Презентация подготовка к итоговому сочинению по направлению преступление и наказание

1

Первый слайд презентации: Подготовка к итоговому сочинению по направлению «Преступление и наказание – вечная тема»

Щербакова Е.В.
МАОУ СОШ №
г.Реж

Подготовка к итоговому сочинению по направлению «Преступление и наказание – вечная тема»

Изображение слайда

2

Слайд 2: Комментарий ФИПИ

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния. Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др. Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

Комментарий ФИПИ

Изображение слайда

3

Слайд 3: Примерные темы для подготовки к ИС

Всегда ли за преступлением следует наказание?
Почему нельзя преступать нравственный закон?
Что толкает людей на преступления?
Какого человека можно назвать опасным для общества?
Для чего человеку нужна совесть?
Что такое преступление?
Какие границы переступать нельзя?
За какие поступки человеку бывает стыдно?
Как вы понимаете слова Р. Раскольникова: «Я ведь не старушонку убил, я себя убил!»
Как вы понимаете слова Аристотеля: «Не способный к раскаянию неисцелим».

Примерные темы для подготовки к ИС

Изображение слайда

«Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления» Вальтер Скотт
«Не стоит искать причины конкретного преступления — его семена рассеяны повсюду» Эмманюэль Мунье
«Общество готовит преступление, преступник совершает его» Бокль Генри Томас
« Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений» Гюго Виктор Мари
«Бедность — источник возмущений и преступлений» Аристотель
«Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие» Конфуций
«Безнаказанность — величайшее поощрение преступления» Марк Туллий Цицерон

Афоризмы

Изображение слайда

«Война есть бедствие и преступление, заключающее в себе все бедствия и все преступления» Вольтер
«За преступлением следует наказание» Квинт Гораций Флакк
« Преступление является крайней и раскаленной добела формой бесчувственности» Морис Бланшо
«Есть средство воспрепятствовать преступлениям — это наказания; есть средства изменять нравы — это благие примеры» Шарль Монтескье
«Задуманное, хотя и не осуществленное преступление есть все же преступление» Сенека Луций Анней
«Сетования осужденных на то, что они предопределены к греховности, имеют такое же основание, как могли бы иметь жалобы животных на то, что Бог не создал их людьми» Макс Вебер
«Никакое преступление не может иметь законного основания» Тит Ливий
«Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны» Вольтер

Афоризмы

Изображение слайда

1. Вступление  2. Тезис  3. Связка  4. Аргумент №1  5. Микровывод   6. Связка  7. Аргумент №2  8. Микровывод   9. Заключение

План ИС

Изображение слайда

7

Слайд 7: План анализа персонажа

1. Название произведения, имя автора и героя, который будет подтверждать ваш тезис.  2. Портрет героя, описание его внешности, речи, мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты ( маленький человек, лишний человек, новый человек, нигилист и т.д.), социальный статус, место в системе персонажей( главный герой, второстепенный герой, эпизодический, антагонист)  3. Характер персонажа. Его нравственные характеристики.  4. С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж, как себя проявляет в жизненных ситуациях, с кем или чем происходит конфликт.  5. Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса.  6. Мнение автора произведения о герое, его поступках.

План анализа персонажа

Изображение слайда

8

Слайд 8: Список литературы

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Записки из мертвого дома» Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Выстрел», «Борис Годунов», «Моцарт и Сальери», «Евгений Онегин» М.Ю. Лермонтов «Маскарад», «Герой нашего времени» Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души» А.Н. Островский «Свои люди-сочтемся» Л.Н. Толстой «Война  и мир», « Крейцерова соната», «Воскресение» Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник» М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Список литературы

Изображение слайда

9

Слайд 9: Список литературы

М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль », «Мать» Ч.Т. Айтматов «Плаха» В.П. Астафьев «Царь-рыба» Б.Л. Васильев «Не стреляйте белых лебедей» Л.Н. Андреев «Рассказ о семи повешенных» И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок» В.Д. Дудинцев «Белые одежды» В. Гюго «Отверженные» Т. Драйзер «Американская трагедия» О. Уайльд «Портрет Дориана Грея» У. Шекспир «Гамлет», «Отелло» А. Дюма «Граф Монте-Кристо»

Список литературы

Изображение слайда

10

Слайд 10: Клише к итоговому сочинению

Для вступления
Безусловно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
Безусловно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд,…
Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу:…

Клише к итоговому сочинению

Изображение слайда

11

Слайд 11: Клише к итоговому сочинению

Для перехода к основной части
В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к…
Обратимся к произведениям художественной литературы
За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
Размышляя о…, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу:…(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Клише к итоговому сочинению

Изображение слайда

12

Слайд 12: Клише к итоговому сочинению

Для тезисов
Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд,…(основная мысль сочинения).
Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Клише к итоговому сочинению

Изображение слайда

13

Слайд 13: Клише к итоговому сочинению

Для аргументов
Обращение к произведению
Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и…(имя писателя) в…(название произведения).
Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
Вспомним героя повести… (автор, название ). Обратимся к роману…
Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Клише к итоговому сочинению

Изображение слайда

14

Слайд 14: Клише к итоговому сочинению

Интерпретация произведения или его фрагмента:
Автор повествует о…
Автор описывает…
Писатель размышляет о…
Писатель обращает наше внимание…
Писатель заостряет наше внимание на …
Он акцентирует внимание читателя на…
Этот поступок героя говорит о…
Мы видим, что герой поступил так потому…
Автор показывает, к каким последствиям привело…
Этому герою/поступку автор противопоставляет…
Писатель осуждает…
Он ставит нам в пример…
Автор утверждает…

Клише к итоговому сочинению

Изображение слайда

15

Слайд 15: Клише к итоговому сочинению

Промежуточный вывод:
Писатель считает, что…
Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
Мы можем прийти к выводу…

Клише к итоговому сочинению

Изображение слайда

16

Слайд 16: Клише к итоговому сочинению

Для заключения
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
Невольно напрашивается вывод…
Таким образом, мы приходим к выводу: …
Итак, можно сделать вывод, что…
В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о…! Будем помнить о…!
Хочется верить, что…
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
(Цитата)«…,» — писал…. В этих словах выражена мысль о…. Автор текста тоже считает, что.…

Клише к итоговому сочинению

Изображение слайда

Подготовка к итоговому сочинению по направлению «Преступление и наказание –

Изображение слайда

Преступление
Корыстное, жестокое
Нарушает, совершает, угрожает
Представляет опасность для человека, общества
Угроза
Наказание
Суровое, справедливое
Предъявляет, лишает, воздействует
Применяется в целях восстановления справедливости
Кара

Синквейн

Изображение слайда

19

Последний слайд презентации: Подготовка к итоговому сочинению по направлению «Преступление и наказание –: Интернет-ресурсы

https:// catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1614364189_11-p-svetlii-fon-s-ramkoi-12.png — фон
https://rustutors.ru /
https://1.bp.blogspot.com/- YMnNTdMtJUc/VvJ1937C5MI/AAAAAAAA8Qc/KILW2VjeA8sLGcGg9C0JsPGT0i7sW_AaQ/s1600/img0206.png
https:// infourok.ru/user/belaya-lidiya-nikolaevna
https:// static.tildacdn.com/tild3863-3738-4138-b030-323036643838/istanbul-arabuluculu.jpg

Интернет-ресурсы

Изображение слайда

Слайд 1

Уроки Достоевского (по роману «Преступление и наказание») Составила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 25 Романенко О.С. Меня называют психологом, я лишь реалист в высшем смысле. Ф.М. Достоевский

Слайд 2

Цели урока выход «за рамки» романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; расширение представлений о связи литературы с жизнью; формирование желания читать осмысленно; формирование понимания, почему романы Достоевского и сейчас самые читаемые в мире.

Слайд 3

Название произведения Жанр Основная проблема «Евгений Онегин» Философско-психологический роман Типичный представитель 30 годов XIX столетия «Лишний человек» «Герой нашего времени» Роман в стихах Типичный представитель 40 годов XIX столетия «Лишний человек» «Обломов» Социально-психологический роман Человек идеи «Преступление и наказание» Социально-бытовой роман Типичный представитель 20 годов XIX столетия «Лишний человек» Проведите соответствия

Слайд 4

Жанр романа «Преступление и наказание» социально-бытовой; детективный; любовный; психологический; философский; религиозный; автобиографический идеологический исторический полемический фантастический исповедь сатирический роман-трагедия ?

Слайд 5

Жанр романа «Преступление и наказание» социально-бытовой; детективный; любовный; психологический; философский; религиозный; исповедь; роман-трагедия; идеологический; ?

Слайд 6

Название произведения Жанр Основная проблема «Евгений Онегин» Философско-психологический роман Типичный представитель 30 годов XIX столетия «Лишний человек» «Герой нашего времени» Роман в стихах Типичный представитель 40 годов XIX столетия «Лишний человек» «Обломов» Социально-психологический роман Человек идеи «Преступление и наказание» Социально-бытовой роман Типичный представитель 20 годов XIX столетия «Лишний человек»

Слайд 7

Родион Романович Раскольников «…«необыкновенный» человек имеет право… разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть , для всего человечества) того потребует…»

Слайд 8

Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим. Антипод – человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам, взглядам. — Кто, по вашему мнению, относится к двойникам, а кто к антиподам Раскольникова?

Слайд 9

Разумихин Антиподы «Ведь это разрешение крови по совести , это… это, по-моему, страшнее, чем официальное разрешение кровь проливать, законное…»

Слайд 10

Порфирий Петрович «…чем же бы отличить этих необыкновенных-то от обыкновенных? … нельзя ли тут одежду, например, особую завести, носить что-нибудь, клеймы там, что ли, какие?»

Слайд 11

Соня Мармеладова «Ох, это не то, не то, — в тоске восклицала Соня, — и разве можно так… нет, это не так, не так!» «Убивать? Убивать-то право имеете? – всплеснула руками Соня»

Слайд 12

Двойники Старуха-процентщица Алёна Ивановна Чем живёт? Зачем копит деньги? Кто её клиенты? Как относится к сестре? В чем реализует идею Раскольникова?

Слайд 13

Петр Петрович Лужин «А деловой человек слушает да ест, а потом и съест» «Но более всего на свете любил и ценил он, добытые трудом и всякими средствами , свои деньги; они равняли его со всем, что было выше его.»

Слайд 14

Аркадий Иванович Свидригайлов «Я, — продолжал Свидригайлов, колыхаясь от смеха, — и могу вас честью уверить, милейший Родион Романович, что удивительно вы меня заинтересовали. Ведь я сказал, то мы сойдемся, предсказал вам это, — ну, вот и сошлись. И увидите, какой я складной человек. Увидите, что со мной ещё можно жить…» Почему Свидригайлов говорит о своей схожести с Раскольниковым? «Человеку все позволено»

Слайд 15

Кто стал эталоном целеустремленности для поколения Раскольникова? «Кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?» Порфирий Петрович Наполеон Бонапарт «…если бы, например, на моем месте случился Наполеон,… решился ли бы он на это , если бы другого выхода не было?» Родион Раскольников

Слайд 16

«Да ведь тут арифметика!» (За одну жизнь – тысяча жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен). «Отсталые массы не проймешь теорией, им нужен опыт». «Что такое закон? Выражение воли господствующих классов». «Да ведь тут арифметика!» (За одну жизнь – тысяча жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен).

Слайд 17

«Да ведь тут арифметика!» (За одну жизнь – тысяча жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен). «Поэтому каждый, кто пытается разрушить это единство…, кто стремится к отделению от него отдельной части…, он враг, заклятый враг государства… И мы будем уничтожать каждого такого врага…, мы будем уничтожать весь его род, его семью».

Слайд 18

Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что же! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу.  Лев Толстой

Слайд 19

«Завоевать душу народа можно только, если одновременно с борьбой за собственные положительные цели повести борьбу за уничтожение тех, кто является противниками наших целей». «Да ведь тут арифметика!» (За одну жизнь – тысяча жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен).

Слайд 20

Сколько жизней унесла эта теория? 21-25 млн. человек 32 млн. человек 30-46 млн. человек

Слайд 21

Какие уроки должны быть извлечены из романа? «Даже счастье всего мира не стоит одной слезинки невинного младенца» Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы» «Ни одно доброе дело не стоит слезы ребенка» Святой Петр

Слайд 22

Жанр романа «Преступление и наказание» социально-бытовой; детективный; любовный; психологический; философский; религиозный; исповедь; роман-трагедия; идеологический; ?

Слайд 23

Жанр романа «Преступление и наказание» ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Слайд 24

В описании сиюминутных событий видится постоянная общечеловеческая проблема соразмерности добра и зла в поступках людей

Слайд 25

Домашнее задание Сочинение-миниатюра на тему: «Моя семья и теория Раскольникова»

Конспект урока

Тема: Подготовка к итоговому сочинению по направлению «Преступление и

наказание – вечная тема»

Класс: 11

Учитель: Альдиева Л.С.

Цели:

Дидактическая: обучать выразительному чтению и комментированию текста; формировать

у учащихся практические знания об очерке Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и

роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; формировать монологическую и

диалогическую речь; формировать критическое мышление; прививать интерес к литературе

(в частности к очерку «Леди Макбет Мценского уезда» и роману «Преступление и

наказание»); повышать мотивацию учащихся к самостоятельному добыванию знаний из

разных источников; показать сложность авторского мировосприятия, образносмысловую

насыщенность произведений.

Развивающая: развивать самостоятельность при выполнении заданий; развивать умение

обобщать факты и делать выводы; развивать критическое мышление;

Воспитательная: воспитывать стремление к творчеству; стремление добиваться высоких

результатов в работе; воспитывать внимательного, творческого читателя; любовь к

ближнему, бережное отношение к слову.

Оборудование. Компьютер, экран, проектор, тексты, готовые презентации,

видеофрагменты.

Форма организации деятельности учащихся: аналитическая работа с художественным

текстом, работа с литературоведческой и психологической терминологией

Решаемые учебные проблемы: умение пользоваться дополнительной литературой, умение

обобщать, систематизировать материал, делать выводы, исследовать текст с точки зрения

художественных особенностей.

Основные виды деятельности учителя: организация поисковой, исследовательской

деятельности учащихся, развитие логического мышления, устной и письменной речи у

учащихся, консультирование.

Технология урока: коммуникативнодиалоговая.

Педагогическая задача: способствовать формированию умения писать сочинение

рассуждение, развитию интереса к художественному миру Ф.М.Достоевского, Н.С.Лескова

к художественному слову и предмету «Литература».

Задачи для учащихся: определить роль героев в осмыслении проблематики романа

Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», очерка Н.С.Лескова «Леди Макбет

Мценского уезда»; понять авторский замысел создания литературных образов с позиции

добра и зла, преступления и наказания.

Планируемые образовательные результаты (УУД):

Учебные:

уметь анализировать текст, составлять литературный портрет героев, понимать авторскую

позицию и выражать свое отношение к ней, уметь правильно интерпретировать

художественный текст, уметь строить устный ответ с использованием цитирования, владеть

навыками выразительного чтения.

Метапредметные:

ориентироваться в справочной литературе, определять понятия, создавать обобщения,

сравнивать и делать выводы, устанавливать причинноследственные связи, уметь работать

самостоятельно, владеть умениями вести диалог, формулировать и отстаивать свое мнение,

проявлять уважительное отношение к другому человеку, оценивать свои достижения на

уроке.

Личностные:

проявлять готовность к саморазвитию, формулировать собственную точку зрения,

высказывать и аргументировать ее.

Воспитательные:

умение общаться, умение делать правильный выбор, приобщение к духовным ценностям

русской литературы и культуры.

Задачи: закрепление материала по подготовке к итоговому сочинению (этапы работы над

итоговым сочинением, критерии оценивания работ, тематические направления)

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем готовиться к итоговому сочинению, которое

предстоит написать в декабре. Давайте вспомним направления сочинения 2021 -2022

учебного года. (Учащиеся зачитывают темы направлений итогового сочинения, написанные

на доске )

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

3. Преступление и наказание – вечная тема.

4. Книга ( музыка ,спектакль, фильм) – про меня.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.

Учитель. Давайте посмотрим, на что нацеливают тематические направления, каковы

требования ФИПИ.

Учащиеся читают комментарии, опубликованные ФИПИ

III. Этапы работы над итоговым сочинением

1. Выбор темы.

1) Задать себе вопросы:

Что от меня требуют предложенные темы? (надо обратить внимание на ключевые слова

всех тем)

На каком материале можно раскрыть данные темы?

Достаточно ли хорошо знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве

аргументов?

2) Выбрать одну из предложенных тем.

При выборе темы надо помнить, что он должен определяться не моими симпатиями (этого

писателя люблю, а этого нет), а знанием материала.

2. Обдумать вступление (своеобразный ввод в тему). Это может быть:

высказывание своего взгляда на проблему;

вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору;

обоснование причин обращения к этой теме;

использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю (читателю);

проведение анализа какоголибо понятия, входящего в формулировку темы;

проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи);

оформление вступления в виде риторических вопросов

3. Обдумать заключение. Это может быть так:

обобщение сказанного. Для этого ещё раз перечитываю тезисный план, записанный на

черновике, и, не повторяя высказанных мыслей, обобщаю изложенное. При этом не

забываю, что хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 6-7

предложений.

4. Определить композицию будущего сочинения, композиционные части, содержание

Возможные пути раскрытия содержания (на выбор учащегося)

1. Вступление (суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной

трети всего сочинения)

Обоснование темы + главный тезис (можно сказать об актуальности)

ретроспективный обзор затрагиваемой темы;

обоснование необходимости рассмотрение темы с позиций сегодняшнего дня;

разъяснение основных понятий темы;

изложение ошибок, предрассудков, связанных с изложением темы и т.д.

2. Основная часть

Аргументация, доказательства + факты, подтверждающие тезис, утверждение

использование индукции: от конкретного к обобщению;

использование дедукции: от общего к детальному рассмотрению.

3. Заключение (суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной

трети всего сочинения)

Выводы (обобщение)

изложение основной мысли в виде итоговых выводов;

указание на изменчивость проблемы

IV. Тактика работы над сочинением. Критерии оценивания.

1. Пишу сочинение на черновике.

2. Пересчитываю количество слов (не менее 250(!), рекомендованное количество — 350

слов. Максимальное количество слов не устанавливается).

3. Перечитываю сочинение, проверяя его и соотнося с критериями оценивания, для чего

отвечаю на следующие вопросы:

Правильно ли понята тема, соответствует ли сочинение теме? Сформулирован ли тезис?

(Это критерий 1, обязательный для получения зачёта)

Приведены ли аргументы из художественных или публицистических произведений? (Это

критерий 2, обязательный для получения зачёта)

Соблюдены ли правила построения сочинения? Не нарушена ли пропорциональность

частей?

Есть ли переходы от одной части сочинения к другой, от одной мысли к другой, логичны

ли эти переходы?

Есть ли выводы, завершающие отдельные части сочинения и работу в целом?

(Это критерий 3)

Соответствует ли язык и стиль сочинения мыслям, чувствам и настроениям, которые

вызывает тема и привлекаемый для её раскрытия фактический материал? Используется ли

разнообразная лексика и различные грамматические конструкции? (Это критерий 4)

Насколько грамотно написана работа? (Это критерий 5)

V этап. Работа над текстами.

Учитель. Ребята, взгляните на экран. (На экран проецируются синонимы к слову

преступление : деяния, убийство, проступок, оскорбление, преступник, прегрешение,

наказание, расплата). Зачитайте слова. Скажите, к какой группе их можно отнести по

лексическому значению. ( К синонимам) Назовите направление, к которому они

относятся Преступление и наказание вечная тема») Запишите в тетрадь слова

синонимы.

На каком приеме основано название этого направления? (Противопоставление)

Итак, давайте сформулируем тему нашего урока.

Класс: Сочинениерассуждение по направлению «Преступление и наказание вечная

тема»

Учитель. Как вы понимаете эти понятия? Дайте им определения. (Учащиеся дают

определения понятиям «преступление» и «наказание» и записывают их в тетради

Преступление 1. это общественноопасное действие или бездействие, направленное

против существующего строя или нарушающее существующий правопорядок.

2.Перен., недопустимый, непозволительный поступок.

Учитель. Как видим, слово «преступление» имеет два основных значения: нарушение

закона и нарушение моральных устоев и правил.

Нарушение закона это различные деяния, за которые следует наказание со стороны

государства: убийства, грабежи, коррупция и многое другое.

Нарушение законов морали это унижение других, потеря стыда и совести, предательство

своих идеалов, безжалостное отношение к природе, животным, это любые поступки,

которые не соответствуют моральным устоям и принципам, существующим в обществе.

Наказание это мера воздействия со стороны государства, санкции, которые оно

применяет к совершившему преступление, к преступившему закон; санкции со стороны

общества за аморальные поступки человека, за нарушение им нравственных законов;

тягостное состояние человека, осознание им самим своего неправильного поведения,

самонаказание, самобичевание, кара.

Учитель. Понятие «преступление» очень широкое. Поэтому могут быть предложены самые

различные темы по данному направлению. Предлагаю перечень аргументов, которые могут

подойти по теме (темы проецируются на экран):

А.С. Пушкин «Выстрел», «Борис Годунов».

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

М.Е. СалтыковЩедрин «Господа Головлёвы».

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник».

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

Л. Андреев «Мысль».

Рэй Брэдбери «И грянул гром».

М.М.Горький «Старуха Изергиль».

В..Г.Распутин «Живи и помни».

Учитель. Мы с вами рассмотрели список произведений, которые вы можете использовать

как аргументы к выбранной теме, но остановимся на романе Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание», приурочив его к юбилею писателя (200 лет со дня рождения),

который отмечается в этом году, и сравним его с очерком Н.С. Лескова «Леди Макбет

Мценского уезда». С этими произведениями вы познакомились в 10 классе, читали,

анализировали их. Давайте вспомним, что здесь описывается.

1 учащийся. Замысел «Преступления и наказания» Достоевский вынашивал во время

своего пребывания на каторге, в период сильнейших душевных переживаний. Год

написания 1866 г. Тема отображение нечеловеческих условий жизни беднейших слоёв

населения, безнадёжности их существования и озлоблённости на весь мир. Роман состоит из

шести частей и эпилога. Каждая часть разбита на 6–7 глав. В первой части описывается

образ жизни главного героя до преступления и совершённое им преступление, в

последующих частях – последовавшее за ним наказание, в эпилоге – раскаяние главного

героя. Двумя годами раньше был написан очерк Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского

уезда», в котором также представлены убийства, совершаемые героиней.

2 учащийся. Во время своего пребывания на каторге Фёдор Михайлович вынужден был

общаться не только с политическими преступниками, но и с опасными уголовниками –

убийцами и ворами. Наблюдая за этими человеческими типажами, писатель пришёл к

выводу, что в подавляющем большинстве преступления были совершены этими людьми на

почве страшного отчаяния. После отмены крепостного права многие крестьяне, не имевшие

средств к существованию, отправлялись в большие города, где пьянствовали, грабили и

убивали.

3 учащийся. Именно тогда у писателя впервые возникла идея написать роман, полный драм

и внутренних конфликтов. По плану произведение задумывалось как исповедь

Раскольникова, в котором раскрывался духовный опыт главного героя. Однако во время

написания романа автор стал понимать, что не в состоянии ограничиться переживаниями

одного Раскольникова – сюжет требовал большей глубины и наполненности. Достоевский

сжёг практически завершённый роман и написал его заново – таким, каким знает его весь

литературный мир.

4 учащийся. Проблема у писателя возникла и с названием произведения. Было несколько

рабочих версий, среди которых «Рассказ преступника», «Под судом». В результате он

остановился на варианте «Преступление и наказание». Суть и смысл названия романа

заключается не только в уголовном наказании за совершение преступления, но, прежде

всего, в душевных муках преступника. Любое злодеяние влечёт за собой неизбежное

наказание, и скрыться от него невозможно.

5 учащийся. Над романом Фёдор Михайлович трудился в 1865–1866 годах, и сразу после

завершения он был опубликован в популярном журнале «Русский вестник». Реакция на

произведение была весьма неоднозначной, от резкого неприятия до бурного восхищения.

В 80х годах XIX столетия роман был переведён на многие европейские языки. Влияние его

на мировой литературный процесс оказалось огромным: писатели стали развивать тему,

открытую Достоевским и порой откровенно подражать классику, в разных городах мира

были поставлены театральные постановки, позже произведение было многократно

экранизировано.

Учитель. В развитии общества известны целые эпохи, когда заповеди «не убий», «не

укради», «возлюби ближнего, как самого себя» не соблюдаются (революции, войны,

переходные периоды и пр.), поэтому никогда не теряет своей актуальности проблема

преступления и наказания. Человечество упорно ищет пути нравственного исправления

каждого преступника, а, следовательно, и общества в целом. Какой путь более

«продуктивен»: тюрьма, каторга или слово Божие убеждение, воспитание с помощью

доброты, приобщение к осмысленному труду, повышение культурного уровня?

Тема «преступления и наказания» не раз становилась одной из ведущих в произведениях

русских писателей.

Чем, на ваш взгляд, вызван такой интерес к ней?

Учащийся. Здесь много причин: от несовершенства государственного устройства, деления

общества на «сильных мира сего» и униженных, оскорблённых до падения нравственности

в обществе, следования ложным ценностям, что приводит к деградации личности, а в итоге

к преступлению.

Учитель. Попробуйте нарисовать психологический потрет преступника, личностные

особенности. Во имя чего совершаются эти преступления?

1 учащийся. Родион Раскольников, бедный студент, живущий в СанктПетербурге. В его

голове создаётся целая теория, в которой он делит людей на «право имеющих» и «тварей

дрожащих». Суть теории в том, что есть люди, которые имеют право совершать

преступления во имя великих целей, ведь именно они и меняют этот мир. Другая же

категория людей – те, кто должен подчиняться. Главный герой хочет проверить, к какой

части общества он относится, поэтому идёт на преступление и убивает старуху

процентщицу, к убийству которой он основательно готовится. Раскольников также убивает

свидетеля своего злодеяния, сестру старухи. Данное преступление нельзя никак оправдать,

так как оно забрало жизни двух людей. И, несмотря на то, что главный герой раскаивается

на каторге, ничего уже не исправить.

2 учащийся. Родион делил людей на два разряда: обыкновенные, они же «твари

дрожащие», и необыкновенные – «право имеющие». Главным предназначением

обыкновенных было продолжение человеческого рода, а необыкновенным была уготована

особая роль, они могли управлять миром, и им разрешалось преступать закон. Раскольников

ошибочно отнес себя к разряду «право имеющих» и совершил преступление, за которое ему

были уготованы и муки совести, и ответственность перед законом. Эта ошибка стала для

него роковой и повлияла на его будущее. Просмотр фрагмента фильма «Преступление и

наказание» (Порфирий Петрович и Раскольников. Обсуждение статьи Раскольникова)

3 учащийся. Катерина Измайлова – купеческая жена, тяготящаяся неволей, укладом

купеческой семьи, страстная натура, идущая в своем чувстве до предела. Драма начинается,

когда героиней овладевает роковая, незаконная страсть к приказчику Сергею. И теперь ради

него скучавшая женщина, не знавшая, чем себя занять, готова на что угодно.

4 учащийся. Совершая нравственное преступление, герои переступают черту принципов,

позволяющих жизнь почеловечески, по совести, чести. В противостоянии окружающему

злу Раскольников предпочитает путь насилия, путь героической переделки мира при

помощи активных действий; Катерина Измайлова из хрупкой женщины превращается в

сильную, жестокую злодейку, совершающую убийства ради любовника.

Учитель. Катерина Измайлова и Родион Раскольников нарушают высший нравственный

закон, заповедь Божию «не убий». Каково отношение героев к совершенным ими

преступлениям?

Учащийся. Катерина Ивановна содеянное преступлением не считает, первые два

преступления совершает со спокойствием, не раскаивается; также совершает и

последующие.

Родион Раскольниковчеловек легкоранимый, не может хладнокровно смотреть на ужасы и

несчастья, царящие в обществе. Совершенное убийство преступлением не считает, так как

он убивает, чтобы помочь бедным. Катерина гордая, страстная, сильная, необузданная и в

любви, и в ненависти, не останавливающаяся ни перед чем в достижении своей цели, из

чувства любви идет на преступление.

Учащийся. То, что совершают герои произведения, сталкивается с высоким

христианским началом, которого нет в душах героев. «Не убий, не прелюбодействуй!» И

Катерина Ивановна, и Родион Раскольников нарушают этот христианский закон.

Раскольников, нарушив его, мучается, заболевает значит живо в нем человеческое начало.

У героини Н.С.Лескова этого нет, только сны чудные иногда тревожат. Сны символичны.

Учитель. Какие сны снятся героям?

Ответы учащихся.

Физкультминутка.

Учитель. Как показано пробуждение чувства вины в герое и героине? Какое наказание

получают Родион Раскольников, Катерина Измайлова? Какое наказание согласно

современным законам было бы присуждено этим героям?

Учащийся. Раскольников: 2 жертвы старухапроцентщица и ее сестра 8 лет каторги;

Катерина: 3 жертвы свёкор, муж, племянник мужа каторга, убийство во время этапа на

пароме соперницы Сонетки и самоубийство. По современным законам их лишили бы

свободы на разные сроки.

Учитель. Родион Раскольников, Катерина Измайлова совершили преступление. Кто

виноват в этом?.. Человек, совершивший убийство? Общество? Семья? Жизнь? Скука?

Вопросы открытые.

Ответы учащихся.

VI. Рефлексия.

Сегодня я узнал…

Что лично для себя я открыл (отметил, понял, заинтересовало) на этом занятии?

Чему научил меня сегодняшний урок?

VII. Заключительное слово учителя. «Преступление и наказание» относится к

психологическому и философскому роману. Сам Фёдор Михайлович называл своё

детище «психологическим отчётом одного преступления». Это уникальное литературное

произведение, в котором искусно переплетены детективная, криминальная, социальная,

психологическая, философская и любовная составляющие. В нём гармонично сочетаются

пугающая реальность обыденной жизни и фантастика, представленная снами

Раскольникова.

Проблема ложных убеждений, поставленная в романе, является актуальной во все времена.

Теория, которой был подвержен Раскольников, о вседозволенности и возможности

совершения преступления ради благих целей является разрушительной. Именно она

является причиной произвола, насилия и террора. Катерина Измайлова, предавшаяся

страстной любви, не чувствует себя преступницей и продолжает «идти по головам» в

надежде вернуть любовника.

В романе «Преступление и наказание» Достоевский хотел донести свои христианские

представления о жизни, согласно которым нужно стараться жить нравственно, не

поддаваясь гордыне, похоти, эгоизму. Жить ради ближних, творить добро, жертвовать

собственными интересами на благо общества – вот чему учит писатель. Именно по этой

причине в конце эпилога Родион Раскольников приходит к вере, которая является

спасением его измученной души, и обретает надежду на спасение. Катерина Измайлова не

обретает веру, следовательно, душа не найдет покоя. И конец её печальный утопает,

увлекая за собой в пучину моря соперницу.

Дом. задание (по выбор у учащихся). Написать сочинениерассуждение на тему «В чем

различие между ошибкой и преступлением?» или «Должны ли преступники

расплачиваться за содеянное?»

Слайды презентации

Открыть в PDF

Слайд 1

Подготовка к сочинению по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Описание слайда:

Подготовка к сочинению по
роману Ф. Достоевского
«Преступление и наказание»
Урок развития речи в 10 А кл.
Учитель: Зороастрова Г.Д.


Слайд 2

«Тонкие вопросы»  - Кто из героев считает, что выгоднее брать жену из нищеты

Описание слайда:

«Тонкие вопросы»

— Кто из героев считает, что выгоднее брать жену из нищеты и
потом над ней властвовать и попрекать?

— Кто из героев говорит Раскольникову «Мы одного поля
ягоды»?

-Какую библейскую легенду читает Соня Раскольникову?

— Кто помогает определить детей Мармеладова в приют,
отчислив деньги на счёт?

— Кто первым догадался, что Раскольников – убийца старухи?

— Кому Раскольников признаётся в убийстве Алены Ивановны?


Слайд 3

«Толстые вопросы»  - Почему Раскольников решил признаться в содеянном?  - В чем

Описание слайда:

«Толстые вопросы»

— Почему Раскольников решил признаться в
содеянном?

— В чем суть его теории?

— Как мы должны относиться к убийству?

— Может ли современный человек оказаться в таких
же условиях, что и Раскольников?

— Как созревала у Раскольникова идея убийства?
Какие эпизоды из жизни укрепили его намерение
убить?


Слайд 4

Эпиграфы к сочинению  Он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало

Описание слайда:

Эпиграфы к сочинению

Он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало втягивать. (Ф. М.
Достоевский)

Одна смерть и сто жизней взамен. Да ведь тут арифметика. (Ф. М. Достоевский)

Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны.
(Ф.Достоевский)

Преступление и наказание растут на одном стебле. (Р. Эмерсон)

Если человек другого равнодушно убивает, то, значит, он в себе уже убил все
человеческое. (Восточная мудрость)

Преступление доводит преступника до душевного ада. (В. Набоков)

Самое жестокое наказание то, которое вызывает искреннее раскаяние. (Э. Севрус)

Я себя убил, а не старушонку! (Ф. М. Достоевский)


Чтобы скачать презентацию — поделитесь ей с друзьями с помощью
социальных кнопок.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Презентация подготовка к итоговому сочинению по направлению кому на руси жить хорошо
  • Презентация по теме сказки для дошкольников
  • Презентация откуда берутся сказки
  • Презентация описание памятника культуры 8 класс сочинение храм покрова на нерли
  • Презентация образ бабы яги в русских народных сказках

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии