Превращения князя гвидона в сказке о царе салтане

Всем известное произведение А.С. Пушкина в полном прочтении имеет довольно длинное наименование. «Сказка о царе Салтане» — только первые четыре слова. Считается, что такое обширное заглавие имитировало названия популярных народных лубочных произведений. А сам сюжет «Сказки…» — достаточно вольная обработка русской народной, записанной Афанасьевым. Также некоторые исследователи творчества поэта указывают на довольно широкую распространенность – к примеру, и у Чосера, и у Карло Гоцци – сюжета, который использовал Пушкин.

Князь Гвидон

Этот персонаж в произведении – один из основных. Проделав долгий и тернистый путь к признанию собственным отцом, от нищеты изгнанника до богатства и величия, он использует, как это принято во многих сказках, силу волшебства. Персонификация данной силы – царевна Лебедь, которая оказывается в роли спасенной князем девицы-волшебницы. И она платит Гвидону хорошей монетой, наделяя его волшебными качествами, становясь его покровительницей.

пушкин князь гвидон

В кого превращался князь Гвидон впервые

Бедный изгнанный юноша благодаря Царевне-Лебеди становится князем, имеющим пышный двор и несметные богатства. В кого превращался князь Гвидон с помощью доброй волшебницы, чтобы увидеть своего отца в первый раз? Был избран образ комара, насекомого довольно крошечного, способного незамеченным пробраться сначала на корабль, а затем – и в царские покои к Салтану. Собрав нужную информацию и повидав отца, Гвидон в виде комара, ужалив тетку-повариху, улетает восвояси. Дома его ждет волшебная царевна, готовая выполнять просьбы о чудесах света.

в кого превращался князь гвидон

Муха

В кого превращался князь Гвидон вторично, чтобы полететь в царство Салтана? Комплекция насекомого избрана по нарастающей. Муха – крупнее комара, но тоже может забиться в щель на корабле и преспокойно доплыть до нужного места. В этот раз, прослушав речи купцов, Гвидон-муха кусает свою тетю ткачиху и также благополучно возвращается домой.

в кого превращался князь гвидон

Шмель

В кого превращался князь Гвидон в третий раз в сказке, написанной Пушкиным? Насекомое выбрано довольно больших размеров – шмель. Выслушав рассказ бабушки Бабарихи о царевне Лебеди, он кусает ее за нос, как пишет поэт, «жалея бабушкиных очей», и вновь улетает на свой остров. Такие вот затейливые волшебные превращения в сказке происходят с Гвидоном, а как результат всех этих превращений и шпионажа – женитьба на царевне Лебеди и воссоединение с родным отцом!

«Сказку о царе Салтане…» А. С. Пушкин  начал писать в 1828 году и закончил 29 августа 1831 года, т.е. был он достаточно взрослым и в семейных делах сведущим. Откуда тогда такие странные метаморфозы:
царевич, начав править «островом», то бишь, градом

«…со дворцом,
С златоглавыми церквями
С теремами и садами…
»,
вдруг нарекается князем, хотя до того, как его самодельная
«…стрела запела,
В шею коршуна задела —
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил…
»,

он был царевичем, да и лебёдушка благодарила его за своё спасение от гибели в когтях и от «кровавого клёва» злого коршуна-чародея в качестве царевича:
«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель…
»
А потом вдруг
«С разрешения царицы
….стал княжить он,
и нарёкся: князь Гвидон.»

Далее последовали совершенно очаровательные метаморфозы-превращения, которые князю спроворила всё та же спасённая лебедь-птица. Вот она
«…крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
и обрызгала его
С головы до ног всего.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль – и в щель забился …
», причём обратного превращения в княжеский облик по возвращению на свой «остров» не описывается.

Так и запишем: «КОМАР» — кодовое название 1-й модели-облика княжеского НЛО (или… «dрон-а»?) Или, допустим… «МАРКО» (имя путешественника, а что?), «РОМКА» (мало-ваттт… маломощный… недоросль…) «КОРМА»?! О, к кораблю отношение имеет? Имеет. А к звёздному ориентиру? Имеет тоже. Есть созвездие с названием КОРМА на карте Южного полушария звёздного неба, № 34, PUPPIS. И что же за описание существует для этого ориентира? Читаем:

«Одно из самых больших созвездий на небе. Образовалось в середине XVIII века, когда Никола Лакайль разделил созвездие Корабль «АРГО» на четыре части. В северных широтах наблюдается лишь частично. Видно под созвездием ЕДИНОРОГ и слева от созвездия БОЛЬШОЙ ПЁС. На звёздных атласах, переделанных согласно христианской традиции, это созвездие называлось Ноев Ковчег.» Вот он где, оказывается, существовал, этот «кораблик» — «барк-ЛИК-0» (первый отсчётный, ну-ЛЕВ-ой, стало быть!), а его всё на Земле ищут… Чудеса-а-ааа…
А когда после «обращения» князя к лебедь-птице после негласного визита к царю Салтану за помощью в надежде «…чудо чудное завесть...», то со словами:

Не печалься; рада службу
Оказать тебе я в дружбу.
» —
она и тут ему помогла. Наш князь

«Лишь ступил на двор широкий
Что ж? Под ёлкою высокой
Видит, белочка при всех
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладёт…
», и далее все финансово-экономические дела и чудеса, связанные с затейницей-белочкой обозначены и, соответственно, описаны в одной из предыдущих статей («Затейница БЕЛКА для князя, Гвидона Салтановича»).

А дальше, после очередного визита корабельщиков, «…объехавших весь свет…» и доложивших об очередном пути к царю Салтану, что с князем приключилось с подачи лебедь-птицы?

«Вот опять она его
Вмиг обрызгала всего:
В муху князь оборотился
Полетел и опустился
Между моря и небес
На корабль – и в щель залез.
»
Обратного превращения из «мухи» в «слона», ой, то есть в князя, опять же не сказывается. Значит, так и запишем: «МУХА» — кодовое название следующей, 2-й модели-облика княжеского НЛО (или… «dрон-б»?). Небеса упомянуты… Стало быть, ищем и ориентир с названием «МУХА»… Есть такой! Созвездие МУХА, № 45, MUSCA. И это…

«Созвездие околополярной области Южного полушария. Иоганн Байер называл его ПЧЕЛА (APIS). Эдмун Галлей в 1679 году внёс его в свой атлас под названием Летающая Пчела (MUSCA APIS), а Никола Лакайль – Южная Муха (MUSCA AUSTRALIS). Самая яркая звезда этого созвездия – «альфа» МУХИ.» Всё. Не густо… Разве что вспоминается ряженый в соответствующий костюм «П-человек» гражданина Соколова из «Уральских пельменей»… Да ещё можно «выловить» намёк на Большую (или/и Малую) Медведицу в слове AUSTRALIS – URSA MAJOR (или/и… MINOR), ТРАЛ…  да, и АТЛАС, к тому же, и… ЛИСА – СИЛА…
Далее следует воплощение дива, связанного с явлением-появлением 33-х богатырей из глубин морских, о котором опять же было услышано при очередном и негласном же посещении князем палат царя Салтана (АТЛАСА-Н(аш)?!) За помощью, естественно, князь обратился к лебедь-птице, а эти дивные 33 богатыря, очень кстати, оказались ей родными братьями!
«Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай
.

Князь пошёл, забывши горе
Сел на башню, и на море
Стал глядеть он…
» —

далее перед его взором явились морские витязи
«И, блистая сединами,
Дядька впереди идёт
И ко граду их ведёт…

………………………………

Дядька князю говорит:
Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Мы отныне ежедневно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских.
»

И всё (или даже не совсем всё), что связано со сказочно несказочной материализацией  33-х богатырей в земном мире, тоже представлено в трёх частях предшествующих статей: «Океан… подымет вой, хлынет на берег пустой…», «И очутятся на бреге…» много чего малоизвестного…» и «Чтобы остров тот хранить.»
Вновь обращаясь мыслями к «Сказке…» видим, опять же после визита корабельщиков, «…объехавших весь свет…» и направлявшихся в очередной раз в далёкий путь в «…царство славного Салтана…», грустящего на морском берегу князя с его непременным обращением к лебедь-птице за помощью:
«...душа-де просит…
Так и тянет, и уносит…
…………………………………..

И  опять она его
Вмиг обрызгала всего.
Тут он очень уменьшился
Шмелем князь оборотился,

Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму… и в щель забился.»
Обратного обращения «ошмелевшего» князя в человеческий облик и здесь не описывается. Чем не современные «голограммные» видео-визиты к батюшке-царю с космическими «навигацкими» наворотами? Записываем следующее: «ШМЕЛЬ» — кодовое название очередной, 3-й модели-облика княжеского «НЛО-М», модернизированного  (или.. «dрон-b?»). Однако! На звёздной карте больше не обнаруживается пищаще-жужжащих ориентиров, значит, поработает «невидимкой», этаким… этаким вполне современным «космостеллсом», что ли. «В цифре» ШМЕЛЬ примет вид: 8+5+6+4+3 = 26… А что у нас за № 26 на карте звёздного неба? Созвездие ЗМЕЯ (ну, вот, не  жужжащее, так шипящее «создание»!), SERPENS, почти «презЕнт»,  или… present, или СПЕНСЕР (ЧАРЛЬЗ?! ЧАПЛИН?!). Читаем про «ЗМЕЮ»:

«Единственное на небе созвездие, состоящее из двух частей и разделённое ЗМЕЕНОСЦЕМ. В древних атласах созвездие разделяется на Голову ЗМЕИ (SERPENS CAPUT) и Хвост ЗМЕИ (SERPENS CAUDA). Самая яркая звезда «альфа» ЗМЕИ называется УНУК ЭЛЬХАЙЯ.» Да-а-а… уж! Если б князь сам на кораблике с корабельщиками-«гостями» втихушку пробирался, то путешествовал бы «зайцем», без виз, без билетов и багажа. А созвездие ЗАЯЦ на небесной карте, между прочим, тоже обозначено, № 24, LEPUS. Сплошные чудеса: все действующие лица из наших с детства родных СКАЗОК на картах «АТЛАСА звёздного неба» (А.А. Шимбалев, Москва-АСТ – Минск-ХАРВЕСТ, 2005) работают НАВИГАТОРАМИ («k»-НИГА-АВТОР-ami)!!! Или…НАВИ-ГА-АТОМ-МИР.

О, опять отвлечение с увлечением! Так что же там, в «Сказке…», с царевною-лебедью дальше-то было? К ней, после негласного визита к царю-батюшке в «ошмелевшем» виде, и вернулся как раз наш славный князь, наслушавшись рассказов своей «старой бабушки» во дворце Салтана о несказанной красоте «заморской» царевны.
«Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт.
»

Далее следует разговор между князем и лебёдушкой, из которого следует, что князю загорелось жениться, несмотря на то, что его пытались серьёзно предостеречь, и что
«…жена не рукавица,
С белой ручки не стряхнёшь
Да за пояс не заткнёшь.
Услужу тебе советом —
Слушай, обо всём об этом
Пораздумай ты путём,
Не раскаяться б потом.
»

Вот, так-так! Откуда у царевны,  т.е. у Лебедь-птицы, такие глубокие познания есть насчёт состоЯНия-знАНиЯ-призВАНиЯ  «ЖЕНЫ», если она дотоле земною  «женою» ещё не была? Ни дать ни взять, совсем не простая эта «птичка», Лебёдушка… Le-bird-ушка… хоть и пребывает в «Сказке…» в качестве… в качестве… кого?  «И О (исполняющей обязанности?!) прекрасной царевны» …

«Князь пред нею стал божиться,
Что пора ему жениться,
Что об этом обо всём
Пораздумал он путём;
Что готов душою страстной
За царевною прекрасной
Он пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель.
»

Пока там князь «божится», посмотрим, что представляет из себя слово-«упаковка» понятия ЖЕНА «в цифре»: 8+6+6+1 = 21 (число Богородицы, её Рождество – праздник непреходящий, в церковном литургическом, т.е. богослужебном, годе отмечается 21.09); может, также, обозначать начавшийся 21-й век для землян, № 21 – созвездие ЖИВОПИСЕЦ (PICTOR, по-нашему — почти ИСТОРIЯ).

Какой земной наиболее известный живописец и исследователь эпохи Возрождения нам приходит на ум, Леонардо да Винчи?  «Мадонна в скалах»… В «шкалах» (спектралЬНОГО…  anna-LIZA)… в «школах» (частотные характеристики волн СВЕТА? Звука?), диФРАКция (дикция… часть верхней мужской одежды), интерФЕРЕНЦия («терция», ЛИСТ, муЗЫКа), реVERBе-рация (глагол… приёмно-передающее УСТ-трой’s-two…) Просто ШКВАЛ мыслей!..

А у нас есть конкретное обаятельное поЭТИЧЕСКОЕ ЖИВОПИСАНИЕ царевны:
«Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает —
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава
Выступает будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит
Только, полно, правда ль это?
»

Поразмыслим об этом в продолжении…

При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора Slavyanka обязательна.

www.copyright.ru

­Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найдите в тексте эти эпизоды. Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

В сказке происходят превращения, описывается сказочное появление богатырей, волшебная белка. Также чудом можно назвать судьбу Гвидона, когда он вместе с матерью смог выбраться из бочки, будучи замурованным и брошенным в море. Вырос ребенок тоже сказочно быстро.

Князь превращается в трех насекомых: в  комара, шмеля и муху.

Герой «Сказки о царе Салтане» князь Гвидон получил в дар от царевны несколько волшебный даров:

  • Царевна сделала Гвидона князем в благодарность за её спасение от злого коршуна.
  • Возможность повидаться с отцом. На просьбу князя увидеть отца, царевна превращает князя в комара, и он летит к отцу.
  • Чтобы удивить царя Салтана, князь Гвидон пожелал, чтобы у него в саду жила волшебная белочка, которая грызла золотые орешки с изумрудными ядрами. Царевна исполнила его желание.
  • Во второй раз царевна превращает Гвидона в насекомое — муху, чтобы он вновь полетел вместе с торговцами на встречу с царем.
  • Лебедь дарит Гвидону своих братьев  —  тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором. Каждое утро они выходят из пучины морской и обходят границы княжества.
  • В третий раз по волшебству царевны князь обращается в шмеля и вновь путешествует с приезжими торговцами к отцу.
  • Последним даром царевны князю является девушка неописуемой красоты, в которую превращается сама царевна Лебедь. Она становится женой князя.

Какими вы представляете себе царевну Лебедь, её братьев-богатырей, волшебный город, появившийся по её велению?

Царевна Лебедь сначала была белым лебедем, грациозным и красивым. В конце сказки она превратилась в девушки, красоты неописуемой.

«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.»

Братья-богатыри — сильные, отважные и могучие.

«В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.»

Город белокаменный, с высокими стенами, белыми церквями с золотыми куполами.

«Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.»


Выразительно прочитайте строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи.

Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?

«Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел — царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»

Звуки: [б],[п],[у],[и],[о].

Как царевна Лебедь обращается к Гвидону?
Царевна-лебедь называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя».

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай».

Сравните окончание сказки А. Пушкина с окончаниями народных сказок, которые вы читали. Найдите сходство и различия.

Сказка заканчивается победой добра над злом, как и многие народные сказки. Салтан отправился на чудный остров и там узнал своих родных. Отрицательных героев наказывать не стали, ведь добрые люди умеют прощать.

Последние строчки звучат
«Я там был; мед-пиво пил —
И усы лишь обмочил.»

Народные сказки часто заканчиваются похожими словами.

Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте подписи под ними. Все ли основные события отражены? Добавьте ещё подписи, если считаете необходимым. Составьте план, используя подписи под рисунками и ваши дополнения.

1) Царь Салтан выбирает жену
2) свадьба царя Салтана
3) отъезд царя Салтана на войну
4) подмена грамоты
5) объявления царской воли
6) морское путешествие царица и Гвидона
7) счастливое спасение
8) приключения Гвидона
9) избавление царевны от злого коршуна
10) златоглавый город князя Гвидона
11) первая встреча гостей
12) первое превращение князя Гвидона
13) первое чудо
14) вторая встреча гостей
15) второе превращение князя Гвидона
16) второе чудо
17) третья встреча гостей
18) третье превращение князя Гвидона
19) третье чудо
20) встреча Салтана с семьёй
21) счастливый конец


Найдите в тексте и перескажите эпизоды с чудом:

• о белочке;
• о тридцати трёх богатырях.

Какое третье чудо описывается в сказке? Найдите его и перескажите.

Когда гости приехали к Салтану и рассказали о чудесном дворце, Повариха вспомнила про другое чудо — белку. Гвидон в образе комара разозлился на нее и ужалил в глаз. Гвидон рассказал о чуде царевне Лебеди и она сделала так, что белка оказалась у него.

«Уж диковинка, ну право,
—Подмигнув другим лукаво,
Повариха говорит,
—Город у моря стоит!
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут».
Чуду царь Салтан дивится,
А комар-то злится, злится —
И впился комар как раз
Тётке прямо в правый глаз…
            и до слов
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом,
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счёт орехам весть.
Князю прибыль, белке честь.

Тридцать-три богатыря, о которых рассказала ткачиха, оказались братьями царевны Лебеди, и она попросила их обходить с дозоров дворец князя Гвидона.

В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе , как жар горя,
Тридцать три богатыря…
            и до слов
«Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Мы отныне ежеденно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских.

Третье чудо — превращение царевны Лебеди в прекрасную девушку. Об этом чуде рассказала Бабариха. Гвидон, обращенный в шмеля, укусил ее со злости в нос. Дома он рассказал о чуде царевне Лебеди. Оказалось, что это она и есть.

В свете есть такие ль дива?
Вот идёт молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
            и до слов
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.


Назовите главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?

Главные действующие лица — царь Салтан, Гвидон, царевна Лебедь. Они проявляют доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких.
Ткачиха, Повариха и Бабариха проявляют зависть, злость и жестокость.

Что стало причиной несчастий молодой царевны? Вспомните примеры из вашей школьной жизни, когда это нехорошее качество стало причиной ссоры. Обсудите с друзьями.

Причиной несчастий стала зависть окружающих.
Я стараюсь ответстенно выполнять домашнее задание, а мой друг вместо этого предпочитал подольше поиграть в компьютерные игры. Когда мне ставили хорошую оценку, а ему плохую, он завидовал. Мы из-за этого поссорились.

Какие признаки сближают сказку А. Пушкина с народной? Обратите внимание на:
• зачин;
• концовку;
• повторяемость событий;
• волшебных помощников;
• народные словосочетания и выражения.

В сказке Пушкина, как и в народной сказке, есть зачин (Три девицы под окном/ Пряли поздно вечерком.), концовка (Я там был; мед-пиво пил —/ И усы лишь обмочил.), повторяемость событий (Гвидон 3 раза превращался в насекомое, 3 чуда), волшебне помощники (царевна Лебедь), народные словосочетания и выражения (кабы, красная девица, сени, честные гости, на добра коня…).

Вспомните, что такое иллюстрация. Каких художников-иллюстраторов вы знаете? Найдите информацию в энциклопедии.

Иллюстрация — в переводе с английского языка означает «освещение, наглядное изображение». Назначение иллюстрации — помочь понять, пояснить или дополнить содержание текста.

К сказкам А. Пушкина было сделано много замечательных иллюстраций, в частности, такими художниками-иллюстраторами как Татьяна Маврина, Владимир Конашевич, Иван Билибин, Борис Дехтерев, Нина Носкович.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страницы 41-42. 

УКМ «Перспектива»

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

1. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.

Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.

Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.

2. Какими вы представляете себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившейся по её велению?

Царевна Лебедь очень красивая. У неё во лбу горит звезда, а под косой месяц блестит.

Богатыри могучие, сильные, все равны, как на подбор. Они одеты в чешуйчатый доспех.

Город небольшой, но очень красивый. У него белые зубчатые стены, за которыми видны маковки церквей.

3. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?

Шум волн, их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.

4. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?

Царевна называет Гвидона: «Князь ты мой прекрасный».

5. Сравните окончание сказки Пушкина с окончаниями народных сказок, которые вы читали. Найдите сходства и различия.

У Пушкина сказка заканчивается так: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».

Точно также часто заканчиваются народные сказки. Вот пример концовки народной сказки: «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».

Сходство: упоминается пир, мёд и пиво.

Различия: Пушкин следует рифме и добавляет строчку про усы.

6. Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте подписи под ними. Все ли основные события отражены? Добавьте ещё подписи, если считаете необходимым. Составьте план, используя подписи под рисунками и ваши дополнения.

Добавим в рисункам ещё три подписи. В плане они указаны с номерами страниц.

План «Сказки о царе Салтане» по подписям к иллюстрациям

  1. Выбор невесты.
  2. Обман царя Салтана.
  3. Объявление царской воли.
  4. Чудесное спасение.
  5. Смерть коршуна (страница 17).
  6. Златоглавый город князя Гвидона.
  7. Князь Гвидон встречает гостей.
  8. Первое превращение князя Гвидона.
  9. Первое чудо.
  10. Князь Гвидон встречает гостей.
  11. Второе превращение князя Гвидона.
  12. Второе чудо.
  13. Князь Гвидон встречает гостей (страница 30).
  14. Третье превращение князя Гвидона.
  15. Царь Салтан встречает гостей.
  16. Третье чудо.
  17. Царь Салтан топает ногой (страница 39).
  18. Счастливый конец.

7. Найдите в тексте и перескажите эпизод про белочку; эпизод с чудом про тридцать три богатыря. Какое третье чудо описывается в сказке? Найдите его и перескажите.

Пересказ эпизода про белочку

Когда Гвидон превратился в комара и побывал у царя Салтана, он услышал, как повариха рассказывает о волшебной белочке. Грустный князь вернулся на Буян и рассказал об этом чуде царевне Лебедь.

Царевна сказала, что это чудо она знает. Гвидон вышел во двор и увидел под елью белочку, что грызла золотые орехи. Скорлупки она собирала в ровные кучки, а из ореха вынимала изумрудные ядра.

Гвидон изумился и построил для белочки хрустальный дом.

Пересказ эпизода про богатырей

Когда Гвидон превратился в муху и навестил царя Салтана, он услышал, как ткачиха рассказывает про волшебных богатырей. Грустный Гвидон вернулся на остров и рассказал всё царевне.

Царевна сказала, что знает этих витязей, ведь они её братья. Гвидон поглядел на море и увидел, как из волн выходят тридцать три богатыря в чешуе. А впереди шёл седой дядька Черномор.

Черномор сказал, что они будут сторожить город, но на суше им тяжело, и витязи вернулись в море.

Пересказ эпизода про царевну Лебедь (третье чудо)

Когда Гвидон превратился в шмеля и вновь посетил Салтана, он услышал как Бабариха рассказывает о прекрасной царевне. Печальный Гвидон вернулся на остров и рассказал про чудо царевне.

Царевна Лебедь сказала, чтобы Гвидон не расстраивался, ведь эта царевна она сама. И лебедь превратилась в величавую царевну, у которой под косой блестел месяц, а во лбу горела звезда.

Гвидон тут же на ней женился.

8. Назовите главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?

Главными героями сказки являются:

  1. Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  2. Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  3. Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
  4. Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
  5. Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.

Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.

9. Что стало причиной несчастий молодой царевны? Вспомните примеры из вашей школьной жизни, когда это нехорошее качество стало причиной ссоры.

Причиной несчастий царевны стала зависть. Это очень плохое качество человека. Я иногда сталкиваюсь с завистью, когда хорошо отвечаю на уроке и получаю пятёрки. Например, Ира часто при этом хитро улыбается и говорит, что я всё списала. Из-за этого мы часто с ней ссоримся.

10. Какие признаки сближают сказку Пушкина с народной?

Эту сказку сближают с народными сказками:

  1. Наличие зачина, присказки, концовки.
  2. Испытание героев.
  3. Волшебство, волшебные превращение и помощники.
  4. Троекратные повторы.
  5. Народные слова и выражения.

11. Выберите понравившиеся вам эпизоды и выучите их наизусть.

Я бы выучила самое начало сказки, про разговор трёх девиц и выбор царём невесты.

12. Вспомните, что такое иллюстрация. Каких художников-иллюстраторов вы знаете? Составьте небольшое высказывание на тему «Мне нравятся иллюстрации Билибина».

Иллюстрация — это рисунок к произведению. Она отражает какой-либо эпизод произведения, его героев.

Я знаю художников-иллюстраторов Ивана Билибина, Евгения Рачева, Евгения Чарушина, Владимира Сутеева.

Высказывание на тему «Мне нравятся иллюстрации Билибина»

Мне очень нравятся иллюстрации Ивана Билибина к сказкам Пушкина. Они очень яркие, красочные, выразительные.

Художник уделяет большое внимание костюмам героев, деталям интерьера, местности. Это делает его иллюстрации очень точными, достоверными.

Рассматривая его работы, я словно переношусь в мир сказки, такой огромный эффект присутствия возникает.

Я считаю иллюстрации Билибина самыми удачными и самыми красивыми.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Превращение кафка о чем рассказ
  • Превратности судьбы как пишется и почему
  • Превратиться или привратиться как пишется и почему
  • Пребывать на отдыхе как пишется и почему
  • Пребывать в столице как пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии