неправильным и даже ужасным, в то время как их система представляется им идеальной. Эта система действительно очень удобна: больше не существует войн, конфликтов, преступлений. Но так ли все безоблачно, как кажется? Они проживают день за днем ничего не испытывая, они не совершают ошибок, но они и не чувствуют удовлетворения от побед. Автор дает ужасающее осознание того, что может случиться с нашей планетой в будущем. И, главное, помогает понять, как важно анализировать и главное иметь и помнить свое прошлое и к чему может привести попытка забыть его. Т
Этот текст помог мне осознать, какая ценность наше прошлое. Мы часто не придаем значение важности воспоминаниям и, лишь потеряв их, осознаем это. Каждый год, день нашей жизни — это наша память. В течение нашей жизни мы строим себя: наш характер, наши суждения и память — без сомнения, есть основа всему этому.
Сочинение егэ проблема достижение цели.
По тексту Айматова Предание начиналось с того, что кочевые племена жуаньжуанов (ЕГЭ по русскому)
Categories: Школьные сочинения
Министерство образования и науки Республики Дагестан
Городское управление образованием г. Избербаш
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «СОШ №2»
Разработка открытого урока по русскому языку в 11 классе по теме:
«Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ»
Учитель: Магомедова М.Р.
Избербаш 2017г.
Тема: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.
Цели урока:
— подготовка к написанию домашнего сочинения — рассуждения, подготовка к ЕГЭ;
-развитие речи и аналитических способностей учащихся;
— воспитание чувства нравственной полноценности человека;
Задачи урока:
Образовательные: продолжить подготовку к выполнению 25-ого задания ЕГЭ, отрабатывать умение составлять композицию сочинения-рассуждения, Развивающие: развивать умение работать с текстом, вести исследовательскую работу, делать логические выводы.
Воспитательные: воспитывать в старшеклассниках осознание ценности памяти, символизирующей нерасторжимую связь времён, важность воспоминаний.
Тип урока: урок-практикум с элементами исследовательской работы.
Оборудование урока: ноутбук, проектор, колонки, презентация, раздаточный материал.
Подготовка к уроку:
Класс заранее разбивается на 4 группы.
Ход урока.
-
Организационный момент.
1. Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем работать в группах. Я надеюсь, что на уроке у нас будет царить взаимовыручка, готовность прийти друг другу на помощь. Пожелаем друг другу успеха!
2.Мотивация деятельности.
На днях я стала свидетелем разговора двух подростков о ЕГЭ по русскому языку и услышала столько возмущений: и заданий много, и сочинение сложное… Согласны ли вы с ними?
3. Формулировка учениками цели урока. (слайд 2)
— Как вы думаете, какова основная цель данного урока?
(Продолжить подготовку к выполнению 25-ого задания ЕГЭ: отрабатывать умение работать над первыми 4 критериями. ( Критерий К1 –К4).
4. Эпиграф урока: (слайд 3)
Дорогу осилит идущий!
— Как вы понимаете смысл данных слов латинской цитаты?
-
Работа по теме урока.
1. Актуализация знаний. (слайд 4)
1. Сколько баллов набирает выпускник за правильное выполнение ЕГЭ?
(57 баллов за 100-процентное выполнение ЕГЭ).
2. А сколько баллов из 57 выпускник набирает за задание №25 – сочинение рассуждение по тексту? (24 балла)
Значит, наша задача – научиться писать сочинение-рассуждение по тексту как можно лучше.
3. Каков должен быть объём сочинения? Что грозит выпускнику, если норма количества слов в сочинении будет меньше установленной нормы?
( Менее 150, но более 70 – баллы по критериям уменьшаются, менее 70 слов – выпускник получает 0 баллов).
4. Из скольких обязательных пунктов должна состоять композиция сочинения-рассуждения по предложенному тексту?
(1. Проблема.
-
Комментарий.
-
Позиция автора
-
Своя позиция
-
Аргумент 1
-
Аргумент 2
-
Заключение.)
2. Работа с текстом Чингиза Айтматова.
(распечатанный текст всем присутствующим + документ с текстом на доске)
Предание говорит, что жуаньжуаны, захватившие сарозекскую степь в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. При случае они продавали их в рабство в соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный раб мог рано или поздно бежать на родину. Тех же, кого жуаньжуаны оставляли у себя, они подвергали особой процедуре, в результате которой пленный лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта раба, не помнящего своего прошлого. Его освобождали от оков и со временем возвращали ему силу. Лишённый памяти раб-манкурт стоил дороже десяти обычных здоровых невольников.
Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери – одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишённый понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен для хозяина. Он никогда не помышлял о бегстве.
Для рабовладельца самое страшное – восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своём роде исключением – ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. И потому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. Все его замыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Повеление хозяина для манкурта было превыше всего.
Куда легче заковать пленного, нанести увечье или причинить другой вред для устрашения духа, нежели отбить у человека память, разрушить в нём разум, вырвать корни того, что пребывает с человеком до последнего вздоха, оставаясь его единственным обретением, уходящим вместе с ним и недоступным для других. Но кочевые жуаньжуаны, вынесшие из своей кромешной истории самый жестокий вид варварства, посягнули и на эту сокровенную суть человека. Они нашли способ отнимать у рабов их живую память, нанося человеческой натуре самое тяжкое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний.
Рассказывают, как мать, разыскав сына, превращённого в манкурта, причитала: «Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь, но кто придумал, кто смеет покушаться на память человека?! Господи, если ты есть, как внушил ты такое людям? Разве мало зла на земле и без того?» «Вспомни, как тебя зовут, вспомни своё имя!» — умоляла она сына. Но тщетны были её призывы, манкурт не узнал её, не вспомнил себя, по приказу хозяина он пустил стрелу в её сердце.
С тех пор, говорят, стала летать в сарозекской степи по ночам белая птица. Встретив путника, птица летит поблизости с возгласами: «Вспомни, чей ты! Как твоё имя?..»
1) Определение проблемы (К1 – 1б).
-Для начала давайте вспомним, что такое проблема? ( Проблема — вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья)
Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту.
Задание группам: 1.Послушайте текст. Перескажите. О чём он? Найдите ключевые слова (память, раб-манкурт, лишенный памяти, понимания собственного «я»). Значит, текст о памяти. (Слайд 6)
Повторяем орфографию: Какую орфограмму вы увидели в этом слове? (чередующуюся гласную). К какому заданию ЕГЭ относится данная орфограмма? (задание 8)
2.Сформулируйте, на ваш взгляд, самую главную проблему.
3.Зачитывание проблем каждой группой. Определение главной проблемы.(Слайд 7)
Критерии сочинения |
образец |
К1. проблема |
Проблема памяти о своих истоках (Какова роль памяти в формировании личности человека? Что происходит с человеком, лишенным памяти?) |
2. Составление комментария к проблеме (К2 – 3б). (Слайд 8, 9)
Задание: Попробуйте пересказать текст от лица автора. Что и как он говорит? (каждая группа зачитывает свой вариант). Выберите один из видов комментария: текстуальный (следуя за автором в раскрытии проблемы) или концепционный (интерпретация проблемы исходного текста); Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст.
Групповое обсуждение комментариев, сравнение и запись в таблицу.
Критерии сочинения |
образец |
К1. проблема |
Проблема памяти о своих истоках (Какова роль памяти в формировании личности человека? Что происходит с человеком, лишенным памяти?) |
К2. комментарий |
(Текстуальный) Эту проблему автор рассматривает на примере легенды о племени жуаньжуанов, насильственно отнимающих память у пленников. Айтматов отмечает, что раб-манкурт, лишённый памяти, равнозначен бессловесной твари. |
3.Формулировка авторской позиции (К3-1б).
Давайте вспомним, что такое позиция автора? (Слайд 10)
Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.
Какова же авторская позиция? (Что хотел сказать автор? Какова была цель его высказывания? Ради чего он всё это написал? Как он сам относится к поставленной проблеме?) (Слайд 11, 12)
Задание: написать вариант выражения авторской позиции, используя клише и свой вариант.
Критерии сочинения |
образец |
К1. проблема |
Проблема памяти о своих истоках (Какова роль памяти в формировании личности человека? Что происходит с человеком, лишенным памяти?) |
К2. комментарий |
(Текстуальный) Эту проблему автор рассматривает на примере легенды о племени жуаньжуанов, насильственно отнимающих память у пленников. Айтматов отмечает, что раб-манкурт, лишённый памяти, равнозначен бессловесной твари. |
К3. позиция автора |
Писатель считает, что никто не смеет покушаться на память человека. |
4. Аргументация собственного мнения (К4-3б). (Слайд 13, 14)
Согласны ли вы с мнением автора? Выражаем свое мнение.
На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в том, чтобы сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающие справедливость мнения автора и вашего мнения.
Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?
Аргумент – суждение, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения.
Аргументы приводятся на основе: (Слайд 14, 15)
1.жизненного опыта, который возникает ходе реальных событий, происходящих в жизни, а также наблюдения и переживания различных жизненных ситуаций.
2.читательского опыта, который приобретается при прочтении художественной, публицистической, научно-популярной литературы и складывается из сострадания к героям, наблюдения над их поведением и поступками.
Аргументами здесь будут считаться: литературные произведения, обращения к материалам газет и журналов, ссылки на высказывания знаменитых людей, пословицы и поговорки, научные факты, доводы и т. д.
— Обсуждение аргументов.
-
Домашнее задание
Написать свои аргументы к тексту Ч. Айтматова (2-3) или свой вариант сочинения.
-
Рефлексия (Слайд 17)
1. Что дал вам сегодняшний урок?
2. На каком уровне готовности к сочинению по тексту в формате ЕГЭ находитесь вы после сегодняшнего урока?
7
Министерство образования и
науки Республики Дагестан
Городское управление
образованием г. Избербаш
Муниципальное казённое общеобразовательное
учреждение «СОШ №2»
Разработка открытого урока по русскому языку в 11 классе по теме:
«Подготовка к написанию сочинения в формате
ЕГЭ»
Учитель:
Гусенкадиева С.И
Избербаш
2017г.
Тема: Подготовка к написанию сочинения в формате
ЕГЭ.
Цели урока:
— подготовка к написанию домашнего сочинения — рассуждения,
подготовка к ЕГЭ;
-развитие речи и аналитических способностей учащихся;
— воспитание чувства нравственной полноценности человека;
Задачи урока:
Образовательные: продолжить подготовку к
выполнению 25-ого задания ЕГЭ, отрабатывать умение составлять композицию сочинения-рассуждения,
Развивающие: развивать умение работать с текстом, вести
исследовательскую работу, делать логические выводы.
Воспитательные: воспитывать в старшеклассниках
осознание ценности памяти, символизирующей нерасторжимую связь времён, важность
воспоминаний.
Тип урока: урок-практикум с элементами исследовательской
работы.
Оборудование урока: ноутбук, проектор, колонки, презентация, раздаточный
материал.
Подготовка к уроку:
Класс заранее разбивается на 4 группы.
Ход урока.
I.
Организационный
момент.
1. Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня
мы будем работать в группах. Я надеюсь, что на уроке у нас будет царить
взаимовыручка, готовность прийти друг другу на помощь. Пожелаем друг другу
успеха!
2.Мотивация деятельности.
На днях я стала свидетелем разговора двух подростков о
ЕГЭ по русскому языку и услышала столько возмущений: и заданий много, и
сочинение сложное… Согласны ли вы с ними?
3. Формулировка учениками цели урока.
(слайд 2)
— Как вы думаете, какова основная цель данного урока?
(Продолжить подготовку к выполнению 25-ого задания
ЕГЭ: отрабатывать умение работать над первыми 4 критериями. ( Критерий К1 –К4).
4. Эпиграф урока: (слайд 3)
Дорогу осилит идущий!
— Как вы понимаете смысл данных слов латинской цитаты?
II.
Работа
по теме урока.
1. Актуализация знаний. (слайд
4)
1. Сколько баллов набирает выпускник за правильное
выполнение ЕГЭ?
(57 баллов за 100-процентное выполнение ЕГЭ).
2. А сколько баллов из 57 выпускник набирает за
задание №25 – сочинение рассуждение по тексту? (24 балла)
Значит, наша задача – научиться писать сочинение-рассуждение
по тексту как можно лучше.
3. Каков должен быть объём сочинения? Что грозит
выпускнику, если норма количества слов в сочинении будет меньше установленной
нормы?
( Менее 150, но более 70 – баллы по критериям
уменьшаются, менее 70 слов – выпускник получает 0 баллов).
4. Из скольких обязательных пунктов должна состоять
композиция сочинения-рассуждения по предложенному тексту?
(1. Проблема.
2.
Комментарий.
3.
Позиция
автора
4.
Своя
позиция
5.
Аргумент
1
6.
Аргумент
2
7.
Заключение.)
2. Работа с текстом Чингиза
Айтматова.
(распечатанный текст всем
присутствующим + документ с текстом на доске)
Предание говорит,
что жуаньжуаны, захватившие сарозекскую степь в прошлые века, исключительно
жестоко обращались с пленными воинами. При случае они продавали их в рабство в
соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный
раб мог рано или поздно бежать на родину. Тех же, кого жуаньжуаны оставляли у
себя, они подвергали особой процедуре, в результате которой пленный лишался на
всю жизнь памяти, превращался в манкурта раба, не помнящего своего прошлого.
Его освобождали от оков и со временем возвращали ему силу. Лишённый памяти раб-манкурт
стоил дороже десяти обычных здоровых невольников.
Манкурт не знал,
кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и
матери – одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом.
Лишённый понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения
обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому
абсолютно покорен и безопасен для хозяина. Он никогда не помышлял о бегстве.
Для рабовладельца
самое страшное – восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был
единственным в своём роде исключением – ему в корне чужды были побуждения к
бунту, неповиновению. И потому не было необходимости стеречь его, держать
охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака,
признавал только своих хозяев. Все его замыслы сводились к утолению чрева.
Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно,
неуклонно. Повеление хозяина для манкурта было превыше всего.
Куда легче
заковать пленного, нанести увечье или причинить другой вред для устрашения
духа, нежели отбить у человека память, разрушить в нём разум, вырвать корни
того, что пребывает с человеком до последнего вздоха, оставаясь его
единственным обретением, уходящим вместе с ним и недоступным для других. Но
кочевые жуаньжуаны, вынесшие из своей кромешной истории самый жестокий
вид варварства, посягнули и на эту
сокровенную суть человека. Они нашли способ отнимать у рабов их живую память,
нанося человеческой натуре самое тяжкое из всех мыслимых и немыслимых
злодеяний.
Рассказывают,
как мать, разыскав сына, превращённого в манкурта, причитала: «Можно отнять
землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь, но кто придумал, кто смеет
покушаться на память человека?! Господи, если ты есть, как внушил ты такое людям? Разве мало зла на земле и без того?»
«Вспомни, как тебя зовут, вспомни своё имя!» — умоляла она сына. Но тщетны были
её призывы, манкурт не узнал её, не вспомнил себя, по приказу хозяина он пустил
стрелу в её сердце.
С
тех пор, говорят, стала летать в сарозекской степи по ночам белая птица.
Встретив путника, птица летит поблизости с возгласами: «Вспомни, чей ты! Как
твоё имя?..»
1) Определение
проблемы (К1 – 1б).
-Для начала
давайте вспомним, что такое проблема? ( Проблема — вопрос, который
интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья)
Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их
определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор?
Обратимся снова к тексту.
Задание группам: 1.Послушайте
текст. Перескажите. О чём он? Найдите ключевые слова
(память, раб-манкурт, лишенный памяти, понимания собственного «я»). Значит,
текст о памяти. (Слайд 6)
Повторяем
орфографию: Какую орфограмму вы увидели в этом слове? (чередующуюся
гласную). К какому заданию ЕГЭ относится данная орфограмма? (задание 8)
2.Сформулируйте, на ваш
взгляд, самую главную проблему.
3.Зачитывание проблем
каждой группой. Определение главной проблемы.(Слайд 7)
Критерии сочинения |
образец |
К1. проблема |
Проблема памяти о своих |
2. Составление комментария к проблеме (К2 – 3б). (Слайд
8, 9)
Задание: Попробуйте пересказать текст от лица автора. Что
и как он говорит? (каждая группа зачитывает свой вариант). Выберите один
из видов комментария: текстуальный (следуя за автором в раскрытии
проблемы) или концепционный (интерпретация
проблемы исходного текста); Следует помнить, что в любом случае комментарий
должен опираться на прочитанный текст.
Групповое обсуждение комментариев, сравнение и запись
в таблицу.
Критерии сочинения |
образец |
К1. проблема |
Проблема памяти о своих истоках (Какова |
К2. комментарий |
(Текстуальный) |
3.Формулировка авторской позиции (К3-1б).
Давайте вспомним, что такое позиция автора? (Слайд 10)
Позиция автора – это вывод, к которому приходит
автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.
Какова же авторская позиция? (Что
хотел сказать автор? Какова была цель его высказывания? Ради чего он всё это
написал? Как он сам относится к поставленной проблеме?) (Слайд 11, 12)
Задание: написать вариант выражения
авторской позиции, используя клише и свой вариант.
Критерии сочинения |
образец |
К1. проблема |
Проблема памяти о своих истоках (Какова |
К2. комментарий |
(Текстуальный) |
К3. позиция автора |
Писатель считает, что никто не смеет покушаться на |
4. Аргументация собственного мнения (К4-3б). (Слайд
13, 14)
Согласны ли вы с мнением автора? Выражаем свое мнение.
На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит
в том, чтобы сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента,
доказывающие справедливость мнения автора и вашего мнения.
Давайте вспомним, что такое аргументы, какие
аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?
Аргумент – суждение, довод, приводимый
пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения.
Аргументы приводятся на основе: (Слайд 14, 15)
1.жизненного опыта, который возникает ходе
реальных событий, происходящих в жизни, а также наблюдения и переживания
различных жизненных ситуаций.
2.читательского опыта, который приобретается
при прочтении художественной, публицистической, научно-популярной литературы и
складывается из сострадания к героям, наблюдения над их поведением и
поступками.
Аргументами здесь будут считаться: литературные
произведения, обращения к материалам газет и журналов, ссылки на высказывания
знаменитых людей, пословицы и поговорки, научные факты, доводы и т. д.
— Обсуждение аргументов.
III.
Домашнее
задание
Написать свои аргументы к тексту Ч. Айтматова (2-3)
или свой вариант сочинения.
IV.
Рефлексия
(Слайд 17)
1. Что дал вам сегодняшний урок?
2. На каком уровне готовности к сочинению по тексту в
формате ЕГЭ находитесь вы после сегодняшнего урока?
Что происходит с человеком, лишенным памяти?
Что происходит с человеком, лишенным памяти, — вот проблема, поставленная в тексте Ч.Т Айтматовым.
Автор рассказывает о древнем предании, где говорится, что самым страшным наказанием для человека является потеря памяти. Забыв прошлое, герой предания, раб, становился манкуртом, « бессловесной тварью», совсем не осознающим себя человеческим существом»: «абсолютно покорен и безопасен для хозяина». Предание потрясает и писателя, и читателя. Самым ярким эпизодом в тексте является рассказ о матери, которая, найдя плененного сына, пытаясь пробудить в нем память, кричит: «Вспомни, как тебя зовут, вспомни своё имя!». Но все напрасно, манкурт, не узнав родной матери, по приказу хозяина пускает стрелу в ее сердце.
Позицию Ч.Т.Айтматова определить просто: пленным воинам лучше было стать проданным рабом, чем манкуртом, человеком, лишенным памяти. Отнять у воина прошлое – значит, нанести «человеческой натуре самое тяжкое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний».
Я согласна с точкой зрения автора. Лишая человека памяти, мы отбираем у него свободу, и он перестает быть личностью. О роли памяти писали известные ученые, писатели, публицисты.
Так, великий русский учёный девятнадцатого века И.М.Сеченов в своем классическом труде «Рефлексы головного мозга» назвал память человека «едва ли не самым великим чудом животной и особенно разумной организации». Исследователь приводит в работе интереснейшие примеры, связанные с памятью человека.
В Интернете, в статье «Потерявшие память», рассказывается о людях, которые вдруг забыли все о себе. Повествование начинается с истории Павла, который несколько лет назад потерял память, по прошествии времени озарение и воспоминание так и не пришли. Память начала отсчет заново. Конечно, родные рассказывали ему о той, его прошлой жизни. Но все это Павел знает с чужих слов. Как же сложно жить молодому человеку!
Патрик Модиано, французский писатель и сценарист, лауреат Нобелевской премии по литературе 2014 года, получил эту высокую награду за книгу о человеке,потерявшем память.«Я никто. Просто светлый силуэт, в этот вечер, на террасе кафе», — этими словами начинается роман. Ги Ролан — такое имя получает пораженный потерей памяти герой от частного детектива, к которому обратился с просьбой разыскать следы его прошлой жизни. Дальнейшее расследование ему придется вести самому, шаг за шагом приближаясь к необыкновенной разгадке своей судьбы.
Таким образом, человек, лишенный памяти, теряет все: Родину, семью, профессию, превращаясь в человека Никто….
P.S. В сочинении три аргумента. Один, по вашему усмотрению, необходимо удалить.
Добавить комментарий
По тексту Айматова Предание начиналось с того, что кочевые племена жуаньжуанов
Важность помнить и признавать свое прошлое, бесспорна. Наша память, наши воспоминания — это часть нас. Забыть свои воспоминания о прошлом — значит потерять свою сущность.
Именно над проблемой память предлагает порассуждать Чингиз Торекулович Айматов в своем произведение «И дольше века длился день».
Автор делится с нами преданием о кочевых племенах хуаньжуанов, прославившихся своей страшной жестокостью.
Они придумали особый обряд, превращавший человека, личность в безвольного раба-манкурта. Только существо без памяти,
не помнящее своих истоков может быть манкуртом и именно это и является главным побочным эффектом чудовищного ритуала.
Позиция автора в этом вопросе однозначна: именно воспоминания дают право человеком быть таковым. Его переживания за тех людей и за их участь можно увидеть в приложениях 1-2. Рассказчик осознает, что человек без воспоминаний — не человек. Теперь, по мнению автора, это безвольная кукла, не имеющая своих желаний.
Я полностью согласна с автором этого текста. Сохранить в памяти свое прошлое важно прежде всего для того, чтобы знать куда двигаться дальше. Прошлое показывает нам наши ошибки, помогает
нам сделать выводы и является частью нас.
Порой наши воспоминания причиняют нам боль. Причиной этого могут быть люди, с которыми нам больше не суждено встретиться, или же чувства, которые нам больше не предстоит испытать. Независимо от того, как больно нам может быть, мы не должны никогда выбрасывать из памяти наше прошлое, ведь это часть нас самих, это сделало нас теми, кем мы являемся в настоящем.
Так&;;#184; в произведение Элеонор Портер «Полианна» приветствуется о маленькой девочке, недавно потерявшей отца, последнего из близких родственников. Как бы больно ей ни было хранить его в памяти, потеряй, она, свои воспоминания об отце, она вместе с тем лишилась бы и светлых моментов, которые он ей дарил. К тому же, он научил ее одной игре «найди что-то&;;#184; чему можно радоваться».
Именно эта игра помогает преодолеть Полианне все невзгоды и никогда не отчаиваться, что лишний раз доказывая, что несмотря на невозвратность воспоминаний, что, несомненно, заставляет печалиться, они так же могут помочь в трудной ситуации и поднять настроение.
Нельзя отрицать необходимость помнить не только свою историю, но и историю всего человечества, ведь ты его часть. В антиутопии » О дивный новый мир», написанной Олдосом Хагсли показывается проблема памяти именно с такой стороны.
В центре сюжета мир в будущем, где привычных для нас устоев больше не существует. Каждый человек принадлежит к конкретной касте и имеет свои определенные функции. Повторяющиеся изо дня в день. С детства человеку внушают его место, его цели и, даже мысли и поступки. Прошлое для всех них кажется чем-то неправильным и даже ужасным, в то время как их система представляется им идеальной.
Эта система действительно очень удобна: больше не существует войн, конфликтов, преступлений. Но так ли все безоблачно, как кажется? Они проживают день за днем ничего не испытывая, они не совершают ошибок, но они и не чувствуют удовлетворения от побед.
Автор дает ужасающее осознание того, что может случиться с нашей планетой в будущем. И, главное, помогает понять, как важно анализировать и главное иметь и помнить свое прошлое и к чему может привести попытка забыть его. Т
Этот текст помог мне осознать, какая ценность наше прошлое. Мы часто не придаем значение важности воспоминаниям и, лишь потеряв их, осознаем это. Каждый год, день нашей жизни — это наша память.
В течение нашей жизни мы строим себя: наш характер, наши суждения и память — без сомнения, есть основа всему этому.
По тексту Айматова Предание начиналось с того, что кочевые племена жуаньжуанов
Слайд 1
Подготовка к ЕГЭ Комплексная работа по теме: «Память» (от слова — к тексту) Способы аргументации в сочинении-рассуждении Урок подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ Заволжского лицея Голубевой Е.А.
Слайд 2
Цель урока Развитие навыков составления текста по определенной модели. Знакомство со способами аргументации в сочинении-рассуждении Изучение композиции части «аргумент из читательского опыта» Повторение орфографии и пунктуации
Слайд 3
Что такое память? Память – это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления и опыт. (из словаря С. Ожегова и Н. Швецовой). О ком (о чем) хранит человек память? Как сохранить память?
Слайд 4
ПАМЯТЬ О предках О героях войны и труда О традициях прошлого О страницах истории
Слайд 6
Орфографическая пятиминутка Великая О течеств енн ая война, с которой связа н ы тысячью не вид и мых нитей, страницы войны, запечатл енн ые в фото альбоме, прославленная бабушка, труж ениц а тыла, знаменитый дед, учас т ник С талинградской битвы, улицы Ленинграда, разруше нн ые бомбе ж кой, сто двадцать пять бл о кадных граммов хлеба, Б рестская крепость, подвиг солдат-памфиловцев, Александра Матросова, Николая Гастелло, могила Н еизвестного солдата.
Слайд 7
Повторим пунктуацию 1) Сейчас где бы я ни жил у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. 2) Наоборот я все чаще и чаще чувствую что мне не хватает дедушкиного дома. 3) Может быть потому что дедушкиного дома уже нет старые умерли а молодые переехали в город. 4) А когда он был все не хватало времени бывать там чаще я его все оставлял про запас. 5) А вот теперь там никого нет и мне кажется что я ограблен что какой-то мой главный корень обрублен.
Слайд 8
Задания Списать, расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический анализ предложений Составить схемы предложений
Слайд 9
Повторим пунктуацию 1) Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. (СПП с параллельным подчинением) 2) Наоборот, я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома. (СПП с придаточным изъяснительным) 3) Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет : старые умерли, а молодые переехали в город. (СП с подчинительной, бессоюзной, сочинительной связью) 4) А когда он был, все не хватало времени бывать там чаще : я его все оставлял про запас .(СП с подчинительной и бессоюзной связью) 5) А вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен. (СП предложение с подчинительной (однородное подчинение) и сочинительной связью)
Слайд 10
Проблема памяти в тексте Ч.Айтматова Прочитайте отрывок из романа «Буранный полустанок». Подумайте, как раскрывается в нем проблема памяти. Ч.Айтматов – известный русский писатель. Во всех его произведениях присутствует философская мысль о преемственности – связи прошлого с настоящим. Каждое новое поколение должно и обязано помнить все, что сделано предшествующим поколением. Тем самым писатель поднимает проблемы самосознания: осознания человеком своего собственного «Я», своей истории. Ч. Айтматов, рассматривая, проблему исторической памяти, показывает как она осмысливалась людьми в далеком прошлом и как она осознается сегодня.
Слайд 11
(1)Предание говорит, что жуаньжуаны, захватившие сарозекскую степь в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. (2)При случае они продавали их в рабство в соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный раб мог рано или поздно бежать на родину. (3)Тех же, кого жуаньжуаны оставляли у себя, они подвергали жесточайшей процедуре, в результате которой пленный лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта – раба, не помнящего своего прошлого. (4)Его освобождали от оков и со временем возвращали ему силу. (5)Лишённый памяти манкурт стоил дороже десяти обычных здоровых рабов. (6)Такой невольник не знал, кто он, какого рода-племени, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери – одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. (7)Лишённый понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. (8)Такой раб был равнозначен бессловесной твари: абсолютно покорен и безопасен для хозяина. (9)Он никогда не помышлял о бегстве. (10)Для рабовладельца восстание раба страшнее всего. (11)Каждый раб потенциально мятежник. (12)Манкурт был единственным в своём роде исключением: ему в корне чужды были побуждение к бунту, стремление не повиноваться. (13)И потому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. (14)Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. (15)Все его помыслы сводились к утолению голода. (16)Других забот такой раб не знал, зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. (17)Для него повеление хозяина было превыше всего.
Слайд 12
(18)Легче заковать пленного, нанести увечье или причинить другой вред для устрашения духа, нежели отбить у человека память, разрушить в нём разум, вырвать корни того, что пребывает с человеком до последнего вздоха, оставаясь его единственным обретением, которое уходит вместе с ним, остается недоступным для других. (19)Но кочевые жуаньжуаны, вынесшие из своей кромешной истории самый жестокий вид варварства, посягнули и на эту сокровенную суть человека. (20)Они нашли способ отнимать у рабов их живую память, нанося человеческой натуре самое тяжкое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний. (21)Рассказывают, что мать, разыскав сына, которого превратили в манкурта, причитала: «(22)Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь, но кто придумал, кто смеет покушаться на память человека?! (23)О Господи, как внушил ты такое людям? (24)Разве мало зла на земле и без того?» (25)«Вспомни, как тебя зовут, вспомни своё имя!» — умоляла она сына. (26)Но тщетны были её призывы, манкурт не узнал мать, не вспомнил себя, по приказу хозяина он пустил стрелу в её сердце. (27)С тех пор, говорят, появилась в сарозекской степи по ночам белая птица. (28)Повстречав путника, птица летит поблизости с возгласами: «(29)Чей ты? (30)Как твоё имя?..» (По Ч. Айтматову)
Слайд 13
Художественный стиль Если позиция автора публицистического текста обычно выражена четко и ясно, то выявление авторской позиции в тексте художественного стиля может потребовать от вас б o льших усилий. Постарайтесь ответить на следующие вопросы: Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Какую конкретную ситуацию он рисует? Как оценивает поступки героев? Обратите внимание на слова, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение – сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам. итоги
Слайд 14
План 1 части сочинения 1) Вступление 2) Проблема 3) Комментарий к проблеме (концепционный) 4) Текстуальный комментарий 5) Позиция автора
Слайд 15
Метод незаконченного предложения Текст Ч.Айтматова показался мне… Писатель рассказывает легенду о … Автор поднимает проблему… Эта проблема … Она обсуждается на страницах печати, в телепередачах. Действительно, … интересным манкуртах . памяти относится к разряду вечных память – это самое главное, что есть у человека. Мы храним память о своих предках, о славных страницах истории. Что будет, если человека лишить памяти? Об этом рассказывает Ч.Айтматов. анализ
Слайд 16
Анализ позиции автора Текст Айтматова относится к художественному стилю, поэтому Но рассказанная писателем история не может оставить …. Эмоциональное воздействие на читателя усиливают… . эпитеты: Самым трагичным представляется эпизод, когда… Позиция автора ясна: … позиция автора не выражена прямо. равнодушным. манкурт по приказу хозяина убивает свою мать. никто не смеет покушаться на память человека. повторы: раб, хозяин, «жесточайшей процедуре», «жестоко обращались»
Слайд 18
Своя позиция — Я согласен с автором. (с чем?) Я полностью разделяю точку зрения автора. Нельзя не согласиться с автором текста. В целом я согласен с автором. Я уважаю позицию автора, но не могу с ним согласиться. Новое !
Слайд 19
Своя позиция Я полностью согласен с автором. Без прошлого нет настоящего, а значит, не будет и будущего. Согласие – несогласие С чем согласны (не согласны)
Слайд 20
Аргументы Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения тезиса — словом, все, что можно подтвердить
Слайд 21
Первый тип аргументов – из читательского опыта Это художественная, публицистическая, научная литература . Аргументами здесь будут считаться: — литературные произведения обращения к материалам газет и журналов (интервью, очерки, репортажи и т.д.), ссылки на высказывания знаменитых людей, — пословицы и поговорки, — научные факты, доводы, гипотезы и т.д., итоги
Слайд 22
Литературный аргумент К проблеме памяти часто обращались классики. Вспомним, например, роман И.Тургенева «Отцы и дети». Базаров, который пренебрежительно относился к «старичкам», отрицал их нравственные устои, умер от пустяковой царапины. И этот драматический финал показывает безжизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций своего народа.
Слайд 23
Литературный аргумент К проблеме памяти часто обращались классики. Вспомним, например, роман И.Тургенева «Отцы и дети». Базаров, который пренебрежительно относился к «старичкам», отрицал их нравственные устои, умер от пустяковой царапины. И этот драматический финал показывает безжизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций своего народа. Ссылка на лит-ру Свои размышления Вспомним итоги
Слайд 24
Публицистическая литература Не так давно в журнале «Вокруг света» я прочитал статью об острове Пасхи. Я узнал, что на этом острове находятся циклопические каменные изваяния, которые уже долго волнуют умы ученых всего мира. Для чего люди соорудили эти огрoмныe статуи? Как островитянам удавалось поднимать многотонные каменные глыбы? Но местные жители (а их осталось чуть более двух тысяч человек) не знают ответов на эти вопросы: нить, связующая поколения, прервалась, опыт предков безвозвратно утрачен, и только безмолвные каменные колоссы напоминают о великих свершениях прошлого.
Слайд 25
Публицистическая литература Не так давно в журнале «Вокруг света» я прочитал статью об острове Пасхи. Я узнал, что на этом острове находятся циклопические каменные изваяния, которые уже долго волнуют умы ученых всего мира. Для чего люди соорудили эти огрoмныe статуи? Как островитянам удавалось поднимать многотонные каменные глыбы? Но местные жители (а их осталось чуть более двух тысяч человек) не знают ответов на эти вопросы: нить, связующая поколения, прервалась, опыт предков безвозвратно утрачен, и только безмолвные каменные колоссы напоминают о великих свершениях прошлого. Ссылка на газету Свои размышления Я узнал…
Слайд 26
Цитаты 1. Прошлое не мертво. Оно даже не прошло (У Фолкнер, американский писатель). 2. Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова (Д. Сантаяна. американский философ). 3. Помни о тех, кто был, без кого ты бы не был (В. Тальников, русский писатель). 4. Народа умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю (Ф. Абрамов, русский писатель). Словарь афоризмов
Слайд 27
Ссылка на научную литературу Факты Древние персы запрещали порабощенным народам учить своих детей грамоте и музыке. Это было самое страшное наказание, потому что разрывались живые нити с прошлым, разрушалась национальная культура. Футуристы выдвинули лозунг: «Сбросить Пушкина с парохода современности». Но в пустоте творить невозможно. Не случайно в творчестве зрелого Маяковского ощущается живая связь с традициями русской классической поэзии. Изучая историю древнего мира, я узнал, что… Изучая историю литературы 20 века, я узнал, что… Ссылка научную литературу Свои размышления Факт
Слайд 28
Итоги урока О чем (о ком) хранит человек память? Чем отличается позиция автора публицистического стиля от позиции автора художественного стиля? Какие способы аргументации из читательского опыта вы запомнили? Как строится часть «аргумент из читательского опыта»?
Слайд 29
Домашнее задание 1) Написать свои аргументы к тексту Ч.Айтматова (2-3) или свой вариант сочинения. 2) Дополнительное задание: выполнить задания В1-В8 по тексту Ч.Айтматова (для желающих)
Слайд 30
Рефлексия Выскажите свои впечатления по поводу дистанционного урока. Что вам понравилось? Что показалось трудным? Захотелось ли вам продолжить проведение дистанционных уроков? спасибо за урок!
Слайд 31
Интернет-ресурсы http://belolikovi.narod.ru/goremikin_fot.files/gor_1.jpg — фотография http://fotki.yandex.ru — фотографии http://aida.ucoz.ru/load/7 — фон http://www.lenagold.ru/ — клипарт http://www.it-n.ru/ — физминутка для глаз
Урок русского языка в 11 классе по теме:
«Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ»
Учитель: Маллаева П. Г.
Избербаш 2016
Тема: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.
Цели урока:
— подготовка к написанию домашнего сочинения — рассуждения, подготовка к ЕГЭ;
-развитие речи и аналитических способностей учащихся;
— воспитание чувства нравственной полноценности человека;
Задачи урока:
Образовательные: продолжить подготовку к выполнению 25-ого задания ЕГЭ, отрабатывать умение составлять композицию сочинения-рассуждения, Развивающие: развивать умение работать с текстом, вести исследовательскую работу, делать логические выводы.
Воспитательные: воспитывать в старшеклассниках осознание ценности памяти, символизирующей нерасторжимую связь времён, важность воспоминаний.
Тип урока: урок-практикум с элементами исследовательской работы.
Оборудование урока: ноутбук, проектор, колонки, презентация, раздаточный материал.
Подготовка к уроку:
Класс заранее разбивается на 4 группы.
Ход урока.
-
Организационный момент.
1. Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем работать в группах. Я надеюсь, что на уроке у нас будет царить взаимовыручка, готовность прийти друг другу на помощь. Пожелаем друг другу успеха!
2.Мотивация деятельности.
На днях я стала свидетелем разговора двух подростков о ЕГЭ по русскому языку и услышала столько возмущений: и заданий много, и сочинение сложное… Согласны ли вы с ними?
3. Формулировка учениками цели урока. (слайд 2)
— Как вы думаете, какова основная цель данного урока?
(Продолжить подготовку к выполнению 25-ого задания ЕГЭ: отрабатывать умение работать над первыми 4 критериями. ( Критерий К1 –К4).
4. Эпиграф урока: (слайд 3)
Дорогу осилит идущий!
— Как вы понимаете смысл данных слов латинской цитаты?
-
Работа по теме урока.
1. Актуализация знаний. (слайд 4)
1. Сколько баллов набирает выпускник за правильное выполнение ЕГЭ?
(57 баллов за 100-процентное выполнение ЕГЭ).
2. А сколько баллов из 57 выпускник набирает за задание №25 – сочинение рассуждение по тексту? (24 балла)
Значит, наша задача – научиться писать сочинение-рассуждение по тексту как можно лучше.
3. Каков должен быть объём сочинения? Что грозит выпускнику, если норма количества слов в сочинении будет меньше установленной нормы?
( Менее 150, но более 70 – баллы по критериям уменьшаются, менее 70 слов – выпускник получает 0 баллов).
4. Из скольких обязательных пунктов должна состоять композиция сочинения-рассуждения по предложенному тексту?
(1. Проблема.
-
Комментарий.
-
Позиция автора
-
Своя позиция
-
Аргумент 1
-
Аргумент 2
-
Заключение.)
2. Работа с текстом Чингиза Айтматова.
(распечатанный текст всем присутствующим + документ с текстом на доске)
Предание говорит, что жуаньжуаны, захватившие сарозекскую степь в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. При случае они продавали их в рабство в соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный раб мог рано или поздно бежать на родину. Тех же, кого жуаньжуаны оставляли у себя, они подвергали особой процедуре, в результате которой пленный лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта раба, не помнящего своего прошлого. Его освобождали от оков и со временем возвращали ему силу. Лишённый памяти раб-манкурт стоил дороже десяти обычных здоровых невольников.
Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери – одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишённый понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен для хозяина. Он никогда не помышлял о бегстве.
Для рабовладельца самое страшное – восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своём роде исключением – ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. И потому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. Все его замыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Повеление хозяина для манкурта было превыше всего.
Куда легче заковать пленного, нанести увечье или причинить другой вред для устрашения духа, нежели отбить у человека память, разрушить в нём разум, вырвать корни того, что пребывает с человеком до последнего вздоха, оставаясь его единственным обретением, уходящим вместе с ним и недоступным для других. Но кочевые жуаньжуаны, вынесшие из своей кромешной истории самый жестокий вид варварства, посягнули и на эту сокровенную суть человека. Они нашли способ отнимать у рабов их живую память, нанося человеческой натуре самое тяжкое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний.
Рассказывают, как мать, разыскав сына, превращённого в манкурта, причитала: «Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь, но кто придумал, кто смеет покушаться на память человека?! Господи, если ты есть, как внушил ты такое людям? Разве мало зла на земле и без того?» «Вспомни, как тебя зовут, вспомни своё имя!» — умоляла она сына. Но тщетны были её призывы, манкурт не узнал её, не вспомнил себя, по приказу хозяина он пустил стрелу в её сердце.
С тех пор, говорят, стала летать в сарозекской степи по ночам белая птица. Встретив путника, птица летит поблизости с возгласами: «Вспомни, чей ты! Как твоё имя?..»
1) Определение проблемы (К1 – 1б).
-Для начала давайте вспомним, что такое проблема? ( Проблема — вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья)
Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту.
Задание группам: 1.Послушайте текст. Перескажите. О чём он? Найдите ключевые слова (память, раб-манкурт, лишенный памяти, понимания собственного «я»). Значит, текст о памяти. (Слайд 6)
Повторяем орфографию: Какую орфограмму вы увидели в этом слове? (чередующуюся гласную). К какому заданию ЕГЭ относится данная орфограмма? (задание 8)
2.Сформулируйте, на ваш взгляд, самую главную проблему.
3.Зачитывание проблем каждой группой. Определение главной проблемы.(Слайд 7)
Критерии сочинения |
образец |
К1. проблема |
Проблема памяти о своих истоках (Какова роль памяти в формировании личности человека? Что происходит с человеком, лишенным памяти?) |
2. Составление комментария к проблеме (К2 – 3б). (Слайд 8, 9)
Задание: Попробуйте пересказать текст от лица автора. Что и как он говорит? (каждая группа зачитывает свой вариант). Выберите один из видов комментария: текстуальный (следуя за автором в раскрытии проблемы) или концепционный (интерпретация проблемы исходного текста); Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст.
Групповое обсуждение комментариев, сравнение и запись в таблицу.
Критерии сочинения |
образец |
К1. проблема |
Проблема памяти о своих истоках (Какова роль памяти в формировании личности человека? Что происходит с человеком, лишенным памяти?) |
К2. комментарий |
(Текстуальный) Эту проблему автор рассматривает на примере легенды о племени жуаньжуанов, насильственно отнимающих память у пленников. Айтматов отмечает, что раб-манкурт, лишённый памяти, равнозначен бессловесной твари. |
3.Формулировка авторской позиции (К3-1б).
Давайте вспомним, что такое позиция автора? (Слайд 10)
Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.
Какова же авторская позиция? (Что хотел сказать автор? Какова была цель его высказывания? Ради чего он всё это написал? Как он сам относится к поставленной проблеме?) (Слайд 11, 12)
Задание: написать вариант выражения авторской позиции, используя клише и свой вариант.
Критерии сочинения |
образец |
К1. проблема |
Проблема памяти о своих истоках (Какова роль памяти в формировании личности человека? Что происходит с человеком, лишенным памяти?) |
К2. комментарий |
(Текстуальный) Эту проблему автор рассматривает на примере легенды о племени жуаньжуанов, насильственно отнимающих память у пленников. Айтматов отмечает, что раб-манкурт, лишённый памяти, равнозначен бессловесной твари. |
К3. позиция автора |
Писатель считает, что никто не смеет покушаться на память человека. |
4. Аргументация собственного мнения (К4-3б). (Слайд 13, 14)
Согласны ли вы с мнением автора? Выражаем свое мнение.
На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в том, чтобы сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающие справедливость мнения автора и вашего мнения.
Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?
Аргумент – суждение, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения.
Аргументы приводятся на основе: (Слайд 14, 15)
1.жизненного опыта, который возникает ходе реальных событий, происходящих в жизни, а также наблюдения и переживания различных жизненных ситуаций.
2.читательского опыта, который приобретается при прочтении художественной, публицистической, научно-популярной литературы и складывается из сострадания к героям, наблюдения над их поведением и поступками.
Аргументами здесь будут считаться: литературные произведения, обращения к материалам газет и журналов, ссылки на высказывания знаменитых людей, пословицы и поговорки, научные факты, доводы и т. д.
— Обсуждение аргументов.
-
Домашнее задание
Написать свои аргументы к тексту Ч. Айтматова (2-3) или свой вариант сочинения.
-
Рефлексия (Слайд 17)
1. Что дал вам сегодняшний урок?
2. На каком уровне готовности к сочинению по тексту в формате ЕГЭ находитесь вы после сегодняшнего урока?
7