Презентация откуда берутся сказки

Инфоурок


Другое

ПрезентацииПрезентация «Как появилась сказка»

Презентация «Как появилась сказка»



Скачать материал

КАК 
ПОЯВИЛАСЬ 
СКАЗКАУчитель начальных классов Гимназии №2 Краснопольская А.И.



Скачать материал

  • Сейчас обучается 75 человек из 35 регионов

  • Сейчас обучается 145 человек из 48 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • КАК 
ПОЯВИЛАСЬ 
СКАЗКАУчитель начальных классов Гимназии №2 Краснопольская А.И.

    1 слайд

    КАК
    ПОЯВИЛАСЬ
    СКАЗКА
    Учитель начальных классов Гимназии №2 Краснопольская А.И.

  • Сказки любят все - и взрослые и дети. Но хочется узнать, кто придумал первую...

    2 слайд

    Сказки любят все — и взрослые и дети. Но хочется узнать, кто придумал первую сказку, как появилось это чудо — сказка?
    Родилась сказка вместе с человеком, пока существует человек, существует и сказка.

  • В древние времена, когда люди не умели ни читать, ни писать, и у них не было...

    3 слайд

    В древние времена, когда люди не умели ни читать, ни писать, и у них не было книг и телевизоров, они очень много общались между собой. Рассказывали разные истории, где-то и от кого-то услышанные, придумывали свои истории, чтобы развеселить друг друга, делились новостями.

  • Самые яркие и интересные истории неоднократно пересказывались, повторялись, о...

    4 слайд

    Самые яркие и интересные истории неоднократно пересказывались, повторялись, обрастая разными выдумками и небылицами и распространялись через время и пространство.

  • Никто не знал, кто рассказал первым ту или иную историю. "В народе говорят......

    5 слайд

    Никто не знал, кто рассказал первым ту или иную историю. «В народе говорят…», — так объяснялось происхождение истории.

  • Многие истории происходили из реальных событий, но люди всегда хотели верить...

    6 слайд

    Многие истории происходили из реальных событий, но люди всегда хотели верить в чудеса и верили. Они наделяли героев своих сказок необыкновенными магическими способностями. Герои сказок могли становиться невидимыми, проникать сквозь стены, предсказывать будущее. Они часто могли становиться животными или птицами.

  • Само слово "сказка" говорит о чем-то, что сказывается, говорится. Передаваясь...

    7 слайд

    Само слово «сказка» говорит о чем-то, что сказывается, говорится. Передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, сказки становились все более красочными, волшебными, приобретали новые черты и героев.

  • Многие ученые полагают, что сказки происходят от мифов, легенд и верований на...

    8 слайд

    Многие ученые полагают, что сказки происходят от мифов, легенд и верований народов. Они просто и доступно объясняют вещи и явления, которые людям бывали непонятны и пугали их.

  • Некоторые ученые полагают, что в истоках сказок лежат первобытные обряды. Сам...

    9 слайд

    Некоторые ученые полагают, что в истоках сказок лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись, а рассказы о них сохранились в виде полезных знаний.

  • Сейчас сказка - это небольшой, занимательный рассказ о необыкновенных, вымышл...

    10 слайд

    Сейчас сказка — это небольшой, занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях. Во всем мире люди рассказывают сказки, развлекая друг друга. Нет народа, который не рассказывал бы сказок. И очень часто оказывается, что сказки разных народов имеют общие корни.

  • Порой сказки помогали людям видеть плохое и хорошее в жизни.  Сказки учили вы...

    11 слайд

    Порой сказки помогали людям видеть плохое и хорошее в жизни. Сказки учили выпутываться из непростых ситуаций, с честью проходить через испытания, побеждать страх.

  • Важная особенность сказки - счастливый и справедливый конец. 
Чаще всего сказ...

    12 слайд

    Важная особенность сказки — счастливый и справедливый конец.
    Чаще всего сказки изображают мечты людей. Бедный всегда мечтает о богатстве, слабый хочет стать героем, а несчастная и обиженная падчерица мечтает о счастье и любви.
    И в сказке это всегда сбывается.

  •  ВОТ И СКАЗКЕ КОНЕЦ, 
А КТО СЛУШАЛ МОЛОДЕЦ!!!

    13 слайд

    ВОТ И СКАЗКЕ КОНЕЦ,
    А КТО СЛУШАЛ МОЛОДЕЦ!!!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 061 370 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 10.09.2017
  • 348
  • 0
  • 10.09.2017
  • 920
  • 0
  • 10.09.2017
  • 471
  • 0
  • 10.09.2017
  • 514
  • 0
  • 10.09.2017
  • 1456
  • 0
  • 10.09.2017
  • 837
  • 4
  • 09.09.2017
  • 5511
  • 157

«Окружающий мир (в 2 частях)», Плешаков А.А.

  • 09.09.2017
  • 413
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании»

  • Курс повышения квалификации «Сопровождение детского отдыха: от вожатого до руководителя детского лагеря»

  • Курс повышения квалификации «Профессиональная компетентность педагогов в условиях внедрения ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Средства педагогического оценивания и мониторинга в работе учителя в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Содержательные аспекты профессионального и личностного развития педагогических работников в рамках реализации профессионального стандарта»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»

  • Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»

  • Курс повышения квалификации «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»



  • Скачать материал


    • 10.09.2017


      6113
    • PPTX
      6.7 мбайт
    • 260
      скачиваний
    • Рейтинг:
      1 из 5
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Краснопольская Алла Ивановна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Краснопольская Алла Ивановна

    • На сайте: 5 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 8703
    • Всего материалов:

      5

«История сказки»
Здравствуйте ребятишки,
Девчонки и мальчишки!!!
Сегодня на уроке мы поговорим о сказках
Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства.
С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки любят взрослые и дети. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.
Сказки-это «душа народа», в них нашла выражение его вера в добро, справедливость…

Сказки пришли к нам из глубокой древности.

Рассказывали их

нищие странники,

портные и отставные солдаты

Мастеров-сказочников очень любили в народе. Их охотно принимали в крестьянских избах и дворянских усадьбах
Народные сказки делятся на три группы:

  • сказки о животных
  • бытовые сказки
  • волшебные сказки

Самыми древними являются сказки о животных. В них свой круг героев. Каждый наделен одной, присущей только ему чертой

Лисица — хитрая, ловкая

Петух — самоуверенный, легкомысленный

Волк — глупый, жадный

Герои бытовых сказок -крестьянин,солдат,сапожник-

живут в реальном мире и борются чаще всего не со сказочными чудовищами, а с обычными людьми. Нужда учит их выходить из трудного положения. И они побеждают благодаря своей находчивости, уму и смелости.

Особая группа сказок-волшебные. Герои их борются не на жизнь,а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены. Враги героя- нечистая сила.

Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, и Баба Яга.

Баба Яга — один из древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в избушке на курьих ножках, летает в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга владеет огнём и управляет светом и тьмой. Чаще всего вредит героям, но иногда помогает.

  • Баба Яга — один из древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в избушке на курьих ножках, летает в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга владеет огнём и управляет светом и тьмой. Чаще всего вредит героям, но иногда помогает.

Кощей Бессмертный — отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре. Царь, иногда всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скряжистым и скупым.

  • Кощей Бессмертный — отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре. Царь, иногда всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скряжистым и скупым.

Змей Горыныч — многоголовый огнедышащий дракон,представитель зла в народных сказках и былинах.

  • Змей Горыныч — многоголовый огнедышащий дракон,представитель зла в народных сказках и былинах.
  • Чаще всего змей предстаёт трёхглавым. Змей летает на огненных крыльях ,имеет длинный хвост стрелой и когтистые лапы. Змей носит в себе огонь и извергает его в случае нападения. Кроме огненной стихии змей связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга. В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море.

Любимый герой русских сказок — добрый молодец по имени Иван: Иван – царевич, Иван – дурак, Иван – крестьянский сын.

Это бесстрашный, добрый, и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье. Он в огне не горит. В воде не тонет и даже после смерти оживает.

Важное место в русских сказках отведено женщинам — красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, страдающие сироты или сильные воительницы, такие как Марья Моревна, Синеглазка.
Начинаются сказки формулами зачинов: «Жили-были старик со старухой…», « В некотором царстве, в некотором государстве жили были…», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был…» и заканчиваются так: «Стали они жить-поживать и добро наживать» или «Устроили они пир на весь мир, и я там был мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…»


1


Подготовила: Сафронова Марина Николаевна.


2


Цели: Расширить знания учащихся о сказках народных и литературных. Познакомить с историей появления сказок Ш.Перро. Задачи: Развивать интерес к знаниям устного народного творчества. Ознакомить с понятиями «литературная сказка» и «русская народная сказка». Научить различать виды русских народных сказок по их содержанию. Формировать интерес к чтению сказок, расширять кругозор учащихся. Организация интересной, содержательной внеурочной деятельности.


3



4


Нет на свете такого человека, который не любил бы сказки. Народная мудрость гласит: «Нет сказки без правды» Так ли это на самом деле? И все ли мы знаем о сказках?


5



6



7



8



9



10



11


Лиса Каша Гуси Лиса Петушок из топора. Журавль. Бобовое зёрнышко. Лебеди. Волк


12


« Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» «Сказка – складка, песня – быль» «Сказка – ложь, а песня — правда» «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» (А.С. Пушкин)


13



14



15



16



17


сказки бывают народные и литературные. Народные сказки не имеют автора, так как не известно, кто их сочинил. Если известна фамилия автора сказки, то это уже литературная сказка.


18


Волшебные О животных Бытовые


19


В этих сказках обязательно совершаются чудеса и волшебные превращения.


20



21


В таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе.


22



23


Сказки о жизни простых людей, которые побеждают благодаря смекалке, мужеству и хитрости.


24



25


Французский сказочник. Впервые выпустил свои сказки в 1696 году. В это время Ш.Перро было 68 лет. Он решил назвать сборник «Сказки матушки Гусыни» в память о том, что сказки писались гусиным пером.


26



27



28



29



30


Как называются сказки, которые сочинил народ? Как называются сказки, которые написали писатели? Каких писателей сказочников вы знаете? Чем отличается сказка от других произведений? Какие бывают сказки? Как вы понимаете пословицу: «Нет сказки без правды». Аргументируйте свой ответ.


31


Мы узнали много нового и интересного о сказках, которые пришли к нам из глубокой древности и передавались из поколения в поколение. Отрадно, что по сей день мы можем читать и восхищаться их мудростью, знакомиться с историей, обычаями, культурой русского народа.


32


1. Шарль Перро. Волшебные сказки. М., Шарль Перро. Сказки матушки Гусыни. М., А.Михайлова. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. М., Л.И.Жук. В гостях у Сказки. Минск, Тридцать три пирога. Собрал и обработал М.Булатов. М., Сказки русских писателей. М., Русские народные сказки. М., З.В.Климентовская. Стихи и сказки на уроках в начальной школе. Ярославль, А.Шаров. Волшебники приходят к людям. М., 2002 Учебно-методическое обеспечение З.И. Романовская Литературное чтение. Живое слово. 2 класс. Учебник для четырехлетней начальной школы. Часть первая.


33


Слайд 1

Описание слайда:

«История сказки»



Слайд 2

Описание слайда:

Здравствуйте ребятишки,
Девчонки и мальчишки!!!


Слайд 3

Описание слайда:

Сегодня мы поговорим о сказках
Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства.
С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки любят взрослые и дети. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.
Сказки-это «душа народа», в них нашла выражение его вера в добро, справедливость…


Слайд 4

Описание слайда:

Сказки пришли к нам из глубокой древности.


Слайд 5

Описание слайда:

Мастеров-сказочников очень любили в народе. Их охотно принимали в крестьянских избах и дворянских усадьбах


Слайд 6

Описание слайда:

Народные сказки делятся на три группы:
сказки о животных
бытовые сказки
волшебные сказки


Слайд 7

Описание слайда:

Самыми древними являются сказки о животных. В них свой круг героев. Каждый наделен одной, присущей только ему чертой


Слайд 8

Описание слайда:

Герои бытовых сказок -крестьянин,солдат,сапожник-


Слайд 9

Описание слайда:

Особая группа сказок-волшебные. Герои их борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены. Враги героя- нечистая сила.


Слайд 10

Описание слайда:

Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, и Баба Яга.


Слайд 11

Описание слайда:

Баба Яга — один из древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в избушке на курьих ножках, летает в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга владеет огнём и управляет светом и тьмой. Чаще всего вредит героям, но иногда помогает.
Баба Яга — один из древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в избушке на курьих ножках, летает в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга владеет огнём и управляет светом и тьмой. Чаще всего вредит героям, но иногда помогает.


Слайд 12

Описание слайда:

Кощей Бессмертный — отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре. Царь, иногда всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скряжистым и скупым.
Кощей Бессмертный — отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре. Царь, иногда всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скряжистым и скупым.


Слайд 13

Описание слайда:

Змей Горыныч — многоголовый огнедышащий дракон,представитель зла в народных сказках и былинах.
Змей Горыныч — многоголовый огнедышащий дракон,представитель зла в народных сказках и былинах.
Чаще всего змей предстаёт трёхглавым. Змей летает на огненных крыльях ,имеет длинный хвост стрелой и когтистые лапы. Змей носит в себе огонь и извергает его в случае нападения. Кроме огненной стихии змей связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга. В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море.


Слайд 14

Описание слайда:

Любимый герой русских сказок — добрый молодец по имени Иван: Иван – царевич, Иван – дурак, Иван – крестьянский сын.


Слайд 15

Описание слайда:

Важное место в русских сказках отведено женщинам — красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, страдающие сироты или сильные воительницы, такие как Марья Моревна, Синеглазка.


Слайд 16

Описание слайда:

Начинаются сказки формулами зачинов: «Жили-были старик со старухой…», « В некотором царстве, в некотором государстве жили были…», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был…» и заканчиваются так: «Стали они жить-поживать и добро наживать» или «Устроили они пир на весь мир, и я там был мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…»


Cлайд 1

Народная сказка: история происхождения и её герои Исследовательская работа уч...

Народная сказка: история происхождения и её герои Исследовательская работа учащихся 6«А» класса Леоновой Дарьи, Васильевой Виктории, Шитарёвой Вероники,Галкиной Ксении, Леляновой Марины, Дмитриевой Виктории

Cлайд 2

Цели и задачи исследовательской работы Дать определение сказке Назвать основн...

Цели и задачи исследовательской работы Дать определение сказке Назвать основные особенности жанра Исследовать историю происхождения фольклорной сказки Определить основные особенности героев народных сказок

Cлайд 3

Сказка – вид фольклорной прозы, известный у всех народов. Это занимательный р...

Сказка – вид фольклорной прозы, известный у всех народов. Это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. Выделяют три вида народных сказок: Волшебные сказки Сказки о животных Бытовые сказки

Cлайд 4

Волшебные сказки Большое количество образов волшебной сказки сложилось в глуб...

Волшебные сказки Большое количество образов волшебной сказки сложилось в глубокой древности, когда возникали первые представления и понятия человека о мире, а многие образы – в относительно недалёком прошлом. Волшебная сказка сохраняет древние превратные представления людей о возможности обращения человека в животное, поверья о ведьмах, колдовстве. Остатки обрядовой магии точно воспроизводятся в содержании многих волшеб- ных сказок.

Cлайд 5

Герои волшебных сказок

Герои волшебных сказок

Cлайд 6

Cлайд 7

Сказки о животных Сказки о животных восприняли формы вымысла из представлений...

Сказки о животных Сказки о животных восприняли формы вымысла из представлений и понятий первобытных людей, приписавших животным способность думать, говорить и разумно действовать. Образ жизни зверей казался человеку обдуманным. Была распространена вера в родственные связи между людьми и животными.

Cлайд 8

Появлению собственно сказок о животных предшествовали рассказы, непосредствен...

Появлению собственно сказок о животных предшествовали рассказы, непосредственно связанные с поверьями о животных.

Cлайд 9

Герои сказок о животных

Герои сказок о животных

Cлайд 10

Бытовые сказки Русский фольклор изобилует бытовыми сказками. В этих сказках в...

Бытовые сказки Русский фольклор изобилует бытовыми сказками. В этих сказках воспроизводятся картины обыденной жизни. Рассказчики бытовых сказок не прибегают к иносказаниям, свойственным другим видам сказок. Одна из существенных особенностей бытовых сказок – это необычный герой — дурак-удачник. Неумение героя при- способиться к современным условиям сделало его дураком в глазах окружающих. Но на- род одаривает его счастьем, делает удачливым.

Cлайд 11

Новеллистическая сказка характеризуется тем, что указывает на несоответствие ...

Новеллистическая сказка характеризуется тем, что указывает на несоответствие действительности нормам здравого смысла. Сказочники подводили слушателей к мысли о несправедливости существующих общественных норм и порядков.

Cлайд 12

В мировом фольклоре известно около 140 сюжетов сказок о животных, в русском –...

В мировом фольклоре известно около 140 сюжетов сказок о животных, в русском – 119, причём значительная их часть оригинальная. Волшебные (мифические, чудесные, фантастические) сказки основаны на чудесном вымысле. Две трети сюжетов волшебных сказок являются международными. Всего учтено 225 сюжетов. В основе вымысла бытовых сказок лежат не чудеса, а действительность, народный повседневный быт. Многие сюжеты «бродячие». В русском фольклоре бытовые сказки составляют более половины сказочного репертуара. Сюжетов анекдотических сказок – 646, новеллистических – 137. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На всех трех изображениях мы видим героинь сказок. Все они оказались в похожем положении и в сходном месте. Почему?

На всех трех изображениях мы видим героинь сказок. Все они оказались в похожем положении и в сходном месте. Почему?

На картинах Васнецова и Билибина герой оказался на границе?  Откуда же она взялась?

На картинах Васнецова и Билибина герой оказался на границе?

Откуда же она взялась?

Щука и волк стали помощниками героя. Почему в сказках происходит такое?

Щука и волк стали помощниками героя. Почему в сказках происходит такое?

Спит странным сном Финист. Спит царевна Что это за сон?

Спит странным сном Финист.

Спит царевна

Что это за сон?

Происхождение сказки  Происхождение сказки  связывают с  мифологическими мотивами, сопряженными с ритуалами  посвятительного типа, свадебными ритуалами и ритуалами передачи власти от старого царя молодому.

Происхождение сказки

Происхождение сказки

связывают с

мифологическими мотивами, сопряженными с ритуалами посвятительного типа, свадебными ритуалами и ритуалами передачи власти от старого царя молодому.

В начале сказки герой не имеет тех магических (необыкновенных) сил, которые ему нужны, чтобы выполнить невыполнимое задание. Эти силы приобретаются героем в результате инициации .

В начале сказки герой не имеет тех магических (необыкновенных) сил, которые ему нужны, чтобы выполнить невыполнимое задание. Эти силы приобретаются героем в результате инициации .

Сюжет волшебных сказок строится на основе инициального ритуала: в определенном возрасте мальчики из племени охотников должны были пройти сложный ритуал посвящения в охотники.

Сюжет волшебных сказок строится на основе инициального ритуала: в определенном возрасте мальчики из племени охотников должны были пройти сложный ритуал посвящения в охотники.

Это нужно было, чтобы будущий охотник приобрел помощника в лице духа кого-нибудь из предков, оружие, выучил нужные магические заклинания.

Это нужно было, чтобы будущий охотник приобрел помощника в лице духа кого-нибудь из предков, оружие, выучил нужные магические заклинания.

Именно поэтому в сказке герой должен покинуть дом. Сверхъестественные силы изымают человека оттуда и отправляют по магическому маршруту.

Именно поэтому в сказке герой должен покинуть дом. Сверхъестественные силы изымают человека оттуда и отправляют по магическому маршруту.

Волшебная  сказка словно подсказывает причину, по которой герой покидает дом. Герой отправляется что-либо искать, ликвидировать какую-нибудь «недостачу»: кто-то проник в царский сад, налетел Кощей и похитил царскую дочь, мачеха послала падчерицу в лес – таковы обычные причины оставления дома.

Волшебная

сказка словно подсказывает причину, по которой герой покидает дом. Герой отправляется что-либо искать, ликвидировать какую-нибудь «недостачу»: кто-то проник в царский сад, налетел Кощей и похитил царскую дочь, мачеха послала падчерицу в лес – таковы обычные причины оставления дома.

«Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села огнем спалить» («Иван крестьянский сын и Чудо Юдо»). «Повадилась к царю Выславу в сад летать жар-птица: на ней перья золотые, а глаза восточному хрусталю подобны. Летала она в тот сад каждую ночь и садилась на любимую Выслава-царя яблоню, срывала с нее золотые яблочки и опять улетала». (Иван Царевич и серый волк»)

«Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села огнем спалить» («Иван крестьянский сын и Чудо Юдо»).

«Повадилась к царю Выславу в сад летать жар-птица: на ней перья золотые, а глаза восточному хрусталю подобны. Летала она в тот сад каждую ночь и садилась на любимую Выслава-царя яблоню, срывала с нее золотые яблочки и опять улетала». (Иван Царевич и серый волк»)

 Конечная цель путешествия -независимо от причины, по которой герой отправился этой  дорогой, находится очень далеко, в «другом», «ином» царстве. «Это царство может  лежать или очень далеко по горизонтали, или очень высоко или глубоко по вертикали».  Расстояние преодолевается различными способами: герой может лететь по воздуху,  ехать по земле или воде, его может вести клубочек. В обряде инициации подростки отрывались от привычного дома, племени, и их уводили очень далеко

Конечная цель путешествия -независимо от причины, по которой герой отправился этой

дорогой, находится очень далеко, в «другом», «ином» царстве. «Это царство может

лежать или очень далеко по горизонтали, или очень высоко или глубоко по вертикали».

Расстояние преодолевается различными способами: герой может лететь по воздуху,

ехать по земле или воде, его может вести клубочек.

В обряде инициации подростки отрывались от привычного дома, племени, и их уводили очень далеко

Сказка не располагает никакими топографическими (географическими)сведениями, но, безусловно одно – дорога, по которой высшие силы ведут человека, ведет в потусторонний мир, то есть в мир предков, в царство смерти, где все не так, как на земле.

Сказка не располагает никакими топографическими (географическими)сведениями, но, безусловно одно – дорога, по которой высшие силы ведут человека, ведет в потусторонний мир, то есть в мир предков, в царство смерти, где все не так, как на земле.

В русских волшебных сказках граница между «здешним» миром и «потусторонним» (домом и волшебным царством, жизнью и смертью) – охраняема. Страж границы (например, это может быть, и чаще всего бывает, Баба Яга) охраняет вход в потусторонний мир. Когда Василиса Прекрасная подходит к границе между мирами, перед ней появляется «забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские, с глазами: вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами». Все это знаки мира смерти.

В русских волшебных сказках граница между «здешним» миром и «потусторонним» (домом и волшебным царством, жизнью и смертью) – охраняема. Страж границы (например, это может быть, и чаще всего бывает, Баба Яга) охраняет вход в потусторонний мир. Когда Василиса Прекрасная подходит к границе между мирами, перед ней появляется «забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские, с глазами: вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами». Все это знаки мира смерти.

Сам вид Бабы Яги, ее жилище говорит о том, что мы попали на границу царства смерти. Для живых Баба Яга опасна. Герой должен прикинуться мертвым.

Сам вид Бабы Яги, ее жилище говорит о том, что мы попали на границу царства смерти. Для живых Баба Яга опасна. Герой должен прикинуться мертвым.

Уход из дома в мир «временной смерти» позволял герою, подобно египетскому Осирису, возродиться к новой жизни после пребывания в мире временной смерти. Пребывая в чреве чудовища, в доме Яги, в трех царствах, под землей или на небе, герой демонстрирует свою стойкость, приобретает духов-помощников, магические силы, власть над стихиями, добывает людям чудесные предметы, уничтожает чудовищ, мешающих их мирной жизни.

Уход из дома в мир «временной смерти» позволял герою, подобно египетскому Осирису, возродиться к новой жизни после пребывания в мире временной смерти. Пребывая в чреве чудовища, в доме Яги, в трех царствах, под землей или на небе, герой демонстрирует свою стойкость, приобретает духов-помощников, магические силы, власть над стихиями, добывает людям чудесные предметы, уничтожает чудовищ, мешающих их мирной жизни.

Обряд был опасным, включал в себя серьезные испытания, часто связанные со страхом и болью. В процессе этого испытания подростки должны были доказать силу воли и духа. Во многих племенах в этот период налагались множественные запреты: лишение пищи, немота, жизнь в темноте.

Обряд был опасным, включал в себя серьезные испытания, часто связанные со страхом и болью. В процессе этого испытания подростки должны были доказать силу воли и духа. Во многих племенах в этот период налагались множественные запреты: лишение пищи, немота, жизнь в темноте.

Обряд длился иногда целый год. Именно поэтому в сказках мы видим лесной дом, в котором живут семь братьев, (семь гномов), и другие герои, которых встречает герой или героиня.  За время пребывания в лесном доме обряд вводил подростка в человеческое общество и в мир духовных ценностей. Он узнавал правила поведения, организацию взрослых, а также мифы и священные традиции племени, имена богов и историю их деяний.

Обряд длился иногда целый год. Именно поэтому в сказках мы видим лесной дом, в котором живут семь братьев, (семь гномов), и другие герои, которых встречает герой или героиня.

За время пребывания в лесном доме обряд вводил подростка в человеческое общество и в мир духовных ценностей. Он узнавал правила поведения, организацию взрослых, а также мифы и священные традиции племени, имена богов и историю их деяний.

Так герой перемещается в сказке. Чтобы получить это чудо средство, он должен выполнить определенные требования, получить помощника, запомнить запреты и магические слова.

Так герой перемещается в сказке. Чтобы получить это чудо средство, он должен выполнить определенные требования, получить помощника, запомнить запреты и магические слова.

. В сказке в результате предварительного испытания (проверка свойств героя, знания им правил поведения, его доброты) герой получает от

. В сказке в результате предварительного испытания (проверка свойств героя, знания им правил поведения, его доброты) герой получает от «дарителя« и дорогие подарки. Так в обряде юноши приобретали знания о том, как вызывать дух предка и просить его о помощи в охоте.

Так выстраивается сюжет волшебной сказки. 1. Уход инициируемого из привычного для него мира. 2. Нахождение в экстремальной обстановке, “смерть в той или иной форме”. 3. Возвращение в привычный мир на ином качественном уровне.

Так выстраивается сюжет волшебной сказки.

1. Уход инициируемого из привычного для него мира.

2. Нахождение в экстремальной обстановке, “смерть в той или иной форме”.

3. Возвращение в привычный мир на ином качественном уровне.

 Другой источник волшебной сказки – миф о боге-громовержце, который сражается с чудовищем. Таковы сказки со следами мифических представлений, в которых изображается борьба светлого божества с темными, иначе говоря, смена времен года, дня и ночи.

Другой источник волшебной сказки – миф о боге-громовержце, который сражается с чудовищем. Таковы сказки со следами мифических представлений, в которых изображается борьба светлого божества с темными, иначе говоря, смена времен года, дня и ночи.

 Замирание природы осенью и зимой представляется в образе похищения красавицы какими-нибудь чудовищами, драконами, или в образе усыпления, окамениния, околдования красавицы.

Замирание природы осенью и зимой представляется в образе похищения красавицы какими-нибудь чудовищами, драконами, или в образе усыпления, окамениния, околдования красавицы.

 Еще один сказочный сюжет связан с ритуалом смены старого вождя (царя) на молодого – нового. Так мы видим в сказке, как герой, добыв красавицу, убивает царя и женится на ней. («Конек горбунок»).  Конечная сказочная цель - свадьба сопоставима со свадебным обрядом. В результате  сказочной свадьбы герой непременно повышает свое положение в мире.

Еще один сказочный сюжет связан с ритуалом смены старого вождя (царя) на молодого – нового. Так мы видим в сказке, как герой, добыв красавицу, убивает царя и женится на ней. («Конек горбунок»).

Конечная сказочная цель — свадьба сопоставима со свадебным обрядом. В результате

сказочной свадьбы герой непременно повышает свое положение в мире.

Формирование привычной для нас формы волшебной сказки завершилось далеко за историческими пределами первобытнообщинного строя, в обществе, гораздо более развитом. Мифологическое мировоззрение,

Формирование привычной для нас формы волшебной сказки завершилось далеко за историческими пределами первобытнообщинного строя, в обществе, гораздо более развитом. Мифологическое мировоззрение, «превратилось» теперь в поэтическую форму волшебной сказки. Это и был окончательный разрыв связи сказки с мифом.

 Ценность сказки для культуры и искусства во многом определяется ее происхождением  из мифов и ритуалов и органической связью с ними. Основные сказочные мотивы и сюжеты  непременно связаны с важнейшими ритуалами жизненного цикла человека, которые лишь  поверхностно видоизменившись, по сути своей остаются теми же, что и на заре человечества.

Ценность сказки для культуры и искусства во многом определяется ее происхождением

из мифов и ритуалов и органической связью с ними. Основные сказочные мотивы и сюжеты

непременно связаны с важнейшими ритуалами жизненного цикла человека, которые лишь

поверхностно видоизменившись, по сути своей остаются теми же, что и на заре человечества.

Жизнь, смерть, свадьба, борьба, испытание – все это осталось в мире людей.  Это позволяет сказке не терять привлекательность и в наши дни.

Жизнь, смерть, свадьба, борьба, испытание – все это осталось в мире людей.

Это позволяет сказке не терять привлекательность и в наши дни.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Презентация описание памятника культуры 8 класс сочинение храм покрова на нерли
  • Презентация образ бабы яги в русских народных сказках
  • Презентация нравственный урок нанайской народной сказки айога 2 класс система занкова
  • Презентация на тему художники иллюстраторы русских народных сказок 5 класс
  • Пререкаться или прирекаться как пишется правильно

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии