Придумайте рассказ по сюжету картины кима ольдаева 5 класс кратко

Обновлено: 10.01.2023

Преддверие Нового года в СССР, 1943 год. К узловым станциям грузовики партия за партией подвозят перепуганных людей с узлами и чемоданами, в которые наспех уложены личные вещи. Конвоиры с оружием подгоняют растерянную толпу, в основном женщин с детьми и стариков, к эшелонам. Каждый вагон заполняет 40-50 человек, плохо понимающих, куда и зачем они едут. Накануне всем им объявили, что за помощь оккупантам и саботаж их народ подлежит переселению, а республика ликвидируется. Эшелоны быстро формируются, тут же отправляются за Урал и никакие мольбы не изменят решение Сталина: калмыки – предатели, а значит должны понести наказание. Но заслужил ли целый народ подобного отношения?

Первое национальное образование в составе РСФСР калмыки получили еще в 1920 году благодаря усилиям Владимира Ленина. В 1935 году Калмыцкая автономная область, как была названа территориальная единица, была преобразована в Калмыцкую Автономную Советскую Социалистическую Республику со столицей в Элисте.

С началом Великой Отечественной войны множество калмыков оказалось в действующей армии, кроме того, на территории республики началось формирование 110-й кавалерийской дивизии. И хоть дивизия в боях проявила себя как неустойчивая, множество калмыцких солдат и командиров храбро проявили себя на фронтах, действовали в партизанских отрядах и подполье. Девять калмыков было удостоено звания Героя Советского Союза, двое из них закончили войну в генеральских званиях.

Война пришла на калмыцкую землю после провала наступления на Харьков: летом 1942 года оказалась оккупирована большая часть Калмыцкой АССР, 12 августа пала Элиста. Стекавшиеся на территорию республики дезертиры-красноармейцы образовывали банды, часть из них стала примыкать к отрядам вспомогательной полиции. Другие местные жители, недовольные политикой коллективизации, шли на службу в оккупационную администрацию. Но доля калмыков, избравших путь предательства, оказалась небольшой и оценивается приблизительно в 5-7 тысяч человек.

С разгромом немецких войск и их союзников под Сталинградом Калмыцкая АССР была освобождена от оккупантов, но вооруженные банды и не покинувшие родину бойцы вспомогательной полиции некоторое время продолжали оказывать сопротивление. В течение 1943 года большая их часть сдалась властям, остальные были уничтожены в ходе оперативных мероприятий. Но деятельность отдельных предателей из числа калмыков была спроецирована советским руководством на весь народ, что после выравнивания положения на фронте подтолкнуло их на разработку операции по переселению местных жителей в отдаленные районы страны.

Грядущее переселение было не первым опытом советских властей по изгнанию представителей отдельных народов с насиженных мест. В самом начале войны были депортированы тысячи советских немцев, заподозренных в возможных диверсиях против Красной армии. Подобные обвинения строились лишь на догадках, но к маю 1942 года почти миллион немцев оказался выселен в районы Сибири, Казахстана, Алтая, а Автономная республика немцев Поволжья была ликвидирована. В ноябре 1943 года была предпринята операция по депортации 68 тысяч карачаевцев, следующими на очереди оказались калмыки.

Начало переселению было положено указом Президиума Верховного совета СССР от 27 декабря 1943 года. Особое место в нем было отведено описанию измены калмыков:

Многие калмыки изменили Родине, вступали в организованные немцами воинские отряды для борьбы против Красной Армии, предавали немцам честных советских граждан, захватывали и передавали немцам эвакуированный из Ростовской области и Украины колхозный скот…

Руководителем операции непосредственно в Калмыцкой АССР был назначен заместитель наркома внутренних дел Василий Чернышев. Ему было придано порядка 4 тысяч человек, выделенных из личного состава внутренних войск НКВД, оперативных работников различных регионов страны, а также направленных с курсов усовершенствования войск НКВД и высших школ НКВД. Кроме того, для осуществления доставки людей к сборным пунктам было выделено 1355 грузовых автомобилей. Стоит напомнить, что в этот период продолжались боевые действия против оккупантов на территории СССР, при этом на выполнении операции была задействована 1/3 дивизии, а также огромное количество техники и железнодорожных составов, так необходимых фронту.

По большей части операция проходила без эксцессов, но отдельные сотрудники НКВД проявляли свое бесчеловечное отношение к калмыкам. Жертвы депортации позже вспоминали о случаях мародерства и о том, как офицеры не позволяли им взять теплые вещи и выгоняли на улицу без верхней одежды. Без денег и пищи была выселена со своего хутора семья Лиджи Цеденова. Житель села Чапур Б. Тугульчиев так описывал первый день переселения:

Подняв нас всех с постели, [военные] начали кричать на отца и мать, чтобы скорее нас, детей, одели и вывели на улицу. Не дав возможности собрать вещи, погнали нас, как скот, к сборному пункту.

Заполненные эшелоны уходили на Восток. В пути людям должны были обеспечивать питание во время остановок на крупных станциях, на что начальникам эшелонов выделяли деньги, но выполнялось это не всегда. Истощенные и изнуренные холодом люди погибали, во время стоянок их хоронили в ближайших лесах. Из-за загруженности линий эшелоны нередко простаивали в лесу по 2-3 дня, обрекая людей на голод. В это время их охраняли несколько десятков сытых конвоиров.

Но даже прибытие в конечный пункт не стало отдушиной для изнуренных людей. Пиломатериалы, гвозди и стекла, выделение которых подразумевало постановление №1432/425, выделялись далеко не всегда, что неудивительно в условиях войны. Поэтому смерть продолжала косить калмыков в местах нового места жительства.

Всего за первый этап депортации было выселено 93 тысячи калмыков, за второй и третий – 2,5 и 1 тысяча соответственно. Репрессии не обошли и военнослужащих-калмыков, в основе своей они были отозваны с фронтов и направлены в отдаленные военные округа. Депортации не избежал даже Герой Советского Союза Бембя Хечиев: его уже после окончания войны выслали на Алтай, где он трагически погиб в 1954 году, так и не дождавшись реабилитации.

28 декабря до сих пор считается у калмыков трагической датой. В этот день в республике Калмыкия ежегодно проводятся траурные мероприятия, напоминающие о том, как по воле власти целый народ стал жертвой коллективной ответственности и какие испытания ему пришлось пройти, прежде чем вновь обрести свой дом. И хоть на официальном уровне действия Сталина были осуждены еще в эпоху СССР, а переселение калмыков признано актом геноцида, в настоящее время эти события приданы забвению и далеко не все граждане нашей страны знают, сколько горя испытали народы Советского Союза от тех, кто должен был их защищать.

Молодой парень Деликов Эрдни Теледжиевич из Калмыкии оказался на войне в самом начале. Невысокий, но крепкий и смышленый парень получил направление в школу младших командиров. Учился он азартно. Очень.

Молодой парень Деликов Эрдни Теледжиевич из Калмыкии оказался на войне в самом начале. Невысокий, но крепкий и смышленый парень получил направление в школу младших командиров. Учился он азартно. Очень хотел быстрее на фронт.

Они все, курсанты тех лет, хотели быстрее научиться воевать, чтобы уехать на фронт. В мае 1942 года он наконец уезжает на фронт. Эрдни стремился попасть к своим землякам-калмыкам, в кавалерийскую дивизию.

Калмыки никогда не отступают!

21 июля 1942 года, Эрдни, старший расчета ПТР, находился на переправе на реке Дон. Его расчет старался обеспечить безопасную эвакуацию жителей с хутора Пухляковского, неподалеку от Ростова. Необходимо было задержать немцев, чтобы люди, скот и войска успели уйти в безопасное место.

А немцы стремительно наступали. В бою у переправы Деликов подбил три броневика и четыре автомашины с фашистами. Самолеты гитлеровской авиации бомбили переправу, расстреливая мирное население.

Имя его стало путеводной звездой в кавалерийской дивизии калмыков. Он только начал жить. Он пошел на войну, чтобы защитить свою и твою жизнь, читатель. Он много чего мог бы сделать в этой жизни. Больше всего на свете он любил калмыцкую степь. Но война…

Указ Президиума Верховного совета СССР гласил, что за образцовое исполнение приказов и спасение мирных жителей от гитлеровцев, Деликов Эрдни Теледжиевич награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина.

Калмыки никогда не отступают!

Его помнят в родной степи Калмыкии. Имя его на улицах сел и городов. У переправы, где погиб молодой калмык, сегодня стоит школа. На ее стене мемориальная доска с именем Эрдни Деликова.

В Космосе плывет малая планета его имени. Эрдни Деликов — первый Герой Советского Союза среди калмыков. Его земляки стояли насмерть плечом к плечу с русскими, узбеками, украинцами, башкирами, латышами, армянами и другими национальностями защищая Родину.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная, чтение художественной литературы.

Цель: воспитывать у детей патриотические чувства – любовь к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны средствами приобщения к произведениям искусства.

— Проведение анализа музыкальных, литературных и живописных произведений.

— Создание многоплановой композиции по теме с использованием характерных признаков окружающих предметов.

— Развитие умения использовать в рисунке цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картин художников, пособий о Великой Отечественной войне; заучивание стихов, песен, слушание рассказов, песен военных лет, посещение районного мемориала, создание рисунков и поделок на военную тематику; встреча с ветеранами.

Словарная работа: День Победы, Родина, Великая Отечественная война, плакат, картина, Герой Советского Союза.

Ход НОД

Музыкальный руководитель: Дорогие ребята! Совсем скоро, 9 Мая, вся наша страна будет отмечать славный праздник – День Победы. 69 лет прошло с того дня, как наша Армия и наш народ победили фашистскую Германию. Каждый год мы отмечаем этот великий праздник.

И мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Всем нашим защитникам, сегодняшним ветеранам и тем, кого с нами нет, мы обязаны тем, что живем сейчас под мирным, чистым небом. Вечная им слава!

Саша: Я знаю от папы, я знаю от деда:

Девятого мая пришла к нам Победа!

Победного дня весь народ ожидал,

Тот день самым радостным праздником стал!

Энкира: Отстоял народ Отчизну,

Шел отважно в грозный бой,

Не жалели люди жизни

Для Отчизны дорогой!

Мазан: Принесли отцы и деды

Счастье людям всей земли,

Славим в светлый День Победы

Всех, кто в бой великий шли!

Айса: Когда приходит День Победы,

Цветут сады, цветут поля.

Когда приходит День Победы –

Весною дышит вся земля!

Санджи: Когда приходит День Победы,

То раньше солнышко встает.

И как одна семья большая,

Идет в колоннах наш народ!

Байса: Когда приходит День Победы,

Звучат и музыка, и смех,

И, поздравленья принимая,

Мы поздравляем всех!

Каждый год 9 Мая на главной площади нашей страны – Красной площади – проходит военный парад. Проезжает военная техника, проходят маршем нынешние солдаты и курсанты военных училищ, но самые главные на этом празднике – ветераны, люди, выжившие и победившие в той страшной войне. На их груди сияет множество орденов и медалей за их мужество и смелость, за героизм и отвагу. Ветераны надевают ордена и медали, встречаются у памятников погибшим, рассказывают о том, как воевали.

Миша: Трубы поют!

Дарина: Барабаны гремят!

Вместе: Наш детский сад начинает парад!

Дети выполняют перестроение с цветами и флажками

Уже давней историей стала,

А никак не отпустит

Тревожную память бойца.

От фугасок и мин

Мы очистили наши кварталы,

Но какой же сапер

Разминирует наши сердца!

Воспитательпо изо: Наша беседа, ребята, посвящена мужественным и суровым дням Великой Отечественной войны, тем страшным годам, когда гитлеровские армии, охваченные диким стремлением поработить народы всего земного шара, решили превратить его в единое фашистское государство. Мужество наших людей, готовность до последней капли крови защищать свою Родину, нашли отражение во многих художественных произведениях. Велика сила искусства, объединяющая миллионы и в радости, и в скорби. Война началась внезапно, но уже буквально на следующий день появились на стенах домов у призывных пунктов, на эшелонах появились первые плакаты художников Кукрыниксов.

-Ребята, какие вы знаете популярные работы этих лет?

Дети называют и показывают работы – плакаты:

-Да. Плакат вызывал у каждого бойца на фронте и у любого патриота в тылу чувство сердечной боли и глубокого возмущения против страшного, коварного врага.

Десятки тысяч сыновей и дочерей Калмыкии самоотверженно боролись с фашистскими захватчиками на фронтах Великой Отечественной войны, в партизанских отрядах, рядах антифашистского сопротивления.

Имея численное превосходство более чем в 10 раз, каратели полицаи окружили партизан. Десятерых фашистов уничтожила в том бою метким огнем Тамара, одиннадцатому ударом приклада размозжила голову. Отряд командира Яковлева мужественно до последней капли крови сражался с фашистами, но силы были не равны: партизаны геройски погибли. Тамару Хахлынову посмертно наградили орденом Отечественной войны первой степени.

Воспитатель по изо: Героизму и мужеству наших бойцов не было предела, поэтому победа над фашизмом была неизбежна.

-Дети, когда наступил День Победы? (9 мая 1945 года)

-Правильно, ребята, День Победы впервые праздновался 9 мая 1945 года. Вместе с нами этот праздник всегда будут отмечать миллионы людей во всем мире, кто ценит свободу, в чьей памяти никогда не сотрется чувство сопереживания, гордости, почитания великого подвига народа в Великой Отечественной войне.

-Сегодня я предлагаю вам сделать нашим ветеранам подарок – нарисовать сюжеты о войне и мире. С помощью языка красок создайте интересные, яркие работы.

Воспитатель: — Работы очень хорошие, вы постарались! Расскажите, что вы нарисовали.

Педагог выслушивает рассказы 2-3 детей, а всем остальным предлагает рассказать дома родителям о том, что они нарисовали, и попросить родителей записать их рассказы. И после того как будет организована выставка, экскурсовод сможет рассказать о каждой картине.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Герои Советского Союза- донбассцы

Наше прошлое и будущее навсегда связаны между собой невидимой нитью памяти, которая излучает, дарит могучую жизненную энергию людям для сохранения прошлого, ради будущего.

Благодаря ее Величеству Памяти, мы помним события тех страшных лет – 1941-1945 годов.

Война. Это самое страшное, что может случиться в жизни государства и каждого из нас. Именно она стала виной многому, а особенно убийствам и смертям. В той страшной войне погибло очень много людей : несовершеннолетние юноши и девушки, дети… Многих она разъединила с семьями; забирали на фронт всех: от мала до велика. На глазах у людей виднелись слезы…

На войне каждый думает о себе, о своем отряде и о семье. Бывали такие случаи и моменты, когда от тебя и от твоего решения зависит ситуация, будущее и жизнь одного или нескольких людей. Ты рискуешь всем ради кого-то или чего-то, но, потеряв при этом многое, можешь просто наблюдать за накалившейся ситуацией. Такие случаи называют подвигами или героическими поступками. Ведь пожертвовать и рискнуть всем — могут только настоящие герои.

Прошло много лет, но память о тех событиях живет в каждой семье.

Я вспоминаю один из ярких примеров Героического подвига Николая Пантелеевича Крыжкова, которого в знойное лето 1942 года из Донбасса, вместе с другими детдомовскими ребятишками везли к Волге. Немецкие самолеты коршунами бросались на движущиеся повозки с людьми. После очередной бомбежки машины с ребятишками оказались разбитыми, воспитатели погибли, а оставшиеся в живых детдомовцы разбрелись кто куда.

Уже глубокой осенью того же года к обедавшим воинам 1095-го артполка подошел маленький, истощенный, весь оборванный и грязный паренек. Солдаты накормили его, отогрели. Настало время расставаться, а маленький оборвыш со слезами на глазах просил новых знакомых не бросать сироту.

Несколько раз пытались его определить в детский дом, но Коля каждый раз, грязный, исхудавший, возвращался в свою батарею. Так и оставался паренек до конца войны сыном полка, делил суровую фронтовую жизнь с добрыми, заботливыми артиллеристами.

В нынешнее время мы вспоминаем добрыми словами, восхищаемся и благодарим тех, кто совершал подвиги ради нашего счастливого будущего.

Именно память подталкивает нас, вдохновляет на достижение жизненных целей.

Читайте также:

      

  • Уход за больным сочинение огэ
  •   

  • Родной язык как ты прекрасен сочинение
  •   

  • Коул спроус сочинение на английском
  •   

  • What makes a good house сочинение
  •   

  • Крапива аствацатуров итоговое сочинение

Герои Советского Союза. Эрдни Теледжиевич Деликов

4 года назад · 2717 просмотров

Продолжаю рассказ о малоизвестных Героях Великой Отечественной Войны

Герои Советского Союза. Эрдни Теледжиевич Деликов

Эрдни́ Тельджи́евич Де́ликов (калм. Делкән Эрднь; 9 [22] ноября 1914, Ики-Заргакин, Астраханская губерния — 1942, хутор Пухляковский, Ростовская область) — Герой Советского Союза, первый калмык, удостоенный звания Героя Советского Союза.

Герои Советского Союза. Эрдни Теледжиевич Деликов

В середине июля 1942 года Эрдни Деликов командовал расчётом противотанкового орудия, которому было поручено оборонять переправу через реку Дон возле хутора Пухляковского, Ростовская область. В течение шести суток расчёт оборонял вверенный участок. 21 июля во время боя Эрдни Деликов огнём противотанкового орудия уничтожил три немецких броневика, после чего противник усилил атаку. В ответ на эту атаку Эрдни Деликов огневыми выстрелами уничтожил три грузовых автомашины с 60-ю немецкими автоматчиками. В этом же бою он был смертельно ранен.

Предположительно Э. Т. Деликов похоронен недалеко от станицы Раздорская Усть-Донецкого района (ранее — Константиновского) Ростовской области.

Герои Советского Союза. Эрдни Теледжиевич Деликов

Награды
Золотая Звезда — награждён посмертно 31 марта 1943 года Президиумом Верховного Совета СССР за храбрость и стойкость в бою;
орден Ленина.

Герои Советского Союза. Эрдни Теледжиевич Деликов

Память
В 1982 году в селе Салын-Тугтун был основан музей, посвящённый Эрдни Деликову.
В 1982 году малой планете № 2113 было присвоено имя Эрдни в честь Эрдни Деликова.
Именем Героя названы улицы в Элисте и в селе Садовое Сарпинского района.
Одно их сельскохозяйственных предприятий Калмыкии носит его имя.
Также его именем названа школа в станице Раздорская Усть-Донецкого района.
Существовало звание «Лауреат премии комсомола Калмыкии имени Эрдени Деликова».
В Элисте на Аллее Героев находится барельеф Эрдни Деликова.

Похожие вопросы:

1.младшая русалочка 2.старшие сёстры 3.парусный   корабль 4.прекрасный   принц 5.день   рождения 6.влюблённая   русалочка 7.молодая   жена  …Подробнее

ответов: 3

в радости знай меру, в беде не теряй веру. в этой пословице говорится что если человек в радости то радость может уйти если не знать меру. а если человек в беде то он не сможет убе…Подробнее

ответов: 3

все человечество любить намного проще, чем одного конкретного человека. любить человека — это значит принимать его таким, как он есть, со всеми его недостатками и достоинствами и н…Подробнее

ответов: 4

генрік ібсен — драматург 19 сторіччя. наскільки апм»ятаю, він автор «лялькового будинку», у цьому творі вперше розкрилися поняття проблем особистості, а не і поняття віри, світу, і…Подробнее

ответов: 3

во-первых, олицетворение: шум идет-гудет; ветер качнет, поднимет ; зима ревет; сады шумят; весна подкралася ; лепечут песню липы и березы; шумит   сравнение: пыль, как…Подробнее

ответов: 4

миасс это город. в нем есть ильменский заповедник.он красивый. я люблю этот город. я там был и мне там понравилось. там я видел много памятников,горы, мы ехали туда я ждал не до…Подробнее

ответов: 3

к примеру вот: безграничная степь.степь и ее безкрайние просторы.необычайна,красива степь,когда кругом широкие просторы и из под земли прорывается ковыль.ветер щекочет это еще мол…Подробнее

ответов: 2

да, нужна .сатира беспощадно высмеивает человеческие недостатки и пороки .сатира смеётся над шарлатанством,лжецами и обманщиками,  над отрицательными качествами людей, …Подробнее

ответов: 3

неумение хранить тайны своих друзей приводит к тому, что друзей теряешь навсегда. мальчик алеша (кажется так звали героя) рассказал о черной курице и жителях подземелья, под страхо…Подробнее

ответов: 2

наиболее сильное впечатление на меня произвела сцена, когда царь приговаривал купца к казни, и тут же ему обещал, что его жене, детям и братьям подарит богатства, земли за смерть и…Подробнее

ответов: 2

1. звери строили себе дом. заяц позвал всех и сказал: — я сложил из кирпича стенку. здесь будет окно, но надо сверху положить эту тяжёлую бетонную плиту, ! = хи! — сказала лиса….Подробнее

ответов: 3

природа — о как она душевна. все живые существа, связаны с природой. ведь именно ей мы дышим этим воздухом, мы живём на этой планете. некоторые люди, мидецируя, напрочь сливаються…Подробнее

ответов: 2

МКОУ «Многопрофильная гимназия г. Лагани»

Республика Калмыкия

                       Родная степь

                        на картинах

           калмыцких художников

                                            
                                   автор: Сарангова Байрта – 10 кл.

                                                                      
         МПГ г. Лагани, Калмыкия.

                                     
                                          н.р.: Очирова З. М. – учитель МХК,

                                      
                                         почётный работник общего

                                                                   
            образования РФ,

                                                  
                             заслуженный учитель РК.

                                                   
Лагань — 2017 г.

                                                      
Оглавление

                                                                                                                     
стр.

Введение  _________________________________________________ 
3–4

Глава I 
«…И друг степей калмык!»

Глава I.
1  «Степь – душа моя…»____________________________ 
4-6

Глава I.2Национальный
музей Калмыкии – хранитель

культурного и природного наследия этноса. _________________   
6-8

Глава II.
Степной пейзаж в картинах калмыцких художников как
образец этического отношения к природе___________________________   
8-12      

Заключение
______________________________________________  
12

 Список
использованной литературы

                                                             
     
Душа калмыка – необузданный конь.

                                                                   Душа калмыка – степной простор. 

                                                                    В горячем сердце пылает огонь,

                                                                    И карих очей упрямен взор…. 

                                                                
              «Калмык» — Б. Чимидова

  
                                                Введение

      
  Наступивший 2017 год объявлен в России годом экологии. Из документа,
подписанного президентом, можно понять, что это мероприятие внедряется для
привлечения внимания общества к проблемам экологии. Понятно, что в самосознании
каждого народа нашей страны выстроен свой взгляд на мир,
определяющий отношение человека к природе, другим людям, к самому себе. При
этом всё это содержит в себе общие черты сохранения окружающей среды, вобравшей
в себя всё многообразие меняющегося мира.

      
 Природа и культура — понятия взаимосвязанные. Чаще всего культурное наследие
народа передает из поколения в поколение информацию о необходимости сохранения
природного богатства своей Родины. И живопись, являясь одним из основных видов
искусства, стало формой запечатления природы этносом. По произведениям живописи
мы можем представить и постичь жизнь, быт наших предков, их отношение к
природе, окружающей среде. Такие картины обычно вызывают живой интерес и
искреннее желание сохранять культурное наследие своего народа. Таким образом,
через произведения искусства мы видим взаимосвязь природы и культуры этноса,
его бережное отношение к природе и сохранение нравственных ценностей человека.

       
Поэтому целью данного исследования было воспитание
ценностного отношения к природе через живописные полотна калмыцких художников.

       
Чтобы достичь этой цели решались следующие задачи:

·       
изучение пейзажной живописи Калмыкии

·       
реферативный обзор своеобразия степного
пейзажа в работах калмыцких художников

·       
способствовать развитию своих исследовательских навыков

        Объектом нашего
исследования
явились картины калмыцких художников, где степной
пейзаж является основой сюжета. Это работы   Кима Ольдаева, Александра Поваева,
Мергена Мошулдаева, Владимира Ошланова, Ирины Надбитовой. Выбор картин не
случаен, так как авторы этих картин являются истинными проводниками
национальной идеи, народной мудрости.

                На всей территории
России каждый этнос имеет свой символ: лес — живой символ жителей средней
полосы России, тундра — жителей Крайнего Севера, озеро Байкал — священное место
для бурят, и этот список будет очень длинным. Я же решила обратить внимание
одноклассников и жителей моего города, на тот факт, каким богатством мы
обладаем и, как часто это бывает, порой не дорожим. Степь… Степь – это душа
калмыка. Таким образом, я выбрала данную тему для своего исследования, которую
мы назвали «Родная степь на картинах калмыцких художников».

Глава I.
 «…И друг степей калмык!»

I.1.
«Степь – душа калмыка».

      Это выражение я слышала и
раньше, но никогда не вникала в его смысл. Но совсем недавно я с группой
сверстников ездила в Крым. Мы любовались архитектурными ансамблями, красотой
пышной зелени окружающей среды, и три недели жили в детском лагере «Прометей» в
5 км. от г. Евпатория. Он находится на берегу Черного моря. Мы днём и вечером почти
каждый день ходили на море, где можно было посетить водные аттракционы и купить
мороженое на любой вкус. Для нас это было весело, но в последние дни стали
скучать. Отчего это, никто не мог объяснить. И лишь потом всё стало понятно…
Мы возвращались с отдыха. Самолет удачно приземлился в аэропорту, и все с шумом
поздравляли друг друга с возвращением на родную землю. Вдруг в какой – то миг,
когда уже наш автобус мчался по степной дороге, мы замолчали и уткнулись в окна
— никто ничего не говорил. Такая тишина стояла довольно долго: кто-то глубоко
вздыхал, кто — то проронил слезу, кто-то молча смотрел вдаль.  И вдруг я
поняла, почему буйная зелень, высокие густые деревья нам быстро надоели, потому
что это была не наша среда. Нам не хватало простора, нам не хватало родной
степи.  Эта встреча со знакомым с детства природным окружением показала, что
для нас степь – это что–то очень родное и неотделимое от нашей души.  Без неё
мы чувствуем себя одинокими.

   Степь окружает калмыка с детства.
С детства ощущаешь этот
слегка горьковатый запах
полыни…. Куда ни глянь, везде бескрайние просторы степи. И становится понятно,
почему
в начале XVII столетия калмыки перекочевали именно в
эти края из далекой Джунгарии. Там они чувствовали единение с окружающей
средой, пережив и расцвет ойратского государства, становление и падение
Джунгарского ханства. Бескрайние степи, многочисленные тучные стада лошадей и
овец – калмыцкий народ нашел в приволжских степях себе то, чего не было в их
прошлой жизни. Так, глядя на степь, невольно обращаешься в глубокие давние
времена своих предков.

        Для приезжего степь кажется
унылой и скучной. Для городских жителей может быть так оно и есть, но только не
для тех, кто родился и вырос в  Калмыкии. Выйдешь в степь, и глаз не
нарадуется!  Словно самой природой она создана была для того, чтобы по её просторам
гуляли табуны лошадей и мирно паслись стада овец. А как расцветает степь
весной! Такого буйства цветов и красок больше не встретишь нигде. Степные
пейзажи отличаются от любых других видов природы.  На первый взгляд они
окажутся однообразными, но если пристальней приглядеться и почувствовать эту
красоту, то сразу же становятся заметны все прелести и необычности степных
пейзажей. Поэтому не случайно наши художники обращаются к теме степи, чтобы
показать быт калмыцкого народа, культуру и раскрыть его душу.

Только побывав в степных краях можно  в полной мере осознать, что здесь живут
сильные духом люди, ведь им приходится рассчитывать только на себя: нет ни
укрытий за горами, ни защиты от метелей и пурги  за деревьями — они один на
один со стихиями природы.

Собирая
материал для исследования, я беседовала с родственниками и друзьями об их
отношении к родному краю, степи. Хочу поместить в своей работе их высказывания.

Сарангов Сергей, 23 лет: «Уже 5 лет
живу вдали от родного края. И каждый раз, возвращаясь домой, с особым
наслаждением вдыхаю знакомые с детства степные запахи ковыля. Вдали от своей
малой родины ещё и ещё раз понимаю насколько мне дорого всё, что связывает меня
с Калмыкией».

Моей бабушке Анне Бадма-Убушаевне 78
лет. Она вспоминает, что в  Сибири, можно было пережить и голод, и холод, но 
отсутствие степи, родного пейзажа подрывало изнутри жизненную силу и стойкость
духа народа. Возвращаясь из ссылки, наши дедушки и бабушки выходили в степь, и
молча, всей грудью дышали воздухом степи, целовали землю. Теперь я стала
понимать такие выражения как «взаимосвязь этноса и окружающей среды». Степь,
как отдушина, как свежий глоток воздуха, поила как родник, помогала в тяжёлых
условиях в первые годы после депортации.

 Глава I.2.
Национальный музей Калмыкии – хранитель культурного и природного наследия
этноса

      
БУ РК «Национальный музей РК имени Н.Н. Пальмова» был основан 25 марта 1921
года и является единственным музеем, где наиболее полно представлена история,
культура и искусство калмыцкого народа. Усилиями организаторов музея Н. Пальмовым
и П. Рыковым собраны богатейшие археологические и этнографические материалы,
которые легли в основу первых коллекций. В экспозиционных залах подробно
представлены предметы буддийского культа и старокалмыцкого искусства, а также
современное изобразительное искусство нашей республики. 

       
По рассказам моих одноклассников, побывавших в залах этого музея, кому–то
интересней зал, где представлены флора и фауна нашего края, кому-то интересна
тема буддизма, кто-то с восторгом рассказывает об истории ойрат-калмыков,
представленной в другом зале. Я же была восхищена экспозицией современного
изобразительного искусства.

  Степь стала постоянным объектом описания
наших писателей и художников. Каждый видит в ней своё. Да так оно, видимо, и
должно быть. Ведь без степи невозможно представить жизнь и культуру калмыцкого
народа.
Образ степи,
олицетворяющий приобщение к многовековой истории, становится сквозным в творчестве многих художников.

   На уроках МХК мы часто работаем с
репродукциями полотен. Но по-другому я на них взглянула, когда увидела
подлинники. Посещение Национального музея залов музея я запомню надолго.

 
Меня очень поразил внешний вид этого величественного здания — стильный,
красивый. Затем я поймала себя на мысли о том, что оригиналы давно известных
художественных произведений мне показались такими родными и близкими, словно
встретилась я с прошлым и настоящим Калмыкии, со своими предками. Энергетика
этих и других полотен меня потрясла. Трудно передать ощущения и все эмоции в
душе, когда ты стоишь перед оригиналом картины.

      Теперь я знаю об
этом музее очень много. Сколько сил и умения вкладывают работники музея в дело
сохранения культуры, этноса и природных богатств. Как часто со своими
передвижными выставками они бывают во всех районах нашей республики, а также за
её пределами.

      В 2013 году Национальный музей Республики
Калмыкия им. Н. Н. Пальмова инициировал проект «Арт-экспресс». В 2016 году межрегиональная
передвижная художественная выставка прошла в городах Поволжья /Самара,
Ульяновск, Казань и др./под названием «Волжский арт-экспресс».
Представительная
по составу выставка дала возможность показать свое мастерство как молодым
художникам, так и уже зрелым, сложившимся мастерам. Она порадовала
разнообразием и яркостью индивидуальностей, художественных манер, богатством
общей цветовой палитры, смелостью фантазии и творческого поиска.

        Данный смотр
творческих сил позволил увидеть объемную картину современной творческой жизни,
проследить основные тенденции развития изобразительного искусства Калмыкии, дал
новый импульс созидательному потенциалу и плодотворному взаимообогащению
культур.

       Свое мастерство
продемонстрировали 35 мастеров из Калмыкии — в экспозиции было представлено 265
произведений, среди которых работы таких признанных мастеров калмыцкой живописи,
как Эледжиев Н. Я., Поваев А. М., Адучиев Ц. М., Ботиев С. К., Дорджиев В. И. и
других, не менее известных художников Калмыкии. Современное искусство Калмыкии
развивается в рамках течений и тенденций российского и мирового искусства. На
фоне всеобщей глобализации, коснувшейся и искусства, художники выступают за
сохранение национального своеобразия. Проект осуществляется при поддержке
Министерства культуры Российской Федерации в рамках реализации ФЦП «Культура
России 2013-2018».

    
Глава
II. —
Степной пейзаж в картинах калмыцких художников как образец этического
отношения к природе.

           Мерген Викторович
Мошулдаев полюбил живопись ещё в детстве. Он до сих пор вспоминает тот момент,
когда мама привела его в художественную школу, тогда ему было 7 лет. Сегодня М.
Мошулдаев – автор более 90 картин разного жанра, он активно участвует во
всероссийских и республиканских выставках, член Союза художников России.
Пейзажная зарисовка «Одинокое дерево» говорит о большой любви художника к природе
родного края. Кажется, что мы воочию прикасаемся к первозданной и естественной
красоте калмыцкой степи. Художник изображает бесконечное и вечное….

Картина «Апрель в степи» потрясает буйством
красок. Ярким ковром стелется степь, ее густая зелень с красными
головками тюльпанов пронизана мягким солнечным светом. Орел, парящий над
степью, — символ власти, он, как хозяин следит за своими владениями.

          Часто
художник обращается к прошлому своего народа, осознавая по-новому нынешнюю
действительность. В исторических полотнах изображение степи –необходимый
атрибут, будь то «Встреча Аюки-хана с Петром
I»
или картина «Кочевники. Раскуривая трубку…»

     
Имя калмыцкого художника Александра Михайловича Поваева далеко известно за
пределами республики. Он окончил Ростовское художественное училище им. М.Б.
Грекова. А. М. Поваев является народным художником Республики Калмыкия,
награжден Серебряной медалью Академии художеств России, является членом Союза
художников России.  В его произведениях царит гармония во всём. За каждым его
полотном стоит серьёзная работа.  Картина художника «Караван» написана в 2015 году.
Это современное прочтение прошлого калмыков. Степь пред нами предстает
расстилающимся до горизонта пространством, наполненным мягким золотистым
светом. Эту картину отличает плавный и нежный переход цвета. Художник умело
использует палитру, что передает всю магию цвета. Нежность, присущая картине,
отнюдь не убавляет её стройности композиции – плавные цветовые переходы неба,
погружающиеся в золотые просторы бескрайней степи, неизменно создают цельный
законченный образ. Сюжет не изобилует элементами – лишь небо, степь, пара
кочевников с верблюдами. Но как умело мастер пользуется красками и техникой,
чтобы картина выглядела интересной. На полотне величавая гармония Человека и
Природы, Человека и Родины. И это очень символично, что через наши калмыцкие
степи проходил Великий Шёлковый путь!

    
На картине «Табун» А. Поваев изображает стремительно мчащихся лошадей, как
будто вольный степной ветер ворвался в мастерского художника.

       
«Калмыки издавна являлись кочевым народом, жизнь которого проходила в
неразрывной связи с животными и степью». [5, с.1] Поэтому не случайно в
творчестве каждого калмыцкого художника мы видим изображение коней, верблюдов и
родные просторы степей.

    
 «Образ труженика, человека-хозяина своей судьбы разработан в сюжетах Кима
Ольдаева». [1, с. 14] Автор яркими и сочными красками воссоздал весеннюю степь.
Наверное, именно так, с таким ощущением, воспринимали родную степь калмыки
разных поколений.  Символично название полотна – «Хозяин степи». /Приложение 5/
Степь, для этого уже немолодого калмыка, степь — родной дом. В нем – все покой
и бесконечность: и овцы, пасущие справа, и спешно плывущие облака, и свежесть
первоцветов, и маленький ягненок, робко жмущийся рядом…. И степь, как огромная
Вселенная, не имеющая границ, подтверждает неразрывное единство человека и
природы. Возникает ощущение, что ты знаешь, о чем думает этот умудренный жизнью
чабан; знаешь о его любви к прекрасной привольной земле.

    
В связи с этим хочу поместить некоторые фразы из высказываний моих
одноклассников.

 
   Диана Санджиева — 16 лет: «Когда я впервые увидел это произведение, то
возникло ощущение смятения, а затем — удивления. Как будто с полотна на меня
смотрел мой дед. Он прожил трудную жизнь, и моя память будет хранить его вечно.
Сейчас я понимаю, что это собирательный образ калмыка, но ощущение узнаваемости
поражает. И степь здесь такая родная и близкая, её пышное убранство кажется
сказочным. С тревогой замечаешь, что в нынешней степи уже нет некоторых
растений, изображенных на картине. Люди часто не осознают, что бережное
отношение к природе, это часть нашей общей культуры».

    
Ангира Мацакова – 15 лет: «Для меня степь – это не отвлеченное понятие. Я
считаю, что каждый житель нашей республики должен ценить это богатство.
Бережное отношение к природе окружающей среды должно стать обязанностью для
нас, тех, кто любит свою малую родину».

      Наранова Айса – 15 лет: «На
фоне разноцветия степи более четко вырисовывается умудренное лицо человека,
которого с первого взгляда приятен тебе. Это типический образ калмыцкого
труженика, который смотрит вдаль и призывает нас беречь нашу степную красоту
для потомков».

       В истории каждого народа есть
такие страницы, которые оставляют неизгладимый след в судьбе каждого человека.
Каждая калмыцкая семья пострадала от незаконной высылки 1943 года. На картине
Кима Ольдаева «Возращение» из серии «Пережитое» мы видим тройной портрет. На
фоне весенней степи изображена бабушка-калмычка, выжившая в трудный период
депортации, ее сын фронтовик, воевавший за Родину, и маленький ребенок, как
символ будущего. Схваченное мгновение жизни запечатлевается на картине очень
проникновенно и эмоционально. И яркая сочная зелень степи здесь, как родная стихия,
дающая надежду на светлую радостную жизнь.

     
Вот высказывание моей одноклассницы Аляевой Валерии, которое мне очень близко:
«Картина Кима Ольдаева «Возращение» знакома с младших классов по урокам истории
и культуры родного края. Она мне очень близка и дорога, потому что каждая калмыцкая
семья пострадала от незаконной высылки 1943 года. Изображенный сюжет напоминает
о страданиях народа в период депортации».

    
 По произведениям живописи мы можем представить и постичь жизнь, быт наших
предков, их отношение к природе, окружающей среде. Калмыцкие войны всегда
отличались своей доблестью. С
XVII
века они верою и правдою служили Российскому государству. В связи с этим мы
хотим рассказать о цикле картин художника Владимира Ошланова – «Дух война».
Картины написаны пастельными красками на оргалите акриловыми красками в
своеобразной манере, свойственной мастеру. Рассказывая о прошлом калмыков,
Ошланов удивительным образом соединил его с настоящим.  Калмыки издавна
вели кочевой образ жизни. Они с детства воспитывали своих сыновей хорошими наездниками,
ведь это определяло их дальнейшую жизнь. Степь неизменно присутствует на всех
картинах этого цикла.

       Счастливая
радостная мелодия степи! Так можно выразить творчество ещё одной талантливой
художницы И.В. Надбитовой. Особо привлекают картины с изображением калмыцких
ребятишек. Немного гротескные, решённые с чувством юмора, они виртуозно
исполнены на холсте маслом.  Эта жанровая сценка «Гадание на бараньей лопатке» вызывает
улыбку…  На степной траве расположились два забавных мальчугана. Они заняты
старинным калмыцким развлечением, разглядывая линии на бараньей лопатке. Молодая
элистинская художница подарила всем нам радость открытия удивительного мира, где
в основе его чувствуется родительская любовь к своим детям, и озаряющая
этим светом, сказкой искусство Калмыкии! 

                                                       
Заключение 

  
    Начиная наше исследование, мы поставили перед собой конкретную цель —  воспитание
ценностного отношения к природе через живописные полотна калмыцких художников.
С помощью поставленных задач цель достигнута.

     
Работая над этой темой, я соприкоснулась с произведениями живописи, отражающие
национальный колорит калмыцкого народа. Стала внимательно вглядываться в
обыденную жизнь, окружающих людей, природу. По-другому стала видеть степь, с её
седым ковылём, неповторимым запахом. Она как живое существо, она неотъемлемая
часть нашего народа.
Земля эта словно самой природой
создана для того, чтобы мы бережно к ней относились, чтобы чабаны разводили
здесь тонкорунных овец, чтобы по ее просторам гуляли табуны лошадей.

     
В процессе работы я глубже развила свои исследовательские навыки. Мне приходилось
много беседовать с людьми, общаться с работниками музеев, библиотек,
работниками культуры, что очень расширило мой кругозор. 

    
В дальнейшем мы хотим ближе познакомиться с творчеством молодых художников
Калмыкии и организовать творческую встречу с обучающимися нашей гимназии,
решившими выбрать живопись своей профессией. 

                          
Список литературы и источников

1.
Батырева С.Г. – Изобразительное искусство Калмыкии
XX
века (1957-2000 гг.)

2.
Гузик М.А. — Учебный путеводитель по МХК. – Просвещение, Москва, 2002 г.

3.
Данилова Г.И. и др. — Мировая Художественная Культура 11 класс. – Интербрук,
Москва, 2001 г.

4.
Пюрвеева Л.В. – Хёвта жирглин хаалгар. – ЗАО НПП Джангар, Элиста,2011 г.

5.
Этнопедагогика калмыков и национальная школа. Сборник статей — АПП «Джангар»,
г. Элиста, 1997 г.

6.
Альбом – Ким Ольдаев. Живопись. — Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2011 г.

7.
Художники Калмыкии. – Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2009 г.

8.
http://riakalm.ru

  • Придумайте рассказ по пословице малое слово большую обиду творит
  • Придумать рассказ о красоте воды родного края река волга
  • Придумайте рассказ по данному началу
  • Придумать рассказ о красоте воды родного края 2 класс окружающий мир
  • Придумать рассказ о зимних детских играх и забавах 2 класс