Презентация на тему:
«Сказки о животных»
Подготовил учитель русского языка и литературы Филимонова М.В.
Цель данной работы: проанализировать народные сказки о животных; выявить основные черты характера героев сказок о животных; составить их классификацию .
Один из древнейших видов сказок – сказки о животных . Мир животных в сказках воспринимается как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.).
В сказках о животных сохранились следы того периода примитивного ведения хозяйства, когда человек мог только присваивать продукты природы, но еще не научился их воспроизводить. Основным источником жизни людей в то время была охота, а хитрость, умение обмануть зверя играло важную роль в борьбе за выживание.
Поэтому заметным приемом животного эпоса является обман в его разных видах: коварный совет, неожиданный испуг, изменение голоса и другие притворства. С опытом древних охотников связана постоянно упоминаемая загонная яма. Умеющий перехитрить, обмануть — побеждает и получает выгоду для себя. Русская сказка закрепила это качество за одним из своих центральных персонажей — лисой.
В сказках часто фигурируют представители дикой фауны. Это обитатели лесов, полей, степей: лиса, медведь, волк, дикий кабан, заяц, еж, лягушка, мышь. Разнообразно представлены птицы: ворон, воробей, цапля, журавль, дятел, тетерев, сова. Встречаются насекомые: муха, комар,пчела, муравей, паук; реже — рыбы: щука, окунь.
Анализ сборников с русскими народными сказками позволил определить самых популярных персонажей. Обобщенные данные представлены в диаграмме. Таким образом часто встречающимся персонажами являются лиса, волк, заяц, медведь, петух. Первое и второе место занимают лиса и волк. Именно им и посвящено наше выступление. Результаты сравнения других сказочных животных с их реальными прототипами представлено в буклетах. Вы можете с ними ознакомиться.
Лиса – хитрая обманщица, рыжая краса, бессовестная. Обманывает мужика, прикинувшись мёртвой («Лиса крадёт рыбу из саней»); обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадёт мёд («Медведь и лиса»). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчётливая.
Волк – хищник, волк-волчище, серый хвостище; нет такой беды, куда бы он не угодил, его легко обмануть. Он глуп, что и выражается в отношении народа к нему, пожирает козлят («Волк и коза»), собирается разорвать овцу («Овца, лиса и волк»), откармливает голодную собаку, чтобы её съесть, остаётся без хвоста («Лиса и волк»).
Медведь – дедушка, косолапый. Он олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными. В сказках его нередко называют «всем пригнётыш». Медведь также глуп. Уговариваясь с крестьянином собрать урожай, он каждый раз остаётся ни с чем («Мужик и медведь»).
- Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они выполняют подсобную роль, нередко находятся в услужении у «крупных» животных. Только кот и петух выступают в роли положительных героев. Они помогают обиженным, верны дружбе.
- Сказки соединяют в образах животных человеческое и звериное с помощью юмора, веселья. Как бы играя словом, забавляясь, сказочники наблюдательно и метко воссоздавали черты реальных обитателей родной фауны.
- Анализируя русские народные сказки о животных, можно сделать следующие выводы:
- за свою многовековую историю народом было создано большое количество сказок о животных;
- каждое животное, как герой сказки, наделено своими отличительными чертами характера, переходящими из сказки в сказку;
- эти черты так укрепились за животными, что стали постоянными эпитетами, характеризующими животных, вошли в состав постоянных сравнений, выступают именами нарицательными в образной речи человека;
- воплощенные в животных признаки характеризуют человека, то есть, читая русские народные сказки о животных, мы под каждым из них подразумеваем людей с определенным складом натуры, то есть это сказки – иносказания.
- сказки о животных любят не только дети, но и взрослые.
Как лиса шила волку шубу
Идет волк по лесу. Видит, дятел долбит дерево; он ему и говорит: «Вот ты, дятел, все долбишь и долбишь, работаешь, работаешь, а хатки за свой век построить не можешь!» А дятел волку и говорит: «А ты, волк, все режешь и режешь скот, а кожуха за свой век не сошьешь!» Подумал волк, что дятел правильно ему говорит. Приходит волк к лисе и говорит ей: «Лиса, сшей мне шубу. А я тебе принесу овечек!»
Согласилась лиса.
Вот волк приносит лисе овец: одну, другую, третью, а шубы все нет. А лиса мясо съест, а шерсть на базаре продаст. Вот, наконец, волк и спрашивает: «Когда же, лиса, шуба готова будет?» А лиса говорит: «Сегодня к вечеру шуба готова будет, надо только на обводы шерсти. Пойди к людскому огороду, там лошадь стоит. Ты зарежь ее и принеси хвост и гриву на обводы!»
Пошел волк и видит лошадь . Подкрался к ней сзади и только хотел вцепиться в нее зубами, как она ударила волка копытами — и убила насмерть…
И сейчас по снегу волка косточки блестят.
Спасибо за внимание!!!
1
Сказки о животных. Социально бытовые сказки
2
Повторим Что такое сказка? Какие виды сказок вам известны? О животных Волшебные Социально — бытовые Виды сказок
3
Сказки о животных Главные герои: Животные. Если участвует человек, то он противопоставлен животным. В сказках о животных говорится о повадках, проделках и обыкновенных приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому: медведь — глуповат, заяц — трусоват, волк — жаден, а Лиса Патрикеевна — хитрее хитрых, обманет кого хочешь. В сказках о животных человек 1)играет второстепенную роль (старик из сказки«Лиса крадёт рыбу из воза) 2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).
4
Социально-бытовые сказки Это сказки о жизни, о быте сельского или городского жителя, это смешные, порой даже нелепые истории, которые могут произойти с человеком (с людьми). В сказке действует человек. Он борется за справедливость и добивается этого. Главные герои: Люди, побеждающие благодаря смекалке, мужеству и хитрости. «Как мужик гуся делил» «Дурак и берёза» « Каша из топора» «Умная внучка» «Солдат и царь»…
5
Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается Композиции сказок Основная часть в которой герои, наделённые определёными качествами, вступают в противоборство, противоречие, в комфликт. зачин концовка
6
Угадай сказку «Пустил стрелу средний сын, попала стрела в болото…» Волшебная сказка «Царевна-лягушка» «Прыгнула девочка через костер и растаяла…» Бытовая сказка «Снегурочка» «Была у меня изба лубяная, а у лисы ледяная…» О животных «Лиса и заяц » «Побежала курочка к корове просить молочка петушку» Бытовая сказка «Бобовое зернышко»
7
1 — ? 2 — ? 3 — ?2 Угадай сказку
8
1 бытовая сказка 2 сказка о животных 3 волшебная сказка
9
Сказка — это жанр литературы. Сказка — это короткие истории Фантастического характера. Любое сказочное повествование строится на вымысле. Сказка обычно начинается с зачина. В нем называются герои и события. иногда место действия. Рассказчику часто трудно начать повествование, и тогда на помощь приходит присказка — она вводит слушателя в сказочную атмосферу. Есть прием, который помогает завершить повествование. Он называется концовкой. Так завершалась сказка. Сказка
10
Изобразительно-выразительные средства сказки Гипербола – художественное преувеличение, суть которого заключается в усилении художественного впечатления. Рос не по дням а по часам. Сказочные формулы – в некотором царстве, в некотором государстве Ни в сказке сказать, ни пером описать Выше леса стоячего, ниже облака ходячего Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается Много ли, мало ли времени… Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли… снарядились в путь – дорогу Повторы – близкие по значению слова ставши единым целым. Грусть- печаль, царство-государство, жили-были Постоянные эпитеты – устойчивое определение какого-либо предмета. Добрый молодец, серый волк, чисто поле. Повествование в сказке обычно хорошо организовано и легко запоминается — чаще всего важные события происходят три раза.
11
Домашнее задание Сочинить сказку Подготовиться к зачетному уроку Заполнить таблицу сказки о животныхбытовые сказкиволшебные сказки сюжет сказки герои сказки чему учит сказка особен-ности сказки
12
сказки о животных бытовые сказки волшебные сказки сюжет сказки Животные в сказке ведут себя как люди, совершают плохие и хорошие поступки. Сатирический, анекдотичный сюжет, истории из обычной жизни. Волшебный сюжет, необычные и фантастические события. герои сказки Различные животныеОбычные люди: старик, старуха, царь, солдат … Волшебные, мифические персонажи: Баба Яга, Кошей Бессмертный, Иван-царевич … чему учит сказка На примере поступков животных объясняет, что хорошо, а что плохо. Высмеивает человеческие пороки, восхищается мудростью и умом простого человека. Сказка учит различать добро и зло, объясняет, что хорошо, а что плохо. В сказке скрыто устройство мира. особен- ности сказки В качестве героев выступают животные, которые ведут себя как люди. Сатирический, анекдотичный сюжет, высмеивание человеческих пороков. Волшебные герои, события, предметы. Домашнее задание
1.
«Сказки о животных»
2. Цель данной работы: проанализировать народные сказки о животных; выявить основные черты характера героев сказок о животных;
Цель
данной
народные
работы:
проанализировать
сказки
о
животных; выявить основные черты характера
героев сказок о животных; составить их
классификацию.
3.
Один из древнейших видов сказок – сказки о животных.
Мир животных в сказках воспринимается как
иносказательное изображение человеческого. Животные
олицетворяют реальных носителей человеческих пороков
в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство,
плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.).
4. В сказках о животных сохранились следы того периода примитивного ведения хозяйства, когда человек мог только присваивать
продукты
природы, но еще не научился их воспроизводить. Основным
источником жизни людей в то время была охота, а хитрость, умение
обмануть зверя играло важную роль в борьбе за выживание.
5. Поэтому заметным приемом животного эпоса является обман в его разных видах: коварный совет, неожиданный испуг, изменение голоса
и
другие притворства. С опытом древних охотников связана постоянно
упоминаемая загонная яма. Умеющий перехитрить, обмануть —
побеждает и получает выгоду для себя. Русская сказка закрепила это
качество за одним из своих центральных персонажей—лисой.
6.
В сказках часто фигурируют представители дикой фауны. Это
обитатели лесов, полей, степей: лиса, медведь, волк, дикий кабан,
заяц, еж, лягушка, мышь. Разнообразно представлены птицы: ворон,
воробей, цапля, журавль, дятел, тетерев, сова. Встречаются
насекомые: муха, комар,пчела, муравей, паук; реже — рыбы: щука,
окунь.
7.
70%
40%
25%
20%
15%
8.
Лиса – хитрая обманщица, рыжая краса, бессовестная. Обманывает
мужика, прикинувшись мёртвой («Лиса крадёт рыбу из саней»);
обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух и
лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); меняет гусочку на
овечку, овечку на бычка, крадёт мёд («Медведь и лиса»). Во всех сказках
она льстивая, мстительная, хитрая, расчётливая.
9.
Волк – хищник, волк-волчище, серый хвостище; нет такой беды, куда бы
он не угодил, его легко обмануть. Он глуп, что и выражается в отношении
народа к нему, пожирает козлят («Волк и коза»), собирается разорвать
овцу («Овца, лиса и волк»), откармливает голодную собаку, чтобы её
съесть, остаётся без хвоста («Лиса и волк»).
10.
Медведь – дедушка, косолапый. Он олицетворяет грубую силу,
обладает властью над другими животными. В сказках его нередко
называют «всем пригнётыш». Медведь также глуп. Уговариваясь с
крестьянином собрать урожай, он каждый раз остаётся ни с чем
(«Мужик и медведь»).
11.
Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в
роли слабых. Они выполняют подсобную роль,
нередко находятся в услужении у «крупных»
животных. Только кот и петух выступают в роли
положительных героев. Они помогают обиженным,
верны дружбе.
12.
Сказки соединяют в образах животных человеческое и
звериное с помощью юмора, веселья. Как бы играя
словом, забавляясь, сказочники наблюдательно и метко
воссоздавали черты реальных обитателей родной фауны.
13.
Анализируя русские народные сказки о животных, можно сделать следующие
выводы:
за свою многовековую историю народом было создано большое количество
сказок о животных;
каждое животное, как герой сказки, наделено своими отличительными чертами
характера, переходящими из сказки в сказку;
эти черты так укрепились за животными, что стали постоянными эпитетами,
характеризующими животных, вошли в состав постоянных сравнений,
выступают именами нарицательными в образной речи человека;
воплощенные в животных признаки характеризуют человека, то есть, читая
русские народные сказки о животных, мы под каждым из них подразумеваем
людей с определенным складом натуры, то есть это сказки – иносказания.
сказки о животных любят не только дети, но и взрослые.
14.
Как лиса шила волку шубу
Идет волк по лесу. Видит, дятел долбит дерево; он ему и
говорит: «Вот ты, дятел, все долбишь и долбишь, работаешь,
работаешь, а хатки за свой век построить не можешь!» А
дятел волку и говорит: «А ты, волк, все режешь и режешь
скот, а кожуха за свой век не сошьешь!» Подумал волк, что
дятел правильно ему говорит. Приходит волк к лисе и
говорит ей: «Лиса, сшей мне шубу. А я тебе принесу овечек!»
Согласилась лиса.
15.
Вот волк приносит лисе овец: одну, другую, третью, а шубы все нет. А лиса
мясо съест, а шерсть на базаре продаст. Вот, наконец, волк и спрашивает:
«Когда же, лиса, шуба готова будет?» А лиса говорит: «Сегодня к вечеру шуба
готова будет, надо только на обводы шерсти. Пойди к людскому огороду, там
лошадь стоит. Ты зарежь ее и принеси хвост и гриву на обводы!»
Пошел волк и видит лошадь . Подкрался к ней сзади и только хотел
вцепиться в нее зубами, как она ударила волка копытами — и убила
насмерть…
И сейчас по снегу волка косточки блестят.
16. «ЛИСА И ВОЛК»
17. ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА СКАЗКИ. 1. Назовите героев сказки. 2. Какое отношение вызывает Лиса? 3. Опишите Лису. Как она себя ведёт?
Как называется
такое описание? (Антропоморфизм –очеловечивание)
4. Определите конфликт этой сказки.
5. Каким выступает в сказке Волк? Опишите его.
6. Какова композиция сказки? Из скольких
эпизодов она состоит? На каком приёме
построена композиция?
7. Встречаются ли в сказке сказочные формулы,
утроения, песенки, диалоги? Какие малые
фольклорные формы встречаются? Приведите
примеры.
18. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
С помощью иллюстраций
составьте
композиционный план
сказки.
19.
ЖЕЛАНИЕ ЛИСЫ ПОЕСТЬ
РЫБКИ
20. ЛИСА И МУЖИК
21. ВОЛК У ПРОРУБИ
22. ЛИСА В ИЗБЕ У БАБЫ
23. «БИТЫЙ НЕБИТОГО ВЕЗЁТ»
Презентация на тему «Сказки о животных»
-
Скачать презентацию (2.31 Мб)
-
340 загрузок -
4.1 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Интересует тема «Сказки о животных»? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 10 слайдов. Средняя оценка: 4.1 балла из 5. Также представлены другие презентации по литературе для 1-4 класса. Скачивайте бесплатно.
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
10
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
Сказки о животных
-
Слайд 2
Один из древнейших видов русских сказок – сказки о животных. Мир животных в сказках воспринимается как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.).
-
Слайд 3
Лиса – хитрая обманщица, рыжая краса, бессовестная. Обманывает мужика, прикинувшись мёртвой («Лиса крадёт рыбу из саней»); обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадёт мёд («Медведь и лиса»). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчётливая.
-
Слайд 4
Волк – хищник, волк-волчище, серый хвостище; нет такой беды, куда бы он не угодил, его легко обмануть. Он глуп, что и выражается в отношении народа к нему, пожирает козлят («Волк и коза»), собирается разорвать овцу («Овца, лиса и волк»), откармливает голодную собаку, чтобы её съесть, остаётся без хвоста («Лиса и волк»).
-
Слайд 5
Медведь – дедушка, косолапый. Он олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными. В сказках его нередко называют «всем пригнётыш». Медведь также глуп. Уговариваясь с крестьянином собрать урожай, он каждый раз остаётся ни с чем («Мужик и медведь»).
-
Слайд 6
Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они выполняют подсобную роль, нередко находятся в услужении у «крупных» животных. Только кот и петух выступают в роли положительных героев. Они помогают обиженным, верны дружбе.
-
Слайд 7
Заяц – трусишка, заюнок-бегунок, по горке скок.
-
Слайд 8
Кот – баловень, лакомка.
-
Слайд 9
-
Слайд 10
Использованные ресурсы:
http://www.licey.net/lit/istok/animals
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте
Презентацию на тему «Любимые сказки о животных»
можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет
проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам
заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на
соответствующий текст под плеером. Презентация
содержит 34 слайд(ов).
Слайд 1
Внеклассное занятие Любимые сказки о животных.
Воспитатель ГПД МБОУ СОШ №71 г.Рязани Сафронова Марина Николаевна.
Слайд 2
Цели: Обобщить знания учащихся о сказках. Закрепить понятия «авторская», «народная». Расширить знания о сказках про животных. Развивать интерес к знаниям устного народного творчества. Задачи: Уметь различать виды русских народных сказок по их содержанию. Приобщиться к чтению сказок о животных. Уметь работать с дополнительной литературой. Организация интересной, содержательной внеурочной деятельности. Развивать фантазию, воображение.
Слайд 4
Русские народные сказки сочинил народ.
Слайд 5
Сказки, которые написал или обработал человек, называются авторские.
Слайд 6
Сказки бывают разные.
Слайд 7
Волшебные
В этих сказках обязательно совершаются чудеса и волшебные превращения.
Слайд 8
Бытовые
Сказки о жизни простых людей, которые побеждают благодаря смекалке, мужеству и хитрости.
Слайд 9
О животных
В таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе.
Слайд 10
Что за сказка это?
1. «Волк и пошел на реку. Опустил хвост в прорубь, сидит и приговаривает: — Ловись, рыбка, и мала и велика, Ловись, рыбка, и мала и велика!» 2. «На другой день пришла лиса к журавлю, а журавль приготовил окрошку, налил ее в высокий кувшин с узким горлом, поставил на стол и говорит: Ешь, дорогая лиса!»
Слайд 11
Сказки о животных, также как и другие сказки, бывают народные и литературные. Народные сказки не имеют автора, так как не известно, кто их сочинил. Если известна фамилия автора сказки, то это уже литературная сказка. Назовем самые известные.
Слайд 14
Хитрый лис и умная уточка
Слайд 19
У сказок о животных своя поэтика и стиль. Во многих из них широко используются песенные вставки. Давайте вспомним некоторые из них.
Слайд 20
Колобок
— Я колобок, колобок! По амбару метен, По сусекам скребен, На сметане мешён, В печку сажён, На окошке стужен. Я от бабушки ушел, Я от дедушки ушел…
Слайд 21
Волк и семеро козлят
Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла – молока принесла. Бежит молоко по вымечку, Из вымечка по копытечку, Из копытечка – во сыру землю!
Слайд 22
Кот, петух и лиса
Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Выгляни в окошко, Дам тебе горошка, Дам и зернышек.
Слайд 23
Пословицы и поговорки
Не учи орла летать, а соловья петь. Кот из дома, мыши в пляс. Лиса и во сне кур считает. Сколько волка не корми, он все в лес смотрит. Это – еж, его руками не возьмешь. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. Два медведя в одной берлоге не уживутся.
Слайд 24
«Сказочная угадай-ка!»
Перед волком не дрожал От медведя убежал, А лисице на зубок Все ж попался …. «Было яичко у нас золотое, А осталось лукошко пустое…» — Плачет дед, плачет баба, Но утешает их курочка …
Слайд 25
Часто в сказках о животных главным действующим лицом является лиса
Слайд 26
«Танец маленьких утят»
Слайд 27
Это интересно.
Сказки о животных, как и другие сказки, возникли в глубокой древности. В них отражаются забытые верования, обряды, представления, а также вековой опыт общения первобытных охотников и скотоводов с животными. Их часто рассказывали перед началом охоты, и это имело магическое значение: охота будет удачная. В наше время их рассказывают детям.
Слайд 28
«Заколдованная буква»
Кепка Золотая рубка Муха-Покотуха Двери в яме Кособок Шар-Птица
Слайд 29
Кроссворд: «Герои сказок о животных»
1 2 3
1. Кто зимой холодной Бродит злой, голодный. 2. Хозяин лесной Просыпается весной. А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой 3. Хитрая плутовка Рыжая головка. Хвост пушистый – краса! А зовут её … МОЛОДЦЫ!
в о л к д м е а ь с и
Слайд 30
Викторина: «Сказки о животных»
Продолжите: сказки о животных бывают как народные, так и … Чем сказки о животных отличаются от рассказов о животных? Аргументируйте свой ответ. Объясните смысл следующей пословицы: «Волка ноги кормят». Кто наиболее часто является главным действующим лицом сказок о животных? Приведите пример таких сказок. Чему учат сказки о животных?
Слайд 31
Итог занятия
Сегодня мы побывали в гостях у сказок про животных, которые своими корнями уходят в далекое прошлое. Узнали много нового и интересного, вы назвали свои любимые сказки. Нас удивляли, радовали, заставляли волноваться необычные сказочные персонажи – животные. Эти сказки развивают ум, фантазию, учат любить родную природу, животных, беречь окружающий нас мир.
Слайд 32
Список литературы.
Христоматия по фольклору. М., 1972 Народные пословицы и поговорки. Составил А.И.Соболев. М.,1961 «Русские загадки. Черный конь скачет в огонь» Составил В.Аникин. М., 1968 Круглов Ю.Г. Русские народные сказки о животных. М.,1983 «Энциклопедический словарь юного литературоведа» М.,1988 А.Михайлова. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. М., 2002 Л.И.Жук. В гостях у Сказки. Минск, 2008 Тридцать три пирога. Собрал и обработал М.Булатов. М., 1988 Сказки русских писателей. М., 1990 Русские народные сказки. М., 2007 З.В.Климентовская. Стихи и сказки на уроках в начальной школе. Ярославль, 2006 А.Шаров. Волшебники приходят к людям. М., 2002 Учебно-методическое обеспечение З.И. Романовская Литературное чтение. Живое слово. 2 класс. Учебник для четырехлетней начальной школы. Часть первая.
Слайд 33
Интернет ресурсы:
http://img-fotki.yandex.ru/get/4703/svetlera.3e/0_506ed_242943c1_XXXL.jpg http://stat20.privet.ru/lr/0b2ac2c4b1ea3d9267481f5eea52ad2f http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/3000000/2182000/2181241-576bfab6e5b3c62f.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/5104/hck29.39/0_36d62_a7346c3b_L http://img01.chitalnya.ru/upload2/569/809584854636341376.jpg http://s011.radikal.ru/i318/1112/32/195c846bd651.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/52/445/52445749_483.jpg http://www.mk.ru/upload/iblock_mk/475/4c/b8/d1/DETAIL_PICTURE_564473.jpg http://ifolderlinks.ru/files/imagecache/700x/U10321/02/03/Hudozhnik-illyustrator_Bedarev_Gleb_Georgievich_G.Bedarev__d8a579a41f29f375ab67554a543_prev.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/549/73549486_8.png http://news.nado.ua/images/stories/nado2/gClub/edim/1/000zr5eb.jpg http://img10.imageshack.us/img10/632/winniethepooh022.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/53/227/53227883_1262443277_5.jpg http://www.gallart.ru/images/expozition/image_2584.jpg
Слайд 34
http://ppt4web.ru/images/8/21821/310/img13.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/49/551/49551612_1254811878_02labl8m41220465485.jpg http://denezhnikovo.at.ua/_bl/0/27714167.jpg http://www.ozedu.ru/files/u2353/teremok3.jpg http://i99.beon.ru/vsebesplatno.clan.su/3/kroshka.enot.0-06-07.jpg http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2010-02/1267009460_1254944614_25107.jpg http://i.allday.ru/uploads/posts/2010-09/1285654765_2.jpg http://soldatova.ucoz.com/For_site/Image/For_my_children/Skazka_KotLisaP/01.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/4814/89635038.619/0_6fb13_37a5dfb9_XL http://file.mobilmusic.ru/6f/8f/65/813519.gif http://sphotos-g.ak.fbcdn.net/hphotos-ak-ash4/384608_10151065317821585_1872727812_n.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/81/863/81863592_76205044_large_0_506ee_c2087dbf_L.png http://pictures.ucoz.ru/_ph/3/2/391862728.png
Слайд 1Внеклассное занятие
Любимые сказки
о животных.
Воспитатель ГПД
МБОУ СОШ №71 г.Рязани
Сафронова
Марина
Николаевна.
Слайд 2Цели:
Обобщить знания учащихся о сказках.
Закрепить понятия «авторская», «народная».
Расширить знания о сказках
про животных.
Развивать интерес к знаниям устного народного творчества.
Задачи:
Уметь различать виды русских народных сказок по их содержанию.
Приобщиться к чтению сказок о животных.
Уметь работать с дополнительной литературой.
Организация интересной, содержательной внеурочной деятельности.
Развивать фантазию, воображение.
Слайд 4Русские народные сказки
сочинил народ.
Слайд 5Сказки, которые написал или обработал человек, называются авторские.
Слайд 7Волшебные
В этих сказках обязательно совершаются чудеса и волшебные превращения.
Слайд 8Бытовые
Сказки о жизни простых людей, которые побеждают благодаря смекалке,
мужеству и хитрости.
Слайд 9О животных
В таких сказках животные могут говорить, ходить друг
другу в гости и даже учиться в школе.
Слайд 10Что за сказка это?
1. «Волк и пошел на реку. Опустил хвост
в прорубь, сидит и приговаривает:
— Ловись, рыбка, и мала и велика,
Ловись, рыбка, и мала и велика!»
2. «На другой день пришла лиса к журавлю, а журавль приготовил окрошку, налил ее в высокий кувшин с узким горлом, поставил на стол и говорит: Ешь, дорогая лиса!»
Слайд 11 Сказки о животных, также как и другие сказки, бывают народные
и литературные. Народные сказки не имеют автора, так как не известно, кто их сочинил. Если известна фамилия автора сказки, то это уже литературная сказка.
Назовем самые известные.
Слайд 19 У сказок о животных
своя поэтика и
стиль.
Во многих из них широко используются песенные вставки.
Давайте вспомним
некоторые из них.
Слайд 20Колобок
— Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужен.
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел…
Слайд 21Волк и семеро козлят
Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла
–
молока принесла.
Бежит молоко
по вымечку,
Из вымечка
по копытечку,
Из копытечка –
во сыру землю!
Слайд 22Кот, петух и лиса
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам
тебе горошка,
Дам и зернышек.
Слайд 23Пословицы и поговорки
Не учи орла летать, а соловья петь.
Кот из дома,
мыши в пляс.
Лиса и во сне кур считает.
Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.
Это – еж, его руками не возьмешь.
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.
Два медведя в одной берлоге не уживутся.
Слайд 24«Сказочная угадай-ка!»
Перед волком не дрожал
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж
попался ….
«Было яичко у нас золотое,
А осталось лукошко пустое…» —
Плачет дед, плачет баба,
Но утешает их курочка …
Слайд 25Часто в сказках о животных главным действующим лицом является лиса
Слайд 27Это интересно.
Сказки о животных, как и другие сказки, возникли
в глубокой древности. В них отражаются забытые верования, обряды, представления, а также вековой опыт общения первобытных охотников и скотоводов с животными. Их часто рассказывали перед началом охоты, и это имело магическое значение: охота будет удачная. В наше время их рассказывают детям.
Слайд 28«Заколдованная буква»
Кепка
Золотая рубка
Муха-Покотуха
Двери в яме
Кособок
Шар-Птица
Слайд 29Кроссворд:
«Герои сказок о животных»
1 2 3
1. Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный.
2. Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой
3. Хитрая плутовка
Рыжая головка.
Хвост пушистый – краса!
А зовут её …
МОЛОДЦЫ!
в
о
л
к
д
м
е
в
е
а
ь
д
с
и
л
Слайд 30Викторина:
«Сказки о животных»
Продолжите: сказки о животных бывают как народные, так
и …
Чем сказки о животных отличаются от рассказов о животных? Аргументируйте свой ответ.
Объясните смысл следующей пословицы: «Волка ноги кормят».
Кто наиболее часто является главным действующим лицом сказок о животных?
Приведите пример таких сказок.
Чему учат сказки о животных?
Слайд 31Итог занятия
Сегодня мы побывали в гостях у сказок про животных, которые
своими корнями уходят в далекое прошлое.
Узнали много нового и интересного, вы назвали свои любимые сказки. Нас удивляли, радовали, заставляли волноваться необычные сказочные персонажи – животные.
Эти сказки развивают ум, фантазию, учат любить родную природу, животных, беречь окружающий нас мир.
Слайд 32Список литературы.
Христоматия по фольклору. М., 1972
Народные пословицы и поговорки. Составил А.И.Соболев.
М.,1961
«Русские загадки. Черный конь скачет в огонь» Составил В.Аникин. М., 1968
Круглов Ю.Г. Русские народные сказки о животных. М.,1983
«Энциклопедический словарь юного литературоведа» М.,1988
А.Михайлова. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. М., 2002
Л.И.Жук. В гостях у Сказки. Минск, 2008
Тридцать три пирога. Собрал и обработал М.Булатов. М., 1988
Сказки русских писателей. М., 1990
Русские народные сказки. М., 2007
З.В.Климентовская. Стихи и сказки на уроках в начальной школе. Ярославль, 2006
А.Шаров. Волшебники приходят к людям. М., 2002
Учебно-методическое обеспечение
З.И. Романовская Литературное чтение. Живое слово. 2 класс. Учебник для четырехлетней начальной школы. Часть первая.
Слайд 33Интернет ресурсы:
http://img-fotki.yandex.ru/get/4703/svetlera.3e/0_506ed_242943c1_XXXL.jpg
http://stat20.privet.ru/lr/0b2ac2c4b1ea3d9267481f5eea52ad2f
http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/3000000/2182000/2181241-576bfab6e5b3c62f.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/5104/hck29.39/0_36d62_a7346c3b_L
http://img01.chitalnya.ru/upload2/569/809584854636341376.jpg
http://s011.radikal.ru/i318/1112/32/195c846bd651.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/52/445/52445749_483.jpg
http://www.mk.ru/upload/iblock_mk/475/4c/b8/d1/DETAIL_PICTURE_564473.jpg
http://ifolderlinks.ru/files/imagecache/700x/U10321/02/03/Hudozhnik-illyustrator_Bedarev_Gleb_Georgievich_G.Bedarev__d8a579a41f29f375ab67554a543_prev.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/549/73549486_8.png
http://news.nado.ua/images/stories/nado2/gClub/edim/1/000zr5eb.jpg
http://img10.imageshack.us/img10/632/winniethepooh022.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/53/227/53227883_1262443277_5.jpg
http://www.gallart.ru/images/expozition/image_2584.jpg
Слайд 34Интернет ресурсы:
http://ppt4web.ru/images/8/21821/310/img13.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/49/551/49551612_1254811878_02labl8m41220465485.jpg
http://denezhnikovo.at.ua/_bl/0/27714167.jpg
http://www.ozedu.ru/files/u2353/teremok3.jpg
http://i99.beon.ru/vsebesplatno.clan.su/3/kroshka.enot.0-06-07.jpg
http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2010-02/1267009460_1254944614_25107.jpg
http://i.allday.ru/uploads/posts/2010-09/1285654765_2.jpg
http://soldatova.ucoz.com/For_site/Image/For_my_children/Skazka_KotLisaP/01.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/4814/89635038.619/0_6fb13_37a5dfb9_XL
http://file.mobilmusic.ru/6f/8f/65/813519.gif
http://sphotos-g.ak.fbcdn.net/hphotos-ak-ash4/384608_10151065317821585_1872727812_n.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/81/863/81863592_76205044_large_0_506ee_c2087dbf_L.png
http://pictures.ucoz.ru/_ph/3/2/391862728.png