При помощи абзацного отступа или красной строки выделяются наиболее важные в композиции сочинение

Версия для печати и копирования в MS Word

Задания Д C2 № 7761

i

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста Л. Ю. Максимова:

«При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения»

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами российского лингвиста Л. Ю. Максимова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента

текста:«  — Как! Педагог! Я утверждаю! Что! Лучше! Не искать!  — И вдруг добавила каким-то неожиданно человеческим тоном:  — А то разочаруешься. Станешь ещё более … одинок»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему:

«Что такое сострадание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой стоял на краю города. (2)Над дверью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Городской дом ребёнка». (3)Валентин, а за ним и Коля вошли в одну из комнат, где сидела женщина-начальница.

(4)Николай примостился на стуле возле стенки, и, пока Валентин объяснял цель их визита, мальчик огляделся. (5)Комната, в которой вдоль стен стояли шкафы с неплохими игрушками, сразу видно, иностранного производства, и на стенах висели разноцветные календари и плакаты, была просторной и светлой. (6)3а спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани.

— (7)Вы знаете,  — заговорила начальница,  — мы у себя документы не храним, всё передаётся дальше, в детский дом, в интернат. (8)У тебя что сохранилось,  — спросила, обращаясь к Коле,  — метрика1, это ясно, а ещё что?

— (9)Ничего,  — сказал он в смятении.

— (10)А ты очень хочешь найти маму?

(11)Он вздрогнул и оторопел от глупого вопроса, смутился, мотнул головой, потом проговорил:

— (12)Не очень…

— (13)Ну и умница!  — воскликнула начальница и внушительно произнесла, разделяя слова:  — (14)Как! (15)Педагог! (16)Я утверждаю! (17)Что! (18)Лучше! (19)Не искать!  — (20)И вдруг добавила каким-то неожиданно человеческим тоном:  — (21)А то разочаруешься. (22)Станешь ещё более… одинок. (23)Но вы, конечно, заезжайте недельки через три-четыре, я запрошу наш департамент, потом заявка уйдёт в архив, знаете, всё теперь не так просто…

— (24)Николай, ступай в машину,  — улыбаясь, мягко попросил Валентин, и парень, вежливо попрощавшись, вышел в коридор.

(25)Он постоял в коридоре и уже хотел уходить, но вдруг пошёл не к выходу, а вдоль по коридору, застланному красной дорожкой. (26)Детский писк становился внятнее, отчётливее, и Коля открыл белую дверь: в большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали младенцы. (27)Взрослых нигде не было видно. (28)Николай двинулся между рядами, осматривая лица совсем маленьких людей, глядевших на него кто с удивлением, кто с безразличием, как вдруг за спиной услышал чей-то голос:

— (29)Вы как тут оказались?!

(30)Он обернулся. Перед ним стояла женщина  — медсестра, наверное.

(31)А Николая била в висок ужасная мысль. (32)Он знал, был уверен, но ему требовалось подтверждение, и он спросил:

— (33)Их бросили?

(34)Тётка усмехнулась:

— (35)Ничего страшного. (36)Вырастим. (37)Выходим. (38)Выкормим.

— (39)А вы чего-то хорошо живёте!  — вдруг сказал Николай.  — (40)Холодильники-морозильники, игрушки.

— (41)Как же,  — ответила она,  — к нам всякие американцы пачками едут, детишек усыновляют. (42)Наши-то беленькие, крепенькие, правда, больных много, да разве это для американок-то беда? (43)У них вон всё есть, всякие лекарства. (44)Вот наших и берут. (45)И подарочки везут, а как же, чего тут плохого? (46)И деткам хорошо, и дому, где выросли.

(По А. Лиханову) *

* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

———-

1Метрика  — свидетельство о рождении.

1

Задания Д2 № 465

i

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему посещение городского дома ребёнка произвело на Колю ужасное впечатление?»

1)  Потому что это был старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой.

2)  Потому что в Городском доме ребёнка были игрушки иностранного производства, финский холодильник, разноцветные календари и красивые шторы.

3)  Потому что для получения документов, нужных Николаю, надо было ждать три-четыре недели.

4)  Потому что он увидел, как много брошенных детей находится в Городском доме ребёнка.

Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года


2

Задания Д A2 № 466

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «бросить» (предложение 33).

1)  выпустить из рук, дать упасть

2)  покинуть, оставить

3)  перестать что-то делать

4)  быстро, небрежно произнести

1) выпустить из рук, дать упасть

2) покинуть, оставить

3) перестать что-то делать

4) быстро, небрежно произнести


3

Задания Д C2 № 482

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания французского писателя Н. Шамфора: «Автор идёт от мысли к словам, а читатель  — от слов к мысли».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. Шамфора.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Спрятать пояснение

Пояснение.

15.1 Абзацное членение текста – это одно из важных условий его оформления. Абзац позволяет правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел. Чтобы доказать это, обратимся к тексту Анатолия Алексина.

Вводная часть в тексте представлена предложениями №1-3 и является отдельным абзацем, в котором перед читателем с первых строк повествования встают основные вопросы: зачем герои идут в дом ребёнка? что привело их сюда? Благодаря этому абзацу мы имеем возможность познакомиться с действующими лицами произведения и определить тему текста.

В истории о том, какое впечатление произвело на Николая посещение дома ребёнка, особым потрясением для героя стал детский крик. В 25-28 предложениях описывается комната, где рядами стоят детские кроватки, в них плачут младенцы, а рядом никого из взрослых нет. Коля сам брошенный, вот почему эта картина для него как удар в самое сердце. Автор объединяет этот рассказ в отдельный абзац.

Таким образом, прав современный российский лингвист Л. Ю. Максимов, который утверждал: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».

15.2.В приведённом фрагменте текста женщина-начальница советует мальчику не искать свою маму. Она много лет проработала с брошенными детьми и, вероятно, видела в жизни немало мамаш, которые бросали своих детей. Как правило, эти мамаши были не лучшими людьми, вот почему «начальница» и даёт такой совет.

Женщина, бросившая своего ребёнка, достойна осуждения. Общество, в котором создаются дома ребёнка, требует серьёзного лечения. В тексте Альберта Лиханова об этом говорится с нескрываемой болью: американцы готовы усыновлять наших детей, а мы?.. Где наше сострадание, где милосердие, о которых твердят на всех перекрёстках?

Люди спокойно проходят мимо плачущего ребёнка. В предложениях 26 – 27 (26)Детский писк становился внятнее, отчётливее, и Коля открыл белую дверь: в большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали младенцы. (27)Взрослых нигде не было видно) перед нами ещё один пример равнодушия взрослых: работники не обращают внимания на детей – они привыкли к детскому плачу. Разве вырастут эти дети отзывчивыми, способными к сопереживанию? Вряд ли.

Самые прочные узы связывают мать и дитя. Если эти узы рвутся, то рушится самое святое – вера в человека, любовь, без которых тяжело жить. Нельзя допустить, чтобы мы и дальше продолжали скатываться от своего высокого предназначения в пропасть бездушия.

15.3.Сострадание – умение переживать чужую боль как свою собственную, желание прийти на помощь, искреннее посочувствовать, не осудить. Способностью к состраданию обладают далеко не все, потому, навер-ное, в нашем обществе растёт недоверие друг к другу. Неспособность сострадать прикрывается подозрительностью, поиском тысяч причин не прийти на помощь.

Женщина, бросившая своего ребёнка, достойна осуждения. Общество, в котором создаются дома ребёнка, требует серьёзного лечения. В тексте Альберта Лиханова об этом говорится с нескрываемой болью: американцы готовы усыновлять наших детей, а мы?.. Где наше сострадание, где милосердие, о которых твердят на всех перекрёстках?

Недавно по телевизору услышала такой факт: в холодном подъезде кошка легла на брошенного младенца, обогревая его своим теплом, мяукала, звала на помощь. И спасла ребёнка, не дала ему замёрзнуть, пока не пришли люди. Кошка может! А мать, бросившая этого ребёнка? У неё есть сердце, человеческое понимание? Видимо, нет, не может она называться человеком!

Самые прочные узы связывают мать и дитя. Если эти узы рвутся, то рушится самое святое – вера в человека, любовь, без которых тяжело жить. Если мать не способна к состраданию, то что говорить о других? Нельзя допустить, чтобы мы и дальше продолжали скатываться от своего высокого предназначения в пропасть бездушия.

Спрятать критерии

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
С2К1: Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет

2

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса

1

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,

ИЛИ

тезис не доказан,

ИЛИ

дано рассуждение вне контекста задания,

ИЛИ

тезис доказан на бытовом уровне

0
С2К2: Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте

3

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,

ИЛИ

привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,

ИЛИ

привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте

2

Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

ИЛИ

экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста

0
С2К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

— в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО

допущена 1 логическая ошибка,

И/ИЛИ

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

НО

допущено более 1 логической ошибки,

И/ИЛИ

имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста

0
С2К4: Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

НО

допущена 1 ошибка в построении текста

1

В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста

0
Максимальный балл 9
Критерии оценки грамотности и фактической

точности речи экзаменуемого

Баллы
ГК1: Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки

2

Допущено 2–3 ошибки

1

Допущено 4 и более ошибки

0
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок

2

Допущено 3–4 ошибки

1

Допущено 5 и более ошибок

0
ГК3 Соблюдение грамматических норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок

2

Допущено 3–4 ошибки

1

Допущено 5 и более ошибок

0
ГК4 Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок

2

Допущено 3–4 ошибки

1

Допущено 5 и более ошибок

0
ФК1 Фактическая точность письменной речи

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

2

Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов

1

Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов

0
Максимальный балл 10

Источник: Типовые экзаменационные варианты. И.П. ЦЫБУЛЬКО—2015, вариант 17/36

Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

  • Категория: Сочинение ОГЭ 9 класс

Задание

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл выска­зывания современного российского лингвиста Л.Ю. Макси­мова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения». Аргу­ментируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочи­танного текста.

Вариант 1

Всем известно, что, разбивая текст на абзацы, автор по­могает читателю увидеть аспекты рассматриваемой пробле­мы, облегчает понимание произведения. С целью аргумен­тации этого утверждения обратимся к рассказу О. Павловой.

Автор постепенно знакомит нас с героями текста. От­дельный абзац, начинающийся с предложения 5, рассказы­вает о родителях Воли Горелова, которые сыграют немало­важную роль в судьбе Антипки, главного героя, поэтому автор сочла нужным абзацным отступом выделить инфор­мацию о них.

Предыстория же событий, о которых мы позже узнаем, начинается с предложения 8. Естественно, что и оно оформ­лено с красной строки, потому что автору важно было объ­яснить, что же стало их причиной.

Действительно, «при помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в компози­ции целого текста группы предложений или отдельные предложения ».

Лингвист Л.Ю. Максимов, автор этого высказывания, совершенно прав.

Вариант 2

Современный лингвист Л.Ю. Максимов писал: «При по­мощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы пред­ложений или отдельные предложения».

Действительно, членение текста по принципу группиров­ки мыслей или выделения акцентов очень важно. Именно благодаря абзацному членению читатель отслеживает ход мыслей автора, видит важные смысловые фрагменты произ­ведения.

Обратимся к предложенному тексту.

Пояснение о суеверии, объясняющее реакцию Вольки Горелова на слова отца о спорышке, заключено в отдельный абзац (предл. 15, 16). Без него читателю нельзя было бы по­нять, почему именно так школьник отреагировал на упоми­нание о «нечистике».

А вот то, как поступил дед, глубоко оскорбленный гого­том Вольки, говорит о его характере: он никогда не даст внука в обиду. Автору важно было это подчеркнуть, поэтому предложение 18 вынесено в отдельный абзац.

Я абсолютно согласен с утверждением Л.Ю. Максимова: абзацный отступ играет огромную роль в понимании текста.

Вариант 3

Абзац в тексте оформляет начало мысли и сигнализирует об окончании предшествующей, выполняет экспрессивно- выделительную функцию, проясняет композиционно-син­таксическую структуру произведения. Об этом и говорил со­временный лингвист Л.Ю. Максимов: «При помощи абзац­ного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».

Найдем доказательства этой мысли в рассказе О. Павло­вой.

Ночь накануне встречи с учительницей, во время кото­рой Антип должен был передать ей цыплят, была тяжелой для мальчика. Автору хотелось показать, что чувствовал в это время Антип, поэтому переживания героя рассказа вы­делены в отдельный абзац, начинающийся с предложе­ния 30.

Утренние поспешные сборы и дорога в школу — тоже важный момент во всей истории, передающий острое жела­ние мальчика разминуться с угрожавшими ему мальчишка­ми, успеть донести птенцов целыми. Три предложения, по­вествующих о том, как ему удалось это сделать, также заключены в рамки отдельного абзаца (предл. 36, 37, 38).

Приведенные примеры доказывают правоту наблюдения Л.Ю. Максимова.

Текст для работы

Антипка-феникс

(1)Антипка вжал голову в плечи, на лбу выступила ис­парина. (2)Он попятился к парте, судорожно пытаясь нащу­пать стоявшую на ней коробку. (З)Если бы только можно было сейчас воспламениться на этом самом месте, и охва- титься огнем вмиг, с головой, и заполыхать, и сгореть, как полыхал тот стог заготовленного дедом сена, что подожгли мальчишки!..

,(4)И пусть бы огнем схватилась и доска, и целый класс, и стоявший в проеме двери человек, и вся эта школа!..

(5)Когда в шестой «Б» пришел Воля Горелов, Антипка не мог себе представить, какое испытание его ждет. (б)Волькины родители брали мясо птицы у деревенских, сдавали его знакомому директору магазина в ближайшем городе, а выручкой, истинный размер которой никогда ни­кому не был известен, делились нехотя, словно давали в долг. (7)Гореловы кур на продажу выбирали важно, осозна­вая, в какой зависимости от их выбора находятся многие сельчане.

(8)Антипке и деду хватало их небольшого хозяйства. (9)До поры, пока в конце учебного года завуч школы не объявила о том, что летом есть возможность отправить ре­бят на экскурсию за полцены в столицу…

(10)Дед увязал в мешок все до единой птицы и отправил­ся к Гореловым. (11)Первым из мешка напоказ был вынут старый петух с вылинявшими редкими перьями.

Старший Горелов поднял брови:

—  Да ты, дед, выжил из ума такого старого петуха держать! (14)Вот снесет он мне спорышка-Антипку, нечисти на дворе еще не хватало!

(15)Ходило по деревне поверье, что старый петух может снести яйцо — «спорышок», из которого выведется нечис­тая сила, обратится цыпленком, исполнит желания хозяина, а потом заберет его душу. (16)Старухи говорили, что зовется такой нечистик Антипкой.

Понять, зачем именно сейчас нужно было ожить это­му предрассудку, дед не успел, потому что тут же загыгы- кал, загоготал в голос Волька, повторяя: «Спорышок-Антип­ка! Внук евоный! Антипка-спорышок!»

Дед     ринулся к Вольке, схватил его за ухо сухонькой, но сильной еще рукой и отшвырнул с дороги…

Вернулся домой дед только через несколько часов:

—        Учительница сказала, что деньги мы позже можем отдать, не пропустишь ты поездку, внучок! (21)Через месяц, как вылупятся цыплята, отнесешь их ей, хоть так спасибо за добро скажем…

С тяжелым предчувствием взял Антипка из рук деда мешок…

Авторитет Вольки среди мальчишек деревни был не­пререкаем. (24)И тот, с кем не водился он, становился изго­ем для всех деревенских ребят. (25)Скоро простые насмешки над «спорышком» наскучили, и Горелов предложил: «Не­чистая сила во дворе у деда бродит, только он все не верит, а давайте мы ему зенки-то раскроем!»

(26)Они подожгли сено… (27)Дед молча сбивал фуфайкой огонь, пока Антипка рыдал в голос: за что?

(28)— Спорышок, ты слышишь? (29)Понесешь цыплят — скараулим да головы им свернем, — прокричал кто-то за за­бором.

(ЗО)Антипка плохо спал в ту ночь: уснуть мешала горь­кая обида. (31)Но страшнее всего была не она. (32)3автра предстояло донести окольными тропками до деревенского сада, потом до дверей школы, а затем и до кабинета учи­тельницы дюжину цыплят, маленьких, теплых, ни в чем не виноватых… (ЗЗ)Как же Волька узнал про них?..

Мальчик ворочался несколько часов и, измученный, уснул под утро.

«Проспал!»    — первое, что мелькнуло в голове, когда он открыл глаза.

Наспех собраться, в коробку уложить на дно мягкую шаль, пересчитать — один, второй, трое, десять, двена­дцать — все на месте! — и бегом, бегом, бережно неся не­плотно прикрытую крышкой попискивающую ношу… (37)Сад, школа, поворот коридора, заветная дверь… (38)Где, где же она, где же ты, учительница, миленькая?

(39)3апыхавшись, он осторожненько поставил на парту коробку и вздрогнул, услышав, как скрипнула дверь. (40)Антипка обернулся.

(41)На пороге, зловеще ухмыляясь, стоял Волька.

(42)«Душа человека живет вечно», — однажды сказал Антипке его дед, но только сейчас стало понятно: дед был не прав. (43)Потому что именно сейчас — и осознание было внезапным и ясным — охваченная диким ужасом, душа Ан- типки умерла. (44)Но немая мольба о пламени, нужном, чтобы покончить со всем здесь и сейчас, улетела в небо над утренней деревней и достигла цели.

(45)Умерла, сгорела в огне отчаяния душа спорышка, но в этом же пламени возродилась новым, пока незнакомым ему существом. (46)Антипка сжал кулаки и кинулся на Вольку как дикая птица, защищающая свой выводок, свое будущее, сбил, и тот выпал в коридор к ногам дружков. (47)Волька перепуганно, совсем как девчонка, заверещал:

(48)— Снимите! (49)Снимите спорышка с меня!

Антипка встал, отряхнулся и сказал в пол, не под­нимая глаз на одноклассников:

—   Кто к птенцам подойдет, тому несдобровать.

Он не видел, что и притихший класс, в ногах которо­го лежал его хнычущий вожак, тоже не мог поднять на него глаз. (53)А кто посмел бы, тот увидел бы, как рассветное солнце, горизонтально стелившее свои лучи, обняло Антип- ку и огнем вычертило в проеме двери его вытянутый в стру­ну силуэт.

Силуэт не птенца-нечистика, а сильной, новой, большой и бесстрашной птицы.

— Меня зовут Антип, — громко и спокойно сказал он.

Медленно  развернулся и твердыми шагами пошел к столу с цыплятами.

Ребята поднимали глаза ему вслед и зажмуривались: лучи солнца, сходившиеся за спиной Антипа и поглощав­шие его фигуру, слепили их…

(По О. Павловой )

Сочинение

Перед нами слова известного филолога и философа А.А. Аверинцева: «Задача автора рассуждения — как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности».

С этим утверждением трудно не согласиться, так как рассуждение  — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать); автор размышляет, обдумывает что-то и приходит к какому-либо выводу, суждению. Основная коммуникативная цель рассуждения – убедить, объяснить. 

Типичная композиция текстов-рассуждений включает: 1) тезис, то есть мысль, требующую доказательства или опровержения; 2) обоснование, то есть аргументы, доводы, доказательства, примеры; 3) вывод. 

Тезис  заключает  в себе тему рассуждения. Иногда автор включает в тезис цитату какого-то выдающегося деятеля, которая помогает более точно выразить мысль.

При переходе к доказательствам могут использоваться выражения: «докажем это; это можно доказать так; в этом можно легко убедиться; это объясняется следующим; и вот почему», а также вопросительные предложения со словами  «почему, для чего»  и подобными. В этой части может быть использовано несколько аргументов, последовательно соединяемых друг с другом вводными словами и сочетаниями: «во-первых, во-вторых, наконец, допустим, предположим, так». В качестве аргумента может быть использован и конкретный пример или ряд примеров, которые построены как описательные или повествовательные типы речи. При переходе к аргументу-примеру используются такие слова, как « например, приведем пример, обратимся к примеру, вот один из ярких примеров».

Заключительная часть рассуждения может состоять из нескольких предложений. Нередко в нём содержится идея рассуждения, которая может быть выражена риторическим вопросом, побудительным предложением-призывом к чему-либо или же повествовательным предложением. Вывод может быть связан с доказательством посредством слов: «поэтому, вот почему, следовательно, значит, итак, таким образом, сделаем вывод, подведём итог, из всего сказанного следует».

Существует 3 разновидности рассуждения: 1) рассуждение — доказательство; 2) рассуждение — объяснение;  3) рассуждение — размышление.  Различие между объяснением и доказательством заключается в следующем: основная мысль объяснения не вызывает споров, с основной мыслью доказательства можно не согласиться.  В объяснении речь идёт о конкретных, наблюдаемых явлениях, в доказательстве, как правило, — об абстрактных понятиях; объяснение знакомит нас с фактами, ранее неизвестными нам, но бесспорными; доказательство предлагает своё решение спорной проблемы.

Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.

Возьмем рассуждение-размышление современного писателя Евгения Гришковца и  попробуем его проанализировать. Вопросительное предложение  №14 начинает абзац  и одновременно являет собой отправную точку для того, чтобы начать ответ-рассуждение: « (14)Какие возможности у меня имелись? (15)Университет,  институт культуры и, конечно же, медицинский.  (16)Медицинский  мне всегда нравился. (17)Во-первых, там преподавал мой любимый дядя. (18)Во-вторых, там учился мой троюродный брат, который мне тоже нравился. (19)Но как-то пугала так называемая анатомичка. (20)Я понимал: даже просто войти в здание, где она находится, я не смогу». Последовательность мыслей оформлена благодаря вводным словам «во-первых» и «во-вторых». Это аргументы, которые приводит писатель, раздумывая о том, какой институт предпочесть.

С предложения №21  по предложение №27 мы видим следствие того, к чему привели автора размышления о выборе пути. « (21)Тогда я стал ходить в институт культуры. (22)Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами. (23)Конечно, я тогда плохо разбирался в этом, но мертвенную скуку и ужасающую безрадостность увиденного чувствовал. (24)3апах «анатомички», казалось, преследовал меня, он исходил там от всего: во всех выступлениях была видна ненужность происходящего. (25)Ненужность никому! (26)Ни выступающим, ни зрителям. (27)Это отсутствие надежды на радость заставило меня твёрдо отказаться от мысли поступить в институт культуры».

Итак, это рассуждение-размышление, в котором автор, действительно,  доказывает свою позицию, приводя в пример убедительные доводы. Завершающей частью  работы Е. Гришковца является логический вывод: «(28)Но я хотел… (29)Не знаю, чего я хотел. (30)Ничего определённого. (31)Мне хотелось быть студентом. (32)Хотелось учиться не очень трудно и не очень скучно… (33)Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. (34)Главное — настоящей, всем существом – жизни».

ОГЭ. Русский язык.

Задание 9.1.

Как написать сочинение по цитате?

СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

Задание № 9.1. на ОГЭ по русскому языку предполагает написание сочинения по цитате. Рассмотрим, какие цитаты могут быть предложены и как нужно писать по ним сочинение.

СОВЕТЫ по подготовке к написанию сочинения 9.1.

Цитаты о языке.

Условно все предлагаемые в задании цитаты можно разделить на следующие группы.

  • Цитаты о роли в письменной речи знаков препинания или о роли конкретного знака.
  • Цитаты о строении текста (например, о роли абзацев в нём).
  • Цитаты о богатстве русского языка.
  • Цитаты о роли конкретных художественных средств (например, о роли эпитетов, сравнений и т.д.)
  • Цитаты о лексических средствах (например, о роли фразеологизмов, синонимов и т.д.)

СОВЕТ № 1.

Повторите ТЕОРИЮ, необходимую для написания сочинения по данным темам цитат.

Как писать вступление в сочинении по заданию 9.1?

Вам необходимо во вступлении объяснить смысл цитаты.

Для этого нужно приводить её или фразы из неё в своём объяснении.

Способы цитирования.

  • Цитату можно оформить как предложение с прямой речью.

Пример.

Современный лингвист Л. Ю. Максимов отмечает: «При помощи абзацного отступа выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».

  • Цитату можно оформить в виде предложения с вводными словами, содержащими источник сообщения. Помните: цитата в данном случае берётся в кавычки, НО пишется с маленькой буквы.

Пример.

По словам современного лингвиста Л. Ю. Максимова, «при помощи абзацного отступа выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».

  • Можно не приводить цитату полностью, а использовать только фразы из неё. Помните: слова или фразы из цитаты пишутся с маленькой буквы, берутся в кавычки; если идёт пропуск слов, то на его месте ставится многоточие.

Пример.

Современный лингвист Л. Ю. Максимов, говоря о роли «абзацного отступа», отмечает, что с его помощью можно выделить «наиболее важные пропуск цитаты группы предложений или отдельные предложения».

СОВЕТ № 2.

Хорошо знайте способы цитирования, чтобы грамотно воспользоваться ими во вступлении при анализе смысла цитаты.

Вступление (продолжение).

  • Любое сочинение лучше всего писать по принципу: «от общего к частному» — вступление и основная часть — и «от частного к общему — заключение).

Начинает сочинение с предложения, содержащего ОБЩИЕ сведения по теме цитаты.

Пример.

В тексте важны все его элементы: построение, связь предложений, и, конечно, правильное деление его на абзацы.

  • Далее приводите цитату (по одному из способов цитирования, о которых говорилось выше).
  • Объясняете смысл цитаты. Это можно делать, опираясь на саму цитату, перефразируя её, от есть говоря другими словами. Лучше начинать со слова «ДЕЙСТВИТЕЛЬНО».

Пример.

Действительно, в каждом абзаце содержится отдельная микротема, которая раскрывает тему всего текста. Поэтому правильно разделённый на абзацы текст позволяет акцентировать внимание на отдельным темах каждого их них и лучше понять текст целиком. Абзацы логически разделяют эти миктроемы.

  • Далее можно использовать следующее клише.

Приведу примеры из предложенного текста (называете автора) в качестве доказательства сказанного.

Совет № 3.

Лучше начинать сочинение по принципу «от общего к частному», объяснять смысл цитаты, перефразируя её, заканчивать вступление заготовленным клише.

Как писать основную часть сочинения?

Сочинение по задания 9.1 в плане аргументов, наверное, самое простое.

  • Оба аргумента вы приводите по материалу предложенного текста. Не нужно вспоминать пример из литературы или из жизненного опыта. Просто надо внимательно прочитать текст.
  • Важно: примеры должны раскрывать смысл цитаты с разных сторон, то есть не доказывать одно и то же.

Так, в примере с цитатой об абзацах нужно в первом аргументе показать, как в абзаце раскрыта одна микротема, а в другом — другая.

  • В данном случае нужно в скобках писать номера всех предложений абзаца.

Пример.

Текст Н. Аксёновой посвящён тому, как автор, от чьего лица ведётся повествование, с течением времени изменил своё отношение к отцу. Так, в первом абзаце (предложения № 1-5) отмечено, как ребёнок стыдился отца, его внешности, когда тот приходил играть на баяне в детском саду, как все ребята «давились от смеха», смотря на него. Данный абзац полностью раскрывает микротему: отношение ребёнка к отцу в детстве.

Абзац № 3 (предложения 11-24) посвящён событию, круто изменившему отношение девочки к отцу. В трудную минут, когда ей угрожала опасность, когда застряла машина в метель, а водитель растерялся («Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал»), отец пошёл пешком за помощью. Он проявил настоящее мужество. В данном абзаце уже другая микротема – поведение отца в трудную минуту, но в то же время это часть общего текста.

СОВЕТ № 4.

Приводите аргументы из текста, раскрывающие смысл цитаты лингвиста с разных сторон. Можно приводить яркие цитаты и из текста. Главное: передавая содержание абзаца, не пересказывайте его, а именно доказывайте вашу главную мысль о роли абзаца в тексте.

НЕ ДОПУСКАЙТЕ ОШИБОК:

  • Новая часть вашего сочинения не должна начинаться с местоимения 3 лица (например, автор использует их – имея в виду абзацы).
  • Каждое ваше предложение должно быть понятно, проверяющий не должен догадываться, о чём это вы пишете.
  • Не забывайте в конце каждого аргумента делать микровывод.

Как писать заключение?

  • Начать легче со слов «таким образом», отметить правоту выказывания лингвиста.

Пример.

Таким образом, прав был лингвист Л.Ю. Максимов, отмечая важность абзацев для выделения смысла предложения или группы предложений в тексте.

  • Далее вспоминаем принцип, о котором шла речь в начале статьи, помните? «От частного – к общему ». Ошибку допускают учащиеся, которые в заключении снова начинают писать о важности абзацев в тексте (об этом уже было написано во вступлении).
  • Закончить сочинение нужно своеобразными «рекомендациями» сверстникам, да и самим себе: нужно вырабатывать умение деления текста для абзацы (то есть ЧТО нужно делать, чтобы не допускать ошибок).

Пример.

Нужно учиться правильно выделять микротемы в письменной речи (в сочинении, изложении и др.), понимая, что от этого во многом завит восприятие текста.

СОВЕТ № 5.

Помните, что вступление и заключение сочинения – это совершенно разные его части. Если во вступлении вы разъясняете смысл цитаты, то в заключении подводите итог, выказывая свою позицию по поводу того, ЧТО нужно делать, чтобы не допускать ошибок, почему это так важно уметь.

НЕЛЬЗЯ в заключении писать то же, что и во вступлении, только разыми словами. Нужно подводить итог: для чего вы вообще рассуждали на данную тему, какие для себя сделали выводы.

Таковы мои советы и рекомендации по написанию сочинения № 9.1.

 Статья о роли ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ ЗДЕСЬ.

Учите теорию, пишите сочинения. Тогда у вас на ОГЭ не будет проблем.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Прибыли из одинцово как пишется из или с
  • При подготовке к восприятию текста рассказ об авторе может быть использован начиная с
  • Прибывать к приозерску как пишется
  • Прецедентная строчка из сказки к и чуковского тема для публицистического материала
  • Прибрежный камыш как пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии