Отношения героев до ссоры
Чтобы разобраться в причинах и последствиях ссоры Троекурова и Дубровского, нужно понимать, в каких отношениях они состоят до этого. Богатый и сумасбродный помещик Кирила Троекуров давно дружит со своим соседом, бедным помещиком Андреем Дубровским. Самодур Троекуров уважает Дубровского и только ему позволяет прямо высказывать свое мнение. Другие знакомые Троекурова не имеют этой привилегии:
«…он за столом у Кирила Петровича прямо высказывал свое мнение, не заботясь о том, противуречило ли оно мнениям хозяина.» (о Дубровском)
«…и Дубровский один остался вне общего закона…» (только ему позволено критиковать)
Причина ссоры — разговор на псарне
Однажды у Троекурова собираются гости, среди них Андрей Дубровский. Троекуров в очередной раз показывает гостям свою псарню с 500 собаками. Он очень гордится своей огромной, хорошо устроенной псарней. Гости восхищаются ею, чтобы угодить хозяину. Один лишь Дубровский молча хмурится. Троекуров спрашивает его, в чем дело. Тот отвечает ему прямо, что собаки Троекурова живут лучше, чем его крестьяне:
«Что же ты хмуришься, брат, — спросил его Кирила Петрович, — или псарня моя тебе не нравится?» — «Нет, — отвечал он сурово, — псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам».»
Судя по всему, это правдивое замечание не обижает самого Троекурова, ведь он привык к прямоте и честности своего друга. Однако замечание обижает крепостного крестьянина Троекурова — Парамошку. Парамошка дерзко отвечает Дубровскому, намекая на то, что собаки Троекурова живут лучше, чем сам бедный Дубровский в своем доме. Этот комментарий обижает Дубровского, но Троекуров не замечает этого и смеется над словами Парамошки вместе с остальными гостями:
«Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, — сказал он, — благодаря бога и барина не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее». Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестися и к ним. Дубровский побледнел и не сказал ни слова.»
В этом эпизоде на псарне и заключается причина ссоры Дубровского и Троекурова. Важно понимать, что во времена Пушкина крестьяне не могли безнаказанно хамить гостям своего барина. Такая дерзость считалась немыслимой и строго наказывалась. Троекуров же позволяет крепостному Парамошке дерзко отвечать своему гостю-дворянину. Конечно, гордый Дубровский не может стерпеть такого публичного оскорбления.
Таким образом причиной ссоры становится бездействие и попустительство Троекурова по отношению к хамской выходке Парамошки.
Можно ли было избежать развития конфликта? Да, возможно. Если бы Троекуров тут же пристыдил Парамошку и потребовал извиниться, то конфликт был бы исчерпан. Но Троекуров сам смеется над язвительной фразой Парамошки, а значит, по сути одобряет ее.
Развитие конфликта: письмо Дубровского
После разговора на псарне Дубровский уезжает домой и отказывается навещать Троекурова. Он передает Троекурову письмо с требованием прислать Парамошку к нему, чтобы он мог лично наказать наглеца:
«Государь мой премилостивый,
Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин. За сим остаюсь покорным ко услугам
Андрей Дубровский».»
Троекурову не нравятся эти «чрезмерные» требования Дубровского. Он против того, чтобы кто-то наказывал его крестьян, даже если те виноваты. Действительно, Дубровский мог ограничиться тем, чтобы Парамошка лично извинился и был наказан своим хозяином. Вероятно, на этом конфликт был бы исчерпан. Но гордый Дубровский выставляет эти жесткие условия перемирия, так как считает себя глубоко оскорбленным:
««Как, — загремел Троекуров, вскочив с постели босой, — высылать к ему моих людей с повинной, он волен их миловать, наказывать! да что он в самом деле задумал; да знает ли он, с кем связывается? Вот я ж его… Наплачется он у меня, узнает, каково идти на Троекурова!»
Обострение конфликта: воришки и розги
Спустя несколько дней Дубровский обнаруживает в своем лесу крестьян Троекурова, которые крадут лес. Раньше они себе не позволяли трогать земли Дубровского. Старик Дубровский ловит негодяев, наказывает их розгами и отбирает их лошадей:
«Новое обстоятельство уничтожило и последнюю надежду на примирение.»
«Он поспешил в рощу и наехал на покровских мужиков, спокойно ворующих у него лес.»
«…решился, вопреки всем понятиям о праве войны, проучить своих пленников прутьями, коими запаслись они в его же роще, а лошадей отдать в работу, приписав к барскому скоту.»
Конечно, Дубровский поступает довольно жестко с чужими крестьянами. Этим поступком он не оставляет шансов на перемирие. С другой стороны, крестьяне Троекурова действительно пошли на преступление и заслуживают наказания, но наказание со стороны своего хозяина. Если бы Дубровский не наказывал чужих крестьян розгами, а передал бы их хозяину, то, возможно, конфликт бы не обострялся.
Узнав о случае с крестьянами, Троекуров приходит в бешенство и решает проучить Дубровского. Он решает отобрать у друга его единственное имение Кистеневка:
«Слух о сем происшествии в тот же день дошел до Кирила Петровича. Он вышел из себя и в первую минуту гнева хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистеневку (так называлась деревня его соседа), разорить ее дотла и осадить самого помещика в его усадьбе. Таковые подвиги были ему не в диковину. Но мысли его вскоре приняли другое направление.»
Троекуров сознательно идет на подлость: он знает, что у Дубровского нет официальных документов на имение, так как они сгорели в пожаре. Имение Кистеневка когда-то принадлежало роду Троекуровых, а после было куплено предками Дубровского. Троекуров решает якобы «восстановить» свои права на Кистеневку. Через чиновника Шабашкина он дает взятки нужным людям и побеждает в суде. Суд отбирает имение у Дубровского и передает его Троекурову:
«— У меня сосед есть, — сказал Троекуров, — мелкопоместный грубиян; я хочу взять у него имение, — как ты про то думаешь?»
В суде у старика Дубровского случается приступ сумасшествия. С этого дня у него развивается слабоумие. Его единственный сын Владимир Дубровский срочно приезжает из Петербурга домой и не отходит от больного отца. Из-за своей болезни старик Дубровский не подает апелляцию в суд, так что Кистеневка окончательно остается за Троекуровым.
Тем временем Троекурова мучает совесть за то, что он зашел слишком далеко. Наконец он едет мириться к другу:
«От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, — и победа не радовала его сердце.»
«Он решился помириться с старым своим соседом, уничтожить и следы ссоры, возвратив ему его достояние. Облегчив душу сим благим намерением, Кирила Петрович пустился рысью к усадьбе своего соседа — и въехал прямо на двор.»
Когда больной Дубровский видит гостя в окно, он сильно волнуется и в тот же день умирает:
«В это время больной сидел в спальной у окна. Он узнал Кирила Петровича, и ужасное смятение изобразилось на лице его…»
Таким образом Троекуров становится виновником болезни и смерти своего друга. Конечно, он мог бы остановиться раньше, мог прекратить судебную тяжбу в любой момент, ведь дело длилось не один день, но не сделал этого. Поэтому подлый поступок Троекурова, конечно, ничем нельзя оправдать.
Ссора Троекурова и Дубровского влечет за собой очень печальные последствия: молодой Владимир Дубровский остается без отца и без родного имения. Он становится разбойником и грабит богатых помещиков в округе. В том числе он собирается наказать и Троекурова. Троекуров лишь чудом избегает К счастью для Троекурова, Дубровский влюбляется в его дочь Машу и его разбойничьи планы меняются.
Это был разбор причин и последствий ссоры Дубровского и Троекурова в романе «Дубровский» А. С. Пушкина, анализ и суть конфликта героев.
Почему Дубровский отказался от мести Троекурову?
Дубровский перестал мстить Троекурову из-за того, что он был очень благородный человек. Ведь даже когда он останавливает карету с Верейским и Машей, он не пролил не единой капли крови врага, понял, что Машу уже не спасти, не вырвал её, зная, что она обвенчана с Верейским.
Дубровский также сжёг свой, то есть, его отца дом, не из трусости, а по такому «собачьему закону» — «не мне — значит, никому», чтобы дом не достался приказным, или кому-то другому. А в имение Троекуровых он не совался, наверное, потому что Троекуров мог выставить недюжинную охрану, даже если он уйдёт живым, и тогда-то ему уж точно не пролезть.
Дубровский совершенно не боялся Троекурова — он даже нахально разгуливал у него перед носом в образе Дефоржа. Трусливый человек никогда бы на такое не решился. И в медвежьей комнате он не стал жаться в угол, как остальные, а смело застрелил мишку.
Дубровский — это своего рода русский Робин Гуд, который нападает только на богачей, даже не грабя их дочиста.
Следовательно, Дубровский перестал мстить Троекурову не из-за трусости, даже не из-за Маши, а из-за чувства собственного достоинства, понимая, что если он ограбит и может быть убьёт ещё и Троекурова, то очень низко упадёт, будет считаться простым разбойником, который и так много крови всем перепортил.
Вот и уехал за границу с мыслью, что Троекурову на том свете воздастся за грехи.
В чем причина ссоры Дубровского и Троекурова?
Если разобраться в сложившейся ситуации, то Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский поссорились из-за присущих им обоим недостатков: хвастовства и зависти. Первый хвастался перед гостями своей отменной псарней, другой же съязвил по этому поводу, сказав, что псы Троекурова живут лучше, чем принадлежащие ему крепостные. В ситуацию вмешался слуга Кирилы Петровича, остроумно ответив Дубровскому, в результате чего все гости заняли сторону Троекурова и посмеялись над Андреем Гавриловичем. В итоге бывшие друзья затаили друг на друга злобу, что привело в недалеком будущем к печальным последствиям.
***
Однажды Дубровский был в гостях у Троекурова перед охотой и когда гости осматривали псарни, заметил, что и слуги Троекурова, верно, не имеют таких условий содержания, как собаки. В ответ один из слуг очень дерзко ответил, что на житье не жалуется, а вот некоторым дворянам неплохо сменить свою усадьбу на такую конуру. Дубровский обиделся и уехал. Троекуров послал ему приказ возвращаться, но Дубровский отказался и потребовал в ответ выдать ему на суд дерзкого слугу. Троекуров возмутился и отказал, возразив, что своих слуг может судить только он сам.
С этой ссоры и началась их вражда.
Отношение Троекурова к крестьянам
Кирилла Петрович Троекуров был человеком надменным и высокомерным. Крестьяне для него – слуги, чьи чувства и страдания его не волновали. Скопировав поведение своего хозяина, они вели себя также нагло и хамовато, как и сам Троекуров. Они не уважали окружающих, часто воровали лес у ближайшего соседа – Дубровского. Герою доставляло удовольствие чувствовать слабость других людей. Одной из его любимых забав было запирание человека в одной комнате с разъяренным медведем. И уважал он только тех, кто не испугается дикого зверя. Чтобы после смерти Дубровского не попасть в подчинение к Троекурову, который скорее всего будет обращаться с ними хуже, чем с животным, они готовы бежать с Владимиром в леса и заниматься разбойничеством.
***
В образе Кириллы Петровича Троекурова читатель видит высокомерного и жестокого человека, самодура и домашнего тирана. Поэтому совсем нетрудно догадаться, как данный персонаж относился к крестьянам. Проблемы и переживания крепостных абсолютно не волновали Троекурова, ведь для него они представляли рабов. По мнению Кирилла Петровича, их предназначением является усердное служение своему барину. Троекуров считал, что крепостные должны до потери пульса работать на своего хозяина и слушаться его беспрекословно. Он вполне мог пошутить даже над гостями, выпустив на них медведя, не говоря уже о крепостных. Автор даже намекает на то, что Троекуров имел многочисленные романы с женским населением деревни. Вокруг было много детей, похожих на него. Понятно, что никакого разрешения у девушек он не спрашивал.
В ответ Троекуров получал такое же отношение со стороны крестьян. Читатель замечает, каким наглым и хамским было их поведение. Они не уважали барина, но боялись его. Кроме того, крестьяне подсознательно брали пример с хозяина. Они смело шли на воровство у Андрея Гавриловича, потому что знали, что смогут избежать наказания.
Понятно, почему крестьяне Дубровского были готовы даже убежать в лес, чтобы не доставаться Троекурову. Их пугала перспектива оказаться под железной пятой жестокого барина.
В повести «Дубровский» Пушкин изображает два типа дворян. Они, по большому счету, являются воплощением добра и зла. С одной стороны, писатель рисует Андрея Гавриловича Дубровского – благородного дворянина. Это образ просвещенного человека. Он образован, умен, честен и благороден. По мысли Пушкина, оттого, что этот герой образован, он обладает лучшими качествами ума и сердца. Со всей уверенностью можно сказать, что это лучший представитель дворянства.
Андрей Гаврилович Дубровский был очень гордым и честным человеком. Превыше всего он ценил свое честное имя и дворянскую честь. Этот герой никогда и ни перед кем не унижался, всегда говорил правду в глаза. Дубровский держал себя на равных и с Кирилой Петровичем Троекуровым, который был гораздо богаче и знатнее его. Со своими крепостными крестьянами Дубровский обходился строго, но справедливо. Их он считал такими же людьми, как и дворян.
Рядом с Дубровским Пушкин изображает Троекурова. Он богат, но необразован. Этот герой недостоин звания дворянина, поэтому писатель говорит о нем, как о «русском барине». Тем самым он подчеркивает, что таких троекуровых в России было много.
Этот герой был надменным, грубым и жестоким: «В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума».
Кирила Петрович необразован. Отсюда – все его пороки. Обжорство, пьянство, жестокость, самодурство – вот неполный список качеств этого героя: «Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе».
Этот «старинный русской барин» был очень богат, поэтому он считал, что может издеваться над другими людьми. Кирила Петрович Троекуров мучил не только своих крестьян: «В одном из флигелей его дома жили 16 горничных, занимаясь рукоделиями, свойственными их полу. Окны во флигеле были загорожены деревянною решеткою; двери запирались замками, от коих ключи хранились у Кирила Петровича. Молодые затворницы, в положеные часы, сходили в сад и прогуливались под надзором двух старух».
Троекуров жестоко насмехался и над своими соседями и гостями. Так, например, всей округе была известна его забава с медведем. Нового человека в своем окружении этот барин пугал диким зверем.
Для чего же Пушкин изображает Дубровского-старшего и Троекурова столь разными? Андрей Гаврилович Дубровский – положительный герой, Кирилла Петрович Троекуров – отрицательный. Я думаю, что с помощью этих образов писатель показывает свой идеал дворянина. Он должен обладать благородством, гордостью, чувством собственного достоинства. Пушкин восхищается тем, что в молодости Дубровский отказался от помощи своего влиятельного и богатого друга Троекурова. Он не захотел вернуть свое состояние таким путем, не захотел потерять своей свободы: «Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выдти в отставку и поселиться в остальной своей деревне. Кирила Петрович, узнав о том, предлагал ему свое покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим».
И позже, когда между ним и Кирилой Петровичем произошла серьезная ссора, герой превыше всего ставил свое честное имя и человеческое достоинство. В результате Дубровский потерял все. Но он никогда не жалел о своем выборе.
По мнению Пушкина, дворянин должен быть образованным и просвещенным. Такого человека не может испортить ни власть, ни деньги. Но это – лишь идеал писателя. Он показывает, что за такими, как Дубровские, будущее страны.
В реальности же Пушкин видел засилье троекуровых. Самовлюбленных и развращенных властью деспотов, которые не могут принести пользу не только России, но и своим близким. Ради своей прихоти, своей воли такие люди готовы сломать чужую судьбу и даже жизнь. Троекуров насильно выдает замуж свою дочь за старого, но очень богатого князя: «Бедная девушка упала ему в ноги и зарыдала. – Папинька. папинька. – говорила она в слезах, и голос ее замирал. Кирила Петрович спешил ее благословить – ее подняли и почти понесли в карету».
Почему же Пушкин рисует поражение Дубровского-старшего и торжество Троекурова? Андрей Гаврилович умирает, потеряв свою Кистеневку. Троекуров получает эту деревню в свои владения. Он осознает, что в своих владениях он бог и царь, и никто ему не указ.
Мне кажется, Пушкин думал, что троекуровы непобедимы, по крайней мере, пока. В России их великое множество, они – огромная сила. Дубровских по сравнению с ними ничтожно мало. Но, несмотря ни на что, будущее России, по мнению писателя, только за просвещенными дворянами. Такими, как Андрей Гаврилович Дубровский.
Таким образом, изображая два типа русского дворянства, две помещичьи семьи, Пушкин выражает свое отношение к проблеме добра и зла, к проблеме существования их в современной ему России.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Пушкин А.С. / Дубровский / Добро и зло в романе А.С. Пушкина «Дубровский»
Смотрите также по произведению “Дубровский”:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Внимание, только СЕГОДНЯ!