Презентация к уроку литературы 5 класс пушкин сказка о мертвой царевне

Слайд 1

А.С.Пушкин Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

Слайд 3

Цель нашей работы – раскрыть значение терминов « добро » и « зло » на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Слайд 4

Лето 1831 года А.С.Пушкин и В.А. Жуковский проводили в Царском селе. Там они решили устроить «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Жуковский впоследствии написал «Сказку о спящей царевне» , а Пушкин «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях»

Слайд 5

Царь с царицею простился В путь-дорогу снарядился… Прочитаем сказку

Слайд 6

«В сказках Добро всегда побеждает Зло». Что же это такое – Добро и Зло ?

Слайд 7

Добро -это то, что хорошо, полезно , нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье. Школьный философский словарь

Слайд 8

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое , влекущее за собой беды , страдания , горе , несчастье . Школьный философский словарь

Слайд 9

К ак А.С.Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях ? контрольный вопрос:

Слайд 10

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным (фольклорным ) сказкам. А в народных сказках все герои делятся на положительных (добрых) и отрицательных (злых)

Слайд 11

Иван-царевич Баба-Яга Кощей Бессмертный Чудо-Юдо Иван – крестьянский сын Царевна-лягушка Добрые Злые

Слайд 12

Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? В каких героях заключается наиболее яркая характеристика Добра и Зла ?

Слайд 13

ЦАРИЦА КАКАЯ? ЦАРЕВНА Гордая Злая ломливая своенравная ревнивая завистливая хитроумная кроткая трудолюбивая милая добрая скромная

Слайд 14

Царица Царевна Внешность Высока Стройна Бела Белолица Черноброва Поведение, характер Горда Ломлива Своенравна Ревнива Злая Красавица-душа Милая Приветливая Цветовая гамма Черны (зависть) Белый Красный Румяный

Слайд 15

Анализируем фрагменты текста отрывков «Царица и зеркало» … Ч то вы можете сказать о Царице?

Слайд 16

ЧИТАЕМ ОТРЫВОК « Но царевна молодая …» С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась– и расцвела»?

Слайд 17

ЧИТАЕМ ОТРЫВОК : «Но невеста молодая / До зари в лесу блуждая…» Почему царевна решила, что в тереме «люди добрые живут»? Что сделала героиня в доме? Как это характеризует царевну? Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?

Слайд 18

Выразительное чтение и анализ эпизода «Раз царевна молодая…» Кто приходит к царевне с целью погубить ее? На чьей стороне Соколко ? Почему? Получается , что Зло победило? Кто помогает царевичу Елисею ?

Слайд 19

Ответьте письменно на контрольный вопрос К ак А.С.Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях ?

Слайд 20

Понравившийся отрывок из сказки выучите наизусть. Домашнее задание:

А. С. Пушкин
« Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

  • Фрагмент рабочей тетради
  • по литературе
  • 5 класс

Александр Сергеевич Пушкин
(1799 – 1837)

  • Пушкинские сказки — это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта».
  • П. Бажов
  • В Москве прошло детство А. С. Пушкина
  • Мать поэта Надежда Осиповна
  • Отец Сергей Львович
  • Дядя Василий Львович
  • Брат поэта Лев Сергеевич
  • Няня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклором

Секреты литературной сказки

  • Секрет внезапного чуда
  • Секрет неожиданной точки зрения
  • Секрет загадочной детали. Подтекст
  • Поучительный вывод

Словарь

  • Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

  • Составьте цитатный план.
  • Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? Чем она напоминает сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна»? Какая сказка слушается с большим интересом? Почему?
  • Кто из героев особенно понравился? Кто из них вызвал другие чувства?

Цитатный план

  • «Царь с царицею простился..»
  • «Царь женился на другой..»
  • «Но царевна молодая тихомолком расцветая..»
  • «А царевна все ж милее..»
  • «Вот Чернавка в лес пошла..»
  • «Будь нам милая сестрица»
  • «Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»
  • «..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»
  • «В руки яблочко взяла»
  • «..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»
  • «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»
  • «Гроб разбился. Дева вдруг ожила»
  • «Свадьбу тотчас учинили»

Основные образы сказки

  • ● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.
  • ● Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?
  • ● Как отомстила царица-мачеха царевне?
  • ● Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?
  • Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом
  • Внешность царевны и ее внутренние качества.
  • Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.
  • Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.
  • Отношение автора к героине.
  • ► Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение.

Словарь

  • Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например:
  • Между тем росла, росла,
  • Поднялась и расцвела..
  • Сравнить – значит найти черты сходства и различия.

Практическая работа

  • Царского происхождения, умны, красивы
  • Царица
  • Царевна
  • Злая
  • Завистливая
  • Гордая
  • Своенравная
  • Ленивая
  • Грубая
  • Надменная
  • Жестокосердная
  • Добрая
  • Бескорыстная
  • Скромная
  • Кроткая
  • Трудолюбивая
  • Вежливая
  • Простая
  • Добродетельная

Помощники царевны

  • ► Какие черты характера открываются нам в богатырях?
  • ► Как богатыри относятся к царевне и почему?
  • ■ Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру?
  • ■ Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.

Будьте внимательны к слову

  • Из предложенных выражений выпишите те, которые могут встретиться только в авторской сказке:
  • Простился
  • В путь-дорогу снарядился
  • С белой зори до ночи
  • Белешенька земля
  • Восхищенья не снесла
  • Свойство зеркальце имело
  • Нраву кроткого такого
  • Вдруг погасла
  • Красная девица
  • В горести душевной
  • Сотворив обряд печальный
  • Вдруг погасла жертвой злобе
  • Потешить
  • С мольбой погнался
  • Трубит уже молва
  • Т. Маврина
  • Е. Пашков
  • В. Милашевский
  • В. Конашевич
  • ► Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев?
  • В. Назарук

Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь

  • Прочтите статью учебника (стр. 106 – 107).
  • Основные положения статьи запишите в тетрадь.
  • Определите способы рифмовки:
  • Царь с царицею простился,
  • В путь-дорогу снарядился,
  • И царица у окна
  • Села ждать его одна.
  • Парная
  • Там на неведомых дорожках
  • Следы невиданных зверей;
  • Избушка там на курьих ножках
  • Стоит без окон, без дверей..
  • Перекрестная

Проверьте знание сказок А. С. Пушкина

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html

Использованная литература

  • ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8051876b-0395-4738-87e5-fa3748fe65ac/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_19%5D.htm
  • ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/301bbd1d-af9b-4afe-9a88-3fd3e498f902/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_20%5D.htm
  • ◊http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html
  • http://www.mp3zzz.ru/alb/2120.html
  • http://s49.radikal.ru/i126/0811/81/dd3e5e29b788.jpg
  • http://www.bookmate.ru/books/255032
  • http://www.cartoons-land.ru/publ/16-1-0-1064
  • ◊ Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.
  • ◊ Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2004.
  • ◊ Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 класс
  • Интернет-ресурсы. Режим доступа:

Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему:
«Добро и красота в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина»

Царица и царевна
в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях »
А.С.Пушкина

Автор: Почебыт Татьяна Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2 г.Кондопоги
Республики Карелия

Цели урока:

Найти и сравнить портретное описание героинь сказки;
Сравнить
речь
поведение
отношение к окружающим
Составить сравнительную таблицу
Сделать вывод:
-Как автор относится к героиням сказки.
— В чем отличие литературной и народной сказки.

Царица

Портрет:

Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

Чёрной зависти полна…

Царица злая…
Злая мачеха

Речь царицы

Свет мой зеркальце…
Как ты смела обмануть меня! (к Чернавке)
Ах ты, мерзкое стекло!

Поведение царицы и её отношение к окружающим

Любуется собой
Приказывает
Хочет избавиться от царевны
Хочет быть единственной красавицей

Грубит, кричит
Разговаривает только с зеркалом
Злится от зависти к царевне
Видит в царевне соперницу (недруга)

Царевна

Портрет
Белолица, черноброва, нраву кроткого такого.
«А царевна все ж милее, всё ж румяней и белее».
Алые губки, белые руки.

Поведение царевны по отношению к окружающим

Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку…

И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась…

От зелёного вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек прикусила…

Приберёт и приготовит,
Им она не прекословит,
Не перечат ей они.

«Пригрожу сама я псу
И кой- что тебе снесу».

Она его ласкать,
Треплет нежною рукою…

Речь царевны:

И взмолилась: «Жизнь моя!
В чём, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя.
Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные…
Всех я вас люблю сердечно…
Я не сержуся,-
Тихо молвила она…

Бабушка, постой немножко
Что, Соколко, что с тобою?

Сравнительная характеристика

Что сравниваем

Царица

Царевна

Портрет

Красива, но горда, горда, ломлива,своенравна и ревнива.

Белолица, черноброва, нраву кроткого такого

Речь

Грубая, высокомерная

Ласковая, тихая, скромная, доброжелательная

Поведение

Злится, завидует, грубит, недоброжелательная

Трудолюбивая, отзывчивая, верит в Бога, ласковая, не помнит зла

Отношение к другим

Ненавидит, никого не любит

Относится уважительно

Отношение автора

Не нравится

Нравится

Отношение к ним

Страх, боязнь

Все любят, всем мила

Вывод

Умирает

Оживает

Сравнение народной и литературной сказки

Чем отличаются

Народная сказка

Литературная сказка

Форма рассказывания

Устная

Письменная

Кто написал

Народ

Автор

Герои

Нет подробной характеристики, герой либо положительный, либо отрицательный

Более полная характеристика: портрета, речи, отношения к другим

Отношение автора

Не выражает своего отношения к героям

Выражает своё отношение к героям, дает оценку

Вывод

Вывод: А.С.Пушкин изображает царевну как идеал красоты, как внешне, так и внутренне. Красота в доброте, трудолюбии, любви к окружающим.
Царица не мила никому, её злоба к окружающим губительна миру.

Составьте синквейн по теме урока:

Первая строчка – это тема, существительное или местоимение;
Вторая строчка –  два прилагательных или причастия, они коротко характеризуют тему, описывая ее;
Третья строка – это три слова глаголов или деепричастий, раскрывающие действие;
Четвертая строчка – мнение автора об описываемой теме в четырех словах;
Пятая строчка –  итоговая, суть темы, состоящий из одного слова и любой части речи.

«Добро  всегда побеждает зло»

«Добро

всегда побеждает зло»

А. С. Пушкин  « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Эпиграф урока:   Лишь добро одно бессмертно.  Зло подолгу не живет.   Шота Руставели

Эпиграф урока:

Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Шота Руставели

Александр Сергеевич Пушкин  (1799 – 1837)  Пушкинские сказки - это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта». П. Бажов

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)

Пушкинские сказки — это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта».

П. Бажов

Литературная сказка  Понятие «ДОБРО» и  «ЗЛО» в сказке…

Литературная сказка

Понятие

«ДОБРО» и

«ЗЛО»

в сказке…

Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки А.С Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст, находить добро и зло в образах наших героев .

Цель нашей работы

раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки А.С Пушкина

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Мы будем учиться сравнивать образы героев,

анализировать текст, находить добро и зло в образах наших героев .

Устаревшие, разговорные и просторечные слова из сказки Синонимы из современного литературного языка молодица Молодая жена ломлива Упряма, капризна перст палец полати перечить Широкие нары для спанья, расположенные под потолком Спорить, возражать рогатка Старинное орудие наказания черница монахиня светлица Небольшая светлая комната в верхней части дома Сочельник День накануне Рождества

Устаревшие, разговорные и просторечные слова из сказки

Синонимы из современного литературного языка

молодица

Молодая жена

ломлива

Упряма, капризна

перст

палец

полати

перечить

Широкие нары для спанья, расположенные под потолком

Спорить, возражать

рогатка

Старинное орудие наказания

черница

монахиня

светлица

Небольшая светлая комната в верхней части дома

Сочельник

День накануне Рождества

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Практическая работа Царица Царевна Царского происхождения, умны, красивы Злая Добрая Завистливая Бескорыстная Гордая Скромная Своенравная Кроткая Трудолюбивая Ленивая Грубая Вежливая Надменная Простая Жестокосердная Добродетельная

Практическая работа

Царица

Царевна

Царского происхождения, умны, красивы

Злая

Добрая

Завистливая

Бескорыстная

Гордая

Скромная

Своенравная

Кроткая

Трудолюбивая

Ленивая

Грубая

Вежливая

Надменная

Простая

Жестокосердная

Добродетельная

Основные образы сказки ●  Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям. ●  Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих? ●  Как отомстила царица-мачеха царевне? ●  Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?

Основные образы сказки

Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.

Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?

Как отомстила царица-мачеха царевне?

Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?

Цитатный план «Царь с царицею простился..» «Царь женился на другой..» «Но царевна молодая тихомолком расцветая..» «А царевна все ж милее..» «Вот Чернавка в лес пошла..»

Цитатный план

  • «Царь с царицею простился..»
  • «Царь женился на другой..»
  • «Но царевна молодая тихомолком расцветая..»
  • «А царевна все ж милее..»
  • «Вот Чернавка в лес пошла..»

Словарь Сравнение  – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например: Между тем росла, росла, Поднялась и расцвела..

Словарь

  • Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например:

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела..

  • Сравнить – значит найти черты сходства и различия.

Е. Пашков В. Милашевский В. Назарук Т. Маврина В. Конашевич ► Хоть зло сильно- всему вредит, Добро на свете победит.

Е. Пашков

В. Милашевский

В. Назарук

Т. Маврина

В. Конашевич

Хоть зло сильно- всему вредит, Добро на свете победит.

Кроссворд  по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвей царевне и о семи богатырях». По горизонтали : 2.Жених царевны. 6.В этот день, накануне церковных праздников Рождества и Крещения родилась царевна. 7.К какому небесному светилу обращается сначала Королевич с просьбой о помощи? 9. Кем приходится царица царевне? 10. По велению царицы Она отвела царевну в глушь лесную. Во вертикали : 1. Самый дорогой предмет царицы, умеющий говорить. 3. Кличка пса семи богатырей. 4. Каким фруктом отравилась царевна? 5. В кого переоделась царица, идя навстречу к молодой царевне? 8. Какое природное явление подсказало Королевичу, где находится его невеста?

Кроссворд по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвей царевне и о семи богатырях».

По горизонтали : 2.Жених царевны. 6.В этот день, накануне церковных праздников Рождества и Крещения родилась царевна. 7.К какому небесному светилу обращается сначала Королевич с просьбой о помощи? 9. Кем приходится царица царевне? 10. По велению царицы Она отвела царевну в глушь лесную.

Во вертикали : 1. Самый дорогой предмет царицы, умеющий говорить. 3. Кличка пса семи богатырей. 4. Каким фруктом отравилась царевна? 5. В кого переоделась царица, идя навстречу к молодой царевне? 8. Какое природное явление подсказало Королевичу, где находится его невеста?

СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО

ЗА УРОК!

Цель:

  • выявить народную основу сказки А.С.Пушкина,
    смысл противопоставления злой царицы и царевны,
    красоты внешней и внутренней, роли
    художественно-изобразительных средств в сказке;
  • развивать навыки выразительного чтения,
    лексической работы, работы с иллюстрациями;
  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Оборудование: мультимедийная
презентация.

ХОД УРОКА

І. Актуализация знаний учащихся.

1. Организационный момент.

Жизнь Александра Сергеевича Пушкина
трагически оборвалась более полутора веков
назад, но свет его ума, тепло и задушевность его
поэзии согревают наши души и сегодня. Слайд № 1.

II. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания. Выразительное
чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина
“Няне”.
Слайд №2.

1. Беседа по первичному восприятию
“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”
А.С.Пушкина. Слайд №3.

— Ребята, расскажите, какие факты жизни и
творчества Александра Сергеевича Пушкина вам
известны?

Сказки в русском народном духе Пушкин писал на
протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин
старался понять интересы народа, мечты, идеалы,
нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и
народные обряды, просил няню снова и снова
сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин
не ограничивался задачей пассивного изучения
народной поэзии: он стремился проникнуть в неё,
творчески овладеть её содержанием и формой. И это
ему удалось настолько, что некоторые его
произведения в народном духе (например, “Песни о
Стеньке Разине”) принимали за подлинно народные.

Слайд №4.

— Дайте определение “сказки”, расскажите,
какие они бывают, из чего состоят.

Слайд №5.

— Составьте цитатный план.

  • “Царь с царицею простился..”
  • “Царь женился на другой..”
  • “Но царевна молодая тихомолком расцветая..”
  • “А царевна все ж милее..”
  • “Вот Чернавка в лес пошла..”

2. Разгадывание кроссворда.

Слайд №6.

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

— Тема нашего сегодняшнего урока “Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.
Пушкина”. Запишите тему в тетрадь.

— Сегодня на уроке мы должны проанализировать
образы царевны и царицы в сказке и понять в чем
смысл противопоставления героинь, каково
отношение автора к героиням, ну и, конечно,
рассмотреть ваше отношение к данным образам.

— И вот сейчас мы с вами посмотрим, насколько
хорошо вы знаете сказки Александра Сергеевича
Пушкина.

— Ребята, а с какой сказкой Александра
Сергеевича мы начали знакомиться на прошлом
уроке?

— Докажите, что это произведение – сказка.

1. Слайд №7.

Вы говорите, что в сказках обязательно идет
борьба добра и зла. Есть ли эта борьба в “Сказке о
мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.Пушкина?
И между кем она идет?

2. Анализ содержания сказки.

— С нашими героинями мы знакомимся с самого
начала сказки. Откройте сказку в учебнике.

Выразительное чтение отрывка из сказки от слов
“Царь с царицею простился…” до слов “И к обедне
умерла”.

— Назовите слова и выражения, свойственные
народной речи. (Снарядился, в путь-дорогу,
ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька,
издалече, тяжелёшенько).

Данному отрывку свойственна особая интонация.
Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая
няня.

– Как в описании проводов царя и ожидания его
царицей подчёркивается грустное настроение
царицы? (Ожидание царицы томительно: она
“ждёт-пождёт”, “Очи разболелись глядючи”.
Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение
героини.)

Выразительное чтение отрывка от слов “Правду
молвить, молодица…” до слов “Гордо в зеркальце
глядясь”.

— Какие слова передают отношение автора к
другой царице? (Горда, ломлива, своенравна,
ревнива).

— Объясните лексическое значение слова
“ломлива”? (Капризная, кривляющаяся).

— Что хотела услышать царица, обращаясь к
зеркалу? Почему? (“Ты, царица, всех милее…”
Царица тщеславна, она считает себя самой
красивой и постоянно хочет слышать
подтверждение этому. Однако при всей своей
красоте она не уверена в себе. Зеркальце
необходимо ей для самоутверждения. Таким
образом, автор показывает внутреннюю
несостоятельность и обречённость зла.)

— Какова роль повторов в данном фрагменте
сказки?

И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась.

(Слова, соединённые повторяющимся союзом “и”,
раскрывают самые разные значения слова
“ломлива”. Царица любуется собой, она подвижна и
весела).

Слайд №8.

3. Лексическая работа

— Скажите, как вы понимаете слова:

  • Нрав – характер, душевные качества.
  • Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
  • Гордый – сознающий своё превосходство.
  • Ломлива (от глагола “ломаться” – упряма,
    капризна.
  • Своенравный – упрямый, поступающий так, как
    вздумается.
  • Ревнива – здесь: мучительно желающая быть
    лучшей.

— Какие качества вы еще можете добавить от себя
каждой героине? Назовите.

— А какие общие черты их соединяют?

— Ребята, скажите, почему повествование о
царевне поэт начинает с противительного союза
НО?

— Какие средства выразительности использует
автор, показывая образы царицы и царевны?
СРАВНЕНИЕ, АНТИТЕЗА.

— Давайте прочитаем следующий эпизод и
проанализируем его.

4. Выразительное чтение эпизода от слов
“Чёрт ли сладит с бабой гневной?” до слов “За
невестой молодой”.

— Что в сказке противопоставлено злобе царицы?

— В каких словах проявляется отношение автора к
царице?

— Что происходит с царевной в лесу?

5. Обращение к иллюстрации В.М.Конашевича
(с.109 учебника, ч.1).

— Как Соколко встретил царевну? Почему?

6. Выразительное чтение фрагмента от слов
“И царевна очутилась…” до слов “И тихонько
улеглась”.

— О каких качествах героини рассказывает этот
эпизод?

Слайд №9.

Слово учителя.

Царевна в сказке больше всего похожа на
крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо
воспитанную и, главное, любящую и умеющую
трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, “дом
царевна обошла, всё порядком убрала, засветила
Богу свечку, затопила жарко печку…”.

Пушкин, перевоплотившись в народного
рассказчика, уверенного, что именно так ведут
себя “хорошие” царевны, продолжает: “Вмиг по
речи те спознали, что царевну принимали…”.
Подробно развивается эпизод пребывания
красавицы царевны в доме семи богатырей,
“румяных усачей”, которые скоро полюбили её.

7. Выразительное чтение отрывка по ролям от
слов “Братья милую девицу полюбили…” до слов
“Стали жить да поживать”.

— Какие идеалы народа нашли отражение в этом
эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая
нравственность, чистота).

— Как злой царице удалось узнать о том, что
царевна жива?

— О том, что же было дальше, мы узнаем, просмотрев
фрагмент мультфильма данной сказки.

Слайд №10.

8. Просмотр мультфильма до Елисея.

— Почему автор так внимательно следит за каждым
движением героини? В каких строчках проявляется
отношение автора к героине?

— Найдите в указанном отрывке существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую
роль они выполняют в тексте?

— Каким настроением проникнута сцена прощания
богатырей с названой сестрицей?

— Чем заканчивается сказка? Краткий пересказ.

IV. Подведение итогов урока.

— Ребята, мы увидели, что царица-мачеха
противопоставлена царевне. Чем отличаются
героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл
противопоставления? (Между царевной и царицей
есть внешнее сходство: обе прекрасны.

Рассказывая о доброте и кротости юной царевны,
автор подчёркивает, что красота души важнее
всего.

Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её
гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как
отвратителен может быть внешне привлекательный
человек, если он лишён красоты внутренней.

Доброта доверчива и наивна, она нуждается в
защите; зло коварно, подло и жестоко, но
изначально обречено).

Слайд №11.

— Обобщите образы в синквейне о царице и о
царевне.

Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.

Слайд №12.

V. Домашнее задание.

Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:

— от слов “За невестою своей…” до слов “Или
след её заметил”;

— от слов “Тёмной ночки Елисей…” до слов “Не
печалься же, прощай”;

— от слов “Елисей, не унывая…” до слов “В том
гробу твоя невеста”,

Ответить на вопросы стр.126 -128.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест по “Сказке о мёртвой царевне и о семи
богатырях” А.С. Пушкина.

Выполните тест, обведите в овал правильный
ответ.

1. Царевна родилась под Рождество:

ДА НЕТ

2. Волшебное зеркальце новой царицы умело петь:

ДА НЕТ

3. В приданое царевна получала семь городов и
сто сорок теремов:

ДА НЕТ

4. Чернавка не сгубила царевну, потому что та
пообещала девушке щедрый подарок:

ДА НЕТ

5. “Одному женою быть, прочим ласковой сестрою…”.
Эти слова принадлежат младшему из семерых
братьев-богатырей:

ДА НЕТ

6. Царевна подала нищей монахине хлеба:

ДА НЕТ

7. Кличка пса, который охранял царевну, — Соколко:

ДА НЕТ

8. Братья положили царевну в золотой гроб:

ДА НЕТ

9. Елисей спрашивал про свою невесту у деревьев:

ДА НЕТ

10. Мачеха умерла от тоски, когда узнала от
волшебного зеркальца, что царевна жива:

ДА НЕТ

Ответы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Да Нет Да Нет Нет Да Да Нет Нет Да

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Презентация к уроку литературного чтения 4 класс е шварц сказка о потерянном времени
  • Презентация к сказке чуковского телефон
  • Презентация к сказке черная курица или подземные жители с картинками
  • Презентация к сказке царевна лягушка для дошкольников
  • Презентация к сказке три поросенка михалков

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии