Представление сказочного персонажа сказка о мертвой царевне и семи богатырях

Конспект урока по литературе  в 5 классе по УМК В.Ф Чертова

Тема урока: Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»

Класс: 5

Предмет: литература

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование урока: презентация, толковые словари, иллюстративный материал.

Цели урока: работа над образом литературного героя.

Задачи:

Обучающие: закрепить знания обучающихся о художественном образе и эпитете;

Развивающие: формировать навыки работы с художественным текстом и навыки устного высказывания о литературном персонаже;

Воспитательные: воспитание чувства доброты и внимания к окружающему миру; воспитание чуткого отношения к художественному слову.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

время

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

3 мин.

Звучит музыка. Идёт показ слайдов с иллюстрациями к сказке. Слайд №1-14

Смотрят иллюстрации.

Познавательные

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала ( понятие образа), необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

3 мин.

— Узнали ли вы сказку по иллюстрациям?

— Что это за сказка?

— Когда впервые вы познакомились с ней?

— Кто из героев вам больше всего понравился?

— У кого из них нет имен собственных?

— Сформулируйте тему нашего урока. . Слайд №15

Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое эпитет в сказке.

10 мин.

Письменная работа

Эпитеты в «Сказке о мёртвой …».

-Найдите в тесте сказки прилагательные, которые помогут нам нарисовать образ царевны. Запишите их в тетрадь.  Слайд №16

— Как называется  художественный приём, который использует  А.С.Пушкин в сказке для характеристики главной героини и других образов. Слайд №17

— Данный приём помогает нам ярче представить образ царевны.

 работа с толковым словарём

( «милая», «кроткая», «красная», «смиренная»)

Работа с текстом. Запись в тетрадь.

Ответ обучающихся.

Работа со словарём. Дети читают словарные статьи.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

15 мин.

— Чтобы образ царевны был полным обратимся к тексту.

-В этом нам поможет план слайд №18

— Выполнять работу будем в группах.

План

1.Представление сказочного персонажа

2. Описание внешности

3. Черты характера

4. Отношение к окружающим.

5. Отношение к герою окружающих (Царя, Чернавки, братьев, Елисея, злой Царицы, Соколко)

6. Кому герой противопоставлен в сказке?

Выполняют задание в группах.

1 группа(1,2 пункт плана)

2 группа(3,4 пункт плана)

3 группа(5,6 пункт плана)

Аргументация собственного мнения.

Анализ образа с целью   составления целого из частей (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

7 мин.

 Найдите пословицу, которая, по вашему мнению, могла бы стать эпиграфом нашего урока. Слайд №19


 Не все то золото, что блестит.
 Гордым Бог противится, а смиренным даёт благодать.
 Родилась пригожа, да по нраву негожа.
 Хорош ликом, да душа пришита лыком. . Слайд №20

-У вас на столах  тучи. Закройте ими те слова, которые не характеризуют пушкинскую царевну.

Завистливая

Добрая

Нежная

Капризная

Преданная

Милосердная

Злая

Уважительная

-Назовите слова, характеризующие царевну (фронтальная проверка).

 Слайд №21

Урок подошёл к концу.

-Ребята, давайте оценим нашу общую работу на уроке. Возьмите в руки то солнышко, которое соответствует вашему настроению: солнышко грустит- урок не понравился, улыбается- понравился, остались вопросы- солнышко в тучке.

VI.  Домашнее  задание  Слайд № 22

-Кроме царевны в сказке  есть и другие герои,  их характеристика и будет вашим домашним заданием. Вопрос 5 или 7 на стр. 164.

 Выучите наизусть один из фрагментов сказки («Королевич Елисей в поисках своей невесты…»…)

 Подбирают эпиграф, аргументируют свою точку зрения.

Работа в парах

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Записывают домашнее задание.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

1 мин

В образе главной героини «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин воплотил народный идеал, в котором гармонично объединились внешняя и духовная красота. Автор наделил сказочную царевну чертами, которые не утрачивают свою ценность и по прошествии веков, это доброта, скромность, верность, трудолюбие.

Описание героини

Иллюстрация А. Куркина

В сказке царевна предстает в образе белолицей и чернобровой русской красавицы с мягким и кротким характером. Ей присущи такие качества, как доброта, скромность, порядочность, трудолюбие. А.С. Пушкин сравнивает героиню с цветком, поэтично описывая, как этот цветок постепенно наполняется красотой и, наконец, распускается: «…царевна молодая, тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась – и расцвела…»  Но красота девушки не способна испортить ее характер, героиня лишена таких черт, как чванливость или высокомерие. Несмотря на знатное происхождение, она ведет себя, как обычная девушка. Ее доброты хватает на всех, с кем сводит ее судьба, она милосердно дарит ее как людям, так и животным.

Царица-мачеха и молодая царевна представляют собой два противоположных полюса. Царица, несмотря на свою красоту, наделена скверным характером и чудовищным самолюбием. Поэт отмечает, что она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Свою роль первой красавицы она готова отстаивать даже ценой жизни другого человека.

Иллюстрация А. Куркина

К сожалению, юная царевна становится жертвой жгучей ненависти и зависти со стороны коварной мачехи, которая любыми способами готова избавиться от девушки. Всему виной – красота падчерицы, о которой мачехе поведало говорящее волшебное зеркальце. Поэт с сочувствием описывает изгнание героини из дома, но даже в эти минуты девушку не покидает чувство доверия к людям. Чернавка, которой царица-мачеха приказывает погубить царевну, тронута добрыми словами, с которыми обращается к ней юная царевна. Поэтому она, «в душе ее любя», нарушает приказ царицы, хотя знает, что такое непослушание может стоить ей жизни. Она оставляет девушку в лесу, и та через некоторое время выходит к большому терему, не подозревая, что его хозяевами являются семь братьев-богатырей.

Переступая порог чужого дома, царевна испытывает неловкость: ведь она вторгается в незнакомое жилище в качестве непрошеной гостьи. Но, будучи порядочной и доверчивой, она надеется, что хозяева терема все же окажутся добрыми людьми и не причинят ей зла. К приходу хозяев она решает прибраться в доме и растопить печь.

Иллюстрация А. Куркина

Увидев семерых красавцев богатырей, царевна очень смущается. Для нее становится неожиданностью, что в тереме живут молодые мужчины. Тем не менее, она по всем правилам приличия «честь хозяям отдала, в пояс низко поклонилась; закрасневшись, извинилась».  Автор показывает, что девушка религиозна: «засветила богу свечку»; трудолюбива: «всё порядком убрала»; верна своему жениху: «мне всех милей королевич Елисей». Таким образом, благодаря художественному мастерству А.С. Пушкина, происходит превращение сказочного персонажа в идеал, наделенный определенными чертами. Образ царевны еще полнее раскрывается через отношение к ней других действующих лиц. Доброе, братское отношение богатырей, преданность Соколко, любовь Елисея – все это помогает читателю лучше оценить качества героини: нежность, благородство, кротость, доверчивость.

В эпизоде с нищенкой, в которую переодевается мачеха, также проявляется душевность героини, ее сострадание и сочувствие к бедности. Она отгоняется пса и протягивает страннице хлеб, который на Руси считается оберегом и символом жизни. Взамен же получает отравленное яблоко, в котором заключена смерть.

Иллюстрация В. Назарука

Вернувшиеся домой богатыри долго оплакивают ненаглядную «сестрицу», но так и не решаются предать ее тело земле. Вместо этого они кладут ее в хрустальный гроб, который подвешивают в пещере. Возможно, они все еще не верят в происходящее и надеются, что царевна когда-нибудь оживет. И чудо действительно происходит. Волшебные силы природы помогают королевичу Елисею отыскать дорогу к невесте. Юноша разбивает крышку гроба, и его возлюбленная оживает. Смерть оказывается бессильна перед большой любовью, которая живет в сердцах героев.

Несмотря на беды, выпавшие на долю царевны, сердце ее не ожесточается. Даже козни жестокой царицы не способны убить в ее душе веру в людей. Она с достоинством переносит все испытания, обретает семерых братьев, готовых ради нее на любой подвиг, воссоединяется со своим избранником Елисеем.

Роль героини в произведении

Иллюстрация В. Назарука

В образе царевны А.С. Пушкин воплотил черты женского идеала, который сложился еще в дохристианские времена. В женщине с давних времен ценилась не только внешняя, но и внутренняя красота, включающая такие качества, как преданность, нежность, надежность, доброта, трудолюбие, ум, отзывчивость, способность любить. Эти качества не утратили своей ценности и в наше время. Несмотря на изменения положения в обществе, женщина все так же считается символом материнской любви, супружеской верности, хранительницей домашнего очага.

Своей сказкой А.С. Пушкин утверждает, что добро всегда побеждает, а зло оказывается наказанным. Великая сила любви возвращает царевну к жизни, так автор вознаграждает героиню за ее верность, преданность и порядочность. Дело заканчивается свадьбой и пышным пиром. Мачеха же, поняв, что проиграла, умирает от злости. Если нести в мир добро, оно обязательно вернется к человеку, ну а злоба обернется только злом, направленным против самого злодея.

Литература

  1. Бойко В волшебной пушкинской стране – М.: Альта, 2010.
  2. Маршак С.Я. Заметки о сказках Пушкина. -М.: Совершенство,2011.
  3. Медриш Д.Н. Путешествие в Лукоморье: Сказки Пушкина и народная культура. – Волгоград, 2009.
  4. Непомнящий В. А.О сказках Пушкина.//Пушкин А.С. Сказки. -М.: Проспект,2007.
  5. Азадовский М.К. Пушкин и фольклор// Сказки Пушкина в школе.- М.: Просвещение, 1972.
  6. Сапожков, С.В. Сказки А.С. Пушкина как поэтический цикл/С.В. Сапожков // Детская литература. – 1991.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 1.8k

Цели:

  • образовательная: ознакомить с истоками
    пушкинских сказок;
  • воспитательная: воспитание чувства красоты,
    заинтересованности в осознанном чтении
    произведений;
  • развивающая: развитие навыков анализа
    стихотворного текста, умений применять знания
    при анализе.

Оборудование: портрет поэта, иллюстрации к
сказке, эпиграф.

Ход урока

1. Чтение учителем стихотворения.

Когда читаю пушкинские сказки,
Живу я в них как будто наяву-
То громко кличу золотую рыбку,
То с белкою чудесной говорю.

(В.Захаров).

2. Слово учителя.

Эти строки будут эпиграфом нашего урока, и вы
уже догадались, что сегодня мы отправимся в
путешествие по удивительной стране, которая
называется “ Страна сказок А.С.Пушкина”.

— А кто знает, где находится эта страна?

(Конечно же, у лукоморья, где кот Баюн
рассказывает сказки).

— Какие сказки Пушкина вы читали, знаете?

Пушкин очень любил сказки, которые ему
рассказывала Арина Родионовна, его добрый ангел
хранитель. С младенчества няня лелеяла Сашу,
благодаря ей он окунулся в мир волшебной сказки,
старинных былей и небылиц. Позднее об этом он
напишет стихотворение.

(Выходит ученик в цилиндре, с тростью и читает
стихотворение).

В вечерней тишине являлась ты веселою
старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою игрушкой,
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила,
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.

Пушкин заслушивался сказками няни и позже. В
долгие зимние вечера, когда за окном бушевала
метель, поэт приходил к няне в светелку послушать
её напевный голос. “ Вечером слушаю сказки няни,
она единственная моя подруга, и с нею только мне
не скучно”, — писал Пушкин в ту пору.

7 сказок записал поэт со слов няни, а затем
расцветил их поэтической фантазией, превратил в
замечательные свои сказки. (Учащиеся
перечисляют сказки поэта)


3. Работа над содержанием “ Сказки о мертвой
царевне и семи богатырях”.

— Викторина по прочитанному (прочитана сказка
дома).

— Чей это портрет?

Белолица, черноброва, нраву кроткого такого.
(Царевна)
— Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
(Царица- мачеха)

— О ком из героев идет речь?

Перед утренней зарёю выезжают погулять,
Белых уток пострелять. (7 богатырей)

— Кто из героев сказки “ зарыдал и пошел к
пустому месту на прекрасную невесту посмотреть
ещё хоть раз”? (Елисей).

— На него она взглянула, тяжелёхонько вздохнула,
восхищенья не снесла и к обедне умерла”?
(Царевна-мать).

Вот мы и назвали основных героев сказки.

— Прочитаем название сказки. Что подчеркивает
автор в названии? Зачем?

(Что это сказка, вымысел. Это давало автору
большую творческую свободу).

— Вспомните, как народная сказка представляет
героев?

(Добрый герой красив, злой уродлив).

— Народная сказка дает цельный образ в единстве
внешней и внутренней характеристики.

Посмотрим, как это происходит в пушкинской
сказке. Совпадает ли внешняя красота героя с
внутренним миром или резко отличается?

— Давайте начнем с первых строк. Зачитаем.

Обратите внимание: о долгих проводах автор
рассказывает двумя строчками.

Каково настроение царицы? Чем подчеркивает
Пушкин ей настроение?

— Какова роль пейзажа?

— Какое слово передает отношение автора к
царице? (Тяжелехонько — это слово озвучивает
картину.) В нем последний вздох царицы, вся её
душа, которая “восхищенья не снесла”. Царица
умирает от любви. Живет она всего в одной строфе,
но что мы можем о ней сказать?

Как будем читать строки, посвященные
царице-матери? (Тихо, задушевно)

— Но вот ритм сказки меняется. Какое слово
заставляет насторожиться и почему?

(Царь женился на другой)

-Читаем описание портрета мачехи.

— Почему красота мачехи не радует? (Внешняя
красота скрывает злой и упрямый характер).

— Пушкин рассказывает нам о приданом новой
царицы. Что это за приданое, какую роль играет оно
в раскрытии характера мачехи?

— Обсуждение. Вывод о несоответствии внешней и
внутренней красоты героини.

— Другое дело царевна. Пушкин сразу в самом
начале сказки подчеркивает гармоничность
царевны.

В чем это выражается? (Портрет, речь, поведение
в трудных испытаниях)
.

Как царевна восприняла решение мачехи? Кто
помогает царевне осуществить злой замысел?

Чернавка. Ещё один образ. Как автор написал это
слово? Почему? Разве это имя? (Так автор
обозначил роль героини – выполнить черное дело.)

— Верит ли царевна, что Чернавка способна
причинить зло? Как об этом говорится в тексте? (Царевна
догадалась и до смерти испугалась).

— Почему Чернавка не исполнила приказ? Есть ли у
Пушкина ответ на этот вопрос? (“Та в душе её
любя”).

Соответствует ли Чернавка своему прозванию?
(Нет. Внешнее Чернавки – это её работа, а
внутреннее – её душа.)

— Имел ли автор основание писать слово с большой
буквы? (Да. Внутренняя значительность Чернавки
очевидна).

— А есть ли в сказке героиня со сходным по
звучанию именем? (Черница).

— Почему Пушкин пишет это имя с маленькой буквы?
Как вы понимаете слово черница, чернец? (Чернец
тот, кто посвятил себя богу)

— Почему царевна обманулась в чернице? Как можно
объяснить хорошее отношение царевны к чернавке? (Доверилась
своему представлению о божьих людях.
Сердечностью, она воспринимает её как
служительницу бога, вдобавок чернавка нищая.).

— Оправдала чернавка хорошее отношение к себе? (Нет.
Она только делала вид, что служит богу).

— Кому служила черница? Есть ли в тексте ответ? (“Поклонилась
и пропала …”, обратите внимание на многоточие,
чернавка исчезла, как нечистая сила, а Чернавка
сама пришла домой).

— Вывод. Пушкин написал слово “ черница” с
маленькой буквы, подсказывая читателю, что она
совсем не та, за кого себя выдает. Её смиренная
внешность обманчива, не совпадает с внутренней
злобой).

В сказке есть ещё один предмет с
несоответствием внешнего и внутреннего.
Догадались? Да. Яблоко.

— Как описывает Пушкин яблоко? Зачитаем. (Подробно,
цвет, вкус, запах).

— Какие эпитеты подбирает, чтобы убедить
царевну съесть яблоко? (Золотое, наливное).

— Красивое яблоко отравлено, в нем есть 2
стороны: внешняя и внутренняя, и снова они в
дисгармонии. Говоря о мачехе, автор прямо указал
на расхождение видимого и сущностного, а здесь
заставляет читателя подумать: почему красивое
яблоко оказалось отравленным? Подумаем?

— Противоречия не всегда на виду (как в истории с
черницей), часто они скрыты, поэтому важно не то,
что яблоко красиво, а то, что оно отравлено.

— Есть кто-нибудь в сказке, кто подозревает
черницу? (Соколко).

Как называет черницу царевна? А кто называет её
“ старушонкой”, “ старухой” и знает о ней всё? (Автор.
В нужный момент он всегда рядом, вот и сейчас
волнуется за царевну, потому что всё о ней знает.
Это отличает литературную сказку от народной,
автор не скрывает своего присутствия).

— Кто из героев сказки является любимым героем
автора, сочетает в себе внешнюю и внутреннюю
красоту? Почему? (Высказывания детей о царевне).

— Как ведет себя царевна в доме богатырей? С кем
её можно сравнить? (Крестьянской девушкой,
Василисой Прекрасной).

— Поступки царевны продиктованы её внутренними
побуждениями. Верностью она заслужила любовь
богатырей. Любовь Елисея воскресила её.

— Чем заканчивается сказка? (Началась сказка
любовью и семейным счастьем, закончилась
торжеством гармонии, любви и добра, созданием
счастливой семьи. Кольцо замкнулось).

4. Домашнее задание.

Подготовить историю сказочного героя (по
выбору).

В сказке мало говорится о царе. Почему автор о
нем ничего не рассказывает? Подготовьте историю
царя.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Предложения из сказок с обращением 5 класс
  • Предложение мостик в итоговом сочинении
  • Предложение которое можно использовать как поговорку в сказке ворона
  • Предложение или предлажение как правильно пишется
  • Предлог из под как пишется слитно и раздельно

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии